Контрольная работа

Контрольная работа на тему Древнерусская иконопись

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2013-10-03

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 13.1.2025


Ижевский государственный технический университет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Культурология»

Выполнил:                                                                  студент гр. ВВ – 11

                                                                                                                                                факультета МиМ
                                                                                      Корепанов А. А.
Проверил:                                                                             Сорокина М. В.
2002 год
Содержание
                                     
                                                                   стр.
Введение ………………………………………………………..  3
1.  История возникновения искусства иконописи …………...  4
2.    Икона – живой художественный организм ……………….   5
3.  Искусство иконописи ………………………………………   8
4.  Вековое развитие иконописи ………………………………  11
Заключение …………………………………………………….   14
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
          Древнерусская иконопись  - выдающееся явление мирового искусства, часть
драгоценнейшего наследия нашей национальной культуры, одно из ярчайших сви-
детельств духовного и художественного гения России.
      Начиная с X века – времени принятия Русью христианства в качестве государ-
ственной религии – тысячи храмов столетие за  столетием украшались драгоцен-
ными мозаиками, стенными росписями и иконами с  изображениями религиозных
сюжетов на темы истории жизни Христа, Богоматери, апостолов и многочислен-
ных последователей христианского  учения – проповедников,  аскетов – монахов и
мучеников за веру. Древнейшие центры искусства – Киев, Владимир, Новгород, 
Псков, Тверь, Москва – оставили нам бесконечное разнообразие местных памят-
ников живописи XI–XV веков, главным  образом  икон,  порой  весьма различных
по стилю, но всегда единых как по содержанию, так и по своим идейным основам.
Это внутреннее их единство постепенно, параллельно с объединением Русского
государства под эгидой Москвы, привело в XVI–XVII веках к сложению целостно-
го национального художественного канона, воплотившегося  в древнерусской ико-
не, канона, традиция которого в значительной степени продолжала сохраняться и
позднее – в XVIII–XIX веках, став с начала ХХ столетия объектом многочислен-
ных исследований, предпринятых историками культуры Древней Руси. Именно в
результате их общих усилий необычайное художественное богатство образной си-
стемы иконы, её эстетическая ценность и изначально заложенный в ней общечело-
веческий идеал красоты и высокого гуманизма стали достоянием современности.
1.     ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВА ИКОНОПИСИ
Искусство древнерусской иконописи восходит к культурной традиции Ви-
зантии, к той традиции, где на протяжении столетий (в основном приблизительно
с V по Х века) гармонично сплавились художественные достижения раннесредне-
векового Запада и Востока, эстетические ценности поздней античности (эллиниз-
ма) и малоазийской национальных культур (Египта, Сирии, Палестины), Закавка-
зья и сасанидского Ирана.
          Впитав в себя и творчески переработав это богатейшее византийское насле-
дие, Русь органично вошла в европейскую средневековую культуру, отбросив, од-
нако, - в силу  личного  духовного  миро чувствия – всё  чуждое её национальным
устремлениям: порой излишнюю  репрезентативность  имперского  византинизма,
несколько  холодноватую  “отстранённость”  образов  византийского  искусства, а
нередко и чисто внешне понимаемую им «пренебесную» красоту «горнего» мира.
          На смену всему этому приходит система собственных эстетических ценнос-
тей: большая свобода иконографического канона, большая теплота иконописных
образов и – что, быть может, важнее всего  –  гораздо  большая  обращённость ис-
кусства  к  «дольней»  (иначе  говоря  –  вполне  земной)  человеческой  жизни,  к
духовно свободной человеческой личности.
          2.  ИКОНА – ЖИВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОРГАНИЗМ
          Нигде и никогда икона не играла такой большой роли, как в России. Иконы
здесь издавна были непременной принадлежностью каждого здания – и храмово-
го, и общественно – гражданского, и просто жилого дома.
          Икона  (от  греческого «эйкон» - образ, изображение) совершенно не похожа
на обычную картину. В иконе передаётся отнюдь не то, что художник видит обыч-
но своими  глазами,  а  то,  что  он  усматривает  в  реальной действительности, так
сказать,  «духовными  очами»,  «внутренним»  взором,  -  прежде всего глубинные
«первосущности» вещей, «первооснову» всего бытия – то, что в античной филосо-
фии называлось «эйдосами», или «идеями», а средневековые христианские мысли-
тели именовали  «первообразами»,  или  «прототипами»  всего  вещественного ма-
териального мира, в том числе и каждого человеческого индивида. Иконопись по-
этому – сакрально – ритуальное  искусство,  призванное  возводить  «внутренний»
духовный взор каждого  зрителя  от образа к первообразу, от художественной реа-
льности изображения  –  например,  вполне  «земного»,  признанного «святым» ас-
кета – к запредельному (или, как говорили в древности,  к  «небесному») смыслу –
«прототипу»  этого  изображения. Отсюда в иконах преобладание иконографичес-
ких «типов», идеализирующая условность формообразующих элементов, необыч-
ность пространственно – временных связей, неизменность и  своеобразная непре-
ложность строгого набора самих композиций в виде более или менее постоянных
иконографических схем. Отсюда же и  сама столь часто  непривычная  для  совре-
менного глаза система средств художественной выразительности: это и обострён-
ная графичность, линеарность стиля, это и своего рода плоскостная  «ковровость»
композиций со специфическим характером «вывернутой» перспективы, это  и  яв-
ная идеограмматичность отдельных образов, это, наконец, и часто применяемый в
иконописи как бы «обратный»  принцип художественной передачи в  иконе  свое-
го рода «сверхдвижения»  (столь  характерного  для   динамики  духовной  жизни,
особенно  при  создании  гиперболизированных  образов  «святых»)  через  некий
«сверхпокой»,  внешне  выражаемый  в  подчёркнутой  статичности фигур, в отсу-
тствии глубины пространства и в своеобразной неподвижности, как бы «застылос-
ти» всех форм духовно «преображенного» в плоскости иконы «тварного» мира.
          Однако, несмотря на всю свою  каноническую  кодифицированность,  икона
всегда остаётся живым  художественным организмом, отражающим изменения ис-
торической жизни  нации,  все  нюансы мирочувствия и мировосприятия художни-
ков  той  или  иной  эпохи  и  даже  того  или иного  района. Почти в любом случае
можно указать на причастность иконы к той или иной местной школе живописи –
новгородской, псковской, тверской, ростово – суздальской, московской – в зависи-
мости от того, к каким художественным центрам России тяготели мастера – ико-
нописцы; точно так же среди икон легко определить и памятники, созданные ху-
дожниками, принадлежащими к кругу наиболее прославленных иконописцев
Древней Руси – Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова.
          Древнерусские иконы писались на дереве по меловому грунту темперой –
минеральными и растительными красками на яичной эмульсии – и покрывались
затем для усиления цвета и предохранения красочного слоя слоем тонкой прозра-
чной масляной плёнки – олифой. При написании фонов икон и нимбов вокруг го-
лов святых использовали светлые золотисто -–жёлтые краски или же тончайшие
листки чистого золота, которые должны были символизировать духовное сверх-
пространство или «небо» запредельного божественного мира. При этом и в самом
написании иконы, и даже в её естественных природных материалах древнерусс-
ким мастером неизменно усматривался внутренний мистический смысл, отражав-
шийся в актах специального молитвенного освящения и очищения всего творчес-
кого процесса -  освящались и краски, и даже вода для их разведения.
          Непременным условием творчества ставилась и необходимость личной ду-
ховной чистоты самого иконописца, ибо только такой мастер, как считалось на
Руси, был способен передать в иконе всю безмерность и красоту умозрительного
мира сакральных ценностей.
          Таким образом, как сам художник, так и создаваемые им произведения явля-
лись носителями глубоко нравственных идей и понятий, столетиями возвышав-
ших душу народа среди всех бед и разрух, войн и насилия, столь характерных для
эпохи средневековья.
3.      ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ
Искусство иконописи – особое искусство, чаще всего анонимное (мастера, как
правило, не подписывали  своих  имён на иконах), в которых в  силу  его  традици-
онности и жёсткой канонизированности личность художника могла  раскрыться в
основном за счёт нюансировки и акцентирования или отдельных элементов обще-
принятой эстетической системы, где  был  абсолютно  недопустим  произвольный 
полёт фантазии иконописца. Индивидуализировать это искусство было чрезвычай-
но трудно,  и  тем  не менее, как  показало  многовековое  развитие древнерусской
живописи,  истинному таланту, истинному художественному творчеству иконопи-
сный  канон отнюдь  не  служил помехой в раскрытии личной  творческой индиви-
дуальности:  как  метко подметил один из исследователей иконописи, П. Флоренс-
кий,  «трудные  канонические  формы  во  всех  областях  искусства  всегда  были 
оселком, на котором ломались ничтожества и заострялись настоящие  дарования».
Истинному художнику  было  достаточно сделать  ряд  сознательных, хотя и отно-
сительно небольших отступлений от традиционного  образца, чтобы тот получил в
новом произведении – на ту же привычную  тему  –  совершенно новое звучание, а
порой  и  значительно  обогащённое  внутреннее содержание, как бы повёрнутое к
зрителю неведомыми до того гранями. Живое человеческое чувство всегда  проби-
вается в древнерусской иконе сквозь жёсткий иконописный  канон;  любой  иконо-
писный  сюжет неизбежно окрашен личным мироощущением художника, тем чут-
ким лиризмом души, что издревле был присущ русскому человеку.  Недаром  ещё
до всеобщего признания древней иконописи  выдающимся  достижением отечес-
твенной культуры  Н. В.  Гоголь  в  середине прошлого века писал о  русских  ико-
нах:  « В них  нет  чрезмерной  восторженности,  экзальтации, но царит  спокойная
сила… Необыкновенный лиризм, рождённый верховной трезвостью ума».
          Хотя  культовое назначение и накладывало на древнерусскую иконопись оп-
ределённую печать условности и метафизической отвлеченности, она  никогда  не
была простой иллюстрацией религиозного учения. В произведениях  талантливых
мастеров прошлого века находили отражение и  реальный  исторический  процесс
бытия, и  все  изменения,  происходившие  в  самых недрах души русского народа,
весь рост его духовного потенциала. Благодаря именно такой активной жизненной
позиции древнерусским иконописцам удалось высказать и передать  даже  в  кано-
нических  сюжетах  своё  личное  отношение  к  окружавшей их действительности,
свои национальные эстетические и нравственные идеалы.
Вместе  с  тем  иконопись отнюдь не становилась излишне приземлённой, не
теряла присущей ей художественной возвышенности и  своеобразной,  почти  кос-
мической  надмирности. Если, по словам известного советского историка искусст-
ва М. В. Алпатова, христианский храм в целом мыслился как модель мира, космо-
са, а  храмовый  купол  представлялся подобием небосвода, то точно так же и каж-
дая икона понималась в свою очередь как подобие храма  и  модель  освящённого
космоса, и хотя «современный человек, как правило, не принимает средневековой
концепции духовного космоса», но «и его не могут не пленять порождённые этим
воззрением  плоды  поэтического творчества; светлый космический порядок, тор-
жествующий над силами мрачного хаоса».
          Иконопись  в Древней Руси являлась наиболее распространённым видом ис-
кусства.  Но  если  в  частном владении, в домах имелись, как правило, лишь икон-
ные изображения отдельных фигур Христа, Богоматери  и  различных святых, то в
церквах и соборах  к  ним  прибавлялись  и  иконы  с многофигурными сценами из
жизни Христа (так называемые праздничные иконы,  или  праздники); здесь же на-
ходилось  и  немало икон святых, чьи изображения сопровождались большим чис-
лом  сцен  их   жития,  содержащих  множество  занимательных  подробностей   и
дающих представление о той или иной исторической эпохе и обычаях людей того
времени.
5.      ВЕКОВОЕ  РАЗВИТИЕ  ИКОНОПИСИ
Параллельно с развитием  и  усложнением иконографической, собственно ком-
позиционной  основы икон в  древнерусской живописи  исподволь  происходило и
постоянное изменение образной и стилистической систем  в  их непосредственном
художественном проявлении.
          Так, иконы XII – XIII веков отличаются подчёркнуто  репрезентативной  мо-
нументальностью и внутренним спокойствием образов, порой напоминающих нам
о классических статуарных принципах античного искусства.
          В свою очередь бурная эпоха XIV века, явившаяся периодом  собирания  на-
циональных сил для отпора монголо – татарским  завоевателям, нашла  своё  отра-
жение в иконах необычайно динамичных, экспрессивных по форме, цвету и свету.
Важную роль в появлении подобного рода икон сыграли имевшие тогда место ре-
лигиозно – философские споры относительно природы и сущности божественных
«энергий» как формы проявления в мире самого Бога; связанное с этой проблема-
тикой мистическое  учение  о  божественном сверхприродном свете провозглаша-
лось в восточно – христианском мире (в том числе и средствами искусства) предс-
тавителями группы аскетов – «исихастов» («молчальников»). Именно происихаст-
ские черты явственно просматриваются в творчестве одного из ведущих мастеров,
работавших в Древней Руси на рубеже XIV – XV веков, - прославленного Феофа-
на Грека.
          Подобное экспрессивное направление в искусстве Древней Руси (особенно
ярко проявившееся в новгородских и псковских стенных росписях последней чет-
верти XIV века, а  также  в  ряде  икон  типа  псковского  «Собора  Богоматери»),
естественно, не могло не вызвать вскоре и своего рода реакции на него. Это проя-
вилось в стремлении к более спокойной и более уравновешенной системе образов.
И вот на смену удивительно напряжённой живописи исихазма приходит  гармони-
чное искусство Андрея Рублёва, его учеников и  последователей  –  вплоть  до зна-
менитого иконописца рубежа  XV  –  XVI  столетий Дионисия, автора прославлен-
ных стенных росписей Ферапонтова монастыря.
          Искусство  Рублёва  и  его  школы  по  праву  считается наивысшим взлётом
древнерусской живописи. Вообще искусство XV века явилось самой блестящей и
одухотворённой страницей в истории древнерусской культуры; творческие дости-
жения этой эпохи служат в дальнейшем неизменным, хотя и более недосягаемым,
художественным эталоном для мастеров – иконописцев XVI столетия.
          В  XVI  веке, насколько оскудевал духовно – нравственный смысл, духовная
глубина самой подосновы творчества и насколько средневековый символизм куль-
туры перерождался в  более рационалистический «аллегоризм», настолько же бле-
днел и язык художественных средств средневекового искусства. На всём протяже-
нии  XVI  века  параллельно со всё большим «огосударствливанием» и «обмирще-
нием»  всех  сфер  жизни общества – в силу всё большего укрепления централизо-
ванной самодержавной  власти – шаг за шагом складывается искусство совершен-
но иного  типа,  при  внешнем сохранении всё той же средневековой эстетики, ис-
кусство, ассоциирующееся (хотя и с некоторой степенью условности) с понятием
«неоклассицизма» как чего – то достаточно тяжелого, достаточно холодного, дос-
таточно  умелого,  хотя  и   той   умелостью,   что   порождается  у силенным,  но 
весьма внешним подражанием классическим  образцам  искусства  прошлого. Для
иконописи эпохи Ивана Грозного всё более  характерным становятся строгие, тем-
ные лики и такие же строгие, тёмные,  глуховатые  краски  –  древнерусская икона
переживает в это время период определённого кризиса, из которого она вновь вы-
ходит лишь с начала следующего, семнадцатого столетия, крестьянской народно –
декоративной эстетике, с другой – к всё более проникающим с Запада началам ре-
алистического искусства.
          Иконы  XVII  века поэтому отмечены как явно проступающим в них интере-
сом художников к реальным сторонам окружающей действительности,  так  и  всё
более  усиливающейся  декоративностью, стремлением к особой тонкости и изощ-
рённости исполнительской  манеры,  присущей, например, мастерам царской Ору-
жейной палаты.
          Эти же основные эстетические принципы оставались  почти  неизменными и
в позднейшей иконописи XVIII – XIX веков, разумеется  в  том  её  русле,  которое
оставалось исконно традиционным.
          ЗАКЛЮЧЕНИЕ
          Духовная и художественная значимость русской иконописи общепризнанна,
и слава её давно перешагнула границы нашей страны.
          Было бы неверно сводить значение иконы лишь к функции историко – напо-
минательной:  ещё  более  ценилась средневековым человеком её способность ука-
зывать на высший духовный смысл бытия – иконные образы в своей космологиче-
ской устремлённости как бы вбирали в себя все иерархические уровни человечес-
кой истории и провозглашали при том непреложный во все времена закон любви
человека к человеку – как всеобщий закон человеческого существования.
          Можно сказать, что активно провозглашаемое понятие о светлых духовных
началах  человечества является  основным  внутренним  смыслом  древнерусской
иконы  на  всём  протяжении  её  существования. Думается, что в первую очередь
именно поэтому столь, казалось бы, удалённое от нас по времени  искусство  ико-
нописи и ныне не оставляет равнодушным современного зрителя не только в Рос-
сии, но и далеко за её пределами.
         
ЛИТЕРАТУРА
1.     Большая советская энциклопедия. Третье издание. – М.: изд. «Советская энци-
клопедия», 1972.
2.     Брук Я. В. Живое наследие. – М., 1970.
3.     Древнерусское искусство. – М.: 1970.
4.     Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. – М.,
1970.
5.     Малков Ю. Г.  Русские иконы XII – XIX веков. – М.: изд. «Искусство», 1988.

1. Реферат Судебная медицина в России и зарубежом
2. Диплом Земельные ресурсы Казахстана
3. Курсовая Безалкогольные напитки
4. Курсовая Подготовка, переподготовка и повышения квалификации персонала
5. Реферат на тему Impact Assessment Essay Essay Research Paper Solid
6. Курсовая Становление волонтерской деятельности в молодежной среде России
7. Реферат Рейтан, Тадеуш
8. Сочинение на тему Ономасиологическая доминанта в лингвистической концепции В Гумбольдта
9. Реферат на тему Native American Relations Essay Research Paper During
10. Реферат на тему Система личностного ориентированного образования