Контрольная работа Поведение человека, как синтез его физиологических особенностей и социального опыта
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Содержание
Введение……………………………………...…………………………………………3
1. Синтез физиологических особенностей и социального опыта……………..……4
1.1. Этапы социализации………………………………………………………..….4
1.2. Социальные обстоятельства в формировании личности…………………….8
2. Сознательное и бессознательное в поведении человека………….…………….10
2.1. Что заложено в нашем подсознании?………………………..………………14
Заключение…………………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………...…………….18
Введение
Формирование характера и поведение человека довольно сложный и длительный процесс, который зависит от множества факторов. Какой будет взрослая личность, в наибольшей степени зависит от социального опыта, формирование которого начинается с рождения.
Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, такие как: макросоциосреда, микросоциосреда, воспитание, деятельность, социальные взаимоотношения. Наряду с социальными обстоятельствами немалую роль играют: биологический фактор, физиологические особенности человека, своеобразие морфологии мозга, общение и т.п.
Характер, поведение, привычки могут меняться в течении жизни, но наиболее важные черты закладываются в детстве.
Поведение человека зависит от работы мозга, как в сфере сознания, так и в сфере бессознательного, где протекают сложные нервные процессы, во многом управляющие поступками человека.
В данной работе я постараюсь раскрыть обобщенность физиологических особенностей и социального опыта человека, в частности этапы социализации и социальные обстоятельства в формировании личности. Также моей целью является изучение сознательного и бессознательного в поведении человека.
1. Синтез физиологических особенностей и социального опыта
1.1 Этапы социализации
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Социализация личности — это процесс овладении человеком социальными и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития личности через освоение человеком материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.
Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его, производит соответствующие изменения в социальной и природной среде. Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт, с другой — проявляется индивидуальность человека.
Наиболее стойкие черты характера (общительный или замкнутый, активный или пассивный, альтруист или эгоист) формируются к 3 – 5 годам. Это обстоятельство очень важно учитывать молодым родителям. Увлечение безаппеляционными запретами, воспитание окриками и угрозами на всю жизнь может привить со значительной вероятностью психологию раба, подличающего и пресмыкающегося перед тем, кто сильнее, и обращающегося в беспощадного и жестокого деспота по отношению к тем, кто слабее. Постоянные запреты в раннем возрасте могут сделать человека на всю жизнь пассивным и безразличным.
Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:
1. стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: “ид” – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; “эго” – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и “суперэго”, или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.
Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7 лет), стадия конкретных операций (с 7 до 11 лет), стадия формальных операций (с 12 до 15 лет).
Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд
предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).
В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного “Я”. Он просто продолжает жизнь эмбриона, как части материнского тела. Даже различение физических границ собственного тела от всего остального мира является результатом довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью его собственного тела, как, например, пальцы или руки.
Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального – довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он осознает, что мужчина – это папа, женщина – это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие “Я”, осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного “Я”. Все дальнейшее формирование человека как личности – это построение собственного “Я” на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом, осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и
одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт.
То, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого индивида. Известны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде животных. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного “Я”, так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.
1.2 Социальные обстоятельства в формировании личности
Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся прежде всего следующие:
1. макросоциосреда - общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе и т.д.;
2. микросоциосреда — это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой;
3. воспитание — специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы.
4. деятельность — игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные ее виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения;
5. социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, и прежде всего общение с другими людьми.
Наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности играет биологический фактор, физиологические особенности человека, особенности общих и специфических типов высшей нервной деятельности, своеобразие морфологии мозга и т.п. Особую роль в формировании и становлении личности, ее отдельных структур играют общение, другие виды взаимодействии человека с непосредственным социальным окружением и деятельность. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных действий — происходит социализация личности, формируется и развивается ее субъектность.
Характер, поведение, привычки могут меняться в течение жизни, но наиболее важные черты, определяющие поведение в экстремальных ситуациях, когда не остается времени на раздумье, закладываются в детстве.
2. Сознательное и бессознательное в поведении человека.
Поведение человека зависит от работы мозга, как в сфере сознания, так и в
сфере бессознательного, где протекают сложные нервные процессы, во многом управляющие поступками человека.
Зона сознания – это та сфера, где мы ощущаем себя людьми, где мы
анализируем факты и принимаем решения. Мы отождествляем деятельность мозга с нашей зоной сознания. И в то же время мы не ощущаем, не оцениваем огромное число мыслительных процессов, протекающих вне нашего сознания.
Зона бессознательного – условно может быть разбита на зону подсознания и
зону первичной обработки информации. В зоне подсознания концентрируются все сложные системы нервных связей, фиксирующих всю информацию, которую в течение жизни получал человек – то, что называют памятью. Под гипнозом из памяти можно извлечь все, что видел, слышал, читал человек в течение жизни. Мы запоминаем все, но от излишней нервной перегрузки нас избавляет выборочность извлечения сведений из памяти. Здесь же расположены многообразные, очень сложные, формирующиеся в течение жизни системы нервных связей, определяющих отношение к жизни, к людям, к труду и многому другому. Бессознательное - защитная функция организма. Оно отвечает за генетическую память и отчасти формирует характер человека.
Две идеи психологически глубоко коренятся в человеке: самозащита и самосохранение. Для самозащиты человек создал Бога, от которого он зависит в своей защите, сохранности и безопасности, подобно как ребенок зависит от своих родителей. Для самосохранения человек выносил идею Бессмертной Души, которая будет жить вечно. В своем неведении, слабости, страхе и желании человек нуждается в этих двух вещах, чтобы утешить себя. Потому он глубоко и фанатично цепляется за них.
Именно на этих двух идеях основывается дальнейшее поведение человека.
Из чувства самозащиты человек стремиться скрыть свой слабые места, за счет наглости, грубости или самоуверенности.
Из чувства самосохранения человек принимает условности конкретного общества, в котором живет. Его "настоящее" уходит вглубь и проявляется в бессознательных действиях, либо во сне.
В бессознательном, как уже говорилось выше, заложена генетическая память, которая и формирует основы характера - предрасположенность к чему-то на физическом, интеллектуальном и эмоциональном уровнях. Ребенок, родившийся с определенным набором предрасположенностей, развивается в определенных условиях: климат, социальная, расовая и религиозная принадлежность, а также испытывает постоянное воздействие со стороны родителей и других окружающих людей. При этом родители играют огромную роль в становлении не только сознания, но и бессознательного в ребенке. Они считают, что знают, каким он должен быть, т.е. заранее выбирают ему путь.
Родители имеют свое представление о предпочтительном (для них) варианте выбора форм воспитания, образования. И не задумываясь над предрасположенностями маленькой личности, определяют нормы поведения, формы социальной, физической и половой идентификации. Их пугают изменения, происходящие в ребенке, им непонятны причины его поведения (которые не укладываются в выбранные ими рамки), переживаний, высказываний. При этом они не задумываются, что их представления строятся не на свойствах ребенка, а на удобстве самих родителей. Это выражается в нескольких формах родительского поведения:
1. родитель стесняется своего ребенка;
2. пренебрегает им;
3. переносит на него свои негативные черты;
4. хочет, чтобы он соответствовал какому-то идеалу.
То есть, с самого момента рождения происходит насилие над личностью. Маленькому человеку навязывают манеру поведения, какие-то правила. На него изливаются чужие слабости и неосуществленные желания. Именно в этот период происходит как бы конфликт между заложенным в ребенке (бессознательном) и условностями (сознательным). Отсюда комплексы, нервные срывы, агрессия и прочие психические расстройства, которые проявляются все чаще и раньше (по возрасту) с каждым поколением.
Этого не происходило бы, если во время воспитательного процесса родителями учитывались такие факторы, как бессознательная память и бессознательная мотивация.
Бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач.
Бессознательная мотивация влияет на направленность и характер поступков, а также на многое другое, неосознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах.
Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес Зигмунд Фрейд. В своих работах он придавал большое значение такому яркому проявлению бессознательного, как сновидения.
Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.
Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидения принадлежит. Эти два случая - детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня.
В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека (т.е. противоречат условностям - этическим нормам общества, в котором формировалась личность), то их явное проявление во сне дает определенную разгрузку. Другими словами: "сон разума рождает чудовищ". Подсознательные мысли превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.
Однако, согласно Фрейду, даже во сне подсознание человека связано некой цензурой, которая искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными.
Здесь стоит снова вернуться к современной физической картине мира. Глубинная волновая структура Вселенной не может не влиять на человека, организуя волновой характер работы его мозга. Соответственно, возвращаясь к уже сказанному, сновидение – не что иное, как переработка информации полученной на бессознательном уровне.
2.1 Что заложено в нашем подсознании?
Потребности
. Их условно можно разделить на первичные (то, без чего невозможно жить) и вторичные, определяющие условия, в которых люди хотели бы жить и работать, т.е. на физиологические, духовные и эстетические.
Ряд психологов (А.Маслоу) полагают, что полноценное развитие духовных и эстетических потребностей оказывается возможным только при удовлетворении физиологических потребностей. В неблагоприятных условиях большинство людей останавливаются на уровне низших потребностей, поисков защищенности, хорошего отношения, поглощающих у них всю их энергию.
Если существуют потребности, то, естественно, должна существовать и определенная иерархия (к чему надо стремиться в первую очередь и чего необходимо избегать). Эти характеристики значимости тех или иных потребностей называются ценности, а их сочетание – ценностные ориентации.
Как потребности, так и ценности формируются у людей в основном при их многократных контактах с другими людьми, при неоднократном столкновении с различными ситуациями. В то же время формирование определенных ценностей и жизненных позиций может происходить достаточно быстро при неожиданных эмоциональных воздействиях.
На формирование потребностей и ценностей в силу этого очень большое влияние оказывают ценности, традиции, нормы поведения семьи и того социального слоя, в котором живет и воспитывается человек, традиции и обычаи общества, ближайшего окружения человека.
Сочетание всех этих воздействий может быть крайне разнообразным, и этим определяются различия, индивидуальность людей. В тоже время окружение человека и его ценности и традиции определяют вероятность тех или иных ценностных ориентаций.
Ценности определяют поведение людей, особенно в экстремальных ситуациях, когда не остается времени на раздумье, на логический анализ ситуации. Важно и то, что каждый человек воспринимает заложенные в его подсознание потребности и ценности, как определенные предпочтительные общечеловеческие нормы поведения. И люди совершенно искренне не могут понять поступков других людей, ведущих себя иначе, чем в этих условиях себя повели бы они сами.
Мотивации, мотивы поведения людей – это побуждение к деятельности, осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Мотивы у каждого человека могут быть различными и достаточно многообразными, и они определяются ценностями и потребностями человека.
Установки – представляют собой программы поведения людей в определенных ситуациях, преимущественную заранее наработанную последовательность действий. Установки позволяют выполнять эти действия в определенном полуавтоматическом режиме. Работа по установкам упрощает нашу жизнь.
Стереотипы – представляют своеобразные «трафареты», заложенные в подсознании, позволяющие быстро оценить качество людей или ситуаций, с которыми приходится сталкиваться. Это относительно устойчивые, хотя и упрощенные образы, возникающие при нехватке информации (и необходимости быстрого принятия решения) в результате обобщения личного опыта и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе (социальной группе).
Стереотипизация упрощает и облегчает принятие решений, оправдывает привычные действия в сложных ситуациях.
Существование у каждого сложных систем потребностей, ценностей, мотивов, установок и стереотипов делает каждого индивидуальным, непохожим на других, в огромной мере упрощает нашу жизнь, так как, в итоге, в нашем подсознании обобщен и наш личный опыт и опыт предыдущих поколений, реализовавшийся в традициях семьи, социального слоя, общества.
Мышление людей, наши стереотипы, установки, ценности и потребности отличаются значительной инерционностью и это является главным препятствием при разрешении сложнейших проблем, стоящих перед каждым человеком.
Возможно изменение потребностей, установок и стереотипов, образа мышления, но это требует от каждого человека немалого расхода времени и нервной энергии.
Анализируя проблему "бессознательного", можно концентрировать внимание на разные её аспекты.
"Бессознательное" может изучаться как особая форма отражения внешнего мира, т.е. как область физиологических и психологических реакций, которыми организм отвечает на сигналы, без того, чтобы весь процесс этого реагирования или отдельные его фазы осознавались. "Бессознательное" можно исследовать и в ином аспекте - в плане анализа динамики и характера отношений, которые складываются при регулировании поведения между "бессознательным" и деятельностью сознания и которые очень по-разному толкуются различными теоретическими направлениями и школами. Наконец, в качестве самостоятельной проблемы может выступать вопрос о механизмах и пределах влияний, оказываемых "бессознательным" на активность организма во всем диапазоне ее проявлений. Помимо этих трех аспектов, существует и ряд других.
В условиях реальной психической жизни все эти разные планы проявлений "бессознательного" неразрывно связаны между собой. Вместе с тем при экспериментальном и теоретическом анализе они нередко выступают дифференцированно, постольку каждый из них требует своего раскрытия особых методических приемов и особого истолкования.
Заключение
Процесс социализации играет одну из ведущих ролей в становлении личности. Этот процесс происходит через освоение человеком социальных и личностных отношений, материальной и духовной культуры, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности. Основной этап формирования личности происходит в детстве. Важно уделить этому особое внимание, так как если воспитывать ребенка окриками, угрозами и запретами, то можно нанести ребенку душевную травму, которая в будущем отразится на его поведении и отношении к окружению.
В отличие от социализации детей, которая формирует ценностные ориентации, социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение.
Поведение человека делится на 2 зоны:
1. зона сознательного - та сфера, в которой мы анализируем факты и принимаем решения;
2. зона бессознательного – отвечает за генетическую память и отчасти формирует характер человека.
Нервные срывы, комплексы, агрессия и прочие психические расстройства происходят из-за того, что с рождения происходит насилие над личностью. Ребенку навязывают манеру поведения, какие-то правила, на него изливаются чужие слабости и неосуществленные желания. Отсюда происходит конфликт между заложенном в ребенке (бессознательным) и условностями (сознательным). Стоит задуматься об этом в процессе воспитания своего ребенка.
Список литературы
1. Социология. Словарь-справочник. – М.: 1990
2. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. – М.: 1999
3. Фролов С. С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: 1998
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001.
6. Радугин А.А. Психология: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2003.
7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2000.
8. Лысенко Е.Е., Коваленок Т.П. Общая психология. Учебно-практическое пособие. – М.: МГАУ им. В.П. Горячкина, 2001.