Контрольная работа Социологический анализ причин развития и сущности сектантства
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТРАНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ
Филиал РГГУ в г. Красноярске
Петракова Елена Викторовна
ТЕМА: Социологический анализ причин развития и сущности сектантства
Контрольная работа студентки 3 курса заочной формы обучения
Специальность: «Документоведение и документационное обеспечение управления»
Проверил:
Красноярск 2009
Содержание:
Введение ………………………………………………………..…..……3
1. Определения термина «секта»………………………………..……..4
1.1. Признаки секты…………………………………………….….…..6
1.2. Классификация сект………………………………………….……6
2. Секты в современном мире
2.1. Секты в России …………………………………………….…….…9
2.2. Секты и социум……………………………………………………..10
2.3. Секты и государство………………………………………………..11
2.4. Секты и семья………………………………………………………..13
2.5. Секты и система образования………………………………………..14
3. Методы борьбы с сектантством. ……………………………………….15
Заключение. …………………………………………………………………17
Введение.
Наше время характерно тем, что появился большой интерес к проблемам духовной жизни. Западная цивилизация в течение многих столетий пыталась, как бы отменить духовность, объясняя духовную жизнь материалистически, социологически, рационалистически. В результате духовная жизнь человека стала казаться чуть ли не выдумкой, фикцией, иллюзией, которая может быть иногда чем-то полезным, но не реальным и серьезным. И вот в двадцатом столетии люди, которые могли бы считать себя реалистами в наибольшей степени - политики, бизнесмены, ученые - обращаются к услугам духовных учителей, стараются использовать какие-то духовные “силы”, пытаются научно исследовать некие духовные “энергии”. То, что в западной цивилизации совершалось столетиями - отказ от истинной духовной жизни, основанной на Божественном Откровении, прельщение человека “духом века сего”, духом материализма и приверженности исключительно земным ценностям, и, в итоге, увлечение псевдодуховностью, - в России случилось гораздо быстрее и разрушительнее. После десятилетий господства богоборческого материализма наступает время увлечения духовностью без разбора ее содержания. Сегодня человеку предлагается широкий выбор различных духовных учений и практик. Но чтобы сориентироваться в этом видимом многообразии духовных течений необходимо знать критерий, по которому можно различать духовность истинную от ложной.
По оценкам специалистов в современном мире существует от нескольких сотен до нескольких тысяч сект. Такая множественность сект не случайна. Даже по своей этимологии слово “секта” означает нечто отделенное от целого. Секта - это всегда противопоставление себя Истине. Цель моей работы показать, что же явилось причиной возникновения сектантства. Дать понятие слову «секта» и сущности сектантства. Следует отметить, что в рамках отдельных дисциплин, в частности, социологии, социологии религии, религиоведения, исследование теоретических и практических проблем сектантства не сможет избежать узкопредметности и необъективности. Необходимо целостное, многостороннее исследование данного сложного феномена. Научная дисциплина, изучающая различные аспекты развития сектантства, влияющие на жизнь отдельной личности и всего общества в целом, находится в стадии становления. Поэтому на данный момент изучение этого уникального социального феномена, и его, наиболее опасных для безопасности личности и государства форм, возможно в рамках социальной философии.
Объектом исследования - является сектантство как уникальное социальное явление, существующее в различных социально-политических, экономических условиях и ориентированное на изменение окружающего социума, а также различные формы его проявления в современном мире.
1. Определения термина «секта».
Если мы откроем Конституцию РФ, то можем там прочитать, что Россия является «светским государством», но означает ли это, что она является атеистическим государством? Нет, так как атеизм представляет собой одну из форм идеологии, а в России, согласно Конституции, «признается идеологическое многообразие… Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Таким образом, человек, придерживающийся материализма или иного мировоззрения, не имеет привилегий по сравнению с человеком, исповедующим христианство.
Сектантство – это, прежде всего, проблема мировоззренческого характера. И любой образованный человек путем сравнительного богословского или религиоведческого исследования христианского вероучения и учений сект, имеет полное право делать самостоятельные выводы о том, насколько они соотносятся друг с другом.
К сожалению, до сих пор не существует единого определения такого понятия, как «секта», правильнее будет сказать, что существуют многие десятки определений. Это связано главным образом с тем, что каждый специалист определяет данное явление, исходя из своей собственной мировоззренческой позиции, так как сектоведение не относится к тем наукам, которые носят экспериментальный характер. Поэтому в сектоведении, как в философии и религиоведении, огромное значение имеет позиция автора определения, его отношение к данной проблеме.
Наиболее популярными подходами к пониманию проблемы сектантства можно назвать следующие: подход внеконфессионального религиоведения (атеистического по своей сути); подход конфессионального богословия (православного, католического, протестантского); психологический и социологический секулярные подходы.
В современном Православии чаще всего используют понятие «тоталитарная секта», которое ввел профессор церковной истории А.Л.Дворкин: «Тоталитарная секта – это авторитарная организация, главным
смыслом существования которой являются власть и деньги, для получения которых секта прикрывается псевдорелигиозными, псевдокультуроведческими и другими псевдоцелями. Многочисленные психокульты также относятся к тоталитарным сектам».
Определения термина «секта» в рамках социологического подхода основаны, главным образом, на той роли, которую секты играют в социуме. Одним из первых социологов, попытавшихся определить понятия «секта» и «церковь», был Эрнст Трёльш (1931 г.). Его определения строились на массе мелких признаков и показателей, поэтому были малопригодны на практике.
В качестве примера раскрытия понятия «культ» в рамках социологического подхода можно привести определение, предложенное американским ученым Джанджей Лалих, которое опирается на исследования известных западных социологов – Роберта Джея Лифтона и Бенджамина Заблоки: «Культом можно назвать слабо связанное социальное движение, которое поддерживает единство с помощью общего подчинения харизматическому лидеру. Он требует высокого уровня преданности культу от его членов в словах и делах».
Как видим, социологическое определение в деле православной миссии среди сектантов не может иметь практического применения и значения, так как ничего не говорит о вероучительных основах групп.
1.1. Признаки секты.
Секта – это авторитарная иерархическая организация, которой свойственны следующие признаки:
– исповедание своей «богоизбранности» и «уникальности» в противостоянии традиционным религиям;
– создание собственной интерпретации смысла Библии вне толкований исторически сложившихся богословских школ;
- строгая иерархичность организации (руководство секты, рядовые адепты, неофиты);
– активное применение методов манипуляции сознанием своих членов с целью переориентации имеющихся у них основных жизненных ценностей на узкогрупповые ценности, исповедуемые данной организацией;
– создание психологической зависимости человека от организации и ее лидеров;
– сокрытие информации о своих вероучениях и практике, объясняемое их внутренней «сакральностью»;
- причинение физического, морального и материального вреда как адептам, так и не членам секты.
1.2. Классификация сект
На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации сектантских организаций. Связано это с трудностью указания четких параметров, наличие которых позволяло бы отнести конкретную общину к определенной группе сект. Например, мормоны называют себя христианами и немало говорят о Христе, при этом их доктрины имеют явно оккультный характер и ни с какими формами традиционного христианства несовместимы. Как их классифицировать? Как псевдохристианскую секту или как оккультную организацию? Часто одна и та же организация может иметь признаки, позволяющие отнести ее к совершенно различным категориям сект. Поэтому, относя секту к той или иной группе, необходимо осознавать известную долю условности осуществляемой классификации. Для общего понимания проблемы можно привести несколько видов классификаций:
I. Классификация по происхождению и сфере влияния.
1. Западные – т.е. секты, происходящие из Европы и Америки, имеющие христианские корни (например, «Свидетели Иеговы», мормоны);
2. Восточные – т.е. секты, в основе которых лежат переработанные и искаженные индуизм, буддизм, ислам (например, Общество Сознания Кришны, Брахма-Кумарис);
3. Национальные – российские секты (например, Церковь последнего завета (Виссарионовцы), Богородичный Центр);
4. Транснациональные секты (международные). Сюда относятся секты, имеющие целую сеть своих филиалов по всему миру (например, муниты, те же «Свидетели Иеговы»).
II. Классификация по принципу самоопределения или имитации.
1. Псевдохристианские секты: «Богородичный центр», «Церковь последнего завета», мормоны, «Свидетели Иеговы» и т.д. Характеристика: стилизуются под христианскую конфессию. Для данного типа групп характерны: искажение толкования Священного Писания по сравнению с традиционно сложившимися богословскими школами.
2. Псевдовосточные секты: Брахма-Кумарис, культ Сатья Саи Бабы, Сахаджа Йога, культ Ошо Раджниша, Тантра-Сангха, культ Шри Чинмоя, Общество Сознания Кришны и т.д. Характеристика: приписывают себе традиционность восточных религий, претендуют на передачу истинной духовной традиции, заявляют о своей совместимости с христианским вероучением.
3. Псевдонаучные: парапсихология, сайентология и т.д. Характеристика: стилизация научности, «игра» в науку. При этом научные критерии решения проблем полностью отсутствуют.
4. Культы здоровья: последователи Порфирия Иванова, ребефинг, христианская наука и т.д. Характеристика: общим для данной группы сект является утверждение приоритетной ценности физического здоровья и долголетия.
5. Оккультные направления: агни-йога, теософия, антропософия, астрология, магия, экстрасенсорика, биоэнергетика, хиромантия и т.д. Характеристика: претендуют на обладание некими «тайными знаниями», дающими власть над «силами вселенной».
6. Неоязыческие: «Веда», «Вервольф», «Вятичи», «Индеанисты» и т.д. Характеристика: возрождают языческие культы.
7. Коммерческие секты: все организации, имеющие пирамидальную структуру и основывающие коммерцию на идеологии (например, «Гербалайф»). Характеристика: коммерческая деятельность организаций данного типа окрашена в мистические тона.
Но существуют и другие типы классификаций. Например, можно классифицировать секты по времени их основания. Дореволюционные классификации разделяли сектантские движения на простонародные и интеллигентские; а также на евангелические, т.е. опирающиеся на Священное Писание, и духовные, в основу которых положен духовный опыт основателя секты. Но все подобные типы классификаций на сегодняшний день имеют значение лишь при изучении истории сектоведения. В практике современного сектоведения они не используются.
Исходя из вышесказанного видно, что сектантство является уникальным социальным феноменом, существующим на протяжении длительного исторического периода и, проявляющимся в разных социальных, политических, экономических условиях в религиозной, псевдорелигиозной и светской формах.
2. Секты в современном мире
2.1. Секты в России
Сектантство в России существовало всегда. В современной России бурная деятельность сект началась в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Распад СССР, перемена в образе жизни бывшего советского человека, начавшаяся переоценка прошлого страны и, как следствие, разрушение ценностных установок общества – все это способствовало формированию в обществе чувства растерянности и неуверенности в завтрашнем дне. Отсутствие психологической стабильности, полная религиозная безграмотность населения создали питательную среду для сектантства.
Все вышеназванные факторы не могли не сыграть свою роковую роль в том, что первоначально деятельность сект не встречала никакого отпора. Многие из сектантских лидеров встречались с высшим руководством страны, что также способствовало усилению их активности в России. Но постепенно накапливавшийся опыт практического знакомства с деятельностью сект положил начало формированию ответной негативной реакции со стороны общества: Первыми на проблему откликнулись родители, чьи дети попали в секты. Стали появляться родительские комитеты. Созданные на общественных началах, они объединили родителей и близких родственников пострадавших. Что можно сказать о работе этих организаций? К сожалению, как в период своего зарождения, так и сейчас родительские комитеты не представляют собой серьезной силы. Данные организации разъединены. В основном, не имеют никакого финансирования. Люди, состоящие в этих организациях, не получают за свою деятельность никакого материального вознаграждения. Они очень немногочисленны, в их рядах отсутствует единая выработанная позиция по вопросу решения проблемы сект. Чаще всего данные организации занимаются сбором и распространением информации о деятельности сект, работают с СМИ, пытаются настоять на решении о судебном запрете деятельности сект в нашей стране, поддерживают, большей частью психологически, тех, кто, так или иначе, пострадал от деятельности сект.
Большинство антисектантских обществ ставит перед собою цель добиться реализации следующих задач:
– обеспечения гражданам РФ свободного доступа к информации о деятельности и религиозной практике сектантских организаций;
– соблюдения сектантскими организациями, осуществляющими свою деятельность на территории России, законодательства РФ, особенно в сферах здравоохранения и образования;
– запрета деятельности тех сектантских объединений, которые в своей практике совершают деяния, предусмотренные Гражданским и Уголовным Кодексами РФ;
– отмены повторной юридической регистрации религиозных организаций, запрещенных органами юстиции РФ, но изменивших свое официальное название.
2.2. Секты и социум
Секты существуют рядом с нами. Взаимный контакт сект и социума неизбежен. Отсюда возникает вопрос: что определяет отношение сектантских сообществ к государству, семье, светскому законодательству? Прежде всего, их вероучения, в которых заложены основные принципы отношения к миру и представление о собственном статусе в нем. Все секты провозглашают свою «богоизбранность», свою элитарность. Окружающий мир в лучшем случае считается несовершенным, из чего следует вывод, что его надо сделать лучше путем обращения всех в свою веру. В худшем случае считается, что мир есть зло, он находится во власти дьявола. Тогда терпимость к миру меняется на жесткое противостояние ему. Мы – хорошие, они – плохие. Мы спасемся, они погибнут. Необходимо учитывать, что мотивация к действию у сектантов намного выше, чем у большинства людей, степень преданности своей организации также обычно очень высока. В сектах отучают от самостоятельного мышления, в них учат подчиняться. Зная о существовании подобных сектантских установок, нетрудно понять, какие проблемы возникают при столкновении интересов общества и интересов сект.
2.3. Секты и государство
Несмотря на то, что существует множество характерных черт, общих для всех сект, между сектантскими движениями есть также и серьезные различия, в частности, различна степень деструктивности их воздействия на личность адепта. Неправильно было бы ставить знак равенства между сектой АУМ Синреке, последователи которой печально известны газовой атакой в метро города Токио, и «Свидетелями Иеговы», которые, на сегодня, не замечены в уголовных преступлениях. Далеко не все секты призывают своих членов взять в руки оружие и приступить к террористической деятельности. Замкнутые секты, в которых люди, живут закрыто от социума, имеют возможность более жестко контролировать своих адептов, чем организации, последователи которых живут в миру, равно как секты, с преимущественно молодежным составом, например «Белое братство», часто более деструктивны, чем уже устоявшиеся организации, скажем, мормоны. Имеет значение и то, насколько сформировалось учение секты: чем менее устоялось учение секты, тем менее стабильна сама секта. Ниже перечислены основные проблемы, которые чаще всего возникают у государства с сектами:
1. Отказ от участия в голосовании. Практикуется, например, сектой «Свидетели Иеговы», которая учит, что существует лишь одно правительство на земле, так называемая «Правящая корпорация в Бруклине».
2. Захват политической власти, как одна из целей существования организации.
3. Террористическая деятельность некоторых сект. Печально знаменита в этом смысле секта АУМ Синреке.
4. Уголовные преступления. В них уличены, в частности, представители Общества Сознания Кришны.
5. Сбор разведывательной информации.
6. Внушение своим адептам идей подобного рода: «Патриотизм есть последнее убежище подлеца». Отрицание всякой национальной самобытности. Стремление воспитать индивидуума, не имеющего ни исторической памяти, ни психологической привязанности к семье, к Родине.
7. Информационный террор против неугодных политических деятелей, в основном через подкупленных представителей правозащитных организаций.
8. Разрушение сектами единого информационного поля.
9. Проникновение представителей сектантских организаций в органы власти.
Как же должно государство относиться к сектам? Государство по своей природе обязано стремиться к поддержанию собственной целостности и, следовательно, бороться с теми явлениями в обществе, которые представляют для нее угрозу, которые способны ее ослабить. Отношение государства к любой организации во многом зависит от толерантности этой организации к существующим и поддерживаемым государством социальным институтам и принципам его построения. Прежде всего, секта не должна входить в конфликт с законодательством той страны, на территории которой она находится. Исповедуемые сектой принципы не должны носить деструктивный характер и подпадать под действие уголовного права.
Каждый человек имеет право на свободу слова и свободу выбора вероисповедания, и никто не может ограничивать права окружающих, предоставляемые законом, в том числе и сектанты.
2.4. Секты и семья
Руководители сект любят спекулировать семейными ценностями. Часто в секте имитируются семейные отношение: лидер – отец, если лидером является женщина – мать, последователи – дети. Все вместе – единая «семья». Например, муниты считают, что есть только одна «истинная семья» – Сан Мён Мун и его четвертая супруга, которые играют роль «истинных родителей», последователи – их дети. Установки подобного рода, навязываемые в сектах, порождают, в частности, следующие проблемы:
1. Разрушение семей.
2. Появление детей, брошенных родителями-сектантами, и престарелых родителей, оставленных на произвол судьбы детьми, полностью поглощенными сектой.
3. В результате разрыва связей сектанта с семьей может резко ухудшиться нервно-психическое здоровье членов его семьи.
4. Проблемы неполноценного воспитания детей в неполных семьях.
5. Трагедии, связанные с принудительным разделом имущества адепта секты и передаче его материальной доли секте.
6. Вовлечение сектантом своих родных и близких в секту.
7. Физическое и психологическое насилие, осуществляемое сектантом в своей семье по религиозным мотивам, особенно – над детьми.
8. Введение сектантом по религиозным мотивам в своей семье режима неполноценного питания, наносящего ущерб здоровью остальных членов семьи.
9. Возможен отказ от празднования семейных праздников, в частности, дней рождения.
Одним из принципов сектантского мышления является ограниченность и нетерпимость, с чем, в первую очередь, сталкиваются близкие сектанта. Нетерпимость к инакомыслию, желание всех сделать похожими на себя порождают множество семейных проблем.
2.5. Секты и система образования
Секты активно стремятся проникнуть в систему образования. Особенно в этом преуспели муниты, создав школьный учебный курс «Мой мир и я», в котором под маской религиозного плюрализма активно внедряют собственные религиозные доктрины. Причины такого рвения понять нетрудно: ребенок более беззащитен перед влиянием извне, чем взрослый человек. Чем младше ребенок, вовлеченный в секту, тем сильнее способно оказаться ее воздействие на его личность. Секты сражаются за умы детей, так как понимают, что будущее за теми, с кем сегодня будут дети.
В сфере науки и образования в деятельности сект можно выявить следующие нарушения:
1. Дискредитация науки. Доктрины сект ничего общего не имеют с наукой. Поэтому они стремятся выдать свои фантазии за новейшие «научные достижения».
2. Активное внедрение псевдонаучных дисциплин.
3. Нарушение законодательства РФ об образовании. Общеобразовательные школы не имеют права вводить религиозные предметы без разрешения родителей, тем более, без их уведомления, что, к сожалению, очень часто происходит.
4. Применение учебных технологий, разрушающих здоровье детей. Секты могут заставить детей голодать или неполноценно питаться, например, для раскрытия так называемых «сверхъестественных» способностей.
5. Использование учебного процесса для вербовки в свои организации, что является основной целью работы сект в системе образования.
6. В отдельных сектах зафиксированы случаи педофилии.
3. Методы борьбы с сектантством.
В начале третьего тысячелетия от Рождества Христова религиозная ситуация в России несколько стабилизировалась по сравнению с 90-ми годами прошлого века. По данным Центра религиоведческих исследований (Москва), сейчас в России насчитывается от 300 до 500 различных сект. Численность людей, вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает 1 миллиона человек, причем 70% из них – молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет.
По подсчетам президента Центра религиоведческих исследований А.Л.Дворкина, только «штатных» сектантов насчитывается минимум 600-800 тысяч.
По данным, приведенным А.Л.Дворкиным, на территории России действуют «импортированные» секты, такие как сайентологи, муниты, кришнаиты, «Свидетели Иеговы». К отечественным сектам А.Л.Дворкин относит «Богородичный центр» (Москва), Ашрам Шамбалы (Новосибирск), секту Виссариона (Красноярский край), «Радастея» (Урал) и др. Самая мощная из продолжающих свой численный рост сегодня сект – неопятидесятническое движение, которым охвачены весь Урал, Сибирь и Дальний Восток. По-прежнему активно растет численность последователей «Свидетелей Иеговы» и мормонов. В остальных сектах сегодня приток членов равен оттоку – максимально использовав материальные, физические и моральные ресурсы своего последователя, секта через несколько лет более в нем не нуждается.
По данным экспертов, секты активно скупают недвижимость, организуют лобби во властных структурах, инициируют судебные процессы по якобы нарушенным законам свободы совести, стремясь укрепить свои позиции в российском обществе.
Пытаясь обобщить 10-15-летний опыт церковного и общественного противодействия сектам в России, можно выделить основные направления этой деятельности:
1. Информационно-просветительское – сбор, анализ и обработка данных по конкретным сектантским организациям с целью донесения объективной информации об учении и практике секты до общества посредством СМИ, печатных изданий, брошюр и т.д.
2. Консультативно-психологическое – консультации профессионалов (священников, психологов, юристов), организованные для адептов сект и их родственников с целью выхода из секты или ослабления ее влияния.
3. Активно-полемическое – противодействие сектам в рамках закона (контрпропаганда, пикетирование и т.п.), ведение открытой полемики в СМИ.
4. Образовательное – открытие различного рода образовательных курсов для подготовки миссионеров, владеющих, в том числе, и практическими навыками антисектантской деятельности.
5. Реабилитационное – реабилитация и социальная адаптация бывших адептов сект. Возможно привлечение бывших сектантов к апологетической деятельности.
Заключение.
Развитие феномена сектантства в мировом социуме во многих случаях представляет собой реальную угрозу как национальной безопасности отдельных стран (в том числе и России), так и стабильности во всем мире. Для своевременной профилактики социально опасных форм сектантства требуется разработка эффективных средств и методов социального и правового характера по нейтрализации религиозных, псевдорелигиозных, светских сект, необходимо изучение основных причин появления и активного развития сектантства в условиях процесса глобализации в экономике и политике.
Сектантство как социальный феномен не является чем-то принципиально новым, присущим только современной цивилизации. Сектантство - это один из негативных типов духовно-нравственного развития общества, одно из проявлений деструктивной девиации и делинквентности, результат деструктивного духовного развития отдельной личности, социальных групп и общества в целом.
Распространение сектантства в современной России связано именно с кризисом в духовной жизни общества, вакуумом в идеологии и отсутствием общегосударственной национальной политики. Вместе с тем, сектантству можно и нужно противостоять, и это требование должно быть учтено при формировании системы национальной безопасности России. Противостояние сектантству призвано обеспечить соблюдение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод личности, укрепление государственной безопасности.
Сектантство оказывает влияние на все сферы общественной жизни и на все категории и слои населения. Предотвратить активную социально опасную деятельность сект в обществе возможно только при условии использования всего ресурса правоохранительных органов, различных государственных и общественных структур. Необходимо выработать комплекс теоретических и практических мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации, определить формы взаимодействия субъектов правоохранительной деятельности между собой и другими государственными организациями, создать единую систему мер по профилактике социально опасных форм сектантства, выявления, предупреждения, пресечения преступлений, совершаемых адептами сект.
Литература:
1. Одинцов М. И. Государство и церковь в России: ХХ век. — М.: Луч, 1994. — 171 с.
2. Тонконогов А.В. Профилактика деятельности религиозных, псевдорелигиозных, светских сект в уголовно-исполнительной системе. Методическое пособие. - М.: НИИ УИС Минюста России, 2003. – 67 с.
3. Смирнов М.Ю. Современная Российская социология религии: откуда и зачем? // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. — Благовещенск; М., 2007. № 2.
4. Питанов В.Ю. Введение в сектоведение. – М., 2006. – 113 с.
5. Истархов В.А. Удар Русских Богов. - М., 1999. – 151с.