Контрольная работа

Контрольная работа Социология как наука 7

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024





1. Социология как наука, её объект, предмет. Структура социологического знания.
Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», образованный из со­четания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Данный термин ввел в науку французский ученый и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), которого нередко называют основоположником социологии как само­стоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как со­ставные части общефилософских концепций мыслителей Вос­тока и Запада. Своеобразные, порой весьма оригинальные, взгляды на развитие общества, проблемы политики, морали, науки, религии и искусства были высказаны в учениях древне­индийских, древнекитайских и древнегреческих философов, европейских мыслителей средних веков и Нового времени.

Характерно, что социология, выступая как часть тех или иных философских учений, сама не ограничивалась лишь про­блемами общества как целого, движущих сил его развития и т. п. По сути дела она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного раз­вития, которые впоследствии стали предметом изучения от­дельных наук.

Однако с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. И сама она отныне развивалась как самостоятельная наука, во - первых, по отношению к выделившимся из нее отраслям знаний, во - вторых, по отношению к универсальным философским системам прошлого.

Предметом внимания и изучения социологии все более ста­новились фундаментальные основы развития общества как це­лостного социального организма, взаимодействие его объек­тивных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального про­гресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и соци­альной справедливости. В результате в XIX в. появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них наибольшее признание получили социальные теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса, а впо­следствии Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Габриеля Тарда, Лестера Уорда и других социологов.

Выделившись из универсальных философских систем и

развиваясь как самостоятельная наука, социология тем не ме­нее не утратила своего философского содержания. Она получи­ла возможность расширить общесоциологический, т. е. по сути философский, анализ развития общества и существенно углу­бить исследования. В своих наиболее фундаментальных поло­жениях и выводах общетеоретическая социология выступает и

как философская наука.

Общетеоретическая социология исходит из соответствующих философских предпосылок. Она базируется на определен­ном мировоззрении, в котором ведущую роль играет та или иная философская концепция. С позиции данной концепции решаются, скажем, проблемы движущих сил развития общест­ва, направленности социальных процессов, взаимодействия личности, социальных групп и общества, материального и ду­ховного в историческом развитии, т. е. наиболее фундамен­тальные проблемы жизни и развития общества. Методология их решения по сути дела предопределяет решение прочих со­циологических проблем, в том числе менее общих и даже проблем частного характера.

Мировоззрение социолога и методология, которую он при­меняет в своих исследованиях, свидетельствуют об органиче­ской взаимосвязи философии и социологии, хотя обе эти от­расли знания выступают как самостоятельные. На самостоя­тельный характер социологии указал в свое время француз­ский социолог Эмиль Дюркгейм. В работе «Метод социоло­гии» он писал, что социология представляет собой «особую и автономную науку», направленную на объективное изучение социальных фактов. Такого же мнения о характере и значении социологи как науки придерживаются многие ее видные совре­менные представители, в том числе П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Т. Парсонс и другие. Однако, объявляя социологию нефило­софской наукой, они при объяснении многих социальных яв­лений прибегают именно к философской аргументации, в том числе из области позитивизма, прагматизма, интуитивизма и т. д.  

И так, современная социология - это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Любое общественное явление предста­ет как элемент социальной системы, каковой выступает обще­ство. В рамках этой системы анализируются все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии.

Социология вскрывает и изучает также законы общественного развития. В силу этого ее можно охарактеризовать как науку о законах функциониро­вания и развития социальных систем, о проявлениях данных законов в деятельности субъектов - больших и малых соци­альных групп и общностей людей, а также отдельных лично­стей. Все это характеризует суть и особенности социологии. С философией же она продолжает иметь связь постольку, по­скольку, во-первых, многие социологические проблемы осмысливаются с философских позиций, во-вторых, об­щетеоретическая социология непосредственно смыкается с воз­зрениями, относящимися к области социальной философии. Этим во многом определяется научность социологии, показа­телями которой, по мнению социологов разных школ и на­правлений, являются, в частности, признание объективных ос­нов функционирования общества и закономерного характера его развития, правильное истолкование взаимодействия объек­тивных факторов исторического процесса и сознательной дея­тельности людей.

Наиболее видные философы и социологи прошлого века пытались вскрыть объективные социальные связи и законо­мерности. Так, немецкий философ Гегель поставил и по-своему решал проблему обнаружения объективных оснований исторического процесса. Он показал, что «интересы, воля, же­лания, действия людей, как правило, разнонаправлены; но хаос случайностей - только внешний рисунок истории, за которым скрывается внутренняя логика исторического процесса, его объективная закономерность». Тем самым были обозначены «контуры научной методологии», важнейший принцип кото­рой состоял в том, чтобы идти не от субъективных намерений участников исторического процесса, в том числе самых вы­дающихся, а от внутреннего объективного основания, которое делает историю единым, в самом себе упорядоченным процес­сом и определяет характер индивидуальных целей и субъек­тивных воль»2. Такой подход к анализу социальных явлений имеет большое методологическое значение и для современной социологии.

Маркс творчески продолжил гегелевский подход к обнару­жению и анализу объективного основания исторического процесса, преодолевая в то же время гегелевскую мистификацию исторической закономерности как саморазвития абсолютной идеи. На закономерный характер развития общества указывали также французские мыслители Сен-Симон и Конт. Они пыта­лись научно обосновать представления об обществе как едином социальном организме, развивающемся по объективным есте­ственным законам. Вместе с тем они показали роль сознания и в особенности позитивного научного мышления в развитии общества.

Предметом любой науки являются соответствующие объ­ективные связи и законы развития природы и общества. Со­циология изучает законы развития общества. Последние со­ставляют один из основных предметов марксистской социоло­гии, на что указывают представители других социологических направлений. Основное внимание марксистской социологии направлено на изучение объективных законов материального производства и их воздействия на социальную, политическую и духовную сферы общественной жизни и общество в целом. Она по-своему истолковывает проблему движущих сил соци­ального процесса, представляет развитие общества как законо­мерный исторический процесс.

Разумеется, было бы неверно относиться к каждому поло­жению марксистской социологии как к истине в последней ин­станции. Именно такое к ней отношение характерно для кон­сервативно-догматического направления среди марксистов как в науке, так и в политике. Это гасит всякое творческое начало в развитии и применении марксистской социологии. В то же время было бы легкомысленно отбрасывать те положения, ко­торые стали достоянием современной мировой социологиче­ской мысли. В свое время на значение этих положений автори­тетно указал один из наиболее влиятельных социологов ны­нешнего столетия Макс Вебер, хотя многие положения мар­ксистской социологии он отвергал. Впоследствии положительное значение марксизма отмечали видные американские социо­логи и экономисты Райт Миллс и Джон Гелбрейт, многие дру­гие представители западной социологии. В целом марксистская социология продолжает вносить свой позитивный вклад в раз­витие современной социологической мысли, в том числе в уяснение предмета и содержания социологии как самостоя­тельной науки. Ее возможности в данном отношении увеличи­ваются по мере освобождения от догматических и идеологиче­ских стереотипов.

Структура социологического знания - не просто совокуп­ность информации, представлений и научных понятий об об­щественных явлениях и процессах. Это прежде всего опреде­ленная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом.

Исходным моментом структуры социологи­ческого знания выступают знания об обществе как целостном социальном организме. Это есть знания о системе обществен­ных отношений, их содержании и механизме их взаимодейст­вия. Понимание природы и сущности общественных отноше­ний позволяет глубже осмыслить суть взаимодействия имею­щихся в обществе социальных субъектов. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его разви­тия, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политиче­ской и духовной культуры.

Важной частью структуры социологического знания явля­ются знания о социальном составе населения страны и социаль­ной структуре общества. Речь идет о классах, больших и ма­лых социальных, профессиональных и демографических груп­пах, их месте и взаимодействии в системе экономических, со­циальных и политических отношений, а также о нациях, на­родностях, других этнических группах и их отношениях между собой.

Еще одна составляющая структуры социологического зна­ния - научные представления, взгляды, теории, относящиеся к так называемой политической социологии. Здесь внимание со­циолога направлено на уяснение реального положения различ­ных социальных групп общества в системе политических от­ношений и прежде всего в системе отношений власти. Не ме­нее важно для социолога нахождение путей и способов осуще­ствления субъектами гражданского общества их социально-политических прав и свобод, достаточных для того, чтобы ре­ально влиять на происходящие в обществе политические про­цессы. Под этим углом зрения рассматривается деятельность различных политических партий и движений, функциониро­вание всей политической системы общества.

Следующей стороной структуры социологического знания выступают научные представления и выводы социологов о дея­тельности существующих в обществе социальных институтов, таких, как государство, право, церковь, наука, культура, инсти­туты брака, семьи и т. д. Социальным институтом в социоло­гии принято называть нечто подобное органу в живом орга­низме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабиль­ным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы. Каждый специфический «узел» устойчивой и весьма существенной деятельности людей играет важную роль в функционировании общества. Разумеется, существуют объективные предпосылки появления и функционирования каждого из названных инсти­тутов. Они обладают соответствующей внутренней организа­цией и занимают свое место в общественной жизни, выполняя при этом специфические функции. Взаимодействуя между со­бой, они обеспечивают функционирование общества.

Можно назвать еще ряд сторон структуры социологического знания, выделенных в соответствии с объектами изучения социо­логии. Это, например, научные представления, взгляды и теории, касающиеся жизнедеятельности производственных коллективов, так называемых неформальных групп и организаций, а также ма­лых групп межличностного общения и отдельных личностей.

Все перечисленные научные представления, понятия, взгля­ды и теории о различных социальных явлениях и процессах связаны между собой и образуют единую и достаточно слож­ную структуру социологического знания, которая более или менее адекватно отражает все стороны общественной жизни в их связи и взаимодействии и в конечном счете научно воспро­изводит общество как целостную социальную систему. Все это составляет структуру социологии как науки и как учебного курса, что и нашло свое отражение в данном учебном пособии.
2.Система категорий, законы и основные функции социологии.

Социология дает достоверные знания об изученном явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития. Осуществляется это с помощью социологических категорий, которые обеспечивают знания существенных сторон, черт, свойств объекта этой науки.

Законы социологии позволяют осмысливать глубинные, существенные, повторяющиеся взаимосвязи, определяющие этапы и формы процессов становления общества, духовной культуры и социальных слоевых групп.

Социальный закон выражает существенно – необходимую связь социальных явлений и процессов, определяющую характер, содержание, состояние и тенденции социальной деятельности людей.

Классификация социальных законов может быть:

Ι. По степени общности:

а) общие (для всего общества)

б) специфические (для отдельного элемента социальной системы).

ΙΙ. По характеру, способу проявления.

а) динамические (однозначная связь);

б) статистические (с определенной степенью вероятности).

Можно выделить следующие основные функции социоло­гии: познавательную, практическую и идеологическую.

Познавательная функция социологии заключается в исследо­вании социальных явлений с целью получить адекватные на­учные представления о их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Первостепенное значение социология придает изучению обще­ственных отношений, складывающихся между различными субъектами, анализу объективных и субъективных сторон их деятельности, а также анализу функционирования социальных институтов.

Система представлений и понятий о социальных процессах фиксируется на указанных выше уровнях социологического знания. На каждом из них данные процессы отражаются с раз­ной степенью глубины. На уровне общесоциологических тео­рий делаются более масштабные научные обобщения и выводы по сравнению со специальными (частными) социологическими теориями. Функция же конкретных социологических исследо­ваний заключается в сборе первичных данных, характеризую­щих повседневную практику людей, и в их эмпирическом ана­лизе.

Познавательная функция социологии заключается также в том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материаль­ной, политической или духовной жизни общества. Такие прогнозы могут иметь долговременный или текущий характер: на уров­не общесоциологических теорий речь может идти о глубоком предвидении тенденций развития общества в ближайшем и отда­ленном будущем, в рамках специальных социологических теорий могут быть выработаны полезные прогнозы.

Практическая функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практически е рекомендации, скажем, по усилению стимулирования и повышению эффек­тивности деятельности людей в сфере материального произ­водства, совершенствованию экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных ин­ститутов.

В конечном счете эти рекомендации направлены на улуч­шение механизма социального управления, повышение его эф­фективности на всех уровнях - от управления коллективом до управления делами общества. В большей или меньшей степени это делают все современные общества, особенно наиболее ци­вилизованные. Ни одно из них не пускает на самотек развитие экономики, социально-классовых и национальных отношений, политической системы общества. Их развитие совершается под определенным воздействием соответствующих управленческих структур, деятельность которых обеспечивается научно. Ус­ложнение современных обществ и условий их развития (экономических, экологических, политических и других) уси­ливает потребность целенаправленного воздействия на соци­альные процессы. Свою роль здесь может играть и нередко иг­рает социология, которая выполняет значительную работу, на­чиная от проведения так называемых социологических замеров функционирования различных сторон общества и получения первичной социологической информации до выработки научно обоснованных выводов и рекомендаций.

Важное практическое значение имеют социологические про­гнозы относительно ближайшего и отдаленного будущего об­щества, научные предвидения развития экономики, социаль­ной, политической и духовной сфер общества.

Одной из функций социологии является идеологическая. Дело в том, что социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политиче­ских партий и движений. Этого невозможно избежать, даже если поставить цель полностью избавиться от идеологического подхода в конкретных социологических исследованиях и в

формулировании положений специальных социологических и общесоциологических теорий. Ведь социолог занимает опреде­ленное социально-классовое положение и нередко входит в ту или иную политическую партию. Он осмысливает исследуе­мые им социальные процессы, общественные отношения и деятельность различных субъектов с позиций определенного мировоззрения, формирование которого зависит от его соци­ального положения.

Формулируемые социологом выводы и обобщения, касаю­щиеся тех или иных сторон общественной жизни, затрагивают не только интересы той социальной группы, к которой он принадле­жит, но и интересы других социальных групп, в том числе клас­сов. Тем самым данные выводы и обобщения при обретают идео­логическое содержание, некий идеологический оттенок.

Функции социологии, как и структура социологического знания, указывают на ее место в системе общественных и гу­манитарных наук. Так, общесоциологические теории, раскры­вающие социальную структуру общества, закономерности его развития, взаимодействие объективных и субъективных фак­торов исторического процесса, играют немаловажную мировоз­зренческую и методологическую роль в объяснении проблем истории, политологии, право ведения, социальной психологии, этики и других наук. Общетеоретическая социология способст­вует рассмотрению проблем данных наук в широком социаль­ном контексте, выявлению места и роли изучаемых ими явле­ний в обществе и в историческом процессе. Тем самым он вы­рабатывает общетеоретические подходы и методологию науч­ного анализа и истолкования данных явлений.
                                                    
3. Дать правильное определение понятиям.



Понятия

Определения

Фундаментальная социология

Ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания.

Отраслевая социология

Формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая систему понятий, принципов и законов их функционирования и развития.

Эмпирическая социология

Направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области социальной жизни.


Список использованной литературы:
1.     Социология /Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартон; М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

2.     Социология: Элементарный курс /Учебное пособие/ Волков Ю.Г.; М.: Гардарики, 2003.

3.     Социология: курс лекций. А.А. Радугин, К.А. Радугин; Издательство «ЦЕНТР», М.,1996

4.     Социология /Учебник для вузов/ А.Н. Кравченко; М.: Академический проект, 2002.

5.      Социология / Учебное пособие для вузов/ Старостенко А.М. Под общ. Ред. Профессора А.Г. Корнеева – Орел: Орел ГТУ 1999.
                                                                                                  
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

















Контрольная работа

по социологии



Вариант 1.



















                                   Факультет: Менеджмента и маркетинга

                                      Специальность: Менеджмент организации

                                      № личного дела: курс: 3

                                      Студент: Удовыдченкова Е.И.

                                      Преподаватель: Панков Э.В.
                                               Орел, 2009г.

1. Реферат на тему Monasticism In The Middle Ages Essay Research
2. Реферат на тему Analysis Of Kurt Vonnegut
3. Реферат на тему Superman Essay Research Paper During a time
4. Контрольная работа Современные формы предпринимательской деятельности в России
5. Реферат на тему Homeless Problem Essay Research Paper Many homeless
6. Контрольная работа Европейское Экономическое Сообщество в мировом хозяйстве
7. Диплом Получение диметилового эфира дегидратацией метанола на АlPO4 SiO2 катализаторах
8. Реферат Платонівський ідеалізм
9. Реферат Конкуруюча мікрофлора як фактор підвищення стійкості пастеризованого молока
10. Реферат История одомашнивания домашних животных