Контрольная работа

Контрольная работа Культура и ценностный мир человека

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 8.11.2024





Дальневосточный Государственный Гуманитарный Университет
Факультет  Изобразительного  Искусства и Дизайна
Контрольная работа

по предмету «Философия»

«Культура и ценностный мир человека»
Выполнил: Николаева А.А.

2 группа, 2 курс

ФИИиД ИЗО, озо

Проверил: Арутюнян М.П.
Хабаровск

2010

Оглавление
1.     Оглавление                                                                                              2

2.     Понятие культуры в философии                                                           3

3.     Социальная обусловленность культуры                                              10                                                         

4.     Единство и многообразие современной мировой культуры,

ее особенности                                                                                        12

5.     Ценностный мир человека                                                                     15

6.     Взаимодействия ценностного мира человека и культуры                  18

7.     Список литературы                                                                                 20

1.    Понятие культуры в философии


Культура как явление  общественной  жизни  является  объектом  изучения  для многих наук. Ее исследуют  история  и  эстетика,  психология  и  социология, археология, этнография. Например,  этнографию  интересует  культура  этноса, т.е.  конкретной  народности,  нации  или  всего  народа.  Эстетика  изучает художественную  культуру,  которая  создается  в  рамках   различных   видов искусства. Каждая наука реализует свой специфический  интерес  при  изучении этого сложного феномена. Философия также  изучает  культуру,  но  не  ее  единичные  проявления.  Она рассматривает культуру как  целостное  и  многомерное  явление  общественной жизни. Философия стремится ответить на вопросы о том,  что  такое  культура, какое место она занимает в историческом  процессе  и  какую  роль  играет  в социализации  человека.   Философию   интересуют   самые   общие   проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.

Термин  «культура»  весьма  многозначен.  В  специальной  и   художественной литературе можно встретить многие десятки его толкований. Так,  в  обыденной жизни   под   культурой   обычно   понимается   уровень   образованности   и воспитанности человека, в  отличие  от  невежества  и  невоспитанности.  Для эстетики  культура    это  многочисленные  произведения   профессионального искусства и народного творчества. В общественной  жизни  широко  применяются такие понятия,  как  «культура  мышления»,  «культура  речи»,  «политическая культура», «культура производства» и др.  Что  же  такое  культура  с  точки зрения философии?

Впервые этот термин был применен римским  оратором  и  философом  Цицероном. Под культурой он понимал позитивное воздействие философии  на  ум  человека. По  его  мнению,  философия  есть  «культура  ума»,  тонкий  инструмент  для познания мира и человека в нем.

В средние века культура ассоциировалась прежде всего с личным  совершенством человека. Культура — это богоподобие человека,  самопознание,  его  служение Богу и самоукрощение. В эпоху Возрождения под культурой  стало  пониматься  соответствие  человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально-развитый человек, разумный и деятельный. Просветители XVIII в. (Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.) смотрели  на  культуру  как на    воплощение    разумного.    Соответственно,     культурность     нации противопоставлялась ими варварскому состоянию народов, их дикости.  Культура измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью  считалось  сделать  всех людей счастливыми.

В то же историческое время появилась и пессимистическая трактовка  культуры, критика ее негативных сторон и противопоставление  культуры  природе.  Такую позицию исповедовал Ж. Ж. Руссо, считавший, что культура  является  источником несправедливости  и  зла  в  обществе.  По   его   мнению,   она   разрушает нравственность людей и не делает их  более  богатыми  и  счастливыми.  Руссо считал, что все пороки в человеке  идут  не  от  природы,  а  от  достижений культуры.  Он  делал  категоричный  вывод  о  том,  что  человеческие   души развращались по мере того,  как  совершенствовались  науки  и  искусства,  и поэтому  образованные  нации  (например,   Египет,   Греция)   легче   всего становились добычей иноземных завоевателей. Руссо призывал жить  в  согласии с природой, вдалеке от городов, а воспитание человека осуществлять  на  лоне природы и в соответствии с ее требованиями.

В  немецкой  классической  философии  культура  воспринималась   как   сфера духовной  свободы  человека.  Эта  философия   решительно   разделила   весь окружающий мир на мир природы и мир культуры. Подчеркивалось,  что  культура — это мир идей и вещей, созданный в  ходе  человеческой  деятельности.  Рост культуры рассматривался как один из законов истории общества.  Такой  подход наиболее отчетливо проявился в творчестве И. Гердера. Он обосновывал  идею  о том, что культура - это прогресс в развитии способностей человеческого  ума. Важнейшим проявлением культуры является, по мнению  философа,  язык.  Каждый народ  создает  свою  собственную  самобытную  культуру,  которая  выполняет цивилизующую функцию.

В  классической  марксистской  философии  XIX  в.  понятие  культуры   стало употребляться  для  характеристики  творческих  сил  человека  и  совокупных результатов   его   деятельности.   В    марксизме    подчеркивалась    идея обусловленности культуры  конкретным  способом  материального  производства, характером  общественно-экономической   формации   и   исторической   эпохи.

Считалось,  что  культура  всегда  носит   конкретно-исторический   характер (первобытная, буржуазная и т.д.), а ее высшим  проявлением  станет  культура коммунистического общества. В марксизме исследовались различные проявления культуры — культура труда, политическая культура и др.

Разнообразные трактовки понятия культуры появились  в  философии  на  рубеже XIX и начала XX вв. Ф. Ницше доводил традицию критики культуры до предела и рассматривал ее  лишь как средство для подавления и порабощения  человека  с  помощью  правовых  и иных норм, предписаний и  запретов.  По  мнению  философа,  это  необходимо, поскольку человек есть существо природное и  властолюбивое,  антикультурное. Только сверхчеловек (сильная  личность)  сможет  разорвать  сковывающие  его путы  культуры  и  силой  своей  энергии  и  влечений  стать   свободным   и независимым.

О. Шпенглер в своей теории «локальных культур»  отрицал  прогресс  в  истории культуры и наличие в ней  органического  единства  разных  культур.  По  его мнению,  вся  культура  распадается  на  ряд  независимых   и   неповторимых организмов. Они не связаны друг с другом  и  закономерно  проходят  в  своем развитии стадии возникновения, расцвета и умирания. Шпенглер был  убежден  в том, что единой  общечеловеческой  культуры  не  существует.  Он  выделял  и характеризовал восемь локальных культур — египетскую, индийскую,  китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую,  западноевропейскую,  культуру  народов майя  и  русско-сибирскую.  Все  они  рассматривались  им  как  существующие независимо друг от друга и  самостоятельно.  Подобные  идеи  развивал  также английский социолог и историк А. Тойнби в теории «цикличности» культуры.

Основатель психоанализа З. Фрейд исходил  из  идеи  вечного  и  неустранимого противоречия между человеком и культурой.  По  его  мнению,  человек    это существо исключительно природное, наделенное  совокупностью  потребностей  и инстинктов. Культура  же  враждебна  человеку,  поскольку  она  ограничивает свободу его действий. Уже первобытный коллектив был инструментом  подавления человека с  помощью  норм  и  запретов.  С  той  поры  «техника»  подавления человека стала куда более совершенной и разнообразной.  Фрейд  был  убежден, что современный человек является в большей степени пленником культуры в сравнении с его первобытными  предками,  и  эта тенденция в итоге погубит все человечество.

  В XX в. имелись и иные представления о культуре. Так, в некоторых учениях (Д. Белл, Р. Арон и др.) культура сводилась прежде всего к  достижениям  науки и  техники,  которые  якобы   способны   обеспечить   стремительный   прорыв человечества в блестящее будущее. Напротив, в докладах Римского  клуба  было сделано ударение на необходимости  совершенствования,  прежде  всего  самого человека, если он желает выжить в условиях  обострения  глобальных  проблем.

А. Швейцер полагал, что  современная  культура  призвана  быть  прежде  всего «живой этикой»,  в  основе  которой  должно  лежать  благоговение  ко  всему живому.  Быть  культурным  в  наше  время  означает  активно  способствовать сохранению жизни на нашей планете.

  В русской философии  понятие  культуры  традиционно  имело  прежде  всего высокое нравственное наполнение. В этом  проявился  дух  православия  с  его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между  всеми  людьми и народами. Зло есть то, что разрушает жизнь и мировую  гармонию.  Напротив, Добро - это творение жизни и гармонии в  ней.  В  этом  и  состоит  основное предназначение человеческой  культуры  как  сгустка  морали  и  мудрости.  В русской философии  подчеркивалась  самобытность  отечественной  культуры  во всех ее проявлениях — образ жизни и  традиции,  формы  экономической  жизни.

Культура России своеобразна, как и  сама  «русская  душа»,  мировоззрение  и мироощущение россиянина. В ней очень большую роль  играет  духовное  начало, культ добра и справедливости, а не вещей и торгашества. Россия находится  на пересечении двух потоков мировой истории и  культуры    Востока  и  Запада.

Именно поэтому она  «обречена»  на  диалог  с  другими  культурами  и  имеет богатейшие возможности для духовного обогащения благодаря такому диалогу.

  Как видим, в истории философии выделялись и изучались  различные  стороны культуры.  Суммируя  все  сказанное  выше,  ответим  на  вопрос  о  сущности культуры с позиций философии.

  Термин «культура» переводится  с  латинского  языка  как  «возделывание», «уход»,  «обработка»,  «почитание»  и   т.п.   В   основе   культуры   лежит деятельность человека как основной способ  его  существования  в  мире.  Эта деятельность весьма разнообразна по форме  и  сферам  своего  проявления  и, следовательно, культура тоже многолика. Однако  культура    это  не  только живая  деятельность  человека,  но  и  ее  предметные  воплощения,  а  также отношения  между  людьми  как  ее  творцами.  Культура     это   сложнейший социальный организм, который рождается,  живет  и  умирает,  уступая  дорогу новым культурным явлениям.

  Культура есть философское  понятие  для  характеристики  развития  сил  и способностей человека как деятеля. В своей действительности она  включает  в себя сущностные силы человека; процесс их применения  (труд,  деятельность); предметные  воплощения  этой  деятельности  (идеи,  вещи);  отношения  между людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.).  Культура    это  все, созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком  мир.  Это  «вторая природа», существующая наряду  с  обычной  природой.  Культура  представляет собой сверхсложную реальность, которая создается в соответствии  с  замыслом человека как ее творца. Ее краткая формула  может  быть  изложена  следующим образом:  культура  =   живая   деятельность   человека   +   овеществленная деятельность человека. В своей реальности она  представляет  собой  комплекс достижений человечества.

  Раскрывая сущность культуры, следует  сделать  одно  важное  примечание. «Как в плоскости культуры отличить церковь от кабака?» —  спрашивал  русский философ П. А. Флоренский. Принято считать, что  культура  есть  лишь  то,  что отвечает  высоким  гуманным  критериям  и  служит  интересам   общественного прогресса и благу общества. Культурно только то, что  нравственно.  Вряд  ли умение убивать людей можно отнести к культуре. В противном случае Гитлера  и Сталина  мы  бы  причислили  к  числу  самых  культурных  людей  в   истории человечества.  Подобные  явления  указывают  на  наличие  в   обществе   так называемой  антикультуры.  К  сожалению,  она  тоже  весьма  разнообразна  и свидетельствует  о  весьма  противоречивом  бытии   человека   в   мире,   о трагичности его существования.

  С точки зрения своего внутреннего строения культура имеет два  слоя.  Во-первых, это материальная культура человечества —  орудия  труда  и  техника, жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами  навыки  труда  людей.

Во-вторых, это духовная  культура,  которая  включает  совокупные  знания  и методы  познания,  формы  мышления.  Сюда  относятся  также  и  общественное сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и др.  Есть и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух  пластов (слоев) и представляют собой их органический синтез.  К  ним  можно  отнести политическую культуру как единство  политического  сознания  и  политической деятельности. Это и художественная культура как мир произведений  искусства, каждый из которых несет в себе один или  же  много  художественных  образов, нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах.

  Духовный слой  в  культуре  играет  особо  важную  роль.  По  определению С. Л. Франка, культура — это «осадок  духовной  жизни  человечества».  Русский художник и философ Н. К. Рерих  воспринимал  культуру  как  самоорганизующуюся систему духа,  которая  действует  в  соответствии  с  уровнем  и  качеством «энергетики» этого духа. Называя культуру «Садом Прекрасным»,  Рерих  ставил в ней на первое место Красоту как внутренний закон духа. Этот закон  придает культуре порядок и гармонию, утонченность и органическую связь с Космосом.

  В каждой национальной  культуре  всегда  есть  ее  духовное  ядро,  некая сердцевина,  вокруг  которой  и  формируется  вся   система   культуры.   На протяжении  всего  уходящего  тысячелетия  для  России  таким   ядром   было православие как мировоззрение  и  мораль,  как  образ  жизни.  Оно  наложило огромный отпечаток на искусство (например, иконы как жанр в  изобразительном искусстве),  на  быт  людей  и  их  традиции,  на   политическую   жизнь   и государственность, на формы хозяйственной деятельности  и  трудовую  мораль, на другие стороны культуры.

Многомерность культуры как социального явления  проявляется  также  и  в  ее функциях.  Прежде  всего  она  выполняет  познавательную  функцию,   которая позволяет получать знание о мире и человеке в нем. Такую  роль  выполняет  в первую очередь наука и иные формы познания — мифы, искусство, религия. Практическая  функция   говорит   о   том,   что   культура   служит   целям преобразования  природы  с  помощью  знаний  и  орудий  труда.  Эта  функция символизирует  выделенность  человека  из  остального   животного   мира   и возвышение над ним как существа активного и творящего. Аксиологическая функция означает, что культура есть «вместилище»  ценностей, т.е. позитивных продуктов духовной деятельности человека    идей,  идеалов, образов  и  т.д.  Веками  общество  накапливало  общечеловеческие  ценности, выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести и других.

Наконец, социализирующая функция указывает на роль культуры  в  формировании человеческого в человеке — высоких  потребностей  и  благородных  поступков. Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициям общества) нет  и не может быть воспитанного человека.  Культурный  человек,  с  точки  зрения философии, — это человек, освоивший все богатство человеческой культуры. Культура есть содержание  («содержимое»)  конкретной исторической  эпохи,  выраженное  в  совокупности  духовных  и  материальных ценностей.  Каждой  цивилизации  свойственна  своя  специфическая  культура. Например,  в  рамках  аграрной   цивилизации   возникли   и   сформировались греческая, египетская и иные  культуры  со  своеобразными  характеристиками. Каждый шаг в развитии  цивилизации  означает  одновременно  и  шаг  по  пути развития культуры (как  и  ее  антиподов  тоже).  Но  и  наоборот,  развитие культуры постепенно создает  предпосылки  для  перехода  общества  на  более высокую ступень в своем развитии, как это случилось, например,  в  XX  в.  в связи с бурным развитием научно-технической  революции.  Однако  не  следует думать, что развитие цивилизации автоматически влечет за собой и прогресс  в развитии культуры. На несоответствие между цивилизацией и культурой  указал  еще  Ж. Ж. Руссо.  XX  в.  показывает,  что  при определенных условиях  культура  может  распадаться,  деградировать  и  даже погибать, теряя свои лучшие достижения. Это  происходит  в  войнах,  которые разрушают материальные ценности, вносят вражду и ненависть между странами  и народами. Этому отчасти способствует и  политическая  борьба,  раскалывающая иногда нацию на «белых» и «красных». Гибель  культуры  проявляется  также  в угасании человеческой духовности, падении нравов и в иных формах.

2.    Социальная обусловленность культуры


  Культура как многогранное явление общественной  жизни  имеет  собственную логику развития. Как и индивид, она также погружена в  исторический  процесс и испытывает на себе его активное и всестороннее воздействие. В  этом  смысл культура имеет социальную детерминацию, т.е. ее функционирование и  развитие обусловлено множеством причин и факторов общественного характера. Назовем  и раскроем наиболее существенные из них.

  На состояние культуры  всегда  влияет  экономика,  производительные  силы общества. Как правило, взлет и расцвет экономики означают и подъем  культуры в целом. Известно, например, что эпоха первоначального  накопления  капитала в Европе XIV —XV вв. вызвала к жизни всплеск  науки  и  искусства,  ремесел, мореплавания и торговли. Отмена крепостного права в России и переход  страны на новые экономические рельсы стимулировали развитие ряда  новых  течений общественной мысли — народничества, марксизма,  либеральных  учений.  Однако между экономикой и культурой нет однозначной зависимости. Из истории  хорошо известно и то, что  развитие  упомянутого  нами  капитализма  сопровождалось колониальными захватами и  ограблением  народов,  многочисленными  жестокими войнами за передел мира и «место  под  солнцем».  Развитие  производительных сил нередко влечет за собой разрушение традиционного уклада жизни  и  морали народов, привносит в  жизнь  людей  психологию  прагматизма  и  наживы,  дух торгашества.  Нечто  подобное  имеет  место  и  в   современном   российском обществе, которое осваивает рыночные отношения.

  Особо следует выделить влияние на культуру научно-технического прогресса. Конечно же, он насыщает культуру тем, что в свое время было  лишь  предметом смелой фантазии    невиданными  орудиями  труда  и  технологиями,  «умными» машинами и т.д. Но надо иметь в виду и все те  опасности,  с  которыми  этот прогресс сопряжен — сложная и громоздкая технологическая  инфраструктура  на планете, исчерпание природных  ресурсов,  обезличивание  человека  и  многое другое.

Политический и общественный  строй  тоже  влияют  на  развитие  культуры. Назревающие в общественном устройстве крупные перемены как правило  вызывают к жизни новые веяния и настроения в духовной культуре. Государство может  не только стимулировать развитие материальной культуры, но  и  сдерживать  этот процесс, что особенно  заметно  на  примере  экономики.  Увы,  но  власть  и высокая культура далеко не всегда уживаются друг с другом. Так, в 60-е и 70- е гг. в бывшем советском обществе  по  политическим  мотивам  изгонялись  за рубеж  писатели  -  диссиденты   (А. И. Солженицын,   А. А. Зиновьев   и   др.), преследовались крупные ученые (А. Д. Сахаров), известные поэты  (В. С. Высоцкий, И. Бродский), другие деятели культуры. Появились  так  называемые  «полочные» фильмы («Гараж» и др.), а  зрителю  и  читателю  предлагались  произведения, воспевающие власть и первых  лиц  общества  («Малая  земля»  Л. И. Брежнева  и т.п.).  Отсутствие  в  обществе  демократии  всегда   ограничивает   свободу мировоззрений и слова, развитие науки  и  искусств.  Более  того,  передовые достижения науки и техники могут применяться даже  против  самих  людей  как орудие подавления их свободы.

Природа также имеет отношение к развитию культуры. Она придает ей  некоторую направленность и определяет отдельные формы культуры. Это  заметно  по  типу орудий труда и способам хозяйствования, по жилищу, одежде людей. Очевидно, что культура как социальный организм развивается под  воздействием различных факторов. С учетом многообразия этих факторов можно  выделить  два основных исторических типа культуры.

Первый тип — это культура так называемого «традиционного» общества. Для  нее характерно  господство  устойчивых  консервативных  традиций   и   медленное накопление новаций  (нововведений).  Здесь  имеет  место  невысокая  степень практического вмешательства человека в природу как  объект  деятельности  и, соответственно,  мораль  ненасилия  и   гармонии   с   природой.   Экономика основывается на экстенсивном производстве с низкой  эффективностью.  Свобода индивида фактически отсутствует, наблюдается зависимость индивида от  общего в виде общины, коллектива  или  же  государства.  Данный  тип  культуры  был присущ древним обществам (Египет, Китай, Индия), он преобладает до  сих  пор во многих странах «третьего мира». Важнейшие элементы  этого  типа  культуры (община,  несвобода  индивида  и  др.)  были  представлены   и   в   истории российского общества.

Второй тип —  это  культура  так  называемого  «техногенного»  общества.  Ей присущи  динамичное  развитие   науки   и   техники,   активная   предметная деятельность  человека  и  его  массированное  вторжение  в  природу.   Сама деятельность рассматривается как высшее предназначение  человека  и  ценится гораздо выше простого созерцания, что свойственно  культуре  «традиционного» общества. В рамках этого типа культуры природа воспринимается, прежде  всего как мастерская и кладовая, а человек как  работник.  Человек    это  кузнец собственного счастья и судьбы, творец «второй природы», а знание —  это  его основная  сила.  «Техногенная»  культура   создала   все   предпосылки   для впечатляющего прогресса человеческого общества. Вместе с  тем  она  вплотную подвела человечество к собственной гибели, породив острейший экологический кризис  и  опасные  техногенные  катастрофы, разрушение человеческой  духовности.  Нынешнее  российское  общество  быстро переходит в новую формацию и осваивает элементы «техногенной»  культуры,  но надо  ясно  представлять  себе  все  те  соблазны   и   опасности,   которые подстерегают нас на этом пути.

3.    Единство и многообразие современной мировой культуры, ее особенности


Мировая культура многообразна,  поскольку  она  сформировалась  в  различных исторических,   географических   и   иных   условиях   (например,   культура земледелия,  политическая  культура   и   т.д.).   Культурное   пространство современного  человечества  весьма  многолико,   поскольку   оно   суммирует исторический опыт всех стран и народов мира. Культура каждого народа  всегда уникальна; она воплощает в себе его исторический путь и судьбу,  его  «нишу» в потоке истории общества.

Несмотря на разноликость,  мировая  культура  все  же  едина,  так  как  она взаимосвязана. Это единство стало активно складываться по  мере  становления всемирной, т.е. целостной истории человечества. Большую цивилизующую роль  в этом  деле сыграл капиталистический рынок. В считанные столетия  он  уверенно разрушил сложившиеся в средние века  национальные  перегородки  и  превратил нашу планету в общий дом  для  человечества.  Открытие  в  1492  г.  Америки Х. Колумбом  имело  в   этом   смысле   действительно   всемирно-историческое значение, поскольку активно способствовало преодолению обособленности  стран и народов мира. Разумеется, диалог культур имел место и ранее, но  он  носил не всемирный, а лишь локальный характер (например,  связи  и  взаимодействия между странами Средиземноморья). XX в. резко  ускорил  процесс  сближения  и взаимодействия  региональных  и  национальных  культур.  В  настоящее  время налицо две основные тенденции в развитии современной культуры

Первая —  это  стремление  к  своеобразию  и  неповторимости,  к  сохранению собственного «лица», что наиболее очевидно проявляется в языке,  литературе, фольклоре.  Данная   тенденция   закрепляется   становлением   и   развитием самостоятельных (суверенных) государств. Благодаря этому современный  мир  и есть многокрасочное целое, и каждая страна или регион вносят в  эту  картину собственные штрихи. Отдельные очаги  культуры  имеют  самобытность  и  часто непохожи друг на  друга  (например,  национальные  религии,  системы  права, экономические модели и т.д.).

  Вторая тенденция — это  взаимодействие  и  взаимопроникновение  отдельных культур. Этому благоприятствуют единые коммуникации и  эффективные  средства связи,  активный  торгово-экономический  обмен,   наличие   общих   структур управления  этими  процессами  (например,  при  ООН  существует  ЮНЕСКО  как организация  по  вопросам  образования,   науки   и   культуры).   В   итоге исторический  процесс  становится  целостным,  сотканным  из  многочисленных нитей   культуры.   На   основе   синтеза   культур   формируется    единая, общепланетарная цивилизация с  глобальной  культурой,  с  единым  культурным полем   (пространством).   В   рамках   этого   пространства    утверждаются общечеловеческие  ценности,  особенно  актуальные   в   наше   время   - идея ненасильственного мира, экологической безопасности и другие. Люди все  более ощущают  себя  жителями  одного  общего  дома.  Возникает   так   называемое «планетарное сознание»,  и  мы  осознаем  себя  как  бы  «гражданами  мира», плывущими в одной лодке по волнам мировой истории.

  Уникальным примером действия и проявления названных выше  двух  тенденций является Содружество Независимых  Государств,  бывший  Советский  Союз.  Его культурное пространство есть удивительное  переплетение  языков  и  религий, психологических укладов и образов  жизни,  форм  хозяйствования.  В  течение многих веков нации и народности ткали разноцветный узор культур на  огромных просторах от Балтики до Тихого океана. Все переплелось в этом доме —  судьбы людские и исторические  пути  народов,  достижения  и  драмы  поколений.  Мы обречены на то, чтобы  жить  вместе.  И  уж  тем  более  будут  жить  вместе славянские народы, объединенные  общими  духовными  истоками,  историей  и  судьбой.  Они наверняка будут идти вместе, преодолев эгоизм недальновидных политиков и сделав наспех созданные границы прозрачными. Культура ведь по сути своей — это живой организм, общее достояние всех стран и народов.

Эпохи глубоких реформ  всегда  порождали  в обществе  острые  идейные  и  политические  страсти,  ввергали  общество   в состояние смуты и  хаоса.  Труднее всего в такое время приходится науке  и образованию, литературе и другим видам духовного  творчества.  Они  наиболее уязвимы и порой даже беззащитны в подобной ситуации.  Кризис  экономический, кризис экологический, кризис духовный и т.д. и т.п. —  многим  кажется,  что мир и в самом деле рушится, а культура погибает под его обломками.  Но  ведь этого никак нельзя допустить, ибо если  погибнет  культура,  то  погибнет  и человечность. И тогда восторжествует варварство, а прекрасный  мир  окажется во власти безликих посредственностей, эгоистичных политиков и  беспринципных дельцов.

  Мы живем в очень  сложное,  но  все  же  интересное  время.  Человечество вступает в новую — постиндустриальную,  или  «ноосферную»,  цивилизацию.  Ее основанием   является    «научно-технологический»    способ    производства. Непременными атрибутами  этой  цивилизации  стали  многочисленные  города  с развитой структурой жизнеобеспечения,  социальная  мобильность  населения  и активная  творческая  личность,  институты  демократии  и   многое   другое.

Складывается принципиально новый тип культуры —  ноосферная,  основанная  на систематическом применении знания.   Она символизирует собой не просто дальнейшее выделение человека из природной среды, но и возвышение и господство над ней с  помощью силы и энергии разума.

  Интеллектуальность  является  важнейшей  характеристикой   данного   типа культуры и постепенно пронизывает  все  ее  элементы.  В  наше  время  наука становится важнейшим элементом культурного пространства. Уже  очевидно,  что в дальнейшем важнейшую роль будет играть интеллигенция  как  самый  образованный класс,  осуществляющий  сложные   виды   духовного   производства.   Научное творчество — это важная составляющая бытия культуры в  наше  время.  Мир,  в котором живет современный человек,  становится  все  более  искусственным  и научно-техническим, а не естественным, не природным.  Культура  окончательно заявляет  о  своей  социальной  сущности  и  утверждается  как   неприродное образование, деяние ума  и  рук  человеческих.  Однако  ноосферная  культура противоречива: она дала человеку невиданный ранее комфорт и возможности,  но вместе с тем безжалостно отнимает у людей их природное начало  и  тем  самым лишает их будущего. Это противоречие есть источник  не  только  определенных надежд, но и больших тревог за будущее человека и человечества.

  Итак, культура — это мир человека, в котором раскрываются  и  воплощаются сущностные силы и энергия человека. Культура есть продукт творчества и мир для человека,  где  черпают знания и опыт предшественников. Человек творит мир культуры, но  и  культура творит человека в качестве человека.

4.    Ценностный мир человека


Понятия ценности и ценностной ориентации в мире настолько важно для культуры, настолько составляет ее сущность, что мы можем смело определить культуру как систему ценностей. Что же подразумевается под ценностью?

В переводе с греческого «аксиос» означает «ценность». Соответственно аксиология — это учение о ценностях.

Слово «ценность» было хорошо известно уже древним грекам. Тем не менее только в XX веке философы сумели развить учение о ценностях. Все дело в том, что человек  далеко не сразу осознал свое собственное, выделенное положение в мире. Как известно, это случилось лишь в Новое время, соответственно именно тогда появились первые претендующие на полновесность концепции ценности.

В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Это приводило к тому, что, например, платоновская идея понималась еще и как идеал.

В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека.

В Новое время философы выделили разум (точнее, мышление) как главную черту человека. Мышление имеет дело с истиной. Всепоглощающий интерес к истине затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он «развел» истину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценностью, так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разумная воля. К XX веку сложились все условия для развития учения о ценности.

Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное  отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.

Ценность — это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. Интерпретация означает посредничество, устанавливается соответствие между человеком и тем, на что направлено его понимание, будь то конкретный объект или идеал.

Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между истиной и заблуждением, прекрасным и безобразным, добрым и злым. Допустим, некто увлекается собиранием почтовых марок, к каковому его друг абсолютно равнодушен; один видит в почтовых марках ценность, другой нет.

Чувства. Эмоции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал и Цель.

В человеке все едино, невозможно абсолютно развести чувства и мысли, волю и ценности. Поскольку человек существо целостное, постольку все присущие его духовной жизни компоненты имеют ценностный смысл. Более того, даже свое тело человек использует (вырабатывая особую походку, отращивая и сбривая волосы, развивая мышцы, пользуясь макияжем) для утверждения присущих ему ценностей.

Как измеряют ценности?

Несмотря на то, что не существует прибора, который измерял бы ценности, их измеряют и вполне успешно. Чем занимаются жюри на кинофестивалях, конкурсах красоты, различных просмотрах, как не измерением ценностей? Количественный характеристикой ценности является оценка. Ваши педагоги, глубокоуважаемый читатель, ставят оценки, они, следовательно, тоже имеют дело с ценностями. Каждый студент мысленно сам выставляет себе оценки, он тоже умеет измерять ценности. «Отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» — это оценки, которые даны в словах или в цифрах: «5», «4», «3», «2». Что делает преподаватель, выставляя эти оценки-цифры в зачетку? Он завершает интерпретацию знаний студента своим окончательным решением.

Введем шкалу ценностей.

Лингвистические переменные всегда можно сопоставить с числовой осью, состоящей из малых или больших единиц измерения. Так, в товарно-денежном хозяйстве цены детализируются вплоть до копейки. С другой стороны, часто обходятся всего двумя (меньше не бывает) оценками: зачтено — не зачтено, прекрасное — безобразное, плохое — хорошее, доброе — злое. Но самое главное в деле оценки ценностей — это сам процесс интерпретации.

Как происходит интерпретация, выработка ценности и ее оценка? Часть ценностей человек приобретает по наследству от тех традиций, в которые он чудесным образом попал в результате своего рождения. Сознание позволяет человеку вырабатывать новые ценности. При выработке ценностей человек, во-первых, включает свое мышление, рассудок (я знаю то-то и то-то, между ними существует такая-то связь, если сделать так, будет следующее), свою чувственность (это вызывает у меня чувство удовлетворения, а это нет), свой разум (чего я хочу на самом деле? о, вот это). Интерпретация всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки.

Итак, ценности вырабатываются и измеряются в процессе интерпретации, которая осуществляется в соответствии с философскими методами.

До сих пор ценности понимались нами как нечто, присущее отдельным индивидам. Разумеется, в любом обществе в процессе совместной жизни складываются относительно устойчивые ценностные ориентации. Они приобретают характер общественных норм, ими руководствуются индивиды в своей деятельности. Всякая система ценностей динамична и подвижна: она изменяется во времени с возрастом, сменой жизненных обстоятельств и т.п.

В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому мы говорим об их системе, так как они, как правило, не хаотично сосуществуют, а определенным образом упорядочены. Система ценностей обыкновенно представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости. Есть уровень верховных, или абсолютных ценностей, при утрате которых существование культуры в данном виде абсолютно теряет смысл. Таких ценностей немного, а часто верховная ценность вообще только одна. Ниже располагаются ценности менее высокой значимости и т.д. Можно, например, предложить такую систему ценностей (расположенных по убывающей): семья, свобода, репутация, Бог, природа (разумеется, список неисчерпывающий). Эти же ценности можно расположить и в других иерархических последовательностях, например: свобода, репутация, семья, природа, Бог или Бог, репутация, семья, природа, свобода. Возможны, естественно, и другие варианты, и другой набор ценностей.

Иерархия ценностей в принципе достаточно динамична: например, при лишении человека какой-то из низших ценностей она может занять место высшей. Допустим, когда человека лишают свободы, тогда именно она становится высшей ценностью, хотя ранее она вполне могла не осознаваться как таковая.

5.    Взаимодействия ценностного мира человека и культуры


К культуре прямое отношение имеют ценности идеальные, духовные.

Материальные ценности обеспечивают человеку физический комфорт (вода, пища, здоровье, наличие полового партнера, богатство, хорошие бытовые условия и т.п.) и, таким образом, не имеют прямого отношения к культурологической проблематике: это ценности не культуры, а цивилизации или же природы. Культурный же комфорт обеспечивают ценности духовные.

Однако это не означает, что духовные ценности всегда будут стоять выше материальных и определять культуру. В ряде эмоционально-ценностных систем все может обстоять совсем наоборот: удовлетворение материальных потребностей будет вполне обеспечивать культурный комфорт, так как их достижение будет служить основанием для довольства собой и миром. Очень часто физический комфорт служит необходимой и достаточной предпосылкой комфорта душевного, но это нельзя считать универсальной закономерностью: человек может быть счастлив, даже испытывая тяжелые физические лишения, если его вдохновляет духовная система ценностей. Так, по мысли Маяковского, счастливы защитники революции: «Мы — голодные, мы — нищие, с Лениным в башке и с наганом в руке»; так, в поэме Твардовского «За далью — даль» поэт, когда он творит, «может быть больным и старым, усталым — счастлив все равно». И наоборот, полный материальный комфорт, без комфорта душевного, без примиренности с миром, Богом, самим собой еще далеко не обеспечивает счастья.

Главной культурной проблемой, стоящей сегодня перед человеком, является осознание собственной сущности, и ряд современных культурологических и философских теорий предполагает двойственность человека, равноправие его биологической и социальной сущности. Следствием этого является доминирование в современной культуре материальных ценностей, в ущерб развитию духовности.

Современный человек реализует себя, прежде всего, во внешних сферах, развивает свою “оболочку” и под созданием культуры подразумевает нечто глобальное, чего он не прозревает в своей собственной реальной жизни. Студент, поступающий в университет, и не подозревает о том, что уже одним этим действием он делает важный шаг, включающий его во всеобщие процессы создания культуры. Он делает шаг в направлении саморазвития, совершенствования своего духа, что является первой ступенью на пути превращения единичного, конкретного человека в творца культуры. Конечно, этот шаг мал и незаметен, и впереди лежит долгий путь, но вести человека по этому пути будет стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. И из маленького человечка он превратиться в истинного творца культуры, которых так не хватает нашей современности.

Проблема ценностей в культуре имеет непосредственное отношение к проблеме сущности человека, вульгарно-материалистический подход к ценностям становится причиной бездуховной погони за материальными благами. Такой подход к обществу и окружающей среде становится причиной существования глобальных проблем человечества.
Список литературы
1.      Э. Левинас «Философское определение идеи культуры\\ Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности

2.      П.С. Гуревич «Человек и культура»

3.      А.Б. Есин «Культура как система ценностей»

4.      А.И. Арнольдов «Человек и мир культуры»

1. Курсовая Материальная ответственность сторон трудового договора 4
2. Реферат на тему Arthur Miller Essay Research Paper The Crucible
3. Реферат Необхідна оборона 3
4. Контрольная работа на тему Природные ресурсы воспроизводство и охрана Энергетические ресурсы
5. Реферат на тему To Have Or Have Not Essay Research
6. Реферат Констанция Венгерская
7. Реферат на тему Cuba Essay Research Paper The idea that
8. Реферат Internet и маркетинговая деятельность на предприятии
9. Реферат Таможенные органы Российской Федерации и их основные функции
10. Реферат Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО Институт ЮЖНИИГИПРОГАЗ за 1997 год