Контрольная работа

Контрольная работа Архаичное в повседневной жизни

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.9.2024





Пермский государственный технический университет

Гуманитарный факультет
Контрольная работа по культурологии

Тема:   «
Архаичное в повседневной жизни
»

Студентки  II  курса  заочн. отдел.

Спец-ть «Социальная экономика»

                                                                                                     гр.           

Белаш Натальи
Преподаватель: Кабацков

 
г.Пермь, 2002 г.

Культура – непременный атрибут человеческого общества, то, что отличает его от природного сообщества. Она пронизывает все сферы деятельности человека от экономики и политики до семьи и быта. Культура явление сложное, многомерное. Она включает в себя и искусство, и систему знаний, освоенных обществом, нравы, способы (технологии) поведения, принятые в разных сферах человеческой деятельности: в труде, экономике, политике, военном деле, семейной жизни и т.д.

Благодаря культуре происходит генерирование идей, мировоззрений, выработка ценностей, убеждений и верований, которые воздействуют на человеческую практику. Именно культура наполняет смыслом различные виды человеческой деятельности, регулирует деятельность при помощи принятых норм и правил.

При этом культура - явление живое, меняющееся во времени и пространстве.

И одна из специфических функций культуры заключается в трансляции от поколения к поколению продуктов культуры: знаний, преданий, обычаев, тем самым обеспечивая непрерывность в общественном процессе.

Причем новые явления культуры не отменяют одномоментно предшествующие, и мы видим в современной культуре то, что называется пережитком – наследие культуры предшествующих эпох. И в культуре современного индустриального общества мы находим следы мифологической культуры, сформировавшейся еще в архаичном обществе. Следы этой культуры можно найти в языке (в пословицах, поговорках, загадках), в детских играх и песенках, различных суевериях, особенно связанных с покойниками, это увлечение магией, толкование снов и множество предзнаменований, предсказаний и примет.

Все эти пережитки мы часто не осознаем, они «живут» в нас на подсознательном уровне, но когда мы пытаемся определить погоду на завтра, сами собой вспоминаются приметы, которые возникли, когда человек еще был тесно связан с природой:

При восходе солнце-белыш – надолго установиться хорошая погода.

При восходе солнце «играет» (как бы искриться) – жди дождя.

Ярко-красное солнце на закате – к ветреной погоде.

Солнце садиться в чистые облака – к хорошей погоде.

Солнце сядет «под тучу» - к дождю, а зимой – к бурану.

Звезды «мигают» - к ненастью.

Туман поднимается вверх – к дождю.

В дождь вода пузырями на лужах – к большому дождю.

Снег хрустит под ногами – к стуже.

Идешь по лесу и путаешься в паутинах – долго будет теплая сухая погода.

Человек архаичной культуры следил за поведением птиц, насекомых, состоянием растений, чтобы спрогнозировать будущую охоту, удачное или неудачное собирательство, пытался определить благоприятное время для очередного передвижения. А мы по привычке смотрим на окружающее и говорим:

Птицы ходят по земле – к дождю.

Вороны раскричались – тоже к дождю.

Ласточки летают у земли – к дождю.

Много лягушек  далеко от воды – к дождю.

Сильно пахнет травой – к дождю.

Комары, мошки толкутся высоко – к хорошей погоде.

Кузнечики трещат – к ясной погоде.

Домашние животные не уходят далеко от дома перед плохой погодой.

Собака катается на спине – к ненастью.

Кошка сидит у печи (батареи), спит, свернувшись калачиком – к холодам.

Многовековые наблюдения позволяют делать даже достаточно долгосрочные прогнозы:

Ранний первый снег – к ранней весне.

Много снега с осени – весна будет дождливая.

Татьянин день (25 января) с солнцем – к хорошему лету.

Зима студеная – лето теплое, зима теплая – лето холодное.

Зима идет по лету,  а лето по зиме.

В реках мало воды – к жаркому лету.

Гром в сентябре – к теплой осени.

Много ягод рябины – к морозной зиме.

Весна грязная – август сухой.

Зима без метелей – лето без дождей.

Что интересно, большинство этих примет имеют под собой вполне объяснимые физические причины. Но есть приметы, которые современному человеку не понятны, их объяснение находится в мифологичности архаичного сознания, например:

Лук садили молча; сначала надо в гряду воткнуть нож, а потом и садить        

можно.

Начинали высаживать лук с трех «ворованных» луковиц (их тайком брали у

соседки).

Редьку садишь – надо стрелять: злее будет.

Морковь не сеяли в среду – трескаться будет.

Пока не посадишь у себя в огороде, ничего нельзя отдавать в люди. Если

продаешь семена, надо при взвешивании их придерживать – чтоб вместе с

проданным не отдать «породу».

Летом не рекомендовалось рассказывать сказки – скот домой ходить с

пастбища не будет.

Ягоды после Ильина дня (2 августа) нельзя собирать – у ребят чирьи пойдут.

После Ильина дня не купаются – конский волос в воде заводится (или:

медведь лапу обмочил).

Первую пойманную рыбку отпускали – чтоб «остальных привела».

Чтоб хорошо брала рыба, надо червей брать с того места, где рыбачишь.

Многие приметы связаны с особым отношением ко времени и пространству в архаичной культуре, с представлениями об особых местах и особых днях и часах:

После захода солнца ничего нельзя продавать, нельзя считать деньги – не

поведутся.

На Новый год надо «считать» деньги – пересчитывать их, при этом называть

крупные суммы.

Деньги вечером не отдают и не занимают – вестись не будут.

На закате нельзя спать и есть – болезнь наспишь, нездоровье наживешь.

Нельзя дом мести после захода солнца – богатство отойдет от дома.

Услышав первый гром, нужно кувыркнуться через спину – спина болеть не

будет.

Если младенца поднести к зеркалу, он «потеряет» сон.

Мужчине нельзя садиться на порог – детей не будет.

Через порог не здоровайтесь.

Через порог нельзя ничего отдавать – не повезет.

Часто приметы, которым мы следуем, своими корнями уходят в обряды и ритуалы, которые, по сути, были стержнем в жизни архаичного общества:

Отрезанные волосы полагалось сжигать или отправлять по воде – иначе птица

унесет в гнездо и будет постоянно болеть голова.

Когда гроб выносят из дома, нельзя ничего им задевать – иначе еще будет в

доме смерть.

Чтоб не бояться умершего, после кладбища несли полено и клали в печь, или

просто смотрели в печь.

Чтоб младенца не сглазили, перед выходом на улицу посыпали ему голову

солью.

Было много примет-предзнаменований, за которыми следили и потом толковали:

Много грибов уродилось – к болезням: много грибов – много гробов.

Если испекся хлеб с трещинками – к беде.

Если хлеб в печи развалился – кто-то из семьи уедет в дорогу.

Тонко хлеб девушка режет – жениха потеряет.

Если девушка нечисто пол метет – жених некрасивый будет.

Птица в окно бьется – к покойнику (особенно если перелетная).

Собака вечером воет, опустив морду к земле – к покойнику.

Даже обычные бытовые предметы как-то осмысливались в приметах и предсказаниях. И до сих пор им верят и автоматически выполняют те ритуальные действия, которые в них заложены (как постучать по дереву или сплюнуть через плечо):

Вилка упадет – гостя жди.

Шить перед дорогой – поездка будет неудачной.

Рассыпать солонку с солью – к ссоре; нужно трижды щепоткой бросить соль

через левое плечо.

Если споткнуться обо что-нибудь, нужно еще трижды пнуть по этому месту –

иначе не повезет.

Иголку нашел – к несчастью (особенно если с черной ниткой).

Найденную монетку надо держать при себе – принесет удачу.

Сам человек тоже становится объектом наблюдения и источником предсказания:

Не узнают знакомые – будешь богат.

Если у человека на спине много родинок – счастливый.

В правом ухе звенит – к добрым вестям, в левом – к убытку.

Правая ладонь чешется – к прибытку, левая – к убытку.

В гостях поперхнулся – снова в этот дом придешь.

Уши чешутся – к дождю или вестям.

Язык укусишь – кто-то тебя бранит.

Переносица чешется – к выпивке; то же – когда кончик носа чешется.

Подошва чешется – к дороге.

Подобные «пережитки» пронизывают современную жизнь и вносят в нее своеобразную изюминку. Именно эти суеверия иллюстрируют возможность культуры соединять поколения и эпохи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Лейбович О.Л. 10 лекций по культурологии. – Пермь, 1999 г.

2.      Сны, приметы, загадки, поговорки (сост. И.А.Подюков). – Пермь, 1994 г.

3.      Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М. 1989 г.

1. Реферат Этническое взаимодействие русских с северными народами на примере народа коми
2. Диплом на тему Стилистическая функция сенсориальных образов в романе Бориса Виана
3. Реферат на тему Francisco Jose De Goya Y Lucientes Essay
4. Реферат Грунти рівнин України і їх основні особливості
5. Биография Хайям Омар
6. Реферат на тему Your Choice
7. Реферат на тему Knowledge Concept Essay Research Paper When discussing
8. Контрольная работа Гротеск как основа художественной системы Истории одного города МЕ Салтыкова-Щедрина
9. Курсовая Правовое положение холдингов
10. Контрольная работа на тему Прикладні способи плавання