Контрольная работа по Культорологии
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный университет туризма и сервиса»
(ФГОУВПО «РГУТиС»)
факультет ФППКЭ
Кафедра
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по 1 курс
Студента, обучающегося по форме обучения «экстернат»
№ зачетной книжки группа ГМУ
Специальность: 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»
№ варианта Выполнил(а) _________________ Подпись студента
Работа предъявлена на проверку «___»_________200__г. ________________________ Подпись преподавателя
Результаты проверки___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Замечания,рекомендации_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверил преподаватель «___»__________200__г. ________________________________ Ф.И.О.,подпись
Вторично предъявлена на проверку «___»____________200___г. ___________________ Подпись преподавателя
Результаты проверки___________________________________________________
Замечания______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверил преподаватель «___»__________200__г. _________________________________ Ф.И.О.,подпись
Работа принята(проведено собеседование ) «___»__________200__г. __________________
Подпись преподавателя
План:
1. Культура как многоплановое понятие
2. Материальная и духовная культура.
3. Культура и культ.
1.Культура как многоплановое понятие.
Понятие культуры, сущность и её функции. Основные культурологические школы
Слово "культура" первоначально возникло в латинском языке и обозначало возделывание, обработку почвы. В последующем у Цицерона ("Туксуланские беседы") говорится об обработке ума, о философии как культуре ума. Под культурой стали иметь ввиду просвещенность, воспитанность, образованность человека, и в этом значении слово "культура" вошло почти во все европейские языки, в том числе и в русский "Культура как совокупность выражения души в жестах и трудах, как тело её, смертное, преходящее...; культура как совокупность великих символов жизни, чувствование и понимание: таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет".
Американские антропологи А. Кребер и К. Клахон дают следующие определения культуры: "Культура основана на схематизированных и эталонных способах мышления, восприятия и реагирования, добытых и передаваемых главным образом с помощью символов, представляющих собой характерное достижение человеческих групп, включая в их воплощение в материальных произведениях; существенное ядро культуры составляют традиционные (то есть исторически отобранные, и переданные) идеи и прежде всего связанные с этими идеями ценности".
Чтобы получить представление о многозначности понятия "культура", обратим внимание на ряд определений, предложенные некоторыми учеными Европы и США:
"комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества" (Э. Тейлор);
"каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе" (Ф. Энгельс);
"социальное наследование" (Б. Малиновский);
"культурный аспект охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействия и взаимоотношения" (П.. Сорокин);
"организация разнообразных явлений - материальных объектов, телесных актов, идей и чувств, которые состоят из символов или зависят от их употребления" (Л. Уайт);
"то, что отличает человека от животного" (В. Оствальд);
"процесс прогрессирующего самоосвобождения человека, языка, религия, наука - различные фазы этого процесса" (Э. Кассирер);
"совокупность интеллектуальные элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающие некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать "памятью мира" и общества - памятью, материализированной в библиотеках, памятниках и языках" (А. Моль).
В отечественной культурологии основными являются следующие определения:
культура охватывает четыре "общих разряда: деятельность религиозную культурную, в тесном значении этого слова", т.е. научную, художественную и техническую, деятельность политическую и деятельность общественное экономическую" (Н. Данилевский);
культура "ядром своим и корнем имеет культ. Культурные ценности - это производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа" (Г1. Флоренский), О "совокупность материальных и духовных ценностей";
"способ человеческой деятельности" (Э. Маркарян);
"знаковая система" (Ю. Лотман, Б. Успенский);
"воплощенные ценности" (И. Чавчавадзе);
"состояние духовной жизни общества" (М. Ким);
"культура в современном понимании есть совокупности материальных и духовных предметов человеческой деятельности" (Э. Соколов);
"система регуляторов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеком разумом" (В. Давидович и Ю. Жданов);
"культура как система духовного производства охватывает сознание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и ориентацией - все то, что составляет духовный мир общества и человека" (Б. Ерасов).
В обыденной жизни мы часто говорим о культуре строительства, о культуре быта, о культуре торговли, о культуре общения, о культуре отдыха, о физической культуре, о культуре риса и т.п. Ясно, что говоря о культуре риса, мы имеем ввиду не сам по себе рис, а об отобранных и систематизированных способах его возделывания, выращивания.
Обобщая сказанное, можно сказать, что культура - это надбиологический механизм аккумуляции и совершенствования опыта народов, родовой опыт человечеств, закодированный в знаковых системах, орудиях и передаваемых из поколения в поколение.
Основные культурологические школы.
В современной культурологии есть несколько школ, направлений, течений. Понятие "культура" трактуется в зависимости от специфики подхода к исследованию культуры в этих направлениях. Сама по себе культура многогранна. Возможны и необходимы разные способы изучения культуры:
а) символическая школа.
Главное, с точки зрения этой школы, во всякой культуре является то, что она связана с использованием символов. Поэтому понятие "культура" определяет через указание этой особенности всякой культуры. Л. Уайт, к примеру, понятие "культура" определяет как "организацию вещей и явлений, основанную на символах". Представителями символической школы являются Кассирер и Леви-Строс.
б) натуралистическая школа.
Представители этого направления пытаются объяснить особенности той или иной культуры особенностями природного бытия человека, пытаются представить культуру как непосредственную адаптацию человека к условиям окружающей среды. К этому направлению относятся работы Ф. Гамильтона, Г. Спенсера, Б. Малиновского, 3. Фрейда, К. Лоренса.
в) психологическая школа.
С точки зрения этого направления культуры - это душа народа, "дух" народа.
г) социологическая школа.
Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации (Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс). Специфический облик той или иной страны, Вебер, например, связывал с культурными факторами, а не с цивилизационными, которые имеют общечеловеческий характер. Парсонс считает, что все духовные и материальные достижения, объединенные понятием "культура", являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем - социальной и культурной.
г) аксиологическая школа.
Это направление является самым распространенным в культурологии. Не случайно чаще всего можно встретить толкование понятия "культура" как "совокупность материальных и духовных ценностей". Понятие "ценность" впервые появляется в работах Канта. Широкое использование этого понятия в культурологии начинается с работ Вин-дельбанда. Видными представителями этого направления являются Рик-керт, Коген, Мюнстерберг, Вундт, Брентано, Мейнонг, Шелер.
Структура культуры.
Основными сферами человеческой деятельности являются материальное и духовное производство. В соответствии с этим различают материальную и духовную культуру. Важнейший элемент материальной культуры - средства производства: орудия труда, технические сооружения, оснащающие материальное производство, постройки, бытовой инвентарь, а также плоды сельскохозяйственного и промышленного производства. В материальную- входит производственно - техническая культура. Духовная культура относится к духовной деятельности, духовному производству. Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. В духовную культуру входят мировоззрение в политические взгляды, ценности, частью духовной культуры является духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления.
Духовная культура существует в двух формах: в форме духовных качеств человека и деятельности по их опредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных человеком, научных работ, произведений искусства, норм права, морали и т.д.
Художественная культура - это особая целостная культура: в вей органически соединяется материальное и духовное производство Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и результатов.
Основные элементы культуры
Культура включает в себя три вида элементов:
1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего" опыта.
2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка - испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.
3. Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет. Функции культуры.
Многоплановая разноуровневая структура позволяет ей осуществить ряд функций:
1. Аккумуляция родового опыта.
2. Функция гносеологическая, познавательная. Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.
3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта Эту функцию называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества.
4. Коммуникативная функция, Воспринимаемая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает прежде всего выступает язык.
5. Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.
6. Сигнификативная функция культуры - это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия -это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.
7. Функция "психологической разрядки" - как бы противоположна предыдущей, нормативной. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки - это праздники и ритуалы. В праздничные дни люди не работают, не соблюдают будничных норм жизни, устраивают шествия, пиры, карнавалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы.
8. Главной функцией является гуманистическая функция.
Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: а) через социализацию, б) через создание и введение ценностей, в) через образцы поведения, г) через создание моделей институтов и социальных систем.
2.Материальная и духовная культура.
Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную.
Материальная культура подразделяется на:
— производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;
— воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.
Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.
Понятие духовной культуры:
— содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),
— показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:
— теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
— этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
— эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.
Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.
Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.
Деятельность — это форма социально-культурной активности, направленная на преобразование действительности.
Существует два вида деятельности:
— практическая (т. е. материально-преобразовательная, направленная на изменение природы и бытия человека, и социально-преобразовательная, меняющая социальную реальность, включая и самого человека);
— духовная (содержанием которой выступает изменение сознания людей).
В зависимости от направленности человеческой активности социокультурная деятельность может быть:
—созидательной (т. е. направленной на формирование «второй природы» : среды обитания человека, орудий труда, машин и механизмов и т. п.);
— разрушительной (связанной с различными войнами, революциями, этническими конфликтами, уничтожением природы и т. д.).
В человеческой деятельности существуют определенные ориентиры. Их называют ценностями.
Ценность — это то, что значимо для человека, что ему дорого и важно, на что он ориентируется в своей деятельности.
Общество выстраивает определенную систему культурных ценностей, которая вырастает из идеалов и потребностей его членов. В ее состав могут входить:
— главные жизненные ценности (представления о цели и смысле жизни, счастье);
— ценности межличностного общения (честность, доброжелательность);
— демократические ценности (права человека, свобода слова, совести, партий);
— прагматические ценности (личный успех, предприимчивость, стремление к материальному богатству);
— мировоззренческие, моральные, эстетические и пр. ценности.
Среди наиболее важных ценностей для человека, во многом определяющей, является проблема смысла его жизни. Взгляд человека на проблему смысла жизни формируется через осознание им конечности своего бытия. Человек — это единственное живое существо, которое понимает неизбежность своей смерти.
Относительно проблемы смысла человеческой жизни сложилось две несхожие друг с другом точки зрения.
Первая — атеистическая. Она имеет давнюю традицию и восходит, в частности, к эпикурейству. Суть ее состоит в том, что если человек существо смертное, то смысл жизни — в самой жизни. Эпикур отрицал для человека значимость феномена смерти, утверждая, что ее просто не существует, поскольку пока человек жив — ее нет, а когда он умирает — то он не в состоянии более осознать сам факт своей смерти.
Назначая в качестве смысла жизни саму жизнь, эпикурейцы учили, что идеал человеческого существования — это атараксия, или уклонение от страданий, спокойная и размеренная жизнь, состоящая из духовных и физических удовольствий, данных в меру. Окончание этого процесса и означает прекращение бытия человека.
Материалистическая философия, которая продолжает античную традицию эпикуреизма, во всех своих проявлениях исходит из отрицания загробной жизни и ориентирует человека на максимально полную реализацию себя в существующей реальности. Однако это не исчерпывает всего содержания данного понятия.
Другая точка зрения на проблему смысла жизни — религиозная. Религия решает эту проблему достаточно просто, утверждая факт загробного существования человека. В своих различных модификациях религия учит тому, что земное, человеческое бытие есть лишь приготовление к смерти и обретению вечной жизни. Это необходимый этап для очищения и спасения души.
Высшей формой человеческой деятельности является творчество.
Творчество — это человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности.
Практически все виды человеческой деятельности включают в себя элементы творчества. Однако наиболее ярко они проявляются в науке, искусстве и технике. Имеется и специальная наука — эвристика (гр. heurisko — нахожу), с помощью которой можно не только изучать творческую деятельность, но и создавать различные модели творческого процесса.
Существуют четыре основные фазы творчества:
— замысел (это первичная организация материала, выявление центральной идеи, ядра, проблемы, наметки этапов будущей работы);
— созревание идей (процесс конструирования «идеального предмета» в воображении творца),
— озарение (решение обнаруживается там, где его и не пытались искать);
— проверка (экспериментальная или логическая оценка новизны найденного решения).
Процесс создания нового приносит творцу чувство удовлетворения, стимулирует его вдохновение и подвигает его к новому творению.
3.КУЛЬТУРА И КУЛЬТ
Сходство слов "культ" и "культура" - поверхностно. Да, в некоторых обществах культура заменяет культ. У нас пушкинистика стала религией тех, кто чурался культа Сталина. Да, в некоторых обществах культ заменяет культуру - вернее, заменял; сейчас ни у католиков, ни у мусульман нет цельности, из которой когда-то вышли готический или мавританский стили. Да, культ и культура одинаково обращены к глубине мира и человека. Но культура существует лишь до тех пор, пока существуют культурные люди. По словам замечательного русского мыслителя XX века Мераба Мамардашвили, есть ценности, которые живы лишь в нашем разговоре о них. Пушкин бессмертен, пока его читают. Культура существует, пока ее хранители и творцы хранят и творят. Иное дело культовые ценности. Иисус не умрет более, даже если не останется ни одного верующего в Христа.
Не случайно, следовательно, у культа - служители, у культуры - работники. В культуре некому служить, и лишен смысла оборот "служение культуре". Культура вся - одна большая работа. Быть работником культуры в этом смысле - более ответственно, чем быть служителем культа. Священников сравнивают с печаткой - неважно, из золота или из свинца, оттискивается одно и то же изображение. Иисус приходит к человеку в таинствах, какими бы недостойными делами или глупыми речами не смущали этого человека служители Христовы. Но если работники культуры не будут говорить культурно - культура исчезает.
Несходство культуры и культа можно понимать буквально: они не сходятся, не пересекаются, занимают разные пространства. Пространство культуры измеримо геометрией Эвклида, пространство культа ассоциируется с геометрией Лобачевского, где и параллели пересекаются, и бесконечность имеет начало, и Троица может быть Единицей. Поэтому культура и культ могут совмещаться в душе. Кто и культурен, и религиозен - не богаче и не беднее вмещающих в себя только культуру или культ. Обедняет лишь агрессивность: антирелигиозность уничтожает культуру, антикультурность - веру. Так сосуществование животных и растений ни плохо, ни свято; но если оно сменяется агрессией - образуется Сахара.
Общее пространство у неверия и веры вообще, культуры и культа в частности - это нравственность. Все столкновения, которые происходят между Церковью и культурой в пространстве физическом, политическом, педагогическом, единственно возможно рассуживать только с этической точки зрения. Пусть религия и культура к этике несводимы, пусть этика есть язык очень примитивный и приблизительный; этот язык полезен своей универсальностью.
Работники культуры обвиняют служителей Церкви в безнравственности. Действительно, служители Церкви все - греховны, многие - некультурны, некоторые - неверующие, есть и безнравственные. Все это неизбежно уже потому, что Церковь в России настолько велика, что по законам математики представляет все слои общества, а не какую-то избранную его часть: социологи называют это "представительной выборкой". В Церкви столько же блондинов, гомосексуалистов, подлецов и умников, сколько вообще в России; но только в Церкви - Христос. Так что болезни христиан ничего не доказывают, кроме простой богословской истины: христиане - те, кто нуждается во спасении. Спаситель же - один Христос. В этом смысле Церковь находится явно в более выгодном, практически неуязвимом положении по сравнению с Культурой, ибо в Церкви по определению не надо искать человеческого совершенства, а в Культуре так же по определению только человеческого и можно искать. Христианам легко - они честно признают себя подлецами и приглашают всех присоединиться к ним в покаянии.
Культуре тяжелее сегодня уже потому, что она не имела Христа, чтобы заслониться им от большевизма. Сегодня еще господствует "советская культура" - явление, в огромной части сформированное коммунистами в борьбе с русской культурой, через уничтожение и принижение русской интеллигенции. Если до революции авторы "Вех" поражались тому, что интеллигентами считают себя даже некоторые телеграфисты, то в наших условиях к интеллигенции и деятелям культуры причисляют себя прежде всего тысячи чиновников, идеологических эсэсовцев - отряды партии, проводившие индоктринацию населения на всех уровнях образования. Именно они заботились об антирелигиозном воспитании, начиная с детского сада и до крематория, именно они под видом истпарта и диамата вымывали мозги в институтах и университетах, именно они служили инквизиторами партии. Именно они любили председательствовать в собраниях и увеличивать оклады жалованья своего.
Самая первая волна газетных разговоров о "клерикализации" общества, о гонениях на атеистов, о том, что школа попала под влияние Церкви была поднята именно этой частью "работников культуры". Они не потеряли своих мест и окладов, переименовались из антирелигиозников в исследователей "истории свободомыслия", из историков партии - в историков России послереволюционного периода. Их книги меньше издают - вот единственный материальный ущерб, который они понесли. Такие-то "работники культуры" в споре с Церковью много наговорили о недостоинстве христиан, умалчивая одновременно о достоинстве Христа. Именно они ведут спор на уровне "А ты кто такой?" - и уже это свидетельствует о нравственном уровне этих вконец изолгавшихся людей.
Инквизиторы партии составляют большинство в сфере образования, но в "производительных", "публичных" сферах культуры они всегда были в меньшинстве и прятались за кулисами. Ведь там, где нужно хоть немного увлекать людей словом, они были совершенно бессильны. Они могли измываться лишь над совершенно беззащитными людьми, какими являлись и являются учащиеся. В библиотеках, музеях, архивах основная масса работников была непартийна и неагрессивна в идеологическом отношении. Однако среди них было и есть крайне мало интеллигентных людей: интеллигенты и интеллектуалы избегают службы в библиотеках, музеях, архивах, либо переживают эту службу как проклятье, как пребывание в глубоко тошнотворной ситуации. Так что культура в опасности не потому, что культ наступает ей на горло. Культура в опасности, ибо работники ее - бескультурны и недостойны, а собственного достоинства у культуры, в отличие от Церкви, нет.
Неинтеллигентность "средних" работников культуры, их безнравственность проявляются прежде всего во лжи. Причем прямая ложь обычно - не самая страшная. Страшнее постоянный прибедняющийся плач о мизерных окладах. Говорится правда: оклады мизерные, но одновременно лжется умолчанием: не говорят о том, что зарплата работников культуры постоянно растет (о, конечно, она остается унизительно малой!), а количество совершаемой работы столь же постоянно уменьшается. Простой пример из хорошо знакомой всем сферы. В Румянцевской и Исторической библиотеках за последние двадцать лет намного сократились сроки работы читальных залов и намного выросли сроки выдачи книг. И не верьте, что это - из-за недостаточных ассигнований. Это - лень и халтура, это нежелание героически трудиться - а в культуре негероический труд и есть халтура.
Работники культуры ругают хасидов и митрополитов. Это безопасно. Кричать же надо было бы о том, что русская культура по сей день не освобождена от совковой, большевистской управленческой надстройки из тысяч паразитов и дармоедов, невежественных и тупых шариковых. Причем среди них есть талантливые артисты и искусствоведы, превосходные специалисты по древнерусской или западной литературе - но в структуре власти все эти свойства исчезают, теряют всякое значение. Остается чистенький костюм, ровный пробор, оловянно-вежливый взгляд. Остаются Минкульт, общегосударственные и крошечные минкультики в провинции, остаются плоды капризов жены последнего президента - фонды культуры.
Работники культуры боятся говорить, что в культуре не должно быть вообще властных структур. Культуре, как и культу, отделение от государства идет на пользу. Говорить, что без этих властных структур культура наша развалится - значит лгать, ибо она уже развалена - из-за деятельности и бездеятельности, из-за самого существования этих самых структур. Винить властвующих над культурой нельзя - они убивают культуру часто помимо своей воли, убивают любыми решениями, просто потому, что власть и культура несовместимы. Винить нельзя, но и терпеть эту власть, трепетать перед нею из-за чисто эгоистических или даже альтруистических, но сиюминутных выгод - некультурно. А работники культуры терпят эту власть, одновременно обвиняя ее в потакании Церкви - словно холопы, одновременно искательно заглядывающие в очи барину и заочно барина злословящие. В клерикализме обвиняют людей, "вдруг обнаруживших в себе избыточные демократические убеждения". Такие "вдруг-демократы" есть, и они появляются в храмах, когда там есть телекамеры. Но именно эти "вдруг-демократы" всех уровней - от президентских палат до районных чиновников и депутатов - на деле обнаруживают полное презрение к Церкви. Храмы отдают по принципу "на тебе, Боже, что нам негоже". Если есть хоть какой-то повод не отдавать - не отдают. Если нужно приложить хоть какие-то усилия, чтобы вывести из храма музей, или типографию, или архив - не прилагают.
Многие работники культуры плохо работают не по своей вине. Что спрашивать с несчастных женщин, хамящих экскурсантам и читателям, потому что душа их на кухне, с детьми. Но плохо работают и те из нас, кто действительно является работником культуры по призванию, самочувствию, претензиям и обязательствам. Речь идет не о недостатке готовности к какому-то подвигу, к самопожертвованию, а об элементарных профессиональных недостатках. Мы мало читаем, мы не изучаем языки, мы не восполняем недостатки совкового образования, не воспитываем себя нравственно, позволяя себе цинизм и равнодушие. Мы ленивы и нелюбопытны, как и весь народ. Но для народа это - беда, для интеллигенции - вина.
Конечно, есть исключения. Среди двадцатилетних этих исключений, кажется, очень много - и им безумно трудно. Их голос не слышен, из них продолжают путем противоестественного отбора выдвигать молчалиных. И в полемике с Церковью особенно ярко проступило невежество и хамство "советской интеллигенции". И совершенно не случайно Культура выступила против Церкви на совершенно материальной, шкурнической почве - из-за церковных зданий.
Ни одна из сторон в этом споре, что знаменательно, и не пыталась вести его на юридическом языке: во-первых, юридически права Церкви бесспорны, во-вторых, юридическое пространство в России пока не создано. На почве нравственной работники культуры чувствовали себя самоуверенней. Этот спор обнажил всю глубину нравственной извращенности, которая была и до революции и стала одной из причин революции, но которая тысячекратно увеличилась за годы большевизма. Поразительно этическое невежество "советской интеллигенции", ее нежелание придерживаться общепринятых европейских норм или, что то же, голоса своей совести. Объяснить это можно лишь тем, что "общепринятые европейские нормы" или "голос совести" есть очень конкретные исторические явления, выросшие внутри христианства, и по одному этому выгодные для Церкви, требующей возврата своей собственности. Интеллигенция нашла слишком много аргументов против возврата - аргументов взаимоисключающих и взаиморазоблачающих.
С одной стороны, Церковь обвинили в будущей неспособности сохранить древние ценности. А ведь именно сейчас обнажилась неспособность к такому сохранению "предприятий" государственной культуры. Постоянны кражи, фальсификации и мелкая административная нажива на том, что вручено не для наживы. Доходило до смешного - Церковь обвиняли в утрате нескольких фрагментов древних фресок (действительно, виноваты, сбили, когда что-то вносили в алтарь), умалчивая о квадратных километрах погибших и гибнущих шедевров, находящихся в ведении "государственной интеллигенции". Когда надо выпросить дотации у казны, работники культуры сообщают такие жуткие подробности о вверенном им народном достоянии, что если бы подобное происходило с церковными ценностями - надо было немедленно их национализировать.
Самым, пожалуй, безнравственным доводом была ссылка на западный опыт, где, мол, церкви и музеи сосуществуют. Это - ложь умолчанием. Молчали о том, что и церковная, и музейная ситуация на Западе качественно отлична от российской, о том, что в Европе не церкви приданы музеям, а музеи - храмам, о том, в конце концов, что там все юридически законно, а не только, как у нас, "целесообразно".
Стычка вокруг церковных ценностей - явление поверхностное, не затрагивающее глубин культа и культуры. Все-таки они существуют в различных измерениях. Тем более удивительна синхронность в развитии этих феноменов. Большевики проводили схожую политику в отношении и Церкви, и интеллигенции, поощряя одновременно и блеск их, и нищету: блеск туристической витрины и нищету жилого помещения для своих. Одинаково велся противоестественный отбор людей с наиболее пластичной совестью (то есть, наиболее бессовестных), одинаково насаждалось стукачество и безграмотность, одинаково были посажены эти две сферы на голодный паек, чтобы до самых костей въелся главный принцип, на котором и пришли к власти революционеры: "Не до жиру, быть бы живу". Работникам культуры было не до культуры во всей ее пышноцветущей красоте - лишь бы прожить самим и сохранить видимость культуры. "Служителям культа" было не до культа во всем его духовном изобилии - лишь бы спасти шкуру и сохранить внешние формы. Но культ опять был в лучшем положении - ибо его сущность не от мира сего и ускользает от любого тоталитаризма.
Когда же тоталитаризм отсосал из общества весь воздух и задохся, перед культом и культурой встала совершенно одинаковая проблема: а дальше? Было совершенно ясно, что делать (возвращаться в нормальное состояние), но совершенно неясно, как делать. И в культе, и в культуре были свои маргиналы, которые многие годы протестовали, отказывались входить в узаконенные структуры, старались сохранить нравственные и творческие идеалы и нормы. Казалось бы - прежде всего, так казалось самим маргиналам - единственно практичный и нравственный путь заключается в том, чтобы сделать последних - первыми, сделать маргиналов - начальниками, а начальников извергнуть вон.
Этого не произошло ни в культуре, ни в культе, несмотря ни на какие разоблачения (особенно громкие в Церкви, потому что сотрудничество с чекой главарей большевистской культуры никого удивить и возмутить не могло). Не произошло контрреволюции - и слава Богу. Выяснилось, что хранить нравственные ориентиры, противостоять бреду и мраку - одно, а быть готовым к творчеству подлинному, положительному, без смердяковской озлобленности за прошлое, в полноте напряжения сил - совсем другое. Оказалось, что и в культе, и в культуре невозможны никакие математические меры, и при всей желательности - а в конечном счете, видимо, неизбежности - некоторых кадровых чисток, не произойдет никакой смены верха и низа.
Проблема разрешится совсем иначе: вымрут и маргиналы, и начальники, вымрут все, кто давил и был придавлен, и начнется нормальная, во всей ее греховности и добродетельности жизнь, когда появится поколение, изначально свободное как от подчиненности, так и от противостояния (которое есть, впрочем, лишь одна из форм подчиненности) большевизму. И здесь, видимо, кроется намек на то, как делать совершенно очевидное "что": делать педагогически, делать, обращаясь не друг ко другу, а к новому поколению, делать с усердным покаянием, но более всего - поскольку покаяние малоинтересно нашим преемникам по работе в культуре и служению в культе - делать с духом свободы, изобретательности, радостного творчества и любви.