Контрольная работа Восточные славяне 5
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Псковский государственный политехнический институт
Финансово - экономический факультет
Кафедра «Финансы и кредит»
Контрольная работа по дисциплине
«Отечественная история»
на тему: «Восточные славяне»
Вариант № 2
Студентка:
Шифр: 0757062
Руководитель: Силеенков В.В.
ПСКОВ
2007
Содержание
Глава 1. Античное наследие в эпоху Великого переселения
народов …………………………………………..…………… 3
Глава 2. Проблема этногенеза славян ………………….…………….. 8
Глава 3. Занятия, орудия труда и культура восточных славян …..... 10
Глава 4. Становление государственной власти …………………….. 13
Список литературы …………………………………………………… 20
Глава 1. Античное наследие в эпоху Великого переселения
народов
Эпоха «великого переселения народов» охватывает IV— VII вв. В начале этого периода произошло кратковременное восстановление единства Великой Римской империи, политический и экономический центр которой переместился в Константинополь, в
В лесных просторах Восточноевропейской равнины активно расселялись славяне, у них формировались крупные племенные объединения. Южнее славянской ойкумены находились лесостепные и степные долины Волги, Дона и Северного Кавказа, заселенные кочевниками иранского, тюркского, монгольского происхождения. Как оседлые склавины, венеты, анты, так и степняки-гунны, авары, болгары, утнгуры, куртигуры и аланы представляли для Византии реальную угрозу. Кочевники Евразийских степей и часть славян были покорены гуннами и в составе их орды, направились на Запад – к богатствам Рима. В свою очередь, Византия стремилась отвести от себя внешнюю угрозу, для чего предприняла внешнеполитические действия – поощряла распри среди восточных «варваров». Более того, Северный Кавказ был в сфере «жизненных интересов» Византии, здесь ее влияние соприкасалось с соперничающим сасанидским Ираном. Следовательно, конкурирующие державы старались вовлечь находящиеся между ними народы в русло своей политики, экономики и культуры.
В VI в. интенсивность натиска кочевников ослабевает и оживает торговля по «великому шелковому пути». Шелк был очень выгодным товаром, поэтому иранские власти старались монополизировать торговлю. Иран стремился установить контакты с северными народами водным путем вверх по Волге и Дону и окончательно отрезать западного конкурента от китайского и среднеазиатского шелка. Византия стремилась перехватить инициативу. Крупнейшим среднеазиатским производителем шелка была Согдиана, чьи экспортные интересы совпадали с византийскими. Вскоре согдийские купцы освоили северный маршрут «великого шелкового пути», который шел через северный Прикаспий на Запад через Волгу и Дон на Кавказ и в Византию. Большинство шелковых тканей в экспорте и импорте были среднеазиатского производства, некоторая часть производилась даже в Византии. Кроме того, на Кавказ из империи попадали предметы роскоши и традиционный экспорт ремесленных изделий и продуктов. Византию интересовали продукты сельскохозяйственного импорта и рабы. Многие товары являлись предметом регионального, межплеменного обмена. Как видно, развивались транзитная торговля шелком, межрегиональные экономические контакты и региональная торговля. В любом случае, Константинополь получил возможность активного проникновения в евразийские степи, а византийская «культурная экспансия» имеет четкие экономические причины. Итогом социально-экономического развития евразийских степных народов был их переход «от кочевий к городам» и образование государств у болгар, алан, хазар.
Влияние Византии в регионе ее «торговых интересов» устанавливалось одновременно с распространением христианства. Византия проповедовала христианство через северное Причерноморье. Вожди савиров, адыгов, алан принимали христианство и становились в понимании ромеев союзниками-единоверцами с провизантийской политической ориентацией. Вслед за этим, в VI – VII вв., Константинополь установил па берегах Керченского пролива свой суверенитет и «Боспор стал жить под римской властью в мире и со- . гласим». В V – VII вв. в этой части Причерноморья возводятся монументальные строения культового или административного назначения, тем же временем датируются первые христианские захоронения, например, на Таманском полуострове. Предметы с христианской символикой имели более широкое распространение, ко в центральных районах Кавказа христианство не закрепилось. В Ново-Михайловском родоплеменном центре адыгов и в других местах появляются базилики греко-коринфского типа. В произведениях, приписываемых Андрею Первозванному, у Прокопия Ке-сарийского, у других авторов раннехристианского времени можно прочитать, что народы, заселявшие причерноморские земли, «с благоговением соблюдают христианский закон». В Фанагонки и на Тамани появились первые христианские епархии, которые на Константинопольском соборе
Определенную роль в проповедовании христианского учения сыграли Грузия и Армения, которые приняли эту религию в IV в. Здесь христианская культура перекликалась с богатым античным наследием греко-римской цивилизации. До наших дней сохранились крестообразные храмы и базилики Грузии и Армении. Культура этих народов имела глубокие национальные корни, но многое они заимствовали и у высокоразвитой античной цивилизации. Народы, обитавшие к северу от Главного кавказского хребта, воспринимали христианство как от Византии, так от закавказских Грузии и Армении, с которыми также были тесные экономические и культурные контакты.
В IV – VII вв. крупные племенные объединения сложились у славян, которых византийцы называли склавинами, венетами, антами. Греки и славяне часто контактировали друг с другом. С первых веков нашей эры славяне нападали на окраины Византии, а в период правления Юстиниана (527 – 565 гг.) «славяне и анты регулярно опустошали империю». В свою очередь, Константинополь пытался направить действия «варваров» в целенаправленное русло выгодной для себя политики, Иными словами, по отношению к славянам Византия проводила свою классическую политику взаимоотношения с воинственными соседями. Поэтому славян и антов стали нанимать на военную службу и даже поручали им важные боевые операции. Кроме этого, славян пытались отвлечь от Византии войнами с соседними племенами. Уже в VI – VIII вв. впервые говорится о восточных походах славян, которых, возможно, пытались использовать в борьбе с Ираном. Следует отметить, что персидские источники сохранились в компиляционной обработке поздних арабских авторов. Последние сообщали, что славяне были союзниками римлян и отличались своей воинственностью. Что касается воинственности славян и их «дикости», сведения восточных историков и византийских авторов как бы подтверждают друг друга.
К этому же времени относятся первые упоминания о христианских проповедях у славян, однако новая религия у славян не приживалась. В первые века своей истории славяне придерживались традиционных языческих верований, которые были сильны даже в X в., когда христианство стало государственной религией. Славяне использовали свой календарь, придерживались собственных архитектурных и ремесленных традиций. Природно-климатические особенности вносили своеобразие в сельское хозяйство древних славян, хорошо прослеженное Б. А. Рыбаковым. Археологические исследования В. В. Седовым славяно-антских, пражско-корчакской, пеньковской, волыицевской, некоторых групп Черняховской культуры показывают наличие византийских предметов, которые могли попасть к их владельцам в результате военных походов.
Тесные контакты славян с Византией и постантичным миром Причерноморья, с точки зрения Г. В. Вернадского, способствовали «постепенной западной эмансипации славян», их восприятию культурного античного наследия. В период «великого переселения народов» усиливается социальная дифференциация славян-антоз. До вторжения гуннов и участия славян в их завоевательном походе об общественной организованности славян достоверных сведений нет. Но уже в VI в., по сведениям Иоанна Эфесского и Прокопия Кесарийского, появляются могущественные вожди, например Мезамир, который «имел огромную власть у антов», или Кий, который, согласно «Повести временных лет», «ходил в Царьград», где князь удостоился почестей от императора. Таким образом, «великое переселение народов» ускорило общественное развитие славян, способствовало их опосредованной, постепенной эмансипации античного наследия.
«Великое переселение народов» IV – VII вв. явилось своеобразной чертой, отделяющей античную и средневековую историю, рабовладельческий и феодальный строй. Римская империя была завоевана варварами, которые восприняли античное наследие непосредственно, основав на ее территории свои «варварские королевства». Византия –наследница богатых римских традиций способствовала своей политикой опосредственному восприятию античного наследия народами и племенами Восточной Европы.
Глава 2. Проблема этногенеза славян
Вопрос о происхождении славян был поставлен еще в средние века. Согласно «Баварской хронике» (XIII в.), предками славян были древние ираноязычные народы – скифы, сарматы, аланы.
Начало научной разработки вопроса о происхождении славян относится к первой половине XIX в. Исследования этого .времени показали принадлежность славянских языков к индоевропейской языковой семье. На этом основании было высказано предположение о существовании индоевропейской общности, которая включала в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев.
Российский ученый А. Шахматов считал, что эта индоевропейская общность сложилась в бассейне Балтийского моря. По мнению чешского историка Л. Нидерле, в начале II тыс. до н.э. индоевропейская общность распалась. Из нее выделилась балто-славянская общность, которая в I тыс. до н.э. разделилась на балтскую и славянскую. А. Шахматов полагал, что вначале эту общность покинули ушедшие на юг предки индоиранцев и фракийцев, а затем от балтов отделились славяне, расселившиеся во II в. н.э., после ухода германцев с Вислы, на остальной территории Восточной Европы.
Есть и другие мнения о прародине славян. Еще в «Повести временных лет» (XII в.) монахом Киево-Печерского монастыря Нестором была высказана мысль о том, что первоначально территорией расселения славян были Дунай и Балканы, а затем Прикарпатье, Днепр и Ладога. В XIX в. чешский ученый П. Шафарик, проанализировав сведения о славянах у античных авторов и готского историка Иордана, выдвинул гипотезу, согласно которой прародиной славянских народов было Прикарпатье.
В XX в. американские исследователи Г. Трегер и X. Смит высказали предположение, что первоначально существовала древнеевропейская общность, которая во II тыс. до н.э. распалась на предков южных, западных (кельты и романские народы) и северных европейцев (германцы, балты и славяне). В I тыс. до н.э. из североевропейской общности выделились вначале германцы, а затем балты и славяне. Отечественный ученый Л. Гумилев считал, что в этом процессе имело место не только разделение славян с германцами, но и их соединение с германоязычными русами, и что это, якобы, произошло в ходе заселения славянами Поднепровья и района озера Ильмень.
Глава 3. Занятия, орудия труда и культура восточных славян
Занятия восточных славян.
Главным занятием восточных славян было земледелие. Средние области Руси занимали тогда непроходимые дремучие леса, у которых приходилось отвоевывать участки для пашни. Примитивными орудиями труда, топором, мотыгой, бороной-суковаткой люди расчищали участок, обрабатывали землю. 2-3 года участок давал неплохой урожай, потом переходили на новый участок. Такая система называлась подсечным земледелием.
На юге, в степной полосе, использовалась другая система земледелия - “перелог”, при котором участок использовали до тех пор, пока не истощался, потом переходили на другой участок.
Выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, капусту, морковь, репу, огурцы. Славяне занимались также охотой, рыболовством, бортничеством. Разводили лошадей, свиней, коров.
Подчиненную роль в хозяйстве восточных славян играли скотоводство, охота, рыболовство и бортничество. Оседлое население Восточной Европы разводило крупный рогатый скот, свиней, коз, домашнюю птицу. Скотоводство, сочетавшееся с земледелием, было связано с освоением лесов и кустарниковых пустошей. В раннее средневековье домашний скот отличался небольшими размерами. Лесные промыслы снабжали жителей топливом и служили источником разного рода сырья. В восточноевропейском экспорте воск занимал второе место сразу за пушниной, а медовые напитки бытовали повсюду.
У восточных славян были развиты различные виды ремесла. Мастера кузнечного дела обеспечивали местное население добротными железными орудиями труда и традиционными видами оружия, такими как наконечники для копий и стрел, боевыми ножами и топорами. Гончары изготавливали хорошего качества керамику. Ювелиры владели различными способами выделки украшений: перегородчатая эмаль, чернь, скань, чеканка и т.д.
Существовал оживленный торговый обмен между различными племенами и народами (согласно находкам археологов). С образованием транзитных европейских путей восточноевропейская элита включилась в международную евроазиатскую торговлю, продавая, в основном, пушнину.
Культура восточных славян
Древние славяне были люди ведической культуры, поэтому древнеславянскую религию правильней было бы именовать не язычеством, а ведизмом. Слово "веды" - созвучно современоому русскому «ведать», «знать». Это мирная религия высококультурного народа, родственная другим религиям ведического корня - Древней Индии и Ирана, Древней Греции.
Основными памятниками культуры славянской древности являются священные песни, сказания, мифы, хотя большинство ученных считают, что тексты древнеславянских священных песен, мифов погибли при христианизации Руси. В отечественной исторической науке даже то немногое, что осталось – Велесову книгу, предпочтительно написанную новгородскими жрецами не позже IX в., считают подделкой.
До сих пор ведутся споры о сущности упоминаемых в летописях славянских богов. И тем не менее высказано мнение, что древнейший пласт славянских мифов сохранился лучше греческих, индийских или библейских. Причина тому - особый путь развития славянской культуры. Мифические сказания других народов искажались при записи и обработке уже в древнейшее время. Славянский фольклор - это живая устная традиция, в меньшей степени претерпевшая изменения под влиянием письменной культуры.
Сокровища славянского фольклора – народные песни, сказки, былины, духовные стихи – начинают интенсивно собирать и записывать только в первой половине XIX в.
Велесова книга – памятник сложный и емкий. Она разрешает давний спор о происхождении славян. Она описывает судьбы различных племен, участвовавших в славянском этногенезе. Велесова книга описывает события мифической и древнейшей истории славян конца II тысячелетия до н.э. - конца I тысячелетия н.э.
Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов.
Глава 4. Становление государственной власти
В V – VI вв. часть славян (индоевропейской этнической общности), составлявших древнейшее население Центральной и Восточной Европы, начинает продвигаться на территорию Восточно-Европейской равнины, очагово-населенную балтийскими и финно-угорскими племенами. При этом в Приднепровье, вероятно, ели выходцы с Карпат, а на Севере – с побережья Балтики. В оде переселения родоплеменное устройство славян распадается заменяется территориально-этническими образованиями – союзами племен (поляне, словене, вятичи и др.), составившими самостоятельную ветвь славян – восточную. Жили восточные славяне соседскими, территориальными общинами (вервь, мир).
Природно-ландшафтные, экологические условия Восточно-Европейской равнины значительно отличались от аналогичных западноевропейских и азиатских, что оказало влияние на формирование древнерусского этноса, его социо- и политогенез. Сложная гидрография Восточной Европы обусловливала расселение племен, определяла важнейшие военные, торговые и коммуникативные пути, не давала в условиях лесостепной зоны (при отсутствии естественно-географических преград нападениям врагов) обособляться отдельными поселениями, что создавало объективную основу для этнического и политического единства. Это, а также особенности климата (холодное лето, суровая зима, затяжные весна и осень) в течение веков выработали своеобразную аритмию жизни и труда, специфические черты быта и психологии древних русичей, других местных народов. На Восточно-Европейской равнине складываются полиэтничная, с преобладанием восточных славян, геоэтнокультурная система и соответствующая ей политическая система и государственность.
В VI – IX вв. у восточных славян преобладал эволюционный тип общественного развития. «Военная демократия» у восточных славян разлагается и перерастает в древнерусскую цивилизацию – самобытную модель духовного, социально-экономического и политического развития. Этот процесс развивался в общем индоарийском, а не только в узком европейском контексте. Системообразующим фактором был восточнославянский социальный генотип и индоевропейский языческий культурный архетип при катализирующем скандинавском и тюркско-хазарском влиянии (на севере словене были данниками варягов, а поляне и другие племена юга равнины попали в зависимость от Хазарского каганата). Большое значение для зарождающейся государственности имел геополитический фактор – постоянный натиск кочевников на ландшафтно не защищенную равнину.
Письменные источники фиксируют состояние восточнославянского общества на стадии «военной демократии», когда оно имело трехступенчатую структуру: племя – союз племен – суперсоюз племен. Фундаментальной составляющей любой биосоциальной системы являются иерархия и потестарные отношения. У восточнославянских племен (как и во всех кровнородственных социумах) иерархичность между людьми и коллективами, регуляция общественной жизни строилась не на основе принуждения, а на преимущественно психологических механизмах: влияние, подражание, запреты, реализуемые в системе табуирования. Эти механизмы создавали поведенческий алгоритм, при котором возникает психологическая соподчиненность индивидов, вызывая у одних чувство превосходства, заботы, ответственности (управляющие) и чувство страха, почтения у других (управляемые). Такой поведенческий алгоритм реализуется в значительной степени подсознательно и на основе господствующих традиционных ценностей, которые закрепляются в качестве ментальных архетипов и служат индикатором этничности. Верховным органом племени было вече – собрание свободных общинников.
Структуру и контуры племенной знати по источникам определить едва ли возможно. По мнению большинства историков, она состояла из верхушки нескольких привилегированных родов, из среды которых общее собрание выбирало вождей и старейшин. Их власть не была индивидуально наследственной, а являлась наследственной привилегией отдельных родов. Потестарная элита (знать) у восточных славян имела горизонтальную структуру: ее составляли волхвы (жрецы), концентрировавшие в своих руках сакральную власть, совет старейшин (старцы градские), определявшие внутриплеменную жизнь, и военный предводитель — вождь. Их власть регулировалась племенными традициями в форме обычаев, ритуалов, этикета.
Экзогенный фактор ускорял возникновение союзов племен (с конца VI в.), а затем и суперсоюзов. Их центрами становятся города (Киев, Полоцк, Смоленск и др.), которые первоначально выступают не как социально-экономические, а преимущественно военно-политические, административные и культовые центры. Мифологический тип мышления носит синкретический характер, что предполагает понимание единства и взаимосвязи культовых, властных, организационных, технических и других действий по организации жизнедеятельности и поддержанию благополучия племенного социума. Поэтому в городах как центрах обеспечения существования племенных союзов, вероятно, сосредоточивались и все институты, связанные с реализацией функций управления.
Структура власти союзов племен формально совпадала с организацией племенной власти, но на смену родоплеменной приходит территориальная организация общества.
Верховные органы племенного союза – вече (собрание свободных общинников), вожди (князья) с племенными дружинами, старейшины (старцы градские). В городе располагался сакральный центр, так как князь выполнял не только военные, но и религиозные функции, сюда поступала дань с подвластных племен, здесь формировалось общее войско. Функции князя («князь» — слово общеславянское, заимствованное в праславянские времена из древненемецкого и означавшее сначала главу рода, племени) союза племен мало чем отличались от функций племенного вождя. Князь был представителем верхушки родоплеменного строя, а не носителем государственной публичной власти. Внутриплеменные дела сохраняют в своих руках родоплеменная знать и племенное вече, а в руках князя сосредоточиваются военные обязанности, но они обеспечиваются уже не кровнородственными связями, а территориальными, политическими и военными отношениями.
Ряд ученых полагают, что по аналогии с западными славянами на стадии союзов племен знать отделяется от общинников в социальном и имущественном отношениях. В состав потестарной элиты начинают включаться племенные дружины, статус и функции которых меняются: они начинают эпизодически осуществлять во внутрисоюзных отношениях насилие как одну из функций власти. В собственном племени князь и дружина оберегали соплеменников, а у союзников выступали носителями зарождающейся принудительной, публичной власти. Дружины не был стабильным элементом зарождающейся политической структуры, так как общество еще не обладало необходимыми ресурсами для ее содержания.
Если первичные союзы объединяли родственные племена, то вторичные составляли уже суперсоюзы, т.е. объединяли несколько союзов племен. Вызванные к жизни внешней угрозой суперсоюзы являлись многоплеменными (и не только восточнославянскими) с противоречивыми и менявшимися интересами, сложно стратифицированными в ходе разложения родоплеменных отношений общества. Это создает предпосылки для возникновения публичной власти, зарождения государственности. Переходную форму от племенного строя к государству наиболее точно определяет понятие «вождества». Если «военная демократия» — горизонтально организованная структура, то вождество — иерархически построенная форма управления, которая организует военную, экономическую, редистрибутивную, судебно-медиативную, религиозно-культовую деятельность общества.
Формирование как первичных, так и вторичных союзов проходило в упорной межплеменной борьбе за господствующее положение в них. Князь доминирующего племени или союза племен становился главным властителем, а более слабые вожди и их соплеменники оказывались у него в подчинении. Часто такая борьба шла с переменным успехом, что делало суперсоюзы неустойчивыми образованиями. Тем не менее в VIII в. в Среднем Поднепровье поляне, сбросив хазарское иго, объединяют вокруг себя несколько племенных союзов (северяне, радимичи и, возможно, другие племена), создают один из центров древнерусской государственности. В IX в. северо-западный союз во главе со словенами, которые подчинили себе кривичей и финно-угорские племена, перерастает в государственное образование с центром в Ладоге, а затем в Новгороде. На фоне межплеменной борьбы и в условиях доклассового общества стабилизирующую роль в процессе формирования относительно самостоятельной «надплеменной» публичной власти в ходе разложения «военной демократии» играли ксенократические элементы. В борьбе с хазарами славяне начинают опираться на союзы (пакты) со скандинавскими (варяжскими) конунгами. «Призванные» на основе договоров с союзами племен князья и их дружины назывались «русью». Первоначально «проторусь» была скандинавской по своей этнической принадлежности. По вставной легенде «Повести временных лет» о призвании новгородцами Рюрика (
Проблема разграничения вождества и раннего государства теоретически трудноразрешима, так как среди ученых нет единства мнений по поводу универсальных признаков государственности, их количества и системы. Эти признаки (публичная власть, территориальная общность, наличие письменности, города и др.) присутствуют и в вождестве, и в раннем государстве. Фиксируются они и в Киевской Руси IX в. Суть изменений состоит в том, что правители вождеств не столько «господа» над обществом, сколько его слуги, тогда как верхи раннего государства уже не столько «слуги», сколько «господа» над ними (Н.Н. Крадин).
Созданная Олегом держава представляла собой «федерацию» государственных образований и союзов племен восточных славян. Династия Рюриковичей, вероятно, была скандинавской по своему происхождению. Варяги играли немаловажную роль в окружении князя, составляли ядро его дружины, но в данный период ее состав имел уже полиэтнический характер (включал славян, алано-адыгов, тюркские элементы). Династия, с самого начала скорее всего связанная с одним из славянских родов, быстро ославянилась во втором—третьем поколениях, как и вся ино-этническая часть формирующейся государственной элиты. В частности, уже первые князья — Рюриковичи и их дружины клялись славянскими богами — Перуном и Велесом. Термин «русь», первоначально имевший социальное значение, переносится на всю государственную территорию и становится этнонимом восточных славян.
Во главе Киевской Руси стоял великий князь. Он соединял в своих руках политическую, военную и сакральную власть (о последнем свидетельствуют прозвища киевских князей: Олег Вещий, Владимир Солнце, ритуальный характер расправы Ольги над древлянами; и др.). Укрепление власти великого киевского князя шло как в борьбе, так и в процессе синтеза родоплеменных систем управления с формирующимся центральным государственным управлением. Первоначально функции языческих князей так или иначе были связаны с военными задачами и неотделимыми от них дипломатическими отношениями, охраной торговых путей, сбором дани (полюдье) и ее последующей продажей. Власть киевского князя усиливалась по мере поглощения власти князей союзов племен, подвластных Киеву. Рост богатства также способствовал усилению его авторитета и власти, но богатство было не средством эксплуатации, а носило сакральный и престижный характер. Постепенно усиливается роль князя в поддержании внутреннего порядка.
Несложные государственные функции князь выполнял вместе с дружиной. Князь и дружина были нераздельны, солидарность князя и дружины проявлялась «в доле и недоле». Дружина жила за счет княжеских доходов, средством сплочения дружинной среды и поддержания княжеского авторитета были престижные пиры и раздача богатств. Пиры были важным символическим и государственным актом, носили регулярный характер. На них обсуждались государственные проблемы, разрешались споры и, возможно, распределялись служебные полномочия. В былинах и летописях описанию пиров уделяется большое внимание. Княжеско-дружинное управление получило общественное признание и конституировалось в институт, обеспечивающий социально-политическую жизнедеятельность древнерусского общества. Киевскому князю подчинялись местные племенные князья («светлые и великие князья», «великое княжье» и др.), которые по договору находились «под рукою» великого киевского князя, а также «старцы» — родоплеменная знать, выполнявшая судебно-административные функции. По договорам и традиции великий князь «мира для» имел право сбора полюдья с подвластных земель, а местные князья во время общих походов приводили свои дружины и ополчения. Их организация строилась на основе численной или десятичной системы: тысяцкие, сотские, десятники, которые также выполняли административные функции.
Список литературы
1. Алавердов Э.Г. История России в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2001.
2. Орлов С.А., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России.-М.: ДРОФА, 1999.
3. Сахаров Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: АСТ, 2000
4. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времён до конца XVII века. М., 1996
5. Шевелев В.Н. История отечества. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2001.