Контрольная работа

Контрольная работа Формирование эстетической культуры личности

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.9.2024





РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В г. МИНСК
КАФЕДРА  СОЦИАЛЬНОЙ  РАБОТЫ
Контрольная работа

по дисциплине:  “Педагогика”.

по теме: « Формирование эстетической культуры личности ».
            Выполнил:

                                       Студент(ка)  __3__курса

                                                                            Специальности   _Социальная работа_______

                                                                            _Губаржевская Наталья Семеновна_________

                                                                                        (Фамилия, И. О.)

                                                                            Проверил:

                                                                            _Доц.,к.п.н_______ ____________

                                                                                                   (должность)

                                                                            ___Аберган В.П.________________

                                                                                               (Фамилия, И.О.)
Минск 2011



ПЛАН:

     Введение...................................................................................................................3

1.     Роль эстетического воспитания в развитии личности……………..4-6

2.     Сущность эстетического воспитания и его содержание…………...7-8

3.     Формирование у школьников художественно-эстетических потребностей……………………………………………………….9-12

4.     Эстетическое воспитание на возрастных этапах………………13-16

5.     Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства……………………………………………………………17-18

6.     Использование эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихся и формирование эстетики поведения…………………………………………………………..19-21

Заключение………………………………………………………………...…22-23

Список литературы.. 24

                                              

Введение.

Эстетическое воспитание личности происходит  с  первых  шагов  маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное,  как  окружающая  среда не откладывает в душе его отпечаток на  всю  последующую  жизнь.  Общение  с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение  окружающих, настроение  их,  слова,  взгляды,  жесты,  мимика    всё  это  впитывается, откладывается,  фиксируется  в  сознании.   Так   каким   же   должно   быть эстетическое  воспитание,  чтобы  в  полной  мере  повлиять  на  полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

    В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.  Это специфический  вид   общественно   значимой   деятельности, осуществляемой субъектом (общество и  его  специализированные  институты)  по  отношению  к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с  целью  выработки у  последнего  системы  ориентации  в  мире  эстетических  и  художественных ценностей в  соответствии  со  сложившимися  в  данном  конкретном  обществе представлениями  о  их  характере  и  назначении.  В   процессе   воспитания происходит приобщение  индивидов  к  ценностям,  перевод  их  во  внутреннее духовное содержание путем  интериоризации.  На  этой  основе  формируется  и развивается способность человека к эстетическому восприятию  и  переживанию, его эстетический вкус и  представление  об  идеале.  Воспитание  красотой  и через красоту формирует не только эстетико-ценностную  ориентацию  личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию  эстетических  ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении  и,  конечно, в искусстве.[1, c. 12]
1. Роль эстетического воспитания в развитии личности.
Роль эс­тетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и дея­тельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной при­тче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них фи­лософ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты – значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.

Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к дейст­вительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую по­знавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. В.Г. Белинский отме­чал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь науч­ного познания и познание средствами искусства. Он указывал, что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, ху­дожник – образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти из­менения с помощью образного, художественного изображения дей­ствительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.

Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и по­скольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воз­действия искусства на личность, A.M. Горький называл эстетику этикой будущего.

Многие наши воины в годы Великой Отечественной войны, идя в бой, несли в своих вещевых мешках полюбившиеся им художественные произведения. Нельзя не усматривать определенной связи между жизненным подвигом Николая Островского и почти полнос­тью повторившего его судьбу писателя Николая Бирюкова – автора известного романа «Чайка» об отважной партизанке Великой Отечественной войны Лизе Чайкиной, – который около 30 лет проле­жал пораженный жестокой болезнью в постели и нашел в себе силы и мужество овладеть мастерством художественного слова, чтобы ос­таться в строю. Такой же страдальческий, но почетный путь про­шел белорусский писатель Виссарион Горбук, который после тяже­лого ранения в боях с фашистскими захватчиками потерял способ­ность к передвижению и, будучи надолго прикованным к постели, остался в жизненном строю, создал немало художественных произ­ведений для детей и взрослых.

Искусство, в особенности литература, является могучим средством духовного возвышения человека. Чем больше я читаю, писал A.M. Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А.И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Благодаря чтению человек переживает века. Книги ока­зывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Неда­ром Э. Хэмингуэй сравнивал книгу с айсбергом, большая часть кото­рого находится под водой. Искусство развивает эстетическую куль­туру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты».

Однако влияние искусства на воспитание человека в опреде­ляющей мере зависит от его художественно-эстетического разви­тия. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пусты­ни, есть красота в душе араба». Без знания законов художествен­ного отражения действительности, без понимания языка и худо­жественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение толь­ко человеку, который имеет соответствующую подготовку и в до­статочной степени эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью кото­рых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной под­готовки и соответствующего понимания. Даже интересный рас­сказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния. За­дача школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его дейст­венным средством познания окружающей действительности, разви­тия мышления и нравственного совершенства.

Эстетическое  воспитание  гармонизирует  и   развивает   все  духовные способности человека,  необходимые  в  различных  областях  творчества. Оно тесно  связано  с  нравственным  воспитанием,  так  как  красота   выступает своеобразным регулятором  человеческих  взаимоотношений.  Благодаря  красоте человек часто интуитивно тянется и к  добру.  По-видимому,  в  той  мере,  в какой красота совпадает с добром,  можно  говорить  о  морально-нравственной функции эстетического воспитания.

    Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии  познавательной способности личности. Исследователи  отмечают,  что  формируя  «эстетическое мышление»,  воспитание  способствует  целостному  охвату  на  индивидуальном уровне  особенностей  культуры  данной  эпохи,  пониманию  ее   единства   и стилистического родства, что   является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.[4, c. 432]
2. Сущность эстетического воспитания и его содержание.
Поня­тие эстетическое воспитание органически связано с термином эстети­ка, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происхо­дит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художествен­ным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состо­ит в организации разнообразной художественно-эстетической деятель­ности учащихся, направленной на формирование у них способностей пол­ноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и лите­ратуры, изобразительного искусства и музыки. Существенной сто­роной эстетического воспитания является также познание прекрас­ного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении чело­века.

Не менее важной стороной содержания эстетического воспита­ния является его направленность на личностное развитие учащих­ся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?

Прежде всего необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценнос­тей общества.

Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти воспри­ятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать пре­красное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.

Существенным компонентом эстетического воспитания являет­ся овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умени­ем выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественно­го отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработ­ка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.

Большое место в содержании эстетического воспитания занима­ет формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с вос­приятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьни­ков чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения ис­кусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.

Важным содержательным компонентом эстетического воспита­ния является приобщение учащихся к художественному творчеству, раз­витие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художест­венном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.

Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на рас­крытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убежде­ний, а также нравственности. Как же должно осуществляться эсте­тическое воспитание? [4, c. 435]
3. Формирование у школьников художественно-эстетических по­требностей.
Эстетическое воспитание в школе начинается с млад­ших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках музыки, изобразительного искусст­ва, природоведения. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искус­ства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эс­тетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением красиво писать, выразительно и эмо­ционально читать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства. Подготовка учителя и его компетент­ность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбужда­ют потребность в приобщении к искусству.

Для воспитания художественного восприятия у младших школь­ников существенное значение имеет использование приема сравне­ния при изучении литературных произведений, прослушивании му­зыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих про­изведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их вос­приятие и побуждает к оценочным суждениям.

В воспитании эстетических восприятий младших школьников необходимо широко использовать заучивание стихов, песен, демон­страцию репродукций картин.

Большое значение имеет показ красоты родной природы.

Воспитательная работа по развитию и укреплению эстетических потребностей, стремления к восприятию прекрасного продолжается и в последующих классах, но, разумеется, на более высоком уровне.

Не менее важной педагогической задачей является и формирование у учащихся эстетических представлений, поня­тий и вкусов. Это весьма сложная педагогическая задача. Простей­шие эстетические представления и суждения, как уже отмечалось, формируются в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностя­ми к более глубокому пониманию искусства.

Очень важно в этих классах обогащать учащихся представления­ми о художественных средствах передачи настроения человека, ко­торые используются в литературе, музыке и изобразительном искус­стве.

В познании художественных средств изображения действитель­ности в искусстве большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравне­ние, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном ис­кусстве и др.

В последние годы в школьной практике с целью развития эсте­тических суждений и углубления эстетических взглядов широко ис­пользуется написание сочинений, устное и письменное рецензиро­вание произведений литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.

В связи с важностью эстетического воспитания и развития у уча­щихся художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая сущест­вует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по литературе необходимо использо­вать произведения музыки и изобразительного искусства. Так, при изу­чении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» учитель может использовать иллюстрации С. Герасимова и П. Соколова к этому про­изведению. Изучение сказок Салтыкова-Щедрина обычно сопровож­дается рассмотрением иллюстраций художника Н. Муратова и т.д. Прослушивание романса А. Варламова «Белеет парус оди­нокий» организуется при изучении лирики М.Ю. Лермонтова. Подоб­ное синтетическое использование искусства в процессе учебной работы помогает уяснению специфики изобразительных средств раз­личных видов искусства и развитию разностороннего и более глубо­кого эстетического восприятия действительности.

Эстетическое воспитание не может ограничиваться только учеб­ной работой по литературе, музыке и изобразительному искусству. Эстетикой, приобщением к прекрасному должны характеризоваться занятия и по таким предметам, как математика, физика, химия география и т.д. Эмоционально-выразительное изложение материа­ла учителем, красивые записи на доске, побуждение учащихся к логически стройным суждениям и ответам на вопросы при проверке знаний также имеют немаловажное значение для формирования эстетической культуры. Уместно в этой связи привести мысль Аристотеля: «Математика выявляет порядок, симметрию, определенность, а это важнейшие виды прекрасного». Такие «виды прекрасного» необходимо осознавать и раскрывать каждому учителю по своему предмету.

Исключительно острой проблемой, слабо решаемой в школьной практике, является формирование у учащихся полноценных худо­жественных вкусов, умения отличать подлинные высокохудожественные произведения от примитивного ремесленничества, от худо­жественных поделок. Это особенно относится к музыке и изобрази­тельному искусству, когда учащиеся зачастую увлекаются какофо­нией и бездумным модернизмом и недооценивают классики, а иногда и форм отечественного искусства. Трудности школы здесь усугубляются тем, что средства массовой информации, дискотеки и видеотеки слишком широко популяризируют западную музыку и кинофильмы в ущерб отечественному искусству. Преодолеть эту труд­ность можно только одним путем – широким использованием классической литературы, лучших образцов современной музыки и ху­дожественного творчества.[4, c.436]
4. Эстетическое воспитание на возрастных этапах.
Эстетическое  воспитание  осуществляется  на  всех  этапах   возрастного развития  личности.  Чем  раньше  она  попадает  в  сферу  целенаправленного эстетического  воздействия,  тем   больше   оснований   надеяться   на   его результативность. С  самого  раннего  возраста  через  игровую  деятельность ребенок  приобщается  к  познанию   окружающего   мира,   через   подражание овладевает  элементами  культуры  действий  и  общения  с  людьми.  Игра   — первичный и весьма  продуктивный  способ  пробуждения  творческих  потенций, развития  у   ребенка   воображения   и   накопления   первых   эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у  детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к  действительности и к искусству.

    Ребенок рождается в семье. Круг первоначального  общения  его  ограничен родителями  и  ближайшими   родственниками,   ответственность   которых   за формирование мира эстетических чувств и  представлений  ребенка  чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их  долговечность.  Первые «кирпичики»   в   фундамент   эстетической   культуры    будущей    личности закладываются именно в  семье,  в  самые  ранние  этапы  становления,  когда умственное  развитие  ребенка  идет  особенно  бурно.  А  потому  так  важна педагогическая грамотность родителей,  характер  их  эстетических  запросов, культурный климат в семье.

    Существенное  значение  в   эстетическом   воспитании   ребенка   играет организация детского быта — чистоты, порядка,  удобства,  красоты,  где  все соразмерно, согласовано по цвету,  форме,  величине  и  т.п.  Уже  с  2-3  – летнего возраста, детей следует приобщать  к  созданию  мира  красоты  через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так  самым  утверждая  их  в понимании того, что красота – дела рук человеческих.

    Эстетическое постижение  предметов  происходит  через  их  форму,  цвет, величину.  Важно,  чтобы  игрушки   отвечали   требованию   разнообразия   и праздничности. Важно,  чтобы  игрушки  отвечали  требованию  разнообразия  и праздничности. Способность анализировать и схватывать  форму  развивается  с помощью  и  посредством  предметного  моделирования,   конструирование,   по картинам.

    Формирование в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально- смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем  свое углубление  и  обогащение,  перерастая  в  систему   эстетической   культуры личности. В  школьные  годы  этот  процесс  находит  выражение  в  овладении сенсорно-чувственными  приемами  постижения  художественных  и  эстетических явлений, то  есть  приобретения  умений,  навыков  воспитания  и  оценки,  в обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных  и эстетических   явлениях,   овладение   ценностными   ориентирами,   развитие личностных мотивов общения  с  эстетическими  и  художественными  объектами, формируется  эмоционально   психологические   установки,   оценочно-вкусовые представления,  осваиваются  многообразные  способы   образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.

    В  современной  школе  при  декларировании   формирования   гармонически развитой личности в качестве цели обучения и  воспитания  наблюдается  между тем уклон в специализацию: создаются классы физико-математического  профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п.,  нацеленные  в  основном на  развитие  только  соответствующих  специальных  способностей.   В   этих условиях  значимость  изучения  учащимися  предметов   эстетического   цикла возрастает. Психолого-педагогические исследования подтверждают это.

    Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков,  в  целом, можно  утверждать,  что  оно  способствует   формированию   их   творческого потенциала,  оказывая  разнообразное  положительное  влияние   на   развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.

    В  последующие  возрастные  этапы  духовное   и   предметно-практическое освоение  системы  культурных  ценностей,  непосредственное  участие  в   их создании  продолжается.  Отмечена  прямая  зависимость  быстроты   овладения специальностью,  мастерством  от  культурно-эстетического   уровня   молодых рабочих, специалистов самых  разных  профилей.  Практически  разрушена  сеть культурно-просветительских  учреждений,  в  плачевном  состоянии   находится большинство библиотек, музеев, парков, киностудий и др. Нужно многое  делать в  этом  отношении.  Во  многом,  первые  шаги,  которые  предстоит  сделать работникам культурных учреждений, зависят от них самих, от  их  эстетической и художественной культуры.

   Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития  в  человеке  зависит  его интеллигентность,  творческая  направленность  устремлений  и  деятельности, особая одухотворенность отношений  к  миру  и  другим  людям.  Без  развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество  вряд  ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и  прекрасном  мире  « второй природы », то есть культуры.

    Эстетические  чувства  пробуждают   нравственные   и   интеллектуальные стремления в человеке. Известно, например, какую  роль  играет  эстетическая мотивация в творческой деятельности выдающихся представителей  самых  разных профессий    ученых,  инженеров,  конструкторов  и  др.  А.   Эйнштейн,   в частности, признавался, что эстетическое начало  в  его  научном  творчестве имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое.  Совершенно  оправданным в этой связи  выглядит  утверждение,  что  открытие  теории  относительности явилось  результатом  работы  не  только  интеллекта  ученого,  но   и   его эстетического чувства.

    Оплодотворённость  огромного  мира  культурных  ценностей  эстетическим чувством  их  известных  и  безымянных  создателей  неоспорима.  Без   этого характер и особенности практического взаимодействия человека  с  миром  были бы принципиально иными, был  бы  иной  результат  этого  взаимодействия.  Не случайно, с древнейших времен  человеческой  истории  формируется  понимание особой  значимости  творчества  по  законам  красоты,  личности   творца   и эстетического идеала.[2,c. 83]

5. Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изо­бразительного искусства.

Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественно-творческой деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершен­ствовать эти склонности и способности – одна из задач эстетичес­кого воспитания. В младших и средних классах она решается преж­де всего на занятиях по родному языку и литературе, изобразитель­ному искусству и музыке. С этой целью учителя дают школьникам задания делать свои иллюстрации к литературным произведениям, пейзажные зарисовки родной природы, пробовать писать стихи или рассказы. Такие задания имеют целью не формирование про­фессиональных умений в области художественного творчества, а рассчитаны главным образом на их эстетическое развитие. Для тех же школьников, у которых обнаруживаются творческие способности, подобные занятия служат средством совершенствования худо­жественного опыта, умений и навыков. Здесь иногда имеет значе­ние первое побуждение, которое дает толчок к серьезным занятиям искусством.

Известный композитор Д.Б. Кабалевский выдвинул идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практическому изучению музы­кальных произведений, глубокому ознакомлению учащихся с отра­жением в музыкальных произведениях явлений жизни, нравствен­ности людей. Художник Б.М. Йеменский разработал программу по рисованию, которая вместо традиционного обучения учащихся ри­сованию отдельных предметов предусматривает побуждение их к творческому отражению окружающей жизни средствами изобрази­тельного искусства. Это существенно улучшает эстетическое разви­тие учащихся, понимание ими тесной связи искусства с человечес­кой жизненной практикой.

Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, музыке и изо­бразительному искусству, коллективы художественной самодеятель­ности, организация встреч с работниками искусства, проведение ху­дожественно-творческих конкурсов, олимпиад и т.д. В процессе этой работы школьники приобщаются к творчеству и делают пер­вые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Ре­зультаты художественной деятельности школьников оформляются в виде рукописных (машинописных) литературных журналов, вы­ставок картин и рисунков, организации концертов и т.д.[4,c.440]


6. Использование эстетического воспитания в целях формиро­вания нравственности учащихся и формирование эстетики поведения.
При изучении произведений ис­кусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственной направленности и использование их в целях мораль­ного формирования учащихся. Для этого необходимо вырабаты­вать у учащихся понимание того, что подлинное произведение ис­кусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческого созида­ния прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осу­ществлению идеалов добра, свободы и справедливости.

Непревзойденное мужество, храбрость и отвагу русских людей в борьбе за независимость и честь Родины, их беспредельную предан­ность своему патриотическому долгу воспевал М.Ю. Лермонтов. В стихотворении «Бородино» он рисует драматическую картину подготовки русских солдат к сражению, понимание ими решающего значения предстоящей битвы для судеб Родины.

Особенно важно показать красоту мужественных патриотичес­ких поступков  людей, их идейно-политической стойкости и преданности своему гражданскому долгу.

Для раскрытия нравственного содержания искусства широко ис­пользуются различные формы внеклассной работы. В школах прово­дятся тематические литературно-художественные вечера. Эти мероприятия оказывают большое влияние на интеллектуальную и эмоционально-нравственную жизнь учащихся, развивают и укрепляют чувства, воспитывают моральную чистоту мыслей и поведения. Но с чем же связано это влияние? Здесь проявля­ет себя так называемая эмпатия, т.е. перенесение себя в состояние другого человека, побуждение к сопереживанию его (положительного героя художественного произведения) чувств и эмоционального со­стояния, стремление следовать его действиям и поступкам.

Одновременно и в органи­ческом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо обращать серьезное внимание на эстетику поведения учащихся. Эта работа проводится как в системе урочных занятий, так и во внеурочное время. На уроках отрабатывается куль­тура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожела­тельное отношение и вежливость между учащимися. Все это состав­ляет важную область эстетики их повседневного поведения.

Эстетика должна пронизывать организацию труда и разнообраз­ной практической деятельности учащихся во внеурочное время. Упоминавшийся выше композитор Д.Б. Кабалевский отмечал, что область прекрасного должна пронизывать все проявления челове­ческой жизни, одухотворять его труд и поведение. Привлекая школьников к трудовой деятельности, необходимо заботиться о ра­зумной ее организации, раскрывать ее плодотворное влияние на физические силы и моральные чувства человека.  Школьники вырастили цветы, которые горят яркими красками до глубокой осени под окна­ми школы. Их руками создан и ухожен учебно-опытный школьный участок, на который можно засмотреться. Надо помочь ребятам увидеть красоту своих усилий, что, как правило, вдохновляет их к дальнейшему улучшению своего труда.

Не меньшее значение для воспитания эстетики поведения имеют беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомле­ние их с современной модой в одежде, обуви и прическе. Особенно важно предостерегать учащихся от утрирования и искажения моды. В этих целях хороший эффект дают встречи с модельерами, работ­никами парикмахерских и швейных ателье, артистами и другими деятелями культуры. Эти встречи помогают школьникам не только осмысливать проблемы моды и поведения, но и учат их хорошим манерам, предупреждают ультрамодные увлечения, способствуют выработке этической культуры.[4,c. 442]
Заключение.
Из всего выше написанного можно сделать вывод, что художественная  культура  личности  выступает,  таким  образом,   важным фактором   организации   и   самого   процесса   материально   преобразующей деятельности, всей трудовой практики.  Ее  нацеленность  на  творчество,  на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов,  на искусность  и  мастерство  позволяла   в   прошлом   лучшим   представителям ремесленного труда создавать  подлинные  шедевры,  не  уступающие  по  своим художественным достоинствам  прекрасным  произведениям  высокого  искусства.

Данная закономерность с известной поправкой  на  омассовление  производства, углубление  разделения  труда   и   специализацию   действует   и   сегодня.

Мастерство,  художественное  чутье,   сноровка   и   вдохновение   позволяют современным простым труженикам достигать нередко замечательных  результатов, дающих  основание  квалифицировать  их  труд  как  деятельность  по  законам красоты.

    Все сказанное выше об эстетической и  художественной  культуре  личности подводит  нас  к  мысли  о  чрезвычайной   важности   целенаправленного   ее формирования в  людях,  о  месте  и  роли  эстетического  и  художественного воспитания в социальном воспроизводстве человека.

    Эстетическое   воспитание   интенсифицирует    развитие    самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на  гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу  детей,  снижает остроту  реагирования  на  стрессовые   факторы   у   детей   с   повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет  возможности совместной деятельности и общения детей.

Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты. [ 3,c.255]
Список использованной литературы:
1.                           Бессонов, Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности / Б.Н. Бессонов.- М., 1988.- 204 с.

2.                           Радугина, А.А. Эстетика / А.А. Радугина.- М., 1998.- 186с.

3.                           Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / под ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия» , 2002.- 576 с.

4.                           Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебник / И.Ф. Харламов.- 5-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998.- 560с.


1. Диплом Регулирование арендных отношений в современном Российском законодательстве
2. Курсовая на тему Експертиза у кримінальному процесі порядок визначення і проведення
3. Реферат на тему Exegesis Of James Essay Research Paper I
4. Реферат на тему Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей
5. Реферат Способности как предмет современных психологических исследований
6. Реферат Редкие охраняемые виды животных на территории Красноярского края
7. Реферат Из истории Буэнос-Айреса
8. Биография на тему Майкл Джозеф Джексон
9. Реферат Теорія держави і права України
10. Реферат на тему Night Terrors Essay Research Paper Night TerrorsNight