Контрольная работа

Контрольная работа Культура России в XVIII в 2

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024




Министерство образования Российской Федерации

«Российский государственный профессионально-педагогический

Университет»

Институт социологии

Кафедра истории России
Контрольная работа по Отечественной истории

по теме:

«Культура России в
XVIII
в.»

Дата сдачи работы:                                                    Работу выполнила: Шевчук С.Ю

               «____» ___________ 200  г.                         студентка группы: ЗКТ-101С

Работу принял:                                                           Работу проверил:

   ________/ _____________                                                  ________/ _____________

      (подпись)      (расшифровка)                                                                         (подпись)      (расшифровка)

_________________________
Екатеринбург

2009

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Искусство XVIII века………………………………………………...4

Образование……………………………….…………………...8

Наука и техника…………………………...………………….10

Скульптура …………………………………………………...12

Театр…………….…………………………………………….12

Музыка XVIII века…………………………………………...13

Опера XVIII века……………………...……………………...17

Классицизм…………………………………………………...18

Заключение………………………………………………………………….....20

Список используемой литературы………………………………………...…21

Приложение 1 - Термины………………..……………………….......22

Приложение 2 - Даты……….……………………..………………….26

Приложение 3 - Исторический портрет Екатерины I………..……..27



Введение

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями  в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.

В XVIII веке светская, внецерковная музыка выходит из области устной традиции и приобретает значение высокого профессионального искусства. Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.

Неоценимый вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские музыканты - композиторы, исполнители, оперные артисты, в большинстве своём вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, в течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленные богатства западноевропейской музыки.

В общем, пути исторического развития русского искусства XVIII века выделяются три основных периода:

- первая четверть века, связанная с реформами Петра;

- эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;

- последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства.
Искусство
XVIII века


В начале XVIII века Россия вступила в новый этап своего развития и, преодолевая экономическую и культурную отсталость, становилась одной из могущественных стран Европы. Коренные сдвиги во всех областях духовной жизни в эпоху Петра I содействовали яркому расцвету светского искусства в противоположность старому религиозному.

Возросший интерес русских людей к окружающей действительности, расширение их умственного кругозора и общественной деятельности изменили представление о человеке, которого стали изображать во всей неповторимости его индивидуального облика. В исторических картинах художники передавали идеи героического служения родине. Лучшие архитектурные сооружения отражали величие России. Творчески соприкасаясь с западным искусством, лучшие русские художники создавали свое самобытное национальное искусство. Петр I заботился о развитии просвещения в России. При нем была создана академия наук, утвержден проект Академии художеств, много молодых даровитых людей за счет «государственной пенсии» отправлялись за границу для освоения новейших достижений науки и художественной культуры.

Одним из первых пенсионеров Петра I был художник И.М. Никитин (около 1690-1741 г.). Портреты Никитина поражают исключительной для того времени правдивостью. В «Портрете напольного гетмана» художник удивительно жизненно изобразил опаленное зноем умное лицо простого и мужественного человека, смелого и решительного воина.

Никитин неоднократно писал и самого Петра I. В небольшом круглом портрете он подчеркнул суровую сосредоточенность, характерную для последних лет жизни великого преобразователя. В начале XVIII века большое значение получила гравюра. Граверы иллюстрировали технические руководства, выполняли карты и виды городов, воспроизводили сцены сражений, триумфальных шествий и празднеств, создавали портреты государственных деятелей.

Гравер А. Зубов в «Панораме Петербурга» тщательно и любовно выписывает целый ряд вновь построенных зданий. Особую торжественность и праздничность придает панораме изображенная на Неве флотилия - стремительный бег кораблей с развевающимися на них флагами и дымы пушечной пальбы. В середине XVIII века большой размах приобретает дворцовое строительство, тесно связанное с именем замечательного зодчего В. В. Растрелли (1700-1771), автора проектов Смольного монастыря, Петергофского, Зимнего дворцов. Наружное и внутреннее убранство этих зданий ослепляло своей пышностью. В них широко применялась скульптура, золоченая резьба по дереву, лепные растительные орнаменты, многочисленные колонны из разнообразного цветного мрамора. Залы с узорчатыми, паркетными полами украшали зеркала в причудливых рамах, живописные панно и плафоны. Реалистическая направленность живописи петровского времени нашла свое дальнейшее развитие в творчестве портретистов А. П. Антропова (1716-1795) и Ф. С. Рокотова (1736-1808/09).

В портретах работы Антропова (например, Петра III, Измайловой) ярок и энергичен колорит, прямолинейны и резки характеристики, тщательно выписаны детали. Рокотов более поэтичен, его кисть свободна и легка, краски поражают богатством оттенков. В портретах поэта В. Майкова, Санти, Новосильцовой и других через мерцание глаз, легкую улыбку художник сумел передать душевный мир изображенных им современников. С блестящим развитием портретной живописи во второй половине 18 века вязано имя выдающегося художника Д. Г. Левицкого (1735-1822), круг образов которого весьма разнообразен. Убедительно и ярко обрисованы им и самодур Демидов - вельможа-заводчик, и светская красавица Урсула Мнишек, и грубоватая помещица Бакунина, и озаренная улыбкой счастья юная Дьякова.

В портрете Екатерины II - законодательницы Левицкий воплотил представление о «мудром просвещенном» монархе, сходное с тем, которое мы встречаем в торжественных одах Г. Р. Державина. Подобно Левицкому, крупнейший скульптор Ф. И. Шубин (1740-1805) создал незабываемую портретную галерее своих современников.

В бюсте Павла I чуждый лести Шубин с поразительным реализмом передает плоское лицо императора, с вздернутым носом и выпяченной нижней губой. Пышная горностаевая мантия, ордена и звезды на груди Павла еще более подчеркивают его ничтожность. Выполненный Шубиным бюст его земляка М. В. Ломоносова - лучшее изображение величайшего русского ученого.

Выдающимся скульптором был и воспитанник Академии художеств М. И. Козловский (1753-1802) - автор памятника русскому полководцу А. В. Суворову (на Марсовом поле в Петербурге). Суворов представлен в образе бесстрашного героя, одушевленного благородным порывом защитить родину.

Козловскому принадлежат также изваяния мифологических героев. Таков его могучий «Самсон», созданный для одного из самых прекрасных фонтанов парка Петродворца. Учрежденная в 1757 году Академия художеств руководила всей художественной жизнью страны, подготавливала художников, способных изображать «историю своего отечества и великих в ней людей».

Господствующим направлением в академии был классицизм, развивавшийся под воздействием идей просветительства с его высоким пониманием гражданского долга, патриотической доблести, самопожертвования во имя отечества. Примером тому служит картина на сюжет «Илиады» Гомера - «Прощание Гектора с Андромахой» одного из первых русских профессоров академии - А. П. Лосенко (1737-1773).

Гектор, герой Трои, прощается с семьей перед единоборством с Ахиллом. Зная, что идет на верную смерть, Гектор молит богов, чтобы его маленький сын был мудрым, храбрым и сильным среди своих сограждан. Веления мужественной доблести в душе героя побеждают личные чувства привязанности к семье. Несмотря на условность в расстановке фигур и некоторую театральность в жестах героев, произведение Лосенко полно драматического действия, согрето теплом живых человеческих чувств. Из учеников Лосенко выделяются И. А. Акимов, создавший полотно на тему из русской истории «Возвращение великого князя Святослава с Дуная в Киев», и П. И. Соколов, автор картины на сюжет греческого мифа о смелом юноше Икаре, который поднялся к солнцу на крыльях, сделанных его мудрым отцом Дедалом. Последним из плеяды замечательных портретистов 18 века был В. Л. Боровиковский (1757-1825). Лучшие его работы ранней поры – Портреты Нарышкиной, Арсеньевой, Гагариных, Лопухиной.

Лопухина в легком белом платье грациозно облокотилась на садовый постамент, касаясь рукой цветущей розы. Чуть кокетливо и томно ее мечтательное лицо. Облик Лопухиной прекрасно связывается со светлой зеленью парка, колосьями ржи и васильками. Светлые краски, плавные линии - все создает впечатление покоя и тишины. Интерес к передаче настроений человека, задумчивость, мечтательность сближают творчество художника с повестями Карамзина.

Развитию пейзажа в живописи в XVIII веке содействовали как ранее производившиеся архитектурные и топографические съемки городов, дворцов, парков, так и открытие в академии специального пейзажного класса.

Выдающийся пейзажист Ф.Я. Алексеев (1753-1824) умело передавал в своих полотнах поэтическую прелесть архитектурного облика столичных и провинциальных городов России. Велики достижения русского классицизма и в архитектуре. В созданиях знаменитого русского архитектора В. И. Баженова (1737-1799) сочетается творческая переработка традиций древнерусского зодчества с использованием лучших образцов мировой архитектуры. Это сказалось и в его неосуществленном проекте грандиозной перестройки Московского Кремля, и особенно в создании в Царицыне под Москвой обширного дворцового ансамбля. К 1784 году Баженовым был создан шедевр русской архитектуры - дом Пашкова, ныне одно из зданий Государственной библиотеки им. В. И. Ленина. Подобно Ломоносову, Баженов протестовал против зависимости русской культуры от иностранной. Его творчество оказало сильное влияние на развитие русской архитектуры. Большое строительство Москвы выдвинуло во второй половине XVIII века много архитекторов. Из них крупнейшим был помощник Баженова М. Ф. Казаков (1738-1812/1813).

Постройки Казакова поражают простотой, ясностью и соразмерностью. Таковы его Московский университет, Дворянское собрание, здание сената в Московском Кремле, Голицынская больница. Величественность этих зданий сочетается у Казакова с изяществом разработки архитектурных деталей.

В Петровском дворце в Москве, подобно Баженову, он пробует применять древнерусские декоративные мотивы - стрельчатые арки, карнизы. Талантливейшие живописцы, ваятели и зодчие России XVIII века внесли большой вклад в сокровищницу мирового искусства и подготовили могучий взлет русской художественной культуры XIX столетия
Образование

Светский характер образования, соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства. В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревой башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, размещавшегося рядом) была основана Школа математических и навигацких наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы. Школа канцелярских служителей, позднее - горные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дворянам, уклонявшимся от учебы.

Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского (кириллицы) и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета "Ведомости", которую начали издавать с декабря 1702 г. По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных сословий (кроме детей крепостных крестьян).

В условиях военного времени (Северная война и др.) была велика потребность в специалистах, поэтому в первые петровские школы набирали "робяток всякого рода, оприч (кроме) помещичьих крестьян". Однако со второй четверти XVIII в. правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений. Образование стало еще одной привилегией господствующего сословия.

Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в Санкт-Петербурге в 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе велась в Пажеском корпусе (для императорского двора). В 1763 г. в Москве открылся Воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши и дети, которых не могли прокормить родители-разночинцы. Вскоре в Петербурге открылся Смольный институт благородных девиц (1764), а также благородные пансионы. Дворянские дети получали образование также через систему частного обучения. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов - в медицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдатских школах, готовивших для армии унтер-офицерский (сержантский) состав.

Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. Московского университета по инициативе и проекту М. В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны .И. И. Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициативе И. И. Шувалова в 1757 г. была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском университете. Со дня своего основания Московский университет как бы поднялся над сословной школой. В соответствии с идеями создателя университета образование в нем было бессословным (дети крепостных могли быть приняты в университет, получив вольную от помещика). М.В. Ломоносов писал, что "университет создан для генерального обучения разночинцев". Лекции в университете читались на русском языке. Одну из важнейших задач университета М.В. Ломоносов видел в распространении научных знаний. В этом деле видную роль стали играть типография и библиотека университета, а также публичные лекции его профессоров.
Наука и техника

Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, указ об основании которой были подписан годом раньше. В состав Академии вошли университет и гимназия для подготовки кадров.

В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменноугольного района и бакинской нефти. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей. Ледовитого океана. Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине XVIII в. географом И. К. Кирилловым "Атласа Российского". (В середине XVIII в. лишь Франция имела атлас своей страны, подобный "Атласу" И. К. Кириллова.) Экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. С. П. Крашенинников составил первое "Описание земли Камчатки". Имена С. Челюскина, двоюродных братьев Д. и X. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. В 60-70-е годы были организованы Академические экспедиции П. С. Палласа, С. Г. Гмелина, И. И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири.

В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов положили начало русской исторической науке. Во второй половине века свои исторические труды создали историки М. М. Щербатов и И. Н. Болтин.

Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик А. К. Нартов, работавший в петровское время. Во второй половине века выдающийся ученый-самоучка И.И. Ползунов на 20 лет раньше англичанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в условиях крепостничества это изобретение не получило практического использования и было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный изобретатель - И. П. Кулибин, чей проект одноарочного 300-метрового моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают воображение людей.

В петровские времена открылся первый русский естественно исторический музей - Кунсткамера (1719); было положено начало Библиотеке Академии наук (1714). В конце ХУШ в. покупка Екатериной П ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира - Эрмитажу.

Собственных кадров ученых в России было недостаточно, и на первых порах в Академию наук приглашались иностранные специалисты. В России работали выдающиеся ученые того времени: основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоиспытатель К. Вольф, историк А. Шлецер. Однако рядом с ними зачастую оказывались иностранцы-авантюристы, не имевшие никого отношения к науке.

С приходом в Академию в середине XVIII в. М.В. Ломоносова произошел заметный рост числа русских специалистов-ученых.
Скульптура

В первой половине XVIII в. общий процесс обмирщения искусства, потребности государственной жизни дали толчок развитию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью создаваемых садово-парковых комплексов новой столице и в ее пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводимых в память о победах русского оружия. Так же как и в других видах искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовал барокко, во второй – классицизм.

Из мастеров барокко крупнейшим был Б. К. Растрелли – отец знаменитого архитектора. К числу его лучших работ относятся бюсты Петра I и А. Д. Меньшикова, портретная статуя в рост императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.

Во второй половине XVIII в. серией выдающихся скульптурных портретов прославил себя земляк М. В. Ломоносова, вышедший из среды поморских косторезов, - Ф. И. Шубин. Для него характерна необычная глубина подачи образов. Им созданы портреты М. В. Ломоносова, А. М. Голицына, Г. А. Потемкина, П. А. Румянцева, З. П. Чернышева, императора Павла I. Как высшая признательность выдающемуся скульптору звучит эпитафия на надгробии Ф. И. Шубина: «И под его рукою мрамор дышит».

Одним из символов Петербурга стал Медный всадник – памятник основателю города, великому историческому деятелю Петру I. Его создал французский скульптор Э. М. Фальконс.
Театр

Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф. Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. Царским указом был преобразован в Российский театр (ныне Академический театр драмы им. А. С. Пушкина).

В XVIII в. положено начало балетному искусству в России: в 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же столетии были написаны и поставлены первые оперные спектакли: «Анюта», композитором которой считают В. А. Пашкевича, «Мельник-колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского, «Ямщик на поставе» Е. И. Фомина; создал свои произведения композитор Д. С. Бортнянский.

Одним из важнейших результатов развития русской культуры в XVIII в. был процесс складывания русской нации. Победа светского направления в искусстве, установление широких связей с культурой других народов, успехи науки подготовили подъем русской культуры в XVIII в.
Музыка
XVIII
века


Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оно ограничивается в основном  простейшими  жанрами  прикладной музыки - военной, застольной, танцевальной.

На улицах новой столицы - Петербурга – играют военные оркестры; во дворце устраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит и на торжественных празднествах, и на военном параде, и на театральных подмостках. Строительство нового "государства Российского" настойчиво требовало новых, особых, специфических форм .

Особой популярностью пользовались танцевальные жанры.

Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез – прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе. Достаточно разнообразным был музыкальный репертуар петровских ассамблей.

В последние годы царствования Петра музыкальные развлечения при  дворе приобретают иной характер.

Постепенно к музыке начинают приобщаться наиболее образованные представители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владели искусством игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе входят в моду галантные песни любовно-лирического содержания ("арии"), исполнявшиеся  под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки.

Видное место музыка заняла и в театре. Первые годы царствования  Петра I положили начало активному развитию театральной жизни в России. Впервые театр стад доступным для сравнительно широкого круга зрителей. Неизменной участницей всех спектаклей была инструментальная музыка. Для оформления театральных постановок, по-видимому, требовалась довольно большая группа музыкантов.

Начав свое существование в первые годы царствования Петра I, русский театр продолжал расти и развиваться в течение всего XVIII века. Театр становится важным центром музыкальной жизни в после петровскую эпоху, когда искусство завоевывает все более широкое общественное признание.

Эпоха 30-60-х годов XVIII столетия ознаменовалась ростом национального самосознания и укреплением национальных культурных традиций. Огромное значение имела деятельность Михаила Васильевича Ломоносова - первого русского ученого мирового масштаба. Росла и крепла русская литература; расцветала поэзия русского классицизма, представленная в творчестве того же Ломоносова и его ближайших современников В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова. Успехи русского искусства наглядно проявились в творчестве знаменитого зодчего В. В. Растрелли, в портретной живописи А. П. Лосенко, А. П. Антропова и И. П. Аргунова.

В период 30-40-х осваиваются сложные  музыкальные жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в том числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое  распространение в дворянском быту. При дворе и в домах знатных вельмож устраиваются камерные концерты. Формируются оркестры и оперные труппы, русские музыканты овладевают исполнительским мастерством. Тем самым развивающиеся традиции бытового и концертного музицирования готовили почву для последующего возникновения русской композиторской школы.

Основным жанром, характеризующим развитие музыкального искусства XVIII века в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре ярче всего проявились впоследствии творческие возможности русских композиторов XVIII века.

Наряду с оперным искусством в России приобретают популярность различные жанры камерной музыки. В середине XVIII века камерные концерты при дворе становятся обычным явлением.

Большим успехом камерное музицирование пользовалось в аристократических любительских кругах. К этому времени заметно выросла и роль придворного оркестра.

В начале 60-х годов оркестр был разделен на две самостоятельные группы музыкантов – исполнителей оперно-симфонической и бальной музыки. Такая дифференциация была несомненным признаком роста исполнительских сил.

Не случайно из среды музыкантов придворного оркестра выдвинулись в конце века такие даровитые русские  композиторы, как В. А. Пашкевич и И. А. Хандошкин.

Последняя треть XVIII века характеризуется значительной демократизацией музыкально-общественной жизни. Театральная жизнь выходит далеко за пределы придворного, аристократического быта. Развивается музыкальное образование, нотопечатание и но то издательское дело. Музыка становится достоянием более широких кругов русского общества: домашнее музицирование получает распространение в мелкопоместной и городской мещанской среде.

Ведущая роль в музыкальной жизни России по-прежнему принадлежит оперному театру. Однако развитие музыкального театра к этому времени приобретает новое направление: меняется и оперный репертуар, и состав зрителей.

Огромное значение для развития оперного жанра в России имели успехи отечественного драматического театра. Большого подъема театральная жизнь достигла в период 1770 - 1780-х годов, в эпоху деятельности передовых русских драматургов Фонвизина, Николаева, Княжина, Капниста. В 1776 году в Москве состоялось открытие Петровского театра, на основе которого впоследствии возник Большой театр.

Наряду с городскими "вольными" театрами в конце XVIII века широко развертывается сеть крепостных театров, разбросанных по всей России.

Особенно широкой известностью пользовались театры графа Н. П. Шереметева в его подмосковных имениях Кусково и Останкино.  Театр Шереметьева был в первую очередь оперным, причем основу репертуара составляли последние театральные "новинки" – комические оперы французских и итальянских композиторов. На этой сцене шли лучшие произведения Паизиелло, Пиччини, Гретри и Монсиныи.

А в главных ролях блистала знаменитая "первая певица" шереметевского театра Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене – Параша Жемчугова, 1768 - 1803), чье имя вошло в народные предания и было овеяно легендарной славой.

Широкой популярностью в быту крепостнической России пользовался особый вид исполнительства - музыка роговых оркестров.

В конце XVIII века  роговые  оркестры исполняли также и достаточно широкий концертный репертуар классической музыки (в том числе симфонии Гайдна и Моцарта) и даже участвовали в оперных спектаклях. К концу XVIII века все более систематический характер приобретает концертная жизнь.

Ораториальные, хоровые концерты пользовались большим успехом у публики. Одновременно устраивались и сольные концерты. Большим успехом пользовались выступления клавесинистов и органистов В. Пальшау, И. Гесслера, А. Сартори, известных в России также и по своей педагогической деятельности.

Успехи музыкального образования и театрально-концертной жизни создали прочную Основу для дальнейшего роста музыкальной культуры. Если в начале века домашнее музицирование процветало лишь в узком кругу русской аристократии и было в значительной степени данью «иноземному вкусу», то теперь оно сделалось потребностью.

Опера XVIII века

Среди различных жанров профессиональной музыки конца XVIII века опера занимает первое место. Именно опера в эту эпоху становится наиболее развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом музыкального творчества. Опера привлекает к себе и широкую аудиторию, и лучшие творческие силы. Опера вызывает живые отклики в общественном мнении, в поэзии, литературе и критике.

С большой непосредственностью и полнотой она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства.

В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные проблемы русской действительности, и в первую очередь вопрос о социальном неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства.

Русская опера XVIII века – это прежде всего реалистическая опера-комедия бытового плана, тесно связанная со всем укладом русской общественной жизни.

На оперной сцене в конце XVIII века выступает галерея типических персонажей, давно знакомых зрителю по комедиям того времени.

Опера по-своему метко высмеивала отсталые нравы русского общества, бичевала пороки Скотининых. Критическая, обличительная направленность определяет главную, основную тенденцию реалистической оперы-комедии XVIII века, вошедшей в круг самых значительных, прогрессивных явлений русского искусства радищевской поры.

Молодое искусство оперы XVIII века со всей очевидностью свидетельствует об удивительном разнообразии путей развития русской композиторской школы.

Опера, со всей сложностью и многообразием ее форм, питала всю русскую профессиональную музыку содействовала развитию других жанров. В ней коренились основы и русского симфонизма, и русской хоровой классики. Тесно соприкасаясь с народной песней и бытовым романсом, она оказывала воздействие и на профессиональную вокальную лирику.

Активное развитие оперной драматургии в XVIII веке во многом заранее обусловило ту важную роль, которую суждено было играть оперному жанру в творчестве композиторов-классиков.

Классицизм

Русская культура второй половины XVIII в. отражает черты подымающейся нации. Возрастает общественная роль художественной литературы, которая постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характер. Передовые писатели выступают активными борцами за идеи просветительства; возникают первые литературные журналы.

Главное содержание культурного процесса середины XVIII в. - становление русского классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти, утверждение в художественных образах могущества абсолютной монархии. Хотя русские писатели и художники обращались к опыту опередившего их в развитии западноевропейского классицизма, они стремились придать этому течению черты национального своеобразия. В отличие от западноевропейского классицизма, в русском классицизме, полном пафоса гражданственности, были сильны просветительные тенденции и резкая обличительная сатирическая струя.

В литературе русский классицизм представлен произведениями А. Д. Кантемира, В. К. Тредьяковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова. А. Д. Кантемир явился родоначальником русского классицизма, основоположником наиболее жизненного в нем реально-сатирического  направления - таковы известные его сатиры. В. К. Тредьяковский своими теоретическими трудами способствовал утверждению классицизма, однако в его поэтических произведениях новое идейное содержание не нашло соответствующей художественной формы. Это было достигнуто в жанре торжественной и философской оды М. В. Ломоносовым, для которого и эта форма и обращение к монарху были поводом для пропаганды идеи общенародного культурного прогресса.

По-иному традиции русского классицизма проявились в сочинениях А. П. Сумарокова и его школы (М. М. Херасков, В И Майков Я. Б. Княжнин и др.), которая защищала идею неразрывности интересов дворянства и монархии. Сумароков положил начало драматургической системе классицизма. В трагедиях он под влиянием действительности того времени, часто обращается к теме восстания против царизма, например в политической трагедии «Дмитрий Самозванец». В своем творчестве Сумароков преследовал общественно-воспитательные цели, выступая с проповедью высоких гражданских чувств и благородных поступков; «свойство комедии - издевкой править нрав», - писал А. П. Сумароков.

Классицизм завоевывает господствующее положение в архитектуре и изобразительном искусстве. Он определил облик Петербурга, где строили В. И. Баженов, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, а также иностранные архитекторы - Г. Камерон, Д. Кваренги и др. Русские архитекторы успешно решали важнейшие задачи градостроительства; их постройки отличаются ясностью и логичностью замысла: строгость и лаконизм сочетались в их творчестве со стремлением к монументальным торжественным образам. Особо следует отметить старое здание Библиотеки имени В. И. Ленина (б. дом П. Е. Пашкова) в Москве - высшее достижение творчества Баженова, блестящий образец классицизма, совершенный по архитектурному образу и  изобретательности в убранстве. Патриотической гордостью, идеями триумфа и мощи России проникнуты ансамбли и общественные здания, созданные русскими архитекторами второй половины XVIII в., например здание Сената в Московском Кремле (М. Ф. Казаков), Таврический дворец в Петербурге (И. Е. Старев). Величественная простота и оригинальность композиции совмещаются в них с компактностью объемов, светлой окраской, богатством отделки фасада здания и ограды.

Заключение

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщения» русской культуры. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.

Русское искусство, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось, выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен.

Однако в отличии от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев. В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все  же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования - этого требовала эпоха.

В развитии просвещения России второй половины XVIII в. Отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения. С распространением образования тесно связано развитие науки. Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.

Список использованной литературы

1.          Анисимов Е. В. Рождение империи // кн. История Отечества: люди,идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в.

2.          Емохонова Л. Г. «Мировая художественная культура» 1998 г.

3.          Мавродин В. В. «Рождение новой России», - М., 1998 г.

4.          Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 1990 г. Б. А. Рыбаков

5.          Рыбакова Б. А. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в.

6.          Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Савохина Т. А. «История с древнейших времен до наших дней» Учебник.- М.:«ПРОСПЕКТ», 1997 г.

7.          www.protgu.ru

8.          www.russianculture.ru

Приложение 1

Термины

Коллегии - центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системе приказов. Коллегии существовали вплоть до 1802 года, когда им на смену пришли министерства.

Синод (от греч. Σύνοδος — «собрание», «собор»; лат. concilium — совет, консилиум) - собрание представителей христианской церкви для разрешения вопросов и дел вероучения, религиозной нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедания христианского общества. Различают:

Вселенские соборы - собрания представителей всех поместных самостоятельных церквей; верховный авторитет по вопросам вероучения и церковного устройства.

Поместные соборы - (иногда называемые «частными») собрания епископов и других иерархов местной церкви или определенной ее области.

Первоначально синоды были встречами епископов, и понятие всё ещё используется в этом смысле в католицизме и православии. В английском языке словосочетания англ. general

synod
или англ. general

council
могут обозначать вселенский собор (греч. Οικουμενική Σύνοδος), хотя первый термин применительно к Церкви Англии означает общее собрание духовенства и мирян, являющееся с 1970 года законодательным органом Церкви вместо британского парламента.

Сенат - совещательный орган, часто верхняя палата либо одна из палат законодательного собрания (парламента).

Слово «сенат» происходит от латинского слова senātus, в свою очередь происходящего от слова senex, означающего «старый человек». Членов сената называют сенаторами. Происхождение слова связано с одной из древнейших форм социального устройства, в которой власть принадлежит старейшим членам общества.

Первым сенатом в мировой истории был Римский сенат, основанный около VI века до н. э. и прекративший свою деятельность в VI веке. В Византийской империи сенат существовал до Четвёртого крестового похода.

Ассамблея - название руководящего органа организации (обычно достаточно крупной, часто - международной). Например, Генеральная Ассамблея ООН, Ассамблея народов Казахстана, Межпарламентская ассамблея СНГ.

Ассамблея Петра I - собрание-бал с участием женщин в домах знати. Были введены и регламентированы Петром I в 1718 году, в подражание европейским балам.

Рекрут (от фр. Récruter - набирать войско), лицо, принятое на военную службу по воинской повинности или найму.

Поду́шный окла́д (Поду́шная по́дать) – форма налога, подати, которой облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста: и новорожденные, и старики. Введена Петром I в 1724 году. Тогда же начата поголовная перепись податного населения и определен налог с души (исключая дворян и лиц духовного сословия).

Ввиду необходимости содержания регулярной армии, Пётр I указом 26 ноября 1718 года приказал в течение года взять ото всех правдивые «сказки», сколько у кого в какой деревне имеется душ мужского пола и «расписать на сколько душ солдат рядовой с долей на него роты и полкового штаба положа средний оклад». Для определения этого среднего оклада должно было, следовательно, разделить стоимость содержания солдата на число наличных податных душ, какое придётся на него по затребованным «сказкам». Эти сказки были получены и впервые сосчитаны только к началу 1722 года, всего насчитали около пяти миллионов душ. C 1 января 1887 года подушная подать, как всероссийский налог, прекратил своё существование и после этого срока продолжал взиматься только в Сибири.

Империя (от лат. imperium, букв. власть) – тип государства до появления национального государства. «Обширное государство, включившее в свой состав территории других народов и государств». Многие империи, с целью сохранения своей территориальной целостности и единства, стремятся к нивелировке этнических и религиозных групп внутри государства, что нередко приводит к доминированию лишь одного этноса (титульная нация).

Абсолютная монархия (от лат. Absolutus - безусловный) - разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

Кондиции (от лат. Condicio - соглашение) - документ около конституционного содержания, предложенный к подписанию Анне Иоанновне при ее вступлении на престол так называемыми «верховниками» (членами Верховного тайного совета). Был составлен в собрании ими в период с 18 по 20 января 1730 года: сразу после смерти Петра II и до их отправки в Митаву на представление Анне Иоанновне. Любопытной особенностью этого документа является то, что он так и остался не опубликованным «верховниками»: основная масса дворянства могла только догадываться о его содержании - до того момента, как кондиции были зачитаны в собрании чинов 2 февраля 1730 года. И только с этого момента в среде российского дворянства наметился очевидный раскол - приведший, в частности, к появлению программ дворянской оппозиции.

«Просвещенный абсолютизм» - политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Хронологические границы просвещённого абсолютизма заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г., то есть от вступления на престол самого яркого представителя века, прусского короля Фридриха II, до французской революции. Воспитанные на идеях философии XVIII века, абсолютные монархи стремились к «общему благу», которое достигается в государстве.

Секуляризация - в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению.
Приложение 2

Даты

1721 г. 30 августа - Ништадский мир России со Швецией

1721 г. 22 октября - Принятие Петром I императорского титула

1725 г. 28 января - Смерть Петра I

1755 г. 12 января - Указ об основании Московского университета

1762 г.18 февраля - Манифест "О вольности дворянской"

1762 г. 6 июля - Убийство Петра III и вступление на престол Екатерины II

1785 г. 21апреля - Жалованные грамоты дворянству и городам
Приложение 3

Исторический портрет Екатерины
I



Волею судьбы бремя власти легло на плечи Екатерины, вдовы почившего государя. Царицей Петр I объявил ее давно, еще 6 марта 1711 года, но коронована Екатерина была только 7 мая 1724 года. Кстати, Екатерина вольно или невольно стала основательницей одного из главных символов царской власти петербургского периода русской истории - короны в современном понимании этого слова. Дело в том, что до Екатерины на русских государей, включая и Петра I, возлагали шапку Мономаха.

Подлинное имя Екатерины I - дочери литовского крестьянина и молочницы из прибалтийского местечка Рин-ген недалеко от Мариенбур-га - было Марта Скавронская. В трехлетнем возрасте она то ли потому, что осталась сиротой, то ли по какой-то иной причине была отдана на воспитание местному пастору. До встречи с русским царем она успела пройти короткий, извилистый и непростой путь по дорогам Северной войны. Будучи в услужении у ливонского пастора, вышла замуж за шведского драгуна, попала в плен к русским, работала портомоей в солдатском обозе, пока однажды не была замечена командующим русскими войсками графом Б.П. Шереметевым. У Шереметева ее отобрал Александр Данилович Меншиков.  Около 1703 года ее заметил Петр I и пленился красотой Марты. Она стала одной из его любовниц. Постепенно отношения между ними становились все более близкими. И с тех пор они уже никогда не расставались. При переходе в православие она получила имя Екатерина и отчество Алексеевна, так как ее крестным был царевич Алексей Петрович.

Она отличалась веселым, ровным, ласковым характером; легко приспосабливалась к капризам Петра, мирилась с его вспышками беспричинного гнева, умела помогать во время приступов эпилепсии, легко делила с ним трудности походной жизни. Одинокий и несчастный в личной жизни, Петр все больше привязывался к Екатерине, признавал рожденных ею от него детей. Екатерина не принимала непосредственного участия в решении политических вопросов, но имела на царя определенное влияние, в частности, считается, что она нередко выступала перед царем заступницей Меншикова. По преданию, она спасла царя во время Прутского похода, когда русские войска были окружены. Екатерина передала турецкому визирю все свои драгоценности, тем самым склонив его к подписанию перемирия. По возвращении в Петербург 19 февраля 1712 года Петр обвенчался с Екатериной, а их дочери Анна и Елизавета (будущая императрица Елизавета Петровна) получили официальный статус цесаревен. В 1714 году в память Прутского похода царь учредил орден Св. Екатерины, которым наградил жену в день ее именин. В мае 1724 года Петр впервые в истории России короновал Екатерину в качестве императрицы. Существует предположение, что царь собирался официально провозгласить ее своей преемницей, но не сделал этого, узнав об измене жены с камергером В. Монсом.

После смерти Петра усилиями Меншикова и при опоре на гвардию Екатерина была возведена на престол. Поскольку сама она не обладала способностями и знаниями государственного деятеля, при ней был создан управлявший страной Верховный тайный совет, руководителем которого стал Меншиков. Среди наиболее значительных мероприятий этого времени - открытие Академии наук, заключение союза с Австрией и др. Став самодержавной государыней, Екатерина обнаружила тягу к безудержным развлечениям: практически все время она проводила на пирах, балах, разнообразных праздниках, что пагубно сказалось на ее здоровье, и почти не интересовалась делами управления. Перед смертью по настоянию Меншикова Екатерина подписала завещание, по которому престол должен был отойти к великому князю Петру Алексеевичу (Петр II), а в случае его смерти к ее дочерям или их потомкам.

Екатерина I не была деятельной и энергичной. Она не обладала истинным величием и мудростью гениального правителя, в отличие от Екатерины II.

И еще одно очень важное обстоятельство. Екатерина – властительница огромной страны и в то же время, как ни странно, жертва судьбы, тех самых волшебных, случайных, заурядных, роковых обстоятельств, благодаря которым она осталась в истории. Ее жизнь была исковеркана государственной машиной, т. к. вольно или невольно подчинялась безжалостным законам борьбы за власть, которая завораживает и ослепляет любого, кто приближается к ее сияющим вершинам. По истине Екатерина дорого заплатила за свое место на Российском престоле, и не только политическую цену – она принесла в жертву идолу власти свои мечты о любви и обыкновенном женском счастье, мир и уют семейной жизни, радости материнства, уверенность и покой. Но все это было не только личной трагедией. Ее судьба с печальной неизбежностью стала и судьбой России - страны, у которой, как писал Николай Бердяев, женская душа, страны, которая до сих пор ищет и не находит мира и покоя.


1. Доклад на тему Южная Америка 2
2. Курсовая Планирование и распределение прибыли 3
3. Реферат на тему Диалектико-материалистическая теория культуры
4. Контрольная работа на тему Система мотивов и потребностей
5. Диплом Османская империя в конце нового времени Революция 1908-1909 гг
6. Курсовая Электропривод по схеме преобразователь частоты - асинхронный двигатель
7. Реферат Понятие, виды и процедура банкротства
8. Статья на тему Роль выпускников Ставропольского государственного аграрного университета в агробизнесе Ставрополья
9. Реферат на тему Corruption Of Dorian Gray The Picture Of
10. Сочинение на тему Айтматов ч. - Ранние повести материнское поле и первый учитель