Контрольная работа Предмет и структура культурологии
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Уральский государственный университет» имени Горького
Экономический факультет.
Предмет и структура культурологии.
Контрольная работа:
студентки 1 курса
Тимошенко Оксаны Андреевны
Преподаватель:
Полякова Маргарита Дмитриевна
Екатеринбург
Содержание.
Введение.. 3
1. Сущность культурологии как науки, особенности ее предмета. 3
2. Место культурологии в системе гуманитарного знания. 3
2.2 Культурология и философия культуры. 3
2.3 Культурная антропология и культурология. 3
2.4 Культурология, история и социология культуры. 3
3. Структура культуры. 3
Заключение. 3
Список использованной литературы. 3
Введение.
Я выбрала эту тему, так как считаю, что она достаточно актуальна. Для того, чтобы получить обширные знания в области культурологии, культуры в целом, необходимо начать изучение с истории происхождения самой науки, с её структуры.
Исходя из вышеизложенного, я определила цель работы: изучить предмет и структуру культурологии. В соответствии с поставленной целью мною определён ряд задач:
ü Выявить сущность культурологии как науки и рассмотреть особенности ее предмета;
ü Выяснить какое место занимает культурология в системе гуманитарного знания;
ü Рассмотреть структуру культуры.
Моя работа состоит из трёх частей, которые соответствуют поставленным задачам
Предметом исследования я определила отличительные особенности культурологии, предмет и структуру.
Объектом – культурологию, как науку.
1. Сущность культурологии как науки, особенности ее предмета.
Сегодня существует целая совокупность наук — философия, история, социология, антропология, — которые исследуют культуру в самых различных аспектах. Однако это не решает проблему понимания ее как целостности, так как каждая наука рассматривает культуру под собственным углом зрения и применяет для ее изучения только ей присущую методику исследования. Именно с этим связано существование огромного количества дефиниций культуры, которые отражают только ее частные моменты. Кроме того, накопленное иными науками знание о культуре трудно совместимо друг с другом как не обладающее атрибутом системности и носящее отрывочный характер. Культурология и направлена на то, чтобы привести эти I разнохарактерные данные в систему и синтезировать различные подходы. Кроме того, существует обширное поле проблем, решение которых может быть найдено только культурологией, так как эта наука занимается изучением культуры как I сверхсложного системного объекта, состоящего из множества подсистем; как глобального феномена, изначально связанного с развитием человека.
Появление культурологии было обусловлено следующими причинами:
1) необходимостью выработки такого понимания культуры, которое может способствовать связи теоретических представлений о ней и практического ее воплощения во всех сферах человеческой деятельности;
2) стремлением к выработке в условиях глобализации наиболее объективного понимания культуры, основывающегося не на особенном, а на общем, которое может способствовать диалогу культур (в том числе европейских и неевропейских);
3) необходимостью целостного анализа культуры как объекта государственной политики для принятия в этой сфере всесторонне обоснованных решений;
4) необходимостью формирования культурных потребностей человека в потребительском обществе;
5) стремительным развитием информационных технологий, приводящим к росту рационализма и технократизма.
Исследовательским предметом культурологии является:
1. изучение закономерностей развития культуры как сверхсложной системы — ее содержания, структуры и функций;
2. раскрытие динамики и технологий ее функционирования, транслирования и интерпретации;
3. прояснение смысла понятий «диалог культур», «взаимодействия культур», «культурный кризис», «тип культуры», «массовая культура», «элитарная культура», «динамика культуры», «культурный регресс», «культурная политика» и многих других;
4. изучение генезиса и процесса взаимодействия культуры и цивилизации;
5. поиск общего и особенного в исторических судьбах различных культур;
6. выявление смыслов каждого исторически сложившегося типа культуры;
7. прояснение смысла таких понятий, как «диалог культур», «духовность», «тип культуры»;
8. соотношение культуры и науки, культуры и религии, культуры и природы, культуры и морали, культуры и идеологии;
9. выявление специфических особенностей и базовых ценно
стей русской культуры.
Следовательно, культурология — это:
* наука, которая предметом научного анализа видит культуру — уникальный, сложный объект, глобальный феномен, не имеющий локализации во времени и пространстве;
* интегративная наука, метанаука, которая систематизирует и интегрирует то знание о культуре, которое накоплено различными частными науками о культуре: философией культуры, социологией культуры, историей, искусствознанием, литературоведением, семиотикой, этнологией и др., и осмысливает накопленные знания о культуре на более высоком, по сравнению с частными науками о культуре уровне.
2. Место культурологии в системе гуманитарного знания.
2.1 Сегодня нет единого мнения о том, что такое культурология — совокупность наук или единая наука. Относительно предмета культурологии сегодня можно выделить несколько точек зрения:
1) близкая уровню обыденного понимания, где культурология трактуется как предмет, изучающий «наиболее общие закономерности развития культуры, принципы ее функционирования»;
2) культурология предстает как совокупность или комплекс наук о культуре;
3) в некоторых концепциях культурология трактуется более узко и рассматривается как теория и история культуры; между тем эта позиция, равно как и предыдущая, может вызывать возражения, так как наличие разных предметов и, соответственно, методов исследования свидетельствует о наличии нескольких наук;
4) аналогичную критику вызывает и восприятие культурологии как философии культуры, так как основным вопросом философии, в том числе и философии культуры, становится осмысление экзистенциальных проблем человека, находящегося внутри культуры, культурология же предполагает дистанцированание, некое отстранение от изучаемой культуры, что вносит элемент объективности в ее рассмотрение;
5) культурология является своеобразным аналогом культурной антропологии, в качестве составных элементов включающей археологию, этнологию, лингвистику.
Поэтому задача исследователя — рассмотреть науки, занимающиеся изучением культуры, и доказать специфику культурологии и ее отличие от иных наук о культуре.
2.2 Культурология и философия культуры.
Известный отечественный философ Б.М. Межуев считает, что философия культуры и культурология соотносятся так же, как философия и наука в целом. Впервые этот вопрос был поставлен в трудах немецких культурфилософов и американских культурантропологов, которые противопоставили философскому Еюззрению на культуру ее научное изучение. Несмотря на то что наука и философия сформировались в Античности из единого основания и вместе пытались осмыслить окружающий человека мир в его целостности, тем не менее они различным образом реагируют на свою связь с культурой.
Итак, философия культуры принципиальным образом отличается от культурологии.
2.3 Культурная антропология и культурология.
Термин «культурология» был введен в научный обиход еще в первой половине XIX в. немецким физико-химиком, натурфилософом и науковедом, лауреатом Нобелевской премии Вильгельмом Фридрихом Оствальдом. Однако широкое применение этот термин получил после выхода в свет основного произведения американского культурантрополога Лесли Уайта (1900—1975) «Наука о культуре» (1949), который предложил следующее определение культурологии: «Культурология — это часть антропологии, которая рассматривает культуру (институты, технологии, идеологии) как обособленный класс феноменов, организованных согласно своим собственным принципам и действующих согласно собственным законам. Культурный процесс признается самостоятельным и самодетерминированным. Различия в культуре объясняются посредством культурологических, а не только биологических или психологических понятий». Несмотря на то что термин был предложен и обоснован американским ученым, он получил распространение в России, на Западе же сходными проблемами занимается культурная антропология.
Культурная антропология изучает эволюционные механизмы развития культуры: возникновение языков, функционирование текстов, материальных культур, продуктов духовной деятельности. В центре ее интересов — архаические культуры и их аспекты функционирования — материальная культура, обычаи и обряды, табу, фольклор, одежда, способы приготовления пищи, способы охоты и рыболовства, социальная структура, формы брака, формы воспитания. Поэтому в качестве своих структурных элементов культурная антропология включает археологию, этнологию, лингвистику и отвечает на вопросы о том, как возникает культура, как входит в мир культуры человек, как он начинает жить в соответствии с установками, передающимися из поколения в поколение, как возникают такие формы культуры, как искусство, наука, мифология, как взаимодействуют между собой различные культуры. Эти вопросы исследовал американский культурантрополог, профессор Колумбийского университета Джеймс Керн Фейблман, который обосновал их в книге «Теория человеческой культуры» (1946).
Однако культурная антропология носит по преимуществу практический характер и трудно совмещается с теоретическим знанием, накопленным философской мыслью. Эта наука не обращается к проблемам кризиса культуры, генезиса культур, взаимосвязи культуры и религии, культуры и науки, культуры и природы, культуры и техники и многим другим, которые и составляют ее предметное поле. Это позволяет сделать вывод о том, что культурная антропология и культурология являются разными науками о культуре.
2.4 Культурология, история и социология культуры.
В отличие от истории культуры, основанной на принципе ретроспекции, культурология занимается не конкретными фактами, а выявлением закономерностей их возникновения и познанием самих принципов развития культуры. Социологию интересуют различные культуры или субкультуры, образуемые определенными сообществами для выделения собственного культурного пространства, отличного от других, которые все вместе создают культуру определенной эпохи. Культурология же акцентирует внимание на вопросах, связанных с функционированием культуры как целого. Она выясняет, в чем состоит общность и отличие отечественной и европейской культуры, можно ли говорить о сущестовании мировой цивилизации, каковы; ценности в каждой из культур и есть ли общекультурные или базовые ценности, каким образом они отражаются в культурых универсалиях.
Таким образом, можно заключить, что предмет и проблемное поле культурологии, по сравнению с историей культуры и социологией, является специфичным.
3. Структура культуры.
Поскольку культура является сложным образованием, затрагивающим различные сферы деятельности человека, для ее структурирования необходимо выделить определенное основание.
1. Если исходить из качества и характера сознания, производимого культурой, и характера продуцируемой личности, то можно различать элитарную и массовую культуры.
2. Структурирование культуры по ее носителю позволяет культуру социальных общностей, или субкультуру классовую, профессиональную, городскую, сельскую, молодежную, семьи и отдельного человека. Сегодня вновь становится актуальной проблема классовой дифференциации культуры. В начале века она была сформулирована В.И.Лениным в качестве теории двух культур (культуры господствующей буржуазной и демократической).
3. Если учитывать многообразие человеческой деятельности, то можно выделить материальную и духовную культуры. К первой из них относятся культура труда и материального Производства, быта, места жительства (топоса), физическая культура. К духовной культуре можно отнести познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную. Однако такое деление является условным, так как многие из видов культуры — экономическая, политическая, экологическая, эстетическая — пронизывают всю систему и не относятся в чистом виде ни к материальной, ни духовной культуре.
4. По содержанию и влиянию культура может разделяться прогрессивную и реакционную, так как, воздействуя на личность и общество, культура может воспитывать человека не только нравственного, но и безнравственного.
5. Культура может разделяться по признаку актуальности. Подобной актуальной культурой сегодня является массовая культура, которая, несмотря на огромную степень распространения, однако, не становится репрезентативной (т.е. представляющей наиболее адекватно культурное содержание эпохи)
Заключение.
В своей работе, согласно поставленной мною цели, я рассмотрела предмет и структуру культурологии, появление культурологии, как науки. Мною выполнены все поставленные задачи. Большое внимание я уделила рассмотрению культурологии в системе гуманитарного знания. В сравнении с другими науками наиболее чётко видны все её отличительные особенности.
Список использованной литературы.
1. Михайлов,Ф.Т. «Болевые точки» культуры.[Текст]/ Ф.Т. Михайлов //Освобождение духа.-М.: Владос, 1991.-446с.
2. Костина, А.В. Культурология: Учеб. пособие [Текст]/А.В. Костина.- М.: КНОРУС, 2006.-320 с.
3. Левяш, И.Я. Культурология; Учебник[Текст]/ И.Я. Левяш.- Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1998.- 544 с.
4. Круглова, Л.К. Основы культурологии. [Текст]/ Л.К. Круглова.- СПб.: Весь, 1995.- 248 с.
5. www.wikipedia.orq.