Контрольная работа Понятие этики и морали в деловом общении
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Министерство образования РФ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Кафедра Философии, истории и права
Контрольная работа
По дисциплине: «Деловое общение»
Тема 24: «Понятие этики и морали в деловом общении »
Исполнитель: Четвергова И.Н.
Специальность: Бухгалтерский учет,
анализ и аудит
Группа:3Бг-1
№ зачетной книжки:08УББ00794
Руководитель: Усольцев С.А.
Барнаул 2011
Оглавление
1. Основные понятия этики……………………………………………..........3
2. Общие этические принципы делового общения………………….……...5
3. Тест…………………………………………………………………...……..9
Список литературы………………………………………………..…..…......10
1.
Основные понятия этики
Этику делового общения определяют как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной и социальной деятельности. Она опирается на общие нравственные нормы и является частью этики вообще.
«Этика» [1](от греч. ethos – обычай, нрав)- учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
С этикой тесно связано такое понятие как мораль. Мораль[2] (от лат. Moralis -нравственный) - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни - семье, быту, политике, науке, труде и т.д. Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.
Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т.е. в различные исторические эпохи и у разных народов. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственностью, фактическими нормами поведения людей. Более того, на всем протяжении развития морального сознания внутренним стержнем и структурой его изменения является «противоречиво-напряженное соотношение понятий сущего и должного».
В этом противоречии между должным и сущим заключена и противоречивая сущность мотивации общения (в том числе и делового общения и поведения человека). С одной стороны, он стремится вести себя нравственно должным образом, а с другой, — ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых очень часто связана с нарушением нравственных норм.
Общение[3] — процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация.
Этика делового общения [4]– учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях между деловыми партнерами.
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей
Отличие морали от этики:
Мораль – это убеждения о добре и зле, посредством которых мы управляем
нашим поведением. Этика – это рефлексивное осознание наших моральных
убеждений и правил поведения.
Этика – это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.
Отличительная черта делового общения в том, что – оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений- это прежде всего получение максимальной прибыли. С учетом всего сказанного этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.
2.
Общие этические принципы делового общения
Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:
· создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;
· прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения
общественно значимых целей;
· приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.
Принципы этики деловых отношений [5]– обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.
Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях:
1. В отношениях между предприятием и социальной средой;
2. между предприятиями;
3. внутри одного предприятия — между руководителем и по чиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса.
Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.
Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта: «Поступай так, что максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принцип всеобщего законодательства».
Принципы этики деловых отношений, дают конкретному сотруднику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.
Как и на Востоке, в Западной Европе древних времен уделяется большое внимание необходимости учета этических норм и ценностей в деловом общении. Однако в отличие от восточной, западноевропейская культурная традиция более прагматична. Экономический, материальный интерес выдвигается здесь на первый план, вместе с этим большое внимание уделяется статусному характеру общения. При этом статус начальника рассматривается как более привилегированный, нежели подчиненного. Отсюда и этические нормы, такие, как справедливость, добро, благо и т.д., наполняются экономическим содержанием и приобретают также статусный характер. В этой связи Аристотель пишет: «Если исполняющий должность начальника нанес удар, то ответный удар наносить не следует, а если удар нанесен начальнику, то в ответ следует не только ударить, но и подвергнуть каре».
Важно отметить, что Аристотель уже совершенно определенно утверждает, что в основе делового общения лежит «потребность, которая все связывает вместе». При этом имеется в виду, прежде всего экономическая потребность и экономический интерес, которые обусловливают экономический обмен между врачом, земледельцем, ремесленником, ткачом, строителем и т.д.
Соответственно этому и критерий нравственности в деловом общении перемещается в экономическую сферу. Так, основным критерием справедливости в деловом общении, по Аристотелю, является принцип «пропорционального равенства», согласно которому «понесший большие труды получает много, а понесший малые — мало».
Эта характеристика делового общения, когда на первый план выдвигается экономический интерес, материальный результат, прибыль как концентрированный критерий человеческой деятельности и общения, становится доминирующей и всеохватывающей с развитием капитализма. Конечным критерием справедливости или несправедливости становится умение успешно вести дело — деловой прагматизм. Этика бизнеса, этика рыночных отношений окончательно выдвигается на первый план и оставляет за собой все общечеловеческие, в том числе и религиозные ценности. Противоречие между ними, весьма остро проявляется и сегодня в деловом общении, причем на самых разных его уровнях - как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции:
1. Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, — любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег», всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях.
С этой позиции, которую можно назвать «деловой макиавеллизм», этические нормы и сам язык этики рассматриваются как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обязанностях, поскольку в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» проблемы, касающиеся моральной и социальной ответственности.
2.Соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.
Думается, что этот подход — более цивилизованный и, в конце концов, более эффективный, так как предприятие — компонент общества, и, утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружающей социальной среде. А чем более благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса.
3. Тест
Какие из перечисленных чувств следует отнести к:
а) моральным;
б) эстетическим;
в) интеллектуальным.
1. сомнение
2. стыд
3. гордость
4. ирония
5. удивление
6. чувство долга
7. презрение
8. наслаждение
9. любознательность
Решение:
Моральные, или нравственные, чувства — это переживания, связанные с оценкой действий, поведения на основе принятой в обществе морали.
2) стыд; 3) гордость; 6) чувство долга; 7) презрение.
Эстетические чувства - это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, пошлости.
4) ирония; 8) наслаждение.
Интеллектуальные
чувства- представляют собой эмоциональный отклик на отношение человека к познавательной деятельности.
1) сомнение; 5) удивление; 9) любознательность.
Список литературы:
1. Введенская Л.А. Основы делового общения, 2008.- 311 с.
2. Ермолаева С.Г. Этика деловых отношений.: Учебное электронное текстовое издание, 2006.- 96 с.
3. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения.: Учебник для вузов-4-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -415 с.
4. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения.: Учебник для вузов-5-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -415 с.
5. Узерина М.С. этика делового общения.: Учебное пособие для студентов, 2004.- 71 с.
[1] Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-С. 308
[2] Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007.-С.309
[3] Узерина М.С. этика делового общения., 2004, С 5
[4] Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 319
[5] Ермолаева С.Г. Этика деловых отношений. 2006- С. 23