Контрольная работа

Контрольная работа Контрольная работа по Социологии 5

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 8.11.2024



Вариант №8.

1. Сущность человека: природа и духовность.

Несмотря на многообразные теории, природа человека до сих пор остаётся непрояснённой, она таит в себе немало тайн и загадок. Всё это связанно с тем, что природа человека является многомерной, нелинейной и многоэтажной, подобно Вселенной, чьим отображением и выражением она служит.

Человек является частью природы, её детищем, её порождением. Среди гипотез появления человека преобладают следующие: человек стал человеком благодаря жизни в воде; мутации в клетках мозга гоминид были вызваны жёсткими излучениями вспышки Сверхновой звезды, либо инверсиями геомагнитного поля, мутант среди гоминид появился в результате теплового стресса. Ещё одна концепция о происхождения человека опирается на эволюционную теорию Ч.Дарвина, его знаменитую работу «О происхождении видов», ставшую основой естественно – научного истолкования происхождения человека, и в настоящее время, значительно видоизменившись под влиянием новейших достижений в области молекулярной биологии и генной инженерии, разделяется большинством учёных. Следует заметить, однако, что сторонники «естественного» подхода могут придерживаться как земного, так и космического происхождения человека. Другая концепция выводит человека из сверхприродного начала, рассматривая его, например, как результат творения человека Богом или иной надчеловеческой личностью, или безличностной сущностью в силу свободы акта свободного волеизъявления этой сущности, непостижимого для человеческого ума; гипотезы о внеземном, космическом генезе человеческого рода как «эксперименте» высокоразвитых цивилизаций на планете Земля - космического Разума.

Наша жизнь непосредственно зависти от природы. Кто из нас не чувствует слияние с природой, не чувствует потаённый смысл природных стихий? Мы ежесекундно испытываем ощущение единства нашего бытия и космической беспредельности. Человек не может рассматривать себя как существо, свободное от отношений, царящих в природе: ведь сам он есть природное существо – его социальная сущность не снимает его природного начала.

Человек, как и любое живое существо, имеет свою среду обитания, которая своеобразно преломляется в нём во взаимодействии всех его составляющих. В последнее время в науках о человеке всё более начинает осознаваться факт влияния среды на состояние организма, психики, которое определяет чувство комфорта или дискомфорта.

Философское осмысление было бы существенно неполным без рассмотрения его в системе человек – Вселенная.

Мы живём на планете, в глубинах которой постоянно бурлит множество ещё неизвестных, но влияющих на нас процессов, а сама она, как своего рода песчинка, несётся в круговых движениях в космических безднах. Зависимость человека от природных процессов – от разных перепадов температуры, от колебаний геомагнитных полей, солнечной радиации и т.д. – выражается чаще всего в его нервно – психическом состоянии и вообще в состоянии организма.

Человек существует в системе взаимодействия всех сил природы и испытывает от неё самые разные воздействия. Душевное равновесие возможно только при условии физиологической и психологической адаптации человека к природному миру, а так как человек – это прежде всего существо социальное, то адаптироваться к природе он может только через общество. Общественный организм действует в рамках природы, и забвение этого жестоко карает человека. Если ценностные ориентиры социума направлены не на гармонию с природой, а, напротив, изолируют человека от неё, проповедуя уродливо разросшийся урбанизм, то человек, воспринявший эту ценностную ориентацию, становится рано или поздно жертвой своей собственной ценностной установки. Кроме того, у него образуется своеобразный средовой вакуум, как бы недостаток сферы деятельности, и никакие социальные условия не смогут возместить человеку психологические потери, связанные с «отчуждением» от природы. Будучи не только социальным существом, но и существом биологическим, человек точно так же, как он погиб бы без общества людей, погибнет и без общения с природой. Поэтому, при анализе отношения человека к природе, следует учитывать, с одной стороны, природное происхождение человека, его генетическое родство со всем миром живого, и прежде всего гоминидами, а с другой – принципиальную выделенность человека, его возвышение над природой и принадлежность к миру культуры.

Человек является частью живой природы, к тому же продуктом биологической эволюции, теперь, на фоне современного естествознания, стало в достаточной мере очевидным и практически бесспорным уже не только для учёных и специалистов, но и для широкого круга образованных людей. Нет сомнения, что каждый человек неповторим уже в силу своих биологических особенностей: генетического кода, веса, роста, темперамента, цвета волос и кожи, срока жизни и т.п. Однако также бесспорным является и то, что он - существо социальное, и его неповторимость, уникальность обусловлены не в меньшей степени его общественной природой, социальной средой, в которой он формируется, получает воспитание, образование, культурные, этические, ценностные ориентиры. Именно поэтому человеческий индивид, помимо биологических особенностей, обретает свою индивидуальность (наличие единичных, неповторимых черт) и как социальное существо.

В становлении социальной сущности человека огромную роль играл и труд, как целесообразная деятельность человека по преобразованию природы в целях удовлетворения своих потребностей. Другими словами, становление человека в полном смысле этого слова происходит в обществе, и только в обществе. Будучи оторванным от общества, например, в младенческом возрасте, человеческое существо развивается лишь как биологическая особь, и практически безвозвратно утрачивает способность стать полноценным человеком, т.е. утрачивает способность овладеть нормальной речью, навыками общения, обучиться труду – коллективной совместной деятельности и т.п.

Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. Так, если идти в анализе человека к биологическому полюсу, мы «спустимся» на уровень существования его организменных (биофизических, физиологических) закономерностей, ориентированных на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы, стремящейся к сохранению своей целостности.

Для рассмотрения человеческой природы можно выделить три плоскости: своеобразие биологической организации человека, отличающей его существенным образом от биологической организации других живых существ; своеобразие человека как социального существа, изменяющего мир; а также исторически изменяющуюся, динамически развивающуюся природу человека. Следовательно, есть смысл говорить о «тройственности» и одновременно о «единстве» человеческой природы, т.е. о единстве биологических, социальных и исторических аспектов человечества. Можно сказать, что понятие природы человека отражает как биологические, так и социальные его качества в их историческом развитии. Человек с момента своего рождения и на протяжении всей жизни, включаясь в историческую череду поколений, испытывает воздействие двойной качественной детерминации – на него действуют и природные, и социальные факторы. И сам он по природе своей является существом природно-социальным, или биосоциальным.

Развитие человечества обусловлено разумом, памятью и общественной организацией. Разумом человек аккумулирует и обобщает информацию, память ненаследственная, приобретённая, информация сохраняется от поколения к поколению, с помощью социальной организации человеческого общества.

Приобретённая, ненаследственная, надбиологическая информация передаётся новым поколениям не через гены, биокод. Информация передаётся путём индивидуального освоения её человеком, в процессе которого формируется духовный мир человека.

Индивидуальный духовный мир человека является в конечном итоге результатом саморазвития живого вещества земной биосферы; в него входят собственно сознание, подсознание, надсознание, стремления, желания, любовь, ненависть, надежды, горе, агрессивность и другие элементы, связанные с природными и социальными параметрами окружающей среды.

Духовная жизнь человека, его духовный мир связаны с отображением внешнего мира. Но эта связь не однозначна, как и поступки людей, которые не являются рефлексами. В одних и тех же условиях люди поступают порой совершенно по-разному, ибо они живут в различных духовных мирах. Формирование духовного мира - это тоже, конечно, некоторый эволюционный процесс. Но он имеет не столько биологическую, сколько информационную природу. А законы преобразования информации на определённом уровне сложности невидимы из чисто биологических законов и даже законов общественного развития. Здесь неизбежно возникает «эффект» сборки: на определённом уровне сложности системы у неё возникают свойства, невидимые из свойств её элементов. Для русской религиозной философии характерна деятельностно-гуманистическая направленность. Так, В. Соловьёв считает, что человек, являясь единением божественного и чисто человеческого начал, должен быть одновременно индивидуальным и универсальным их повторением. Русский философ, ученый и богослов П.А. Флоренский, рассуждая о сущности человека, писал, что самое страшное в человеке – это бездуховность, которая предполагает хаос, ложь, беспорядок, грех, смерть. Он считал, что достижения науки не могут формировать душу человека, а накопленные знания еще не создадут богатый духовный мир личности, если хаосу, который существует в душе человека, не противостоят такие ценности как вера, культ, культура. И именно религиозные ритуалы, по мнению Флоренского, помогают человеку в формировании его души, культуры, духовного мира.

Человек – это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека – это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, в труде, художественном творчестве. В итоге человек оказывается существом общественным, социальным.

Человек един, но не однороден, не одномерен. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический – всё это объединено каждой конкретной личностью.

Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей науки, искусства, морали.

Множество людей озабоченно судьбой и природой человека, они рассуждают, размышляют, создают программы, но часто даже не подозревают, что проходят мимо накопленного в философии богатства.

Внутренний мир или внутренний космос человека, имеет весьма сложную природу. Многомерность человеческого «психокосмоса» поставила на повестку дня проблемы связи человеческой психики с глубинами космоса, т.е. «микрокосмоса» с «макрокосмосом». Появилось несколько концепций, объясняющих эту связь: концепция корпускулярно-волновой природы человека, концепция человека как «молекулы», содержащей в себе максимум информации о Вселенной, гипотезы о галактическом разуме, об определённых аналогиях характеристик физического вакуума и человеческого сознания и их возможных связях, о голографической природе Вселенной и сознания.

Возникновение социальной организации людей даёт возможность для восприятия, хранения, переработки и использования в нужный момент социально значимой информации. Общность людей является основой для разворачивания социального наследования, для формирования социокодов. Эволюция человека стала идти по иным каналам – каналам социума, социального организма, который уже не поддаётся пониманию исключительно с точки зрения естествознания.

В человеке тенденция совершенствования нервной системы (мозга) животных достигла своей вершины, он стал носителем Разума (или интеллекта) – способности мозга обрабатывать информацию, создавать алгоритмы, мыслить абстрактно и рефлексировать, т.е. видеть себя как бы со стороны. Подобно возникновению жизни появление Разума на нашей планете представляет собой естественный и закономерный этап в её космической эволюции. Появление человеческого Разума составляет коренной перелом в развитии материи, ибо она получила возможность познавать саму себя. В этом плане человек представляет собой уникальное существо.

Вскрыть сущность человека означает обнаружить сущностнообразующее противоречие. При самом общем подходе это есть противоречие между бесконечным духом человека и конечной плотью. Человек чувствует себя внутренне свободным, может думать обо всём, т.е. в сфере духа ему подвластно всё, но одновременно, будучи телесным, он выступает как существо конечное, неизбежно подверженное смерти. Поэтому сущность человека нельзя искать ни в самом человеке (либидо, воля и т.д.), ни вне человека (Бог, совокупность общественных отношений). Она может быть найдена на стыке того и другого, т.е. в отношении внутреннего мира человека и окружающей среды, в том числе и сотворённых им миров.

Основополагающим, родовым, всеобщим эквивалентом сущности человека является его изначальная, непреодолимая трагическая обречённость на вечное достраивание, доделывание себя, постоянное блуждание в поисках смысла, своей сущности. Говоря более определённо, сущность человека проявляется в его незавершённости, ущербности, частичности. Сущность человека – в промежутке между его наличным, актуальным бытием и никогда не утолимым голодом по иному, грядущему – тоске по чуду.

Человек – это существо, питающееся трансцендентным, вне которого нет, и не может быть человека. В этом его метафизическая обречённость, его жизненная драма, его судьба, равно как и никогда не покидающая его надежда.

2.Философия любви, брака, семьи.
В мифологическом мышлении любовь порождает порядок и гармонию Космоса, творя мир из хаоса. Любовь сливает воедино два противоположных начала, давая миру появиться на свет. Любовь - закон, порождающий Вселенную.

В христианской традиции любовь отождествляется с Богом, который даёт жизнь всему сущему. Человек без любви обездолен. Только в Боге и посредством него можно найти путь к себе, к другому и к истине своего существования. Любовь – луч, освещающий жизненный путь человека, не дающий ему заблудиться во мраке.

Тема любви всегда интересовала философию, начиная с античности и до наших дней. У разных видов любви - от её ядра до периферии – есть существенное внутреннее сходство. Прежде всего, любовь социальна по своей природе. Более того, она является высшим проявлением социальности человека. Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя. И если человек - центральный объект философии, то тема человеческой любви, взятая во всей её широте, должна быть одной из ведущих в философских размышлениях.

Любовь рассматривается как непосредственное, интимное и глубокое чувство, предметом которого выступает, прежде всего, человек, но могут быть также другие объекты, имеющие особую значимость. Любовь представляет собой средство социализации человека, вовлечения его в систему общественных связей на основе спонтанной и вместе с тем внутренне мотивированной потребности в движении к более высоким ценностям. Отмечается, что по мере развития общества любовь всё более наполняется социальным и в особенности нравственным содержанием, становясь постепенно образцом новых отношений между людьми.

Любовь - не счастливая случайность и не дар судьбы, а высокое искусство, требующее от человека самосовершенствования, творчества и внутренней свободы. Подлинная, пронизанная высокими ценностями любовь редка ещё и потому, что многие не готовы к ней и даже боятся её, ибо она требует «живой души», самоотверженности, готовности к поступку, тревоге и заботе. Глубина любви и её видовое многообразие определяются не одним предметом любви, но и отточенностью самой способности любить, развитостью человеческих качеств любящего.

Любовь прекрасна, когда она взаимна и когда мы любим цельно, искренне и преданно. Метко сказал Архимед: «любовь-это теорема, которую надобно доказывать каждодневно». Любовь – это индивидуально-избирательное чувство, которое выражается в глубоких и устойчивых переживаниях, в постоянной направленности мысли и дела к любимому человеку, в свободном, бескорыстном и самозабвенном стремлении к нему. Любить – это желание быть любимым. Любовь в смысле эротического пафоса, всегда имеет своим собственным предметом телесность и душевно – эмоциональную усладу от взаимного обладания и взаимной отдачи. Она проявляется также в самоотверженности, самоотдаче и возникающем на этой основе духовном взаимослиянии. Эстетическая сторона любви проявляется в том, что любимый человек вызывает удивительный подъём жизненных сил, игру воображения, заострённое чувство восхищения, длительной радости, муки сомнения, страдания и вообще весь внутренне противоречивый, а в целом красочный букет чарующих эмоциональных переживаний.

Любовь – нравственно – эстетическое чувство, направленное на идеализацию, поэтизацию и романтизацию любимого, оно связано с глубочайшим уважением и преклонением перед ним. Образно говоря, любимый всегда «свят и божественен», ибо представляет высшую ценность для любящего, оберегающего, защищающего его всеми силами и даже жертвующего своей жизнью ради него. Потому любовь не разрушает, а созидает, творит, утверждает и возвышает свой объект. Любовь – вечная связь между людьми. Она – глубинный зов природы к гармонии, единству.

Любовь – это жизнь, её сердце и существо. Представляя сгусток разнонаправленных напряжений, жизнь собирает воедино контрасты бытия. Слова о любви должны быть, наверное, тёплыми, светлыми и грустными. Тёплыми, потому что желание любви идёт от стремления преодолеть холод одиночества. «Больше любви; больше любви, дайте любви. Я задыхаюсь на холоде»,- пишет В.Розанов. Светлыми, поскольку любовь – это состояние в «просвете бытия», где открывается истина другого существа и своего собственного существования. И грустными, так как ни одна любовь не исполняет замысленного, не реализует заложенного в ней импульса, обещает больше, чем исполняет. Любовь, в сущности, не знает исполнившихся надежд.

Чувство одиночества, чуждость объективному миру, в той или иной мере испытывает каждый человек. Как правило, одиночество тяготит людей, и они стремятся от него избавиться. Культура, созданная человеком, - это его стремление преодолеть отчуждённость человека. Наиболее полно позволяет преодолеть отчуждённость человека от мира - любовь; но и она не способна окончательно решить проблему человеческого существования, снять его напряжённость.

Любовь есть нечто гораздо большее; она есть средство избежать одиночества, чувства, которое гнетёт большинство мужчин и женщин в течение почти всей жизни. В глубине души многие люди испытывают страх перед этим холодным миром и жестокостью толпы; но вместе с тем в их сердцах живёт и страстное стремление к нежности и любви, которое мужчины скрывают под грубостью, хамством и хулиганскими выходками, а женщины под сварливостью и неуживчивостью. Страстная взаимная любовь – пока она длится – кладёт всему этому конец, она разрушает твёрдую оболочку нашего ego и создаёт новое единство, которое включает в себя и другое существо. Природа создала человеческие существа не для того, чтобы они жили в одиночестве. Если бы это было так, они не смогли бы продолжить своё биологическое существование, для которого необходима связь и взаимопомощь одного с другим.

Если всё сказанное о переживании перенести на любовь, то окажется, что любовь – это встреча двух человеческих вселенных, двух микрокосмосов. В любви происходит встреча, совпадение двух личностей в сути, в их идее. Любовь – это познание тайны другого путём сосуществования с ним. Это деятельное проникновение в другое существо, в котором моя жажда познания утоляется путём соединения. В слиянии я познаю тебя, я познаю себя, но я ничего не «узнаю». Я познаю тайну всего живого единственно возможным для человека способом – переживая это соединение, а не путём размышления.

Чудо слияния, совпадения двух миров выводит в вечность. Влюблённые почти обретают вечность в объятии. Но реальный эмпирический жизненный процесс становится препятствием на пути к полному слиянию. Отсюда – желание влюблённых умереть в наивысший момент любви. Они чувствуют, что лишь смерть, а не жизнь, может навечно сохранить их друг для друга. Как песчинки, подхваченные вихрем, влюблённые слиты – спаяны его раскалённым дыханием. Неведомая сила, бросившая их в объятия друг друга, растворила, расплавила их волю. И у них нет сил оторваться, разлепить объятия. Магнитные линии – нити, возникшие между ними, образуют замкнутое пространство магического поля, где притяжение высекает искры мистического ужаса и наслаждения отрешённости от собственного «я». Возникающее новое единство «мы» поглощает целиком и тело, и душу, и сознание, и память. И в этой одержимости есть нечто не только уничтожающее, но и унижающее «я». Она ощущается как не свобода, как подчинение слепой силе. Потребность в другом, в дополнении себя другим обращается в нужду, которая относится к свободе так же, как клетка к птичьему полёту. И может возникнуть стремление уклониться, бежать, избавиться от любви.

Как реакция на стихийность любви, возникает и иное желание – «упорядочить» её, подчинить ритму повседневности, загнать в определённые рамки (брака например). В том и другом случае, судьба её трагична. Заключённая в клетку семейной жизни любовь, призвание которой преодолевать границы, хиреет, превращается в привычку и обыденность. От постоянного соприкосновения границы между супругами снимаются настолько, что исчезает сама тайна проникновения, восторг открытия другого и открывания себя.

На любви, как и на всех жизнепроявлениях человека, лежит печать конечности. Она изнутри разрываема противоречиями, которые очерчивают границы её существования. Но непроходящяя ценность любви заключается в том, что временами она позволяет человеку ощутить жизнь в её полноте, постичь её самооценность, приобщиться к смыслу.

Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно какое-нибудь цивилизованное общество не обходилось без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьёй: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

«Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».1

Иными словами, брак – это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата – дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берёт на себя не только оформление брака, но и его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешённые и неразрешённые. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе. В глубокой древности половые отношения носили беспорядочный характер, и семьи не существовало. Каждая женщина принадлежала каждому мужчине и равным образом каждый мужчина – каждой женщине. В дальнейшем половые отношения развивались по линии выключения из них родителей и детей.

В любом обществе – древнем или современном – семья формируется, как правило, через брак. Брак – санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии – инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорожденными, а дети, рожденные вне брака – незаконнорожденными.

Брак – совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.

Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет рад принципиально важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей и другие.

Итак, брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

Способ, каким выбирается брачный партнер, подразделяет все формы брака на два типа – эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий, то есть это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы. Экзогамия - предполагает выбор брачного партнера из чужой группы. Чужой группой может стать класс, раса, нация, возрастная категория.

Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории:

  1. моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины);

  2. полигамия (брачный союз более чем двух партнеров).

Каждая из данных категорий распадается на подвиды. В моногамии выделяют:

а) пожизненную моногамию;

б) моногамию, допускающую развод (легко разводимый брак);

в) парную семью.

Последняя хоть и называется семьей, но лишь формально. На самом деле парная семья – это неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выделяют:

а) полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами);

б) полиандрию (брак одной женщины с несколькими мужчинами);

в) групповой брак (брачный союз нескольких мужчин и нескольких женщин).
Список использованной литературы:
1. Е.В.Трифонов, Л.В.Трифонова «Основы общественных наук»,

Краткий курс лекций, Норильск, НИИ / 1996г.

2. Н.Ф.Бучило, А.Н.Чумаков «Философия», Учебное пособие,

Москва, ПЕР СЭ / 2001г.

3. В.А.Канке « Основы философии», Учебник, Москва, Высшая школа,

1999г.

4. «Основы философии», Учебное пособие для вузов, Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС / 1997г.

5. Г.В.Осипова «Энциклопедический словарь», Общая редакция академика РАН, Москва / 1995г.

6. А.Г. Спиркин «Философия», Учебник, Москва, Гардарики / 2006г.

7. «Философия любви», под редакцией Д.П.Горского, 1т., Издательство политической литературы, Москва / 1990г.


11.11.2010г.

Подпись: Панова Е.Г. / /


1 1 Энциклопедический социологический словарь / Общая редакция академика РАН Осипова Г. В. – М., 1995. – с. 75


18



1. Биография Принцесса Анджелина
2. Реферат Характеристика Причорноморського регіону України
3. Реферат Освоение целины анализ эффективности и экономической целесообразности
4. Контрольная работа Психодиагностика как наука и практика
5. Диплом на тему Компьютерные системы управления документооборотом в сфере здравоохранения
6. Реферат Дальневосточный черноклювый аист
7. Биография Пизакане, Карло
8. Реферат Право собственности граждан на жилье на Украине
9. Курсовая на тему Понятие и виды страхования
10. Реферат Искусственное легкое