Контрольная работа Контрольная работа по Политологии 6
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Сокращенная форма обучения
Направление подготовки – Социальная работа
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине ______________________________________________
Тема: ______________________________________________________
___________________________________________________________
Слушатель ______________________________
Группа _________________________________
Номер зачетной книжки ___________________
Преподаватель __________________________
Курган 2009
ПЛАН:
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Понятие «Политическая культура».
Структура политической культуры.
Политическая культура современной России
ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
ВВЕДЕНЕ
Термин "политическая культура" впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее - только в конце 50-60х гг. Американский ученый Г. Алмонд, исследуя политическую систему, наряду с традиционным - институциональным характером ее изучения (предполагавшим изучение институтов и их функций, норм и механизмов формирования государственной политики) выделил также и ориентационной (выделявший в качестве основного субъекта анализа особые отношения населения к разнообразным политическим объектам.) Последний и представлял собой характеристику особого класса политическихявлений-олитическуюкультуру, соединявшуюинституциональный и реальный уровень уровни функционирования политической системы. На сегодняшний день в политологии сложилось три основных подхода в трактовке политической культуры. Так, одна группа ученых отождествляет политическую культуру со всей совокупностью духовных явлений. В этом смысле политическая культура понимается по сути как форма общественного сознания или психического склада социума, не включающая при этом все практические, поведенческие формы своего существования. Другие ученые видят в политической культуре проявление нормативных требований или совокупность типичных образцов поведения человека в политике. Иными словами, политическая культура понимается в данном случае как регулятор политического поведения. Еще одна - третья группа ученых понимает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его убеждений, идеалов, принципов.
В данной контрольной работе мы рассмотрим такие вопросы как, понятие политической культуры, структуры политической культуры, политическая культура в России, а также разберем такой вопрос как типологию политической культуры.
1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
1.1 Понятие «Политическая культура».
Среди зарубежных и российских обществоведов еще нет единого подхода к трактовке, как самой категории политической культуры, так и ее структуры, компонентов, содержания, функции и т.д. Здесь существует самый широкий спектр мнений, определений и формулировок. Подходить к рассмотрению данного понятия целесообразно на основе предварительного уяснения более общего понятия-культура. Этот термин имеет латинское происхождение, и изначальный его смысл-возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В философском энциклопедическом словаре культуру определяют, как "специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, в которых закрепляются и передаются от поколения к поколению достигнутые результаты деятельности людей в различных областях общественной жизни". Впервые понятие "политическая культура" появилось в статье американского политолога Г. Олмонда "Сравнительные политические системы" (1956 г.)1. Во второй половине 60-х и 70-х годов концепция политической культуры взята на вооружение американскими социологами и политологами. Интерес к данной проблеме был обусловлен, прежде всего, осознанием общественности Запада необходимостью выявления средств и механизмов достижения политической стабильности и общественно- политического развития с помощью глубинных, эмоциональных и социально- психологических связей между членами политических общностей и формами правления. Предпосылкой для массового изучения этих связей были созданы так называемой "бихевиористской революцией". Установление в тот период тесных междисциплинарных связей политической науки с другими обществоведческими дисциплинами: культурной антропологии, социальной психологии, социологии, историей и т.д. Деятельность людей в политической сфере представлена системой политических идей, способов и норм поведения, а также специфическими учреждениями. Они есть результат исторического опыта, в них закрепляются память и навыки деятельности отдельных людей и социальных групп по регулированию своих отношений в рамках политически организованного сообщества. Совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих социальным субъектам и обществу в целом, и составляют политическую культуру, т. е. политическая культура есть исторически сложившиеся, относительно устойчивые политические представления, убеждения и ориентации, а также обусловленные ими модели и нормы политического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов политических отношений. Данное определение сопроводим кратким пояснением. Здесь принципиальное значение принадлежит термину «стереотип». Мы исходим из имеющего методологическое значение положения о том, что в делах культуры достигнутым надо считать то, что вошло в быт, привычки людей. Политическая культура обобщенно характеризует политику, как особую, самостоятельную сферу общественной деятельности, с ее качественной стороны. Политическая культура-часть человеческой культуры в целом. Поэтому ее изучение ограничивается только теми культурными явлениями, которые формируют, прежде всего, в политической сообщности, как компоненты политической реальности. Политическая культура - это система отношений и одновременно процесс производства и воспроизведения составляющих ее элементов в ряде сменяющих друг друга поколений. Это явление динамическое, развивающееся. Постоянно обогащающееся историей в своем содержании и формах, явлений, чутко реагирующий на изменения в реалиях окружающего мира. Будь то промышленная, научно-техническая, компьютерная или информационная революции. Политическая культура включает в себя те элементы и феномены общественного сознания и в более широком плане - духовной культуры той или иной страны, которые связаны с общественными процессами и оказывают значительное влияние на формы, формирование, функционирование и развитие государства и политических институтов. Также придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическое поведение широких масс населения в частности. Политическая культура составляет в некотором роде этнос, или дух, который формирует политические институты. Подобно тому, как культура определяет, и предписывают те или иные формы и правила поведения в различных сферах жизни и жизненных ситуациях, политическая культура определяет и приписывает нормы поведения и правила игры в политической сфере. Политическая культура дает отдельному человеку руководящие принципы политического поведения, а группе - " систематическую структуру ценностей и рациональных доводов". Она представляет руководящие принципы политического поведения, политические нормы и идеалы, обеспечение единства и взаимосвязь институтов и органично придавая целость и интеграцию политической сфере, подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом. Политическую культуру можно характеризовать как ценностно-нормированную систему, которая разделяется большинством населения. Она включает базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему. Политическая культура, как отмечает политолог Д. Дивайн- это "историческая система широкого распространения, фундаментальных поведенческих политических ценностей", которой придерживаются члены данной общественно-политической системы. Политическая культура в определенном смысле представляет нужные рамки, в которых члены общества принимают законность существующей формы правления, чувствуют себя дееспособными. Рамки, в которых убеждения, эмоции, нормы и ценности проявляются в политических процессах и политическом поведении, сами по себе составляют важнейший компонент политической культуры. Центрирующим элементом политической культуры следует считать политическое мировоззрение, составляющее часть общего мировоззрения отдельного человека, отдельной группы или иной социальной общности. Большое влияние на характер политической ориентации, симпатий и антипатий людей оказывает господствующая в обществе система мировоззренческих позиций и ценностно-нормативных установок, фундаментальные взгляды на человека, общество и на мир в целом. Одним из важнейших факторов формирования, утверждения и жизнеспособности политической культуры является легитимность существующей системы и действующего в каждый данный период политического режима. Более того, в системе ценностей, ориентаций, установок, стереотипов, составляющих политическую культуру, центральное место занимают элементы, способные формировать и сохранять политические системы. Количество разделяемых членами общества "позитивных" ценностей определяет степень консенсуса между его отдельными компонентами, его стабильность и жизнеспособность. Но концентрирование внимания исключительно на разделяемых всеми убеждений, установках и ценностях чревато игнорированием политических убеждений, установок и ценностей, присущих тем или иным социальным группам, выступающих за изменения существующего положения вещей. Сам факт, что они не разделяют большинство членов общества, может служить важным показателем сущности и тенденций той или иной политической культуры. В политической культуре отражается широкий комплекс свойств, присущих процессам и явлениям политической сферы общества. В частности, в ней интегрируются определенные политические знания, ценностные и идеологические принципы, волевые и эмоциональные политические установки, традиции и нормы политического действия, институциональные формы и иные привычные средства достижения политических целей. Следовательно, политическая культура имеет многокомпонентный характер. По крайней мере, в ее структуре можно выделить следующие элементы:
- когнитивный (англ. "соgnitivе" — познавательный);
- нормативно-оценочный;
- эмоционально-психологический;
- установочно-поведенческий.
Когнитивный элемент политической культуры составляют доминирующие в обществе или наиболее характерные для той или иной социальной группы типичные, укоренившиеся представления о разных аспектах политической жизни общества: о политической системе и ее отдельных институтах; о политическом режиме, механизме власти и управления; о принятии решений и их реализации; о носителях властных полномочий; о собственном месте в политической жизни, компетентности и эффективности участия в политической деятельности. Словом, в качестве когнитивного элемента политической культуры выступают устойчивые стереотипы политического сознания во всех его формах и проявлениях. Стереотипы политического сознания могут носить характер теоретических обобщений либо существовать в форме обыденных представлений. Во всех случаях источниками их формирования выступают как правдивая информация, так и непроверенные факты, слухи и дезинформация. Однако независимо от того, являются ли сложившиеся политические представления правдивыми или ложными, соответствующий носитель политической культуры руководствуется ими в своей деятельности как истинными. Устойчивые политические представления весьма существенным образом влияют на развитие политического процесса, они являются необходимой предпосылкой его определенности, последовательности и предсказуемости. Нормативно-оценочный элемент политической культуры образуют характерные для данного общества, определенной социальной группы, отдельного индивида политические ценности, нормы, цели, идеалы. Нормативно-оценочный компонент политической культуры является своеобразным эталоном, по которому данный социальный субъект дает оценку существующим политическим отношениям, ходу политического процесса, выносит вердикт об их соответствии или несоответствии своим социально-политическим нормам, целям и идеалам. Содержание и направленность устойчивых ценностных ориентации обусловливают место политических явлений в жизни личности, группы, общества. Эмоционально-психологический компонент политической культуры составляют чувства и переживания, которые испытывают социальные субъекты в связи с их участием в политических процессах. К таким чувствам и переживаниям можно отнести, например, жажду социальной справедливости, нетерпимость к социальному и национальному угнетению, любовь к родине, ненависть к врагам, эмоциональный подъем по поводу политических побед или, напротив, мучительные переживания в связи с постигшим поражением. Эмоциональные чувства и психологические переживания составляют неотъемлемую сторону политического сознания и поведения. Сопровождая практически любые проявления социальной активности субъекта и направляя ее на достижение жизненно значимых целей, эмоции и чувства выступают одним из главных элементов механизма регулирования политических отношений. Развитая политическая культура предполагает формирование у ее носителей устойчивых стереотипов в области эмоций, чувств и переживаний. Эмоционально-психологический компонент политической культуры включает в себя также и иррациональные факторы в сознании и поведении, которые представляют собой сложные и не поддающиеся простому причинно- следственному объяснению побудительные мотивы в действиях людей. Такие факторы проявляются в форме политических мифов, которые есть не что иное, как вера людей в то или иное «светлое», «прекрасное» будущее. Как и предубеждения, политические мифы есть, главным образом, продукт эмоциональной деятельности людей и опираются на общественные авторитеты. Но в отличие от предубеждений они характеризуются относительной долговечностью и продолжают существовать при определенных изменениях в политической обстановке. Сказанное о сущности политических мифов вовсе не означает, что в их структуре отсутствует какое бы то ни было рациональное содержание, и что их следует полностью отождествлять с фальшью. Напротив, политические мифы теснейшим образом переплетены с определенными знаниями и представлениями о социальной действительности. Однако более важной является их функция регулятора политического поведения на основе эмоционально-психологических механизмов. Они выступают в роли своеобразного компенсатора недостатка научных знаний в сфере политики. Как известно, наука может обеспечить лишь частичный и подлежащий корректировке образ реального мира, исходя из которого нельзя быть абсолютно уверенным в правильности своих действий. Такую уверенность придает политический миф, который и есть иррациональная по своей природе абсолютная вера в конечную победу, в достижимость поставленных целей. Вот почему каждое крупное политическое движение стремится облечь свои цели в формы мифа» принимаемого массами как надежда, наполняющая смыслом и воодушевлением их коллективные действия. Установочно-поведенческий компонент политической культуры составляют политические установки и соответствующие стереотипы поведения, которые способствуют переводу представлений и ценностей в плоскость практической реализации. Можно сказать: политическая установка-это отношение субъекта к политическим явлениям, политическое поведение-это тот или иной способ реагирования субъекта на происходящие события. Политическая установка и политическое поведение существуют в органическом единстве, их устойчивые стереотипы составляют непременный компонент политической культуры личности, социальной группы, нации или общества в целом. Все рассмотренные элементы политической культуры относительно самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются, образуя специфическую целостность. Характер политических знаний и представлений, ценностей и убеждений, эмоциональных состояний и психологических чувств, позиций и установок, преобладающих образцов поведения определяют содержание политической культуры, присущей данному социальному объекту. Вопрос о типах политической культуры обусловлен многообразием политических систем, различием в уровне социально-экономического, политического и культурного развития стран, их исторических традиций, следствием чего является многообразие политических культур народов, наций, социальных общностей, личностей. Существуют различные способы классификации политических культур. В основе марксистского подхода к классификации политических культур находится то положение, что существующие в рамках одного и того же типа общества политические культуры имеют общие существенные черты. Соответственно этому выделяются типы политических культур рабовладельческого, феодального и буржуазного общества. Наиболее разработанную классификацию политических культур на основе данного подхода выполнил польский ученый Ежи Вятр. По его мнению, рабовладельческому и феодальному обществу соответствует тип традиционной политической культуры, характеризующийся признанием священного характера власти и традиции в качестве регулятора политических отношений. В рамках данного типа политической культуры ученый выделяет племенную, теократическую и деспотическую ее разновидности, которые могут различным образом сочетаться друг с другом. В буржуазном обществе Вятр выделяет два основных типа политической культуры: демократический и автократический. Первый характеризуется высокой активностью граждан и их широкими политическими правами. Второй тип политической культуры в качестве идеала государства признает сильную и неконтролируемую власть, ограничивающую демократические права и свободы граждан. На Западе широкую известность получила типологизация политической культуры, которую предложили американские политологи С. Верба и Г. Олмонд. Она основывается на результатах сравнительного анализа политических культур, существующих в различных странах, в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы. Исходным пунктом их подхода является конструирование трех «чистых» типов политической культуры и выведение из них смешанных типов политической культуры. Чистыми типами, по их определению, являются патриархальная, подданническая и активистская (гражданская) политические культуры. Патриархальная, или приходская, политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к политическим институтам, к центральным властям. Как местные вожди, так и подданные не испытывают никакого чувства к центральному правительству, их отношение к нему не определяется никакими нормами. В современной действительности самыми близкими эквивалентами такой политической культуры могут быть отношения, существующие в африканских племенах. Подданническая политическая культура отличается сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей, но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы. Носители подданнической политической культуры осознают существование специализированных политических институтов, имеют к ним отношение негативное или позитивное, но не склонны принимать участия в политической деятельности. От центральной власти, подданные в этом случае ожидают, либо приказов, либо благ. Активистская, или гражданская, политическая культура характеризуется сильной ориентацией на существующую политическую систему и на активное участие в политической жизни общества. Носители такой культуры заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но также и в том, чтобы играть активную роль в обеспечении функционирования ее институтов. К власти они относятся не только в плане необходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но в плане необходимости своего участия в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений. В силу указанных черт данного типа политической культуры его принято называть также культурой участия. Из смешения элементов этих трех чистых типов возникают еще три вида политической культуры: патриархально-подданническая, подданническо - активистская и патриархально-активистская. Именно эти смешанные типы политической культуры, по мнению Олмонда и Вербы, преобладают в истории различных обществ. В любом обществе наряду с политической культурой существуют различные политические субкультуры. В литературе субкультура рассматривается, как совокупность политических ориентации, значительно отличающихся от ориентации, доминирующих в данном обществе. Речь идет об особенностях политических культур различных социально-демографических и профессиональных групп. Так, различают политическую субкультуру молодежи, женщин, интеллигенции, творческой элиты, служащих государственного аппарата, деревенскую, городскую, этническую субкультуру и т.д. Особенности каждой из подобных политических субкультур обусловлены различиями положения общественных групп в экономической и социальной структуре общества, а также этническими, расовыми, религиозными, образовательными, половозрастными и другими особенностями. Наличие в обществе множества политических субкультур может оказаться источником дестабилизации общественно-политической жизни. Иногда отдельные субкультуры настолько отличаются от общей политической культуры, что могут рассматриваться в качестве самостоятельных контркультур. Стабильности общества способствует единство его политической культуры. Видимо, нереальной является задача преодоления множественности политических субкультур. Однако можно и следует стремиться к совместимости между различными субкультурами, к согласию всех социальных групп по коренным вопросам жизни общества.
1.2 Структура политической культуры.
Структура политической культуры и выражает собой механизм формирования целенаправленного политического действия, регуляции политических отношений, когда знания переходят в ценности, а затем в цели и модели поведения людей в сфере политических отношений. Важнейший компонент любой политической культуры-это ценности, такие политические знания и представления, которые рассматриваются субъектом политического действия в качестве нерасторжимых с его существованием, придают значимость, смысл его поступкам, ориентируют его действия в быстротекущем мире политики. Их потеря переживается как личная трагедия, крушение привычного и дорогого круга факторов, определяющих границы и принципы бытия. Ценности - это мотивационный базис политической культуры, а их деградация или истощение оборачивается ее разрушением. Политическая культура в таком случае перестает быть авторитетной инстанцией, способной регулировать поведение людей, начинается интенсивный поиск иной системы ценностей и политических ориентации. Такая роль ценностей в политике находит свое объяснение в специфике самого процесса ориентации деятельности, которая просто не может быть стерильно рациональной. Ведь она практически всегда происходит в условиях дефицита, отсутствия полной информации об объекте и требует осуществления выбора на основе субъективных предпочтений. Важнейшую роль в определении характера политической культуры, господствующей в обществе, играют две пары ценностей: во-первых, порядка (ориентирующие субъекта на поддержание стабильности социальной системы, обеспечение сохранности условий ее функционирования) и развития (направляющие его усилия, прежде всего на обеспечение социальных изменений), и, во-вторых, равенства (когда наиболее важным качеством социальной системы признается ее способность предоставить каждому индивиду одинаковые условия или, в другом варианте-возможности для существования) и свободы (когда важнейшим назначением политики или общества в целом считается снятие внешних ограничений деятельности индивида). Оптимальным для политической культуры служит равномерное распределение предпочтений членов общества между этими ценностями. Но в реальной политической культуре, как правило, существует преобладание того или иного элемента пары, оно складывается исторически, а также под воздействием того или иного типа идеологии. Известны, например, различия в предпочтениях американцев и европейцев: если 74% опрошенных американцев считают себя приверженцами свободы и только 20%-равенства, то предпочтения европейцев равномерно распределены между этими двумя важнейшими ценностями. В нашем обществе господствует тип политической культуры, характеризующийся четко обозначенным сдвигом политических предпочтений в сторону ценностей изменения и равенства в ущерб ценностям порядка и свободы. Сдвиг этот произошел давно и сохраняется по сию пору, распространяется на всех участников политического процесса.
Целенаправленность и результативность политического действия в немалой степени зависят от такого компонента политической культуры, как информированность ее носителей, она делает политическую культуру более динамичной, открытой, повышает степень ее воздействия на ход политических процессов, расширяет арсенал средств, моделей политического поведения, способов осуществления политической власти и воздействия на нее. Богатство информации и ее доступность формирует важное для рациональной политической культуры качество политического реализма, освобождающего человека от подчинения мифологизированным представлениям, ложной статистике, искаженным данным о своем месте среди других народов и обществ. Роль информации в ломке устоявшихся стереотипов в поведении и мышлении людей, в отказе от привычных иллюзий зачастую порождает негативную оценку ее действия как фактора, прежде всего разрушительного, связанного с отказом от накопленного, созданного, воспитанного. Но деструктивные возможности информированности не следует преувеличивать в свете учета ощутимых пределов ее воздействия на сознание и поведение людей. К тому же объективные эмпирические исследования «доказывают, что установки, прочно усвоенные человеком из своего окружения или из собственного опыта, слабо меняются под влиянием массовых коммуникаций». Приходящая с информированностью осведомленность увеличивает интеллектуальную основу политического действия, выводит его из-под влияния случайных и иррациональных факторов, всякого рода политико-идеологических химер, не имеющих никакого отношения к действительному положению вещей. Например, одной из таких известных химер было убеждение советских солдат в момент ввода союзнических войск в августе 1968 г. в Чехословакию, что тем самым они предотвращают неминуемое вторжение в эту страну армии ФРГ. Связь политической культуры с регуляцией политических отношений, ее практическая направленность требуют наличия в ее структуре элемента, в котором бы и происходил переход от ценностей, идеалов политической деятельности, к средствам-практическим факторам ее регуляции. Для этого тот или иной фрагмент политического сознания должен приобрести качество нормативности, стать правилом поведения, принятым в данной политической общности и регулирующим отношения в ней. «Нормативная регуляция означает, что индивиду или группе в целом предписывается, «задается» определенный-должный-вид поведения, его форма, тот или иной способ достижения цели, реализации намерений и т. д.; «задается» должная форма и характер отношений и взаимодействий людей в обществе». В нормах сознание обретает властные функции, что позволяет политической культуре обеспечивать выполнение таких ее важнейших задач, как регуляция общественных отношений, ориентация поведения людей на политические ценности и идеалы, политическая социализация, приобщение индивидов и социальных групп к активной политической деятельности. Среди норм, в том числе и политических, выделяют спонтанно возникающие нормы- обычаи (например, неписаные правила отношений между чиновниками, многие нормы дипломатического этикета); и санкционированные нормы-предписания, специально установленные для регулирования определенного вида политических отношений (уставы политических организаций, программы партий, регламенты деятельности органов власти, международные договоры и т. д.). В политике ведущая роль принадлежит именно нормам-предписаниям. Они характеризуются четко очерченными границами отношений, на которые распространяются их регулирующие действия, детальной регламентацией предпринимаемых действий, как правило, оговаривают санкции за нарушение. Роль, место таких норм в политической деятельности можно уподобить месту права как системы санкционированных государством норм поведения граждан. Правда, эти нормы менее определенны и кодифицированы, чем нормы права, но это объясняется тем, что нормы политической культуры призваны регулировать гораздо более сложные системы общественных отношений и социальных действий с менее предсказуемым и обширным комплексом последствий. Их регулятивная функция более многосторонняя, а характер действий субъекта, которые они предписывают, довольно многозначен и степень свободы выбора высока. Специфическим для политики видом норм служат политические символы, способствующие сплочению больших масс людей, четкой ориентации их политического поведения. Политическая символика-мощный фактор социализации, акцентировки социального внимания на наиболее значимых для данной политической системы ценностях. Политический символ- это условный образ важнейших политических идеалов, важнейшее средство их пропаганды и утверждения, зримое выражение приверженности их носителя к определенной позиции в политике. Именно такую смысловую нагрузку несут на себе гербы государств, эмблемы политических партий, цвета национальных флагов, ордена и многое другое. Символы выполняют объединяющую и мобилизующую роль, служат средством агитации, обозначения политической позиции и даже устрашения противника. Вообще знаковые системы, с помощью которых организуется и направляется политическая жизнь, весьма разнообразны: это стиль политической речи и административной документации, характерные обороты выступлений, политических деклараций и документов, специфические политические литургии (национальные праздники, официальные визиты, церемонии), это и архитектура официальных зданий и монументов, принятый в данной среде стиль одежды. Нормы упорядочивают политические и социальные отношения, становясь принципами деятельности политических организаций. Поэтому политическая культура включает не только приемлемые и желательные образцы поведения, но и способы его организации, а также способы организации, функционирования власти. Она является не только показателем, фактором политического поведения масс, но и моделью строительства аппарата управления и руководства. Эти проявления политической культуры взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Решающее значение для воплощения политической культуры в реальные политические отношения имеет свойство идеологических принципов становиться принципами организации. Когда это происходит, мы имеем дело с политическими институтами-политическими отношениями, возникающими и функционирующими на основе норм. Так возникают партии, различные виды государственной службы и государственных органов, гражданство, правосудие, средства массовой информации. Уровень политической культуры общества и каждого его отдельного члена определяется мерой включения идейно-ценностных установок, норм в конкретное политическое действие. Поэтому важнейшую роль в структуре политической культуры общества, в ходе реализации ее назначения и функций играет ее институциональная сторона. Именно в политических институтах опредмечивается активная, политическая деятельность. В процессе институализации политическая культура становится достоянием всего общества. Можно сказать, что если политическая культура есть мера развития политической деятельности, то мерой самой политической культуры является степень ее институализации, ибо только она, в конечном счете, реально обеспечивает возможность воздействовать на политические процессы, регулировать их. В политическую культуру включаются не только достижения, нормы, идеалы, к которым люди стремятся в политике, но и средства, которые они используют для достижения, реализации этих идеалов. Именно в средствах осуществляется решающий, критический для политики переход от идеи к политической практике. Средства деятельности вообще служат важнейшим культурным феноменом, в значительной степени определяют уровень развития культуры данного общества. Можно сказать, что каждая эпоха отличается не столько тем, к чему люди стремятся в политике, сколько тем, как, какие средства они используют для достижения этих целей и идеалов. Всякое значительное преобразование в политике требует обновления, внесения разнообразия в средства ее осуществления. При этом необходимо иметь в виду, что средства-это, видимо, наименее подвижный элемент политической культуры, а набор используемых средств, степень их распространения, мера усвоения обществом и эффективность определяются двумя важнейшими факторами. Во-первых, существует ощутимая зависимость возможности использования средств от накопленного людьми исторического опыта, только через такую проверку и подтверждение та или иная норма политического поведения становится его средством-социально приемлемым и распространенным способом достижения желаемых политических результатов. Во-вторых, богатство или бедность арсенала средств политического действия зависит от общей культуры общества, именно в этой сфере формируются, закладываются предпосылки выбора средств, адекватных целям. Выбор направлений, средств политики определяется таким компонентом политической культуры, как политическая ориентация-готовность субъекта к определенному типу политического действия. Видов политической ориентации множество, их можно разделить по нескольким основаниям. По отношению к различным видам политической деятельности выделяют следующие: 1. Установка на политическое отчуждение, выражающаяся в неприятии всего, что связано с политикой как возможной сферой социальной активности, сосредоточении усилий на решении проблем личной жизни при их четком сознательном дистанцировании от проблем общего, политического характера.
2. Ориентация на политически пассивное поведение, в рамках которого человек не чувствует себя и не стремится быть субъектом, носителем активности. В рамках такой ориентации осуществляется чисто принудительный контакт с политической властью, социальные перемены рассматриваются как необходимые и желательные, но происходящие как бы сами по себе, без активных и целенаправленных усилий субъекта. Господство подобной ориентации оборачивается, в конечном счете, утратой возможности влияния на социально-политические процессы и события. 3. Готовность к политически активному поведению, которое может осуществляться как в рамках традиционных политических организаций и структур, так и вызвать формирование новых политических объединений и структур. Данный тип политической ориентации является чрезвычайно разнородным и по целям, и по спектру методов деятельности, организационному оформлению политических действий. Политические ориентации различают также по отношению к типам политических изменений. Здесь выделяются консервативная и революционаристская ориентации. В рамках консервативной ориентации смысл политического действия видят в сохранении того, что уже есть, максимальном использовании достигнутого политического опыта и уровня развития. Если консерваторы любые подвижки, изменения в политике рассматривают как нежелательные, ухудшающие состояние общества, то революционеры, наоборот, считают постоянные и решительные изменения в политике наиболее приемлемым ее состоянием. Следует иметь в виду, что база консервативных ориентации в политике может быть очень широкой, включать в себя людей, обладающих как высоким, так и достаточно низким социальным статусом, но боящихся перемен, оборачивающихся подчас ухудшением их и без того нелегкого положения. Консерватизм-это не только и не всегда узость мышления, приверженность традиционным методам решения политических проблем, недоверие ко всему, что выходит за 'привычные рамки ограниченного политического опыта, но и вполне оправданное стремление к сохранению достигнутого, преемственности в политике. Интеллектуальным основанием консерватизма служит представление об обществе как неуправляемой сложности, возникающей в ходе естественного развития и не поддающейся регуляции. Приверженность социальной стабильности исходит из убеждения, что, поскольку люди несовершенны, они не могут создать совершенное общество.
В отличие от консерватизма революционаризм, наоборот, упрощает социальную реальность, исходит из возможности полного знания законов и важнейших принципов ее бытия, строительства социальных отношений по избранному проекту. Третьим возможным основанием для различения политических ориентации может быть отношение к средствам политической деятельности. Здесь необходимо выделить политический радикализм, определяющими признаками которого служат склонность к решительным действиям, стремление к быстрому и простому пути решения сложных проблем, непоколебимая уверенность в собственной правоте. Нацеленность на форсирование событий, предопределяющая выбор жестких средств политического действия, рано или поздно приводит к разрыву целей и средств политического действия. Цели могут быть весьма благородными, а средства их реализации-низкими, античеловечными. Формой политического радикализма служит экстремизм с такими его неизбежными атрибутами, как стремление к политической идентификации через конфликт, конфронтацию с другими политическими силами, демонстрацию пренебрежения к законам, отбрасывание политического оппонента. Противоположная радикализму реформистская ориентация выражается в приверженности к постепенным, поэтапным изменениям, которые считаются наиболее приемлемыми для общества, дающим возможность людям, социальным структурам и организациям приспособиться к новым реалиям, условиям жизни. В состав политической культуры входит также обширная группа компонентов, с помощью которых осуществляется организация политической жизни, поддерживается ее устойчивость: традиции, передающие от поколения к поколению модели политического поведения, а также процедуры. И те, и другие играют весьма заметную роль в политическом процессе и действии. В своем политико-культурном аспекте процедура-это вид политической традиции, ритуал, который характеризуется жесткой формализацией, строгой последовательностью действий (нарушение ее чревато различными осложнениями и является крайне нежелательным), направленных на достижение обозначенной заранее цели. За часто экзотической внешней стороной политического ритуала действует проверенный временем механизм, позволяющий, как правило, в острой политической ситуации (например, в момент смены власти, конфронтации правительства и оппозиции, внесения быстрых изменений в систему политических институтов и т. д.) сосредоточить внимание не на форме или организации политического процесса (она в этом случае оказывается строго заданной), а именно на содержании возникшей проблемы, возможных способах ее разрешения, оценке наиболее значимых последствий.
1.3. Политическая культура современной России
Культурно-исторический опыт России настолько противоречив, что отнести ее политическую культуру к какому-то одному типу весьма затруднительно. Тем не менее, в политической культуре России можно выделить несколько определенных доминант. Одной из таких доминант является подданническая политическая культура, которая характеризуется односторонней зависимостью индивида от власти. Основы подданнической политической культуры были заложены под влиянием Византии, в процессе принятия и распространения христианства. Православие идеологически закрепляло подданнические ценности. Доминирование подданнической политической культуры было обусловлено концентрацией политического господства в центре власти. На протяжении столетий центром власти был монарх, сильное государство, разветвленный бюрократический аппарат, развитая репрессивная система. Отсутствие свободного индивида и гражданского общества приводит к тому, что политическая жизнь концентрируется в руках правящего класса. Политически бесправному населению приходится лишь выполнять его предписания. Симбиоз подданнической и патриархальной культур породил авторитарно-патриархальную политическую культуру. Ценностями доминирующей политической культуры России остаются коллективизм, соборность, взаимопомощь, социальное равенство. В то же время в России существует и субкультура, базирующаяся на ценностях свободы. Так, например, именно на базе «вольнолюбия» сформировался крупный социально-культурный слой-русское казачество, со своей самобытной субкультурой, в которой ценности свободы тесно переплетаются с ценностями корпоративизма и демократии (казачье самоуправление). Социальное многообразие, классовая дифференциация обусловливают фрагментарный характер российской политической культуры. А наличие противоположных интересов у социальных групп обусловливает ее конфликтный характер. Все эти черты воспроизводились и в подданнической культуре советского типа. В 90-е годы XX века в результате разгосударствления и приватизации сложился класс собственников, который является правящим классом, и который стремится внедрить в общественное сознание и политическую практику ценности либерализма: свободу, частную собственность, индивидуализм, конкуренцию и т.д. Вместе с тем, как показывает практика, изменение типа политической культуры в российском обществе происходит крайне медленно. Продолжает доминировать подданническая культура с ценностями авторитаризма, корпоративизма и фрагментарности. Сохраняются патерналистские ожидания (объективно понятные) и персонифицированное восприятие власти, поиск «спасителя отечества», способного вывести страну из кризиса. В современной России имеет место глубокий конфликт между базовыми ценностями политической элиты и ценностями большинства граждан.
2. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Содержание политической культуры в огромной степени зависит от уровня исторического развития и меняется в ходе политических перемен, хотя очень часто и не поспевает за ними синхронно. Для отражения процесса изменения политической культуры в ходе истории, специфики политической культуры определенной политической общности или ее части вводится понятие типа политической культуры, фиксирующее наиболее общие черты поведения. И политического мышления людей, живущих в определенный момент истории, одной исторической среде и обладающих сходными стереотипами поведения, реакциями на события и политические стимулы. Поскольку оснований для выделения типов может быть достаточно много и в таком качестве могут выступать и исторические эпохи, и различные формы отношения к политике, и характер политической деятельности, и социальные слои, группы ее осуществляющие, а также регионы и типы мировоззрения, то естественно, что видов типологии политической культуры тоже может быть много.
В современной политологии для анализа и сравнения политических культур широко используется их типология, предложенная Г. Алмондом и С. Верба. Они выделяют три основных типа политической культуры, не привязывая их жестко к определенному времени или социальной группе, но сосредоточивая внимание на ценностях, образцах поведения, способах организации
власти.
1. Патриархальная политическая культура, ее основным признаком служит отсутствие в обществе, где она господствует, интереса к политической системе. Патриархальная политическая культура (или политическая культура местных общин). Если эти четыре типа повторяющихся ориентаций относительно специализированных политических объектов не выделяются (отсутствуют) и мы обозначаем их нулями, то такую политическую культуру мы называем патриархальной. Политические культуры африканских племен и автономных местных общин, описанные Колеманом, подпадают под эту категорию. В этих обществах нет специализированных политических ролей. Лидеры, вожди, шаманы - это смешанные политико-экономико-религиозные роли. Для членов таких обществ политические ориентации относительно этих ролей неотделимы от религиозных или социальных ориентаций. Патриархальные ориентации также включают в себя относительное отсутствие ожиданий перемен, инициируемых политической системой. Члены патриархальных культур ничего не ожидают от политической системы. Так, в централизованных африканских племенах и княжествах, на которые ссылается Колеман, политическая культура в основном патриархальная, хотя развитие каких-либо более специализированных политических ролей в этих обществах может означать появление более дифференцированных политических ориентаций. Даже крупномасштабные и более дифференцированные политические системы могут иметь в основе патриархальную культуру. Но относительно чистый патриархализм более вероятен в простых традиционалистических системах, где политическая специализация минимальна. Патриархальная культура из более дифференцированных политических системах скорее аффективна и нормативна, чем когнитивна. Это означает, что люди в племенах Нигерии или Ганы могут смутно осознавать существование центрального политического режима. Но их чувства относительно этого режима неопределенные или негативные, и они не интернализовали [не восприняли] формы отношений с ним. Второй важный тип политических культур, это подданническая культура. В ней существуют устойчивые ориентации относительно дифференцированной политической системы и относительно того, что система дает “на выходе”, но ориентации относительно специфических объектов “на входе” системы и относительно себя как активного участника очень слабы.
2.Подданническая политическая культура, характеризующаяся сильной ориентацией на политическую систему, но слабым активным участием в ее функционировании. Подданническая политическая культура характерна для социума, специфика которого выражается в ограничении политической активности значительной массы населения и в подавлении всякой политической оппозиционности. Это превращает население в формально-лояльную или послушную массу, которая подчиняется силе и не видит выхода из ситуации. В тех случаях, когда насилие переходит границу (“чаша терпения полна до краев”) в обществе с подданнической политической культурой “вспыхивают” центры недовольства, которое оказывается сильнее страха наказания. Подданническая культура создает особое знание - идеологию, которая направлена на воспитание необходимости подчиняться власти и на сокрытие, затемнение действительности политического процесса. Цель такой идеологии - создать картину мира, где основа жизни - подчинение власти, смысл и содержание деятельности которой основной массе населения непонятна. В отношении управляемости общества подданническая политическая культура обладает определенным преимуществом, состоящим в лояльности, покорности населения. Во многих государствах с ярко выраженным подданничеством был достигнут достаточно высокий уровень развития. В то же время культура высшего слоя и военная мощь государства достигаются в таком обществе за счет подавления, эксплуатации, деградации основной массы населения. Слабостью подобной политической культуры является безразличное отношение подданных к государству, их отстраненность от власти, неуправляемость в кризисных ситуациях, сниженный инновационный и реформационный потенциал и т.д.
3.Активистская политическая культура, с такими ее сущностными чертами, как заинтересованность в политической системе и активное участие в ней.
В современном обществе господствуют и взаимодействуют два основных типа политической культуры: подданническая и, активистская, или политическая культура участия. Рассмотрим, характерные черты каждого из этих типов. Активистская политическая культура основана на современном для демократического общества ментальном и деятельном основании. Эта культура проявляется в “политическом участии» - достаточно многочисленная часть участников политического процесса постоянно осознает его, фиксирует соответствие деятельности политической элиты и демократических институтов законам и господствующим ценностям, активно воздействует идеологическими, политическими и иными средствами на политику. Активистская культура основана на научном знании и доступе к информации. Она позволяет любому человеку интеллектуально владеть политической ситуацией по его желанию и возможностям, оценивать ее в соответствии с законными индивидуально-организованными ценностями и принимать решения на основе знания, отношения к политической реальности, собственной или корпоративной воли. Признанным достоинством подданнического типа политической культуры служит ее способность быть фактором действенной и быстрой мобилизации огромных масс людей, направления их энергии на совершение социально необходимых или, как потом может оказаться, надуманных преобразований. Носителем целесообразности этих преобразований является не индивид-непосредственный участник событий, благодаря энергии которого они и осуществляются, а история, дающая впоследствии оценку полезности и необходимости проделанной работы. Поскольку социально-политическая инициатива и действующий в политике человек оказываются в такой ситуации оторванными друг от друга, привести в движение большую массу людей в этом случае возможно только при очень высоком уровне дисциплины, упорядоченности, организованности в функционировании политического механизма. Необходимым компонентом такого типа упорядочения социальных связей служит жесткая, все нарастающая централизация управления, локализация процесса принятия политических решений во все более сужающемся круге доверенных, посвященных лиц.
Инициатива как политическое качество уходит из общества, заменяется дисциплиной, исполнительностью, работой по реализации очередных указаний и выполнением предначертаний. Поскольку существует и углубляется потребность в источнике указаний и предначертаний, происходит наращивание чисто авторитарных методов политического руководства, растет и потребность в зримом воплощении силы и авторитета политической власти - в политическом культе. Поэтому он с неизбежностью снова и снова воспроизводится вокруг личности высшего политического руководителя, практически независимо от способностей, качеств реальной личности, занимающей этот пост. Политический культ-зримое воплощение наличия в обществе подданнической политической культуры, при своем длительном существовании оказывает разрушающее действие на собственно культурные основания политического процесса и его регламентации: инициативу, ответственность, уверенность, накопление и использование политического и исторического опыта, целеустремленность. Происходит постепенное истощение, деградация инициативы на личностном, микросоциальном уровне, укоренение трудноизживаемой болезни вечного ожидания благ сверху. В активистской политической культуре основным источником политического действия становится человек, а важнейшим критерием оценки политической организации служит ее способность инициировать активное политическое действие. Активистская политическая культура более сложна по своему содержанию, структуре, формам выражения, чем предшествующий ей тип. Для замены простого исполнительства квалифицированной и конструктивной самодеятельностью в политике требуется иной уровень знаний и представлений о политическом процессе, причем ощущается острая необходимость именно в реальных, имеющих практическую направленность знаниях, с помощью которых можно воздействовать на механизм политической власти, участвовать в принятии политических решений, обладать навыками организации
политических процессов. Важнейшая черта политической культуры данного типа-широкое распространение представления об автономии интересов личности и государства. Оно исходит из понимания, что соединение общественного и частного может происходить не в путях самоотречения и абсолютизации одного и игнорирования другого, что неизбежно оборачивается ростом социальной напряженности, политическими конфликтами и нарастанием взаимных претензий, но на основе формирования четкого представления о существующей иерархии интересов, через которую и возможен выход деятельности субъекта на уровень реализации социальных потребностей. Смена типов политической культуры, какой бы острой ни была в этом необходимость, не осуществляется сразу, требует определенного времени. Можно говорить о специфических переходных состояниях, в рамках которых происходит ломка одного типа политической культуры и становление другого. Чертами перехода служат многообразие политических ориентации при отсутствии определенного и явного доминирования хотя бы одной из них, быстрая смена политических предпочтений, вспышка экстремизма с его склонностью к использованию крайних форм, средств политического воздействия типа голодовок, забастовок, других форм силового и эмоционального давления на власти. В свою очередь, власти в этот период вдут на использование уголовных и административных мер там, где можно применять политические, и так далее. Переходный тип социальной регуляции поведения «нередко характеризуется «междуцарствием» социальных норм, то есть таким положением, при котором «традиционные» нормы (обычаи) теряют свою силу, а «современные» лишь начинают действовать» Это ведет к тому, что в реальном политическом поведении многие люди руководствуются разнородными политическими нормами, как соответствующими политической ситуации, так и далеко не адекватными ей. На характер, специфику политической культуры оказывают значительное воздействие региональные и исторические особенности той страны, где она господствует. Это выражается в своеобразном, свойственном только данной модели политической культуры сочетании, взаимодействии ее основных компонентов, в доминировании одних ценностей и подчиненном положении других. В одном из подробных и авторитетных исследований региональных особенностей политической культуры" отмечаются, например, такие черты ее своеобразия у разных народов. Для Японии характерно то, что здесь персональная лояльность значит для человека больше, чем лояльность, преданность по 'отношению к той или иной политической программе или организации. Политическая культура англичан отличается своеобразной иерархией политических ценностей, распределяемых по степени значимости таким образом: милосердие правительства, свобода, неприятие равенства, личная неприкосновенность, диффузия руководства, власти, пределы власти правительства, благосостояние, внешняя оборона, эволюция и ассимиляция. Своеобразие политической культуры индийцев заключается в сочетании в ней двух основных моделей поведения: традиционной, массовой, ориентирующейся на местные обычаи и нормы регуляции политических отношений и столичной, современной, элитарной. В американской политической культуре большое значение имеет сочетание двух типов правил поведения: норм-целей, нацеливающих человека на достижение успеха и рассматривающих интенсивную конкуренцию как условие социальной и личной динамики, и норм-рамок, обеспечивающих стабильность социальной организации и закрепляющих результаты конкуренции. Основные политические течения различаются как раз ориентацией на разные типы этих ценностей. «Политический либерализм в его классическом варианте оказался коррелятивен с ценностной ориентацией, прежде всего и преимущественно на «нормы-цели», а политический консерватизм-на «нормы-рамки», которые должны упорядочивать стихию конкурентной борьбы за успех». Доминирование в политической культуре народа или социальной группы определенных ценностей и ориентации отнюдь не ведет к однообразию поведения и вообще политической жизни, оставляет для конкретного субъекта большую возможность для самостоятельного выбора своих политических предпочтений и способов вхождения в политические отношения. Социализация-процесс избирательный, в ходе него идет освоение тех норм, ценностей, ориентации и моделей поведения в политике, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии и жизненному опыту участников политического процесса. Политическая культура-это именно механизм поведения, она проявляется реально в действиях, а не в словах. Народ, по поводу которого употреблено, пожалуй, самое большое количество слов, так и остался народом с низким уровнем политической культуры, не владеющим реальными навыками влияния на политику, впадающем или в апатию, или в истерию на каждом повороте своей исторической судьбы, «политическая невоспитанность россиян сказывается, между прочим, в неумении искать точных доказательств по спорным и важным историческим вопросам, в наивном доверии к восклицаниям и выкрикам, к заверениям и клятвам заинтересованных лиц». Деятельно-практическая сущность политической культуры делает важнейшим средством ее передачи и усвоения исторический опыт. Именно через него происходит накопление се наиболее устойчивых и действенных элементов. Средством же передачи исторического опыта, делающим его фактором актуального политического процесса, служат традиции-устойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы организации политических процессов. Внося в политику значительный элемент устойчивости, определенности, статичности даже, традиции создают возможность более или менее успешного прогнозирования в политике. Они служат тем каркасом, на котором формируются многообразные политические действия больших масс людей в сфере политики. Действие традиций находит выражение в устойчивых склонностях поведения, воспроизводящихся в самых различных исторических обстоятельствах. Так, в специфике американской политической жизни многое лучше понять, если принимать во внимание действие индивидуалистической традиции. Для российской политической культуры такой устойчивой традицией, действие которой является весьма ощутимым как в нашей политической истории, так и в современности, служит политический радикализм: предпочтение решительных действий в политике всем иным, уверенность в наличии быстрых и простых путей решения сложных проблем и стремление к их реализации. Во многих политических ситуациях такая ориентация является вполне приемлемой и необходимой, например, когда в силу тех или иных обстоятельств существует жесткая предопределенность, альтернативность выбора или угроза для данной политической общности. Но, как правило, такие ситуации в сфере политики возникают не часто в силу того, что здесь отсутствует обязательное совпадение социальной и политической структур (и представители разных социальных групп входят в одни и те же политические формирования, и наоборот), всегда существует множество возможных вариантов действий при отсутствии явных преимуществ или противопоказаний для них, а значительное количество непредвиденных последствий выявляется только со временем. Решающее значение для определения типа любой политической культуры имеет сочетание между теми элементами политических отношений, которые связаны с прошлым, настоящим и будущим политики. Оптимальным является такое состояние, когда элементы политической культуры связаны со всеми этими аспектами бытия. То есть через традицию, разнообразные компоненты исторического опыта она связана с прошлым, с помощью нормы, институтов, ценностей, способов политического действия осуществляет активное воздействие на актуальную политическую практику, а через цели, политические ориентации способна влиять на будущие политические события и процессы. Разрыв же этих временных компонентов политического бытия лишает политическую культуру возможности сколько-нибудь целесообразного влияния на политические процессы, разрушает ее структуру. Абсолютизация значения прошлого, исторического опыта делает ее ведущим элементом ритуал, политика превращается в систему строго регламентированных действий со все менее ясным для основной массы людей смыслом. Эти действия во все меньшей мере имеют отношение к реальным проблемам той социальной и политической среды, в которой они разворачиваются, никак не влияют на течение событий. С другой стороны, отрыв от прошлого оборачивается нарастанием исторического нигилизма, выражающегося в отрицании позитивного значения исторического опыта, разрушения отправных точек исторического движения, лишении его смысла. Результатом подобной настроенности становится крайнее безверие мятущейся личности, стойкое представление о хаотичности исторического движения, его полной зависимости от произвола и случайности. Существует несомненное совпадение отчуждения от истории в прошлом и от политики в настоящем, выражающееся в том, что они воспринимаются человеком как места хаоса и потери жизненного смысла, где вполне приемлемы такие типы отношения к жизни, как апатия, отчуждение или бессмысленный бунт. В отношении связи настоящего и будущего доминирующим в современных формах политической культуры становится стремление к преодолению противостояния, жесткого разрыва между ними. Различного рода политические цели, программы и прогнозы становятся более реалистичными, они исходят не только из отрицания, критики настоящего, но и из понимания его ценности, необходимости его сохранения.
Заключение
В данной контрольной работе мы рассмотрели такие вопросы как, понятие политической культуры, структуры политической культуры, политическая культура в России, а также разбирали такой вопрос как типологию политической культуры:
Политическая культура, - это совокупность средств, каналов, моделей поведения, через которые осуществляется вхождение человека в политику и его деятельность в ней. Ведь для определения ее качеств, направленности, социального значения важны форма связи между политическими институтами и личностью, сознанием и поведением людей в сфере политических отношений. Эта практическая функция сознания, идея единства всех духовных компонентов политической жизни, а также влияние прошлого политического опыта на актуальное политическое действие и отражается в категории политической культуры. Она воплощает комплекс специфических для политики средств регуляции и детерминации деятельности. Политическое событие, например, может быть вызвано голодом, а может наступить и как реакция на нарушение политических прав, привилегий и т. д. Естественно, уровень политической культуры людей, способных откликнуться на второй повод, выше, нежели людей, не подверженных воздействию таких специфичных только для политики стимулов. Политическое бескультурье - это состояние, когда данная сфера социальных отношении не рассматривается индивидом или социальной группой как сколько-нибудь значимая для обеспечения полноты существования, реализации их основных интересов и потребностей. Политическая культура - явление со сложной структурой, многоуровневое. Эта сложность строения и организации определяется многообразными связями политической культуры с различными социальными и политическими процессами. Разнообразные внутренние образования политической культуры отображают формирование поведения субъектов политики, этапы становления культурного целого (т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных культурных образований и т.д.
На каждом из приведенных ниже уровней ценностных представлений человека могут складываться довольно противоречивые представления.
Мировоззренческий, где представления о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия;
Гражданский, где человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса;
Политический уровень ценностных представлений, где вырабатывается отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и противникам.
Дополнительную сложность и противоречивость формированию и развитию политической культуры придает тот фактор, что отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Самый яркий пример - переоценка экономической политики, проводимой сначала советским, а затем и российским руководством: от всеобщей эйфории до почти поголовного отрицания и потери народного доверия. Другой пример - отношение к Президенту России, начиная от его первого избрания до нынешнего периода.
Политическая культура общества - это преимущест
венно политическая культура доминирующих социальных групп. Она отражает главным образом интересы, обще
ственное положение и особенности исторического развития соответствующей социальной общности. Вместе с тем по
литическая культура общества несет на себе печать исто
рических традиций, национальных, географических, культурных, религиозных и иных факторов, унаследован
ных от прошлого:
патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политике. Этот тип политической культуры имел место в условиях средне
вековья. Ныне он присущ слаборазвитым странам, где мас
са населения безграмотна. А, как известно, безграмотный человек находится вне политики; подданнический или ав
торитарный. Этот тип политической культуры предпола
гает отстранение граждан от политики как самостоятель
ных ее субъектов. Но допускает и возможность их участия в политической жизни в рамках, определенных властными структурами. В таком случае политическая активность масс, инспирируемая властями, используется ими для под
держки своего курса, руководства обществом;
активист
ский, проявляющийся в активном участии граждан в поли
тической жизни, которая строится на основе их заин
тересованности и добровольности, реализуется в различ
ных формах деятельности многочисленных субъектов по
литики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алмонд, Г. А., Верба, С. Гражданская культура и стабильность демократии, // Политические исследования. — 1992. — № 4.
2. Баталов Э.Я. Политическая культура: понятие и феномен // Политика: проблемы теории и практики. Вып. VH, часть
3. Вебер М. Избранные произведения. М.,1990.
4. Гаджиев К.С. Политическая наука, 1994.
5. Гаджиев К.С. Политическая наука, М, 1996.
6. Газман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону,1996.
7. Голосов Г. В. , Лифанов А. В. Введение в политологию.- Учеб. пособие. Новосибирск, 1991.
8. Грунт З.А., Кертман Г.П., Павлова Т.В., Патрушев С.В., Хлопин А.Д. Российская повседневность и политическая культура // Полис. 1996. № 4.
9. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996.
10. Крадин Н.Н. Политическая антропология. - М., 2004.
11. Панарин А.С. Введение в политологию. - М., 1994.
12. Папарин А.С. Философия политики. - М., 1996.
13. Симон Г. Мертвый хватает живого. Основы политической культуры России // Общественные науки и современность. 1996. № 6.
14. Щербина Н.Г. Архаика в российской политической культуре // Полис. 1997. №5.
15. Краткий политический словарь. - 6-е изд. Москва, 1989.
16. Основы политологии. - Учеб.пособие. Ростов-на-Дону, 1993
17. Политическая культура и национальные модели. - М., 1994