Контрольная работа

Контрольная работа Структура культуры 5

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.9.2024



Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный экономический университет

Центр дистанционного обучения

КОНТРОЛЬНАЯ работа

по дисциплине: «Культурология»

Тема 3. Структура культуры

выполнил: студент группы ФК-09

ФИО: Марченко Юлия Александровна

проверил: преподаватель

ФИО

Рецензия:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

оценка: ___________

подпись преподавателя: ___________

дата: ___________

Омск

2009

Содержание

Введение 4

1.Взаимосвязь материальной и духовной культуры, их основные элементы 6

2.Основные блоки структуры культуры: познавательный, поведенческий, институциональный, ценностный (аксиологический), информационный и семиотический аспекты культуры 11

3.Виды культуры: политическая, экономическая, правовая, экологическая, художественная, нравственная. Время и пространство в системе культуры. 14

Заключение 22

Список литературы 23

Введение

Культура - исторически сложившаяся система, имеющая структуру, обладающая своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями, образом мысли и жизни. Субъектом культуры выступает человечество, нация, социальная группа и человек.

Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя:

  • систему образования,

  • науку,

  • искусство,

  • литературу,

  • мифологию, нравственность,

  • политику,

  • право,

  • религию

сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как:

  • мировая и национальная культура,

  • классовая,

  • городская и сельская,

  • профессиональная и др,

  • духовная и материальная.

В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

Актуальность темы в том, что культура, являясь социальной категорией, несет в себе социальные функции, имеющие место в повседневной жизни цивилизованного человека.

Цель работы – описать структуру культуры.

Задачи – показать взаимосвязь материальной и духовной культуры; охарактеризовать основные блоки структуры культуры; перечислить виды культуры и охарактеризовать их.
1.Взаимосвязь материальной и духовной культуры, их основные элементы

Культура состоит из элементов, которые находятся между собой в определенной связи и образуют некое единство, что свидетельствует о целостности культуры. Прежде всего, в структуре целостной системы культуры можно выделить две большие области: материальную культуру и духовную культуру.

Для человека всегда была важна среда обитания. Во времена античности каждое дерево или куст, река или холм имели своего духа-хранителя. Прежде чем срубить дерево или вспахать пашню человек должен был принести жертву, получить божественную санкцию, разрешение на то или иное действие с природными объектами.

Языческая религия требовала постоянно ублажать богов, чтобы они не рассердились, и не стали бы вредить человеку. Природа была священна, боги скрывались везде, в каждом ущелье, за каждым деревом, в каждом цветке. Демистифицировать природу могла только культура, основанная на вере в другого Бога – Трансцендентного (неподдающегося эмпирическому познанию). Десакрализация природы – это иудейское наследие, воспринятое христианством. Повествование о сотворении мира в Книге Бытия изображало Солнце и Луну как светильники, которые были поставлены Богом на тверди небесной. В то время как все другие религии поклонялись им как божествам. Только культура, в которой природа не является священной, могла задаться целью покорить эту природу, заставить ее служить интересам человека. Такая культура позволила манипулировать природой. Христианство возвышало человека над природой, утверждало его духовную монополию. А с XVII века тезис Френсиса Бэкона «Знание – сила» стал нормой человеческой деятельности и обозначил техническую власть над окружающей средой. Это дало человеку возможность менять свое окружение. Такие процессы и связаны напрямую с материальной культурой.

Однако культуру нельзя свести только к преобразованию природы, так как в этом случае упускается из виду сам человек.

В мире культуры человек выступает не только как действующее существо, но и как результат своей деятельности. Именно здесь он проявляет самого себя, свои собственные сущностные силы, свою человеческую индивидуальность. Развитие человека в процессе его жизнедеятельности есть личностная форма существования культуры, этот процесс наиболее ярко выражается в явлениях духовной культуры.

Иначе говоря, есть не только материальное производство – производство вещей, но и духовное производство – производство идей.

Конечно, такое деление культуры на материальную и духовную условно. В реальной жизни эти элементы единой системы культуры тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.

1. По форме существования.

Материальные ценности существуют в предметной форме: дома, станки, одежда и т.д. Духовные ценности также могут существовать в предметной форме: картины, книги и т.д., но не только. Ценности духовные могут существовать и как акты деятельности, например, игра актера на сцене, чтение преподавателем лекций и т.д.

2. По длительности существования.

Станки или автоматы могут, конечно, просуществовать дольше, чем картина или книга, однако, ценности духовной культуры не знают морального старения. Сохраненные произведения искусства навсегда вошли в сокровищницу мировой культуры.

3. По пределам потребления.

Материальные ценности имеют пределы потребления. Потребность в пище и одежде естественна для человека, но она может быть удовлетворена и имеет предел насыщения. А вот потребность в духовных ценностях безгранична, так как эта потребность не в вещах, а в определенном виде деятельности – познавательной, эстетической, нравственной и т.д.

4. По воплощению личности создателя.

Духовные ценности запечатлевают особенности личностей их создателей, неповторимые черты их индивидуальности. Когда поэт в своих лирических стихах говорит от первого лица, рассказывает о своих чувствах и переживаниях, мы понимаем, о чем он размышляет, какие мысли тревожат его воображение.

Кроме областей материальной и духовной культуры в структуре культуры выделяются субстанциональные и функциональные элементы. Субстанциональные элементы (то есть результаты как материальной, так и духовной деятельности человека) включают в себя, прежде всего , ценности и нормы культуры. Обычно ценности обозначают человеческую, социальную и др. значимость каких-либо предметов и явлений окружающего нас мира, то, без чего человек не мыслит полноценной жизни. Благодаря ценностям культуры осуществляется передача социального опыта прошлого новым поколениям людей. Ценности культуры интересуют нас, прежде всего, с точки зрения мастерства и творческих возможностей человека, воплощения представлений и вкусов людей. Общество в своем историческом развитии формирует и трансформирует ценностные системы. Эти процессы связаны с изменением в различных областях: социальной, экономической, политической, религиозной и т.д.

Для адаптации в обществе человеку необходимо усвоение определенных норм культуры. Норма – это общепризнанное правило поведения или действия. Требования, включенные в нормативную сторону культуры чрезвычайно широки, они включают в себя и внешний вид, и поведение, и знания, и убеждения. Например. человек редко имеет возможность самостоятельно распоряжаться своим временем и делать то, что ему вздумается. Его поступки, а часто и желания предопределяются принятыми в обществе нормами: когда и как следует спать, сколько раз и в какие часы следует есть, какими актами заполнять свой досуг, когда работать и пр.

Нормы могут различаться по способу фиксации (письменные или устные, явно или неявно выраженные). В нормах могут выражаться характеристики действий как позитивные (предписания), так и негативные (запреты).

Особыми регуляторами культуры людей выступают образцы. Норма имеет характер всеобщего требования и отражает то, что уже достигнуто обществом. Образец же – это явление наиболее близкое к идеалу, такое, на которое следует равняться другим.

Функциональные элементы культуры (то есть те, которые характеризуют процессы культурной деятельности) включают создание ценностей и норм, их сохранение и потребление. Так ценности и нормы культуры кто-то создает, они живут и сохраняются людьми, и кто-то ими пользуется.

Чтобы сохранять, воспроизводить, отбирать те или иные ценности и нормы, приводить их в соответствие с изменяющимися условиями жизни требуются серьезные усилия каждого поколения. Этому способствует наличие соответствующих институтов и конкретных людей, то есть, все то, что мы обычно связываем с системой образования, религиозными институтами и светской культурой.

Чтобы создать продукт культуры требуются не только индивидуальное желание и специфические способности творческой личности, но и материальная сфера – финансы. школы, типографии, научное оборудование, театры, храмы, музеи и т.д. Не обойтись также и без социальных институтов, таки как церковь, научные центры или учебные заведения, а также без кадров специалистов. Нельзя построить храм без материальных затрат, без привлечения архитекторов. строителей, инженеров, художников, которые в свою очередь где-то учились, получали знания не из воздуха, а в определенном смысле синтезировали опыт прошлых поколений, и тем самым поддерживали связь с историей как прошлым опытом.

Для того, чтобы творения культуры стали достоянием многих, их необходимо сохранять, воспроизводить и распространять. Архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи – это как раз те учреждения, при помощи которых и осуществляется сохранение выдающихся культурных ценностей.

Важнейшим элементом распространения ценностей культуры является система образования, включающая в себя общеобразовательные и художественные школы, училища, вузы и т.д. Они обеспечивают доступность всех видов образования (художественного, политического. экономического и т.д.). Важную роль в этом процессе играют средства массовой информации, а также театры. музеи, выставки, библиотеки и др. Культурное развитие, как отдельного человека, так и группы людей и общества в целом зависит, прежде всего, от содержания доступной для него культуры. Однако число библиотек, театров и школ само по себе не дает полной картины духовной жизни общества, так как усвоение духовных ценностей может быть пассивным. Спрос на произведения культуры обусловлен, прежде всего, потребностями личности или социальной группы. Здесь чрезвычайно важны индивидуальные характеристики субъекта культуры, его вкусы и привычки. Чем выше культурное развитие человека, тем богаче его духовный мир, тем многообразнее и индивидуальнее его духовные потребности.

Поскольку культура охватывает всю совокупность общественных связей и отношений людей, в целостной системе культуры выделяют различные сферы: бытовую культуру, художественную, науку и технику, религию, политику, философию, мораль.
2.Основные блоки структуры культуры: познавательный, поведенческий, институциональный, ценностный (аксиологический), информационный и семиотический аспекты культуры

Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Как любая система, она может быть структурирована по различным основаниям.

Основные блоки структуры культуры включают в себя функции, которые выполняет культура. Вопрос о функциях культуры предполагает рассмотрение тех ролей, которые выполняет культура по отношению к обществу. В функциональном аспекте культура рассматривается как динамичная, взаимосвязанная система, в которой изменение одних элементов влечет за собой изменение других. Опираясь на методологию структурно-функционального анализа, в культуре как системе можно выделить четыре основных функциональных блока: адаптивный, целедостигающий, интегративный и функции воспроизводства культуры и снятия скрытых напряжений.

Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

В рамках этой концепции культура – совокупность материальных и духовных ценностей. В современной литературе ценность понимается:

как предмет, имеющий какую-либо пользу и удовлетворяющий ту или иную потребность человека;

как идеал (представление о желаемом);

как значимость чего-либо для индивида или социальной группы.

Поведенческая функция – характеризует реальное поведение личности в общении с людьми. Усвоение норм составляет важную, но не определяющую общественного поведения личности. Нередко нарушения норм общения сочетаются с хорошим знанием нормативных правил. Поведенческий элемент культуры общения личности характеризует реализацию усвоенных ценностей, норм, знаний на практике, в ситуациях повседневного общения, включает в себя умения культурного взаимодействия, рефлексию культурной стороны общения, ее коррекцию, творческое отношение к общению. В случае отсутствия данного компонента, когда полученная извне информация хранится во внутреннем багаже знаний личности и не используется ею в жизни, культура общения теряет всякий смысл.

Институциональный аспект культуры связан с организацией процесса созидания культурных ценностей, их воспроизводства, трансляцией. Главная роль, которую институты играют в обществе, заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой (хотя и не обязательно эффективной) структуры взамодействия между людьми.

Семиотическая или знаковая (греч. semenion - знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

Информационная функция культуры – с возникновением культуры у людей появляется особая отличающаяся от животных «надбиологическая» форма передачи и хранения информации. В культуре информация кодируется внешними по отношению к человеку структурами. Информация как приобретает собственную жизнь и способность к собственному развитию. В отличие от биологической, социальная информация не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Благодаря этому в обществе, возможно, то, что никогда не будет возможно в животном мире – историческое умножение и накопление информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа.
3.Виды культуры: политическая, экономическая, правовая, экологическая, художественная, нравственная. Время и пространство в системе культуры.

Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях.

Художественная культура – представления о культурной сфере деятельности зачастую связывают именно с художественной культурой, которая объединяет в одно системное и исторически изменяющееся целое художественное производство, художественное потребление, художественные ценности, носителями которых являются произведения искусства.

Термин «искусство» очень многозначен и отражает историческую эволюцию эстетического сознания сознания человечества. По мере развития культуры, искусство выделилось в особую сферу деятельности, воспроизводящую действительность в форме художественных образов. К гегелевской эстетике восходит определение искусства как «мышления в образах». Однако само по себе образное мышление еще не искусство, таковым оно становится тогда, когда материализуется в слове или звуке, в камне или телодвижении.

Нередко под образом понимается элемент или часть произведения, обладающие как бы самостоятельным существованием и значением. Но в более общем смысле слова художественный образ – это способ бытия произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и осмысленности.

Искусство, как любая сложно-динамическая система обладает гибкой, подвижной структурой. Классическая эстетика разделяет искусство на виды, определяемые особенностями строения внешней формы произведения искусства.

Содержание произведения искусства неизбежно локализуется в конкретной области жизненной реальности. В мир художественной культуры наряду с профессиональным творчеством входят фольклор и прикладное искусство.

Искусство предоставляет человеку дополнительный жизненный опыт – воображаемый, зато он раздвигает рамки реального жизненного опыта человека, способствуя как внедрению норм и ценностей, необходимых для жизни общества, так и для реализации потенций человека.

Искусство использовалось и используется как стимулятор различных психических процессов. С помощью музыки, цвета, ритма можно вызвать в человеке необходимое состояние, побудить его к определенным действиям.

Подняться над повседневной прозой жизни личность не может без внутренней готовности к возвышенному. Огромная роль искусства в развитии человеческой культуры связана как раз с тем обстоятельством, что оно формирует и организует сферу чувственного, то есть эстетического, восприятия окружающего мира.

Политическая сфера – социальная структура, форма государственности, общественное устройство формируются под влиянием существующей в обществе культуры. В свою очередь они оказывают влияние на содержание самой культуры, на ее развитие.

Власть – центральное явление мира политики, а государство – ее важнейший институт. Культура влияет на складывание демократических и авторитарных, деспотических тенденций в государстве.

Политика воздействует на общественный прогресс, может его ускорять или замедлять, влияет на развитие не только экономических, национальных отношений, но и на всю культуру в целом.

Понятие «политика» не тождественно понятию политическая культура. Политика – конкретная деятельность, реально осуществляемая в сфере политических отношений, а политическая культура – характеристика этой деятельности, ее качественная сторона, в которой находит выражение уровень политических отношений и степень компетентности совершаемых политических действий.

Ценностное отношение, являющееся сердцевиной политической культуры и определяющее ее содержание, находит выражение как в форме мыслей, мнений, оценок, так и конкретно осуществляемой деятельности в сфере политики.

Политическая культура предполагает развитую культуру политического мышления, которая включает в себя умение пользоваться знаниями, сопоставлять факты, давать им адекватные оценки, делать правильные выводы. Все это, в конечном итоге, дает возможность находить оптимальные пути решения тех или иных политических задач. Осознание и принятие или отказ от существующих принципов, идей и норм предопределяет все последующее поведение в сфере политических отношений, оценочное отношение к окружающей социальной действительности. Оно позволяет выработать устойчивые ценностные ориентации в сфере политических явлений, мотивы тех или иных действий и поступков, сформировать определенные убеждения, и на их основе – нормы поведения.

Экономическая культура - традиционно культура являлась предметом исследования философии, социологии, искусствоведения, истории, литературоведения и др. дисциплин, а экономическая сфера культуры практически не изучалась. На начальных этапах развития человеческого общества термин «культура» идентифицировался с основным видом экономической деятельности того времени - земледелием. Однако общественное разделение труда, явившееся результатом процесса развития производительных сил, размежевания духовной и материально-производственной сфер деятельности, создало иллюзию их полной автономии. «Культура» постепенно стала отождествляться лишь с проявлениями духовной жизни общества, с совокупностью духовных ценностей. Такой подход находит своих сторонников и сейчас, но наряду с этим доминирует точка зрения, согласно которой культура не ограничивается исключительно аспектами надстроечного характера или духовной жизни общества.

На начальных этапах исследования экономической культуры ее можно определить через наиболее общую экономическую категорию «способ производства», что созвучно с определением культуры как способа человеческой деятельности. В привычной политэкономической трактовке способ производства - это взаимодействие производительных сил, находящихся на определенном уровне развития, и соответствующих данному типу производственных отношений. Однако, имея в виду объект исследования, необходимо выделить культурологический аспект анализа производственных сил и производственных отношений.

В современную же экономическую культуру должны быть включены не только производственные отношения, но и вся совокупность общественных отношений, оказывающих воздействие на технологический способ производства, материальное производство, на человека как его главного агента. Таким образом, в широком смысле экономическая культура - это совокупность материальных и духовных социально выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей.

Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры — политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

Правовая культура это результат и процесс творчества человека в сфере права, характеризующийся созданием и утверждением правовых ценностей.

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру.

Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе. В результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание.

Ни для кого не секрет и это очевидно, что человек живёт в искусственной среде, которую принято называть техносферой или созданной руками человека сфере, существующей за счёт природы, и удовлетворяет свои потребности, беря из природы несравнимо больше полезных веществ, чем отдавая. Таким образом, техносфера уничтожает естественную среду, ставя на первое место желания и нужды людей. А в то же самое время, любое существо, созданное природой, живёт непосредственно в природе, гармонизируя её, так как является незаменимой частицей. Медведи живут в берлогах, мыши в естественных норах, птицы в дуплах деревьев. Одним словом, животные имеют дом в приспособленных природой местах, а человек в искусственном мире.

Природа – это «экосистема высшего порядка», которая уравновешивает все виды существ, ею созданных и поддерживает порядок и баланс на планете Земля, постоянное количество химических элементов и минеральных ресурсов. Для этого задействованы такие механизмы как круговорот веществ в природе, постоянный химический состав того, из чего состоит мир. Наша биосфера не допускает увеличения того или иного вида, чтобы он стал доминантным и господствовал над другими видами. Если же такое происходит, то она применяет свои рычаги воздействия, как, например, снижение рождаемости, эпидемии, помехи, болезни, голод (неурожаи, уменьшения числа потенциальной добычи) и т.д. Поэтому можно сказать, что биосфера основана на жестком и логичном порядке, который и обеспечивает её жизнь. Если нарушается равновесие, то она может погибнуть, а как раз мы и имеем возможность в этом убедиться.

Нравственная культура – в составе культуры важное место занимает мораль как способ нормативной регуляции действий человека в обществе. Каждая из областей общественной жизни предъявляет к человеку свои особые требования. Особенностью морали является то, что ее принципы имеют всеобщее значение и распространяются на всех людей. Моральные нормы формируются в процессе взаимного общения людей, в практике массового поведения и проведение их в жизнь обусловлено силой массовых привычек и общественным мнением. Нарушение закона, зафиксированного в нормах права, влечет за собой уголовную или административную ответственность, в результате же нарушения норм морали наступает обычно общественное порицание. Структура морали включает в себя моральное сознание, нравственные отношения и моральную деятельность. Основу морального сознания составляет синтез моральных ценностей общества, по мере усвоения которых регулятором нравственного поведения становятся внутренние, психологические механизмы человека. Нравственное поведение во многом определяется конкретными условиями жизни человека, его культурным уровнем, психологическими чертами и физиологическими особенностями.

Большую роль в морали играют личные убеждения. Они позволяют человеку не только самому контролировать свои действия, но и самостоятельно давать им обоснование. Постоянный самоконтроль получает выражение в совести, которая наиболее полно отражает осознание личностью должного и ответственного поведения. Объектом самооценки могут выступать не только поступки, но и взгляды, чувства, ценностные ориентации и мотивы, неосуществленные потенциальные возможности.

Нравственные требования в обществе могут совпадать или не совпадать с нравственными требованиями конкретного человека. Тогда налицо – нравственная коллизия, конфликт, ситуация морального выбора.

Представления о смысле и значении времени неоднократно менялись в истории мировой и отечественной культуры.

Время обладает целым комплексом всеобщих признаков, которые проявляются в космосе, природе, обществе, культуре и человеческой жизни. Ничто не может оказаться вне его объективных свойств. Время имеет длительность, ритм и темп, последовательность смены отдельных этапов и необратимость. Оно «течет» от прошлого к будущему, и его бег ни на миг не остановить. В истории культуры эти объективные свойства времени всегда вызывали субъективное стремление замедлить или ускорить его неумолимое движение, повернуть его назад, стереть из памяти отдельные периоды, приблизить будущее, перескочить через этапы. Легенды и мифы об эликсирах молодости, о вечной жизни, параллельном мире «Зазеркалья» лишь подтверждают утопичность подобных желаний.

Пространство и Время являются необходимыми координатами исторического исследования культуры. Каждый факт, событие, памятник или открытие в истории культуры всегда имеют достаточно четкие пространственные и временные контуры, обозначенные ответами на вопросы «где» и «когда». Единство этих двух жизненно связанных координат выражено в понятии «хронотоп». Этот термин получил широкое признание в философии для определения духовного и исторического измерения природы и общества; в психологии для понимания процесса становления и развития человека. Действительно, человек может чувствовать, как останавливается время и сжимается пространство, и как оно же способно мелькать и расширяться.

Пространство и время, определяя координаты культуры, раскрывают её временное назначение и пространственное восприятие. Бытие культуры во времени представлено через систему «прошлое-настоящее-будущее», которая раскрывает смысл культурной преемственности. Если характеристика культуры «во времени» имеет свои исторические реалии, то пространственная только мыслима. Пространственное восприятие формирует «пространства культуры», в частности, и «культурное пространство», в целом, через образы, которые представлены в языковых фактах. Если временная характеристика культуры даёт возможность рассматривать её, например, через соотношение первобытных, архаических, древних культур, то пространственная раскрывает уровень и степень взаимопроникновения разных культур.

Пространственные структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к биологическому пространству. Здесь возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений, в котором развивается человек как общественное существо. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено наряд подпространств, характер которых и и взаимосвязь исторически меняются по мере развития обществ.

Заключение

Культура реально существует как исторически сложившаяся система, имеющая свою структуру, обладающая своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни.

Субъектом культуры выступает человечество, нация, социальная группа и человек. Предметные формы бытия культуры - это плоды творческой активности народа, шедевры гениев, талантов. Но сами по себе предметные и знаково-символические формы культуры имеют лишь относительно самостоятельный характер: они мертвы вне человека и его творческой деятельности.

Культура – один из величайших феноменов и продуктов жизнедеятельности человека и общества.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Этюды по истории поведения. - М., 1993.

  2. Драч Г.В. Культурология в вопросах и ответах. - Рстов-на-дону, 2007.

  3. Коган М.С. Мир общения. - М., 1988.

  4. Петрова М.М. Теория культуры. - Спб., 2000.

  5. Розин В.М. Культурология. - М., 2003.

1. Реферат на тему Психотерапия и парапсихология
2. Реферат на тему Child Abuse And Huck Finn Essay Research
3. Реферат на тему One More Thing With An Underlying Meaning
4. Курсовая Конный туризм в Киргизстане
5. Реферат Нищенство и милосердие
6. Реферат Теоретические источники философии марксизма
7. Реферат Политические идеологии 5
8. Реферат на тему История буржуазных революций
9. Курсовая Бюджетная система государства
10. Реферат Бороздины