Контрольная работа Общая психология 4
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
ЧВУЗ
Донецкий институт психологии и предпринимательства
Кафедра психологии
Контрольная работа
по общей психологии
Вариант 14
Выполнила
Проверил
Сдала_____________
Оценка___________
Донецк-2008
Содержание
1. Вопрос 1______________________________________________с. 3
2. Вопрос 2______________________________________________с. 5
3. Вопрос 3______________________________________________с. 9
4. Задача № 17___________________________________________с.13
5. Литература____________________________________________с.16
1. «Первое» и «второе» рождение личности по А.Н. Леонтьеву.
Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания.
Индивид формирует свой внутренний мир путем освоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериоризует, свои психические процессы.
Критерии формирования личности.
Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, то есть заданы обществом, воспитаны в человеке.
Второй критерий – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.
Рассмотрим этапы формирования личности. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рождается» дважды.
Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчиняемыми непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.
А. Н. Леонтьев иллюстрирует это событие примером, который широко известен под названием «эффект горькой конфеты».
Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: достать удаленную вещь, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет привлекающий его предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после предложений начинает тихо плакать. Конфета оказывается для него «горькой».
Анализ событий показывает, что ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Один его мотив – взять интересующую вещь (непосредственное побуждение); другой – выполнить условие взрослого («социальный» мотив). В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка – свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не до конца.
Тот факт, что именно в присутствии взрослого переживания ребенка начинают определяться социальным мотивом, очень знаменателен. Он служит ярким подтверждением общего положения о том, что «узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности. Вполне можно сказать, что здесь наблюдается ранняя стадия «завязывания» таких узлов.
Первые ярко выраженные идентификации происходят у дошкольников с родителями. Дети подражают родителям во всем: в манерах, речи, интонациях, одежде, занятиях. Одновременно они усваивают и внутренние черты родителей – их вкусы, отношения, способы поведения и чувствования.
Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и передподчинению. Заметим, что эта способность к самосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.
В подростковом возрасте начинается осознание «духовного Я», т.е. своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс стимулируется активной ассимиляцией того слоя культурного опыта, который находится над слоем конкретных социально-ролевых норм, и выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем.
Именно в этом возрасте начинает формироваться «идеальное Я», т.е. осознанный личный идеал, сопоставление с которым часто вызывает неудовлетворенность собой и стремление себя изменить.
Самосознанию, особенно нравственному самосознанию, предстоит еще долгий путь развития. Это развитие происходит в условиях конфликтов, порождаемых как внешними условиями, так и собственными мотивами личности.
2. Генез высших психических функций.
Высшие психические функции – сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. Важнейшей характеристикой высших психических функций является их опосредствованность различными «психологическими орудиями» - знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование высших психических функций представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.
Основные характеристики высших психических функций – опосредствованность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологические системы». Неизменными в них являются исходная задача и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах онтогенеза и при разных способах и путях формирования функций.
Закономерностью формирования высшей психической функции является то, что первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми и лишь позже – как полностью внутренний процесс.
Л.С. Выготский – автор концепции, которая возникла в советской психологии на ранних этапах ее становления, и наметил пути научного решения проблемы о природе психики человека. Л.С. Выготский назвал ее культурно-исторической теорией психики человека. Он показал, что у человека возникает особый вид психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции составляют высший уровень психики человека, общественно называемым сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий и благодаря им. Иными словами, высшие психические функции имеют социальную природу.
В рассуждениях Л.С. Выготского на тему природы, строения и развития высших психических функций можно выделить три логических части.
Первая часть – «Человек и природа». В этой части содержится два основных положения.
Первое положение опирается на мысль, неоднократно высказывавшуюся классиками марксизма о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой.
На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное и видоизменяла его; животное приспосабливалось к среде, и это обусловило биологическую эволюцию животного мира. С появлением же человека начался процесс противоположного смысла. Человек ознаменовал свое появление тем, что начал действовать на природу и видоизменять ее. Л.С. Выготский приводит следующее высказывание Ф. Энгельса: «…все планомерные действия всех животных не сумели наложить на природу печать их воли. Это мог сделать только человек».
Второе. Человеку удалось наложить на природу «печать своей воли», благодаря использованию орудий, а обобщенно говоря, благодаря развитию материального производства. Легко понять, что это действительно так, если представить себе, что именно материальное производство привело к эволюции средств воздействия на природу: от неотесанного камня или копья-палки до современных станков и атомных двигателей.
Вторая часть – «Человек и его собственная психика».
Первое положение. Способность к овладению природой не прошла бесследно для человека в одном очень важном отношении: он научился также овладевать собственной психикой. Появились произвольные формы деятельности, или высшие психические функции.
Самый нижний этаж в структуре деятельности занимают психофизические функции: сенсорная функция, моторная, мнемическая и др. Л.С. Выготский называет их низшими или натуральными, психическими функциями. Они есть и у животных.
У человека же появляются произвольные формы таких функций, которые Л.С. Выготский и называет высшими: человек может заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-то предмет, организовать свою умственную деятельность.
Возникает вопрос: каким образом появление высших психических функций связано с овладением природой?
По мнению Л.С. Выготского, здесь имеет место двусторонняя связь: указанные изменения в психике человека выступают одновременно и как следствия его измененных отношений с природой, и как фактор, который обеспечивает эти изменения. Ведь если жизнедеятельность человека сводится не к приспособлению к природе, а к изменению ее, то его действия должны совершаться по какому-то плану, подчиняться каким-то целям. Ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, то есть научается управлять собой. Таким образом, первый процесс стимулирует второй. В то же время прогресс в самоорганизации помогает более эффективно решать внешние задачи.
Итак, овладение природой и овладение собственным поведением – параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны.
Второе положение. Подобно тому как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода – психологических.
Психологические орудия, по мнению Л.С. Выготского, - это знаки. Возьмем для примера произвольную память. Предположим, что перед субъектом стоит задача запомнить какое-то содержание, и он с помощью специального приема это делает. Человек запоминает иначе, чем животное. животное запоминает непосредственно и непроизвольно. У человека же запоминание оказывается специально организованным действием.
Человек, для запоминания использует внешние средства – это знаки какого-то содержания. Иногда такие средства просты, как например завязывание узелка «на память», и могут быть связаны с любым содержанием; иногда более дифференцированы ( система различных зарубок, узлов) и более тесно связанны с запоминаемым содержанием, представляя собой зачатки письменности. Но это различия, так сказать, второго порядка. Главное и общее состоит в том, что подобные средства-знаки фактом своего появления и использования порождают новую структуру запоминания как психического процесса.
Третья часть – «Генетические аспекты».
Человек стал обращать слова-приказы на самого себя. Из внешнекомандной функции слова родилась его внутренняя реннеорганизующая функция. Человек говорит себе «встань» - и встает; он говорит себе «я должен это сделать» - и делает.
Возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс, по выражению Л.С. Выготского, был интерпсихологическим, то есть межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения с самим собой, то есть в интрапсихологические.
Таким образом, произошли два важнейших события: рождение средства-знака в процессе общения и превращение его из внешней формы во внутреннюю, то есть его интериоризация. В результате стал возможен акт произвольного внимания.
Высшие психические функции основаны на использовании внутренних, преимущественно вербальных, средств, которые первоначально отрабатываются в общении.
Таким образом, высшие психические функции человека отличаются от низших, или естественных, психических функций животных по своим свойствам, строению, происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.
3. Что такое неосознаваемые автоматизмы сознательных действий?
Неосознаваемые психические процессы особенно активно стали изучаться в начале ХХ века. Этой проблемой занимались различные ученые, но уже результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обширна, что вся осознаваемая человеком информация – это лишь верхушка айсберга, большая часть которого не видна глазу наблюдателя.
Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: неосознаваемые механизмы сознательных действий; неосознаваемые побудители сознательных действий; «надсознательные» процессы.
В первый класс – неосознаваемых механизмов сознательных действий – входят в свою очередь три различных подкласса:
а) неосознаваемые автоматизмы;
б) явления неосознаваемой установки;
в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой». В этих случаях часто говорят о «механической работе», о работе «при которой голова остается свободной». Вот это состояние – состояние «свободной головы» - и означает отсутствие сознательного контроля. Следует отметить, что процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу. Одни процессы никогда не осознавались, а другие сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться в сознании. Первые процессы составляют группу первичных автоматизмов. Эту группу процессов еще иногда называют автоматическими действиями. В данную группу входят действия, которые являются врожденными или были сформированы в первый год жизни ребенка. К их числу относятся: сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое.
Вторая группа явлений, входящих в подкласс неосознаваемых автоматизмов, называется автоматизированными действиями, или навыками. К этой группе действий относятся те, которые вначале были осознаваемыми, то есть осуществлялись при участии сознания, но затем в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически. Процесс формирования навыков имеет фундаментальное значение для каждого индивида, поскольку он лежит в основе развития всех наших умений, знаний, способностей.
Например, обучение игре на музыкальных инструментах. Все начинается с простого – с обучения правильной посадке, правильному положению рук. Затем отрабатывается аппликатура пальцев и формируется техника исполнения. Постоянные тренировки со временем позволяют перейти на более высокий уровень исполнения музыкального исполнения, которое начинает звучать выразительно и чувственно. Так путем продвижения от простых движений к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни уже освоенных действий, человек приобретает мастерство исполнения.
Конечно, не надо думать, что в процессе освобождения действий от сознательного контроля человек совсем не знает, что он делает, - контроль за деятельностью остается. Дело в том, что поле сознания (поле – это та область информации, которая осознается в определенный момент времени) не однородно. Можно выделить фокус сознания, периферию, а также границу, за которой начинается область бессознательного. При выполнении какой-либо деятельности часть действий, являющихся наиболее сложным и требующих постоянного контроля, находятся в фокусе нашего сознания, а наиболее освоенные или наиболее простые действия уходят за границу нашего сознания в область бессознательного. Таким образом, контроль сознания за деятельностью человека в целом сохраняется.
Соотношение отдельных компонентов деятельности и сознания не стабильно. Это происходит потому, что действия, находящиеся в фокусе нашего сознания, постоянно меняются. При достижении уровня навыков отдельные выполняемые человеком действия оттесняются на периферию, а затем и в область бессознательного, но когда человек начинает совершать много ошибок, например при усталости, плохом самочувствии, то вновь начинает контролировать свои простейшие действия. Подобное явление можно наблюдать и после длительного перерыва в выполнении какой-либо деятельности.
Следует отметить, что именно в изменении степени представленности действий в сознании состоит отличие навыков от автоматических действий, которые при любых обстоятельствах не могут быть осознанными. необходимо также подчеркнуть, что, рассматривая неосознаваемые механизмы сознательных действий, мы соприкасаемся с проблемой формирования навыка. В психологии проблема формирования навыка всегда привлекала пристальное внимание ввиду ее высокой практической значимости. Этой проблеме большое внимание уделяли представители бихевиоризма, утверждавшие, что навык вырабатывается за счет «проторения» путей в мозговых центрах в результате механического заучивания, или «зазубривания», одного и того же действия. В советской психологии этой проблеме также уделяли самое пристальное внимание. Большой вклад в ее разработку внес известный отечественный ученый Н.А. Бернштейн, полагавший, что выработка навыков – это процесс, идущий как бы с двух противоположных сторон: со стороны сознания и со стороны организма. Если говорить в обобщенной форме о соотношении субъекта и сознания в рамках проблемы механизмов формирования навыков, необходимо отметить следующее: прежде чем совершить какое-либо действие, его исполнение должно быть отработано на уровне сознания. Поэтому мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без участи нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия.
Рассматривая проблему автоматизмов, мы должны поставить перед собой вопрос: существуют ли автоматизмы в других, не связанных с движением тела, сферах психической жизни и деятельности человека? Да, существуют, и с многими из них вы хорошо знакомы. Например, бегло читая какой-либо текст, мы, не задумываясь над значением отдельных букв, сразу воспринимаем смысл прочитанного. Трансформация графических символов (в данном случае – букв) в логические понятия проходит для нас совершенно незаметно. Аналогичным образом радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов. Однако все это стает возможным лишь в результате длительной тренировки.
При изучении неосознаваемых процессов мы оперируем исходными данными: фактами сознания, поведения и физиологическими процессами. Их комплексное использование позволяет психологу изучать явления, которые относятся к сфере «бессознательного».
Таким образом, психика человека чрезвычайно сложна и включает в себя не только сознание, но и процессы, которые не контролируются субъектом. Однако нельзя описать психику простым делением процессов на «сознательное» и «бессознательное». Сфера «бессознательного» имеет свою сложную и, вероятно, иерархическую структуру.
Задача №17
В трансактной концепции Э. Берна выделены позиции Ребенка, Родителя и Взрослого. Ниже перечислены характеристики поведения при принятии каждой из них. Определите, что в данном списке принадлежит Родителю, Взрослому и Ребенку.
Раскованность, скептицизм, жизнерадостность, бедность фантазии недооценка эмоциональной стороны жизни из-за рационального подхода к ней, авторитетный тон, импульсивность, контроль над своими действиями, покровительство, безапелляционность, богатая фантазия, пугливость, скованность, догматизм, сознание собственного превосходства и права «карать», неуверенность, любопытство, беспомощность, доверчивость, уверенность в своей правоте, расчет действий, трезвость в оценках, понимание относительности догм, несдержанность.
Ответ.
Трансакция – это действие, направленное на другого человека. Это – единица общения.
Наблюдая поведение людей, Берн обратил внимание на тот факт, что один и тот же человек прямо на глазах может измениться. При этом меняется одновременно выражение лица, речевые обороты, жесты, поза и т. п. Этот человек то ведет себя как взрослый, то плачет или смеется как ребенок, то копирует поведение своих родителей. Анализируя подобные наблюдения, Э. Берн пришел к идее сложного строения личности, наличия ее в структуре трех составляющих – «частей», которые обусловливают характер общения между людьми.
Структурный анализ поведения, мыслей и чувств основан на трех состояниях Я человека: Родителя, Взрослого и Ребенка.
Ребенок – одна с наиболее ценных составляющих личности, это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости.
Состояние «Взрослый» необходимо для жизни. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка, является посредником между ними.
Родитель осуществляет две основные функции. Во-первых благодаря этому состоянию человек может эффективно играть роль родителя своих детей, обеспечивая тем самым выживание человеческого рода. Во-вторых, благодаря Родителю многие наши реакции стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии.
Все три аспекта личности чрезвычайно важны для функционирования и выживания. Родитель, Взрослый и Ребенок – заслуживает одинакового уважения, так как каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной.
Следовательно, характеристики поведения принадлежащие
Родителю - авторитетный тон, покровительство, догматизм, сознание собственного превосходства и права «карать», уверенность в своей правоте, понимание относительности догм;
Взрослому - скептицизм, бедность фантазии недооценка эмоциональной стороны жизни из-за рационального подхода к ней, импульсивность, контроль над своими действиями скованность расчет действий, трезвость в оценках.
Ребенку - Раскованность, жизнерадостность, безапелляционность богатая фантазия, пугливость неуверенность, любопытство, беспомощность, доверчивость несдержанность.
Литература
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М. «ЧеРо» 2005. – с.292-320, с.67-70, с.207-222.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007.-с.134-144, с.532-534.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – с.149-152, с481-486, с. 95-98.
4. Психологический словарь. Под редакцией В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1983. – с.65-66, с.178-179.
5. Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – СПб.: Лениздат, 1992. – с.16-24.
6. Райгородский Д.Я. Психология личности. Хрестоматия. Т. 1. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2004. – с.277-285.