Контрольная работа на тему Причины возникновения межэтнических конфликтов
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-11-21Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Введение
Исторически сложилось, что Россия является многонациональной страной, в которой взаимодействуют между собой представители различных культур, традиций и обычаев. Но в последнее время взаимодействия между этносами усилилось. Связано это, прежде всего, с ростом миграции на территорию Российской Федерации из ближайших республик. Из-за увеличения числа мигрантов все больше проявляются различные формы нетерпимости, ксенофобии, экстремизма и терроризма. Все это ведет к увеличению числа межэтнических, межкультурных и социальных конфликтов. Наиболее опасными являются межэтнические конфликты, поскольку они разрушают межличностные и деловые связи между регионами, падает авторитет органов государственной власти.
Социологический анализ проблемы формирования толерантности
На основе трудов Асмолова А.Г, Дробижевой Л.М., Керимова К.С. и других, был сделан вывод, что дихотомия «толерантность – интолерантность» существует во всех обществах и во всех культурах, но с разной степенью выраженности по отношению к различным объектам и в различных формах. Средства массовой информации, взвешенно освещая межнациональные проблемы, могут способствовать распространению норм толерантного поведения, противодействию различным видам экстремизма, этнофобии, ксенофобии. В этом плане журналистика может быть позитивной, нейтральной и негативной. Поскольку проблема межэтнических отношений стала одной из самых болезненных в современном обществе, становятся актуальными вопросы о задачах этнической журналистики в обществе, о способах толерантного освещения этничности в СМИ, об этических нормах, регламентирующих подобную деятельность журналистов, в том числе и вопрос о границах «свободы слова».
В мае-июне 2007 г. в г. Тюмени и на юге Тюменской области было проведено исследование с целью изучения проблемы толерантности как основы формирования этнической культуры населения и разработки концепции толерантности. Объектом исследования явилось население г. Тюмени и юга Тюменской области (гг. Ишим, Тобольск, Ялуторовск, Заводоуковск). Предметом исследования выступило формирование межэтнической терпимости в регионе как важной части межнационального взаимодействия в многонациональном обществе.
В результате было выявлено следующее. Проблемы межэтнического взаимодействия существуют и в нашем регионе, более того, при сравнении с данными исследований ведущих специалистов в области межэтнических отношений стало возможным выявить точки межэтнической напряженности в Тюменской области, была сделана попытка определить возможные тенденции развития межнациональных отношений, а также определен пороги конфессиональной толерантности. Рабочие гипотезы о том, что Тюменская область является наиболее стабильным регионом ввиду установившегося баланса многонациональности и многоконфессиональности подтвердились. Был сделан вывод, что необходимо пропагандировать мероприятия, проводимые Комитетом по делам национальностей Администрации Тюменской области, поскольку население не осведомлено о работе в данном направлении.
В результате выполнения научного исследования стало возможным определить черты толерантной и интолерантной личности и разработать концепцию толерантности в обществе, которая включала бы в себя следующие элементы: просветительский, диагностический и коррекционно – развивающий.
Просвещение включает в себя следующие компоненты: предоставление информации о толерантности и интолерантности, формах их проявления в межэтническом взаимодействии; формирование представлений о возникновении и закреплении в общественном сознании различных форм этнических стереотипов и дискриминации по признаку расы и этничности; обучение навыкам распознавания проявлений этнических стереотипов, этноцентризма и дискриминации по признаку этничности и расы в различных сферах общественной жизни; формирование более адекватных представлений о различных культурах и психологических особенностях их представителей.
Диагностика должна включать в себя осознание участниками образовательного процесса собственных этнических стереотипов и их влияния на различные сферы жизни; определение общего уровня толерантности отдельных групп участников образовательного процесса.
Коррекция, психологическая помощь и развитие: разрядка негативных чувств, связанных с опытом переживания дискриминации по признаку этничности и расы; формирование позитивной этнической идентичности; осознание собственной роли в трансляции и закреплении этнических стереотипов и различных форм дискриминации по признаку этничности и расы.
Еще одним негативным последствием межэтнических конфликтов, интолерантности и ксенофобии является препятствие успешному взаимодействию России с другими государствами, что может привести к изоляции государства от других стран мира. И результатом может стать снижение способности общества к интеграции и мобилизации. Вследствие этого весьма актуальны исследования, направленные на поиски путей формирования межкультурной компетентности, через которую можно прийти к межнациональной и межкультурной толерантности.
Этнические конфликты как объект этносоциологии
Формирование методики разрешения этнопроблем – задача этносоциологии, условие эффективного управления. Проблемы можно разделить по сферам: политические и правовые (суверенитет, самоопределение, автономия, права меньшинств); социально-экономические (распределение доходов и бюджета, формы хозяйствования, занятость, миграции, демография); этнокультурные (язык, культурная автономия, образование, СМИ, религия, искусство). Наложение противоречий, их аккумуляция могут привести к конфликту. Одни исследователи считают конфликт предельным случаем обострения противоречий, другие называют его особым видом взаимодействия, третьи – социальной болезнью, четвёртые – нормальным состоянием динамического общества.
Этноконфликт – частный случай социального конфликта, обладающий рядом специфических черт. Источником конфликтности и напряжённости выступает не многонациональность (полиэтничность). Однонациональность (моноэтничность) государства – также не гарантия стабильности. Если в многонациональном государстве противоречия и конфликты имеют характер межобщинных (межрегиональных, межгруповых и т.д.), то для однонационального государства они нередко переносятся на межгосударственный уровень. Обычно это связано с ролью диаспоры, нарушения прав и свобод которой вызывает нередко вмешательство со стороны исторической родины. Это вполне может служить базой для развёртывания национального конфликта на межгосударственном уровне.
Сведение к минимуму этнопроблем и противоречий возможно: во-1-х, если страна однородна в этническом отношении, т.е. нацменьшинства в составе её составляют не более 5–10%, населения; во-2-х, если титульная нация не имеет значительной диаспоры, особенно в сопредельных странах; в-3-х, органы власти и управления должны чутко реагировать на изменения в национальных отношениях и принимать своевременные и надлежащие меры. Первое условие позволяет свести к минимуму внутригосударственные этнические проблемы, второе – межгосударственные проблемы, третье – быть готовыми к практическим действиям. Этим можно объяснить стремления многих государств: а) добиваться однородности этносостава населения, б) пытаться объединить под юрисдикцией этнически родственные группы, в) укреплять систему социально-политического управления.
Проблема в том, что правовым путём сложно добиться этнической однородности территории или объединения этнородственных групп в 1-м государстве. Не более 40 стран можно отнести к мононациональным, и только единицы из них не имеют диаспоры. Но этническая однородность – не свидетельство национальной консолидации. Есть любопытный феномен этносоциального развития – отсутствие национально-этнических проблем, противоречий и конфликтов приводит нередко к их замещению иными. Т.о., мы можем констатировать отсутствие бесконфликтных обществ: есть лишь общества со стремлениями к острым формам разрешения конфликтов, и общества с тягой к консенсусным формам выхода из конфликтов.
Этноконфликт – разновидность социального межгруппового конфликта, когда группы поляризуются по этническому признаку. Корни этноконфликтов находятся в области экономических, политических, правовых, социальных противоречий, однако этноконфликты имеют внутреннюю логику развития. Нельзя не учитывать влияния психологических факторов, мощь потенциала самосознания. Конфликт формируется в ситуации, содержащей проблему, т.е. противоречия, которые представляются данным этническим общностям как значимые для них противоречия между сущим и должным. Конфликтная ситуация – совокупность факторов и предпосылок (включая состояние массового сознания) конфликта, выступающего как форма межэтнических отношений.
Конфликтная ситуация порождается противоположными позициями сторон по существенным вопросам, или коренным несовпадением интересов, или разнонаправленными целями, или взаимно неприемлемыми средствами достижения целей. Развитие конфликтной ситуации начинается с роста этноцентризма, который имеет место в большей или меньшей степени у всех этнических общностей, особенно при развитом самосознании.
Нарастанию напряжённости способствует усиление негативных этностереотипов. Эти стереотипы отражают опыт контактов между народами и могут носить как положительную и отрицательную окраску. В последнем случае наступает отчуждение, усиливается напряжённость во взаимоотношениях, которая может прорваться самым неожиданным образом. Источником этноконфликта является столкновение национальных интересов, т.е. экономических, политических, социальных и т.д. интересов, но под углом зрения гипертрофированного самосознания. На практике, как правило, «общие национальные интересы», принимая самодовлеющую форму, оказываются оторванными от действительных – индивидуальных и групповых интересов, а подчас и противостоят им. Однако благодаря значительному эмоциональному потенциалу национального самосознания возможна ускоренная консолидация большей части нации для защиты своих национальных интересов (подлинных или фиктивных) в ситуациях угрозы (реальной или мнимой) этим интересам.
Структура этноконфликта включает в себя такие составляющие как: объект конфликта (противоречия, порождающие конфликтную ситуацию), субъекты конфликта (стороны, оппоненты), основу конфликта (конфликтную ситуацию). Чтобы ситуация переросла в конфликт, необходим импульс – инцидент. В случае этноконфликта таким инцидентом выступают обычно действия со стороны оппонентов (как правило, сначала одного из них), направленные на осуществление своих интересов путём ущемления и ограничения интересов другой стороны (экономических, политико-правовых, культурно-языковых, конфессиональных и т.д.). Если в результате этого оппонент отвечает защитными действиями, то инцидент можно считать состоявшимся и национальный конфликт из потенциального становится реальным.
Имеются различные точки зрения относительно схем выделения стадий разворачивания и развития конфликта. Наиболее типичной из этих схем является следующая: стадия конфликтной ситуации (или потенциального конфликта), переходная стадия (стадия перехода, перерастания потенциального конфликта в реальный), стадия непосредственно самого конфликта (стадия конфликтной активности, конфликтных действий), стадия разрешения или снятия конфликта. Можно выделить две крайние точки на конфликт: первая – считать конфликт нормальным социальным феноменом, частным случаем проявления общественных противоречий; вторая – считать конфликт социальной аномалией, своего рода социальной болезнью. Разница в оценках обуславливает разницу в подходах: в первом случае главным считается управление и овладение конфликтной ситуацией, во втором – основной упор делается на коренное излечение, профилактику и недопущение рецидивов.
Анализ показывает, что первопричины конфликтов кроются в дисгармонизации национальных интересов. Эффективное урегулирование возможно только путём выработки норм сосуществования этносов в рамках единой социальной, политической, экономической системы. Гармонизация интересов возможна лишь в условиях бесконфликтного сосуществования (бесконфликтного – не значит беспроблемного). Генезис этноконфликта зависит от тех проблем и противоречий, которые реально существуют в обществе, и в определённый момент всплывают на поверхность в виде конфликта. В развитой форме конфликт является проявлением тенденций в развитии национальных движений. Эти движения можно расклассифицировать на: сепаратистские, ирредентистские (воссоединительные), автономистские, этнолингвистические, этноконфессиональные, этноэгалитаристские (уравнительные), антимиграционные
Деление на типы условно, тем более что одно движение может нести в себе признаки нескольких типов, иметь различные тенденции. Например, ирландское движение в Ольстере можно квалифицировать и как сепаратистское (отделение от Великобритании), и как ирредентистское (желание воссоединиться с Ирландией), и как этноконфессиональное (католическое движение против засилья протестантизма). Нередко этнолингвистические и этноконфессиональные движения бывают взаимосвязаны, особенно если религиозное меньшинство одновременно является языковым. Национальные движения могут трансформироваться в ходе исторического развития: автономистские движения по достижении своих целей (получение автономии) могут перерастать в сепаратистские или ирредентистские и т.д.
Характер национального конфликта зависит не только от генезиса, но и от целей. По этому признаку выделяют конфликты: реалистические, нереалистические, смешанные. Реалистические конфликты предполагают, что субъекты конфликта имеют чётко осознанные цели, а конфликт выступает средством достижения. Это подразумевает поиск альтернативных способов решения конфликтов при постоянстве целей сторон. Нереалистичесие конфликты имеют место, когда субъекты конфликта не очень отчётливо осознают мотивы конфликта, а сам он является лишь средством эмоциаональной разрядки. Для нереалистических конфликтов свойственна альтернативность не способов решения, а объектов конфликта. Нереалистические конфликты более стихийны, иррациональны, менее подвластны управлению. «Смешанные конфликты» – наиболее тяжёлый случай, когда субъекты поляризованы в целях, способах и функциях конфликта. Это происходит, когда для одного из субъектов конфликт выступает как реалистический, а для другого – как нереалистический.
Примерами реалистических конфликтов могут служить армяно-азербайджанский, грузино-абхазский, молдавско-приднестровский и т.д. Нереалистические конфликты – осетино-ингушский, ошский, ферганский и т.д. Смешанные конфликты – таджикский, грузино-мингрельский, чеченский и т.д. По длительности конфликты можно разделить на кратковременные (ферганский, ошский), долговременные (кавказские, балканские, ближневосточные) и промежуточные. С длительностью связана острота. Кратковременные конфликты бывают острыми, долговременные – хроническими. Возможны и острые долговременные конфликты (ближневосточный, южноафриканский, афганский, кашмирский). Ещё одним основанием деления конфликтов на группы является интенсивность протекания конфликта, т.е. роль насилия в ходе происхождения и развития конфликта. В западной конфликтологии выделяют: насильственные конфликты; чреватые насилием насильственные, но управляемые; потенциально насильственные; ненасильственные, управляемые. Чем больше роль насилия в конфликте, тем менее он подвержен управлению. На интенсивность протекания национальных конфликтов оказывает влияние целый ряд факторов: эмоциональный накал конфликта, численность и организованность задействованных в конфликте групп, характер целей и средств.
Особенности этнических стереотипов молодежи
Важную роль в межнациональных отношениях играют этнические стереотипы. Это разновидность социальных стереотипов, представляющая собой упрощенный и эмоционально окрашенный образ той или иной нации. Существующие стереотипы могут сыграть значительную роль в осуществлении межнационального общения, повлиять на характер межнациональных отношений, их интенсивность. Особую роль играют этнические автостереотипы, поскольку являются не только показателем восприятия собственной нации, но и индикатором социального самочувствия. От того насколько уверенно чувствует себя человек, на сколько доволен он своим положением, во многом, зависит и характер автостереотипа. И в тоже время, если его оценка своей нации отличается доминированием положительных характеристик, он ощущает стабильность своего положение, связь со своей нацией, его отношение к представителям других нации становится лояльней. Соответственно, возможность возникновения межнационального напряжения, перерастающего в конфликт, ниже, чем в противоположном случае.
Длительный кризис в России оказал влияние на формировании ценностей и ценностных ориентаций молодежи, на формировании сознания данной категории. Трудности проявляются не только в становлении гражданского сознания, но и политического и этнического сознания молодого поколения.
Исследователи особенностей молодежного этнического сознания особое внимание уделяют проблеме формирования молодежных этнических стереотипов. Наблюдаемый в последнее время глобальный процесс взаимодействия и взаимопроникновения культур, цивилизаций, ведущий к их унификации, свидетельствует о важности исследования не только гетеростереотипов, но и этнических автостереотипов, знание которых способствует сохранению собственных культурных ценностей того или иного этноса, его национальной самобытности. Этнические стереотипы служат измеряемой формой проявления национального характера и выполняют важную функцию, влияя на симпатии / антипатии человека и определяя тем самым его поведение в различных коммуникативных ситуациях. Усваиваемые в процессе социализации автостереотипы способствуют формированию понятий хорошо / плохо и задают ориентиры в межличностном взаимодействии. Важность изучения автостереотипов связана еще и с тем, что культурные ценности в отличие от гетеростереотипов анализируются внутри этнической общности, то есть теми, кто знает и понимает эту культуру.
В связи с этим в апреле 2007 года в городе Твери было проведено прикладное исследование, целью которого явилось изучение этнических автостереотипов тверской молодежи как одной из разновидностей этнических стереотипов. Было опрошено 300 человек, из них учащихся 11-х классов МОУ СШ г. Твери – 100 человек, студентов 1 курса ВУЗов г. Твери – 100 человек, студентов 4 курса ВУЗов г. Твери – 100 человек.
Результаты исследования позволили сделать ряд выводов. Среди школьников, студентов 1 курса и студентов 4 курса одинаково высока доля тех, кто идентифицировал себя с какой-либо нацией.
В основном в исследовании принимали участие представители русской нации. Следует отметить, что среди опрошенных в каждой категории выделилась определенная доля тех, кто отнес себя не к русской нации. Но доля данных респондентов не позволяет проанализировать ответы представителей каждой нации на предмет автостереотипов, поскольку полученные результаты не отражают реальной ситуации среди представителей этой нации.
Школьники и студенты 1 курса выделили в качестве главных цветов, ассоциирующимися с русскими, белый и синий. Однако студенты 4 курса определяют главным цветом красный, что свидетельствует о тревожности, присутствующей при оценке своей нации. Данный выбор вполне можно объяснить не только смысловой нагрузкой этих цветов, но и их использованием в официальной символике государства. Из представителей животного мира русских однозначно ассоциируют с медведем. Медведь символизирует добродушие и ярость, силу, лень, обжорство и аскетизм одновременно. В самом образе заключено двоякое прочтение, что соответствует и определению главных черт национального характера и цветовым ассоциациям
У студентов 1 курса и школьников наблюдаются расхождения при оценке черт характера русской нации и последующем выборе пословицы, символизирующей черту характера. Часто ранее названные черты, не соответствуют тем, что выбираются на уровне ассоциации. Это может являться признаком неустойчивости существующего автостереотипа. При этом студенты 4 курса характеризуют свою нацию более определенно.
В результате можно отметить такую особенность этнических автостереотипов молодежи, как неоднозначность. Это проявляется и в выборе цветовых ассоциаций, животного символа, в оценке черт национального характера через пословицы. Одинаково высокая доля выбора противоположных черт указывает на то, что у молодежи не сложилось устойчивого и однозначного представления о своей нации, о тех чертах, которые ей присущи.
Методика измерения этнических стереотипов
Этнический фактор становится основой формирования конфликтности в современном мире, а повышение толерантности граждан, для любой страны, особенно такой многонациональной, как Россия, становится важнейшей задачей.
Актуальность исследования толерантности, формирования этнических стереотипов определяется сложностью этносоциальных процессов, протекающих в российском обществе. Согласно данным социологических опросов, с середины 90-х годов в России, наблюдался всплеск убийств на национальной почве.
Результаты многочисленных исследований показывают, что установки преломляются через сложную совокупность факторов трех уровней (общества, группы и личности), выступающих в качестве «буфера» между содержанием сознания и поведением. Для выявления проблемы происхождения и формирования стереотипов необходимо выявить, являются ли стереотипы следствием индивидуально-психологических особенностей человека или вызваны иными причинами.
С течением времени этнические стереотипы имеют тенденцию изменяться, особенно сильная трансформация происходит при различного рода кризисах в стране, будь то, социальный, политический, экономический кризис. Также фактором, активирующим трансформацию этнических стереотипов, может выступать межнациональная напряженность в обществе, а отрицательные стереотипы, могут проявляться в крайних формах, таких как, ксенофобии и межнациональной вражда, что вызывает серьезные социальными потрясениями.
В связи со всем вышесказанным, можно утверждать, что необходимо проводить мониторинговые исследования изменений происходящих в этических стереотипах наблюдать за их трансформациями и предпринимать определенные меры по сглаживанию межнациональной напряженности.
Этнические стереотипы возникают из-за отсутствия информации, в связи с тем, что они упрощают суждения и служат универсальными шаблонами, с помощью которых, можно создать собственное видение определенного объекта. Поэтому принципиально важно при изучении стереотипов, определить факторы, влияющие на их формирование и причины их трансформации.
Можно определить три фактора детерминирующих стереотипное мышление:
· социальная реальность, воздействующая на людей и фиксируемая ими культура людей, живущих в этой реальности
· массовые информационные и коммуникационные процессы, отражающие эту реальность и культивирующие ее образы в сознании людей.
Чтобы уменьшить негативное влияние этнических стереотипов, необходимо информировать население о происходящих процессах. Важно выявить основные точки напряженности и причины этих стереотипов и способы их нейтрализации.
Одним из таких способов выяснения причин трансформации этнических стереотипов, факторов влияющих на их формирование и уменьшение подверженности респондентов к стереотипному мышлению путем повышения их информированности, может служить, методика обогащенного общественного мнения.
Помимо традиционных опросов для изучения этнических стереотипов возможно применение опроса с помощью методики обогащенного общественного мнения, поможет определиться с тематикой, по которой необходимо информировать население, какие аспект проблемы нужно отразить в первую очередь, какие стереотипы существуют и причины их появления и многое другое. Тем самым подобные исследования помогут снизить межнациональную напряженность.
Этапы проведения данной методики:
1. Подготовка и проведение базового опроса общественного мнения по традиционной схеме, где изучается сырое, необогащенное общественное мнение.
2. Мнения всех участников базового опроса или, чаще, мнения респондентов, вошедших в сконструированную выборку из участников базового опроса, «обогащаются». Это делается с помощью разных приемов: в небольших группах респондентов обсуждаются соответствующие проблемы; организуются встречи с экспертами; распространяются специально подготовленные материалы; необходимая информация направляется респондентам через электронную почту или «вывешивается» на специальных веб-сайтах и т.д. Современные технические средства уже сейчас позволяют реализовывать еще вчера казавшиеся невозможными схемы коммуникации респондентов.
3. Проводится повторный опрос в группе респондентов, принимавших участие в процедуре обогащения. Интервал между базовым и повторным опросами – от нескольких дней до полутора-двух месяцев. Предполагается, что за это время все респонденты смогут получить, изучить и обобщить необходимую информацию и сформулировать свое новое отношение к соответствующей социальной проблеме. Финальное распределение ответов респондентов классифицируется как решение центральной, базовой задачи, как обогащенное мнение3.
Подводя итог, можно сказать, что таким образом можно «просвещать» респондентов, снимать стереотипность мышления, тем самым, давая им «иммунитет» против подверженности манипуляциям в СМИ по данной тематике. В результате «обогащения» мнений возможно построение модели «продвинутого» в информационном отношении общества.
Заключение
Проблема межнациональных отношений стала одной из актуальных проблем современного общества. Многие ученые связывают возросший интерес к этничности с мировыми процессами интеграции и глобализации, когда происходит интернализация культурных норм и ценностей. В результате этого индивиды утрачивают возможность соотнесения себя с той или иной общностью на базе тех особенностей, которые существовали ранее. Психологи утверждают, что одной из особенностей нашего сознания является стремление идентифицировать себя с какой-либо группой. Именно из этого стремления и происходит рост значения национальной самоидентификации. Роль национальной принадлежности становится всё более значимой. Одновременно это порождает новые проблемы, которые заключаются в высокой степени конфликтности современных межнациональных отношений.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 2008.
2. Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости // От толерантности к согласию. М., 2007.
3. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект-Пресс, 2005.
4. Керимов К.С. Конфликтогенные факторы межнациональных отношений в северном регионе // Вестник Тюменского Нефтегазового университета. Региональные социальные процессы. 2006. №3.
5. Петров В.Н. Миграции населения и этнические мигранты в современной России. Краснодар, 2006.
6. Подростки и юношество в многонациональной Москве: формирование этнического самосознания и межэтнических отношений. М.: Институт социологии РАН, 2007.
7. Хайруллина Н.Г. Социодиагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. – Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2007.
8. Хайруллина Н.Г., Салихова А.Р. Динамика социокультурной ситуации на юге Тюменской области // Вестник Тюменского Нефтегазового университета. Региональные социальные процессы. 2007. №1.
9. Арутюнян Ю.В. Этносоциология: учебное пособие для ВУЗов / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. – М.: Аспект-пресс, 2008.
10. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. – М.: «Механик», 2006.
11. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство – СПб.: Питер, 2007.
12. Докторов Б. Из XVII столетия в наступивший век: к становлению постгэллаповских опросных технологий // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2007. №2.
Исторически сложилось, что Россия является многонациональной страной, в которой взаимодействуют между собой представители различных культур, традиций и обычаев. Но в последнее время взаимодействия между этносами усилилось. Связано это, прежде всего, с ростом миграции на территорию Российской Федерации из ближайших республик. Из-за увеличения числа мигрантов все больше проявляются различные формы нетерпимости, ксенофобии, экстремизма и терроризма. Все это ведет к увеличению числа межэтнических, межкультурных и социальных конфликтов. Наиболее опасными являются межэтнические конфликты, поскольку они разрушают межличностные и деловые связи между регионами, падает авторитет органов государственной власти.
Социологический анализ проблемы формирования толерантности
На основе трудов Асмолова А.Г, Дробижевой Л.М., Керимова К.С. и других, был сделан вывод, что дихотомия «толерантность – интолерантность» существует во всех обществах и во всех культурах, но с разной степенью выраженности по отношению к различным объектам и в различных формах. Средства массовой информации, взвешенно освещая межнациональные проблемы, могут способствовать распространению норм толерантного поведения, противодействию различным видам экстремизма, этнофобии, ксенофобии. В этом плане журналистика может быть позитивной, нейтральной и негативной. Поскольку проблема межэтнических отношений стала одной из самых болезненных в современном обществе, становятся актуальными вопросы о задачах этнической журналистики в обществе, о способах толерантного освещения этничности в СМИ, об этических нормах, регламентирующих подобную деятельность журналистов, в том числе и вопрос о границах «свободы слова».
В мае-июне 2007 г. в г. Тюмени и на юге Тюменской области было проведено исследование с целью изучения проблемы толерантности как основы формирования этнической культуры населения и разработки концепции толерантности. Объектом исследования явилось население г. Тюмени и юга Тюменской области (гг. Ишим, Тобольск, Ялуторовск, Заводоуковск). Предметом исследования выступило формирование межэтнической терпимости в регионе как важной части межнационального взаимодействия в многонациональном обществе.
В результате было выявлено следующее. Проблемы межэтнического взаимодействия существуют и в нашем регионе, более того, при сравнении с данными исследований ведущих специалистов в области межэтнических отношений стало возможным выявить точки межэтнической напряженности в Тюменской области, была сделана попытка определить возможные тенденции развития межнациональных отношений, а также определен пороги конфессиональной толерантности. Рабочие гипотезы о том, что Тюменская область является наиболее стабильным регионом ввиду установившегося баланса многонациональности и многоконфессиональности подтвердились. Был сделан вывод, что необходимо пропагандировать мероприятия, проводимые Комитетом по делам национальностей Администрации Тюменской области, поскольку население не осведомлено о работе в данном направлении.
В результате выполнения научного исследования стало возможным определить черты толерантной и интолерантной личности и разработать концепцию толерантности в обществе, которая включала бы в себя следующие элементы: просветительский, диагностический и коррекционно – развивающий.
Просвещение включает в себя следующие компоненты: предоставление информации о толерантности и интолерантности, формах их проявления в межэтническом взаимодействии; формирование представлений о возникновении и закреплении в общественном сознании различных форм этнических стереотипов и дискриминации по признаку расы и этничности; обучение навыкам распознавания проявлений этнических стереотипов, этноцентризма и дискриминации по признаку этничности и расы в различных сферах общественной жизни; формирование более адекватных представлений о различных культурах и психологических особенностях их представителей.
Диагностика должна включать в себя осознание участниками образовательного процесса собственных этнических стереотипов и их влияния на различные сферы жизни; определение общего уровня толерантности отдельных групп участников образовательного процесса.
Коррекция, психологическая помощь и развитие: разрядка негативных чувств, связанных с опытом переживания дискриминации по признаку этничности и расы; формирование позитивной этнической идентичности; осознание собственной роли в трансляции и закреплении этнических стереотипов и различных форм дискриминации по признаку этничности и расы.
Еще одним негативным последствием межэтнических конфликтов, интолерантности и ксенофобии является препятствие успешному взаимодействию России с другими государствами, что может привести к изоляции государства от других стран мира. И результатом может стать снижение способности общества к интеграции и мобилизации. Вследствие этого весьма актуальны исследования, направленные на поиски путей формирования межкультурной компетентности, через которую можно прийти к межнациональной и межкультурной толерантности.
Этнические конфликты как объект этносоциологии
Формирование методики разрешения этнопроблем – задача этносоциологии, условие эффективного управления. Проблемы можно разделить по сферам: политические и правовые (суверенитет, самоопределение, автономия, права меньшинств); социально-экономические (распределение доходов и бюджета, формы хозяйствования, занятость, миграции, демография); этнокультурные (язык, культурная автономия, образование, СМИ, религия, искусство). Наложение противоречий, их аккумуляция могут привести к конфликту. Одни исследователи считают конфликт предельным случаем обострения противоречий, другие называют его особым видом взаимодействия, третьи – социальной болезнью, четвёртые – нормальным состоянием динамического общества.
Этноконфликт – частный случай социального конфликта, обладающий рядом специфических черт. Источником конфликтности и напряжённости выступает не многонациональность (полиэтничность). Однонациональность (моноэтничность) государства – также не гарантия стабильности. Если в многонациональном государстве противоречия и конфликты имеют характер межобщинных (межрегиональных, межгруповых и т.д.), то для однонационального государства они нередко переносятся на межгосударственный уровень. Обычно это связано с ролью диаспоры, нарушения прав и свобод которой вызывает нередко вмешательство со стороны исторической родины. Это вполне может служить базой для развёртывания национального конфликта на межгосударственном уровне.
Сведение к минимуму этнопроблем и противоречий возможно: во-1-х, если страна однородна в этническом отношении, т.е. нацменьшинства в составе её составляют не более 5–10%, населения; во-2-х, если титульная нация не имеет значительной диаспоры, особенно в сопредельных странах; в-3-х, органы власти и управления должны чутко реагировать на изменения в национальных отношениях и принимать своевременные и надлежащие меры. Первое условие позволяет свести к минимуму внутригосударственные этнические проблемы, второе – межгосударственные проблемы, третье – быть готовыми к практическим действиям. Этим можно объяснить стремления многих государств: а) добиваться однородности этносостава населения, б) пытаться объединить под юрисдикцией этнически родственные группы, в) укреплять систему социально-политического управления.
Проблема в том, что правовым путём сложно добиться этнической однородности территории или объединения этнородственных групп в 1-м государстве. Не более 40 стран можно отнести к мононациональным, и только единицы из них не имеют диаспоры. Но этническая однородность – не свидетельство национальной консолидации. Есть любопытный феномен этносоциального развития – отсутствие национально-этнических проблем, противоречий и конфликтов приводит нередко к их замещению иными. Т.о., мы можем констатировать отсутствие бесконфликтных обществ: есть лишь общества со стремлениями к острым формам разрешения конфликтов, и общества с тягой к консенсусным формам выхода из конфликтов.
Этноконфликт – разновидность социального межгруппового конфликта, когда группы поляризуются по этническому признаку. Корни этноконфликтов находятся в области экономических, политических, правовых, социальных противоречий, однако этноконфликты имеют внутреннюю логику развития. Нельзя не учитывать влияния психологических факторов, мощь потенциала самосознания. Конфликт формируется в ситуации, содержащей проблему, т.е. противоречия, которые представляются данным этническим общностям как значимые для них противоречия между сущим и должным. Конфликтная ситуация – совокупность факторов и предпосылок (включая состояние массового сознания) конфликта, выступающего как форма межэтнических отношений.
Конфликтная ситуация порождается противоположными позициями сторон по существенным вопросам, или коренным несовпадением интересов, или разнонаправленными целями, или взаимно неприемлемыми средствами достижения целей. Развитие конфликтной ситуации начинается с роста этноцентризма, который имеет место в большей или меньшей степени у всех этнических общностей, особенно при развитом самосознании.
Нарастанию напряжённости способствует усиление негативных этностереотипов. Эти стереотипы отражают опыт контактов между народами и могут носить как положительную и отрицательную окраску. В последнем случае наступает отчуждение, усиливается напряжённость во взаимоотношениях, которая может прорваться самым неожиданным образом. Источником этноконфликта является столкновение национальных интересов, т.е. экономических, политических, социальных и т.д. интересов, но под углом зрения гипертрофированного самосознания. На практике, как правило, «общие национальные интересы», принимая самодовлеющую форму, оказываются оторванными от действительных – индивидуальных и групповых интересов, а подчас и противостоят им. Однако благодаря значительному эмоциональному потенциалу национального самосознания возможна ускоренная консолидация большей части нации для защиты своих национальных интересов (подлинных или фиктивных) в ситуациях угрозы (реальной или мнимой) этим интересам.
Структура этноконфликта включает в себя такие составляющие как: объект конфликта (противоречия, порождающие конфликтную ситуацию), субъекты конфликта (стороны, оппоненты), основу конфликта (конфликтную ситуацию). Чтобы ситуация переросла в конфликт, необходим импульс – инцидент. В случае этноконфликта таким инцидентом выступают обычно действия со стороны оппонентов (как правило, сначала одного из них), направленные на осуществление своих интересов путём ущемления и ограничения интересов другой стороны (экономических, политико-правовых, культурно-языковых, конфессиональных и т.д.). Если в результате этого оппонент отвечает защитными действиями, то инцидент можно считать состоявшимся и национальный конфликт из потенциального становится реальным.
Имеются различные точки зрения относительно схем выделения стадий разворачивания и развития конфликта. Наиболее типичной из этих схем является следующая: стадия конфликтной ситуации (или потенциального конфликта), переходная стадия (стадия перехода, перерастания потенциального конфликта в реальный), стадия непосредственно самого конфликта (стадия конфликтной активности, конфликтных действий), стадия разрешения или снятия конфликта. Можно выделить две крайние точки на конфликт: первая – считать конфликт нормальным социальным феноменом, частным случаем проявления общественных противоречий; вторая – считать конфликт социальной аномалией, своего рода социальной болезнью. Разница в оценках обуславливает разницу в подходах: в первом случае главным считается управление и овладение конфликтной ситуацией, во втором – основной упор делается на коренное излечение, профилактику и недопущение рецидивов.
Анализ показывает, что первопричины конфликтов кроются в дисгармонизации национальных интересов. Эффективное урегулирование возможно только путём выработки норм сосуществования этносов в рамках единой социальной, политической, экономической системы. Гармонизация интересов возможна лишь в условиях бесконфликтного сосуществования (бесконфликтного – не значит беспроблемного). Генезис этноконфликта зависит от тех проблем и противоречий, которые реально существуют в обществе, и в определённый момент всплывают на поверхность в виде конфликта. В развитой форме конфликт является проявлением тенденций в развитии национальных движений. Эти движения можно расклассифицировать на: сепаратистские, ирредентистские (воссоединительные), автономистские, этнолингвистические, этноконфессиональные, этноэгалитаристские (уравнительные), антимиграционные
Деление на типы условно, тем более что одно движение может нести в себе признаки нескольких типов, иметь различные тенденции. Например, ирландское движение в Ольстере можно квалифицировать и как сепаратистское (отделение от Великобритании), и как ирредентистское (желание воссоединиться с Ирландией), и как этноконфессиональное (католическое движение против засилья протестантизма). Нередко этнолингвистические и этноконфессиональные движения бывают взаимосвязаны, особенно если религиозное меньшинство одновременно является языковым. Национальные движения могут трансформироваться в ходе исторического развития: автономистские движения по достижении своих целей (получение автономии) могут перерастать в сепаратистские или ирредентистские и т.д.
Характер национального конфликта зависит не только от генезиса, но и от целей. По этому признаку выделяют конфликты: реалистические, нереалистические, смешанные. Реалистические конфликты предполагают, что субъекты конфликта имеют чётко осознанные цели, а конфликт выступает средством достижения. Это подразумевает поиск альтернативных способов решения конфликтов при постоянстве целей сторон. Нереалистичесие конфликты имеют место, когда субъекты конфликта не очень отчётливо осознают мотивы конфликта, а сам он является лишь средством эмоциаональной разрядки. Для нереалистических конфликтов свойственна альтернативность не способов решения, а объектов конфликта. Нереалистические конфликты более стихийны, иррациональны, менее подвластны управлению. «Смешанные конфликты» – наиболее тяжёлый случай, когда субъекты поляризованы в целях, способах и функциях конфликта. Это происходит, когда для одного из субъектов конфликт выступает как реалистический, а для другого – как нереалистический.
Примерами реалистических конфликтов могут служить армяно-азербайджанский, грузино-абхазский, молдавско-приднестровский и т.д. Нереалистические конфликты – осетино-ингушский, ошский, ферганский и т.д. Смешанные конфликты – таджикский, грузино-мингрельский, чеченский и т.д. По длительности конфликты можно разделить на кратковременные (ферганский, ошский), долговременные (кавказские, балканские, ближневосточные) и промежуточные. С длительностью связана острота. Кратковременные конфликты бывают острыми, долговременные – хроническими. Возможны и острые долговременные конфликты (ближневосточный, южноафриканский, афганский, кашмирский). Ещё одним основанием деления конфликтов на группы является интенсивность протекания конфликта, т.е. роль насилия в ходе происхождения и развития конфликта. В западной конфликтологии выделяют: насильственные конфликты; чреватые насилием насильственные, но управляемые; потенциально насильственные; ненасильственные, управляемые. Чем больше роль насилия в конфликте, тем менее он подвержен управлению. На интенсивность протекания национальных конфликтов оказывает влияние целый ряд факторов: эмоциональный накал конфликта, численность и организованность задействованных в конфликте групп, характер целей и средств.
Особенности этнических стереотипов молодежи
Важную роль в межнациональных отношениях играют этнические стереотипы. Это разновидность социальных стереотипов, представляющая собой упрощенный и эмоционально окрашенный образ той или иной нации. Существующие стереотипы могут сыграть значительную роль в осуществлении межнационального общения, повлиять на характер межнациональных отношений, их интенсивность. Особую роль играют этнические автостереотипы, поскольку являются не только показателем восприятия собственной нации, но и индикатором социального самочувствия. От того насколько уверенно чувствует себя человек, на сколько доволен он своим положением, во многом, зависит и характер автостереотипа. И в тоже время, если его оценка своей нации отличается доминированием положительных характеристик, он ощущает стабильность своего положение, связь со своей нацией, его отношение к представителям других нации становится лояльней. Соответственно, возможность возникновения межнационального напряжения, перерастающего в конфликт, ниже, чем в противоположном случае.
Длительный кризис в России оказал влияние на формировании ценностей и ценностных ориентаций молодежи, на формировании сознания данной категории. Трудности проявляются не только в становлении гражданского сознания, но и политического и этнического сознания молодого поколения.
Исследователи особенностей молодежного этнического сознания особое внимание уделяют проблеме формирования молодежных этнических стереотипов. Наблюдаемый в последнее время глобальный процесс взаимодействия и взаимопроникновения культур, цивилизаций, ведущий к их унификации, свидетельствует о важности исследования не только гетеростереотипов, но и этнических автостереотипов, знание которых способствует сохранению собственных культурных ценностей того или иного этноса, его национальной самобытности. Этнические стереотипы служат измеряемой формой проявления национального характера и выполняют важную функцию, влияя на симпатии / антипатии человека и определяя тем самым его поведение в различных коммуникативных ситуациях. Усваиваемые в процессе социализации автостереотипы способствуют формированию понятий хорошо / плохо и задают ориентиры в межличностном взаимодействии. Важность изучения автостереотипов связана еще и с тем, что культурные ценности в отличие от гетеростереотипов анализируются внутри этнической общности, то есть теми, кто знает и понимает эту культуру.
В связи с этим в апреле 2007 года в городе Твери было проведено прикладное исследование, целью которого явилось изучение этнических автостереотипов тверской молодежи как одной из разновидностей этнических стереотипов. Было опрошено 300 человек, из них учащихся 11-х классов МОУ СШ г. Твери – 100 человек, студентов 1 курса ВУЗов г. Твери – 100 человек, студентов 4 курса ВУЗов г. Твери – 100 человек.
Результаты исследования позволили сделать ряд выводов. Среди школьников, студентов 1 курса и студентов 4 курса одинаково высока доля тех, кто идентифицировал себя с какой-либо нацией.
В основном в исследовании принимали участие представители русской нации. Следует отметить, что среди опрошенных в каждой категории выделилась определенная доля тех, кто отнес себя не к русской нации. Но доля данных респондентов не позволяет проанализировать ответы представителей каждой нации на предмет автостереотипов, поскольку полученные результаты не отражают реальной ситуации среди представителей этой нации.
Школьники и студенты 1 курса выделили в качестве главных цветов, ассоциирующимися с русскими, белый и синий. Однако студенты 4 курса определяют главным цветом красный, что свидетельствует о тревожности, присутствующей при оценке своей нации. Данный выбор вполне можно объяснить не только смысловой нагрузкой этих цветов, но и их использованием в официальной символике государства. Из представителей животного мира русских однозначно ассоциируют с медведем. Медведь символизирует добродушие и ярость, силу, лень, обжорство и аскетизм одновременно. В самом образе заключено двоякое прочтение, что соответствует и определению главных черт национального характера и цветовым ассоциациям
У студентов 1 курса и школьников наблюдаются расхождения при оценке черт характера русской нации и последующем выборе пословицы, символизирующей черту характера. Часто ранее названные черты, не соответствуют тем, что выбираются на уровне ассоциации. Это может являться признаком неустойчивости существующего автостереотипа. При этом студенты 4 курса характеризуют свою нацию более определенно.
В результате можно отметить такую особенность этнических автостереотипов молодежи, как неоднозначность. Это проявляется и в выборе цветовых ассоциаций, животного символа, в оценке черт национального характера через пословицы. Одинаково высокая доля выбора противоположных черт указывает на то, что у молодежи не сложилось устойчивого и однозначного представления о своей нации, о тех чертах, которые ей присущи.
Методика измерения этнических стереотипов
Этнический фактор становится основой формирования конфликтности в современном мире, а повышение толерантности граждан, для любой страны, особенно такой многонациональной, как Россия, становится важнейшей задачей.
Актуальность исследования толерантности, формирования этнических стереотипов определяется сложностью этносоциальных процессов, протекающих в российском обществе. Согласно данным социологических опросов, с середины 90-х годов в России, наблюдался всплеск убийств на национальной почве.
Результаты многочисленных исследований показывают, что установки преломляются через сложную совокупность факторов трех уровней (общества, группы и личности), выступающих в качестве «буфера» между содержанием сознания и поведением. Для выявления проблемы происхождения и формирования стереотипов необходимо выявить, являются ли стереотипы следствием индивидуально-психологических особенностей человека или вызваны иными причинами.
С течением времени этнические стереотипы имеют тенденцию изменяться, особенно сильная трансформация происходит при различного рода кризисах в стране, будь то, социальный, политический, экономический кризис. Также фактором, активирующим трансформацию этнических стереотипов, может выступать межнациональная напряженность в обществе, а отрицательные стереотипы, могут проявляться в крайних формах, таких как, ксенофобии и межнациональной вражда, что вызывает серьезные социальными потрясениями.
В связи со всем вышесказанным, можно утверждать, что необходимо проводить мониторинговые исследования изменений происходящих в этических стереотипах наблюдать за их трансформациями и предпринимать определенные меры по сглаживанию межнациональной напряженности.
Этнические стереотипы возникают из-за отсутствия информации, в связи с тем, что они упрощают суждения и служат универсальными шаблонами, с помощью которых, можно создать собственное видение определенного объекта. Поэтому принципиально важно при изучении стереотипов, определить факторы, влияющие на их формирование и причины их трансформации.
Можно определить три фактора детерминирующих стереотипное мышление:
· социальная реальность, воздействующая на людей и фиксируемая ими культура людей, живущих в этой реальности
· массовые информационные и коммуникационные процессы, отражающие эту реальность и культивирующие ее образы в сознании людей.
Чтобы уменьшить негативное влияние этнических стереотипов, необходимо информировать население о происходящих процессах. Важно выявить основные точки напряженности и причины этих стереотипов и способы их нейтрализации.
Одним из таких способов выяснения причин трансформации этнических стереотипов, факторов влияющих на их формирование и уменьшение подверженности респондентов к стереотипному мышлению путем повышения их информированности, может служить, методика обогащенного общественного мнения.
Помимо традиционных опросов для изучения этнических стереотипов возможно применение опроса с помощью методики обогащенного общественного мнения, поможет определиться с тематикой, по которой необходимо информировать население, какие аспект проблемы нужно отразить в первую очередь, какие стереотипы существуют и причины их появления и многое другое. Тем самым подобные исследования помогут снизить межнациональную напряженность.
Этапы проведения данной методики:
1. Подготовка и проведение базового опроса общественного мнения по традиционной схеме, где изучается сырое, необогащенное общественное мнение.
2. Мнения всех участников базового опроса или, чаще, мнения респондентов, вошедших в сконструированную выборку из участников базового опроса, «обогащаются». Это делается с помощью разных приемов: в небольших группах респондентов обсуждаются соответствующие проблемы; организуются встречи с экспертами; распространяются специально подготовленные материалы; необходимая информация направляется респондентам через электронную почту или «вывешивается» на специальных веб-сайтах и т.д. Современные технические средства уже сейчас позволяют реализовывать еще вчера казавшиеся невозможными схемы коммуникации респондентов.
3. Проводится повторный опрос в группе респондентов, принимавших участие в процедуре обогащения. Интервал между базовым и повторным опросами – от нескольких дней до полутора-двух месяцев. Предполагается, что за это время все респонденты смогут получить, изучить и обобщить необходимую информацию и сформулировать свое новое отношение к соответствующей социальной проблеме. Финальное распределение ответов респондентов классифицируется как решение центральной, базовой задачи, как обогащенное мнение3.
Подводя итог, можно сказать, что таким образом можно «просвещать» респондентов, снимать стереотипность мышления, тем самым, давая им «иммунитет» против подверженности манипуляциям в СМИ по данной тематике. В результате «обогащения» мнений возможно построение модели «продвинутого» в информационном отношении общества.
Заключение
Проблема межнациональных отношений стала одной из актуальных проблем современного общества. Многие ученые связывают возросший интерес к этничности с мировыми процессами интеграции и глобализации, когда происходит интернализация культурных норм и ценностей. В результате этого индивиды утрачивают возможность соотнесения себя с той или иной общностью на базе тех особенностей, которые существовали ранее. Психологи утверждают, что одной из особенностей нашего сознания является стремление идентифицировать себя с какой-либо группой. Именно из этого стремления и происходит рост значения национальной самоидентификации. Роль национальной принадлежности становится всё более значимой. Одновременно это порождает новые проблемы, которые заключаются в высокой степени конфликтности современных межнациональных отношений.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 2008.
2. Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы совместимости // От толерантности к согласию. М., 2007.
3. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект-Пресс, 2005.
4. Керимов К.С. Конфликтогенные факторы межнациональных отношений в северном регионе // Вестник Тюменского Нефтегазового университета. Региональные социальные процессы. 2006. №3.
5. Петров В.Н. Миграции населения и этнические мигранты в современной России. Краснодар, 2006.
6. Подростки и юношество в многонациональной Москве: формирование этнического самосознания и межэтнических отношений. М.: Институт социологии РАН, 2007.
7. Хайруллина Н.Г. Социодиагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. – Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2007.
8. Хайруллина Н.Г., Салихова А.Р. Динамика социокультурной ситуации на юге Тюменской области // Вестник Тюменского Нефтегазового университета. Региональные социальные процессы. 2007. №1.
9. Арутюнян Ю.В. Этносоциология: учебное пособие для ВУЗов / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. – М.: Аспект-пресс, 2008.
10. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. – М.: «Механик», 2006.
11. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство – СПб.: Питер, 2007.
12. Докторов Б. Из XVII столетия в наступивший век: к становлению постгэллаповских опросных технологий // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2007. №2.