Контрольная работа

Контрольная работа на тему История психологии Античная философия

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-05-01

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024


Введение
Поскольку психология как наука не является дисциплиной с единой теоретической платформой, как это имеет место в естественных науках - физике, химии, ученые-психологи вынуждены постоянно обращаться к историческому обоснованию ее идей. В этом заключается одна из причин неустанного интереса психологов к истории своей науки. Как самостоятельное научное направление психология существует всего 125 лет, со времен основания в 1879 году Вильгельмом Вундтом Лаборатории экспериментальной психологии в г. Лейпциге. Можно смело утверждать, что психология - одна из наиболее молодых дисциплин в современной науке, поэтому "допарадигмальный" статус, в котором она находится, - закономерное явление.

1. Предмет истории психологии
Предмет история психологии - это изучение изменений в представлениях ученых о психологических феноменах, предмете психологии, методах, о структуре самой науки.
Психология как наука начинается с понятия "душа", но, несмотря на то что человечество задается вопросом о том, что такое душа, с доисторических времен, оно так и не получило ответа. Трудности в изучении феномена души (или психики) заключается, во-первых, в том, что он не имеет непосредственного материального воплощения (психика - это идеальная субстанция), а во-вторых, в том, что он не объективирован для человека, а слит с ним воедино, так что познающий субъект и познаваемый феномен нерасторжимы, или то, "чем познается", и то, "что познается", - едины.
Психология имеет дело с "опредмечиванными" воплощениями психической активности, выраженными соматически (вегетативные проявления при переживании эмоций), вербально ( в письмах и устной речи) и в продуктах человеческой деятельности. Тот факт, что сам феномен не замечен, а значит, и не наблюдаем, порождает множество концепций, версий того, что такое душа или психика. Так, ранние, доантичные, античные и более поздние (вплоть до середины 19 века) концепций психики были результатом объективных раздумий философов о душе. Естественно, что эти концепции являются непроверяемыми или неверифицируемыми, а согласие или несогласие с ним - это результат доверия им. Лишь началом пользования эксперимента в психологии (1879 г.) возникла возможность формулирования и проверки гипотез, и психология начала свой путь к статусу так называемой нормальной науки. Теперь нам становится ясно, почему психология имеет "столь долгую предысторию и столь короткую историю", почему человечество так далеко продвинулось в познании обьективированного мира внешней реальности и так мало - в познании субъективного мира внутренней реальности. В попытках исследовать историю развития психологической науки наиболее типичны два подхода к выделению периодов развития. Первый подход основан на критерии научного статуса. В нем выделяются два периода - философский период развития психологии (начинается от античности и длится до 70-х годов 19 века) и период развития психологии как самостоятельной науки (от 70-х годов 19 века до настоящего времени). Рубежом между периодами является 1879 г. - год основания немецким физиологом и психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге Лаборатории экспериментальной психологии. Это события стало ключевым, так как с этого момента в психологии начали использовать новый метод проверки научных гипотез - эксперимент. Психология вышла из "лона" философии и начала развиваться самостоятельно. Философия, конечно, продолжала влиять на психологию, как и на другие науки, но влияние становилось внешним, дискуссии по наиболее острым вопросам переместились в узкопрофессиональное пространство.
Второй подход, предложенный А. Н. Ждан (1997), более сдержанный, так как в основу деления на периоды была заложена идея изменения предмета психологии. В этом подходе выделялись три периода.
Первый период - психология как наука о душе, он продолжался от античности и до начала Нового времени (17 век). Под душой понималась материальная, идеальная, а затем и божественная субстанция, благодаря которой человек считался активно действующим существом, воспринимающим и познающим мир объективной реальности, а позднее и мир божественный. Приоритетными свойствами души стали познавательные возможности и нравственные основания. Понятийный аппарат включал в себя такие термины, как разум, рассудок, мнение, чувства (ощущения и восприятия), память, представления, воображение, аффект, воля, характер.
Второй период - психология как наука о сознании; он связан с именем Рене Декарта (начало нового времени - 17 век) и продолжалась до начала 20 века. Под сознанием понимался мир внутренней реальности, открытый человеку в самонаблюдении (интроспекции). Понятийный аппарат включал в себя наряду с существующими такие термины, как интуиция, рефлекс, биологические и духовные потребности, бессознательное, психическое развитие, перцепция апперцепция, законы ассоциации, время реакции, пороги ощущений, психология, психофизика, психофизиология, одаренность и ее наследование, кривая забывания.
Третий период - психология как наука о поведении; он связан с развитием бихевиоризма и с изменением Джона Уотсона (начало - конец 20 века). Психология стремилась к сходству с естественными науками, широко применялись эксперимент и математический аппарат для обработки результатов экспериментов. Снова к уже существующим терминам добавлялись такие, как условный и безусловный рефлексы, подкрепление, респондентное и оперантное научение, экспериментальный анализ поведения, модификация поведения. Таким образом, современная психология продолжает оставаться дисциплиной, в которой используется весь терминологический аппарат, формировавшийся с времен античности, и в определенных ее направлениях предметом по-прежнему могут быть и душа, и сознание, и поведение.
1.1 Идеалистические и гуманистические философские концепции Сократа, Платона, Аристотеля
Философское представление Сократа. Сократ (470-399 года но н. э.) - сын каменщика - был мастером устой традиции. Наиболее полное представление о его идеях мы получаем из "диалогов" его ближайшего ученика Платона. Достоверно известно, что в 399 году до н. э., когда Сократу было около 70 лет, его осудили и приговорили к смерти, обвинив в "нечестии и развращении умов".
С именем Сократ связано изменение проблематики философских учений античности. Он осуществил переход от анализа сущности природы и мировоздания к рассмотрению вопроса о том, что такое человек, в чем его сущность.
Определяя природу человека, Сократ установил приоритет познавательных способностей человека и нравственного начала в человеке: "человек - это его душа, то есть разум и нравственное поведение". Таким образом, возникли две наивысшие ценности, которые до сих пор составляли основание образа идеального человека в европейской культуре.
Согласно Сократу над человеком есть субстанция - "Божественный разум, который является началом и единственной причиной всех вещей". В каждом человеке, "в тайниках его души", хранится знание, которое можно актуализировать и освободить от ложных мнений с помощью специального искусства, майевтики (дословно - родовспоминание; надо отметить, что мать Сократа была повитухой).
Сократ придерживался мнения, что душа и тело разделены: душа - это разум, она бессмертна и божественна, тело - только инструмент на службе у души.
Учение Платона (427-347 года до н. э.).Идеалистическое понимание души достигло наивысшего развития в философии Платона - ближайшего ученика Сократа. Творческое наследие Платона (36 работ, написанных в форме диалогов) сохранились почти полностью, поэтому историки имеют достаточно целостное представление о философии этого ученого.
Центральным понятием концепции Платона является понятие "мира идей", идеального, вечного, истинного бытия, которое стоит над материальным миром, миром чувственных вещей или миром небытия. Материальный мир переходящ, тленен и в истинном смысле слова не существует. Платон прибег к следующему доказательству существования мира идей: человеческий разум имеет образы вещей, у которых есть источники в виде реальных предметов внешнего мира, но разум соержит также понятия, которые не имеют опоры, источников в мире внешней реальности.
Душа - это сущность, которая посредничает между миром идей и миром чувственных воспринимаемых) вещей. В своем истинном состоянии она является частью мирового духа и пребывает в царстве вечных идей. Души ниспадают на землю и восходят от земли на небо; таким образом жизнь души циклична и бесконечна. Душа сохраняет опыт телесных воплощений и может страдать, покинув тело, что заставляет человека остерегаться безнравственных поступков. И все же в зависимости от того, насколько нравственно прожита жизнь, последующего телесного воплощение души может быть различным ("тот, кто предавался распутству и пьянству..., перейдут, вероятно, в породу волков или других хищников...").
Философское учение Аристотеля. Аристотеля (384-322 года до н. э.) считают учеником Платона, однако он не являлся приверженцем философии своего учителя в той мере, в какой сам Платон принимал философию Сократа. Аристотель был сыном придворного врача и получил сначала медицинское, а затем философское образование. Таким образом, мировоззрение сформировалось до встречи с Платоном. Аристотель заложил основы современно-научного понимания мира.
Согласно философской концепции Аристотеля, мир есть результат взаимодействия двух начал, материи, пассивной субстанции и формы, активного начала, которое обладает организующей функцией относительно материи. Форма составляет сущность вещей.
Душа - это форма, или организующее, управляющее начало живой материи; кроме того, душа - это функция живого тела, или то, для чего оно предназначено, его причина и цель (например, зрение - это функция глаза и одновременно его душа). Четыре понятия - материя, форма, причина и цель - обьеденены в философии Аристотеля в одно - энтелехия. Душа и тело существуют слитно, так как душа является сущностью тела. Субстанция души неоднородна, часть души связана с телом, и она смертна, другая часть имеет божественную сущность, и жизнь ее циклична (как и в философском учении Платона).
Аристотель выделяет так называемые способности (или свойства) души, которые отличаются у представителей живой природы, стоящих на разных ступенях жизни.
Растительная душа обладает свойством уподобления, извлекая из окружающей природы питательные вещества, которые сначала инородны по отношению к ней.
Животная душа обладает свойством воспринимать образы вещей (сенсорные свойства), переживать аффекты и стремления. Эта способность души свойственна животным и человеку.
Душа человека обладает способностью мыслить и формировать понятия. Этой способностью обладает только человек.
1.2 Психологическая мысль в странах Древнего Востока
За несколько тысячелетий до нашей эры на Востоке складываются великие цивилизации: египетская, индийская, китайская и другие, в недрах которых зародились идеи, пришедшие к современному научному знанию.
Во всех странах Востока ( а затем и в Древней Греции) решающее значение отводилось кровообращению, а основой жизненности считались два начала: жидкость крови и ее воздух.
В китайских медицинских источниках, главным органом "князем тела" также считается сердце, а за основу жизненных отправлений принимается воздухообразное начало - ци.
по мнению медиков Древней Индии, главный орган психической деятельности также помещался в сердце.
От медиков идет и учение о темпераментах. Оно выражало стихийно-материалистическое понимание причин индивидуальных различий между людьми. Обоснование этих различий гуморальными особенностями вытекало из учения об элементах тела. За основу темперамента индийские и китайские врачи принимали три элемента: воздухообразное начало (у китайцев ци), желчь (иногда кровь) и слизь.
Новые социальные запросы обусловили появление философских школ, хотя и тесно связанных с религией, но вместе с тем пришедших к рациональному, логическому обсуждению коренных вопросов человеческого существования и его отношение к миру в целом.
В основе ряда индийских теорий умственной деятельности лежит идея неразрывной связи органа познания с объектом познания. Эти теории рассматривали несколько форм связи ощущающего органа с объектом.
в индийской литературе издавна различались две формы восприятия: неопределенное (нирвикалпа) и определенное (савикалпа). Первое - чисто сенсорное, дающее непосредственное впечатление о предмете при его контакте с органом, второе - расчлененное, воплощенное в речевоых структурах.
В античной психологии, как мы дальше увидим, также шел поиск переходных моментов от ощущения к мышлению. Но здесь центром анализа стали представления, то есть образы, сохраняющие после воздействия предмета на органы чувств.
Большое место в психологических учениях индусов занимал вопрос об иллюзиях восприятия, галлюцинациях, сновидениях, а также возможностях особого, сверхчувствительного восприятия, изучаемого Йогой.

2. Генезис и характерные черты античной философии
Греция оказалась тем географическим центром, где возникла новая форма духовной жизни человечества - философия как попытка осмысления мира и человека в нем. Эта форма духовной жизни стала выше непосредственного насущного бытия человека с его биологическими потребностями - установилась окончательная, непреодолимая граница между животным миром и человеком.
Из философских размышлений, сформировалась традиция рационального мышления, мышления в ключе причинно-следственных отношений. Рациональный, хотя и упрощенный, подход к пониманию мира и человека, убеждение, что естественные явления имеют естественные (а не сверхъестественные) объяснения, открыли желанную возможность контролировать мир, а в конечном счете – господствовать над природой.
Эпоха античности продолжалась с 6 века до н. э. до 2-3 века н. э., то есть примерно 8 веков. Внутри нее выделяют три периода с характерными признаками каждого из них.
Первый период получил название атомистической материалистической античности, и для него характерны:
·огромный интерес к космосу и создание первых космологических теорий;
·поиск первоосновы мира в виде знаменитых первоэлементов и споры о приоритетности того или другого из них;
·одушевление мира и приписывание ему свойств разумности и справедливости.
Второй период получил название гуманистической идеалистической античности, и для него характерны:
·интерес к человеку, его взаимоотношения с миром;
·создание концепции высшего мира с его идеальными свойствами;
·признание разума как высшей человеческой ценности.
Третий период называется периодом поздней античности, и для него характерны:
·создание и переработка религиозной концепции человека;
·существенные изменения в представлениях о человеке;
·формирование ценностей страдания, эмоциональных и волевых свойств, которые стали приоритетами над интеллектуальными.
2.1 Психологические идеи поздней античности
Во 2 веке до н. э. после распада Греции политическим и экономическим центром стал Рим, однако культуры завоеванных стран, и особенно Греции, продолжали сильно влиять на Римскую империю. В 1 веке н. э. христианство признается государственной религией Римской империи, а в 4 веке выходит за пределы Рима. Психологические идеи этого периода сильно окрашены религиозным, духовным содержанием.
Неоплатонизм Плотина (205-270 гг.) и концепция эманации души. Плотин - один из крупнейших философов раннего христианства. Религиозные ценности отрешенности, смирения, уединения и погруженности в себя получили теологическое обоснование в философии Плотина. Концепция мироздания и человека в нем, называется эманацией души.
Христианская философия Августина Блаженного (354-430 гг). Августин Блаженный - сложная, противоречивая фигура рубежа поздней античности и раннего средневековья. Значение его как ученого определяется тем, что он открыл новую форму философских размышлений - философствование в вере, полагая, что вера и разум взаимно дополняют друг друга, а понимание - это вознаграждение веры. Августин признавал ложным античный путь познания через свободный индивидуальный поиск, основанный на рациональном, утверждая, что только христианский путь, основанный преимущественно на вере, ведет к истине. С философии Августина начинают перелом и разделение теологической и философской традиций.
Душа - самобытная субстанция - не содержит в себе ничего материального, созданная богом и бессмертна. Она имеет функции мышления, памяти и воли, отличается от тела совершенством. Душа познает бога, а тело препятствует этому познанию, поэтому, подавляя чувственные наслаждения, человек помогает душе совершенствовать свой путь познания. Основу духовной жизни составляет воля, из чего следует, что человеческую сущность определяет не разум, а его деятельное начало - активная воля.

3. Философия Нового времени: рационалистический и эмпирический пути познания мира
В 17 веке начали интенсивно развиваться науки. Иоганн Кеплер (1571-1630) дает математическое обоснование открытий Н. Коперника и завершает революционный переход от теорий кругового движения планет (аристотелевско-птолемеевской) к теории эллиптического движения. Г. Галилей обосновывает ошибочность разделения физики земной и небесной. Англичанин Исаак Ньютон (1642-1727) сводит в единые законы гравитации силы, управляющие орбитальным движением планет и движением предметов на поверхности Земли. Уильям Гарвей (1578-1657) доказывает, что кровь в теле человека циркулирует, описывает большой и малый круги кровообращения через механические понятия. Роберт Бойль (1627-1695) становится основоположником научной химии. Христиан Гюйгенс (1629-1691) вносит значительный вклад в различные области науки, включая создание волновой теории света.
Два направления различаются в подходах к решению основных проблем познания:
а) Проблема источников и происхождения знаний. Рационалисты считали, что знание является врожденным, а всеобщие понятия имеют априорное происхождение - это результат опыта, приобретенного прижизненно.
б) Проблема соотношения чувственного опыта и логического мышления. Для рационалистов приоритетным являлось логическое суждение.
в) Проблема отношения познавательных процессов к физическому миру и познаваемости мира. Некоторые представители рационализма стояли на позициях непознаваемости, а эмпирики - преимущественно на позициях познаваемости мира.
г) Проблема взаимоотношения психических и телесных процессов. Для рационалистов телесное психическое - это отдельные, несводимые друг к другу субстанции; эмпирики стояли на позициях дуализма души и тела, или на позициях психофизиологического параллелизма.

Вывод:
Между различными культурами издавна происходил обмен материальными и духовными ценностями, но в настоящее время в отношении многих идей утрачена возможность выяснить, возникли ли они на почве данной культуры или оплодотворили ее, будучи усвоены от других. Так, например, представление о кровообращении как главном факторе телесной и психической жизни разрабатывалось в Вавилоне, Египте, Китае, Индии, Греции. Но кому принадлежит приоритет и каковы были пути передачи этого учения (в том случае, если оно не возникло у одного народа независимо от другого), остается невыясненным.
То же можно сказать и про учение об основных элементах мира, определяющих материальный состав организма и характер его функций.
Общие закономерности развития психологических идей на Востоке и на Западе одни и те же. Повсюду зарождение и эволюция научных представлений находились в зависимости от опытного изучения организма как части природы. Повсюду эти представления пробивались сквозь мистико-религиозную догматику, подавляющую свободное исследование.

1. Реферат на тему The Ideals Of Jonathan Swift Essay Research
2. Реферат на тему Rede Social Em Portugal Essay Research Paper
3. Реферат на тему Frankenstein Nature Essay Research Paper There are
4. Реферат Прогрессивная партия Чада
5. Доклад на тему Порядок патентования секретных изобретений
6. Кодекс и Законы Облік, аналіз і аудит операцій на рахунках у банках в національній валюті на підприємстві пп дні
7. Реферат на тему Divorce Essay Research Paper DivorceDivorce is as
8. Реферат Регистры сдвиги
9. Реферат на тему An Article Evaluation Essay Research Paper Although
10. Реферат Человек перестает думать