Контрольная работа

Контрольная работа на тему Правовая база благотворительной деятельности

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-05-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024


Содержание
Введение
1. Историческая справка о развитии русого меценатства
2. Концепция совершенствования правового регулирования благотворительной деятельности
2.1 Правовая база, регулирующая благотворительную деятельность
3. Феномен русского меценатства
Заключение
Список литературы

Введение
Понятие "меценат" пришло к нам из Древнего Рима. В I в. до н. э. у императора Августа был приближенный, выполнявший его дипломатические и частные поручения. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально, его звали Меценат. Со временем это имя стало нарицательным. Надо отметить, что понятие "меценат" часто соседствует с понятием "благотворительность". Благотворительность - это оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельным лицам, так и организациям, она может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности. Меценатство - более узкое понятие, это покровительство наукам, искусству, культуре. Многие меценаты занимались и благотворительной деятельностью. В истории отечественного меценатства есть немало ярких страниц, представляющих огромный интерес не только для истории, но и для наших дней. Более того, есть весомые основания рассматривать лучшие традиции отечественного меценатства как уникальное явление, представляющие значимость и актуальность не только для России, но и для других стран. Включение этого слова в обиход в России, возраст этого понятия не адекватен фактической богатейшей истории отечественного меценатства. Так, в «Толковом словаре» Даля слово «меценат» еще отсутствует. Не найдем мы его и в речи В.О.Ключевского «Добрые люди древней Руси». Выдающийся историк использует другое понятие- «благотворительность». Мысли В.О.Ключевского о принципиальном бескорыстии благотворителя в соответствии с требованиями этики, сложившейся на Руси, очень важны. Во-первых, родство понятий «меценатство» и «благотворительность» позволяют увидеть корни последнего в толще многих столетий. Во-вторых, бескорыстие как обязательное условие истинной благотворительности на Руси позволяет «развести» кажущиеся тождественными понятия: «меценат» и «спонсор».

1. Историческая справка о развитии меценатства в России
История меценатства в России имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Большой стимул к меценатской деятельности появился у знати после преобразований Петра I, привнесших в страну дух европейского Просвещения. Сподвижники царя старались перещеголять друг друга в поощрении художественных затей. Значительный взлет меценатской деятельности наступил во время царствования Екатерины II, ее долголетнее правление было ознаменовано самыми щедрыми наградами, послужившими источником возникновения многих крупнейших состояний. Наступил расцвет коллекционирования и собирательства. Традиции благотворительности и меценатства в России складывались на протяжении нескольких веков. До конца XVII века забота о бедных и убогих была, в основном, делом церкви. Однако и в те времена находились люди, не жалевшие собственных средств на благие дела. При Екатерине II были созданы Приказы общественного призрения, учреждены воспитательные дома для детей-сирот. Широкую благотворительную деятельность вели практически все великие княгини. Однако наиболее прославилось своим меценатством русское купечество - известны целые династии, занимавшиеся благотворительной деятельностью: Морозовы, Рябушинские. Бахрушины, Третьяковы и многие другие. Они строили школы и больницы, поддерживали людей искусства и создавали музеи. Для большинства меценатов XVIII-XIX вв. благотворительность стала практически образом жизни, чертой характера. Многие крупные банкиры и фабриканты были потомками купцов-старообрядцев и унаследовали от них особое отношение к богатству и предпринимательству. Исследователь московского купечества П. А. Бурышкин считал, что "само отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность они смотрели не только, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого - то свыше назначенного дела". "Богатство обязывает", [1]- говорил банкир и предприниматель Павел Рябушинский, наставляя младших. При этом благотворительная деятельность наиболее крупных и известных меценатов отличалась большим профессионализмом и именно поэтому принесла столь значительные результаты для русской культуры. Ведь "стремление что-либо сделать для отечественной культуры и желание делать это бескорыстно ещё не значит приносить ей ощутимую пользу", - отмечает Д.Толоконников. "Профессионализм в меценатстве это еще и обладание особым даром инициативы, интуиции видеть и делать то, что для отечественной культуры имело непреходящее значение", - поясняет он.[2] Принципиально важно то, что российские меценаты не только поддерживали деятелей культуры и искусства, но и заботились о том, чтобы культурные ценности были доступны широким слоям общества. Благотворительная деятельность по учреждению новых школ и училищ, строительству новых институтов и университетов, выделение субсидий на стипендии студентам, многочисленные фонды в помощь учащимся была в России XIX века делом обычным. Стоит отметить, что даже в XIX веке, когда благотворительность была явлением очень широко распространенным, деятельность российских меценатов не всегда находила понимание современников. М.А.Морозов и С.Т.Морозов за свои коллекционерские и театральные интересы прослыли в купеческой среде чудаками. Даже такой уважаемый и последовательный в своих действиях меценат, как Павел Третьяков не исключал возможности быть осмеянным в главном деле своей жизни. Весьма неоднозначно относилась к меценатам и интеллигенция. Можно долго спорить, что побуждало этих людей тратить огромные средства на поддержку не очень тогда известных художников или собирание различных коллекций. В конце концов, какими бы мотивами они ни руководствовались - тщеславием, выгодой или просто любопытством - это все же их личное дело, нам переживать по этому поводу несколько странно. Для нас важно лишь то, что именно благодаря их щедрости на рубеже XIX-XX вв. произошел настоящий расцвет русской культуры, были найдены такие таланты как Шаляпин, Врубель и др., собраны и сохранены изделия народных промыслов, произведения отечественных и зарубежных мастеров искусства.
Двусмысленное отношение к меценатству сохраняется и в наши дни. Одна из основных причин этого - столь же двусмысленное отношение к богатству и его обладателям в условиях все большего расслоения российского общества. Наряду с тем, что многие российские предприниматели считаются одними из самых богатых людей в мире, большинство их сограждан живут, мягко говоря, более чем скромно. При этом ни для кого не секрет, полукриминальный характер формирования капиталов многих современных российских предпринимателей. К простой обиде за такую личную несправедливость примешивается и обида за Россию: вместо того, чтобы инвестировать средства в развитие отечественного производства, культуры и спорта, олигархи предпочитают вкладывать их в зарубежные футбольные клубы и автомобильные заводы. Тем не менее, меценатство становится постепенно все более распространенным. Создаются частные и корпоративные фонды для поддержки студентов, ученых и деятелей искусства, устраиваются гастроли театров и выступления знаменитых музыкантов, покупаются картины для музеев. Однако широкая публика об этом, во-первых, мало информирована, а, во-вторых, большинство актов благотворительности воспринимает с подозрением, видя в них лишь ловкий PR-ход для достижения неких корыстных целей. Спору нет, сегодняшние российские предприниматели создают скорее капиталы, чем производства, и далеко не все из них считают что "богатство обязывает". "Для многих наших предпринимателей, сделавших состояния в 90-е годы, Россия - не родная страна, а всего лишь территория свободной охоты", - признал Михаил Ходорковский. Однако, как отмечается на Интернет-портале "Меценат", "для оценки современного состояния благотворительности в России и хула, и похвала равно неприемлемы. А поиск "меценатов" по образу и подобию иконных ликов - занятие бесперспективное. Как относиться, например, к меценатской деятельности Бориса Березовского? Еще недавно премия его Фонда "Триумф" приравнивалась к "Государственной" - на церемониях и банкетах "Триумфа" присутствовала правительственная верхушка едва ли не в полном составе. А на последнюю церемонию, где собралась вся культурная элита, не пришел даже министр культуры. Нынешний президент Фонда Игорь Шабдурасулов к сложившейся вокруг фонда двусмысленной ситуации относится философски. В интервью журналу "Профиль" он приводит такие аргументы в оправдание: "Кто-то считает деньги Березовского праведными, кто-то нет, но они же не в офшор уходят, а идут на развитие и поддержку российской науки и культуры".[3] Возможно, современные предприниматели станут гораздо щедрее к российской культуре после принятия Госдумой закона о налоговых льготах для благотворителей.

2. Концепция совершенствования правового регулирования благотворительной деятельности
Во всем мире объекты, составляющие национальное культурное достояние, культурная деятельность и осуществляющие ее люди находятся под защитой государства. Также из мировой практики известно, что для сохранения и развития культурного наследия одной государственной поддержки недостаточно. Во многих странах в той или иной форме существует законодательно регламентированный институт негосударственной поддержки сферы культуры. В настоящее время для России негосударственная поддержка культуры, образования и науки особенно актуальна. Патронат данных отраслей со стороны частного сектора полезен не только для общества, но и для самого бизнеса, демонстрирующего таким образом свою социальную ответственность. Безусловно, решающая роль здесь должна принадлежав государству. Именно оно призвано последовательно осуществлять социально ориентированную культурную политику, которая:
• будет способствовать развитию меценатства;
• выполнять роль регулятора общей направленности социального поведения личности;
• определять принципиальную готовность общества к альтруистическим поступкам и благотворительной деятельности.
Для усиления результативности такой политики необходимо соединить усилия государства и общества, направленные на возрождение меценатства, которое нуждается в моральной поддержке и правовом регулировании.

2.1 Правовая база, регулирующая благотворительную деятельность
Сферу негосударственных форм поддержки культуры, образования и науки регламентирует действующее законодательство:
• Закон РФ от 09.10.92 № 3612-1 "Основы законодательства Российской
Федерации о культуре";
• Федеральный закон от 11.08.95 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон № 135-ФЗ);
• Федеральный закон от 23.08.96 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
• Федеральный закон от 05.08.00 № 117-ФЗ "Налоговый кодекс Российской Федерации" (часть вторая) (далее - НК РФ).
Региональное законодательство в этой сфере представлено законами субъектов РФ, большей частью воспроизводящими положения федеральных законов и Модельного закона СНГ "О меценатстве и благотворительной деятельности", принятого постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 06.12.97 № 10-8.
Законы о благотворительной деятельности приняты в 26 регионах страны, Закон "О меценатах и меценатской деятельности" регулирует эту сферу в Республике Саха (Якутия). Меценатство отличается от благотворительной деятельности своими социальными и культурными целями:
• мотивы благотворительности связаны с состраданием и милосердием;
• мотивы меценатства - с социальной взаимопомощью и протекционизмом.
Цели благотворительности - в обеспечении социального благополучия в обществе. Цели меценатства - в обеспечении сохранения и развития профессиональных видов в сфере культуры, образования и науки. Понятие благотворительности по смыслу шире понятия меценатства. Меценатство можно считать одной из форм благотворительности, настолько специфичной, что возникает необходимость специально выделить его как культурную категорию и законодательно закрепить в Законе № 135-ФЗ. Нормативные акты РФ не содержат понятий "меценат", "меценатская деятельность", хотя на практике термины "меценатство", "безвозмездная помощь" применяются. Определение указанных понятий имеется в вышеупомянутом Модельном законе СНГ. Являясь страной - членом СНГ, Россия не может не учитывать содержащиеся в модельных законах стран - участниц СНГ рекомендации для разработки законопроектов в этой сфере. В целях развития меценатской деятельности в Российской Федерации и поощрения ее государством (включая установление государственной политики по налогообложению) требуется законодательное закрепление этого института. В этой связи Минкультуры России подготовило концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", которым предлагается внести изменения в Закон № 135-ФЗ и НК РФ. Концепция проекта федерального закона разработана в рамках:
• Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2008 г.;
• Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 2005 г.;
• федеральных целевых программ в указанных сферах деятельности. Законопроект направлен на реализацию положений ст. 39, 43, 44 Конституции РФ.
Основными задачами законопроекта являются:
• установление основ правового регулирования меценатской деятельности как разновидности благотворительности;
• определение форм поддержки меценатской деятельности органами государственной власти;
• стимулирование применения негосударственных средств поддержки в сферах культуры, образования и науки.
Основные идеи и цели законопроекта:
• формирование условий для сохранения и развития культуры, образования и науки, создания и распространения духовных ценностей в обществе, содействия развитию творческих и духовных начал личности;
• использование негосударственных средств и их привлечение к сохранению и развитию культурного достояния, образования и академической науки;
• реализация приоритетных программ (проектов) в указанных отраслях;
• поддержка профессиональной деятельности наиболее одаренных представителей культуры, образования и науки.
Предметом правового регулирования в законопроекте являются отношения, связанные с реализацией права на меценатскую деятельность, в т. ч. за счет финансового и морального поощрения, налоговой политики. Предполагается распространить нормы разрабатываемого законопроекта на физических и юридических лиц, в т. ч. Иностранных граждан; лиц без гражданства; международные организации, осуществляющие финансовую поддержку деятельности, направленной на сохранение и развитие культурного достояния Российской Федерации, развитие образования и науки. Законопроектом вводится понятие меценатской деятельности (поддержки), определяемой как бескорыстная, безвозмездная помощь граждан, организаций (в т. ч. иностранных), выполнение работ или оказание услуг в сфере культуры, образования и науки. Помощь, поддержка и развитие могут осуществляться меценатами единовременно, периодически или постоянно только на некоммерческой основе. Не являются меценатством помощь и поддержка в отношении социально значимых видов деятельности с целью извлечения прибыли (спонсорство); а также помощь нуждающимся и малоимущим, связанная с их жизнеобеспечением (благотворительность). Законопроект решает задачи установления правовых основ регулирования меценатской деятельности, выполняет функцию реализации государственной политики в сфере культуры, образования и науки. Меценатская деятельность по своей сути является видом благотворительной деятельности, характеризующейся спецификой объекта, на который та направлена, а именно социальной значимостью сферы культуры, образования и науки. Объекты меценатской деятельности - это культурное достояние и духовное наследие, учреждения культуры, искусства, образования и науки, на которые направлена финансовая, материально-техническая и иная поддержка. Осознавая важность благотворительности (меценатства) именно в области культуры, образования и науки, требуется обозначить дополнительные формы ее государственной поддержки в указанных отраслях, а именно:
• установление почетных званий и наград и их присуждение благотворителям;
• установление порядка увековечивания имени мецената в связи с его меценатской деятельностью.
Разрабатываемый проект федерального закона призван защитить интересы тех лиц и организаций, которые действительно хотят участвовать в становлении отечественной культуры, образования и науки. По существу, речь идет о том, что человек или организация (меценат), отдающие свои средства в поддержку культурного строительства, развития образования и науки, помогают реализовать государственную политику в указанных отраслях. Система, в которой вложенные и, тем более, получаемые благотворительные и меценатские средства облагаются налогом, представляется необоснованной. Проявив гражданскую инициативу, вложив собственные средства, выполнив необходимые работы или оказав услуги, меценат не должен нести дополнительные расходы в виде налога Выделяя меценатскую деятельность как разновидность благотворительной деятельности, законопроект выполняет функцию реализации государственной политики в сфере культуры, образования и науки. В области социальных отношений применение положений законопроекта позволит в большей мере реализовать конституционные права граждан на участие в различных сферах жизнедеятельности общества. В политической сфере законопроект послужит цели реализации основных направлений государственной политики, в т. ч. обеспечению развития культуры, образования и науки. Правовым последствием принятия закона станет усовершенствование законодательства в области регулирования общественных отношений в отраслях культуры, образования и науки.

3. Феномен русского меценатства
В союзе бизнеса и меценатства противоречие присутствует изначально. Оно заложено в самой природе этих явлений. Основа бизнеса – извлечение прибыли. Филантропия, наоборот, предполагает добровольный отказ от части прибыли, возвращение ее обществу, в котором эта прибыль добывалась путями праведными и не очень. В России она иногда оборачивается отказом от самой возможности вести бизнес – в пользу вечных ценностей. У нас принято ставить знак равенства между государственным и национальным достоянием. И абсолютно не учитывать разницу между отечественными и западными законодательными реалиями и зыбкость прав собственности в России. Государство в России не является гарантом для интересов культуры. Например, не справившись с волной злоупотреблений в части льготного налогообложения благотворительных организаций, государство не нашло ничего лучшего, как отменить эти льготы. Второй пример – постоянная угроза приватизировать памятники с кивком на положительный западный опыт. Истории, когда приватизировались старинные особняки, в большинстве случаев подтвердили неспособность новых хозяев ценить и охранять доставшиеся им сокровища прошлого. В таких условиях безвозмездные пожертвования на реставрацию памятников полностью теряют смысл. Меценаты в России часто делают Отечеству подарки вопреки государству, которое до сих пор не обзавелось законом о меценатстве. Быть меценатом в России – значит действовать в интересах мифического гражданского общества. Пожертвование может иметь разные цели. К сожалению, понятие меценатства в большой степени дискредитировано в современной России. Хорошо, если, реставрируя храм, жертвователь замаливает грехи у Бога, а не пытается получить индульгенцию у власти. Исторические и духовные ценности далеко не для всех являются ценностями. Поэтому быть меценатом в России очень сложно. Порой трудно понять мотивацию меценатов. Меценатство - это показатель зрелости человеческой личности. До него надо вырасти. Когда российские олигархи удовлетворят все свои аппетиты, когда у них будет весь джентльменский набор богатого человека, когда они пресытятся богатством - вот тогда, возможно, и начнется настоящее меценатство. Не ради рекламы, а исключительно из душевной потребности и тяги к прекрасному.
Современное меценатство - корпоративное, по-преимуществу. Даритель здесь может не знать в лицо своих получателей, поскольку все предложения готовятся аппаратом. Нередко под таким решением стоит подпись одного директора, а реализацией благотворительного проекта могут заниматься уже другие люди. У старых меценатов и коллекционеров был глаз, и это, наверное, самое главное- эти люди имели собственное мнение и смелость отстаивать его. Только человек, который имеет собственное мнение, достоин называться меценатом, иначе это спонсор, который дает деньги и верит, что другие их правильно используют. Так что право быть меценатом надо заслужить, деньгами его не купишь.

Заключение
Благотворительная деятельность считалась святой обязанностью, деятельностью, направленной на развитие науки, культуры, искусства, образования, здравоохранения, – всех тех сфер, которые способствовали процветанию Отечества и развитию прогресса. Благотворительные пожертвования не преследовали корыстных целей и получения прибыли в будущем. Именно благодаря постоянной заботе этих людей об общественном презрении и культурной жизни родного города были проведены огромные преобразования: построены больницы, училища, библиотеки, открыты музеи, в которых были собраны уникальные коллекции, открыты великие имена, навеки прославившие Россию. По инициативе действительно просвещенных и по-настоящему образованных дарителей, развивалась отечественная наука, открывались уникальные галереи и музеи, получили заслуженное признание у отечественной интеллигенции театры, которым было суждено осуществить реформу всего театрального дела. Все вышеуказанное доказывает, что меценатство не было эпизодом, деятельность немногих образованных капиталистов, оно охватывало самые разные среды и было велико по сути, масштабам сделанного. Отечественная буржуазия действительно оказывала заметное влияние на культуру России, ее духовную жизнь. Меценатство в России в конце стало существенной, заметной стороной духовной жизни общества; оно в большинстве случаев связано с теми отраслями общественного хозяйства, которые не приносили прибыли и не имели поэтому никакого отношения к коммерции; само число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия - все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых, среди черт, определяющих своеобразие отечественной буржуазии, одной из главных и почти типичных была благотворительность в тех или иных формах и масштабах. Во-вторых, личностные качества известных нам меценатов «золотого века», спектр их ведущих интересов и духовных потребностей, общий уровень образованности и воспитанности, дают основание утверждать, что перед нами подлинные интеллигенты. Их отличает восприимчивость к интеллектуальным ценностям, интерес к истории, эстетическое чутье, способность восхищаться красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, обладание навыками воспитанного человека и т.д. В-третьих, обозревая масштабы сделанного меценатами и коллекционерами в России на рубеже веков, прослеживая сам механизм этой удивительной благотворительности, учитывая их реальное воздействие на все сферы бытия, приходим к одному принципиальному выводу- отечественные меценаты в России - качественно новое образование, оно просто не имеет аналога в истории цивилизации, в опыте других стран.
 Сегодня в России вновь появились богатые люди. Настолько ли богатые, чтобы создавать картинные галереи, -не знаю, но все же материальная основа для возрождения широкой благотворительности, на мой взгляд, есть. Дающий деньги-это еще не меценат. Но лучшие из современных предпринимателей понимают, что благотворительность- обязательная спутница солидного бизнеса. Они начинают создавать галереи, полагаясь на своих консультантов. К сожалению, у нас сейчас в стране нет культурной среды для развития меценатства, такой, какой была среда старообрядческая. Меценатами не рождаются, ими становятся. И я думаю, что нынешние меценаты и коллекционеры должны стремиться прежде всего потратить силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками сто лет назад.

Список литературы
1.                А. А. Аронов. Золотой век русского меценатства. Москва.1995г.
2.                А. Н. Боханов. Коллекционеры и меценаты в России. М.;1989 г.
3.                П. А. Бурышкин. Москва купеческая, М.; 1991г.
4.                Н. Г. Думова. Московские меценаты. М.; 1992г.
5.                В.П. Россохина. Оперный театр С. Мамонтова. М.; Музыка.1985г.
6.                Журнал «Моя Москва», №2, 2005 – http://moyamoskva.ru
7.                Меценаты и коллекционеры. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М.;1994г.


[1] Меценаты и коллекционеры. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М.;1994г. Стр 87
[2] Там же стр 89
[3] Журнал «Моя Москва», №2, 2005 – http://moyamoskva.ru

1. Курсовая на тему Аудит нематериальных активов
2. Реферат на тему Blue Screren Compositing Essay Research Paper Creating
3. Реферат Отчёт по практике 2
4. Реферат на тему UnH1d Essay Research Paper NAPOLEON INapoleon
5. Курсовая на тему Метрологическое обеспечение средств контроля
6. Реферат на тему Сучасні тенденції моди швейних та трикотажних товарів
7. Реферат Специфика переживания ревности у мужчин и женщин
8. Реферат на тему Donatello By Cosimo D
9. Реферат на тему Напрямки вдосконалення автоматизації розрахункових операцій
10. Контрольная работа по Сценической речи