Контрольная работа на тему Нация и раса 2
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-05-29Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Ф-л в г. Минске
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ «АНТРОПОЛОГИЯ»
ТЕМА: НАЦИЯ И РАСА
Минск, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Видовое единство человечества
1. Определение нации
2. Нация и раса
3. Типологическая и популяционная концепция рас
4. Классификация рас
5. Факторы расообразования
6. Этапы расообразования
Вывод
Список использованных источников
В нашей работе мы рассмотрим вопросы нации и расы.
Видовое единство человечества может быть обосновано множеством убедительных доказательств.
Сравнительно-анатомическое изучение человеческих рас позволяет сделать следующие выводы.
1. В отношении признаков строения тела, связанных с общественной, трудовой деятельностью, все человеческие расы чрезвычайно сходны друг с другом.
2. Это сходство во многих случаях охватывает мельчайшие детали строения органов.
3. По строению органов тела ни одна раса ни в какой степени не приближается в целом к какой-либо антропоморфной обезьяне; все расы в равной степени обладают специфическими для человека чертами строения.
4. Человеческие расы весьма сходны также по многим признакам, не имеющим сколь-нибудь важного жизненного значения, причем наблюдающиеся различия в частоте разных вариантов между расами не нарушают их сходства в общем плане строения.
5. Факторы сравнительной анатомии свидетельствуют в пользу теории монофилетического происхождения человека и его рас.
Все расы при смешении дают вполне плодовитое потомство. Предположения о том, что существуют расы, которые при скрещивании с другими расами якобы дают бесплодных или мало плодовитых метисов, оказались ошибочными.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИИ
Народ, народность, нация: теория этногенеза доктора исторических наук, выдающегося этнолога Льва Николаевича ГУМИЛЕВА. Суть ее в следующем: человек, расселяясь по планете, занимал различные вмещающие ландшафты с совершенно разным климатом. Жителям городов это понять достаточно сложно, но в сухих степях Монголии, Сахары и тундры, для того, чтобы выжить в предлагаемом ландшафте человек менялся. Менялась его культура, религия, внешность, образ жизни самое главное создавался уникальный СТЕРЕОТИП ПОВЕДЕНИЯ.
СТЕРЕОТИП ПОВЕДЕНИЯ – устойчивые схематизированные модели поведения, являющиеся результатом национального осмысленного опыта и свойственные для действий и поступков всех представителей данной этнической общности.
Стереотипы национального поведения позволяют ускорить процесс познания окружающей действительности и принятия решений. С их помощью осуществляются типологизация ситуаций и выбор ответных реакций.
Знание стереотипов национального поведения дает возможность прогнозировать действия, реакции индивидов, принадлежащих к конкретной этнической группе, общности. Вместе с тем, реакция в соответствии со стереотипами национального поведения может стать малоэффективной в условиях неоднозначности и усложненности ситуации, что ведет к деформации процесса межличностного взаимодействия, усугублению возникшего непонимания в ходе общения между индивидами.
Стереотипы национального поведения в повседневной жизни находятся в тесной взаимосвязи с правилами и нормами национального этикета. Стереотипы национального поведения в экстремальных ситуациях облегчают поведение и деятельность, позволяют экономить время и усилия, снимать напряженность и переживания.
Стереотипы национального поведения проявляются как на внутригрупповом, так и межгрупповом уровнях. Последний определяет само содержание стереотипов национального поведения.
В зависимости от состояния межэтнических отношений стереотипы национального поведения могут приобретать позитивный, либо негативный характер. Стереотипы национального поведения включены в общую систему межгрупповых механизмов социального восприятия [3, 529 с.].
Однако, все сказанное относится только и исключительно к появлению такого понятия, как народность (народ) - группа людей проживающих на одной территории, имеющих похожий язык, способ ведения хозяйства, близкую культуру. Яркий пример народности - восточные славяне (великорусская народность): русские, украинцы и белорусы.
Появление нации – следующий шаг, связанный, прежде всего, с осознанием своей культурной и исторической общности. Это сознательный процесс, в результате которого трагедии и успехи нация воспринимает в целом не потому, что живет в одном государстве, а потому, что является единой культурной общностью с общей исторической судьбой и это единство, эту общность осознает. Даже у некоторых западно-европейских народов национальное самосознание появилось достаточно поздно. Например, итальянское государство, возникшее усилиями Гарибальди на волне повышения национального самосознания, появилось только в середине XIX века. Немцы также создали централизованное государство только во второй половине XIX века. Конечно, в значительной степени эта заслуга канцлера Бисмарка, однако без возникшего единого национального самосознания народ не смог бы на протяжении 70 лет провести 3 сложнейшие войны, в двух последних проиграть и при этом не позволить своему государству рассыпаться. С прискорбием констатируем, что русская нация до сих пор не возникла. Нет осознания исторической и культурной общности русского этноса.
Как правило, в рамках одной народности возникает несколько наций, это дело случая, естественных географических границ между частями народности и зигзагов истории. Однако принадлежность к одной народности представителями разных наций осознается всегда. Мы можем констатировать, что сейчас в пределах территории РФ проживает русская народность, которая пока так и не состоялась в качестве единой НАЦИИ. Это еще одно, почти не преодолимое препятствие на пути создания Русского Национального Государства.
Хотя процесс формирования наций в Европе и Азии в основном завершен, однако в некоторых частях света он еще продолжается. Чаще всего нации являются результатом этнического развития народностей, чье название они обычно сохраняют. Некоторые нации сформировались на основе нескольких народностей. Иногда одна народность дает начало формированию двух или нескольких новых социально-этнических образований. Однако многие народности не могут сформироваться в нации вследствие своей малочисленности [3, 287 с.].
Людей объединяет в нации общность языка, территории, экономической жизни, психического склада. В отличие от нации раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенным ареалом.
У человека любой расы, воспитанного с первых лет жизни в какой-либо стране, родным языком будет язык народа этой страны.
Все эти факты свидетельствуют об отсутствии какой-либо причинной зависимости языка от расы, и этому нисколько не противоречат весьма частые случаи, когда между расовой и языковой принадлежностью какой-либо группы устанавливалась историческая связь [3, 305 с.].
Существовавшее ранее до 50-х годов представление, согласно которому каждый индивидуум несет признаки определенной расы, получило название типологической концепции расы. В основе этой концепции лежала гипотеза наследования расовых признаков, согласно которой они передаются от поколения к поколению целым комплексом. Это означает, что расовые свойства наследственно сцеплены, гены расовых признаков локализованы в одной или нескольких близких хромосомах и любой расовый признак физиологически неразрывно связан со всеми остальными.
Отсюда делается вывод, что индивидуум не может быть носителем расовых свойств. Они складываются у индивидуума случайно. Индивидуальная комбинация признаков, как правило, не повторяет групповую. Следовательно, подсчет процентного соотношения индивидуумов с разными расовыми свойствами внутри групп и сравнение групп по этому процентному соотношению неправомерны.
Концепция понимания биологического состава человечества получила наименование популяционной концепции рас. Первый основной постулат этой концепции – индивидуум не есть носитель расовых свойств. Второй постулат – популяция и раса представляет собой не сумму, а совокупность индивидуумов; внутри популяции и расы действуют определенные закономерности изменчивости. Раса, любая расовая общность состоит из отдельных исторически организованных элементов, но это, однако, не индивидуумы, а популяции. Мозаика расовой изменчивости складывается из мозаики популяционной изменчивости. Обе они в совокупности и создают все богатство изменчивости человеческого вида [2, 308 с.].
ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ И ПОПУЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАС
Несмотря на интенсивное развитие современной генетики, вопрос о характере наследования большинства соматологических и остеологических признаков оставался и остается пока еще не очень ясным. В принципе, такое наследование может осуществляться либо независимо, либо целым комплексом признаков. Подробный анализ этих противоположных гипотез уже давно получил в нашей науке детальное освещение.
На основании гипотезы наследования признаков комплексом делается вывод о совпадении морфологических особенностей индивидуума с расовой категорией, к которой он принадлежит. Таким образом, расовый тип индивидуума рассматривается как единица расовой систематики, а морфологический критерий становится основным, в то время как критерию географическому отводится второстепенное значение (суть типологической концепции). Игнорируется возможность проявления в популяции возможных проявлений индивидуальной изменчивости, что особенно ярко проявляется с малочисленными, как правило, краниологическими выборками. Между тем, раса не является простой совокупностью индивидуумов. В результате действия совокупности биологических и социальных факторов на уровне любой популяции происходят вероятностные генетические процессы, которые находят конкретное выражение в виде изменчивости признаков во времени и пространстве. В морфологическом типе индивидуума проявляются физиологически скорелированные связи между признаками, в то время как исторические закономерности проявляются именно на групповом или популяционном уровне. Поэтому типологический подход к исследованию расовых особенностей популяции всегда связан с риском принять проявление индивидуальной изменчивости за групповую.
С этой же точки зрения представляется научно некорректными любые вычисления процентных соотношений представителей различных расовых типов в той или иной популяции.
Из этого подхода вытекает, в частности, принцип историзма расы, как явления изменчивого не только в пространстве, но и во времени [2, 309 с.].
Велика роль отечественной антропологии и в теоретической разработке популяционной концепции расы.
Первый и основной постулат популяционной концепции расы – индивидуум не есть носитель расовых свойств. Второй постулат – популяция и раса (как группа популяций) представляет собой не сумму, а совокупность индивидуумов; внутри популяции и расы действуют определенные закономерности изменчивости. Эти закономерности подробно изучены внутри большого числа популяций и с генетической, и с математической стороны. Здесь можно говорить о расовой изменчивости, начиная лишь с популяционного уровня, что расовая изменчивость – групповая, а не индивидуальная.
Раса – не сумма индивидуумов, а совокупность популяций. Это означает, что сходные морфологически и генетически популяции, образующие ту или иную расовую общность, связаны между собой не случайно, а в силу происхождения или каких-то иных исторических причин. Раса, любая расовая общность состоит из отдельных исторических организационных элементов, но это, однако не индивидуумы (как думали раньше), а популяции. Мозаика расовой изменчивости складывается из мозаики популяционной изменчивости. Обе они в совокупности и создают все богатство изменчивости человеческого вида.
Такова популяционная концепция расы. Как видно, и в своих исходных посылках, и в основных положениях она принципиально отличается от типологической. Теоретические разногласия приводят к различным методам изучения расовой изменчивости, локальных расовых комплексов, выбора основных их характеристик и сравнения рас между собой и т.д. Каждую популяцию стали изучать не как неповторимое по своей специфике сочетание групповых свойств. Отсюда огромное внимание к групповой изменчивости, разработке методов их анализа и способов суммарной характеристики по совокупностям признаков [2, 311 с.].
КЛАССИФИКАЦИЯ РАС
В советской антропологии была общепринята расовая классификация Н.Н. Чебоксарова. Первоначально он выделил три большие расы. В1979 г . он отнес автралоидов к отдельной большой расе.
Большие расы.
Экваториальная или австрало-негроидная раса: темная окраска кожи, волнистые или курчавые волосы, широкий, слабо выступающий нос, низкое или среднее переносье, поперечное расположение ноздрей, большая ротовая щель, толстые губы.
Евразийская, или европеидная раса: светлая или смуглая окраска кожи, прямые или волнистые волосы, обильный рост бороды и усов, узкий, резко выступающий нос, высокое переносье, сагиттальное расположение ноздрей, небольшая ротовая щель, тонкие губы. Для северно-западных вариантов типичны светлые глаза и волосы. Среди евразийской расы выделяют 6 малых рас, или рас второго порядка – южноиндийская, индо-средиземноморская, атланто-балтийская, срелнеевропейская, беломорско-балтийская, балкано-кавказская раса.
Азиатско-американская, или монголоидная раса: смуглый оттенок кожи, прямые, нередко жесткие волосы, слабый или очень слабый рост бороды и усов, средняя ширина носа, низкое или среднее по высоте переносье, слабо выступающий нос у азиатских рас и сильно выступающий у американских, средняя толщина губ, уплощенность лица, наличие добавочной складки верхнего века (эпикантуса). Эта раса дифференцировалась на 9 малых рас – североазиатская, арктическая, дальневосточная, южноазиатская, американская, уральская, южносибирская, полинезийская, курильская раса.
Малые расы (расы второго порядка)
В пределах больших рас выделяются малые, отличия которых сформировались в более позднее время по мере расширения ареала обитания в пределах первично заселенной области. В пределах экваториальной расы выделяют семь малых рас.
Австралийская раса: темная кожа, волнистые волосы, обильное развитие третичного волосяного покрова на лице и на теле, очень широкий нос, сравнительно высокое переносье, средний скуловатый диаметр, высокий и средний рост.
Веддоидная раса: более слабое развитие третичного волосяного покрова на лице и на теле, очень широкий нос, меньший прогнатизм, меньшие размеры головы и лица, меньший рост.
Меланезийская раса: курчавые волосы, по обильному развитию третичного волосяного покрова, менее широкий нос, меньший прогнатизм, меньшие размеры головы и лица, меньший рост.
Негрская раса: сильно выраженная курчавость волос, более толстые губы, более низкое переносье и плоская спинка носа, представители этой расы в среднем более высокорослы.
Негрильская или центральноафриканская раса: более обильное развитие третичного волосяного покрова, очень низкий рост, более тонкие губы и более высокий носовой указатель.
Бушменская или южноафриканская раса: низкий рост, более светлая кожа, более узкий нос, более плоское лицо, изредка встречающимся эпикантусом, стеатопигией (наличие жировых отложений преимущественно в ягодичной области у женщин).
Эфиопская или восточноафриканская раса: цвет кожи от светло-коричневого до темно-шоколадного, волосы чаще курчавые, но менее спирально завитые, чем у негров, слабый или средний рост бороды, умеренно толстые губы, уплощенная форма носа встречается редко, прогнатизм слабый или отсутствует, лицо очень узкое, лицевой указатель высокий, форма головы долихокефальная, рост выше среднего.
Н.Н. Чебоксаров подчеркивал, что в расовой картине мира нет строгого разграничения, так как отдельные малые расы являются переходными между большими. Свою классификационную схему он часто представлял в виде круга, выделяя промежуточные малые расы между большими и тем подчеркивая их смешанность.
В более поздних работах Н.Н. Чебоксаров склонялся к мысли о первоначальных двух очагах расообразования и выделении двух рас: западной (в Северо-Восточной Африке и на юго-западе Азии) и более поздней – восточной (в Юго-Восточной Азии).
Американскими генетиками предложено три теории образования рас.
Согласно мультирегиональной модели расовые признаки эволюционировали в течение очень длительного времени в тех регионах, где они встречаются и сегодня, за исключением недавних миграций. Эту модель поддерживают Г. Уолпофф из Мичиганского университета, Дж. Н. Спулер из Лос-Аламоса. По этой теории расовые признаки очень древние.
Модель «исхода из Африки» предполагает, что недифференцированный в расовом отношении ствол современного человечества эволюционировал в Африке и распространился по всему миру, приобретая в ходе этого процесса характерные расовые особенности.
Модель генного потока, или гибридизационная, ищет следы современных популяций в переплетении древних генеалогических линий, генетический вклад которых варьирует от одного региона к другому, а скорость смешения постоянно увеличивается [3, 242 с.].
ФАКТОРЫ РАСООБРАЗОВАНИЯ
Существенными факторами расообразования у человека стали изоляция и метисация в их взаимодействиях. Это – специфически человеческие факторы расообразования в условиях общественного развития.
На ранних стадиях отдельные кровнородственные группы были немногочисленными, мало соприкасались друг с другом. На этой ступени расовые признаки могли генетически закрепляться в изолированных эндогамных родах.
Численное увеличение родовых групп и племен, их расселение на более обширной территории вело к расширению ареолов расовых типов. С развитием общества уменьшилась изоляция между родовыми и племенными группами, усиливалось смешение месжду ними. Смешение рас вело к образованию новых рас, а с другой стороны, к постепенному сглаживанию расовых отличий. В случае изоляции смешанной расовой группы признаки расового типа закреплялись.
Дальнейшее развитие человечества, приведшее к образованию народов, а затем и наций, и все нарастающее общение внутри данных образований и между ними вело к еще большему смешению уже не между отдельными этническими группами, а в более широких масштабах. В этих условиях фактор метисации перестает играть расообразовательную роль. Он приводит к нивелировке расовых типов. Образование наций и больших многонациональных государств ведет к очень большому расовому смешению человечества. Будущее человечество будет все менее различаться в расовом отношении, станет более однородным по физическому типу.
Особой проблемой является исследование значения полового отбора в возникновении расовых различий. Ч. Дарвин приводил аргументы в пользу теории доминирующего значения полового отбора в расогенезе. Расовые признаки не могли быть созданы естественным отбором в силу их бесполезности. Наиболее энергичные и сильные мужчины племени, по мнению Ч.Дарвина, отбирая наиболее красивых женщин себе в жены, формировали тип племени. Однако, нельзя переносить нейтральность расовых признаков у современного человека в поздний палеолит, когда они обладали адаптивным значением. Половой отбор мог лишь усиливать черты, возникшие ранее. Наконец, групповая форма брака в первобытнообщинном строе могла препятствовать половому отбору [1, 254 с.].
ЭТАПЫ РАСООБРАЗОВАНИЯ
Первый этап расообразования: выделение первичных очагов и формирование основных расовых стволов – западного (объединяющего европеидов, негроидов и австралоидов) и восточного (объединяющего азиатских монголоидов и американоидов). Первичные очаги возникали в эпоху нижнего или среднего палеолита. Именно тогда шло формирование человека современного вида, завершившееся к концу верхнего палеолита.
Складывался единый комплекс признаков современного человека. Параллельно оформлялись два расовых сочетания в западных и восточных районах Старого Света и переселение части человечества в Новый Свет.
Этот этап продолжался, по-видимому, около 200 тысяч лет (какой-то отрезок нижнего палеолита, средний палеолит и начало верхнего).
Второй этап расообразования: выделение вторичных очагов и формирование расовых ветвей внутри основных расовых стволов. Он охватывает эпоху верхнего палеолита и частично мезолит и связан со значительным расширением ойкумены, а также освоением доселе не освоенных районов Австралии и обеих Америк. В этот период осваивались новые экологические ниши в пределах Старого Света, но главное – человек проникал в новые области и адаптивные процессы происходили в принципиально новых условиях. Численность населения в Америке и Австралии оставалась длительное время очень низкой. Поэтому на обоих континентах не существовало никаких преград, кроме географических, для беспрепятственного расселения. Длительность этого этапа расообразования составляет примерно 15-20 тысяч лет.
Третий этап расообразования охватывает конец мезолита и неолитическую эпоху, возможно, включает и конец неолитического времени, и переход к эпохе бронзы (энеолит). В абсолютной хронологи это составляет приблизительно 10-12 тысяч лет. Именно не протяжении третьего и последующих этапов значительную роль в процессах расообразования приобрело смешение между уже дифференцированными расовыми вариантами. На этом этапе началось постоянное расселение вследствие демографического давления. Его на значительный масштаб приводил к соприкосновению далеко расселенных одна от другой человеческих групп – носителей расовых комплексов. Это и определяло расообразующую роль межрасового смешения.
Четвертый этап расообразования: формирование четвертичных очагов и возникновение групп популяций – носителей стабильных расовых сочетаний внутри локальных рас. Происходит дальнейшая дифференциация рас. Постепенно почти полностью оформляется картина расового состава человечества. Это эпоха бронзы и частично раннего железа, хотя огромные группы популяций формировались и в более позднее время. Продолжительность его – примерно от рубежа 4-3 тыс.до н.э. и до начала н.э., то есть 3 – 3,5 тыс лет. Усиливается смешение и возникают смешанные по происхождению расы, образовавшиеся при контактах локальных рас [2, 426 с.].
ВЫВОД
1. Раса – исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения.
Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, особенностей культуры и духовного облика.
2. Расовый тип индивидуума рассматривается как единица расовой систематики, а морфологический критерий становится основным, в то время как критерию географическому отводится второстепенное значение (суть типологической концепции). Первый и основной постулат популяционной концепции расы – индивидуум не есть носитель расовых свойств. Второй постулат – популяция и раса (как группа популяций) представляет собой не сумму, а совокупность индивидуумов; внутри популяции и расы действуют определенные закономерности изменчивости.
3. Известный антрополог Н.Н. Чебоксаров в1951 г . дал классификацию расовых типов, в которую вошли три большие расы: экваториальная, или австрало-негроидная, евразийская, или европеоидная, азиатско-американская.
4. Существуют природные факторы расообразования, а так же изоляция и метисация в их взаимодействии.
5. Расообразовательный процесс может быть дискретен не только в географическом отношении, но и во временном аспекте. Мысль о дроблении единого расообразовательного процесса на этапы высказана и аргументирована В.В. Бунаком. Он попытался соотнести историю расообразования с основными периодами всемирно-исторического процесса и увидеть специфику каждого расообразовательного этапа. Так выделяется четыре этапа расообразования. Первый длился около 200 тысяч лет (какой-то отрезок нижнего палеолита, средний палеолит и начало верхнего); второй длился примерно 15 – 20 тысяч лет; третий этап расообразования охватывает конец мезолита и неолитическую эпоху и переходит к эпохе бронзы (энеолит) это приблизительно 10 – 12 тыс. лет; четвертый этап расообразования продолжается примерно от рубежа 4 – 3 тыс. до н.э. и до начала н.э., т.е. 3 – 3,5 тысяч лет, это эпоха бронзы и частично раннего железа.
СПИСОК ИСПРОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антропология: Учебник для студентов высш.уч.заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
2. Антрополдогия: Хрестоматия. Уч.пос-е/Л.Б. Рыбалов, Т.Е. Россолимо, И.А. Москвина-Тарханова. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института: Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 448 с.
3. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест, 2004. – 688 с.
4. Тегако Л. Антропология: Уч.пос-е / Л.Тегако, Е.Кметинский. – М.: Новое знание, 2004. - 400 с.
Ф-л в г. Минске
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ «АНТРОПОЛОГИЯ»
ТЕМА: НАЦИЯ И РАСА
Минск, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Видовое единство человечества
1. Определение нации
2. Нация и раса
3. Типологическая и популяционная концепция рас
4. Классификация рас
5. Факторы расообразования
6. Этапы расообразования
Вывод
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Определению нации соответствуют самые разные сообщества людей, подчас непохожие на известные нам сейчас нации. Нациями в установленном нами смысле являлись и являются архаические племена Австралии, Океании, Африки и Латинской Америки, хотя сейчас большинство из них так или иначе включены в состав больших обществ-наций, обычно созданных другими нациями, завоевавшими и колонизовавшими эти территории. Нациями являлись древнегреческие города-государства — полисы, причем в этом случае нации были существенно меньше, чем греческий этнос или племенные общности дорийцев, ионийцев и эолийцев. Иногда бывают случаи, когда этнос, нация и государство совпадают почти идеально, как, например, в Японии, в которой живут японцы и практически никто больше. Иногда общество-нация оказывается охватывает множество этнических и расовых общностей, как, например, в США, и тогда возникает немало проблем.В нашей работе мы рассмотрим вопросы нации и расы.
ВИДОВОЕ ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Несмотря на неоднократные попытки доказать, что человеческие расы представляют собой разные виды и даже разные роды, все же подавляющее большинство исследователей определяет человечество как единый вид.Видовое единство человечества может быть обосновано множеством убедительных доказательств.
Сравнительно-анатомическое изучение человеческих рас позволяет сделать следующие выводы.
1. В отношении признаков строения тела, связанных с общественной, трудовой деятельностью, все человеческие расы чрезвычайно сходны друг с другом.
2. Это сходство во многих случаях охватывает мельчайшие детали строения органов.
3. По строению органов тела ни одна раса ни в какой степени не приближается в целом к какой-либо антропоморфной обезьяне; все расы в равной степени обладают специфическими для человека чертами строения.
4. Человеческие расы весьма сходны также по многим признакам, не имеющим сколь-нибудь важного жизненного значения, причем наблюдающиеся различия в частоте разных вариантов между расами не нарушают их сходства в общем плане строения.
5. Факторы сравнительной анатомии свидетельствуют в пользу теории монофилетического происхождения человека и его рас.
Все расы при смешении дают вполне плодовитое потомство. Предположения о том, что существуют расы, которые при скрещивании с другими расами якобы дают бесплодных или мало плодовитых метисов, оказались ошибочными.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИИ
Народ, народность, нация: теория этногенеза доктора исторических наук, выдающегося этнолога Льва Николаевича ГУМИЛЕВА. Суть ее в следующем: человек, расселяясь по планете, занимал различные вмещающие ландшафты с совершенно разным климатом. Жителям городов это понять достаточно сложно, но в сухих степях Монголии, Сахары и тундры, для того, чтобы выжить в предлагаемом ландшафте человек менялся. Менялась его культура, религия, внешность, образ жизни самое главное создавался уникальный СТЕРЕОТИП ПОВЕДЕНИЯ.
СТЕРЕОТИП ПОВЕДЕНИЯ – устойчивые схематизированные модели поведения, являющиеся результатом национального осмысленного опыта и свойственные для действий и поступков всех представителей данной этнической общности.
Стереотипы национального поведения позволяют ускорить процесс познания окружающей действительности и принятия решений. С их помощью осуществляются типологизация ситуаций и выбор ответных реакций.
Знание стереотипов национального поведения дает возможность прогнозировать действия, реакции индивидов, принадлежащих к конкретной этнической группе, общности. Вместе с тем, реакция в соответствии со стереотипами национального поведения может стать малоэффективной в условиях неоднозначности и усложненности ситуации, что ведет к деформации процесса межличностного взаимодействия, усугублению возникшего непонимания в ходе общения между индивидами.
Стереотипы национального поведения в повседневной жизни находятся в тесной взаимосвязи с правилами и нормами национального этикета. Стереотипы национального поведения в экстремальных ситуациях облегчают поведение и деятельность, позволяют экономить время и усилия, снимать напряженность и переживания.
Стереотипы национального поведения проявляются как на внутригрупповом, так и межгрупповом уровнях. Последний определяет само содержание стереотипов национального поведения.
В зависимости от состояния межэтнических отношений стереотипы национального поведения могут приобретать позитивный, либо негативный характер. Стереотипы национального поведения включены в общую систему межгрупповых механизмов социального восприятия [3, 529 с.].
Однако, все сказанное относится только и исключительно к появлению такого понятия, как народность (народ) - группа людей проживающих на одной территории, имеющих похожий язык, способ ведения хозяйства, близкую культуру. Яркий пример народности - восточные славяне (великорусская народность): русские, украинцы и белорусы.
Появление нации – следующий шаг, связанный, прежде всего, с осознанием своей культурной и исторической общности. Это сознательный процесс, в результате которого трагедии и успехи нация воспринимает в целом не потому, что живет в одном государстве, а потому, что является единой культурной общностью с общей исторической судьбой и это единство, эту общность осознает. Даже у некоторых западно-европейских народов национальное самосознание появилось достаточно поздно. Например, итальянское государство, возникшее усилиями Гарибальди на волне повышения национального самосознания, появилось только в середине XIX века. Немцы также создали централизованное государство только во второй половине XIX века. Конечно, в значительной степени эта заслуга канцлера Бисмарка, однако без возникшего единого национального самосознания народ не смог бы на протяжении 70 лет провести 3 сложнейшие войны, в двух последних проиграть и при этом не позволить своему государству рассыпаться. С прискорбием констатируем, что русская нация до сих пор не возникла. Нет осознания исторической и культурной общности русского этноса.
Как правило, в рамках одной народности возникает несколько наций, это дело случая, естественных географических границ между частями народности и зигзагов истории. Однако принадлежность к одной народности представителями разных наций осознается всегда. Мы можем констатировать, что сейчас в пределах территории РФ проживает русская народность, которая пока так и не состоялась в качестве единой НАЦИИ. Это еще одно, почти не преодолимое препятствие на пути создания Русского Национального Государства.
Таким образом НАЦИЯ – большая социальная группа, исторически возникающий тип этноса, представляющий собой определенную общность людей, характеризующуюся единством территории, тесными экономическими связями людей, общностью языка, культуры, черт психического склада.
Главную роль в формировании и развитии нации играют социально-экономические факторы. Первые нации возникли в период распада феодализма и становления капиталистической государственности. Экономической основой возникновения наций явились частная собственность на средства производства, ликвидация феодальной раздробленности, укрепление экономических связей между отдельными этническими общностями, объединение местных рынков в общенациональные. Руководящей силой возникавших тогда наций была буржуазия, стремившаяся к объединению отдельных народов в рамках единого государства, обеспечению благоприятных условий для своего собственного развития.Хотя процесс формирования наций в Европе и Азии в основном завершен, однако в некоторых частях света он еще продолжается. Чаще всего нации являются результатом этнического развития народностей, чье название они обычно сохраняют. Некоторые нации сформировались на основе нескольких народностей. Иногда одна народность дает начало формированию двух или нескольких новых социально-этнических образований. Однако многие народности не могут сформироваться в нации вследствие своей малочисленности [3, 287 с.].
НАЦИЯ И РАСА
Необходимо строго различать два весьма разных понятия – «нация» и «раса».Людей объединяет в нации общность языка, территории, экономической жизни, психического склада. В отличие от нации раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенным ареалом.
У человека любой расы, воспитанного с первых лет жизни в какой-либо стране, родным языком будет язык народа этой страны.
Все эти факты свидетельствуют об отсутствии какой-либо причинной зависимости языка от расы, и этому нисколько не противоречат весьма частые случаи, когда между расовой и языковой принадлежностью какой-либо группы устанавливалась историческая связь [3, 305 с.].
Существовавшее ранее до 50-х годов представление, согласно которому каждый индивидуум несет признаки определенной расы, получило название типологической концепции расы. В основе этой концепции лежала гипотеза наследования расовых признаков, согласно которой они передаются от поколения к поколению целым комплексом. Это означает, что расовые свойства наследственно сцеплены, гены расовых признаков локализованы в одной или нескольких близких хромосомах и любой расовый признак физиологически неразрывно связан со всеми остальными.
Отсюда делается вывод, что индивидуум не может быть носителем расовых свойств. Они складываются у индивидуума случайно. Индивидуальная комбинация признаков, как правило, не повторяет групповую. Следовательно, подсчет процентного соотношения индивидуумов с разными расовыми свойствами внутри групп и сравнение групп по этому процентному соотношению неправомерны.
Концепция понимания биологического состава человечества получила наименование популяционной концепции рас. Первый основной постулат этой концепции – индивидуум не есть носитель расовых свойств. Второй постулат – популяция и раса представляет собой не сумму, а совокупность индивидуумов; внутри популяции и расы действуют определенные закономерности изменчивости. Раса, любая расовая общность состоит из отдельных исторически организованных элементов, но это, однако, не индивидуумы, а популяции. Мозаика расовой изменчивости складывается из мозаики популяционной изменчивости. Обе они в совокупности и создают все богатство изменчивости человеческого вида [2, 308 с.].
ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ И ПОПУЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАС
Несмотря на интенсивное развитие современной генетики, вопрос о характере наследования большинства соматологических и остеологических признаков оставался и остается пока еще не очень ясным. В принципе, такое наследование может осуществляться либо независимо, либо целым комплексом признаков. Подробный анализ этих противоположных гипотез уже давно получил в нашей науке детальное освещение.
На основании гипотезы наследования признаков комплексом делается вывод о совпадении морфологических особенностей индивидуума с расовой категорией, к которой он принадлежит. Таким образом, расовый тип индивидуума рассматривается как единица расовой систематики, а морфологический критерий становится основным, в то время как критерию географическому отводится второстепенное значение (суть типологической концепции). Игнорируется возможность проявления в популяции возможных проявлений индивидуальной изменчивости, что особенно ярко проявляется с малочисленными, как правило, краниологическими выборками. Между тем, раса не является простой совокупностью индивидуумов. В результате действия совокупности биологических и социальных факторов на уровне любой популяции происходят вероятностные генетические процессы, которые находят конкретное выражение в виде изменчивости признаков во времени и пространстве. В морфологическом типе индивидуума проявляются физиологически скорелированные связи между признаками, в то время как исторические закономерности проявляются именно на групповом или популяционном уровне. Поэтому типологический подход к исследованию расовых особенностей популяции всегда связан с риском принять проявление индивидуальной изменчивости за групповую.
С этой же точки зрения представляется научно некорректными любые вычисления процентных соотношений представителей различных расовых типов в той или иной популяции.
Из этого подхода вытекает, в частности, принцип историзма расы, как явления изменчивого не только в пространстве, но и во времени [2, 309 с.].
Велика роль отечественной антропологии и в теоретической разработке популяционной концепции расы.
Первый и основной постулат популяционной концепции расы – индивидуум не есть носитель расовых свойств. Второй постулат – популяция и раса (как группа популяций) представляет собой не сумму, а совокупность индивидуумов; внутри популяции и расы действуют определенные закономерности изменчивости. Эти закономерности подробно изучены внутри большого числа популяций и с генетической, и с математической стороны. Здесь можно говорить о расовой изменчивости, начиная лишь с популяционного уровня, что расовая изменчивость – групповая, а не индивидуальная.
Раса – не сумма индивидуумов, а совокупность популяций. Это означает, что сходные морфологически и генетически популяции, образующие ту или иную расовую общность, связаны между собой не случайно, а в силу происхождения или каких-то иных исторических причин. Раса, любая расовая общность состоит из отдельных исторических организационных элементов, но это, однако не индивидуумы (как думали раньше), а популяции. Мозаика расовой изменчивости складывается из мозаики популяционной изменчивости. Обе они в совокупности и создают все богатство изменчивости человеческого вида.
Такова популяционная концепция расы. Как видно, и в своих исходных посылках, и в основных положениях она принципиально отличается от типологической. Теоретические разногласия приводят к различным методам изучения расовой изменчивости, локальных расовых комплексов, выбора основных их характеристик и сравнения рас между собой и т.д. Каждую популяцию стали изучать не как неповторимое по своей специфике сочетание групповых свойств. Отсюда огромное внимание к групповой изменчивости, разработке методов их анализа и способов суммарной характеристики по совокупностям признаков [2, 311 с.].
КЛАССИФИКАЦИЯ РАС
В советской антропологии была общепринята расовая классификация Н.Н. Чебоксарова. Первоначально он выделил три большие расы. В
Большие расы.
Экваториальная или австрало-негроидная раса: темная окраска кожи, волнистые или курчавые волосы, широкий, слабо выступающий нос, низкое или среднее переносье, поперечное расположение ноздрей, большая ротовая щель, толстые губы.
Евразийская, или европеидная раса: светлая или смуглая окраска кожи, прямые или волнистые волосы, обильный рост бороды и усов, узкий, резко выступающий нос, высокое переносье, сагиттальное расположение ноздрей, небольшая ротовая щель, тонкие губы. Для северно-западных вариантов типичны светлые глаза и волосы. Среди евразийской расы выделяют 6 малых рас, или рас второго порядка – южноиндийская, индо-средиземноморская, атланто-балтийская, срелнеевропейская, беломорско-балтийская, балкано-кавказская раса.
Азиатско-американская, или монголоидная раса: смуглый оттенок кожи, прямые, нередко жесткие волосы, слабый или очень слабый рост бороды и усов, средняя ширина носа, низкое или среднее по высоте переносье, слабо выступающий нос у азиатских рас и сильно выступающий у американских, средняя толщина губ, уплощенность лица, наличие добавочной складки верхнего века (эпикантуса). Эта раса дифференцировалась на 9 малых рас – североазиатская, арктическая, дальневосточная, южноазиатская, американская, уральская, южносибирская, полинезийская, курильская раса.
Малые расы (расы второго порядка)
В пределах больших рас выделяются малые, отличия которых сформировались в более позднее время по мере расширения ареала обитания в пределах первично заселенной области. В пределах экваториальной расы выделяют семь малых рас.
Австралийская раса: темная кожа, волнистые волосы, обильное развитие третичного волосяного покрова на лице и на теле, очень широкий нос, сравнительно высокое переносье, средний скуловатый диаметр, высокий и средний рост.
Веддоидная раса: более слабое развитие третичного волосяного покрова на лице и на теле, очень широкий нос, меньший прогнатизм, меньшие размеры головы и лица, меньший рост.
Меланезийская раса: курчавые волосы, по обильному развитию третичного волосяного покрова, менее широкий нос, меньший прогнатизм, меньшие размеры головы и лица, меньший рост.
Негрская раса: сильно выраженная курчавость волос, более толстые губы, более низкое переносье и плоская спинка носа, представители этой расы в среднем более высокорослы.
Негрильская или центральноафриканская раса: более обильное развитие третичного волосяного покрова, очень низкий рост, более тонкие губы и более высокий носовой указатель.
Бушменская или южноафриканская раса: низкий рост, более светлая кожа, более узкий нос, более плоское лицо, изредка встречающимся эпикантусом, стеатопигией (наличие жировых отложений преимущественно в ягодичной области у женщин).
Эфиопская или восточноафриканская раса: цвет кожи от светло-коричневого до темно-шоколадного, волосы чаще курчавые, но менее спирально завитые, чем у негров, слабый или средний рост бороды, умеренно толстые губы, уплощенная форма носа встречается редко, прогнатизм слабый или отсутствует, лицо очень узкое, лицевой указатель высокий, форма головы долихокефальная, рост выше среднего.
Н.Н. Чебоксаров подчеркивал, что в расовой картине мира нет строгого разграничения, так как отдельные малые расы являются переходными между большими. Свою классификационную схему он часто представлял в виде круга, выделяя промежуточные малые расы между большими и тем подчеркивая их смешанность.
В более поздних работах Н.Н. Чебоксаров склонялся к мысли о первоначальных двух очагах расообразования и выделении двух рас: западной (в Северо-Восточной Африке и на юго-западе Азии) и более поздней – восточной (в Юго-Восточной Азии).
Американскими генетиками предложено три теории образования рас.
Согласно мультирегиональной модели расовые признаки эволюционировали в течение очень длительного времени в тех регионах, где они встречаются и сегодня, за исключением недавних миграций. Эту модель поддерживают Г. Уолпофф из Мичиганского университета, Дж. Н. Спулер из Лос-Аламоса. По этой теории расовые признаки очень древние.
Модель «исхода из Африки» предполагает, что недифференцированный в расовом отношении ствол современного человечества эволюционировал в Африке и распространился по всему миру, приобретая в ходе этого процесса характерные расовые особенности.
Модель генного потока, или гибридизационная, ищет следы современных популяций в переплетении древних генеалогических линий, генетический вклад которых варьирует от одного региона к другому, а скорость смешения постоянно увеличивается [3, 242 с.].
ФАКТОРЫ РАСООБРАЗОВАНИЯ
Существенными факторами расообразования у человека стали изоляция и метисация в их взаимодействиях. Это – специфически человеческие факторы расообразования в условиях общественного развития.
На ранних стадиях отдельные кровнородственные группы были немногочисленными, мало соприкасались друг с другом. На этой ступени расовые признаки могли генетически закрепляться в изолированных эндогамных родах.
Численное увеличение родовых групп и племен, их расселение на более обширной территории вело к расширению ареолов расовых типов. С развитием общества уменьшилась изоляция между родовыми и племенными группами, усиливалось смешение месжду ними. Смешение рас вело к образованию новых рас, а с другой стороны, к постепенному сглаживанию расовых отличий. В случае изоляции смешанной расовой группы признаки расового типа закреплялись.
Дальнейшее развитие человечества, приведшее к образованию народов, а затем и наций, и все нарастающее общение внутри данных образований и между ними вело к еще большему смешению уже не между отдельными этническими группами, а в более широких масштабах. В этих условиях фактор метисации перестает играть расообразовательную роль. Он приводит к нивелировке расовых типов. Образование наций и больших многонациональных государств ведет к очень большому расовому смешению человечества. Будущее человечество будет все менее различаться в расовом отношении, станет более однородным по физическому типу.
Особой проблемой является исследование значения полового отбора в возникновении расовых различий. Ч. Дарвин приводил аргументы в пользу теории доминирующего значения полового отбора в расогенезе. Расовые признаки не могли быть созданы естественным отбором в силу их бесполезности. Наиболее энергичные и сильные мужчины племени, по мнению Ч.Дарвина, отбирая наиболее красивых женщин себе в жены, формировали тип племени. Однако, нельзя переносить нейтральность расовых признаков у современного человека в поздний палеолит, когда они обладали адаптивным значением. Половой отбор мог лишь усиливать черты, возникшие ранее. Наконец, групповая форма брака в первобытнообщинном строе могла препятствовать половому отбору [1, 254 с.].
ЭТАПЫ РАСООБРАЗОВАНИЯ
Первый этап расообразования: выделение первичных очагов и формирование основных расовых стволов – западного (объединяющего европеидов, негроидов и австралоидов) и восточного (объединяющего азиатских монголоидов и американоидов). Первичные очаги возникали в эпоху нижнего или среднего палеолита. Именно тогда шло формирование человека современного вида, завершившееся к концу верхнего палеолита.
Складывался единый комплекс признаков современного человека. Параллельно оформлялись два расовых сочетания в западных и восточных районах Старого Света и переселение части человечества в Новый Свет.
Этот этап продолжался, по-видимому, около 200 тысяч лет (какой-то отрезок нижнего палеолита, средний палеолит и начало верхнего).
Второй этап расообразования: выделение вторичных очагов и формирование расовых ветвей внутри основных расовых стволов. Он охватывает эпоху верхнего палеолита и частично мезолит и связан со значительным расширением ойкумены, а также освоением доселе не освоенных районов Австралии и обеих Америк. В этот период осваивались новые экологические ниши в пределах Старого Света, но главное – человек проникал в новые области и адаптивные процессы происходили в принципиально новых условиях. Численность населения в Америке и Австралии оставалась длительное время очень низкой. Поэтому на обоих континентах не существовало никаких преград, кроме географических, для беспрепятственного расселения. Длительность этого этапа расообразования составляет примерно 15-20 тысяч лет.
Третий этап расообразования охватывает конец мезолита и неолитическую эпоху, возможно, включает и конец неолитического времени, и переход к эпохе бронзы (энеолит). В абсолютной хронологи это составляет приблизительно 10-12 тысяч лет. Именно не протяжении третьего и последующих этапов значительную роль в процессах расообразования приобрело смешение между уже дифференцированными расовыми вариантами. На этом этапе началось постоянное расселение вследствие демографического давления. Его на значительный масштаб приводил к соприкосновению далеко расселенных одна от другой человеческих групп – носителей расовых комплексов. Это и определяло расообразующую роль межрасового смешения.
Четвертый этап расообразования: формирование четвертичных очагов и возникновение групп популяций – носителей стабильных расовых сочетаний внутри локальных рас. Происходит дальнейшая дифференциация рас. Постепенно почти полностью оформляется картина расового состава человечества. Это эпоха бронзы и частично раннего железа, хотя огромные группы популяций формировались и в более позднее время. Продолжительность его – примерно от рубежа 4-3 тыс.до н.э. и до начала н.э., то есть 3 – 3,5 тыс лет. Усиливается смешение и возникают смешанные по происхождению расы, образовавшиеся при контактах локальных рас [2, 426 с.].
ВЫВОД
1. Раса – исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью наследственных физических признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения.
Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, особенностей культуры и духовного облика.
2. Расовый тип индивидуума рассматривается как единица расовой систематики, а морфологический критерий становится основным, в то время как критерию географическому отводится второстепенное значение (суть типологической концепции). Первый и основной постулат популяционной концепции расы – индивидуум не есть носитель расовых свойств. Второй постулат – популяция и раса (как группа популяций) представляет собой не сумму, а совокупность индивидуумов; внутри популяции и расы действуют определенные закономерности изменчивости.
3. Известный антрополог Н.Н. Чебоксаров в
4. Существуют природные факторы расообразования, а так же изоляция и метисация в их взаимодействии.
5. Расообразовательный процесс может быть дискретен не только в географическом отношении, но и во временном аспекте. Мысль о дроблении единого расообразовательного процесса на этапы высказана и аргументирована В.В. Бунаком. Он попытался соотнести историю расообразования с основными периодами всемирно-исторического процесса и увидеть специфику каждого расообразовательного этапа. Так выделяется четыре этапа расообразования. Первый длился около 200 тысяч лет (какой-то отрезок нижнего палеолита, средний палеолит и начало верхнего); второй длился примерно 15 – 20 тысяч лет; третий этап расообразования охватывает конец мезолита и неолитическую эпоху и переходит к эпохе бронзы (энеолит) это приблизительно 10 – 12 тыс. лет; четвертый этап расообразования продолжается примерно от рубежа 4 – 3 тыс. до н.э. и до начала н.э., т.е. 3 – 3,5 тысяч лет, это эпоха бронзы и частично раннего железа.
СПИСОК ИСПРОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антропология: Учебник для студентов высш.уч.заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
2. Антрополдогия: Хрестоматия. Уч.пос-е/Л.Б. Рыбалов, Т.Е. Россолимо, И.А. Москвина-Тарханова. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института: Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 448 с.
3. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест, 2004. – 688 с.
4. Тегако Л. Антропология: Уч.пос-е / Л.Тегако, Е.Кметинский. – М.: Новое знание, 2004. - 400 с.