Контрольная работа на тему Джек Лондон Мартин Иден Новеллы Ги де Мопассана
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-05-30Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
КАНСКИЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ ТЕХНИКУМ
Контрольная работа
по Зарубежной литературе
Студентки 5 курса
Каралкиной Т.Ю.
КАНСК – 2009
1. Трагедия творческой личности в романе Д. Лондона "Мартин Иден
Творчество Джека Лондона занимает выдающееся место в американской и мировой литературе. В своих произведениях Лондон с большой художественной силой и правдивостью показал вопиющие противоречия и антигуманистическую сущность общественной жизни Соединенных Штатов Америки. Покоряющая сила лучших его книг состоит прежде всего в их жизнеутверждающей направленности. Прославляя величие и несокрушимую силу человеческого духа, Лондон выступал как яростный враг пассивности, бессилия и равнодушия, он искренне верил в торжество разума и справедливости. Поэтому и в своих произведениях стремился показать мужественных людей, побеждающих препятствия на пути к счастью и правде.
Наиболее полно убеждения автора выражены в романе "Мартин Иден". Именно это произведение самое значимое творение Лондона!
Ведущая тема романа – тема судьбы художника из народа в капиталистическом обществе. "Мартин Иден", как зеркало, отразил те сложные условия, в которых оказывался талантливый человек в США. Это история успеха и трагедии молодого человека, пытающегося пробиться в ряды преуспевающих. Подавленный невыносимо тяжелыми условиями жизни и труда, он считал, что подлинную культуру можно найти только в высшем обществе. "Он воспарил над старым миром благодаря возвышенным мыслям и чувствам, почерпнутым из книг. Он был теперь уверен, что в том, высшем круге… все мужчины и женщины думают и чувствуют именно так. До сих пор он жил в каком – то грязном болоте и теперь хотел очиститься и подняться в высшую сферу".
Но при ближайшем знакомстве с буржуазным обществом Мартин убеждается, что всё, к чему он стремился и что привлекало его в этом обществе, было фальшью, обманчивой видимостью. Жизненный путь талантливого человека превращается в цепь горьких разочарований.
Таким образом автор показал растлевающее влияние собственнических отношений на литературу и искусство. Мартин был художником – реалистом, видевшим ценность искусства в его правдивости: "даже в самых ранних его произведениях не было признаков посредственности. В них скорее было слишком много силы. Во всех своих произведениях он стремился сочетать реализм с вымыслом и красотами, созданными фантазией. Он добивался вдохновенного реализма, проникнутого верой в человека и его стремления. Он хотел показать жизнь, как она есть, со всеми исканиями мятущегося духа, воспеть смельчаков, устремляющихся навстречу опасности, юношей, одержимых любовью, гигантов, борющихся среди ужасов и страданий, заставляющих жизнь трещать под их могучим напором".
Однако ни одно его произведение не было принято к печати в журналах, заполненных литературной продукцией, прославлявшей "жалких охотников за долларами" и изображавшей "мелкие любовные треволнения ничтожных людишек".
Такое явление было характерно для Америки начала ХХ века, где почти все крупнейшие писатели испытали на себе жестокие удары издательской политики. Сам Марк Твен признавался в автобиографии, что всю жизнь вынужден был писать полуправду. Яростью встречала критика произведения Теодора Драйзера. Да и путь в литературу самого Джека Лондона был связан с большими трудностями, поэтому в романе писатель анализировал действительность с позиций собственного жизненного опыта, глубоко оценивая срывы и удачи героя.
Не понимая, почему издательства возвращают ему рукописи, Мартин Иден изучает издательские и читательские вкусы и выводит формулу, метко характеризующую ту литературу, которая предназначается для массового читателя. Молодой писатель вынужден "творить" по единообразной схеме: "1) двое влюбленных должны разлучиться; 2) благодаря какому – то событию они соединяются снова; 3)звон свадебных колоколов". Мартину противно безжизненность и выспренность подобной "литературы", он не мог стать заурядным писателем и продавать свой талант ради денег. Ему была противна узенькая духовная дорожка, ведущая к мещанскому благополучию и сытой бездумной жизни. Однако в мире высшего общества, куда он попал благодаря своему творчеству, он не мог встретить сочувствия и поддержки. В результате он оказался на грани голодной смерти. И в конце концов материальная зависимость заставляет Мартина подлаживаться под низкие литературные вкусы, пусть и в мелочах, анекдотах и юморесках, но и это постепенно деформирует душу. Мартин совсем перестает писать. Даже когда "солнце удачи взошло" и журналы один за другим стали печатать его произведения и присылать гонорары. Несмотря на то, что "деньги для него означали нечто большее, чем известное количество долларов и центов. Они означали успех, и чеканные орлы на монетах казались крылатыми вестниками победы", к творческому труду он не мог вернуться. Он не мог смириться с тем, общество не принимало его самого как личность. Его оскорбляло то обстоятельство, что люди, никогда не трудившиеся столько, сколько трудился он сам, оценили не его способности, а те деньги, которые он теперь имел.
Добившись успеха ценою огромных усилий, тяжких лишений, компромиссов и разрыва со своим классом, Мартин ощутил страшное одиночество, понял всю тщетность принесенных им жертв. Для него стало ясно, что искусство и литература является, как и всякий товар, предметом купли – продажи, а успех любого произведения определяется модой и громким именем автора. Представителям высшего света "не было никакого дела ни до самого Мартина Идена, ни до его творчества. И если они искали его общества, то не ради него самого и не ради его произведений, а ради славы, которая теперь окружала ореолом его имя, и ради тех ста тысяч долларов, которые лежали у него на текущем счету в банке. Что ж, это была обычная оценка человека в буржуазном обществе. Но Мартин был горд. Ему не нужно было такой оценки. Он хотел, чтобы ценили его самого или его творчество, что было в сущности одно и то же".
Полный презрения к духовно нищим вершителям судеб, Мартин приобрел и непреодолимое отвращение к творчеству. Так погиб художник, обманутый в своих лучших надеждах.
Вместе с художником погибла любовь. Это благородное чувство пробудило в талантливом молодом человеке творческие силы, ради любви он трудился с огромным напряжением и все подчинил своему чувству. "Он смотрел на Руфь с благоговением. Но тем сильнее ему хотелось перешагнуть через пропасть между ними. У него словно вырастали крылья. Неприглядная действительность переставала существовать, уступая место прекрасному и необычайному. Он словно превратился в эолову арфу. То, что он пережил и изведал на своем веку, было струнами, а музыка – ветром, который колебал эти струны, и они вибрировали, порождая воспоминания и мечты. Он не просто чувствовал. Каждое ощущение принимало у него форму и окраску и претворялось в образы каким – то чудесным и таинственным путем. Он уносился в огромный, жаркий, прекрасный мир, совершал великие подвиги, добиваясь её. И вот он с ней, он владеет ею, заключает её в свои объятия, увлекает в царство своих грёз".
Рассказывая о первой встречи Мартина и Руфи, Джек Лондон дает портрет героини через восторженное восприятие Мартина, и читатель видит его глазами "…бледное, воздушное существо с большими одухотворенными голубыми глазами". Так рождается любовь и иллюзия Мартина, который мысленно противопоставляет её женщинам, которых он знал до сих пор, женщинам его круга, задавленным тяжелой работой, и тем, что царят в притонах и поджидают моряков в чужих гаванях. Руфь резко выделяется на фоне этих "исчадий ада", и воспоминания Мартина подтверждают верность его заключения: "Она дух, божество, богиня". Это восторженное восприятие преображает любое движение "божества": даже то, что Руфь при встрече обнялась и поцеловалась с матерью, служит неискушенному Мартину доказательством возвышенности её чувств. Сам наделенный красотой и силой чувств, Мартин преувеличивает достоинства девушки, которую полюбил. Чтобы "дорасти" до неё, он (предпринимает) прилагает титанические усилия.
Но реальная Руфь, не одухотворенная, а банальная частица своего общества, не в состоянии понять истинной глубины личности полюбившего её человека, не может даже представить себе его творческих возможностей. Высшим достижением для неё является деловая карьера: "Вы никак не можете продать те свои произведения, которые считаете удачными. Я считала и сейчас считаю, что вам всего лучше было бы научиться стенографии – писать на машинке вы умеете – и поступить в папину контору. У вас большие способности, и я уверена, что вы могли бы стать хорошим юристом".
Мартин не знал, что для Руфи "радость творчества" - пустые слова. Она, правда, часто употребляла их, и впервые Мартин услышал о радости творчества именно от неё. Она читала об этом, слышала в лекциях своих преподавателей. Но сама она была чужда всякой оригинальности мысли, всякого творческого порыва и могла лишь повторять то, что заучила с чужих слов. Тем большим потрясением для него было услышать: "В конце концов ваше творчество было для вас игрушкой, вы достаточно долго забавлялись ею. Пора теперь отнестись серьезно к жизни, к нашей жизни, Мартин. До сих пор вы жили только для себя". Тем страшнее было его разочарование, когда он понял, что Руфь не то идеальное существо, которое создало его воображение. Она была обычной буржуазной девушкой, с ограниченным кругозором, мелкими духовными интересами. Руфь не способна была стать выше предрассудков своей среды, она не понимала Мартина и не верила в его "сочинительство", потому что оно не приносило дохода. Отвернувшись от Мартина, когда он больше всего нуждался в её поддержке, она пришла искать с ним примирения, как только он стал знаменит и богат. Но Мартин не мог примириться с ней, его божество было повержено, иллюзия развеяна: "Вы чуть не погубили меня" - говорит он Руфи; - "Чуть не погубили моё творчество, моё будущее. Вы стремились запереть меня в тесную клетку. Вы хотели заставить меня преклоняться перед ложными ценностями, навязать мне условную, пошлую мораль. Вы хотели заставить меня бояться жизни, хотели вытравить из меня живую душу".
И они в конце концов достигли своего. Именно тогда, когда, по мнению высшего света, Мартин добился успеха, он осознал бессмысленность своего существования без творчества и без любви. В сущности, Мартин так и не нашел своего настоящего места. Когда он попробовал пообщаться с матросами, каким был когда – то, он "не смог найти в себе ничего общего с этими скучными, грубыми людьми. Он был в полном отчаянии. Там, наверху, Мартин Иден сам по себе никому не был нужен, а вернуться к людям своего класса, которых он знал и которых некогда любил, он тоже уже не мог. Они были не нужны ему. Они раздражали его так же, как и безмозглые пассажиры первого класса!".
Стремясь избавиться от раздражения, Мартин Иден уходит из жизни. Гибель героя, щедро одаренного, вышедшего из народа, владевшего симпатиями как писателя, так и читателей, сильно воздействовала на читателей. Добровольный уход из жизни не умолял достоинств героя, который вышел победителем в длительной и почти безнадежной борьбе и стал знаменитым писателем. А роман "Мартин Иден" был и остается для многих книгой, вдохновляющей на борьбу с трудностями.
Прославляя величие и несокрушимую силу человеческого духа, Лондон выступал как яростный враг пассивности, бессилия и равнодушия, он искренне верил в торжество разума и справедливости. Поэтому и в своих произведениях стремился показать мужественных людей, побеждающих препятствия на пути к счастью и правде!!!
2. Художественные особенности новелл Мопассана. Анализ одной из новелл ("Папа Симона", "Нищий", "Дядюшка Милон" и др.)
"Искусство есть микроскоп, который наводит художник на тайны своей души и показывает эти общие всем тайны".
Эту способность Л.Н. Толстой признает за французским писателем сполна.
Ги де Мопассан – современник многих известных французских писателей второй половины ХIХ века.
Исключительно интенсивный и краткий по времени (около 10 лет) творческий путь Мопассана, в основном развернувшийся в 80-е годы, совпал с распространением во Франции натурализма.
В ярком и многообразном творческом наследии Мопассана, в его трагической писательской судьбе отразилась вся сложность и противоречивость его эпохи.
Мопассан написал свыше 300 новелл, составивших 16 сборников ("Заведение Телье", "Мадемуазель Фифи", "Рассказы вальдшнепа", "Лунный свет", "Мисс Гарриет", "Иветта" и др.).
Трудно классифицировать все новеллы Мопассана по принципу художественного жанра, хотя есть среди них и сюжетные, новеллы характера, лирико-психологические и другие.
Некоторые из сборников были составлены самим Мопассаном по тематическому принципу (например, новеллы об охоте – "Рассказы вальдшнепа"), но в большинстве это не выдержано, и тематика новелл в сборниках отличается исключительным разнообразием.
При всем разнообразии новеллистики французского писателя нельзя не выделить главные тематические сферы. Среди них, в первую очередь, заявляет о себе тема патриотизма французского народа и осуждение захватчиков в новеллах о франко-прусской войне. Только участием в войне, ненавистью к захватчикам и любовью к родине можно объяснить глубину содержания, серьезность и зрелость мастерства Мопассана в его новеллах на эту тему, написанных в первой половине 80-х годов.
На протяжении творческого пути Мопассана пессимистические настроения писателя приобретали все более углубленную и обостренную форму.
Пессимизм Мопассана обусловливался глубоким отвращением писателя-гуманиста к буржуазной действительности и вместе с тем сознанием своего бессилия в борьбе с существующим порядком вещей. Мопассан был убежденным, непримиримым, страстным отрицателем буржуазной цивилизации с ее убожеством, низменностью и бесчеловечностью. "Мы живем в буржуазном обществе, - писал он. - Оно ужасающе посредственно и трусливо. Никогда еще, может быть, взгляды не были столь ограниченны и менее гуманны". Мопассан постоянно показывал, как бесконечно несчастно громадное большинство людей при буржуазном строе, которых угнетают, держат в плену и уродуют "гнусные предрассудки, ложные понятия о чести, более отталкивающие, чем само преступление, целая гора лицемерных чувств, показной благопристойности, возмутительной честности".
Необыкновенная разносторонность художественных средств Мопассана особенно широко проявилась в его новеллистике. Наряду с сильной комической струей рассказам Мопассана присущи - и в еще большей степени - грустные, элегические настроения. Эти настроения, как и смех Мопассана, также были формой его оценочного, глубоко страстного отношения к действительности, помогшего ему преодолеть влияния натурализма. Мопассан был проникновенным и чутким изобразителем человеческих страданий, полным жалости и сочувствия к своим мучающимся героям.
Центральное место в новеллистике Мопассана занимает любовная тема. Писатель видел в любви драгоценнейший дар природы ("Любовь"), высокое поэтическое чувство, которое пробуждает в человеке его душевную красоту - искренность, бескорыстие, готовность к самопожертвованию, к подвигу ("Лунный свет", "Счастье", "В пути", "Фермер", "Калека" и др.). Стремясь оправдать те физиологические потребности человека, которые лицемерно замалчивала или осуждала мещанская литература, Мопассан смело, увлеченно, с рубенсовской плотоядностью воспевал - особенно в сборнике своих стихотворений - ту чувственную страсть, которая стихийно бросает людей в объятия друг к другу. Жизнерадостно славя пыл этой страсти, он обрисовывал и те смешные или печальные положения, в которые она ставит его персонажи, а порою показывал, как эта страсть, туманя разум человеку, способна привести его к страшной катастрофе, к преступлению ("Маленькая Рок"). Великий изобразитель любви, Мопассан воспроизводил ее в бесконечном разнообразии вариантов. При этом одна из драматичнейших тем его творчества заключается в показе писателем того безобразного, уродливого, извращенного характера, который приняла любовь в буржуазном обществе, где она превратилась в предмет купли-продажи и из величайшей радости человека - в источник жестоких его мучений. Тема любви в творчестве Мопассана стала острейшим оружием писателя-гуманиста в его борьбе с буржуазным варварством.
Герои новелл Мопассана - люди всех рангов, всех состояний - чиновники и аристократы, священники и бродяги, богатые фермеры и батраки, старики и дети. Читатель словно бы видит своими глазами глухие и тёмные, подозрительные закоулки и изысканно обставленные гостиные в особняках французской столицы, шумные таверны и старинные дворянские замки.
Мопассан - великолепный мастер психологического портрета, мастер художественной детали. Писатель мог чётко, сжато отобрать материал, создавая картины действительности. "Для меня, говорил он, - психология в новелле сводится к следующему: выявить тайное в человеке через показ его жизни".
Тематика новелл Мопассана:
• Рассказы из жизни чиновников, где место действия - Париж.
"Ожерелье", "Драгоценности", "Прогулка". Под рутинной повседневностью таятся неблагополучие и трагедия.
• Новеллы из светской жизни. Во многих новеллах неприглядная изнанка внешне благопристойной жизни решительно обнажена, и люди "света" осмеяны без пощады.
"Знак", "Окно", "Гарсон, кружку пива!".
• Новеллы о крестьянстве. Крестьянин в изображении Мопассана нередко во власти земли, во власти своей собственности. Писатель хорошо понимает всю тяжесть положения крестьянина, обречённого на темноту и невежество.
"Бочонок", "Признание", "Дочка Мартена", "Возвращение".
• Новеллы о франко - прусской войне. Мопассан с глубоким чувством патриота воспел духовную красоту народных воителей.
"Пленные", "Пышка".
• Тема любви. Тема любви для Мопассана - одно из средств проникновения в мир человеческой психики, в мир страстей, один из путей познания современного читателю общества. Любовь в буржуазном мире изуродована и опошлена.
"Дом Телье", "Поездка за город".
Лучшая новелла о любви - "Лунный свет", настоящий гимн душевной чистоте и искренности, гимн поэзии любви. Форма исповеди, форма монолога придаёт новелле оттенок особой искренности, а позиция автора не остаётся для читателей секретом.
Анализ новеллы "Папа Симона"
Рассказ Мопассана "Папа Симона" поражает нас своей искренностью, простотой и ясностью форм, что было не всегда присуще всем произведениям Ги де Мопассана. Автор сопереживает своим героям. Для Мопассана была характерна индивидуальная особенность изображения, которая была его отличительной чертой. Автор обладает особенным талантом, который состоит в способности усиленного, напряженного внимания, направляемого на тот или иной предмет, вследствие которого человек, одаренный этой способностью, видит в тех предметах, на которые он направляет свое внимание, нечто новое, такое, чего не видят другие. Внешняя канва сюжета "Папа Симона" кажется довольно простой. История женщины, родившей внебрачного ребенка и связанные с этим событием для неё и ребенка последствия жестокого окружающего мира.
Главное действующее лицо – малыш Симон. Действие начинается с того, что симон впервые пошел в школу и столкнулся с жестокостью своих сверстников. Дети по своей натуре очень жестоки, в том смысле, что они открыто говорят о каких то вещах, даже сами не осознавая саму суть вещей. Они это слышат от своих родителей и впитывают, как губка все эти чувства, это презрение, которое все испытывают к матери Симона Бланшотте, и дети обрушивают этот негатив на малыша. Симон, который рос в окружении любви и ласки мамы, защищенный от внешнего мира. На него обрушилось тяжелое обвинение, признаться в том, что у него нет отца! Автору симпатичен образ его героя. С какой силой и точностью за считанные секунды малыш испытал гамму чувств от этого обвинения. Это сначала ужас, обида, попытка защититься, найти оправдание, страшное унижение от того, что он не такой, как все, у него нет папы.
Но после того, как друзья Филиппа дали ему одобрение и толчок к действиям по отношению к Бланшотте, мальчик гордо объявил своим одноклассникам, что его отец – кузнец Филипп Реми. Теперь над ним никто не засмеялся, потому что это был такой отец, которым мог бы гордиться каждый!
Умение Мопассана выбора точной детали, точного слова сделало его одним из лучших новеллистов, определило особый ритм его прозы. Лиризм и тонкий психологизм отличают его лучшие произведения с их задушевностью и человечностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Д. Лондон Собрание сочинений в 7т. Т 5 "Мартин Иден". – М., 1955г. – С.315
2. Быков В.М. Джек Лондон. – М., 1964. – С. 102 – 143
3. Балтроп Р. Джек Лондон, человек, писатель, бунтарь. – М., 1981. – 207с.
4. Фонер Ф. Джек Лондон – американский бунтарь. – М., 1966. – 224с.
5. История зарубежной литературы ХХ века, 1871 – 1917:Учеб. для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1989. – 416 с.
6. Мопассан Г. Собрание сочинений в семи томах: Т 1. Сост. М. Шенгелия. М.: "Россия" "Сретение", "Август", 1992. – 384с.
Контрольная работа
по Зарубежной литературе
Студентки 5 курса
Каралкиной Т.Ю.
КАНСК – 2009
1. Трагедия творческой личности в романе Д. Лондона "Мартин Иден
Творчество Джека Лондона занимает выдающееся место в американской и мировой литературе. В своих произведениях Лондон с большой художественной силой и правдивостью показал вопиющие противоречия и антигуманистическую сущность общественной жизни Соединенных Штатов Америки. Покоряющая сила лучших его книг состоит прежде всего в их жизнеутверждающей направленности. Прославляя величие и несокрушимую силу человеческого духа, Лондон выступал как яростный враг пассивности, бессилия и равнодушия, он искренне верил в торжество разума и справедливости. Поэтому и в своих произведениях стремился показать мужественных людей, побеждающих препятствия на пути к счастью и правде.
Наиболее полно убеждения автора выражены в романе "Мартин Иден". Именно это произведение самое значимое творение Лондона!
Ведущая тема романа – тема судьбы художника из народа в капиталистическом обществе. "Мартин Иден", как зеркало, отразил те сложные условия, в которых оказывался талантливый человек в США. Это история успеха и трагедии молодого человека, пытающегося пробиться в ряды преуспевающих. Подавленный невыносимо тяжелыми условиями жизни и труда, он считал, что подлинную культуру можно найти только в высшем обществе. "Он воспарил над старым миром благодаря возвышенным мыслям и чувствам, почерпнутым из книг. Он был теперь уверен, что в том, высшем круге… все мужчины и женщины думают и чувствуют именно так. До сих пор он жил в каком – то грязном болоте и теперь хотел очиститься и подняться в высшую сферу".
Но при ближайшем знакомстве с буржуазным обществом Мартин убеждается, что всё, к чему он стремился и что привлекало его в этом обществе, было фальшью, обманчивой видимостью. Жизненный путь талантливого человека превращается в цепь горьких разочарований.
Таким образом автор показал растлевающее влияние собственнических отношений на литературу и искусство. Мартин был художником – реалистом, видевшим ценность искусства в его правдивости: "даже в самых ранних его произведениях не было признаков посредственности. В них скорее было слишком много силы. Во всех своих произведениях он стремился сочетать реализм с вымыслом и красотами, созданными фантазией. Он добивался вдохновенного реализма, проникнутого верой в человека и его стремления. Он хотел показать жизнь, как она есть, со всеми исканиями мятущегося духа, воспеть смельчаков, устремляющихся навстречу опасности, юношей, одержимых любовью, гигантов, борющихся среди ужасов и страданий, заставляющих жизнь трещать под их могучим напором".
Однако ни одно его произведение не было принято к печати в журналах, заполненных литературной продукцией, прославлявшей "жалких охотников за долларами" и изображавшей "мелкие любовные треволнения ничтожных людишек".
Такое явление было характерно для Америки начала ХХ века, где почти все крупнейшие писатели испытали на себе жестокие удары издательской политики. Сам Марк Твен признавался в автобиографии, что всю жизнь вынужден был писать полуправду. Яростью встречала критика произведения Теодора Драйзера. Да и путь в литературу самого Джека Лондона был связан с большими трудностями, поэтому в романе писатель анализировал действительность с позиций собственного жизненного опыта, глубоко оценивая срывы и удачи героя.
Не понимая, почему издательства возвращают ему рукописи, Мартин Иден изучает издательские и читательские вкусы и выводит формулу, метко характеризующую ту литературу, которая предназначается для массового читателя. Молодой писатель вынужден "творить" по единообразной схеме: "1) двое влюбленных должны разлучиться; 2) благодаря какому – то событию они соединяются снова; 3)звон свадебных колоколов". Мартину противно безжизненность и выспренность подобной "литературы", он не мог стать заурядным писателем и продавать свой талант ради денег. Ему была противна узенькая духовная дорожка, ведущая к мещанскому благополучию и сытой бездумной жизни. Однако в мире высшего общества, куда он попал благодаря своему творчеству, он не мог встретить сочувствия и поддержки. В результате он оказался на грани голодной смерти. И в конце концов материальная зависимость заставляет Мартина подлаживаться под низкие литературные вкусы, пусть и в мелочах, анекдотах и юморесках, но и это постепенно деформирует душу. Мартин совсем перестает писать. Даже когда "солнце удачи взошло" и журналы один за другим стали печатать его произведения и присылать гонорары. Несмотря на то, что "деньги для него означали нечто большее, чем известное количество долларов и центов. Они означали успех, и чеканные орлы на монетах казались крылатыми вестниками победы", к творческому труду он не мог вернуться. Он не мог смириться с тем, общество не принимало его самого как личность. Его оскорбляло то обстоятельство, что люди, никогда не трудившиеся столько, сколько трудился он сам, оценили не его способности, а те деньги, которые он теперь имел.
Добившись успеха ценою огромных усилий, тяжких лишений, компромиссов и разрыва со своим классом, Мартин ощутил страшное одиночество, понял всю тщетность принесенных им жертв. Для него стало ясно, что искусство и литература является, как и всякий товар, предметом купли – продажи, а успех любого произведения определяется модой и громким именем автора. Представителям высшего света "не было никакого дела ни до самого Мартина Идена, ни до его творчества. И если они искали его общества, то не ради него самого и не ради его произведений, а ради славы, которая теперь окружала ореолом его имя, и ради тех ста тысяч долларов, которые лежали у него на текущем счету в банке. Что ж, это была обычная оценка человека в буржуазном обществе. Но Мартин был горд. Ему не нужно было такой оценки. Он хотел, чтобы ценили его самого или его творчество, что было в сущности одно и то же".
Полный презрения к духовно нищим вершителям судеб, Мартин приобрел и непреодолимое отвращение к творчеству. Так погиб художник, обманутый в своих лучших надеждах.
Вместе с художником погибла любовь. Это благородное чувство пробудило в талантливом молодом человеке творческие силы, ради любви он трудился с огромным напряжением и все подчинил своему чувству. "Он смотрел на Руфь с благоговением. Но тем сильнее ему хотелось перешагнуть через пропасть между ними. У него словно вырастали крылья. Неприглядная действительность переставала существовать, уступая место прекрасному и необычайному. Он словно превратился в эолову арфу. То, что он пережил и изведал на своем веку, было струнами, а музыка – ветром, который колебал эти струны, и они вибрировали, порождая воспоминания и мечты. Он не просто чувствовал. Каждое ощущение принимало у него форму и окраску и претворялось в образы каким – то чудесным и таинственным путем. Он уносился в огромный, жаркий, прекрасный мир, совершал великие подвиги, добиваясь её. И вот он с ней, он владеет ею, заключает её в свои объятия, увлекает в царство своих грёз".
Рассказывая о первой встречи Мартина и Руфи, Джек Лондон дает портрет героини через восторженное восприятие Мартина, и читатель видит его глазами "…бледное, воздушное существо с большими одухотворенными голубыми глазами". Так рождается любовь и иллюзия Мартина, который мысленно противопоставляет её женщинам, которых он знал до сих пор, женщинам его круга, задавленным тяжелой работой, и тем, что царят в притонах и поджидают моряков в чужих гаванях. Руфь резко выделяется на фоне этих "исчадий ада", и воспоминания Мартина подтверждают верность его заключения: "Она дух, божество, богиня". Это восторженное восприятие преображает любое движение "божества": даже то, что Руфь при встрече обнялась и поцеловалась с матерью, служит неискушенному Мартину доказательством возвышенности её чувств. Сам наделенный красотой и силой чувств, Мартин преувеличивает достоинства девушки, которую полюбил. Чтобы "дорасти" до неё, он (предпринимает) прилагает титанические усилия.
Но реальная Руфь, не одухотворенная, а банальная частица своего общества, не в состоянии понять истинной глубины личности полюбившего её человека, не может даже представить себе его творческих возможностей. Высшим достижением для неё является деловая карьера: "Вы никак не можете продать те свои произведения, которые считаете удачными. Я считала и сейчас считаю, что вам всего лучше было бы научиться стенографии – писать на машинке вы умеете – и поступить в папину контору. У вас большие способности, и я уверена, что вы могли бы стать хорошим юристом".
Мартин не знал, что для Руфи "радость творчества" - пустые слова. Она, правда, часто употребляла их, и впервые Мартин услышал о радости творчества именно от неё. Она читала об этом, слышала в лекциях своих преподавателей. Но сама она была чужда всякой оригинальности мысли, всякого творческого порыва и могла лишь повторять то, что заучила с чужих слов. Тем большим потрясением для него было услышать: "В конце концов ваше творчество было для вас игрушкой, вы достаточно долго забавлялись ею. Пора теперь отнестись серьезно к жизни, к нашей жизни, Мартин. До сих пор вы жили только для себя". Тем страшнее было его разочарование, когда он понял, что Руфь не то идеальное существо, которое создало его воображение. Она была обычной буржуазной девушкой, с ограниченным кругозором, мелкими духовными интересами. Руфь не способна была стать выше предрассудков своей среды, она не понимала Мартина и не верила в его "сочинительство", потому что оно не приносило дохода. Отвернувшись от Мартина, когда он больше всего нуждался в её поддержке, она пришла искать с ним примирения, как только он стал знаменит и богат. Но Мартин не мог примириться с ней, его божество было повержено, иллюзия развеяна: "Вы чуть не погубили меня" - говорит он Руфи; - "Чуть не погубили моё творчество, моё будущее. Вы стремились запереть меня в тесную клетку. Вы хотели заставить меня преклоняться перед ложными ценностями, навязать мне условную, пошлую мораль. Вы хотели заставить меня бояться жизни, хотели вытравить из меня живую душу".
И они в конце концов достигли своего. Именно тогда, когда, по мнению высшего света, Мартин добился успеха, он осознал бессмысленность своего существования без творчества и без любви. В сущности, Мартин так и не нашел своего настоящего места. Когда он попробовал пообщаться с матросами, каким был когда – то, он "не смог найти в себе ничего общего с этими скучными, грубыми людьми. Он был в полном отчаянии. Там, наверху, Мартин Иден сам по себе никому не был нужен, а вернуться к людям своего класса, которых он знал и которых некогда любил, он тоже уже не мог. Они были не нужны ему. Они раздражали его так же, как и безмозглые пассажиры первого класса!".
Стремясь избавиться от раздражения, Мартин Иден уходит из жизни. Гибель героя, щедро одаренного, вышедшего из народа, владевшего симпатиями как писателя, так и читателей, сильно воздействовала на читателей. Добровольный уход из жизни не умолял достоинств героя, который вышел победителем в длительной и почти безнадежной борьбе и стал знаменитым писателем. А роман "Мартин Иден" был и остается для многих книгой, вдохновляющей на борьбу с трудностями.
Прославляя величие и несокрушимую силу человеческого духа, Лондон выступал как яростный враг пассивности, бессилия и равнодушия, он искренне верил в торжество разума и справедливости. Поэтому и в своих произведениях стремился показать мужественных людей, побеждающих препятствия на пути к счастью и правде!!!
2. Художественные особенности новелл Мопассана. Анализ одной из новелл ("Папа Симона", "Нищий", "Дядюшка Милон" и др.)
"Искусство есть микроскоп, который наводит художник на тайны своей души и показывает эти общие всем тайны".
Эту способность Л.Н. Толстой признает за французским писателем сполна.
Ги де Мопассан – современник многих известных французских писателей второй половины ХIХ века.
Исключительно интенсивный и краткий по времени (около 10 лет) творческий путь Мопассана, в основном развернувшийся в 80-е годы, совпал с распространением во Франции натурализма.
В ярком и многообразном творческом наследии Мопассана, в его трагической писательской судьбе отразилась вся сложность и противоречивость его эпохи.
Мопассан написал свыше 300 новелл, составивших 16 сборников ("Заведение Телье", "Мадемуазель Фифи", "Рассказы вальдшнепа", "Лунный свет", "Мисс Гарриет", "Иветта" и др.).
Трудно классифицировать все новеллы Мопассана по принципу художественного жанра, хотя есть среди них и сюжетные, новеллы характера, лирико-психологические и другие.
Некоторые из сборников были составлены самим Мопассаном по тематическому принципу (например, новеллы об охоте – "Рассказы вальдшнепа"), но в большинстве это не выдержано, и тематика новелл в сборниках отличается исключительным разнообразием.
При всем разнообразии новеллистики французского писателя нельзя не выделить главные тематические сферы. Среди них, в первую очередь, заявляет о себе тема патриотизма французского народа и осуждение захватчиков в новеллах о франко-прусской войне. Только участием в войне, ненавистью к захватчикам и любовью к родине можно объяснить глубину содержания, серьезность и зрелость мастерства Мопассана в его новеллах на эту тему, написанных в первой половине 80-х годов.
На протяжении творческого пути Мопассана пессимистические настроения писателя приобретали все более углубленную и обостренную форму.
Пессимизм Мопассана обусловливался глубоким отвращением писателя-гуманиста к буржуазной действительности и вместе с тем сознанием своего бессилия в борьбе с существующим порядком вещей. Мопассан был убежденным, непримиримым, страстным отрицателем буржуазной цивилизации с ее убожеством, низменностью и бесчеловечностью. "Мы живем в буржуазном обществе, - писал он. - Оно ужасающе посредственно и трусливо. Никогда еще, может быть, взгляды не были столь ограниченны и менее гуманны". Мопассан постоянно показывал, как бесконечно несчастно громадное большинство людей при буржуазном строе, которых угнетают, держат в плену и уродуют "гнусные предрассудки, ложные понятия о чести, более отталкивающие, чем само преступление, целая гора лицемерных чувств, показной благопристойности, возмутительной честности".
Необыкновенная разносторонность художественных средств Мопассана особенно широко проявилась в его новеллистике. Наряду с сильной комической струей рассказам Мопассана присущи - и в еще большей степени - грустные, элегические настроения. Эти настроения, как и смех Мопассана, также были формой его оценочного, глубоко страстного отношения к действительности, помогшего ему преодолеть влияния натурализма. Мопассан был проникновенным и чутким изобразителем человеческих страданий, полным жалости и сочувствия к своим мучающимся героям.
Центральное место в новеллистике Мопассана занимает любовная тема. Писатель видел в любви драгоценнейший дар природы ("Любовь"), высокое поэтическое чувство, которое пробуждает в человеке его душевную красоту - искренность, бескорыстие, готовность к самопожертвованию, к подвигу ("Лунный свет", "Счастье", "В пути", "Фермер", "Калека" и др.). Стремясь оправдать те физиологические потребности человека, которые лицемерно замалчивала или осуждала мещанская литература, Мопассан смело, увлеченно, с рубенсовской плотоядностью воспевал - особенно в сборнике своих стихотворений - ту чувственную страсть, которая стихийно бросает людей в объятия друг к другу. Жизнерадостно славя пыл этой страсти, он обрисовывал и те смешные или печальные положения, в которые она ставит его персонажи, а порою показывал, как эта страсть, туманя разум человеку, способна привести его к страшной катастрофе, к преступлению ("Маленькая Рок"). Великий изобразитель любви, Мопассан воспроизводил ее в бесконечном разнообразии вариантов. При этом одна из драматичнейших тем его творчества заключается в показе писателем того безобразного, уродливого, извращенного характера, который приняла любовь в буржуазном обществе, где она превратилась в предмет купли-продажи и из величайшей радости человека - в источник жестоких его мучений. Тема любви в творчестве Мопассана стала острейшим оружием писателя-гуманиста в его борьбе с буржуазным варварством.
Блестящее повествовательное мастерство Мопассана можно видеть почти в каждой его новелле. Замечательна, например, игра фразой "эта свинья Морен" (из одноименного рассказа), которой Мопассан пользуется, как искусный оратор риторическим повтором, как песенник рефреном, и которая в разных и все новых ситуациях характеризует поступки персонажа или представление о нем окружающих. Мастерство Мопассана как художника проявилось в том, что обладая необыкновенно тонкой наблюдательностью, умением отбирать яркие "говорящие" факты, умением обобщать, типизировать, - он сумел в маленьких новеллах, на небольшом материале раскрыть большие темы, сделать важные социальные обобщения.
Композиция его новелл очень искусна. Большую роль в них играет развязка, которую Мопассан всегда разнообразит, неизменно стремясь к тому, чтобы заинтриговать читателя, но и для того, чтобы направить его мысль на понимание идейного смысла новеллы. Иногда развязки в точном смысле этого слова в новеллах вообще нет. Читатели должны сами предложить её.
Рассказы явились значительным вкладом Мопассана в мировую литературу. Его новелла стала средством глубокого познания жизни. Необычайно разнообразные по тематике и социальной принадлежности персонажей, по типу повествования и жанровым особенностям (история судьбы, воспоминания, письмо, законченная сценка, размышление и т. п.), новеллы Мопассана отмечены неизменным интересом их автора к человеку. Отдельные факты и эпизоды, на которых строятся рассказы, отражают социальные закономерности, исполнены нравственно-философского смысла. Характеры и психология персонажей переданы через действие, неповторимый склад речи, выразительную деталь. Отточенное мастерство новелл Мопассана выражено в законченности сюжета, резких поворотах действия и неожиданных развязках, острых характеристиках, смелых портретных зарисовках. Многообразие новеллистики Мопассана определяется и диапазоном настроений, интонаций — от грустных и трагических до всевозможных оттенков юмора, зачастую переходящего в иронию и язвительный сарказм. Воспевая могущество и красоту земной любви ("Лунный свет", "Счастье"), Мопассан много раз с горечью писал о профанации любви, превращении ее в средство наживы или грязной забавы, об адюльтере и проституции — спутниках брака ("Реванш", "Знак", "Иветта"). Его глубоко волновало одиночество людей в обществе, беззащитность "маленького" человека ("Одиночество", "Верхом", "Прогулка"). Целый ряд новелл посвящен жизни простых людей. Не идеализируя своих героев, Мопассан показывал, однако, что в их среде можно найти подлинную человечность и чистоту чувств ("Папа Симона", "Буатель"). В рассказах о франко-прусской войне именно простые люди оказываются способными на героические и патриотические поступки ("Пышка", "Мадемуазель Фифи", "Дядюшка Милон"). Писатель изображал не только жадность и невежество деревенских собственников ("Бочонок", "Дьявол"), но и извечную драму крестьянина-бедняка ("Отец Амабль"), и трагические судьбы людей, оказавшихся на "дне" жизни ("Бродяга", "Нищий", "В порту"). Герои новелл Мопассана - люди всех рангов, всех состояний - чиновники и аристократы, священники и бродяги, богатые фермеры и батраки, старики и дети. Читатель словно бы видит своими глазами глухие и тёмные, подозрительные закоулки и изысканно обставленные гостиные в особняках французской столицы, шумные таверны и старинные дворянские замки.
Мопассан - великолепный мастер психологического портрета, мастер художественной детали. Писатель мог чётко, сжато отобрать материал, создавая картины действительности. "Для меня, говорил он, - психология в новелле сводится к следующему: выявить тайное в человеке через показ его жизни".
Тематика новелл Мопассана:
• Рассказы из жизни чиновников, где место действия - Париж.
"Ожерелье", "Драгоценности", "Прогулка". Под рутинной повседневностью таятся неблагополучие и трагедия.
• Новеллы из светской жизни. Во многих новеллах неприглядная изнанка внешне благопристойной жизни решительно обнажена, и люди "света" осмеяны без пощады.
"Знак", "Окно", "Гарсон, кружку пива!".
• Новеллы о крестьянстве. Крестьянин в изображении Мопассана нередко во власти земли, во власти своей собственности. Писатель хорошо понимает всю тяжесть положения крестьянина, обречённого на темноту и невежество.
"Бочонок", "Признание", "Дочка Мартена", "Возвращение".
• Новеллы о франко - прусской войне. Мопассан с глубоким чувством патриота воспел духовную красоту народных воителей.
"Пленные", "Пышка".
• Тема любви. Тема любви для Мопассана - одно из средств проникновения в мир человеческой психики, в мир страстей, один из путей познания современного читателю общества. Любовь в буржуазном мире изуродована и опошлена.
"Дом Телье", "Поездка за город".
Лучшая новелла о любви - "Лунный свет", настоящий гимн душевной чистоте и искренности, гимн поэзии любви. Форма исповеди, форма монолога придаёт новелле оттенок особой искренности, а позиция автора не остаётся для читателей секретом.
Анализ новеллы "Папа Симона"
Рассказ Мопассана "Папа Симона" поражает нас своей искренностью, простотой и ясностью форм, что было не всегда присуще всем произведениям Ги де Мопассана. Автор сопереживает своим героям. Для Мопассана была характерна индивидуальная особенность изображения, которая была его отличительной чертой. Автор обладает особенным талантом, который состоит в способности усиленного, напряженного внимания, направляемого на тот или иной предмет, вследствие которого человек, одаренный этой способностью, видит в тех предметах, на которые он направляет свое внимание, нечто новое, такое, чего не видят другие. Внешняя канва сюжета "Папа Симона" кажется довольно простой. История женщины, родившей внебрачного ребенка и связанные с этим событием для неё и ребенка последствия жестокого окружающего мира.
Главное действующее лицо – малыш Симон. Действие начинается с того, что симон впервые пошел в школу и столкнулся с жестокостью своих сверстников. Дети по своей натуре очень жестоки, в том смысле, что они открыто говорят о каких то вещах, даже сами не осознавая саму суть вещей. Они это слышат от своих родителей и впитывают, как губка все эти чувства, это презрение, которое все испытывают к матери Симона Бланшотте, и дети обрушивают этот негатив на малыша. Симон, который рос в окружении любви и ласки мамы, защищенный от внешнего мира. На него обрушилось тяжелое обвинение, признаться в том, что у него нет отца! Автору симпатичен образ его героя. С какой силой и точностью за считанные секунды малыш испытал гамму чувств от этого обвинения. Это сначала ужас, обида, попытка защититься, найти оправдание, страшное унижение от того, что он не такой, как все, у него нет папы.
Но после того, как друзья Филиппа дали ему одобрение и толчок к действиям по отношению к Бланшотте, мальчик гордо объявил своим одноклассникам, что его отец – кузнец Филипп Реми. Теперь над ним никто не засмеялся, потому что это был такой отец, которым мог бы гордиться каждый!
Умение Мопассана выбора точной детали, точного слова сделало его одним из лучших новеллистов, определило особый ритм его прозы. Лиризм и тонкий психологизм отличают его лучшие произведения с их задушевностью и человечностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Д. Лондон Собрание сочинений в 7т. Т 5 "Мартин Иден". – М., 1955г. – С.315
2. Быков В.М. Джек Лондон. – М., 1964. – С. 102 – 143
3. Балтроп Р. Джек Лондон, человек, писатель, бунтарь. – М., 1981. – 207с.
4. Фонер Ф. Джек Лондон – американский бунтарь. – М., 1966. – 224с.
5. История зарубежной литературы ХХ века, 1871 – 1917:Учеб. для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1989. – 416 с.
6. Мопассан Г. Собрание сочинений в семи томах: Т 1. Сост. М. Шенгелия. М.: "Россия" "Сретение", "Август", 1992. – 384с.