Курсовая

Курсовая на тему Методы осмысления детьми своего социального опыта мотивации деятельности и поведения как пути нравственного 2

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-06-24

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024


Департамент общего и профессионального образования
Оренбургской области ГОУ СПО
«Педколледж г. Бузулука»
Курсовая работа
Тема: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения как пути нравственного воспитания школьников
Терентьевой Юлии Александровны
студентки IV курса группы «А»
специальность 0302
русский язык и литература.
Научный руководитель:
Сенаторова Марина Александровна
2005
Оглавление
  "1-3"
Введение.......................................................................................................... 3
Глава I. Теоретические основы процесса нравственного воспитания школьников  5
1. Сущность процесса нравственного воспитания школьников................... 5
2. Особенности методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения............................................................................... 9
3. Роль методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения в  нравственном воспитании  учащихся..................................... 13
Глава II. Обобщение наблюдений за организацией нравственного воспитания школьников........................................................................................................................ 16
Заключение.................................................................................................... 19
Список литературы....................................................................................... 20
Приложение................................................................................................... 22

Введение

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». [20]
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Таким образом, тема нашей работы: «Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения как пути нравственного воспитания школьников».
Объект исследования – процесс нравственного воспитания школьников.
Предмет исследования – методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения.
Цель: теоретически обосновать значения методов осмысления детьми своего социального опыта мотивации деятельности и поведения в нравственном воспитании школьников, обобщить наблюдения за организацией нравственного воспитания школьников.
Задачи:
1) Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе
2) Выявить сущность процесса нравственного воспитания школьников;
3) Обосновать место методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения в обшей системе методов воспитания;
4) Уточнить роль методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения как путей нравственного воспитания школьников.
Гипотеза: методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения будут способствовать нравственному воспитанию школьников, если:
- они включены в общую систему работы по нравственному воспитанию школьников;
- они целенаправленно включены учителем в процесс нравственного воспитания школьников.
 
     
       

Глава I. Теоретические основы процесса нравственного воспитания школьников

1. Сущность процесса нравственного воспитания школьников

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль  (латинское mores-нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей , а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом , классом , народом , обществом)».
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». [5]
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». [13]
Мыслители разных веков трактовали понятие нравствен­ности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями  человека».
А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю».   «Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ». [12]. В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответ­ствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать.  Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».
А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». [19]
Василий Александрович  говорил: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту , выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях.
Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. [2]
Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. [12]
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою  очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.
Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий,  которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.
Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных  принципах  и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.
Нравственное воспитание школьников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, в школе, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям. Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в школе, в организованном детском коллективе. В школе осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всесторон­нее развитие личности. На воспитание такой личности и направлена специальная воспитательная деятельность школы, которая решает следующие задачи нравственного воспитания:
- воспитание нравственного сознания, проч­ных нравственных убеждений;
- воспитание нравственных чувств, направленных на осознание подрастающим поколением своего отношения к Родине, обществу, труду, к самому себе, к людям;
- воспитание  навыков  и  привычек  нравственного  поведения;
- воспитание моральных качеств.
Конечная цель и задача нравственного воспитания — вырабо­тать у каждого человека активную жизненную позицию.
Таким образом, содержание нрав­ственного воспитания направлено на формирование цельной нрав­ственной личности.
С философской точки зрения содержание, будучи определяю­щей стороной целого, представляет единство всех составных эле­ментов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, проти­воречий и тенденций.
          Итак, теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при повышении нравственного воспитания школьников.

2. Особенности методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения

Все активнее в жизни школы входят методы организации взаимодействие учащихся друг с другом. Для наиболее полного социального развития ребенка необходима целенаправленная и планомерная работа, которая посильна только педагогу.
Формирующим  элементом в этих  методах  выступает  диалогическое общение  учащихся.  Ключевым для понимания  роли диалогического общения в социальном развитии  является тезис  о том, что развивается не ребенок , а единство ребенка с ближайшим микросоциумом, куда входят сверстники и учителя.
Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам и методам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Работая над проблемами нравственной воспитанности школьников, надо учитывать особенности методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения. Общей особенностью методов осмысления детьми своего социального опыта является их вербальность: рассказ, лекция, беседа, дискуссия. Слово как воспитательное средство особенно точно может быть обращено к сознанию ребенка, вызвать его размышления и переживания. С помощью слова описываются события и явления, порой еще не встретившиеся детям в жизни, формируются понятия, представление, собственное мнение и оценка происходящего.
Кроме того, слово способствует  осмыслению ими своего жизненного опыта мотивации своих поступков.
Словесные методы некоторые педагоги – теоретики считают методами убеждения. Это не совсем так. Само по себе  словесное воздействие на ребенка в отрыве от других методов  воспитания не может сформировать устойчивых убеждений.
Рассказ. Наиболее распространенный  метод в работе со школьниками. По своей методической сути – это монолог воспитателя(учителя) который строится  как повествование, описание или разъяснение(рассуждение).Этот метод успешно реализуется в процессе рассказывания  житейской истории, сказки, притчи. При этом важно не выводить нравоучение из рассказа прямо, а, как советовал В.Г Белинский, » спрятаться « за сюжет, предоставив возможность самим детям дать оценку  услышанному , сделать вывод. Ведущая функция данного метода - обучающая. Сопутствующие функции - развивающая, воспитывающая, побудительная  и контрольно – коррекционная. [7]
Беседа. Предоставляет учителю  значительно большие  возможности для управления процессом выявления у детей мотивов деятельности и поведения. Главное преимущество ее как раз и состоит в том. Что вопросы помогают учителю «вывести наружу» мотивы деятельности и поведения. При этом обеспечивается наиболее выгодная позиция учащегося как активного участника приобретения и обогащения знаниями. [14] 
Основное назначение бесед — привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них небезразличное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках и действиях.
В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни. В качестве таких фактов, положитель­ных или отрицательных, может выступать деятельность определен­ной  личности   или  отдельное  ее  свойство,   закрепленное  в   слове, моральное правило, обобщенный литературный образ, организован­ный  или спланированный  педагогический образец.  Форма  подачи отдельных   эпизодов   и   фактов   может   быть   различной,   но   она непременно должна наводить учащихся па размышления, резуль­татом которых является распознавание определенного качества лич­ности,   стоящего   за   тем   или   иным   поступком.   Распознавание   и правильная  оценка   качеств  личности  требуют  умения   вычленять мотивы и цели поведения человека и сопоставлять их с общепри­нятыми   нормами,   анализировать  факты,   выделять  существенные признаки каждого усвоенного понятия, отвлекать их от всех сопут­ствующих, но второстепенных в данном случае проявлений личности. В  воспитательной  практике  беседы  получили,  пожалуй,  самое большое распространение. Это обстоятельство, однако, не должно создавать   у   начинающего   учителя   впечатления,   будто   проведе­ние беседы  является  простым делом,  не требующим  специальной подготовки и тщательной организации.  Нередко беседы  (особенно этические) представляют собой набор скучных, набивших оскомину сентенций.  Часто забывается,  что излишнее,  неумелое повторение даже   благородных   идей   может   породить   у   молодого   человека негативное   отношение   к   ним.   Эти   идеи,   лишь   формально декларированные,   но   не   принятые   воспитуемыми   как   истинные, ставят   перед   учеником   вопросы,   ответы   на   которые   черпаются  затем порой не из лучшего источника, вопреки желаниям педагогов. Без   слова   никакое   воспитание   невозможно.   Однако   словесные способы воздействия — обоюдоострое оружие, могущее принести не только пользу, но и вред.
Беседа, как правило, начинается с обоснования ее темы. Та­кое обоснование должно подготовить учащихся к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а не надуманному делу. На основном этапе беседы учитель дает отправное начало, мате­риал для обсуждения, а затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям. Чем меньше говорят сам учитель, чем лучше он сумеет перевоплотиться, войти в мир детей, тем успеш­нее будет протекать беседа. Задачу учителя можно определить двумя словами: направлять и поправлять учащихся. В заключитель­ном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное, с его точки зрения, решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы.
Особую трудность для молодого учителя представляют инди­видуальные беседы. К сожалению, такие беседы чаще всего про­водятся в связи с нередко возникающими локальными конфлик­тами, нарушениями дисциплины. На такого рода факты учитель реагирует или незамедлительно, или отсроченной беседой. Но будет лучше, если индивидуальные беседы проводятся по заранее намеченному плану, в определенной системе. Тогда они носят упреж­дающий характер, вносят индивидуальный корректив в общую программу воспитательных воздействий.
Отбор содержания бесед и методика их проведения могут и должны все более опираться на инициативные действия воспитанников, учитывать их растущие запросы и оценочные суждения.
Программные беседы содействуют последовательному нравственному просвещению учащихся. Систематическому ознакомлению их с моральными нормами, понятиями. В ходе программной беседы дети получают знания о теории морали, о моральных чертах человека, о моральных проблемах человечества, об условиях становления моральных качеств и т.д. Такие беседы являются важным звеном  в формировании мировоззрения и самосознания. [12]
Разъяснение и рассказ подготавливают переход к более сложному методу воспитания — к лекции. Это развернутое и орга­низованное в доступную форму систематическое изложение сущ­ности той или иной проблемы социально-политического, нравствен­ного, идейно-эстетического содержания. Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного сознания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходным, отправным моментом.
Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность и композиционная стройность, не наигранный пафос, живое и задушевное слово учителя способствуют идейному и эмоциональ­ному воздействию лекций...
Диспуты.  Этот метод формирования суждений, оценок, убеждений основан на давно открытой закономерности: знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. [22] 
Диспут не требует определенных и окончательных решений. Он дает школьникам возможность анализировать понятия и до­воды, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения. Диспут учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины. В педагогическом плане крайне важно, чтобы вопросы, намечен­ные к обсуждению, содержали жизненно значимую для школьников проблему, по-настоящему волновали их, звали к открытому, искреннему разговору. Тему диспута могут подсказать сами ученики. Почему поведение не всегда совпадает с требованиями жизни? Отку­да берутся равнодушные? Как понимать слова Л. Н. Толстого «Спокойствие — душевная подлость»? Как стать кузнецом своего счастья? Эти и многие другие вопросы вполне могут стать предметом дискуссии, свободного и непринужденного обмена мнениями.
Диспут требует тщательной подготовки, как самого воспитателя, так и учащихся. Вопросы, вынесенные на обсуждение, готовятся заранее, причем полезно привлечь самих школьников к их разработке и составлению. По совету А. С. Макаренко, учителю на диспуте надо уметь сказать так, чтобы воспитанники почувствовали в его слове его волю, культуру, личность. Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволит себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязывать свою точку зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, страстным и гневным, невозмутимым и ироничным. Такая манера поведения никого не обижает и не унижает, не отбивает у школьников желания участвовать в полемике и откровенно высказывать свои взгляды. Руководителю диспута ре­шительно не подходит позиция умолчания и запрета. Назначение  диспутов — создать  ориентировочную   основу  для творческих исканий и самостоятельных решений. [4]

3. Роль методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения в  нравственном воспитании  учащихся

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в разных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа и другие
Рассказ на этическую тему – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Хороший рассказ не только раскрывает содержание  нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное  отношение к поступкам, соответствующим нравственным  нормам ,  влияет на поведение . У рассказа на этическую тему несколько  функций : служить источником знаний  обогащать  нравственный опыт   личности опытом других людей . Еще одна важная функция рассказа – служить способом использования  положительного примера  в воспитании. Нужно позаботится, чтобы впечатление от рассказа  сохранилось как можно дольше. Нередко воспитательное значение  этического  рассказа сильно снижается из-за того, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например к спортивному соревнованию. [2]
Эпизодические беседы заостряют именно те вопросы нравственности которые выражают наиболее актуальные потребности конкретного коллектива в данных условиях (о вежливости, о бережливости общественного добра, о чести и достоинстве человека и.т.д.). Актуальность, необходимость, острота для коллектива- главное условие их проведения. [3]
Беседа – экспромт возникает внезапно в острой ситуации поведения учащихся, мимо которых пройти нельзя и которому следует сразу же дать принципиальную оценку, чтобы не закрепился отрицательный моральный опыт. [11]   
Отсроченные беседы – в них нет аргументации и доказательств  воспитателя и в центр которых  переносится обдумывание учеником своего поведения, поступка либо в присутствии коллектива, либо только с воспитателем. Нужно помнить в ходе беседы, чтобы каждый ее прием бил в цель, чтобы все сказанное обогащало детей, поднимало глубокие переживания, сообщало бы им новые знания. [18]
Этические беседы способствуют приобретению под­растающим поколением нравственных знаний, выработке у школь­ников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочно нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформиро­вать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой лично нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгля­ды. В процессе этических  бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.
Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.
Высоко оценивает роль этических бесед А. С. Макаренко. «Я помню,— говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных  случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе».
Этическая беседа, по мнению Л.Р. Болотиной, требует от учителя большой душевной бли­зости к детям. Ребята должны доверять учителю, любить его, только в этом случае у них появляется стремление поделиться своими мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет уважение к внутреннему миру ребенка, остерегается прямолинейности, бес­тактности.
Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и дедуктивным. Конечно, лучше всего начинать разго­вор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учи­тель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. Конечно, можно эти­ческую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углублен­ным выводам.
Особенность проведения этических бесед состоит в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.
Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом.
Диалог - основной путь обмена мыслями, универсальная форма информационного воздействие на сознание и формирование определенных взглядов, мотивов, чувств. В диалогах необходимо соблюдать неприкосновенность личности школьника. Формирование убеждений у школьников идет на основе общего мировоззрения, носителем которого призван быть учитель.
Воспитательный процесс, строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на  нет.
Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.
Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, указывает К.Д. Ушинский. Дети читают и обсуждают статьи,  в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.
Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе – и оценивает умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности. Для того чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых  у учеников была бы возможность общения между собой.

Глава II. Обобщение наблюдений за организацией нравственного воспитания школьников

Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно в школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня  сформированности  зависит успех всего обучения, поскольку учебная деятельность является ведущей, в процессе которого формируются основные новообразования,  психическое развитие ребенка идет интенсивно.
Для выявления состояния уровня сформированности нравственного воспитания у детей мы использовали диагностические опросы учащихся.
 Базой нашего исследования была  школа № 1 г. Бузулука.
Задания предлагались в двух шестых и двух седьмых классах (120 учащихся). Один из шестых и седьмых классов является контрольным, другой экспериментальным.
Детям предлагались вопросы нравственного характера. Цель заключалась в выявлении уровня нравственного воспитания.
В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт школьников, были выбраны такие моральные нормы, как «ответственность» и «доброжелательность», которые очень актуальны на современном этапе жизни общества. Анализ теоретической литературы позволил выделить основное  содержание характеристики этих норм. При определении ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств, при появлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и их возможных последствий с интересами других людей.
Нравственная норма «доброжелательность» характеризовалась в большей мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется нашими познаниями, как стремление видеть в другом положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшему  и в его способности, готовность придти на помощь советом и делом.
На указанные признаки моральных норм мы ориентировались при определении особенностей нравственного опыта испытуемых.
Мы исходили из того, что нравственный опыт представляет перед собой единство интеллектуального и эмоционального компонентов. Интеллектуальный компонент рассматривается как знание школьником моральных принципов и норм, выраженных в эстетических понятиях и абстрактно – логических построениях. Нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении школьников. Отсюда разработанные нами методики имели направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения.
При исследовании нравственного опыта школьников мы использовали взаимодополняющие методики: беседа по сюжетному рассказу, метод незаконченного рассказа.
 Беседа. При использовании беседы по сюжетному рассказу, испытуемому предлагалось прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.
Незаконченный рассказ. При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их. [20]
При определении особенностей нравственного опыта школьников использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.
Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы.
О нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.
На первом этапе исследования учащихся 5 классов были предложены задания  ответить на вопросы:
Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?
Как обычно ведет себя ответственный человек?
Как обычно ведет себя безответственный человек?
Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?
Как обычно ведет себя доброжелательный человек?
Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?
Анализ ответов и  высказываний  испытуемых 5 класса показывает, что нравственные знания неоднозначны для своей выборки. В контрольных и экспериментальных классах необходимо прежде всего выделить испытуемых, ответы и высказывания которых, свидетельствуют о том, что эти школьники (в сравнении с другими) неправильно понимают содержание моральных норм. Показателем того, что испытуемые имеют относительно низкий уровень знаний о содержании моральных норм, является то, что они обычно не видят нравственную проблему там, где она есть.
В ситуации морального выбора, испытуемые данной группы обычно предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме.
Основываясь на вышесказанном, мы выделяем этих школьников в группу с низким уровнем нравственного опыта.
В 5 экспериментальном классе они составляют 43%, в контрольном - 40%.
Наша исследовательская работа показала, что у детей данного класса высокий уровень нравственного воспитания. Однако теоретические знания преобладают над практическими умениями. Мы видим, что работу по формированию нравственности надо продолжать.                                                   

Заключение

 

 

        Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.        
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.
         Опытная работа в школе №1 г Бузулука показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию со школьниками. Хотя в опытном 6 «Б» классе теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию нравственности надо продолжать.
        Этой работой мы подтвердили «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в различных формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.      
         И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не это ли главная цель работы учителя?

Список литературы

1.       Аристотель. Сочинения в 4-х томах - М: 1984 , т.4.
2.       Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. 
3.       Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.
4.       Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991
5.       Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка- М: 1979, т. 11.
6.       Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. – 386с.
7.       Коджаспирова Г.Ш. Педагогика: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 352с.
8.       Коротов В.М., Гордин Л.Ю. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1990. – 175с.
9.       Краткий словарь по философии -М: 1982.
10.  Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т.2. – М.: Просвещение, 1978.
11.  Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976.
12.  Ницше. Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988.
13.  Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995.
14.  Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей.
15.  Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – Просвещение: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. – 432с.
16.  Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности (дошкольник-юноша): Учеб. пособие к спецкурсу. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983.
17.  Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 256с.
18.  Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М: Издательский центр «Академия», 1998. – 512с.
19.  Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
20.  Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М.: 1985,т.2.
21.  Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990.
22.  Щукина Г.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. – М: Издательский центр «Академия», 1999. – 357с.
23.  Щукина Г.И. Педагогика школы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М: Просвещение, 1997. – 384с.

Приложение 1

№ п/п
Ф.И. уч-ся
1 результат ошибок
2 результат кол-во ошибок
1   уровень
2 уровень
1
Иван А.
4
5
Сред.
Вые.
2
Ирина А.
2
4
Низ.
Сред.
3
Анна В.
3
3
Сред.
Сред.
4
Екатерина В.
3
5
Сред.
Вые.
5
Сергей В.
2
4
Низ.
Сред.
6
Дарья Г.
3
5
Сред.
Вые.
7
Юлия З.
4
5
Сред.
Вые.
8
Артем К.
5
5
Вые.
Вые.
9
Дмитрий К.
3
5
Сред.
Вые.
10
Екатерина К.
5
5
Вые.
Вые.
11.
Анастасия К.
5
4
Вые.
Сред.
12
Иван Л.
3
5
Сред.
Вые.
13
Георгий Л.
3
4
Сред.
Сред.
14
Артем М.
2
3
Низ.
Сред.
15
Саша М.
2
4
Низ.
Сред.
16
Александра П.
4
5
Сред.
Вые.
17
Кирилл П.
5
5
Вые.
Вые.
18
Ангелина П.
4
5
Сред.
Вые.
19
Анна П.
4
5
Сред.
Вые.
20
Григорий Т.
3
5
Сред.
Вые.
21
Анна Т.
4
5
Сред.
Вые.
Уровни
Кол-во уч-ся Начало/ конец 1 результат  2 результат
Динамика
Низкий (1-2 ош.)
4/0
-4
Средний (3-4 ош.)
13/7
-6
Высокий ( 5 ош.)
4/14
+10
 

Приложение 2

Кто надежнее — добрый или злой? свидетельствовал Д. Танков, очевидец и участник ВОВ.
«Дух товарищества покидал солдат в разгаре боя»,— отмечает Танков. Он рассказывает, как одна­жды  солдаты бросили на поле боя своего раненого, истекающего кровью лейтенанта, как «многих раненых оставляли умирать на льду водохранилищ». Вот цена храбрости, воспитанной на фильмах ужасов, на виде истерзанной живой плоти...
Значит, свирепость, отсутствие жалости, кровожад­ность не адекватны храбрости и отваге. Напротив, часто они сопутствуют трусости. Значит, твердость и силу дают не забвение нравственных основ, не лютый эгоизм, а не­что противоположное. Душевный холод не закаляет...
Нет, жестокие вовсе не самые твердые и стойкие, а зверство  никогда  не было признаком силы,  скорее это бессилие, свидетельство, а иногда и признак слабости. «...Сильные — всегда добрые»,— утверждает Горький.
— А  как совместить  доброту  и твердый характер и можно ли проявлять доброту все время?
—  Мне думается, нельзя. А может быть, порой и не нужно. Например, вы готовите уроки. У вас не хватает времени. А  тут кто-то пришел в  гости. Или  куда-то вас зовут. Тут нужно быть человеком очень волевым, пони­мать, что нельзя забывать главное, чтобы друзья, поль­зуясь вашей добротой, не растащили вас, как говорится, по кускам.
Я, например, быстро устаю. Я не могу так же, как вы, «готовить свои уроки», если буду отвечать на все при­глашения, я вынужден говорить «нет».
Иметь твердый характер чрезвычайно важно. И нель­зя в жизни забывать себя, в хорошем смысле слова: надо пополнять себя знаниями, отвечать за свою собственную душу. Каждый из нас ответствен за нее. Нужно все уметь сочетать, а это не просто.
Розов   В.   Зачем   человеку   доброе   сердце? Дорогие     ребята,     недавно одна работница рассказала мне, что, дожидаясь сына в школе, она видела, как в перемену ученики обижают младших школьников, щелкают их, гоняют, у тех затрав­ленный вид. Работница ужасно была возмущена.
Ребята, неужели это возможно?
И другое.

Приложение 3

Подумай только, как многим обязан ты своей маме!.. Неужели  тебе  не  хочется   тоже  сделать   что-нибудь для нее, чтобы ответить на ее заботу?
Начни с малого. Идя с ней по улице, не позволяй ей тащить тяжелую сумку, а понеси ее покупки сам. Когда она приходит домой, помоги ей снять пальто, принеси домашние туфли. Если она уронит ножницы, наперсток, платок — подними и подай.
Старайся почаще хоть чем-нибудь помочь ей по хо­зяйству: если в доме нет водопровода — принеси воды, если отопление печное — наколи дров, помоги подмести комнаты, вытереть пыль. Да и сам не мусори понапрасну, чтобы не доставлять ей лишней уборки.
Тебе все это, может быть, кажется мелочами. Но ты не представляешь себе, какой радостью будет для нее любое проявление внимания с твоей стороны! Как она будет гордиться, что у нее такой внимательный сын, та­кая заботливая дочь!
Но никогда не злоупотребляй ее любовью. Не знаю, как для тебя, а для меня самое отвратитель­ное зрелище, когда в автобусе я вижу, как здоровый мальчишка или краснощекая девочка си­дит, развалившись, а усталая мать стоит рядом, да еще держит в каждой руке по сумке с провизией!
Мать не очень виновата. Для нее ты всегда останешь­ся маленьким и слабым, и ей хочется устроить тебя по­лучше, не думая о себе.
Но ты в этом случае обязан проявить характер и уса­дить ее на место, как бы она ни возражала...
И уж никогда не ленись писать ей письма. Если бы ты мог увидеть, какое для нее счастье каждая написанная тобой строчка, с какой гордостью будет она показывать твое письмо соседкам, ты писал бы ей каждый вечер.
—  А как воспитать в себе доброту?
—  Если в вашем классе человек 30—40, то классно­му руководителю быть внимательным к каждому трудно. Поэтому каждому стоит заняться самовоспитанием. Твой ум, твой строй чувств подсказывают тебе решение.
Доброта не порождается умом. Но через ум она мо­жет пополняться. Если из меня вырывается змея гнева, раздражения, то ум говорит: «Стоп, стоп, стоп!» Ум — это регулятор поведения. Он усиливает мои волевые на­чала и удерживает меня от неважных поступков.
Иногда нам не хватает волевого усилия, чтобы посту­пить по велению совести. Нужно уметь слушать себя. Очень рано человек понимает, «что такое хорошо и что такое плохо». Умейте слушать себя и не давайте злым чувствам подавлять добрые. А если в детстве подавить этот хороший внутренний голос, тогда можно превра­титься в плохого человека. Умейте беречь себя каждый в отдельности и все вместе.

1. Реферат на тему Великие открытия и антирелигиозная мысль Возрождения
2. Курсовая на тему Учет операций с ценными бумагами
3. Реферат на тему Frankenstien Paradigm Essay Research Paper The Frankenstein
4. Реферат на тему The History Of Myths Essay Research Paper
5. Реферат на тему McDonalds At Work Essay Research Paper II
6. Реферат Оценка кредитоспособности заемщика коммерческого банка
7. Лекция на тему Основные макроэкономические показатели система национальных счетов
8. Реферат Этапы развития внимания
9. Курсовая на тему Русская Православная Церквь в 20-е годы ХХ века
10. Реферат на тему Francisco Franco Essay Research Paper Francisco Franco