Курсовая Досуговая и просветительная деятельность учреждений культуры
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Содержание
Введение…………………………………………………………….. | 3 |
РАЗДЕЛ I. РОЛЬ И МЕСТО ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ И ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА В 1917-1941 гг………………………………………………………. | 7 |
|
|
Раздел II. Деятельность учреждений культуры в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг…………………………………………………………… | 21 |
Заключение…………………………………………………………. | 32 |
|
|
Библиографический список…………………………………….. | 35 |
Введение
Актуальность темы исследования. Современный период в развитии отечественной исторической науки отмечен стремлением ученых переосмыслить социальные явления и факты прошлого, дать им наиболее объективную оценку. Все с большей настоятельностью подчеркивается необходимость изучения исторической реальности во всей ее комплексности и многообразии, с использованием методов, средств и результатов других наук, расширения в связи с этим проблематики научных исследований и обновления понятийного аппарата. Особое значение придается культурному аспекту человеческой жизнедеятельности. Культура в наибольшей степени, чем какая-либо другая сфера, отражает динамику жизни человеческого сообщества в ее целостности, дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям. Восприятие жизнедеятельности людей как культурно-исторического процесса ставит в центр внимания человека с его мыслями, чувствами, стремлениями, идеалами, верой, деятельностью, творца своей собственной и общественной жизни.
В связи с этим не вызывает удивления тот факт, что в последние годы культурно-досуговая деятельность, являющаяся одной из граней культурного процесса, привлекает к себе все большее внимание ученых. Исследование ее исторических истоков не только служит задачам наиболее полного воспроизведения картины человеческого общества, но имеет и самостоятельное значение, дает возможность лучше разобраться в современных проблемах, связанных с организацией досуга людей.
Изучение культурно-досуговой деятельности в ее динамичном развитии способствует более глубокому проникновению в сущность данного явления, помогает увидеть события современности как закономерный результат движения человеческого общества от низших форм к высшим. Исторический подход позволяет обнаружить в культурно-досуговой деятельности общее, главное, присутствующее во все исторические эпохи, и особенное, специфическое, характерное для каждого конкретного отрезка времени.
Историческое прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накопленного многими поколениями в организации своего досуга, элементы которого могут быть с успехом использованы в сегодняшней реальной практике. Освоение истории культурно-досуговой деятельности –неотъемлемой части культуры общества – имеет огромное воспитательное значение. Оно формирует в человеке гражданские качества, пробуждает чувство уважения к культурным традициям своего народа, содействует развитию исторической памяти. В данной курсовой работе раскрываются специфические особенности развития культурно-досуговой деятельности и способы ее общественной организации в России с 1917 по 1945 гг.
Степень научной разработанности проблемы характеризуется достаточно подробной разработкой фактологической базы общеполитических событий 1917-1945 годов, специальным изучением различных аспектов культурной политики, социально-педагогической деятельности государственных учреждений.
Общая характеристика социокультурного пространства России в период 1917-1945 г.г. представлена в работах М.Н. Клмаковой, Н.П. Кузина, З.И. Равкина, С.В. Агулиной, А.В. Калачева, Г.Ф. Карповой, Е.В. Купинской и др.
Выполнен ряд специальных исторических работ, в которых рассматривается деятельность российской педагогической общественности (С.В. Ворошилова, Н.Н. Смирнов, И.В. Сучков, И.В. Фомичев и др.).
Современный историко-педагогический анализ социально-культурной деятельности в изучаемый период представлен в работах Р.Б. Вендровской, С.Ф. Егорова, Г.Я. Никитиной, А.А. Никольской, И.А. Клицакова, Б.К. Тибиева и др.
Объект исследования – просветительная и досуговая деятельность как комплексный социопедагогический и социокультурный феномен в период 1917-1945 гг.
Предмет исследования – организационно-педагогическая деятельность учреждений культуры в указанный период, определивших основу для становления советской системы социально-культурного воспитания.
Цели исследования – на конкретном историческом материале проследить динамику развития и специфику просветительной и досуговой деятельности в 1917-1945 гг.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
- определить содержание и особенности культурно-досуговой деятельности как феномена российской культуры на важном историческом рубеже;
- выявить структурообразующие факторы, определяющие состояние и эволюцию социально-культурной деятельности в России в период 1917-1945 гг.
- раскрыть организационно-педагогические условия деятельности учреждений культуры в анализируемый период.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что просветительная и досуговая деятельность в период 1917-1945 гг. оказалась под влиянием негативных и позитивных факторов:
- факторами, сдерживающими развитие социально-культурной деятельности, выступали трудности военного времени; общественно-политическая нестабильность; отсутствие последовательной государственной политики в сфере культуры; отсутствие реального финансирования, материального и кадрового обеспечения и др.
- факторами, способствующими развитию социально-культурной деятельности, выступали целенаправленная альтернативная деятельность общественности; развитие гражданских инициатив населения; актуализация социокультурных потребностей широких слоев населения; глубокая разработка теории и создание системы подготовки кадров для работы в учреждениях культуры.
Методы исследования: теоретические – историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный; эмпирические – обобщение и систематизация, сравнении и сопоставление, синтез и моделирование.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
РАЗДЕЛ I. РОЛЬ И МЕСТО ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ
И ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
В 1917-1941 гг.
Исторический анализ просветительной и досуговой деятельности в 1917-1941 гг. дает возможность трезво оценить это важный период в развитии культурно-досуговой деятельности. Условно мы можем разделить его на два десятилетия.
Первое десятилетие было отмечено значительной активностью самого населения в области культуры, в т.ч. и культурно-досуговой деятельности. Повсеместно в городе и деревне создавались клубы, избы-читальни, народные дома и библиотеки; коллективные органы управления этими учреждениями - советы, правления - избирались на общих собраниях их посетителей.
Однако партийные и государственные органы планомерно сдерживали эту инициативу. Созданный в 1918 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР, а при нем Внешкольный отдел во главе с Н.К. Крупской, преобразованный в 1920 г. в Главный политико-просветительный комитет республики, стремились с самого начала централизовать работу учреждений культуры. Рекомендовалось формировать советы и правления клубов по классовому принципу, вводить в их состав в обязательном порядке представителей партийных и комсомольских ячеек для проведения руководящей линии Коммунистической партии.
Главполитпросвег был создан на правах отдела ЦК партии, а учреждения культуры должны были выполнять идеологические функции.
Страна переживала тяжелые экономические трудности: гражданская война, голод, разруха, отсюда слабая материально-техническая база культуры. Не хватало бумаги, печатных станков, музыкальных инструментов, около 75% населения России было безграмотным. В национальных окраинах процент грамотности был еще ниже, среди чувашей, например, насчитывалось только 7% грамотных, среди таджиков - 3%, якутов - 0,7%; 48 национальностей вообще не имели своей письменности. Однако в различных источниках называются разные показатели процента грамотности населения России.
Невосполнимой утратой для культуры России явился фактор оттока интеллигенции. В старых учебных пособиях делался акцент на то, что ученые, музыканты, художники, писатели, актеры и другие представители российской интеллигенции не поняли сути революции, ее созидательного характера и бросили Родину, растерялись и даже предали ее.
Однако умалчивалось о том, что многие представители интеллигенции были буквально выдворены из России, а те, кто остался, бедствовали, голодали и умирали, не получив поддержки и понимания новой власти. В 1922 г. более 100 крупнейших ученых были вывезены, в том числе такие известные ученые, как И.А. Бердяев, из России на пароходе. Из 45 членов Академии наук 7 человек в первый год после революции умерли от голода. К этому удару можно отнести и систему запретительства их деятельности в области культуры. За два месяца после революции были закрыты 120 газет, а за 1917-18 гг. - 337 различных органов печати.
Под видом уничтожения старых памятников разрушались монастыри, церкви и храмы, сносились памятники; культурные ценности, иконы вывозились за границу, разворовывались фонды библиотек. К 1920 г. было ликвидировано около 700 монастырей, разорено большое число дворянских усадеб, уничтожены ценные архитектурные сооружения.
Можно говорить и об интеллектуальном и психологическом ущербе, о разрушительной силе послереволюционного процесса. Происходила, порой очень грубо, ломка традиций, отрицалась религия, идеи «массы» противопоставлялись идее «личности».
Победившая партия утверждала свою идеологию, используя все средства воздействия, различные учреждения культуры и общественные движения, в т.ч. клубы, библиотеки, художественную самодеятельность. Российское телеграфное агентство выпустило огромное количество политических плакатов. Работал огромный агитационный аппарат, включая и политизированные в 20-е годы учреждения культуры (агитпоезда, агитпароходы и др.).
Это, действительно, трудные уроки истории, но их надо знать будущему специалисту культурно-досуговой сферы. Объективно оценивая тот период, нельзя, однако, отрицать тот факт, что партия и правительство ставили и решали задачи создания государственной системы народного образования, самообразования, системы культурно-досуговых учреждений, приобщения народа к знаниям и культуре. Об этом свидетельствует Программа РКП(б), принятая в 1919 г. на VIII съезде партии, в которой был специальный раздел в области развития просвещения, науки и культуры. Фактически внешкольное образование (так называлась тогда деятельность культурно-досуговых учреждений) было включено в общегосударственную систему народного просвещения, обеспечивающую единую систему его управления. Были национализированы многие театры, кино, народные дома, музеи, богатейшие коллекции произведений искусства, в частности Третьяковская галерея, галереи Щукина, Морозова, Остроухова в Москве, Эрмитаж - в Петрограде. Эти учреждения стали доступны для народа. Было введено бесплатное их посещение.
Значительной по размаху народной инициативы и участия в этой работе культурно-досуговых учреждений была деятельность по ликвидации неграмотности. СНК принял два декрета по этому вопрос: «О мобилизации грамотных на борьбу с безграмотностью», «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» (1918, 1919 гг.). Была введена чтецкая повинность, привлечено все грамотное население для осведомления населения о мероприятиях советской власти.
Ликвидация неграмотности становилась делом государственным и обязательным. Все граждане от 8 до 50 лет были обязаны учиться, обучение проводилось за счет средств государства. При этом рабочий день обучающихся сокращался на два часа с сохранением заработной платы. В июле 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.
Государством были отпущены средства на эту работу, напечатано около 5 млн. букварей для взрослых, улучшено продовольственное снабжение работников ликбеза. С 1918 г. стали открываться пункты по ликвидации неграмотности, школы для малограмотных при учебных заведениях, фабриках, заводских клубах, избах-читальнях и библиотеках. К концу 1920 г. в РСФСР было свыше 40 тыс. ликпунктов, в которых обучалось 1 млн. 157 тыс. человек. _. Много это или мало? Конечно, недостаточно, если учитывать огромное количество неграмотного населения, особенно в деревне.
Наиболее успешно проводилась ликвидация неграмотности в Красной Армии. К ноябрю 1919 г. в Красной Армии имелось около 4 тыс. красноармейских школ грамоты, а в 1920 г. их было уже около 6 тыс.
Ликвидация неграмотности среди взрослого населения была для досуговых учреждений делом новым и трудным, однако она принесла немалые успехи и повысила авторитет их работников. Всего за первые три года, начиная с 1918г., научились грамоте около 7 млн. человек.
Представляет интерес и исторический анализ проводимых в 20-30-х гг. культпоходов (детский, библиотечный и др.), положительные и отрицательные моменты в их организации, роли учреждений культуры в этой работе. В учебной и научной литературе имеются самые противоречивые их оценки.
Что такое культпоход, как и почему он возник, каковы были его цели и задачи, как он проходил и каковы его итоги?
На 1928 г. в стране имелось 18 млн. неграмотных в возрасте от 15 до 30 лет. При таком уровне грамотности трудно было рассчитывать на участие в реконструкции народного хозяйства квалифицированных работников. Культпоход в деревню начался по инициативе молодежи, комсомольцев в 1928 г.
Целью культпохода была ликвидация неграмотности и связанное с ней бескультурье в быту. В дальнейшем в задача культпохода входила помощь культурно-досуговым учреждениям в создании материальной базы (закупка книг, музыкальных инструментов и др.).
Наряду с положительным в организации и содержании культпохода были и недостатки. Нередко эта серьезная работа проводилась компанейски, стихийно, беспланово. В национальных республиках ликвидация неграмотности проводилась в более трудных условиях, чем в центральных регионах Советского Союза: не хватало кадров учителей, более живучи были предрассудки национальные, религиозные, особенно по отношению к женщинам. В Туркестане женщины приходили в сопровождении мужа, брата, старшего сына под паранджой, а в Таджикистане некоторые женские клубы, пока в них занимались женщины, охранялись милиционером.
Большую помощь в ликвидации неграмотности в окраинных республиках оказывали шефы из РСФСР, Украины. Так, осенью 1930 г. украинское общество «Геть неписменность» взяло шефство над Чечней, создало специальный фонд помощи области, из которого были выделены средства на подготовку 200 учителей ликбеза.
Каковы же результаты культпоходов? Можно с уверенностью сказать, что значительно повысился общий культурный уровень населения, было открыто большое количество учреждений культуры, чайных вместо грязных пивных лавок, столовых и общежитии.
В течение 1.928-1932 гг. разными типами школ ликбеза было охвачено свыше 30 млн. человек. РСФСР, УССР и некоторые другие к концу 30-х гг. в основном завершили ликвидацию неграмотности среди населения в возрасте от 9 до 49 лет; несколько отставали в этом отношении отдельные национальные республики, особенно среднеазиатские.
Следует признать, что прогноз, сделанный дореволюционным журналом «Вестник просвещения» о возможности ликвидации неграмотности в России к 2177 г. не оправдался. Инициатива населения, тяга к знаниям взрослых и детей имели свои результаты.
Однако надо иметь в виду, что нерешенными остались многие вопросы, связанные с просвещением народа. К 1927 г. только 50% населения России, было грамотным, в 1939 г. семилетнее образование имели только 12% населения, а каждый пятый житель старше 10 лет был полностью неграмотным.
Причиной этому было то, что полученные знания не закреплялись, нехватка книг, газет и малое число самих учреждений культуры и просвещения - школ, библиотек, клубов приводили к тому, что рецидив неграмотности составлял 20%.
Определенную роль в развитии культурно-досуговой сферы сыграла организация съездов по внешкольному образованию, ряд конференций и специальных совещаний по этим вопросам. Надо сказать, что в 20-е гг. проходило много таких мероприятий. Среди них следует указать 1 Всероссийский съезд Пролеткульта (1920 г.), совещание заведующих отделов внешкольного образования (1920 г.) и др., которые официально закрепили политизацию культуры и культурно-досуговой сферы.
Достаточно сказать, что исходя из их решений основными направлениями работы клубов, библиотек, изб-читален были: политическое просвещение, антирелигиозная, производственная и агротехническая пропаганда, пропаганда здорового быта, работа среди женщин, организация отдыха и развлечений и развитие художественной самодеятельности. Результаты работы учреждений культуры оценивались, как говорилось в документах съездов партии, в основном по результатам экономической и политической жизни. Важная я сфера их работы - организация их досуга и творчества – отодвигалась на задний план.
Сеть учреждений культурно-досуговой сферы была безусловно недостаточной в связи с экономическими и другими трудностями. Определенное внимание уделялось развитию массовых библиотек. На основе декрета «О централизации библиотечного дела в РСФСР» (1920 г.) предусматривалось объединение всех библиотек страны, находящихся в различных ведомствах, в единую библиотечную сеть РСФСР. К концу 1920 г. в стране имелось около 15 тыс. стационарных библиотек и более 13 тыс. библиотек при избах-читальнях: в них насчитывалось более 15 млн. экземпляров книг.
Заметное место в системе учреждений культуры занимали клубные учреждения (клубы и народные дома). В 20-е гг. это были рабочие клубы, комсомольские клубы, красноармейские клубы. Развитию теории клуба значительное внимание уделяла Н.К. Крупская, бессменный руководитель государственных органов в сфере культуры (1918-1930 гг.). Ее теоретические статьи «Чем должен быть рабочий клуб» (1918 г.), «Что такое клуб» (1919 г.) в определенной степени отвечали на вопрос о роли рабочего клуба, принципах организации и содержании его работы.
С 1918-1919 гг. развивается сеть изб-читален в деревне. В дореволюционный период на территории России было около 300 народных домов. На 1 ноября 1920 г. в РСФСР их имелось 5 тыс., а клубов во всей стране насчитывалось 4597. В национальных районах открывались «красные чайханы», «красные юрты», «красные яранги» и др.
Специфическими условиями и потребностями гражданской войны были порождены передвижные типы учреждений культуры, такие как агитпоезда, агитпароходы, агитпункты на железнодорожных станциях.
К концу 1917 г. в РСФСР имелось более 16 тыс. культпросветучреждений различного типа, в 1919 г. их стало более 90 тыс., а в 1920 г. - около 95 тыс.
Основным методом работы клубов, библиотек, изб-читален в 20-е гг. была политическая агитация, а в 30-е гг. - пропаганда, более углубленная работа с населением, как правило, кружковая. Кружки создавались самые разные: политические, технические, естественнонаучные, антирелигиозные, санитарные, домоводства, охраны материнства и др. Клубные учреждения формировали у людей интерес к политической жизни страны через такие формы работы, как коллективные чтения, устные газеты, политгазеты, политбои, политигры, политрулетки, политаукционы и др.
Жизнь учреждений культуры весьма осложнилась в 30-е гг. Сталинские репрессии не обошли деятелей культуры. Запретительство и указания сверху стали для учреждений культуры привычными. Репрессии 30-х гг. выпали в основном на долю интеллигенции «людей образованных, совестливых, беззащитных». Россия теряла свой генофонд.
Возросшему уровню грамотности населения страны в 30-е гг. не могли соответствовать старые типы учреждений культуры. Параллельно с клубами в городах открывались дома и дворцы культуры, парки культуры и отдыха, технические библиотеки, а в деревне - сельские и колхозные клубы, массовые библиотеки и дома социалистической культуры в районных центрах.
Новые типы учреждении культуры существенно изменили содержание клубной работы. Наличие хорошей сцены, помещений для кружков художественной самодеятельности и любительских объединений позволило улучшить качество деятельности клубов, домов и дворцов культуры.
Увеличилось штатное расписание учреждений культуры, более подготовленными стали работники досуговых учреждений. В 1930 г. открылись Московский и Харьковский библиотечные институты. В ряде областных центров были созданы политпросветшколы (ныне училища и колледжи культуры). На смену краткосрочной курсовой системы подготовки избачей, библиотекарей и клубных работников пришла планомерная подготовка высококвалифицированных кадров.
Какие же новые формы досуга появились в 30-е гг.? Можно сказать, что их содержание отражало политическую и экономическую жизнь страны. Однако 30-е гг. — один из самых противоречивых периодов истории культурйо-досуговой деятельности. С одной стороны, в этот период были достигнуты определенные успехи, о которых мы уже говорили, с другой - утвердившийся сталинский террор, естественно, оказал негативное воздействие на культуру и досуговые учреждения с точки зрения чрезвычайной централизации и резкого уменьшения демократических, самодеятельных начал в деятельности клубов, домов культуры и библиотек.
Фактическое отстранение от руководства Главполитпросветом Н.К. Крупской, ликвидация этого государственного органа в 1930 г., незаконные репрессии против многих видных деятелей культуры не могли не отразиться на деятельности досуговых учреждений.
Принятые в 30-е гг. постановления партии и правительства по вопросам культурно-просветительной работы раскрывают сущность репрессивной обстановки. Например, постановление ЦК партии «О задачах культурно-просветительной работы профсоюзов» (1929 г.) по существу было разгромом профсоюзов; в постановлении отмечалось, что «содержание культпросветработы профсоюзов не соответствует задачам социалистического строительства». В числе выдвигаемых задач были: борьба с кулацкими элементами, атеистическая работа. Ничего, к сожалению, не говорилось о просвещении населения, художественном воспитании и организации досуга.
В постановлении ЦК ВКП(б) «Об избах-читальнях» (1929 г.) ощущается партийный нажим на эти учреждения, стремление политизировать их работу. В постановлении директивно предусматривалось, что в советы изб-читален должны непременно входить представители партийных и комсомольских ячеек, говорилось о направлении в деревню 10 тыс. коммунистов и комсомольцев города для работы в избах-читальнях сроком на три года.
В постановлении ЦК ВКП(б) «Об улучшении библиотечного дела» (1930 г.) фактически ничего не говорилось о содержании их работы, зато ставилась задача в течение одного года очистить фонды библиотек от «вредной» литературы. Налицо был идеологический нажим на культуру в ущерб основным функциям культурно-досуговых учреждений.
Обращение к документам партии и государства того времени необходимо современным специалистам культурно-досуговой сферы. В них, как в зеркале, отражается эпоха 30-х гг., которая характеризуется как дальнейшее закабаление учреждений культуры, политизация содержания их работы.
Нельзя не сказать о состоянии и проблемах художественной самодеятельности, которая являлась составной частью деятельности клубных учреждений. В 20-е гг. никакая статистика не могла учесть количества кружков и художественных студий. Преобладали театральные коллективы, однако развивались и другие жанры творческой деятельности; кружки, как правило, были многочисленными, имели от 50 до 100 участников, которые сами шили, готовили реквизит, рисовали декорации будучи одновременно «артистами». Большинство самодеятельных коллективов не имело никаких денежных средств.
В репертуаре театральных кружков были классические пьесы, но предпочтение отдавалось героическим, таким, например, как «Разбойники» Шиллера, «Взятие Бастилии» Р.Роллана, «Ткачи» Га-утмана и др. Популярностью пользовались пьесы Гоголя, Островского, Чехова, Горького. чаще в клубах проводились вечера и слеты ударников и стахановцев, встречи с учеными, технические «бои», производственные вечера и выставки, конкурсы токарей, слесарей, вечера вопросов и ответов на технические темы. В 1929 г. в клубах функционировало 15 тыс. производственных кружков, в которых обучалось 200 тыс. рабочих.
За годы первой и второй пятилеток сеть клубных учреждений увеличилась почти в два раза, с 39 тыс. до 53 тыс.
Существенную роль в улучшении работы досуговых учреждений играла радиофикация. С 1928 по 1940 гг. сеть радио расширилась с 92 до 7 тыс. единиц; в 1931 г. вышел на экраны первый звуковой фильм «Путевка в жизнь».
Большое место в репертуаре художественной самодеятельности занимали инсценировки, которые посвящались различным политическим и революционным событиям.
В 20-е гг. возникают такие виды инсценировок, как «живая газета» и «политсуд». «Живые газеты» возникали в условиях острого недостатка печатных газет и были рассчитаны в основном на малограмотную аудиторию. В дальнейшем происходят усложнение этой формы, в ней широко используется метод театрализации, клоунады.
Важное место в художественном воспитании населения занимала культурно-просветительная организация «Пролетарская культура» (Пролеткульт). В 1919 г. Пролеткульт имел 88 губернских и уездных организаций и издавал в центре и на местах 15 журналов, в том числе «Пролетарскую культуру», «Горн» и другие. Эта культурно-просветительная организация создавала рабочие клубы, театры, различные художественные студии; было сделано немало для приобщения народа к искусству.
В 30-е гг. увеличился выпуск музыкальных инструментов, а также специальной литературы: партитур, переложений для художественной самодеятельности. «Синяя блуза» и «Живая газета» уступили место «ТВАМам» (театры рабочей молодежи) и агитбригадам.
Первый театр рабочей молодежи возник в Ленинграде в 1925 г., в 1930 г. их количество достигло 70. Прочное место в репертуаре театров занимают пьесы русской классической литературы, популярны инсценировки.
В 30-40 гг. расширяются жанры художественной самодеятельности. Наряду с драматическими, хоровыми и музыкальными коллективами возникают изостудии и танцевальные коллективы.
Начали создаваться первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Происходит также количественный рост художественной самодеятельности. В 1930 г. в самодеятельных коллективах было 600 тыс. участников, а в 1936 г. их число достигло 3 млн.
Возникло и прочно закрепилось шефство профессиональных коллективов и отдельных деятелей искусства в сфере художественной самодеятельности. Известна в этом плане деятельность театра им. Е. Вахтангова, великих артистов - К.С. Станиславского, В.Ц. Кочалова, А.Л. Яблочковой и других.
В кружках художественной самодеятельности 30-х гг. проводится систематическая учебно-воспитательная работа, заметно улучшается репертуар. Коллективы художественной самодеятельности с увлечением начинают работать над произведениями русской и западной классики. В числе лучших коллективов тех лет были: капелла Юго-Западной железной дороги, хор бандуристов металлозавода Днепропетровска, хор гусляров ленинградских строителей, вокально-танцевальный коллектив Батумского нефтезавода и другие.
Планомерный характер приобрела учеба руководителей художественной самодеятельности. В 1930 г. Дом им. В. Поленова был реорганизован в Центральный дом самодеятельного искусства им. Н.К. Крупской (с 1939 г. он стал называться Всесоюзным домом народного творчества), который развернул инструкторско-методическую работу, проводил семинары и курсы руководителей художественной самодеятельности, рассылал репертуарные бюллетени и т.п.
Дома самодеятельного искусства создавались и на местах, в областных центрах. В 1935 г. в Москве был открыт первый в стране театр народного творчества. Директором этого театра был назначен Б.М. Филиппов, а художественным руководителем - Н.П. Охлопков и И.А. Моисеев.
Начиная с 1932 г. в стране стали регулярно проводиться олимпиады и смотры творчества, которые играли важную роль в привлечении внимания общественности к художественной самодеятельности.
В 20-е и 30-е гг. были сделаны серьезные шаги в подготовке кадров для культурно-досуговых учреждений. Начиная с 1919 г. при совпартшколах были открыты политпросветотделения, в центре и на местах функционировали краткосрочные курсы для избачей и библиотекарей. В 1919 г. открыты Академии коммунистического воспитания в Москве и Петербурге. Еще в годы гражданской войны были созданы институты народного просвещения с факультетами внешкольного просвещения (около 40 таких институтов). В 20-е гг. при 20 педагогических техникумах открылись политпросветотделения. Эту работу по подготовке кадров можно оценить в целом как положительное явление. В 30-е гг. была создана сеть высших учебных заведений, готовящих работников культурно-досуговых учреждений.
Вместе с тем, нельзя не сказать, что анализ содержания учебных планов, программ большинства учебных курсов свидетельствует о том, что и в этом направлении приоритет отдавался подготовке идеологических кадров, проводников политики партии в воспитательной работе. Такова была направленность подготовки специалистов для учреждений культуры и в последующие годы, вплоть до 80-х гг.
Таким образом, 1917-1941 гг. в истории культурно-досуговой деятельности являются сложными и противоречивыми; была создана новая государственная система культурно-досуговых учреждений, система руководства ими в центре и на местах. Были выработаны основные направления работы, формы и методы просвещения,
воспитания и досуга.
За эти годы, был накоплен определенный опыт работы с населением. Учреждения культуры приобрели авторитет как центры культуры в городе и деревне. Было сделано многое для развития инициативы и самодеятельности народа в организации работы культурно-досуговых учреждений. Положительный опыт культурно-досуговых учреждений использовался в последующие годы и является источником преемственности в современных условиях. «Если нация не знает своей истории, она обречена», - писал В. Белинский. В равной степени это относится и к организаторам досуга, которые призваны знать, Сохранять и приумножать положительные профессиональные и народные традиции.
Нельзя забывать и о негативном «опыте» этих лет. Идеологизация, формализация культурно-досуговой деятельности стали самым большим злом 30-х, а затем 40-х гг. Инициатива масс неизменно игнорировалась. Все делалось только по циркулярам и директивам «верхов». Особенно отрицательно это сказывалось на развитии художественной самодеятельности. Несмотря на некоторые ее успехи она развивалась нестабильно, отдельные ее мероприятия носили явно показательный характер; содержание было сильно политизировано, а гвоздем ее репертуара было прославление «великого отца и учителя» Сталина.
Таким образом, заорганизованность, политическая ангажированность деятельности культурно-досуговых учреждений 20-30-х гг. – трудные уроки истории, которые еще предстоит глубоко исследовать и анализировать современным ученым и практикам.
Раздел II. Деятельность учреждений культуры
в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг.
.Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 миллионов жизней советских людей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений.
С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, домов культуры, уменьшилась их сеть. Уже во второй половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры.
Многие учреждения культуры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.
Перестройка исполнительской и хозяйственной деятельности страны на военный лад под лозунгом «Все для фронта! Все для поеды!» коснулась и учреждений культуры. Деятельность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Родины, на решение насущных народнохозяйственных задач военного времени.
Перестройка работы культурно-досуговых учреждений в со ответствии с требованиями военного времени осуществлялась на основе приказа Наркомпроса РСФСР «о работе политико-просветительных учреждений в военное время».
Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален на основе перестройки стало разъяснение характера и цели войны, освещение ее хода, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема патриотизма стала ведущей в их деятельности.
Несмотря на все трудности военного времени значительно расширилась сфера влияния клубов, библиотек, музеев, их работа была перенесена в цеха, красные утолки домоуправлений, полевые станы, бомбоубежища, метро, агитпункты вокзалов, в воинские части, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту жительства.
Коренным образом изменились и условия работы с началом воины. Люди с утра до вечера находились на производстве, был увеличен рабочий день, продлена рабочая неделя, отменены отпуска. В этих условиях учреждения культуры вынуждены были отказаться от привычных форм и методов работы. Фактически остались в прошлом массовые формы клубной работы: вечера, смотры художественной самодеятельности, праздники. Проводилась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, читки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками, прибывшими в краткосрочный отпуск по ранению. Работа культурно-досуговых учреждений стала носить передвижной характер.
Были созданы самые разнообразные передвижные учреждения культуры – походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитсани, агитпункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны.
Победу над немецко-фашистскими захватчиками наша страна добывала единым напряжением сил фронта и тыла. Успехи на фронте зависели от слаженной работы тыла, бесперебойного снабжения армии и флота вооружением, боеприпасами и продовольствием. Вот почему состояние морального духа работников тыла было так же важно, как и боевой дух сражающихся на фронте. Значение культурно-досуговой работы в тылу, на фабриках, заводах, колхозах неизмеримо возросло.
Основными направлениями деятельности клубов, библиотек и других учреждений культуры в тылу в годы войны стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, проведение широкой справочной работы, участие учреждений культуры в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий в условиях, когда мужчин на производстве заменили женщины и подростки, а также развитие новых форм художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организации отдыха и досуга людей в условиях тяжелого труда.
В июне 1941 г. было создано Совинформбюро, сводки которого широко использовались клубами и библиотеками для информации о положении на фронте, ибо война пришла в каждый дом, в каждую семью. Культработники организовывали коллективное слушание сводок Совинформбюро, шли в цеха, в поле, на фермы и там зачитывали и разъясняли их. Проводились также беседы и доклады о текущем моменте, о международном и внутреннем положении страны, а также чтение газетных статей и очерков. Среди известных авторов особой популярностью пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов, И. Эренбург и др. Большое эмоциональное впечатление на слушателей оказывали встречи работников тыла с фронтовиками, которые организовывали клубные работники.
Культурно-досуговые учреждения широко использовали наглядные материалы, в том числе плакаты, фотовитрины, специально выпускали «листовки-молнии», «боевые листки» по опыту армейских политработников, освещали успехи на фронте, трудовые достижения в тылу.
Все эти формы широкой разъяснительной работы в условиях военного времени были доступными и понятными для людей, равно как и справочная работа, которую вели работники культуры города и деревни: писали письма на фронт, наводили справки о судьбе близких и родных, пропавших без вести, подбирали материал по изготовлению пищевых суррогатов, борьбе с последствиями голодания, например в условиях блокады Ленинграда.
Женщины и подростки, которые заменили мужчин на производстве, требовали к себе особого внимания. Война отняла детство у детей и подростков. Культурно-досуговые учреждения устраивали для них специальные вечера, беседы, новогодние елки, «молодежные субботы» и т.п.
Значительную работу с населением проводили музеи. Государственный исторический музей (Москва) развернул в 1941 г. 38 выставок-передвижек в рабочих клубах и красных уголках предприятий, в Доме Союзов, в парке культуры и отдыха им. Горького, в музеях страны. Сотрудники свердловского музея в 1941-42 гг. провели 180 лекций, на которых присутствовало около 200 тыс. слушателей.
Бесценным делом было спасение культурных ценностей, исторических, художественных и литературных памятников русского, украинского, белорусского и других народов нашей страны. Спасение и охрану культурных ценностей народ рассматривал как свой высокий патриотический долг. Работники библиотек, картинных галерей и музеев совершили героический подвиг, организуя эвакуацию культурных ценностей, порой рискуя собственной жизнью.
В музеях, библиотеках, художественных галереях хранились памятники культуры мирового значения. Работая днем и ночью, работники учреждений культуры отбирали, тщательно упаковывали и отправляли в глубокий тыл все, что представляло большую ценность. Были вывезены экспозиции ряда музеев, около 700 тыс. единиц фондов рукописей и книг Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, свыше 18 тыс. экспонатов Третьяковской галереи. Шла огромная и кропотливая работа по спасению и эвакуации памятников культуры Ростова, Киева, Севастополя и др. городов. Все это осуществлялось при участии рядовых работников учреждений культуры, имена которых навсегда останутся в памяти народа.
Следует особо сказать о работе клубов и библиотек в госпиталях, куда работники культуры шли не только с концертной программой, но и читали раненым вслух книги и газеты, проводили беседы, обзоры литературы, писали письма родным и близким.
Сельские учреждения культуры проводили работу по сбору теплых вещей для фронтовиков, организовывали вечера-посиделки, на которых женщины пряли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов, а в это же время кто-нибудь рассказывал о положении на фронте, читал статьи или рассказы о воинах-героях. Читались вслух также письма с фронта. Деревенские вдовы и солдатки совершили во время войны беспримерный подвиг, в горе не опускали руки и самоотверженно трудились на полях. Поддержка их морального духа, уверенности в победе было также делом работников сельских культурно-досуговых учреждений.
В суровое военное время особое место в деятельности культурно-досуговых учреждений занимала художественная самодеятельность.
Военные условия требовали создания мобильных групп, 'фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта и тыла. Изменился репертуар: в нем преобладала политическая направленность, концертные номера и одноактные пьесы посвящались героической борьбе Красной Армии, трудовым подвигам в тылу, действиям партизан и подполья в тылу врага. Значительное место отводилось и лирической теме.
В концертах и тематических программах фронтовых бригад разоблачалась сущность фашизма, воспитывались патриотические чувства, звучал призыв к защите Родины, но в условиях удлиненного рабочего дня и изнурительного труда художественная самодеятельность являлась неизменным средством организации досуга миллионов людей.
Характерные процессы военного времени повлекли за собой сокращение коллективов художественной самодеятельности, кадров I профессиональных руководителей. В мирное время сформировались практически все жанры художественной самодеятельности – музыкальный, театральный, хореографический и др. В военное время все; жанры были сконцентрированы в агитбригаде, концертной бригаде.
Первые в стране фронтовые бригады самодеятельных артистов Дворца культуры Московского автозавода (директор Л. А. Хайло) и Московского дома культуры им. Горького (директор В.В. Симбуховский) стали действовать уже в 1941 г. Особый интерес в их программах проявлялся к произведениям малых форм: скетчам, отдельным сценкам, стихам, песням, частушкам. Из классических произведений использовались главным образом те, в которых отражалось героическое прошлое русского народа.
В коллективах художественной самодеятельности до минимума сократилась учебная работа и увеличилось количество концертных выступлений. В 1942 г. силами художественной самодеятельности профсоюзов было проведено около 20 тыс. спектаклей и концертов и обслужено около 500 тыс. человек, а в 1944 г. - около 50 тыс. концертов и спектаклей и обслужено 12.487.968 человек .
Художественная самодеятельность сыграла не последнюю роль в укреплении морального духа воинов и работников тыла. Радость и наслаждение доставляли людям выступления артистов-профессионалов, концертных бригад из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов.
Фронтовые концертные бригады были сформированы артистами театров - Малого, Художественного и им. Е. Вахтангова; В. Пашенная, В. Рыжова, И. Москвин, А. Тарасова, В. Качалов, Л. Русланова, К. Шульженко провели тысячи выступлений, в тылу и на фронте.
В партизанских отрядах также была своя художественная самодеятельность; так, в соединениях белорусских партизан большой популярностью пользовались ансамбль песни и пляски партизанской бригады «Неуловимые» Витебской области, лидский агиттеатр Барановической области, агитбригада при штабе минского партизанского соединения, агитотряд им. Горького Вилейской области.
Агитотряд им. Горького состоял из группы пропагандистов, ансамбля песни и пляски, боевого и хозяйственного взвода, имел свой штаб. Численный состав отряда насчитывал 70 чел. Он был самым крупным коллективом партизанской художественной самодеятельности, провел 150 концертов, на которых побывало 80 тыс. человек.
Искусство помогало патриотическому воспитанию народа, подъему его морального духа, учило стойко преодолевать трудности.
В 1943-44 гг. был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, в котором участвовало 500 тыс. человек. В репертуаре сельских коллективов были любимые народные песни, частушки, песни «Катюша», «Вечер на рейде» В. Захарова, «В лесу прифронтовом» Б. Мокроусова, «Землянка» К. Листова.
В 1945 г. был второй Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности. Он закончился в начале мая 1945 г.; в нем участвовало около 900 тыс. человек. С успехом прошел смотр в областях, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков: Брянской, Курской, Ленинградской, Новгородской, Псковской и др.
Нет сомнения, что художественная самодеятельность в годы войны сыграла весьма важную роль в организации досуга населения тыла и воинов фронта.
Значимость культурно-досуговой работы в годы Великой Отечественной войны можно проследить также на опыте ее проведения в Вооруженных Силах. Можно с уверенностью сказать, что деятельность армейских клубов, фронтовых бригад помогала сплачивать воинов, поддерживать у них бодрость духа, способствовала более быстрому восстановлению моральных и физических сил солдат и офицеров.
Еще до войны в армии сложилась сеть культурно-досуговых учреждений. В высшем звене имелись: Центральный Дом Красной Армии, театр Красной Армии, студия им. Грекова, Красноармейский ансамбль песни и пляски им. Александрова; в среднем звене – окружные, флотские, армейские дома Краской Армии; в низшем звене - клубы соединений, частей, кораблей 1-го и 2-го рангов военно-морских баз.
В начале Отечественной войны на фронте были созданы фронтовые и армейские дома Красной Армии, которые находились при политуправлениях фронтов и политотделов армий. При политотделах дивизий имелись дивизионные клубы, в частях отдельных родов войск - клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки, полевые агитземлянки. Руководили воинскими клубами, как правило, политработники, а иногда и командиры частей. Для работы во фронтовых и армейских учреждениях культуры направлялись призванные в армию учителя школ, преподаватели вузов и ученые-обществоведы. На Волховском фронте служили полковник Чагин - профессор, доктор философских наук, капитан Базанов - кандидат, исторических наук, поэт Всеволод Рождественский и др.
При Главном политуправлении для обслуживания фронтов был создан специальный агитпоезд; такие поезда были организованы и на отдельных фронтах. Агитмашины были включены в штаты фронтовых и армейских ДКА, во главе каждой агитмашины находился лектор. Машина была специально оборудована: имелась киноустановка, радиоприемник, библиотечка художественной, военной литературы, музыкальные инструменты, средства наглядной агитации. Часто при агитмашине был коллектив художественной самодеятельности, иногда в очередную поездку направлялась на фронт фронтовая бригада артистов-профессионалов.
В перерывах между боями, на привалах, в госпиталях проводились мероприятия культурно-досугового характера. Так, например, после освобождения от фашистов г. Солнечногорска туда приехала агитмашина № 3, которую возглавлял Г. Баделин. На улицах еще слышалась стрельба, а коллектив агитмашины во главе с батальонным комиссаром П. Рожковым разместился в двух километрах от переднего края и в течение нескольких часов непрерывно выступал перед выходившими из боя подразделениями 44 кавалерийской дивизии.
Фронтовые армейские ансамбли песни и пляски наряду с концертными выступлениями оказывали методическую помощь армейской художественной самодеятельности. Они проводили семинары запевал, гармонистов, помогали в организации вечеров художественной самодеятельности.
В задачи культурно-дрсуговых учреждений фронта входила пропаганда задач Советских Вооруженных Сил в войне, популяризация опыта войны, воинских уставов и наставлений, боевых традиций армии, авиации и флота; пропаганда русской культуры и русского военного искусства; организация досуга личного состава.
Распространенными формами работы культурно-досуговых учреждений на фронте было проведение бесед на различные темы с использованием наглядных средств - плакатов, листовок, портретов героев, фотовыставок, а также радио и громкоговорящих установок. По радио передавались сводки Совинформбюро, песни, концерты, грамзаписи.
В блиндажах, прямо на боевых позициях, в госпиталях книгоноши или библиотекари проводили читки газет и художественной литературы. Воины слушали и сами читали статьи И. Эренбурга. Б. Гроссмана, К. Симонова.
Огромным средством эмоционального воздействия было кино; за время войны на фронте состоялось свыше 6 млн. киносеансов. Успехом у фронтовиков пользовались кинофильмы, ставшие уже классикой: «Они защищали Родину», «Зоя», «Радуга», «Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Народные мстители», «Валерий Чкалов». Перед киносеансом, как правило, проводились беседы.
На оккупированной территории гитлеровцы варварски уничтожили и разграбили 427 музеев, 44 тыс. зданий театров, клубов и других культурно-досуговых учреждений. Огромный ущерб нанесла война библиотекам и их книжным фондам. Только в массовых библиотеках СССР было расхищено и уничтожено 100 млн. книг.
Как известно, сеть учреждений культуры пострадала в годы войны очень сильно: клубы, библиотеки, музеи, особенно на оккупированных территориях, были разграблены, использовались в варварских целях.
После войны следовало не только восстановить существующие ранее учреждения культуры, но и открыть новые, особенно в районах, которые наиболее пострадали.
Таб. 1 Сеть учреждений культуры в 1941 и 1946 гг.
-
Учреждения культуры
1 941 г. / кол-во
1946 г. /кс
Дома, дворцы культуры, клубы
1.18.032
9.437
Массовые библиотеки
95.401
47.440
Фонды книг
185 млн. экз.
100 млн. экз
Музеи
991
787
Киноустановки
28.000
14.479
В ноябре 1944 г. СНК РСФСР принял постановление «О мерах по улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов культуры». Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы войны учреждений культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском Совете сельский клуб, в каждом районном центре - дом культуры.
Постановлением СНК СССР в феврале 1945 г. был создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР. Такие же комитеты создавались в союзных республиках. В автономных республиках были образованы управления по делам культурно-просветительных учреждений, а на местах – отделы культпросветработы при исполкомах местных Советов. Эти мероприятия улучшали государственное руководство системой клуьтур-но-досуговых учреждений.
Предстояла большая работа по подготовке кадров клубов, библиотек, музеев и других культурно-досуговых учреждений. Следовало восстановить сеть средних и высших учебных заведений, готовящих эти кадры, совершенствовать содержание учебного процесса, отвечающего потребностям подготовки высококвалифицированных специалистов.
Таким образом, суровые годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-досуговых учреждений: они были востребованы миллионами людей. Учреждения культуры выдержали испытания войной, они внесли свой вклад в победу над врагом.
Война потребовала от культпросветработников большой оперативности, гибкости в работе, использования новых форм и методов воздействия на людей. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность - вот тот идеал, к которому стремились работники учреждений культуры при организации досуговой деятельности. В этом смысле опыт, накопленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отечественной войн, имеет непреходящее значение.
Заключение
Второе и третье десятилетие двадцатого века в России отмечены крупнейшими событиями. Революционные события, гражданская война внесли существенные коррективы в процесс развития культурно-досуговой деятельности, изменили ее содержание. Первые шаги новой государственной власти были направлены на лишение имущих слоев общества богатства и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры: театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства, Третьяковская галерея, Эрмитаж и многие другие были переданы государству. Были объявлены народным достоянием и преобразованы в музеи историко-художественные ценности Троице-Сергиевой лавры и другие исторические и художественные памятники. Церковь была отделена от государства, школа - от церкви, были упразднены сословия, сословные объединения, в том числе Российское Благородное собрание, Московское купеческое собрание, а также дворянские, купеческие и другие сословные клубы. С конца 1918 г. началась работа по регистрации, приему на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении богатых слоев общества.
Новые государственные органы придавали важное значение просвещению и образованию людей. Внешкольный отдел, созданный в 1918 г. при Наркомпросе, а также территориальные и местные органы народного образования осуществляли руководство деятельностью массовых культурно-досуговых учреждений, поддерживали идею создания различных общественно-организованных форм досуга, оказывали содействие в налаживании культурной работы. Государство контролировало содержание деятельности учреждений культуры, выделяло необходимые ассигнования. Государственными органами были сформулированы основные принципы деятельности культурно-досуговых учреждений, намечены главные направления их работы. Большая роль отводилась учреждениям культуры в деле народного просвещения, пропаганде новой идеологии, антирелигиозной и производственной пропаганде, борьбе за здоровый образ жизни, созданию новой обрядности, развитию народного художественного творчества. В ряде государственных и партийных документов подчеркивалась необходимость планомерности и согласованности в их работе, приветствовалась инициатива и самодеятельность трудящихся, объявлялась свобода от религиозного влияния; культурные мероприятия рекомендовалось проводить на родном для каждой этнической общности языке.
Произошли изменения в системе управления культурно- просветительной работой. В 1930 г. был упразднен Главполитпросвет и вместо него в наркомпросах РСФСР и других союзных республик были созданы сектора массовой политико-просветительной и школьной работы, которые ведали политико-просветительными учреждениями государственной сети.
Социальные потрясения, которые пережило российское общество на протяжении 1917 - 1941 гг., новая культурная политика государства оказали огромное влияние на досуговую деятельность населения. Такие факторы, как принадлежность к тому или иному сословию, наличие у человека богатства или его отсутствие, перестали определять способы проведения свободного времени.
Досуговая деятельность рабочих и крестьян обогащалась культурным содержанием. Реальным основанием для этого явилось повышение их образованности, чему способствовало введение в стране все общего, бесплатного начального образования, работа по ликвидации неграмотности, расширение, особенно в 30-е гг., форм среднего специального и высшего образования. Значительно возросло число читателей газет и журналов. Об этом свидетельствовали массовые опросы, проводившиеся редакциями ряда центральных и местных газет в 20-е гг. Читательский интерес стимулировался развитием книгоиздательского дела. Развивались художественные формы деятельности в сфере досуга. Росло число участников художественной самодеятельности.
Наряду с этим стала заметна тенденция к уменьшению форм досугового времяпрепровождения, характерных для быта российского населения в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники.
Годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-досуговых учреждений. Учреждения культуры выдержали испытания войной, они стали дополнительным оружием в борьбе за победу. Война потребовала от работников культуры большой оперативности, гибкости в работе, использования новых форм и методов работы с людьми. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность - вот тот идеал, к которому стремились работники учреждений культуры при организации досуговой деятельности. В этом смысле опыт, накопленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отечественной войны, имеет непреходящее значение.
Библиографический список
Андриченко Ф.П. Учреждении культуры и искусства Москвы и Подмосковья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – М., 1999.
Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990. – С. 15-21, 58-59.
Беседина Е. Психолого-педагогические особенности клубной работы. – М., 1988.
Бирженюк Г.М., Маркова А.П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговой программы. – СПб., 1992.
Буранова Т., Дементьева В. Активный возраст. // Клуб и художественная самодеятельность. – 1985. – № 13.
Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 1984.
Витебский Л.Я. Уроки клубного мастерства. – М., 1988.
Встреча: культурно-просветительская работа. – 1996. – №6. – С. 5-7; №9. – С. 11-12.
Гагчин В.Н. Культура России: Досуговая культура. – М., 1990.
Галин С.А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы советской власти (1917-1925 г.г.). – М.: Высшая школа, 1990.
Генкин Д.М. Массовые праздники: Учебное пособие. – М., 1975.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.3. – М., 1980.
Дюмазадье Д.К. К цивилизации досуга. – М.: Прогресс, 1962.
Еленина М. О тех, кому за // Клуб. – 1988. – №1. – С.17-19.
Ерасова Б.Н. Социальная культурология: В 2 ч. – М., 1994 – 1995.
Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие. – М., 1998.
Иконникова С.Н. Диалог о культуре. – Л., 1987.
Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Метод, пособие. – М., 1998.
Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т. – Т. 1. – М., 1989.
Каргин А.С., Хренов Н. Традиционные формы досуга: история и современность. – М., 1993.
Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество. История, теория, практика: Учебное пособие. – М, 1988.
Киселева Т. Г. Образовательные процессы в России на рубеже двух столетий (Безграмотная Россия – реальность или миф?). Историко-статистический анализ. Книга 1. – М.: МГУ К, 1994.
Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. – М., 1995.
Клуб – организатор семейного досуга: Метод, реком. – М., 1988.
Клубоведение. – М., 1980.
Кризис культуры // Советская культура. – 1989. – 16 декабря.
Кротова Ю.Н. Досуг вчера и сегодня. Лекция. – СПб., 1994.
Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Научн.-информ. сб. – М., 1998. Вып. 1,3.
Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Н. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.
Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. – Свердловск, 1991.
Культурно-досуговая деятельность в условиях возникновения рыночных отношений / Информкультура. – М., 1992.
Культурно-просветительная работа в Вооруженных Силах СССР: Учебник для высших военно-политических училищ. – М., 1984.
Куманев В.А. Судьбы советской интеллигенции (в 30-е г.) // История СССР. – 1990. – №1.
Леонтович К.Ф. Любительские объединения как средство социализации подростков и молодёжи. – М., 1991.
Мазурицкий А.М. Художественная самодеятельность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – М., 1985.
Мазурицкий А.М. Массовые учреждения культуры в период Великой Отечественной войны. – М., 1992.
Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности: Обзорная лекция. – М.: МГУ К, 1994.
Новаторов Б.Е. Организаторы досуга. – М., 1987.
Новаторов Б.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник. – Омск, 1992.
Савченко А.М. Введение в историю культурно-просветительной работы в СССР. – М., 1988.
Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – Тамбов, 2002.
Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика. – М., МГУКИ, 1998.
Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. – М., 2002.
Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика досуга. – М., МГУКИ, 1996.
Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга. – Ростов-на-Дону, 1997.
Суртаев В.Я. Агитационно-пропагандистская работа клубов: Учеб. пособие. – М.,1993.
Триодин В.Е. Воспитание увлечением; формирование и деятельность клубных объединений. – М.: Профиздат, 1987.
Традиционные формы досуга. История и современность. – М., 1993.
Чечетин А.И. История массовых празднеств и представлений. Учебное пособие. – М., 1976