Курсовая Влияния демонстрации агрессии в СМИ на подростков
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Центральный район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа «Диалог»
с углубленным изучением английского языка
Секция психология-педагогика
Влияние агрессии в СМИ на подростков
Егорова Оксана Вячеславовна
11 класс
Руководитель: Плотников С.Г.,
с.н.с. НМЦ КРО НИПКиПРО,
зав. лабораторией «Психологии образования»
Новосибирского филиала МПГУ
Новосибирск 2008
Содержание
Введение
1. Агрессия как психологический феномен
1.1 Понятие агрессии и агрессивности. Основные теоретические подходы к пониманию природы агрессивного поведения человека
1.2 Причины агрессии, её виды и механизмы действия
1.3 Источники подростковой агрессии
2. Влияние демонстрации сцен насилия в СМИ на проявление агрессии
3. Практическое исследование влияния агрессивного поведения в СМИ на уровень агрессивности подростков
Заключение
Список литература
Приложение
Введение
В последнее время тема агрессии и агрессивности стала широко обсуждаемой на различных уровнях. И среди психологов проводится множество конференций, симпозиумов по данной теме. Проблеме изучения агрессии посвящено много исследований. Повышенная агрессивность подростков является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы, несомненна, поскольку число подростков с таким поведением стремительно растет.
Теоретическая значимость состоит:
• в обосновании значимости влияния наблюдаемой социальной агрессии на подростковую агрессивность
• в выявлении закономерностей воздействия средств массовой информации на уровень подростковой агрессивности
Практическая значимость:
• обоснована возможность учета и прогнозирования результатов влияния средств массовой информации на подростковую агрессивность
Объектом исследования является агрессивность и тревожность у подростков, а предметом - влияние демонстрации агрессивных моделей поведения в СМИ на агрессивность и тревожность подростков.
Целью нашей работы является – анализ влияния демонстрации агрессивных моделей поведения в СМИ на агрессивность и тревожность подростков
С учетом цели, объекта и предмета были определены задачи:
1) Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2) Отобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня агрессивности и тревожности у детей подросткового возраста.
3) Проведение эмпирического исследования и анализ его результатов.
Поставленные задачи определили выбор методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, психодиагностический метод (опросник Басса – Дарки и тест «Исследование тревожности» Спилбергера).
Методологической основой исследования являются теоретические положения авторов, которые изучали агрессивность и агрессию таких как: Альберт Бандура, Конрад Лоренц, Роберт Бэрон и Дебора Ричардсон.
1. Агрессия как психологический феномен
1.1 Понятие агрессии и агрессивности. Основные теоретические подходы к пониманию природы агрессивного поведения человека
Термин "агрессия" издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
А. Басс предложил определение агрессии – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
Л. Берковиц считал, чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерения обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.
Зильманн его точка зрения, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. [2]
В настоящее время принимается следующее определение:
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
1.2 Причины агрессии, её виды и механизмы действия
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.
Человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни. К числу физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны.
Согласно теории фрустрации, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.
Другой взгляд на происхождение агрессивного поведения представлен в теории социального научения Л. Берковитц. Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобы существовало два условия первое - чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе - чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.
Самая современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной теорией научения, о которой мы уже говорили в первой главе.
Агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:
1. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.
2.Наличие фрустрации.
3.Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.
4.Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.
Говоря о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия – неоднородна по своей природе. Выделяют различные типы и виды агрессии.
Во–первых, различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.
Наиболее важно различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).
Инструментальную агрессию С. Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии.
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:
· Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
· Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
· Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
· Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
· Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Из форм враждебных реакций отмечаются:
· Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
· Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Причины агрессии весьма разнообразны. В литературе выделают несколько основных причин агрессии у подростков
· Ухудшением социальных условий жизни детей;
· Кризисом семейного воспитания;
· Невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей.
· Большим количеством сцен насилия в СМИ и к/ф.
Проявление агрессии так же весьма разнообразны.
Различают два основных типа агрессивных проявлений:
- целевая агрессия;
- инструментальная агрессия.
Целевая агрессия выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Инструментальная агрессия совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.
Агрессивные проявления различаются по своей структуре:
1. По направленности:
- Агрессия, направленная вовне;
- Аутоагрессия - направленная на себя.
2. По цели:
- Интеллектуальная агрессия;
- Враждебная агрессия.
3. По методу выражения:
- Физическая агрессия;
- Вербальная агрессия.
4. По степени выраженности:
- Прямая агрессия;
- Косвенная агрессия.
5. По наличию инициативы:
-Инициативная агрессия;
-Оборонительная агрессия.
1.3 Источники подростковой агрессии
В литературе называют следующие источники подростковой агрессии.
Главный источник - это суровые физические наказания и словесные унижения, которым подвергают ребенка родители и воспитатели. Человек, который привык к побоям и унижениям, становится более циничным и грубым, ему чуждо сочувствие к чужим страданиям. Рано или поздно он сам станет "наказывать" более слабых (зверушек, детей и стариков) за свои многочисленные обиды. Он станет агрессивным потому, что захочет отомстить родителям, которые были с ним непомерно суровы
Второй источник – СМИ, перенасыщение современных фильмов и телепередач сценами насилия и физической агрессии. Если ребенок смотрит исключительно кулачные бои и боевики, в которых персонажи убивают себе подобных десятками, и никто не выражает даже горечи по поводу их страданий и смерти, то у ребенка притупляется способность сочувствовать окружающим. Для него становятся нормой силовые методы решения проблем.
Третий источник - это низкая самооценка подростка, который равняется на лидера и превращается в "волчонка в стае". Куда все - туда и он. Что скажет вожак, то он и исполнит. Дети с правильной самооценкой умеют говорить: "Нет. Спасибо, я не пойду с вами". Такие подростки спокойно откажутся от предложенных наркотиков или сигарет. У них есть свое мнение, они не побоятся, что их сочтут хлюпиками или маменькиными сынками.
Четвертый источник - присущее подросткам желание сплотиться и доказать старшему поколению, что время отцов прошло, что грядет новое племя, более смелое, более сильное, более дерзкое, более предприимчивое.
Пятый источник - желание вызвать восторг юной подруги. Молодые люди хотят казаться более сильными и бесстрашными в глазах возлюбленной.
Шестой источник - неосознанный страх смерти, напоминанием о которой являются старые люди. Подростки хотят жить всегда, быть вечно молодыми и сильными! Подросткам присуща брезгливость к уродливой старости.
2. Влияние демонстрации сцен насилия в СМИ на проявление агрессии
Согласно ранней психоаналитической теории Фрейда, многие наши действия определяются инстинктами, в частности — половым инстинктом. Когда выражение этих инстинктов подавляется (фрустрирует), возникает потребность в агрессии. Позднее ученые-психоаналитики расширили эту гипотезу фрустрирующей агрессии до следующего положения: всякий раз, когда усилия человека по достижению какой-либо цели блокируются, возникает агрессивное побуждение, которое мотивирует поведение к нанесению вреда препятствию (человеку или объекту), вызвавшему фрустрацию [3].
В этом предположении есть два основных момента: во-первых, обычная причина агрессии — это фрустрация; во-вторых, агрессия обладает свойствами органической потребности: являясь формой энергии, которая сохраняется, пока цель не будет достигнута, и, являясь также врожденной реакцией (те же свойства есть у голода, секса и других физиологических нужд).
В теории социального научения изучается социальное взаимодействие между людьми, но ее истоки лежат в бихевиористских исследованиях научения у животных. Основное внимание она уделяет схемам поведения, складывающимся у людей в ответ на окружающие события. Некоторые виды социального поведения вознаграждаются, а некоторые приводят к неблагоприятным результатам; в процессе дифференцированного подкрепления люди со временем выбирают более успешные схемы поведения. Теория социального научения отличается, однако, от строгого бихевиоризма тем, что в ней подчеркивается важность когнитивных процессов. Поскольку люди могут мысленно представлять ситуацию, они способны предвидеть вероятные последствия своих действий и соответственно перестраивать свое поведение.
Теория социального научения отличается от строгого бихевиоризма еще и тем, что в ней подчеркивается важность викарного научения, или научения через наблюдение. Многие схемы поведения приобретаются путем наблюдения за действиями других и за последствиями, которые эти действия для них имеют. Ребенок, наблюдающий за болезненным выражением на лице старшего брата, сидящего в кресле у зубного врача, будет бояться, когда настанет и его время в первый раз посетить дантиста. Теория социального научения подчеркивает роль моделей в передаче, как конкретных видов поведения, так и эмоциональных реакций. Она занимается тем, какие модели наиболее эффективны и от чего зависит, будет ли действительно осуществляться усвоенная модель поведения [1].
Учитывая такой акцент, неудивительно, что в теории социального научения отвергается понятие об агрессии как о потребности, порождаемой фрустрацией; агрессия рассматривается в ней подобно всякой другой выученной реакции. Агрессивность может быть приобретена путем наблюдения или подражания, и чем чаще она подкрепляется, тем вероятнее возникает. Человек, испытывающий фрустрацию из-за того, что не может достичь цели, или обеспокоенный каким-то стрессовым событием, переживает неприятную эмоцию. Какую реакцию вызовет эта эмоция, зависит от того, какие реакции этот индивид выучил для того, чтобы справляться со стрессовыми ситуациями. Фрустрирующий человек может искать помощи у других, проявлять агрессию, бросать все, еще сильнее стараться преодолеть препятствие, глушить себя наркотиками или алкоголем. Выбрана будет та реакция, которая успешнее всего облегчала фрустрацию в прошлом. Согласно такому взгляду, фрустрация провоцирует агрессию в основном у тех людей, которые научились реагировать на враждебные ситуации агрессивным поведением
Одним из источников данных в пользу теории социального научения служат исследования, показывающие, что агрессии, как и всякой другой реакции, можно научиться через подражание. Детсадовские дети, наблюдавшие, как взрослые выражают разные формы агрессии в отношении большой надувной куклы, впоследствии подражали многим действиям взрослых, включая самые необычные.
Эксперимент был расширен включением в него двух фильмов с разными моделями агрессии (в одном взрослый вел себя агрессивно в отношении куклы, а в другом то же самое агрессивное поведение демонстрировал мультфильмовский персонаж). Результаты были одинаково удивительными. Дети, смотревшие любой из двух фильмов, вели себя в отношении куклы так же агрессивно, как и дети, наблюдавшие агрессию живой модели. На рис. 1 показаны параметры агрессивного поведения для каждой из этих двух групп и для двух контрольных групп, которые наблюдали неагрессивную модель либо не наблюдали никакой вообще. Из этих исследований следует вывод, что наблюдение за живыми моделями агрессии либо за изображенными в фильме повышает вероятность агрессии со стороны наблюдателя. Возможно, это частично объясняет, почему у детей, которых родители строго наказывали, агрессивность выше средней: моделью служили родители
рис.1
Рис. 1. Подражание агрессии. Наблюдение агрессивных моделей (живьем или в фильме) значительно повышает количество случаев агрессивного поведения, проявляемого детьми, по сравнению с наблюдением неагрессивной модели или вообще никакой. Заметьте, что наблюдение живой модели приводит к подражанию более конкретным агрессивным действиям, тогда как наблюдение за моделью в фильме (и с живой игрой, и мультфильмом) способствует более агрессивным реакциям всех типов [3]
Большинство рассмотренных в [3] работ касались последствий непосредственного выражения агрессии. А что можно сказать о воздействии косвенно выражаемой агрессии, наблюдаемой в виде насилия на телеэкране и в кино? Оказывает ли наблюдение за насилием катарсическое действие, создавая виртуальный выход для агрессивного побуждения? Или же оно, наоборот, вызывает агрессию, поскольку служит моделью насильственного поведения? Мы уже видели, что в экспериментальной ситуации дети подражают живому или показанному на экране агрессивному поведению, но как они будут реагировать в более естественных условиях? Это важный вопрос, учитывая то количество сцен насилия в СМИ, свидетелями которых мы являемся. Особенно это касается детей, для которых количество насилия в некоторых телепрограммах продолжает расти. Например, в 1980 году в мультфильмах, показываемых субботним утром, в среднем было 18,6 актов насилия в час; к 1990 году их число выросло до 26,4 [3].
В нескольких экспериментальных исследованиях контролировался просмотр детьми телевизора: одной группе показывали мультфильмы с насилием в течение определенного времени каждый день; другой группе показывали мультфильмы без насилия в течение такого же времени. Количество случаев проявляемой детьми агрессии во время их дневных занятий тщательно регистрировалось. Дети, смотревшие мультфильмы с насилием, становились более агрессивны во взаимодействиях со сверстниками, тогда как у детей, смотревших мультфильмы без насилия, изменений в межиндивидуальной агрессии не было [3].
В приведенном исследовании участвовали экспериментальная и контрольная группы. Однако большинство исследований, где изучались детские телевизионные привычки, полагались на корреляционный метод; в них определялась связь между количеством воздействующего телевизионного насилия и тем, в какой степени дети используют агрессивное поведение для решения межиндивидуальных конфликтов. Эта корреляция была явно положительной даже у детей из Финляндии, где количество программ с насилием ограничено. Корреляция, однако, не означает причинной связи. Возможно, более агрессивные дети предпочитают смотреть телепрограммы с насилием, то есть наличие агрессивной природы заставляет человека смотреть на насилие, а не наоборот.
Чтобы оценить эту гипотезу, в одном исследовании изучали особенности смотрения телевизора за 10-летний период. Было изучено более 800 детей в возрасте 8-9 лет. Исследователи собрали информацию о предпочтениях смотрения каждого ребенка и его агрессивности (оценивавшейся детьми из той же школы). Было обнаружено, что мальчики, предпочитавшие программы со значительным количеством насилия, гораздо более агрессивны в межиндивидуальных отношениях, чем мальчики, предпочитавшие программы с малым количеством насилия. Пока что эти данные, в общем повторяют результаты предыдущих исследований. Но 10 годами позднее более половины первоначальных испытуемых были проинтервьюированы в отношении их телевизионных предпочтений; они прошли тест на правопреступные тенденции, и их агрессивность была оценена также их сверстниками. Рис. 2 показывает, что сильное воздействие телевизионного насилия в возрасте 9 лет имело положительную связь с агрессивностью мальчиков в возрасте 19 лет. Самое важное, что эта корреляция остается значимой, даже когда для контроля за степенью детской агрессивности используются статистические методы, что уменьшает возможность того, что исходный уровень агрессивности определяет и телевизионные предпочтения в детстве, и взрослую агрессивность.
Рис.2. Связь между просмотром в детстве телепрограмм с насилием и агрессивностью во взрослом возрасте. Предпочтение мальчиками 9 лет телепрограмм с насилием имеет положительную корреляцию с агрессивным поведением в возрасте 19 лет
3. Практическое исследование влияния агрессивного поведения в СМИ на уровень агрессивности подростков
Исследование проводилось по экспериментальному плану Соломона для 4-х групп [5].
1 замер 2-ой замер
RTXT(8 класс) 12 чел
RTT(11 класс) 15 чел
R
XT(10 класс) 6 чел
RT(7 класс) 11 чел
где: R – рандомизация
Х – экспериментальное воздействие (демонстрация 12-ой серии аниме-сериала Хелсинг, см. Приложение 3)
Т – проведение диагностики.
Испытуемыми в нашем исследовании явились 18 человек (2 экспериментальные группы) и 26 человек (2 контрольные) учащиеся школы «Диалог». 7-го, 8-го, 10-го и 11-го классов. Результаты диагностики приведены в приложении 4 и 5.
Для диагностики ЛТ и СТ использовался тест «Исследование тревожности» Спилбергера, а выявление форм агрессивных проявлений осуществлялось с помощью опросника Басса-Дарка. [7] см. Приложение 1 и 2.
Для обнаружения отличий между показателями групп использовался U-критерий Манна-Уитни, а для оценки достоверности сдвига в значениях признака использовался Т-критерий Вилкоксона. [9].
В ходе нашего исследования мы проверяли две гипотезы:
1. Наблюдение насилия и агрессии в СМИ увеличивает агрессивность подростков
2. Наблюдение насилия и агрессии в СМИ усиливает тревожность подростков.
Результаты проверки гипотез
1-ый замер
8 класс - 11 класс
нет значимых отличий
2-ой замер
8 класс – 7 класс
Индекс враждебности р<0,1 (8-ой более высокие значения)
Индекс агрессии р<0,05 (7-ой более высокие значения)
8 класс – 11 класс
нет значимых отличий
8 класс – 10 класс
нет значимых отличий
10 класс – 11 класс
нет значимых отличий
10 класс – 7 класс
нет значимых отличий
11 класс – 7 класс
нет значимых отличий
Сдвиги
8 класс до – 8 класс после
Произошли статистически достоверные увеличения значений по шкалам
Ситуационная тревожность р<0,05
Личностная тревожность р=0,1
Индекс агрессии р=0,1
11 класс (1 замер) – 11 класс (2 замер)
Статистически достоверных изменений не обнаружено ни по одной шкале
Таким образом, обе наши гипотезы, хотя и не полностью, но подтвердились, т.е. после просмотра мультфильма с агрессивным содержанием у учащихся 8-го класса произошло статистически значимое повышение значений по шкалам СТ и ЛТ и по индексу агрессии.
Однако, поскольку перекрестная проверка по экспериментальному плану не подтвердила статистически значимых отличий между группами вопрос о причинном влиянии агрессии в СМИ на тревожность и агрессию подростков остается открытым. Однако позволим себя высказать предположение, что неполное подтверждение наших гипотез связано с особенностями привлеченных выборок и в частности с небольшим количеством испытуемых в каждой из них, что, безусловно, отразилось на статистической достоверности.
Заключение
Проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики.
Важность подросткового возраста определяется тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.
В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Суть "подростковой агрессии" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям - поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами, а так же, немаловажное значения на возникновения агрессии у детей подросткового возраста оказывают средства массовой информации.
Большинство детей в считанные секунды могут скопировать любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку или рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации.
Средства массовой информации предлагают материалы на любой вкус: развлечения, культура, новости, спорт, образование и т.д. средства массовой информации являются неотъемлемой частью нашей жизни и многому нас учат, в том числе и агрессивным моделям поведения и могут развивать страх и тревогу.
Литература
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М, 2000.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с:
3. Введение в психологию: Учеб. для ун-тов /[Под общ. ред. Зинченко В.П. и др.]. - 14-е междунар. изд. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.- 672 с.: ил. - ISBN 5-93878-097-7.
4. Гудвин, Д. Исследование в психологии: Методы и планирование : [Перевод] /Д. Гудвин. - 3-е изд.. - СПб. : Питер, 2004. - 557 с. - ISBN 5-94723-290-1
5. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб.: Соц.-психол. Центр, 1996. – 392 с.
6. Немов, Р. С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн.-4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2005.- Кн.1: Общие основы психологии.-688 с.
7. Практикум по возрастной психологии: учеб.пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
8. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной психологии.// Вопросы психологии. - №1/ 1991. – с.81-88.
9. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2000. - 349 с
10. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций : [Перевод] / Р. Харрис. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 448 с.
Приложение
Приложение 1
ОПРОСНИК А. Баса – А. Дарки
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим | да | нет |
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю | да | нет |
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь | да | нет |
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню | да | нет |
5. Я не всегда получаю то, что мне положено | да | нет |
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной | да | нет |
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать | да | нет |
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести | да | нет |
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека | да | нет |
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами | да | нет |
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам | да | нет |
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его | да | нет |
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами | да | нет |
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал | да | нет |
15. Я часто бываю не согласен с людьми | да | нет |
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь | да | нет |
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему | да | нет |
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями | да | нет |
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется | да | нет |
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор | да | нет |
21. Меня немного огорчает моя судьба | да | нет |
22. Я думаю, что многие люди не любят меня | да | нет |
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной | да | нет |
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины | да | нет |
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку | да | нет |
26. Я не способен на грубые шутки | да | нет |
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются | да | нет |
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались | да | нет |
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится | да | нет |
30. Довольно многие люди завидуют мне | да | нет |
31. Я требую, чтобы люди уважали меня | да | нет |
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей | да | нет |
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" | да | нет |
34. Я никогда не бываю мрачен от злости | да | нет |
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь | да | нет |
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания | да | нет |
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть | да | нет |
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются | да | нет |
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям | да | нет |
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены | да | нет |
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня | да | нет |
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь | да | нет |
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием | да | нет |
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел | да | нет |
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" | да | нет |
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю | да | нет |
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею | да | нет |
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь | да | нет |
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева | да | нет |
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться | да | нет |
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать | да | нет |
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня | да | нет |
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ | да | нет |
54. Неудачи огорчают меня | да | нет |
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие | да | нет |
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее | да | нет |
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку | да | нет |
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо | да | нет |
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю | да | нет |
60. Я ругаюсь только со злости | да | нет |
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть | да | нет |
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее | да | нет |
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу | да | нет |
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся | да | нет |
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить | да | нет |
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает | да | нет |
67. Я часто думаю, что жил неправильно | да | нет |
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки | да | нет |
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей | да | нет |
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня | да | нет |
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение | да | нет |
72. В последнее время я стал занудой | да | нет |
73. В споре я часто повышаю голос | да | нет |
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям | да | нет |
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить | да | нет |
Приложение 2
Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)
Шкала ситуативной тревожности (СТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Суждения
№пп | Суждение | Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряжения | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Шкала личной тревожности (ЛТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Суждения
№пп | Суждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
21 | У меня бывает приподнятое настроение | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | Я бываю раздражительным | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | Я легко расстраиваюсь | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
26 | Я чувствую прилив сил и желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 |
27 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
28 | Меня тревожат возможные трудности | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | Я бываю вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
31 | Я все принимаю близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
32 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
33 | Я чувствую себя беззащитным | 1 | 2 | 3 | 4 |
34 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | Я бываю доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
37 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
39 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
40 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Приложение 3
Хе́ллсинг (Hellsing) — манга, созданная мангакой Кота Хирано; снятый студией Gonzo 13-серийный аниме-сериал, режиссёром которого стал Ясунари Урата (1999); а также OVA-сериал «Hellsing Ultimate» (Hellsing Ultimate OVA Series) (новая адаптация манги). Все они повествуют о приключениях вампира Алукарда, состоящего на службе Королевского Ордена Протестантских Рыцарей — Организации «Хеллсинг» во главе с «железной леди» Интегрой Фэйрбрук Вингейтс Хеллсинг — правнучкой самого Абрахама Ван Хельсинга.
Список серий сериала
Название серии | Дата трансляции | Номер | |
«Бессмертный» «The Undead» | 11.10.2001 | 01 | |
После назначения нового священника в селе Чадар начали исчезать люди. Для расследования инцидента и для ареста священника туда был послан отряд полиции, но все были убиты. Затем из Лондона был послан спецотряд Д-11, который обнаружил, что деревня захвачена зомби. Из отряда Д-11 спасается только одна девушка Виктория Серас, но и она становится вампиром… по доброй воле, благодаря Алукарду, который избавляет село от священника-вампира. | |||
«Клуб М» «Club M» | 18.10.2001 | 02 | |
Виктория не может привыкнуть, что она вампир. Она не может днем ходить по городу, спит в гробу днем и не может прикасаться к серебру. Но самое страшное, ей необходимо пить кровь. Новое задание для Алукарда и Виктории нейтрализовать парочку бесшабашных вампиров, которые бесконтрольно убивают людей. | |||
«Танцор с мечами» «Sword Dancer» | 25.10.2001 | 03 | |
В Англию прибывает католический священник-воин отец Андерсен из 13 отдела Инквизиции (организация Искариот) для борьбы с новой генерацией вампиров, у которых обнаруживают чипы. Католики и протестанты, на которых работает Алукард, давние враги. Во время охоты на преступного вампира Энди Кастиполетти священник-воин ранит Викторию Серас и сталкивается в поединке с Алукардом. Андерсен оказывается способным к регенерации своих тканей. Поединок идет на равных, и схватка оканчивается ничьей. | |||
«Невинный как человек» «Innocent as a Human» | 01.11.2001 | 04 | |
Против организации Хелсинг развернута информационная война. В Интернете циркулируется снафф-фильм об убийстве капитана организации Хелсинг, затем по телевидению транслируется операция по убийству вампиров, которые выглядят как гражданские люди. В этом участвует преступник вампир, играющий в кровавых шоу, а также предатель в Организации Хелсинг. | |||
«Братство» «Brotherhood» | 08.11.2001 | 05 | |
Вампиры братья Люк и Ян Валентайн убивают тайного агента MI5, исследующего дело об искусственных вампирах. Их клан бросает вызов Британской империи и атакует штаб-квартиру организации Хелсинг, где проходит заседание Круглого Стола. | |||
«Мертвая зона» «Dead Zone» | 15.11.2001 | 06 | |
Уолтер — старый паладин леди Интегры оказывается Ангелом Смерти. Он вместе с Алукардом и Викторией отбивает нападение. Победа далась тяжелой ценой. Погибло 135 сотрудников организации Хелсинг, 24 получили ранение. Уцелели, главным образом те, кто отсутствовали в штаб-квартире на момент штурма. | |||
«Дуэль» «Duel» | 22.11.2001 | 07 | |
Вновь о себе напоминает 13 отдел Инквизиции отдел Искариот — давний конкурент Организации Хелсинг в борьбе с нечистью. Алукарду вновь приходится вступить в схватку с её священниками-воинами в лице отца Андерсона. Схватка заканчивается ничьей. | |||
«Дом убийств» «Kill House» | 29.11.2001 | 08 | |
Фабрику по производству вампир-чипов обнаруживают в Гонконге, однако в ходе штурма уничтожаются все улики. К Виктории обращается агент MI5 Гарри Андерс в качестве посредника для переговоров с нейтральным вампиром Хеленой в виде маленькой девочки, которая живет в роскошном особняке. Гарри Андерс расследует дело об искусственных вампирах. Хелен утверждает, что в этом деле не могут быть замешаны британские вампиры. По возвращении с задания Гарри Андерса взрывают в собственной машине. Алукард сообщает Интегре, что с континента прибыл новый сильный вампир, равный ему по силе. | |||
«Головокружение от алых роз» «Red Rose Vertigo» | 06.12.2001 | 09 | |
Организация Хелсинг штурмует замок Бабхан, где скрываются искусственные вампиры. Операцию приходится сворачивать, поскольку поступает сообщение, что там скрываются террористы из ИРА. Однако антитеррористическое подразделение СЛС оказывается в ловушке, а его элитные бойцы становятся вампирами. У леди Интегры обнаруживается младшая сестра — леди Лаура Вингейтс, которая оказывается подосланной убийцей. Она владеет гипнозом. Лаура хочет превратить Интегру в упыря и ей почти это удается. Алукард убивает Лауру, а Интегра выпускает из себя всю кровь, чтобы избавиться от крови вампирши. Во главе врагов Организации Хелсинг оказывается настоящий истинный вампир Инкогнито с Черного Континента — его используют люди, но также как Алукард он служит людям по собственным мотивам. | |||
«Хозяин чудовищ» «Master of Monsters» | 13.12.2001 | 10 | |
Леди Интегра борется со смертью, на операционном столе. Её мысли уносятся в прошлое — к тем, временам, когда был жив отец, а она была маленькой девочкой. Для борьбы с нечистью Организация Хелсинг иногда практикует таинственный Черный Ритуал. После смерти отца Интегры, власть над организацией Хелсинг попытался захватить его брат Ричард Хелсинг. Ричард пытается убить маленькую Интегру, но её спасает пленник её отца Алукард, которого она случайно пробуждает своей кровью. Инкогнито проводит смотр своей армии вампиров, набранной из элитного подразделения СЛС. | | ||
«Превосходящая сила» «Transcend Force» | 20.12.2001 | 11 | |
Капитан спецотряда вампиров Паркер пытается переманить Викторию на свою сторону. Организация Хелсинг получает информацию о нападении вампиров на женское общежитие в Кембридже. Нападавшие — бывшие бойцы СЛС. Это не простые вампиры, ибо они используют взрывчатку и автоматическое оружие. Вампиры нападают на Тауэр. Организация Хелсинг отправляется на зачистку Тауэра. Инкогнито убивает вампира Хелену. Средства массовой информации неожиданно сообщают, что террористы, захватившие Тауэр — члены Организации Хелсинг, которая вышла из-под контроля Королевы Англии. Леди Интегра понимает, что это предательство на самом высоком уровне. | | ||
| |||
«Полное уничтожение» «Total Destruction» | 10.01.2002 | 12 | |
Организация Хелсинг сталкивается с британской армией. Погибает капитан Питер Фергюсон — начальник военного руководства Организации Хелсинг, ветеран «Бури в пустыне». Гибнут все бойцы Организации Хелсинг. Остаются только не-мертвые Алукард и Виктория. Вампир Паркер сражается с Викторией, а Инкогнито с Алукардом. Виктория победила, а исход схватки истинных вампиров все еще не определен. | | ||
| |||
«Адское пламя» «Hellfire» | 17.01.2002 | 13 | |
Вертолет, на котором летит леди Интегра с Уолтером, сбивают королевские ВВС. Инкогнито вызывает бога Сета, который начинает уничтожать Лондон. Алукард гибнет, но возрождается. Поединок продолжается до тех пор, пока Алукард не побеждает. Леди Интегра в тюрьме. Хозяева Инкогнито, которые производили вампир-чипы так и не раскрыты. В конце битвы Алукарда с Инкогнито, Алукард показывает своё лицо, часть которого похожа на лицо Влада Цепеша, являющегося праобразом графа Дракулы. | |
Приложение 4
Таблицы сырых значений экспериментальных групп
8 класс (До демонстрации мультфильма)
Фамилия | ФА | КА | Р | Н | О | П | ВА | ЧВ | Вражд. | Агр. | СТ | ЛТ |
1 | 8 | 4 | 2 | 4 | 4 | 6 | 7 | 6 | 10 | 17 | 30 | 35 |
2 | 7 | 5 | 6 | 1 | 4 | 7 | 7 | 8 | 11 | 20 | 38 | 42 |
3 | 3 | 6 | 6 | 5 | 4 | 7 | 10 | 7 | 11 | 19 | 42 | 39 |
4 | 10 | 6 | 4 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 11 | 21 | 36 | 35 |
5 | 9 | 3 | 1 | 4 | 5 | 5 | 5 | 3 | 10 | 15 | 26 | 26 |
6 | 4 | 4 | 3 | 1 | 4 | 9 | 7 | 6 | 14 | 13 | 41 | 42 |
7 | 2 | 2 | 8 | 1 | 6 | 2 | 7 | 5 | 8 | 17 | 36 | 38 |
8 | 6 | 8 | 5 | 2 | 5 | 6 | 6 | 6 | 11 | 17 | 52 | 50 |
9 | 5 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 | 7 | 11 | 30 | 36 |
10 | 6 | 5 | 6 | 4 | 5 | 7 | 9 | 5 | 12 | 21 | 39 | 37 |
11 | 2 | 5 | 7 | 2 | 4 | 4 | 3 | 4 | 8 | 12 | 40 | 46 |
12 | 2 | 5 | 4 | 0 | 5 | 5 | 4 | 4 | 10 | 11 | 29 | 31 |
8 класс (После демонстрации мультфильма)
№ | ФА | КА | Р | Н | О | П | ВА | ЧВ | Вражд. | Агр. | СТ | ЛТ |
1 | 8 | 4 | 3 | 4 | 3 | 6 | 9 | 6 | 9 | 20 | 32 | 40 |
2 | 7 | 5 | 6 | 3 | 5 | 7 | 7 | 8 | 12 | 20 | 38 | 38 |
3 | 3 | 6 | 6 | 5 | 4 | 9 | 10 | 7 | 13 | 19 | 42 | 41 |
4 | 10 | 7 | 4 | 4 | 5 | 6 | 7 | 7 | 11 | 21 | 37 | 41 |
5 | 9 | 4 | 1 | 4 | 6 | 5 | 5 | 1 | 11 | 15 | 28 | 26 |
6 | 4 | 4 | 3 | 1 | 4 | 9 | 7 | 6 | 13 | 14 | 41 | 43 |
7 | 2 | 2 | 8 | 1 | 6 | 2 | 7 | 5 | 8 | 17 | 38 | 40 |
8 | 7 | 7 | 5 | 1 | 5 | 6 | 7 | 6 | 11 | 21 | 52 | 46 |
9 | 5 | 4 | 3 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 | 7 | 13 | 30 | 40 |
10 | 6 | 5 | 6 | 4 | 5 | 8 | 9 | 5 | 13 | 21 | 41 | 38 |
11 | 2 | 6 | 7 | 2 | 4 | 4 | 3 | 4 | 8 | 12 | 40 | 46 |
12 | 2 | 5 | 4 | 0 | 5 | 4 | 4 | 4 | 9 | 10 | 35 | 36 |
10 класс (После демонстрации мультфильма)
№ | ФА | КА | Р | Н | О | П | ВА | ЧВ | Вражд. | Агр. | СТ | ЛТ |
1 | 5 | 4 | 5 | 1 | 5 | 7 | 7 | 6 | 17 | 12 | 26 | 30 |
2 | 5 | 3 | 4 | 2 | 5 | 6 | 5 | 4 | 11 | 14 | 31 | 68 |
3 | 8 | 4 | 7 | 1 | 6 | 9 | 10 | 8 | 15 | 25 | 36 | 57 |
4 | 9 | 6 | 7 | 4 | 2 | 4 | 9 | 4 | 6 | 25 | 51 | 37 |
5 | 8 | 3 | 6 | 4 | 3 | 8 | 4 | 1 | 11 | 18 | 30 | 31 |
6 | 4 | 4 | 6 | 1 | 5 | 2 | 6 | 8 | 7 | 16 | 41 | 40 |
Приложение 5
Таблицы сырых значений контрольных групп
7 класс
№ | ФА | КА | Р | Н | О | П | ВА | ЧВ | Вражд. | Агр. | СТ | ЛТ |
1 | 6 | 8 | 9 | 5 | 5 | 5 | 9 | 9 | 10 | 24 | 40 | 36 |
2 | 8 | 7 | 11 | 5 | 2 | 4 | 11 | 4 | 6 | 30 | 39 | 38 |
3 | 9 | 5 | 6 | 3 | 4 | 8 | 9 | 9 | 12 | 24 | 40 | 40 |
4 | 6 | 4 | 6 | 4 | 4 | 10 | 8 | 6 | 14 | 20 | 36 | 39 |
5 | 6 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 6 | 1 | 8 | 16 | 45 | 45 |
6 | 8 | 8 | 9 | 3 | 5 | 4 | 10 | 6 | 9 | 27 | 29 | 32 |
7 | 7 | 5 | 9 | 4 | 3 | 7 | 5 | 7 | 10 | 21 | 40 | 39 |
8 | 9 | 4 | 6 | 5 | 0 | 3 | 4 | 6 | 3 | 19 | 36 | 40 |
9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 4 | 6 | 8 | 8 | 20 | 42 | 41 |
10 | 5 | 4 | 5 | 0 | 2 | 4 | 6 | 9 | 6 | 16 | 40 | 38 |
11 | 7 | 7 | 8 | 2 | 4 | 3 | 9 | 6 | 7 | 24 | 41 | 40 |
11 класс (1-ый замер)
№ | ФА | КА | Р | Н | О | П | ВА | ЧВ | Вражд. | Агр. | СТ | ЛТ |
1 | 8 | 7 | 6 | 4 | 2 | 5 | 10 | 4 | 7 | 24 | 38 | 44 |
2 | 7 | 7 | 5 | 4 | 1 | 6 | 7 | 5 | 7 | 19 | 46 | 43 |
3 | 6 | 6 | 7 | 4 | 8 | 7 | 7 | 9 | 15 | 20 | 51 | 58 |
4 | 3 | 2 | 4 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 5 | 9 | 28 | 38 |
5 | 5 | 4 | 5 | 1 | 5 | 7 | 7 | 6 | 17 | 12 | 26 | 30 |
6 | 5 | 3 | 4 | 2 | 5 | 6 | 5 | 4 | 11 | 14 | 31 | 68 |
7 | 8 | 4 | 7 | 1 | 6 | 9 | 10 | 8 | 15 | 25 | 36 | 57 |
8 | 9 | 6 | 7 | 4 | 2 | 4 | 9 | 4 | 6 | 25 | 51 | 37 |
9 | 8 | 3 | 6 | 4 | 3 | 8 | 4 | 1 | 11 | 18 | 30 | 31 |
10 | 4 | 4 | 6 | 1 | 5 | 2 | 6 | 8 | 7 | 16 | 41 | 40 |
11 | 7 | 4 | 5 | 3 | 0 | 4 | 5 | 2 | 4 | 19 | 31 | 27 |
12 | 7 | 3 | 6 | 3 | 3 | 6 | 8 | 0 | 9 | 21 | 31 | 37 |
13 | 8 | 3 | 7 | 3 | 4 | 6 | 9 | 4 | 10 | 24 | 26 | 50 |
14 | 8 | 4 | 6 | 2 | 4 | 4 | 4 | 6 | 8 | 18 | 42 | 44 |
15 | 8 | 9 | 7 | 5 | 5 | 3 | 9 | 5 | 8 | 25 | 47 | 48 |
11 класс (2-ой замер)
№ | ФА | КА | Р | Н | О | П | ВА | ЧВ | Вражд. | Агр. | СТ | ЛТ |
1 | 8 | 7 | 6 | 4 | 2 | 5 | 10 | 4 | 7 | 24 | 38 | 44 |
2 | 7 | 7 | 5 | 4 | 1 | 6 | 7 | 5 | 7 | 19 | 46 | 43 |
3 | 6 | 6 | 7 | 4 | 8 | 7 | 7 | 9 | 15 | 20 | 51 | 58 |
4 | 3 | 2 | 4 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 5 | 9 | 28 | 38 |
5 | 5 | 4 | 5 | 1 | 5 | 7 | 7 | 6 | 17 | 12 | 26 | 30 |
6 | 5 | 3 | 4 | 2 | 5 | 6 | 5 | 4 | 11 | 14 | 31 | 68 |
7 | 8 | 4 | 7 | 1 | 6 | 9 | 10 | 8 | 15 | 25 | 36 | 57 |
8 | 9 | 6 | 7 | 4 | 2 | 4 | 9 | 4 | 6 | 25 | 51 | 37 |
9 | 8 | 3 | 6 | 4 | 3 | 8 | 4 | 1 | 11 | 18 | 30 | 31 |
10 | 4 | 4 | 6 | 1 | 5 | 2 | 6 | 8 | 7 | 16 | 41 | 40 |
11 | 7 | 4 | 5 | 3 | 0 | 4 | 5 | 2 | 4 | 19 | 31 | 27 |
12 | 7 | 3 | 6 | 3 | 3 | | 8 | 0 | 9 | 21 | 31 | 37 |
13 | 8 | 3 | 7 | 3 | 4 | 6 | 9 | 4 | 10 | 24 | 26 | 50 |
14 | 8 | 4 | 6 | 2 | 4 | 4 | 4 | 6 | 8 | 18 | 42 | 44 |
15 | 8 | 9 | 7 | 5 | 5 | 3 | 9 | 5 | 8 | 25 | 47 | 48 |