Курсовая Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
(Г. ЗЕЛЕНОГРАД)
Курсовая работа
Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста
Выполнила:
студентка 3 курса
Базанова Светлана Николаевна
Научный руководитель:
Двойнин Алексей Михайлович
Москва 2010
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения влияния русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста
1.1 Исторические условия и особенности формирования русских традиций
1.2 Основы русских народных традиций, их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста
1.3 Проблема самосознания в психологии. Особенности самосознания у детей старшего дошкольного возраста
1.4 Взаимосвязь русских народных традиций с национальным самосознанием детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Практическая работа по формированию национального самосознания детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента
2.3 Программа формирующего этапа эксперимента
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования. На рубеже XX — XXI веков российское общество пережило глобальные изменения, а именно кризис национального самосознания. Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания. Уникальным и органичным ресурсом в решении этой задачи является народная традиционная культура, содержащая идеи и смыслы, знаковые системы, выполняющие функции социальной ориентации, обеспечивающие консолидацию общества и помогающие восстановлению культурной преемственности и этнической идентичности.
Проблема национального самосознания стала особенно актуальной сейчас, на исходе ХХ столетия, когда усилилась тенденция всемирного масштаба по нивелированию специфических культурных особенностей регионов земного шара, вплоть до уничтожения культурных отличий наций, народов и народностей, живущих в этих регионах. А поскольку национальная специфика, прежде всего, есть категория духовной культуры (материальная сторона культуры детерминирована духовной первоосновой), то разрушению подвергнутся глубинные основы культуры и, в первую очередь, национальное самосознание.
Проблема исследования
- Каково влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста?
Методологической основой исследования являются педагогические принципы: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения. Также мы основываемся на концепции традиционной культуры как основы воспитания национального самосознания детей старшего дошкольного возраста. Данные идеи положены в основу авторской программы формирования национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – Выявить влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Предмет исследования – Влияние русской народной культуры на самосознание детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - Освоение русских народных традиций в процессе социокультурного творчества детей старшего дошкольного возраста при условии педагогического руководства будет способствовать формированию их национального самосознания.
В связи с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ философской, историко-педагогической, этнографической, психологической и научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Разработать авторскую программу формирования национального самосознания детей старшего дошкольного возраста.
3. Апробировать авторскую программу формирования национального самосознания детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Формирующий эксперимент.
3. Методика для выявления уровня самосознания у детей старшего дошкольного возраста Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А.
Практическая значимость исследования состоит в том, что при условии подтверждения факта влияния ознакомления детей старшего дошкольного возраста русских народных традиций на самосознание детей, возможно дальнейшее использование полученных данных в психолого-педагогической практике с целью формирования национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
Глава
I
. Теоретические основы изучения влияния русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста
1.1 Исторические условия и особенности формирования русских традиций
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надо начинать с учебных заведений. Уже в дошкольном учреждении надо приобщать к народной культуре, ведь именно в дошкольном возрасте идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России [27,39].
Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.
Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить:
· неразрывную связь с природой, со средой обитания;
· открытость, воспитательный характер народной культуры России;
· способность к контакту с культурой других народов;
· самобытность;
· наличие целенаправленного эмоционального заряда;
· сохранение элементов языческой и православной культуры.
Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.
Культура традиционная составляет основу народной культуры. Большинство этнографов и фольклористов отмечают, что традиция - сеть система связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры.
Феномен русской национальной культуры занимает совершенно определенное место в системе исторической типологии мировой культуры. Её историческим субъектом (творцом и носителем) выступает русский народ – один из наиболее крупных, развитых и богатых в творческом отношении этносов мира. Народ, по словам Данилевского Н.Я. [19], достиг политической самостоятельности и сохранил её - условие, без которого, как свидетельствует история, цивилизация никогда не начиналась и не существовала, а поэтому вероятно, и не может начаться и существовать. Народ как единое целое – основная питательная, животворящая социальная среда и благодатная почва для формирования всех достижений русской национальной культуры: интеллектуальной мысли; художественного творчества; нравственности; этики; народной медицины и педагогики, и, следовательно, почва для рождения и расцвета любых талантов. И чем насыщеннее эта почва духовными богатствами отечественных традиций, проверенных и отобранных временем, тем прекраснее и неповторимее плоды нашей великой культуры.
Русская культура выступает по отношению к исторической жизни народа как «вторая природа», которую он создает, творит и в которой живет как социализированная совокупность людей, иначе говоря, культура есть величайшая ценность, среда и способ духовной преемственности и тем самым – содержательной деятельности в бесконечном поступательном развитии русского народа.
Русская национальная культура как «вторая природа» это:
· материальные и духовные ценности народа, созданные им в ходе своей длительной истории;
· способ жизнедеятельности и мироустройства русских людей;
· своеобразие жизни русских в конкретных природно-географических, исторических и этносоциальных условиях;
· религия, мифология, наука, искусство, политика в их конкретно-историческом проявлении;
· совокупность русских социальных норм, законов, обычаев, традиций;
· способности, потребности, знания, умения, социальные чувства, мировоззрение русских.
Русская культура, как и всякая другая, существует во времени и пространстве, и тем самым в развитии, в ходе которого разворачивается, обогащается и видоизменяется её содержание и облик, а следовательно, обогащаются и русские традиции.
Корни русских традиций уходят в «толщу» славянского этноса. Начало первого тысячелетия до нашей эры следует считать, по мнению ученых, временем, когда славянские племена Среднего Поволжья начинают свое «историческое бытие». Отстаивают свою независимость; строят свои первые крепости; формируют отрасли хозяйства и на их основе создают систему жизнедеятельности; создают первичные формы славянского героического эпоса [35]. Именно в те исторические далекие времена закладывались основы народных традиций. Постепенно, выделившись из общеславянского этноса, русские, взаимодействуя с другими народами, создали не только великое государство, но и великие традиции.
Прежде всего, особенности нашей культуры и традиций, как материальных, так и духовных, в огромной мере определяются природно-климатическими условиями жизни народа. К сожалению, значение этого, по сути определяющего фактора, явно недооценивалось не только в прошлом, но и в настоящее время. Между тем воздействие природно-климатического фактора настолько велико, что оно явно прослеживается не только в особенностях производства, способах и приемах труда, техники, но и в организации всей социальной жизни, духовном облике, национальном характере народа. Человека-хозяйственника нельзя отрывать от той физико-географической среды, где он действует.
В этих условиях и родилась специфическая социально-хозяйственная и духовно-культурная организация жизни русского человека – община [56]. Она просуществовала в России свыше тысячи лет и сыграла в жизни русского человека огромную роль. Вся хозяйственная деятельность регламентировалась общиной, ибо земля принадлежала не отдельным людям, а всей общине – она делилась по числу душ на равные части. Каждый член общины наделялся равным земельным паем, который он не имел права ни продавать, ни закладывать. В общем пользовании общины находились луга, сенокосы, выгоны, лес. Отдельные виды работ (сенокос) осуществлялись «всем миром», полученные результаты разделялись по числу земляных частей.
В зависимости от природно-климатических, а затем и социально-экономических условий у русских формируются разные виды хозяйственной культуры земледелия. Таким образом, за более чем тысячелетнюю историю русские, взаимодействуя с другими народами, создали уникальную во многих отношения хозяйственную культуру [42].
Русский человек не только коллективно, сообща трудился и оборонял свою землю, но и сообща отдыхал, веселился [23]. Общественная жизнь крестьянина широко проявлялась в календарной обрядности, в совместных праздничных гуляниях и развлечениях. В жизни русского народа они всегда занимали особое место. В традиционной народной культуре праздник отнюдь не понимался как простое отдохновение от труда или узаконенное безделье. Он нёс в себе важные общественные функции (свободное и творческое общение с членами коллектива; самовыражение личности в различных досуговых формах; укрепление или подтверждение своего социального статуса; демонстрация способностей, талантов и даже нарядов; укрепление контактов с другими людьми и т. д.). В праздниках всегда были представлены нравственные, воспитательные, психологические, мировоззренческие, эстетические, зрелищно-художественные компоненты поведения личности и социума в целом. Здесь складывался и одновременно проявлялся характер русского народа как социально-культурный феномен.
В этнической культуре ведущее место всегда занимали народные промыслы и ремесла. В современных условиях, когда промышленное производство, основанное на массовом применении машин и поточных линий, тотально обеспечивает потребности общества, сфера пользования предметами ручного и кустарного производства существенно изменилась, последние в значительной мере утратили свою утилитарную функцию и превратились в предметы декоративно-прикладного искусства. И тем не менее они по-прежнему выступают важнейшими феноменами этнической принадлежности и выражают специфику содержания и стилевые особенности традиций того или иного народа [26].
Наша страна – поистине неиссякаемый родник народного творчества, воплотившегося в промыслах и ремеслах. Взять, к примеру, одно лишь Подмосковье, сколько здесь уникального создал русский народный талант. Это - федоскинская лаковая миниатюра, жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьба по дереву и хотьковская резьба по кости, богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву.
Народный костюм (одежда) – яркий и наиболее массовый вид художественного творчества любого народа. Именно по костюму раньше можно было безошибочно определить национальную (этническую) принадлежность любого человека. Русского – по косоворотке и кафтану; украинца – по расшитой рубахе с разрезом посреди груди; белоруса – по жилетке, надетой поверх полотняной сорочки; жителя Северного Кавказа – по черкеске или бешмету; узбека – по тюбетейке и традиционному халату, подпоясанному квадратным платком и т.д. Словом, костюм – это визитная карточка человека определенной национальности, выражение традиций и культуры [18,21].
1.2 Основы русских народных традиций, их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениванием. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Приобщение детей к русским народным традициям основано на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития и самосознания в целом. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом становления личности.
Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.
Воспитательная роль народной культуры и прежде всего – культуры традиционной проявляется через воздействие на каждую личность, будь это младший школьник или дошкольник, таким образом, она активно влияет на весь уклад жизни и общества [27].
Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и подростков чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.
Успешная и наиболее полная реализация преобразующего, созидательного и воспитывающего потенциала народной культуры осуществимо только при благоприятствующих этому условиях: сохранение, возрождение, в целом и ее традиционной составляющей – особенности; воспитание населения, особенно детей и подростков, на материалах наследия народной культуры, путем ненавязчивых форм приобщения к его богатству; активное участие всех желающих в любых формах народного творчества.
Русские народные традиции можно подразделить на несколько приоритетных направлений [12]:
1. Создание атмосферы национального быта. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
2. Традиционные и обрядовые праздники. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, во всей их целостности и многообразии. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Такая народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Много красивых обычаев традиционно существовало на Руси. Они помогали людям не терять веры и оптимизма, наперекор всем жизненным неурядицам. Жизнь наших предков была пронизана поверьями, обрядами, приметами, а будни чередовались с празднествами. Наши предки понимали праздники как период таинственности и священнодейства, в отличие от повседневности и прозаичности будней. Верили, что в праздники исчезает граница между миром людей и миром чудес и магии. Традиционная празднично-обрядовая культура - неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение. Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, так как они членили год земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одного периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самого человека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречается взаимопереплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой, брачной обрядности. Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает основные фазы в его жизни. Это и способствовало появлению трех форм обрядности: рождению, свадебной, и похоронной [25,49]. Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора [5].
3. Фольклор выделился из единой культуры первобытного общества в результате разделения труда. Русский народный фольклор (сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки и т.п.). В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческих нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Детский календарный фольклор представлен песнями календарно-земледельческого круга: калядки, щедровки, веснянки, купальские, различный закличник: дождю, радуге, солнцу – с просьбой мочить, обогреть; считалки; игры (драматические, спортивные и хороводные). Спортивные игры способствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных спортивных навыков. Например: «прятки», «салки», «волк и гуси», и многие другие. Так разнообразные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинных приемов воспитания детей, формирования и развития личности ребенка, когда существовали школы подготовки их и боям и охоте [2]. Так во многих драматических и хороводных играх имитируется повседневная работа взрослых забота о детях и животных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборка урожая – что дает возможность с малых лет приучить детей к существующему порядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни [11].
4. Русское народное искусство. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считается очень важным знакомство с ним детей [12].
5. Русские народные игры. С момента рождения ребенок устремлен в будущее. Он овладевает культурой взрослого мира, в котором он живет. Одной и, возможно, наиглавнейшей составляющей этого процесса является участие детей в тех играх, которые в своем содержании фиксируют исторически сложившиеся универсальные (общечеловеческие) и этнические (национальные) ценности бытия. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и его характер [42].
1.3 Проблема самосознания в психологии. Особенности самосознания у детей старшего дошкольного возраста
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Ананьева Б.Г. [4], Божович Л.И. [11], Выготского Л.С. [16], Леонтьева А.Н. [32], Рубинштейна С.Л. [47], Чаматы П.Р. [55], Чесноковой И.И. [57, 58], Шороховой Е.В. [59] в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих [20]. Исследования Розена Г.Я. [45] о социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания.
Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайно богата – достаточно указать лишь на несколько недавно изданных монографий, снабженных обширнейшей библиографией. Понятия «Я» и самосознания являются также одними из центральных в литературе, посвященной теоретическим и практическим аспектам психотерапии и психологического консультирования. Тем не менее, не так давно Леонтьев А.Н. [32], характеризовавший проблему самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности», расценивал ее в целом как нерешенную «ускользающую от научно-психологического анализа».
Насколько различные феномены выбираются в качестве исходных при анализе самосознания, можно убедиться на примере решения проблемы того, как и когда у ребенка возникает самосознание. Чамата П.Р. [55], специально проанализировавший эту проблему, выделил три точки зрения по этому вопросу. Анализ показывает, что их даже больше, чем три. Одна из этих точек зрения, высказанная, в частности, Бехтеревым В.М. [37], состоит в том, что простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простейшей форме состоит в неясном чувствовании собственного существования. Согласно другой точке зрения, которую в отечественной литературе аргументировали, в частности, Выготский Л.С. [16] и Рубинштейн С.Л. [47], самосознание ребенка есть этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, а также связанными с этими процессами изменениями во взаимоотношениях с окружающими. Речь идет о том этапе в развитии ребенка, когда он овладевает речью и характеризуется попытками самостоятельного действования (2-3 года). Чамата П.Р. [55] противопоставляет первым двум точкам зрения третью – самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием. Смысл этой точки зрения сводится к ощущениям, вызванным внешними предметами, всегда «примешиваются» ощущения, вызванные собственной активностью организма. Первые – объективны, т.е. отражают внешний мир, вторые – субъективны, они отражают состояние тела – это самоощущения. Ребенок сталкивается с задачей разобщить, диссоциировать эти ощущения, а значит осознать их отдельно. Такое осознание оказывается возможным благодаря накоплению опыта активности во внешнем мире.
В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ Я». Ребёнок далеко не сразу осознает себя как «Я»; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект [47].
Ребенок переносит знания, полученные относительно других, на самого себя – в этом процессе и зарождается или оформляется его самосознание. Возникновение самосознания связывается также с выражением в отчетливой форме эмоционального отношения (желаний, чувств) к окружающему.
Связь возникновения и развития самосознания человека с его вхождением в человеческую культуру, в общение и деятельность людей служила и служит отправной точкой для развития конкретных представлений о самосознании у многих ученых самых различных методологических и философских ориентации, как отечественных, так и зарубежных. Смысл этих общих представлений сводится к тому, что ребенок становится полноправным представителем человеческой общности, только овладев в той или иной мере человеческой культурой ценностями, нормами, способами действования и общения, эталонами и способами оценивания и самооценивания. Это овладение (присвоение, усвоение, интериоризация, интроекция, социализация) касается также и способов и форм самосознания.
Культура первоначально не выступает для ребенка абстрактно, она проявляется для него в конкретном общении, в живой совместной деятельности, в виде образцов поведения других людей, их стремлений и ценностей, их отношений между собой и к ребенку, их действий; она существует также в фильмах, книгах, других формах культуры. Приобщаясь к конкретным людям в конкретных отношениях и уподобляясь им, ребенок в то же время приобщается к культуре вообще. Однако разные люди несут в себе разные взгляды, ценности, способы жизни, поэтому, приобщаясь к одним, он одновременно и дифференцируется от других людей.
Чеснокова И.И. [57] предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления «Я» и «другого человека». Сначала некоторое качество воспринимается и понижается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самопознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфического внутреннего приема самопознания указываются самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на этом втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей, жизненной философии в целом, своей общественной ценности, собственного достоинства.
Функции самосознания:
· Самопознание – получение информации о себе.
· Эмоционально-ценностное отношение к себе.
· Саморегуляция поведения.
Значение самосознания:
· Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
· Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
· Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.
В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие осознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире.
В философии самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире [6,24]. В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.
Спиркин А.Г. [48] дает следующее определение: «самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней».
Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода духовный свет, обнаруживающий и себя и другое.
Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению Спиркина А.Г. [48], следует считать просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего «Я».
Самосознание является венцом развития высших психических функций, оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
Самосознание – это динамическая система, которая на разных возрастных этапах имеет свои особенности, оно не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
Стадии (или этапы) развития самосознания:
· Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
· К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
· К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
Немаловажно, чтобы ребенок оценивал себя как русский человек.
· Подростковый и юношеский возраст – этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
На формирование самосознания влияют:
· Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
· Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
· Оценка результатов своей деятельности.
В самосознании отражено понимание ребенком своего места в системе общественных отношений, оценка своих возможностей в области практического действия и пробуждение внимания к собственной внутренней жизни. Самосознание превращает ребенка в самобытную личность.
На протяжении дошкольного детства самосознание претерпевает существенные изменения. Отечественный психолог Мерлин B.C. [36,37] в структуре самосознания выделяет четыре главных компонента, которые он предлагает рассматривать также как фазы его развития. Первую фазу самосознания он определяет как сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в одиннадцатимесячном возрасте, то есть в конце младенчества, когда ребенок начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами. Вторая фаза — важнейшая в развитии самосознания - сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности, оно появляется в 2-3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и формируется личностное новообразование – «гордость за собственные достижения». Возникает вторая фаза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам...» Этот период принято считать критическим, так как взрослый начинает испытывать трудности во взаимоотношениях с ребенком, который может стать невыносимым в своем негативизме и упрямстве. Стремление быть, как взрослые, может найти наиболее полное разрешение только в форме игры. Следующую, третью фазу, B.C. Мерлин [5, 51] рассматривает как осознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление. Последняя, четвертая фаза, названа как социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта общения и деятельности. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.
1.4 Взаимосвязь русских народных традиций с национальным самосознанием детей старшего дошкольного возраста
В энциклопедическом словаре национальное самосознание рассматривается как совокупность взглядов, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов национально-этнической общности о своей истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также о месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними.
Национальное самосознание представляет сложное структурное образование, включающее в себя осознание национальной принадлежности (национальная самоидентификация), интерес и уважение к истории своей нации, стремление к развитию национального языка, культуры.
По мнению Хабибуллина К.Н. [53], национальная определенность самосознания является следствием восприятия тех различий, которые существуют между нациями. Эти различия связаны с бытовыми, языковыми, культурными и иными особенностями, формирующими нацию, народность как социально-этническую общность. Исследуя проблему, Хабибуллин К.Н. [53] подчеркивает, что самосознание приобретает национальное своеобразие тогда, когда проявляется личность, способная к более или менее сознательному отношению к своим национальным особенностям и к обобщенному осознанию и пониманию своих отличительных черт. Следовательно, самосознание является оценочной систематизацией сложившегося и складывающегося социо-культурного опыта, включая и оценочное отношение бывших и настоящих национальных отношений.
Харисов Ф.Ф. [54] национальное самосознание определяет как целостную систему психологических установок, определяющую представления, взгляды, самооценки и действия личности в трех плоскостях: этническая самоидентификация; внутриэтнические взаимоотношения и общение; межэтническое общение.
В современном мире человек является носителем целого набора идентичностей — культурной, этнической, профессиональной, конфессиональной и т.д. Но в структуре личности доминантной, особенно в кризисные нестабильные периоды, является этническая идентичность. Она определяется основными базовыми психологическими потребностями личности: в безопасности и защите; принадлежности к обществу, к группе; самобытности и уникальности своего «Я» и уверенностью в себе. Устойчивость же национальной общности зависит от оптимальных форм сохранения традиций. Сохранение позитивной этнической идентичности — социально-психологический механизм сохранения самой русской культуры в целом.
Начавшееся в России возрождение традиционной народной художественной культуры, способствующее воспитанию национального самосознания, рассматривается сегодня как государственная политика, о чем свидетельствует Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов и ремесел» от 7 октября
Изучению русского самосознания посвящено значительное число работ, авторы которых с разных позиций рассматривали данный феномен.
Распространенным в отечественной науке является понятие национального самосознания как осознания индивидом принадлежности к определенной нации как к социально-экономической и политической общности. Но очевидно, что национальное самосознание имеет более сложную многоуровневую структуру, включающую этническое и историческое самосознание, историческую память, этнокультурное сознание, его составляющей является национальная идея, национальный менталитет.
На русский народ выпала историческая миссия не только собирателя, но и охранителя территорий и русских традиций. Поэтому рассматривая национальное самосознание русских необходимо помнить о древних традициях государственности русского народа.
Отмечается, что в перспективе коллективистские установки могут быть даже усилены, так как в структуре самосознания они выполняют еще и компенсаторные функции, играют роль адаптивной психологической защиты, помогая преодолеть внутренний дискомфорт личности, порождаемый сегодняшним кризисом самосознания российского общества.
Смысл национальной идеи состоит в побуждении воли народа к национальному единству, основанному на национальном самосознании, во имя достижения целей, определяемых национальными интересами. Данная формулировка более всего отвечает сегодняшним ожиданиям общества и более других раскрывает существо этого феномена: национальная идея является понятием вариабельным, функцией исторического времени. Цели ее могут меняться в зависимости от демографической, духовной, экологической и политической ситуаций, переживаемых нацией на различных этапах ее развития. Однако при этой вариабельности фундаментальным для национальной идеи остается национальное самосознание, в меньшей мере подвергаемое испытаниям времени.
Поэтому важнейшей предпосылкой преодоления духовного кризиса российского общества является формирование в общественном сознании национальной идеи, отвечающей вызову времени, и воспитание национального самосознания граждан России на основе традиционных ценностей российского этноса.
Рассмотрев теоретические аспекты по формированию самосознания у детей старшего дошкольного возраста, посредством знакомства с русской народной культурой, можно сделать вывод о том, что национальное самосознание складывается из самосознания отдельных людей данной национальности и формируется, в свою очередь, соответствующей национальной средой. Самосознание отдельного человека не суть продукт ума, а суть продукт чувства. Что это означает? Это означает, что самосознание формируется не рационально-логически, не с помощью ума (в коре больших полушарий мозга), а в глубинах сознания и даже подсознания (в подкорковых областях мозга), оно эмоционально и на его становление влияет множество факторов интуитивного и чувственного восприятия. В русском языке это обозначается очень ёмким словом душа. Сущность самосознания с трудом поддается словесной формализации (то есть человек чувствует, но точно выразить не может). В связи с описанным механизмом большая роль в формировании самосознания принадлежит знакомству детей с русской народной культурой посредством специально разработанных занятий, как одному из наиболее информационно ёмких видов культуры.
Глава
II
. Практическая работа по формированию национального самосознания детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация исследования
Современное общество поднялось на ту ступень развития, на которой осознается ценность личностного начала в человеке, высоко оценивается всестороннее развитие личности.
Непомнящая Н.И. [41] отметила значимость для становления личности именно старшего дошкольного возраста, в свете соответствия этого процесса истинным потребностям и возможностям ребенка.
По мнению Божович Л.И. [11] именно в дошкольном возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворения своим местом в этих отношениях. Именно этот возрастной период сензитивен для формирования фундамента личности ребенка.
Рогов Е.И. [44] отметил, что помимо различных процедур, необходимо занимать ребенка какой-либо деятельностью в течение дня, т.к. психика предназначена для активности.
Национальное самосознание представляет сложное структурное образование, включающее в себя осознание национальной принадлежности (национальная самоидентификация), интерес и уважение к истории своей нации, стремление к развитию национального языка, культуры.
В настоящее время в практике ДОУ для работы с дошкольниками применяются разнообразные программы по ознакомлению детей с русской народной культурой, которые направлены на развитие внимания, памяти, формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться, отзывчивости к русской народной культуре, воспитание у детей желания познавать русскую народную культуру.
При этом интерес составляет исследование влияния русской народной культуры на самосознание старших дошкольников не только на отдельные психологические процессы, но и на всю личность в целом, фундамент которой закладывается именно в старшем дошкольном возрасте, что имеет значение и для дальнейшего развития ребенка, особенно на такой ее компонент, как самосознание, представление собственного «Я», «Я»-концепцию, являющееся ядром человеческой личности.
Наше исследование проводилось на базе детского сада № 322 и детского сада № 524. В нашем исследовании проводилась работа с детьми в возрасте от 5 до 7 лет. Для детей старшего дошкольного возраста характерно накопление данных о своих возможностях благодаря личному опыту. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связи между индивидуальным опытом ребенка, информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, старший дошкольник получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.
Нами были организованы:
1. констатирующий этап эксперимента по выявлению начального уровня сформированности самосознания старших дошкольников, в котором участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста, из этих детей была сделана выборка 20-ти детей в экспериментальную группу;
2. формирующий этап эксперимента в ходе, которого была проведена работа по формированию самосознания 20-ти старших дошкольников на занятиях по ознакомлению детей с русской народной культурой;
3. контрольный этап эксперимента по диагностике конечного уровня сформированности самосознания детей старшего дошкольного возраста, в котором участвовали 20 детей из экспериментальной и 20 детей из контрольной группы.
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента
Образ -Я и его представление о себе характеризуется через степень выраженности у него таких психических свойств, как самоконтроль, незащищенность, тревожность, агрессивность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность (фрустрация), трудности общения, депрессивность, демонстартивность, инфантильность, общительность и самооценка.
Для диагностики начального уровня самосознания детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп нами была использована диагностическая методика изучения уровня самосознания Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А. [52], оценивающая то, насколько дети старшего дошкольного возраста осознают свои желания, предпочтения, выделяют и фиксируют свою деятельность в сознании.
Вопросы к опроснику диагностической методики:
1. Что ты любишь больше всего на свете?
2. Чем бы стал(а) заниматься, если бы тебе разрешили делать все?
3. Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь?
4. Расскажи, что ты больше всего не любишь?
5. Тебе все нравится в детском саду?
6. Представь, есть волшебник и он исполнит любое твое желание, что ты хочешь попросить?
В нашем констатирующем этапе эксперимента участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста – 20 детей в экспериментальной группе и 20 детей в контрольной.
Полученные данные опросника к диагностической методике изучения уровня самосознания Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А [52] регистрировались в таблицах №1 и №2 (см. Приложение 1).
После заполнения таблиц мы выявляли соотношение вариантов ответов в экспериментальной и контрольной группах, выделяя наиболее значимые и распространенные в каждой группе.
Контрольная группа
отсутствие ответа - 7 человек (35%)
стереотипное повторение одного ответа - 2 человека (10%)
перечисление режимных моментов - 8 человек (40%)
сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях - 3 человека (15%)
Экспериментальная группа
отсутствие ответа - 6 человек (30%)
стереотипное повторение одного ответа - 1 человек (5%)
перечисление режимных моментов - 9 человек (45%)
сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях– 4 человека (20%).
Результаты, констатирующего этапа эксперимента, отраженные в таблице №3 (см. Приложение 3), дали нам данные о начальном уровне развития самосознания старших дошкольников в экспериментальной (20 детей) и контрольной (20 детей) группах. Уровень развития сознания желаний и предпочтений старшими дошкольниками в начале нашего исследования находился примерно на одном уровне, фиксируясь в большинстве случаев у детей обеих групп на перечислении режимных моментов.
На втором месте по встречаемости соответствующих типов ответов –отсутствие ответа и на третьем месте – сообщение детьми о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях.
На рисунках 1 и 2 можно увидеть процентное соотношение ответов детей старшего дошкольного возраста к опроснику диагностической методики изучения уровня самосознания.
Рис. 1 Результаты ответов детей контрольной группы в процентных соотношениях
Рис. 2 Результаты ответов детей экспериментальной группы в процентных соотношениях
Так же нами была проведена диагностика, направленная на определение уровня знаний детьми устного народного творчества: сказок, потешек, фольклора, песен и прочее, знание особенностей русского народного декоративно – прикладного искусства, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздников, русских народных музыкальных инструментов и особенностей национального быта.
Целью диагностики детей старшего дошкольного возраста является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников ДОУ касающихся:
· Уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно – прикладного творчества, умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре;
· Потребности использовать данные знания и умения на практике;
· Уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки;
· Уровня знаний и умений на практике использовать русские народные инструменты и подвижные игры.
Результаты диагностирования детей позволяют выявить три качественно различных уровня (высокий, средний, низкий).
Высокий уровень.
У детей сформированы общекультурная, общеинтеллектуальная и социально – нравственная составляющие восприятия и понимания себя как представителя русской нации. Отмечаются знание и понимание духовно – нравственных норм, характерных для представителей русского народа. У детей есть опыт восприятия разных жанров русского искусства, включения образа себя в изображаемую картину мира и формирования личностного отношения к ней. Ребенок с интересом усваивает сведения, касающиеся особенностей русской культуры и ее проявлений: использует в активной речи пословицы, поговорки, загадки, считалки, образные выражения, знает народные приметы, умеет делать соответствующие заключения. Интересуется историей русского народа, гордится тем, что он – русский. Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия многих праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает. Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Гордец, Дымка, Филимоновская игрушка, Жостово, Гжель, матрешки – семеновские, загорские, полхов – майдан) и использует их элементы в своих работах. Умеет самостоятельно использовать разные виды народно – прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности.
Средний уровень.
Общекультурная и социально – нравственная оценки произведений русской культуры и искусства не дифференцируется. Общеинтеллектуальная оценка отличается очень низкими показателями. Хотя каждый из компонентов является все таки актуализированным в ходе обсуждения со взрослым особенностей русской музыки, архитектуры и т.д. Дети знают названия предметов русского народного быта и костюма, могут объяснить их назначение. Помнят русские названия потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и используют их в речи. Знают народные приметы и замечают соответствующие им особенности природы, на их основе оценивают состояния погоды в повседневной жизни. Знают названия некоторых народных праздников и принимают активное участие в них, однако с такой же радостью участвуют и в других праздниках, устраиваемых в ДОУ. Собственное отношение к тому, что они принадлежат именно к русской культуре, не сформировано, хотя, дети знают, что они – русские.
Низкий уровень.
Отмечается недифференцированность социально – нравственных, общеинтеллектуальных, общекультурных компонентов оценки выразительности содержания всех жанров русского искусства (устного народного творчества, музыки, живописи и пр.) Оценки произведений русского искусства носят ситуативно – эмоциональный характер, что свидетельствует о том, что воспитатели не используют потенциалы личностного развития воспитанников. Дети знают некоторые потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и несколько народных подвижных игр, 2-3 названия и назначение предметов русского народного быта, но при этом не испытывают особого интереса к обогащению и углублению своих знаний, тем более к практическому применению их в жизни. Участвуют в русских народных праздниках, организованных в ДОУ, но пассивно.
Первоначальное диагностирование детей по русской народной культуре. (см. Приложение 2).
На рис. 3 и 4 можно увидеть процентное соотношение первоначального уровня знаний, детей старшего дошкольного возраста, русской народной культуры.
Рис.3
Рис.4
2.3 Программа формирующего этапа эксперимента
Целью программы своего формирующего этапа эксперимента мы поставили выявить, обосновать и экспериментально проверить влияние русской народной культуры на самосознание старших дошкольников на занятиях в ДОУ.
Нами была разработана и утверждена дополнительная образовательная программа по этнокультурному (русскому) компоненту образования, согласно которой дети экспериментальной группы получали дополнительные занятия (см. Приложение № 4)
Данная программа раскрывает задачи и содержание работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Программа построена на основе главных методических принципов:
· Учет возрастных особенностей детей
· Доступность материала
· Постепенность его усложнения
Новизна и актуальность дополнительной образовательной программы заключается в том, что она направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Программа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться.
Система знаний, заложенных в дополнительной образовательной программе представляет собой комплекс, состоящий из направлений:
· ознакомление детей с устным народным творчеством;
· ознакомление детей с традициями и историей русского народа;
· ознакомление детей с русским народным декоративно - прикладным искусством;
· знакомство с русскими народными играми;
· знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками и русскими; народными музыкальными инструментами;
· знакомство с особенностями национального быта.
Цель программы:
Формирование положительного отношения дошкольника к русской народной культуре. Формирование у детей знаний о богатой русской народной культуре.
Задачи программы:
· - Формирование у детей эмоциональной отзывчивости к русской народной культуре, воспитание у детей желания познавать русскую народную культуру.
· - Воспитание у детей чувства гордости за сою страну, богатую славными традициями. Формирование чувства причастности к русскому народу и русской культуре.
· Развитие у детей познавательного интереса к русской народной культуре.
· Формирование обобщенных знаний и умений у детей об устном народном творчестве русского народа, традициях и истории русского народа, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздниках русского народа, о быте на Руси.
· Развитие умения создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, воспитание при этом чувства ритма, формы, симметрии.
· Развитие умения самостоятельно использовать устное народное творчество.
· Развитие умения рассказывать об истории и традициях на русского народа, о его быте, об обрядовых и традиционных праздниках на Руси.
· Развитие активности детей посредством использования русских народных игр.
Таблица № 5
Возрастная группа | Продолжит. занятия | Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
6-7 лет | 30 мин | 2 раза в неделю | 1 час | 34 часа 30 мин |
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста
Таблица № 6
№ | Наименование разделов | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теоретических | Практических | |||
1 | «Восенушка – осень» | 12 часов | 4 часа | 8 часов |
2 | Зимние узоры» | 10 часов 30 мин | 3 часа 15 мин | 7 час. 15 мин |
3 | «Весна красна цветами» | 12 часов | 4 часа | 8 часов |
Итого | 34 часа 30 минут | 11 часов 15 минут | 23 часа 15 минут |
Методическое обеспечение дополнительной программы по этнокультурному (русскому) компоненту образования: основной формой обучения детей являются занятия, в которые включены игры, экскурсии, беседы, рассматривание картин и практическая деятельность.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
· Рассказ (педагога, детей)
· Беседа
· Чтение художественных произведений
· Пояснение, объяснение
· Изложение материала сопровождается взаимным обращением детьми и игровым заданиями для успешно усвоения материал. На каждом последующем занятии в игровой форме повторяется материал, изложенный на прошлом занятии.
Дидактический материал
· Аудиозаписи русскими народными сказками, песнями и пр.
· Иллюстрированные книги с русскими народными сказками
· Иллюстрированные книги с изображением русского быта, национального костюма
· Наглядно – дидактический материал: картинки, иллюстрации росписи
· Настольные игры русской народной тематики
· Образцы поделок и рисунков
Занятия с детьми проводятся в русской избе и музее. Изба и музей оснащены пособиями для занятий с детьми, настоящими атрибутами русского быта и направлены на выявление способностей каждого ребенка и формирования у них знаний о русской культуре. Изба используется для плановых занятий, для индивидуальной работы с детьми, музей дети посещают с целью ознакомления с русским народным декоративно – прикладным искусством, со старинными экспонатами русского быта.
В первую очередь, отметим, что дети старшего дошкольного возраста, как уже было нами ранее отмечено при анализе психологической литературы, открывает для себя новые возможности, благодаря актуализирующейся способности к произвольности в деятельности, поведении. Именно этот факт имел значение при организации групповых занятий: дети эмоционально-положительно восприняли возможность разнообразить свою деятельность, в большинстве случаев ответственно и старательно относясь к выполнению, поручаемых им заданий.
При этом, организуя занятия, мы старались создать атмосферу, в которой каждый ребенок может свободно и без ограничений выражать себя, задавать вопросы.
Одновременно регулировали взаимоотношения детей в подгруппах для обеспечения комфортной психологической атмосферы, осознания детьми себя, своих возможностей, способности в самопроявлении и восприятии остальных детей. Вербальный контакт с детьми в течение всего занятия и особенно в конце, при подведении итогов, полученных детьми ощущений нами подчеркнуто поощрялось обсуждение детьми своих чувств, состояний, т.е. достигаемая ими осознание себя, как части русского народа.
При этом, организуя занятия, мы видели необходимость постоянного внимания педагогом группы, т.е. самого экспериментатора на достигаемые детьми успехи, а главное – проявленное ими старание, стимулируя интерес детей к организуемой для них деятельности и узнавая их состояние, уровень работоспособности в целях наиболее эффективной организации времени занятий. Непосредственно проводя занятия с экспериментальной группой, мы сделали вывод, что на практике дети старшего дошкольного возраста эмоционально положительно и ответственно воспринимают и выполняют деятельность, организуемую средствами занятий по ознакомлению с русской народной культурой. Также нами было отмечено, что поощрение спонтанности, фантазии детей в самопроявлении является одним из необходимых условий обязательной регуляции взаимоотношений детей в группе – детей активных, стремящихся подавлять других, отвлекать на выполнение заданий и детей неуверенных, сомневающихся в своих силах, стесняющихся выражать себя и свое внутреннее состояние после занятий.
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Реализуя программу формирующего эксперимента, мы сделали вывод о том, что благодаря занятиям по ознакомлению с русской народной культурой, дети старшего дошкольного возраста стали более уверенными в себе, самостоятельными. Это объясняется нами формированием у старших дошкольников экспериментальной группы более высокого уровня развития представлений о себе, своих возможностях, знаниях. Благодаря поощрению фантазии, самораскрытия дети стали инициативнее и настойчивее в плане реализации собственных замыслов.
В ходе организованного нами контрольного этапа эксперимента, нами повторно была поведена диагностика уровня сформированности самосознания детей старшего дошкольного возраста в обеих группах: диагностическая методика Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А. [52] по выявлению частоты встречаемости в группе типов ответов на вопросы, определяющие осознание желаний и предпочтений и осознание прошлых и будущих действий. А так же диагностика, направленная на определение уровня знания детьми русской народной культуры.
Результаты достигнутого уровня развития знаний детей старшего дошкольного возраста в сравнении с начальным их уровнем в итоге проведенного нами формирующего этапа эксперимента показали нам следующую картину.
Сравнивая результаты диагностической методики Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А. [52] по выявлению частоты встречаемости в группе типов ответов на вопросы, определяющие осознание желаний и предпочтений и осознание прошлых и будущих действий мы отметили, что в обеих группах качество и количество ответов не изменилось, что говорит о том, что освоение русских народных традиций, в процессе социокультурного творчества детей старшего дошкольного возраста при условии педагогического руководства, не способствует формированию национального самосознания.
В таблице № 4 (см. Приложение 3) можно увидеть сравнительные результаты ответов детей контрольной и экспериментальной групп после проведения комплекса занятий.
Рис. 6 Результаты ответов детей контрольной группы после проведения комплекса занятий
Рис. 7 Результаты ответов детей экспериментальной группы после проведения комплекса занятий
Рис. 8 Сравнительные ответы детей экспериментальной и контрольной групп после проведения комплекса занятий
Но, проведя диагностику, направленную на определение уровня знания детьми русской народной культуры можно сделать вывод о том, что у детей экспериментальной группы значительно повысился уровень знаний традиций русской народной культуры, сформировалось положительное отношение дошкольника к русской народной культуре, сформировались знаний о богатой русской народной культуре, сформировалась эмоциональная отзывчивость к русской народной культуре, у детей возникло желание познавать русскую народную культуру. Сформировалось чувство причастности к русскому народу и русской культуре, развился познавательный интерес к русской народной культуре. Сформировались обобщенные знания и умения об устном народном творчестве русского народа, традициях и истории русского народа, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздниках русского народа, о быте на Руси. Дети научились создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, соблюдая при этом чувство ритма, формы, симметрии. У детей развилось умение самостоятельно использовать устное народное творчество, рассказывать об истории и традициях на русского народа, о его быте, об обрядовых и традиционных праздниках на Руси. Развилась активность детей посредством использования русских народных игр. У детей контрольной группы перечисленные выше критерии знаний и умений остались на прежнем уровне, что нам показывают рисунки 9 и 10
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11 Сравнительные результаты экспериментальной группы на первоначальной и конечной стадии
Рис. 12 Сравнительные результаты контрольной группы на первоначальной и конечной стадии
Заключение
Исходя из вышесказанного, можем заключить, что проведенная нами система занятий обеспечила формирование умственных знаний детей, но не повлияла на самосознание детей.
Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования фундамента личности ребенка. При этом ядром человеческой личности является самосознание, представление о собственном «Я» или образ - Я, формирование которого происходит в деятельности и общении.
В ходе теоретического исследования развития и современного состояния аспектов формирования самосознания старшего дошкольника, в психологической литературе, нами было установлено, что необходимыми условиями для формирования самосознания ребенка посредством русской народной культуры, является создание таких взаимоотношений ребенка с другими людьми внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью, проявить национальную самоидентичность.
Но, не смотря на приведенные теоретические аспекты, проведенная нами практическая система занятий по ознакомлению детей с русскими народными традициями (культурой) не обеспечила формирование осознания желаний и предпочтений, осознания прошлых и будущих действий, но повлияла на общее развитие детей, сформировала устойчивые знаний и интерес к русским народным традициям.
Таким образом, можем сделать вывод о том, что гипотеза нашего эксперимента не подтвердилась в связи с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста, которые, по результатам опросника Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А, не в полной мере выделяют и не фиксируют свою деятельность в сознании.
Список литературы
1. Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1999. – 389 с.
2. Адаскина О.Н. Русский фольклор. – М.: АСТ, 2001. - 256 с.
3. Ананьев Б.Г. Хрестоматия по возрастной психологии //Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности: Учебное пособие для студентов, под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
4. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Изв. АПН РСФСР. - М., 1948. – Выпуск № 18.
5. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа: Учебное пособие. - М.: МГУ, 1969. - 95 с.
6. Антонио Менегетти Основы философии. – М.: ННБФ Онтопсихология, 2007. - 240 с.
7. Богомолова М.И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе: Учебно-методическое пособие. - Набережные Челны, 1995. - 40 с.
8. Богомолова М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: Учебно-методическое пособие. - Тольятти, 2008.- 71 с.
9. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе.- М., 1976, № 6
10. Божович Л.И. Хрестоматия по возрастной психологии //Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности: Учебное пособие для студентов, под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 222 с.
12. Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство, 2003. - 395 с.
13. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка: (1928) Вестн. Моск. ун-та., Психология. - М., 1991, N 4. - 5-18 с.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 3 //Проблемы развития психики Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
15. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 144 С.
16. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности: Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырева. - М., 1982. – 326 с.
17. Гизатуллина Н. М. Народные традиции и формирование национального самосознания школьников. - Казань, 2004. – 178с.
18. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. - М.: Издательство Культура и традиции, 2003. - 128 с.
19. Данилевский Н.Я. Россия и Европа //Институт русской цивилизации. - 2008. - 816 с.
20. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М., 1977. – 185 с.
21. Ефимова Л.В. Русский народный костюм //Государственный Исторический музей. - М.: Издательство Советская Россия, 1989. - 314 с.
22. Жуковская М.Э. Смыслоцентрированный подход к обучению письменному тексту как компоненту коммуникативной компетентности //Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования: Под ред. И.А. Зимней. - М., 2006. - 130 с.
23. Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. - Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. - 272 с.
24. Иммануил Кант Критика чистого разума. - Мидгард: Издательство Эксмо, 2007. - 1120 с.
25. Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008. – 294 с.
26. Клиентов А.Н. Народные промыслы - Издательство Белый город, 2008. - 47 с.
27. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. - Издательство Детство-пресс, 2004.- 365 с.
28. Кожинов В.О. О русском национальном самосознании. - М., 2002. - 154 с.
29. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М., 1988. - 276 с.
30. Козлова С.А. Я – Человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М., 1996. - 165 с.
31. Козлова С.А., Артамонова О.В. Как познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого: Дошкольное воспитание. - М., 1993. - № 10.
32. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. – 321 с.
33. Леонтьев А.Н. Хрестоматия по возрастной психологии //Общее понятие о деятельности: Учебное пособие для студентов, под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
34. Лисина М.И. Потребность в общении //Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986. - 31–57 с.
35. Марков Г. Е., Пименов В. В. Этнология: Учебник для высших учебных заведений. – М., 1994. – 466 с.
36. Мерлин В.С. Собрание сочинений. Том 1. //Вопросы развития социального мировоззрения у детей. - Пермь: ПСИ, 2006. - 332 с.
37. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. - Пермь, 1971. – 206 с.
38. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Том 1. - М., 1991. - 234 с.
39. Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях: Учебное
пособие министерства культуры РФ. - М.: Российский ин-т культурологии, 2000. - 219 с.
40. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов, 4-е изд., - М.: Издательский центр Академия, 1999. - 456 с.
41. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет: Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. - М., 1992. – 360 с.
42. Олейников Ю.В. Природный фактор бытия российского социума. - М., 2003. - 12 с.
43. Покровский Е.А. Русские народные игры: Образовательные проекты. – М.: Сфера, 2009. – 192с.
44. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога //Системная работа психолога с детьми разного возраста – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – 384с.
45. Розен Г.Я. Психология познания как самостоятельное направление исследований: Зарубежные исследования по психологии познания. - М., 1977. – 439 с.
46. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000. - 712 с.
47. Рубинштейн С.Л. Хрестоматия по возрастной психологии //Направленность личности: Учебное пособие для студентов, под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
48. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972. - 304 с.
49. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1992. – 226 с.
50. Суровцева А. В. Воспитание воли детей дошк-ого возраста. - М., 1952.- 108 с.
51. Суслова Э. К. Патриотическое и интернациональное воспитание в игре - М., 1983. - 368 с.
52. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Издательство Академия, 1998. – 304 с.
53. Хабибулин К.Н. Национальное самосознание и интернационалистское поведение. - Л.: Общество Знание, 1989. - 10 с.
54. Харисов Ф.Ф. Национальная школа. Вып.2. – Казань: Издательство Тан-3аря, 1996. - 16 с.
55. Чамата П.Р. Проблемы сознания //К вопросу о генезисе самосознания личности. - М., 1968. – 238 с.
56. Чернышев И.Л. Крестьяне об общине накануне 9 ноября
57. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1977. - 395 с.
58. Чеснокова И.И. Вопросы психологии //Психологическое исследование самосознания. - М., 1984. - № 5.
59. Шорохова Е.В. Проблемы сознания //Проблема «Я» и самосознания. - М., 1966. – 229 с.
Приложения
Приложение 1
Таблица №1 Ответы детей контрольной группы на вопросы опросника к диагностической методике изучения уровня самосознания детей старшего дошкольного возраста.
№ | Ф.И. ребенка | Ответ |
1 | Антон Герасимчук | + |
2 | Филипп Глаголев | - |
3 | Настя Глущенко | = |
4 | Иван Гостинцев | = |
5 | Влад Звонилов | = |
6 | Семен Куликов | - |
7 | Кристина Игнатова | + |
8 | Саша Карпенко | = |
9 | Валера Лукашин | = |
10 | Слава Луценко | - |
11 | Коля Миронов | ~ |
12 | Никита Панченко | + |
13 | Полина Смолева | ~ |
14 | Данила Толстов | - |
15 | Галя Уткина | = |
16 | Света Фокина | - |
17 | Алеша Шальнев | - |
18 | Лена Щукина | - |
19 | Вова Юдин | = |
20 | Тамара Яшина | = |
По частоте встречаемости следующих типов ответов: отсутствие ответа (-), стереотипное повторение одного ответа (~), перечисление режимных моментов (=) , сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях (+).
Таблица №2 Ответы детей экспериментальной группы на вопросы опросника к диагностической методике изучения уровня самосознания детей старшего дошкольного возраста.
№ | Ф.И. ребенка | Ответ |
1 | Рита Авдюшкина | + |
2 | Алина Акинина | - |
3 | Даша Богачева | = |
4 | Миша Ванин | = |
5 | Витя Грачев | = |
6 | Данила Драгун | - |
7 | Вова Инкин | + |
8 | Максим Колдин | = |
9 | Никита Косачев | ~ |
10 | Ира Курочкина | + |
11 | Миша Курьян | - |
12 | Вика Момотюк | = |
13 | Матвей Морозов | = |
14 | Марина Никитина | = |
15 | Сергей Панкевич | - |
16 | Даша Пятаева | + |
17 | Вика Петухова | = |
18 | Влад Сидоренко | = |
19 | Оксана Сычева | - |
20 | Алина Федорова | - |
По частоте встречаемости следующих типов ответов: отсутствие ответа (-), стереотипное повторение одного ответа (~), перечисление режимных моментов (=) , сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях (+).
В альбомном формате