Курсовая

Курсовая Литературное наследие в туризме

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 5.2.2025





Оглавление:

1.   
Введение………………………………………………...........3


2.   
Глава
I
. Навеянные Крымом
c
троки…………………….5


3.   
Глава
II
. Художественная литература и Кавказ………10


4.   
Глава
III
. Москва в стихах……….………………………15


5.   
Заключение…………………………………………………19


6.   
Список использованной литературы…………………...21



Введение

Область культуры, как подчеркивал В. И. Вернадский, много шире области научной творческой работы. Незаменимую роль в постижении истории путешествий и туризма могут играть различные виды литературного творчества человека. Определенная историческая эпоха, жизнь конкретного народа проникает в самую глубину художественного творчества, она отражается в произведениях художественной культуры и литературы. По ним мы можем попытаться понимать душу народа. Привлекая внимание писателей, события истории становятся материалом для художественного повествования. В художественных произведениях сухие факты истории превращаются в живые картины прошлого, затерянные во времени портреты путешественников становятся яркими образами, которые способны волновать и вдохновлять наших современников на дальние странствия.

Путешествие — это поиск знаний и приключений. Стремясь побывать в дальних странах, путешественники записывали свои впечатления и наблюдения. Из их рассказов рождалась панорама ойкумены — населенного мира во всем ее многообразии. Описания неведомых земель и удивительных народов, рассказы о приключениях и опасностях, выпадавших на долю путешественника, всегда привлекали внимание читателей. Из книги венецианского купца Марко Поло европейцы узнали о далеких странах Востока, о жизни монголов и культуре Китая. «Хождение за три моря» русского купца из Твери Афанасия Никитина содержало сведения о диковинной Индии XV в. Романы Ж.-Ж. Руссо коренным образом изменили географию путешествий того времени. На страницах его книг читающей публике открылась удивительная горная Швейцария, в которой захотели побывать многие поклонники творчества этого философа. В наши дни «Путешествие на «Кон-Тики» Т. Хейердала привлекло внимание к древним культурам островов Полинезии.

В записках путешественников всех времен ярко проявляется интерес к быту, нравам и традициям народов. Увиденные ими детали помогают воссоздавать образ разных культур. «Путевые впечатления» Александра Дюма о России несут печать авторского видения нашей страны. Автор многих романов, которыми зачитываются во всем мире, представил в своих «Путевых впечатлениях» пеструю вереницу исторических и полулегендарных персонажей, сочетая увиденное им с картинами минувших эпох. Произведения, написанные в жанре записок, представляют собой один из самостоятельных источников информации и становятся объектом углубленного научного анализа. Не только путевые заметки по следам собственных путешествий, но и вся история путешествий привлекает внимание писателей, которые воссоздадут ее в художественных хрониках великих открытий. Знаменитый французский писатель-фантаст Жюль Верн (1828—1905) опубликует многотомную серию романов под названием «Необыкновенные путешествия», в которых перед читателем развертывается увлекательная история людей, стремивших к преодолению препятствий и опасностей, поджидавших их в различных странах. Описания природы, нравов и обычаев народов Жюль Верн вплетает в ткань приключенческого сюжета, заставляя оживать картины далекого прошлого, не ставшие от этого менее интересными и увлекательными.

Литературные путешествия развлекают читателя удивительными похождениями странников, показывают примеры мужественных и бесстрашных первопроходцев, знакомят с культурами далеких стран. Спектр художественной литературы о путешествиях крайне широк. Это - романы и дневники. Путевые заметки, составленные самими писателями, их личные впечатления, до нашего времени сохраняют не только колорит ушедшей эпохи, но и могут служить практическим путеводителем, как, к примеру, «Письма русского путешественника», написанные 200 лет назад выдающимся русским писателем и историком Николаем Михайловичем Карамзиным.
Глава
I
. Навеянные Крымом
c
троки


Но не только о далеких и неизведанных местах помогает узнать нам литература, Крымский полуостров — чарующий уголок земли – был известен автору «Слова о полку Игореве», о нем упоминается в «Повести временных лет», в думах, былинах и исторических песнях.

         Борьба за выход России к берегам Черного моря, выражавшая коренные интересы русского и украинского народов, нашла широкое отражение в литературе XVIII в.. О героических походах против турецко-татарских полчищ, о славе русского оружия писали М. В. Ломоносов, М. М. Херасков, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и другие.

         После присоединения Крыма к России (1783) начинается бурный период творческого освоения этого уголка земли. В Крым едут писатели и поэты, путешественники и общественные деятели. Появляются художественные описания крымской природы, исторических памятников, городов, народов, населявших полуостров. Долгое время настольной книгой почти каждого, кто ехал в Крым, было «Путешествие по Тавриде в 1820 годе» И. М. Муравьева-Апостола — отца трех декабристов.

         Навеянные Крымом строки можно встретить в произведениях известных поэтов конца XVIII — начала XIX в. В. В. Капниста и К. Н. Батюшкова. Однако первооткрывателем Крыма как поэтической жемчужины явился великий русский поэт А. С. Пушкин.

         В 1820 г. за распространение вольнолюбивых стихов, направленных против крепостного строя и «неправедной власти», Пушкин был сослан на юг России. В судьбе изгнанника живое участие принял герой Отечественной войны 1812 г. генерал Н. Н. Раевский, который выхлопотал молодому поэту длительный отпуск. Вместе с семьей Раевского Пушкин совершил путешествие на Кавказ, а затем в Крым. После знакомства с Керчью и ее достопримечательностями путешественники 16 августа прибыли в Феодосию. Отсюда «до самого Юрзуфа, — писал Пушкин в письме брату, — ехал я морем». В распоряжение генерала Раевского было предоставлено парусное сторожевое судно. Отплытие состоялось, когда день клонился к вечеру. На борту судна поэт написал свое первое крымское стихотворение –       «Погасло дневное светило».

         В Гурзуфе Пушкин и Раевские поселились в доме Ришелье — бывшего генерал-губернатора Новороссийского края. В этом доме поэт прожил три «счастливейших недели». Он наслаждался «полуденной природой», давшей темы для многих лирических стихов. В гурзуфский период и позже он написал такое произведения, как «Нереида», «Редеет облаков летучая гряда», «Виноград», «О дева-роза, я в оковах», «Чаадаеву» («К чему холодные сомненья»), «Кто видел край, где роскошью природы» и другие.

         Наиболее полно крымские впечатления поэта отразились в его поэме «Бахчисарайский фонтан». Сюжетно поэма воскрешает легенду о любви хана Гирея к своей пленнице Марии Потоцкой, похищенной при очередном набеге на Польшу. Окрашенная личными переживаниями ссыльного поэта-странника, оторванного от родной среды, поэма, одна из лучших романтических поэм русской литературы, обрела удивительную художественную силу.

         Незадолго до восстания декабристов побывал в Крыму автор комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов. Возвращаясь из Петербурга на Кавказ, где служил дипломатическим секретарем в Кавказском корпусе, он заехал в Киев, как предполагают, «ради встречи с членами Южного общества». Поэт отрицательно отнесся к идее военного заговора, выразил сомнение в успехе восстания без широкой поддержки народа. Расхождения с близкими по духу людьми вызвали глубокие переживания у Грибоедова и наложили отпечаток на его трехмесячное пребывание в Крыму. Настроениями неудовлетворенности жизнью пронизаны «крымский» дневник писателя, письма к декабристу С. Н. Бегичеву и стихотворение «Прости, Отечество».

         Если Пушкин «открыл» крымскую землю в поэзии, то Л. Н. Толстой должен быть назван ее первооткрывателем в художественной прозе. Когда в сентябре 1854 г. началась оборона Севастополя, он служил в Кишиневе в штабе Дунайской армии. Вскоре подпоручик Толстой был переведен (по его же настоятельной просьбе) в Крым, в действующую армию, и 7 ноября прибыл в осажденный Севастополь. Здесь писатель пережил все опасности и невзгоды военной жизни. За храбрость Толстой был награжден орденом и досрочно произведен в поручики.

         В первом крымском рассказе «Севастополь в декабре месяце», написанном между боями, Толстой показывает войну «в настоящем ее выражении — в крови, страданиях, в смерти» и прославляет русский народ, который был истинным героем севастопольской обороны.

         Почему же все-таки русская армия терпит неудачи, кто виноват в том, что в ней «все идет навыворот» — вот вопросы, волнующие писателя-патриота. Ответом на них является второй рассказ цикла — «Севастополь в мае», обличающий бездарных, не способных руководить войсками офицеров: именно по их вине гибнут тысячи русских солдат.

         «Севастополь в августе 1855 года» — рассказ о трагическом положении русских войск после неудачного Чернореченского сражения, об оставлении Южной стороны города. В качестве командира батареи Толстой участвовал в отражении последнего вражеского штурма, оставаясь в осажденном Севастополе до конца обороны.

                           Многими нитями связаны с Крымом жизнь и творчество А. П. Чехова, впервые побывавшего на берегу Черного моря летом 1888 г. Около двух недель он жил в Феодосии вместе с семьей издателя газеты «Новое время» А. В. Суворина. На следующий год писатель приезжает в Ялту, где работает над повестью «Скучная история».

         Весной 1894 г. больной туберкулезом А. П. Чехов снова на месяц поселяется в Ялте, чтобы подышать благодатным крымским воздухом. Этот приезд способствовал появлению таких произведений, как «Черный монах», «Ариадна», и других, где нашли отражения ялтинские впечатления писателя.

         С 1898 г. Чехов становится постоянным жителем Ялты. На окраине города он покупает участок земли и строит дом, ставший своеобразным пристанищем творческой интеллигенции. В доме Чехова бывали писатели, композиторы, художники, артисты: А. М. Горький, В. Г. Короленко, А. И. Куприн, Д. Н. Мамин-Сибиряк, И. А. Бунин, В. М, Васнецов, К. А. Коровин, С. 3. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, В. Ф. Комиссаржевская и многие другие.

         Ялтинский период в творчестве Чехова наиболее зрелый, наиболее значительный: здесь созданы повесть «В овраге», рассказы «Душечка», «Дама с собачкой», «Невеста», пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад».

         После Великого Октября дом писателя в Ялте был объявлен национальным достоянием. В 1921 г. он стал первым в Крыму литературно-мемориальным музеем.

         Краем «отцовской молодости» называл Крым И. А. Бунин — его отец участвовал в обороне Севастополя 1854—1855 гг. Впервые писатель побывал в этом крае в 1889 г., написал о нем несколько лирических стихотворений. Впечатления от первой очень короткой встречи с Крымом отражены и в повести «Лика». Основательное знакомство писателя с полуостровом состоялось через семь лет, когда он, странствуя по югу страны, побывал в Бахчисарае, Севастополе, Балаклаве, Ялте, Гурзуфе и других местах. В это время он работал над переводом «Песни о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло, писал стихи о крымской природе.

         Когда в Ялте на постоянное жительство поселился Чехов, Бунин ежегодно приезжал в Крым на зимне-весенние месяцы. Многие его стихи: «Учан-Су», «На мертвый якорь кинули бакан», «К прибрежью моря длинная аллея...», «Сосны», «Маленький роман», «Алупка», «В ночном море», а также некоторые страницы автобиографического романа «Жизнь Арсеньева» навеяны Крымом.

         Пожалуй, не найти читателя, который не знал бы произведений А. И. Куприна «Белый пудель» и «Листригоны». Они целиком — «крымские». Также в Крыму писатель работал над произведениями «В цирке», «На покое», «Корь», «Штабс-капитан Рыбников», «Сны», «Конокрады» и другими, писал повесть «Поединок».

         В годы первой русской революции, живя в Балаклаве, он стал свидетелем бурных событий в Севастополе и написал об этом гневный очерк «События в Севастополе». В Балаклаву добралось несколько спасшихся матросов, и писатель помогал им скрыться от преследования (Это запечатлено в его рассказе «Гусеница»).    Наблюдения над бытом и трудом балаклавских рыбаков использовал Куприн при создании серии очерков «Листригоны», прославляющих мужество «пахарей моря», их душевную красоту и щедрость.

                  С Крымом были связаны и многие годы жизни А. М. Горького, основоположника литературы социалистического реализма. Впервые он попадает сюда в 1891 г., странствуя «по Руси». Этим странствием навеяны автобиографические рассказы «Мой спутник», «Два босяка», «Коновалов», «В степи», героико-романтическая «Песня о Соколе», прославляющая мужество и бесстрашие в борьбе с темными силами, зовущая к свободе, к свету. В основе сюжета «Песни о Соколе» — легенда, услышанная писателем от старого крымского чабана.

         С 1897 г. Горький приезжает в Крым лечиться, подолгу живет здесь. Интерес писателя к земле крымской перерастает в привязанность к ней, сохранившуюся на всю последующую жизнь. Посетив Херсонесский археологический музей, он пишет очерк «Херсонес Таврический». Наблюдения южнобережного быта нашли отражение в «Крымских эскизах». Немало зарисовок и воспоминаний оставил писатель о крымских встречах с деятелями литературы и искусства.

         Крымский колорит присущ ряду произведений замечательного романтика А. С. Грина, прожившего в Крыму в общей сложности более десяти лет. События 1903— 1905 гг. в Севастополе и на Черноморском флоте отражены писателем в рассказах «Маленький заговор», «Маленький комитет», «Третий этаж», «На досуге» и особенно в «Автобиографической повести».  В Крыму он пишет самые крупные свои произведения — романы и повести «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда», десятки рассказов, создавая, как отмечал К. Г. Паустовский, «невероятный мир, полный заманчивых событий, прекрасных человеческих чувств...». А в вымышленных романтических городах Зурбагане, Лиссе и Гель-Гью угадываются Севастополь с его живописными окраинами, Ялта, Феодосия...

         В последние годы жизни Грин тяжело болел. В поисках тихого уголка он в 1930 г. переселяется в Старый Крым, где написаны такие замечательные рассказы, как «Комендант порта», «Пари», «Бархатная портьера», закончена «Автобиографическая повесть».

         В Феодосии работает музей А. С. Грина, а в старокрымском доме писателя развернута мемориальная экспозиция.

         Все это говорит нам о том, насколько сильные впечатления оставил Крым в душах классиков. Зачитываясь строками рассказов, повестей мы неминуемо хотим пройтись по тем же улочкам и увидеть все то великолепие, о котором узнали из литературных произведений.
Глава
II
. Художественная литература и Кавказ


 Ничуть не меньшее впечатление, чем Крымский полуостров производит на нас и Кавказ. В пушкинскую эпоху практически все наиболее выдающиеся деятели русской словесной культуры: Александр Грибоедов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Лев Толстой, плеяда писателей-декабристов во главе с Александром Бестужевым-Марлинским – в той или иной форме и степени испытывали влияние Кавказа и кавказских культур в мироощущении, творчестве, личной судьбе.

Десятки дореволюционных и советских литераторов жили, отдыхали, творили в Сочи, либо место действия их произведений обозначено Черноморским побережьем Кавказа. Имена многих поэтов широко известны: Павел Антокольский, Андрей Белый, Николай Заболоцкий, Рюрик Ивнев; цикл стихов о Краснополянском шоссе написал Борис Корнилов. Бывали и работали в Сочи драматурги Александр Афиногенов, Всеволод Вишневский, прозаики Аркадий Гайдар, Василий Гроссман, Михаил Зощенко, Константин Паустовский и многие другие. Фигура Николая Островского стала знаковой для города Сочи, а музей его имени активно занимается литературным краеведением.

Среди зарубежных писателей хочется выделить французского мастера приключенческого жанра Жюля Верна. В романе «Упрямец Керабан» он описывает увлекательное путешествие вокруг Черного моря, в том числе и  прибытие главного героя в Лазаревское и посад Даховский (так ранее назывался Сочи).

Импрессионистская повесть классика эстонской литературы Антона Таммсааре «Оттенки» воссоздает образ Сочи в 1912 году. В это время писатель поправлял свое здоровье в Сочи, на Красной Поляне, в Сухуми. Выбор деталей скуп, но они позволяют достоверно определить место действия и встреч двух влюбленных Тамандера и Сони Пиратовой: Верещагинские дачи, водопад на реке Раздольной, Дагомыс…     

Среди  литераторов-классиков, первыми побывавшими на территории будущего Сочи, были  декабристы А. Одоевский и А. Бестужев-Марлинский.

А. Бестужев (псевдоним Марлинский) вместо сибирской каторги был отправлен на Кавказскую войну. На Кавказе он прослужил 8 лет, 7 из них – рядовым, и благодаря этому имел возможность хорошо ознакомиться с бытом, нравами и условиями жизни местных народов. А. Бестужев-Марлинский решил показать русскому народу подлинный Кавказ. Особый интерес представляют кавказские путевые очерки писателя, его сочувствие местному населению. Значительную роль в литературном освоении Кавказа сыграли повести  А.Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек» и «Мулла-Нур». Они были созданы на фактах, взятых из реальной действительности, и недаром имеют подзаголовок «Быль». Писатель погиб в бою при высадке десанта на мыс Адлер. Тело его не было найдено, что породило множество легенд об участии «Искандер-бека» в Кавказской войне на стороне черкесов.

Также многое  связывает имя гения русской литературы    А. С. Пушкина с этим краем. Именно Пушкин сделал культурный образ Кавказа достоянием России, Европы, мира, а значит – и частью мирового культурного пространства. Глубокие чувства испытывал поэт, впервые оказавшись на Кавказе в 1820 г. Поэзия южной природы, рыцарский нрав горца и поэтическая черкешенка станут символическими кодами пушкинского Кавказа.

На Черноморском побережье Александр Сергеевич не бывал, зато три его однокашника-лицеиста – Владимир Вольховский, Федор Матюшкин и Константин Данзас участвовали в военных действиях, когда Россия здесь укреплялась согласно Адрианопольскому мирному договору с Турцией 1829 года. Младший брат поэта Лев Пушкин принимал участие в возведении фортов Головинка и Лазаревское на территории современного Большого Сочи.

На Кавказе и Кубани А. Пушкин наблюдает жизнь казаков и горцев, слушает песни и легенды, рассказы о сражениях. Походная жизнь черноморских казаков открылась ему не только в ореоле романтики, но и в суровом, реальном обличии тягот и мучений военной жизни.

Возможно, с сюжетной коллизией – захватом русского воина горцем – 16-летний поэт впервые встретился в повести графа Ксавье де Местра в 1815 г. и позднее использовал в своем творчестве. Жизнь Ксавье де Местра  принадлежит не только Франции, но и нашей культуре. Писатель, художник, дослужившийся в русской армии до генеральского чина и умерший в России в возрасте 89 лет, волею судьбы был вовлечен в пушкинское окружение. Де Местр учил живописи сестру поэта Ольгу и бывал в доме родителей Пушкина, рисовал их портреты. Позднее он женился на фрейлине Софье Ивановне Загряжской, тетушке Натали, супруги и музы Александра Сергеевича.

Повесть Ксавье де Местра «Кавказские пленники» была написана на французском языке и недавно переведена на русский язык. Точность исторических реалий соседствует в повести с прекрасным знанием топографии и этнографии края. Сама фабула произведения оказалась продуктивной для русской литературы.

Кто не испытал очарование пушкинских сказок! А ведь часть их также связана с этим краем. На фольклорном материале о Черноморской Руси, предшествовавшей Киевской, написаны сказки «О царе Салтане», «О золотом петушке», «О золотой рыбке». Образы Синего (Азовского) моря, дядьки Черномора, царя Гвидона и Дадона, острова Буяна взяты из былей о существовавшем некогда древнем кавказском государстве, не оставившем о себе исторических документов.

Итак, Пушкин на Кавказе был всего лишь дважды, но этот удивительный край оставил в его памяти и творчестве яркий след.

У другого великого русского поэта – М. Ю. Лермонтова с Кавказом была связана вся жизнь. Поэт был влюблен в Кавказ с детства, где бывал неоднократно. Сначала он стал для него местом отдыха и лечения, а позднее – ссылки и неволи. Первая подражательная поэма Лермонтова называлась «Черкесы». Действие «Мцыри», «Демона», «Кавказского пленника», «Героя нашего времени» разворачивается на Кавказе. Здесь же суждено было поэту завершить свой земной путь. Роковая дуэль близ любимого Пятигорска оборвала жизнь 27-летнего поэта.

Одна из повестей М. Лермонтова – «Тамань» получила неожиданное продолжение на историческом материале г.Сочи. Среди многочисленных персонажей повести автор лишь одного назвал по имени. Это контрабандист Янко, который решительно заявляет: «Поеду искать работы в другом месте». Многие исследователи считают, что под именем Янко выведено реальное историческое лицо – есаул Азовской казачьей флотилии Яков Барахович. Офицер генерального штаба Г. И. Филипсон писал, что Барахович плавал на одном из баркасов на реке Соче  у Навагинского укрепления. До этого, живя за Дунаем, Барахович занимался морским разбоем, затем служил в Азовском казачьем войске. Начав свою карьеру казаком из беглых запорожцев, он за короткий срок дошел до чина подполковника и сам стал бороться с турецкими контрабандистами. В сентябре 1837 г. в районе Геленджика в сильнейшую бурю только он смог переправить императора Николая I на берег на виду у всего 9-тысячного экспедиционного отряда.

На Кавказе, на Черноморской береговой линии, М. Ю. Лермонтов познакомился и подружился с замечательным человеком из поколения поэтов-декабристов Александром Одоевским. Князь Одоевский был одним из самых образованных и одаренных людей того времени, родоначальником нового стиля в русской поэзии – жестокого романса. Поэт, как и Бестужев-Марлинский, «царской милостью» был сослан на верную смерть на Кавказскую войну. Одоевский умер от лихорадки в 1839 г. в Псезуапсе (ныне Лазаревское г.Сочи). На смерть друга Лермонтов написал стихотворение, поэтически завещая кавказской природе охранять его вечный покой.

Тему Кавказа, Кавказской войны, плена продолжил в своем творчестве Л. Н. Толстой. Рассказ  «Кавказский пленник» воспевает силу человеческого духа и идею братства разных народов. В основу произведения Толстого до захвата Жилина в плен лег эпизод из кавказской военной жизни самого автора. Писатель мог легко ускакать от чеченцев, но не захотел оставить своего друга, и только счастливый случай спас их обоих.

Одним из источников толстовского рассказа являются воспоминания полковника барона Федора Торнау, описавшего свое пребывание в плену у горцев. Воспоминания были напечатаны в «Русском вестнике» в 1864 г. Даже при самом поверхностном сравнении нетрудно заметить, что судьба толстовского Жилина-пленника имеет много общего с судьбой Торнау-пленника. Для офицера-разведчика Ф.Торнау третья разведывательная миссия в 1836г. («тайное обозрение» морского берега от реки Сочи до Геленджика) закончилась более чем двухгодичным пребыванием в плену. Мемуары разведчика периода Кавказской войны, составленные из личных наблюдений, позволяют заглянуть во внутренний мир жизни горцев (на территории современного Сочи) первой половины XIX в.

Важно и то, что находясь в плену в тяжелых экстремальных условиях Торнау был далек от чувства предвзятости и в своих оценках объективен, считая что плохие и хорошие люди есть у каждого народа. К тому же, несомненен литературный дар Ф. Торнау, что делает чтение его воспоминаний увлекательным и достойным внимания  сегодня. В Нальчике в 1999 г. вышла книга воспоминаний и документов «Секретная миссия в Черкесию русского разведчика барона Ф. Ф. Торнау».

Немалую лепту в раскрытии темы Кавказской войны внес талантливый адыгейский писатель Исхак Машбаш. В результате событий на Кавказе 1817 - 1864 гг. Черкесия исчезла как государство и единая территория, а черкесский народ частично погиб, частично переселился в Турцию, и только его небольшая горстка осталась на родной земле. Наиболее полно эти события нашли отражение в историческом романе-эпопее И. Машбаша «Жернова».

Горькую судьбу убыхского народа, населявшего сочинские земли до Кавказской войны, ярко и эмоционально изобразил абхазский писатель Баграт Шинкуба в романе «Последний из ушедших». Поверив турецкому правительству, убыхи решили покинуть родину, а в итоге убыхи как народ пропали с этнографической карты мира.

Истории об исчезнувших народах, погибших героях, описания кавказских красот  и нравов местных жителей позволяют нам совершенно по-новому взглянуть на уже известные места.

Глава
III
. Москва в стихах


Нельзя также не сказать о том, какой глубокий след в сердцах классиков оставила наша столица. "Москва... как много в этом слове для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось, "-восторженно писал о Москве Пушкин. Именно в Москве он создал ряд своих произведений - стихотворение "Стансы", "Кавказ" и многие другие. Москва, ее быт, различные моменты ее истории отразились во многих произведениях Пушкина. Стихотворение "Воспоминания в Царском Селе":

"Края Москвы, края родные,

Где на зоре цветущих лет

Часы беспечности я тратил золотые,

Не зная горести и бед...

Где ты, краса Москвы стоглавой,

Родимой прелесть стороны?

Где прежде взору град являлся величавый,

Развалины теперь одни...

... Все пламень истребил. "

Наиболее широко облик современной поэту Москвы воспроизведен в 7 главе "Евгения Онегина": здесь есть и картины московских улиц:

"... Вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах"

и ироничные зарисовки московского "света", и исполненные лиризма строки:

"Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось! ".

Московские впечатления другого гения российской поэзии- Лермонтова отразились в очерке "Панорама Москвы": "... Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... нет! у нее есть своя душа, своя жизнь. " Тема Москвы развивается Лермонтовым в романе "Княгиня Лиговская" и ряде юношеских стихотворений. Поэтические картины Москвы времен Ивана Грозного воспроизведены в поэме"Песня... про купца Калашникова". Тема Москвы раскрывается в стихотворении Лермонтова "Бородино". В поэме "Сашка" поэт писал:

"Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно! "

Поэты последующих поколений вновь и вновь возвращались в своих произведениях к нашей столице. Романтичный Александр Блок так рисует свои впечатления в стихотворении "Утро в Москве":

"Упоительно встать в ранний час,

Легкий свет на песке увидать.

Упоительно вспомнить тебя,

Что со мною ты, прелесть моя.

Я люблю тебя, панна моя,

Беззаботная юность моя,

И прозрачная нежность Кремля

В это утро - как прелесть твоя. "

Осип Мандельштам противопоставил зыбкой и туманной образности общего потока современной ему русской поэзии реалистическую конкретность, точность и изобразительную осязаемость стиха. И даже в тяжелейшие для себя и страны годы он писал о Москве замечательные строки. Поэт ощущает наступление нового дня, неразрывно связанного со столицей: "Москва - опять Москва. Я говорю ей: "Здравствуй! Не обессудь... " Москва становится для поэта средоточием и символом новизны времен, источником новой музыки. Мандельштам пишет стихи о Москве в совершенно счастливой и радостной тональности:

"Река Москва в четырехтрубном дыме

И перед нами весь раскрытый город:

Купальщики-заводы и сады

Замоскворецкие. Не так ли

Откинув палисандровую крышку

Огромного концертного рояля,

Мы проникаем в звучное нутро? "

Мандельштам тонко ощущает природу Москвы:

"Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето.

С дроботом мелким расходятся улицы в чоботах узких железных.

В черной оспе блаженствуют кольца бульваров...

Нет на Москву и ночью угомону,

Когда покой бежит из-под копыт.

* * *

Уж я люблю московские законы,

Уж не скучаю по воде Арзни.

В Москве черемухи да телефоны,

И казнями там имениты дни. "

Марина Цветаева-поэт сложный и противоречивый. При всей сложности своего письма и мышления она ощущала необыкновенную нежность к России и Москве:

"Облака - вокруг, Купола - вокруг.

Надо всей Москвой

Сколько хватит рук!

Возношу тебя, бремя лучшее,

Деревцо мое Невесомое!

* * *

У меня в Москве - купола горят,

У меня в Москве - колокола звонят,

И гробницы, в ряд, у меня стоят,

В них царицы спят и цари.

И не знаешь ты, что зарей в Кремле

Легче дышится - чем на всей земле!

И не знаешь ты, что зарей в Кремле

Я молюсь тебе - до зари. "

Москва всегда служила и будет служит неиссякаемым источником вдохновения для многих поколений российских писателей и поэтов. Величие Москвы как символа России с ее сложной и романтической историей, нежное очарование древнего города всегда будет достойной темой лучших произведений поэзии и прозы.

Заключение

Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов. Туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить - важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал. Но самое первое знакомство с культурой, обычаями, природой других стран происходит, начиная с самого детства.

«Затем я снова начинала просматривать книгу - это была "Жизнь английских птиц" Бьюика. Собственно говоря, самый текст мало интересовал меня, однако к некоторым страницам введения я, хоть и совсем еще ребенок, не могла остаться равнодушной: там говорилось об убежище морских птиц, о пустынных скалах и утесах, населенных только ими; о берегах Норвегии, от южной оконечности которой - мыса Линденеса - до Нордкапа разбросано множество островов:

...Где ледяного океана ширь

Кипит у островов, нагих и диких,

На дальнем севере; и низвергает волны

Атлантика на мрачные Гебриды.

Не могла я также пропустить и описание суровых берегов Лапландии, Сибири, Шпицбергена, Новой Земли, Исландии, Гренландии, "всего широкого простора полярных стран, этих безлюдных, угрюмых пустынь, извечной родины морозов и снегов, где ледяные поля в течение бесчисленных зим намерзают одни над другими, громоздясь ввысь, подобно обледенелым Альпам; окружая полюс, они как бы сосредоточили в себе все многообразные козни сильнейшего холода". У меня сразу же сложилось какое-то свое представление об этих мертвенно-белых мирах, - правда, туманное, но необычайно волнующее, как все те, еще неясные догадки о вселенной, которые рождаются в уме ребенка. Под впечатлением этих вступительных страниц приобретали для меня особый смысл и виньетки в тексте: утес, одиноко стоящий среди пенящегося бурного прибоя; разбитая лодка, выброшенная на пустынный берег; призрачная луна, глядящая из-за угрюмых туч на тонущее судно.

<………..>

И вот, сидя с книгой на коленях, я была счастлива; по-своему, но счастлива.»

Этот отрывок из романа Шарлотты Бронте «Джен Эйр» еще раз подчеркивает незаменимое место литературы в формировании туристских побудительных мотивов. Еще до того как осознаем потребность в познании, мы зачитываемся описанием неизвестных нам мест. И несмотря на технический прогресс: появление радио, телевидения и т.д., ничто не сможет сравниться с ролью литературного наследия в социально-культурном сервисе и туризме.
Список использованной литературы:

1.    Бронте Ш. Джен Эйр. – М.: Правда, 1988. – С. 16 – 17.

2.    Висковатый П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов : Жизнь и творчество – М.: Книга, 1989. – 454 с.

3.    Ворошилов В.И. Топонимы Российского Черноморья : История и этнография в географических названиях. –  Сочи: Майкоп,2005. -264 с.

4.    Забабурова Н.В. Кавказский сюжет графа Ксавье де Местра – М.: Правда, 1998.- №3.- С.53-58.

5.    Костиников В.Н. Как контрабандист Янко нашел работу в Сочи: О прототипе повести Ю.Лермонтова «Тамань» –  Сочи: Майкоп,2005.- С.15-19.

6.    Малая литературная энциклопедия г.Сочи. - Сочи :Б/Изд., 2002. – 117 с.

7.    www.interbron.ru

8.    www.studzona.com

9.    www.liveinternet.ru

Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (1- ая половина). 3-е изд. М., 1970г.

4. Ребякин А.И. История русской литературы XIX века.

Первая половина. М., 1977г.

5. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М.-Л.,

1937г., т. XIII, с. 245.

Виноградов М.И. По живому следу. Духовные искания русской классики. - М., 1997.

8. Григорян К.Н. Пушкин и классика. - М., 1964.

9. Анненков П.В. Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина // Пушкин А.С. Сочинения. Т. 1. СПб., 1855. С. 1- 432

10. Благой Д. Творческий путь Пушкина (1826 - 1830). М., 1967

А.Н. Рудяков, В.П.Казарин “Крым. Поэтический атлас” Крым:Поэтический атлас: Справочник туриста и креведа/Сост. А.Н.Рудякова, В.Н.Казарина; Авт. вступ.ст. и справ.материалов А.Н.Рудяков.-Симферополь :Таврия ,1989.-208с.-ISBN 5-7780-0118-5 . МЦ(топ)

http://chehov.niv.ru

Вересаев В. В. «Гоголь в жизни» М., 1990.

2. Набоков В. В. «Лекции по русской литературе». М., 1996.

Газета «Крымские известия» № 7 (3237), суббота, 15 января 2005 года Далекое — близкое Л. ГЕРАСИМОВА,

Викулина Л. А., Мещерякова И. А. Творчество М. Цветаевой: проблемы поэтики - М.: Эребус, 1998. - 93с.
5. Гаспаров М. Л. Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова // Русская словесность. М.,1997.

Руссова С. Из уцелевших осколков: об исследованиях жизни и творчества М. Цветаевой // Вопросы литературы. - 2003. - № 5. - С. 317 – 329

http://tsvetaeva.lit-info.ru/

1. Реферат Отчёт по практике в Сбербанке России 3
2. Курсовая на тему Нетарифные ограничения внешней торговли
3. Реферат Воды Республики Башкортостан
4. Курсовая на тему Психометрия
5. Реферат на тему American History Essay Research Paper All through
6. Реферат Понятие и сущность кластеров
7. Краткое содержание Клоп
8. Реферат на тему Учение Платона о государстве
9. Курсовая Расчёт аэродинамических характеристик самолёта T-30 KATANA
10. Реферат Уховертки Dermapetra