Курсовая Биологические и социальные потребности человека
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
ВВЕДЕНИЕ
Все действия людей, их сообществ, социальных групп и учреждений – это реализация огромного многообразия человеческих потребностей. Все создаваемое обществом разнообразие товаров и услуг направлено на удовлетворение тех или иных потребностей. Историю цивилизации с ее экономикой, культурой, политикой, искусством, религией, военными конфликтами можно представить как громадное поле битвы за удовлетворение потребностей. Это потребности и отдельных лиц, и человеческих сообществ – наций, государств, классов, партий. Вполне естественно. Что уже у мыслителей древности появилось стремление понять потребности людей, объяснить их, научиться предсказывать и пытаться ими управлять.
Классификация потребностей и описание законов их развития связывают с решением многих сложных проблем, не всегда посильных даже современной науке. До сих пор не созданной ни полной классификации человеческих потребностей, ни исчерпывающего описания человеческого поведения. Однако очень многое о мире потребностей уже известно. Эти знания опираются на целый комплекс наук (прежде всего на философию, экономику, социологию и психологию) и широко применяются на практике – менеджменте, маркетинге, сервисе, в организации связей с общественностью.
При написании курсовой работы по выше указанной теме, я поставила перед собой достижение следующей цели: изучить биологические и социальные потребности, их развитие на основании удовольствия (удовлетворения). Предмет нашего рассмотрения—общество, взаимодействие людей, а потому мы выделяем биологическое не вообще, а в человеке, в отношениях людей друг к другу и притом сначала по преимуществу биологическое как условие, предпосылку социального, т. е. с точки зрения процесса познания биологическое в человеке и в отношениях людей друг к другу выделяется так, как оно выступает до специальной характеристики социального, или в относительной (но не абсолютной) независимости от социального. Так как это независимость относительная, а не абсолютная, так как это рассмотрение предпосылки, предпосылка же не существует без того, предпосылкой чего она служит, то связь, единство биологического с социальным при такой характеристике уже здесь присутствует, но она не освещается специально.
Задачей исследования является анализ научной и публицистической литературы по данной теме.
Глава №1 Биологические и социальные потребности человека.
1.1 Характеристика биологических потребностей
Потребности человека делятся на группы:
- элементарные потребности: пища, одежда, вода;
- вторичные потребности в конкретных вещах и условиях при возможности их выбора;
- псевдопотребности, т.е. потребности в предметах роскоши.
Кроме того, различают базовые биологические потребности и псевдопотребности.
К базовым биологическим потребностям можно отнести:
- безопасность;
- тепловой, акуастический, электромагнитный комфорт;
- состав воздуха;
- питьевая вода;
- сбалансированность питания;
- определенные вкусовые характеристики пищи и ее безвредность, т.е. экологическая чистота;
- продолжение рода и получение сексуального удовлетворения.
Все перечисленные потребности присущи не только человеку, но и другим живым существам.
Псевдопотребности. Если биологические потребности не реализуются, то они заменяются псевдопотребностями, например, в агрессии, лидерстве. Подобная псевдокомпенсация, в конечном счете, ведет не только к асоциальному поведению человека, но и к нарушению экологических законов, т.е. правил поведения человека в природе. Биологическое взаимодействие люден друг с другом и с остальной природой не полностью тождественно взаимодействию животных друг с другом и с остальной природой, оно всегда так пли иначе, в той или иной степени и в том или ином отношении очеловечено. Однако пока человек берется непосредственно и специально не характеризуется социальное, не объясняется, почему и как развивается, «производится» специфически человеческое в человеке, до тех пор не может быть специально отличено то, что присуще человеку именно как человеку, от того, что присуще ему только как живому существу.
И все-таки человек выступает на этой стадии рассмотрения по преимуществу (но не исключительно) со стороны своей биологической природы, биологических взаимоотношений со средой и друг с другом, а среда—главным образом со стороны своей природной определенности. Речь идет именно о людях, но в их биологической определенности, в их биологических взаимоотношениях. С самого начала человек фиксируется в единстве биологического и социального. Например, потребности в обуви, одежде, поскольку обувь, одежда необходимы для сохранения жизни, — физические потребности. Однако, даже не говоря о характере обуви, одежды, потребность в них для защиты от неблагоприятных внешних воздействий специфичны для человека. И все же первоначально социальное предстает непосредственно единым с биологическим и как бы моментом биологического, ибо поддержание и порождение жизни человека есть ближайшим и непосредственным образом животное, биологическое существование и порождение человека. Таким образом, непосредственное единство биологического и социального, в непосредственно рассматриваемых людях, предстает прежде всего с биологической стороны этого единства. В свою очередь эта биологическая сторона двояка. Она представляет собой биологическое отношение людей друг к другу и к остальной природе.
После характеристики биологического в человеке и в отношениях людей друг к другу, биологического, взятого в относительной самостоятельности по отношению к социальному, будет специально рассмотрено социальное, а затем специальному изучению подвергнется проявление социального в биологическом, единство социального и биологического, а также формы этого единства.
Единство биологического и социального присутствует в нашем изложении с самого начала. И хотя оно и не представлено специально, тем не менее, влияет на последовательность и характер рассмотрения биологического.
При отображении чисто биологического взаимодействия (взятого в историческом аспекте) организма и окружающей среды строго последовательное изложение должно начинаться с характеристики среды, из нее следует вывести возможности существования тех или иных организмов, отобразить их строение, функционирование и т. п., и лишь затем нарисовать картину обратного воздействия организмов на окружающую природу. Эта последовательность диктуется тем, что в образовании и изменении сугубо биологического взаимодействия организма с окружающей средой в конечном счете главным является воздействие окружающей среды на организм, а не наоборот. Во взаимодействии человека с окружающей природой, напротив, главным оказывается воздействие человека на окружающую природу, человек главным образом не приспосабливается к окружающей природе, а по преимуществу «приспосабливает» ее к себе, преобразует ее. Поэтому при рассмотрении биологического взаимодействия человека с окружающей природой следует начать именно с отношения людей как биологических существ к остальной природе и друг к другу.
Итак, мы начинаем рассмотрение общества с биологического взаимодействия именно людей с остальной природой, при этом предполагается, что в это определение входит рассмотрение биологического отношения людей друг к другу.
Само биологическое взаимодействие людей с остальной природой есть процесс, и отображено оно может быть лишь процессом познания. С чего же целесообразно начать характеристику биологического взаимодействия людей с остальной природой?
Эти компоненты взаимодействуют друг с другом. Но, как уже было сказано ранее, при отображении биологического взаимодействия человека со средой необходимо начать с человека, а не со среды. Рассмотрим сначала один компонент взаимодействия, или взаимодействие пока лишь со стороны одного компонента. Человек как компонент этого взаимодействия—живое существо с определенным организмом, с определенным строением тела. Если дан, если есть налицо организм с определенным строением (а человек в качестве живого существа здесь берется просто как данный), то для поддержания его жизни необходима соответствующая окружающая среда.
Поскольку предполагается данность организма человека, постольку организм предстает не изменяющимся, а значит, предполагается и природная среда, не изменяющаяся настолько, чтобы вызвать изменение строения организма человека.
Если биологическое взаимодействие людей с природой фиксируется как данное, имеющееся в наличии, то при его рассмотрении в первую очередь выступает тот факт, что человек должен жить, поддерживать свое существование, и лишь затем то, что он производит новую жизнь, поддерживает существование своего биологического вида.
Поддержание собственно существования каждым человеком есть реализация взаимоотношения человека и среды для сохранения человека. Здесь имеются два компонента: человек в качестве живого существа определенного строения и природная среда как условие физического существования индивидов. Конечно, при логическом способе рассмотрения абстрагирование этих компонентов происходит от того этапа развития человечества, когда уже имеются современный биологический вид человека и изменение человечеством природной среды. Выделяется же пока только то, что и после образования. Человека в качестве особого биологического вида и при наличии общественного производства человек всегда остается живым существом с определенным строением тела, а природная среда (пусть, так или иначе, в той или иной мере преобразованная) — необходимым условием его биологического существования.
Определение нужды, «требования» организма к окружающей среде есть потребности- человека как биологического существа. Потребности являются биологическими, если они, во-первых, необходимы для поддержания жизни человека, а также, во-вторых, для порождения новой жизни. В наиболее простой форме и в наименее преобразованном социальном виде биологические потребности человека существуют в том случае, когда они удовлетворяются непосредственно и при помощи девственной природы (например, дыхание в условиях незагрязненной вследствие преобразующей деятельности человека воздушной среды).
Если же необходимые биологические потребности не могут быть удовлетворены лишь девственной природой самой по себе, если они могут быть удовлетворены посредством и на основе преобразования природы,то тем самым и постольку биологические потребности начинают включаться или включаются в социальное движение, становятся социально «окрашенными» биологическими потребностями. В той или иной степени и животные изменяют природу, но это изменение, в отличие от человека, не характерно для них, не есть та основа, на которой зиждется их специфика в качестве животных. Подробнее об этом, а также о стадиях превращения животного воздействия на среду в человеческое воздействие на среду будет сказано позднее.
Биологические отношения людей к природе и друг к другу приобретают специфически человеческую окраску, если их осуществление так или иначе, в той или иной степени опосредствуется процессом общественного преобразования природы или процессами, вырастающими на основе последнего. Такие биологические отношения становятся вместе с тем и социальными.
Если человек, который берется при характеристике простейшего отношения как данное живое существо, предстает при предположенных обстоятельствах в качестве нуждающегося в определенной среде, в качестве имеющего потребности, то природная среда при этом, оказывается условием биологического существования людей, предметы природной среды выступают в виде предметов, способных удовлетворить потребности.
Характеристика указанного взаимодействия с выделением лишь необходимых биологических потребностей и предметов, способных их удовлетворить, есть характеристика этого отношения в его потенции. Реализация же его есть потребление, т. е. удовлетворение потребностей предметами, способными их удовлетворить. (В соответствии с темой главы мы имеем в виду необходимые биологические потребности, предметы, способные их удовлетворить, и сам процесс удовлетворения такого рода.) Простейшее отношение человеческого общества, отношение, взятое в качестве реализующегося, есть потребление как удовлетворение биологических потребностей человека.
1.1.1. Биологические (естественные) потребности
Это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.
Подчиняясь, зову своей природы, человек побуждается к действиям, направленным на немедленное удовлетворение биологических потребностей. Естественные потребности - это проявления того инстинкта жизни, которые свойственны человеку так же, как и всему роду животных.
"Человек есть животное homo naturalis, - писал Макс Шелер. - Он, таким образом, не выделился из животного мира, а был животным, есть животное, и вечно будет животным". Но весь парадокс заключается в том, что, оставаясь животным, человек становится человеком в меру преодоления своей животности. Тот же самый Шелер и еще ранее Августин Блаженный пытались создать теорию преодоления человеком своей животности. В силу господства души над телом, человек, по Августину, вырван из природы и поставлен над ней. Но в практической жизни тело довлеет над душой человека: его разум подсказывает лучшие поступки, но он следует худшему, впадает в грех. В силу двойственности своей природы человек думает как ангел, но поступает как животное. В качестве средства преодоления своей животности Августин утверждал приоритет воли над разумом, выступив впервые в истории философии с позиции ярко выраженного волюнтаризма.
Биологические потребности человека, оставаясь биологическими по своей сущности, тогда становятся подлинно человеческими, когда они опосредуются условиями общественного бытия, детерминируются достигнутым уровнем культуры. "Голод есть голод, - писал Маркс, - однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, - это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо, с помощью рук, ногтей и зубов".
В "Экономическо-философских рукописях
В человеке заложена генетическая неистребимая потребность следовать вечному зову своего естества, зову окружающей природы. Вместе с тем, гармония человека с природой (внутренней и внешней) как самоцель - кратковременная ситуация мятежного человеческого духа, не терпящего продолжительного состояния покоя, душевного удовлетворения.
Быть в слитности с естественным и растительным, и животным миром, со своими биологическими потребностями - желание преходящее, временное, не суть выражение свободы личности, а если оно и продолжительно, то отягощено сознанием своей несвободы. Ибо мир природы - это не мир человека, он может стать таковым лишь при условии, что человек организует этот мир по-своему, преобразовав его по законам человеческой деятельности.
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод: человека удовлетворяет только такое общение с природой, при котором остаются следы его самоутверждения в природе, То есть удовлетворяет не девственная, а измененная природа. Пассивное, созерцательное отношение к природе воспринимается человеком лишь как временная пауза вечно бытийствующей деятельной сущности.
Итак, человек как живое существо имеет биологические потребности, «требования» к окружающей среде, удовлетворение которых необходимо для поддержания его в качестве живого организма. Биологические потребности зависят от строения организма человека. Поскольку организм человека с возникновением человека как нового биологического вида и до настоящего времени не изменился (по крайней мере ныне нет достоверных данных об изменениях, если даже предположить, что они произошли), постольку не изменились и необходимые для поддержания жизни биологические потребности человека. С точки зрения обусловленности строением организма биологические потребности имеют неизменную качественную и количественную определенность, неизменную меру, неизменна с этой точки зрения и совокупность «требований» организма к среде.
1.2 Характеристика социальных потребностей.
В отличие от биологических потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.
Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между "своими" и "чужими", совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей "для другого" над потребностями "для себя" человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества - центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.
Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:
1) потребности для других; 2) потребности для себя; 3) потребности вместе с другими.
1.2.1. Потребности для других - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность "для других" выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность "для других" реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип "для себя". Примером потребности "для других" может служить герой рассказа Ю. Нагибина "Иван". "Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя. Наверное, это и есть любовь к людям... Но признательность не била из нас фонтаном. Ивана безбожно эксплуатировали, обманывали, обирали".
1.2.2. Потребность "для себя": потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности "для себя" потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями "для других", и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности "для себя" выступают как иносказательное выражение потребностей "для других". Об этом единстве и взаимопроникновении противоположностей - потребностей "для себя" и потребностей "для других" - так пишет П. М. Ершов: "Существование и даже "сотрудничество" в одном человеке противоположных тенденций "для себя" и "для других" возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других - о потребностях служебных и производных. Притязание даже на самое значительное место "для себя" легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притязания других людей; наиболее продуктивными средствами достижения эгоистических целей являются такие, в которых содержится некоторая компенсация "для других" -тех, кто претендует на то же место, но может довольствоваться и меньшим..."
1.2.3. Потребности "вместе с другими". Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического режима.
Особенности потребностей "вместе с другими" состоят в том, что они объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса. Так, нашествие немецко-фашистских войск на территорию СССР в
Самый уважаемый человек - это человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все усилия своей души на удовлетворение этих потребностей. Это человек - подвижник, революционер, народный трибун, приносящий всю свою жизнь на алтарь отечества, на алтарь общественного прогресса.
1.3 Классификация потребностей
Было бы заманчивым распределить все потребности по группам, в соответствии с которыми выделить в обществе социальные классы и группы, организовать материальное производство с целью удовлетворения всех потребностей людей. Но ближайшее ознакомление с природой человеческих потребностей, с их неустойчивостью и чрезвычайной подвижностью убеждает нас в иллюзорности такой попытки.
Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются.
Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие - у психологов, третьи - у социологов. В итоге получается: каждая классификация - оригинальна, но узкопрофильна, непригодна для общего употребления. Так, например польский психолог Обуховский К. насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций. П. М. Ершов в своей книге "Потребности человека" считает наиболее удачными две классификации потребностей: Ф. М. Достоевского и Гегеля.
Не вдаваясь в обсуждение вопроса, почему Ершов находит сходство у двух совершенно далеких друг от друга по интеллектуальному развитию и интересам людей, рассмотрим вкратце содержание этих классификаций как их представил П. М. Ершов.
Достоевский делил множество интересов и потребностей людей по усложнению их содержания на три группы:
1. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни. 2. Потребности познания. 3. Потребности всемирного объединения людей.
У Гегеля 4 группы: 1. Физические потребности. 2. Потребности права, законов. 3. Религиозные потребности. 4. Потребности познания.
Первую группу, по Достоевскому и по Гегелю, можно назвать потребностями витальными; третью, по Достоевскому, и вторую, по Гегелю, - потребностями социальными; вторую, по Достоевскому, и четвертую, по Гегелю, - идеальными. Каковы же особенности классификации потребностей, предлагаемой автором настоящей книги?
Во-первых, мы полагаем неприемлемыми узкопрофессиональные подходы к классификации потребностей, потому что в силу большой подвижности и взаимопревращаемости ни одна из частных потребностей не может быть закреплена за какой-то одной частной группой, т. е. обладает высокой степенью неопределенности.
Во-вторых, методологически исходной посылкой нашей классификации является концепция человека, изложенная в 1 главе книги и, в частности, виды бытия человека: биологическое, социальное, духовное.
В-третьих, в иерархии потребностей, восходящих по закону возвышения от низшей к высшей потребности в нашей классификации представлена группа потребностей, тормозящих развитие разумных потребностей и развитие личности. Это - извращенные потребности. Они занимают особое место в общей классификации потребностей. Ни в одной из существующих ныне классификаций, извращенные потребности не обозначены.
В соответствии с изложенными принципами можно выделить следующие большие группы потребностей:
Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.
Внутри базовых потребностей можно обнаружить много их модификаций, дополнительных характеристик. Такие потребности являются конкретизацией базовой потребности, характеризуют ту или иную сторону ее проявления и могут быть названы особенными или дополнительными потребностями. Так, в биологических потребностях можно выделить антропологические потребности, основанием для их выделения являются различия людей по полу (сексуальные потребности), по возрасту, по принадлежности к расе, к этнической общности и пр.
Внутри материальных потребностей можно выделить бытовые потребности - потребности комфорта жилья, транспортных средств, безопасности. Среди социальных потребностей можно выделить потребность в самоидентификации личности, потребность в защите прав и достоинств личности и т. п.
Следующим основанием для выделения больших групп потребностей является разделение потребностей по их социально-гуманистической ориентации (ценности). Это будет группа ценностно-ориентированных потребностей. По этому основанию можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и регрессивные.
Не пытаясь втиснуть все человеческие потребности в прокрустово ложе схем и комплексов, обратимся к характеристике названных здесь групп потребностей.
1.3.1. Управление потребностями
Каждый человек, изучающий потребности и их роль в жизни человека, должен быть готов к ответу на вопрос: человек управляет потребностями или потребности управляют человеком?
Проблема регулирования потребностей возникает перед каждым человеком в его повседневной практике. Она особенно остра у тех людей, кто обладает богатством потребностей и наличием возможностей их удовлетворения.
Есть потребности долговременные с прогнозируемыми возможностями их удовлетворения, есть потребности, возникающие в экстремальных условиях, застающие индивида врасплох, есть потребности, требующие для своего удовлетворения определенных биологических ресурсов и мобилизации волевых качеств. Есть потребности, возникающие одновременно и требующие от индивида сознательного выбора: какой из них отдать предпочтение: пойти и на встречу со своим другом или закончить подготовку доклада для выступления на семинаре, истратить деньги на посещение кафе или купить на них учебное пособие.
Если следовать гедонистической этике, согласно которой человек всегда стремится к удовольствиям и избегать страдания, человек будет приобретать репутацию ненадежного партнера по бизнесу или работника не способного преодолевать трудности, везде и во всем опаздывать. Если человек будет строго следовать установленному распорядку, действуя по принципу: "делай не то, что тебе хочется, а то, что надо", он может преуспеть в карьере, продвижению по служебной лестнице, но постепенно терять друзей, а то и оказываться заложником своей дисциплинированности, чем немедленно воспользуются злонамеренные люди. Такого рода личностей называют правильными людьми, их поведение предсказуемо. Они прямы как телеграфный столб. Управлять потребностями - значит управлять своей деятельностью, стремиться к достижению результата. Если вы осознали свою потребность получить высшее образование, вы должны подчинить этой потребности все текущие кратковременные потребности и цели, рассчитать свои силы и средства так, чтобы полностью усваивать программу каждого курса. Точнее говоря, учеба в вузе должна занимать ведущее место в вашей жизни.
Если же вы, ссылаясь на обстоятельства, будете пропускать занятия, не сдавать во время зачеты и экзамены, у вас появится такой длинный хвост, что вы перестанете им управлять и ваша потребность в высшем образовании превратиться в красивую, но неосуществимую мечту.
Управлять потребностями - значит постоянно преодолевать возникающие соблазны, уметь побеждать себя, действуя по принципу: если я преодолел своего внутреннего врага, все остальное чепуха.
Итак, резюмируя сказанное, можно сделать вывод: человек может и должен управлять своими потребностями. Для этого необходимо:
обладать смыслообразующим идеалом, высокой целью своей жизни; все временные и преходящие цели и потребности рассматривать через призму главной цели своей жизни;
постоянно заботиться о вооруженности средствами для достижения высшей и временной цели;
каждое действие по удовлетворению потребности подвергать всесторонней мотивации, не совершать немотивированных поступков;
формировать разумную волю, чтобы быть способным устоять от соблазнов, подвохов и следовать своей дорогой.
Свободное время
Простор для удовлетворения потребности всестороннего развития личности
Свободное время - та часть нерабочего времени, которая используется человеком по своему усмотрению, свободно. Это значит, что суточный бюджет работающего (обучающегося) человека включает время необходимого руда, внерабочее время, которое в свою очередь подразделяется на время пассивного отдыха (сон, лежание на диване и т. п.), время удовлетворения естественных потребностей (еда, отправление естественных надобностей и др.) и свободное время.
Использование свободного времени объективно показывает, что означает свобода личности: используется оно для разгульной жизни и участия в сомнительных кампаниях (алкоголиков, наркоманов, гомосексуалистов) или же оно используется для занятий спортом, чтения литературы, посещения музеев, туристических походов и т. п. В первом случае, это будет время безнадежно потерянное для человека, время деградации личности, во втором случае это будет время интеллектуального, физического и духовного развития, т. е. время подлинно свободное.
Повышение культуры проведение свободного времени, рост прогрессивных видов деятельности в свободное время, исчезновение многих способов проведения досуга, ведущих к деградации личности (игра в карты, азартные игры в казино, наркомания и пьянство) - верный показатель роста подлинного богатства общества и каждого его члена. Свободное время общества - количественный показатель этого богатства.
Здоровый образ жизни
Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоническое развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Он включает в себя плодотворную трудовую деятельность, отказ от вредных привычек, оптимальный двигательный режим в виде регулярных занятий физкультурой и спортом.
Здоровый образ жизни - залог формирования и удовлетворения разумных потребностей. Уклонение от здорового образа жизни - увлечение алкоголем, участие в сомнительных антиобщественных группировках - вытесняет из образа жизни накопленный потенциал гуманного развития, укрепляет в нем приоритет неразумных потребностей, ведет, в конечном счете, к деградации личности.
Во введении мы говорили о человеке-потребителе как типе человека западных стран XX века: каковы основные признаки образа жизни, формирующего человека-потребителя? Образцом для характеристики потребительского образа жизни может служить американский образ жизни, яркими красками нарисованного прогрессивным американским публицистом Майклом Девидовым и американским философом-марксистом Г. Парсонсом. Попытка выдать желаемое за действительное, бессмысленное поклонение культу вещей при отсутствии действительно прочных и надежных перспектив и вдохновляющих духовных устремлений - таково содержание американского образа жизни отражается в кривом зеркале моды. Как форма потребления чего угодно: кока-колы, сигарет, причесок, бестселлеров, секса, манеры общения - мода становится самоцелью американского образа жизни, средством коммерческой рекламы ежедневно обрушивается на обывателя, экспортируется в страны Латинской Америки, Африки, Европы и Азии.
Воспитав в значительной части американцев дух потребительства, навязчивая реклама добивается того, чтобы убедить их в причастности "к обществу изобилия" и завербовать их в ряды сторонников американского образа жизни. Иллюзорный мир "общества изобилия", созданный рекламой и доступный лишь незначительной части "власть имущих", способствует формированию "сознания удовлетворенности" и ни в коем случае не отражает того реального американского образа жизни, которым живут, подавляющее большинство, простых американцев.
Глава 2. Удовлетворение потребностей как способ развития человека.
2.1. Удовлетворение биологических потребностей
Итак, возобновление биологических потребностей человека и процесс их удовлетворения с точки зрения специфики живого есть их постоянное возобновление, повторение. Это возобновление имеет внешний и внутренний пределы.
Рассмотрим внешний предел возобновления биологических потребностей человека, процесса их удовлетворения. Если выделить только внешний предел и отвлечься от внутреннего предела, то отмеченное возобновление предстанет беспредельным, бесконечным. Это отвлечение не совершенно произвольно, оно выделяет специфику живого тела как самовозобновляющегося.
Внешним пределом при таких условиях будут, во-первых, ограниченность предметов потребления (вообще или того или иного вида, рода предметов потребления) и, во-вторых, ограниченность пространства для выделения продуктов распада (заполнение продуктами распада жизненного пространства). Относительно кругооборота веществ, включающего и организм человека, предполагается, что он не абсолютно замкнут, т. е. не может повторяться постоянно и полностью. Потребление только от природы данных предметов потребления неизбежно означает тупик для существования организма человека, в конечном счете «удушение», разрушение продуктами распада его жизненного процесса (если, конечно, индивиды не могут переселиться в зоны, не заполненные этими продуктами распада).
Если исчерпанные предметы потребления могут быть заменены другими готовыми предметами потребления, если при недостатке предметов потребления в данном месте люди имеют возможность переселиться в другое место, то самовозобновление будет продолжаться посредством использования готовых предметов потребления. Если во всех возможных местах поселения предметов потребления имеется меньше жизненно необходимого минимума, то это приводит к вымиранию, к гибели. Если предметов потребления, данных природой в готовом виде, достаточно для нормального функционирования тела, то самовозобновление тела осуществляется без внешних помех. Если же количество и «ассортимент» готовых от природы предметов потребления колеблются где-то около того, что минимально необходимо для поддержания биологического существования человека, то биологическое существование оказывается возможным длительно, однако вместе с тем постоянно имеется острая нехватка предметов потребления, данных природой в готовом виде. При такого рода нехватке этих продуктов потребления, непреодолимой ни переселением, ни использованием готовых от природы предметов потребления, аналогичных потребляемым, единственный остающийся путь преодоления острой нехватки предметов потребления—воздействие на те процессы, которые приводят к образованию готовых от природы предметов потребления, а не просто потребление этих готовых предметов.
2.1.1. Внутренний предел возобновления биологических потребностей, процесса их удовлетворения.
Жизнь внутренне противоречива. «...Отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше,— смертью. Диалектическое понимание жизни именно к этому и сводится». Следовательно, внутренний предел физического существования индивида коренится в самой сути физического, телесного существования.
Этот внутренний предел преодолевается порождением нового индивида. В отношениях индивидов разного пола внутреннее единство осуществляется как единство внешне, независимо друг от друга существующих индивидов. В отношениях разных полов внутренний процесс самовозобновления живого расчленился на внутренне единые, но внешне самостоятельно существующие противоположности. (Поэтому по самой сути дела зарождение нового индивида может быть прервано в любой момент, на любой стадии.)
Суть живого — в его постоянном самовозобновлении, поэтому биологически жизнь вида (рода) важнее жизни отдельных индивидов, видовые (родовые) связи играют определяющую роль по отношению к отдельным индивидам. И поддержание жизни индивида, и порождение новых индивидов есть самовозобновление живых индивидов.
Поддержание собственной жизни представляет собой поддержание индивидуального существования. Даже тогда, когда человек поддерживает свою жизнь ради других людей, непосредственно поддержание им своей жизни есть нечто индивидуальное. Напротив, порождение новой жизни и поддержание жизни нового индивида до тех пор, пока он не приобретет способности к самостоятельному биологическому существованию, есть по своей сути родовое (видовое) действие. Даже в том случае, если оно осуществляется субъективно ради порождающих индивидов.
Поддержание биологического существования индивида совершается непрерывно. Эта непрерывность осуществляется посредством возникновения, удовлетворения и возобновления биологических потребностей. На определенном этапе возобновления биологического существования индивида для поддержания нормального биологического существования самого этого индивида требуется действие по порождению новой жизни, т. е. возникает такая телесная потребность индивида в поддержании своего собственного существования, удовлетворение которой есть вместе с тем порождение новой жизни, продолжение жизни рода (вида). Такова половая потребность.
Половая потребность—это потребность индивида в поддержании своего нормального индивидуального существования, т. е. индивидуальная потребность. Но «потребление», удовлетворенна особой индивидуальной потребности есть производство другой, новой жизни, нового индивида (или новых индивидов).
Здесь мы впервые сталкиваемся с необходимой связью индивидов друг с другом, связью, внутренне, необходимо обусловленной строением их организма.
Добыча имеющихся в природе в готовом виде средств пропитания, охрана и защита от нападения и т. п. могут требовать совместных действий, может быть даже так, что без совместных действий нельзя поддержать индивидуальное существование и даже существование вида. Но по своей сути объединение для добычи (данных в природе в готовом виде) средств к биологическому существованию, для нападения, для охраны и защиты от нападения не требуется всегда с необходимостью.
Таким образом, от рассмотрения отношения человека к природе, отношения, заключающегося в поддержании собственного физического существования, мы перешли к рассмотрению отношения людей друг к другу по поддержанию жизни. Переход этот осуществляется через рассмотрение такой потребности человека в качестве живого существа, которая одновременно есть потребность в продолжении вида. В логическом аспекте это есть движение мысли от отображения взаимодействия на уровне непосредственности к отображению его на уровне сущности.
С появлением на свет детей получает вполне самостоятельную внешнюю форму существования потребность в продолжении вида (родительский инстинкт, отношение к детям) в отличие от половой потребности. Следовательно, происходит дифференциация половой потребности и потребности лишь в продолжении рода.
Итак, внутренний предел самовозобновления биологического существования человека преодолевается порождением новых людей, биологическим существованием человеческого вида (рода).
2.2 Удовлетворение социальных потребностей
Социальные потребности сложнее биологических, поскольку связаны с качественно более высоким способом существования. Все социальные потребности формируются в конечном счете на основе труда абстрактного мышления - чисто человеческих качеств и способностей. Основные различия биологических и социальных потребностей можно свести к следующим пяти моментам:
· Социальные потребности не возникают в ходе дарвиновской биологической эволюции, а искусственно воспроизводятся человеком в процессе преобразования природной среды и самого себя.
· Социальные потребности универсальны. Человек как универсальное существо может производить «по меркам любого вида» (Маркс). Человек живет всей природой, превращает её в своё «не органическое тело», «вторую природу» и для удовлетворения своих потребностей способен использовать любые её сферы и материалы.
· Социальные потребности человека носят исторический характер, т.е. могут непрерывно развиваться (закон возвышения потребностей). Потребности животного того или иного биологического вида, наоборот, остаются практически неизменны в течении всего времени существования этого вида.
· Человеческие потребности, подобно трудовой деятельности и познанию, способны развиваться бесконечно, они не имеют каких-то непреодолимых границ и пределов эволюции.
· Все человеческие потребности в той или иной мере осознаются, поэтому до какой-то степени подвластны целенаправленному формированию и контролю (которого не может быть у животного).
Любая социальная потребность имеет свою биологическую основу, некий биологический пласт или компонент. Так человеческий организм исторически формировался в процессе труда, поэтому для нормального функционирования он даже биологически нуждается в некотором объеме трудовой деятельности. Биологическая потребность в труде оказывается фундаментом для развития собственно социальной потребности в труде. Социальная потребность в труде выражает сущность социального бытия человека, без неё невозможно существование общества и полноценное развитие личности.
Каждая социальная потребность, таким образом, имеет биологическую составляющую и для удовлетворения требует расхода физической (биологической) энергии. Поэтому сервисная деятельность, направленная на удовлетворение социальных потребностей, требует учета и их биологического компонента – например, физических возможностей людей, их утомляемости, механизмов восприятия и переработки информации.
Социальные потребности – это, прежде всего потребность в труде и материальном общении (т.е. в обмене различными видами деятельности и материальными благами). Все духовные потребности являются социальными. Они существуют на трех уровнях: на уровне обыденного сознания, теоретического сознания и художественного сознания.
Маслоу считает, что потребности каждой последующей ступени становятся для человека актуальными только после того, как на достаточном уровне удовлетворены потребности другой ступени. Так, после удовлетворения насущных физиологических потребностей (еда, одежда, жилье) человек обращает на потребности в безопасности, затем - ощущает потребность в любви, после её удовлетворения становятся важными и актуальными потребности в уважении и, наконец, в само актуализации. Однако Маслоу подчеркивает, что высшие потребности могут приобретать столь большое значение для человека, что предыдущие, более насущные потребности отходят для него на второй план.
Классификация потребностей Маслоу используется в менеджменте и маркетинге для изучения поведения потребителей. Так автор известной работы «Поведение потребителей» модифицируют иерархию Маслоу, приспосабливая её к рынку товаров и услуг. Они выделяют следующие типы потребностей потребителей:
· физиологические потребности
· потребности в безопасности и здоровье
· потребности в любви и дружбе
· потребности в финансовых ресурсах и стабильности
· потребность в удовольствии
· потребность в социальном имидже
· потребность в обладании
· потребность отдавать
· потребность в информации
· потребность в разнообразии.
Заключение
Потребности человека характеризуют его индивидуальное бытие, его эмпирическую сущность (существование). Не все индивидуальные потребности человека являются и потребностями общества, они многократно превосходят общественные потребности. У общества, к примеру, нет биологических потребностей, они есть только у индивидов.
Наблюдаемое в последние годы повышение роли биологических потребностей в жизни атомизированных индивидов и совершенствование технических средств их удовлетворения отрицательно влияют на социальные потребности и, прежде всего, потребности объединяться для защиты общих интересов. Свидетельством тому является массовый отказ от участия в выборах различных органов власти, возрастание аполитичности в широких слоях населения и особенно молодежи. Односторонняя ориентация на удовлетворение биологических и материальных потребностей сужает поле деятельности общественных движений и политических партий, снижает возможность общественного контроля за
Человек - продукт общества, его перспективы определяются ведущей сферой общественного бытия. Когда Э. Фромм создавал обобщенную модель человека XX века как человека-потребителя, он отправлялся от характеристики ведущей отрасли общественной жизни первой половины XX века. Такой отраслью было индустриальное развитие, и общество этой эпохи было индустриальным обществом. Уже в XIX веке и в начале XX века наблюдалась тенденция превращения техники в ведущую отрасль общественной жизни, а технического прогресса в доминирующую отрасль развития общества. Наиболее отчетливо эта тенденция отражена в социологических исследованиях Маршалла Маклюэна.
В них нашли отражение основные черты новой эпохи - эпохи технотронной цивилизации. Эпоха технотронной цивилизации нашла свое философское обоснование в прогрессивных выступлениях многих философов конца XX века. С небольшими дополнениями это определение современной эпохи можно считать доказанным научным фактом и исходным пунктом для теоретического предсказания типа человека XXI века.
Эпоха технотронной цивилизации проявляется в стратегическом проникновении электроники во все сферы общественной и, прежде всего, в информационной сети в ходе глобальной компьютеризации всех информационных процессов. Как это сказывается на формировании человека нового типа? Прежде всего, человек все больше вытесняется из сферы непосредственного производительного труда, оказываясь не обочине генеральной линии общественного прогресса. Человек не только освобождается от функций тяжелого физического труда, но и многих видов интеллектуальной деятельности. Как отмечал М. Маклюэн, человек передает функции умственного труда компьютером, а сам воспринимает мир при помощи органов чувств, превращаясь, таким образом, в "веселого робота". Веселый робот - очень глубокая и емкая черта человека эпохи технотронной цивилизации. Еще стоит подумать: радоваться нам этому открытию или грустить.
Резюмируя сказанное о перспективе человека XXI века можно сделать вывод: сложившаяся в конце XX века система технотронной цивилизации не представляет основания для положительных изменений типа человека - это будет человек-потребитель, потерявший шанс называться человеком разумным (homo sapiens), в тенденции эволюционизирующий к аналогу своего творения - роботу, ибо технотронная цивилизация - это, в конечном счете, эра роботов.
Человек XXI века - это человек с прогрессирующим угасанием социальных потребностей, с преобладанием биологически потребностей эрзац-культуры и мистики в сфере духовных потребностей, что равносильно угасанию подлинной духовности и деградации личности. Это - бесхарактерный безвольный человек, легко поддающийся соблазнам низкопробным увлечениям наркотиками, человек без патриотизма, космополит, "гражданин мира".
Список используемой литературы:
1. Орлов С.В. Человек и его потребности /учебное пособие М.2006
2. Блэкуэлл д., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. 9-е изд. СПб.: Питер 2002
3. Грановская р.М. Элементы практической психологии. 5-е издание СПб.: Речь, 2003
4. Ершов п.М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990
5. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003
6. Обуховский К.галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Речь, 2003
7. Масионис Дж. Социология. 9-е издание СПб.: Питер, 2004
8. Сервисная деятельность: Учебное пособие /под общ. Ред. В.К. Романович. 3-е изд. СПб.: Питер 2005.
9. Смирнова Е.Т. Сервисная деятельность (введение в сервисологию): учеб. Пособие. М.: ГОУ ВПО «МГУС», 2004.
10. Черняков В.Г. Человек и его потребности/ Учеб. Пособие Рыбинск: РГАТА, 2003