Курсовая Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
СОДЕРЖАНИЕ
1. Краткая аннотация проекта
1.1 Актуальность проекта, цели и задачи проекта
1.2 Этапы и сроки выполнения проекта
1.3 Ожидаемые результаты проекта
2. Креативное воображение как цель обучения в начальных классах
2.1. Особенности воображения как психического процесса
2.2. Роль креативного воображения на уроках изобразительного искусства
3. Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства
3.1. Система учебно-творческих заданий по развитию воображения
3.2. Психолого-педагогические основы организации учебной работы
3.3. Диагностика уровня развития креативного воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства
4. Заключение
5. Список литературы
6. Приложение
1. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
1.1 Актуальность проекта, цели и задачи.
Актуальность проекта. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное "наращивание".
Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года", "Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12летней школе)" делается акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.
С точки зрения педагогической психологии наиболее актуален вопрос о формировании креативного воображения и творческих способностей именно для детей начальной школы как первой ступени среднего образования. И поэтому приходим к выводу, что вопросы творчества приобретают все большее значение в системе художественного образования, а также образования в целом.
На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.
В результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема проекта, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития креативного воображения младших школьников в учебном процессе.
Вышеизложенное обусловило выбор темы проекта: "Творческие задания как средство развития креативного воображения школьников в учебном процессе".
Цель проекта: разработать систему творческих заданий, ориентированную на повышение уровня развития креативного воображения младших школьников, выявить комплекс педагогических условий, способствующих ее эффективному функционированию в учебном процессе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс
Предмет исследования: развитие креативного воображения младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.
Гипотеза исследования: развитие креативного воображения младших школьников средствами творческих заданий будет эффективным, если:
на основе системного, личностнодеятельностного подхода разработать и реализовать систему творческих заданий, особенностью которой является организация творческой деятельности, ориентированной на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, что находит отражение в компонентном составе системы (целевой, содержательный, деятельностный, результативный);
выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий эффективного функционирования системы творческих заданий в начальной школе:
1) личностнодеятельностное взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности;
2) обеспечение творческой продуктивности младших школьников в рамках дополнительной учебной программы;
3) диагностика уровня развития креативного воображения младших школьников.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи проекта:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы исследования в педагогической теории и практике.
2. Конкретизировать понятие "творческая деятельность младших школьников".
3. На основе системного, личностнодеятельностного подхода разработать и реализовать систему творческих заданий, ориентированную на развитие креативного воображения младших школьников.
4. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование системы творческих заданий в учебном процессе.
5. Обеспечить межпредметную связь (развитие речи, информатика, музыка, технология, математика).
Исследования проводились в три этапа на базе муниципальной общеобразовательной школы № 15, г. Новотроицка, Оренбургской области. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы исследования.
1.2 Этапы и сроки выполнения
№
Название этапа
Сроки
Содержание
1.
поисководиагностический
Сентябрь 2005г.- Октябрь 2005г.
1. Изучить состояние проблемы в теории и практике начальной школы.
2. Разработать понятийный аппарат и программу исследования.
3. Выдвинуть рабочую гипотезу, определить последующие задачи.
Использовать такие методы научнопедагогического исследования, как теоретический анализ, наблюдение, методы опроса (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся.
2.
теоретикоэкспериментальный
Ноябрь 2005г.-Февраль 2006г.
1. Разработка системы творческих заданий, выявление и проверка условия ее эффективного функционирования.
2. Проверка формирующего этапа эксперимента, гипотезы, выполнение задачи.
Ведущими методами явились: педагогический эксперимент, наблюдение, диагностические методы (беседы, анкетирование, тестирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся).
3.
обобщающий
Март 2006г.-Май 2006г.
1. отрабатать окончательные выводы и предложения.
2. осуществить проверку и обработку результатов исследования.
3. провести обобщение, систематизацию, описание полученных результатов.
4. Провести работу по внедрению результатов в школьную практику.
Основные методы исследования: анализ, обобщение результатов исследования, методы математической статистики.
1.3 Ожидаемые результаты проекта:
1. Разработка и реализация системы творческих заданий для развития креативного воображения.
2. Выявление и обоснование комплекса педагогических условий эффективного функционирования разработанной системы.
3. Повышение уровня развития творческого мышления и креативного воображения учащихся, необходимых для развития умения решать творческие задачи, предполагающие систематично и последовательно преобразовывать действительность, что составляет основу системного, диалектического мышления, произвольного, продуктивного, пространственного воображения.
4.Применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности.
5.Своевременное выявление недостатков организации творческой деятельности учащихся, внесение необходимых изменений, индивидуальный подход к развитию каждого ученика.
2. КРЕАТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ КАК ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, воображение является центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста. Формируется воображение в игровой деятельности, которая является ведущей в этом возрастном периоде. В ситуации игры воображение дошкольника получает широкий простор и проявляется в наиболее ярких, красочных формах, в связи с чем создается впечатление, что маленький ребенок живет наполовину в мире своих фантазий и что его воображение сильнее, богаче, оригинальнее воображения взрослого.
Однако Л.С. Выготский, рассматривая проблему воображения в возрастном аспекте, показывает несостоятельность таких позиций. Он утверждает, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни. И поэтому опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека, интеллект элементарнее и проще, вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребенка богаче. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребенок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся неожиданными и оригинальными.
В возрастном периоде, который начинается с момента поступления ребенка в школу, ведущей деятельностью становится учебная, в рамках ее происходит дальнейшее развитие всех психических процессов, в том числе и воображения.
Произвольность воображения проявляется в умении младшего школьника сознательно ставить цели действия, преднамеренно искать и находить эффективные средства и приемы их достижения. Кроме того, у детей постепенно формируется способность к выполнению действий, в том числе планирования в уме.
Таким образом, подход к изучению воображения как к возможности осмысления ребенком своей деятельности позволяет, с одной стороны, выделить особую значимость этого процесса для психического развития, а с другой – перенести логику его развития на все виды и формы деятельности в младшем школьном возрасте. Образцы воображения в этот период становятся более полными, чем у дошкольников, причем элементов репродуктивности – простого воспроизведения значительно меньше, и в большей степени появляется творческая переработка впечатлений. В связи с усвоением школьниками сведений об объектах окружающего мира и условиях их происхождения многие новые комбинации образов приобретают логическую аргументацию, что является важнейшей предпосылкой развития творческого (продуктивного) воображения у младших школьников.
2.1 Особенности воображения как психического процесса
Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно – на рубеже XIX–XX веков. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С.Д. Владычко, В.Вундт, Ф. Матвеева, Э.Мейман, А.Л.Мищенко, Т.Рибо). Постепенно аспекты изучения этой проблемы все более расширяются, разрабатываются методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, даются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами.Особую актуальность приобрели исследования по изучению «природы» творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Я. Пономарев, В.Н. Пушкин), разработке принципов и способов создания диагностических методик дифференциальной психологии с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей (Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленский, А.В. Запорожец, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский).
Таким образом, в психологии возрастает интерес к проблемам творчества, а через него и к воображению как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.
Воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению. По мнению отечественных психологов, воображение отражает действительность не как существующую реальность, а как возможность, вероятность. С помощью воображения человек стремится выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени, т.е. он ориентируется в вероятностной, предполагаемой среде. Это позволяет находить не один, а множество вариантов решения любой ситуации, что становится возможным за счет многократного переструктурирования имеющегося опыта.
Таким образом, воображение – это психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специальной форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения.
Физиологический процесс воображения представляет собой процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга.
Говоря о воображении, как высшей психологической функции, можно заключить, обобщая весь материал, в схему.
ВООБРАЖЕНИЕ
ВИДЫ
СПОСОБЫ
По признаку активности:
1) активное
2) пассивное
По признаку самостоятельности и оригинальности:
1) воссоздающее
2) творческое
1) синтез
2) аналогия
3) акцентирование
4) типизация
5) схематизация
6) гиперболизация
7) агглютинация
Данная схема показывает виды и способы воображения, которые проявляются у человека в процессе деятельности.
Более подробно рассмотрим эти понятия.
Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов.
Синтез – мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в результате анализа.
Аналогия – создание нового по аналогии (сходству) с известным. Аналогия представляет собой переход от одних явлений к другим. При использовании этого метода сохраняются отношения между признаками, но изменяются какие-то элементы в явлениях. Пример аналогии: самолет напоминает птицу.
Акцентирование. Здесь выделяется какая-то часть предмета или часть тела животного или человека и изменяется по величине, так создаются дружеские шаржи и карикатуры.
Типизация – выделение существенного, повторяющегося в фактах и воплощение их в конкретном образе (например, профессиональные образы шахтера, врача, рабочего).
Схематизация. Это способ, при котором отдельные представления сливаются, различия сглаживаются (схематичный рисунок).
Гиперболизация – парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (лилипуты, Гулливер, Карлик Нос).
Агглютинация. Новое получают путем присоединения к одному объекту признаков другого объекта, соединение различных несоединимых в жизни свойств (например, кентавр – человек-зверь, птица Феникс – человек-птица).
Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения: активность, связь с намерениями человека, самостоятельность создания новых образов.
По признаку активности различают пассивное и активное воображение. В случае пассивного воображения имеется отрыв от практической деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не реализованы в жизни. В этом случае человек может намеренно, а иногда и невольно временно уходить в область далеких от действительности представлений. Образцы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами.
Активное воображение – это воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Так, например, приступая к изготовлению поделки, мы формируем их образ, продумываем, из каких материалов она может быть изготовлена, как осуществить сборку.
В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное или условное изображение этого нового. Очень важно для создания правильных представлений о новом описать его образно, так рассказать о нем, чтобы вызвать живые образы, которые конкретизировали бы абстрактные данные, характеризующие это новое. Важнейшим условием правильного представления того, что описывается словами, является наличие знаний, на которые должны опираться образы, воссоздаваемые по описанию.
Креативное воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Это воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Оно связано с творческой деятельностью человека.
Многие исследователи отмечают, что в процессе школьного обучения преимущественно «тренируются» такие психические процессы, как память, восприятие, мышление, а развитию воображения уделяется недостаточное внимание. Вместе с тем, учитывая, что все познавательные процессы находятся в отношениях тесной связи и взаимозависимости (как элементы единой системы), можно говорить о том, что активное в учебной деятельности любой из указанных функций создает благоприятные предпосылки и для развития воображения.
С точки зрения Л.С. Выготского, воображение и мышление теснейшим образом переплетаются так, что их бывает трудно разграничить; и тот, и другой процессы участвуют в любом творческом акте. Творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного и в этом смысле прямо противоположно тому, что уже познано. Но чтобы соответствующим образом действовать, необходимо создавать предварительно воображаемые модели творимого объекта. Из различных вариантов отобранными будут те, в которых наиболее полно определяются не только конечные цели творчества, но и отправные данные для его осуществления, т.е. имеется достаточный запас информации. Образно говоря, в ряде случаев воображение создает «зону ближайшего развития» мышления. Вот почему воображение следует рассматривать в теснейшей связи с мышлением. Творческое мышление – это и есть мышление плюс воображение, иначе говоря, это единственный интеллектуально-волевой процесс.
Изучению проблемы взаимосвязи воображения и памяти посвящены работы Л.С. Выготского, П.П. Блонского, З.М. Истоминой. Так, П.П. Блонский отмечал, что оперирование образами начинается с простой автоматической репродукции и спонтанного фантазирования и кончается сознательной репродукцией и творческим воображением. Следовательно, обогащение чувственного опыта, расширение объема памяти ребенка необходимо для создания достаточно прочных основ его творческой деятельности. Чем больше ребенок слышал, видел, пережил, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных возможностях будет деятельность его воображения.
Вместе с тем, для развития воображения важна не сама по себе среда, а то, как она воспринимается ребенком, как она ему преподносится. При формировании воображения предметная среда должна рассматриваться не только со стороны многообразия, но и особого обеспечения пространства, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить. Последнее играет решительную роль при формировании воображения и может быть обеспечено за счет введения в окружающую его сферу предметов малоизвестных и нестандартных, которые можно использовать по-разному в зависимости от обстоятельств.
Существенное значение в развитии и функционировании воображения имеет речь. Исследованию роли речи в процессе становления воображения всегда отводилось должное место в работах отечественных психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская). Отмечается, что мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи, что дети с задержкой речевого развития оказываются отстающими и в развитии мышления, и в развитии воображения. Участие второй сигнальной системы в формировании и развитии образов воображения помогает «разворачиванию» этих образов, способствует их совершенствованию.
Таким образом, можно подвести итог по данному вопросу:
· воображение является одной из форм отражательной деятельности сознания;
· специфика отражательной деятельности воображения заключается в том, что оно отражает действительность как возможность, вероятность, путем переконструктурирования имеющегося опыта, т.е. обеспечивает ориентацию человека в вероятностной среде;
· воображение сочетает в себе признаки и чувственного, и логического познания, сохраняя при этом свою специфику;
· деятельность креативного воображения опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека, прослеживается тесная связь воображения с реальной действительностью;
· деятельность воображения значительно активизируется в условиях дефицита внешней информации, процесс воображения, его богатство, сила, содержательность обусловлена прошлым опытом личности, опирается на него;
· воображение находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами и речью.
В начале XX века возникла педагогическая теория свободного воспитания. Немецкие исследователи предполагали, что ребенку не следует мешать в его творческом становлении, он должен развиваться спонтанно, самопроизвольно. Свободное воспитание предполагает невмешательство во внутренний мир ребенка: нужно следить, наблюдать, но не обучать приемам деятельности. Ребенок будет самосовершенствоваться. Таким образом, эти исследователи исключали явление социального фактора, признавая в личности развитие индивидуальности.
Отечественная педагогика, начиная с 20 годов ХХ века, определила, что развитие творчества у ребенка требует активной помощи взрослого. В 1925 году Е.А. Флерина написала ряд статей, где она ставила задачи, как развивать детское творчество, связывая его с обучением. Она противопоставляла обучение творчеству. Успешное усвоения учебного материала будет оказывать положительное влияние на творчество.
Современная наука определяет креативное творчество как специфический вид деятельности, порождающий качественно новое и отличающийся неповторимостью произведения, имеющий общественно-историческую уникальность. Творчество – процесс мышления в его высшей форме, который требует решения задачи новым способом.
Необходимым условием творческой деятельности художника являются способности (уровень развития психических процессов). Если результатом творческой деятельности взрослого является произведение искусства, то результат детского творчества – это образ выразительный. Художественный образ передает субъективно-объективный мир художника. Творчество ребенка определяется двумя факторами:
· Субъективный (развитие анатомо-физеологических особенностей).
· Объективный (воздействие явлений окружающей жизни).
Таким образом, выделяем этапы творчества у детей:
1) Подготовительный этап (побуждение к созданию картины, встреча с необходимыми людьми и т.д.).
2) Вынашивание замысла (ребенок создает эскиз, зарисовки, подбирает изоматериалы). Часто этот этап бывает у детей «свернут» .
3) Реализация замысла (создание конкретного произведения, завершение работы).
4) Представление картины зрителю (выставка работ). Этот этап имеет особое значение для детей.
2.2 Роль креативного воображения на уроках изобразительного искусства
Изобразительная деятельность является составной частью культуры человека, это его живая потребность, т.к. занимаясь искусством, человек не только овладевает практическими навыками, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, а также развивает свои психические процессы. Изобразительная деятельность развивает умение наблюдать, анализировать; творческие способности, художественный вкус, воображение, эстетические чувства (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний), способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности, развивает органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления. Отсюда следует, что уроки изобразительного искусства необходимы и очень важны в системе общего образования.
На уроках изобразительного искусства итогом работы является рисунок. Это лишь внешний результат учеников, но в нем зашифрован весь путь развития тех мыслеобразов, которые были заданы темой. Рисунок – это та материальная форма, в которую вылились мысли. И от того, насколько они были многообразны и активны зависел результат. Здесь мы понимаем огромное значение развития воображения на уроках изобразительного искусства, как важного фактора в решении тех или иных художественных задач. Отсюда мы делаем вывод, что воображение на уроках изобразительного искусства носит активный творческий характер.
Любой художественной работе присуще понятие – творчество, т.к. оно (творчество) в изобразительном искусстве связано с необходимостью создания чего-то нового, своего, ранее не существовавшего. Это просматривается в детских рисунках.
Когда дети на уроках начинают экспериментировать с формой и цветом, они сталкиваются с необходимостью отыскать такой способ изображения, в котором объекты их жизненного опыта могли бы воспроизводиться с помощью определенных средств. Изобилие оригинальных решений, которые они создают, всегда изумляют, в особенности потому, что дети обращаются, как правило, к самым элементарным темам.
Например, при изображении портрета человека дети не стремятся быть оригинальными, и все же попытка воспроизвести на бумаге все то, что они видят, заставляет каждого ребенка открывать для себя новую визуальную формулу для уже известного предмета. В каждом рисунке можно заметить уважение к основному визуальному понятию о человеке. Это доказывается тем, что любой зритель понимает, что перед ним изображение человека, а не какого-либо другого объекта. В то же время каждый рисунок существенно отличается от других.
Объект представляет только незначительный минимум характерных структурных признаков, взывая тем самым к воображению в буквальном смысле слова. В детских рисунках предлагается множество решений по изображению отдельных частей человеческого лица.Варьируются изображения не только частей лица, но и контурных линий самого лица. Некоторые рисунки имеют множество деталей и различий, другие – всего лишь несколько. Круглые формы и прямоугольные, тонкие штрихи и огромные массы, противопоставления и частичные совпадения – все используется для воспроизведения одного и того же объекта. Но простое перечисление одних лишь геометрических различий ничего не говорит нам об индивидуальности этих изображений, которая становится очевидной благодаря внешнему виду всего рисунка.
Эти различия частично обусловлены стадией развития ребенка, частично его индивидуальным характером, отчасти они зависят от целей, для которых создавался рисунок. Взятые все вместе, рисунки свидетельствуют о богатстве художественного воображения детей.
Отсюда следует, что роль творческого воображения на уроках изобразительного искусства велика. И развитие творческого воображения является одной их главных задач в системе эстетического обучения, т.к. рисунок является источником творческой деятельности.
3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьника – мышление и воображение. Если ребенок недостаточно был в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому очень важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Так у младших школьников сензитивный период – это период развития мышления и воображения. Какую же форму это развитие приобретает на уроках изобразительного искусства? Форму творчества, через которую у детей учитель развивает творческое воображение различными педагогическими методами и приемами.
Обладая системой понятий, отражающих действительные связи и отношения предметов и явлений, школьник знакомится с закономерностями объективного мира. Постепенно ученик классифицирует объекты и явления действительности. Учится анализировать и обобщать, систематизировать. Интенсивному развитию воображения способствует целенаправленность учебных занятий. Так с 1-го класса учитель учит детей организованной целенаправленной творческой деятельности, формирует умение подчинять весь творческий процесс решению конкретной задачи. Это очень сложная задача, т.к. у учащихся начальных классов проявляется часто пассивность воображения. Поэтому с 1-го класса применяются самые разнообразные приемы, активизирующие творческую деятельность. По мере перехода из одного класса в другой школьники все больше знакомятся с понятиями. Мыслительная деятельность младшего школьника имеет наглядный характер и в значительной степени связана с чувственным познанием. Поэтому в начальных классах широко используются наглядные методы и приемы, которые успешно могли бы развивать творческое воображение на уроках изобразительного искусства.
В начальных классах на уроках изобразительного искусства главным принципом обучения является наглядность и постепенность; широко используются словесные, наглядные, практические методы и игровые приемы, которые способствуют развитию творческого воображения. Рассмотрим в схемах методы и приемы.Словесные методы
· Вопросы (наводящие, поисковые)
· Рассказ (используется в первой части урока, должен быть кратким и соответствовать теме)
· Беседа (выступает в форме вопросов)
· Указания (общие и индивидуальные, используется на протяжении всего урока)
· Пояснения (направлены на последовательность проведения работы, на планирование конкретного материала)
· Художественное слово (используется на уроке в любой части, придает красочность и выразительность заданной теме)
Наглядные методы
· рассмотрение
· наблюдение
· показ (частичный
Практические методы играют большое значение на уроках изобразительного искусства. Формы работы представляются ведением уроков (работа с натуры. Тематическое рисование, декоративно-прикладное, беседа). Отсюда следует, что учителю на уроке изобразительного искусства необходимо грамотно, используя выше перечисленные формы, методы и приемы работы с детьми, развивать творческое воображение у детей 1-3 классов, потому что за учебными столами не только будущие художники, но и зрители. Они зададут степень приобщенности к подлинным высотам искусства и от того, какие знания они получат, каким мастерством они овладеют, будет зависеть уровень художественной культуры общества в целом.
3.1 Система учебно-творческих заданий по развитию креативного воображения
Младший школьный возраст – самый яркий период выявления потенциальной художественной талантливости почти всех детей и, вместе с тем период, когда дети наиболее восприимчивы к развитию творческого воображения.
С точки зрения отечественных психологов, все психические функции возникают и развиваются в процессе основных видов деятельности – игры, труда, учения и общения. Поэтому необходимым условием формирования и совершенствования любого психического процесса (в том числе и воображения) является включение субъекта в активные формы деятельности, какой и является изобразительная деятельность.
Развитие креативного воображения через изобразительную деятельность может происходить как на уроках, так и во внеурочное время (кружок). Каждое учебное заведение, учитель сам выбирает программу, по которой он будет работать. В любой программе по изобразительному искусству (Кузина В.С., Немского Б.М., Шпикаловой Т.Я., Копцевой Т.А. и др.) решаются задачи по развитию воображения. Я хочу предложить ряд творческих заданий, которые можно использовать на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время для развития креативного воображения детей.
1. Дидактическая игра «Пифагор», «Волшебная мозаика».
Цель: сложить из отдельных элементов определенные фигуры по словесной конструкции (без образа).
В качестве конструктивного материала можно использовать следующие комплекты деталей:
1) два комплекта картонных деталей, полученных путем разрезания квадратов
8 фигур 7 фигур
2) комплект картонных полукругов различной величины
3) набор деталей, включающий элементы двух предыдущих комплектов.
Все предложенные для воссоздания объекты должны быть хорошо знакомы детям. Они складывают изображения предметов, начиная с простых (гриб, кораблик, домик) и заканчивая более сложными (насекомые, животные, человек).
2.«Мазайка»
Даны графические изображения четырех данных геометрических фигур. Используя их многократно, с изменением размера и пространственного положения, нужно составить из них предметы.
3. Дидактическая игра «Перевертыши».
Детям предлагаются наборы из 20 карточек со схематическими изображениями на них каких-либо предметов или простых геометрических фигур. В каждом наборе пять комплектов по четыре карточки с изображением одной и той же фигуры, но в разных пространственных ракурсах.
Дается установка дорисовать эти фигуры до какого-либо целостного изображения, не меняя при этом их пространственного расположения..
4. «Дорисуй картинку». Детям предлагаются карточки с упрощенным схематическими изображениями предметов и незаконченными линиями неопределенного характера, которые надо дорисовать так, чтобы получилась картина, например, волшебного леса. Можно разработать темы: «Волшебный лес», «Сказочная поляна», «Подводное царство» и т.д.
5. «Рисуем настроение». Педагог предлагает детям нарисовать разное настроение каждой голове ребёнка.
7. Упражнение «Волшебные кляксы». Дорисовать кляксу в известный образ
8. Упражнение «Волшебные пальчики». По отпечатку кисти дорисовать изображение.
9. «Охотник». Цель: увидеть в сплетениях линий образы знакомых животных;
Задание: попытаться создать свою работу.
10. «Дорисуй линию». Дорисовать линию до известного объекта.
11. «Дорисуй узор». Продолжить узор на вазе.
12. «Симметрия». Дорисовать симметричный узор.
13. «Ассиметрия». Дорисовать ассиметричный узор
14. «Весёлые человечки» Из шаблона изобразить человечка в различных движениях.
15. Создание картины по собственному замыслу.
3.2 Психолого-педагогические основы организации учебной работы
Любая учебная деятельность имеет цель, средства, формы, методы и результат, а также она характеризуется определенными дидактическими принципами: прочности, целеполагания, научного содержания, доступности, систематичности, последовательности, активности, наглядности, осознанности. Процесс обучения включает в себя взаимосвязанные психические процессы (память, мышление, внимание, воображение). И одним из определяющих компонентов является цель. Целью обучения мы называем мысленно предполагаемый конечный результат. От него зависит характер деятельности учителя и учащихся, организационные формы и методы обучения. Под конечным результатом в данном случае мы подразумеваем развитие творческого воображения. Задачи, решаемые в процессе достижения этой цели:
1. Стимулировать учебно-познавательную активность учащихся.
2. Организовывать их к познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками.
3. Развивать творческое мышление, воображение, способности, дарования.
4. Формировать нравственно-эстетическую культуру.
5. Совершенствовать учебные умения и навыки.
Основой организации учебной работы является структура, состоящая из семи компонентов: целевой, мотивационный, содержательный, деятельно-операционный, эмоционально-волевой, контрольно-регулирующий, оценочно-результативный.
Данная структура обеспечивается определенными технологическими требованиями:
1. Отчетливая целенаправленность урока.
2. Достаточное организованное и материальное обеспечение урока.
3. Оптимальный психологический режим урока.
4. Оптимальный темп и ритм работы на уроке.
5. Систематическая последовательность учебных операций и преемственность.
6. Завершенность операций.
7. Экономия времени на уроке.
8. Непрерывный контроль и самоконтроль.
9. Закрепление знаний, умений, навыков.
10. Непрерывное совершенствование учебного процесса.
А также необходимо помнить о педагогических методах, посредством которых осуществляется урок как основная структура организации учебной работы.
МЕТОДЫ
словесные
наглядные
практические
репродуктивные
поисковые
индуктивные
дедуктивные
самостоятельной работы
В процессе жизни человек включен в самые разные виды деятельности, в трудовую, учебную, игровую. В младшем школьном возрасте, который рассматривается в работе, игровая деятельность находится рядом с учебной. Это необходимо учитывать наряду с различными методами и формами организации учебной работы.
Этот возрастной период характеризуется активным физическим развитием. Поэтому очень важно практиковать различные виды деятельности на уроке и использовать физкультурные минутки. Не менее важное педагогическое значение имеют особенности развития психических процессов и познавательной деятельности. В младшем школьном возрасте у ребенка начинает формироваться вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и воображением, на основе наглядно-образного мышления.
ИГРА + УЧЕНИЕ = ОБРАЗОВАНИЕ
Изобразительное искусство – занятие, давно знакомое ребенку. И на этом уроке необходимо особенно первоклассников похвалить за работу, и тем самым показать детям, что каждый замечен. Рисунки первоклассников различаются не столько по содержанию, сколько по качеству. И здесь очень важно учителю понять, что способности бывают разные: актуализированные (уже раскрытые и развитые) и потенциальные (еще не проявившиеся по независимым от ребенка причинам). На первых порах важно, что дети уже мотивированы к изобразительной деятельности и их не надо заставлять ни замечаниями, ни отметками, ни другими школьными средствами принуждения к учению. Однако, эта мотивация может ослабнуть или даже совсем исчезнуть, если уроки станут неинтересными или не будут опираться на уже имеющийся детский опыт. Поэтому я на уроках изобразительного искусства постоянно активизирую мыслительную, творческую деятельность учащихся, а это происходит с помощью развития познавательного интереса.
Ребенок, в отличие от взрослого, ежедневно имеет дело с чем-то ранее ему неизвестным и вынужден искать и находить способы его освоения. Новые и сильные влечения способны комбинироваться в воображении ребенка в самые неожиданные сочетания.
Способность комбинировать в воображении жизненный и культурный опыт на основе ассоциаций (объединение двух или нескольких впечатлений) и диссоциаций (разъединение, нарушение связей внутри привычной общности) является основным психологическим механизмом творчества. Любое создание фантазии ребенка строится из элементов, полученных из реальности и закрепившихся в его опыте. Чем шире его чувственный опыт, разнообразнее впечатления и переживания, тем богаче материал, который может комбинировать воображение. Однако для создания творческого продукта необходима еще способность своевременно использовать накопленный опыт, у разных детей эта способность развита неодинаково. Они не актуализируют свой личный жизненный опыт в рисунках, т.к. рисуют то, что велит учитель, и ждут его точного указания – образца. Другим для актуализации личного жизненного опыта требуется какой-то выбор или хотя бы аналогия их наблюдениям и впечатлениям. Третьим достаточно подсказать только направление – поискать в жизни что-то значимое, и они быстро увлекаются новым замыслом. Для налаживания и укрепления этой связи фантазии с реальностью учителю необходимо всячески расширять чувственный опыт своих учеников и воспитывать способности к его актуализации.
Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Чувства всегда стремятся воплотиться в определенные образы и как бы подбирают себе соответствующий жизненный материал: впечатления, мысли, события, никак не связанные друг с другом логически, могут объединяться на основе того настроения, которое они у нас вызывают, и породить образы, которых в действительности никогда не было. Наличие эмоциональной связи между фантазией и реальностью требует от педагога создавать два вида условий для детского изобразительного искусства. Сначала необходимо возбудить у учеников эмоциональное отношение к заданию, а затем, когда эмоции уже действуют, оберегать их от сторонних помех и собственного несвоевременного вмешательства. Чувства легко «спугнуть», а вместе с ними исчезнут и еще неустойчивые у детей образы фантазии. Опыт, знания, убеждения взрослого человека могут не только обогащать фантазию, но и быть для нее тормозом, которого ребенок еще не приобрел. Обучить акту творчества нельзя. Он не подчиняется никаким правилам и указаниям, требует особого состояния, которое непосредственно зависит от индивидуальности ребенка. Но это вовсе не значит, что учитель не может содействовать его образованию и проявлению у детей.
Деятельность творческого воображения ребенка почти никогда не возникает без помощи и участия взрослого. Но роль взрослого заключается не в том, чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с учеником восходить к акту творчества. Для реализации этого принципа необходимо не только инициировать детское воображение через разные формы связи фантазии и реальности, но и определенным образом построить ту часть урока, когда дети создают и реализуют замыслы своих рисунков. Урок должен содержать несколько стадий, каждая из которых отмечается своим содержанием и характером взаимодействия учителя с учеником.
1. Стадия подготовки материала к замыслу. Активизация накопленного жизненного и культурного опыта, освоение способов построения художественной формы.
2. Стадия постановки замысла-задачи. Основывается на том, что воображение детей имеет направленный характер, т.е. построение образа будущего рисунка вначале полностью или частично может осуществляться произвольно, как решение отдельной задачи. Способность сочинить замысел имеет у детей не только индивидуальные, но и возрастные особенности. Замысел–задача и образ складываются не до, а в процессе изображения и могут изменяться или отклоняться от придуманного и названного словами.
3. Стадия творчества. Требует особого состояния сосредоточенности и полного подчинения изображаемому. Отношения между учителем и учеником на этой стадии строго индивидуальна. Задача учителя – внушить ребенку уверенность в его успех.
Таким образом, были рассмотрены психолого-педагогические основы организации учебной деятельности в целом на уроках изобразительного искусства младших школьников.
Вывод: школа как общественный институт призвана целенаправленно и последовательно передавать новому поколению исторически развитые формы культурного развития, т.е. развивать эстетическое сознание детей, эстетическое отношение к действительности, способность к ее освоению по «законам красоты» с учетом дидактических принципов обучения, взаимосвязанных психических процессов, педагогических методов и приемов обучения.
3.3 Диагностика уровня развития креативного воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства
В младшем школьном возрасте имеются широкие возможности для развития креативного воображения у детей в связи с формированием таких психологических новообразований, как произвольность, внутренний план действий, по мнению Л.С.Выготского, именно в этот период устанавливаются наиболее тесные связи фантазии с речемыслительными процессами, начинает складываться новая функциональная система воображения.
Методика исследования особенностей воображения учащихся была разработана кандидатами педагогических наук, профессорами МПГУ Речицкой Екатериной Григорьевной и Сошиной Еленой Александровной на основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры» («Incomplete Figures Тask»). Тест предназначен для диагностики креативных способностей детей.
Ребенку на отдельных бланках показывают изображения простых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, трапеция) или контуры элементов отдельных предметов. И предлагают на основании каждой из предлагаемых фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как внутри контура, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах. (Приложение 14).
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей, а не техническая отделка рисунков.
Время работы не ограничивается, так как в противном случае у ребенка появляется тревожность, неуверенность, а это противоречит характеру творческого процесса, элементарное проявление которого должно быть смоделировано в ходе эксперимента.
Данная методика позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. С точки зрения Е. Торренса, деятельность творческого воображения начинается с возникновения чувствительности к проблемам, недостаткам, отсутствующим элементам, дисгармонии и т.п., т.е. в условиях дефицита внешней информации. В данном случае фигуры для дорисовывания и соответствующая инструкция провоцируют появление такой чувствительности и создают возможность для многозначного решения задания. Согласно терминологии Е. Торренса, происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что проявляется в создании многообразных рисунков.
Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест-фигуры в качестве частей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Возможность осуществления такой реконструктивной функции воображения заложена в самой специфике этого психического процесса. В основе механизма воображения всегда лежат процессы диссоциации и ассоциации, анализа и синтеза имеющихся представлений. Ребенок, достраивая фигуры до предметных изображений, осуществляет операцию синтеза. Однако это возможно лишь через предварительный анализ данной фигуры, вычленение ее из ряда объектов, выделение ее свойств, изучение ее функциональных особенностей и т.д. От уровня сформированности операций анализа и синтеза во многом зависит продуктивность деятельности воображения.
Изобразительная деятельность, как отмечают психологи, позволяет как бы вывести процессы воображения из внутреннего плана во внешний, что создает своего рода наглядные опоры при недостаточном уровне сформированности внутренних механизмов комбинаторики процессов воображения у детей.
Существует несколько показателей, определяющих уровень сформированности воображения ребенка.
1. Количественная продуктивность его деятельности. Высчитывается по числу композиций, выполненных на основе каждой из предложенных фигур.
2. Гибкость использования идей. В результате ее детские работы можно разделить на творческие и нетворческие. К нетворческим относятся:
· типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращается в один и тот же элемент изображения (круг – колесо машины, самоката, велосипеда и т.д.);
· рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращаются в часы).
К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения.
3. Оригинальность воображения. Наличие у ребенка большого количества оригинальных изображений свидетельствует о силе, пластичности его фантазий и, напротив, несформированность механизмов комбинаторики процессов воображения приводит к возникновению большого числа стереотипных композиций.
По одному из этих показателей нельзя судить об уровне сформированности воображения. Поэтому кандидатами психологических наук, профессорами Речицкой Е.Г. и Сошиной Е.А. были разработаны шесть качественных уровней, по которым можно распределить всю совокупность детских рисунков:
1 уровень – работам свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей. Дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.
2 уровень характеризуется меньшей схематичностью изображения, появлением большого числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами.
3 уровень – характерно возникновение вокруг основного изображения «поля вещей», т.е. предметной оформленности окружающей среды (так, трапеция, уже не просто тарелка, а ваза, стоящая на столе, или круг – не просто яблоко, а на тарелке). На этом уровне наблюдается также изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения (например, круг уже не мяч или воздушный шар, а голова человека, животного, колесо машины; квадрат – зеркало или шкаф, а корпус робота, кузов грузовика и т.п.). Вместе с тем, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.
4 уровень – в работах отмечается широко развернутая предметная среда. Дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.
5 уровень – для работ характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования тест-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.
6 уровень – качественное отличие данного уровня от предшествующих заключается в характере использования тест-фигуры, которая уже не выступает как основная часть композиции, а включается в ее сложную целостную структуру в качестве мелкой второстепенной детали. Такой способ изображения принято называть «включением». На этом уровне отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как «материала», толчка к воображению и творчеству.
Использование при создании идей и продуктов воображения действия «включения» обеспечивает многовариативность решения задач, перестраивая и направляя процесс воображения в сторону поиска оптимального решения, что соответствует вероятностному характеру отражения действительности, составляющему специфику процесса воображения.
Я провела исследование по изучению особенностей воображения учащихся начальных классов (2-4), используя методику, разработанную Речицкой Е.Г. и Сошиной Е.А. на основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест проводился с учащимися двух классов. Первоначально в 2005-2006 учебном году, и затем в 2006-2007 учебном году.
Данные 2а класса 2005-2006 уч.года. И этот же класс 2006-2007 уч.год.
Данные 3 в класса 2005-2006 уч.года. И тот же класс 2006-2007 уч.год
Средний показатель уровня развития воображения составляет:
2 а класс – 2,2 3 в класс – 3,3
3 а класс – 2,8 4 в класс – 4,0
Вывод: уровень развития воображения увеличился за год на 0,6 у одного класса и на 0,7 у другого. Поэтому можно говорить об эффективности творческих заданий, игр и упражнений, которые я использовала на уроках. Позитивные сдвиги в деятельности воображения, выявленные при сравнении показателей двух лет обучения, свидетельствуют о возможности в процессе целенаправленного обучения повышать уровень развития данного психического процесса.
Таким образом, полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что поставленная цель - разработка, обоснование и реализация системы творческих заданий и выявление комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования достигнута, выдвинутая гипотеза об эффективности развития креативного воображения младших школьников с помощью системы творческих заданий доказана, поставленные задачи решены.
4. ЗАКЛЮЧЕНИИЕ
Креативное воображение является необходимым условием для любой деятельности человека. Особенно важное значение приобретает этот психический процесс для детей при обучении. Любой школьный предмет (математика, литература, развитие речи, музыка изобразительное искусство и т.д.) требуют эффективной работы этой психической функции. Вот почему важно целенаправленно развивать творческое воображение на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Формированию креативного воображения способствуют:
1. Использование на начальном этапе обучения специальных знаний на конструирование, которые выполняются учащимися на предметно-действенном уровне.
2. Использование заданий, моделирующих деятельность воображения на наглядно-образном уровне.
3. Использование на уроках предметно-практического обучения и во внеклассной работе широкого ассортимента природных и синтетических материалов для обобщения чувственного опыта учащихся.
4. Направленность обучения на развитие у учащихся способностей к сюжетному конструированию, включению заданных элементов в простой, а затем в развернутый контекст.
5. Акцентирование внимания на изображении создаваемых объектов в динамике.
6. Выделение деятельности работы с формой, предлагающей создание на основе форм исходных материалов образов различных объектов.
7. Предоставление учащимся свободы в выборе материалов для изготовления объектов.
8. Включение в качестве структурного элемента на уроках предметно-практического обучения режиссерских и сюжетно-ролевых игр.
9. Создание в процессе занятий проблемных ситуаций, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность творческого воображения и способствует формированию механизмов комбинаторики данного психического процесса.
В условиях личностно ориентированной модели обучения каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей. Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который, чувствуя, мысля, действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу своего «Я».
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова М.А.. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с.: ил. – (Б-ка учителя начальной школы).
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1980. – Т.1. – 232 с., Т.2. – 288 с.
3. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. – М., 1968 – 128 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967 – 93с.
5. Гольперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». – М., 1965 – 51 с.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1968 – 240 с.
7. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М., 1978 – 180-205 с.
8. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. //Вопросы психологии. – 1988 – № 6 – 52-59 с.
9. Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. //Дошкольное воспитание. – 1971 – № 2 – 41-46 с.
10. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979 – 99 с.
11. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971 – 415 с.
12. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Пособие для школьных психологов. – Москва-Рига, 2000. – 160 стр.
13. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 1999 – 25-44 с.
14. Рузская А.Г. Некоторые особенности воображения младших школьников. //Психология младшего школьника. – М., 1960 – 128-147 с.
15. Самарин Ю.А. Воспитание воображения школьника. – Л., 1947 – 80 с.
16. Уроки развития воображения. – М., 2000 – 44-73 с.
Изобразительная деятельность, как отмечают психологи, позволяет как бы вывести процессы воображения из внутреннего плана во внешний, что создает своего рода наглядные опоры при недостаточном уровне сформированности внутренних механизмов комбинаторики процессов воображения у детей.
Существует несколько показателей, определяющих уровень сформированности воображения ребенка.
1. Количественная продуктивность его деятельности. Высчитывается по числу композиций, выполненных на основе каждой из предложенных фигур.
2. Гибкость использования идей. В результате ее детские работы можно разделить на творческие и нетворческие. К нетворческим относятся:
· типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращается в один и тот же элемент изображения (круг – колесо машины, самоката, велосипеда и т.д.);
· рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращаются в часы).
К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения.
3. Оригинальность воображения. Наличие у ребенка большого количества оригинальных изображений свидетельствует о силе, пластичности его фантазий и, напротив, несформированность механизмов комбинаторики процессов воображения приводит к возникновению большого числа стереотипных композиций.
По одному из этих показателей нельзя судить об уровне сформированности воображения. Поэтому кандидатами психологических наук, профессорами Речицкой Е.Г. и Сошиной Е.А. были разработаны шесть качественных уровней, по которым можно распределить всю совокупность детских рисунков:
1 уровень – работам свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей. Дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.
2 уровень характеризуется меньшей схематичностью изображения, появлением большого числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами.
3 уровень – характерно возникновение вокруг основного изображения «поля вещей», т.е. предметной оформленности окружающей среды (так, трапеция, уже не просто тарелка, а ваза, стоящая на столе, или круг – не просто яблоко, а на тарелке). На этом уровне наблюдается также изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения (например, круг уже не мяч или воздушный шар, а голова человека, животного, колесо машины; квадрат – зеркало или шкаф, а корпус робота, кузов грузовика и т.п.). Вместе с тем, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.
4 уровень – в работах отмечается широко развернутая предметная среда. Дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.
5 уровень – для работ характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования тест-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.
6 уровень – качественное отличие данного уровня от предшествующих заключается в характере использования тест-фигуры, которая уже не выступает как основная часть композиции, а включается в ее сложную целостную структуру в качестве мелкой второстепенной детали. Такой способ изображения принято называть «включением». На этом уровне отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как «материала», толчка к воображению и творчеству.
Использование при создании идей и продуктов воображения действия «включения» обеспечивает многовариативность решения задач, перестраивая и направляя процесс воображения в сторону поиска оптимального решения, что соответствует вероятностному характеру отражения действительности, составляющему специфику процесса воображения.
Я провела исследование по изучению особенностей воображения учащихся начальных классов (2-4), используя методику, разработанную Речицкой Е.Г. и Сошиной Е.А. на основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест проводился с учащимися двух классов. Первоначально в 2005-2006 учебном году, и затем в 2006-2007 учебном году.
Данные 2а класса 2005-2006 уч.года. И этот же класс 2006-2007 уч.год.
Данные 3 в класса 2005-2006 уч.года. И тот же класс 2006-2007 уч.год
Средний показатель уровня развития воображения составляет:
2 а класс – 2,2 3 в класс – 3,3
3 а класс – 2,8 4 в класс – 4,0
Вывод: уровень развития воображения увеличился за год на 0,6 у одного класса и на 0,7 у другого. Поэтому можно говорить об эффективности творческих заданий, игр и упражнений, которые я использовала на уроках. Позитивные сдвиги в деятельности воображения, выявленные при сравнении показателей двух лет обучения, свидетельствуют о возможности в процессе целенаправленного обучения повышать уровень развития данного психического процесса.
Таким образом, полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что поставленная цель - разработка, обоснование и реализация системы творческих заданий и выявление комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования достигнута, выдвинутая гипотеза об эффективности развития креативного воображения младших школьников с помощью системы творческих заданий доказана, поставленные задачи решены.
4. ЗАКЛЮЧЕНИИЕ
Креативное воображение является необходимым условием для любой деятельности человека. Особенно важное значение приобретает этот психический процесс для детей при обучении. Любой школьный предмет (математика, литература, развитие речи, музыка изобразительное искусство и т.д.) требуют эффективной работы этой психической функции. Вот почему важно целенаправленно развивать творческое воображение на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Формированию креативного воображения способствуют:
1. Использование на начальном этапе обучения специальных знаний на конструирование, которые выполняются учащимися на предметно-действенном уровне.
2. Использование заданий, моделирующих деятельность воображения на наглядно-образном уровне.
3. Использование на уроках предметно-практического обучения и во внеклассной работе широкого ассортимента природных и синтетических материалов для обобщения чувственного опыта учащихся.
4. Направленность обучения на развитие у учащихся способностей к сюжетному конструированию, включению заданных элементов в простой, а затем в развернутый контекст.
5. Акцентирование внимания на изображении создаваемых объектов в динамике.
6. Выделение деятельности работы с формой, предлагающей создание на основе форм исходных материалов образов различных объектов.
7. Предоставление учащимся свободы в выборе материалов для изготовления объектов.
8. Включение в качестве структурного элемента на уроках предметно-практического обучения режиссерских и сюжетно-ролевых игр.
9. Создание в процессе занятий проблемных ситуаций, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность творческого воображения и способствует формированию механизмов комбинаторики данного психического процесса.
В условиях личностно ориентированной модели обучения каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей. Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который, чувствуя, мысля, действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу своего «Я».
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова М.А.. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с.: ил. – (Б-ка учителя начальной школы).
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1980. – Т.1. – 232 с., Т.2. – 288 с.
3. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. – М., 1968 – 128 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967 – 93с.
5. Гольперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». – М., 1965 – 51 с.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1968 – 240 с.
7. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М., 1978 – 180-205 с.
8. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. //Вопросы психологии. – 1988 – № 6 – 52-59 с.
9. Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. //Дошкольное воспитание. – 1971 – № 2 – 41-46 с.
10. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979 – 99 с.
11. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971 – 415 с.
12. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Пособие для школьных психологов. – Москва-Рига, 2000. – 160 стр.
13. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 1999 – 25-44 с.
14. Рузская А.Г. Некоторые особенности воображения младших школьников. //Психология младшего школьника. – М., 1960 – 128-147 с.
15. Самарин Ю.А. Воспитание воображения школьника. – Л., 1947 – 80 с.
16. Уроки развития воображения. – М., 2000 – 44-73 с.