Курсовая

Курсовая Благотворительность и социальная работа общее и специфика

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024



    

КУРСОВАЯ РАБОТА

 «Благотворительность и социальная работа: общее и специфика»


                                       СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

Глава1.СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА..........................................................................5

1.1.Помощь как профессия.....................................................................................5

1.2. Специфика социальной работы.......................................................................7

Глава 2.БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ.............................................................................10
2.1. Понятие благотворительности.............................................................................................10

2.2.Основные функции благотворительности....................................................13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................17

ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................18
                                                          ВВЕДЕНИЕ
     Данная работа посвящена  очень интересной теме:  благотворительность и социальная работа. Сначала определимся с понятиями. У слова «благотворительность» существует очень много определении.


 
Благотворительность
- оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.)

Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.

Благотворительность - действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим.
Благотворительность - добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи. Благотворительность - негосударственная добровольная безвозмездная деятельность в социальной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования. При этом поддержка, оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности.


Благотворительность - безвозмездная деятельность общества, направленная на защиту того или иного круга объектов или тех или иных сфер бытия человека, осуществляемая им во имя поддержания своего равновесия и совершенствования, субъективно мотивируемая чувствами страха смерти, милосердия, справедливости, социальной ответственности и желаниями "прощения грехов", гармонии, социальной стабильности, личной значимости, известности и личного бессмертия.
Благотворительность - общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т. д. В основе благотворительности лежит стремление проявить любовь не только к ближнему, но и незнакомому человеку, оказать безвозмездную материальную, финансовую помощь нуждающимся и социально не защищенным гражданам.
В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергнутых жизнью".


 Благотворительность - бескорыстная любовь к человечеству, которая обычно проявляется путем учреждения общественных институтов или пожертвований для организованной и систематической помощи нуждающимся и страждущим.
 Благотворительность - оказание помощи обездоленным, сострадание, сердечное участие. Благотворительность - это перераспределение ресурсов на решение социальных проблем. Не только денег, но и личного времени, энергии.



Теперь определимся с понятием « социальная работа».

Социальная работа - совокупность различных видов деятельности работников социальных служб, ориентированная на помощь социально депривированным группам населения: безработным, престарелым, инвалидам, малоимущим, многодетным.

Основными функциями социальной работы являются:
- социальная помощь;
- социальная коррекция;
- социальная реабилитация;
- социальная терапия.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА — профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

В обыденном сознании с социальной работой зачастую связаны представления, которые не соответствуют действительности, но они, тем не менее, очень живучи. Возьмём, к примеру, вопрос об истоках социальной работы.

Нередко можно услышать  мнение, что социальная работа – это просто современный светский вариант религиозной благотворительности, уходящей корнями в средневековье.
На самом деле благотворительность и социальную работу объединяет лишь общая альтруистическая установка. В  своей работе я постараюсь рассмотреть специфику и особенности социальной работы и благотворительности, найти общие черты и существенные различия.
 Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА.

1.1.Помощь как профессия.

Наличие определенной массы крайне нуждающихся, уязвимых и незащищенных жителей России делает чрезвычайно актуальной проблему социальной помощи и благотворительности.

 Среди множества разнообразных черт, определяющих соотношения и тенденции развития современного общества, есть две характерные черты, значение которых трудно переоценить.   Первая из них выражается в том, что деятельность государства приобретает в официальных документах все большую и большую социальную направленность, т.е. при определении приоритетов развития все более и более учитываются потребности человека как высшие ценности общества, в соответствии с которыми строится государственная социальная политика. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование разветвленной и эффективной системы социальной защиты, основной целью которой является всестороннее оказание разовой и/или постоянной помощи индивиду (группе), попавшему в трудную жизненную ситуацию, с целью обеспечения наиболее полной ее самореализации.
Переживаемый российским обществом кризис характеризуется обострением множества социальных проблем, порожденных не только реформированием экономики, но и крушением системы ценностей, падением нравственности. Подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы в конечном счете выполняет важнейшую для государства и общества задачу – задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его всестороннего развития – т.е. по сути дела является одним из    существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства.

Социальная работа как таковая, этична в своих исходных моментах и по своей сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной нравственности; в ней не существует таких ограничений, предписаний и норм, которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы, одобряемые обществом.

Ныне резко изменившаяся социальная обстановка в стране, процессы обострения социальных отношений требуют осмысления, анализа и обобщения.

Необходимо выработать научно обоснованную концепцию социальной работы с населением, разработать социальные технологии, понятные и убедительные приемы организации и проведения социальной работы.    Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями.

Практика показывает (и у нас особенно), что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии – социальные работники.

Затянувшееся кризисное состояние, неясность перспектив развития, усталость населения, состояние аномии, то есть распад существовавшей системы морально-нравственных ценностей и отсутствие внятной общепринятой новой системы, – все это приводит к тому, что в психологической поддержке нуждается все больше людей. Усложнение структуры гражданско-правовых отношений, появление множества нормативных актов, ряд которых противоречит прежде существовавшим или друг другу, усиливают потребность в правовом консультировании. Нужда в поддержке в условиях безработицы или угрозы безработицы, в содействии самозанятости и самообеспечению повышает роль социальных служб, оказывающих помощь в этой области. Все это позволяет сделать вывод, что в условиях России потребность в социальной работе является особенно острой и всеобщей.
Социальные работники помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни и в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане: пожилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормального семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из групп “риска”, лицам с девиантным поведением и др.
Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств.

Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.    Хотя среди лиц, занимающихся социальной работой, немало людей, которые принадлежат к той или иной конфессии, однако сам институт социальной работы имеет светский характер, являясь атрибутом гражданского общества.
1.2. Специфика социальной работы.

Термин «социальная работа» тесно связан с функционированием рыночной экономики, поскольку достижение  ее эффективности сопровождается социальным расслоением. Если не создана сеть социальной поддержки, то обостряются проблемы в социальной сфере, возникает социальная напряженность. В странах развитой рыночной экономики на протяжении десятилетий создавались и довольно успешно действуют институты социальной поддержки людей. Профессия “социальный работник” относится здесь к числу самых распространенных, а социальные структуры имеют как государственную, так и частную основу. В нашей стране наиболее актуальной проблемой в области социальной работы является признание ее как важнейшей деятельности, подтверждающей степень социальной защищенности личности, соблюдение первейших прав человека, уровень гуманизации общества.

В последние годы в России развертываются исследования социальной работы во первых как профессиональной деятельности, что вызывает насущную необходимость теоретико - методологического анализа практики социальной работы, которая невозможна без осмысления теоретических проблем социальной работы в целом; в третьих как научной теории, что выявить с одной стороны в научных кругах потребность в разработке в сфере социальной работы целостной системы: практика-теория-образование.

При этом в основе оказания социальной помощи лежит принцип субсидиарности, включающий среди прочих следующие аспекты: — получатель социальной помощи в процессе его реинтеграции в общество обязан сам проявлять активность; — рычаги социальной помощи включаются лишь тогда, когда исчерпаны иные возможности оказания помощи нуждающимся в ней в сфере законодательной, договорной или нравственной.

Социальная работа, возникнув как общественное явление превратившись затем в определенный социальный институт, становится объектом познания, проявляющегося на разных уровнях – от обыденного до научно-теоретического.

      Важнейшей движущей силой для людей, занимавшихся благотворительностью,  были их чувство морального долга и стремление делать добро, обычно  проистекающие из веры в бессмертие души. Акцент делался в данном случае на человека, творящего добро, а вклад его измерялся величиной и долгосрочностью  оказываемой помощи. Современный же социальный работник видит свою задачу в том, чтобы человек, которому он помогает, смог обходиться без этой помощи и без социального работника, что и считается основным критерием профессионального успеха.

     Процесс, посредством которого этого пытаются достичь, называют по-разному: реабилитация, нормализация, реадаптация. Но главная цель всегда состоит в том, чтобы вернуть клиенту способность действовать самостоятельно в данном социальном контексте. Для этого будущих социальных работников обучают разбираться в индивидуальной психологии клиентов, в характере связи человека с семейным и более широким социальным окружением, обучают приёмам развития у своих подопечных активности и самостоятельности. Можно сказать, что благотворительность как вид социальной активности ставит во главу угла стремления помогающих и их убеждения. В социальной работе центральной фигурой является клиент, а целью – освобождение его от нужды в социальных работниках.

     Другой способ описания специфики социальной работы по отношению к благотворительности, религиозной и светской, – состоит в описании, определении деятельности социальных работников как деятельности «профессиональной». Именно слово «профессионализм» служит ключевым при определении сути современной социальной работы. Используя термин «профессия» в современном понимании, обычно

указывают на некий круг проблем и на набор приёмов, с помощью которых эти проблемы можно выявлять и разрешать. Таким образом, каждая профессия базируется на специфической для неё системе знаний как теоретического, так и практического характера, а также на собственных критериях успешного разрешения специфических для данной профессии проблем.

     Помимо этого, каждая профессия вырабатывает особую систему этических принципов, задающую некие «правильные» способы взаимоотношений с клиентами, коллегами и внешними инстанциями. Образовательные учреждения и профессиональные ассоциации стоят на страже этих принципов, превращая их в правила поведения.

Особенно явственно связь между операциональными и этическими компонентами деятельности выступает в тех профессиях, которые принято называть самыми гуманитарными. Эти профессии, самоопределяясь в духе научной объективности, часто ставят задачи «инженерии» человеческих отношений, но в любом случае всё имеет конечную цель, определяемую интересами клиента.

     Личность специалиста и её профессионально значимые качества формируются в процессе многоступенчатого отбора, под непрерывным давлением профессионального сообщества как группы людей, разделяющих общие интересы, взгляды, предрассудки, часто даже манеру выражаться и одеваться. С помощью развитой системы стимулов и санкций складываются внутренняя структура и единство профессии. Жизнеспособность профессий, прежде всего, связана с тем, что они обеспечивают эффективный способ решения специфических задач в условиях ограниченных ресурсов. Для индивида принадлежность к определённой профессии означает, с одной стороны, идентификацию с какой-либо значимой целью, придающей смысл всей его жизни, а с другой – являет собою некий достаточно объективный критерий личных достижений.

Далее, профессиональная организация означает, что сами специалисты осуществляют в известных пределах контроль над ресурсами и привилегиями. Это даёт основания рассматривать профессиональные знания как своего рода собственность. И, наконец, нужно отметить, что каждая профессия старается четко ограничить круг вопросов, относящихся к компетенции специалиста, и в этом смысле создает нечто типа шор, сужающих его поле зрения.   Так мы четко определили, что социальная работа - это профессия, а благотворительность это порыв души.
Глава 2.БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ.
2.1. Понятие благотворительности
  В ВВЕДЕНИИ к данной работе было приведено несколько понятий данного слова. Теперь по - подробнее разберемся в этом вопросе.

Осуществлять благотворительность значит «творить благо». Понятие «творить благо» всегда будет оставаться непостоянным и неоднозначным. Даже в одном социуме официальная трактовка «благотворительности» в представлениях различных социальных, культурных, духовных, экономических и политических групп различаются.

Общепринятое определение благотворительности формулируется через указание общественных проблем. Любые действия, направленные на их решение, признаются благотворительностью. Каждая проблема обычно подразумевает и установление категорий населения, которые испытывают эту проблему. Они являются благополучателями при осуществлении благотворительности.

         Осуществление благотворительности – частное и добровольное дело конкретного человека, поскольку это связано с распоряжением частными ресурсами, материальными, финансовыми или трудовыми. Каждый творит благо, вкладывая в это собственное представление о благе, о том, в какой форме и для кого его необходимо сотворить. Благотворительность лежит вне сферы официального администрирования. Решения в этой сфере принимаются, а действия предпринимаются без предписаний закона или официальной политики.

         Альтруизм и сострадание – необходимые условия осуществления благотворительности. Они в той или иной степени присущи каждому человеку. В какой-то степени занятие благотворительностью – это удовлетворение потребности в альтруизме или выход соответствующих эмоций. Отдавая свое, благотворитель таким образом «оплачивает» эту услугу или «получает удовлетворение» своей потребности в  альтруизме.

     Вторым необходимым условием благотворительности является наличие частного ресурса,  который составляет экономическую базу благотворительности. Таким ресурсом могут быть деньги, материальные ценности или время, которое может быть потрачено на благое деяние.

        В общем случае благотворительность представляет собой помощь другим лицам за счет собственного благосостояния или свободного времени и при условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона. Подразумевается также, что в той или иной степени благотворительность должна приносить пользу не только непосредственному благополучателю, но и обществу в целом.

         В макроэкономическом аспекте благотворительность – это независимый от государства механизм перераспределения частных средств в интересах осуществления общественно полезных программ. Это - своего рода механизм добровольного налогообложения, в котором «налоги» уплачиваются добровольно и не в централизованный «бюджет», а непосредственно в бюджет исполнителя программы. Благотворительный ресурс при этом может принимать любую форму: денег, услуг, имущества, труда.

         Важной особенностью благотворительности является то, что, помимо пользы конкретному лицу или группе лиц, она является общественно выгодной в целом, т.е. индивидуальная помощь конкретному человеку одновременно является и помощью всему обществу. Все общество выигрывает от того, что выигрывает конкретный человек. Это возможно, если только благосостояние этого человека является предметом общественной заботы, функцией и ответственностью общества, государства и самоуправления, т.е. каждый член общества несет нагрузку по его обеспечению.

         Исходя из того, что благотворительность – частная добровольная сфера, каждый самостоятельно формирует свое отношение к ней. Общественные призывы к благотворительности и милосердию формируют общественное представление о том, что относить к этой сфере. Исходя из того, на что люди жертвуют средства, в каких проектах участвуют добровольцы, можно выявить общественное отношение к благотворительности.

         Таким образом, общественное представление о благотворительности определяется согласованием мотивов и объемов пожертвований и социальным запросом на оказание помощи.

         В целом к благотворительности может быть отнесено все, что в общепринятых представлениях укладывается в понятие «общественная польза». Обычно благотворительность определяется именно через цели деятельности по отношению к определенным категориям людей, не ограничивая виды, формы и методы воздействия. Человеческая составляющая, права человека являются доминантами определения благотворительности.

         Благотворительность является бесприбыльной деятельностью, т.е. осуществляется не в целях получения прибыли. Это не означает, что благополучатель пользуется благотворительной помощью полностью бесплатно. Обязательным, однако, является то, что он уплачивает за нее цену ниже рыночной и ниже себестоимости. При определенных условиях осуществление благотворительной деятельности может приводить к образованию прибыли, которая должна быть направлена на реализацию уставных целей.

         Не всякая некоммерческая деятельность является благотворительной, а только та, которая в полной мере соответствует признанному определению благотворительности.

         По вопросу о том, что заведомо не относится к благотворительности, современное общество пришло к определенному консенсусу.

         Все виды коммерции, т.е. деятельности, имеющей целью получение прибыли или любой выгоды для того, кто ее осуществляет, не является благотворительностью. Настоящий благотворитель всегда ухудшает свое благосостояние, благотворительность сопровождается убытком для благотворителя.

         Политическая деятельность, т.е. деятельность, имеющая целью расширить свои властные полномочия или увеличить свое влияние на общество, также не может расцениваться как благотворительная. Сюда входят и участие в выборах и политических кампаниях, и ведение идеологической пропаганды, и удовлетворение честолюбия, и стремление к известности или популярности.

Благотворительность не может сопровождаться нарушением прав человека, наоборот она, в первую очередь, направлена на защиту социально-экономических прав личности, или не может осуществляться с нарушением закона. В таком случае общественный ущерб не может быть оправдан никакой полезностью. Поэтому любая противоправная или противозаконная деятельность не является благотворительной.

         Все участники благотворительного деяния и само деяние должны иметь легальный статус и соответствовать общепринятым стандартам, а участники, к тому же,  -  соблюдать нормы поведения. Например, к благотворительности не относится пожертвование незаконно приобретенного имущества, лечение непроверенными методами, действия, унижающие достоинство людей или не соответствующие представлениям об общественной нравственности. Нелегальная деятельность подразумевает, что ей предшествовали незаконные действия и что благотворительность, тем самым, оказывается осуществленной за счет и против воли третьих лиц, в отношении которых был нарушен закон.

         К благотворительности не относятся также проекты, ориентированные на обеспечение дополнительных благ людям, которые сами в силу своего благосостояния и общественного статуса в состоянии обеспечить себя этими благами. В то же время аналогичную помощь т.н. социально уязвимым категориям населения следует признать благотворительностью.

         Таким образом, обобщая характеристики, имманентно присущие благотворительной деятельности и отличающие ее  от других видов общественной деятельности, следует определить благотворительность как добровольную деятельность граждан и юридических лиц, осуществляемую в формах бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, выполнении работ, предоставлении услуг, оказании иной помощи.







2.2.Основные функции благотворительности.

Основные функции благотворительности в обществе заключаются в следующем:

-         экономическая: обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;

-         социальная: снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;

-         рыночная: восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов, прежде всего за счет оперативности и адресности доставляемой помощи, т.е. повышение ее эффективности;

-         общественная: восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу не по своей воле отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности потребления общественных благ и самореализации; одновременно – воздействие на общественное мнение;

-         политическая: реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;

-         маркетинговая: удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно – культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе.

         Основная цель благотворительности состоит в обеспечении возможности достижения социально приемлемого уровня жизни для тех групп населения, которые под воздействием социальных рисков не могут самостоятельно реализовать свои общепринятые социальные права.

         Эта стратегическая цель благотворительной деятельности осуществляется через достижение определенных конкретных целей, главные из которых следующие:

-         социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы;

-         содействие населению в преодолении последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

-         оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

-         содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, региональных, национальных, религиозных конфликтов;

-         содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

-         деятельность в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

-         содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

-         охрана окружающей среды и защита животных;

-         охрана и должное содержание и использование зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культурное или природоохранительное значение, и мест захоронения.

Социальные группы и проблемы, на которые направляется благотворительность:

·        профилактические программы борьбы с бедностью, предназначенные для людей, живущих ниже «черты бедности», т.е. не обладающих минимальными жизненно важными условиями существования. Бедность рассматривается не только как индивидуальная проблема конкретного человека, а как общая проблема, поскольку она порождает много других общественных проблем, в частности, преступность. К таким благотворительным программам могут относиться образовательные, создания рабочих мест и содействия в трудоустройстве, жилищные, медицинские, санитарные, эпидемиологические, культурно-просветительские проекты, оказание продуктовой помощи и организация бесплатного питания, выплата денежных пособий, организация приютов временного содержания, оказание психологической  и юридической помощи и т.п.;

·        помощь жертвам общественных конфликтов, катастроф и стихийных бедствий. Предполагается, что в результате масштабных, локальных или бытовых событий отдельные люди или группы людей оказываются лишенными жизненно важных условий существования. Они теряют возможность проживать в нормальных жилищных условиях или полностью остаются без жилища, не могут далее проживать на прежнем месте, теряют имущество, получают увечья или выводятся из психологического равновесия. Как правило, жертвы таких событий испытывают на себе весь комплекс возможных проблем.

  К этой разновидности благотворительности в первую очередь относятся помощь и защита людей, терпящих бедствие, их спасение, обеспечение возможности выживания. Для восстановления нормальной жизни таким людям, как правило, требуется переждать определенное время, когда жизнь вернется в привычное русло. В данном случае благотворительность нацелена на обеспечение им возможности с наименьшими потерями пройти этот участок жизни. Часто возникшая ситуация означает, что они должны поменять место жительства и социальную среду. Тогда благотворительность направлена на компенсацию потерь, вызванных этими изменениями и адаптацию к новым условиям. Она предусматривает как можно более полное восстановление прежнего состояния в рамках общественных стандартов;

·        реабилитация социально ущемленных групп населения.

                К социально ущемленным группам населения относятся люди с особенностями физического или ментального развития, а также другие категории, определяемые своим общественным статусом или обделенные вниманием. В различных обстоятельствах к социально уязвленным группам относятся инвалиды, пожилые, больные, беженцы, дети, участники военных событий, люди, работавшие в опасных условиях  или подвергшиеся преследованиям, и т.д. В силу своих особенностей они объективно оказываются в более сложном положении, чем обычные в общепринятом представлении люди.  В этом случае благотворительность направлена на подтягивание их возможностей к уровню жизни основной части населения.

       Благотворительные программы по отношению к этим группам включают весь спектр воздействия. Это может быть материальная помощь, обеспечение: специальными приспособлениями (например, протезы или коляски для инвалидов), психологическая (как самим людям с психическими особенностями, так и их близким, а также людям, которые сталкиваются с ними), медицинская (способствующая расширению физических возможностей или компенсирующая повышенные расходы на медикаменты и лечение), содействие в образовании и трудоустройстве, включая организацию специальных рабочих мест. Такие программы могут также включать воздействие на общественное мнение, повышать толерантность общества к этим категориям лиц, что создает более благоприятную среду для их жизнедеятельности.

         Благотворительность в этом направлении должна быть соизмерена с достатком социально исключенных групп, она не распространяется на тех, кто в силу своего материального положения способен самостоятельно компенсировать свои особенности.
                                               
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благотворительность есть глубоко личный, интимный акт, этически нагруженный и представляющий одно из проявлений нравственной зрелости человека. Жертвуя, благотворитель берет на себя личную ответственность как за акт помощи, так и отчасти за получателя пожертвования и за свои с ним отношения.

Благотворительность приватна и не терпит ни формализации, ни вмешательства государства. в отличие от милостыни, благотворительностью можно назвать только организованную помощь, организационно опосредованную специальными благотворительными институтами.


Высшей формой благотворительности является социальная политика государства: граждане, уплачивая социальные  налоги, совершают как бы коллективное пожертвование в пользу страждущих соотечественников, а государство распределяет эту помощь различными способами, один из которых система социальной работы.

В своей работе я попыталась рассмотреть такие понятия как благотворительность и  социальная работа, их особенности и специфику. Подводя итог ко всему вышеизложенному можно сделать вывод, что несмотря на то что и благотворительность и социальная работа имеют одну общую цель – максимальная помощь людям, все же не стоит отождествлять эти понятия, так как социальная работа это прежде всего профессия, а благотворительность это порыв доброй души.
                                                 
ЛИТЕРАТУРА

1.М.В. Ромм, Е.В. Андриенко и др - Теория социальной работы: Учеб. пособие. М,2003г


2.Большой энциклопедический словарь, 2000 г.
3.Словарь Брокгауза и Эфрона, М.1891 г.



4. Толковый словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1983.

5.Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11.08.95 г. № 135.

6.Фомин Э. А., Чикадзе Е. З. Благотворительность как социокультурный феномен в России. СПб., 1999.

7.Некрасов А. Я. Благотворительность. Социальная энциклопедия. М., 2000. С. 45.

8.Абросимова Е. А. Диссертация "Благотворительные организации в Российской Федерации".)

9.Хорева Л. В., Сущинская М. Д. История благотворительности в России: Уч. пос. СПб., 1999.)

10.Бетин О. И.; Юрьев В. М.; Чванова М. С.; Астафьева Н. Е.; Деревягина Т. Г.; Бучнева Е.

Особенности развития   благотворительности  и  социальной   работы  в России .


1. Сочинение на тему Толстой л. н. - Диалектика души героя романа л. н. толстого война и мир
2. Контрольная работа на тему Петрография как наука
3. Контрольная работа на тему Транснационализация мировой экономики и ее последствия 2
4. Реферат Этика наука о морали и нравственности
5. Реферат на тему Brain Transplant Essay Research Paper Brain Transplant
6. Реферат Товарооборот и прибыль торгового предприятия
7. Реферат Государственный и муниципальный долг и проблемы его обслуживания
8. Контрольная работа Контрольная работа по Хозяйственному праву 5
9. Реферат Производство кокса и связанное с ним загрязнение окружающей среды
10. Реферат Коммерческая тайна 8