Курсовая

Курсовая Организационное обеспечение урока и методические формы организации учебной деятельности, занимаю

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024





Введение
Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное  богатство,  моральную  чистоту  и  физическое  совершенство, является одной из актуальных проблем.

      Физическая культура представляет собой   общественное  явление,  тесно связанное  с  экономикой,  культурой,    общественно-политическим   строем, состоянием     здравоохранения, воспитанием людей.

   История   физической    культуры    отражает    специфическую    сферу преобразования природы человеком и самого человека путем  формирования  все более  совершенного   организма,   сознания,   воли,   а   также   развития соответствующих традиций, институтов и организаций.

      Наш век — век значительных  социальных,  технических  и  биологических преобразований. Научно-техническая революция внесла в образ жизни человека наряду  с прогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую  очередь  гиподинамию  и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы  профессионального  и бытового  характера.  Все  это  приводит  к  нарушению  обмена  веществ   в организме, предрасположению к сердечнососудистым заболеваниям,  избыточной массе тела и т. п. Влияние неблагоприятных факторов на  состояние  здоровья молодого организма настолько велико  и  объемно,  что  внутренние  защитные функции организма не в состоянии с ними  справиться.  Опыт  десятков  тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим  противодействием  им  являются  регулярные  занятия физическими упражнениями,  которые  помогают  восстановлению  и  укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.

      Занятия  физическими  упражнениями   имеют   огромное   воспитательное значение     способствуют   укреплению   дисциплины,   повышению  чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Это в одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их возраста, социального положения и профессии.
1.   
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ВИД ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ

1.1           
Возникновение термина «физическая культура»


Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. На  состояние  и  развитие физической культуры в обществе оказывают  влияние  производственные  отношения  людей, экономическая,  политическая и идеологическая формы  борьбы, достижения науки, философии, искусства. В то же время физическая культура  оказывает имеет столь же давнюю историю, как и общество, этот термин появился лишь  в конце XIX в.

      Термин «физическая культура», как и более общий термин «культура»,  не однозначен.  Первоначально латинское  влияние  на  многие  стороны   жизни общества — медицину, педагогику, науку, военное дело.

      Хотя физическая культура слово CULTURA означало   возделывание, воспитание,  образование,  развитие,  почитание.  В  специальной  литературе «культурой» называют как  определенные  виды, представляющие  ценность для личности и общества. Однако отсюда не следует, что данный термин лишен какой-либо определенности. Его неоднозначность отражает реальную деятельности человека (общества), так и ее средства и методы, созданные в обществе, а также ее результаты многогранность обозначаемого явления, т. е. различные смысловые оттенки этого термина.

      Исходя из характерного для XIX  в. понимания  культуры  в  целом  как процесса, связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо, в США и Англии появилось выражение «физическая культура».

      В России  возникновение термина и становление понятия  «физическая культура» имеет свою историю. В 1899г. английское  «Physical  culture» переводится на русский язык как физическое развитие, в  1908г.  немецкое «KorperKultur»— как культура тела, красота и сила. И только начиная с 1911г. появляются  работы,  в  которых встречается на русском языке термин «физическая культура».

      На первом этапе физическая культура в России   понималась как определенная система физических упражнений или как «воспитанная и  развитая красота тела».

      Позже понятие «физическая культура» рассматривалось  в  более  широком аспекте. Оно включало охрану здоровья, режимы питания, сна и отдыха, личную и общественную гигиену,  использование  естественных   факторов   природы (солнце, воздух и вода), физические упражнения и физический труд.

      Единого общепризнанного понятия физической культуры нет и в настоящее время. В отечественной и зарубежной  литературе в него вкладывается различный смысл: от  совокупности материальных и духовных ценностей или достижений, используемых для физического совершенствования  людей,  до  вида деятельности,  от  вида  материальной   культуры   до   нематериальной   или спортивной услуги.
1.2               
Общие понятия теории физической культуры


Физическая культура представляет собой сложное общественное  явление, которое не ограничено решением задач физического развития,  а  выполняет  и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных,   биологических,   возрастных, географических границ.

Теория  физической  культуры  исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет  специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели,  задачи,  содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным  и  наиболее  общим является  понятие  «физическая   культура».   Как   вид   культуры   она   в общесоциальном  плане  представляет  собой  обширнейшую  область  творческой деятельности по созданию физической готовности  людей  к  жизни  (укрепление здоровья,  развитие  физических  способностей  и  двигательных  навыков).  В личностном  плане  физическая  культура — мера и  способ  всестороннего физического развития человека.

Таким  образом,  физическая  культура    это  вид  культуры,  который представляет  собой   специфический   процесс  и результат   человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования  человека  для выполнения социальных обязанностей.

В  структуру  физической  культуры  входят такие   компоненты,   как физическое образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке.

Физическое образование — педагогический процесс,  направленный  на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие  разносторонних физических способностей человека. Как и образование в  целом,  оно  является общей  и  вечной  категорией  социальной  жизни  личности  и  общества.  Его конкретное содержание и направленность определяются  потребностями  общества в  физически  подготовленных   людях   и   воплощаются   в   образовательной деятельности.

Спорт — игровая соревновательная  деятельность  и  подготовка  к  ней; основан на использовании физических упражнений и  направлен  на  достижение наивысших  результатов,  раскрытие  резервных  возможностей   и   выявление предельных  уровней   организма   человека   в   двигательной   активности.

Состязательность, специализация, направленность  на  наивысшие  достижения, зрелищность  являются  специфическими  особенностями  спорта,   как   части физической культуры.

Физическая рекреация (отдых) — использование физических упражнений,  а также  видов  спорта  в  упрощенных  формах  для  активного  отдыха   людей, получения  удовольствия  от  этого  процесса,  развлечения,  переключение  с обычных видов деятельности на другие. Она  составляет  основное содержание массовых форм физической культуры и  представляет   собой   рекреативную деятельность.

Двигательная реабилитация (восстановление) — целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично или временно   утраченных двигательных  способностей,  лечения травм  и  их   последствий.   Процесс осуществляется комплексно под   воздействием   специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и  физиотерапевтических процедур и некоторых других средств. Это восстановительная деятельность.

Физическая  подготовка    вид  физического  воспитания:  развитие   и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной  или  спортивной   деятельности. Она может определяться и как вид общей подготовки  специалиста (профессионала) или спортсмена (например, физическая подготовка гимнаста).

Физическое развитие — процесс изменения форм и функций  организма  под воздействием   естественных    условий (пищи, труда, быта) либо целенаправленного использования специальных   физических    упражнений.

Физическое развитие — это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить в любой момент времени  (размеры  тела  и его  частей,  показатели  различных  качеств,  функциональные   возможности органов и систем организма).

Физические  упражнения    движения  или  действия,  используемые  для развития физических качеств, внутренних органов и систем  двигательных навыков. Это средство физического совершенствования,   преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Это  также  и  метод  физического  развития  человека.

Физические упражнения являются основным средством всех видов  физической культуры.
1.3               
Физическая культура как вид культуры общества


Для понимания  места и значения физической  культуры в обществе

необходимо иметь представление об общей культуре человечества.  С одной стороны, это процесс материальной и духовной деятельности людей, с другой — продукт этой деятельности, ее результат.

Культура  представляет  собой  не  абстрактную  деятельность,   а   ее

качественную сторону,  которая  отражается  в  результатах  материальной  и

духовной сторон деятельности человека и общества.

Человек в сфере культуры осуществляет деятельность в трех аспектах:

1. Познает  («потребляет»)  культуру,  зафиксированную  в  духовных  и

материальных ценностях, созданных предшествующим человеческим опытом.

2. Действует в общественной среде как носитель определенных культурных ценностей.

3. Создает новые культурные ценности,  которые  становятся  базой  для развития культуры последующих поколений.

Таким образом, культура — исторически  определенный  уровень  развития общества, творческих сил и  способностей  человека,  выраженный  в  типах  и формах организации жизни и деятельности людей, а  также  в  создаваемых  ими материальных и  духовных  ценностях.  В  более  узком  смысле    это  сфера духовной  жизни  людей.  Она  включает  предметные  результаты  деятельности людей, а также человеческие силы и способности, реализуемые в  деятельности.

Физическая культура — это особая и самостоятельная  область  культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой  и является ее органической частью. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре и развлечении,  в  некоторых  формах  самовыражения  личности через социально-активную полезную деятельность.

Исторически культура возникает как объективно необходимая деятельность человека, направленная на преобразование окружающей природы и  человеческой сущности в интересах  личности и общества.  Другими словами, сущность человека проявляется в продуктах его духовной, материальной, физической  и других  видах  культуры,  которые постепенно  становятся самостоятельными видами социальной деятельности со своими  конкретными целями, задачами, функциями, содержанием и другими признаками. Поэтому  физическую  культуру следует рассматривать и как деятельность, и как ее результаты.

      В интересах совершенствования человека физическая культура использует физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, режим труда, быта, питания  и  отдыха. Она  должна всемерно  способствовать  росту  экономического и оборонного потенциала страны, удовлетворению духовных потребностей людей, быть действенным средством всестороннего гармонического развития личности,   формирования активной жизненной позиции.

Физическая культура — одна из тех областей социальной деятельности, в которой формируется и реализуется социальная активность людей. Она отражает состояние общества в целом, служит одной из форм проявления его социальной, политической и моральной структуры. Все  это  свидетельствует  о  том, что физическая культура является естественной частью культуры общества.

1.4 Физическая культура как часть культуры личности

Физическая культура личности включает все то, что использовал  и  чего достиг человек сверх того, что  ему  дала  природа  в  развитии  физических способностей, двигательных качеств,  состояния  здоровья,  и  все  то,  что явилось в этом плане результатом его деятельности,  физической  и  духовной

активности, направленной на самосовершенствование; это «человеческая» (а не только природная) форма человека.

Физическая культура наряду с культурой в  целом  призвана  формировать всесторонне развитую личность, главного субъекта (и объекта)  исторического процесса.

Основными материальными ценностями физической культуры   личность являются необходимы объем двигательных навыков и умений,  определенны уровень развития основных физических и специальных качеств, функциональных возможностей  различных  органов  и  систем  организма.   Они  составляют материальную основу жизненных сил каждого человека, фундамент его рабочей силы и выступают в качестве обязательного  средства  осуществления  любого вида человеческой деятельности.

К  духовным  ценностям физической культуры личности относятся совокупность специальных знаний в области всестороннего физического развития,  идеалы физического совершенства (спортивного мастерства),  к которым стремится каждый конкретный человек, представления  о  способах  их достижения, знание особенностей того или иного вида  спорта,  его  истории, перспективы развития и т. д.

Физическую культуру личности определяют физическая  подготовленность, физическая готовность и физическое совершенство.

Культурный уровень человека — это степень его приобщения  к  процессам созидания и «потребления» ценностей в различных областях  культуры — духовной, политической, физической  и  др. Это  и  степень  удовлетворения потребностей человека в продуктах культуры.  Например, степень удовлетворения потребностей в движениях, физических    упражнениях непосредственно зависит от состояния его здоровья.

Одним из  критериев  культурного   уровня  человека является его способность правильно, с большей пользой для себя и общества,  расходовать свободное время. Насыщение свободного времени  двигательной  деятельностью, связанной с физическими упражнениями, дает наслаждение человеку,  сохраняет его силы и здоровье, позволяет творчески трудиться.
2.   
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА


Уровень культуры общества в большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческих способностей. При этом особенно важно подчеркнуть, что в системе общечеловеческих культурных ценностей одной из главных составляющих является уровень здоровья и физической подготовленности всей популяции в различные возрастные периоды и особенно в первую половину жизни, определяющей возможности освоения всех остальных ценностей.

Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид деятельности человека, значение которого в развитии общества весьма многообразно. Они оказывают определенное влияние на общественное производство, на формирование человека как личности, на развитие общественных отношений.

Физическая культура – часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья. Она выполняет социальную функцию – воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.

В настоящее время возросло понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности, что позволяет сформировать новые тенденции в развитии общественного мнения и личностных мотиваций к освоению ценностей физической культуры всеми и каждым.
Если еще в не очень далеком прошлом занятия физическими упражнениями были уделом энтузиастов, спортсменов и физкультурников, то в настоящее время они становятся все более необходимой составляющей образования и здорового образа жизни каждого человека. Одной из основных задач цивилизованного общества является внедрение в повседневный режим жизни активной двигательной деятельности. Важнейший мотив этого – стремление повысить устойчивость организма к различным неблагоприятным условиям внешней среды, сохранить здоровье, активную трудоспособность и устранить проявления хронической патологии.


Целью физической культуры и спорта является также расширение диапазона максимально предельных возможностей организма здоровых людей для сохранения устойчивого состояния и способности к преодолению экстремальных факторов, связанных с определенными условиями труда, и общественной деятельности человека. Личность развивается в основном в процессе деятельности и конкретных ее видов. Основными универсальными ее видами являются: познавательная, трудовая, коммуникативная, игровая. Человек, по существу, и является продуктом этих видов деятельности. Деятельность представляет собой процесс освоения мира, как в целом, так и в конкретных его проявлениях. Другими словами – это человеческая активность, направленная на освоение окружающей действительности, на ее совершенствование в интересах человека, на физическое и интеллектуальное саморазвитие человека.

Она неразрывно связана с потребностями, поскольку вся история человеческого общества есть не что иное, как деятельность по удовлетворению его потребностей. Существует два класса, два условия потребностей – естественные, докультурные и человеческие – социальные, культурные. К первым относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, потребности размножения, защите потомства. Они в полной мере присущи как животным, так и человеку, но в человеческом обществе они детерминированы социальными условиями.

Культурные, человеческие потребности не даны, а только «заданы» природой; они формируются в процессе воспитания и различных видов деятельности. Уровень их сформированности и осознанности зависит от качества деятельности человека по удовлетворению осознанной им нужды, необходимости в материальных и духовных, физических и психических, интеллектуальных и эмоциональных ценностях. И по этому механизму в процессе деятельности формируются духовные и физические качества человека, его способности. А затем эти различные, разносторонние способности (например, в двигательной деятельности) раскрываются, реализуются в процессе жизни, труда, быта, военного дела, как в интересах самого человека, так и в интересах общества, создания его материальных и духовных ценностей.

Иначе говоря – потребность является одним из важнейших источников и условий развития личности и общества, побудительной причиной социальной деятельности людей. При этом имеется в виду, прежде всего, свободная активность, в основе которой может лежать как творческая вариативность, так и репродуктивная, стандартная деятельность.

К числу наиболее общих социальных, сверх природных потребностей относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, во всесторонне и гармонически развитых людях и в создании объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований. Это, прежде всего, обусловлено социальным строем, уровнем и характером развития производительных сил (людей, техники, науки, искусства) и взаимоотношениями людей в процессе производства. Эта потребность, с позиции здравого смысла, присуща любому здравомыслящему человеку.

Стремительный прогресс производства, снижение доли физического труда в быту, значительное интеллектуальное, эмоциональное и психологическое напряжение рабочей деятельности в условиях резкого снижения физической активности, этого главного у предшествующих поколений регулятора состояния функций организма человека, обнажили со всей остротой дефицит физической культуры большинства населения.

Осознание роли физической культуры в жизни человека и общества усилилось в последние десятилетия. Стимулом для этого является значение физической культуры как фактора совершенствования природы человека, как элемента компенсации развивающегося дисбаланса требуемого объема и качества двигательной активности с одной стороны, и реальной физической активности в повседневной жизни – с другой стороны.

Физическая культура посредством физических упражнений готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс гигиенических факторов, а также режим труда, быт, отдых, определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.

Показателями состояния физической культуры в обществе являются: массовость ее развития; степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания; уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей; уровень спортивных достижений; наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров; пропаганда физической культуры и спорта.

Физическая культура и спорт привлекают все большее внимание социологов, медиков, историков, педагогов, философов и специалистов других наук. О спорте пишут статьи, книги, ему посвящаются спектакли и кинофильмы. Все это не просто дань моде, а отражение того места в жизни современного общества, которое заняли в нем физическая культура и спорт.
С мотивациями, уровнем физкультурной образованности и объемом накопленного опыта связана и непосредственно осуществляемая каждым физическая активность. Главными слагаемыми любой личностной культурной ценности являются: качество организации, систематичность, соответствие целям физической подготовки, адекватность состоянию организма, возрасту, уровню физической подготовленности.


Таким образом, именно в физической активности человека реализуется потенциал его физической культуры, отражается способность к совершенствованию своей физической природы на основе использования и освоения накопленных всем обществом знаний, опыта, технологических и материальных возможностей и соответствующих условиям жизни установок.

3.   
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН


Многофункциональный характер физической культуры ставит ее в число областей общественно полезной деятельности, в которых формируются и проявляются социальная активность и творчество учащейся молодежи. Данные исследований позволяют утверждать, что навыки общественной и профессиональной деятельности, приобретенные благодаря занятиям физической культурой, успешно переносятся на другие виды деятельности. Физическая культура позволяет представить в специфических формах и направлениях некоторые аспекты сущности человека (проявление характера, воли, решительности), создает условия общественной деятельности.

На основании вышеизложенного правомерно в структуру понятия «физическая культура» как части культуры включать такие социальные явления, как: физическое образование, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация. Каждое из этих явлений обозначает социальный институт, имеющий сложную структуру с системами политических, экономических, юридических, этнических и других органов и нормативов. При таком подходе к структуре понятия “физическая культура” возможна социокультурная ориентация физической культуры относительно главных социальных сфер жизни общества: образования, труда, досуга. Названные компоненты физической культуры взаимосвязаны, способны переходить друг в друга, подвижны и проявляются в единстве и многообразии.
3.1 Физическое образование

Физическое образование рассматривается сегодня в широком смысле, оно включает в себя обучение, воспитание, развитие, формирование мировоззрения и культуры личности. Обучение направлено на накопление знаний и навыков, а воспитание связано с формированием потребностно-мотивационной сферы индивида. В отличие от обучения, апеллирующего почти исключительно к сознанию субъекта, воспитание направлено главным образом на подсознание субъекта.

Процесс физического образования можно представить в виде следующей схемы: от физического обучения и воспитания к саморазвитию и далее к самосовершенствованию через вооруженность, свободу выбора средств удовлетворения и самопознания. Подобные подходы обуславливают необходимость использования активных методов обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого занимающегося. В свете сказанного этот компонент понимается как единство двух составляющих частей: ориентирующих обучаемых в сфере физической культуры и творчески деятельной. Первая составляющая часть призвана создать у индивида целостное представление о физической культуре, об элементах культуры здоровья и о каком-либо виде спорта. Вторая составляющая часть направляет процесс физического воспитания на творческое усвоение способов функционально-оздоровительной и спортивной деятельности, а также умения применять их при решении оздоровительных задач. Для эффективной реализации неспециального физического воспитания и образования необходимо создать педагогическую систему формирования у граждан потребностей в физической культуре с мощной системой оздоровительных технологий, обеспечивающей осознанный здоровый образ и спортивный стиль жизнедеятельности каждого человека.

Образовательная деятельность физической культуры должна включать компоненты, которые относятся к духовной сфере студентов, — это содержание мыслей и чувств, ценностных ориентации, степень развития интересов и потребностей, убеждений, что в конечном итоге определяет их социальную деятельность и содействует подготовке гармонично развитых личностей и высококвалифицированных специалистов.

Т.е. физическое образование в вузе решает следующие задачи:

1. Вооружает студентов знаниями о влиянии физических упражнений на организм человека, развивает физические качества (способности), двигательные навыки, обеспечивает физическую подготовку молодежи к жизни, к профессиональной и общественно-политической деятельности.

2. Учит студентов пользоваться приобретенными знаниями. Воспитывает у студентов убежденность в необходимости выполнения недельного двигательного режима. Опасность превращения знаний в «пустой багаж» зарождается в молодые годы. В этом возрасте умственная деятельность связана с приобретением все новых и новых умений и навыков. И если эти умения и навыки только усваиваются и не применяются на практике, знания постепенно выходят за сферу духовной жизни молодых людей, отделяясь от их интересов и увлечений.

3. Воспитывает у молодежи потребность в здоровье (физическом, психическом, социальном) как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, к «самосозиданию» и созиданию вокруг себя здоровой среды обитания, в формировании жизненно важных двигательных умений и навыков – т.е. в формировании физической культуры личности как части ее общей культуры.

4. Воспитывает у студентов сознательность, высокие моральные, волевые и физические качества, готовит их к высокопроизводительному труду с учетом особенностей будущей трудовой деятельности

5. Способствует более эффективному решению функций образования, а также его видов — умственного, профессионального, политического и т. д.

Таким образом, физическое образование как вид образования есть специально организованный и сознательно управляемый педагогический процесс, направленный на всестороннее духовное и физическое развитие студенческой молодежи, их специальную подготовку к выполнению социокультурных обязанностей в обществе.



3.2 Спорт

Основным творчески деятельным компонентом понятия «физическая культура» является спорт, иерархическая структура которого состоит из двух составляющих: любительского (общедоступного, массового, народного) спорта и профессионального (спорта высших достижений).

К любительскому спорту относятся: детско-юношеский, учебный и «спорт для всех» осуществляющие свою деятельность в целях образования и воспитания; отдыха, развлечения и оздоровления населения. К профессиональному спорту (спорту высших достижений) относятся: Олимпийский и коммерческий и являются они сферой труда.

Спорт – это определенная совокупность физических упражнений в единстве со специфическими общественными отношениями, являющаяся составной частью физической культуры.

Давая разъяснения данному определению необходимо отметить, что физические упражнения являются базисом, а утвердившееся в нашей литературе понимание спорта как деятельности не только не отрицает, но и предполагает рассмотрение его в качестве совокупности определенных отношений людей. Всякая деятельность, как известно, порождает определенные отношения и раскрывается в них. Подобные отношения делают возможными различные формы деятельности. Именно поэтому деятельность людей не отделима от системы общественных отношений, которые создаются ею и детерминируют ее. С учетом сказанного рассмотрение спорта как совокупности специфических общественных отношений позволяет определить его сущность, найти место в общественной жизни и установить важнейшие социокультурные функции.

Социальные функции спорта обстоятельно исследованы в многочисленных трудах социологов и философов. В них убедительно показано, что спортивные отношения, как и общественные отношения, являются содержательным наполнением всех социальных институтов. Культура же является оформлением этого содержания в процессе созидательной и целенаправленной деятельности людей. Поэтому социолог рассматривает разнообразные организации, учреждения, как воплощение общественных отношений, а культуролог — как придаваемые этому содержанию культурные формы. Поэтому становится понятным получившее в последние годы широкое распространение понятие «социокультурное», «обозначающее» связь и различие этих двух сторон человеческого бытия. Во всяком случае, не случайно именно в наше время в научно-теоретическом обиходе появился такой концептуальный бином как понятие "социокультурный", свидетельствующий о преодолении былой односторонности взгляда на жизнь человека, как чисто социальную или чисто культурную реальность, и об обретенном понимании свойственной его бытию и развитию диалектики, их различия и единства.

Спорту, как явлению общественной жизни, свойственны как специфические культурные, так и общекультурные функции. Они тесно взаимосвязаны, переплетаются друг с другом, их разделение друг с другом носит условный, подвижный характер.

К первым следует отнести такие функции, как развитие физических способностей, удовлетворение социальных и естественных потребностей в двигательной активности и оптимизации на этой основе физического состояния, т.е. состояния здоровья, физического развития, улучшение телосложения. Особенное значение имеет состояние здоровья. Здоровье человека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами и имеет, можно сказать «двойную детерминацию». Спорт, являясь одним из важнейших средств укрепления здоровья человека, его физического развития и совершенствования, оказывает существенное позитивное воздействие и на его духовный мир, его мироощущение, эмоции, моральные принципы, эстетические вкусы, способствуя формированию гармонически развитой личности.

Общекультурные функции спорта возникают в результате его многосторонних связей с другими общественными явлениями. Эти связи не всегда самоочевидны. Действительно, если ограничиться, к примеру, рассмотрением правил спортивных соревнований, особенностей техники и тактики, применяемых в тех или иных видах спорта, закономерностей тренировочного процесса, то довольно трудно обнаружить зависимость спорта от социальной среды, социальной структуры общества. Это и создает иллюзию полной автономности спорта, дает повод для того, чтобы считать его изолированной системой. Однако эта иллюзия исчезает, стоит только обратиться к таким особенностям спорта, как позитивное воздействие на человека и человечество.

Спортивная деятельность имеет глубоко эвристический, творческий поисковый характер, воспитывает импровизационную точность мгновенно принимаемых единственно верных решений. Спорт предоставляет каждому человеку огромные возможности для самовыражения, самоусовершенствования и самоутверждения, Он вызывает у людей радость общения, сопереживания и сопричастности.

Современный спорт имеет также важное значение в развитии контактов между людьми не только в рамках одной страны, но и международном масштабе, играя существенную роль в углублении взаимопонимания между народами, в их сближении, способствует созданию климата доверия и мира. Поэтому спорт тесно связан с психической, нравственной, эстетической, коммуникативной и другими сферами культуры, включается в них определенными своими функциями и в этом отношении является их составным компонентом.

Сказанное относится к специфическим культурным и общекультурным функциям спорта, их органично дополняют социокультурные функции. Последние, несмотря на многообразие точек зрения в научной литературе по данному вопросу, можно представить в виде определенной градации. В ней взаимоположение функции выражает их действительный статус и значение в современном обществе.

Итак, речь идет о сле­дующих социокультурных функциях спорта

Во-первых, следует назвать соревновательную функцию, в которой выражена основная социокультурная сущность спорта. В ней воплощены несколько важнейших аспектов спорта, связанных с творческой активностью спортсменов, и с формированием у них необходимых волевых качеств, и с обменом спортивными результатами, своим опытом и достижениями. В самом деле, социальный феномен соревнований выступает ядром спорта, характеризует спорт как форму интенсивной социальной активности. Будучи исходной формой спортивных отношений, всякое состязание для человека представляет собой борьбу, требующую предельного напряжения всех сил и способностей. При этом поиск предела человеческих возможностей неизменно направляет спортсмена по пути постоянного развития и прогресса физических и духовных сил. В процессе соревнований демонстрируются и сопоставляются самые разнообразные спортивные достижения и результаты, выступающие конкретизированным выражением систематических тренировок и самосовершенствования. Кроме того, в соревнованиях демонстрируются самые современные технические средства спорта, и осуществляется общественное признание отдельных спортсменов и команд. Иначе говоря, очевидно, что без знания и учета социокультурных процессов в современном обществе невозможно обеспечить высокую готовность человека или спортивной группы к соревнованию.

Рассматривая соревновательную функцию спорта в современном обществе, следует выделять такой ее аспект, как рекреативно-развлекательный и компенсаторный. Речь идет о том, что спортивные и иные физические упражнения разной степени интенсивности предусматривают снижение и ликвидацию недостатка двигательной активности у многих людей, ограждение их от неблагоприятных влияний внешней среды на человеческую психику, получение удовольствия от самих спортивно-физкультурных занятий, получение ощущения "мышечной радости" и здоровья. Наконец, речь идет также о признании результатов спортивно-физкультурной деятельности современным обществом, утолении так называемого "эмоционального голода" от ролей спортсменов или болельщиков.

Другой аспект соревновательной функции заключается в осуществлении волевой подготовки спортсменов и спортивных команд. Действительно, процесс занятий спортом развивает у занимающихся такие социально-значимые качества, как целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость, выдержку, инициативность, самостоятельность и самообладание, так необходимые для получения высоких достижений в состязаниях, а также в повседневной жизни.

Названный аспект органично дополняет еще одна особенность соревновательной функции, заключающаяся в реальном обмене опытом методики спортивных тренировок между отдельными спортсменами, спортивными группами, национальными командами. При этом собственно предметом обмена опытом могут быть кроме перечисленного, также и спортивные звания, техника спортивной деятельности, формы организации спортивно-физкультурной работы.

Наконец, в соревновательной функции спорта в полной мере проявляется его творческий аспект, связанный, прежде всего с гармоническим и всестороннем развитием личности. В соответствии с потребностью человека в творческой активности данный аспект соревновательной функции приобретает особую социальную ценность. Ведь по своей природе "потребности индивида являются тем соединительным звеном, которое связывает его индивидуальную жизнедеятельность и общественное взаимодействие индивидов, их общественную жизнь. Потребности, обусловленные тесной организацией человека, оказываются диалектическим единством (в известном смысле тождеством) индивидуальной деятельности организма и взаимной общественной деятельности людей.

Следует отметить, что пока потребность человека не удовлетворена, он находится в состоянии недовольства своими потребностями, а, следовательно, и с самим собой. Это побужда­ет его действовать, овладевать предметами внешнего мира и та­ким образом удовлетворять свои потребности. Иначе говоря, удовлетворение потребностей является реальной предпосылкой и фактором формирования способностей личности. Тем самым личность приобретает возможности для самовыражения, самоутверждения, свободной и самобытной жизнедеятельности. Ведь всесторонность развития личности, без сомнения, расширяет границы человеческой свободы. Но для овладения этим, сам человек должен быть достаточно развитым и образованным. И в спорте в полной мере представлены широкие возможности для всесторонней творческой активности и созидания нового. Благодаря этому спортсмен приобретает навыки действия в обстоятельствах, не только предусмотренных стереотипами спортивно-физкультурной деятельности, а также действовать в процессе обучения, трудовой деятельности, организации отдыха и т.д. Но это уже относится к следующей социокультурной функции спорта.

Итак, соревновательная функция, выражающая в концентрированном виде социокультурную сущность спорта, воплощается в самых разнообразных аспектах спортивной деятельности. Эту функцию органично дополняет следующая – функция социализации, которая также имеет многообразные проявления. В самом деле, социализирующая функция спорта содержит в себе и воспитательный аспект, и ценностно-нормативный, и даже связана с формированием индивидуальности человека. Включаясь в огромную сеть социальных контактов, он готовит себя к успешному выполнению своих социальных обязанностей.

А.Воль совместно с Е.Пуделькевичем написали интересную работу - как вовлечение в спорт превращается в процесс социализации в спорте. По их мнению, «вовлечение в спорт» означает такую устойчивую позицию людей, которая делает их склонными к тому, чтобы взять на себя какие-то определенные роли в спорте. Эти роли могут быть как активными (игрок, участник соревнования, занимающийся физическими упражнениями, тренер, судья, служащий спортивного учреждения, научный работник, работник прессы), так и пассивными (зритель, болельщик, читатель спортивной прессы). Причем пассивность носит относительный характер, поскольку зритель или читатель в определенной степени является "соавтором" создаваемой культуры, ибо он дает оценки и высказывает мнение. Выполнение этих ролей носит намеренный характер и означает, что люди признают спорт как определенную ценность. Вовлечение в спорт затрагивает не только те или иные позиции, занимаемые по отношению к спорту, но оно связано с конкретным мнением о спорте и конкретным состоянием сознания. Авторы поясняют данное положение: «Это означает участие в определенных культурных достижениях, создаваемых спортом. Этим объясняется тот факт, что можно измерять и устанавливать различные степени вовлечения в спорт количественно, а также и с точки зрения качества. Количественно, поскольку можно установить его степень с помощью положения, занимаемого спортом в иерархии признанных ценностей, а также, поскольку можно установить степень понимания значения.

Отношения и нормы поведения в спорте стали в развитых странах настолько очевидными инструментами социализации, что такие влиятельные общественные институты, как школа, политические партии и т. п., используют спортивное движение для достижения социальных целей. Чем шире вовлечение в спорт, тем больше разнообразия в формах самой социализации. Чем значительнее масштабы спортивной социализации, тем большее влияние оказывают процессы социализации на популярность спорта, замыкая цепь обратной связи в рамках одной цельной социокультурной системы.

Аспект индивидуализации предполагает, что система физического воспитания, в которой осуществляет­ся педагогическое руководство физическим развитием личности, рассматривается как процесс формирования и удовлетворения физиологических и социальных потребностей людей в физическом саморазвитии. Переход от физического саморазвития к физическому самосовершенствованию связывается с формированием у человека идеальной потребности в самопознании. Через познание самого себя, своих потребностей и индивидуальных особенностей, человек может прийти к выбору своего способа физического самосовершенствования и выработать для себя в рамках этого способа индивидуальный стиль деятельности. То есть, в спорте имеются все возможности для развития индивидуальных способностей и склонностей человека. Иногда индивидуализация современного человека приводит к изоляции и одиночеству.

Ценностный аспект спорта проявляется и через его комму­никативные функции, которые способствуют обогащению личности в процессе общения, как на уровне присутствия, так и на уровне действия. Комму­никативная функция предполагает, прежде всего, развитие способности к восприятию и умению правильно воспринимать окружающих людей, опираясь на развитие ряда психических свойств, особенностей мышления, специфические социальные установки, включающие систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет человек. Т.е. аспект общения в спорте заключен в содержании тех отношений, в которые вступает спортсмен с обществом и его институтами,\ с тренерами, организаторами спорта, представителями науки, другими спортсменами, любителями спорта. Смысл этой функции состоит в укреплении общности людей совместной самоцельной деятельностью, направленной преимущественно на получение положительных эмоций от самого этого общения. Процесс общения, не создавая никаких вещественных предметов, способен выходить далеко за пределы обслуживания предметной деятельности, становясь игровой, самоцельной в широком смысле слова. Коммуникативная функция включает в себя также аспекты престижа, связанного со стремлением к самоутверждению с, помощью занятий спортом и отвлечения, направленного на реализацию, образно выражаясь, "культурно-терапевтических'' задач. Он помогает воспитанию педагогически запущенных детей и подростков, является одним из естественных средств изоляции молодежи от вредного влияния улицы. Опыт убедительно показывает, что спорт является одним из наиболее эффективных средств их перевоспитания, предоставляя широкие возможности для реализации энергии, инициативы, творчества и физических способностей, для проявления лидерства и соперничества на здоровой основе.

Воспитуемый не воспринимает внушаемых ему воспитателем ценностей, если у него нет интереса к этим ценностям. Познавательная функция спорта позволяет выяснить его место и роль в жизни общества и каждого человека, значение биологических и других процессов, происходящих при выполнении физических упражнений. В ходе реализации данной функции, включающей в себя такие аспекты как образовательный, подготовительный, прикладной, прогностический и даже аспект интеллектуации, осуществляются мероприятия среди широких слоев населения по разъяснению значения спорта для здоровья, воспитания активной жизненной позиции продления творческого долголетия. Для воспитания познавательной активности на физкультурно-спортивных занятиях существенное значение имеет повышение уровня знаний о физической культуре и спорте, выработка у занимающихся сознательного отноше­ния к формированию двигательных действий, повышения интереса к занятиям. Организовывать познавательную деятельность необходимо путем предоставления, занимающимся большей самостоятельности, творческой инициативы при разумном усложнении познавательных задач, требующих применения приобретенных знаний и навыков в изменяющихся условиях обучения. Действенным средством воспитания познавательной активности являются задания для самостоятельной работы. Необходимо включать в активный учебный процесс и учащихся, освобожденных от практических занятий. Они должны наблюдать за выполнением упражнений другими учащимися и фиксировать свои наблюдения.

Реализация познавательной функции позволяет личности проявлять свои творческие способности, отвечает потребности человека в творческой жизнедеятельности. По своей природе потребности индивида являются тем соединительным звеном, которое связывает его индивидуальную жизнедеятельность и общественное взаимодействие индивидов, их общественную жизнь. Потребности, обусловленные тесной организацией человека, оказываются диалектическим единством (в известном смысле тождеством) индивидуально жизнедеятельности организма и взаимной общественной деятельности людей. Следует принять, что пока потребности человека не удовлетворены, он находится в состоянии недовольства своими потребностями, а стало быть, и собой. Это побуждает его действовать, овладевать при помощи действия известными предметами внешнего мира и таким образом удовлетворять свои потребности. Иначе говоря, удовлетворение потребности есть реальная предпосылка и фактор формирования способностей личности. Тем самым личность получает возможность самовыражения, самоутверждения, самостоятельности и свободной деятельности. Всесторонность развития, собственно говоря, расширяет границы человеческой свободы. Но для этого сам человек должен быть достаточно развитым и образованным. В спорте имеются широкие возможности всестороннего развития, творческой деятельности, связанной с созданием нового. Благодаря этому спортсмен приобретает возможность действовать в иных обстоятельствах, не предвиденных стереотипом спортивной деятельности. Этим объясняется, помимо других причин, успешная деятельность спортсмена в процессе труда, обучения, организации отдыха. Творческий характер спорта во многом связан и с тем, что представляет собой гуманизированную, игровую модель соревновател\ьных ситуаций реальной жизни. Игра всегда предельно насыщена в эмоциональном отношении. Она, как правило, связана не только с установившимися правилами, но и с выдумкой, изобретательностью и эстетическими переживаниями. Связь спорта с игрой является одним из важнейших аспектов культурной ценности, как средства неутилитарного и неинформативного общения людей. Он представляет собой попытку овладеть реальным миром, многообразными силами природы и человеческого тела, а вместе с тем создать как бы новый мир, новую нормативную действительность, которая является промежуточной между свободой во всей ее полноте и «неволей», как беспощадной необходимостью.

Социальная роль таких явлений общественной жизни, как политика, идеология и спорт, непостоянна. Она динамична, как динамичен весь исторический процесс. Одни связи ослабевают, приобретают второстепенное значение, другие, наоборот, выступают на передний план. Спорт сам по себе не содержит ни плохого, ни хорошего, ни прогрессивного, ни ретроградного,- поляризуясь в исторической практике в плоскости различных интересов, может воплотить в себе устремления различных классов и групп общества. Поэтому, взаимосвязь спорта с политикой может носить как прогрессивный, так и реакционный характер. Как использование любого инструмента зависит от того, кто его применяет и с какими целями он это делает, так и результаты использования спорта, как инструмента политики, могут быть разными. Да, временами спорт пытаются использовать в целях неблаговидных, но все-таки обратных, правильных примеров гораздо больше. «Спорт, свободный от всего, ему органически не присущего, не знающий наций и государств…Это прекрасно! Прекрасно, но, увы, как всякий идеал, недостижим. Учитывая популярность спорта, роль, которую он играет в нашей жизни, желающих превратить его в инструмент политической, религиозной, межнациональной и прочей борьбы всегда будет предостаточно».15 Если тот или иной класс, нация, государство признают ценность спорта, они делают все, чтобы поставить его себе на службу, взять в свои руки управление и контроль над ним, в этом проявляется управляющая функция идеологии. Она выступает, наряду с экономикой и политикой, средством управления общественными процессами. Идеологи спорта ставят своей задачей довести до каждого человека мысль о том, что жизнь – это повседневная борьба позиций, идей, мнений; жесткая конкуренция в профессиональной и личной сфере жизнедеятельности и выиграть в этой бескомпромиссной борьбе очень сложно без надлежащей физической и волевой подготовки, без крепкого здоровья и целеустремленности и что сделать подлинно успешную карьеру позволяют не помощь и статус родственников и родителей, а собственные усилия. Принцип self
-
made
-
man
(человека, самого себя сделавшего) является социально и политически одобряемым и доминирующим в развитом обществе
. Западные политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением к успеху, к победе.

В идеологии определяется и обосновывается политическая заинтересованность государств в спорте, разрабатываются пути и средства их обеспечения, одним из которых является идеологическое воздействие на население. Уже простая информация о спорте носит идеологический характер, служит средством управления спортом и спортивным движением, спортивной пропаганды, агитации, рекламы и т.п. То есть, идейно-политическая функция предусматривает рассмотрение не только собственно идеологических и политических аспектов, но и пропагандистского, а также управленческого.

Завершая рассмотрение основных социокультурных функций спорта и личности, следует отметить, что при отставании духовного развития нередко наблюдаются неожиданные последствия, выражающиеся в ущербе здоровью спортсменов в результате нерационального построения тренировочного процесса. Также имеют место некоторые социальные черты, которые проявляются в поведении спортсменов (аморальное поведение, леность в труде, индивидуализм, нездоровый азарт, склонность к стяжательству и карьеризму). В спорте высших достижений социально и биологически необходимые уровни двигательной активности могут не совпадать. Это проявляется в виде гипердинамии. Все это снижает эффект социального управления спортом как культурным феноменом. Названные функции спорта взаимосвязаны, способны переходить друг в друга, подвижны, проявляются в единстве и многообразии.



3.3 Физическая рекреация

Физическая рекреация как вид физической культуры вошла в жизнь в различных терминах и понятиях, характеризующих ее отдельные стороны: "массовая физическая культура", "оздоровительная", "массовый спорт", "активный отдых" и др. В процессе исследования установлено, что в действительности "физическая рекреация" охватывает содержание всех указанных выше терминов. Она представляет собой процесс использования физических упражнений, игр, видов спорта в упрощенных формах и естественных сил природы с целью активного отдыха, развлечения, переключения на другие виды деятельности, отвлечения от процессов, вызывающих физические, интеллектуальные, психические утомления, получения удовольствия, наслаждения от физкультурной деятельности.

Общепринятым и бесспорным является признание того факта, что объектом-субъектом физической рекреации является человек и его здоровье. При этом основной функцией физиче­ской рекреации признавалась функция оптимизации (поддержки) состояния организма человека, адаптация его к условиям своего природного существования. Она рассматривалась преимущественно в рамках медико-биологических дисциплин, так как наличие слова «физическая» традиционно связывалось с организмом человека. На этом, в частности, построена концепция физической рекреации, разработанная В.М. Выдриным и А.Д. Джумаевым.

Физическая рекреация, включая в себя часть медико-биологических дисциплин, является и социокультурной дисциплиной, так как физическая рекреационная деятельность позволяет оптимизировать состояние организма чело­века, актуализировать его внутренние резервные возможности. Физическая рекреация является дисциплиной и общественных наук. Две уникальные особенности человеческой деятельности – групповой характер жизни людей и необходимость координации и регуляции их поведения с общепринятыми ценностями, нормами и правилами поведения являются необходимыми атрибутами физической рекреационной деятельности. Физическая рекреация входит и в состав гуманитарных наук, так как рекреационная деятельность не только регулируется духовным миром человека, но и сама оказывает влияние на формирование личностно-общественного сознания.

Физическая рекреация, может успешно решать образовательно-воспитательные задачи, в частности формирование нравственных черт личности, профилактики правонарушений среди молодежи. Это превращает физическую рекреацию в одну из отраслей педагогической науки. При ценностном подходе к личному и групповому здоровью встают серьезные задачи по воспитанию положительной мотивации, формированию позитивных моральных и эстетических стимулов его укрепления. Неврозы, умственная отсталость, социальная дезадаптация, ранний алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция – все это тоже результаты недостаточного внимания к физкультурной работе среди детей, подростков, молодежи, нехватки массовых и спортивных общедоступных сооружений и объектов по месту жительства и учебы. Как известно, одна из причин асоциального поведения – неумение молодежи организовывать свой досуг. Физическая рекреация функционирует, в основном, в сфере досуга и поэтому научное обоснование места физической рекреации в досуге людей разного пола, возраста, состояния здоровья, разных социальных групп превращает ее в одну из важных социологических дисциплин.


Физическая рекреация удовлетворяет потребности, интересы, мотивы студенческой молодежи в эмоциональном активном отдыхе, рациональном использовании свободного времени. Она удовлетворяет групповые и индивидуальные потребности молодежи в нерегламентированной, относительно свободной формой двигательной активности, адекватной их субъективным возможностям, содействуя при этом нормальному функционированию организма путем создания оптимального физического состояния.
3.4 Двигательная реабилитация

Под двигательной реабилитацией понимается использование физических упражнений для профилактики и лечения различных заболеваний, травм и их последствий. Двигательная реабилитация направлена, прежде всего, на восстановление с помощью физических упражнений временно утраченных или сниженных в процессе труда и спортивных занятий двигательных навыков.

Отправным пунктом, когда речь идет о сохранении и укреплении здоровья, считается понятие, принятое Всемирной Организацией Здравоохранения: здоровьем является состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Вместе с тем в этом понятии нет указания на самочувствие и ответственность индивида за состояние своего здоровья, а абстрактное понятие «благополучие» дает возможность его субъективной трактовки. Поэтому несомненную актуальность приобретает изучение здоровья человека как социальной ценности, позволяющей выяснить его политическое, экономическое, эстетическое, нравственное и психофизиологическое содержание. Определить приоритеты социокультурной политики государства, отказаться, наконец, от порочной практики остаточного принципа социального планирования и бюджетного финансирования этой сферы деятельности общества, убедить руководителей всех уровней и рангов, что нельзя экономить на образовании, культуре и здравоохранении. Показать, что вложения в эту сферу очень эффективны и возвращаются сторицей через многие стороны жизнедеятельности человека. «Здоровье людей является важнейшим показателем социального и культурного прогресса, бесценным капиталом общества».

Отношение человека к собственному здоровью является показателем его культуры. Оно формируется в процессе обучения и воспитания человека, начиная с детских лет, а также в ходе его самообразования и самовоспитания. Поэтому особую проблему составляет квалифика­ция специалистов физической культуры и здравоохранения. Некомпетентность в любом деле порождает неуве­ренность и, к сожалению, консерватизм. Вот почему перед наукой и практикой встает много­трудная задача: не только довести знания о здоровом образе жизни до всех слоев населения, но и самым активным образом участвовать в переводе знаний на практические рельсы. Прежде всего, уместно спросить, с какой академической кафедры медицинских вузов раздался авторитетный вопрос: прежде, чем выписать лекарство, подумайте, а нельзя ли обойтись нетрадиционными методами, имея в виду слова великого Гиппократа: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Поскольку специалисты физической культуры и здравоохранения должны быть в теоретическом отношении наиболее подготовленными к материализации установки на свое собственное здоровье, постольку мы можем судить, имея перед собой информацию о наличии значительного разрыва между их знаниями о сущности и необходимости соблюдать научные рекомендации по здоровому образу жизни и практической реализацией последних в повседневной жизни.

Чем старше становится человек, тем больше он задумывается над своим здоровьем и начинает понимать, какое это благо быть здоровым и тем больше начинает его ценить. Чем старше становится человек, тем больше он начинает задавать вопросы, чем можно успешно лечить десятки различных заболеваний, исцелять ослабленных и больных, делать еще более сильными здоровых? Как остановить этот бесконечный конвейер горя? Как сохранить здоровье? Знаете ли вы средства способные предотвращать развитие многих грозных заболеваний, делать наш организм невосприимчивым к инфекции?

Отвечая на эти вопросы необходимо сказать, что с древних времен предлагались разные рецепты продления молодости, которые по мере развития науки изменялись. Но, усилия медицинской науки всегда, в основном, были направлены на лечение уже имеющихся недугов. Среди сотен тысяч лекарств, составляющих арсенал современной медицины, нет ни одного, которые бы могло конкурировать с физическими упражнениями по диапазону своего воздействия и отсутствию побочного отрицательного влияния на наш организм. Как средство оздоровления организма физические упражнения известны, по меньшей мере, несколько тысяч лет. В эти годы были выявлены важнейшие закономерности влияния физических упражнений на организм, обнаружена тесная связь между работой мышц и функционированием внутренних органов. Для того чтобы быть здоровым, надо не лечить самого себя, а принять меры по предупреждению заболевания.

Важную роль в профилактике заболеваний (сердечно-сосудистых, опорно-двигательного аппарата, нарушение психики и др.) и вообще оздоровления людей играет повышение их уровня физического развития, расширение и углубление знаний о человеческой природе, о сущности жизни, о творческом и физическом потенциале человека, о гармоничности умственного и физического развития. Особенно нужен такой “ликбез” для студенческой молодежи, т.е. той среды, которая, в основном и питает интеллектуальный потенциал нации.

Рассмотренная тема убедила нас, что физическая культура как социокультурный феномен не только обеспечит потребности существования личности и общества, но и создаст условия для их развития, тем самым активно включится в совокупность действий по воспроизводству человека и общества.

Следовательно, физическая культура – будучи частью общей культуры, способна при правильном научно–обоснованном подходе соединять общество, укреплять на основе общедоступных норм его нравственное и физическое здоровье, целенаправленно, естественным путем повышать жизнеспособность систем и функций организма человека.
Заключение

Системно-структурный характер феномена физической культуры позволяет рассмотреть ее сущность и способы функционирования на различных уровнях досуга, где выделяются отдых и движение, развлечения, просвещение, творчество, праздник. Анализ показывает, что все виды физкультурной деятельности (рекреационной, реабилитационной, образовательной, спортивной, адаптивной и др.) принимают активное участие в реализации содержательной стороны всех уровней досуга. При этом прослеживается общая тенденция, свидетельствующая о том, что в процессе жизнедеятельности индивид переходит от простых форм активности (физкультурной рекреации, физкультурной реабилитации) к более сложным (физкультурной спортизации, физкультурному образованию), от потребления (освоения) культуры – к созданию многообразных культурных ценностей в сфере физической культуры, от индивидуальной деятельности - к социальной.

Следовательно, физическая культура в силу своей полифункциональности пронизывает все уровни досуга и является неотъемлемым компонентом свободного времени. Она играет весомую роль не только в восстановлении, поддержании, развитии, но и в совершенствовании физических и духовных способностей человека. Тем самым она принимает участие в выполнении основных функций свободного времени: антропологической (связанной с восстановлением физического и душевного равновесия), социальной (связанной с осознаванием и удовлетворением более сложных потребностей), культурно-воспитательной (способствующей повышению общей культуры, формированию нравственных и эстетических начал и т.п.). Основной же проблемой физической культуры в рамках досуга является повышение ее престижа у населения как явления духовно-физического. Это предъявляет повышенные требования к институтам физкультурного образования, семье, а также эффективной работе средств массовой информации.

Таким образом, сферы образования, труда, свободного времени (досуга в его рамках) в плане возможностей реализации в них физической культуры должны взаимно дополнять друг друга с целью физического и духовного совершенствования каждого члена общества.

Возрастание ценностей жизни, здоровья, активного долголетия и реализации человеческой индивидуальности все чаще рассматривается как критерий социального прогресса общества. Физическая культура как неотъемлемый вид общей культуры в силу заложенного в ней потенциала, несомненно, укрепляет здоровье (как физическое, так и духовное) каждого человека, тем самым ведя к оздоровлению всей нации. Она содействует формированию человека в целом, помогает разрешить основные вопросы, которые выдвигает современная жизнь, а следовательно, и способствует прогрессивному развитию общества. Однако все это возможно только при условии осмысления и принятия общественным сознанием содержания интегративной духовно-физической сущности физической культуры и воплощения ее в качестве нормативной основы в сферу сознания каждой личности, безусловно, во взаимосвязи с другими видами культуры. Это особенно важно в связи с тем, что в современном обществе с преобладанием динамических процессов человек должен готовиться к будущему, а педагогические системы (в том числе и в сфере физической культуры) должны работать на воспроизводство целостного человека, гармонически развитой личности. Именно такой человек в силу единства своего духовно-нравственного и физического развития, творческого подхода к преобразованию реальности может (и должен) противостоять неблагоприятным факторам социально-экономической обстановки, стать действительно гарантом экономического процветания и духовной безопасности общества.

Одной из существенных закономерностей развития и функционирования физической культуры является абсолютная необходимость формирования ее у каждого человека для оптимального его развития начиная с раннего возраста и до 20 - 25 лет с дальнейшим поддержанием на протяжении всей жизни. Однако сегодня, когда физическая культура, спорт в силу объективных тенденций развития мировой цивилизации должны действительно стать значимыми компонентами образа жизни современной молодежи, частью ее культуры в сфере физкультурного образования, возрастает потребность в культурологических методиках, связанных с формированием духовных способностей человека в процессе развития его физических кондиций.

Физическая культура, как ни одна другая сфера культуры, содержит большой потенциал воспроизводства личности как целостности в своем телесно-духовном единстве. Его невостребованность (что характерно для современной ситуации) неизбежно ведет к "частичности" формирования человека, антикультурной по своей сущности. Но ведь именно через человека происходит воздействие и на общество. Следовательно, у общества, которое хочет не только выжить, но и успешно развиваться, нет другого пути кроме самосовершенствования человека с помощью средств культуры. В решении этой проблемы физическая культура должна занять свое реальное и достойное место.
Используемая литература
1.     Лубышева Л.И., Социология физической культуры и спорта. Москва: "Академия", 2001г.

2.     Бальсевич В.К., Онтокинезиология человека. Москва: "Теория и практика физической культуры", 2000г.

3.            Жолдак В. И., Физическая культура студентов ВУЗов. Воронеж, 1991г.

4.     Пономарев Н.И., Физическая культура как элемент культуры общества и человека. Санкт-Петербург, 1996г.

5.     Лубышева Л.И., Концепция формирования физической культуры человека. Москва: ГЦОЛИФК, 1992г.

6.            Холодов Ж. К., В. С. Кузнецов, Теория и методика физического воспитания и спорта. Москва, Академия, 2010г.

7.     Макаров Р.Н., Человеческий фактор: проблемы физической подготовки специалиста на этапе ускорения НТР. Теория и практика физ. культуры. 1991г.

8.     Утишева Е. В., Физкультурное образование: социально-педагогические и социологические проблемы. Санкт-Петербург, 1999г. 

9.     Николаев Ю.М., Теория физической культуры: базовые концепции и основополагающий категориальный аппарат. Теория и практика физической культуры. 2002г.

10.  Лесгафт П. Ф., Курамшин Ю. Ф., Попов В. И.,  Теория и методика физической культуры. Санкт-Петербург: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999г.

11.  Николаев Ю.М., Теоретико-методологические основы физической культуры. Санкт-Петербург, 1998г.


1. Реферат Значение религиозного воспитания
2. Статья Плюрализм как методологическая шизофрения
3. Реферат на тему Tale Of Two Cities 2 Essay Research
4. Реферат на тему A Comparison Of Two Classic Film Noirs
5. Курсовая на тему Контрольно разрешительная система лекарственных средств
6. Реферат Измерение параметров электрических цепей
7. Реферат Стратегии маркетинговой деятельности
8. Статья на тему Методы управления персоналом коммерческого банка и их совершенствование
9. Реферат на тему UnH1d Essay Research Paper HAPPINESSHappiness In one
10. Диплом на тему Композити як вираження текстової модальності