Курсовая

Курсовая на тему Готическая субкультура

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-12-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Владимирский государственный университет
Кафедра культурологии
Курсовая работа на тему:
«Готическая субкультура»
Выполнила:
ст. гр. КЛ-104 гуманитарного факультета Сонина М. М.
Научный руководитель: Чеснокова Н. В.
Владимир 2006

Содержание
Введение
Глава 1.История готической субкультуры
1.1 Зарождение. Наследие панковской культуры
1.2 Готика – самостоятельная субкультура
1.3 Готическая субкультура в современном мире
Глава 2. Кто такой гот?
2.1 Готическое мировоззрение – жизнь в стиле смерти
2.2 «Темный» имидж человека-гота
2.3 Классификация видов готов
2.4 Готические «тусовки»
2.5 Готы и окружающий мир
Заключение
Библиографический список

Введение
Готика. В Словаре русского языка этим понятием обозначается художественный стиль, преимущественно архитектурный, зародившийся в XII веке во Франции и распространившийся по всей западной Европе[1].
Сейчас термин «готика» можно отнести не только к архитектуре Средневековья. В середине ХХ века этим понятием стали обозначать еще и особую субкультуру.
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно удалось их собрать в одно целое. Кстати, рыцарство и соответствующие ему атрибуты конкретно к культуре не относятся, и потому не стоит путать людей, занимающихся реконструкцией, и готов. Разница между ними огромна: хотя не всегда в полной мере, их взгляды на жизнь. А найти двух одинаковых готов практически невозможно - настолько велик разброс взглядов, мировоззрений. Многие изучают историю, знают множество языков и пишут поразительной красоты творения. Иные же просто наслаждаются духом старины (этим во многом можно объяснить любовь готов к старым кладбищам). Некоторые вообще не увлекаются ничем подобным, их среда - иные субкультуры, например, киберпанк и даже Дикий Запад (есть группа, музыка которой основана именно на данной тематике - Fields of The Nephilim[2]). Но все же есть нечто, объединяющее их, - это тот самый «готический» дух - особое восприятие окружающей действительности через призму собственного сознания, общее душевное состояние.
Нельзя дать точное определение данному явлению - это можно только почувствовать. Невозможно стать готом за пару дней, купив длинный плащ и сделав пару мистических татуировок сомнительного вида. В отличие от многих других течений в это сложно войти, став таким, как все, это удастся только, если останешься самим собой.
Индивидуализм - один из краеугольных камней в основании данной общности. Поэтому вдвойне интересно творчество людей, к ней относящихся. Это вещи, разные по форме и содержанию, времени и назначению. Литература, скульптура, живопись, музыка. Почти в любой области искусства есть «готичные» произведения. В литературе - это иногда философские трактаты, эссе, исторические романы, в музыке - инструментальный по большей части folk, кельтская музыка, альтернативные переработки языческих песнопений, порой даже рок и металл, а уж сколько появилось за последнее время различных альтернативных проектов, связанных с электронной музыкой, industrial, fantasy… Все перечислить невозможно. Конечно, есть и «классика жанра» - команды с мировым именем, вроде Sol Invictus, Hagalaz Runedance, Current 93, Dead Can Dance[3].
Настоящие ценители годами собирают диски любимых исполнителей, при этом различая сотни композиций с различных альбомов.
В России субкультура готов развиваться начала не так давно, но уже сложились устойчивые общности, компании, музыкальные группы. В этом нет ничего удивительного - можно сказать, что готика - это явление, на которое не действуют национальные, территориальные и языковые рамки. Настоящие готы - люди с очень обширными интересами, тонким восприятием мира и собственным мировоззрением. Их интересует не только своя культура, но и традиции других стран, эпох. Для человека с по-настоящему серьезным взглядом на такие вещи готика - не шоу, не игра и даже не хобби, а слово, способное описать саму его жизнь, стремления, мировоззрение. Неоязычество, скандинавская мифология - очень распространенные темы готических сайтов. Многие из них содержат исчерпывающую информацию по практическому применению шаманских техник, природных средств. Можно найти в Сети кельтский календарь, скандинавские саги, информацию о действующих общинах и организациях подобного толка. Конечно, в основном все вышесказанное относиться к Западу - в России пока не так много настолько откровенной и прямой информации. Причина этого в том, субкультура готов России еще не достигла такого высокого уровня развития, как на Западе. Конечно, сейчас уже не стоит проблема, где достать диск с готической музыкой, но сами готы для большинства из нас остаются тайной. Подобная ситуация естественно порождает множество недоразумений и недопонимание значения готической субкультуры в мире. Именно поэтому тему данной курсовой работы можно считать актуальной. Неспособность и нежелание окружающего общества вникать в суть этой культуры влекут за собой необоснованные обвинения готов в вандализме, проведении кровопролитных ритуалов, сексуальных извращениях и т. д. Кроме того, очень часто готов отождествляют с сатанистами, что является, по меньшей мере, глупостью.
Объектом изучения в данной курсовой работе выступает готическая субкультура в целом, ее генезис, особенности, направления. Предмет изучения – это образ человека-гота во всех его проявлениях (внешность, мировоззрение, внутренний мир, взаимоотношения с окружающим миром).
Цель курсовой работы – изучить образ человека-гота, характеризуя его как полноправного члена нашего современного общества. Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
1.       Изучить генезис готической субкультуры, а также ее современное состояние.
2.       Рассмотреть специфику готического мировоззрения и внутреннего мира готов.
3.       Охарактеризовать особенности внешнего вида человека-гота.
4.       Проследить место готической субкультуры в современном обществе.
При написании курсовой работы были использованы различные источники и литература, что нашло отражение в библиографическом списке. Основными источниками выступали статьи из журналов, посвященные различным аспектам готической субкультуры. В качестве источников были использованы статьи из журналов для молодежи и тех, кто интересуется компьютерными технологиями («Круто», «Домашний компьютер», «Паттерн»). Эти публикации посвящены различным аспектам готической субкультуры. Кроме того, мы обращались к специальным периодическим, изданиям по готической субкультуре («GOTTER», «RIP», «GOTHLAND»). В них содержится как фактический и исторический материал по субкультуре готов, так и личные наблюдения авторов используемых публикаций.
В разделе библиографического списка «Литература» были использованы словари (Современный словарь иностранных слов, Словарь русского языка) для определения основной терминологии, используемой в курсовой работе. Кроме того, здесь указаны Интернет-сайты, из которых была почерпнута дополнительная информация об истории готической субкультуры и особенностях готического имиджа и мировоззрения.

Глава 1. История готической субкультуры
1.1 Зарождение. Наследие панковской культуры
Субкультура готов пришла в Россию с Запада в середине 90-х годов. На Западе данная субкультура имеет большое количество последователей и множество ответвлений. В рамках данной субкультуры сложилась не только развитая инфраструктура, но и своеобразная философия. Однако при переносе на российскую почву прямого заимствования субкультуры не произошло.
В настоящее время в России сформировалось сообщество готов, в которое также входит уже сформировавшееся фанское движение «химозников»[4], относящих себя к готам. В самом конце 70-х панк-волна в Англии стала затихать, панк, как стиль, стал видоизменяться, что вызвало изменения и в аудитории. Тогда и возник пост-панк, изначально декадентское (т. е. относящееся к декадансу, кризисному, упадочному явлению в искусстве конца XIX-начала ХХ века, отмеченному индивидуалистическим пессимизмом, нерпиятием жизни, эстетизацией небытия *) музыкальное течение не ставило перед собой никаких задач и целей, просто часть панк-групп сменила свое звучание на более депрессивное и имидж на более декадентский.
Прото-готы тех времен достаточно сильно отличались по имиджу от современных готов, хотя и сейчас существуют готы, для которых времена поздних 70-х-начала 80-х являются идеалом. Очень часто ранних готов называли Dark Punks. Далее в курсовой работе я также буду называть их Dark Punks. Dark Punks были близки по идеологии со своими прямыми предшественниками - панками, только тотальный нигилизм панков был несколько смягчен и приобрел более декадентские черты. От панков достался готам и девиз. Панковский «Punks Not Dead» постепенно трансформировался в «Goth’s Undead»[5]. Имидж был тоже трансформирован из панковского - на головах остались ирокезы (выбритые виски - до сих пор отличительный признак готов). Только ирокезы приобрели насыщенный черный цвет, хотя иногда уже не ставились торчком, а зачесывались назад, собираясь в хвост, или же зачесывались на одну из сторон (вот причина существующей до сих пор основной прически готов), хотя широко распространена была и прическа типа «взрыв на макаронной фабрике», на данный момент достаточно мало используемая, одежда тоже радикально сместилась в сторону черного цвета, хотя и с некоторыми достаточно сильными изменениями - наибольшие изменения коснулись лиц мужского пола, следует отметить немалое количество андрогинных (андрогиния – наличие у особи одного пола признаков другого пола[6]) на ранней готической сцене - часто и участники групп и фаны носили рваные колготки, кофты-сетки (готы используют и до сих пор), и так далее. Однозначного объяснения причин большого количества андрогинных готов не существует, но это однозначно наложило отпечаток на все дальнейшее развитие субкультуры и до сих пор нормой считается «женственность» облика гота мужского пола.
Актуальным оставался и самодельный пирсинг (булавки, кольца), более того, с большой долей уверенности можно утверждать, что пирсинг в современном виде был введен именно готами, естественно пирсинг был известен в течение многих веков, начиная с древнейшей истории, но именно dark punks сделали его эстетикой. По легенде многие dark punks тусовались в «садо-мазо»[7] клубах, где и был создан пирсинг в современном виде. Из элементов доставшихся в наследство от панков следует отметить такую вещь как шипованные браслеты и ошейники, если браслеты до сих пор широко используются не только готами, но и металлистами и панками, то ошейники это деталь «одежды» характерная только для готов. Из нововведений следует отметить использование грима и маникюра лицами обоих полов. Dark punks использовали достаточно грубый грим - белое лицо, обведенные черным глаза, черные губы, черные ногти на руках. Как видно из выше перечисленного ранние готы достаточно много взяли у панков (что и не удивительно, так как подавляющее большинство ранних готов были бывшими панками), но при этом ввели в обиход достаточно нововведений, что указывает на однозначную самобытность субкультуры и независимость от предтеч. Точкой отсчета истории готической субкультуры считается 1979 год, а точнее выход в этом году сингла группы Bauhaus «Bela Lugosi’s Dead»[8] - по множеству причин эта песня (изначально написанная как шутка) и стала причиной появления готическая субкультуры в том виде, в каком мы знаем ее сейчас. Вряд ли еще какая-нибудь песня из написанных в этом веке стала причиной появления целой субкультуры. В композиции поется про Бэла Лугоши, культового актера венгерского происхождения, самой знаменитой ролью которого стал Дракула 1931 года (этот момент прочно связал готов с вампирами). В припеве песни есть слова «Undead, undead, undead» (именно благодаря этому припеву и появился «девиз» готов). Множество ранних готов впервые услышали Bauhaus в фильме The Hunger (Голод) и уж точно его посмотрели все фаны Bauhaus, фильм начинается с выступления Bauhuas в каком-то клубе, где они исполняют эту композицию. Фильм The Hunger - о двух современных вампирах (еще одна связь с вампирами) в исполнении Дэвида Боуи и Катрин Денев, которые пьют кровь не прокусывая горло жертвы, а делая надрез маленьким ножиком в форме анка (египетского символа вечной жизни), именно благодаря использованию в фильме The Hunger, анк стал символом готов, используемым и поныне. Следует отметить, что dark punks и ранние готические группы не называли себя готами - термин был придуман примерно в то же время, но группы не использовали его для описания своей музыки и слушатели редко называли готами себя. Сам термин «гот» как описание индивидуума появился позднее, когда сформировались четкие представления о готическом мировоззрении. Ранние готические группы были быстро подхвачены волной популярности - о них писали все музыкальные издания того времени (как и о любом новом, «модном» музыкальном течении). Однако в конце 80-х годов ХХ века интерес к новой музыке стал стихать, и все указывало на то, что готическая субкультура должна была тихо сойти на нет. Но этого не случилось…
1.2 Готика – самостоятельная субкультура
В конце 80-х годов ХХ века интерес масс-медиа к готической субкультуре утих, и по всем признакам культура должна была вообще исчезнуть. Тем не менее, она не умерла. Она просто «избрала» новый путь своего развития, благодаря чему, готика до сих пор остается одной из самых популярных субкультур не только в нашей стране, но и во всем мире. Культура замкнулась в себе, и именно по этому выжила, став еще сильнее и целостней. С середины - конца 80-х годов ХХ века поднимается вторая волна готических групп: The Shroud, Rosetta Stone, London After Midnight, Mephisto Walz, Corpus Delicti и т. д.[9]. Появляется формация людей называющих себя готами, формируются основные представления о готической культуре, понятия о готическом мировоззрении, новообразовавшаяся формация готов начинает проявлять интерес к мировому «готическому» наследию - художественной готической литературе, мрачному искусству в самом широком диапазоне прерафаэлитов. Культовую популярность приобретает писательница Энн Райс, автор вампирских новелл. В этот период сформировался базис современной готической субкультуры - процесс формирования продолжался примерно до середины 90-х. С этого момента субкультура готов выходит на совершенно новый уровень. Наиболее активно готическая сцена развивается в Германии (в Германии готов часто называют Gruftie, а саму готическую сцену – «schwarze scene» - черная сцена[10]), Америке и Англии. Также существенные изменения происходят в музыке - формируются новые готические стили - darkwave, ethereal, dark folk и другие, соответственно разделяется и аудитория, хотя разделение происходит не только по музыкальным пристрастиям, но и по «видам» - появляются различные типы готов (подробнее о них будет рассказано далее). К середине 90-х мировая готическая субкультура представляла собой очень сложную целостную систему, включающую в себя множество составляющих - готические журналы, радио, лейблы, клубы, магазины и т.д. Готика наконец получила возможность существовать самостоятельно, не завися от других субкультур и окружающего мира.
1.3 Готическая субкультура в современном мире
Конец ХХ - начало ХХI века становится новой стадией развития готической субкультуры. Это время стремительного формирования «dark culture» («темной культуры»), в целом под этим термином имеют в виду общую «темную» субкультуру, включающую в себя вампиризм, фетишизм и т. д. Активную роль в развитии готической субкультуры во второй половине 90-х сыграло развитием сети Интернет. Готы активно включились в интернетовскую жизнь практически с самого начала активного распространения Интернет. Основная конференция в Usenet для общения готов была создана еще в 1991 году (в ней наблюдается гигантская активность - иногда до нескольких тысяч писем в день и до сих пор). Основной готический сайт в Интернете - Dark Side of the Net[11], являющийся индексом готических ресурсов в Интернете появился в 1994 году, в настоящее время в базе ресурсов Dark Side of the Net содержится более 8000 сайтов. Естественно, развитие субкультуры шло не только в виртуальном виде - в реальной жизни происходили также существенные изменения, в частности именно в этот период стали регулярными различные крупные готические фестивали. В Германии - Wave Gotik Treffen, в Англии - Whitby Gothic Weekend, в США - Convergence[12], на которые съезжаются готы со всей страны и из других стран - подобные мероприятия с гигантским количеством различных акций на каждом из них дали огромный толчок к расширению субкультуры. Готика превратилась в такую «могущественную» культуру, что стала вовлекать в себя все новые и новые музыкальные стили. В конце ХХ века появилась третья волна готической музыки – готический металл. Для него характерно тяжелое «металлическое» звучание с готической эстетикой.
В целом, говоря о современном состоянии субкультуры готов, можно отметить не только ее «живучесть», но и интенсивное развитие по всему миру. Как уже было сказано, в России готическая субкультура только зарождается. Тем не менее, ее зарождение и развитие происходит большими темпами, поэтому влияние данной культуры можно наблюдать повсюду.

Глава 2. Кто такой гот?
Дать точное определение, кто такой гот, практически невозможно. Можно быть готом и при этом не слушать готическую музыку. Можно обожать эту музыку, но не быть готом. К тому же в готике сейчас появилось огромное количество течений. Вообще самое главное – это определенное состояние души. Постоянная депрессия, меланхолия, утонченное отношение к жизни, отстраненность от «злого и вонючего мира»[13], одиночество. Сюда же можно отнести постоянные разговоры о смерти. Хотя следует отметить, что самоубийц среди готов ничуть не больше, чем среди остальных людей. Отношение готов к смерти и суициду будет подробнее рассмотрено ниже.
Как уже было сказано, точно определить, кто такой гот очень трудно. Но все же существуют несколько признаков, исходя из которых, можно отнести или же отнести человека к последователям данной субкультуры. К ним относятся:
1.                Готическое мировоззрение
2.                Посещение «гот-тусовок»
3.                «Готический» внешний вид
Существуют и другие признаки «готичности». Например, американские исследователи опубликовали список «готических замашек» у детей-подростков:
« Ваш ребенок стал готичным, если он:
1) Носит черную одежду.
2) Делает пирсинг или татуировки.
3) Носит пентаграмму или анк
4) Носит рок-футболки.
5) Слушает готические группы, такие как Мэрлин Мэнсон, и прочую антисоциальную музыку.
6) Много общается с новыми подозрительными друзьями.
7) Не проявляет интереса к церкви, молитвам, спорту.
8) Принимает наркотики.
9) Убивает людей для забавы.
10) Гуляет по ночам и пьет кровь.
11) Смотрит кабельное телевидение.
12) Жалуется на головные боли, скуку, тошноту.
13) Стал скрытным.
14) Проводит большую часть времени в одиночестве.
15) Плохо ведет себя в школе.
16) Забывает делать уроки, возможно, под влиянием наркотиков или алкоголя.
17) Слушает музыку на полной громкости, возможно, под влиянием наркотиков или алкоголя.
18) Пользуется компьютером или Интернетом.
19) Читает научную фантастику или приключения.
20) Ведет злобные записи в личном дневнике.
21) У него появляются «параноидальные» фантазии.
22) Исследует опасные религии типа сатанизма, буддизма, иудаизма.
23) Использует кровь христианских младенцев, чтобы надписать пентаграммы или другие символы на церквях и школах.
24) Спит слишком много или слишком мало.
25) Ест слишком много или слишком мало.
26) Смотрит порнографию или иным образом проявляет интерес к сексу.
27) Является гомосексуалистом или бисексуалом.
28) Курит.
29) Разбрасывает по дому шприцы или другие подозрительные предметы.
30) Ест «готическую» еду.
31) Говорит: «Я - ГОТ».
32) Носит значок с надписью «Я ГОТ».
33) Ходит по подозрительным клубам и местам.
34) Собирает чугунные котлы.
35) Танцует под музыку.
36) Ведет себя любым другим странным и пугающим образом.»[14].
Трудно говорить о серьезности данной статьи. По крайней мере, применимо к российской готической субкультуре. Возможно, в настоящее время в Америке к готам и относятся так серьезно и настороженно, но, скорее всего, автор статьи просто пошутил.
Теперь следует более подробно остановиться на каждом из трех перечисленных ранее признаков настоящего гота.
2.1 Готическое мировоззрение – жизнь в стиле смерти
Характеризуется пристрастием к «темному» и мрачному восприятию мира. Сложно описать все составляющие такого комплексного понятия как готическое мировоззрение, но в целом это особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (неприятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него). Естественно, все вышеперечисленное относится далеко не ко всем готам, но, по крайней мере, это дает понять, что имеется в виду под готическим мировоззрением. Также характерной чертой большинства готов является восприятие смерти как фетиш, обобщая можно сказать что, большая часть готов являются танатофилами (любителями смерти), хотя встречаются и более «тяжелые стадии». Характерными чертами готов являются «артистичность» и стремление к самовыражению (проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, создание поэзии, живописи, других видов искусства). Понятно, что «темное» восприятие мира не является вполне корректным объяснением для такого понятия как готическое мировоззрение. В принципе наличие у индивидуума готического мировоззрения вполне корректное основание, для того чтобы считать его готом, даже если он и не отвечает остальным критериям.
2.2 «Темный» имидж человека-гота
Это наиболее часто используемый и распространенный критерий. Наиболее часто встречающиеся виду готов рассмотрены ниже, но в целом можно сказать, что по большей части готы носят черные одежды, имеют черные волосы, красят ногти и губы в черный цвет и так же подводят глаза. Хотя все эти элементы подходят не ко всем готам, но большая часть выглядит именно так, разнообразием внешних видов готов они обязаны в первую очередь уже упомянутым артистизму и стремлению к самовыражению. В настоящее время это самый часто используемый критерий. Современный готический имидж довольно сложен и разнообразен, чтобы его можно было кратко описать. Но все же можно обозначить основные особенности готического имиджа.
Одежда
Готическая одежда, используемая каждым конкретным готом по большей части зависит от общего стиля индивидуума, далее перечислены наиболее распространенные виды.
Корсеты. Бывают двух видов: близкие по виду к «историческим» корсетам прошлых эпох (создаются из бархата, парчи, могут быть различных цветов) и корсеты близкие к фетиш-эстетике (фетиш – неодушевленный предмет, который по представлениям верующих, наделен сверхъестественной силой[15]), создаются с использованием современных материалов - латекса, винила и кожи, преимущественно черный цвет. В кибергот-эстетике иногда используются корсеты из фосфорицирующего пластика. Часто изготавливаются на заказ или приобретаются в специальных готических фетиш-бутиках.
Платья, юбки. Самые разнообразные, иногда созданные по мотивам «исторических» платьев - с использованием кружев, кружевных или цветных вставок в лиф, иногда используются двойные юбки. Создаются преимущественно из бархата, шелка, парчи, шифона, гипюр. Цвета различные, но доминируют черный, бардовый, фиолетовый. Иногда платья делаются из современных материалов - латекс, винил, могут быть как короткими, так и длинными, в основном узкие, иногда низ юбки и верх платья могут быть оторочены искусственным мехом или перьями, преимущественно черный цвет, часто в декоративных целях украшаются цепочками, пряжками, кольцами. Иногда юбки носят и лица мужского пола.
Кофты, топы. Если используются в сочетании с "исторической" юбкой, то кофта выдержана в той же эстетике и цветовой гамме что и юбка, используются те же материалы (бархат, шелк, парча), часто рукава и вырез украшаются кружевами. Кроме исторических из бархата изготовляются кофты с более современным дизайном - с разрезами на рукавах, разнообразными шнуровками (рукава, спина, лиф), с использованием колец, цепочек. Топы встречаются как бархатные, так и латексные или виниловые - доминирующие цвета черный, фиолетовый, также украшаются кольцами, цепочками, шнуровками, пряжками. Распространенный вид готической одежды - кофты-сетки, носимые обоими полами, бывают как с рукавами, так и без, часто со шнуровкой спереди или на рукавах, преимущественно из искусственных материалов, различных типов фактуры, обычно черного цвета. Иногда используются «меховые» кофты, искусственный мех, длинный ворс, преимущественно черный цвет. Хотя бывают и других, часто экстравагантных цветов - белый, розовый, салатовый.
Колготки и чулки - их могут носить лица обоих полов, часто рваные, обычно с рисунком, в сетку или цветные.
Брюки, штаны. Разнообразие покроев и тканей от «исторических» панталон (парча, бархат, шелк) до латексных штанов с юбочками. Также штаны изготавливаются из кожи, кожзаменителя, винила, часто используются декоративные элементы в виде шнуровки по бокам, дырок, колец, иногда шнуруются от колен. Существуют как свободного покроя, так и обтягивающие, так называемые лосины, легинсы (из различных материалов, носятся представителями обоих полов).
Рубашки. Изготавливаются в основном из бархата (преимущественно черный цвет, хотя бывают и других - алого или фиолетового) или хлопчатобумажной ткани, шелка (белого или черного цвета) чаще всего с кружевами на рукавах, иногда с жабо, часто используются шнуровки (спереди или на рукавах). Иногда изготавливаются из прозрачного кружева (черный цвет). Часто со свободными, широкими рукавами.
Камзолы, жакеты. Обычно изготавливаются из парчи, бархата, шелка, женские могут оторачиваться мехом или перьями.
Плащи, накидки. От исторических до стиля модерн. Изготавливаются из бархата, шелка, бывают как односторонние, так и двусторонние, чаще всего с подкладкой другого цвета (алого, фиолетового, черного), иногда бывают с капюшонами.
Верхняя одежда. В странах с суровым климатом используются пальто, шинели, кожаные утепленные плащи, преимущественно черного цвета.
Готическая одежда не встречается в «обычных» магазинах (хотя иногда в них можно приобрести повседневную одежду с более или менее готическим видом - бархатные топы, юбки, брюки). Большая часть готической одежды выпускается специализированными фирмами, выпускающими одежду только для готов, продается она также в специализированных магазинах. Наиболее известные производители – «Tiger», «X-Tra», «Black Rose»[16]. Большинство производителей бутиков имеют сайты в Интернете, через которые можно приобрести их изделия. В России ситуация с готической одеждой сложнее - специализированных магазинов нет совсем. Так что существует три варианта – привозить или заказывать из-за границы, шить самим (заказывать в ателье) или искать в «секонд-хэндах», никаких специальных «секонд-хэндов» не существует, но специализирующиеся на оных готы умудряются находить в московских магазинах «сэконд-хэнд» одежду от Black Rose, Tiger и других фирм.
Обувь
Обувь также как и одежда является непременным атрибутом готического имиджа. Ниже перечислены основные фирмы, занимающиеся производством «готической обуви»
Combat Boots - это ботинки в армейском стиле - круглые мыски, высокое (иногда очень высокое) голенище, чаще всего черного цвета, производители – «Shellys», «Doc. Martins», «Grinders». В России – «Camelot». Готические остроносые ботинки - часто без ярко выраженных каблуков и подошвы (мужские). Основной производитель – «Underground Shoes».
Fetish Boots - ботинки и сапоги с экстремально высокими голенищами, платформами, высокими каблуками, часто отороченные мехом или перьями, иногда различных цветов. Основные производители – «Underground shoes», «New Rock».
Designer Boots - ботинки с навороченным дизайном, металлические вставки в каблуках, пряжки, в целом очень стильного дизайна. Основной производитель – «New Rock».
В Москве множество магазинов торгующих обувью различных стилей – «Обувь XXI века», «Camelot», «Buldog», «Фишка», «Rovers» - лучше всего в России представлены Combat Boots - любых видов всех основных фирм производителей. Имеются в меньшем количестве и Desinger Boots, но по очень дорогой цене. Труднее всего найти в магазинах нашей страны Fetish Boots. Они практически не встречаются в магазинах.
Украшения
Основной металл - серебро, изделия из желтого металла никогда не используются. Украшения могут быть также железные (с посеребрением или без), используются камни: оникс, агат, гранат, в сложных украшениях могут встречаться практически любые камни.
Украшения на руки - различные виды колец - обычные, на фалангу, на ноготь, на весь палец, "сестринские кольца", и т.д. Отличаются от обычных «готическим» дизайном и эффектностью. Браслеты - любых форм и размеров - от тоненьких серебряных колечек до массивных серебряных цепей. данного вида украшений принадлежит готам).
Украшения на шею - самые различные подвески, кулоны - кресты, анки, магические символы, различные символы смерти, летучие мыши и др.
Основные производители украшений – «Alchemy Gothic», «Marche Noir», «Pagan» и др. В России проще всего купить украшения от «Alchemy Gothic», их продают в магазине «Культура» и на Горбушке. В последнее время в продаже стало достаточно легко найти «готические» кольца на фаланги или на весь палец (как ни странно их обычно продают в палатках в переходах метро или подземных переходах) серебряные кольца на весь палец (когти) можно купить в переходе метро «Пушкинская». Более дешевые - металлические кольца с посеребрением можно купить в самых различных местах - переходы у Павелецкой, на Речном Вокзале, на Соколе, Белорусской и т.д.
Аксессуары
Большая часть аксессуаров ассимилирована готами из фетиш- и s&m культуры. Самым распространенным аксессуаром являются ошейники - могут быть любого вида, кожаные, латексные, даже металлические, с шипами или без, часто с кольцами или с подвесками в виде цепочек. Также встречаются шипованые браслеты, пояса, ремни.
Сумки - часто украшены эзотерическими символами, бывают различных форм, от маленьких саквояжей до рюкзаков в форме летучих мышей или из резины (с шипами).
Перчатки - чаще всего бархатные, кружевные или сетчатые, как короткие, так и длинные (до или даже выше локтя). Часто используются “рукава на шнуровке” - определенный вид перчаток не закрывающий пальцы, большой длинны (выше локтя) - из латекса, винила или кожи.
Зонты - по большей части черного цвета (хотя иногда встречаются и белые), кружевные или бархатные, основная цель - защита от солнца (а не от дождя).
Шляпы - чаще всего цилиндры черного цвета - чаще всего носятся лицами мужского пола.
Очки - обычно круглые модели.
Зубы - клыки вампирского вида часто имплантируются, удлиняются или используются накладные, в духе Дракулы или Носферату.
Линзы - самые разнообразные, с кошачьим разрезом глаз, разных цветов (белого, красного, черного, желтого, зеленого и т.д.).
Часто используются шарфы, боа из перьев, черного цвета.
Большую часть аксессуаров у нас достаточно тяжело достать, хотя ошейники и прикольные сумки можно купить в магазине «Маска».
Макияж
Лицо - обычно лицу придается бледный вид, путем использования белого грима, тонального крема и белой пудры. Глаза - часто накладываются черные тени для усиления контраста с лицом, глаза подводятся “кошачьим разрезом” - с удлиненными стрелками. Ресницы накрашиваются черной тушью или используются самые различные накладные ресницы (от цветных до черных). Брови чаще всего выбриваются или выщипываются и линия бровей может быть естественной или рисуются прямые брови вверх к вискам. От фантазии каждого конкретного гота зависит стиль макияжа глаз - часто рисуются различные узоры на лбу, скулах, висках, начинающиеся от разреза глаз, линии бровей - в виде сложных узоров, паутинок, и т.д. Губы - чаще всего подводятся по естественной линии губ черным, хотя иногда используется помады красного цвета (обычно темного красного или алого оттенка).
Ногти - самый часто используемый цвет лака для ногтей - черный. Иногда могут использоваться самые различные цвета - бордовый, фиолетовый, зеленый, белый, и т.д. Иногда на ногтях рисуются узоры.
Наибольшей популярностью среди готов пользуется косметика «Stargazer». В России косметика от «Stargazer» не встречается, так что используются лаки, помады, карандаши подводки и тени самых различных производителей – «Coty», «Oriflame», «Lumine», «Yves Rocher» и др.
Прическа
Один из основных видов самовыражения готов - создание оригинальной прически. Самый часто встречающийся цвет волос - черный, хотя иногда пряди выделяются другими цветами - фиолетовым, красным, зеленым, синим, серебряным. Встречаются и осветленные (белые) волосы, хотя бывают и готы натуральные блондины. Отметим, что подавляющее большинство готов красит волосы. Готы с естественными - русыми, каштановыми и т. д., волосами крайне редко встречаются, конечно, черный цвет волос не обязателен, но все же очень распространен. И если волосы красятся не в черный цвет, то, скорее всего в один из неестественных цветов. Основные стили прически – «взрыв на макаронной фабрике», «конский хвост», ирокез или просто распущенные или собранные в хвост волосы. Важным моментом является то, что подавляющее большинство готов забривает голову «по кругу», не просто выбривая виски, а оставляя волосы сзади только до затылка. Соответственно это отражается определенным образом во внешнем виде причесок:
1. «Взрыв на макаронной фабрике» - прическа из времен 80-х, волосы ставятся торчком в хаотическом беспорядке.
2. «Конский хвост» - прическа из мира фетиш-эстетики (волосы собранные в хвост на макушке), обычно не сочетается с выбритыми висками и делается из очень длинных волос. Преимущественно женская прическа.
3. Ирокез - в связи с тем, что готы достаточно далеко ушли от панков, ирокезы бывают самых необычных видов - не только простые гребни, как у панков, но и различные «пучки» волос направленные вверх, или волосы, торчащие вверх, но не собранные в гребень, или двойные ирокезы. Когда волосы собраны в хвост часто это довольно оригинальная прическа, так как в большинстве случаев это сочетается с выбритыми висками. Но разнообразие «готических» причесок не мешает многим готам ходить и просто с распущенными волосами[17].
Многие лица женского пола используют «парикообразные» прически в стиле 80-х (обычно неестественных цветов). Иногда делаются сложные прически по мотивам причесок прошлых эпох.
Несмотря на разнообразие и экзотичность «готического» имиджа, все же можно выделить в нем одну важную особенность – «готический» имидж во всех его проявлениях (одежда, обувь, украшения, прически и макияж) всегда выражает суть внутреннего мира человека-гота, то есть его меланхоличность, депрессивность, романтичность, тонкое восприятие окружающего мира.
2.3 Классификация видов готов
Наверное, самый сложный для описания элемент готической субкультуры, это внешний вид готов в целом - готы всегда приветствовали самые различные способы самовыражения, это привело к тому, что на готических фестивалях практически невозможно найти готов, имидж которых был бы одинаковым. Это усложняет и классификацию по видам, хотя начать классификацию по видам следует не с имиджа, а с двух более глобальных типов.
Mopey и Perky Goth
Эти два типа готов вызывают частую полемику, но их существование является объективной реальностью. Грубо утрируя можно сказать, что это два кардинально противоположных восприятия готической культуры. Mopey Goths называют тех, кто постоянно пребывают в депрессивном состоянии, по большей части замкнутые, о них говорят, что они «относятся к жизни слишком серьезно»[18], хотя многие считают что Mopey Goths и есть настоящие готы и именно они представляют собой саму суть субкультуры. Perky Goths (часто пишут Perky Goff) называют тех, кто относится к готической более «расслабленно»[19], они любят «тусоваться» в клубах и проводить время так, как им нравится, депрессия не для них, они считают Mopey Goths слишком замкнутыми в себе. Это может показаться странным, но большинство готов в мире являются Perky Goths, все же состояние постоянной депрессии и тотальная замкнутость - это редко встречающиеся вещи. Существует определенное противоборство между двумя этими взглядами на жизнь, но в действительности они различаются только серьезностью отношения к готической субкультуре. Для Mopey Goths готическая субкультура и мировоззрение - фетиш, они относятся к ним очень серьезно, даже излишне серьезно, с другой стороны Perky Goths нельзя считать ненастоящими готами (так как их подавляющее большинство), и они без сомнения живут той же субкультурой, просто они относятся к ней чуть менее серьезно.
Разделение готов по видам имиджа занятие трудное. Ниже представлены наиболее характерные виды.
Antiquity Goth, Renaissance Goth, Romantic Goth, Victorian Goth
Под термином «антикварные готы» (Antiquity имеет смысл перевести именно как «антикварные», а не как «античные») имеются в виду готы, отдающие в имидже предпочтение стилю определенных исторических эпох. В целом, это один из наиболее эффектных и красивых готических стилей. Данный стиль не требует обязательного использования черного цвета в одежде, и предпочтение этому стилю отдают наиболее романтичные индивидуумы. Часто костюмы максимально приближены к костюмам различных эпох, но это не обязательно - существуют и более «мрачные» представители этого стиля, предпочитающие черный цвет, но одежды которых все равно ближе всего к «историческим».
Одежда.
Девушки: корсеты, кружевные платья (часто созданные по мотивам платьев Викторианской Эпохи, Эпохи Ренессанса, и т. д.), плащи, кофты с воланами, длинные кружевные юбки. Самые часто используемые материалы - бархат, парча, шелк, кружева.
Юноши: камзолы, белые кружевные рубашки (с жабо и оборками на рукавах), панталоны, плащи, штаны (часто из кожи или винила). Самые часто используемые материалы - бархат, парча, шелк, кружева.
Обувь: готические остроносые ботинки или сапоги.
Украшения: всякие излишества типа ошейников не используются - в основном авторские серебряные украшения (опять же часто являющиеся копиями оригинальных средневековых украшений) диадемы, кольца, ожерелья. Изделия из серебра и полудрагоценных черных камней, иногда изделия из жемчуга.
Прическа.
Девушки: волосы или собранные в хвост или хитро уложенные (в викторианском стиле, эпохи ренессанса), естественных цветов.
Юноши: длинные волосы или распущенные или собранные в хвост, естественных цветов (черный, белый), иногда выбритые виски и волосы зачесаны на одну из сторон.
Аксессуары: перчатки, веера, маленькие дамские сумочки.
Макияж: по большей части минимальный - направленный на подчеркивание черт лица, выделение надбровных дуг.
Androgyn Goth
«Андрогинные готы» это не конкретный вид имиджа, а скорее общая эстетика определенных индивидуумов, андрогинность подразумевает бесполость, но не асексуальность. Большая часть андрогинных готов мужского и женского пола выглядят так, что тяжело понять, представитель какого пола перед нами, лица мужского пола часто носят юбки (что иногда встречается у готов мужского пола и других стилей), часто тяготеют к фетиш-эстетике.
Одежда.
Юноши и девушки: юбки (как длинные, так и короткие), кофты-сетки, различная латексная и виниловая одежда - штаны, топы, бондажи, корсеты.
Обувь: Сombat Вoots или фетиш-обувь (высокие каблуки, ботинки с застежками).
Украшения: серебряные украшения, кулоны, кольца, браслеты, цепочки, серьги, анки.
Прическа.
Юноши и девушки: разная, но по большей части «бесполая», чаще всего длинные прямые волосы или «взрыв на макаронной фабрике».
Аксессуары: из области фетиш эстетики - шипованые ошейники, бондажи.
Макияж: обведенные глаза, губы, все достаточно эффектно и направлено на то, чтобы скрыть половую принадлежность индивидуума.
Corporate Slave Goth
Появившиеся в 90-х годах «готы рабы корпораций», «несчастные готы работающие в крупных компаниях»[20], в которых требуется одеваться по определенным правилам. Для них существует множество сайтов в Интернете с полезными советами на тему того, как соответствуя офисным требованиям, оставаться верным своему стилю.
Одежда.
Девушки: строгие длинные черные платья, черные длинные юбки в сочетании с белой кружевной рубашкой.
Юноши: черный костюм. Больше ничего не придумаешь.
Обувь: обычные ботинки.
Прическа.
Юноши и девушки: то, что разрешает стиль их компании, волосы только естественных цветов.
Украшения: минимальные, которые допускает офисный стиль – браслеты и кольца.
Аксессуары: дипломат
Макияж: также по минимуму (маникюр и подведенные глаза).
CyberGoth, Darkwave
Готы, тяготеющие к киберпанк-эстетике. Внешний вид представляет собой фетиш-готов с «техногенными наворотами»[21] - в виде проводов, цепочек и колец с технологичным дизайном (в виде шестеренок и т. д.).
Одежда.
 Юноши и девушки: винил, латекс, кожа. А также все из этих материалов: штаны, куртки, плащи, топы, иногда встречаются изделия и из более высокотехнологичных материалов, кофты сетки, иногда бондажи и корсеты из фосфорицирующего пластика, винила.
Обувь: Combat Boots или фетиш-обувь.
Прическа.
Юноши и девушки: часто короткая, выбритые виски (в сочетании с короткими или длинными волосами), иногда голова выбривается хитрыми узорами, цвет волос или черный или искусственный (фиолетовый, зеленый, красный).
Украшения: серебряные или металлические (иногда даже пластиковые) кольца, браслеты, цепочки с техногенным дизайном.
Аксессуары: нередки шипованые ошейники (или ошейники с «техно» дизайном), тяжелые браслеты на руках.
Макияж: можно назвать его «урбанистическо-индустриальным» (черные ногти и подведенные глаза).
GlitterGoth, FairyGoth
Достаточно странное порождение готической субкультуры, в основном касающееся только лиц женского пола. Характеризуется смешением стилей и цветов. Изначально так называли девушек-готов «косивших под фей»[22], но постепенно этот термин приобрел несколько другое значение - теперь так называют определенный «глэм-стиль».
Одежда.
Девушки: топы и юбки различных, по большей части не характерных для готов (часто розового, салатового, и т. д.) цветов, хотя нередка и одежда черного цвета, разноцветные колготки.
Юноши: практически не встречаются.
Обувь: Combat Boots странной расцветки (красные, с разводами, с паутинками) или фетиш-обувь (часто меховые ботинки).
Прическа.
Девушки: неестественных цветов (розовый, зеленый, синий, фиолетовый) часто используются нейлоновые парики этих цветов. Общий стиль прически в духе 60-х.
Юноши: практически не встречаются.
Украшения:обычно маленькие цепочки и браслеты.
Аксессуары: «крылышки фей» на плечах.
Макияж: в духе 60-х - подведенные глаза с высокими надбровными дугами, губы красятся в яркие цвета, ногти тоже могут быть разных цветов.
GypsyGoth, HippieGoth
Этот стиль по большей части характерен для готов язычников или для готов пожилого возраста. Характерна одежда мешковатого вида, сложной конструкции, ткани различных цветов (например, бархат темно-зеленого, темно-красного и синего цветов), множество различных украшений, амулетов.
Одежда.
Девушки: платья сложной конструкции, мешковатые кофты, блузы, чаще всего не черного цвета, но обычно темных оттенков различных цветов.
Юноши: рубашки с широкими рукавами, свободные штаны.
Обувь: остроносые готические ботинки.
Прическа.
Юноши и девушки: свободно ниспадающие волосы естественного цвета, иногда с лентами, вплетенными в волосы.
Украшения: часто не металлические, а деревянные, камни, украшения с магическими символами (например, знаками рун).
Аксессуары: похожи на аксессуары хиппи (например, сумки с «рюшами»)
Макияж: достаточно скромный.
FetishGoth
Готы близкие, к фетиш-эстетике, в одежде используются искусственные материалы - латекс, винил, искусственная кожа, реже натуральная кожа, вся одежда плотно обтягивающая, иногда используются кофты-сетки, присутствуеттолько черный цвет
Одежда.
Юноши и девушки: корсеты, виниловые/латексные топы, кофты-сетки, виниловые юбки (часто короткие или длинные узкие), обтягивающие штаны, латексные или виниловые комбинезоны.
Обувь: фетиш обувь, Сombat Вoots.
Прическа.
Девушки: прямые или собранные в хвост волосы, часто волосы собираются в «конский хвост», часто выбритые виски, черные или белые волосы.
Юноши: выбритые виски, иногда короткие волосы.
Украшения: минимальные серебряные или металлические (кольца, браслеты, цепочки).
Аксессуары: все из области фетиш-эстетики - ошейники, бондажи, наручники, цепи.
Макияж: черные губы, подведенные глаза, черные ногти.
Jeans'n'T-shirt Goth
Это, наверно, самый простой тип готов - так выглядят те, кто не заботится о своей внешности и по большей части не могут быть названы готами «по внешности», они ходят в обычной одежде (например, в джинсах) и футболках с логотипами любимых групп.
Одежда.
Девушки и юноши: черные джинсы, футболка группы.
Обувь, прическа, украшения и аксессуары: в их выборе нет строгих правил.
Макияж: если и есть, то только у девушек, да и то в минимальной количестве - простая подводка глаз, крашеные губы и ногти.
Punk Goth, Post-Punk, Dark Punks
Готы, ностальгирующие по 80-м годам, по изначальному стилю готов. Характерны: ирокезы, английские булавки, рваные джинсы, кожаные куртки/жилеты. Не стоит путать эти виды готов с панками, т. к. они отличаются от них более стильным и мрачным видом. Punk Goth, Post-Punk, Dark Punks являются поклонниками ранних готических групп.
Одежда.
Юноши и девушки: джинсы, рваные колготки, кожаные/джинсовые куртки/жилеты, рваные майки, часто несколько рваных колгот, кофт, футболок, одетых друг на друга.
Обувь: Сombat Вoots.
Прическа.
Юноши и девушки: ирокезы, в крайнем случае, выбритые под ирокез виски, собранные в хвост иногда прическа вида «взрыв на макаронной фабрике». Часто встречаются волосы неестественных цветов (красные, темно -зеленые, бардовые, синие).
Украшения: металлические цепи, браслеты, кольца, чаще всего грубые.
Аксессуары: булавки в качестве пирсинга, ошейники, шипованные браслеты, перчатки без пальцев.
Макияж: если и есть то грубая обводка глаз, накрашенные губы.
Western Goth
Сложно представить связь между вестернами и готической эстетикой, однако она существует в лице группы Fields of the Nephilim - их вид на обложках и в клипах и породил этот странный стиль - так выглядят по большей части фэны Fields of the Nephilim[23].
Одежда.
Юноши и девушки: "ковбойские" кожаные штаны с бахромой или джинсы, кожаные жилеты/куртки, часто футболки с логотипом группы Fields of the Nephilim, широкополые шляпы.
Обувь: высокие или низкие ботинки, ковбойские сапоги.
Прическа.
Юноши и девушки: длинные волосы естественных цветов, распущенные или собранные в хвост.
Украшения: много различных «фенечек», по большей части серебряные и металлические украшения, кожаные браслеты.
Аксессуары: хлыст и револьвер (как ни смешно это звучит, но некоторые готы предпочитают дополнять ими свой имидж)
Макияж: по большей части не используется.
Tribal Goth
Вид готов близких к модернисткому направлению. Для них характерен «обильный» пирсинг (кольца в нос, проколотые губы), одежда используется разнообразная, часто это кофты-сетки или что-то из фетиш области, «иногда одежда выглядит как прикид таежного шамана»[24].
Одежда.
Юноши и девушки: нет определенной.
Обувь: обычно Сombat Вoots.
Прическа.
 Юноши и девушки: чаще всего - вариации на тему выбритых висков, часто встречаются волосы неестественных цветов.
Украшения: обилие тяжелых металлических или серебряных цепей (на шее, руках).
Аксессуары: «обильный» пирсинг, шрамы, тату, клейма.
Макияж: присутствует невсегда, но если есть, то обычно грубый.
Vampyre Goth
Готы, тяготеющие к вампирской эстетике, они считают себя вампирами. Часто наращивают или имплантируют себе длинные клыки, иногда пользуются зубными протезами с клыками, в одежде предпочитают романтический стиль.
Одежда.
Девушки: корсеты, кружевные платья (часто копии платьев Викторианской Эпохи, Эпохи Ренессанса и т.д.), плащи, кофты с воланами, длинные кружевные юбки. Самый часто используемый материал - бархат. Доминирующие цвета - кроваво красный и черный.
Юноши: камзолы, белые кружевные рубашки (с жабо и оборками на рукавах), панталоны, плащи, штаны (часто кожа или винил). Самый часто используемый материал - бархат. Доминирующий цвет - черный.
Обувь: готические остроносые ботинки или сапоги.
Украшения: иногда используются ошейники, как ни странно часто встречаются серебряные украшения, анки обязательны.
Прическа.
Девушки: длинные волосы, распущенные или собранные в хвост, часто хитро уложенные (в викторианском стиле, эпохи ренессанса), естественных цветов (черный или белый).
Юноши: длинные волосы,распущенные или собранные в хвост, естественных цветов (черный, белый), иногда выбритые виски и волосы зачесаны на одну из сторон.
Аксессуары: клыки, длинные накладные ногти. Часто цветные контактные линзы (желтый, красный, зеленый цвет или белые) иногда с кошачьей формой зрачка.
Макияж: по большей части минимальный, направленный на подчеркивание черт лица, выделение надбровных дуг. Бледный цвет лица. Губы чаще всего цвета крови.
Естественно, все вышеперечисленные типы готов достаточно условны, и постоянно встречаются индивидуумы, не особенно попадающие под упомянутые описания, но при этом большая часть готов все же вписывается в эту классификацию. Сейчас наиболее часто сейчас встречаются Antiquity Goths, Fetish Goth, Punk Goth и Vampyre Goth, естественно другие типы тоже присутствуют, но в менее заметных количествах.
2.4 Готические «тусовки»
Если опираться на особенности готического мировоззрения, то можно сделать вывод, что готу положено любить одиночество, сторониться больших шумных компаний и т. д. И тем не менее – посещение «готических» сборов – занимает весомое место в жизни любого гота. Простому человеку готик-вечеринка может показаться просто сумасшедшей. Даже не зная особенностей этой субкультуры, можно просто наслаждаться всевозможными костюмами, немыслимым макияжем и оригинальными прическами.
Во всех крупных городах России уже появилось множество готик-клубов. Например, в Москве готы собираются в клубах «Авалон», «Озон», «Релакс», «Парабар» и др.[25]
Многие принципиальные готы критикуют молодых готов за то, что покрасоваться в готическом наряде для них важнее, чем само мировоззрение. Но с этим ничего не поделаешь – зрелище нужно всем. Хотя именно среди готов (по сравнению с другими стилями) больше всего людей, которые, взрослея, не предают свой стиль. Например, 40-летних готов гораздо больше, чем панков или рэпперов. Распространенное заблуждение, что гот в перерыве между вечеринками проводит время на кладбище, устраивая оргии и вызывая духов. Это не совсем так. Конечно, гот может пригласить на свидание девушку побродить среди могил и почитать вампирические стихи. Но ни один настоящий гот никогда не будет тревожить дух предков вандализмом. Поэтому все обвинения готов в осквернении кладбищ абсолютно беспочвенны.
2.5 Готы и окружающий мир
Как уже было сказано, готическая субкультура всегда находилась в оппозиции с окружающим миром. Но, несмотря на эту отчужденность, готика всегда испытывала на себе сильное влияние общества. Ниже будут рассмотрены основные аспекты готической субкультуры.
Готы и алкоголь
Нельзя сказать, что в жизни большинства готов алкоголь играет важную роль. Как и другие люди, готы любят, наверное, самый демократичный алкогольный напиток - пиво, на каждом готик-фестивале или концерте обязательно стоят палатки, разливающие этот напиток. Хотя сложно назвать пиво настоящим готическим напитком - скорее на эту роль подойдут более утонченные - вино и абсент. С вином все понятно - тут лидирует красное вино, так напоминающее своим цветом кровь, какие-то определенные сорта выделить нельзя (хотя в готических журналах таковые иногда рекламируются - с вызывающими названиями вроде «Кровь Дракулы»[26]). Абсент - это очень крепкий (70 градусов) и горький напиток изумрудного цвета, изготавливаемый из полыни - напиток европейских декадентов прошлых веков и начала прошлого, вызывает привыкание, галлюцинации и при постоянном применении - тяжелые осложнения - поэтому запрещен к продаже в большинстве стран. Нельзя сказать, что готы злоупотребляют алкоголем, но и утверждать что большинство из них «ведут трезвый образ жизни тоже нельзя»[27].
Готы и вампиры
Можно сказать, что отчасти готы в том виде, в котором существуют сейчас, возникли благодаря вампирской эстетике. Как было сказано, основной толчок развитию готик-культуры дала композиция «Bela Lugosi’s Dead». В дальнейшем готический имидж и эстетика формировались под сильным влиянием вампирского образа. Так символ готов - анк, прижился благодаря использованию в уже упомянутом фильме «Голод». Среди готов культовую популярность приобрели многие вампирские фильмы – «Nadja», «The Addiction», «Interview with a Vampyre». Современная вампирская субкультура близка к готической, часто даже пересекается с ней, но это не одно и то же. Многие люди, считающие себя вампирами, готами не являются, не слушают готическую музыку и не близки к готической субкультуре - у вампиров свои клубы, сайты и конференции. Некоторые из тех, кто считает себя вампирами, действительно верят в свое сверхъестественное происхождение, другие же просто очень глубоко погрузились в эстетику вампирских ролевых игр (например, «Vampyre: The Masquerade»[28]). Но не зря упоминалось о пересечениях готической и вампирской субкультуры - некоторые готы считают себя вампирами, более того, наиболее эффектно выглядящие вампиры принадлежат к готичской культуре - посетив многие вампирские страницы в Интернете, можно понять, что в массе своей сами люди, считающие себя вампирами, выглядят довольно просто и неброско.
Готы и имена
Как и в большинстве современных молодежных субкультур у готов присутствует феномен инициации, выражающийся в выборе собственного готического имени. Большинство осознает свою «готичность» уже в достаточно зрелом возрасте, и тогда же индивидуум осознает необходимость выбора «готического псевдонима», имени по которому его (ее) будут знать в субкультуре. Конечно же, есть готы, не использующие псевдонимы и известные под реальными именами, но таких буквально единицы. Основная масса использует различные имена, часто напрямую относящиеся к «темной» природе их владельцев - Shadow Angel, Batgirl, Decay, Batty, Nocturna, Agony, Raven, Elisabat, Nephrael, SexBat[29] и т. д., Иногда имена похожи с именами популярных у готов литературных или кино персонажей - Morticia, Elvira, Lestat, Louis, Orlok, Draven, Claudia, Vlad, Akasha и т. д. Иногда это просто красивые имена, не являющиеся настоящими именами их владельцев - Cynthia, Rachael, Catharina, Raquelle, Lorylin, Christian, Rafael, Carmilla и т. д. Иногда имя явно заимствовано из произведений любимой группы - Moonchild, Severina. Обычно имя прочно «прилипает» к его владельцу и произвольно его не меняют. Часто у участников готических музыкальных групп также имеются свои сценические псевдонимы. В интернет есть очень хороший сайт Name That Goth! (www.cris.com/~jeniphir/babynames.html) содержащий сотни готических имен.
Готы и кино
В этом разделе будут рассмотрены два вопроса: какие фильмы наиболее любимы готами и можно ли увидеть готов в фильмах? Сначала второй вопрос. Готы присутствуют в художественных фильмах не очень часто, но в последнее время количество фильмов с присутствием готов увеличивается. Конечно, можно исследовать персонажи фильмов на предмет наличия готического мировоззрения и найти немало героев, которых можно бы назвать готами, но в первую очередь зрителей интересуют фильмы, где героями являются настоящее готы - и по имиджу и по мировоззрению. На данный момент известно всего три фильма, где главный герой (или один из главных героев) - гот, это «Жучиный Сок», «Эдвард Руки-Ножницы» и «Ворон». Два из них - «Жучиный Сок», «Эдвард Руки-Ножницы» сняты культовым готическим режиссером Тимом Бартоном. В фильме «Жучиный Сок» один из двух главных героев девочка Лидия - практически типичный гот-тинэйджер и по имиджу и по настроению (не находит контакт с родителями и сверстниками, находится в постоянном депрессивном состоянии, интересуется сверхъестественным). Эдвард Руки-Ножницы из одноименного фильма персонаж больше сказочный, но и его внешний вид и неприспособленность к жизни в реальном мире вполне позволяют нам назвать его готом. Также можно упомянуть фильмы «Колдовство», где главными героями является четверка девочек-ведьм, двое из которых вполне готичны и «Семейка Адамс», где большая часть персонажей и антураж «комиксово-готичны». К сожалению, фильмов с главными героями-готами больше не известно, но в последнее время в эпизодических ролях проявляется немало готов.
 Второй аспект - фильмы, имеющие у готов культовую популярность. Их можно разделить на несколько групп. Во-первых, это немые фильмы ужасов начала века, фильмы ужасов студии «Hammer» (фильмы про Дракулу) и большая часть фильмов с культовыми актерами ужасов - Бела Лугоши, Питер Кашинг, Борис Карлофф и Кристофер Ли. Вторая группа - современные вампирские фильмы, например, «Интервью с вампиром», так и менее популярные ленты, например, «Nadja» или «The Addiction». И третья группа - фильмы с главными-героями готами. Отдельно стоит упомянуть культовый готический мультфильм «Кошмар перед Рождеством», спродюссированный Тимом Бартоном. Из актеров, особенно любимых готами, следует выделить Кристину Риччи, Джонни Деппа, а также Брэндона Ли.
Готы и кладбища
Тафофилия - любовь к кладбищам, это один из аспектов танатофилии - здесь влечение к смерти появляется как любовь к прогулкам по кладбищам. Причины любви готов к подобному времяпрепровождению разнообразны - большая часть готов обожает саму атмосферу спокойствия и умиротворенности кладбищ, напрямую связанную с образом смерти. Действительно, атмосфера кладбищ сама по себе «готична», а уж если и само кладбище «готично» (надгробия прошлых эпох, склепы, надгробные памятники - ангелы), то тут говорить нечего. Естественно, готов в первую очередь привлекают готические исторические кладбища - именно на таких кладбищах в западных странах проще всего встретить готов. Следует отметить, что подавляющее большинство готов обожает гулять по кладбищам, этим и объясняется гигантское количество сайтов кладбищенской фотографии в Интернете. В России тоже есть готические кладбища, «облюбованные» местными готами - в Москве это Введенское и Донское кладбища, в Санкт-Петербурге - Смоленское и кладбища Александро-Невской Лавры[30].
Готы и оккультизм
Одной из особенностей готического восприятия мира является повышенный интерес к сверхъестественному, а значит и к магии и оккультизму. Интерес этот имеет различные проявления, от примитивного использования магических символов как элементов украшений у тех, кто не занимается оккультизмом серьезно, до готов посвятивших свою жизнь изучению магических таинств. Среди готов очень много язычников, поэтому неудивительно, что самые «популярные» оккультные традиции это различные языческие школы, друидизм, шаманство и другие. Также встречаются готы, изучающие и пытающиеся возродить самые различные оккультные традиции - от египетских и иранских до Вуду и Каббалы. Кроме «исторических» (или претендующих на историчность) традиций среди готов есть и теософы (теософия – религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством и возможности непосредственного общения с потусторонним миром[31]). В целом, большая часть готов в той или иной степени интересуется оккультизмом, но как можно заметить, единой оккультной традиции нет.
Готы и религия
Готическое мировоззрение само по себе не привязано ни к какой религиозной доктрине, так что в вопросе вероисповедания выбор свободный, как и у обычных людей. Есть немало неверующих готов или даже радикальных атеистов, но при этом немало и более религиозных готов, как приверженцев традиционных конфессий, так и более современных (или наоборот, древних) учений. Среди традиционных религий однозначно доминирует христианство, готов-христиан не так уж и мало, хотя по отношению к общей массе популярных у готов течений, христиане однозначно в меньшинстве, следует отметить, что готы позаимствовали некоторые элементы христианской символики. Больше всего готов-язычников и готов-сатанистов, но по большей части это - люди привлеченные мрачной религиозной эстетикой - внешними проявлениями, не являющиеся настоящими сатанистами.
Готы и символы
Готическая эстетика крайне эклектична (эклектизм – неорганичное соединение разнородных, внутренне несоединимых, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов[32]). Основным готическим символом является египетский анк, символ вечной жизни, связь с готами тут очевидна - изначально готическая субкультура возникла благодаря вампирской эстетике. Также часто употребляются и другие египетские символы - такие как «Глаз Ра». Христианская символика используется менее часто, по большей части в виде обычных распятий (только с более стильным, чем обычно дизайном). Кельтская символика встречается в виде использования кельтских крестов и различных кельтских орнаментов. Достаточно широко представлена оккультная символика - используются пентаграммы (как обычные, так и перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса). Также используется множество различных символов смерти - украшения с гробиками, черепами, и т. д. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей - различные изображения летучих мышей (связь с вампирами и с готами очевидна).
Готы и смерть
Готическая эстетика напрямую связана с образом смерти, и даже сам вид готов (бледные лица, круги под глазами) отсылает к ее образу. В действительности влечение к смерти далеко не всегда некрофилия, точнее, даже в большинстве случаев ей не является. В общем случае влечение к смерти называется танатофилия - этим термином характеризуется не сексуальное влечение к смерти, а общий вид пристрастия - восприятие смерти как фетиш. Фактически восприятие смерти как фетиш одна из характерных особенностей готического мировоззрения и может считаться одним из признаков принадлежности к готам. Подобные особенности восприятия могут проявляться во множестве различных видов - например, в любви к прогулкам по кладбищам (тафофилия), пристрастие к произведениям, описывающих смерть (литература, кино) и, наконец, проявления в области сексуальности. Некрофилия в чистом виде - как половое влечение к трупам, встречается крайне редко. И если и есть готы-настоящие некрофилы, то они усиленно скрывают свои пристрастия, хотя вариант полового акта, когда один из партнеров «притворяется» трупом - тоже один из видов некрофилии. Сюда же относятся получение сексуального удовольствия от удушения партнера (или само удушения) – асфиксофилия . Все перечисленные девиации не являются какими-то особыми «готическими». Существует самостоятельная культура «некро»[33], хотя какой-то ее процент пересекается с готической эстетикой. Следует отметить, что чрезмерное «пристрастие» готов к смерти порождает выдумки о том, что готы более других людей склонны к суициду. Не так давно Университет города Глазго опубликовал результаты исследования, свидетельствующие о том, что молодые люди, увлекающиеся готической субкультурой, более склонны к самоубийству, нежели их сверстники из других молодёжных субкультур. По мнению психологов, готическая субкультура особенно привлекательна для молодых людей с психологическими проблемами, ищущих в себе подобных утешения и понимания[34]. Действительно, готы любят говорить о самоубийстве. Некоторые готические сайты даже предлагают своим «посетителям» различные способы совершения суицида. Но, несмотря на это, мнение о склонности готов к самоубийству ошибочно.
В заключение можно сказать, что образ смерти крайне важен в готической эстетике и проходит через многие пласты культуры - как через глубоко интимные отношения, так и в области общего восприятия.
В целом, говоря об отношениях готической субкультуры с окружающим миром, можно выделить их взаимное влияние друг на друга. Готика проникает во все сферы жизни общества, а также испытывает влияние общества на себе. Наверное, влияние готики на общественную жизнь сильнее влияния общества на нее. И тем не менее, нельзя не отметить, что данная субкультура «живет» и развивается в соответствии с законами того общества, в котором она существует.

Заключение
Готическая субкультура очень сложна и многогранна. Готика - это индивидуализм и романтика как стиль жизни. Отнесение себя к готической субкультуре исповедание в какой-то степени готического стиля жизни депрессивно-философское отношение к окружающему миру и жизни, любовь к готической музыке, литературе, искусству, готическое мировоззрение сочетает два основных элемента: абсолютный индивидуализм и тёмный романтизм.  гот всегда стремится к большему (в жизни, музыке, арте),  он ищет красоту даже в том мире, в котором ее нет.  гот не закрывает глаза ни на позитивную, ни на негативную сторону жизни  гот пытается изменить каждый серый, банальный день - внести в него эмоции и чувства путем музыки, стиля одежды, мейк-апа (имиджа) и других источников.
Готическая культура берет энергию и жизненное вдохновение из той музыки, литературы, искусства и философии, которые другим кажутся слишком мрачными или слишком сложными.
Готы живут тем, что заставляет все время испытывать эмоции. Обычно готическая музыка очень эмоциональна и многим людям весь этот спектр эмоций не нужен (им хватает одной из сторон, к примеру - только позитивных и радостных). Им хватает 4 цветов. Остальные - боль, грусть, эмоциональная агрессия от жизни и другие для них тяжелы. Готу же нужны все оттенки и краски эмоций - полет абсолютной боли и радость каждодневного преодоления границ серой реальности, безграничная грусть и несущая понимание чувств, печаль. Радость и грусть - два измерения. Готы - посередине. Готы сохраняют холод своих эмоций. Готы не слабеют от грусти, мрачности, депрессии, а находят в этом свою радость, энергию и силу. В радостной музыке нет силы для готов, так как радость - проста, в то время как внутренняя сосредоточенность, холодная грусть и ирония имеют сотни оттенков. Для сохранения своих эмоций нужен постоянный поиск чего-то настоящего - в жизни, музыке, арте... Готы постоянно ищут то, что стимулирует чувства и позволяет погружаться в свой мир.
Если человек прошел через сложный (тяжелый) период жизни - он слушает ту музыку, которая дает силу, энергию. В этот период познается то, что настоящее в жизни, а что нет, так как восприятие человека обострено и способно тонко чувствовать разницу между искренней, вкусовой музыкой и "конвеерной". Поэтому к готике часто приходят через "черную" полосу жизни, которая заставляет отделить фальш от истинных эмоций, а искусственно созданную, исходно "коммерческую"или же однобокую тотально-радостную музыку от той, которая несет эмоции... готы обычно исповедуют достаточно серьезные жизненные принципы: настоящая вера в себя, в настоящая дружба и любовь.. готы переплавляют два этих подхода в один: жить каждый день как последний и при этом придерживаться своей философии (жить в своем мире) и выглядеть так, как это соответсвует состоянию души (обычно - с преобладанием черного цвета).
И главное - готика это не только чёрная одежда и мрачный имидж. Готика - это состояние души.

Библиографический список
Источники
1. Михаил Боде Младший. Русские готы // Домашний компьютер. 2001. №1. С. 16--19.
2. А ты любишь смерть?// Круто. 2004. № 5. С. 6--7.
3. Ваш ребенок стал готичным? // www. darkness. ru
4. Cult // www. literature.gothic.ru
5. Love Metal // www.lovecraft.ru
6. Готы среди нас // Паттерн. 2003. № 3. С. 10--13.
7. Один день из жизни тру гота // GOTTER. 2005. № 0. С. 16--17.
8. Концепция «сумрачной эстетики» // RIP. 2005. № 1. С. 5--6.
9. Бела Лугоши // GOTHLAND. 2005. № 2. С. 13.
10. Name That Goth! // www.cris.com/jeniphir/babynames
11. Искусство вампиризма // www.Vampyre.com
Литература
1. Современный словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 1992. – 740 с.
2. Готическая музыка // www. music.gothic.ru
3. Готическая субкультура. Зарождение // www. gothic.net
4. Готическая субкультура в странах Европы // www. exlibris.ng.ru
5. Официальный сайт о готической субкультуре // www.darklinks.com
6. Готика // www.Tulamusic.ru
7. Виды готов // www.gothic.net
8. Увлечение готической субкультурой приводит к самоубийству
// www.svobodanews.ru
9. Russian Necro World // www.rusnecro.com


[1] Словарь русского языка: в 4-х т. – М.: Русский язык, 1985-1988. Т. 1. 1985. Стр.339
[2]Готическая музыка// www. music.gothic.ru
[3] Готическая музыка// www. music.gothic.ru
[4]Готическая субкультура. Зарождение// www. gothic.net
[5] Современный словарь иностранных слов. – М.: Рус. Яз., 1992. Стр. 183.
[5] А ты любишь смерть?//Круто, 2004, №05. Стр.6
[6] Современный словарь иностранных слов. – М.: Рус. Яз., 1992. Стр. 47.
[7] Готическая субкультура. Зарождение// www. gothic.net
[8]Готическая музыка// www. music.gothic.ru
[9]Готическая музыка//www. music.gothic.ru
[10]Готическая субкультура в странах Европы //www. exlibris.ng.ru
[11]Официальный сайт о готической субкультуре// www.darklinks.com
[12]Готическая музыка// www. music.gothic.ru
[13]А ты любишь смерть?//Круто, 2004, №05. Стр.6
[14] Ваш ребенок стал готичным?//www. darkness. ru
[15] Современный словарь иностранных слов. – М.: Рус. Яз., 1992. Стр. 644
[16] Здесь и далее названия торговых фирм по производству одежды, обуви и косметики приводится из: Готика// www.Tulamusic.ru
[17] Готика// www.Tulamusic.ru
[18] Виды готов//www.gothic.net
[19] Там же
[20] Виды готов//www.gothic.net
[21] Виды готов//www.gothic.net
[22] Там же
[23] Готическая музыка// www. music.gothic.ru
[24]  Виды готов//www.gothic.net
[25] А ты любишь смерть?//Круто, 2004, №05. Стр. 7.
[26] Михаил Боде Младший. Русские готы// Домашний Компьютер,  №1, 2001. Стр. 17
[27] Там же, стр. 16
[28] Искусство вампиризма//www.Vampyre.com
[29] Здесь и далее «готические» имена приведены из: Name That Goth!//www.cris.com/jeniphir/babynames
[30] Готическая субкультура.// www. gothic.net
[31] Современный словарь иностранных слов. – М.: Рус. Яз., 1992. Стр. 602
[32] Современный словарь иностранных слов. – М.: Рус. Яз., 1992. Стр. 702
[33]Russian Necro World// www.rusnecro.com
[34] Увлечение готической субкультурой приводит к самоубийству// www.svobodanews.ru

1. Курсовая на тему Анализ технологий совершения компьютерных преступлений
2. Контрольная_работа на тему Народный фольклор в детской педагогике
3. Реферат на тему Response To Civil Disobedience By Henry David
4. Реферат Генеральный совет долин Андорры
5. Реферат Коэлью, Гонсалу
6. Реферат на тему Компоненты составляющие компьютер 2
7. Реферат Працевлаштування іноземних громадян
8. Реферат на тему Slaver In The Antebellum Area Essay Research
9. Реферат Тонкая структура гена и механизм считывания информации с гена
10. Контрольная работа Античные мифы в истории мировой культуры