Курсовая

Курсовая Тайные мужские общества

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 25.11.2024





Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Ярославский Государственный университет им. П. Г. Демидова

Кафедра всеобщей истории
Курсовая  работа

Тайные мужские общества.


Руководитель канд. ист. наук, доц.

_______________О. В. Трофимова

04 мая 2006 г.

Студент___________Э. Г. Цветков

24 апреля 2006 г.


2006

Содержание


Введение

3

1. Возникновение тайных мужских союзов.

5

2. Инициации – способ вступления в тайный мужской союз.

15

3. Мужские союзы  и общество.

21

Заключение.

27

Список литературы.




Введение
Исследование  тайных обществ архаичной эпохи представляет сейчас чрезвычайный интерес, т.к. тайные общества стали первыми организациями, объединившими людей  с учётом  объективных условий дальнейшего социального и политического развития коллектива. Обстоятельное рассмотрение деятельности и организации тайных союзов позволит дополнить общие сведения известные современной науке относительно рассматриваемого периода, а систематическое изучение механизмов складывания тайных обществ может послужить отправной точкой в изучении тайных организации более позднего периода в т.ч. и современности.

Историография данной проблемы довольно обширна. Однако сложность состоит в том, что имеется малое количество работ на русском языке и переводной литературы. В конце XIX  - нач. XX веков в западных странах произошел всплеск интереса к истории первобытного общества: снаряжались этнографические экспедиции, составлялись и опубликовывались этнографические описания. К сожалению, подавляющее количество необходимого научного материала нам недоступно. Тайные общества часто упоминаются в работах этнографов и историков в связи с рассмотрением других  явлений, где тайные общества не рассматриваются как самостоятельные объекты исследования. Большинство исследователей[1], к работам которых мне приходилось обращаться, акцентируют внимание на обрядовой стороне функционирования тайных союзов.    

Изучение данного вопроса осложняется тем, что современная наука не располагает прямыми источниками периода первобытной истории


человечества. Отсутствие письменных памятников  того периода, основного источниковедческого материала для изучения истории последующих эпох, заставляет удовлетворяться наличием косвенных источников (данные археологии, антропологии, этнологии), материалами этнографических наблюдений и привлекать к изучению первобытности другие науки.

Изучавшихся этнографически охотников и собирателей Австралии, Океании, Африки и Америки от древней первобытности отделяют десятки тысяч лет исторического развития. Сосуществуя с более развитыми культурами, они могли испытать их влияние. Кроме того, они находились в особых исторических и экономических условиях, которые явились причиной отставания их развития и могли придать этому развитию несколько иное направление, чем-то, в каком развивались древние первобытные общества.

В то же время следует учитывать, что исторический путь, пройденный первобытными обществами за те несколько тысячелетий, в которые развивались цивилизации, не так уж велик в сравнении с историческим путем, пройденным предками этнографических аналогов первобытности.

Основной целью работы является создание представления о роли тайных обществ в первобытных культурах. Будут рассмотрены основные моменты жизни первобытного общества, связанные с тайными союзами, поскольку все их в рамках одной работы наиболее полно рассмотреть невозможно.

Рассмотрение темы будет проводиться на примере культур, стадиально-соответствующих позднеродовой общине. То есть будет рассмотрено соотношение социополитических и религиозных явлений жизни первобытного общества, в рамках позднеродовой организации  с тайными союзами. Важность избранного периода в том, что именно тогда был заложен фундамент для последующего развития истории человечества.
1. Возникновение тайных мужских союзов.
Приступая к рассмотрению вопроса о возникновении тайных мужских союзов, следует отметить, что основополагающее значение играло половое разделение обязанностей по обеспечению жизнедеятельности в первобытном обществе. Собственно дифференциация функции полов выражается не только за счёт анатомофизиологических различий, но и в социально-духовных признаках (гендер). Гендер представляет собой совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Таким образом, различные роли и статусы в обществе женщин и мужчин имеют исключительно социокультурную природу. Гендер и пол неразрывно связаны между собой, так как человек не сугубо биологический вид homo sapiens, а существо социальное и сущность которого таится в культуре.

Уникальным культурным образованием является первобытная эпоха. Здесь уникально всё: хозяйственно-культурный тип - присвоение, а не производство, способ социальной организации - отсутствие политических институтов, вид мировоззрения - мифологическое сознание, характер связи индивида и общества - невыделенность индивида из общественного целого. Женщины и мужчины здесь – это две противоположности, взаимоотношение которых и составляет социальное целое.

Прежде всего, половая дихотомия находит свое проявление в пространственном, физическом обособлении полов. Внутренняя структура поселений первобытных людей всюду определяется строгим делением на мужскую и женскую части. Мужская часть, как правило, представляет собой мужской дом, стоящий в центре поселка, в котором  живут женатые и холостые мужчины общины. Вход женщин в мужской дом категорически запрещен. Женская часть представляет собой совокупность хижин, в которых живут женщины и малолетние дети. Это либо разбросанные по периферии поселка женские домики, либо строение, состоящее из соединенных бок о бок женских хижин.

Сегрегация полов сохраняется в экономической деятельности – при производстве и потреблении. Женщины и мужчины добывают пищу обособленно друг от друга. Что касается потребления, то обычно мужчины и женщины питаются раздельно. Женщины готовят пищу, и сначала ее едят мужчины и юноши, а оставшуюся  часть едят женщины и дети потребляют позже; либо мужчины едят приготовленную женщинами пищу отдельно от них, зачастую в мужском доме. В семье муж и жена также питаются раздельно. Иногда женские и мужские группы готовят и употребляют разную пищу; как правило, всегда есть ряд продуктов, запретных для женщин и детей.

Женщины и мужчины не только живут, работают и питаются раздельно. В рамках одной общины они даже имеют свои собственные языки, которым учат детей и которые тщательно оберегают от противоположного пола. Женщины пользуются им в быту, мужчины – во время ритуально-культовой деятельности.

Проявлением отчужденности полов является и то, что у женщин и мужчин существуют свои собственные мифы, обряды, традиции; у некоторых народов, в частности, австралийских аборигенов, наблюдается даже половой тотемизм. Его суть состоит в том, что и женщины, и мужчины, каждые в отдельности, верят в свое особое родство и близость с тем или иным видом животных и растений. Половой тотем олицетворяет солидарность всех представителей одного пола.

Выделение женщин и мужчин в качестве самостоятельных социальных групп проявляется в разделении всей социальной жизни на женские и мужские сферы. Эти сферы очерчены достаточно четко в каждом первобытном обществе, и границы их считаются нерушимыми. Эта нерушимость закрепляется на уровне общественного сознания с помощью мифологии и табуирования. Исследователь П. Сарпонг, изучавший племена Африки, пишет: "Если представители одного пола пренебрегают обычаем и пытаются следовать привычкам и нормам поведения другого пола, то они могут подвергнуться осмеянию, вызвать гнев и даже возбудить религиозные страсти".[2]

Как правило, чисто мужской деятельностью является все, что связано с религиозно-магической стороной жизни общины: отправление культовых обрядов и ритуалов, усвоение и трансляция другим поколениям священных мифов, магических заклинаний, религиозных песнопений. Все священные ритуалы мужчины совершают втайне от женщин, и жестоко наказывают (вплоть до убийства) тех мужчин, которые не могут хранить тайну, и тех женщин, которые проявляют чрезмерное любопытство. Женщинам запрещено подходить к местам священных ритуалов, смотреть на культовые эмблемы, прикасаться к предметам, задействованным в обрядах, знать священные мифы, песни, историю племени. По представлениям первобытных людей, мужчины во время своей религиозной деятельности общаются с духами предков, священными животными, существами – покровителями племени или рода, словом, осуществляют посредничество между миром людей и священным миром, стремясь обеспечить благополучие всех членов коллектива. Колдовство, черная магия также находятся в ведении мужчин. С их помощью осуществляется как обеспечение успехов в различных начинаниях, так и отмщение врагам.

Преимущественно мужским делом является организация внутриобщинной жизни. В мужских домах, отдельно от женщин, мужчины принимают решения, связанные с важнейшими вопросами жизни коллектива. Это и распределение пищи, и использование общинной территории, и организация празднеств, решение брачных вопросов, урегулирование внутренних споров и конфликтов, контроль над членами коллектива и наказание провинившихся и т.д. Как правило, женщина к принятию решений не допускается. Хотя у многих народов существуют исключения для старых, авторитетных и мудрых женщин, мнение которых считается весомым и учитывается. В большинстве случаев женщины оказывают влияние на выбор тех или иных решений косвенным образом. Обычно это происходит на совместных с мужчинами стоянках или во время длительных переходов, когда женщины громко обсуждают между собой важнейшие проблемы коллектива и формируют тем самым общественное мнение. Еще одним способом давления на мужчин являются так называемые «сарафанные новости» – домыслы и слухи, которые распускают женщины в целях воздействия на мужчин в пользу принятия выгодных для себя решений.

Ну и, наконец, еще одно направление сугубо мужской активности – организация внешних связей. Мужчины осуществляют поиск и разведку новых территорий, первыми осваивают места будущей стоянки, первыми обрабатывают земледельческие участки. Именно на долю мужчин приходится деятельность по организации и осуществлению контактов рода, общины с другими коллективами. Это может быть как установление дружественных отношений, так и военная агрессия или отпор. В целом мужчины гораздо в большей степени, чем женщины, связаны внешними обязательствами – они вовлечены в комплекс родственных и общинных отношений, которые предполагают обмен пищей, вещами или определенными услугами. Женщины, как правило, в эти дела не вовлекаются.

Итак, мужская сфера включает в себя управленческо-организационную, религиозно-магическую и внешнюю деятельность. Мужчины как бы представляют собой ядро первобытного социума. Это ядро осуществляет цементирующую функцию, организовывает первобытный коллектив изнутри и представляет его вовне как некую целостность.

Формой конфронтации, а также внутренней консолидации и сплоченности мужчин и женщин выступают мужские и женские союзы, известные у многих народов мира. В современных условиях они зафиксированы в Меланезии, Западной Африке и у индейцев Северной Америки. Они представляли собой тайные общества, имеющие свои языки, свои символы, свои ритуалы. Членство в них было возможно только для прошедших обряд посвящения - инициации. Эти союзы призваны охранять интересы каждого пола. Зачастую их деятельность носит агрессивный характер. Большой страх во многих племенах наводят на женщин терроризирующие действия мужских братств, которые стремятся запугать их и держать в повиновении. Так, члены союзов Дук-Дук и Ингиет в Меланезии в масках грозных духов нападали на женщин, вымогая или отбирая их имущество, совершая насилие и даже убийства[3].

В свою очередь и женские союзы представляют для мужчин немалую опасность. Например, женщины, входящие в распространенные в Западной Африке общества Ниембе, пользуются большой свободой. Мужчины боятся Ниембе и не смеют возражать женам или следить за их тайными обрядами[4]. Видимо, страх перед женщинами как организованной силой породил миф об амазонках, воинственных племенах женщин, живших в обособлении от мужчин и представлявших для них угрозу и смерть. Такие легенды существовали у арабов, айнов, китайцев, древних греков и других народов[5].

М. Элиаде показывает, что культовая сторона деятельности мужских и женских союзов обнаруживает драматизм взаимодействия полов: их антагонизм и взаимное притяжение[6]. Несмотря на антимужскую направленность, тайные женские общества вносят в свою символику элементы подражания военным организациям мужчин. Мужские обряды и символы в свою очередь используют при посвящении символику рождения. В этом, по мнению Элиаде, проявляется стремление полов, и углубить специфический опыт собственного пола, и найти путь к "общему"[7].

Итак,  одним из основополагающих факторов возникновения тайных мужских союзов является биологическое разделение человечества на два пола и связанная  с этим дифференциация занятий  и «зон ответственности» полов. Физическое и психическое различие мужчин и женщин влекло за собой становление гендера и, вследствие этого, тенденции к обособлению половых групп на основе их функций. Однако существовали и другие причины, объективно способствующие образованию тайных обществ.

Доподлинно известно, что до периода патриархата человеческое общество было до-патриахальным или матриархальным.  Первичная матриархальная семейная группа матерей и детей с самого начала предполагает, что молодой мужчина будет иметь большую склонность к скитаниям. Даже если он остается в матриархальной группе, то будет объединяться с другими мужчинами, чтобы образовать группу охотников или воинов. Эта мужская группа неизбежно является подвижной и предприимчивой; более того, она находится в ситуации постоянной опасности и поэтому имеет дополнительный побуждающий стимул для развития.

С другой стороны, мужская группа, путешествующая, занимающаяся охотой и войнами, представляла собой кочевую группу воинов еще задолго до того, как одомашнивание животных привело к появлению кочующих объединений пастухов, даже если эта группа имела свое постоянное место жительства вокруг матриархального семейного ядра.

Матриархальная система экзогамии препятствует формированию мужских групп, потому что мужчинам приходится жениться вне своего племени, из-за чего они рассеиваются и вынуждены жить матрилокально, как чужаки в племени жены. Мужчина выступает чужаком в том клане, куда переходит после женитьбы, но и как член своего собственного клана он также отдаляется от своего дома. То есть, когда он живет матрилокально, там, где живет его жена, он является чужаком, его только терпят, а в своем родном клане, где его права все еще остаются действительными, он живет только от случая к случаю. Таким образом, такой обычай укрепляет автономию женской группы, так как женская линия идет от бабушки к матери и от матери к дочери, в то время как формирование мужских групп нарушается и юноши одного рода, состоящего из родителей и детей, в самом начале находятся в постоянной опасности не устоять перед женским влиянием, если не смогут освободиться от него, держась абсолютно в стороне.  Со временем мужская группа неуклонно будет набирать силу, а политические, военные и экономические причины, в конце концов, приведут к образованию организованных мужских групп.

Не последнюю роль в образовании тайных союзов сыграл факт наличия социальных противоречий в позднепервобытной общине. Заключительные этапы разложения первобытного общества характеризуются социальной дифференциацией и имущественным неравенством членов общины, а, следовательно, и формируются противостоящие друг другу антагонистические классы. 

По мере роста имущественной и социальной дифференциации и возникновения начальных форм эксплуатации происходит стратификация общества. Выделяется прослойка людей, у которой общественно-полезные функции «управляющих» сочетаются с все более явственно выступающими паразитическими чертами. Такую прослойку людей принято обозначать термином родовая знать или родовая аристократия. Знать, соединявшую управление общиной с руководством локализованными частями рода, мы встречаем в Меланезии, у батаков и других народов Индонезии, у монгонкунду, бакуба и других народов Африки и т. д.[8]. Ее зарождение можно видеть у папуасов, например у абелям, у которых вождь самого сильного рода одновременно яв­ляется наследственным вождем всей общины[9].

Появление механизма возникновения наследования должностей и связанных с ними преимуществ и привилегий изучено слабо.

Однако гораздо важнее, на мой взгляд, другая причина: стремление выделяющейся общинной и родовой верхушки передать потомству позиции, дающие социальные и экономические преимущества, наподобие того, как с началом разложения первобытного общества возникает стремление передать прямым наследникам движимое имущество.

С. А. Токарев предположил, что выделению родоплеменной аристократии способствовал существовавший уже в родовой общине принцип старейшинства, позволивший генеалогической верхушкё захватить средства производства[10]. Эта мысль заслуживает всяческого внимания, хотя в реальной действительности принцип старейшинства вряд ли соблюдался с неукоснительной последовательностью. Скорее надо говорить об идеологическом обосновании привилегий родообщинной знати. Полагаю, что генеалогии не играли большой роли до тех пор, пока не началось расслоение общества и вожди не испытали потребности укрепить свое положение при помощи длинных родословных. Когда же такая потребность возникла, с нею вместе появились и поддельные генеалогии.

Экономической основой привилегированных позиций родообщинной знати был осуществлявшийся ею контроль над производственными процессами, общинными ресурсами и коллективным продуктом, произведённым в интересах всей общины. Сохраняя внешнюю видимость действий на пользу коллективу и отчасти, в самом деле, действуя подобным образом, знать в то же время укрепляла собственное экономическое и общественное положение. На п-ове Газель вождь, будучи хранителем общественных фондов, извлекал из них выгоды для себя лично: вносил выкуп за жен, делая молодых людей своими должниками, и нанимал людей для расчистки своих насаждений[11].

Одновременно с этим знать добивается закрепления своих имущественных и социальных притязаний. Это достигается различными путями: вожди и старейшины получают право на подношения, на преимущественную долю продуктов коллективной охоты и рыболовства, для них из общинного фонда выделяются большие и лучшие участки земли и угодья, которые обрабатываются силами рядовых общинников, вожди имеют много жен, а, следовательно, рабочих рук и т. д.

На океанийском материале можно проследить различные этапы этого длительного процесса. В Меланезии вожди еще не имеют особых земельных прав. У маори землевладение также было общинным, и поползновения отдельных вождей на землю встречали отпор. На Маркизах хотя и сохранялись заметные следы общинного землевладения, вожди рассматривали большую часть племенной территории как свою собственность. У тонганцев вся земля считалась принадлежащей вождям на наследственном праве. Таити, Гавайи, Маршалловы острова Микронезии демонстрируют дальнейшее развитие этого процесса[12].

Фактическая собственность на средства производства или на отчужденный прибавочный продукт могла долгое время прикрываться пережитками старых представлений, рассматривающих родоплеменную знать как олицетворение племенного единства и распорядителей общинной собственности.

Однако стратификация общества не ограничивалась выделением аристократической верхушки. На противоположном полюсе возникали зависящие от нее прослойки обедневшего и неполноправного населения. Для первобытной соседской общины, состоявшей из локализованных частей различных родов, было характерно выделение рода «первопоселенцев», основателей деревни, поставлявшего из своей среды общинных вождей и пользовавшегося преимущественными земельными и иными правами.

Между родственными и неродственными родами, подразделениями родов, общинами и даже отдельными семьями могли устанавливаться сложные системы соподчинения. Идеологическим обоснованием этого нередко служило присущее многим формам родовой организации разделение «старших» и «младших» линий, которое теперь переосмысливается в интересах общинной и родовой знати.

Включение в подобные структуры населения, находившегося в различных видах коллективной зависимости, и представителей профессиональных групп, выделившихся из общины и нередко занимавших неполноправное положение, делало их особенно сложными и нередко вело к установлению сословно-кастовой системы.

Вместе с тем все эти структуры были различными проявлениями одного и того же процесса выделения наследственной аристократической верхушки, которая, несмотря на еще сохраняющееся общинное и родовое единство, в экономическом и социальном отношении уже противостоит остальному обществу.

Таким образом, социальные противоречия в разлагающемся первобытном обществе могли вызывать к жизни особые общественные институты, призванные охранять интересы родообщинной знати, — тайные (мужские) союзы или общества.
2.Инициации – способ вступления в тайный мужской союз.
Как известно, все представления древних людей о мире и о себе самих, фиксировались в мифах и обрядах. Мифы - рассказы о первопредках и временах творения - представляли собой самосознание племени и потому были священны. Они передавались из поколения в поколение на протяжении веков и тысячелетий, сохраняя племенные традиции и историческую преемственность. Особенно сокровенные мифы и важные знания нередко держались в тайне и передавались только людям, достигшим определенного возраста и завоевавшим уважение соплеменников. Знатоками и хранителями мифов у разных народов были старшины, колдуны и знахари, а также и члены тайных обществ. Средством поддержания освященного мифом порядка был обряд. Исполнитель обряда воспроизводил в действиях и лицах действия, совершенные якобы предками в далекие времена и необходимые для установления космогонического и общественного порядка, и, тем самым, постоянно воспроизводил и поддерживал этот порядок. "Когда люди прекратят живое общение (с предками) через воспроизведение мифов в обряде, когда они перестанут воспроизводить прошлое, мир придет к концу"[13]

Инициация - обряд, освящающий переход члена племени из одной возрастной или социальной группы в другую. Такому обряду предшествует длительный - до нескольких лет - подготовительный период, во время которого соискатель подвергается физическим и нравственным испытаниям, приучается переносить голод и холод, боль и страдание, совершать далекие переходы, ориентироваться на местности и в сложной обстановке, маскироваться, приобретать умения и навыки, необходимые для новой сознательной роли. Следы от таких испытаний в виде рубцов и шрамов, выбитых зубов и рваных ушей нередко остаются на теле испытуемого на всю жизнь. Испытательный срок заканчивается посвящением, которое всегда происходит в торжественной обстановке, в присутствие всех членов рода и сопровождается демонстрацией соискателями приобретенных знаний и опыта, умением обращаться с духовным достоянием племени.

Инициации в  тайные мужские союзы представляют собой социовозрастный тип инициаций. Являясь носителями тайного знания, следуя традициям первобытного общества в области социальных отношений и будучи отражением ментальности древних людей, тайные общества широко используют мужские инициации для  поддержания своей стабильности. Тайное общество представляет собой организацию, предполагающую, что для вступления в него человек выходит из потока обычного ("профанного") бытия и попадает в совершенно новую реальность. Вхождение или вступление в тайное общество  это "новое рождение". В архаических культах обряд "нового рождения" имеет выразительные подробности - неофита помещают в яму (пещеру, шалаш и т.д.), символизирующую утробу, или заставляют проползать между широко расставленными ногами "посвящающего", имитируя появление младенца на свет. Вступление в тайное общество есть переход из мира тела в мир души, рождение в этом новом мире. Однако нельзя забывать, что инициации состоят из нескольких обрядов, суть которых можно выразить формулой: страдания - смерть – воскрешение (рождение) кандидата.  В число таких обрядов могут входить:

а) Период уединения в пустынном месте (символ потустороннего мира) и призрачное существование, подобное существованию мертвых: запреты, налагаемые на кандидатов, вытекающие из того, что они, кандидаты, отождествляются с покойниками;

б) Вымарывание лица и тела пеплом или некоторыми известковыми веществами для достижения бледности призраков; погребальные маски;

в) Символическое погребение;

г) Гипнотический сон; напиток, вызывающий потерю сознания у кандидата;

д) Трудные испытания: бичевание, приближение стоп к огню с целью нанесения ожогов, подвешивание в воздухе, отрезание пальцев и другие жестокие процедуры.

Целью всех этих ритуалов и испытаний является забвение прошедшей жизни. Именно поэтому во многих местах кандидат, вернувшись в деревню после посвящения, делает вид, что лишился памяти; он должен снова учиться ходить, есть, одеваться. Неофиты обычно изучают новый язык и носят новое имя. Соплеменники считают кандидатов во время их пребывания в уединении умершими и погребенными или съеденными чудовищем или богом. Инициируемых обычно изолировали в специальных  лагерях или мужских домах, где наставники из взрослых членов общины, которые действовали от лица духов предков, знакомили их с сакральными ритуалами и мифами, тайны которых они обязаны были хранить от женщин и детей. Обучение сопровождалось ритуальными испытаниями, служившими знаком причастности к классу взрослых (обрезание, татуировка и т. п.) и символизировавшими, как упоминалось выше, смерть (выход из детского состояния) и возрождение во взрослом.

Значение посвящений в традиционном обществе огромно. Суть специализированных инициаций состоит в том, что неофит после совершения обряда качественно меняет не только свой социальный статус, как это происходит при половозрастных инициациях или брачных обрядах, но и свой духовный, внутренний мир и в этом состоит основное различие между прошедшим и не прошедшим обряд.[14] Соответственно, и границы между категориями людей будут иметь магический, сакральный характер и, естественно, будут непреодолимы обыденным путём и только инициация в этом случае сможет стать тем сверхъестественным инструментом, который позволит человеку умереть  и возродиться в другом качестве.  Присутствие в обрядах основополагающих мотивов смерти и возрождения, позволяют неофиту психологически «очиститься» от разного рода комплексов и, находясь в пограничной фазе инициации, стать tabula rasa, "чистой табличкой". Такое «очищение», необходимое для заполнения "таблички" новым содержимым и представляет собой психологическую основу инициаций, которая заключается в перестройке психики инициируемого и присвоением нового («взрослого») социального статуса, а вместе с ним  новых прав  и обязанностей.

В церемониях посвящения в тайные союзы у разных традиционных обществ наблюдаются сходства.  Арнольд ван Геннеп  выделяет следующие смысловые части действий при совершении инициаций: «обряды отделения от общей среды, обряды включения в сакральную среду; промежуточный период; обряды отделения от локальной сакральной среды; обряды реинтеграции в общую среду».[15] Теперь приведём схему обряда инициации на примере тайного общества африканского племени баконго:

1.     Жрец-Ганга приходит в деревню за мальчиками-подростками и поит их напитком, вызывающим наркотическое опьянение;

2.     Уводит их в лес в инициационный лагерь;

3.     Пребывание в лагере длится от полугода до полутора лет на положении «живых мертвецов» - нкимба, в течение которых юноши подвергаются физическим и моральным испытаниям и  познают тайные знания;

4.     Иногда нкимба поносятся по деревне смерчем, избивая встречных людей и устраивая беспорядок;

5.     По истечении срока жрец-ганга отпускает их обратно в деревню.

Также во время инициации к инициационному лагерю запрещено приближаться всем жителям деревни, а особенно женщинам и детям.[16]  После прохождения инициации юноша становится полноправным членом «тайного общества».  Как видно из схемы посвящения  в «тайное общество», очерёдность обрядов чётко соответствует смысловым частям церемонии посвящения: обрядам отделения от общей среды и включения в сакральную среду соответствует увод неофитов в лес и употребление ими наркотических средств; промежуточным периодом является нахождение инициируемых в лагере; обряды отделения от локальной сакральной среды и обряды реинтеграции в общую среду  проявляются в окончании обучения и возвращении инициируемых обратно в деревню.

Таким образом, обряды инициации являются неотъемлемым атрибутом вступления в тайное общество. Юноша, прошедший посвящение, усваивал новый способ существования, становился полноправным членом общества и приобретал новый статус, позволявший ему включиться в систему внутриобщинных отношений, получить новые знания, такие как «приемы охоты, тайны религиозного характера, исторические сведения, правила и требования быта и т. д.  Он проходил школу охотника и члена общества, школу плясок, песен, и всего, что казалось необходимым в жизни».[17]

В научной литературе во всём многообразии описаны обряды посвящения в различные тайные общества. Работы А. ван Геннепа, В. Я. Проппа, Ю. В. Андреева, В. Г. Балушка. и других изобилуют конкретными примерами инициаций. Однако многообразие форм и модификаций тайных мужских обществ, подразумевает под собой широкий круг обрядов посвящения и их регламентации, которые невозможно рассмотреть в рамках данной работы. Очевидно, что формула «страдание - смерть – рождение (воскрешение)» наиболее универсально отражает внутренний смысл посвящений и связанные с ним закономерности следования обрядов и их реальные выражения, в не зависимости от типа, структуры и размера тайного общества, что подкрепляется описаниями инициаций.[18]

Естественно, что инициации в тайные мужские союзы тесно связаны с другими сферами жизни архаических обществ и являются частью установленного веками порядка. Таким образом, место тайных союзов в жизни архаического общества определяется их способностью к функционированию,  стабильностью и авторитетом, где инициация как источник новых членов союза выступает в роли базиса тайной общности, т. к. обеспечивает преемственность поколений и непрерывность традиции.
3. Мужские союзы и общество.
Мужские союзы -  постоянно действующие общественные институты племенного строя. Сочетая в себе различные функции, тайные общества оказываю то или иное влияние на все стороны жизни общества, в котором функционирует данный союз. Являясь главными хранителями традиции и обладая, как правило, религиозными полномочиями, которые, исходя из особенностей первобытной эпохи, являются основным и самым ценным знанием, а, следовательно, обладая большей информацией и опытом,  лучшей организацией тайные союзы приобретали существенные преимущества перед рядовыми членами общины.[19]

Особенность происхождения тайных обществ  важна тем, что объясняет принципы, лежавшие в основе их организации и поведения членов. Мужские сообщества и связанные с ними обряды инициации оформились в виде социальных структур со множеством функции. Длительность инициационного периода у разных народов могла быть различна, иногда она достигала нескольких лет, в течение которых молодые люди составляли особый возрастной класс общества, специфическое положение и права-обязанности которого фиксировались обычным правом.  Этнографические данные, содержащие различные описания систем возрастных классов, инициации в доиндустриальных обществах (Геннеп, Пропп и др.) позволяют предположить, что в жизни мальчиков группа однополых сверстников играет значительно большую роль, чем в жизни девочек. Юноши раньше отделяются как от родительской семьи, так и от общества  взрослых мужчин, и вместе с тем имеют большее количество внесемейных обязанностей. Группы мальчиков и молодых людей отличаются высоким уровнем внутригрупповой и межгрупповой соревновательности, имеют чётко выраженную иерархичную структуру и дисциплину. Характерной чертой поведения этих групп является отказ от выполнения принятых в данном обществе норм и правил: юношеские группы нередко конфликтуют с этими правилами, проявляя при этом атнинормативное поведение. Окончание инициационного периода  знаменовало приобретение полноправия в обществе.[20]

Можно ли считать тайные союзы формой общественной организации?

Несомненно, тайные союзы изначально являются общественной организацией,  в связи с тем, что они основаны на базе общества, являются его непосредственной частью и постоянно находятся в контакте с ним

Социальная роль тайных союзов яснее всего прослеживается на материале Меланезии, и здесь же отчетливее всего выражены и особенности этой системы как религиозной формы.[21]

Тайный союз Дук-Дук представляет собой социальную организацию с религиозными функциями, включающую в себя систему верований и обрядов, которая и позволяет союзу принимать форму  властной структуры и тем самым оказывать влияние на общество. Тайный характер вместе с традицией существования гарантируют союзу Дук-Дук  ведущее положение в обществе. Религиозные верования предполагают, что все члены союза – духи,  души умерших, а его глава – тубуан – бессмертный дух женского пола. Завершающим обрядом инициации нового  члена является рождение табуаном нового духа. Табуан  обладает безграничной  властью над  всеми членами союза и таким образом над всем обществом: во время церемоний воскрешения духов члены союза в страшных облачениях, пугая непосвящённых, вымогают у них ценности.  Непосвящённые за любой проступок по отношению к союзу, будь-то это неуважение к действиям членов союза или наблюдение за тайными церемониями, могут понести наказание от штрафа и вплоть до смерти.

Таким образом, социальная роль тайных обществ проявляется в контролировании жизни общины: в регулировании экономических, брачно-семейных и политических отношений, в установлении различных запретов – табу, в оказании психологического влияния на членов общины, в оказании общине религиозно-мистико-магических услуг.

Не маловажную роль мужские союзы представляли и в политической организации первобытного общества. На ранних стадиях общественного развития специальный аппарат власти отсутствовал, а власть осуществлялась через отношение родства, что отражало свойственную первобытной эпохе нерасчлененность различных видов человеческой деятельности. В становлении власти как таковой немалую роль играли  тайные  мужские  союзы.

Первоначальной задачей этих обществ  в первую очередь было проведение  юношеских инициаций. По численности  они могли быть как многолюдными, включавшими в себя всё мужское население, так и иметь ограниченное количество членов. Однако посвящение в союз и дальнейшее продвижение члена по иерархической лестнице, разнообразный церемониал, проведение совместных трапез  требовало от посвящённых больших материальных затрат из личной собственности, которые могли себе позволить не все члены союза.[22]  Часть населения либо принималась в союзы "условно", т.е. тот, кто не мог заплатить вступительного взноса, не допускался к важнейшим ритуалам и  трапезам, а, следовательно, и  не мог участвовать в руководстве и быть посвященным в тайны союза, либо вовсе не допускался в него.

Таким образом, тайные союзы превратились в орудие племенной аристократии, составляющей верхушку тайного общества. Такое положение вещей приводило к тому, что тайный союз начинает осуществлять власть и выполнять роль карающего органа по отношению к собственным соплеменникам. И таким образом  происходил «обмен» личных материальных благ на престиж и соответствующую ему власть, которая в свою очередь позволяла распоряжаться материальными благами всего общества.

Члены тайных обществ освобождали себя из-под власти рода и племени, а также сами осуществляли охрану своей собственности и влиятельного положения среди соплеменников, «путем применения террористических средств, запугивая население и подавляя силой всякие попытки протеста».[23]

В эпоху разложения позднеродовой общины и образования раннеклассового общества происходит процесс социальной и имущественной дифференциации. Тайные общества становятся орудием власти в руках племенной аристократии и выполняют  в примитивной форме функции, характерные для государственной власти: охрану частной собственности, привилегий вождей, разрешение межплеменных распрей,  обеспечение подчинения себе рядовых общинников, рабов и женщин, осуществление наказания за преступления и судебные функции.

Примером таких союзов могут служить уже упоминавшиеся тайные союзы Дук-Дук, Сукве и Тамате  в Меланезии. Там наиболее ярко выражена общественная гегемония этих союзов, которая позволяет им фактически управлять общиной.[24]

Таким образом,  имущественная и социальная дифференциация, исключительное право на отправление культа, стремление богатой части общества к сосредоточению власти в своих руках приводит к тому, что тайные союзы становятся по существу примитивным аналогом государственной власти, основанной на дискриминации и устрашении общества небольшой группой влиятельных лиц, и как следствие этого,  залогом для формирования отделённой от народа политической власти.

Влияние тайных обществ распространялось на все сферы жизни общины, но наиболее заметенным было стремление главенствовать в наиболее выгодных и влиятельных  общественных институтах. Несомненно, таким общественным институтом, отвечающим  этим  требованиям, были разнообразные религиозные культы, которые в условиях архаического общества выполняли не только религиозные функции, но и могли оказывать влияние на жизнь общины. Тайные мужские общества способствуют развитию религиозной системы, не забывая о своих собственных интересах. В период распада позднеродовой общины чётко проявляется тенденция,  когда члены тайных обществ и, прежде всего их лидеры, с помощью своих  полномочий, накладывают табу на свою собственность, и тем самым,  ускоряя процесс социальной и имущественной дифференциации. [25]

         Одновременно с этим намечается конфликт между общими родоплеменными и специализированными культами. Происходит выделение и дальнейшее развитие узконаправленных  культов (аристократических, воинских, знахарских, мужских, женских и т.д.), что, несомненно, создаёт путаницу в религиозных воззрениях общины и, как следствие, конфликтные ситуации.[26]  Подтверждением может служит упоминание А. ван Геннепом об северо-американском племени зуньи, где говорится, что «каждый человек – мужчина или женщина – входит во многие братства (например, дождя, магически-лечебные и т.п.), для вступления в которые обряды инициации различны».[27]   

         Таким образом,  в сложившихся условиях можно говорить о религиозном кризисе, постигшем архаичное общество на этапе перехода к классовому. Кризис усугублялся тем, что во время  внешних  контактов племени шло взаимопроникновение культур, в том числе и религиозных представлений, которые сливались с традиционными культами и ещё более усложняли  ситуацию. На фоне таких событий тайные общества укрепляли свои позиции.  Используя в своей  религиозной деятельности принцип таинства и систему тайных (на основных этапах) инициаций, они становились над общиной,  образуя изолированный  союз. Сама таинственность, которой была окутана вся деятельность союзов, была в одно и то же время и непременным условием, и важнейшим составным элементом их обрядовой практики, хотя наряду с этим она, несомненно, имела и определённую социальную направленность, способствуя ещё большей изоляции членов союза от всех "непосвящённых". Характерное для тайных союзов наличие многочисленных внутренних градаций или «степеней посвящения»,  выделяет  внутри тайного общества замкнутую прослойку профессиональных жрецов и знати, которые и являются хранителями тайного знания, святынь и наиболее важного ритуального инвентаря. В практике тайных союзов чрезвычайно важное место занимали различные виды магии и колдовства, а также импровизированные ритуальные представления, в программу которых входили, главным образом, выступления замаскированных танцоров, изображавших различных демонов и чудовищ. Все эти действия были направлены на обозначение особой роли тайного общества  в  коллективе, на поддержание страха среди непосвящённых и на усиление  психологического давления на них.

         Таким образом,  религиозные функции  тайных союзов стали основой для их стабильного и влиятельного положения в общине, являясь, по сути,  средством регулирования жизни коллектива в интересах тайного общества. 
Заключение
         На основании рассмотренных выше материалов представляется возможным сделать некоторые выводы по теме.

         На сколько важным  было существование и функционирование тайных обществ?

         Оценка роли тайных обществ в масштабе общекультурного явления может быть неоднозначной. Позитивные и негативные последствия наличия и деятельности тайных союзов, тем не менее, позволяют составить мнение о значении  явления тайных обществ и их месте в истории человечества. Тайные мужские общества (союзы) – сложившийся, в ходе исторического развития человеческого общества, особый институт, со сложной структурой и внутренней иерархией, осуществлявший конкретные действия по отношению к общине на основе своего авторитета и сочетавший в себе функции различного характера. Как закрытая система тайные общества были очень эффективным средством для поддержания своего авторитета и осуществления своих целей. Реально, внешним выражением деятельности тайных обществ была их религиозная составляющая. Под контролем находилась вся обрядовая жизнь общины, а, учитывая мировоззрение человека времени распада первобытного общества, для которого, в виду отсутствия или невозможности логического объяснения окружающего мира,  религиозный  культ был основой существования, соответственно управление культом позволяло тайным обществам  управлять обществом.

         Управление обществом, как известно, функция государства. Однако в рассматриваемый период государства ещё не существовало, а намечался только переход к классовому обществу. Тайные союзы, осуществляя  управление общиной, фактически являлись органами примитивной государственной власти. Власть была средством достижения совершенно конкретных целей: укрепление социального статуса верхушки и рядовых членов союза, обогащение, усиление самой власти и общественной гегемонии.

         Таким образом,  следует признать уникальность такого исторического явления как тайные мужские союзы, которые имели необычайно широчайший спектр религиозных и  политических полномочий. Такое сочетание функциональных возможностей и влияний тем более уникально, что в таком далёком прошлом возникали столь разносторонне развитые  общественные институты.
Список использованной литературы
1.     Андреев Ю.В. Мужские союзы в дорийских городах-государствах (Спарта и Крит).  СПб., 2004. – 336 с.

2.    Балушок В.Г. Древнеславянские молодежные союзы и обряды инициации // Этнографическое обозрение. № 3. 1996. С. 91 - 101

3.    Бутинов Н. А., Папуасы Новой Гвинеи. М. 1968.

4.    Геннеп А., ван  Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с франц. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. – 198 с.

5.     Иорданский В. Б. Звери, люди, боги. Очерки африканской мифологии. М., 1991. – 200 с.

6.     Косарев А. Ф. Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость М.: ПЕР СЭ; 2000. – 304 с.

7.     История первобытного общества. Эпоха классообразования.               М., 1988. -  568 с.

8.     История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М.: Наука, 1986

9.     Пропп В.Я. Мифология «волшебной» сказки.                                         М.: Лабиринт, 1998. - 512 с

10. Токарев С.А., Происхождение общественных классов на островах Тонга, // "СЭ", №1, 1958.

11. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990. - 621 с.

12. Токарев С. А,   Родовой строй в Меланезии, // «СЭ», № 5 - 6, 1933.

13. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения.         М.; СПб., 1999. -  352 с.

14. Энциклопедия преступлений и катастроф. «Тайные общества и секты». М. 1997. – 624 с.



[1] Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.; СПб., 1999. – 352 с.;

Геннеп А., ван Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с франц. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. – 198 с.; Андреев Ю. В. Мужские союзы в дорийских городах-государствах (Спарта и Крит). СПб., 2004. – 336 с.;

Пропп В. Я. Мифология «волшебной» сказки. М.: «Лабиринт», 1998. – 512 с.



[2] Цит. по  Иорданский  В.Б. Звери, люди, Боги. Очерки африканской мифологии. М., 1991. С. 74



[3]  Энциклопедия преступлений и катастроф. «Тайные общества и секты». М. 1997. С. 14

[4]  Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.; СПб., 1999. С. 199

[5]  История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986. С. 85

[6]  Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.; СПб., 1999. С.  200

[7]  Там  же. С. 200

         [8] Токарев С. А.    Родовой строй в Меланезии.  // СЭ,  1933, № 5 - 6, С. 14 - 15

[9] Бутинов Н. А.  Папуасы Новой Гвинеи.  С. 140.

[10] Токарев С. А.  Происхождение общественных классов на островах Тонга, С. 150 - 151

[11]. Токарев С. А.  Родовой строй в Меланезии. // СЭ, 1933, № 5 - 6, С.  448

         [12] Токарев С. А.  Родовой строй в Меланезии // СЭ, 1933, № 5 - 6, С. 17

[13] Косарев А.Ф.  Философия мифа: мифология и её эвристическая значимость. М.: ПЕРСЭ, 2000. С. 34

[14] Пропп В. Я. Мифология «волшебной» сказки. М.: «Лабиринт», 1998. С. 179

[15] Геннеп А., ван Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с франц. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.  С. 79

[16] Андреев Ю. В. Мужские союзы в дорийских городах-государствах (Спарта и Крит). СПб., 2004, С. 55

[17] Пропп В. Я. Мифология «волшебной» сказки. М.: «Лабиринт», 1998. С. 149

[18] Андреев Ю. В. Мужские союзы в дорийских городах-государствах (Спарта и Крит). СПб., 2004, с. 47 – 65.

[19] Геннеп А., ван Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с франц. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.  С. 74

[20] БалушокВ.Г. «Древнеславянские молодежные союзы и обряды инициации» Этнографическое обозрение. 1996. № 3. С. 94



[21]      Энциклопедия преступлений и катастроф. «Тайные общества и секты». М. 1997. С. 14 - 15

[22] История первобытного общества. Эпоха классообразования. – М.: Наука, 1988. С. 239

[23] Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990. С. 307.

[24] Энциклопедия преступлений и катастроф. «Тайные общества и секты». М. 1997.                 С. 14 - 15



[25] История первобытного общества. Эпоха классообразования. – М.: Наука, 1988. С. 435

[26] Там же. С. 434

[27] Геннеп А., ван Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с франц. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.  С. 76

1. Реферат Франчайзинг 11
2. Курсовая Виды сущность и экономическая роль цены
3. Реферат Внешняя экономика Узбекистана
4. Курсовая на тему МСФО 10 Представление в финансовой отчетности событий совершенных после отчетной даты
5. Курсовая Государство и личность 2
6. Контрольная работа Роль людського фактора і соціальної психології в менеджменті
7. Контрольная работа на тему Правовой режим особо охраняемых территорий
8. Книга Коментар до ЦКУ, ч.1, Шевченко
9. Реферат Проблема взаимоотношений родителей и детей
10. Реферат Расчет и выбор болтовых и штифтовых соединений для различных конструктивных решений