Курсовая Специфика творческой активности студентов гуманитарного и естественного профиля подготовки
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Федеральное агенство по образованию филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования казанского государственного университета имени В. И. Ульянова-Ленина в г. Набережные Челны
Гуманитарное отделение
Кафедра психологии
СПЕЦИФИКА ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО И ЕСТЕСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ
Курсовая работа
Исполнитель: студентка IV курса ДО Константинова С.Н.
Св
Научный руководитель: Алишев Б. С.
Набережные Челны
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………..............3
Глава I. Творчество как психологическая категория …………..……….......7
1.1. Характеристика понятий творчества ………………………………....7
1.2. Талант – как одна из детерминантов творческой деятельности человека………………………………..……………………………….11
1.3. Творческая активность у студенческой молодёжи………………….14
1.4. Проявление половых различий в творческой деятельности………..21
Выводы по главе I………………………………………………….…..23
Глава II. Методы и организация исследования…………………..................25
2.1. Описание выборки……………………………………………………...25
2.2. Описание методик………………………………………………...........25
2.3. Этапы исследования………………………………………....................26
Выводы по главе II……………………………………………………..27
Глава III. Эмпирическое исследование ……………………………………..29
Выводы по главе III……………………………………………….........37
Выводы………………………………………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………………41
Литература ……………………………………………………………………43
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Темой нашей работы является изучение специфики творческой активности студентов гуманитарного и естественного профиля подготовки.
Мы живём в мире продуктов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем, правовых актов и моральных норм. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существующей до сих пор реальности - может быть, главная особенность, отличающая человека от животных.
Нельзя решать актуальные проблемы современности вне творчества – мощнейшего средства воспитания и образования, ибо именно оно является мощным фактором развития личности, так как в процессе творчества происходит реализация высших духовных потребностей личности, укрепляется ее мотивация к созиданию; развиваются способности; происходит переработка и осознание собственного уникального личностного опыта, порождаются новые ценности и смыслы; усиливаются способности личности к адаптации и конструктивному взаимодействию с людьми и миром.
Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. Проще говоря, под творчеством понимается поиск либо новых идей, новых возможностей и путей решения старых задач, либо новых форм в искусстве, новых способов самовыражения [7, с. 101].
Наряду с творчеством очень часто встречается синонимичный, близкий по значению термин креативность, определяющаяся как способность сделать или каким-либо способом осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства. Мы изучаем творческую активность с позиции креативности. Креативность, или творческая способность, активно стала изучаться после опубликования работ Джоя Гилфорда, его кубообразной модели интеллекта. Наиболее близкое отношение креативности, по мысли Гилфорда, имеет способность к дивергентному мышлению, которая проявляется в способности давать на один и тот же вопрос нестандартные и оригинальные ответы. Другой известный американский психолог, Эллис Торренс, определял креативность как чувствительность человека к различным проблемам, к проблемам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии окружающей среды. Творческий (креативный) человек определяет эти проблемы, пытается избежать общепринятых и очевидных решений и проверяет свои догадки, пока не найдёт нужного решения.
Молодость (поздняя юность) – это для большинства молодых людей и студенческая пора, когда им приходится выдерживать довольно большие нагрузки – физические, умственные, нравственные, волевые. Развитие интеллекта в молодости тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Напомним, что в качестве важнейшего компонента творчества специалисты-психологи выделяют преобладание дивергентного мышления, которое подразумевает, что на один и тот же вопрос может быть дано множество одинаково правильных и равноправных ответов. Творческая активность молодого человека предполагает умение преодолеть обыденные представления, а иногда и выходить за рамки строго логического следования и выводов, обращаясь к необычным связям и аналогиям, а также снятие разных запретов и ограничений для более полного своего проявления, свободный поиск нового и пр.
Особенности творческой активности как научная проблема изучается в психологии сравнительно давно и не случайно считается одной из серьёзнейших областей теоретического и экспериментального исследования. Очевидно, что в этой проблеме в той или иной мере представлены вопросы активности психического отражения, продуктивности деятельности человека, природы способностей.
Тема представлена в работах Я.А. Пономарёва, К. Дабровски, Н.В. Хозратовой, Д.Б. Богоявленской, Б.М. Кедрова, Г.С. Альтшуллера, Т. Рибо и многих других.
Новизна настоящей работы заключается в конкретизации и уточнении сложившихся ранее научных представлений о творческой активности и практических достижений в этой области.
Практическая значимость работы заключается в том, что она может быть полезна для педагогов, родителей, психологов с целью повышения и разнообразия развивающих мероприятий, ориентированных на определённую категорию.
Объект исследования – студенты IV курса гуманитарного отделения филиала Казанского Государственного Университета в городе Набережные Челны и студенты IV курса Набережночелнинского медицинского колледжа.
Предмет исследования – специфика творческой активности.
Цель заключается в изучении специфики творческой активности студентов гуманитарного и естественного профиля подготовки.
Задачи:
1. Теоретический анализ литературных источников.
2. Изучение социальной креативности личности.
3. Изучение личностной креативности Вильямса.
4. Изучение беглости, гибкости, оригинальности творческого мышления.
5. Анализ полученных результатов.
Методы исследования: аннотанирование, реферирование литературных источников; экспериментальные исследования, включающие в себя следующие методики: определение социальной креативности личности, диагностика личностной креативности Вильямса и методика «Круги» Гилфорда, которое позволяет оценить беглость, гибкость и оригинальность творческого мышления. Чтобы установить возможные различия между показателями творческой активности студентов гуманитарного и естественного профиля подготовки, мы проверили наши данные при помощи t-критерия Стьюдента. Для проверки взаимосвязи социальной, личностной креативности, беглости, гибкости и оригинальности творческого мышления мы использовали коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что между показателями творческой активности студентов гуманитарного и естественного профиля подготовки есть значимые различия, а между социальной, личностной креативностью, беглостью, гибкостью и оригинальностью творческого мышления есть корреляционная связь.
Резюме:
курсовая работа состоит из введения, трёх глав, экспериментальной части, выводов, заключения, списка литературы из 29 наименований.
Глава
I
. Творчество как психологическая категория
1.1 Характеристика понятий творчества
Прогресс общества всегда определяется уровнем развития творчества, поэтому оно во все времена рассматривалось как главное достижение человека. Исследования сущности «творчества» и «творческого саморазвития», характерных особенностей творческой деятельности свидетельствует, что в процессе творческой деятельности человек не только приобретает профессиональные умения и навыки, но самосовершенствуется, переживает радость творческого труда, что, в свою очередь, способствует творческому саморазвитию.
Прежде определим понятия «творчество», "творческая деятельность", согласно Б.М.Теплову "творческой деятельностью» в собственном смысле слова называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности. В педагогической энциклопедии значится: «творчество - высшая форма активности и самостоятельности в деятельности человека. Это потребность что-то изменить, усовершенствовать, ввести новое, оригинальное».
Под творчеством обычно понимают такую деятельность, в результате которой создается оригинальный и социально-значимый продукт. Творчество специфично для человека, т.е. предполагает творца - субъекта творческой деятельности: в природе происходит процесс развития, но не творчества. Если по данному определению творчество не отождествляется с понятием "развитие", то по утверждению Я.А.Пономарева "всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития". [15, c. 40]
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое
и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца-субъекта творческой деятельности [7, с. 103].
В развёрнутом, подробном виде понятие творчества можно охарактеризовать как деятельность, результатом которой является создания новых материальных и духовных культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный или процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, необоснованных компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчётов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению, инсайту и им, подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.
Английский ученый Г. Уоллес выделил 4 стадии процессов творчества:
1) подготовку; 3) озарение;
2) созревание; 4) проверку.
Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение – интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в предметной деятельности доступной объективному анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К.С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении продукта творчества.
С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на ЭВМ (эвристическое программирование). Вместе
с тем передача техническим устройствам доступных формализации умственных операций резко повысила интерес к процессам творчества, которые не могут быть формализованы. Зависимость от них НТП (открытий, изобретений и т.д.) направила усилия психологов на разработку методов диагностики творческих способностей и стимуляции творчества (например, мозговая атака) [11, с. 401].
Обусловленность творчества, той сферой культуры, в которой оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и др.), требует выявить своеобразие психологического творчества, в каждой из них, а также характер отношений между ними.
С точки зрения философии творение – это возникновение мира и любви отдельной вещи из ничего благодаря всемогущему божественному творению. Согласно христианскому учению о creation continua (лат. – продолжающееся творение), акт божественного творения является непрерывным, он не только создаёт мир, но и содержит его в бытии. В переносном смысле творением, творчеством называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующейся деятельности духа, творческой фантазии. Все творения - создание природы (Гёте), творческий процесс немыслим без равноправного участия в нем природы, ведь и сам человек ее творение [22, с. 400].
Креативность (от лат. creatio – созидание) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.
«Творческость» предполагает особый склад ума, где важное значение имеют воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности особо существенно, что творческие возможности, в частности, в умственной сфере зависят не только от умственных свойств, например, от яркости и конкретности мыслительных образов, от быстроты комбинирования извлекаемой из памяти информации или от лёгкости возникновения догадок, гипотез), но и от определённых личностных черт.
Истоки творческих сил восходят к детству, к той поре, когда творческие попытки еще во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Сама новизна для ребёнка «умственной работы» требует от него своеобразной интуиции, умственной инициативы. О расположенности детей к творчеству чаще говорят и пишут применительно к дошкольнику, но моменты творчества достаточно заметны и на всём протяжении школьного детства.
Существует «возрастной фон» творческой активности. Так для учеников младшего дошкольного возраста характерны неожиданные ассоциации, необычные предположения; весьма важное место в их жизни продолжают занимать игры, включающие в себя моменты изобретательности, импровизации. В последующем подростковом возрасте потребность в играх – это и жажда свершений, применения своих сил к чему-то новому; психологические черты, которые так часто заявляют о себе в эту пору жизни, - независимость суждений, упорство – благоприятствует развитию творческих возможностей. У школьников старших классов выступают свои возрастные черты творческих проявлений: первые вдохновения; собственные гипотезы при обсуждении научных проблем; иногда уже успешные попытки привнесения чего-то нового в практические дела. Можно ли считать такого рода формы активности, повседневно наблюдаемые в годы возрастного развития, творческими? Да, если иметь в виду не обязательно объективную значимость того, что при этом создаётся, а самый поиск тягу к созиданию[26, с. 38].
Творческие возможности – это особая сторона интеллекта и всей личности растущего человека. По-видимому, подобно восприимчивости к учению, и расположенность к творчеству, в её индивидуальном своеобразии – отличительная черта детского возраста [13, с. 5].
1.2. Талант – как одна из детерминантов
творческой деятельности человека
Знаниями об особенностях творческой личности психологи обязаны не столько своим усилиям, сколько работе литературоведов, историков науки
и культуры, искусствоведов, которые так или иначе касались проблемы творческой личности, ибо нет творения без творца [1, с. 106].
Творчество есть выход за пределы традиции и стереотипов. Это лишь негативное определение творчества, но первое, что бросается в глаза, - сходство поведения творческой личности человека с психическими нарушениями. Поведение того или другого отклоняется от стереотипного, общепринятого.
Альфред Адлер считал творчество способом компенсации комплекса недостаточности (неправильный перевод – неполноценности).
Творчество во многом помогает человеку, имеющему недостаток развития, выйти из пассивного самосозерцания (как у невротика) к реализации и разрешению рассогласованности между реальным и идеальным «Я» в деятельности, труде, самовоспитании. Творческая деятельность может в данном случае рассматриваться как формирование обеспечения своеобразного иммунитета к трудностям и разрушающим последствиям неудач. Действительно, если поиск постоянно направлен на созидание и достижение и в этом его основные мотивы, то неудачи не могут стать очень травмирующими. Поисковая активность, творчество являются важнейшей предпосылкой преодоления или недопущения нарушений адаптации.
Таким образом, «заочное» общение средствами искусства, моделирующее непосредственное, является компенсацией фрустрационной потребности в межличностном общении, которая явственно наблюдается у инвалидов - опорников. Через творческую деятельность происходит «открытие Я», формирование самоотношения. Это является предпосылкой для творчества, личностного роста и формирования внутреннего диалога.
Движущей силой творчества является противоречие. С выявления противоречия начинается процесс творчества. Противоречием является и личностное становление человека, имеющего недостатки в развитии. Своеобразие данного развития нельзя характеризовать как отрицательное явление. Именно потому, что данное развитие создает трудности, оно стимулирует повышенное, усиленное движение вперед, дает направление процессу роста и формирования личности. На данных основаниях построено учение о компенсации А. Адлера, 1927. Компенсация - это тоже творческий процесс созидания и пересозидания личности.
Есть две противоположные точки зрения: талант – это максимальная степень здоровья, талант – это болезнь.
Традиционно последнюю точку зрения связывают с именем итальянского психолога и криминалиста XIX века Чазаре Ломброзо. Правда, сам Ломброзо никогда не утверждал, что существует прямая зависимость между гениальностью и безумием, хотя и подбирал эмпирические примеры в пользу этой гипотезы: «Седина и облысение, худоба тела, а также плохая мускульная и половая деятельность, свойственна всем помешанным, очень часто встречается у великих мыслителей. Кроме того, мыслителям наряду с помешанными, свойственны: постоянное переполнение мозга кровью (гиперемия), сильный жар в голове и охлаждение конечностей, склонность к острым болезням мозга и слабая чувствительность к голоду и холоду» [7, с. 103].
Ломброзо характеризует гениев как людей одиноких, холодных, равнодушных к семейным и общественным обязанностям. Среди них много наркоманов и пьяниц: Мюссе, Клейст, Сократ, Сенека, Гендель, По. Двадцатый век добавил в этот список множество имён, от Фолкнера и Есенина до Хендрикса и Моррисони.
Гениальные люди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъёмы активности. Они гиперчувствительные к социальному поощрению и наказанию и т.д.
Список гениев, больных душевными заболеваниями, бесконечен. Эпилепсией болели Петрарка, Мольер, Флобер, Достоевский, не говоря уже об Александре Македонском, Наполеоне и Юлии Цезаре. Меланхолией страдали Руссо, Шатобриан. Психопатами (по Кречшеру) были Жорж Санд, Микеланджело, Байрон, Гёте и др. Галлюцинации были у Байрона, Гончарова и многих других. Количество пьяниц, наркоманов и самоубийц среди творческой элиты не поддаётся отчёту.
Гипотеза «гений и безумие» возрождается и в наши дни. Известно, что сын Эйнштейна болел шизофренией. В списке гениальных шизофреников – Декарт, Паскаль, Ньютон, Фарадей, Дарвин, Платон, Кант, Эмерсон, Ницше, Спенсер, Джемс и др.
Но не присутствует ли в основе представлений о связи гениальности
и психических отклонений иллюзия восприятия. Может быть, душевнобольных среди «средних» не меньше, а даже больше, чем среди «гениев»? Томас Саймонтон провел такой анализ и выявил, что среди гениев число душевнобольных не больше, чем среди основной массы населения (около 10%). Единственная проблема: кого считать гением, а кого не считать таковым? [7, с. 105].
Если исходить из вышеизложенной трактовки творчества как процесса, то гений – это человек, творящий на основе бессознательной активности и способный переживать самый широкий диапазон состояний ввиду того, что бессознательный творческий субъект выходит из-под контроля рационального начала и саморегуляции.
Именно такое, согласующееся с современными представлениями о природе творчества, определение гениальности дал Ломброзо: «Особенности гениальности по сравнению с талантом в том отношении, что она является чет-то бессознательным и проявляется неожиданно [7, с. 106].
1.3. Творческая активность у студенческой молодёжи
Определение возрастных границ молодости, как и решение многих проблем, относящихся к «молодежным», до сих пор остается предметом научных дискуссий. Известный отечественный социолог И.В. Бестужев-Лада пишет: «Дело в том, что «молодежь» — не только и не столько возрастное понятие, сколько социальное и историческое». К этой категории в разные времена и в различных слоях общества относили людей весьма разного возраста.
На расширительное понимание молодости обращает серьезное внимание и отечественный психолог, исследователь возрастов жизни человека, А.В. Толстых, констатируя, что в молодежь «записываются» и «молодой ученый» за тридцать, и «молодой поэт» за сорок, и «молодой режиссер», уже готовящийся к юбилею (т.е. пятидесятилетию). Далее продолжает: «Нередко молодость воспринимается самими молодыми людьми, во-первых, как своеобразный «аванс на будущее», во-вторых, как право на ошибки (от которых, конечно же, никто не застрахован), в-третьих, на недомыслие (и отсюда, как следствие, на заниженность требований к себе, на неразвитое чувство ответственности за себя, свои поступки, саму свою жизнь — мол, молоды еще). Возникает вопрос: а не слишком ли мы в таком случае расточительны с отпущенным нам временем жизни, откладывая на завтра то, чему самое время сейчас, здесь и теперь!».
Разделяя позицию А.В. Толстых, полагаем, что молодость человека начинается в юности (в некоторых периодизациях эта ступень называется «поздней юностью» - от 18 до 25 лет). Еще этот этап называют этапом «человеческой близости». Молодость открыта общению: легко заводятся знакомства, легко образуются дружеские связи, приходит любовь, создаются семьи. Ведущей деятельностью является либо профессиональная учеба, либо трудовая деятельность, либо то и другое вместе. Благодаря этим деятельностям молодые люди осваивают нормы отношений между людьми (деловых, личных и др.), а также профессионально-трудовых умений. Этот возраст характеризуется как «устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности», стабилизируются все психические процессы, человек приобретает устойчивый характер. В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, формулированию эвристических гипотез, максимально работоспособен, поэтому прогресс в различных областях научного знания во многом связан с деятельностью молодежи. Молодежь овладевает наиболее сложными способами интеллектуальной деятельности в самых разнообразных и современных областях науки и техники; в трудовой деятельности (интеллектуальной, физической); усвоенные знания, навыки, умения не только реализуются, но и получают свое дальнейшее развитие и творческое совершенствование (в том числе в новых областях - в области менеджмента, маркетинга, экологии и пр.).
Молодость - это для большинства молодых людей и студенческая пора, когда им приходится выдерживать довольно большие нагрузки - физические, умственные, нравственные, волевые. Далеко не все они на первых порах умеют рассчитывать свои собственные силы, рационально организовывать свою работу. Сказывается влияние всей перестройки жизни, быта, деятельности студентов. Поэтому очень важны, особенно на младших курсах, организация систематического контроля за их учебной деятельностью, проведение индивидуальных консультаций, работа кураторов и т.д. Регулируемая интеллектуальная нагрузка (а не безмерная перегрузка), осуществляемая на высоком, но доступном для студента уровне, является важнейшим условием повышения самоорганизации и активности учащейся молодежи.
Молодость - важный этап развития умственных способностей. Существенно развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях: речь уже идет не только о том, сколько и какие задачи решает молодой человек, а каким образом он это делает (нестандартный подход к уже известным проблемам; умение включать частные проблемы в более общие, родовые; умение ставить плодотворные общие вопросы даже на основе задач, сформулированных не лучшим образом, и т.п.). Развитие интеллекта в молодости тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. (Напомним, что в качестве важнейшего компонента творчества специалисты-психологи выделяют преобладание дивергентного мышления, которое подразумевает, что на один и тот же вопрос может быть дано множество одинаково правильных и равноправных ответов, — в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на однозначное решение, снимающее проблему как таковую.) Такие особенности мышления студентов надо учитывать в организации учебной деятельности в вузе в целом — в лекционном преподавании, при подготовке содержания заданий для самостоятельной работы, при проведении практических и лабораторных занятий, в их научно-исследовательской работе.
Творческая активность молодого человека предполагает умение преодолеть обыденные представления, а иногда и выходить за рамки строгого логического следования и выводов, обращаясь к необычным связям и аналогиям, а также снятие разных запретов и ограничений для более полного своего проявления, свободный поиск нового и пр. Вместе с тем сохраняется необходимость соблюдения интеллектуальной дисциплины, организованности и систематичности в работе. И особенно в них нуждаются студенты, обладающие творческими способностями, но недостаточно собранные, не очень организованные, часто работающие урывками, без строгого плана и системы. При прочих равных условиях, как правило, меньше шансов на успех у того, кто разбросан в работе, не умеет ее планировать, не доводит дело до конца. И наоборот, более успешен (в учебе, творчестве) тот, у кого сильна устремленность на решение задач, тот, кто умеет максимально использовать свои интеллектуальные ресурсы, которые, в свою очередь, развиваются и совершенствуются только в процессе систематической умственной работы.
Серьезного внимания заслуживает характеристика мотивов учебной деятельности студентов, так как они непосредственно влияют на качество профессиональной подготовки, на формирование личности профессионала. Назовем некоторые из них: познавательные, профессиональные, мотивы творческого достижения, широкие социальные мотивы — мотив личного престижа, мотив сохранения и повышения статуса, мотив самореализации, мотив самоутверждения, материальные мотивы. Существенным мотивационным фактором эффективности учебной деятельности студентов является мотив творческого достижения. Напомним, что потребность в достижениях переживается человеком как стремление к успеху, представляющему собой разницу между прошлым уровнем исполнения и настоящим, это — соревнование с самим собой за успех, стремление к улучшению результатов любого дела, за которое он берется. Она проявляется также во включенности в достижения дальних целей, в получении уникальных, оригинальных результатов как в продукте деятельности, так и в способах решения проблемы. Потребность в достижениях стимулирует поиск человеком таких ситуаций, в которых он мог бы испытывать удовлетворение от достижения успеха. Поскольку учебная ситуация (обычные занятия, зачет, экзамен и т.д.) содержит много возможностей для достижения более высокого уровня, то можно предположить, что лица с высокой потребностью в достижениях должны испытывать большее удовлетворение от учения, вкладывать больше усилий в учебный процесс, что приведет и к более высоким результатам в учении (к более высокой успеваемости студента). Обратной стороной потребности в достижениях является потребность в избегании неудачи. Студенты с ярко выраженным стремлением избегания неудачи, как правило, обнаруживают низкую потребность в улучшении достигнутых результатов, предпочитают стандартные способы уникальным методам, боятся творчества. Потребность в избегании неудачи лежит в основе рутинного исполнения деятельности, в основе догматического следования инструкциям как в молодости, так и в дальнейшей жизни. Для студентов с преобладающим мотивом избегания неудачи характерна повышенная тревожность, неконструктивное отношение к учению (чаще проявляется защитная установка относительно учебной деятельности). Они, как правило, учатся не для того, чтобы получить удовлетворение учебными достижениями, а скорее всего для того, чтобы избавиться от неприятностей, связанных именно с неуспехом. Естественно, что нужно всячески развивать, культивировать потребность в достижениях, поскольку она способствует не только состоянию удовлетворенности учением в вузе (или ином специальном учебном заведении), вызывает эффект облегчения учения, повышает эффективность в плане уменьшения затрат времени на достижение учебных целей и т.п., но и положительно влияет на формирование личности студента в целом, способствует личностному росту, максимальному использованию потенциальных возможностей в процессе авторства собственного образа жизни и дальнейшей его реализации.
Большое место в молодости занимает общение. Учебная деятельность (прежде всего аудиторные занятия) проходит в группе, в среде однокурсников. В связи с этим специалисты (Ю.М. Орлов, Н.Д. Творогова и др.) обращают внимание на важность мотива аффилиации. Под ее мотивом принято понимать стремление человека к вступлению в общение с членами своего общества, стремление к созданию, сохранению и восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми. Исследования мотива аффилиации у студентов медицинского вуза показали его существенное влияние на результаты учения. Выяснилось, например, что учиться на «отлично» второкурсникам с высокой аффилиацией сложнее, чем с низкой, поскольку общение (особенно интенсивное) приводит к большим затратам их энергии и времени. Однако на четвертом курсе учиться на «отлично» студентам с высокой аффилиацией легче, чем с низкой аффилиацией, так как старшекурсники уже приобрели технику общения и процесс активного общения не мешает, а помогает учению. Если обнаруживаются препятствия (реальные или даже предполагаемые) в удовлетворении потребности в аффилиации, то это может привести к увеличению у студента психоэмоционального напряжения и тревоги, к возникновению состояния фрустрации, депрессии и т.д. Обнаружился, например, такой факт, что среди лиц с высокой потребностью в аффилиации и низким социометрическим статусом в группе довольно высокая частота психосоматических заболеваний (Н.Д. Творогова, 1976). Итак, потребность в общении, мотив аффилиации значительно влияют на учебную деятельность студентов,— либо затрудняя ее, либо улучшая, вызывая удовлетворенность учением.
Потребность в самоутверждении, зародившаяся в отрочестве, интенсивно продолжает развиваться в молодости. Мотивы самоутверждения (доминирования) проявляются в стремлении человека влиять на других людей, контролировать их поведение, быть авторитетным, убедительным. Они проявляются в стремлении доказать истину другим, быть победителем в споре, навязать другим свои взгляды, вкусы, стиль и моды, решение проблем. В студенческой учебной деятельности эта потребность повышает удовлетворенность учением, вызывает облегчение его процесса, повышает ответственность в отношении к учению. Мотив доминирования повышает эффективность учебной деятельности, особенно тогда, когда вносится элемент соревновательности, а также тогда, когда он сочетается с мотивом в достижениях. Одним из адекватных мотивов учения (в том числе и студентов) является познавательная потребность. Она проявляется в том, что человек стремится расширить опыт, знания, упорядочить то и другое, стремится быть компетентным, развивает способность свободного оперирования знаниями, фактами, стремится понимать существо проблемы, вопроса, систематизирует опыт посредством умственных действий, стремится создавать логически непротиворечивую и обоснованную картину мира. Познавательная потребность в сочетании с мотивом в достижениях оказывает очень сильное влияние на повышение успеваемости, создает глубокую удовлетворенность учебой в вузе (или ином специальном учебном заведении, готовящем специалистов-профессионалов в той или иной области деятельности).
1.4. Проявление половых различий в творческой деятельности
Известно, что основой половых различий в творческой деятельности могут быть как биологические отличия в строении и функциях мозга у мужчин и женщин, так и социокультурные стереотипы, определяющие предпочитаемые каждым полом стиль и поле их деятельности.
Исследование О.М. Разумниковой, которая изучала соотношения между показателями креативности, образности мышления и выраженности феминных или маскулинных качеств, показало, что мужчины и женщины различаются паттернами когнитивных функций в творческом процессе: первые обладают креативной продуктивностью, а вторые - креативными способностями и ярко выраженной образностью, причем креативная продуктивность коррелировала с маскулинностью, а креативные способности - с феминностью. В другом исследовании, с использованием тестов Торренса, было установлено, что женщины продемонстрировали лучшие показатели вербальной креативности [18, с. 107].
С помощью этих же тестов выявлено, что социоэкономический статус, возраст и творческая атмосфера в классе способствуют повышению креативности, причем девочки обладают лучшими креативными способностями, чем мальчики. Однако в реальной жизни, а не в экспериментальных условиях творческая продуктивность женщин существенно ниже, чем у мужчин, что может быть связано с поставленными ими целями.
Длительные лонгитюдные исследования женщин, показавших исключительные творческие способности в подростковом возрасте, выявили, что через 25 лет только одна из них считала проявление творчества доминирующей жизненной целью, а остальные демонстрировали умеренную активацию своего творческого потенциала. Это может означать, что внешние социально определяемые цели, формирующиеся под влиянием бытующих культурных, социальных и педагогических норм, для женщин больше значимы, чем для мужчин.
B ряде исследований установлено, что внутренняя мотивация имеет более существенное значение в проявлении креативных способностей у женщин, чем у мужчин, у которых творческая продуктивность в большей мере стимулируется условиями соревнования.
На показатели креативности влияет также соотношение внешней
и внутренней мотивации о значительно большей образной креативности
у мужчин. Существует гипотеза, что такие половые различия обусловлены долговременным влиянием стиля деятельности: охоты у мужчин и собирательства у женщин. Известны и нейрофизиологические данные, указывающие на половые различия в строении и функциях париетальной доли мозга [18, с. 105].
Tаким образом, творчество – это деятельность, процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Этим продуктом может быть и стихотворение, и рисунок, и танец. Но творческим процессом могут быть и взаимоотношения между людьми.
Существует множество мнений о природе и характеристике творчества. Альфред Адлер считал творчество способом компенсации комплекса неполноценности. Есть две противоположные точки зрения: талант – это максимальная степень здоровья, талант – это болезнь. Последней точки зрения придерживался итальянский психолог и криминалист XIX века Чазаре Ламброзо.
В молодости творческая активность предполагает умение преодолеть обыденные представления, а иногда и выходить за рамки строгого логического следования и выводов, обращаясь к необычным связям и аналогиям, а также снятие разных запретов и ограничений для более полного своего проявления, свободный поиск нового и пр.
Выводы по главе I: прогресс общества всегда определяется уровнем развития творчества, поэтому оно во все времена рассматривалось как главное достижение человека. Исследования сущности «творчества» и «творческого саморазвития», характерных особенностей творческой деятельности свидетельствует, что в процессе творческой деятельности человек не только приобретает профессиональные умения и навыки, но самосовершенствуется, переживает радость творческого труда, что, в свою очередь, способствует творческому саморазвитию. В молодости идёт активное развитие творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Творческая активность молодого человека предполагает умение преодолеть обыденные представления, а иногда и выходить за рамки строгого логического следования и выводов, обращаясь к необычным связям и аналогиям, а также снятие разных запретов и ограничений для более полного своего проявления, свободный поиск нового и пр.
Глава II
. Методы и организация исследования
2.1. Описание выборки
В исследовании приняли участие 30 студентов IV курса гуманитарного отделения филиала Казанского Государственного Университета в городе Набережные Челны и студенты IV курса Набережночелнинского медицинского колледжа. Возраст участников от 19 лет до 21 года.
2.2 Описание методик