Курсовая

Курсовая на тему Основы языка VHDL

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-12-06

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024


Кафедра "Вычислительная техника"

курсовая работа

На тему: Основы языка VHDL
Москва, 2009

Содержание
1.1 Введение
1.2 Идентификаторы в языке VHDL
1.3 Объекты языка VHDL
1.4 Типы данных
1.5 Операции языка VHDL
1.6 Последовательные операторы
1.7 Параллельные операторы
1.8 Описание интерфейса устройства
1.9 Архитектура
1.10 Особенности синтеза схем по описаниям на языке VHDL
Литература

1.1 Введение

Язык VHDL служит для описания модели цифрового устройства (прибора, системы). Описание на языке VHDL определяет внешние связи устройства (“вид снаружи” или интерфейс) и один или несколько “видов изнутри” (см. рис. 1.1). Вид снаружи задает интерфейс устройства, набор сигналов, которыми устройство обменивается с внешним миром. Этот вид описывает абстрактное представление устройства “в целом” и обозначается английским термином entity, что в дословном переводе означает «сущность» и наиболее точно отражает смысл представления. Однако в литературе термин «сущность» не нашел широкого распространения, для обозначения внешнего описания объекта используются термины «интерфейс объекта», «декларативная часть» и другие. В настоящем пособии будет использоваться термин «интерфейс объекта» или просто «интерфейс».

Рис. 1.1. Цифровое устройство и его модель
Вид изнутри определяет функциональные возможности устройства или его структуру. Внутреннее строение объекта определяет архитектура (architecture body).
Как и в языках программирования, язык VHDL имеет свои правила, в том числе правила описания имен переменных, объектов, типов данных и других параметров. Основные правила языка VHDL описаны в последующих разделах.

 

1.2 Идентификаторы в языке VHDL

Идентификаторы - это последовательность букв и цифр произвольной длины. Легальными символами являются прописные (A…Z), строчные (a…z), цифры (0…9), знак подчеркивания. Первый символ должен быть буквой, а последний символ не может быть знаком подчеркивания. Строчные и прописные буквы считаются идентичными, например, Count, COUNT и CouNT рассматриваются как один идентификатор. Знаки подчеркивания не должны следовать друг за другом. Комментарии начинаются с двойного дефиса и следуют до конца строки, например,
- это комментарий, он продолжается до конца строки
- это продолжение комментария
entity UART is end     -- это комментарий, который следует за декларацией интерфейса устройства.
Следующие идентификаторы зарезервированы для использования в качестве ключевых слов и не могут быть использованы иначе:
Abs
Access
after
alias
All
And
architecture
array
begin
Block
Body
Buffer
case
component
Configu-ration
Constant
disconnect
downto
else
Elsif
End
Entity
file
for
function
generate
Generic
guarded
if
In
inout
Is
label
library
linkage
loop
Map
mod
nand
New
next
Nor
not
null
Of
on
Open
or
others
Out
package
Port
procedure
process
Range
record
Register
rem
select
severity
signal
Subtyupe
then
to
Transport
type
Units
until
use
vriable
wait
When
while
with
Xor

1.3 Объекты языка VHDL

Объекты это область хранения данных определенного типа. Создаются объекты посредством декларации объекта, например:
variable COUNT: INTEGER;
В результате порождается объект с именем COUNT, который хранит целочисленную величину. Кроме того, COUNT декларируется как класс variable.
Объекты – данные могут быть трех классов:
- сonstant (константа) - может хранить отдельное значение определенного типа. Это значение присваивается объекту в начале моделирования и не может изменяться в процессе моделирования.
- variable (переменная) - объект этого класса может хранить отдельное значение определенного типа, однако, в процессе моделирования ему могут присваиваться различные значения. Для этого используются выражения присваивания (variable assignment statement).
- signal (сигнал) – объект данного класса имеет предыдущее значение, имеет текущее значение и набор последующих значений.
Объекты класса signal моделируют проводные соединения в схемах, в то время как переменные (variable) и константы (constant) используются для моделирования поведения схемы, они аналогичны объектам, используемым в языках программирования C и Pascal.

Декларация констант

Декларации объектов (object declaration) имеют целью дать имя объекту, объявить его тип, класс и даже присвоить значение. Примеры деклараций констант описаны ниже:
constant RISE_TIME: TIME := 10ns;
constant BUS_WIDTH: INTEGER := 8:
В первом случае объявляется объект RISE_TIME, который хранит значение типа TIME, объекту в начале моделирования присваивается величина 10 наносекунд. Во втором случае объявляется, что BUS_WIDTH (ширина шины) типа INTEGER (целое) и ей присвоено значение 8.

Декларация переменных

Примеры деклараций объектов класса variable приведены ниже:
variable CTRL_STATUS: BIT_VECTOR(10 downto 0);
variable SUM: INTEGER range 0 to 100 := 10;
variable FOUND, DONE: BOOLEAN;
В первом случае декларируется переменная CTRL_STATUS как массив из 11 элементов, причем, каждый элемент типа BIT. Во втором случае переменная SUM декларируется как целое, лежащее в диапазоне от 0 до 100, в начале моделирования переменной присваивается значение 10. Если переменной в начале моделирования не задано значение, то используется значение по умолчанию. Им служит самое “левое” значение в наборе значений данного типа. Например, переменная типа BOOLEAN имеет набор значений (FALSE, TRUE) и в третьем примере начальное значение переменных FOUND и DONE будет взято по умолчанию, т.е. FALSE.

Декларация сигналов

Декларации объектов класса signal схожи с декларациями переменных:
signal CLOCK: BIT;
signal DATA_BUS: BIT_VECTOR(0 to 7);
signal GATE_DELAY: TIME := 10 ns;
В первом примере декларируется объект CLOCK типа BIT, начальное значение при моделировании будет взято по умолчанию, т.е. 0 (набор значений типа BIT: 0,1 и крайнее левое значение 0).
Не все объекты в языке VHDL создаются путем декларирования, например, входные/выходные порты всегда считаются объектами класса signal.

1.4 Типы данных

Каждый объект в языке VHDL может хранить значения, относящиеся к определенному набору. Это множество значений декларируется с помощью объявления типа (type declaration). Тип – это имя, которое связывается с определенным набором значений и набором операций. Некоторые типы предопределены языком VHDL. Например, BOOLEAN имеет набор значений FALSE, TRUE и набор операторов: and, or, nor, nand, not. В языке имеется возможность создавать новые типы с использованием деклараций и задания набора операций.
Все возможные типы в VHDL распадаются на четыре больших категории:
- scalar (скалярные),
- composite (композитные) – они состоят из элементов одного типа (массивы) или различного типа (записи),
- access type (типы доступа) – обеспечивают доступ к данному типу через указатели,
- file types (тип – файл) – обеспечивает доступ к объектам, содержащим последовательности значений данного типа.
В свою очередь скалярные типы подразделяются на четыре вида:
-enumeration (перечислимый тип),
-integer (целый тип),
-physical(физический тип),
-floating point (тип “с плавающей запятой”).

Перечислимый тип

В декларации определяется набор определенных пользователем значений, например:
type MVL is ('U','0','1','Z);
type MICRO_OP is (LOAD, STORE, ADD, SUB, MUL, DIV);
MVL – перечислимый тип с упорядоченным набором значений: 'U', '0', '1', и 'Z'. MICRO_OP имеет набор значений: LOAD, STORE, ADD, SUB, MUL, DIV. Порядок записи значений в декларации определяет лексику, т.е. значение справа всегда больше значения слева: STORE<DIV is true, SUB > MUL is false. Значения в перечислимых типах имеют позиционный номер. Позиционный номер самого левого элемента 0. Значения в перечислимых типах еще называют enumeration literals (литералы перечислимого типа). Например, в декларации:
type CAR_STATE is (STOP, SLOW, MEDIUM, FAST);
литералами являются STOP, SLOW, MEDIUM, FAST и только они могут присваиваться переменной CAR_STATE.

Целый тип

Integer – целое, задает тип, набор значений которого находится в заданном целочисленном диапазоне, например:
type INDEX is range 0 to 15;
type WORD_LENGTH is range 31 downto 0;
subtype DATA_WORD is WORD_LENGTH range 15 downto 0;
type MY_WORD is range 4 to 6;
INDEX – это переменная целочисленного типа, набор значений которой размещен в диапазоне целых от 0 до 15. DATA_WORD – подтип WORLD_LENGTH в диапазоне от 15 до 0. В отличие от перечислимых в целочисленных типах позиционный номер равен величине значения, например, для значения 31 переменной WORD_LENGTH позиция равна 31.

Тип “с плавающей запятой”

Тип floating point обладает набором значений в заданном диапазоне вещественных чисел, например:
type TTL_VOLTAGE is range 1.4 to 5.5
type REAL_DATA is range 0.0 to 31.9;
Литералы типа floating point отличаются от целочисленных присутствием точки ( . ). В результате 0 – это целочисленный литерал, а 0.0 – это литерал типа с плавающей запятой.

Физический тип

Physical type хранит значения, которые представляют собой результаты измерений физических величин: времени, длины, напряжения, тока и т.п. Значения этого типа выражаются целыми, умноженными на базовую единицу, например:
type CURRENT is range 0 to 1 E9
units
nA; -- (base unit) nano-ampere
uA = 1000 nA; -- micro-ampere
mA = 1000 mA; --milli-ampere
Amp = 1000 mA; -- ampere
end units;
subtype FILTER_CURRENT is CURRENT range 10 mA to 5 mA;
Здесь CURRENT определен как физический тип, имеющий значения в диапазоне от 0 nA до 10^9 nA. Базовой единицей является наноАмпер, а все остальные являются производными. Позиционный номер значения равен числу базовых единиц, представленных данным значением, например, 2 mA имеют позиционный номер 2000, в то время как 100 nA занимают позицию 100. Физический литерал записывается как целое, за которым следует название единицы измерения (пробел обязателен).

Тип “массив”

Объект типа array состоит из элементов одного типа. Ниже даны примеры массивов:
type ADDRESS_WORD is array (0 to 63) of BIT;
type DATA_WORD is array (7 downto 0) of MVL;
type ROM is array (0 to 125) of DATA_WORD;
ADDRESS_WORD – одноразмерный массив из 64 элементов типа BIT. DATA_WORD – одноразмерный массив из 8 элементов типа MVL. ROM – массив из 126 элементов типа DATA_WORD, т.е. в данном случае имеем дело с массивом массивов.
Доступ к элементам массива осуществляется с помощью индексов, например, ADDRESS_WORD(26) ссылается на 27-ой элемент массива ADDRESS_WORD.

 

1.5 Операции языка VHDL

В языке VHDL имеются операции следующих категорий:
1. Логические операции
2. Операции отношений
3. Операции сложения/вычитания
4. Операции умножения/деления
5. Прочие
Приоритет операций возрастает от категории 1 к категории 5. Операции одной категории имеют одинаковый приоритет и выполняются в последовательности: слева направо. Скобки используются для изменения последовательности исполнения.

Операции логические

Существует шесть логических операций: and, or, nand, nor, xor, not.
Операции применимы к типам BIT, BOOLEAN, к одноразмерным массивам BIT и BOOLEAN. При выполнении битовые значения ‘0’ и ‘1’ интерпретируются как булевские FALSE и TRUE. Результат имеет тот же тип, что и операнды. Операция not – унарная операция, она имеет приоритет категории 5.

Операции отношений

В языке VHDL имеются следующие операции отношений:
=, /=, <, <=, >, >=
Результатом выполнения любой операции отношений является булевское выражение BOOLEAN. Операции равенства ( = ) и неравенства ( /= ) допустимы со всеми типами, за исключением типа “файл”. Остальные четыре операции допустимы над скалярными типами (целочисленными, перечислимыми) или над массивами дискретного типа. Когда операндами являются массивы, то сравнение выполняется слева направо по одному элементу, например при следующем сравнении:
BIT_VECTOR'('0', '1', '1') < BIT_VECTOR'('1', '0', '1')
получен результат TRUE, т.к. первый элемент вектора слева меньше первого элемента вектора справа. Другой пример, если декларирован тип:
type MVL is ('U', '0', '1', 'Z' );
то результат сравнения:
MVL'( 'U' ) < MVL'( 'Z' )
будет TRUE, т.к. ‘U’ находится левее ‘Z’.

Операции суммирования, вычитания, конкатенации

Операции имеют обозначения:
+, -, &.
Операнды, участвующие в операциях сложения ( + ) и вычитания ( - ) должны быть одного числового типа, результат оказывается того же типа. Операндами в конкатенации ( & ) могут быть или отдельные элементы или одномерные массивы. Результат выдается в виде массива, например при выполнении конкатенации:
‘0’ & ‘1’
образуется массив символов “01”, или еще пример:
‘C’ & ‘A’ & ‘T’
дает “CAT”.

Операции умножения, деления

К этой группе оператций относятся: *, /, mod, rem.
Операнды умножения ( * ) и деления ( / ) должны быть одновременно либо целочисленного типа (integer) либо типа с плавающей запятой (floating point). Результат всегда того типа, что и операнды. Операция умножения может иметь один операнд физического типа, а другой – либо целочисленного, либо натурального типа. Результат выдается в виде физического типа.
В операции деления допустимо делить объект физического типа на целочисленный или натуральный. Результат - всегда физического типа. Деление физического типа на физический дает целочисленный результат.
Операции остатка ( rem ) и “деления по модулю” ( mod ) в качестве операндов могут иметь целочисленные типы и результат - целочисленного типа. Результат rem имеет знак первого операнда и определяется следующим образом:
A rem B = A - ( A / B ) * B
Результат mod имеет знак второго операнда и определяется следующим образом:
A mod B = A – B * N,
где N – некоторое целое.

Прочие операции

К их числу следует отнести: Abs, ** и другие. Операция выделения абсолютного значения ( abs ) совместима с любым числовым типом операнда. Операция возведения в степень ( ** ) операндом слева имеет целое или тип с плавающей точкой, а в качестве правого операнда (степень) - только целое.

 

1.6 Последовательные операторы

К последовательным операторам (Sequential Statements) относятся операторы присваивания (Assignment Statements), условные операторы if (if Statements) и case (case Statements), операторы цикла (loop - next Statements) и другие. Рассмотрим некоторые из операторов этого типа

Оператор присваивания

Эти операторы делятся на операторы присваивания переменной (обозначается знаком :=) и операторы назначения сигнала (<=). В обоих случаях снаала вычисляется значение выражения, стоящее справа от знака равенства, а затем полученное значение присваивается переменной или сигналу, стоящим слева от знака. Например, оператор
abar := not a;
задает новое значение переменной abar, а именно – инверсное значение a.
Оператор
z <= not (a and b);
задает новое значение сигнала z, которое получается справа от знака <=.

Оператор if

В общем случае if представляет собой последовательность выражений, оговаривающих условия. В качестве условий применимы любые выражения, при вычисление которых получается булевская величина (FALSE и TRUE).
if булевское_выражение then
 последовательностные_выражения
[elsif булевское_выражение then
 последовательностные_выражения ]
[else
 последовательностные_выражения]
end if;
Выражение if вычисляется путем просмотра условий одного за другим, пока не будет найдено истинное. Затем вычисляется набор последовательностных выражений, связанных с этим условием. Предложений вида elsif в выражении if может быть от 0 и более. Может использоваться и предложение else. Выражения if могут вкладываться одно в другое без ограничений.
Рассмотрим простой пример.
if CTRL = '1' then
 MUX_OUT<= "10";
else
 MUX_OUT<= "01";
end if;
Если управляющий сигнал CTRL1 равен ‘1’, то выходной сигнал MUX_OUT принимает значение "10", иначе MUX_OUT примет значение "01". На этом оператор if завершается.
Рассмотрим более сложный пример.
if CTRLI = '1' then
 if CTRL2 = '0' then
 MUX_OUT<= "0010";
 else
 MUX_OUT<= "0001";
 end if;
else
 if CTRL2 = '0' then
 MUX_OUT <= "1000";
 else
 MUX_OUT <= "0100";
 end if;
end if;
Если управляющий сигнал CTRL1 равен ‘1’, тогда при условии (открывается вложенное if) CTRL2=’0’ выходной сигнал MUX_OUT<= "0010", иначе (т.е. при любых других значениях сигнала CTRL2) MUX_OUT<= "0001". Здесь завершается внутренний (вложенный) оператор if. Иначе (т.е. при любых других значениях сигнала CTRL1), если (открывается новый вложенный оператор if) CTRL2=’0’, тогда MUX_OUT<= "1000", иначе (т.е. при любых других значениях сигнала CTRL2) MUX_OUT<= "1000". Здесь завершается внутренний (вложенный) оператор if, а также завершается и наружный.

Оператор case

Оператор case имеет следующий формат:
case выражение is
 when вариант выбора => последовательностные_выражения
 when вариант выбора => последовательностные_выражения
-- произвольное число вариантов выбора.
 when others => последовательностные_выражения]
end case;
При вычислении выражения case выбирается одна из ветвей в соответствии со значением выражения. Выражение может иметь значения типа перечислимого или типа одномерного массива. Рассмотрим пример:
type WEEK_DAY is (MON, TUE, WED, THU, FRI, SAT, SUN);
type DOLLARS is range 0 to 10;
variable DAY: WEEK_DAY;
variable POCKET_MONEY: DOLLARS;
case DAY is
 when TUE => POCKET_MONEY := 6; -- ветвь 1
 when MON I WED => POCKET_MONEY := 2; -- ветвь 2
 when FRI to SUN => POCKET_MONEY := 7; -- ветвь 3
 when others => POCKET_MONEY := 0; -- ветвь 4
end case;
Переменная WEEK_DAY имеет значения перечислимого типа (дни недели). Переменная DOLLARS имеет целочисленные значения в диапазоне от 0 до 10. Ветвь 1 выбирается, когда день недели TUE. Ветвь 2 выбирается в случае когда дни недели MON или WED (вертикальная черта означает ИЛИ). Ветвь 3 покрывает значения от FRI до SUN, т.е. FRI, SAT и SUN. Ветвь 4 покрывает все оставшиеся значения, т.е. THU.

Оператор loop

Оператор loop используется для задания итерации набора последовательных выражений.
[ярлык для loop: ] итерационная схема loop
 последовательностные_выражения
end loop [ярлык для loop ] ;
Существует три итерационных схемы. Первая имеет форму:
for идентификатор in диапазон
Пример использования схемы:
FACTORIAL := 1;
for NUMBER in 2 to N loop
 FACTORIAL := FACTORIAL * NUMBER;
end loop;
Тело loop исполняется N-1 раз, при этом идентификатор NUMBER в конце каждой итерации увеличивается на 1. Подразумевается, что идентификатор целочисленного типа и значения его лежат в диапазоне от 2 до N.
Второй итерационной схемой является следующая:
while булевскоe_выражение
Пример использования схемы:
J:=0;SUM:=10;
WH-LOOP: while J<20 loop -- loop имеет ярлык WH_LOOP
 SUM := SUM * 2;
 J:=J+3;
end loop;
Выражения в теле loop выполняются одно за другим и эта последовательность повторяется, пока условие J<20 истинно.
Третьей cхемой является конструкция, в которой итерационная схема не задается и выход из loop осуществляется с использованием выражений: exit, next или return, например:
SUM:=1;J:=0;
 L2: loop --loop имеет ярлык
 J:=J+21;
 SUM := SUM* 10;
 exit when SUM > 100;
end loop L2;
В этом примере выражение exit заставляет выходить из петли L2 когда SUM становится больше 100. При отсутствии выражения exit loop будет исполняться бесконечно.

 

1.7 Параллельные операторы

К параллельным операторам (Concurrent Statements) оператор process, оператор параллельного вызова процедуры, оператор конкретизаци компонента, оператор генерации (generate) и другие. Параллельные операторы определяют параллельное поведение схем, порядок их выполнения не зависит от их появления внутри блока.
Рассмотрим кратко оператор process. В общем виде он может быть записан следующим образом.
[имя процесса:][postponed] process [(список)]
 раздел деклараций
 begin
 операторы
 end process [имя процесса];
Имя процесса и ключевое слово [postponed] являются необязательными и часто отсутствуют. Список, находящийся после ключевого слова process, хотя и является необязательным, на практике используется достаточно часто для указания сигналов запуска. Перед ключевым словом могут находиться различного рода декларации типов, констант атрибутов и т. д.
Хотя процесс является параллельным оператором, он может содержать последовательные операторы. Внутри процессов не мегут быть декларированы сигналы.

1.8 Описание интерфейса устройства

В начале главы уже говорилось, что на моделируемое устройство в первую очередь следует посмотреть со стороны (“вид снаружи”) и для этого “черного ящика” определить интерфейс с внешним миром. Такая задача решается в VHDL декларацией интерфейса entity. Она задает имя описания, имена интерфейсных портов, направление передачи, тип портов. Порт – это сигнальная линия (шина), с помощью которой устройство (модель) взаимодействуют с окружающей средой. Например, для полусумматора (рис. 1.2) декларация будет выглядеть следующим образом:

Рис. 1.2. Полусумматор
entity half_adder is
 port(a, b: in BIT; sum, cur: out BIT);
end half_adder;
Здесь описание с именем half_adder имеет два входных порта, a и b (in – означает входной порт), и два выходных порта, sum и carry (out – означает выходной порт). Тип портов определен как BIT – означает, что сигналы на линиях портов могут принимать значения: ‘0’ или ‘1’.
Другим примером может послужить дешифратор, показанный на рис. 1.3.
entity dec2x4 is
port(a, b, enable: in BIT; z: out BIT_VECTOR (0 to 3));
end dec2x4;
Здесь описание с именем dec2x4 имеет три входных порта и четыре выходных. Выходные порты описаны как массив. BIT_VECTOR – это одномерный массив, диапазон задается параметром Z (0 to 3).


Рис. 1.3. Декодер 2х4
Каждый интерфейсный порт может функционировать в следующих режимах:
in – значение порта только считывается для использования внутри модели,
out – значение порта может только обновляться моделью, но не считывается,
inout – двунаправленный порт, значение считывается и обновляется моделью,
buffer – буферный порт, значение считывается и обновляется моделью, но источником сигнала может быть либо буфер, либо одиночный источник.

 

1.9 Архитектура

Архитектура (architecture body) моделирует взгляд на устройство “изнутри”. Устройство может рассматриваться под разными углами и описываться по-разному. Оно может предстать либо как композиция более простых модулей (структурный стиль моделирования), либо как набор параллельно исполняемых алгоритмов (стиль dataflow), либо описано как процесс последовательного исполнения операций (стиль “поведенческий”), либо может быть раскрыто сочетанием указанных стилей.
С одним интерфейсом типа entity может быть связано несколько архитектур. Рассмотрение архитектурных стилей начнем с поведенческого (behavioral style).

Поведенческое описание

Функционирование устройства рассматривается как процесс последовательного вычисления выражений, входящих в process. Толчком к запуску процесса является изменение (event -событие) какого либо сигнала, из входящих в список “воспринимаемых” сигналов (sensitivity list). Этот список внешне очень похож на список параметров в других языках высокого уровня. Рассмотрим поведенческую модель декодера dec2х4 (рис.1.3). Декларация интерфейса его уже приводилась, а теперь она будет пополнена архитектурой поведенческого типа.
entity dec2x4 is
port(a, b, enable: in BIT; z: out BIT_VECTOR (0 to 3));
end dec2x4;
architecture dec_seq of dec2x4 is
begin
process (a, b, enable)
      variable abar, bbar: BIT;
      begin
             abar:= not a;   --выражение 1
             bbar:= not b;  -- выражение 2
             If enable = ‘1’ then -- выражение 3
                     z(3) <= not (a and b);    -- выражение 4
                     z(2) <= not (a and bbar);       -- выражение 5
                     z(1) <= not (abar and b); -- выражение 6
                     z(0) <= not (abar and bbar); -- выражение 7
                     else z <= “1111”;
             end if;
end process;
end dec_seq;
Архитектура имеет свое имя dec_seq. О принадлежности архитектуры к описанию интерфейса dec2х4 говорит выражение: dec_seq of dec2x4. Список сигналов, которыми запускается процесс, дан в скобках: process (a, b, enable). До начала процесса, если необходимо, декларируются переменные variable abar, bbar: BIT. Зона действия их ограничена данным процессом (от begin до end process). Предположим, что в момент T произошло изменение сигнала а. Новое значение переменной abar (выражение 1) вычисляется и присваивается без задержки – мгновенно (в качестве знака присваивания в данном случае используется =). Без задержки будут вычислены выражения 2 и 3.
Далее в ходе процесса одно за другим вычисляются выражения от 4 до 7, а новые значения сигналам z(0), z(1), z(2), z(3) будут присвоены (в качестве символа оператора присвоения используется <= ) лишь через некоторую, пусть даже фиктивную (бесконечно малую), задержку D. Это существенное отличие процедур присвоения для переменных и для сигналов.
Рассмотрим пример мультиплексора 4х1 (рис.1.4). Четыре входных сигнала A, B, C и D выводятся через один порт Z. Коммутация осуществляется сигналом CTRL.


Рис. 1.4. Мультиплексор 4х1.
entity MUX is
      port (A, B, C, D: in BIT; CTRL: in BIT_VECTOR(0 to 1);
                                                           Z: out BIT);
end MUX;
architecture MUX_BEHAVIOR of MUX is
begin
      PMUX: process (A, B, C, D, CTRL)
             variable TEMP: BIT;
      begin
             case CTRL is
                     when "00" => TEMP := A:
                     when "01" => TEMP := B;
                     when "10" => TEMP := C;
                     when "11" => TEMP := D;
             end case;
             Z <= TEMP;
      end process PMUX;
end MUX_BEHAVIOR;
Архитектура получила название MUX_BEHAVIOR, процесс имеет ярлык PMUX. Переменной TEMP в зависимости от значения сигнала CTRL присваивается значение одного из входных портов: A, когда CTRL имеет значение “00”; B, когда CTRL имеет значение “01”; A, когда CTRL имеет значение “10”; D, когда CTRL имеет значение “11”.
Для описания синхросигналов обычно используется атрибу EVENT. Он истинен когда происходит “событие” - изменение сигнала. Например, поведение D-триггера, показанного на рис.1.5, можно описать так:

Рис.1.5. D-триггер
entity dff is
port (data, clk: in BIT
 q, notq: out BIT);
end dff;
architecture behav of dff is
begin
 process (clk)
 begin
 if (clk’event and clk = ‘1’) then
 q <= data;
 notq <= not data;
 end if;
 end process;
end behav;
Выражение (clk’event and clk = ‘1’) задает условие: если сигнал clk меняется с ‘0’ на ‘1’

Потоковое описание (dataflow)

Dataflow - означает поток данных. Описание в стиле dataflow использует в архитектуре параллельно вычисляемые выражения. Количество параллельно вычисляемых выражений может быть любым. Так как вычисления происходят параллельно, то порядок записи выражений не имеет значения. Толчком к началу вычислений является изменение любого из сигналов, входящих в выражения. Рассмотрим модель одноразрядного сумматора, показанного на рис.1.6.

Рис.1.6. Одноразрядный сумматор
entity full_adder is
 port (a, b, cin: in BIT; sum, cout: out BIT);
end full_adder;
architecture full_ad_conc of full_adder is
 begin
 sum <= (a xor b) xor cin after 15 ns;
 cout <= (a and b)or(b and cin)or(cin and a) after 10ns;
end full_ad_conc;
Для описания потока данных здесь используются два выражения. Всегда, когда происходят изменения сигналов a, b или cin, оба выражения вычисляются и сигналам sum и cout присваиваются новые значения через 15ns и 10ns, соответственно. Знак <= оператор присваивания. Выражение after 15ns означает задержку, вносимую логикой, реализующей вычисление выражения для sum. Если задержка не введена явно, то предполагается наличие бесконечно малой задержки D. Такой прием позволяет упорядочить события модели dataflow. Рассмотрим схему рис. 1.7 и ее модель.

Рис. 1.7. Цепочка инверторов
entity fast_inverter is
 port (a: in BIT; z: out BIT);
end fast_inverter;
architecture delta_delay of fast_inverter is
signal b,c: BIT;
begin
 z <= not c; -- выражение 1
 c <= not b; --выражение 2
 b <= not a; --выражение 3
end delta_delay;
В выражениях 1, 2 и 3, присваивающих значения переменным z, c, b, подразумевается задержка D. Например, в момент T происходит изменение сигнала a. Запускается процесс вычисления выражения 3 и через задержку D переменной b будет присвоено новое значение (в момент T+D). В свою очередь изменение сигнала b запустит процесс вычисления выражения 2 и значение сигнала с будет обновлено в момент T+2D. Изменение сигнала с приведет к запуску процесса вычисления выражения 1 и значение сигнала z будет изменено в момент T+3D. Временные соотношения в схеме иллюстрирует рис. 1.8.

Рис. 1.8. Временные соотношения в цепочке инверторов.

Структурное описание.

Структурное описание интерпретирует устройство как набор компонентов, связанных между собой сигналами. Грубо говоря - это таблица соединений (netlist). Рассмотрим простую схему управления (рис.1.8) и ее структурную модель.

Рис. 1.9. Устройство местного управления
entity ctr_lck is
 port (data, mr, clk, din: in BIT; rdy, ctrla:out Bit);
end ctr_lck;
architecture str_view of ctr_lck is
component AND2 -- декларируется компонент AND2
 port (x,y in BIT; z: out BIT);
end component;
component DFF   -- декларируется компонент DFF
 port (d, clock: in BIT; Q,NOTQ: out BIT);
end component;
component NOR2       -- декларируется компонент NOR2
 port (a,b: in BIT; z: out BIT);
end component;
signal s1,s2: BIT;
begin
 D1: DFF port map (data, clk, s1,s2); -- выражение 1
 A1: AND2 port map (s2, din, ctrla); -- выражение 2
 N1: NOR2 port map (s1, mr, rdy);           -- выражение 3
end str_view;
Здесь декларируются три компонента: AND2, DFF и NOR2. В тело архитектуры экземпляры компонентов вводятся с помощью выражений 1, 2 и 3. Компоненты связаны между собой сигналами s1 и s2. В декларации называется имя компонента и его интерфейс, что очень схоже с декларацией интерфейса устройства. Выражение для экземпляра компонента должно в первую очередь дать имя экземпляру или ярлык. Например, D1 – это ярлык для экземпляра триггера DFF. Далее следует список связей (association list). Он устанавливает связь между портами компонента и портами и сигналами устройства. Существует два варианта связи: позиционный и поименный. В позиционном списке первый порт декларации (слева направо) компонента соответствует первому порту экземпляра компонента (слева направо), второй – второму и так далее. Именно такой вариант списка был использован в приведенном выше примере. Вместо этого можно было использовать поименный вариант списка связей, например, выражение 3 можно было бы записать так:
N1: NOR2 port map (a=>s1, b=> mr, z=>rdy);
Рассмотрим еще пример. На рис.1.2 была приведена схема полусумматора. Его структурная модель должна предстать как набор следующих компонентов: XOR на два входа (например, 7486 или отечественный аналог ЛП5) и AND на два входа (например, 7408 или отечественный аналог ЛИ1 ).
entity half_adder is
      port(a, b: in BIT; sum, cur: out BIT);
end half_adder;
architecture h_a_str of half_adder is
component a_7486
      port (a_2: in BIT;
             a_3: in BIT;
             a_1: out BIT);
end component;
component a_7408
      port (a_2: in BIT;
             a_3: in BIT;
             a_1: out BIT);
end component;
begin
      X1: a_7486 port map (a, b, sum);
      A1: a_7408 port map (a, b, cur);
end h_a_str;
Названия компонентов и их портов приведены такими, какими они даны в библиотеке фирмы ALTERA – известного производителя программируемых логических схем.
Декларации компонентов, использованные в архитектуре h_a_str полусумматора half_adder, можно упаковать в отдельный файл, например, maxplus2.vhd:
package maxplus2 is
      component a_7486
             port (a_2: in BIT;
                     a_3: in BIT;
                     a_1: out BIT);
      end component;
      component a_7408
             port (a_2: in BIT;
                     a_3: in BIT;
                     a_1: out BIT);
end maxplus2;
Файл maxplus2 при компиляции может быть помещен в библиотеку, например, с названием altera. Ссылка на библиотеку позволит не декларировать компоненты в архитектуре:
library altera;
use altera.maxplus2.all;
entity half_adder is
      port(a, b: in BIT; sum, cur: out BIT);
end half_adder;
architecture h_a_str of half_adder is
begin
      X1: a_7486 port map (a, b, sum);
      A1: a_7408 port map (a, b, cur);
end h_a_str;

Комбинированное описание архитектуры

В едином теле архитектуры можно комбинировать все рассмотренные выше стили моделирования. В качестве примера рассмотрим одноразрядный полный сумматор (рис.1.5).
Сумматор представлен выражением 1, создающим экземпляр X1 компонента а_7486 (из библиотеки altera.maxplus2), и задающим отображение портов и сигнала сущности (сумматора) на порты компонента. Это структурный стиль.
Выражение 2 - это process, поведенческий стиль, и выражение 3 – это стиль dataflow.

Рис.1.10. Одноразрядный сумматор
library altera;
use altera.maxplus2.all;
entity full_adder is
      port (a, b, cin: in BIT; sum, cout: out BIT);
end full_adder;
architecture fa_mix of full_adder is
      signal s1:BIT;
begin
      X1: a_7486 port map (a,b,s1);             --выражение 1
      process (a, b, cin)                         --выражение 2
             variable t1, t2, t3: BIT;
             begin
                     t1:= a and b;
                     t2:= b and cin;
                     t3:= a and cin;
                     cout <= t1 or t2 or t3;
             end process;
             sum <= s1 xor cin;                --выражение 3
      end fa_mix;

1.10 Особенности синтеза схем по описаниям на языке VHDL

Между процессами моделирования (имитации поведения схемы) синтеза схем с использованием языка VHDL есть существенные различия. Рассмотрим некоторые из них.
В отличие от системы моделирования система проектирования преобразует проектную информацию в заданный формат. Среди них выделяются широко распространенный формат EDIF, специализированные форматы различных фирм-изготовителей микросхем, а также языки Verilog, VHDL и другие. Формат EDIF является своеобразным стандартом де-факто, он имеется в большинстве современных систем проектирования и может использоваться для обмена информацией. Среди специализированных форматов можно выделить формат XNF фирмы Xilinx, который широко использовался в ранних версиях САПР этой фирмы. При преобразовании исходного модуля в промежуточный текст на языке VHDL обычно осуществляется преобразование в структурные конструкции этого языка, в которых используются схемотехнические особенности используемой элементной базы.
Система моделирования обычно использует все конструкции языка VHDL, в то время, как система проектирования использует не все его возможности. Обычно при синтезе не поддерживаются операции над типом Real (в этом случае при синтезе выдается ошибка), игнорируются ключевое слово After, не поддерживается также ряд других второстепенных конструкций языка. В системах проектирования атрибут event может использоваться только для указания фронтов синхросигналов в условных операторах, преимущественно в операторах if.
В современных системах проектирования для описания схем используется тип std_logic, который заменяет тип bit. Тип std_logic имеет следующие значения:
·               0 – логический ноль;
·               1 – логическая единица;
·               U – значение не инициализировано;
·               X – неизвестное значение;
·               Z – высокое выходное сопротивление;
·               W – неизвестное значение при слабом источнике сигнала;
·               L – логический ноль при слабом источнике сигнала;
·               H – логическая единица при слабом источнике сигнала;
·               ‘-‘– неопределенное значение.

ЛИТЕРАТУРА
1. Бибило П.Н. Синтез логических схем с использованием языка VHDL. М.: Солон-Р, 2002.
2. Суворова Е. А., Шейнин Ю. Е. Проектирование цифровых систем на VHDL. - СПб.: БХВ-Петербург. 2003.

1. Реферат на тему Планетарный процесс глобализации
2. Реферат Разработка стратегии ценообразования
3. Реферат на тему Argument Against Euthanasia Essay Research Paper A
4. Реферат на тему Roman Empire Essay Research Paper Fall of
5. Курсовая на тему Расчет и проектирование фундаментов мелкого заложения и свайных фундаментов
6. Контрольная работа Уголь минеральносырьевой потенциал и его освоение в Сибири
7. Курсовая Романо-германская правовая семья
8. Реферат на тему James Ambrose Cutting Essay Research Paper Ambrotypes
9. Реферат на тему История дня Святого Валентина
10. Диплом Методика коррекции осанки у детей 7-8 лет с задержкой психического развития