Курсовая

Курсовая Суицид как социологическая проблема

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 5.2.2025





Федеральное агентство по надзору за образованием и наукой

                                        Новокузнецкий филиал-институт
Кемеровского государственного университета
                                             Гуманитарное отделение


                                                Кафедра философии



СУИЦИД КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Курсовая работа по «Общей социологии»




                           
Работа выполнена студентом

II курса группы С-08

Сесовой Е.С.
Научный руководитель

ст. преподаватель каф. философии

Ракитных М.Б.

Курсовая работа                                       Курсовая работа


допущена к защите                                   защищена с оценкой «________»

«__» ________2009г.                               «__» ________2009г.

_________________                                __________________

 

                                             Новокузнецк 2009



Введение:
Актуальность. В последние годы на телеэкранах и страницах газет все чаще мелькают сообщения о подростковых самоубийствах:

«…Черным стал февраль в школе №7 одного из городов республики Марий Эл. Два подростка, мальчик и девочка, покончили жизнь самоубийством… Родители безутешны…Педагогический коллектив и директор школы до сих пор находятся в шоке…»

«…В пригороде Токио семеро подростков совершили групповое самоубийство. Тела юношей и девушек были найдены полицейскими в автомобиле, припаркованном на одной из стоянок в столичной префектуре Саитама…За последние десять лет в Японии отмечено несколько аналогичных случаев…Похоже, групповые самоубийства превратились в страшную «моду» у японских тинейджеров.»

«…В Благовещенске покончили с собой две школьницы, 14 и 16 лет, выбросившись с двенадцатого этажа многоэтажного здания… Обе девочки скончались на месте. На злополучном балконе нашли бутылку из-под шампанского, пустой пузырек из-под таблеток «но-шпа» и использованный одноразовый шприц…»

Слыша такие новости, люди старшего возраста либо грустно качают головами, либо возмущаются распущенности молодого поколения, выдавая злобные тирады, начинающиеся с фразы «Вот мы-то в молодые годы…».

Но мало кому приходит в голову попытаться понять подростков-самоубийц. Всех в принципе устраивают официальные формулировки причин подобных поступков.

Проблема: суидид у подростков.

Объект: подростки.

Предмет: факторы влияющие на самоубийство у подростков.
Цель и задачи курсовой работы.                                                                                              Цель данной курсовой работы – выявить факторы и причины влияющие на самоубийство.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- сущность проблемы, подходы к решению этой проблемы;

- анализ подходов;

- виды и типологии самоубийства;

- обосновать выбор и метод исследования;

- социальный факторы самоубийства и образ самоубийцы.

Гипотеза: Главной причиной самоубийства у подростков является одиночество.

Центральные понятия.                                                                              Самоубийство - это результат социально-психологических переживаний, дизадаптации личности в условиях современного общества. Психологические кризисы возникают в результате интимных, семейно-личных, социальных и творческих конфликтов. Доминирует, как правило, одна причина, но ее подкармливают целый комплекс обстоятельств, во время которых и созревает мысль о самоубийстве. И, прежде всего человека толкает на это безысходность, он больше не может конструировать свое будущее.

Суицид - самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации.

Проблема – это противоречие возникшее в социальной системе между ее подсистемами или отдельными элементами этих подсистем. Проблема формулируется, как выражение необходимости изучения определенной области социальной жизни, разработки теоретических средств и практических действий направленных на выявление причин вызывающих противоречие на их разрешение.

Виды  самоубийства:

 - Выстрел из пистолета:
1. В висок
2. В сердце
 - Перерезание вен:                                                                                                     Один из самых распространённых способов. В основе популярности лежит простота и общедоступность. Всё что нужно это любой режущий(пилящий:) предмет. Способов существует много - от простого перерезания вен на левой руке до пропила вен на обеих руках при помощи кухонного электроножа.
Обычно применяется мужчинами, так как перерезать вены вообще трудно, а для женщины в особенности. Тут, как ни странно, требуется значительное мужество, либо сумасшествие, которое его заменяет. Если человек кончает жизнь вскрытием вен, не будучи психически нездоровым, то скорее всего у него действительно веские причины для этого.
Этот способ отличается тем, что человек успевает прочувствовать приближение смерти. Он медленно режет свое тело, испытывая значительную боль, потом опускает руки в теплую воду (иначе кровь свернется) и долго смотрит как из него вытекает жизнь. Постепенно силы его оставляют и он теряет сознание. Этот прием сродни втыканию иголок в руку: заглушить душевную боль, принять смерть как наслаждение.
Сумасшедшие применяют этот способ с целью напугать окружающих. Они ужасаются виду крови, многим становится дурно, люди падают в обморок, кто-то бегает, пытается оказать помощь. А псих смотрит на все это и смеется. "Смотрите, как вы напугались. А мне не страшно!" Если бы он повесился или отравился, то был бы лишен возможности наблюдать весь этот переполох.
Довольно часто этот способ практикуют самоубийцы-шантажисты. Отличить их легко: они режут вены тогда, когда в доме полно людей, чтобы их вовремя откачали. Кроме того, они режут всегда поперек вен, хотя сие может быть и просто от незнания. Если разрезать вену вдоль, сантиметров на пять, то кровь вытекает значительно быстрее, но такие раны и лечить на порядок труднее. Вообще, этот способ годится только для тех, кто не боится вида крови. Даже человек всерьез решивший окончить жизнь, может сразу почувствовать сильную дурноту от вида крови и не доделать дело как надо, превратив свою смерть в мучение.


- Отравление.    

 - Повешанье:
Этот самый распространенный и самый омерзительный способ опробован еще Иудой и справедливо пользуется всеобщим презрением.
Вообще, при повешении смерть наступает от трех разных причин:


 -Перелом шейного позвонка.. - Пережатая сонная артерия. - Если артерия не пережалась, то человек умирает от простого удушья.



 - Утопление:

Неблагородный вид смерти.

 - Падение с высоты.

- Электрический ток:

 Существует вероятность не погибнуть сразу, а отключиться - тогда Вас могут спасти.
 - Самосожжение:


Самосожжение - один из самых болезненных способов.
Очень эффектен - увидившие это однажды не забудут никогда! Чаще всего этот способ используется религиозными фанатиками и самыми отчаяными.


 - Голодовка:

Этот способ наилучший для тех, кто хочет уйти в спокойном, философском расположении духа, кто хочет избежать суеты, истеричности.





 - Смертельные раны:

Имеется бесчисленное множество окончания собственной жизни путем физического воздействия на тело.


 - "Золотой укол":
                                                                                                               "Золотой укол" на сленге наркоманов-романтиков - сознательная передозировка. Хотя чего-то я ни разу не слышал, чтобы кто-то так ушёл из жизни. Все наркоманы очень себя любят и жалеют. По-моему, наилучший способ ухода в иной мир, плюсы которого не сравнятся ни с какими плюсами других способов, а минусы легко преодолимы. Вызывает сон, потерю сознания и остановку дыхания. Используется во многих штатах для казни преступников. В сочетании с алкоголем надежность возрастает - действует намного сильнее.

Причины самоубийства:

Существует ряд причин, которые встречаются у подростков-суицидентов наиболее часто. Конечно, я ни в коем случае не претендую на какую-то классификацию, так как каждый случай суицида - индивидуален, и равнять их по одной линейке никак нельзя, но некоторые общие тенденции, присущие именно подростковым и детским суицидам, все же существуют. И, надо сказать, они в значительной мере отличаются от причин, по которым добровольно уходят из жизни взрослые люди.

Итак…

Любовь.                                                                                                                   Всем известна история Ромео и Джульетты. Он любил ее, она - его, но любви препятствовали враждующие родители, и влюбленные, не выдержав разлуки, убили себя. Романтически настроенные юноши и девушки, испытавшие первое разочарование в любви, имеют высокую склонность к суициду. Причем, чаще всего они театрально обставляют свое самоубийство, долго его планируют, продумывают предсмертные записки, и особенно заботятся о том, чтобы после смерти их тела выглядели красиво.


Наиболее частые способы «любовного» самоубийства - самоотравление (медикаментами или ядом) и перерезание вен. В психологии это явление носит название «Синдрома Вертера» - по имени персонажа романа Гете «Страдания молодого Вертера». Этот роман в Германии около 200 лет назад запрещался после возникновения вспышки суицидов у молодых людей, которые читали этот роман и полностью копировали поведение главного героя (перед смертью они одевались как Вертер, оставляли книгу раскрытой на том месте, где описывалось самоубийство юноши).

К самоубийствам на почве любви можно также отнести суициды, совершаемые из-за смерти любимого человека. Подростки, отличающиеся высоким уровнем эмоциональности и возбудимости, особенно тяжело переживают смерть близких. Они нередко замыкаются в себе, становятся нелюдимы и в результате могут выбрать добровольное расставание с жизнью.

Родители.                                                                                                                    Прежде всего, стоит сразу сказать, что невнимание со стороны родителей или же конфликты с ними чаще всего являются причиной именно детских суицидов, и реже - подростковых, так как ценность родительского внимания с возрастом утрачивается, и 16-17-летние подростки легче переносят отрыв от родителей, чем дети младшего возраста.                                           Самоубийства такого рода часто являются случайными, например, когда ребенок хочет только напугать маму, чтобы она обращала на него больше внимания, но в результате, не рассчитав вреда, наносимого себе, погибает.                                   Нередко такие случаи происходят в семьях, где уже есть один ребенок, и рождается новый малыш, которому, естественно, родители уделяют больше внимания. А старшего, как бы лишают детства, заставляя его ухаживать за младшим братом или сестрой.                                                                            Поэтому в данном случае психологическую работу следует вести не с детьми, поступки которых являются в какой-то мере зеркалом, отражающим поведение их отцов и матерей, а с самими родителями.


Учеба.                                                                                                                               Учебный процесс и сложности, связанные с ним - достаточно распространенная причина самоубийства. Особенно часто встречается она у студентов, обучающихся точным наукам и осваивающих технические специальности (особенно часто - студенты физико-математических институтов, будущие программисты, генетики, химики и т.д.)                     Вероятно, это происходит потому, что подобные специальности нередко выбирают для себя люди замкнутые, неадаптивные, необщительные, в общем, как говорят в студенческой среде, «ботаники».                                     Такие подростки, как правило, имеют высокий и очень высокий коэффициент интеллекта, и это делает их в некоторой степени изгоями среди сверстников.


Мода и подражание.                                                                                                                     Возможно, это покажется диким и странным, но в последнее время самоубийство, особенно групповое, у молодых людей вошло в моду. Молодые люди встречаются на интернет-сайтах, посвященных суициду, и договариваются между собой о том, как, когда и где им добровольно перейти границу между жизнью и смертью. Подобные случаи фиксировались и в нескольких европейских странах (Германия, Швеция, Голландия).Вообще стоит сказать, что массовая культура современности всячески способствует этой «смертельной моде».

Одиночество.                                                                                                                                Чувство одиночества - весьма частая причина суицидальных попыток и завершенных суицидов у подростков. Одиночество коренится глубоко в психике неуверенных в себе, замкнутых и ранимых молодых людей. Порой они даже переживают своеобразный феномен - «одиночество в толпе», когда их окружают толпы людей, и вроде все знакомы, и никто не желает зла, но… Они безгранично одиноки. Точнее, чувствуют себя таковыми. За этим чувством тянется и постоянная мысль о том, что никто не способен понять подростка, и что с ним вообще что-то «не так». Еще одна особенность, способная усугубить эту причину, кроется в структуре детских молодежных компаний. Дети и подростки, объединяясь в группы по какому-либо признаку (даже если просто живут в одном дворе), становятся весьма жестокими. Поэтому частенько подростки, и без того забитые, становятся изгоями и объектами для насмешек, что, конечно, тоже играет немалую роль в решении ребенка или подростка добровольно уйти из жизни.

Другие причины:                                                                                                                В эту группу я решила отнести те группы суицидов, которые едва ли можно назвать широко распространенными, но все же они имеют место и присущи именно подростковым самоубийствам.

Юбилейные самоубийства.
                                                                                                 
Дети и подростки, зачастую склонные к демонстративной театральности, нередко совершают самоубийства в особую дату и при особых условиях. Можно было бы отнести этот тип самоубийств к подражательным, но небольшая разница все же есть - акцент идет именно на дату и время, причем иногда - с точностью до минуты.                                                                        Самоубийства-убийства.
                                                                                                               
К классу самоубийств-убийств я отнесла те случаи, когда подросток не только убивает себя, но и забирает с собой на тот свет пару-тройку, а то и десяток-другой одноклассников, или даже свою семью, или просто людей, которых он ненавидит. Эта тенденция, свойственная, в первую очередь, для Америки.                                                                                                                    Самоубийства связанный с неизлечимыми заболеваниями, неполноценность, уродствами.                                                                                                                                                                                                 Как правило, у подростков формируется крайне болезненное отношение как к своей внешности, так и к внешности сверстников. И врожденные уродства, неизлечимые болезни, любая неполноценность могут опять же вызвать осуждение и издевки со стороны сверстников. Причем такие издевательства зачастую даже поощряются родителями других детей, мол, «не дружи с Ваней, он же урод и больной». И те несчастные, которым адресованы эти слова, не в силах вынести гонения и преодолеть чувство отчаяния, могут выбрать добровольный уход из жизни.                                                                   Самоубийства, связанные с недовольством собой.                                                     

Самоубийства, связанные с причастностью подростка к религиозным сектам.                                                                                                                                                                   



Глава 1.

 Для того чтобы предотвратить дальнейший рост количества суицидов, необходимо оказывать людям  своевременную  помощь  и поддержку. Хотя бы  на  уровне  консультаций.  А  для  большей эффективности  применения  методов   реабилитации   необходимо постоянное обращение к классикам, к  зарубежной  литературе  и методикам не только лечения населения, но и выявления  причин, подталкивающих людей к суициду, дабы в последствии,  по  мере возможностей, их устранять.

  Во  времена  Дюркгейма  в  области   духовной   жизни кризис    выражался     в     крайней     неустойчивости  на индивидуальном   сознании    граждан,   морально-политического климата, несоблюдение  законов, ослабление  регулирующей  роли традиций. Состояние   бесконтрольности   и   безнаказанности, зависимости  от  случайности  экономической   и   политической жизни  болезненно  отражались   на   индивидуальном   сознании граждан.

   Немаловажную   роль   в   изучении   трудов    Дюркгейма играет  анализ  философских  предпосылок  его  творчества,  не только   потому,  что    Дюркгейм   был   философом, но и  потому,  что  общесоциологическая   теория  не  может быть связана   с   определённой   философией.   Работы    Дюркгейма появились  в  конце  19  начале  20  века.  В это  время  идеи социологии,  как  самостоятельной  науки,  которая  могла  бы выработать  основы   для   научной   реорганизации   общества постепенно    стала    находить     поддержку     в     кругах  республиканцев,     стремящихся     осуществить программу социальных  реформ,  теоретическим  обоснованием  политики  и идеологии   буржуазного   реформаторства,  а   также   главные мысли  Дюркгейма  нашли   отражения   в   его   работах “О  разделении  общественного  труда”, “Правила   социологического метода”, “Самоубийство”,  “Элементарные   формы   религиозной жизни”. Идейно-теоретическими    источниками  научной  и педагогической  деятельности  служили  для   Дюркгейма,  труды Монтескье,  Руссо  Сен-Симона,  Конта  и   других   мыслителей Эпохи  Просвещения. Анализируя  природу   социальных   явлений в   современном   ему   обществе,   Дюркгейм   извлек    серию  рекомендаций относительно  функционирования   профессиональных групп. Предложение  усилить социальные связи  на профессиональной  основе,  впервые  им  было высказано в “Самоубийстве”: “Профессиональная  группа  обладает  всем,  чем   нужно, чтобы  охватить  индивида   и   вырвать   его   из   состояния морального  одиночества, а  ввиду  нынешней  слабости   других  групп,   только   она   может   исполнить   эту    необходимую службу”.  Профессиональные  группы   должны   были   выполнять интегрирующую, общую   роль,  сплачивая   индивидов,  разрешая конфликты.  В   укреплении   моральной   сплоченности   групп, прежде  всего  профессиональных, Дюркгейм  видел  спасение  от многих  социальных  зол, начиная  с общественного   кризиса и   кончая   их   индивидуальным   проявлением   в    массовых фактах  самоубийств.

    Дюркгейм     выбрал     тему    “Социологические исследования   самоубийства” не случайно, так как ему представилась     возможность     применить  к  анализу эмпирического  материала, накопленного  статистикой,  принципы социологического  метода: изучение  социального  факта, “как вещи”, то  есть, как  внешнего  по   отношению   к   индивиду, признания   существования   особой    реальности—общественной, которая, определяя  поведения  индивида  не  зависит  от  воли последнего.

    Вообще, статистика является доказательством  природы   социальных   фактов. Многие   типы социальных    фактов:   преступления,   браки,   самоубийства, повторяясь  из  года  в  год,  либо   вовсе   не   изменились, либо  изменились  в  определённом  отношении. Причиной   этому не  могут  не  быть  личные  мотивы   и   качества   индивида. Такому   постоянству    способствуют    реальные, объективно существующие    ценности,   социологические “течения” или состояния  коллективного  сознания.

    К тому  времени  как Дюркгейм  обратился  к  исследованию  причины    самоубийств,  по этой  теме существовала   уже обширная  литература. В 18   веке самоубийство  рассматривалось  как моральная  проблема,  в  19 веке   обозначился   подход   исследования  самоубийств как социальной проблемы. Она показалась Дюркгейму  подходящей  для социального исследования, так как  это  была  ясно  очерченная группа факторов, которую можно было легко определить.

  Дюркгейм  отвергал,  что  причиной  самоубийств  служат индивидуальные   психологические   мотивы,  и  в качестве объясняющих факторов признавал только социальные причины.

 При помощи статистических  данных  Дюркгейм  доказывает, что  не  существует  ни  одного  психопатического   состояния, которое  имело  бы  постоянную  связь  с  самоубийствами. Он опровергает мнение, связывающее  самоубийства  с  психическими расстройствами. Так например, в  клиниках  женщин  значительно больше мужчин, а к самоубийству больше привержены мужчины, чем женщины. Так же процент самоубийств увеличивается с  возрастом и самый пик приходиться  на  30-40  лет.  Дюркгейм  отбрасывал генетические теории, объясняющие это явление, так как  мужчины и женщины подвержены ей одинаково.

 Различие в количестве самоубийств  между  мужчинами  и женщинами,   объясняется   различной   степенью   социализации индивидов, их вовлеченности  в  общественную жизнь, так как мужчина, активно участвуя в жизни общества, больше терпит от её дезорганизации, а  так  же  значение  таких  факторов  как бездетность, разводы действует  на  мужчин  подталкивая  их  к самоубийству.

   Дюркгейм  признавал  только  один  несоциальный  фактор, влияющий на принятие человеком последнего решения. А  именно: процент самоубийств зависит от долготы дня, так как наибольшая интенсивность социальной жизни происходит в  наиболее  длинные дни года. Так же численность самоубийств резко меняется, когда круто меняются условия социальной среды, а  последняя  никогда не простирает своего  влияния  за  пределы  своих  собственных границ. Поэтому,  хотя  мысль  о  самоубийстве   и   обладает заразительностью, нет  доказательств, что это явление передаётся соседним областям.

  Социальная  сфера,  то  есть  область  коллективного сознания, влияет на индивида социальным принуждением (извне  и  в  момент  усвоения   информации), групповым   принуждением (вызывающем или  блокирующим  действия  индивида),  физической детерминацией (когда  топография  местности,  пути  сообщения влияют  на   протекание   различных   социальных   процессов), психологическим  принуждением  (толпа  вызывает   у  индивида сильную эмоциональную реакцию, следствием которой является его отклоняющееся от нормы поведение).

 Социальные факторы это:

                    1.Общие идеи и чувства. Они рождаются от  взаимодействия

             умов многих поколений.

                    2.Моральные   максимы   и   верования.   Они   создаются

             коллективами  и  предписывают   индивидам   поступать   строго

             определённым образом.

Эти социальные факторы могут быть восприняты индивидом и как благо, и как зло.

Так же влияние на  социальные  явления  может  оказывать число  социальных  единиц  или “динамическая   сплоченность” определяющаяся числом индивидов живущих общей жизнью. Хотя каждый индивид личность, но в обществе он выполняет какую-либо  одну  специальную   функцию   в   соответствии с разделением общественного труда, что напоминает организм с его различными  органами,  поэтому  Дюркгейм  называет  новый  вид солидарности, - органический.  Вот  поэтому,  высокий  процент самоубийств   в   обществе   объясняется,    как    показатель недостаточной  солидарности   этого   общества. Чем   больше солидарность  членов  общества,   тем   больше  должна быть интенсивность  отношений  между  ними,  а   это   регулируется юридическими  законами.  Поэтому  в  законе отражаются   все существенные особенности социальной солидарности.

   Ещё Дюркгейм считает,  что  самоубийство  одна  из  форм которых  передаётся   коллективная   болезнь, а непомерное возрастание добровольных смертей в его время,  и  в  наши  дни рассматривается  им  как   патологическое   явление, которое становится опаснее с каждым днём. Но в то  же  время  Дюркгейм определял самоубийство достаточно широко и мог включить в него акты самопожертвования.

Сущность объяснения такого явления  как  самоубийство  у Дюркгейма   был   “социологизм”, сквозь призму  которого рассматривались все другие факторы, в том числе и  психическая предрасположенность  к  самоубийству.  Говоря о том, что психологические мотивы часто  кажутся  причиной  добровольного ухода  людей  из  жизни  и   представляют   из   себя   только индивидуальное, он  обращается  к  изучению  социальной  среды считая, что она является главной причиной изменения статистики самоубийств.

 По  Дюркгейму  процент  самоубийств  является функцией нескольких  социальных  переменных: религиозных, семейных, национальных и других  социальных  отношений. Используя  путь исключения   Дюркгейм,  как   уже   говорилось,  отбрасывает несоциальные   факторы:   психоорганическое   предрасположение индивидов  (рассовый  и  наследственный  фактор),   физическое окружение (климат, время года, дня) и подражания.

 Вообще,  трактовка  моральных  проблем   и   проблем воспитания  упиралась  в   соответствующую   антропологическую теорию. Дюркгейм развивал концепцию двойственности человека, в котором биологическая природа “укрощается”  и  гумманизируется социальной. Он считал, что ослабление  общественного  контроля ведёт к дезорганизации и общества, и  индивида. Но  в то же время  Дюркгейм  верил,  что  можно  сознательно  регулировать общественные и индивидуальные потребности и  удерживать  их  в рамках   ограничений   диктуемых    реальными    общественными возможностями,    сохраняя    при    этом    капиталистические общественные  отношения.  Это   должно   было   препятствовать возникновению   напряжений, духовного кризиса, чувства разочарования  и  тоски,  и  как   следствие,  отклоняющегося поведения и роста самоубийств.

     Хотя концепция Дюркгейма  о  самоубийствах  нуждалась  в более детальном рассмотрении вопроса в соотношении объективных и  субъективных факторов, но  главное  направление его исследования дало толчок к пониманию более  общего  вопроса - о  социальной   обусловленности   индивидуальной   психологии. Дюркгейм проложил дорогу количественному анализу в социологии, наметил пути развития частных методик  и  техник,  к  примеру, метод  последовательного  включения  факторов  участвующих  во взаимодействии.

    Для  понимания   дюркгеймовского  “социологизма”, необходимо  различать  в  нём  два  аспекта  онтологический  и методологический.

    В    первом  аспекте  речь  идет о подчеркивании   социальной   реальности   по отношению к индивидуальной, то есть биопсихической  реальности, воплощенной  в  индивидах. И  в  то  же   время   утверждается приоритет    социальной  реальности    по отношению к индивидуальной  и её    исключительное  значение в детерминации  человеческого  сознания  и  поведения; значение же    индивидуальной    реальности    признаётся    вторичным. Общество, по Дюркгейму, это: ассоциация    индивидов;

навязывание   предписанных  социумом обязанностей; объект мысли, чувства  и  действия; индивид - биологическая  единица; созданное  обществом  представление  о  человеческой  личности в  целом,  абстрактного   индивида   обладающего   некоторыми неизменными  чертами  и  так  далее.

 Главным  принципом  второго аспекта является   то,  что   исследованию   должны   подвергаться  в первую  очередь  не понятия  о  социальной  реальности, а  она сама  непосредственно. Из  социологии  необходимо   устранить все предпонятия,  то есть понятия,  образовавшиеся   вне науки. Есть  вклад  Дюркгейма   и  в  исследование  метода причинного анализа, но  в  социологии  применим  только  метод сопутствующих изменений. Если два  вида  явлений  находятся  в одних и тех же отношениях и  постоянно  изменяются, то  между ними может существовать причинная связь. Но  всё-  таки  хотя установлена взаимосвязь между уровнем образования  и  частотой самоубийств, но  это  не  свидетельствует  о  непосредственном причинном влиянии образования на  склонность  к  самоубийству, так как образование затрагивает только  поверхностные  области сознания  и  не  может  оказывать  определяющее   влияние на важнейшие жизненные решения. Увеличение процента самоубийств и стремление  получить  образование  являются  следствием  одной общей причины - ослабление традиций религиозных верований,  в совокупности с  “потребностью  к  знаниям”  и  наклонностью  к самоубийству.

 Дюркгейм    различал    четыре     вида     самоубийств: эгоистическое,      альтруистическое, аномическое  и фаталистическое.

                    1. Эгоистическое. Вызывает причины отдаления индивида от

                       общества.   Разрыв   социальных   связей,   состояние

                       опустошенности.  Одной  из  причин   может   быть   -

                       “крайний  индивидуализм”.  Дюркгейм   заимствовал   у

                       Бартиллока идею о  том,  что  “эгоизм”  и  отсутствие

                       “морального принуждения” влияет на  изменение  уровня

                       самоубийств.  Если  индивид  легко   склоняется   под

                       жизненными обстоятельствами,  значит  состояние  того

                       общества, к которому он принадлежит, сделало из  него

                       лёгкую добычу, готовую к самоубийству.  Дезинтеграция

                       общества   (   коллективное    бесчувствие,    утрата

                       общественных  целей  и  так  далее)   отражается   на

                       дезорганизации  общественных  групп   непосредственно

                       влияющих    на    индивида.    Если    эгоизм     это

                       противопоставление  индивидуального  “я”  социальному

                       “я”,  то  эгоистичный,  это  такой  вид  самоубийств,

                       который вызывается чрезмерной индивидуализацией.

                    2.   Альтруистическое.   Личные    интересы    поглощены

                       социальными, и  индивид  перестаёт  существовать  как

                       единица. Такие самоубийства существуют в  основном  в

                       архаических обществах  (  убийство  стариков,  детей,

                       жен).

                    3. Аномическое. Встречается при нарастании общественных

                       кризисов, когда рушится старая  иерархия  ценностей,

                       нарушается  общественное  равновесие.  Но   не   все

                       общественные  кризисы  ведут   к   повышению   числа

                       самоубийств. В состоянии войны народ обретает  общие

                       цели и задачи, объединяющие  общество.  И  в  то  же

                       время    экономические    кризисы,    способствующие

                       обогащению одних и разорению других, могут  привести

                       к  фатальным  последствиям.   

И  если самоубийства, которые Дюркгейм отнёс к эгоистическим,  наблюдаются  в  основном  в  сфере   умственного   труда, среди интеллигенции, то  аномические  чаще  встречаются  в мире торговли и промышленности, к тому же  их  можно разделить ещё  на  два  подвида  причин,  вызывающих самоубийства:

                    3.а.  Экономический.  Нарушения   нормативного   порядка

                       фиксирующего с относительной точностью  максимальный

                       уровень материального благосостояния каждого члена в

                       обществе.

                    3.б.  Семейная.  Нарушение   равновесия   и   дисциплины

                       обеспечиваемой семьёй. К  примеру,  рост  количества

                       разводов и самоубийств идёт параллельно.

                    4. Фаталистическое. Этот  вид  самоубийств  возникает  в

                       результате усиленного контроля  со  стороны  группы,

                       имеющей  тенденцию  быть  сильной  и  постоянной   и

                       поэтому становящейся невыносимой.

  Так же Дюркгейм различает  нормальные  и  патологические явления. К примеру, повышение в некоторых странах  к  19 веку числа самоубийств, ослабление морального  осуждения  последних квалифицировано  Дюркгеймом, как   патологическое  явление. Нормальным  объявлялось  то,   что   способствует   сохранению социальной системы.

Французский социолог считает, что для лечения общества необходимо установить новые формы  социального  взаимодействия или социальных отношений -   профессиональных групп, так  как старые формы социальной организации - семья, цех, церковь - не выполняют функций социального контроля. И  когда  коллективное сознание  обретает  в  обществе  новое  содержание  и форму, воплощаясь в  “религии  человечности”.  Уважение  человеческой личности  становится  как  бы  общественной  догмой,  но эти концепции Дюркгейма не получили широкого распространения.

 Вообще,    общественные    отношения    идеализировались Дюркгеймом, трактовались как отношения согласия, солидарности, гармонии и сотрудничества. Социальные конфликты и противоречия выносились за    пределы “нормального”,  естественного общественного порядка, рассматривались  как  болезнь,  которую можно ликвидировать, не изменяя общественных устоев. Дюркгейм рассматривает социальный  процент  самоубийств, как продукт социальных факторов действующих на всё общество  и  характерный для каждого общества.  Исследуя  такой  социальный фактор, как религия, на примере, католической и протестантской церквей,  он  обнаружил,   что   католики   менее   подвержены стремлению покончить жизнь самоубийством, так как  их  церковь более сплоченная, единая и поэтому процент самоубийств  в  ней меньше, чем в протестантской. Так же процент самоубийств высок и в среде военных, в  результате  излишней  интеграции.  Таким образом,  возрастание   или   уменьшение   числа   самоубийств варьируется в соответствии  с  уровнем  интеграции  социальных групп, а самым стабильным уровнем, на котором это  явление  не будет встречаться, будет уравновешивание сил между обществом и индивидом, так называемая “золотая середина”,  то  есть  когда индивид не игнорируется  и  в  то  же  время  не  подвергается давлению со стороны общества.

 По  убеждению  французского  социолога  человек   должен стремиться к общим целям, но не терять своей личной автономии, не поглощаться  обществом  без  остатка. Чувство  согласия  с обществом, считает Дюркгейм, обуславливает  чувство  активного счастья.[1]

На протяжении человеческой истории проблему самоубийства решали вначале с технологических, позже с философских и нравственных позиций, затем, с середины прошлого столетия, к выявлению привлекались знания из области психиатрии, психологии, эпидемиологии и социологии. Это позволяет рассмотреть феномен самоубийства с мультидисциплинарных позиций.

Греко-римская культура относилась к самоубийствам неоднозначно. Самоуничтожение было связано с понимание греками и римлянами свободы, являвшейся одной из основных идей их философской мысли. Для них свобода состояла прежде всего в свободе от внешнего давления, в самостоятельном контроле собственной жизни. Свобода для них была творческой, самоубийство поэтому в известной мере являлось креативным актом.                                                                                                                Древние иудеи относились к самоубийству отрицательно. Для них свобода была не меньшей экзистенциальной ценностью, чем для греков, но решали они эту проблему иначе. Самоубийство рассматривалось как преступление, подлежащее суду и наказанию. Однако допускалось, что преступник-жертва мог действовать в состоянии умоисступления и потому больше нуждался в жалости и сострадании, чем в преследовании по закону. Кроме того правило допускает исключения, например, при принуждении к идолопоклонству, инцесту или убийству.                                                                                            Для японской культуры также характерна солидарность в отношении самоубийства, однако совершенно противоположенного рода. Как  ни в какой другой культуре, оно носит ритуальный характер и окружено ореолом святости. Самоубийство по определенному ритуалу было для них безальтернативным, если следовало искупить вину или выразить протест против несправедливости для сохранения чести. Оно совершалось двумя особыми методами: харакири (вспарывание живота) или откусыванием собственного языка. Следует упомянуть некоторые связанные с японскими этнокультурными особенностями виды самоубийства. Ояко-синдзю – парный суицид молодых людей, не имеющих возможности обрести счастье в этой жизни, или матери и ребенка. Дзюнси – самоубийство, осуществляемое, чтобы сопутствовать императору, феодалу или боссу после его смерти, так выражалась крайняя лояльность, преданность и готовность служить вечно. Инсеки-джинсатцу – суицид, свершаемый, если некто, с кем человек так или иначе связан, подозревается в правонарушении. Испытывая стыд и желание защитить, этим поступком суицидент принимает на себя ответственность за сделанное другим. Нередко в ходе японской истории этнические традиции способствовали широкому распространению героических суицидов, отражавших пламенный патриотизм, неукратимое мужество и самопожертвование представителей высших сословий общества.[2] В  исламе самоубийство было тяжелейшим из грехов и решительно запрещалось Кораном. Православные мусульмане верят, что кысмет, то есть судьба, предназначенная Аллахом, будет определять всю их жизнь, и они обязаны терпеливо сносить все удары судьбы как ниспосланные свыше испытания в этой жизни.

Как свидетельствует история, в христианстве четкого отношения к суицидам сформировалось не сразу. В Евангелии о них сказано лишь косвенно при упоминании о смерти Иуды Искариота. Более подробно в Библии высказывается апостол Павел: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий… Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм - ВЫ»(1 Кор.3:16,17). Первым из Отцов Церкви самоубийство осудил в 4 веке Блаженный Августин, таким образом отреагировав на эпидемический рост случаев добровольных смертей и неистового мученичества среди фанатических последователей христианских сект. Он считал суицид поступком, который заранее исключает возможность покаяния и является формой убийства, нарушающей заповедь «Не убей». Почти через тысячу лет католический теолог Фома Аквинский (1225-1274) был еще более категоричен и осуждал самоубийство на основании трех постулатов:

1.     Самоубийство является нарушением законов природы, в соответствии с которым «все естественное должно поддерживать свое бытие» и который предписывает любить себя;

2.     Это – нарушение закона морали, поскольку наносит ущерб обществу, частью которого является самоубийца;

3.     Самоубийство есть нарушение Закона Божьего, который подчиняет человека проведению и оставляет право забирать жизнь только самому Богу.[3]

В ходе истории взгляды на сущность добровольного ухода из жизни существенно изменялись, как и его моральная оценка ( грех, преступление, норма, героизм), в зависимости от соответствующего этапа развития общества и преобладавших социальных, идеологических и этнокультурных представлений. С глубокой древности отношение к суициду, его причины и технология тесным образом были связаны с тем, как то или иное общество, социальная группа или культура воспринимали понятие смерть.




[1] Э.Дюркгейм «Самоубийство».

[2] «Суицидология» - «Историко-философский раздел» с. 9-16

[3] «Суицидология»- «Мсторико-философский раздел» с. 16-18

1. Реферат Сбытовая политика современной компании
2. Реферат на тему King Lear And The Fool Essay Research
3. Реферат Продукционные модели представления знаний
4. Реферат на тему Juvenile Crimes Essay Research Paper Should Juveniles
5. Сочинение на тему Дерево непосредственных составляющих
6. Курсовая Основные направления выдвинутые в процессе проведения административной реформы и оптимизация
7. Курсовая Качество обслуживания в туроператорских и турагентских компаниях
8. Реферат на тему Клинико-анатомические особенности строения костной орбиты - по книге профессора Краснова
9. Курсовая Культура предпринимательства и деловой этики коммерсанта
10. Реферат на тему Система лицензирования в здравоохранении