Курсовая Влияние СМИ на развитие агрессивности у детей и подростков
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Министерство образования Республики Беларусь
Государственный педагогический университет им. М. Танка
Факультет социально-педагогических технологий
Кафедра социальной педагогике
301 группа
Горбуль Екатерина Сергеевна
Курсовая работа
Влияние СМИ на развитие агрессивности у детей и подростков
Научный руководитель:
преподаватель кафедры
современных иностранных языков
Куницкая Оксана Сергеевна
Работа допущена к защите 30.04.09
Заведующий кафедрой социальной педагогики
Мартынова В.В.
Минск 2009
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Агрессия в сфере массовой информации…………………………………..5
1.1. Понятие СМИ и её классификация…………………………………….........5
1.2. Понятие «агрессия»……………………………………………………........8
1.3. Роль масс-медиа в жизни подростка………………………………………10
1.4. Влияние СМИ на детей и подростков……………………………………..14
Вывод по первой главе…………………………………………………………….19
2 Экспериментальное исследование по проблеме негативного воздействия СМИ на проявление агрессивности у подростка………………………………..20
2.1. Ход выполнения исследования……………………………………………..20
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………….28
Рекомендации родителям…………………………………………………….......29
Список использованных источников……………………………………………..32
Приложение 1. Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М……………………………………………………………………...34
Приложение 2. Оценка уровня агрессивности детей по методике (авторы Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.)……………………………………………37
Приложение 3. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»…………………..39
Приложение 4. Оценка уровня агрессивности детей по методике «Я и телевизор»………………………………………………………………………….40
Приложение 5. Структурализированное наблюдение (Лаврентьевой Г.П.)…42
Приложение 6. Оценка уровня агрессивности детей по методике Г.П. Лаврентьевой ………………………………………………………………………43
Приложение 7. Методика “Рисунок несуществующего животного»
(автор Колосова С.Л.)……………………………………………………………..45
Приложение 8. Оценка уровня агрессивности детей по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)…………………………51
Приложение 9. Оценка уровня агрессивности по четырём методикам………53
Введение
В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения школьников стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И конечно, в данном случае речь идет не столько о научной моде, сколько о специфической реакции психолого-педагогического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцать первом веке. И эта реакция представляется нам вполне адекватной и своевременной. Пока трудно сказать, состоялся ли уже переход накопленного количества разнообразных данных и сделанных на их основании выводов в новое качество знания о феномене агрессии, приблизились ли мы к новому, более глубокому и непротиворечивому пониманию сущности агрессивного поведения школьников.
Агрессия изучается далеко не только в психологии и педагогике: ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы, используя свои специфические методы и подходы. Однако такая проблема находится в ведении преимущественно психологии и педагогики.
В последнее время у родителей и у специалистов вызывает интерес о модели агрессии, демонстрируемые по телевидению. И это не случайно, ведь вербальная и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, напрашиваются выводы, что подобная «видеодиета» может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. И не случайно эта тема, представляющая особый интерес для науки и обладающая высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.
Объектом нашего исследования выступит непосредственно человеческая агрессия. Рассмотрим агрессию как форму социального поведения, включающее прямое и опосредованное взаимодействие как минимум двух человеческих индивидов.
Предметом работы здесь выступают сами средства массовой информации как один из основных источников воздействия на повышение агрессии среди школьников.
Целью является определение воздействия средств массовой информации на повышение агрессии у школьников. Дети учатся агрессивному поведению путем наблюдения агрессивных действий.
Гипотезой исследования является: СМИ, в частности телевидение, оказывает негативное влияние на детей и подростков и как следствие развивается агрессивность.
Исходя из всего вышесказанного, можно сформировать ряд задач, необходимых для достижения цели нашего исследования:
1) Анализирование психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) Изучение понятия «агрессии» и причины возникновения;
3) Определение роли средств массовой информации в жизни школьника, и какую опасность они представляют;
4) Выявление способов предотвращения и предупреждения распространения агрессии среди школьников.
Агрессия в сфере массовой информации
1.1 Понятие СМИ и её классификация
Средства массовой информации (СМИ) - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве) [11, с.7].
К СМИ, в частности, относятся: [16, с.28]
1) печатные издания: газеты, журналы, бюллетени, справочники, листовки и рекламные щиты;
2) электронные (радио, телевидение, Интернет, видео – и аудиозаписи, кинематограф;
3) Информационные агентства.
Основными функциями СМИ являются: [16, с.29]
1) коммуникативная - функция общения, налаживания контакта, которая называется исходной функцией;
2) непосредственно – организаторска (в которой наиболее наглядно проявляется роль СМИ как т.н. "четвертой власти" в обществе);
3) идеологическая (социально - ориентирующая), связанная со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
4) культурно-образовательная, заключающаяся, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;
5) рекламно – справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.);
6) рекреативная (развлечения, досуга, снятия напряжения, получение удовольствия).
Отличительные черты СМИ – это:
1) публичность, т.е. неограниченный круг пользователей;
2) наличие специальных технических приборов, аппаратуры;
3) непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье [16, с.30].
Возможность наглядно – образного восприятия, а как следствие и более сильного эмоционального влияния на человека оказывает телевидение. Оно является мощным средством коммуникации по охвату населения и возможности воздействовать на сознание людей. Проблема такого влияния занимает одно из важнейших мест в современной социальной психологии. Над ней работают многие известные научные учреждения и организации (ЮНЕСКО, Европейский институт по изучению средств массовой коммуникации, Национальный институт психического здоровья США и т.д.).
Под телевидением (телевидение от греч. «вдаль», «далеко» и «видение») понимается: 1) собирательное название ряда областей науки и техники, связанных с передачей и изображения и звука на расстояние; 2) средство массовой аудиовизуальной коммуникации; 3) вид искусства [11, с.8].
Благодаря возможностям приобщения огромной аудитории к одновременному восприятию информации телевидение стало колоссальной силой, важным фактором духовной коммуникации. Зритель доверяет первой информации о том или ином событии и не склонен менять точку зрения. Телевидение приобщило зрителей к миру искусств, науки. Интеллектуальный, творческий уровень программ формирует, в частности, эстетическое сознание масс.
Основными жанрами телевиденияявляются:
- репортаж (политический, спортивный, сенсационный и т. д.);
- информационные программа;
- аналитические программы;
- развлекательные программы (в т.ч. концерты, шоу);
- кино, сериалы, анимация;
- образовательные и научно-познавательные программы;
- игровые программы и др.
Средства массовой коммуникации, новые технологии — (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации, синтезаторы и пр.) проникли во все сферы жизни. Масс-медиа стала основным средством производства современной массовой культуры.
Пресыщение информацией стало одним из важнейших факторов в формировании личностных характеристик подростка, среди которых немалую роль играют эстетические представления.
1.2 Понятие «агрессии»
Еще несколько лет назад никто даже не отважился упоминать слово «агрессия». Обычно говорили: «Я зол!», или «Ты меня довел!», или «Я оскорблен!», «Я обижен!», «Я сейчас взорвусь!». Разговорная речь обладает разнообразием возможностей выражения нюансов чувств, связанных с оппозицией или настроенностью против кого-то или чего-то. В основе своей агрессия является понятием весьма многосложным.
Понятие «агрессией» воспринимается нами как нечто объективно ощутимое. На самом же деле это весьма распространенный и даже совершенно обычный феномен взаимоотношений между людьми, которые «посылают» информацию и «принимают» ее [13, с.19].
То, что мы именуем агрессией, находится во взаимосвязи с усвоенными нами масштабами ценностей и переживаний. Есть люди, которые хоть и понимают такие оскорбительные слова, как «дрянь», «дурак», как нечто агрессивное, но в то же время видят в них всего лишь своего рода субтильный вид защиты, а то и не лишенный своеобразного шарма способ проявления характера. Здесь также имеется разница в зависимости от пола — мальчики скорее склонны активно проявлять свою ярость, в то время как девочки прибегают к иным способам ее выражения. Также различна и реакция родителей в этих случаях [13, с.20]
Первый шаг, который нужно сделать, чтобы понять сущность агрессии, состоит в том, чтобы найти ясную и точную формулировку этого термина. Вообще говоря, эта курсовая работа, как и многие другие ориентированные на исследование работы, определяет агрессию как любую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб [3, с.238]. Хотя все больше и больше исследователей используют такое определение, оно не является общепринятым, и сегодня термин «агрессия» имеет много различных значений, как в научных трудах, так и в обыденной речи. В результате мы не всегда можем быть уверены в том, что же имеется в виду, когда индивид характеризуется как «агрессивный» или действие определяется как «насильственное».
Порою и словари оказываются не слишком полезными. В некоторых из них говорится, что слово «агрессия» обозначает насильственное нарушение прав другого лица и оскорбительные действия или обращение с другими людьми, равно как и дерзкое, агрессивное поведение [4, с.19]. В этом определении представлены весьма разнообразные действия, но все они обозначаются словом «агрессия».
Подобное определение сразу же порождает очевидную проблему: невозможно отрицать, что «причинение вреда другому человеку» совсем неравнозначно умышленной попытке причинить кому-то вред. Пешеход, нечаянно толкнувший кого-то в потоке людей, конечно же, должен трактоваться иначе, чем школьный хулиган, намеренно обижающий других детей.
Многие из социальных ученых считают, что большинство агрессивных действий мотивировано не только желанием нанести вред жертве агрессии. В основном соглашаясь с тем, что агрессоры действуют расчетливо, рационально, сторонники данного подхода утверждают, что нападающие имеют и другие цели, которые могут быть для них более важными, чем желание причинить ущерб своим жертвам: желание влиять на ситуацию, осуществлять власть над другой личностью или сформировать благоприятную (предпочитаемую) идентичность. Разумеется, иногда поведение определяется одновременным действием различных факторов. Агрессоры могут стремиться добиться своего или утвердить свою власть с тем, чтобы повысить чувство собственной ценности. [2, с. 86]
1.3 Роль Масс – медиа в жизни подростка.
В свободное от школьных занятий время подростки реализуют различные возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов.
Приоритеты в выборе той или иной формы досуга не совпадают у жителей мегаполиса, небольшого города или села, но телевидение – почти у всех на первом месте. Являясь доминирующим досуговым компонентом, оно заслуживает особого внимания при анализе его роли в освоении различной информации подростками, ведь для этого возрастного периода характерны интенсивное формирование мировоззрения, становление духовно-нравственных основ и ценностных ориентаций личности, ее социализация [14, с.115].
Оценки роли телевидения в обществе, его влияния на духовное развитие человечества порой бывают совершенно противоположными. Телевидение называют «окном в мир» и «ящиком для дураков», средством стать культурным человеком и способом превратиться в обывателя, источником просвещения и одновременно отупения [14, с.46].
Чем же оно является для современных подростков – добрым или злым, развивающим или подавляющим началом? Какие факторы могут способствовать позитивному взаимодействию формирующейся личности со столь сложным феноменом в современной жизни общества?
Обратимся, прежде всего, к психологическому аспекту поставленной проблемы: механизмам выбора, восприятия и освоения личностью информации. Выбор информации производится в соответствии с предпочтениями, потребностями человека, а говоря обобщенно – его личностными установками. В книге Романеко Н.М. говорится о Д. и М. Райли, которые утверждали, что в условиях свободного выбора человек, сознает он это или нет, предпочитает обычно то, что ему хочется услышать или увидеть, в чем он надеется найти подтверждение своих ожидании. Кроме такого "резонансного" восприятия срабатывает некий барьер, обусловленный сложившимися убеждениями человека, уровнем его духовности, который гасит интерес к информации, "не дотягивающей" до этой планки [15, с.47]. Аналогичным образом он и воспринимает, интерпретирует полученные сведения, преобразовывая, "перекраивая" их под себя.
Вопрос об избирательном отношении подростков к информации в силу несформированности их убеждений несколько иной и может рассматриваться в двух плоскостях. С одной стороны, многое зависит от степени привлекательности формы подачи материала, способов организации воздействия на зрителя (и в этом смысле очень преуспело американское телевидение, широко и интенсивно использующее все приемы манипулирования сознанием и поведением своей аудитории). С другой – от группового (семья, сверстники) опосредования личностного восприятия или диктата моды. Кроме того, механизм восприятия и освоения телеинформации подростками сопоставим с тем, что мы называем эффектом ненаправленного воспитания: скажем, в семье ребенок воспринимает не вербализованные воспитательные формулы родителя, а модель его реального поведения [9, с.27].
Указанный способ воздействия ТВ представляет собой явление глубоко неоднозначное: его положительные стороны связаны с процессами социализации индивида, эффективными способами передачи социального опыта; отрицательные касаются же возможностей манипулирования сознанием, навязывания тех или иных стереотипов мышления и поведения. Здесь возникает проблема поиска своего рода «противоядия» против подобного манипулирования. Основой такого «противоядия» является воспитание и духовное развитие личности [8, с.105].
Специфика восприятия и освоения школьником информации в огромной степени зависит от той среды, того круга общения и того социально-культурного и духовного контекста, в которых происходит его взаимодействие с информационным каналом. Кроме того, сам акт восприятия нередко сопровождается интенсивным межличностным общением по поводу воспринимаемого материала, чем в значительной мере определяется механизм его усвоения.[15, с.48].
Широкая общественность сомневается, что увиденное на экране действует не только на психически больных людей, но всё же считает, что следует ограничить возможное вредное влияние телевидения и кино для одной категории зрителей — детей [3, с. 239]. Высказываются опасения, что кино и телевидение учат детей тому, что агрессия выгодна, а применение насилия — прекрасный способ добиться цели.
Также новости о насильственных событиях могут разбудить жестокость в некоторых зрителях, слушателях и читателях этих новостей. То же самое можно сказать о воздействии кино, которое призвано развлекать, а не нести информацию. Изображение дерущихся и убивающих друг друга людей может усилить в зрителях их агрессивные наклонности. Однако немало психологов сомневаются в существовании такого влияния. Например, Джонатан Фридман (Jonathan Freedman) настаивает, что имеющиеся «свидетельства не подтверждают мысль, что просмотр фильмов со сценами насилия вызывает агрессию». Другие скептики утверждают, что наблюдение за агрессивными действиями киногероев оказывает в лучшем случае лишь незначительное влияние на поведение наблюдателя [3, с.247].
Опыт, проведенный Жаком-Филиппом Лейенсом и Леонсио Камино (Jacques-Philippe Leyens & Leoncio Camino) в бельгийском университете— это исследование в ключе работы психологов из Техасского университета [5, с.113]. В эксперименте участвовали подростки, обитатели детских исправительных заведений. На время эксперимента всех их поселили в четырех коттеджах. Сначала инструкторы-наблюдатели измерили исходный уровень агрессивности каждого мальчика. Через неделю после этого, на второй стадии эксперимента (которая длилась пять дней), в коттеджах каждый вечер показывали художественные фильмы. При этом в одних коттеджах демонстрировались «агрессивные» фильмы, а в других — неагрессивные. Всю неделю наблюдатели анализировали поведение мальчиков. Наконец в течение следующей недели подросткам не показывали никаких фильмов, но ежедневные наблюдения за их поведением продолжались. Следует рассказать только об агрессии подростков, зафиксированной, в те пять вечеров второй недели, когда демонстрировались фильмы, поскольку основное внимание уделяли поведению испытуемых сразу после просмотра фильма. Для краткости ограничимся физическими нападками мальчиков друг на друга. Просмотр «агрессивных» фильмов привел к тому, что подростки стали более агрессивными по отношению к соседям по коттеджу, независимо от того, насколько часто происходили ссоры между ними в первую неделю. Для сравнения: у мальчиков, смотревших нейтральные фильмы, частота нападок друг на друга либо снизилась, либо осталась прежней. Лейенс также обнаружил, что повышенная агрессивность, не была вызвана просто увеличением уровня активности; мальчиков намеренно провоцировали на агрессию. Эти фильмы определенно стимулировали агрессивность подростков.
Иногда зрители отождествляют себя с теле- и киногероями, что также влияет на силу их впечатлений от увиденного на экране. Отождествляя себя с одним из персонажей, они, по сути, воображают себя этим человеком. Как следствие, люди эмоционально реагируют на все, что бы ни случилось с «их» персонажем. [14, с.49]. Эксперимент Жака-Филиппа Лейенса и Стива Пикуса (Jacques-Philippe & Steve Picus) продемонстрировал, что агрессия усиливается, когда зрители отождествляют себя с киноагрессором. Испытуемых, студентов университета Мэдисона, штат Висконсин, попросили представить себя одним из двух боксеров в короткой схватке за приз (персонажем, который в итоге побеждает). После того как испытуемые видели, что их герой в фильме избивает соперника, они сами наказывали ранее провоцировавшего их человека более строго, чем наказали бы его в иной ситуации [5, с. 115].
Итак, наблюдаемая агрессия — в голове самого очевидца. Только если люди толкуют увиденное как агрессию, данное событие активизирует связанные с агрессией идеи и стимулирует их к проявлению агрессии.
1.5 Влияние СМИ на современных школьников
Совместный просмотр видеофильмов ужасов и насилия является в настоящее время одним из наиболее типичных способов времяпрепровождения подростков. Что скрывается за притягательностью кровожадности и зверского насилия для детей, и какие мотивы объединяют их в группу, сидящую у телеэкрана? Мы подойдем к рассмотрению этих вопросов с учетом психических процессов, важных для перехода из детского во взрослое состояние
Еще в 1956 году в книге «Юность в опасности» американский социолог Роберт Гендриксон писал: «Жестокость и садизм, небывалый рост преступлений с применением насилия, юный возраст преступников — все это говорит, что мы стоим перед сложнейшей проблемой нашего времени. Все эти кричащие факты преступности несовершеннолетних требуют, чтобы мы хоть сейчас направили все наши усилия на ее искоренение, иначе этот «девятый вал» захлестнет наших сыновей и дочерей»[15, с.40].
По мнению Фредерика Уэртхэма и всех, кто разделяет его взгляды, средства массовой коммуникации не являются, конечно, главной причиной резкого подъема насилия среди несовершеннолетних. «Однако без учета этого фактора, — пишет он, — мы не поймем природы данного социального и психологического явления. Правильный анализ влияния современных средств массовой коммуникации (и в первую очередь кино и телевидения) на психологию человека может помочь нам справиться с теми взрывами насилия, которые в своей совокупности представляют «эпидемию чумы» в мировом масштабе» [15, с.42].
В результате клинического изучения 200 детей Ф. Уэртхэм пришел к выводу, что показ насилия, жестокости и садизма оказывают самое губительное влияние на молодых людей, которые в процессе «социализации» становятся все более и более «теленаправленными», т. е. характеризуются враждебностью к окружающим, жестокостью и бесчувственностью. Американский психиатр утверждает, что снижение сопротивляемости ко всему этому у детей прямо пропорционально количеству передач с насилием, которые смотрят дети.
Таким образом, средства массовой коммуникации «помогают сформировать и закрепить в сознании подростка уверенность в том, что жестокость, агрессивность и сила являются самыми действенными регуляторами в межличностных отношениях. А это в свою очередь не может не увеличивать числа тех молодых людей, которые не только восхищаются насилием, но и даже обожествляют его.
Однако некоторые исследователи (Махов Ф.С., Берковиц Л.) утверждают, что показ насилия на экранах телевизоров действует благоприятно на психику ребенка, так как безвредным путем дает выход скопившейся у него агрессивности, ослабляет его агрессивные инстинкты, выполняя функции своеобразных «предохранительных клапанов».
С целью проверки этой теории проводился такой эксперимент: группа студентов, доведенная предварительно до агрессивного состояния, была разделена на две части. Одной половине был показан фильм, рассказывающий о матче боксеров-профессионалов, другая половина смотрела видовой фильм без единой сцены насилия. После этого все участники эксперимента подверглись проверке с помощью тестов. Оказалось, что первая группа стала настроена менее агрессивно, чем вторая [9, с.46].
Американский психолог Сеймор Фешбах, проводивший данный опыт, объяснил это явление своеобразным «выходом» агрессивности, «переносом» ее на другой объект. Несмотря на то, что другие подобные эксперименты (в частности, с детьми) опровергают гипотезу С. Фешбаха, у последнего немало сторонников.
По мнению социолога Джеймса Хэллорана, о котором пишет Махов Ф.С. в своей книге, отрицательное воздействие «жестоких передач» имеет место лишь тогда, когда они наслаиваются, накладываются на соответствующий личный жизненный опыт зрителя, т. е. когда происходит «совпадение» этих передач с соответствующим жизненным опытом зрителя. А поскольку у детей подобный опыт отсутствует, то они воспринимают элементы насилия и даже смерть как нечто нереальное, сказочное, подобно тому, как они воспринимают то, что Серый Волк проглатывает Красную Шапочку [9, с.49].
Существует и третья группа, которая пытается «синтезировать» точки зрения двух первых. Так, признавая тот факт, что «показ насилия в больших дозах, не являясь главным фактором в формировании преступных наклонностей, все же усиливает возможность того, что кто-то из зрителей будет вести себя более агрессивно в определенной ситуации», американские социологи Л. Берковиц и А. Бэндура не согласны полностью с теорией Хэллорана. Они считают, что «телемодели» могут быть восприняты подростком в качестве эталона поведения столь же эффективно, как и реальные модели, так как некоторые подростки с одинаковым успехом копируют как реальных гангстеров, так и их «киномодели». Однако, по их мнению, агрессивность, насилие (как формы подражания и «теленаправленности») могут иметь место у ребенка лишь тогда, когда, он находится в состоянии «фрустрации», т. е. в тех случаях, когда имеет место так называемая аккумуляция агрессивности.
Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Почти каждый день в сводках новостей сообщается о том, что кого-то застрелили, удушили, зарезали, о происходящих в мире войнах и убийствах.
Тот факт, что на переломе между детством и юношеством молодые люди объединяются в группы и разрабатывают в них определенные ритуалы и что это наблюдается во всех культурах, указывает на существование единого транскультурного и индивидуального механизма человеческой психики или человеческого развития, не требующего для своего запуска каких-либо внешних условий. Основой ритуала просмотра видеофильмов является общность, задаваемая определенным возрастным периодом, а также то, что привлекательно для каждого в острых ощущениях во время показа сцен ужасов и насилия. При этом не имеют значения различия в интересах и потребностях членов группы в других сферах жизни. Определяющую ценность в групповых взаимоотношениях имеет способность «что-то представлять собой» [10, с.59]
Переориентация подростков с ценностей родительского дома на ценности своей возрастной группы, т. е. новый социальный опыт в новом физическом и социальном статусе, несет с собой повторение ситуаций беззащитности, типичных для каждого при его первых самостоятельных шагах в мире. Подростки пережинают непредсказуемость, с которой в фильмах ужасов человека настигает насилие, подобно совсем маленьким детям, переживающим решения родителей по поводу удовлетворения или неудовлетворения их элементарных жизненных потребностей или даже насильственные действия родителей как внезапное вторжение [10, с.67].
Принадлежность к компании не только сталкивает отдельного подростка с определенными ожиданиями и социальными ориентациями на групповой идеал, но и ставит его перед необходимостью предъявления доказательств своего соответствия и самоконтроля. Особенно значимы в этом отношении видеофильмы ужасов и насилия для тех подростков, которые чувствуют себя неполноценными по сравнению с ровесниками и другими членами компании в физическом, социальном или учебном плане и подвергаются дискриминации со стороны сверстников и компаний. Кровавый фильм ужасов, который они могут спокойно обсуждать с другими подростками, дает им возможность под видом прожженного типа вполне соответствовать идеалу компании и таким образом добиться признания. Меньший интерес к видеофильмам ужасов у девочек указывает на то, что в этой области мальчики (мужчины) добиваются чего-то именно друг от друга. Впрочем, определенную роль при этом может играть и представление, что добытый благодаря успешному преодолению своего страха статус в группе мальчиков имеет позитивное значение и для девочек. Кроме того, роль девочек и женщин в какой-то мере определяется существующей в этих фильмах тенденцией изображать их в основном в виде жертв сексуального насилия.[6, с.71]
Обобщая, можно сказать, что увлечение ужасами и насилием и видеофильмах связано с возрождением или, лучше сказать, с выражением заторможенных архаических страхов и агрессивности и их связи с ритуалами. Видео как средство массовой информации, вероятно, так привлекательно потому, что в любое время и с любой частотой можно воспроизвести те картины, которые ты сам создать не в состоянии или которые сейчас хочется посмотреть, а в неисчерпаемом многообразии фильмов можно воссоздать любые нюансы внутренней напряженности. В зависимости от того, что играет центральную роль в фильме, индивидуальные предпочтения могут быть отданы тем или иным сценам или же фильмам в целом.
Фильм, в содержании которого зритель видит отражение своего бессознательного состояния, привлекает его как зрелище до тех пор, пока вытесненное содержание будет тянуть его к этой сцене или пока эта тема не изнурит его. Лишь урегулирование типичных возрастных проблем влечет за собой возникновение новых тем и, возможно, новых средств для их разрешения.
В конечном счете, неутолимое тяготение к страху, к бессмысленной жестокости связано, в первую очередь, с близостью этих фильмов пережитым когда-то лично травмам и связанным с ними желаниям мести и расплаты во всей их накопленной с годами тяжести.
Вывод по первой главе
Развитие и становление личности подростка происходит в постоянном контакте с окружающим миром. А именно сегодня, когда, с одной стороны, люди чаще стали задумываться о воспитании подрастающего поколения, а с другой – возросло влияние средств массовой информации, связанное с техническим прогрессов и реализацией идей интерактивного вовлечения, особенно важно контролировать воспитание и развитие подростка в его взаимодействии с разного рода информационными потоками, получаемыми через средства массовой информации
Важно отметить, что была большая опасность того, что развитие СМИ, развитие новых информационных технологий опередит развитие педагогики (как это было, например, в начале восьмидесятых годов), но этого не произошло – сегодня в США, Великобритании, Франции налажен достаточно жесткий контроль, с одной стороны, фильтрующий доступную детям информацию и создающий препятствие для получения ими материалов, могущих нанести непоправимый вред развивающейся личности подростка, с другой – организующий четкое взаимодействие с производителями информационной продукции для подрастающего поколения в целях её соответствия задачам воспитания и развития личности.[7, с.69]
Таким образом, решается спорный вопрос о взаимодействии свободы слова, свободы средств массовой информации и их влияния на подрастающее поколение. При этом не наносится ощутимый вред свободе СМИ и качественно регулируется доступ подростков к тем или иным информативным и развлекательным материалам.
2 Экспериментальное исследование по проблеме негативного воздействия средства массой информации на проявление агрессивности у подростка
2.1 Ход выполнения исследования
Цель констатирующего эксперимента: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление агрессивности у подростов. Эмпирическая база исследования: Дукорская СШ. Эксперимент проводился в период с марта по апрель месяц 2009 г. В эксперименте участвовало 14 детей (10 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 12-15лет (7-8 классы):
Таблица 2.1-Контингент испытуемых
№ | Ф.И. ребёнка | |
11. | Костя А. | |
22. | Аня Б. | |
33. | Рустам Г. | |
44. | Дима Г. | |
55. | Артём К. | |
66. | Катя Л. | |
77. | Коля Л. | |
88. | Антон М. | |
99. | Никита П. | |
010. | Феликс П. | |
111. | Кирилл Р. | |
112. | Лера С. | |
113. | Аня С. | |
114. | Герман Х. |
В эксперименте нами были использованы следующие четыре методики:
1) Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. (Приложение 1);
2) Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка Е.С.Горбуль) (Приложение 2);
3) Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.) (Приложение 3);
4) Проективная методика “Рисунок несуществующего животного” (автор Колосова С.Л.) (Приложение 4).
1. Анкета для родителей Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
Инструкция. Родителям предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности подростка).
Шкала оценок результатов:
· Повышенныйуровень агрессивности – 16-20 баллов
· Высокийуровень агрессивности— 11-15 баллов.
· Среднийуровень агрессивности — 6-10 баллов.
· Слабыйуровень агрессивности —1-5 баллов.
2. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка Е.С. Горбуль)
Испытатель в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен испытуемому, испытатель повторяет их. Причём, подросток должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов – в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности. Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности), 1 балл – в этом случае подростком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доля агрессивности (но весьма невысокой); 2 балла – в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню агрессивности). В случае, если подросток придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллы производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценки результатов:
· Повышенныйуровень агрессивности - 7-8 баллов.
· Высокийуровень агрессивности- 5-6 баллов.
· Среднийуровень агрессивности - 3-4 баллов.
· Слабыйуровень агрессивности - 0-2 баллов.
3. Структурализированное наблюдение, проводимое учителем (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.)
Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у подростков. Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течении учебного занятия в школе наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).
Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют).
Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценок результатов:
· Повышенныйуровень агрессивности - 15 - 18баллов
· Высокийуровень агрессивности- 10 – 14 баллов.
· Среднийуровень агрессивности - 6 -9 баллов.
· Слабыйуровень агрессивности - 0-5 баллов.
4. Методика “Рисунок несуществующего животного” (автор С.Л. Колосова)
Цель: оценить уровень агрессивного поведения подростка.
Инструкция: “Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!”
Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.
Таблица 2.2-Симптомокомплексы теста для оценки агрессивности детей
№ | Симптом | Балл |
1 | Сильная, уверенная линия рисунка | 0,1 |
2 | Неаккуратность рисунка | 0,1 |
3 | Большое количество острых углов | 0,1 |
4 | Верхнее размещение углов | 0,1 |
5 | Крупное изображение | 0,1 |
6 | Голова обращена вправо или анфас | 0,1 |
7 | Хвост поднят вверх, пышный | 0,1 |
8 | Угрожающее выражение | 0,1 |
9 | Угрожающая поза | 0,1 |
10 | Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) | 0,1 |
11 | Хищник | 0,1 |
12 | Вожак или одинокий | 0,1 |
13 | При нападении дерется традиционным способом | 0,1 |
14 | Ночное животное | 0,1 |
15 | Другие признаки | 0,1 |
На основании анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценок результатов:
· Повышенныйуровень агрессивности – 11-15баллов
· Высокийуровень агрессивности— 7-10 баллов.
· Среднийуровень агрессивности —4-6 баллов.
· Слабыйуровень агрессивности —0-3 баллов.
2.2 Анализ результатов исследования
Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня агрессивности (повышенный, высокий, средний, слабый уровень агрессивности). По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ. Нами были получены следующие результаты:
1) Оценка уровня агрессивности детей по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 14% детей имеют слабый уровень агрессивности, 30% средний, 42% высокий и 14% повышенный уровень агрессивности (см. таблицу П.1 и Рис.П.1) [Приложение2]
2) Оценка уровня агрессивности детей по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»: 20% детей имеют слабый уровень агрессивности, 50% средний, 20% высокий и 10% повышенный уровень агрессивности (см. Рис.П.2 и табл.П.2) [Приложение 4]
3) Оценка уровня агрессивности детей по методике Лаврентьевой Г.П. (структурализированное наблюдение, проводимое учителем): 21% детей имеют слабый уровень агрессивности, 50% средний, 21% высокий и 8% повышенный уровень агрессивности (см. Рис П.3 и табл. П.3) [Приложение 6]
4) Оценка уровня агрессивности детей по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова): 28% детей имеют слабый уровень агрессивности, 28% средний, 35% высокий и 9% повышенный уровень агрессивности (см. Рис.П.4 и табл. П.4) [Приложение 8]
5) По результатам четырёх методик: 0% детей имеют слабый уровень агрессивности, 64% средний, 29% высокий и 79% повышенный уровень агрессивности (см. Рис. П.5 и табл. П.5) [Приложение 9]
По результатам эксперимента можно сделать вывод, что из 14 детей, в особом внимании нуждаются 5 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.
Средний уровень агрессивности у 9 детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.
Слабый уровень агрессивности по результатам четырёх используемых методик не был выявлен у детей экспериментальной группы.
Заключение
Проведенное нами теоретическое и опытно-экспериментальное исследование, посвященное проблеме агрессивного воздействия средств массовой информации на личность подростка, позволяет констатировать следующее.
1. Теоретический анализ феномена детской агрессивности, проведённый нами в главе I, показал, что в понимании категории «агрессивность», «агрессия» в науке ещё нет единого подхода, так же, как и нет единой классификации относительно агрессивности. Это порождает целый ряд противоречий, как для исследователей-теоретиков, так и для исследователей-практиков.
2. Анализ классификации средств массовой информации и её характерологический анализ показали, что разные научные сферы по-разному рассматривают этот феномен. В частности, такие науки, как эстетика, психология педагогика, и социология, весьма существенно расходятся по этому вопросу.
3. Теоретический анализ, проведенный нами в рамках второй главы, говорит о том, что в науке (в частности, педагогике и психологии) существует весьма ограниченное количество диагностик, методик, глубоких теоретических исследований, посвящённых влиянию СМИ на личность и психику подростка.
4. Судя по конкретным результатам исследования, проведённого среди детей Дукорской СШ, наша первоначальная гипотеза о том, что СМИ, в частности телевидение, оказывает негативное влияние на детей и подростков и развивает агрессию. Проанализировав результаты исследования (которое отражает только в некоторой степени реальную картину проникновения в сознание и самосознание малышей виртуальной агрессивности, провоцируя, тем самым, реальное её проявление через поступки, поведение, наконец, через, образ мыслей), мы считаем своим долгом дать соответствующие рекомендации для родителей.
Рекомендации для родителей
(ПРИМЕЧАНИЕ: знакомство с данными рекомендациями наиболее целесообразно делать на тематическом родительском собрании, в форме беседы или занятия родительского лектория)
Несмотря на демократизацию жизни в нашей стране (которую многие интерпретируют как вседозволенность), на свободу выбора, в том числе и ребёнка, родителям необходимо помнить и неукоснительно выполнять следующие ТРЕБОВАНИЯ.
1. В отсутствии цензуры как таковой (как политико–нравственной системы) каждый человек, тем не менее, а в особенности родители, должен руководствоваться адекватными нормамив отношении воспитания ребёнка, формирования его как личности и как гражданина.
1.1. Согласно социальным нормам («правила, в соответствии с которыми в данном обществе строятся взаимоотношения и поведение людей») любые социальные явления, воздействующие на личность как элемент общества, должны отвечать прежде всего идеалам гуманизма: справедливости, долгу, чести, добродетели и пр.
1.2. К сожалению, ни на государственном, ни на семейном уровне не регламентировано, сколько и что смотреть ребёнку по телевизору. В связи с этим вступают в силу нормы моральные («одна из наиболее простых форм нравственного требования; выступает в двояком виде – как элемент моральных отношений и как форма морального сознания»), которые составляют основу педагогической культуры родителя, систему его воспитательных ценностей, которая в идеале и должна составлять ядро гуманизма.
Социальный опыт (в т.ч. научные исследования, посвящённые «телезависимости» детей и подростков, мнения выдающихся педагогов и психологов, медиков и юристов и пр.) подсказывает, что:
а) Продолжительность пребывания подростка у телевизора должна находиться в чёткой взаимосвязи с его эмоциональным складом, интеллектуальными возможностями, физическими данными и т.п.
б) Основными методами регуляции процесса визуализации телепрограмм для подростка могут быть:
- беседы с учителями (о пользе и вреде тех или иных передач, подражания тем или иным героям и пр.);
- личные и общественные примеры (с показом прежде всего позитивных и негативных моментов, прекрасного и безобразного, доброго и злого и пр.);
- игры (желательно т.н. дидактические, т.е. одновременно развивающего и воспитывающего характера);
- образовательные программы (в т.ч. и телевизионные, и компьютерные).
2. Постепенно ребёнок должен овладевать необходимыми знаниями, связанными с телевидением на уровне привычек (причем, привычек хороших, сообразных адекватному восприятию действительности и виртуального мира, познаваемого через экран телевизора или монитора компьютера, что иногда равнозначно). В этой связи, Вам необходимо повышать свой культурный уровень. Для решения этой непростой проблемы целесообразно самим тщательным образом просматривать телепрограммы и выбирать из них те, которые доступны Вашим детям как в плане интеллектуальном, так и эмоциональном. Но с тем расчётом, что после просмотра каждого конкретного телематериала сознание и психика ребёнка подвергается некоторой трансформации (преображению). Вопрос лишь в том, в какую сторону будет направлена эта информация. Например, в случае «передозировки» программ, связанных со сценами насилия, жестокости и агрессивности, эта трансформация будет носить явно негативный характер.
3. Очень важно добиться взаимопонимания и согласия с Вашим ребёнком в отношении конкретных установок (что смотреть, когда смотреть, сколько смотреть) между отдельными членами Вашей семьи. Ребёнку очень важно видеть цель воспитания через поведение самих взрослых и в первую очередь ближайшего окружения (мама, папа).
В любом случае ребёнок соизмеряет свои наблюдения, мнения, идеи со взрослыми людьми (подражание). Таким образом, через подражание развивается и самостоятельные элементы в личности и психике ребёнка, что ведёт, в конечном счёте, к его собственной «продукции», к положительным эмоциям и образам, а в итоге - и смыслу жизни.
4. Отцу или матери необходимо периодически знакомиться не только с беллетристикой (т.е. литературным изданиям т.н. бытового уровня) по проблеме агрессивного воздействия масс-медиа на самосознание ребёнка, но и следить за новинками научной литературы.
Список использованных источников
1) Бадмаев, С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников/С.А Бадмаев. – М., 1997г. – с.67.
2) Бандура, А. Подростковая агрессия»/ А.Бандура, Р. Уолтерс. – М., 2001г. – с.86.
3) Берковиц, Л. Н. Агрессия: причины, последствия и контроль/Л.Н. Берковиц. – СПб.- 2002г. – с.238-247.
4) Большой психологический словарь: под ред. Б.Г Мещерякова, В.П. Зинченко. – М., 2004г. – с.14.
5) Бэрон, Р. Агрессия/ Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб. - 1997г. – с.110-115.
6) Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми/К. Бютнер. – М., 1991г. – с. 71.
7) Глинская, М.А. Информатизация образования – путь к построению информационного общества/ М.А. Глинская // Человек и труд. – 2003г. - №12. – с. 69.
8) Козырева, А. Н. СМИ: манипуляция или управление общественным мнением? / А.Н. Козырева // Обозреватель. – 2003г. - №5. – с. 105.
9) Махов, Ф. С. США: молодежь и преступность/ Ф.С. Махов. – М.- 1972г.- с.27-49.
10) Медведева, И. Я. Дети нашего времени/И.Я. Медведева. – М., 2000г.- с. 59-67.
11) Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество/ М.М. Назаров.- М., 2004. –с. 7-8.
12) Наш проблемный подросток: под ред. Л.А. Регуш. – СПб.- 1999г. – с.115.
13) Паренс, Г. Агрессия наших детей/ Г. Паренс. – М., 1997г. – с. 19-20.
14) Прокофьев, В. Ф. Тайное оружие информационной войны/В.Ф. Прокофьев. – М., 1999г. – с. 36.
15) Романенко, Н.М. Особенности восприятия телеинформации школьниками/ Н. М. Романенко// Педагогика. – 2003г.- №4. – с. 46-49.
16) Шкондин, М.В. Средства массовой информации: системные характеристики/ М.В. Шкондин. – М., 1995г.-с.28-30
17) Энциклопедия преступлений и катастроф: дети-преступники. - Минск, 1996г.- с. 40-44.
Приложение 1
Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, касающихся поведения Вашего ребенка!»
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
Да__________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
4.Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
6.Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
7. Он не прочь подразнить животных.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
8. Переспорить его трудно.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
12. Часто не по возрасту ворчлив.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти
виноватых.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
16. Легко ссорится, вступает в драку.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
Да_________________________________________________________
Нет________________________________________________________
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________
Приложение 2
Оценка уровня агрессивности детей по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
Таблица П.1
№ | Ф.И.О родителей | Ф.И. ребёнка | Кол-во баллов | Уровень агрессивности | |||
Слабый | Средний | Высокий | Повышенный | ||||
1. | Антонова Я.В | Костя А. | 5 | | | | |
2. | Белов В.В. | Аня Б. | 11 | | | | |
3. | Гаджаев Э.Г. | Рустам Г. | 13 | | | | |
4. | Лараионова Е.Г. | Дима Л. | 13 | | | | |
5. | Конюшок А.А. | Артём К. | 16 | | | | |
6. | Лавская И.В. | Катя Л. | 7 | | | | |
7. | Лашкова С.М. | Коля Л. | 10 | | | | |
8. | Морозова А.А. | Антон М. | 17 | | | | |
9. | Полонникова Л.В. | Никита П. | 10 | | | | |
10. | Полонникова В.Г. | Феликс П. | 11 | | | | |
11. | Ротай И.И. | Кирилл Р. | 5 | | | | |
12. | Сулим А.В. | Лера С. | 11 | | | | |
13. | Смагина Е.В. | Аня С. | 13 | | | | |
14. | Хрусталёва В.Г. | Герман Х. | 7 | | | | |
Итого: | 2 ребёнка 14 % | 4 ребёнка 30% | 6 детей 42% | 2 ребёнка 14% |
Оценка уровня агрессивности детей по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
Рисунок П.1
Приложение 3
Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»
(авторская разработка Е.С. Горбуль)
УТВЕРЖДЕНИЯ:
1) Тебе предложили на выбор посмотреть по телевизору:
а) Мультфильм «Вини Пух в гостях у кролика»;
б) Мультфильм «Человек – Паук»;
в) Мультфильм «Дикая семейка Торнберри»;
г) свой вариант.
2) Какую взрослую передачу по телевизору ты смотришь с большим удовольствием:
а) «В мире животных»;
б) «Пусть говорят»;
в) «Криминальная хроника»;
г) свой вариант.
3) В каком телевизионном фильме ты хотел бы сняться:
а) «Приключения Электроника»;
б) «Менты»;
в) «Мортал Комбат смертельная битва»;
г) свой вариант.
4) Если бы ты был главным режиссёром про что бы ты придумал детскую передачу:
а) про дружбу между людьми;
б) про драки между людьми;
в) детский боевик;
г) свой вариант
Приложение 4
Оценка уровня агрессивности детей по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»
Таблица П.2
№ | Ф.И. ребёнка | Кол-во баллов | Уровень агрессивности | |||
Слабый | Средний | Высокий | Повышенный | |||
1. | Костя А. | 4 б. | | | | |
2. | Аня Б. | 4 б. | | | | |
3. | Рустам Г. | 3 б. | | | | |
4. | Дима Г. | 6 б. | | | | |
5. | Артём К. | 3 б. | | | | |
6. | Катя Л. | 2 б. | | | | |
7. | Коля Л. | 2 б. | | | | |
8. | Антон М. | 8 б. | | | | |
9. | Никита П. | 4 б. | | | | |
10. | Феликс П. | 3 б. | | | | |
11. | Кирилл Р. | 2 б. | | | | |
12. | Лера С. | 4 б. | | | | |
13. | Аня С. | 5 б. | | | | |
14. | Герман Х. | 6 б. | | | | |
ИТОГО: | 3 ребёнка 20% | 7 детей 50% | 3 ребёнка 20% | 1 ребёнок 10% |
Оценка уровня агрессивности детей по методике
«Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»
Рисунок П.2
Приложение 5
Структурализированное наблюдение, проводимое учителем (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.)
Фрагменты:
1. Рассерженный «впадает в бешенство».
2. Держится в дали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем то подозревается.
3. Ведет себя подобно «настороженному животному».
4. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны педагога.
5. Рассказывает фантастические, вымышленные истории с элементами насилия.
6. В ответ на приветствие выражает злость или подозрительность.
7. Портит общественную и личную собственность.
8. Негативно относится к замечаниям.
9. Раз или два был замечен в воровстве сладостей, ценных предметов.
10. «Дикий взгляд». Смотрит исподлобья.
11. Очень непослушен, не соблюдает дисциплины.
12. Кричит, угрожает, оскорбляет.
13. Ведет себя непристойно.
14. «Играет героя», особенно когда ему делают замечание.
15. Подражает хулиганским проделкам других.
16. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.
17. Пристает к более слабым.
18. Дерется не соответствующим образом
Приложение 6
Оценка уровня агрессивности детей по методике Лаврентьевой Г.П.
Таблица П.3
Оценка уровня агрессивности детей по методике Лаврентьевой Г.П.
Рисунок П.3
Приложение 7
Методика “Рисунок несуществующего животного”
(автор Колосова С.Л.)
Интерпретация методики
Положение рисунка на листе: норма — рисунок расположен по центру листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа — высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры – голова: голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего - эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Деталь "уши" — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ — большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный — легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессивность, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Глаза: это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно - демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент): рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии). Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты: выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры: анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия: оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, “лю-лю”, “кус-кус” и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и т.п.).
Приложение 8
Оценка уровня агрессивности детей по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)
Таблица П.4
№ | Ф.И. ребёнка | Кол-во баллов | Уровень агрессивности | |||
Слабый | Средний | Высокий | Повышенный | |||
1. | Костя А. | 9 б. | | | | |
2. | Аня Б. | 8 б. | | | | |
3. | Рустам Г. | 3 б. | | | | |
4. | Дима Г. | 9 б. | | | | |
5. | Артём К. | 1 б. | | | | |
6. | Катя Л. | 6 б. | | | | |
7. | Коля Л. | 4 б. | | | | |
8. | Антон М. | 11 б. | | | | |
9. | Никита П. | 7 б. | | | | |
10. | Феликс П. | 2 б. | | | | |
11. | Кирилл Р. | 5 б. | | | | |
12. | Лера С. | 6 б. | | | | |
13. | Аня С. | 1 б. | | | | |
14. | Герман Х. | 8 б. | | | | |
ИТОГО: | 4 ребёнка 28% | 4 детей 28% | 5 ребёнка 35% | 1 ребёнок 9% |
Оценка уровня агрессивности детей по методике «Несуществующее животное» (автор Колосова С.Л.)
Рисунок П. 4
Приложение 9
Оценка уровня агрессивности детей по четырём методикам
Таблица П.5
№ | Ф.И.Ребёнка | Результаты по методикам | Выводы об уровне агрессивности | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Костя А. | СЛ | СР | СР | В | СР |
2 | Аня Б. | В | СР | В | В | В |
3 | Рустам Г. | В | СР | СЛ | СЛ | СР |
4 | Дима Г. | В | В | В | В | В |
5 | Артём К. | П | СР | СЛ | СЛ | СР |
6 | Катя Л. | СР | СЛ | СР | СР | СР |
7 | Коля Л. | СР | СЛ | СР | СР | ССР |
8 | Антон М. | П | П | П | П | П |
9 | Никита П. | СР | СР | СР | В | СР |
10 | Феликс П. | В | СР | СЛ | СЛ | СР |
11 | Кирилл Р. | СЛ | СЛ | СР | СР | СР |
12 | Лера С. | В | СР | В | СР | В |
13 | Аня С. | В | В | СР | СЛ | СР |
14 | Герман Х. | СР | В | СР | В | В |
П-повышенный уровень агрессивности
В- Высокий уровень агрессивности
СР- Средний уровень агрессивности
СЛ- Слабый уровень агрессивности
Оценка уровня агрессивности детей по четырём методикам
Рисунок П. 5