Курсовая Молодежная субкультура в условиях постсоветского общества
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Министерство образования и науки Российской Федерации
Курсовая работа:
Молодежная субкультура в условиях постсоветского общества
2009
Оглавление
Введение. 3
Гл.1. Молодежные субкультуры как отражение состояния общества. 8
1.1.................................. Представление о молодежных субкультурах. 8
1.2. История появления и развития молодежных субкультур в советском обществе 9
1.3. Ценности, формирующиеся посредством субкультур и потребности советского общества. 11
Гл.2. Молодежные субкультуры в постсоветском обществе. 13
2.1.Общество 90-х и трансформация молодежных субкультур. 13
2.2. Ценности и потребности молодежи в контексте субкультур. 15
2.3. Современное состояние общества и молодежные субкультуры.. 18
Заключение. 20
Библиография. 21
Введение
Актуальность темы: Интерес к молодежным субкультурам и их месту в обществе, ценностям заметно возрастает за последние десятилетия. Это связанно, прежде всего, с тем, что в конце XX начале XXI века общество вступило в новый этап своего развития. А молодежь как наиболее восприимчивая и мобильная социальная группа одна из первых воспринимает новые формы развития общества со всеми его положительными и отрицательными явлениями. Молодежные субкультуры стали одним из важнейших средств обновления современного общества.
Молодежь постсоветской России как основной стратегический ресурс модернизации культуры и общества, переживает не только общенациональный кризис, но и кризис личностного становления, характерный для молодого человека вне зависимости от места и времени проживания. В этих условиях молодежные субкультуры служат формированию ценностных и культурных ориентаций, способствующих адаптации в изменчивом мире и выработке собственной жизненной стратегии. Таким образом, становление духовной культуры российской молодежи имеет решающее значение не только для молодого поколения, но и для всего общества в целом.
К концу 90-х годов выросло новое поколение россиян, вовлеченное в глобальный мир массмедиа. Природа и характер включения молодежи опосредовались новым информационным пространством.
«Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки.»[1]
Возможность потреблять разного рода материальные и духовные блага, невзирая на социальный статус потребителя, реабилитировала спонтанность жизнедеятельности и ставила под вопрос все общественные стереотипы и установки по этому поводу. Новое поколение уже имело возможность жить по принципу «хочу!».
Во время кризиса советской культуры, когда базовые ценности и нормы оказываются смещенными или разрушенными, именно на основе ценностей субкультур происходит актуальное культурное развитие. Впоследствии ценности, выработанные в рамках молодежных субкультур, становятся основой новой культурной иерархии.
Молодежь в поисках самореализации и самовыражения создает свою собственную культуру, выражающуюся в различных формах восприятия и переработки образов культуры — как отечественной, так и ставшей доступной западной.
Таким образом, молодежная культура постсоветской России выполняла не только функции сферы самовыражения и самоутверждения нового поколения россиян, но и оказывала влияние на формирование новой социокультурной реальности: как на антропологическом (формирование новой культурной идентичности постсоветского человека), так и на институциональном (формирование новых культурных и общественных институтов) уровне.
Молодежная культура в условиях постсоветской России является сферой инновации, отражая в своем развитии не только интересы молодежи как наиболее восприимчивой и открытой экспериментам социальной общности, но и связанные с ней ожидания настроенной на обновление части общества.
Таким образом, выявление характера и направления развития молодежной культуры в 1990-е - 2000-е годы позволяет не только выявить ценностные ориентации и культурные предпочтения российской молодежи, но и способствует формированию более четкого представления о социокультурных процессах в постсоветской России.
Научно-теоретическая степень разработанности проблемы:
В СССР изучение молодежи началось в 1960-х годах в связи с созданием при ЦК ВЛКСМ социологической группы. Социологи были первыми, кто увидели в молодежи как социальной группе специфические черты, культурные интересы и нормы поведения. За эти годы (с 1960-х по конец 1980-х) отечественными учеными был рассмотрен ряд важных проблем, касающихся молодежи.
В конце 1980-х годов, когда обнаружилось, что культурная активность молодежи и ее духовные потребности не исчерпываются сферой потребления и воспроизводства советских культурных образцов, специалистами предпринимаются попытки расширить методологический и понятийный аппарат в исследованиях молодежи и молодежных субкультур.
К началу 2000-х, несмотря на достаточное количество теоретического и эмпирического материала, отсутствуют работы, обобщающие культурный опыт молодежи постсоветской России и объясняющие особенности функционирования молодежной культуры в эпоху социокультурной нестабильности. Тем не менее, нельзя не отметить исследования, внесшие значительный вклад в разработку тех или иных аспектов вышеуказанной проблематики.
Так, весьма продуктивной на протяжении последних лет была деятельность Е.Л. Омельченко[2], перу которой принадлежат работы, адаптирующие западные методы и подходы к российской социологической и культурологической проблематике.
Молодежные субкультуры можно рассматривать и в качестве специфического культурного института, способствующего инновационным процессам в культуре и обществе. Подобный подход (на примере молодежной культуры США) представлен, например, в работах СИ. Левиковой и А. Керви[3].
Предпринятый анализ литературы свидетельствует о недостаточном уровне изученности общих механизмов и форм взаимодействия различных течений молодежной культуры постсоветской России. Помимо этого, отсутствует общая картина развития молодежных субкультур в зависимости от изменяющихся социокультурных условий.
Научная проблема: слабоизученность молодежных субкультур в условиях постсоветского пространства.
Объект исследования: молодёжные субкультуры
Предмет исследования: особенности молодежных субкультур в условиях постсоветского пространства
Цель исследования: рассмотреть взаимосвязь молодёжных субкультур с ценностями и потребностями изменившегося общества
Задачи:
1. Рассмотреть, как потребности постсоветского общества отражаются в молодежных субкультурах.
2. Изучить влияние изменившегося общества на молодежные субкультуры.
3. Рассмотреть постсоветское общество
4. Рассмотреть появление и развитие молодежных субкультур в постсоветском обществе.
Объяснительная гипотеза: в результате распада СССР в молодежных субкультурах произошли изменения.
Гл.1. Молодежные субкультуры как отражение состояния общества
1.1. Представление о молодежных субкультурах
Молодежь – огромная часть людей нашего общества. Для молодежи очень важно быть оригинальной, непростой, такой, чтобы на нее обращали внимание. Она создает свои особенные стили жизни, одежду, организации, журналы, музыку.
Молодежь также неоднородна и внутри себя. Многие молодые люди состоят в группировках, которые иногда принимают огромные масштабы. И для описания сосбенностей молодежной идентичности используется термин «молодежная субкультура». Они выделяют себя из всей молодежи по разным вкусам, предпочтениям, стилю жизни и т.д.
Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной.
Молодежные субкультуры - сравнительно новое явление в истории человечества, феномен ХХ века. Появление его стало возможным, когда общество признало молодежь в качестве самостоятельного социально-культурного образования. «Сегодня молодежь - социальная группа, большая не только по численности, но и по и влиянию на общественные процессы в разных странах».[4] В словаре «Культурология ХХ век» П.С. Гуревич определяет субкультуру как «особую сферу культуры, суверенное, целостное образование внутри господствующей культуры, отличающее собственным ценностным строем, обычаями, нормами.»
Долгое время в нашей стране единственной молодежной организацией был комсомол, официально разрешенный и поддерживаемый. Однако уже в 70-е годы стали складываться неформальные молодежные группы, продвигающие в ряде случаев свою контркультуру, в силу общей социально-политической ситуации в стране. С началом процессов гласности и перестройки эти группы, легализовав свою деятельность, довольно громко заявили о себе, значительно увеличив тем самым свою численность и изменившись сами.
Таким образом, молодежные субкультуры – это способ самовыражения молодежи и объединение их в группы в результате общности интересов.
1.2. История появления и развития молодежных субкультур в советском обществе
Молодежные субкультуры появились в советское время как попытка политических лидеров манипулировать молодежью. В молодежи видели строителей коммунистического общества, последователей большевиков. Общество считало, что молодежь захочет во всем последовать старшему поколению. И никто не принял во внимание межпоколенческий конфликт. Молодежь являлась движущей силой.
Фактическое участие молодежи в процессе строительства коммунизма в СССР реализовывалось через комсомол. Сначала эта организация была невероятно привлекательной для молодежи. Одни шли в комсомол по чисто идеологическим убеждениям потому, что действительно хотели непосредственно участвовать в борьбе за «светлое будущее». Для других комсомол открывал новые горизонты: работу и возможность для продвижения по службе, участие в общественной деятельности. Когда началась первая пятилетка, в ее первых рядах опять же была молодежь. Миллионы молодых людей с огромным желанием уехали на стройки сталинских времен, веря в то, что они действительно построят новое социалистическое общество. В чем причины этого процесса?
«Комсомол стал к этому времени не самостоятельной организацией свободомыслящей молодежи, а попал под полный контроль партии, став неотъемлемой частью советского государства».[5]
В послевоенные годы молодежь не только считалась «строителем коммунизма, светлого будущего, но она уже могла демонстрировать и девиантные тенденции.
В 50-х гг. можно было говорить, что и в научной, и в идеологической, и в популярной литературе молодежь начала пониматься, как жертва тлетворного влияния западного общества. «Первым проявлением этого дискурса была идеологическая борьба против джаза, которую вел в основном Жданов.»[6] Самый яркий пример – это отношение к стилягам. Стиляги представляли собой совсем новое явление — эта была первая молодежная субкультура, которая появилась как последствие урбанизации, роста образования и благополучия общества. После войны в результате хрущевской оттепели стало больше контактов с Западом, поэтому появились возможности получать информацию о последних стилях в музыке на Западе. Стиляги были «элитой» общества, и ассоциировались с так называемой «золотой молодежью». На мировом уровне практически сразу после окончания второй мировой войны началась холодная война, которую вели на идеологическом уровне. Поэтому борьба за молодежь казалась в высшей степени важной, и любое проявление западного образа жизни или стиля считалось доказательством попыток диверсии по отношению к советской молодежи со стороны Запада.
Молодежные субкультуры в советском обществе пытались искоренить, так были непреемственны другие взгляды на жизнь и другой образ жизни. Молодежь должна была служить лишь одной цели – быть строителем будущего, т.е. продолжать верить в советский союз и жить во благо общества.
Таким образом, рассмотрев историю появления и развития молодежных субкультур в постсоветском обществе в рамках данного исследования проведем операционализацию реализации потребностей молодежных субукультур.
Реализация потребностей молодежных субкультур
внешний образ
поведение
оценка
объективная субъективная
(со стороны общества)
Рассмотрим реализацию потребностей молодежных субкультур. Потребности могут быть материальными и духовными. Духовные потребности – это внешний образ и поведение. Внешний образ и поведение всегда поддаются оценке и это либо объективная оценка, либо субъективная. В нашем исследовании очень важно знать, что реализацию потребностей молодежных субкультур можно рассмотреть с двух сторон. И очень важно учитывать обе стороны, чтобы наиболее точно изучить молодежные субкультуры в постсоветском обществе.
1.3. Ценности, формирующиеся посредством субкультур и потребности советского общества
Каждый общественный строй устанавливает свою систему социальных ценностей. Молодежь на протяжении всей истории стремилась воплотить идеалы своего времени. «Ценности конкретной субкультуры влияют на отношение к миру и с миром её носителей, на их самосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации. Характер субкультуры определяет сферы жизни, в которых поведение, взаимодействие и взаимоотношения ее носителей регулируются нормами субкультуры, а также мерой настоятельности и эффективности регуляции».[7] М. Брейк отмечал, что субкультуры как системы значений, способов выражения или жизненных стилей развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, в ответ на главенствующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп, решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте. Субкультура определяет для каждого человека входящего в нее образ жизни, статус, род занятий, нормы поведения и т.д..
В СССР одна субкультура поддерживала идеалы советского общества и существующую идеологию, а остальные были противоположны во всем. Например, в моде: мода западной молодежной контркультуры проникла в СССР: сначала в столицу, а затем уже и в провинцию. В конце 1960-х гг. в СССР стали модными и джинсы, и рок-музыка, и длинные волосы. в СССР это был вызов существующему строю.
Субкультуры привносили свои ценности в моде, образе жизни и т.д. Все это было своеобразным вызовом обществу и противоречило потребностям общества. В то время общество нуждалось в сплоченности, каждый индивид считался лишь деталью в огромном механизме и никак не мог отличаться от других, вера в политических лидеров и ни в коем случае противоречие им.
Гл.2. Молодежные субкультуры в постсоветском обществе
2.1.Общество 90-х и трансформация молодежных субкультур
Современная эпоха — эпоха кардинальных социальных изменений, принимающих универсальный характер. Это касается всех сфер жизни: экономической, политической, правовой, религиозной, культурной и т. д. Идет глобализация этих сфер. Человечество наблюдает за переходом из социалистической формации в капиталистическую.
Постсоветскому обществу приходиться следовать за общественной жизнью, которая претерпевает значительные изменения. «Это индивидуализированное общество, в котором человек чувствует себя менее защищенным и хрупким, чем в индустриальном обществе. Глобализация, в первую очередь, означает ослабление или полную потерю контроля со стороны человека над теми процессами и явлениями, которые оказывают значительное влияние на его судьбу»[с. 115][8].
Такая ситуация, в свою очередь, рождает желание переоценки всех тех ценностей, которые раньше казались незыблемыми и неизменными.
«Постсоветскому обществу приходится заново пройти тот путь, по которому прошли западные общества и за счет ущерба для коллективного единства достигли высокого уровня свободы личности.[с.116]»[9]
Постсоветское общество прошло суровую школу того времени, когда была незначителен индивид по сравнению с коллективом. Индивид был лишь исполнителем, винтиком огромной системы. Он был свободен от свободы выбора, но зато у него была гарантия для продолжения жизни в нормальных условиях. Таким образом, сформировался безынициативный, потерявший свободу советский народ без богатых и бедных. В основе этого лежала идея социальной справедливости.
В советском обществе не было понятия личной, социальной и политической свободы. И они не умели жить свободно.
Огромный шок у людей вызвал переход от социалистического общества к рыночной экономике. Постсоветское общество не знало, что делать со своей свободой.
Вызывает тревогу масштабы преступности, наркомании, проституции особенно среди молодежи. Но особенно тревожно – ежегодный рост самоубийств. Большинство населения не может активно включиться в деловой ритм.
Показателем трагичности постсоветского быта является также утрата доверия между людьми и дефицит ответственности. Это стало болезнью – надежа на других в случае неудачи. И никто не мог принять того, что судьба страны зависела не только от политических лидеров, но и от самих граждан. Нужно было отказаться от прошлого опыта, но это и было сложнее всего.
С развитием общества и с изменением его культуры в целом происходят существенные сдвиги в молодежных субкультурах. Не находя взаимопонимания со старшим поколением молодежь создает свои нормы, правила и ценности. Таким образом, молодежные субкультуры, отрицая существующий уклад жизни, помогают прогрессу общества.
В 90-х годах молодежь перестала быть строителем коммунизма. Вместо этого молодежь стали называть потребителем. Молодежные субкультуры претерпели огромные трансформации. Так как не надо было больше противостоять комсомолу. Общие изменения, тесно связанные с системным переворотом реальности, последствия которого особенно резко ощутила на себе молодежь, приводят общество в состояние распада.
Запад стал служить источником информации и ориентиром для молодежи. Возникают новые молодежные субкультуры похожие на западные (футбольные фанаты, скинхеды и т.д.).
Молодежь была превращена из движущей силы, строителя коммунистического общества «в ресурс для извлечения коммерческой прибыли».[10]
Вследствие распада СССР молодежные субкультуры претерпели коренные изменения: одни субкультуры распались, так противостоять было некому, и образовались новые. Запад стал служить примером для молодежи. И в результате обращения к Западу у молодежных субкультур появилась потребность к потребительству.
2.2. Ценности и потребности молодежи в контексте субкультур
Для того чтобы в полном объеме исследовать ценности и потребности молодежи в контексте субкультур в первую очередь надо оценить состояние наших знаний об объекте, а далее, в соответствии с гипотезой и задачами выбрать стратегический план исследования.
На основании представленных данных наиболее подходящим планом является аналитический план исследования.
Целью исследования по данному плану является качественно- количественное описание ценностей и потребностей молодежи в контексте субкультур. Так как молодежные субкультуры можно рассмотреть через их ценности и потребности. Большую роль в аналитическом типе исследования играет обоснованность выбранного метода и материала.
Огромную роль в аналитическом типе исследования играет обоснованность выбранного метода и материала.
В качестве метода исследования был взят контент- анализ СМИ. Контент- анализ - формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Суть данного метода заключается в аналитическом восприятии информации с точки зрения конкретной исследовательской проблемы, а также – в систематической числовой обработке, оценке и интерпретации формы и содержания информационного источника. Объектом контент-анализа являются средства массовой информации, в данной работе – содержание статьи «Смерть молодежной культуры и рождение стиля «молодежный» Е.Омельченко из журнала «Отечественные записки».
Выделяют два основных вида контент - анализа: количественный и качественный. Количественный контент - анализ – основывается на исследовании слов, тем и сообщений, сосредоточивая внимание на содержании сообщений. Качественный контент - анализ позволяет делать выводы на основе единственного присутствия или отсутствия определенной характеристики содержания.
В данной работе контент - анализ используется как основной метод, направленный на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении, так как он поможет наиболее четко определить ценности и потребности молодежных субкультур.
Контент - анализ предполагает выборку из генеральной совокупности исследуемых текстов.
В качестве исследуемого материала была взята статья «Смерть молодежной культуры и рождение стиля «молодежный»» Е. омельченко в электронной версии журнала «Отечественные записки», в которой встречаются словосочетания ценности – потребности. Существует мало статей посвященной этой теме. Статья Е.Омельченко наиболее ясно отражает проблематику ценностей и потребностей молодежи в контексте субкультур.
Для выделения такой единицы анализа как категория контент - анализа необходимо рассмотреть основные моменты, связанные с определением ценностей и потребностей молодежи в контексте субкультур в постсоветском обществе. Эти основные моменты, которые и будут являться категориями анализа, можно поделить на 3 основные части:
· Запад – источник для подражания
· Потребность в собственной культуре
· Необходимость самовыражения
Исходя из этого единицами контент - анализа в выбранной литературе являются:
· Информационные технологии, глобализация, массмедиа
· Потребление, рынок, реклама
· Досуг, шопинг, стиль
Категории Единицы | Запад | культура | самовыражение |
Информационные технологии | 4 | | |
Компьтерные технологии | 3 | | |
Массмедиа | 3 | | |
Потребление | | 6 | |
рынок | | 5 | |
реклама | | 1 | |
Досуг | | | 2 |
Шопинг | | | 2 |
стиль | | | 7 |
На основе выделенных единиц анализа составляется матрица, в которой отражаются ценности и потребности молодежных субкультур и факторы, повлиявшие на их изменение.
Из проанализированной статьи «смерть молодежной культуры и рождение стиля «молодежный»» видно, что запад неотъемлимая часть ценностей и потребностей молодежи, так как он предлагает информационные технологии, компьютерные технологии и массмедиа ориентированы на Запад. Культура стала массовой и важный фактор в ней потребительство. А при помощи рекламы молодежь узнает о чем то новом в культуре, реклама направляет на потребление культуры, а все это можно купить на массовом рынке. Модная коммерческая рекламная индустрия продолжает рекламировать новые товары и услуги, «формируя иррациональные потребности, усложняя виды потребительской активности»[11]. Молодежные субкультуры всегда хотят быть особенными и в этом им помогают шопинг, разнообразие досуга и свой собственный стиль. «Современные стили жизни молодежи формируются из разных источников, в зависимости от их доступности.»[12]
Таким образом, на основе проанализированной статьи можно сказать что эти все факторы определяющие ценности и потребности молодежных субкультур взаимосвязаны.
2.3. Современное состояние общества и молодежные субкультуры
На сегодняшний день существует огромное количество молодежных субкультур. Скорее всего, это связано с усложнением общества и расширением многообразия интересов, а популяризация средств массовой информации стимулирует появление новых потребностей у молодежи.
Культура молодежных субкультур является не отдельной, а частью общей потребительской культуры, в которой люди постоянно поощряются и провоцируются к покупкам. Люди в своей повседневной жизни вовсе не испытывают постоянных потребностей в покупке модной одежды или мебели, в том, чтобы постоянно экспериментировать с новыми диетическими продуктами, в приобретении все новых и новых косметических и парфюмерных серий, в том, чтобы как молодые люди постоянно пить коктейль или кока-колу, курить новые сигареты, краситься, отдавать предпочтение одной марке машины перед другой. На все это влияет массмедиа. Это как бы предложение людям купить немного молодости.
Стала популярна массовая культура. Культура стала определяться ее доступностью.
Сейчас существует огромное количество молодежных субкультур разных стилей, только между ними границы стали размыты. Произошло смешение субкультур. Хотя сохранились некоторые ритуалы.
Следует отметить, что создание молодежью собственной системы ценностей не означает окончательного отказа от ценностей традиционной культуры, оно лишь отражает специфику взглядов молодых людей на окружающий мир. Таким образом, молодёжные субкультуры необходимо рассматривать как результат социально-культурной деятельности молодёжи, которая для реализации своего творческого потенциала или выражения протеста против существующего социального порядка формирует особые социальные — формальные или неформальные - структуры.
Заключение
Можно сделать вывод о том, что появление молодежных субкультур было вызвано общественным строем. Одна субкультура была за существующий строй, а остальные против. Вступить в комсомол означало строить будущее, а быть, например, стилягой, значит быть жертвой Запада. Государство поддерживало только комсомол, а остальных пыталось искоренить.
Постсоветское общество было переходным этапом. Люди получили свободу, но они не знали, что с ней делать. Индивид привык быть частичкой огромного механизма, но не личностью. Растет преступность, наркомания, проституция. Происходит также утрата доверия между людьми и дефицит ответственности. Общество не могло отказаться от прошлого опыта и поэтому ему было трудно идти дальше.
В связи с трансформацией общества происходят и перемены в молодежных субкультурах. Одни молодежные субкультуры перестают существовать, появляются новые или стары объединяются. Запад стал и иконой для молодежи. Молодежь стала направлена на потребление. Массмедиа диктует, что модно потреблять, а на массовом рынке это все есть. Технические новинки становятся атрибутом молодежи. Массмедиа также позволяет расширить досуговую сферу, массмедиа знает все и молодежь слушает. Но и не только молодежь потребитель, следом за ней и все общество начинает потреблять, чтобы приобрести каплю молодости. Реклама также побуждает приобрести частичку огромной культуры, она убеждает, что купив человек не будет одинок и его жизнь изменится. Но это всего лишь рычаги массового рынка, которые помогают извлечь больше коммерческой прибыли.
И не смотря на рост потребительского отношения, молодежные субкультуры не опираются на свой опыт, а являются своего рода двигателем прогресса общества. Молодежные субкультуры быстро перестроились во время постсоветского периода, и теперь они задают обществу новый тон.
Библиография
1. Молодежные субкультуры в современном обществе/ Блохина М.В., Григорьев Л.Г.:монография. Тверь: ТГТУ, 2004. – 128 с.
2. Бердзенишвили А.С., Горозия В.Е. // Судьба человека в постсоветском социальном пространстве (в сб. «Человек постсоветсткого пространства»): Сборник материалов конференции. Выпуск 3 / Под ред. В.В. Парцвания. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. — С.112-121
3. Блохина М.В., Григорьев Л.Г. / Молодежные субкультуры в современном обществе: Монография. Тверь: ТГТУ, 2004. – 128 с.
4. Динамическая модель молодежной субкультуры/ Левикова С.И/ международный исторический журнал №19 [электронный источник]:http://history.machaon.ru/all/number_19/analiti4/levikova/index.html
5. Е. Омельченко Москва.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. - 264с. Молодёжные культуры и субкультурыhttp://www.regioncentre.ru/resources/books/subcult/subcult9/
6. Кармазина Т.П. Проблемы формирования культуры потребления. Минск: Наука и техника, 1986. – 107 с.
Кофырин Н.В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи //(ноябрь-декабрь 2004 г.) – Орел: ОрелГТУ, 2005 г., с. 148 – 157.
7. Левикова СИ. Молодежная культура. - М.:Вузовская книга, 2002; Керви А. Молодежные субкультуры США и Великобритании с конца 40-х и по наши дни (1996).// http://www.learv.ru/misc/kervey/index.php.
8. Лупандин В. Н. Молодежная субкультура: проблемы традиций и новаций // Национальная идея в контексте модернизации российского общества: Материалы международной научно-теоретической Интернет-конференции (ноябрь-декабрь 2004 г.) – Орел: ОрелГТУ, 2005 г., с. 148
9. Лысенко Е.М. / молодежная субкультура: синергитическое осмысление феноменов/ под ред. Самсонова. Саратов. Изд-во «научная книга», 2006. – 230 с.
10. Малютин М. / Неформалы в перестройке: опыт и переспектива. М. 1988. – 210 с.
Материалы международной научно-теоретической Интернет-конференции
11. Молодежные субкультуры - источники разнообразия модных стилей/ Музалевская Ю.Е. [электронный источник]: http://www.rustm.net/catalog/article/28.html
Молодежь на рубеже 90-х годов. Москва, 1992 – 16 с.
12. Омельченко E.JT. Современная молодежь в контексте трансформации российского общества // Инновации в социальных науках: будущее исследований и преподавания. Тезисы. - Казань: Терра-Консалтинг, 2001. - С.97-99; Омельченко Е. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца XX века: кто кого?// Неприкосновенный запас. - 2004. - №4(36) (http://magazines.russ.ru/nz/2004/04.htm); Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. - М.: Институт социологии РАН,2000.
13. Омельченко Е. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого? [электронный источник]: http://www.regioncentre.ru/resources/articles/article3/
14. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социс, 1998 г., №11, с.
15. Смерть молодежной культуры и рождение стиля «молодежный»Елена Омельченко/Социологические исследования. 1991. № 1.
[1] Луков Вал. А./ Молодежные субкультуры в современной России [электронный источник]: http://www.zpu-journal.ru/gum/new/articles/2007/Lukov_Val/4/
[2] Омельченко E.JT. Современная молодежь в контексте трансформации российского общества // Инновации в социальных науках: будущее исследований и преподавания. Тезисы. - Казань: Терра-Консалтинг, 2001. - С.97-99; Омельченко Е. Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца XX века: кто кого?// Неприкосновенный запас. - 2004. - №4(36) (http://magazines.russ.ru/nz/2004/04.htm); Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. - М.: Институт социологии РАН,2000.
[3] Левикова СИ. Молодежная культура. - М.:Вузовская книга, 2002; Керви А. Молодежные субкультуры США и Великобритании с конца 40-х и по наши дни (1996).// http://www.learv.ru/misc/kervey/index.php.
[4] Молодежные субкультуры - источники разнообразия модных стилей/ Музалевская Ю.Е. [электронный источник]: http://www.rustm.net/catalog/article/28.html
[5] Е. Омельченко Москва.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. - 264с. Молодёжные культуры и субкультурыhttp://www.regioncentre.ru/resources/books/subcult/subcult9/
[6] Е. Омельченко Москва.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. - 264с. Молодёжные культуры и субкультурыhttp://www.regioncentre.ru/resources/books/subcult/subcult9/
[7] [с. 12]Молодежные субкультуры в современном обществе/ Блохина М.В., Григорьев Л.Г.:монография. Тверь: ТГТУ, 2004. – 128 с.
[8] Бердзенишвили А.С., Горозия В.Е. // Судьба человека в постсоветском социальном пространстве (в сб. «Человек постсоветсткого пространства»): Сборник материалов конференции. Выпуск 3 / Под ред. В.В. Парцвания. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. — С.112-121
[9] Бердзенишвили А.С., Горозия В.Е. // Судьба человека в постсоветском социальном пространстве (в сб. «Человек постсоветсткого пространства»): Сборник материалов конференции. Выпуск 3 / Под ред. В.В. Парцвания. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. — С.112-121
[10] Смерть молодежной культуры и рождение стиля «молодежный»Елена Омельченко
[11] Смерть молодежной культуры и рождение стиля «молодежный»/Елена Омельченко [электронный источник]: http://www.strana-oz.ru/?numid=30&article=1270
[12] Смерть молодежной культуры и рождение стиля «молодежный»/Елена Омельченко [электронный источник]: http://www.strana-oz.ru/?numid=30&article=1270