Курсовая

Курсовая Религиозный Интернет

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024



   МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
                             Кафедра философии и культурологии
                                     
                          Курсовая работа

        На тему: «Религиозный Интернет»
                                               Выполнил:

                                                                          Студент факультета управления

                                                                          Гр 2415
                                                                           Руськина П.В.
                                                                           Проверил:  Паринова О. В.



                                            

                                     Санкт-Петербург

                                                      2010

                                                Содержание:                                                            стр

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Информационно-коммуникационная деятельность религиозных организаций в пространстве Интернета

1.1. Религия в информационном обществе……………..……………..………..6

1.2. Основные характеристики информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций в России ……..……………………...8

1.3. Интернет и его специфические свойства в контексте религиозных коммуникаций…………………………………………………………………...10

Глава 2. Религиозные сайты Интернета: классификация и специфика

2.1Обзор религиозных сайтов российского Интернета..……………………..13

2.2 Классификация религиозных сайтов ……………………………………...14

2.3 Тематические и жанровые характеристики содержания религиозных сайтов ……………………………………………………………………...…….17

Заключение………………………………………………………………………20

Список  литературы……………………………………………………………..22
                                                            Введение

         В данной работе представлено комплексное исследование информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций в российском Интернете.

           Возрождение религиозной жизни, начавшееся в России в последнее десятилетие XX века, хронологически совпало со становлением во всем мире информационного общества и появлением новой информационно-коммуникационной среды – Интернета.

           Это совпадение не случайно. По мнению многих западных исследователей, секуляризация была одной из характерных черт индустриального общества, но теперь, в период становления и развития информационного общества, когда этнокультурная – национальная и религиозная – идентичность оказывает все большее влияние на социальные и политические процессы, во многих странах мира начался процесс десекуляризации. Эти две тенденции – незавершившаяся секуляризация и начавшаяся десекуляризация – характеризуют религиозно-общественную жизнь на настоящем этапе.

           В России, где долгое время господствовал государственный атеизм, стали активно развиваться религиозные организации и объединения. Приобрели особую актуальность вопросы толерантности, межрелигиозных и межконфессиональных отношений. Параллельно шел поиск новых форм отношений религии и общества, религии и государства.

           Одним из центральных вопросов во всем мире становится доступ религиозных организаций к средствам массовой информации и использование СМИ для распространения своего мировоззрения, для информирования общества о своей деятельности.

           К началу XXI века в России постепенно складывается система религиозных СМИ, которая объединяет печатную периодику, радиостанции, а также отдельные телеканалы и телепередачи. Особое место в этой системе занимают религиозные интернет-ресурсы.

           На сегодняшний день Интернет является одним из основных каналов распространения информации о религии, важной площадкой информационно-коммуникационного обмена внутри религиозных организаций и одним из средств для осознания индивидуумом своей культурной и религиозной идентичности.

           Религиозный сегмент Интернета оказывает все большее влияние на религиозную жизнь общества и постепенно занимает в системе религиозных СМИ равноправное место, наряду с печатью, радио- и телевещанием. Кроме того, изучение развития СМИ различных религиозных организаций на современном этапе невозможно без исследования интернет-изданий соответствующей религиозной принадлежности.

          Объектом исследования являются интернет-сайты религиозного содержания, расположенные в доменной зоне « ru ». Предмет исследования – специфика различных групп религиозных сайтов, их структурно-функциональные особенности.

           Хронологический период исследования ограничен рамками 1996 - первой половины 2008 года. Первые сайты религиозного содержания в доменной зоне « ru » появились в 1996 году. К 2008 приостановился активный количественный рост сайтов религиозного содержания. Основной массив эмпирических данных получен в период 2003 – 2007 годов.

           Цель работы – проанализировать информационно-коммуникационную деятельность религиозных организаций как субъектов российского интернет-пространства.

           В рамках поставленной цели определены следующие задачи:

- определить влияние религиозного фактора на развитие современного общества

- определить роль и значение религиозных организаций как субъектов российского интернет-пространства

- выявить социальные функции религиозных ресурсов Интернета

- изучить основные тенденции развития религиозных ресурсов Рунета

           Важную роль в изучении особенностей функционирования Интернета как информационного канала рассматриваются в работах Я.Н. Засурского, И.Д. Фомичевой, М.М. Лукиной Л.А. Кохановой, О.В. Смирновой. Вопросы медиаконвергенции широко освещаются в исследованиях Е.Л. Вартановой, И.И. Засурского. Основополагающая работа о социальных функциях Интернета – « Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе» американского социолога Мануэля Кастельса.

           Первые исследования религии в пространстве Интернета были опубликованы в середине 1990-х годов. Это работы Дэвида Лочхэда, Стивена О'Лири и других исследователей. В последние годы этой проблематикой занимаются Брэнда Брэшер, Лорн Доусон, Мортен Хойсгаард.

           Исследование религиозных ресурсов Интернета невозможно без изучения религиозных средств массовой информации в их историческом и типологическом аспектах. Ведущим отечественным специалистом в этой области является Л.В. Кашинская. Свой вклад в разработку типологии религиозных изданий внесли М.И. Пискунова, Н.А. Костикова, О.В. Бакина, Т.Н. Иванова[1].
            Глава 1. Информационно-коммуникационная деятельность                     

                 религиозных организаций в пространстве Интернета

1.1.        
Религия в информационном обществе


             Большинство крупных мыслителей второй половины XX века касались в своих работах осмысления социальных трансформаций последних десятилетий, связанных с постоянно растущим влиянием масс-медиа. Большинство из них отмечали и наступление десекуляризации - возрождения влияния религии на индивидуальное и общественное сознание.

           Так, Герберт Маршалл МакЛюэн полагал, что образные системы, созданные религиями, обретают новый потенциал в условиях информационного общества. Социолог Элвин Тоффлер также отмечает, что религия в информационном обществе занимает гораздо более важное место, чем в обществе индустриальном. Одна из глав его работы «Метаморфозы власти», в которой описываются изменения, связанные с переходом к обществу нового типа, в различных сферах жизни человечества, носит название «Возрождение религии». На примере исламских и католических лидеров Тоффлер размышляет о том, что религии претендуют на присвоение себе надгосударственной власти, «глобального контроля над умами». Различные религиозные течения в разных государствах демонстрируют тенденцию, которую Тоффлер назвал «отступлением секуляризма», когда религиозный фактор становится все более значимым в первую очередь - в политической жизни, а также – в сфере культуры, в функционировании и взаимодействии общественных институтов, в формировании настроений социума. Тоффлер склонен оценивать эту тенденцию негативно, считая угрозой демократии и «возвратом в темные века».

           Религия как общественный институт представляет собой сложную коммуникационную систему. Это отмечали многие исследователи, как религиоведы, так и богословы. Например, британский исследователь информационной деятельности религиозных общин Крис Артур считает, что «любое выражение человеческой религиозности — это неизбежно опосредованное, медийное выражение»[2].

           В этом смысле значительную часть деятельности религиозных организаций в обществе можно анализировать с точки зрения функционирования коммуникационных систем. Проповедь, религиозное образование, богослужение и социальная работа суть многообразные акты коммуникации. Неслучайно в европейских языках слово, обозначающее центральное христианское таинство, причастие, или евхаристию ( communion ) – имеет общий корень со словом «коммуникация», «общение» ( communication ).

           В этом контексте анализ информационной деятельности религиозных организаций приобретает особую значимость. Эксперты – как богословы, так и религиоведы – только начинают изучение проблемы духовных оснований информационного общества, поэтому на сегодняшний день вопросов в этой области больше, чем ответов.

           Важно, что и христианство, и ислам, несмотря на то, что это религии, связанные с книгой, с письменным текстом, распространялись в устной форме. Ни одна традиционная религиозная организация, даже когда она была полностью отключена от официальных каналов коммуникации и информации, как это случилось с Русской православной церковью в советский период, не исчезла из общественного сознания. Вероятно, это связано с особым способом религиозного общения. Религиозная организация может использовать любые современные средства информации и коммуникации, но основным, существенным и конституирующим способом коммуникации, как и тысячелетия назад, остается устная коммуникация, непосредственная передача традиции и духовного опыта от человека к человеку.

           Необходимо отметить и другую точку зрения: некоторые исследователи полагают, что реалии информационного общества негативно отражаются как на религиозной жизни, так и на самом существовании традиционных религий, потому что в условиях становления информационного общества разрушается основа традиционной религиозности.

     1.2. Основные характеристики информационно- коммуникационной                    

              деятельности религиозных организаций в России

                 Религиозные организации отличаются друг от друга не только вероучением, обрядами и степенью распространенности на территории России, но также административным устройством, принципами взаимоотношений с государством и обществом, другими исторически обусловленными факторами. Эти различия отражаются и на особенностях информационной деятельности. В области обеспечения информационной деятельности, ведения скоординированной информационной политики перед руководством религиозных общин в России стоят задачи разного уровня. Информационное обеспечение десятков тысяч верующих (такова, численность общин некоторых традиционных религий) несравнимо с информационным обеспечением десятков миллионов (Русская православная церковь).

           В электронной справочной системе СМИ России, созданной на базе реестра СМИ Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в период с 1990 по 2007 года зарегистрировано чуть менее 900 печатных изданий, учредители которых характеризуют их как религиозные или духовно-нравственные. Из них почти 400 относят себя к православию, 15 – к католицизму, около 200 – к различным ветвям протестантизма, 50 – к исламу, по 20 – к иудаизму и буддизму. Религиозный статус остальных не прояснен.

           Наибольшую активность в информационной деятельности проявляет Русская православная церковь, которая, кроме печатных, осваивает и другие типы СМИ – радио и телевизионные. Кроме того, Русская православная церковь регулярно проводит мероприятия, направленные на консолидацию православного журналистского сообщества и повышение качественного уровня церковной журналистики. Московская Патриархия издает два общецерковных печатных СМИ, получивших распространение по всей стране – «Журнал Московской Патриархии» и газета «Церковный вестник».

           Исламские СМИ сосредоточены в основном в регионах с большим процентом мусульманского населения. В Нижегородской, Оренбургской, Свердловской и других областях, Татарстане, Башкортостане, Чеченской Республике, Ингушетии выходят издания и передачи, информирующие о жизни мусульманской уммы. Единого общероссийского мусульманского издания не существует.

           Главной особенностью информационной деятельности еврейских общин в России является их этноцентричность. Все немногочисленные издания посвящены не столько иудаизму как мировой религии, сколько бытованию еврейского народа на территории России, новостям из Израиля, политическим и общественным вопросам. Провести грань между «иудаисткой» и «еврейской» прессой невозможно.

           Многочисленные протестантские деноминации издают газеты и журналы, как правило, распространяющиеся среди членов конкретной общины и информирующие о ее жизни. Чаще всего эти издания выходят незначительным тиражом. Существуют протестантские радиостанции и телеканалы.

           В целом, несмотря на наличие у многих религиозных организаций средств массовой информации, а также их активное взаимодействие с общенациональными и региональными СМИ общего интереса, ни один медийный канал не освоен ими в той же степени, как Интернет. Именно развитие информационных и коммуникационных ресурсов Интернета стало в последние годы основным направлением информационной деятельности религиозных организаций[3].

                    1.3. Интернет и его специфические свойства в

контексте религиозных коммуникаций

            Религиозные организации используют Интернет более активно, чем другие медийные каналы. Количество и качество интернет-сайтов о религии сопоставимо с ресурсами, составляющими другие тематические сектора Рунета. Необходимо отметить, что религиозного Рунета как целостного явления не существует. Православныe, мусульманскиe, иудейскиe, протестантскиe и прочие религиозные сайты составляют отдельные тематические сектора Рунета, каждый из которых прежде всего в силу специфики данной религии и понимания информационной деятельности ее лидерами имеет ряд весьма существенных отличий. Эти сектора не интегрированы между собой и пока нет никаких оснований говорить о том, что такая интеграция возможна в будущем.

           Интернет является самым органичным для религиозных организаций медийным каналом, так как воспроизводит устную систему коммуникации «от человека к человеку». Этот канал связи оказывается наиболее адекватен дискурсу, которым пользуются религиозные общины и отдельные верующие.

           Религиозные организации используют различные каналы массовой коммуникации не только с миссионерскими целями, но и для своих внутренних потребностей, как один из факторов поддержания целостности организма религиозной общины и его развития, обеспечения необходимой интенсивности информационного обмена.

           Сегодня Интернет - однин из основных информационных каналов, где появляются и циркулируют новости о религиозной жизни в России. Кроме того, религиозный сегмент Интернета стал основным экспертным ресурсом для журналистов, пишущих о религии, источником справочной информации для публикаций на темы, связанные с религией.

           Важнейшая роль, которую играет Интернет в религиозной жизни России, состоит в том, что он является единственной на сегодняшний день площадкой межрелигиозного диалога не на официальном уровне, а на уровне рядовых членов религиозных организаций. В реальной жизни представители разных религий и конфессий достаточно редко встречаются для обсуждений широкого круга вопросов. В Интернете же они вступают в диалог в рамках одного информационного пространства, например, «Миссионерского форума диакона Андрея Кураева».

           Интернет способствует трансформации форм выражения религиозности. Благодаря возможности участия в различных интернет-сообществах, верующий человек обретает как бы «вторую религиозную идентичность» - помимо того, что он является членом реальной приходской общины, чаще всего – территориальной или связанной с кругом его общения, он становится членом разбросанного по всего миру сообщества, в котором формируются межличностные связи, ведутся дискуссии по теоретическим и религиозно-общественным вопросам. Часто эта виртуальная жизнь оказывается разнообразнее и больше соответствует духовным и интеллектуальным запросам индивидуума, чем реальная приходская община. В случае с православием и католицизмом, виртуальное сообщество не может заменить человеку участия в церковных службах и таинствах, поэтому он вынужден вести «двойную» религиозную жизнь. Другие же религии более свободно относятся к выполнению совместных обрядов, поэтому, например, стать членом мусульманской общины или приверженцем неопротестантских и восточных культов можно, не отходя от компьютера и никогда не встречаясь с единоверцами в реальности. При этом члены виртуальных интернет-сообществ могут представлять мнения, неприемлемые с точки зрения традиционных религиозных организаций[4].

           При изучении развития религиозных сообществ в Интернете, нельзя обойти стороной тот факт, что миссионерская деятельность традиционных институциональных религий в Интернете гораздо менее эффективна, чем пропаганда новых религиозных движений. Для «старых» религий Интернет является всего лишь еще одним, дополнительным инструментом ведения миссии, каким когда-то стал печатный станок, в то время как для религиозных и около-религиозных движений, возникших в постиндустриальную эпоху, он является зачастую единственным средством распространения своих идей.

    
   Глава 2. Религиозные сайты Интернета: классификация и специфика

                  2.1Обзор религиозных сайтов российского Интернета

          Первые религиозные сайты были посвящены Православию и появились в Рунете в 1996 году. В 1998 году религиозный сегмент насчитывал около 150-ти сайтов, к 1999 году их количество удвоилось, а к 2007 году их число достигло 3000.

           В специализированных христианских каталогах числится более 3000 только христианских сайтов, не считая другие религии. В разделах «Религия» крупных интернет-каталогов – «Яндекс», «Рамблер», «Мэйл.ру» - их количество колеблется от 800 до 1700. Тогда как число мусульманских, иудейских и буддийских сайтов по данным каталогов не превышает 100. В целом по количеству сайтов религиозный сегмент находится ближе к середине рейтинга тематических сегментов Рунета.

           Серьезного подсчета и качественных исследований аудитории религиозного сегмента Рунета не проводилось. Мы можем опираться лишь на данные открытой интернет-статистики, сайты-рейтинги и интернет-каталоги, а также различные косвенные показатели, позволяющие делать выводы о востребованности аудиторией религиозных сайтов.

           Благодаря открытости данных счетчиков и рейтинговых систем, мы располагаем другими методами изучения уровня интереса аудитории к тому или иному тематическому сегменту. К этим методам относится анализ статистики запросов поисковых систем по выбранным ключевым словам, анализ статистики посещаемости сайтов, входящих в сегмент, если возможно – подсчет совокупной аудитории сегмента, опросы посетителей.

           Можно сделать вывод о том, что запрос аудитории Интернета на информацию о религии стабилен. Как правило, наибольшим спросом пользуется информация новостного, календарного и культурологического характера, о чем свидетельствует высокая посещаемость текстов о религиозной жизни на сайтах информационных агентств. Посещаемость православных сайтов выше, чем сайтов остальных религий, в целом христианская тематика привлекает больше пользователей, чем темы, связанные с другими религиями.

                              2.2 Классификация религиозных сайтов

          Варианты классификации сайтов по разным основаниям позволяют выявить модели интернет-ресурсов, способствующие реализации информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций в Интернете.

           Первый критерий классификации – религиозная принадлежность сайта. То, к какой религии относится интернет-проект, определяет его тематику и структурные характеристики, служит принципиальным критерием выбора для пользователей. В русскоязычном сегменте Интернета представлены сайты большинства религиозных организаций и групп, зарегистрированных на территории России.

            Далее предложена схема, в которой религиозные ресурсы Рунета согласно своей религиозной принадлежности делятся на три подгруппы:

              I
Группа-ресурсы традиционных религиозных организаций:




Ø     Христианские («Православное христианство.ру»[5]; «христианство.ру»[6] и т.д.);

Ø     Исламские («Ислам.ру»)[7];

Ø     Буддийские («Буддизм.ру»[8]; «Буддизм алмазного пути» и т.д.);

Ø     Иудейские («Иудаизм и евреи[9]»; «Хасидус по-русски»[10] и т.д.)

                      
II
Группа- полирелигиозные ресурсы:




Ø     Религиоведческие («Кредо.ру»[11]-портал религии; «Интерфакс-Религия»[12])

               

               
III
Группа-
парарелигиозныые ресурсы:
Ø     Сайты сект («Сайт Европейской баптистской федерации[13]»; «Официальный веб-сайт Свидетелей Иеговы»[14] и т.д.);

Ø     Сайты по оккультизму («Суеверие.нет»[15]; «НетМистик.ру»[16] и т.д.);

Ø     Сайты, посвященные эзотерическим практикам и новым религиозным движениям (НРД). Например, «Открытая реальность.ру»[17] и т.д.

           Вычислить, какую долю от общего числа сайтов религиозной направленности занимает каждая группа и подгруппа довольно трудно, так как практически невозможно установить точное количество сайтов данной тематики (как и любой другой), существующих на данный момент. Однако,  можно предположить, что на долю христианских ресурсов приходится значительная доля от общего числа религиозных сайтов, далее следуют парарелигиозные ресурсы, относящиеся к эзотерике и новым религиозным движениям (так называемый «нью-эйдж»), примерно одинаковые доли принадлежат иудаизму и исламу, и небольшой сегмент представляют сайты о религиях – религиоведческие и информационные ресурсы, условно названные автором «полирелигиозными».

           Важнейшим показателем уровня вовлеченности религиозной организации и ее членов в интернет-коммуникацию служит количество интернет-представительств ее структур. Наиболее высок этот показатель у Русской православной церкви: из 132 епархий 80 имеют свои сайты. По словам секретаря Межрелигиозного совета России, автора труда «Новейшая история исламского сообщества в России» Романа Силантьева, из 62 мусульманских муфтиятов лишь 12 имеют интернет-представительства. Католических епархий на территории РФ 4, количество католических общин составляет чуть более ста, примерно столько же в Рунете сайтов о католицизме, однако большинство из них – персональные странички мирян-католиков, и только один официальный сайт. Христианские интернет-ресурсы поддаются дополнительной классификации по конфессиональному и деноминационному признакам.

           Второй критерий классификации, который можно выделить для религиозного сегмента Рунета – это характер учредителей и создателей сайтов. Принятое разделение интернет-ресурсов по характеру учредителей/создателей – на официальные сайты, внутрикорпоративные и частные, в случае с религиозными ресурсами можно конкретизировать следующим образом: официальные сайты религиозных организаций, сайты независимых церковно-общественных организаций, сайты частных лиц о религии.

 

 
I

Группа- сайты,
принадлежащие официальным    административным

                                                     единицам:      

 
                                                                
 

Ø     РПЦ («Патриархия.ру»[18]; «Волгоградская епархия.ру»[19]; «Победа.ру»[20]; «Воблаго.СПб.ру»[21]; «Успение.СПб.ру»[22] и т.д.);

Ø     В исламе («Официальный сайт исторической мечети Москвы»[23]; «Ас-Салам.ру»[24] и т.д.);

    К группе официальных сайтов отнесятся и сайты учебных заведений:

Ø     В христианстве («Ярославская семинария.ру»[25]; «Ростовское Миссионерское Духовное Училище.ру»[26]);

Ø     В исламе («Казанское Высшее Мусульманское Медресе Мухаммадия»[27]);

Ø     В иудаизме («Центр еврейского образования ешива»[28])

          

          
II
Группа-сайты религиозной тематики, созданные


                 религиозно- общественными организациями.



         Это может быть братство или община, производственное объединение и т.д. Такие сайты бывают как презентационными (например, сайт паломнической службы), так и коммерческими (интернет-магазин издательства религиозной литературы), и сайтами-СМИ (например, сайт общества «Радонеж»[29] или православно-политический портал «Правая.ру»[30]);

             

            
III
Группа- интернет-проекты отдельных верующих –


                                            их личные страницы.


Такие сайты, как правило, существуют вне сферы общественного внимания, т.к. сделаны своими владельцами как хобби. («Маранфа.ру»[31]).
          2.3 Тематические и жанровые характеристики содержания

                                      религиозных сайтов

         Основные тематические и жанровные особенности сайтов в меньшей степени зависят от религиозной принадлежности и в большей - от целевой аудитории, от типа сайта по характеру контента.

         Группа сайтов официальных онлайновых СМИ религиозных организаций рассчитаны на широкую аудиторию. В них объединены функции представительских и информационно-аналитических ресурсов. Основной жанр, используемый редакциями этих сайтов – информационное сообщение или новость. Примерно треть информации подготовлена собственными корреспондентами, остальная отобрана из материалов информационных агентств или экспортирована из других интернет-изданий.

         Например, информационное поле, которое охватывают средства массовой информации, занимающиеся производством и распространением новостей Православия в России, состоит из нескольких сегментов: 1) Служение Патриарха; 2) деятельность Синода и синодальных учреждений; 3) Жизнь Церкви в регионах; 4) Отношения Церкви и государства; 5) Взаимодействие Церкви и общества (социальная сфера); 6) Жизнь Поместных Церквей (зарубежное Православие); 7)Отношения Православия и других религий; 8) Праздники годового круга и памятные даты церковной истории.

          Аналогична, хотя и несколько упрощена, и тематическая сегментация информационного поля, которое охватывают новости официальных сайтов других религий: деятельность глав организаций и общин, социальная сфера, зарубежные новости, отношения с государством и другими религиями.

         Информационные и информационно-аналитические интернет-СМИ религиозных организаций транслируют новостные ленты официальных ресурсов, расширяя их собственной информацией. На этих порталах наблюдается большее жанровое разнообразие. Они ориентированы на широкую аудиторию и созданы с культурно-просветительской, миссионерской целью.

           Помимо традиционных, как для печатных СМИ, так и для интернет-изданий жанров – интервью, репортажа, обзорной статьи, рецензии и т.д., здесь встречаются специфические жанры, характерные для религиозной прессы, такие как проповедь, житие. Кроме того, распространены жанры, характерные для интернет-СМИ – мониторинг публикаций в Интернете, обзоры интернет-сайтов.

         Анализ контента религиозных сайтов Рунета выявил, что в целом приоритетными тематическими направлениями религиозных интернет-изданий являются различные аспекты культуры (повествования об исторических личностях, рецензии на книги и фильмы, просветительские и аналитические материалы об искусстве, культурных феноменах и тенденциях), семейная жизнь и проблемы нравственности, благотворительность и социальная деятельность. Например, сайт православных знакомств «любо.ру»[32].

         Полирелигиозные онлайновые СМИ также имеют свои жанровые и тематические особенности. Как выяснилось в ходе мониторинга, новостная лента этих ресурсов покрывает те же сегменты информационного поля, что и лента представительских сайтов религиозных организаций.

         Однако, тематика полирелигиозных онлайновых СМИ определяется текущей информационной повесткой дня, которую каждое из них освещает, расставляя акценты в соответствии с концепцией издания.
                                       
                                                Заключение

           В связи со значительным объемом и многоплановостью объекта  исследования представилось необходимым определить его границы, выборку религиозных сайтов, которые следует включить в рамки исследовательских процедур. В своих решениях  опирались на Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях от 19 сентября 1997 года, в преамбуле к которого сказано, что традиционными религиями для России являются христианство, ислам, иудаизм и буддизм.

          Поэтому была ограничена область исследования организациями, относящимися к этим четырем религиозным традициям. Термины «религиозные организации» и «централизованные религиозные организации» также использованы в соответствии с определениями, данными Федеральным законом о свободе совести и религиозных объединениях от 19 сентября 1997 г .

         В связи с очевидным количественным преобладанием на территории России членов Русской православной церкви и степенью разработанности ее информационной политики, а также - количеством сайтов, в десятки раз превосходящем количество сайтов других религий и конфессий (оба тезиса раскрываются соответственно в первой и второй главах работы), в качестве эмпирического материала исследования взяты сайты православных организаций. Однако в тех аспектах, в которых это представляется возможным, подробно рассматриваются и исламские, и иудаистские сайты, а также сайты различных христианских деноминаций.

          В ходе исследования были сделаны следующие выводы:

         1.Религиозные организации широко используют Интернет и онлайновые технологии в информационно-коммуникационной деятельности, направленной на: а) информирование общества о своей деятельности; б) создание и поддержание единого информационного пространства в религиозных общинах в) популяризацию своего учения в разных слоях современного российского общества.

        2.Интернет в большей степени, чем другие типы СМИ, соответствует удовлетворению информационно-коммуникационных потребностей религиозных организаций на основе использования специфических свойств Интернета – мультимедийности, интерактивности и трансграничности.

        3.Возможность с помощью Интернета создавать и поддерживать горизонтальные социальные связи способствует развитию и информационно-коммуникационному взаимодействию как традиционных религиозных общин, так и неформальных экстерриториальных религиозных групп.

        4.Межрелигиозный диалог в Интернете представлен незначительно, члены каждой религиозной организации формируют собственный, чаще всего автономный сегмент Рунета, не связанный с ресурсами других религий и конфессий.

        5.В типологической структуре религиозных ресурсов сформированы типы сайтов: по религиозной принадлежности, по характеру учредителя/создателя, по характеру контента и др.

        6.Наиболее развитым и превосходящим по охвату аудитории типом сайтов в религиозном сегменте являются сайты средств массовой информации.

К настоящему времени выработана модель информационного освещения крупных религиозных событий, в которой важнейшую роль играет взаимодействие общественно-политических и религиозных онлайновых СМИ.
                                      
                                      Список  литературы
1.     Лученко К.В. Религиозный сегмент Рунета. Основные характеристики // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Сборник материалов научно-практической конференции. Часть I . – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005, с.201-203

2.     Журналист в блогосфере: за и против // Меди@льманах № 2 (13) 2006, - с.72 -78

3.     Интернет и религиозные коммуникации в России // Медиаскоп http://www.mediascope.ru/node/32, 7 июля 2008 г . №0420800082\0003

4.     Лученко К.В. Религия в Интернете: миссия в информационном обществе //Человек. Религия. Интернет. Материалы электронной научно-практической конференции ,2006.

5.     http://www.hristianstvo.ru/

6.     http://hristianstvo.ucoz.ru/

7.     http://www.islam.ru/

8.     http://www.buddhism.ru/

9.     http://evrei-iudaizm.ru/

10. http://www.chassidus.ru/

11. http://www.portal-credo.ru/

12. http://www.interfax-religion.ru/

13. http://ebf.org/

14. http://www.watchtower.org/u/index.html

15. http://sueverie.net/

16. http://www.netmistik.ru/

17. http://www.open-reality.ru/

18. http://www.patriarchia.ru/

19. http://www.vlgeparh.com/

20. http://www.pobeda.ru/

21. http://voblago.spb.ru/

22. http://uspenie.spb.ru/

23. http://www.manar.ru/

24. http://www.assalam.ru/

25. http://www.yarseminaria.ru/

26. http://www.rmdu.ru/

27. http://www.muhammadiya.ru/

28. http://www.yeshivattl.org/

29. http://www.radonezh.ru/

30. http://pravaya.ru/main

31. http://www.maranatha.org.ua/

32. http://www.ljubo.ru/




[1] Лученко К.В. Религиозный сегмент Рунета. Основные характеристики // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Сборник материалов научно-практической конференции. Часть I . – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005, с.201-203

[2] Журналист в блогосфере: за и против // Меди@льманах № 2 (13) 2006, - с.72 -78

[3] Интернет и религиозные коммуникации в России // Медиаскоп http://www.mediascope.ru/node/32, 7 июля 2008 г . №0420800082\0003

[4] Лученко К.В. Религия в Интернете: миссия в информационном обществе //Человек. Религия. Интернет. Материалы электронной научно-практической конференции ,2006

[5] http://www.hristianstvo.ru/

[6] http://hristianstvo.ucoz.ru/

[7] http://www.islam.ru/

[8] http://www.buddhism.ru/

[9] http://evrei-iudaizm.ru/

[10] http://www.chassidus.ru/

[11] http://www.portal-credo.ru/

[12] http://www.interfax-religion.ru/

[13] http://ebf.org/

[14] http://www.watchtower.org/u/index.html

[15] http://sueverie.net/

[16] http://www.netmistik.ru/

[17] http://www.open-reality.ru/

[18] http://www.patriarchia.ru/

[19] http://www.vlgeparh.com/

[20] http://www.pobeda.ru/

[21] http://voblago.spb.ru/

[22] http://uspenie.spb.ru/

[23] http://www.manar.ru/

[24] http://www.assalam.ru/

[25] http://www.yarseminaria.ru/

[26] http://www.rmdu.ru/

[27] http://www.muhammadiya.ru/

[28] http://www.yeshivattl.org/

[29] http://www.radonezh.ru/

[30] http://pravaya.ru/main

[31] http://www.maranatha.org.ua/

[32] http://www.ljubo.ru/

1. Реферат Возбуждение уголовного дела частного обвинения
2. Творческая работа на тему Коммуникативные навыки
3. Шпаргалка на тему Царевич не помнящий зла
4. Сочинение на тему Литературный герой ПЬЕР БЕЗУХОВ
5. Статья Технологическая цепочка манипулятивного процесса в деловом общении
6. Бизнес-план на тему Фирма по производству чая ОДО FitoTea
7. Реферат на тему History Of Drug Regulation Essay Research Paper
8. Диплом на тему Руководство по разработке динамической логической игры на Visual Basic 60
9. Сочинение Мироздание Александра Солженицына Архипелаг ГУЛАГ
10. Реферат Кальций 2