Курсовая

Курсовая Создание Израильского государства. Первые годы существования

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024



ЧАСТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Кафедры истории мировой цивилизации

экономики и международных отношений
Создание Израильского государства. Первые годы существования

 Курсовая работа

Боровиковой Анастасии Владимировны

студентки 3 курса специальности

                                                                            «Международные отношения»

                                                                            дневной формы обучения

                                                                            Научный руководитель:

магистр С.М. Молочко
Минск 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I.  Движение за создание еврейского национального очага на исторической Родине. 3

ГЛАВА II. Палестина во времена английского мандата  3

ГЛАВА III. Возникновение государства Израиль. 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 3

ВВЕДЕНИЕ


Арабо-израильская проблема уходит своими корнями вглубь веков. Согласно и Библии и Корану арабы и евреи происходят от двух сыновей Авраама: Измаила и Исаака. Будучи сыном рабыни-египтянки, Измаил вынужден был покинуть землю отца своего и отправится в изгнание в пустыню. Он читается родоначальником двенадцати бедуинских племён, от которых современные арабские народы ведут своё происхождение. Исаак, брат Измаила, стал прародителем двенадцати еврейских колен. Соперничество между евреями и арабами – это, по сути, семейный спор за наследство Авраама: оба народа принадлежат к одной и той же семитской группе и говорят на родственных языках, и оба народа считают Палестину своей родиной.

Три тысячи пятьсот лет назад Моисей вывел евреев из египетского рабства через Синайскую пустыню в Ханаан, где обосновался после своего переселения из Месопотамии патриарх Авраам.  Евреи покорили племена, населявшие эту страну. Несмотря на всевозможные бедствия – вавилонское пленение, опустошение страны Александром Македонским, победы римских легионов, - еврейский народ всё же остался здесь до 70 г. н.э., когда в результате разрушения Иерусалима Титом началось рассеяние евреев по всему свету. Хотя в Палестине всегда оставалось незначительное еврейское меньшинство. Новая религия – ислам, - зародившаяся в глубине Аравии, утвердила своё господство на Земле Обетованной и  удерживала  его  до  1920 г., когда победы генерала Алленби привели к установлению британского мандата над Палестиной.

 В современном мире арабо-израильский конфликт сделал Ближний Восток одним из самых острых и горячих мест в мире, благодаря чему он почти всегда занимает первые места в агентствах новостей, привлекает огромное внимание и журналистов, и политиков, и специалистов-международников, и общественности.

Актуальность исследования определяется  тем, что арабо-израильский конфликт до сих пор остается неурегулированным. Его многоплановость, периодическое перерастание в опаснейшие для международных отношений кризисные стадии, то влияние, которое он оказывает на ситуацию на Ближнем Востоке и мира в целом, а также на систему экономических связей, акцентируют особую значимость его рассмотрения.

Предметом исследования данной работы являются предпосылки и причины создания еврейского национального очага, а также возникновение Государства Израиль и сопровождающее этот процесс арабо-израильское противостояние.

Цель работы: изучить позиции непосредственных участников процесса создания еврейского государства, наиболее полно и последовательно описать события, явления, и последствия которое имело это событие для Ближнего Востока.

Задачи: изучить имеющиеся материалы по данному вопросу, сопоставить различные точки зрения и попытаться сложить всё это в единую целостную картину, насколько это возможно, так как вопрос этот неоднозначный и сложный.

В данной работе использованы следующие источники: Эттингер Ш. «Очерки истории еврейского народа» книга II, Штереншис М. «История государства Израиль 1896-2005 гг.», и Черчилль У. «Шестидневная война».

Книга Ш. Эттингера «Очерк истории еврейского народа» часть вторая рассматривает историю еврейского народа начиная с нового времени и кончая созданием государства Израиль. Автор подробно излагает положение евреев в Западной и Восточной Европе, США, странах ислама. Он детально описывает возникновение антисемитских политических партий в Европе и начало политической деятельности евреев, зарождение сионистского движения и «развитие национального очага» в Палестине. Особое внимание Эттингер уделяет созданию еврейского государства и борьбе против внутренних и внешних врагов в первые двадцать лет его существования.

М. Штереншис в своей работе «История государства Израиль 1896 – 2005 гг.» излагает свою позицию по вопросу возникновения еврейского государства, его становлению и борьбе за своё существование. Особое внимание автор уделяет периоду британского мандата над Палестинскими землями.

Книга У. Черчилля  «Шестидневная война» повествует не только об этом событии в жизни израильского народа, но и охватывает период жизни еврейского народа начиная с рассеяния. В этом труде видна еврейская позиция автора, он выступает на стороне молодого государства, не скрывает восхищение мужеством и самоотверженностью евреев в борьбе за независимость. 

ГЛАВА I.  Движение за создание еврейского национального очага на исторической Родине

1.1      Евреи в период рассеяния


В 63 г. до нашей эры римские войска под предводительством Помпея вошли в Святая Святых Храма в Иерусалиме и превратили Палестину в податную провинцию Рима. Евреи, связанные тесными религиозными и социальными узами сохранили свою общину, но утратили политическую независимость. После безуспешных попыток сбросить римское иго Иерусалим был превращён в груду развалин, храм сожжён. Евреям не разрешалось вступать в новый город чаще одного раза в год. Отправление еврейского культа запрещалось, и даже обрезание было объявлено вне закона. Евреи оставались в Палестине, но надежда на обретение самостоятельности рухнула.

В период римского владычества над Палестиной возникли еврейские поселения в Малой Азии, на юге Испании, в Италии и Греции; еврейские общины обосновались также на берегу Красного моря и в Греции и в Персии. В конце средневековья евреи устремились на север и селились по всей Европе. Еврейские поселения продолжали существовать на всём Востоке, но в своём большинстве евреи перестали быть восточным народом и стали европейцами. Они рассеялись по всей римской империи, но повсюду, в Европе и Азии, они жили обособленной религиозной и социальной группой, сохранили свою национальную индивидуальность. «Евреям удалось избежать слияния с другими народами и сохранить своё лицо  благодаря Книге, которую они сберегли, как своё величайшее сокровище» [12, с. 16].

История европейского еврейства с X до XX вв. характеризуется непрерывным унижением и изоляцией гетто, поэтому среди евреев были сильны тенденции слияния с европейским обществом. Прежде всего, сближение выразилось во внешнем уподоблении. Уже в конце XVII в. в Центральной и Западной Европе появляются евреи, одевающиеся в «немецкое платье», бреющие бороду и носящие парики, и еврейские женщины, шьющие себе «модные наряды». Внешнее уподобление повлекло за собой и общественное сближение: участие в христианских семейных празднествах, совместное времяпрепровождение. Зажиточные родители следят за тем, чтобы их дочери изучали французский язык наряду с языком страны.

В XVIII в. происходил процесс упадка еврейской автономии, а вместе с ним и процесс усиления правительственного контроля и более активного вмешательства властей в дела евреев. Положение евреев в Восточной Европе определялось отношением к ним различных сословий, а не государственными законами и дарованными им привилегиями. В Польше главным инициатором гонений на евреев было духовенство, наиболее испытанным способом травли был «кровавый навет». Целью таких наветов было разжигание религиозного фанатизма черни. Хотя вмешательство папы Бенедикта XIV в 1760 г. обуздало разгул клеветников, антиеврейская деятельность духовенства не прекратилась. После трёх разделов Польши Россия оказалась страной с самым многочисленным в мире еврейским населением. Жизнь евреев стала ещё тяжелее. В 1804 г. во времена правления Александра I было опубликовано Уложение, в котором говорилось, что «евреи – вредный элемент» [15, с. 440], но их можно преобразовать путём изменения их гражданского состояния. Определялись границы черты еврейской осёдлости: к территории, приобретённой от Польши, были добавлены некоторые области Южной Украины и побережья Чёрного моря с очень редким населением. Николай I принял более энергичные меры для исправления евреев и приобщения их к христианству. Многие евреи принимали мученическую смерть, чтобы не быть крещёнными.

Но как же обстояли дела с евреями в арабских странах? В XVI в. Оттоманская империя служила убежищем европейским евреям. Евреи были свободны в выборе местожительства и источников существования. Сами султаны часто поощряли их торговые и финансовые начинания, но в XVIII в. начался упадок империи и вместе с ним наступил тяжёлый период в истории евреев Ближнего Востока, страдавших от произвола местных властей. В то же время усилился религиозный фанатизм среди мусульман. В XVIII в. ухудшилось и положение евреев в странах Северной Африки. В народе жизнь евреев ни во что ни ставилась. Любой мусульманин считал себя вправе «обидеть неверного». Наиболее тяжёлым было положение евреев Палестины. Только немногие евреи занимались торговлей и ремёслами, подавляющее же большинство жило за счёт «халукки», т.е. добровольных пожертвований во всех странах рассеяния для жителей Святой Земли. Палестинские евреи отправляли эмиссаров заграницу собирать пожертвования. Стамбул был главным центром сбора средств.

Еврейское население сконцентрировалось в четырёх городах: Иерусалиме, Цфате, Тиверии и Хевроне. За пределами этих городов ему угрожала опасность. Еврейское население в Палестине не прекратило своего существования благодаря живой и постоянной связи с диаспорой и непрерывному притоку переселенцев. Решающими факторами были и в этот период религиозный подъём и усиление мессианских чаяний, потому что они не забыли обетований, которые были даны им Богом: «Ибо вот, наступают дни, говорит Господь, когда я возвращу из плена народ Мой, Израиля и Иуду, говорит Господь; и приведу их опять в ту землю, которую дал отцам их, и они будут владеть ею» [11, с. 143].

В конце XIX  и начале XX вв. продолжался быстрый рост численности европейского населения. «В начале 80-х гг. XIX в. во всём мире насчитывалось около 7,5 млн. евреев, а в годы Первой мировой войны, т.е. 35 лет спустя, число их достигло 14 млн.» [15, с. 531]. «Накануне Первой мировой войны в Российской империи проживало 5, 5 млн. евреев, в Австро-Венгрии свыше 2,5 млн., в Соединённых Штатах – 2,5 млн., в Турции – около 250 тыс., в Румынии – 300 тыс., и в разных странах Африки около 400 тыс., т.е. в общем около 12 млн. душ. В то же время в Германии насчитывалось 600 тыс. евреев, в Англии – около 250 тыс, в Голландии – не много больше 100 тыс., и в Италии 45 тыс., т.е. всего немногим больше 1 млн. В 1881-1914 гг. свыше 2,5 млн. евреев покинуло насиженные места в Восточной Европе; 2 млн. из них переселилось в США, около 300 тыс. в Южную Америку, Канаду, в Южную Африку и Палестину и около 350 тыс.  – в разные страны Западной и Центральной Европы» [15, с. 532].

После каждой новой волны погромов и преследований увеличивалось число эмигрантов. Несмотря на то, что евреи достигли равенства с коренным населением, дискриминация по отношении к ним в различных областях не прекращалась, и еврей по-прежнему считался евреем, хотя с государственно-правовой точки зрения он уже стал французом, немцем или англичанином.

В начале 70-х гг. XIX в. возродился дух средневековой нетерпимости. В Германии евреев обвинили в том, что они занимали ключевые позиции в государственной жизни, оставаясь чужаками. В августе 1880 г. была составлена антисемитская петиция, требовавшая уволить евреев с должностей, связанных с административными полномочиями, лишить их избирательных прав и запретить дальнейшую иммиграцию в Германию. В 1882 г. антисемитские группы в разных странах притупили к созданию международной организации. В конце этого года в Дрездене состоялся первый международный конгресс антисемитов, который опубликовал «Манифест к правительствам и народам христианских государств, обречённых на гибель по вине еврейства».

В  Австрии в 80-х гг. тоже возникло сильное антисемитское движение. Антисемиты Венгрии в сентябре 1882 г. устроили погром в Прессбурге (Братиславе), который был подавлен властями с помощью войска. Возвращаясь к погромам предсионистской поры, следует отметить, что они начались раньше в Германии. В 1880-1881 гг.в Берлине банды нападали на евреев, выгоняли их из кафе, били стёкла в еврейских магазинах, а в провинции поджигали синагоги. В 1890 г. в Германии был основан «Союз для борьбы с антисемитизмом», во главе которого стояли видные общественные деятели и члены прогрессивной партии.

Почти в то же самое время, ростки антисемитизма появились в США, еврейское население которых неуклонно росло. В своих порывах немцы и американцы были не одиноки. Французские евреи тоже стали чувствовать себя неудобно. «В 1881 г. в Париже стал издаваться журнал «Антиеврей», а в 1883 г. «Антисемит» [13, с. 26]. Своего апогея антисемитизм во Франции достиг в связи с взволновавшим весь мир «делом Дрейфуса». В 1894 г. Французский офицер-еврей капитан Альфред Дрейфус, служивший во французском генеральном штабе, был ложно обвинён в продаже французских военных секретов Германии. Дрейфус был отдан под военный суд и на основе фальсифицированных материалов был вынесен обвинительный приговор. Он был присуждён к пожизненной каторге и, хотя после обнаружения факта подделки бумаг поднялась общественная буря, длившаяся около трёх лет, Альфред Дрейфус был полностью реабилитирован лишь в 1906 г.

 В 90-х гг. волна погромов прокатилась по России. Евреи были выселены из Москвы и Киева и лишены права возвращаться в эти города. Писатели и мыслители, такие как В. Соловьёв, В. Короленко и М. Горький, выступали в печати последние гг. XIX – начала XX в. с протестами против преследования евреев. Поражение на фронтах Первой мировой войны привело к тому, что верховное командование приказало насильственно выселить евреев из широкой прифронтовой полосы. «Сотни тысяч евреев из городов Царства Польского, Курляндской, Ковенской и других губерний – в том числе женщины, дети и старики – получили приказ покинуть насиженные места в течение 24-48 часов». [15, с. 568]. Эти выселения оправдывались политической неблагонадёжностью евреев и сопровождались безудержной травлей против них. После февральской революции в 1917 г. Временное правительство  издало декларацию от 20 марта 1917 г. об отмене всех антиеврейских законов и об уравнении евреев в правах со всеми жителями.

1.2      Зарождение сионистского движения


Возобновившиеся в конце XIX в. преследования евреев дали толчок новому развитию еврейской мысли. Продолжение  двухтысячелетней жизни в диаспоре надежды евреев на национально-политическое возрождение были связаны с идеей возвращения на их историческую родину. Возвращение на Сион служило основным принципом всех мессианских движений, возникших в еврейском народе в средние века. В начале XVIII в. английский философ Джон Толанд считал, что «если они когда-либо будут вновь поселены в Палестине, на месте своего происхождения, что совершенно не исключается, они, благодаря своей замечательной конституции (речь идёт о Моисеевом Законе), будут гораздо многочисленнее, богаче и сильнее любой существующей ныне нации» [15, с. 570]. В XIX в. Мардихай Мануэль Ноах пытался основать еврейское государство Арарат вблизи Нью-Йорка. В 1860 г. в Торуне (тогдашней Пруссии) состоялась конференция, посвященная проблеме еврейской поселенческой деятельности. В конце 50-х гг. за идею заселения Палестины начал выступать Давид Гордон, редактор общественно-литературного журнала на иврите «Гаммагид».

Погромы 80-х гг. привели к созданию палестинофильских обществ в России. Пинскер, врач по профессии, пришёл к заключению, что евреям нет места в России и не только в ней, поэтому евреи должны стать нацией и обрести свою родину. Пинскер стал общепризнанным руководителем движения палестинофилов. Парижский банкир барон Эдмунд де Ротшильд стал поддерживать небольшие с/х колонии, которые основали русские евреи на святой земле, находившиеся в то время под властью турок. В 1894 г. венский литератор еврей Теодор Герцль присутствовал на заседаниях военного трибунала, слушавшего «дело Дрейфуса». Он находился там в качестве корреспондента венской газеты «Нойе фрейе прессе». Дело еврейского капитана убедило его в необходимости создания постоянного еврейского национального очага в Палестине. Доктор Теодор Герцль (1860-1904 гг.) пришёл к заключению, что евреи  - нация, борющаяся за своё существование. Он считал, что «еврейский вопрос» является, в сущности, национальным вопросом и может быть разрешён посредством «восстановления еврейского государства» и организованным переселением в него всех евреев Европы. Свои взгляды Герцль изложил в брошюре «Еврейское государство». Опубликованной в феврале 1896 г. в Вене и Лейпциге на немецком языке. Споров вокруг неё было очень много. Большинству она казалась наивной, но тем не менее она чётко определила политическую задачу евреев как единой нации и пути к решению  этой задачи.

После опубликования брошюры к нему примкнули такие выдающиеся личности, как немецкий писатель и учёный Макс Нордадау, известный английский писатель Израиль Зангвилль и французский журналист-социалист Бернар Лазар. Возникшее таким образом движение Герцль назвал сионизмом. Автор книги «Отпусти народ Мой!» Том Хесс считает, что «Синизм берёт своё начало от Авраама, который эмигрировал в Иерусалим 4000 тыс. лет назад. Авраам не был ни евреем, ни христианином, а просто человеком, последовавшим за Господом. Он шёл, не зная, куда идёт. Авраам искал небесный Иерусалим, строитель и создатель которого был сам Господь Бог, А Господь повёл его отыскать Иерусалим земной» [11, с. 78]. 

Кон-Шербок в книге «Палестино-Израильский конфликт» пишет: «Современный светский сионист гораздо более занят проблемой антисемитизма, чем религиозными и духовными ценностями» [4, с. 16]. Он полагал, что современный светский сионизм берёт своё начало в работах Моисея Гесса, который был уверен, что евреи обречены быть странниками среди других народов; еврейский ренессанс возможен только при условии воссоединения на Святой Земле.

Но вернёмся к Теодору Грецлю. Его поддержали многие другие европейские евреи. «В 1897 г. под руководством Герцля состоялся первый Сионистский конгресс в швейцарском городе Базеле, который провозгласил своей целью создание «очага в Палестине для еврейского народа на основе гражданского права» [12, с. 19]. Для достижения этой цели конгресс рекомендовал: «1. Содействие поселению в Палестине евреев-землевладельцев, ремесленников и рабочих. 2. Организацию и объединение всего еврейства с помощью местных и международных учреждений, в соответствии с законами каждой страны. 3. Укрепление и развитие еврейского национального чувства и национального самосознания. 4. Предварительные меры для получения согласия правительств на осуществление целей сионизма» [11, с. 155]. На этом же конгрессе  профессор Герман Шапира предложил основать национальный фонд для приобретения земель в Палестине в собственность нации. По сути, Теодор Герцль, в конце  19–го века, ставший глашатаем современного еврейского национализма, в 1897 г. провозгласил грядущее государство. Возвратившись в Вену после Базельского конгресса, Теодор Герцль записал в своём дневнике 3 сентября 1897 г.: «Если бы нужно было подвести итог Базельскому конгрессу одним кратким предложением, я бы сказал: «в Базеле я создал еврейское государство!» [11, с. 156].

Многие евреи враждебно относились к сионизму из-за опасения нежелательного интереса к евреям по этому поводу, что по их мнению могло привести в росту антисемитизма. Для многих крупных капиталистов еврейского происхождения, сросшихся с правящими классами империалистических держав, главной задачей было укрепление своих позиций в экономической и политической жизни соответствующих стран – Англии, Германии, Франции, США и т.д.

Несмотря на оппозиционные брожения, число сионистов неуклонно росло и ещё при жизни Герцля превысило сто тысяч. В одной только России существовали тогда 1572 сионистские ячейки. В 1899 г. сионистами был основан «Еврейский колонизационный банк», а в 1901 г. на V конгрессе был учреждён «Еврейский национальный фонд для поселенческой деятельности в Палестине. Серьёзный кризис в сионистском движении разразился на VI сионистском конгрессе, проходившем в Базеле в августе 1903 г. До этого Герцль проводил переговоры  с британским правительством. Министр колоний Джозеф Чемберлен, обещавший предоставить евреям полосу земли в Синае, предложил Уганду в качестве территории для еврейской колонизации. «Это предложение было поддержано 250 голосами против 178 при 99 воздержавшихся» [13, с. 29]. Противники «Плана Уганды», в первую очередь русские сионисты во главе Е. Членовым, покинули заседание Конгресса. В ноябре 1903 г. Российские сионисты собрались в Харькове и предъявили Грецлю ультиматум. Он должен снять западно-африканский проект, иначе, будет создана новая независимая сионистская организация. Посланная в Уганду комиссия нашла её непригодной для поселения. В сионистское движение вернулся мир.

3 июля 1904 г. в возрасте 44 лет умирает Герцль, разногласия обостряются, но «Еврейский национальный фонд» приступает к сбору средств на покупку небольших участков земли в Палестине. В следующем году седьмой сионистский конгресс отверг западно-африканский проект и объявил, что «целью движения является строительство Великого Израиля. Это главное направление политики сионизма в наступившем столетии» [4, с. 30]. В 1914 г. эта турецкая провинция была усеяна еврейскими с/х поселениями. В 1909 г. в Дгании был основан первый кибуц (с/х комунна). Евреи основали новый город Тель-авив – Холм весны – неподалёку от арабского города Яффы.

Ко времени Первой мировой войны сионизм стал важным фактором политической деятельности еврейского народа. Однако тот душевный подъём и вера в быстрое осуществление сионистских идеалов, которые отличали сионистское движение при жизни Герцля, значительно ослабли в начале XX в. после смерти еврейского народного вождя.  В 1904 г. президентом Всемирной сионистской организации был избран уроженец России Давид Вольфсон. Ему пришлось нелегко в полемике с «практическими сионистами», которые ставили освоение земель выше забот о будущем своём государственном устройстве. Различные течения в еврейской среде были более влиятельными и многочисленными по сравнению с сионизмом. После его смерти в 1914 г. знамя политического сионизма подхватил Хаим Вейцман. Из-за войны он стал президентом Всемирной сионистской организации только в 1920 г. Будучи видным в своей области учёным, он сделал несколько работ, важных для военной промышленности Англии. Он изобрёл быстрый способ получения ацетона, нужного для снарядов и взрывчатки. «С сентября 1915 г. взрывчатку для английского флота и армии делали по вейцмановским рецептам» [13, с. 59].

Первая мировая война превратила идею создания еврейского национального очага в Палестине в политический вопрос, который можно и нужно было решить.

На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:

 Евреи, рассеянные по многим странам, старались ассимилироваться с местным населением, но с XVIII в. началось активное вмешательство правительств в дела евреев. Нередко инициатором гонений было духовенство, что приводило к кровавым наветам и погромам. С 70-х гг. XIX в. начали действовать антисемитские группы, и началась волна преследований сначала в Германии, а потом в других странах. В ответ на эти репрессии начало зарождаться сионистское движение. Первый конгресс сионистов ратовал за создание очага в Палестине для еврейского народа, сильны были и религиозные устремления. Мне хотелось бы отметить, что евреи верили, что Господь Бог соберёт всех рассеянных евреев на их земле. Хотя в сионистском движении были противоречия, вопрос о возвращении евреев на Святую Землю не снимался с повестки дня.

ГЛАВА II. Палестина во времена английского мандата

2.1 Установление британского мандата над Палестиной


Во второй половине XIX в. турецкая империя переживала период распада. Европейские государства сталкивались друг с другом в борьбе за территории в Африке. Британские государственные деятели оказывались всё более втянутые в египетские дела. Премьер-министр Англии Бенджамин Дизраэли купил в 1875 г. контрольный пакет акций компании Суэцкого канала. С этого времени зона канала приобрела для англичан жизненно-важное стратегическое и экономическое значение. С 1882 г. начинается английская оккупация Египта, продолжавшаяся до 1954 г. В 1914 г. он был объявлен её протекторатом.

Сионистская организация старалась не возбуждать антагонизм ни в одном из воюющих лагерей, но некоторые деятели были убеждены в том, что только поражение Турции может спасти Ишув от уничтожения и требовали оказывать активную помощь странам Антанты. В 1915 г. из палестинских беженцев в Египте был организован «Отряд погонщиков мулов» из 650 бойцов, который сражался у Дарданелл на стороне Англичан. В марте 1916 г. сэр Эдуард Грей предложил Франции и России «договориться с евреями о Палестине». Британское правительство начало переговоры с Хаимом Вейцманом, сменившего Герцля на посту вождя сионистского движения, и другими еврейскими лидерами.

Одновременно англичане делали попытку достигнуть с Францией иного соглашения по Ближнему Востоку. Это был знаменитый пакт Сайкса-Пико, который предусматривал предоставление полной независимости Арабской федерации и выделение области с чисто арабским населением. Англия получала небольшой р-н, в частности Хайфу. Палестина должна была управляться международной администрацией, причём Англия намеревалась консультироваться с Россией. Чтобы обрести поддержку в войне против центральных держав Англия пыталась пробудить мировое еврейство, в особенности евреев России и Америки. С этой целью была обнародована 7 ноября 1917 г. декларация Бальфура. Она была составлена в форме письма британского министра лорду Ротшильду, в котором заключалось признание национальных стремлений евреев в Палестине и содержалось следующее обещание: «Правительство Его Величества относится благосклонно к восстановлению Национального очага для еврейского народа в Палестине и приложит все усилия к облегчению достижения этой цели» [11, с. 156].

Декларация Бальфура была первой политической победой сионистов и вершиной самостоятельной политической деятельности еврейского народа в ту эпоху.  11 декабря 1917 г. британская армия во главе с генералом Алленби вошла в Иерусалим, положив конец четырех вековому господству Османской империи. В состав британской армии входил Еврейский легион, в трех батальонах которого состояли тысячи еврейских добровольцев. В конце 1918 г., когда вся Палестина была уже занята англичанами, военные действия на всех фронтах прекратились и начались приготовления к подписанию мирных договоров. Различные еврейские организации стали проявлять оживлённую политическую деятельность в связи с предъявлением на международном форуме требований еврейского народа по отношению к Палестине.

Съезд представителей палестинского ишува, состоявшийся в Яффе 18 декабря 1918 г., потребовал предоставить еврейскому народу право решающего голоса в вопросах, касающихся Палестины, которой предстояло стать английской подмандатной территорией. В связи с этим было выдвинуто требование создать еврейскую организацию, задачей которой являлось бы руководство всей деятельностью, связанной с заселением и развитием страны, с целью создать в Палестине еврейское большинство. Обещалось гарантирование прав других национальных групп, предполагалось наличие двух официальных языков: арабского и иврита.

Как только война закончилась в Палестину отправился Вейцман во главе большой группы евреев из разных стран, сионистов и не сионистов. В Эрец-Израэль к ним присоединился Жаботинский, вложивший столько сил в создание еврейского легиона в английской армии. Вся эта компания получила название «Сионистской комиссии». Помимо чисто политических сионистских мотивов, она была озабочена пропитанием религиозных евреев. Она приняла на себя заботу о 1000 стариках, 7000 студентов, 800 инвалидов и 1500 сирот, а также множество вдов и нуждающихся семей. «Порядка 40 тыс.долларов в месяц, 65% всех расходов пришлось на религиозные общины Иерусалима» [13, с. 63]. Началось упорядочение медицинской службы и создание школьной сети, помощь частным и кооперативным с/х поселениям, число которых к концу войны достигло 20. Наряду с этим в этот период было создано выборное представительство еврейского населения, так называемый «Временный комитет».

Несмотря на эту помощь, еврейская община Иерусалима не скрывала своего непринятия сионистской идеи еврейского государства. Вейцман даже сделал попытку встретиться с арабской знатью Иерусалима, но нормального разговора не получилось. Так же он хотел выкупить Стену Плача у мусульманского вакфа (религиозное управление местами общественного пользования), но никто ничего не собирался продавать сионистам. Стена осталась в мусульманских руках.

В 1919 г. в страну прибыли первые послевоенные иммигранты. Значительная часть их была связана с движением Гехалуц, основной задачей которого была подготовка новопоселенцев к обоснованию на исторической родине. «Зачинателями этого движения были руководители «Поалей-цион» в Палестине Давид Бен Гурион и Ицхак Бен —Цви, находишиеся в годы войны в США, и Иосиф Трумпельдор, основатель и руководитель Гехалуца в России» [15, с. 671]. Вскоре группы Гехалуца возникли во всех странах Восточной Европы. Пионерская иммиграция усилила тенденцию к объединению рабочих партий в Палестине. Палестинские арабы тоже начали создавать национальные организации и клубы, деятельность которых вылилась в беспорядки, вспыхнувшие в Иерусалиме в апреле 1920 г.

На конференции в Сан-ремо состоявшейся в апреле 1920 г. было достигнуто соглашение, по которому Палестина окончательно передавалась, как подмандатная территория, под управление Великобританией. Эти решения были встречены евреями с энтузиазмом, но арабы были возмущены, особенно из-за того, что пост первого британского Верховного комиссара в Палестине достался Герберту Сэмюэлю, который был единственный еврей в составе британского правительства. Конечно же, решения Сан-ремо были встречены евреями с энтузиазмом, а палестинскими арабами с возмущением. Однако проект мандата был передан на рассмотрение Лиги нации только в декабре 1920 г. И лишь 24 июля 1922 г. он был утверждён. Во вступительной части мандата было сказано, что «союзные державы пришли к соглашению, в силу которого мандатные власти будут нести ответственность за выполнение данной Декларации… в целях создания национального очага для еврейского народа в Палестине.., признавая тем самым историческую связь между еврейским народом и Палестиной». «Мандатарий  обязался создать условия, «гарантирующие основание еврейского национального очага; облегчить иммиграцию в благоприятных условиях, признать Еврейское агентство, которое будет сотрудничать с правительством во всём, что касается создания еврейского национального очага» [15, с. 674].

Уже с первых шагов Семюэля в роле Верховного комиссара, стало очевидным, что он не намеревается пойти по пути последовательной  настойчивой реализации параграфов мандата. Он оставил на своих постах ряд чиновников английской военной администрации, которые не желали осуществить Декларацию Бальфура, и старался завоевать доверие арабских лидеров. Кроме облегчения доступа иммигрантам, мандатные власти ничего не предприняли для развития национального очага.

В октябре 1922 г. в Палестине жило 752048 чел. В начале мая 1921 г. арабские банды совершили нападение на общежитие иммигрантов в Яффе и убили 13 евреев, а на другой день в этом же городе было убито ещё несколько человек. Всего же в стране от рук погромщиков погибло 43 еврея. В декабре 1920 г. было решен создать организацию самообороны и в марте 1921 г. была сформирована «Хагана», тайный отряд, действующий без согласия британских властей. В первое время он занимался обучением своих бойцов и закупкой оружия для защити жизни и собственности евреев. Несмотря на политические трудности, в 20-х гг. были фактически заложены основы Национального очага.

2.2 Усиление арабо-израильского противостояния


В течение 20 гг. усилилась вражда арабского националистического движения к еврейскому национальному очагу. Руководство этим движением захватил иерусалимский муфтий Амин эль-Хусейни. 23 августа 1929 г. в Иерусалиме в еврейских кварталах начался погром. Были совершены нападения и на сельскохозяйственные поселения. Беспорядки происходили и в районах Тель-Авива и Хайфы. Во всех этих местах нападения были отражены силами самообороны, и только в Хевроне еврейское население отказалось принять помощь защитников из членов Хаганы; там была учинена кровавая резня. Более 60 евреев было убито, сотни домов сожжены и разграблены. Несколько дней спустя подвергся нападению еврейский квартал в Сафаде, где было убито 18 евреев. Была назначена комиссия, которая возложила на арабов полную ответственность за погромы, но, в то же время, в своём заключении она поставила основную задачу для правительства Палестин: сохранить равновесие между обеими группами в стране.

В 1929 г. было создано Еврейское Агентство для иммиграции, а Палестину, которое представляло мировое еврейство в его отношениях с британскими мандатными властями. Была установлена жёсткая квота на въезд в Палестину. Евреи полагали, что по мере увеличения их числа в Палестине они смогут добиться количественного перевеса над арабами, которые уже жили в стране и что мандат будет аннулирован в законном порядке и власть передана еврейскому большинству. В 1930 г. британское правительство в связи с  непрекращающимися волнениями заявило постоянному комитету мандатных территорий Лиги Наций, что оно считает невозможным создание местного правительства в Палестине из-за несовпадения еврейских и арабских интересов.

Новая волна иммиграции после прихода нацистов к власти в Германии, вызвала острую реакцию со стороны арабских националистов. В октябре 1933 г. в некоторых городах состоялись бурные демонстрации арабов. В 1935 г. усилилось влияние крайних элементов в арабском национальном движении. Множество немецких и итальянских агентов действовало на Ближнем Востоке и находилось в тесном контакте с различными арабскими группами. В конце апреля 1936 г. «был создан Верховный арабский комитет, предъявивший мандатным властям три требования: запрет еврейской иммиграции, запрет продажи земель евреям и создание арабского национального правительства» [15, с. 685]. Арабские банды сформировались в вооружённые отряды, которые совершали диверсии, взрывали нефтепровод, разрушали ж/д сеть, минировали шоссейные дороги и старались изолировать еврейские поселения и поджигать их поля.

В 1937 г. началось арабское восстание, которое было подавлено только в 1939 г. Британское правительство распустило Верховный арабский комитет и сослала всех его членов на Сейшельские о-ва. Иерусалимскому муфтию удалось сбежать в Сирию. В 1937 г. комиссия Пила рекомендовала разрешить арабо-еврейский конфликт путём раздела Палестины на три части: арабское государство, еврейское государство и спорные территории, которые будут находиться под мандатом Великобритании – Иерусалим и Вифлеем. Арабы были резко против и не намеревались уступать часть своей исконной земли очередным пришельцам.

В сионистском движении тоже не было согласия, и лишь Бен-Гурион не торопил англичан из Палестины, понимая, что ишув к открытому столкновению с арабами ещё не готов. Проблема была в том, что англичане уже не могли сами справиться с проблемами на Святой Земле. «Дайте мне страну без войны, стрельбы, угроз и колючей проволоки. Я хочу отдохнуть от войны и разговоров о войне, от эмоций и больше всего от национализма!», писал британский консул Джок Джердин» [15, с. 112].

30-е гг. были периодом быстрого роста и развития еврейского населения страны. Палестина стала важнейшим убежищем для европейских евреев, спасавшихся от преследования фашистских режимов. Если в начале 1934 г. в Палестине жило 250 тыс. евреев, то в 1939 г. еврейское население достигло около 1,5 млн. душ.

17 мая 1939 г. министр колоний Малькольм Макдоналд опубликовал белую книгу, рекомендовавшую создание через десять лет независимого палестинского государства, в котором еврейскому меньшинству будет обеспечена законная защита. По этому плану в течение первых пяти лет разрешалась иммиграция 75 тыс. евреев, а затем она будет зависеть от согласия арабов. Верховный комиссар был обличён полномочием наложить запрет на продажу арабских земель евреям. Арабы требовали немедленного прекращения иммиграции, а ишув посчитал Белую книгу предательством Великобритании и выразил своё негодование путём демонстраций и массовых митингов протеста. На XXI сионистском конгрессе в Женеве в 1939 г. Бен-Гурион выступил с программой, согласно которой ишув и сионистское движение должны были прекратить своё сотрудничество с английским правительством и стать на путь активного сопротивления ему. В начале июня Бен–Гурион получает от исполнительного комитета «Еврейского агентства» разрешение на создание специальных групп вмешательства, основной задачей которых будет осуществление антибританских операций. Этим же группам будет поручено проводить репрессивные меры против арабских террористов и карательные операции по отношению к предателям и доносчикам из еврейского народа.

В конце августа 1939 г. в этой тяжёлой атмосфере в Женеве собирается XXI конгресс сионистов. Бен-Гурион возвращается в Палестину и узнаёт на корабле о вторжении фашистской Германии на территорию Польши. Бен-Гурион выдвигает свой          знаменитый лозунг, который определит поведение еврейского народа на несколько лет вперёд: «Мы должны помочь англичанам в борьбе с Гитлером так, словно «Белой книги» и не было. И мы должны сражаться с «Белой книгой» так, как если бы не было войны» [2, с. 153].

3 сентября 1939 г. Англия объявила войну Германии и лидеры ишува сразу провозгласили о своей готовности предоставить все силы еврейского населения Палестины на помощь Британии в Борьбе с Гитлером. Английское правительство в связи с высоким процентом арабов в своих воинских частях и мусульман в индийской армии разрешило сформировать только одну еврейскую бригаду. В марте 1943 г. палата лордов обсуждала предложение об отмене ограничений на иммиграцию, бежавших из Германии евреев. Сначала Второй мировой войны возникли трения между Великобританией и США. Американцы стали давить на Британию, чтобы правительство разрешило евреям въезд в Палестину без ограничений и как можно быстрее.

Однако «от имени правительства лорд Плимут заявил, что не представляется абсолютно никакой возможности ослабить существующее ограничение» [12, с. 30]. Позже в 1945 г. Бен-Гурион обратился к Британцам с предложением выдать сто тыс. разрешений для евреев. Его активно поддержал Трумен. Этли выразил готовность помочь евреям, но обещание никак не выполнял.

Правое радикальное крыло «Хаганы» стало создавать террористические организации, с целью давить на англичан, чтобы те ускорили разрешение еврейского вопроса в Палестине. Группа Штерна являлась центром организационного еврейского террора. В октябре 1945 г. комитет из 6 англичан и 6 американцев поехал в Палестину для проведения опроса, а также в ряд арабских государств и европейские лагеря беженцев евреев. После этого он пришёл к выводам, что необходимо немедленно дать разрешения евреям на въезд в Палестину, отверг «теорию раздела», рекомендовал продлить британский мандат на Палестину и предложил помочь евреям в Палестине, отменив ограничение на продажу земли (апрель 1946 г.). Арабские государства отвергли решение, а Трумен поддержал только выдачу 100 тыс. разрешений.

В период Второй мировой войны в Палестине была создана террористическая организация «Лехи», возглавляемая Штерном. После его убийства в феврале 1942 г. британскими полицейскими к руководству «Лехи» пришёл триумвират, членом которого стал будущий премьер Израиля И. Шамир. «В 1943 г. «Лехи» организовала покушение на верховного комиссара Палестины, а через несколько месяцев убийство в Египте бывшего министра колоний Великобритании лорда Мойна. После окончания войны 1948 г. «Лехи» осуществила убийство представителя ООН шведского дипломата, назначенного следить за прекращением огня» [8, с. 22]. Она с возрастающей активностью помогала нелегальной иммиграции, незаконно возила оружие в страну, похищала английские боеприпасы и убивала английских полицейских. Наряду с «Лехи» существовала и другая террористическая организация «Эцель», которую в 1944г. возглавил другой будущий премьер-министр Израиля Менахем Бегин. «22 июля 1946 г. боевики «Эцеля» пронесли на кухню отеля «Кинг Дэвид» в одном из крыльев которого располагались английские административные учреждения два молочных бидона с взрывчаткой. В результате взрыва был убит 91 и ранено 45 чел. – англичане, арабы, евреи» [8, с. 22].

12 августа 1946 г. мандатное правительство объявило, что все нелегальные иммигранты будут посылаться в концентрационные лагеря на Кипре. В июле 1947 г. кораблю «Исход из Европы» с 4500 пассажиров приблизился к берегам Палестины и был атакован британскими истребителями. Судно было приведено в Хайфский порт и отправлено обратно во Францию, где его тоже не приняли и тогда их отправили в один из портов в Германии. Это вызвало негодование во всём мире. Несмотря на все усилия и жестокость британского правительства, нелегальная иммиграция продолжалась. «С августа 1945 г. до 15 мая 1945 к берегам Палестины прибыло около 70 тыс. человек. Из них 50 тыс. были захвачены или сосланы на Кипр. Лишь с провозглашением независимости они вернулись в Израиль» [15 с. 735].

Ситуация резко обострилась в 1947 г., когда усилилась активность организаций «Эцеля» и «Лехи». Английские солдаты и чиновники не чувствовали себя более в безопасности в еврейских городах. В Иерусалиме для них были отведены особые укреплённые зоны, прозванные евреями «Бевинградом» по имени английского министра иностранных дел Эрнста Бевина, того самого, который распорядился вернуть пассажиров корабля «Исход из Европы» (Эксодус) в лагеря для перемещённых лиц в Германии. Президент Трумен не был согласен с английской политикой и вопрос о будущем Палестины в качестве прибежища для европейских евреев послужил причиной для англо-американских разногласий. После Второй Мировой войны, когда международный сионизм окончательно переориентировался на США, сионистский центр в Лондоне фактически утратил своё значение.

На основании данной главы мне хотелось бы обратить внимание на следующие моменты:

Начиная с Первой мировой войны идёт активное сотрудничество сионистского движения и английского правительства. После установления мандата Великобритании над территорией Палестины англичане обещают создать условия для создания «еврейского национального очага», облегчить иммиграцию, признать созданное сионистами еврейское агентство, но на самом деле это вопрос не решался. Анализируя факты, приведённые выше, необходимо отметить, что не наблюдалось согласованности действий между сионистами и ишувом в Палестине. Усилившаяся реакция арабов на еврейскую иммиграцию, приводит к образованию еврейских отрядов самообороны, действия которых не согласовывались с мандатными властями. Английские чиновники всё чаще стали подвергаться нападениям со стороны еврейских террористических одрядов. Обстановка накаляется и в создавшейся ситуации Англия склоняется в сторону арабов и стремится ограничить иммиграцию евреев, что вызывает их резкий протест. В это время сионистское движение начинает искать поддержки со стороны США. Не в силах справится с палестино-израильским противостоянием, англичане складывают с себя все полномочия и прекращают действие мандата на данной территории. Теперь свой «национальный очаг» евреи будут создавать сами 

 

ГЛАВА III. Возникновение государства Израиль

3.1 Рождение нового государства




25 февраля 1947 г. британское правительство заявило, что оно поставит вопрос на рассмотрение Объединённых наций, т.к. оно не в состоянии преодолеть затруднения связанные с противоречивыми интересами обоих народов в Палестине. В начале мая 1947 г. была созвана чрезвычайная сессия ГА ООН, на которой евреи и арабы высказали своё мнение. США, несколько стран Западной Европы и Латинской Америки заняли благоприятную для евреев позицию. Особенно важное значение имело выступление на этой сессии представителя СССР А. Громыко. К его мнению присоединился также делегат Польши.

15 мая 1947 г. был утверждён специальный комитет ООН по Палестине ЮНСКОП в составе 11 членов. Большинство (7 членов) предложило план раздела Палестины на 2 государства  - еврейское и арабское – и особую интернациональную зону, включавшую Иерусалим и его окрестности. Еврейское и арабское государства образуют экономический союз. Согласно этому плану еврейское государство должно было занимать 62% всей территории страны. Меньшинство (3 члена), а один член комиссии воздержался.  Позже пределы еврейского государства были сокращены до 55% общей площади страны. «29 ноября 1947 г. ГА ООН большинством голосов 33 против 13 приняла решение о разделе Палестины» [12, с. 32]. Россия, Америка и Франция голосовали за раздел.

Евреи приняли план раздела, но палестинские арабы и арабские государства возражали против предоставления евреям даже незначительной территории. Английские войска и администрация должны были оставить Палестину до 1 августа 1948 г. и не позже 1 февраля 1948 г. предоставить в распоряжение евреев порт для приёма иммигрантов.         Воссоздание на древней родине еврейского государства, разрушенного почти две тысячи лет тому назад, вступило в стадию осуществления. Уже во время дебатов на ГА ООН, арабы заявили, что они воспротивятся плану раздела; Англия отказалась участвовать в осуществлении плана, а ООН не имело реальных средств для проведения его в жизнь.

Задача создания еврейского государства была возложена на плечи палестинского ишува и на еврейский народ. С начала 1948 г. борьба между евреями и арабами приняла более ожесточённый характер. Арабы обстреливали еврейские автобусы, нападали на еврейские кварталы в городах и поджигали в них дома. В январе 1948 г. прогремел взрыв в сквере города Яффа тогда населённого арабами. Погибло 22 чел. В ночь на 10 апреля 1948 г. экстремисты из «Лехи» и «Эцеля» в арабской деревне Дейр-Ясин, находившейся в окрестностях Иерусалима, убили 254 мирных жителя.  Бен-Гурион немедленно послал телеграмму с извинениями королю Трансиордании Абдалле и пытался отмежеваться от террора, но сделать это было трудно. Известие о массовом убийстве разнеслось по стране. Рассказы о зверствах, зачастую преувеличенные восточным воображением, передавались арабскими радиостанциями, печатались в газетах, сея панический ужас. Эти зверства ускорили уже начавшийся к тому времени исход арабов. 12 апреля 1948 г. в результате арабской ответной акции, 77 еврейских врачей, медсестёр, учителей и студентов, направлявшихся под флагом Красного Креста в одну изолированную еврейскую больницу, были убиты. Никаких извинений евреям принесено не было.

Вечером 13 мая по радио было объявлено, что в 21.00 будет передано «важное официальное сообщение». Верховный комиссар Великобритании сэр Аллан Каннингхэм объявил, что мандат Британии над Палестиной заканчивается и до истечения завтрашнего дня все английские войска выводятся с этих территорий. Утром 14 мая войска стали  грузиться на поданный транспорт. Ни одного представителя от местных жителей – ни еврея, ни араба - не было, хотя приглашения им были направлены. Это не удивило генерала – по данным шефа его разведслужбы, «160000 жителей «святого города» только и ждали момента убытия английских войск, «чтобы вцепиться в глотки друг другу». [9, с. 9]. Тридцатилетняя эпоха владения «святой землёй» закончилась.

15 мая выпадало на субботу, праздник Шаббат, священный для большинства евреев, а это значит, что провозглашение государства должно было состоятся как можно быстрее, чтобы успеть до захода солнца. На церемонию, которая состоялась в Музее Тель-авива, были приглашены самые выдающиеся люди общины. Незадолго до этого Центральный сионистский совет сформировал Национальный совет и 37 представителей всех партий и движений под председательством Бен-Гуриона. Фактически, это было время безвластия в стране, поэтому евреи взялись за изменение военной и политической обстановки в стране.

Итак, совет стал временным законодательным органом. Так же была создана  Национальная администрация из 13 человек. Она и стала правительством, на которое возложили ответственность за оборону страны. 12 мая после одиннадцатичасового обсуждения Национальная администрация окончательно решила провозгласить государство через два дня. О принятом решении сообщили по телефону в Нью-Йорк председателю Всемирной сионистской организации Хаиму Вейцману, который поддержал его. На заседании 12 мая обсуждался проект Декларации. Вопросов было много: как будет называться новое государство, каковы будут его герб, флаг, официальный язык, границы. 14 мая войска и полиция с трудом удерживают тысячи городских жителей, которые чудом узнали о месте проведения церемонии.

Ровно в 16.00 председательствующий Бен-Гурион ударил молоточком по столу, все встали и начали петь гимн сионистского движения. После его исполнения Бен-Гурион зачитал две страницы машинописного текста – Декларацию Независимости. Текст Декларации Независимости начинался с утверждения, что земля Израиля была тем местом, где еврейский народ родился. Далее следовало описание надежд и страдание евреев в изгнании, о его страстном желании вернутся на землю предков, о зарождении и развитии сионистского движения, о тех, кто вернулся на землю Израилеву, идёт ссылка на Декларацию Бальфура, вспоминается о геноциде и участии евреев в войне с нацизмом. Указывая, что «Государство Израиль будет открыто для еврейской иммиграции и собирания изгнанников», Декларация провозглашала: «Мы призываем еврейский народ во всей диаспоре объединиться вокруг евреев Земли Израилевой в деле иммиграции и строительства государства и быть рядом с ними в этой великой борьбе за осуществление вековой мечты – возрождение Израиля» [10, с. 11]. И только в этот момент евреи Палестины узнали имя своей вновь обретённой родины: Государство Израиль.         

3.2 Война за независимость


Сразу же после провозглашения государства Израиль США признали его «де-факто», а три дня спустя СССР признал его «де-факто» и «де-юре». Необходимо отметить, что президент Г. Трумэн объявил о признании Соединёнными Штатами Израиля «де-факто» за три часа до его официального провозглашения еврейскими руководителями. З. Кац обращает внимание на то, что в 1946-1949 гг. возникло определённое соперничество между великими державами вокруг молодого государства «Когда независимость Израиля была провозглашена в мае 1948 г., имело место даже своего рода соревнование между США и СССР: кто из них первым его признает» [6, с.5]. Однако в ночь провозглашения независимости (на 15 мая), началось генеральное наступление арабов.

Положение арабской стороны выглядело достаточно прочным и иногда даже предпочтительным. Численность их населения в два раза превышало население противника. Ещё до провозглашения независимости по радиоволнам и со страниц газет звучали голоса братьев-арабов, которые обещали свою помощь. Сами палестинцы могли закупать оружие, чего не дозволялось евреям. Некоторые высокопоставленные английские военные говорили: «… в будущей войне победа несомненно будет за арабской стороной… евреи продержатся в лучшем случае 2-4 недели… их разгром неминуем…» [9, с. 27]. Муфтий Иерусалима Хадж Амин Эль-Хусейн в 1948 г. заявил: «Всё еврейское население палестины должно быть уничтожено или сброшено в море. Аллах даровал нам редкостную привилегию завершить то, что Гитлер лишь начал. Пусть Джихад начнётся. Убейте евреев. Убейте их всех» [3, с. 74].

Пять арабских армий одновременно открыли военные действия (Египет, Трансиордания, Ирак, Сирия, Ливан). Ливанцы захватили Малкию и укреплённый пункт Иоша на севере неподалёку от границы. Сирийцы заняли Цемах на юге Тивериадского озера и атаковали два кибуца. Почти безоружные защитники вышли навстречу вражеским танкам и боевикам и после ожесточённых боёв неприятель должен был отступить. На севере сирийцам удалось захватить и разрушить поселения Мишмар-га-Ярдени взять в плен оставшихся в живых его защитников.

Защитники старого города 28 мая 1948 г. сдались в плен. Еврейский квартал находился внутри самой крепости старого города  и евреи жили здесь на протяжении двадцати столетий, даже после того как все остальные были рассеяны по всему миру. «На тот момент население квартала насчитывало неполных 2000 человек, т.е. 1/10 численности проживавших в Старом Иерусалиме» [9, с. 38]. Оставлены были и еврейские населенные пункты, расположенные севернее Иерусалима. Осаждённый Иерусалим был лишён всех источников снабжения. Город подвергался непрестанному артиллерийскому обстрелу Арабского легиона, и со дня на день увеличивалось число жертв, в основном со стороны гражданского населения.На подступах к Иерусалиму были отражены атаки легиона и связь с городом была возобновлена по новой грунтовой, т.н. «Бирманской дороги», в обход Латруна, проложенной в неимоверно тяжёлых условиях добровольцами из среды южного Иерусалима. Попытка осады Иерусалима провалилась.

На южном фронте велись бои за Негев и на подступах к Тель-Авиву. Египтяне не приняли в расчёт стратегическое значение еврейских поселений на юге страны и боевую готовность их жителей. Планы египетского командования были расстроены. Продвижение египетских бронетанковых отрядов было окончательно задержано у Ашдода. Тем не менее важное достижение египтян состояло в том, что они владея полицейским фортом Ирак-Суэйдана, переданным англичанами арабам, они отрезали еврейские поселения Негева от центров страны. Многочисленнные попытки завладеть этим пунктом до временного прекращения боевых действий были безуспешны.

Таково было положение на фронтах, когда 11 июня 1948 г. благодаря усилиям специального посредника ООН графа Бернадота, было заключено перемирие на месяц. Он был назначен на эту должность 20 мая 1948 г. Когда он прибыл в Иерусалим, война за Иерусалим была в самом разгаре. Бернадот стремился прежде всего добиться передышки в боях, в соответствии с решением ГА ООН. Бои с войсками арабских государств продолжались менее четырёх недель, но эти недели оказались решающими для будущего государства Израиль. Была завершена мобилизация в ряды действующей армии, которая 31 мая 1948 г. была названа Армией Обороны Израиля. 1 июня Эцель сообщил о своём роспуске по всей стране (кроме Иерусалима) и о вступлении её членов в ряды Армии Обороны. В эти же недели начало прибывать оружие, закупленное за границей. Были заложены основы воздушного и морского флотов. Новые иммигранты проходили короткое военное обучение и отправлялись на фронт. Прибывали также добровольцы из-за границы. В ходе тяжелых боёв молодое государство доказало свою устойчивость и его полупартизанские войска удержали все свои позиции на длинном извилистом фронте.

Итак, в состав миротворческих сил вошли солдаты США, Франции и Бельгии. Консулы этих стран, находившиеся тогда в Иерусалиме, возглавили комиссию по прекращению огня. Все эти действия считались большим успехом Бернадота. Теперь, по его мнению, можно было перейти непосредственно к урегулированию конфликта. 20 июня 1948 г. Бернадот представил первое предложение конфликтующим сторонам – Израилю, арабским странами представителям израильских арабов.

Его план заключался в следующем: «Присоединение арабской части Палестины к Трансиордании; установление надзора ООН за еврейской иммиграцией; территориальные изменения – включение Негева в пределы Трансиордании и взамен этого присоединение всей западной Галилеи к Израилю». [15, с. 747-748]. Кроме того в предложениях посредника «имелись параграфы, касавшиеся создания координационной иордано-зраильской инстанции,  в компетенцию которой входило рассмотрение вопросов внешней политики, безопасности и репатриации. Иначе говоря, предполагалось,  что Израиль не будет самостоятельно принимать решения в сфере собственной внешней политике и обороны, даже если это касается самого существования государства и его безопасности, а так же в сфере репатриации в Израиль – страну всех евреев. Всё должно было обсуждаться и утверждаться совместной с хашемитским королевством комиссией. По этому плану Иерусалим должен был перейти под полный контроль Иордании, а «евреи», проживающие в городе, - получить автономию на занимаемой ими территории. То же предлагалось иерусалимским арабам. Для святынь – например, для Храмовой горы, - предусматривался особый распорядок, обеспечивающий доступ к ним представителям всех заинтересованных конфессий. Меламедов Г.А. в своей работе пишет: «…в клубке палестино-израильских и, - говоря шире, - арабо-израильских противоречий проблема Иерусалима является одной и самых сложных… статус Иерусалима является проблемой в которую вовлечены не только Израиль и палестинцы, но и другие страны» [7, с. 3]. Хайфский порт и аэропорт в Лоде должны были быть открыты для арабов без каких бы то ни было ограничений.

Представители еврейского ишува были возмущены. Еврейской население назвало Бернадота выразителем арабских интересов, а не непредвзятым посредником, каким он должен быть. Это мнение подкреплялось тем фактом, что с первых дней пребывания в регионе представитель ООН пытался ограничить репатриацию в Израиль, особенно граждан призывного возраста. Он даже решил обратиться к правительствам разных европейских стран с просьбой по возможности не выпускать евреев в Израиль.

Военные действия возобновились 10 июля и продолжались десять дней. За этот короткий срок произошёл решительный поворот в пользу Израиля: Был занят Назарет и были укреплены позиции в Галилее; на центральном фронте были взяты Лод и Рамла и был расширен коридор в Иерусалим, но прорваться в старый город в Иерусалиме не удалось. Негев был по-прежнему отрезан и египтяне продолжали удерживать свои главные позиции.

Второе перемирие явилось результатом решения Совета Безопасности, угрожавшего санкциями тем, кто ему не повинуется. Граф Бернадот вновь предложил территориальные изменения и потребовал обеспечить арабским беженцам право вернуться на свои старые места. 17 сентября он был убит в еврейской части Иерусалима вместе с французским полковником Андре Сару – его заместителем. Оба скончались на месте. Организация, называвшая себя Патриотическим (Отечественным) фронтом, состоявшая из бывших бойцов организации Лехи взяла на себя ответственность за этот теракт. В своё время она действовала против британского мандата. Это убийство вызвало сильное возмущение в общественном мнении Израиля и всего мира. Было решено принять и опубликовать закон о профилактики террора, а также произведены дополнительные аресты членов Эцэла и Лехи. Эти формирования продолжали своё существование как подпольные ячейки, несмотря на то, что англичан в стране уже не было. Теперь их деятельность сосредоточилась на арабах.

Отчёт Бернадота попал в ООН уже после его гибели. ГА ООН, собравшаяся 11 декабря 1948 г. для обсуждения этого документа, решила отправить его в архив, за исключением пункта о провозглашении святынь в Иерусалиме и Назарете международными объектами, а так же рекомендации вернуть беженцев в их дома и создать совместную арабо-еврейскую комиссию по урегулированию конфликтов. Можно сказать, что убийство Бернадота спасло Израиль от перераздела территории. Истинные убийцы представителя ООН пойманы так и не были.

На этом этапе правительство Израиля пришло к выводу, что необходимо восстановить связь с отрезанным Негевом. Египтяне отказывались пропускать израильский транспорт в Негев. Израильская армия отправила 14 октября 1948 г. колонну машин в Негев, сделав об этом сообщение штабу наблюдателей ООН. Египтяне обстреляли транспорт, и в ответ на это последовала атака Армии Обороны Израиля. Израильские войска перерезали прибрежное шоссе в тылу противника и он был вынужден отступить. 20 октября ведущая в Негев дорога была открыта. И в тот же день начался бой за Беер-Шеву. Через 24 часа город был взят.

22 октября по приказу Совета Безопасности военные действия были прекращены. После боёв 28 и 29 октября была освобождена вся Галилея. 9 ноября был, наконец, взят полицейский форт Ирак-Суэдан. В конце декабря израильские войска вступили на Синайский полуостров, перейдя египетскую границу. Однако, правительство, считаясь с британским ультиматумом и предостережением США, отдало приказ об отступлении. 7 января 1949 г. было объявлено прекращение огня во всём районе. Была восстановлена связь с южным побережьем Мёртвого моря, а Эйлат на берегу Красного моря, включённый по плану раздела в пределы еврейского государства был взят под контроль 9 марта.

12 января 1949 г. на острове Родос начались переговоры о перемирии между Израилем и арабскими странами под председательством уполномоченного ООН доктора Ральфа Банча. По причине частых перерывов эти договоры продолжались долгое время. Первое соглашение было подписано с египтянами 24 февраля 1949 г. Египтяне обязались отступить за линию Эль-Ариш - Абу-Агейла. Для надзора за выполнением условий перемирия была назначена смешанная комиссия. Во главе которой находился офицер штаба наблюдателей ООН. 23 марта был подписан договор с Ливаном, а 3 апреля с Трансиорданией. Железная дорога из Хайфы в Иерусалим передавалась Израилю. Армия Обороны заняла некоторые арабские деревни, расположенные южнее Иерусалима и несколько других селений в районе Туль-Карема. С другой стороны, Израильтяне оставили занятую им территорию в районе Хеврона  и передали её Трансиордании. Но Трансиордания не выполнила часть обязательств таких, как, например, свободный доступ паломников к стене плача, беспрепятственное сообщение с горой Скопус и свободное движение через Латрун. 20 июля был подписан договор о перемирии с Сирией. Ирак не заключил никакого договора с Израилем.


3.3 Первое десятилетие молодого государства


После окончания войны у каждой стороны сформировалась своя версия событий, несовпадающая с версией другой стороны, что и лежит в основе их конфликта и по сей день. Для Израильтян это была война за независимость. Израиль – единственная страна, когда-либо созданная по решению ООН – рассматривал себя как законного воспреемника прав еврейского народа на самоопределения на своей исторической родине. Для Палестинцев война 1948 г. была некбой, т.е. катастрофой. Арабский мир считал Израиль «искусственным образованием на арабской территории – государством, основанным иностранными захватчиками, укравшими арабскую Святую Землю» [1, с. 4].

Государство Израиль по договору о перемирии занимало 80% всей площади западной Палестины, находившейся под британским мандатом. Еврейское государство получило всеобщее признание на международной арене; даже Британия признала государство Израиль «де-факто» в конце января 1949 г. 12 мая этого же года Израиль был принят в ООН. «В течение нескольких последующих недель 56 государств признали государство Израиль, 40 из них «де-юре» [15, с. 774].

Несмотря на соглашение о перемирии борьба арабских стран против Израиля не прекратилась. Они начали дипломатическую атаку. Кроме того, арабские государства предъявили требования о возвращении арабских беженцев, покинувших во время войны своё местожительство, главным образом по распоряжению своих руководителей. Израильские данные говорили о 520 – 539 человек, представители ООН определяли 640 – 726 тыс. беженцев. Британцы утверждали, что арабских беженцев было 810 тыс.» [13, с. 175]. Это могло расшатать изнутри основу молодого государства. С другой стороны, ни арабы, ни ООН не считались с тем, что Израиль принял сотни тысяч еврейских беженцев из арабских стран. Израиль считал, что проблема палестинских беженцев возникла вследствие арабской, а не израильской агрессии. Палестинцы же рассматривали эту проблему «как символ несправедливости, которая должна быть устранена» [1, с. 4].

Уже осенью Израилю пришлось выдержать трудную дипломатическую борьбу в связи с вопросом о статусе Иерусалима. 9 декабря 1949 г. была вновь принята резолюция об интернационализации Иерусалима. Тогда правительство Израиля объявило Иерусалим столицей государства. И хотя израильский парламент  - Кнесет – начал заседать в Иерусалиме, большинство государств отказались перевести туда свои дипломатические представительства.

В эту коалицию наряду с католическими, арабскими и некоторыми другими мусульманскими странами вошли и государства советского блока. После убийства короля Иордании Абдаллаха, который склонялся к заключению сепаратного мира с Израилем, дорога к мирному договору была совершенно закрыта. С весны 1951 г. усилилась напряжённость на сирийской границе. Сирийские группировки обстреливали Израильскую территорию, но их атаки были отбиты. Египет закрыл Суэцкий канал для израильского судоходства и запретил провоз через канал товаров, предназначенных Израилю. Совет Безопасности указал на недопустимость таких действий, но египетской правительство игнорировало решение Совета.

После переворота 1952 г. новые руководители Египта стали проводить ещё более активную антиизраильскую политику. Арабские диверсанты просачивались через границы с целью грабежа и убийства. «Со дня окончания освободительной войны до Синайской кампании 1956 г. 1300 жителей Израиля было убито или ранено диверсантами из соседних стран» [15, с. 776]. Ответные действия Израиля не привели к пресечению диверсий и спокойствию на границах. Израильская общественность была глубоко озабочена создавшимся положением. Со всей остротой поднялся вопрос о безопасности государства, обороны его границ и защиты жизней и имущества его населения.

С первых дней своего существования государство Израиль старалось занять нейтральную позицию в холодной войне великих держав, что послужило Израилю серьёзным препятствием на пути к приобретению необходимого ему для защиты оружия. Ни один из существовавших блоков не был готов поставлять его Израилю, в то время ,как Британия продолжала вооружать арабские государства. А самая сильная из арабских армий – иорданский «Арабский легион» - находился непосредственно под английским командованием.

С обострением холодной войны сохранять нейтральную позицию становилось всё труднее. Израиль признал Китайскую Народную Республику, но присоединился к США при голосовании в ООН по вопросу о войне в Корее. Произошёл крутой поворот к худшему и в отношении советского блока к Израилю. В советских публикациях стали затушёвывать участие СССР в решении о создании государства Израиль и помощь, которую он оказал молодому государству в войне против арабских стран. Когда в феврале 1953 г. во дворе советского посольства в Тель-Авиве взорвалась бомба, Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Израилем. Однако, сразу же после смерти Сталина, были восстановлены.

Египетский диктатор Насер прилагал все усилия к подготовке агрессивных действий против Израиля, а Советский Союз начал снабжать арабские страны оружием и военным снаряжением. В 1956 г. Египет заблокировал проход в Эйлатский пролив, закрыв Израилю выход в Красное море. Насер объявил о создании общего арабского командования армий Египта, Иордании и Сирии, стремясь окружить и задушить Израиль. Израиль обратился ко всем великим державам с просьбой уравновесить положение в области вооружения Израиля и арабских стран. Хотя представители СССР предложили наложить полное эмбарго на поставки оружия всем странам Ближнего Востока, снабжение Египта советским оружием не было прекращено, а США по-прежнему отказывались снабжать оружием Израиль.

Британия пыталась сохранить свои позиции в арабских странах, и только Франция откликнулась на просьбу Израиля. В израильских правительственных кругах обнаружились разногласия по вопросу внешней политики. После отставки министра иностранных дел Моше Шарета внешняя политика государства Израиль стала проводится по линии Давида Бен-Гуриона, который придерживался «твёрдой линии» по отношению к Египту и Советскому Союзу.

Молодая страна была совершенно нищей. Ещё в 1952 г. валюты не было даже на покупку иностранных книг, газет и грампластинок. Израиль зависел от иностранной помощи, которую он получал от американских и прочих евреев, а также в виде репараций из Федеративной Республики Германии. Окружавшие Израиль арабские страны продолжали оставаться убеждёнными врагами нового еврейского государства. Они объявили всеобщий экономический бойкот; торговля между Израилем и арабскими странами была запрещена. Арабские страны объявили, что они разорвут торговые отношения с любой другой страной, которая будет торговать с Израилем. Воздушное пространство арабских стран было закрыто для любых полётов в Израиль.

Стремясь преодолеть этот бойкот, израильское правительство приняло четырёхлетний план, ставящий целью добиться продовольственного самообеспечения. Зимой 1950 г. была введена система жёсткой экономии на основные жизненно необходимее продукты и товары. К 1953 г. губительная инфляция была остановлена; кроме того финансовый капитал из США и Западной Европы поддержал неустойчивую экономику. Это стимулировало возобновление иммиграции. К середине 1950-х гг. большое число иммигрантов из Африки оказалось в стране. Однако Израиль опасался, что США не вечно будут поддерживать набирающее силы еврейское государство. «В октябре 1953 г. государственный секретарь Джон Фостер Даллес решил прекратить американскую помощь Израилю в ответ на нападение израильтян на пограничные арабские деревни» [4, с. 85]. Бен-Гурион стал искать союза с Францией. Также Израиль установил союз с Ираном, который признал Израиль в 1950 г. и предоставил убежище евреям, бежавшим из Ирака в конце 1940-х гг. Этот союз окреп в последующие десятилетия благодаря развитию торговых отношений и сотрудничеству в сфере обмена данными военной разведки.

В феврале 1953 г. Советский союз разорвал дипломатические отношения с Израилем, тогда во дворе советского посольства в Тель-Авиве взорвалась бомба; однако после смерти Сталина отношения были восстановлены.

Таким образом, подводя итог необходимо обратить внимание на то, что израильское государство появилось на карте мира благодаря решению ООН о разделе Палестины. За кулисами великие державы соперничали друг с другом за контроль над стратегическими участками Ближнего Востока. Отметим, что новое государство и само искало поддержки зарубежных стран для преодоления экономических трудностей в стране. На помощь палестинским арабам пришли соседние государства, агрессия которых вылилась в военную антиеврейскую интервенцию. Израиль, оставшись по сути один на один с врагами, в ходе тяжелых боев смог выдержать мощный натиск со стороны арабского мира. Молодое государство отстояло свою независимость и доказало свою жизнеспособность, одержав первую победу в цепи грядущих военных конфликтов.  

Впереди молодое еврейское государство ожидали такие события как Суэцкий кризис, Шестидневная война, Война Судного дня, Ливанские войны. Как мы видим, арабский мир не примирился с существованием еврейского государства и продолжает строить планы по его уничтожению до настоящего времени.          


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ




В конце XIX - XX вв. возникло два национальных движения, которые претендовали на Палестину. Одним из них был сионизм. Причины его возникновения я вижу следующие: 1. Еврейские религиозные и исторические устремления. 2. Реакция на европейский антисемитизм. Сионисты призывали всех евреев к восстановлению еврейского национального очага и выступали за массовую иммиграцию в Эрец-Израэль. Арабский национализм столкнулся с сионистским движением.

Но этот конфликт имел и другую сторону – противоречия с Англией. Когда англичане получили мандат на управление Палестиной, проявления арабского национализма приняли более резкий характер. Это становится заметным после принятия Англией в 1917 г. Декларации Бальфура, которая одобряла план сионистов по созданию в Палестине национального очага для еврейского народа. Мне хотелось бы отметить, что англичане старались лавировать между евреями и арабами. С одной стороны они пытались выполнить свои обещания евреям, а с другой стороны не забывали об арабских нефтяных источниках, однако невозможно было найти компромисс в этом регионе и обстановка стала накаляться с получением Англии мандата на Палестину.

Перед Второй мировой войной англичане оказали предпочтения арабам. В 1939 г. была опубликована Белая книга, которая рекомендовала создание через десять лет независимого палестинского государства. По этому плану ограничивалась иммиграция евреев, да ещё указывалось, что в дальнейшем она будет зависеть от согласия арабов. Арабы требовали прекращения иммиграции, а ишув расценил Белую книгу как предательство Великобритании. Бен-Гурион выступает за прекращение сотрудничества с английским правительством, но когда Англия объявила войну Германии, еврейское население палестины было готово помогать Англии. После того, как Англия отказалась предоставить убежище преследуемым в Германии евреям, обстановка ещё более ухудшилась. Сионисты постепенно стали переключатся с Англии на США и стали занимать активную антианглийскую позицию.

На основании вышеизложенного материала можно сделать вывод, что Англия уже не могла справляться с событиями, происходящими на Святой Земле, что побудило английское правительство передать палестино-израильский вопрос на рассмотрение в ООН. Накануне принятия Декларации независимости руководством ишува период британского мандата завершился, и английские войска покинули территорию Израиля.

Мне хотелось бы подчеркнуть, что возникновение государства Израиль явилось результатом политической игры великих держав. Наиболее значительная роль в этой игре принадлежала Советскому Союзу и Соединённым Штатам Америки – двум крупнейшим державам-победительницам, противоречия между которыми стали определять политический климат на международной арене практически сразу после Второй мировой войны. На мой взгляд, в противостоянии этих сверхдержав молодому еврейскому государству отводилась роль проводника их интересов на Ближнем Востоке, однако мы можем видеть, что позднее это государство стало самостоятельным субъектом региональных международных отношений, отстаивающим в первую очередь свои собственные интересы.

Сразу после образования Израильского государства оно подверглось нападению пяти соседних арабских стран, что свидетельствует о том, что конфликт расширился и перерос из палестино-израильских в арабо-израильские противоречия.

Именно в описываемый в моей работе период возникли такие неразрешимые проблемы, как вопрос об арабских беженцах и статусе города Иерусалима, в которые вовлекается всё больше и больше стран.

Анализируя итоги первой арабо-израильской войны, можно сказать, что попытка арабских государств с помощью военной силы не допустить создания Государства Израиль потерпела крушение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Альпер И. «Израильско-палестинский конфликт. История и современное состояние». Иерусалим: «Теэна» 2001 г. – 15 с.

2.     Бар-Захар М. «Бен-Гурион». Ростов-на-Дону: «Феникс» 1998 г. – 183 с.

3.     Браун М. «Наши руки запачканы кровью». Москва: «Слово Жизни» 2002 г. – 269 с.

4.      Ден-Кон-Шербок Д.А. «Палестино-израильский конфликт. Две точки зрения». Москва: «Гранд» 2002 г. - 316 с. 

5.     Кальвокоресси П. «Мировая политика после 1945 г». Москва: «Международные отношения» 2000 г. – 598 с.

6.     Кац З. «Арабо-израильский конфликт в глобальном контексте». Иерусалим: «Теэна» 2003 г. – 15 с.

7.     Меламедов Г.А. «Проблема Иерусалима в контексте ближневосточного переговорного процесса». Москва 2006 г. – 205с.

8.     Примаков Е. «Ближний Восток на сцене и за кулисами». Москва: «Российская газета» 2006 г. – 382 с.

9.     Смирнов А. «Военные тайны XX в. Арабо-израильские войны». Москва: «Вече» 2003 г. – 384 с.

10. Федченко А.Ф. «Государство Израиль: «Экономика и политика». (ЗБСТ) АНСССР Институт Востоковедения Москва: «Наука» 1982 г. – 197 с.

11.  Хесс Т. «Отпусти народ Мой». Вашингтон 1992 г. – 169 с.

12. Черчилль У. «Шестидневная война» Москва: Мосты культуры» 2004 г. – 315 с.

13. Штереншис М. «История государства Израиль 1896-2005 г». Герцлия: «Исрадон» 2005 г. – 720 с.

14. Эвен Я. «Террор на Ближнем Востоке». Иерусалим: «Теэна» 1998 г. – 15 с.

15.  Эттингер Ш. «Очерки истории еврейского народа» книга II Израиль: «Алия» 1990 г. – с. 805    

1. Диплом на тему Организация досуга подростков в условиях сельской местности
2. Биография на тему Яков Васильевич Толмачев 17791873
3. Сочинение на тему Рассказ А П Чехова Ионыч
4. Реферат Лавров, Иван Иванович актёр
5. Реферат на тему DownS Syndrome Essay Research Paper Description Juvenile
6. Реферат Революция поэтического языка в философии французского символизма
7. Контрольная работа по Основам аудита
8. Реферат на тему Explication The Road Not Taken Essay Research
9. Реферат Учет долгосрочных инвестиций 3
10. Курсовая Традиционный уклад китайской семьи в XVI-XVII в