Курсовая

Курсовая Социально-психологические теории личности

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024





Министерство  образования  и  науки  РФ

«Восточно-Сибирский  Государственный  Технологический  Университет»

Кафедра «Антикризисное управление и управление персоналом»


                    

Курсовая  работа

По дисциплине: «Социальная психология»

на тему: «Социально-психологические теории личности»


Выполнил:  Студент ЗФО специальности «управление персоналом» 2010 г.н.

Куликова Алина Игоревна

Проверил: к.п.н. Оттенс А.П.

Дата сдачи: ___________________

Дата защиты: _________________

Оценка: ______________________


Улан-Удэ, 2011

Оглавление

 

        

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1 Социальная психология личности

1.1   Понятие личности………………………………………………………….5

1.2   Социальная установка личности………………………………………….7

1.3   Социализация личности (механизмы, факторы и стадии,

адаптация личности)…………………………………………………………...9

1.4   Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности…………15

Глава 2 Социально-психологические теории личности

2.1 Специфика социально-психологического подхода к пониманию

Личности……………………………………………………………………….18

2.2 Характеристика социально-психологических теорий личности……….19

Заключение…………………………………………………………………….29

Список использованной литературы…………………………………………31          


Введение

         Несколько поколений социальных психологов сформировалось под влиянием социально-психологических теорий, изложенных во многих учебниках различных авторов. По мере возникновения благоприятных социально-политических условий социально-психологическая теория из мифологии, стала превращаться в науку как таковую. Но преодолеть кризис в области социально-психологической теории оказалось непросто. Дело в том, что здесь невозможно ограничиться отказом от одних принципов, теорий, терминов и переходом к использованию других. Кризис связан с глубинными процессами в обществе, с закостеневшим менталитетом. Поэтому необходимо изменение взглядов на жизнь и отношение к человеку, понимание его ценности.

         Социальную психологию как направление научного знания могут создать те, кто знают действительность не теоретически, изнутри. Нельзя в   современных социальных условиях исходить из  сложившихся в прошлом теоретических схем. При этом нужно понять и то, почему социологизируется социально-психологическая теория. В настоящее время не обойтись без анализа тех факторов, зачастую социологических, которые определяют содержание социально-психологических явлений. Когда произойдет смена социальных институтов, сложится новая система отношений, утвердится новый образ жизни, тогда наступит время для более тонкого и конкретного социально-психологического анализа. Пока обстоятельства позволяют создать лишь «каркас» социально-психологической теории, адекватного сегодняшней действительности. Одновременно надо освободить социально-психологическую теорию об идеологии и наполнить ее соответствующим содержанием. Несостоятельным оказались многие принципы, так называемые научные школы, получившие свою известность в прошлом в результате политических спекуляций. Так получилось, что из поля зрения     теории социальной психологии выпал ряд явлений, без учета которых нельзя понять ни общество, ни личность

         Без тесной связи с теорией невозможно нормальное развитие прикладных направлений социальной психологии. Сегодня, как никогда, общество нуждается в социально-психологических знаниях. При этом следует подчеркнуть, что только тогда, когда будет создана капитальная, научно фондированная и по-настоящему практичная социально-психологическая теория, она сможет быть серьезным подспорьем в решении жизненно важных проблем.

         Данная курсовая работа состоит из двух глав, заключения и списка использованной литературы.

         Цель исследования: изучение характеристик социально-психологических теорий личности.


Глава 1 Социальная психология личности

1.1  Понятие личности

Социальная психология изучает личность, проблемы формирования и социализации личности, ее положение в группе и  в системе общения.

Понятие «личность» раскрывает социально-психологическую сущность человека, формирующуюся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия.

Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной группы, как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через  которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Что значит быть личностью? Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию. Быть личностью – значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Личность (в узком смысле) – это субъект решения проблем, выбора, способный самостоятельно и ответственно решать проблемы, это субъект культуры. Личность может проявляться там, где человек сталкивается с проблемами, конфликтами. Человек еще не личность, если не способен самостоятельно решать жизненные проблемы и нести за свои решения и поступки ответственность.

Свобода личности, или свобода выбора, воли, определяется возможностью человека осуществлять выбор того или иного варианта поведения, порой вопреки социальным обстоятельствам или собственным влечением. «Человек – это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям» (М. Шелер).

Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и групп. Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни. Социальная среда зависит от типа общественно-экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.

Итак, общественно-экономическая формация формирует данную социальную среду, порождающую той или иной образ жизни и вслед за этим образ мышления и поведения. Следовательно, общественно-экономическая формация – социальная среда – образ жизни – личность – таков принципиальный путь формирования личности.

Различие людей между собой многопланово: это и различия убеждений и интересов, знаний и опыта, способной и умений, темперамента и характера. И тем не менее, функционирование психики всех людей подчиняется общим закономерностям: у всех имеется память, эмоции и другие психические процессы. К.К. Платонов, указывая на то, что для социально-психологического анализа личности следует четко разграничивать понятие «личность», «индивид», «индивидуальность», дает следующее определение личности. Личность – это человек как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а следовательно, носитель сознания и самосознания.

Согласно мнению Е.В. Шороховой, в основе социально-психологического понимания личности лежат характеристики социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь.

1.2 Социальная установка личности


Социальная установка – одна из основных категорий социальной психологии личности. Социальная установка связана с целым рядом психических свойств и процессов, таких, как восприятие и оценка ситуации, мотивация, принятие решений и поведение. Социальные установки личности являются продуктом столкновения потребностей и ситуаций их удовлетворения, которые закрепляются в личностной структуре в результате опыта.

В английском языке понятию «социальная установка» соответствует понятие «аттитюд», которое ввели в научный обиход У. Томас и Ф. Знанецкий (1920). Они дали первое определение аттитюда: состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определенным объектом в определенных условиях, и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта.

В современной социальной психологии чаще пользуются определением социальной установки, которое было дано Г. Олпортом (1924): «социальная установка – это состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом».

Социальная установка формируется на основе собственного жизненного опыта индивида и опыта, получаемого от других людей. Главным путем передачи установок является словесная вербальная форма.    

Основная функция установки – регуляция социального поведения индивида. Когда говорят о системе социальных установок личности, то, с точки зрения социальной и личностной значимости, отдельные социальные установки образуют своего рода иерархическую структуру. Этот факт нашел отражение в известной диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В.А. Ядова (1975). В ней выделены четыре уровня диспозиции как образований, регулирующих поведение и деятельность индивида. К первому уровню отнесены просто установки. В понимании Д.Н. Узнадзе, регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне, ко второму – социальные установки,  которые по мнению В.Я. Ядова, вступают в действие на уровне малых групп; третий уровень включает общую направленность интересов личности, отражающую отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечение и т.п.); на четвертом, высшем уровне располагается система ценностных ориентаций личности.  

И наконец, следует сказать несколько слов о некоторых видах или типах социальных установок. Прежде всего, часто выделяется в особый вид  так называемая перцептивная установка, означающая предрасположенность индивида к определенной интерпретации воспринимаемых элементов действительности. Другие две важные разновидности социальной установки – это стереотип и предрассудки. От обычной социальной установки стереотипы и предрассудки отличаются, прежде всего, содержанием своего когнитивного компонента. Стереотип – это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента.  Когда говорят о стереотипном мышлении, имеется в виду ограниченность, упрощенность и поверхностность представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними. Причинами возникновения стереотипов обычно бывают недостаток знаний, догматичное воспитание, неразвитость личности  или остановка по каким-либо причинам процессов ее развития. Предрассудок – это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном виде. Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияние соответствующей среды. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда у ребенка еще нет или почти нет адекватных знаний о том или ином социальном объекте, но под воздействием родителей и ближайшего окружения уже формируется определенное эмоционально-оценочное отношение к нему. Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может и соответствующий жизненный опыт индивида, эмоционально-пережитый, но недостаточно критично интерпретированный. Если объектом стереотипа или предрассудка выступает другой человек, то часто ведущими признаками оказываются его внешний вид, пол, профессия, национальная принадлежность, а другие признаки неоправданно игнорируются. Наиболее характерной особенностью восприятия на основе стереотипов и предрассудков является деление людей на «своих» и «чужих», при этом «своим» приписываются отличия по положительным качествам (авто-стереотип), а «чужие» наделяются негативными оценками (гетеро-стереотип).


1.3 Социализация личности

(механизмы, факторы и стадии, адаптация личности)


         В психологии под социализацией  обычно понимается процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация происходит под влиянием разных факторов – это и целенаправленные воспитательные воздействия на индивида со стороны других людей и общественных институтов, и стихийные воздействия на него различных жизненных обстоятельств. Понятие «социализации» неразрывно связано с представлениями о личности и о характере ее отношений с обществом. Отсюда и разные интерпретации процессов социализации. Для одних – это обучение социальному поведению; для других – моделирование личности в соответствии с требованиями культуры. Если ориентироваться на теорию социальной установки, объясняющую процессы регулирования социального поведения человека, то можно сказать, что социализация – это становление, формирование и развитие системы социальных установок личности.

         По мнению многих психологов, социализация происходит в следующих сферах жизни человека: в деятельности, в общении и в сфере самосознания. Социализацию в сфере деятельности А.Н. Леонтьев определял как «расширение каталога деятельности, которыми владеет ребенок». Имеется в виду постепенное усвоение тех видов деятельности, которые ребенок может самостоятельно воспроизводить, т.е. освоение культурных образцов поведения. В сфере общения социализация происходит в ходе постепенного расширения круга общения, углубление самого процесса общения, связанного с изменением его содержания и форм. В сфере самосознания социализация выступает в плане формирования образа самого себя. Идентификация представляет собой процесс эмоционального и иного самоотождествления  человека с другим человеком, группой, образцом. Это механизм социализации личности, осуществляющий «присвоение» индивидом своей человеческой сущности. Идентификации обычно противопоставляется обособление – механизм индивидуализации личности,  воплощенный в стремлении  человека выделиться из числа других, закрыться отстраниться. Идентификация оказывает двойное воздействие на развитие личности: с одной стороны формирует способность к установлению положительных отношений с людьми, ведет к развитию социально-значимых качеств, с другой – может способствовать растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального.

         Исходя из вышесказанного, можно предложить и такое понимание социализации: это процесс активного усвоения индивидом ценностей и норм общества и формирование их в систему социальный установок, которая определяет позиции и поведение индивида как личности в системе общества.

         На осуществление процесса социализации оказывает влияние большое количество разнообразных факторов,  которые,  в самом общем виде могут быть представлены в виде двух больших групп: в первую входят социальные факторы, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее групповой, исторической, культурной и этнической специфики, во-вторых – индивидуально-личностные факторы, в значительной мере определяемые индивидуально-психологическими особенностями личности, своеобразием ее жизненного пути.

         К социальным факторам обычно относят макро-, меза- и микро-факторы, отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и т.п. особенности развития личности, в том числе и качество жизни, экологическую обстановку, возникновение экстремальных и других социальных обстоятельств.

         Макро-факторы – это те социальные и природные условия развития и социализации личности, которые обусловлены ее проживанием в составе больших социальных общностей, таких, как страна, государство.  Сюда также относится культура - система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации человека, которая охватывает все стороны жизни: биологическую (сон, еда, отдых, сексуальная сфера и т.д.),  производственную (создание средств материального жизнеобеспечения,   орудий труда, пищи, одежды, жилье),  духовную (язык, речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).

         Мезафакторы – это детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием составе общностей средней величины. В число этих факторов можно включить этнос (нация). Принадлежность к той или иной нации, ее традиции во многом определяет специфику социализации личности. Еще один мезафактор – это региональные условия, характерные для социализации людей, проживающих, в той или иной части страны, государства, имеющей свои отличительные особенности (единую социально-экономическую систему, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие). Тип поселения (деревня, село, поселок, город, область) в силу определенных причин также придает своеобразие социализации проживающих в нем людей. Огромное влияние на процесс социализации оказывают средства коммуникации (печать, радио, телевидение, театр и кино), с помощью которых осуществляется распространение информации (знание, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие аудитории.

К микрофакторам, определяющим протекание социализации, можно отнести те институты общества, которые осуществляют сам процесс и для которых человек, оказывается, прежде всего, объектом воздействия. По своему социальному статусу эти институты могут быть формальными и неформальными. Первые являются официальными учреждениями общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т.д.). Вторые, неформальные институты, имеют социально-психологическую основу. Это разные социальные группы, от малых до больших, в которых оказывается включенными индивид (семья, класс, профессиональная трудовая группа, группа сверстников,  этническая общность и т.д.)

По сути, социализация представляет собой процесс формирования личности. Он начинается с момента рождения индивида и продолжается в течение всей его жизни, хотя в старости этот процесс приобретает иногда регрессивный характер. При этом выделяют: первый или ранний период, охватывающий первые 12 лет жизни человека; второй период – между 12-18 годами. Второй период социализации отличается в психологическом плане завершенностью формирования мыслительных способностей. К третьему периоду основная система социальных установок личности оказывается уже сформированной и довольно устойчивой. Индивид приобретает большую самостоятельность и критичность в восприятии различных социальных влечений, его основным институтом социализации становится собственный жизненный опыт, включая опыт социальных отношений.

Согласно Эриксону, осознание себя требует психологической взаимности – т.е. соответствия между представлением человека о себе и тем, как его воспринимают окружающие и чего они от него хотят. Это утверждение подчеркивает что, если молодой человек не принят обществом или даже каким-либо отдельным лицом, это может сильно помешать ему в утверждении собственного Я.

Одним из ведущих и определяющих механизмов социализации личности выступает психологическая адаптация.

«Социально-психологическая адаптация – это процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладение теми или иными социально-психологическими функциями. При этом, под статусом «социальной личности» понимается положение личности в системе смешенных отношений, определяющие его права, обязанность и привилегии».   В процессе социально-психологической адаптации человек стремится достичь гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере ее осуществления повышается адаптивность личности, т.е. степень приспособленности ее к жизни в социуме. Адаптивность может быть: внутренней, проявляющейся в форме перестройки функциональных структур и систем личности при определенных изменениях среды. Внешней (поведенческой), когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность. Смешанной, при которой личность частично изменяется и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы и в то же время частично адаптируется инструментально, сохраняя свое «Я» и самостоятельность.

Противоположная адаптивности характеристика – дезадаптивность личности бывает нескольких типов: устойчивая ситуативная дезадаптивность, характеризуется отсутствием у личности механизмов приспособления, когда есть желание, но нет умения адаптироваться; временная дезадаптивность, при которой имеет место нарушения баланса между личностью и средой, порождающее адаптивную активность личности; общая устойчивая дезадаптивность, представляющая собой состояние постоянного напряжения, неудовлетворенности, активизирующее бессознательные патологические защитные механизмы психики.

Таким образом, социально-психологическая адаптация выступает и как средство защиты личности, с помощью которого ослабляются и устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии его с другими людьми и обществом в целом.

Психологи описывают два типа социально-психологической адаптации: прогрессивную и регрессивную. В ходе прогрессивной адаптации достигается единство интересов и целей личности, с одной стороны, и общества – с другой. Регрессивная адаптация формальная, не отвечает ни интересам общества, ни развитию социальной группы, ни самой личности. По механизму осуществления социально-психологическая адаптация бывает добровольной (по желанию человека) или принудительной (причиняющей ущерб, деформирующей личность).

Итак, можно сделать вывод, что социально-психологическая адаптация является процессом, который происходит при изменении условий социальной среды и связан с коррекцией, достройкой, деформированием, частичной перестройкой отдельных функциональных систем психики либо личности в целом.

Главный смысл социализации заключается в актуализации «Я», раскрытие потенциалов личности, развитие ее индивидуальности как социального существа. Насколько социально зрелой и гармоничной является личность, оценивается широта ее социализации. В тоталитарном  государстве наблюдаются такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция и конформизм. Мазохизм – это стремление к подчинению, отказ от своего «Я», как бы слияние его с другим человеком или социальной группой, т.е. это своеобразное бегство от свободы, вызванное страхом одиночества и ответственности. Под садизмом в данном случае понимается постановка других людей в зависимое положение, приобретения над ними неограниченной власти; эксплуатация и запугивание окружающих. Деструкция как способ социализации заключается в избавлении человека от ощущения собственного бессилия посредством насильственного разрушения окружающего мира, в частности конкретных социальных институтов. Конформизм означает отказ индивида от собственного «Я» и его превращения в человека толпы, автоматически следующего за большинством, действующего «как все».

Любой процесс развития человека - это процесс его индивидуального развития в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Каждый человек сам – индивидуально, лично, непосредственно – проходит путь социального развития. Усвоение знаний, включенных в общественное сознание, не может заменить человеку процесс его личного социального опыта, накапливаемого в результате индивидуального постижения социальных закономерностей.

1.4 Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности

Понятие «социализация» означает сопричастность, соединение с обществом, в то время как приставка «а» в понятии «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.

Говоря об асоциализации, нельзя не упомянуть еще о двух, связанных с данной проблемой терминах: «десоциализация» и «отставание в социализации». Первый означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние отрицательной микросферы – дворовой компании сверстников, преступной группы и т.п. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивных норм ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа социализации. Со временем отставание может привести  к усвоению личности негативных норм или к бездумному подчинению такой отставшей в социализации личности воли других антиобщественных элементов.

Псоциализация личности происходит в те хронологические периоды (детство, отрочество и юность), что и социализация, в то время как десоциализация может осуществляться и в зрелом возрасте. Например, человек зрелого возраста, вставший на путь хищения государственной собственности под влиянием группы скрытых преступников, одновременно может оставаться хорошим отцом семейства, быть культурным, вежливым, нормально выполнять все другие социальные роли.

На раннем этапе асоциализации главным является механизм подражания, когда дети или подростки неосознанно или частично осознавая перенимают у взрослых, ведущих асоциальный образ жизни, негативные образцы поведения.

В отношении личности, вставшей на криминальный путь поведения, общество в лице институтов социализации, органов социального контроля осуществляет ресоциализацию, т.е. процесс социального восстановления личности, усвоение ею повторно или впервые позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей, образцов поведения. Приставка «ре» в понятии «ресоциализация» означает демонтаж, разрушение усвоенных личностью в процессе асоциализации (десоциализации) негативных, антиобщественных норм и ценностей и привитие ей позитивных норм и ценностей, одобряемых обществом.

          Так, некоторые педагоги считают, что «перевоспитание осужденных направлено на их ресоциализацию и возвращению к честной трудовой жизни на свободе» (т.е. в данном случае ресоциализация рассматривается как результат процесса перевоспитания). Юристы также используют это термин, в частности, при исследовании  вопросов уголовно-исполнительной политики  применительно к молодежи, отмечая большую способность к ресоциализации субъекта молодого возраста по сравнению со взрослым (здесь ресоциализация рассматривается не только как результат, но и как процесс).

Проблема ресоциализации связана не только с исправлением осужденных. Она выходит на проблему включения в нормальный процесс социализации осужденных и других категорий лиц: больных, наркоманов, лиц, переживших  стресс во время аварий, боевых действий, природных стихийных бедствий. Поэтому в настоящее время наряду с понятием «социальная адаптация» в социальной психологии широко используется термин «социальная реабилитация». Социальная адаптация необходима как здоровым, так и больным людям. Что же касается социальной реабилитации, то в ней нуждаются лица, для которых характерен посттравматический синдром, в частности «авгануп», ликвидаторы  Чернобыльской аварии, лица, перенесшие природные стихийные бедствия, беженцы из так называемых «горячих точек», освободившиеся из мест лишения свободы, инвалиды и др. Эти лица испытывают потребность не только в социальной помощи, но и в психотерапии, психокоррекции (аутотренинге и пр.).

Глава 2

Социально-психологические теории личности


2.1 Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности


         В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию  личности: 1) биологический; 2) социологический; 3) индивидуально-психологический; 4) социально-психологический и др. В соответствии с первым подходом развитие личности представляет собой развертывание генетической программы.

         С точки зрения социологического подхода личность представляет собой продукт культурно-исторического развития. В связи с этим уместно провести цитату К. Маркса о том, что «личность не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность общественных сообщений».

         С точки зрения индивидуально-психологического подхода на развитие личности оказывают влияние такие особенности, как конституция человека, тип нервной системы и т.д. Здесь важно различать близкие, но не тождественные понятия «индивид», «человек», «личность».

         На Западе отрасль психологии, которая занимается изучением личности, называется персонологией. Дело в том, что по-английски личность – это персона.

         Этимология слова «личность» помогает разобраться в социально-психологической природе понятия. В русском языке слово «личность» означает личину, т.е. маску. Это обстоятельство подчеркивает типическое в личности, что позволяет говорить о ней как о социотипе, архетипе.

         Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности заключается в следующем:

         - он объясняет механизмы социализации личности;

         - раскрывает ее социально-психологическую структуру;

         - позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее.

         Социально-психологическая структура личности включает: ментальность, ценностно-смысловую сферу, мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы, жизненный путь), когнитивные характеристики (картины мира); социально-психологическую компетентность личности; статусно-ролевые характеристики личности; эмоциональные психические состояния, социальные чувства личности.


2.2 Характеристика социально-психологических теорий личности


         Существуют различные социально-психологические теории личности: американские, европейские, восточные, отечественные. Из их числа можно выделить психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые теории личности, теорию Маслоу о самоактуализации «Я», теории зеркального «Я» («Я – концепцию»), экзистенциальные. Среди отечественных социально-психологических теорий личности можно выделить теорию отношений В.Н. Мясищева, теорию установки Д.Н. Узнадзе, дистанционную теорию личности , структуру личности К.К. Платонова, теорию интегральной индивидуальности. Эти теории позволяют говорить о личности не только как об индивидуальном, но и как о типичном социально-психологическом явлении.

         Американский психолог А. Маслоу в своих работах о самоактулизации «Я» неоднократно подчеркивал, что один человек может относиться к другому как и к  самому себе, а этот другой может воспринимать окружающих его людей так же, как он воспринимает вещи, и соответственно с ними обращаться.  Конкретизировав это утверждение А. Маслоу , американский ученый Э.Шостром назвал первый тип  личности актуализатором, а второй – манипулятором. Исследуя психические свойства Э. Шостром выделил восемь разновидностей манипуляторов, которые обозначил как «диктатор», «тряпка», «калькулятор», «прилипала», «хулиган», «славный парень», «судья», «защитник».

         Для первого, по наблюдениям Э.Шострома, в общении с людьми характерна откровенно силовая манера поведения, для второго – кажущаяся бесконечная игра в поддавки, для третьего – холодная расчетливость, для четвертого – имитация беззащитности и постоянной нужды в опеке, для пятого – терроризирование окружающих в своих интересах, для шестого – разыгрывание «своего в доску» человека, для седьмого -  демонстрация по отношению к объектам манипуляции обвинительной позиции,  для восьмого – лицемерное разыгрывание роли защитника, но опять с целью получения желаемого от них.

         Выдающийся немецко-американский психолог Э. Фромм еще в 50-е годы ХХ века утверждал, что из манипулирования рынком логически вытекает желание манипулировать людьми. Принадлежность каждого из них к той или иной группе требует поведения, которое в обществе считается само собой разумеющимся, так сказать, социально нормальным для представителя данной группы – мужчины, учителя, мужа, отца и т.д. Демонстрируя такое поведение, человек постоянно выступает как носитель социальной роли или одновременно несколько социальных ролей. Социолог И.С. Кон, конкретизируя это положение, пишет: «Принадлежность индивида к группе выражается в определенных функциях (ролях), в которых фиксируются его обязанности и права по отношению к группе».

         Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Различаются безличные (социальные) и межличностные роли. Взаимодействия друг с другом в учении, труде, в быту и выполняя при этом различные роли, например учителя, банкира, следователя, матери, люди  остаются личностями. Любая социальная роль всегда оставляет для исполнителя возможность проявить свою индивидуальность. Вследствие этого социальные отношения становятся межличностными.

         Психоаналитический подход З.Фрейда (1856-1939) к пониманию личности.

         Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, родоначальник психоанализа, был последовательным детерминистом, он считал, что все в душевной жизни имеет свою причину, каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Главная его заслуга в том, что он  впервые ввел в науку понятие бессознательного и создал методы работы с неосознаваемыми мотивами. Он выделил три сферы психического: сознание, предсознание и бессознательное. Именно в бессознательном находятся основные детерминанты личности – психическая энергия, побуждения и инстинкты. Существует два основных инстинкта: либидо, или стремление к сексуальному удовлетворению, и инстинкт агрессии и стремление к смерти. В структуре личности, по Фрейду, существуют также три основных компонента: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Ид, это основная, первоначальная и  центральная часть личности почти целиком бессознательна.  Она включает в себя психические формы, которые никогда не были сознательными, и те, которые оказались неприемлемыми для сознания и были вытеснены из него. Ид не знает ценностей добра и зла, не знает морали.

         Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой – подчиняется требованием реальности. Эта часть личности отвечает за произвольное поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к ослаблению напряжения и усилению удовольствия.

         Сверх-Я развивается из Эго и служит хранилищем моральных установлений, норм поведения, является  судьей и цензором деятельности и мыслей Эго. Мотивы, мысли и т.д., не соответствующие нормам, предъявляемым Сверх-Я, вытесняются в область бессознательного или предсознания.

         Для того чтобы вытесненный материал не проник снова в сознание, «Я» использует разнообразные способы защиты. Фрейд указывал в основном на такие формы защиты, как рационализация, сублимация, проекция и избегание. Однако, несмотря на наличие защиты, вытесненные желания (в основном они связаны с сексуальными переживаниями) прорываются в сознание в форме сновидений, фантазий, «случайных» оговорок, неожиданных для самого себя действий и т.п. Подавленные мотивы продолжают действовать  и существенным образом влияют на поведение человека. Более того, они усиливаются и уходят из-под контроля сознания. Когда сильный, но подавленный мотив прорывается в сознание, человек может впасть в истерический припадок или у него появятся другие невротические реакции.

         Огромное значение Фрейд передавал детским сексуальным  переживанием. Общеизвестен предложенный им комплекс Эдипа, основу которого составляет запретная любовь мальчика к собственной матери и отсюда ненависть к собственному отцу. В своем психосексуальном развитии человек проходит различные фазы, которые Фрейд подробно рассматривал в контексте формирования характера и будущих психологических проблем индивида. «Застревание» на одной из этих фаз (оральной, анальной, фаилической и генитальной) может сохраняться в бессознательной форме и во взрослом состоянии.

         Во всех случаях невротических расстройств оказывается, что либидозная энергия «неверно» привязана к образу той или иной личности, идеи или вещи. Психоанализ помогает освободить неверно катектированную энергию, которая может быть использована более позитивно.

         Психоанализ Карла Юнга (1875-1961)

         Швейцарский ученый К. Юнг предложил идею существования наряду с индивидуальном бессознательным коллективного бессознательного, содержанием которого являются так называемые архетипы, т.е. некие общие формы мысленных представлений, наполняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональным и образным содержанием. Коллективное бессознательное существует в мыслях каждого отдельного индивида, коллективное оно потому, что является одинаковым у многих людей и тем самым объединяет их в народы, нации, человечество в целом.

         Юнг выделяет несколько основных архетипов: Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость.

         Персона – это то, какими мы представляем себя миру: характер, который мы принимаем, наши социальные роли, одежда, которую мы предпочитаем носить, индивидуальный стиль выражения.

Эго – это центр сознания, он создает ощущение последовательности в нашей сознательной жизни.

         Тень – центр личного бессознательного, в котором сосредоточен

 материал, вытесненный из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.

         Анима и Анимус – идеальные бессознательные структуры,  отражающие представление соответственно о женственности и мужественности. Все отношения с противоположным полом находятся под влиянием этих архетипов.

         Самость – центральный архетип порядка и целостности личности. По Юнгу, сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга, образуя целостность, которая и есть самость.

         Психоанализ Альфреда Адлера (1870-1937)

         Основные принципы австрийского врача – психиатра А.Адлера – холизм (целостность), единство индивидуального стиля жизни, социальный интерес и общественное чувство, и направленность поведения на достижение цели. Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем прошлый опыт, и действия каждого мотивированны, прежде всего, целями превосходства и овладения средой.

         А.Адлер ввел термин «комплекс неполноценности», полагая, что все дети испытывают чувство неполноценности вследствие малых физических размеров и недостатка сил и возможностей.

         Чувство неполноценности вызывает стремление к превосходству, которое направляет помыслы и действия к «цели победы». Адлер подчеркивал важность в жизни человека агрессии и борьбы за власть. Однако агрессию он понимал не как стремление к уничтожению, а как сильную инициативу в преодолении препятствий. Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как проявление более общего мотива – стремление к превосходству и самосовершенствованию, т.е. побуждение улучшать себя, развивать свои способности и свою потенциальность.

         Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она предполагает общественные работы и заинтересованность в благополучии других, то можно говорить о конструктивном и здоровым развитии  индивида. Это выражается в стремлении к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенной жизни.

         Каждый человек выбирает свой жизненный стиль, т.е. уникальный способ следования своей жизненной цели. А.Адлер подчеркивал творческий активный характер личности в формировании собственной жизни, а также социальный характер человеческого поведения. Он говорит о чувстве общности, ощущение родства со всем человечеством. Адлер полагал, что только   посредством сотрудничества с другими мы можем преодолеть нашу действительную неполноценность или чувство неполноценности. Конструктивное стремление  к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация – основные черты здорового индивида.

         Бихевиористский подход к пониманию личности.

         Слово «бихевиоризм» происходит от английского behaviour – поведение. Бихевиоризм используют для объяснения поведения два основных понятия: стимул и реакция, сознание и прочие субъективные понятия отрицаются. Сторонники бихевиоризма стремятся иметь дело только с наблюдаемыми фантами.  

         Американский психолог, лидер бихевиоризма Б. Скиннер рассматривает личность как изолированную самость, которой нет места в научном анализе поведения. Личность определяется им как сумма паттернов поведения. Паттернам поведения называется некоторая целостная совокупность поведенческих реакций. Различные ситуации вызывают различные паттерны реакций.

         Сам И. Павлов открыл механизм образования условных реакций при сочетании безусловного рефлекса с некоторым условным сигналом, то Б. Скиннер существенно расширил эту систему, предложив модель так называемого оперантного обуславливания – награждения за желаемые и наказания за нежелательные реакции. Подкрепляющий стимул дается после получения желаемых реакций, что способствует их закреплению  и повторению. Наказание (или негативный подкрепляющий стимул) уменьшает вероятность определенных реакций.

         Автономный человек, свобода, достоинство, творчество, с точки зрения Б. Скиннера, - только фикции, также он отрицает спонтанность поведения и его источники, лежащие вне жизненного опыта. Скиннера больше интересует управление поведением, чем его предсказания.

         Понимание личности с позиций гуманистической психологии.

         Основательной гуманистической психологии  К. Роджерс полагал, что решающую роль в жизни и развитии человека, играет, его представление  о самом себе думает, тем более что он не поможет судить о том каков он на самом деле. Не существует объективного образа самого себя, который может быть использован в качестве эталона.

         А Маслоу – один из основателей гуманистической психологии  - всю свою работу связывал с проблемой личностного роста и развития. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, фактически отрицавших творчество, любовь, альтруизм и другие великие ценности человечества. Он считал, что психоанализ З.Фрейда представляет нам больную часть психики, которую га заполнить ее здоровой частью. Центральным понятием для гуманистической психологии языка самоактуализация.

         А. Маслоу начал с изучения выдающихся людей, которые казались ему наиболее душено здоровыми и творческими.

         А. Маслоу называет следующие характеристики самоантуализирующей личности: 

-Более эффективное восприятие  реальности и более комфортное отношении к ней;

- Принятие себя, других, природы;

         - Спонтанность, простота, естественность?

         - Потребность в уединении;

         - Постоянная свежесть оценка.

         - Более глубокие межличностные отношения;

         - Демократическая структура характера;

         - Различение средств и целей, добра и зла;

         - Философское невраждебное чувство юмора;

         - Самоактуализирующееся творчество.

Другой кардинальной идеей А. Маслоу была концепция иерархии фундаментальных потребностей, которые развиваются от низших и высших. Это физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.), потребность безопасности, потребность в любви и принадлежности, в уважении, в самоактуализации.

 Понимание личности с точки зрения трансакционного анализа.

Трансакцией называется единица общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человекe) или трансакционного реакцией.

Эрик Берн утверждает, что большинство людей в своей жизни в основном занимаются играми очень мало времени посвящая подлинной жизни, искренней человеческой близости, дающей истинное удовлетворение.

Как правило, игра усваивается в детстве, и в дальнейшем человек не осознает подлинных причин своего поведения, действуя по заранее заданной схеме. Главной неосознаваемой целью игры является пребывание в том или ином состоянии «Я» которое приносит внутреннее удовлетворение, иногда «патологическое».

Для того чтобы выйти на свою проблему и решить ее необходимо отказаться от игры, игра создано как средство избегания проблемы.

Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии.

Впервые термин «экзистенция» («существование») был употреблен С.Кьеркегором, труды которого легли в основу этой философии. Другим источником экзистенциализма считается феноменология Э.Гуссерия. Крупнейшими философами – экзистенциалистами являются Страт и Камю.

Объектом следования экзистенциалистов является человек как субъект переживания своего существования. Естественно, что психология и психотерапия ХХ в. не могли не подвергнуться воздействию этого учения.

Покажем основные черты экзистенциальной психотерапии на примере психотерапии крупнейшего его представителя В.Франкла. Основным сугубо человеческим стремлением, по В.Франку, является стремление обрести смысл своего существования, и человек ощущает фрустрацию, если это стремление остается нереализованным.

Не человек ставит вопрос о смысле жизни – сама жизнь ставит это вопрос перед ним, и человеку приходиться постоянно отвечать на него не словами, а действиями. Смысл жизни, в принципе, доступен любому человеку, не зависимо от пола, возраста, интеллекта, характера, среды и различных убеждений. Он всегда уникален, его нельзя научить, но человек может его создать несет ответственность  за осуществление своего уникального смысла жизни. Причем человек может найти и реализовать смысл при любых обстоятельствах.

В поисках сигнала человек направляет свою совесть. Совесть – орган смысла. Эту способность Франки называют самотрансценденцией человека. Смысл человека находят вне себя. Чем больше он отдает себя делу, своему партнеру, тем в большей степени становится самим собой. Чувство найденного смысла жизни дает человеку огромные душевные силы для преодоления жизненных трудностей.

Нормальное чувство счастья, по Франку, - явление сопровождающее достижение цели. Следование смыслу жизни. Когда же у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он может попытаться добиться его «в обход», например, с помощью химических препаратов (алкоголь, наркотики), сексуального и другого наслаждения. Однако чем более человек стремится к наслаждению и счастью, тем больше оно от него ускользает и требует все большей искусственной и изощренной стимуляции. Таким образом, обращение на себя, свои удовольствия, т.е. рефлексия, имеющая целью личное счастье, ведет к потере этого счастья.


Заключение


В ходе теоретического изучения темы были рассмотрены следующие вопросы:

рассмотрена проблема социально-психологических свойств личности в современной социальной психологии;

рассмотрены социально-психологические характеристики личности.

В результате чего за определение социально-психологических свойств личности было взято определение Г.М. Андреевой: «это свойства, которые формируются в реальных социальных группах, в условиях совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними».

При рассмотрении вопроса о том, что представляет собой личность, мы исходили из определения профессионала (А.А. Деркач, В.М. Дьячков) как «госслужащего, достигшего высокого уровня квалификации, сознательно изменяющего и развивающего себя в ходе осуществления профессиональной деятельности, вносящего свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедшего индивидуальное предназначение в профессии, ориентированного на высокие достижения, гармонично сочетающего личные интересы и интересы общества».

В итоге выстроилась модель, которая позволяет комплексно представить и выделить те основные блоки, которые обеспечивают успешность деятельности личности. Эта модель включает в себя:

качества личности;

её способности;

её профессиональные навыки;

опыт;

мотивация деятельности;

воспитание.

Наша гипотеза о том, что успешной профессиональной деятельности препятствуют такие социально-психологические характеристики личности как: экстернальность, низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей, авторитарный стиль поведения в отношениях с людьми, подтвердилась лишь частично.

Исследование выявило средний уровень развития коммуникативных и организаторских способностей. Вероятно, это связано с быстро изменяющимися условиями, которые требуют от людей обладания этими способностями как минимум на среднем уровне.

Кроме того, в ходе исследования были выявлены половые различия по уровню развития коммуникативных и организаторских способностей. Полученные данные в выборке мужчин позволяют говорить о том, что у них уровень развития этих способностей в большинстве случаев находится на высоком уровне по сравнению с данными, полученными в выборке женщин.

При весьма благоприятной картине в целом, а речь идет о наличии таких психологических тенденций как: отзывчивость, уступчивость, добросердечие, в своей деятельности люди не могут в полной мере их реализовать по отношению к другим. Мы также предполагали, что профессиональной деятельности препятствует авторитарный стиль поведения в отношениях. Однако был выявлен такой стиль поведения как доверительная доброжелательность. Следует отметить, что в идеале все хотели бы обладать более развитыми лидерскими качествами (это ярко иллюстрируют данные, полученные по «Я – идеальное»).

Таким образом, можно дать следующие рекомендации. Для повышения эффективности профессиональной деятельности желательно работать в направлении повышения уровня развития коммуникативных и организаторских способностей, в направлении изменения типа локуса контроля в сторону интернального и в направлении развития лидерских качеств. Для осуществления этих целей возможно проведение различных тренингов.

Список использованной литературы

1.     Андреева Г.М. Социальная психология М., 2003. (стр. 27)

2.     Битянова М.Р. Социальная психология М., 2002. (стр. 15)

3.     Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации М.,1999. (стр. 9)

4.     Гостев А.А., Соснин В.А., Степанов Е.И. На путях становления отечественной конфликтологии //Психол. журн. 1996 Т. 17 № 1, С 110-128. (стр. 6)

5.     Донцов А.И. Психология коллектива М., 2001. (стр. 48)

6.     Дубовская Е М., Кричевский Р.Л. Психология малой группы М., 1991. (стр. 72)

7.     Емельянов Ю.И. Активное социально-психологическое обучение Л., 2004. (стр. 51)

8.     Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н. Сухова М., 2003. (стр. 23)

9.     Парыгин Б.Д. Социальная психология М., 1999. (стр. 17)

10. Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е.В.Шорохова М. Наука, 2000. (стр. 36)

11. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности теорет.методолог. аспект Л., 2003. (стр. 29)

12. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология СПб., 1999. (стр. 31)

13. Современная зарубежная социальная психология Тексты / Под ред. Г.М.Андреевой и др. М., 2001. (стр. 24)

14. Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача М., 2001. (стр. 9)

15. Социальная психология и общественная практика /Под ред. Е.В. Шороховой, В.П. Левкович. М., 1999. (стр. 78)

16. Социально-психологическое исследование межнациональных отношений / Под ред. П.Н. Шихирева. М.,2005. (стр. 125)

1. Сочинение Анализ эпизода произведения Фома Гордеев - Смерть Игната
2. Реферат на тему Is Emily Dickinson On Drugs Essay Research
3. Реферат Уншлихт, Иосиф Станиславович
4. Курсовая на тему Финансовое планирование 3
5. Диплом на тему Тестовый контроль знаний школьников по истории
6. Реферат Научно-справочный аппарат 2
7. Реферат на тему Compare And Contrast Of Jamestown And Plymouth
8. Реферат Муниципальный маркетинг
9. Курсовая Расчет состава шлака при сварке покрытыми электродами
10. Реферат на тему Политическое и культурное развитие Ольвийского полиса