Курсовая Пьер де Кубертен и Олимпийское движение
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Тульский Государственный Педагогический Университет
им. Л.Н. Толстого
Кафедра новой и новейшей истории
Курсовая работа по теме: «Пьер де Кубертен и возрождение олимпийских игр»
Выполнил –
Студент группы 3А
Исторического факультета
Проверил –
Михайлин Геннадий
Васильевич,
Кандидат исторических наук,
Тула 2008.
План
Введение…………………………………………………………………..3
1. Биография Пьера де Кубертена……………………………………….7
2. Возрождение Олимпийских игр……………………………………..15
2.1 Исторические предпосылки возрождения международного Олимпийского движения……………………………………………..15
2.2 Роль Олимпийского конгресса
2.3 Создание МОК и его Хартия…………………………………………19
2.4 Вступление России в Олимпийское движение……………………..23
Заключение………………………………………………………………..29
Приложение……………………………………………………………….30
Источники и литература………………………………………………….31
ВВЕДЕНИЕ
«Нет ничего благороднее солнца,
дающего столько света и тепла.
Так и люди прославляют те состязания,
величественнее которых нет ничего,- Олимпийские игры».
(Пиндар)
Актуальность темы исследования. Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство»[1]. Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта
Сегодня проведение Олимпийских игр – вопрос престижа для любой страны. Все мы помним, с какой радостью россияне встретили новость о проведении зимней Олимпиады 2014 в Сочи, все мы помним слезы побед и поражений спортсменов, судейские ошибки и допинговые скандалы. И всему этому многообразию эмоций мы обязаны одному Пьеру де Кубертену. Но на самом деле он имел ряд предшественников. Одним из первых попытку возродить понятие «Олимпийские игры» предпринял итальянский государственный деятель эпохи Возрождения Матео Палмиери (1405-1475), обратившись к идеям античного мира в одном из своих трактатов (ок. 1450), где он полемизировал с церковными и феодальными властями. Его соотечественник и современник, врач и историк физического воспитания Иероним Меркуриалис посвятил Олимпиадам несколько разделов в своем труде «Де арте гимнастика», выступив против применения античной гимнастики в соревновательных целях. В 1516 юрист Иоханнес Аквилла организовал в Бадене «показательные олимпийские выступления». Английский драматург Томас Кид (1544-90) показывал сцены из истории олимпизма с театральных подмостков. Пользуясь поддержкой английского короля Якова I, королевский прокурор Робер Довер организовал в 1604 ряд соревнований под названием «Олимпийские игры». В соревнованиях атлетов, борцов, конников могли участвовать все желающие независимо от пола и сословий. Игры сопровождала своеобразная «культурная программа», включавшая охоту, танцы, пение, музыку, шахматы. Соревнования стали очень популярны и проводились в течение почти 100 лет. Идеям олимпизма уделяли большое внимание великие гуманисты XVIII в. Ф. Шиллер и Ж. Ж. Руссо. Англичанин Джилберт Уэст (1703-56) первым посвятил истории Олимпиад докторскую диссертацию, закончив ее словами надежды на возрождение идей олимпизма. В течение восьми лет (1772-79) немецкий герцог Л. Фридрих проводил состязания на специально построенном в своем имении в Дессау стадионе по программе древних Олимпийских игр, устраиваемых в честь дня рождения его жены.
В
В 1830-х гг. в Швеции, близ г. Хельсингборга, проводились соревнования под названием «Олимпийские игры», в 1844 подобные соревнования были организованы в Монреале, в 1859 по специальному указу греческого короля Оттона I Баварского на восстановленном в Афинах античном стадионе прошли соревнования легкоатлетов и выставка произведений изобразительного искусства и изделий кустарных промыслов. Вторая Олимпиада (в 1863) не состоялась из-за низложения короля, но позднее, в 1870, 1875, 1888, 1889 прошли еще четыре подобных турнира. Французский общественный деятель, историк и литератор, барон Пьер де Кубертен в 1883 выступил с предложением о регулярном проведении всемирных спортивных состязаний под названием Олимпийские игры.
Научная разработанность темы. Затронутая в этой курсовой работе тема, не имеет широкого интереса в исторической науке. На русском языке источники по данной проблематике отсутствуют. Поэтому мысли того же Пьера де Кубертена можно видеть только по отрывкам, приводимых в различных монографиях. Единственными весомыми источниками на этом фоне выглядят Олимпийская Хартия, изданная в России накануне игр в Атланте в
Объектом исследования являются международные отношения на рубеже XIX и XX веков
Предметом исследования - история олимпийских игр как часть общей культуры общества.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение деятельности Пьера де Кубертена и международной обстановки способствующей их возрождению.
Соответственно задачами данной работы являются:
3. Рассмотреть биографию Пьера де Кубертена
4. Выявить исторические предпосылки возрождения международного Олимпийского движения
5. Рассмотреть роль Олимпийского конгресса
6. Рассмотреть процесс создания МОК и принятия им Хартии Олимпийского движения
7. Рассмотреть процесс вступление России в Олимпийское движение
1.
Биография Пьера де Кубертена.
1 января 1863 года в Париже, в доме №20 по улице Удино, близ массивного здания Министерства по делам колоний, от брака Шарля-Луи де Фреди и Агаты-Габриэль де Гризенуа де Мирвилль родился третий ребенок, мальчик, нареченный по рождению Пьером. «Отец был доволен. Агата сделала ему отличный новогодний подарок. Традиция рода Фреди была соблюдена: мальчик продолжит фамилию. Отец уже видел его блестящим офицером, или, в крайнем случае, не менее блестящим дипломатом»[3].
Пьер рос шустрым, любознательным мальчиком. Он рано научился читать, пробовал рисовать картины. С детских лет любил ездить верхом, занимался фехтованием и греблей.
Большинство биографов Пьера де Кубертена отмечали, что «вместе с друзьями он любил взбираться на каменные обрывы, сурово обрамляющие морской берег. Особенно его тянуло к утесу, издавна прозванного «Девичьей кельей». С этого места вид на море был неповторим. Шумливый, возбужденный, карабкаясь по камням, здесь Пьер вдруг затихал, становился неожиданно серьезным, даже взрослее своих лет. «На многие километры вокруг расстилалось море. Волны накатывались на берег, бились о камни и бессильные в единоборстве с землей уходили обратно»[4]
В. Н. Самокатов, описывающий в своей монографии этот эпизод, высказал мысль: «не здесь ли, со скал Этрета, молодой мечтатель увидел «колониады новой Олимпии?». Утвердительно ответить на этот вопрос нельзя. Но и отрицать такое предположение трудно. Одно известно точно – юность, проведенная в Нормандии, не пропала для Пьера напрасно. Мечтатель со скал Этрета отправился в долгий жизненный путь, путь упорного труда и больших свершений.
Успешно окончив колледж, Пьер поступает в парижский университет Сорбонна на философский факультет. А это учебное заведение - одно из самых старых и одно из лучших в Европе. Пьер учится блестяще... Да, конечно, у него от природы были отличные способности. Но главное - он не щадя себя упорно работал! Ему интересно было трудиться, интересно было получать знания. Он увлекается многими науками. Но основные среди них - история, педагогика, философия, политика. Военную карьеру, которую предвидел ему отец, Пьер решительно отвергает. И в парижском доме на улице Удино, и в поместье около Версаля Пьер сторонился мужчин в мундирах, расшитых галунами, избегал разговоров на военную тему.
Сегодня трудно найти истоки этой неприязни к мундиру. Может быть на формирование характера мальчика оказала решающее влияние обстановка царившая в Мирвилле, - картины, музыка, багряные закаты над скалами Этрета. Может быть книги. В особенности одна, под названием «Школьные годы Тома Брауна». В ней рассказывалось о новых, еще невиданных в то время отношениях, которые царили между учениками и учителями в одной из школ маленького городка близ Лондона. В этой школе все строилось на Дружбе и Братстве. Занятия чередовались с увлекательными походами в леса, на берега рек. Природа, физическая культура были умело использованы педагогами для воспитания мальчишек.
Впечатлительный юноша переносился мечтами в эту школу. Он сравнивал природу дорогой его сердцу Нормандии с полями и холмами, окружавшими тихий городок Регби, в котором проходили школьные годы Тома Брауна. Трудно утверждать, что эта книга сыграла решающую роль в дальнейшей судьбе Пьера. Но то, что она оставила глубокий след в душе молодого человека, обострила его интерес к педагогике – бесспорно.
Поначалу Пьер отдает предпочтение исключительно педагогике, а история, философия и политика - лишь подспорье. Но затем, и неожиданно для себя, Кубертен буквально заболевает историей, более точно - историей, культурой и литературой Древней Эллады. Словно бы на ощупь, Кубертен продвигается к главному делу своей жизни. Изучавшаяся им педагогика неожиданно открывается Пьеру с новой стороны: педагогика спортивная, физическое воспитание, спорт, как понимает Пьер, могут стать средством духовного образования человека. Тем самым у Пьера крепнет мысль, что опыт древних на новой основе может быть перенесен в наши дни.
Кубертен говорил на одной из конференций: «Запомните, что спорт не естественно присущ человеку, что он находится в прямом противоречии с желанием потратить меньше сил. Поэтому совершенно недостаточно, предоставить ему материальные возможности, чтобы он развивался и сохранялся. Ему необходимы возбудители, основанные на страстях или расчете. Следует поэтому обратиться к истории, чтобы почерпнуть данные и опыт на сей счет»[5]
Мы не знаем, когда именно на глаза Кубертену попалось известное нам определение некультурного человека, данное древними греками - "Не умеет ни читать, ни плавать!". Может быть, Пьер де Кубертен познакомился с ним еще в колледже, когда узнал о раскопках Древней Олимпии. Тогда же у Пьера и его друзей возникает план - впрочем, весьма фантастический - план восстановления Олимпии. Во всем ее былом величии и великолепии. Со всеми дворцами, храмами и спортивными аренами!
Казалось, идея эта была неосуществима. Да и нельзя сделать "все как было", хотя бы потому, что время меняется безвозвратно. А все же прекрасная идея Кубертена не осталась пустым мечтанием. "Сделать все как было" - эта мечта стала явью, но для этого Пьеру де Кубертену понадобилась вся его жизнь.
А пока, в возрасте девятнадцати лет, Пьер вместе с друзьями создает спортивный клуб. Здесь занимаются футболом, фехтованием и греблей. Примерно с этой же поры Кубертен ясно понимает, что без физического не может быть и духовного, и нравственного развития.
Трудно представить себе, что когда-то - а в сущности совсем недавно! - вообще не было детского спорта. Именно Пьер де Кубертен стал создателем спортивных союзов для детей, организатором международных соревнований. Уже только за одно это, имя его должно было бы навсегда остаться в мировом спорте. Однако главное дело, главный спортивный подвиг Кубертена был впереди!
Кубертен изучил системы физического воспитания многих стран и пришел к мысли использовать идею возрождения Олимпийских игр для создания системы всемирных спортивных соревнований. Благоприятность обстановки Кубертен усматривал в двух факторах: в усиливающемся внимании педагогики к физическому воспитанию молодежи и в быстром развитии спорта в мире.
Господин Рене Маэ не ошибся, когда сказал о Кубертене, что: «Получив образование, в котором преобладали литература и искусство, он, тем не менее, четко понимал роль науки и техники»[6]Говоря иначе, Пьер де Кубертен умел чувствовать пульс времени. Особенно, пульс спортивный.
В различных странах стали создаваться различные спортивные лиги, клубы, объединения. Все чаще и чаще проводятся встречи между спортсменами разных стран. Начинают действовать Международные федерации по видам спорта. Все это явилось хорошей основой для фундамента современных олимпиад.
В своей книге «Двадцатиоднолетняя компания» Кубертен так подытожил результат своих размышлений о судьбах современных олимпиад:
«Ничто в древней истории так не действовало на мое воображение, как Олимпия – этот сказочный город…В моем юношеском воображении непрестанно рисовались колоннады и портики этого города, являющегося для своей Родины своеобразным резервом жизненных сил. Задолго до того, как начать мечтать об извлечении идеи обновления из-под этих руин, я мысленно воссоздавал и воскрешал облик этого города.
Германия произвела раскопки Олимпии. Почему бы Франции не воссоздать ее величия? Отсюда и возник проект возобновления олимпийских игр. Пробил час, когда спортивный интернационализм, казалось был призван вновь сыграть свою роль в мире»[7]
В это время Кубертену было 26 лет, и германо-французские отношения начинали стремительно ухудшаться. Опасения по поводу возможного нападения Германии на Францию вели к оживлению французского национального сознания и к стремлению улучшить физическую подготовку французской молодежи. Интерес к физической культуре усиливался и благодаря проникновению английского спорта, который находил во Франции все более широкий отклик.
Пьер де Кубертен разработал и внес рекомендации, направленные на кардинальное изменение и совершенствование французской системы образования и воспитания. «Перед Кубертеном непоколебимо встали одетые в броню своих убеждений проповедники особых видов физической культуры из Германии и Швеции. И прежде всего молодой Пьер со всей страстностью души, со всем темпераментом, своей франко-итальянской крови, со всем задором еще не испытавшего поражения борца, атаковал немецкую военизированную систему физической культуры. атака шла по многим направлениям. Он не мог понять, почему немецкий метод нетерпимо относится к играм. Почему этот метод признает лишь массовые вольные движения? Зачем такая жесткая дисциплина? Почему все регламентировано?»[8] Он предложил отказаться от воспитания французской молодежи на основе немецкой системы физического воспитания, как излишне грубой и военизированной, и перейти на усовершенствованный вариант более разносторонней английской системы, ориентированной на игры и рекреационные виды деятельности. В
В то время Великобритания переживала период интенсивного поиска новых способов физической подготовки молодежи. В английском буржуазном обществе быстро развивались разные виды спорта, ставшие активной формой проведения свободного времени. В 1888 году вышла в свет книга Пьер де Кубертен "Воспитание в Англии". В 1889 году увидел свет еще один его труд "Английское воспитание во Франции".
Помимо Европы Пьер де Кубертен осуществил и поездку в США, где присутствовал на заседании панамериканского конгресса. Вопреки распространенному в то время мнению европейских газет, он очень глубоко оценивает это политическое событие. Позже он будет неоднократно возвращаться к истории Штатов. Он будет давать меткие и запоминающиеся характеристики людей. Так, например, о жителе Кентукки он напишет следующее: «Он пьет виски, играет в карты, дерется на дуэлях, спекулирует земельными участками»[9]. Он будет искать истоки эмблемы Штатов – орла – у Цезаря и Наполеона. Он будет писать о мормонах. Но все это он будет делать как историк.
На основе изучения того влияния, которое двигательная активность и спорт оказывают на здоровье, культуру и воспитание людей в разных странах, Пьер де Кубертен сформулировал свое собственное отношение к спорту как к средству образования и воспитания и как к важному фактору развития международного сотрудничества, укрепления мира и взаимопонимания между народами. При этом Пьер де Кубертен не ограничился изучением состояния физического воспитания и спорта в различных странах в конце XIX века, но и провел глубокие исторические исследования. Наиболее близкими к представлениям Пьера де Кубертена о месте спорта в обществе оказались взгляды древних греков, реализованные в их системе воспитания и спортивных соревнований, среди которых наиболее значительными были древнегреческие Олимпийские игры. Так, у Пьера де Кубертена возникла идея возрождения Олимпийских игр в современных условиях.
По возвращении домой, 25 ноября
Основные принципы возрождения Олимпийских игр он изложил 1 июля 1888 году на заседании Комитета по внедрению физических упражнений, созданного в Министерстве образования Франции, однако дальше одобрения идеи дело тогда не пошло.
Анализируя биографию великого француза, историографы олимпийского движения еще не могут полностью объяснить, какими путями мальчик из рода Фреди пришел к идеи возрождения игр.
Французский историк первой половины XX века Ж. Фроден писал: «Еще не пришло то время, когда можно полностью оценить значение трудов и личности Кубертена. У нас еще нет возможности бросить ретроспективный взгляд на вещи. К тому же не разобраны и многочисленные бумаги, оставленные Кубертеном»[11]. Сегодня с автором этих строк трудно согласиться. Олимпиады шагают по планете. И с каждыми играми все зримее встает перед нами образ человека, давшего этим играм путевку в наши дни.
В
«Вот он, элегантный мальчик, пускающий вперед и укрощающий своего коня, вот он гребец, вот он боксер, блестяще владеющий приемами, что не мешало ему играть на пианино и довольно мило рисовать.
В то время, когда он мог бы вести приятную жизнь, наполненную удобным и эклектическим гуманизмом, он спускается на арену, будучи человеком действия и творцом…»[12]
Здесь очень хорошо подмечена одна из отличительных сторон характера Кубертена – он действительно был человеком действия.
2. Возрождение Олимпийских игр
2.1. Исторические предпосылки возрождения международного Олимпийского движения.
Историки называют много попыток возрождения древних олимпийских игр, имевшие место в ХVI-ХIХ вв. Это были спортивные праздники, фестивали, но не Олимпиады. Возникновение интереса к античности и, в частности, к древним Олимпийским играм, следует отнести к последнему десятилетию XVIII века и первой половины XIX века. Этот интерес необходимо рассматривать и изучать в прямой и неразрывной связи с теми глубокими социально-историческими и политическими сдвигами, которые произошли в этот период и знаменовали собой крушение феодальной системы и становление нового социально-экономического строя. Наиболее полным и завершенным выражением этого исторического процесса была Великая французская буржуазная революция 1789-1799 гг., низвергшая феодальный строй и учредившая господство буржуазии. Она явилась важнейшим поворотным пунктом не только в истории Франции, но и ряда других стран.
Новая историческая эпоха и изменившиеся производственные отношения людей в капиталистическом обществе вызвали бурный рост экономики. Расширялись, крепли и росли не только экономические, но и культурные связи между странами.
Как часть общей культуры развивалась во всех странах физическая культура и спорт, зарождались и активно действовали спортивные клубы, все чаще проводились спортивные соревнования по различным видам спорта. К концу XIX века закончилось формирование спортивных организаций в национальных масштабах. Во многих странах Европы по целому ряду видов спорта стали регулярно проводиться национальные первенства.
Бурный рост экономических и культурных международных связей захватил и область спорта. Его развитие в странах достигло такого уровня, когда появилась необходимость выйти за рамки страны, померяться силами и обменяться опытом на международной арене. Однако этому в какой-то мере мешало отсутствие единых норм и правил в проведении соревнований. Создававшееся положение послужило толчком к организации международных спортивных объединений, которые выработали бы единые общепринятые международные правила и регламентировали бы международные правила по проведению соревнований между странами. В самом начале восьмидесятых годов, словно первая ласточка, появляется Европейский Союз гимнастики. Несколько позже возникают Международная федерация гребли, Международный союз конькобежцев, Союз велосипедистов, Международная федерация футбола и другие.
Жизненная потребность в проведении более крупных комплексных соревнований поставила на повестку дня и вопрос о создании и такого широкопредставительского органа, которому была бы по плечу данная задача. Таким образом, размах и содержание спортивной работы в странах потребовали новых форм организации международного спортивного движения. Все это говорит о том, что сама идея возобновления Олимпийских игр каким-то слепым подражанием древним грекам или преклонением перед их достижениями в развитии культуры, а лишь свидетельствует об использовании приемлемых форм для организации крупных комплексных спортивных соревнований.
Предложение о возобновлении Олимпийских игр находило все больше и больше приверженцев и в конце концов было воплощено в жизнь, так как для этого уже имелись к тому времени необходимые объективные условия.
Поэтому, анализируя различные мнения, можно выделить следующие предпосылки, способствующие возрождению Олимпийских игр:.
1. Первые Олимпийские игры, за исключением средневековья, никогда не забывались. О них помнили. Интерес к ним особенно возрос после опубликования книги археолога И.Виккельмана о Древней Греции, а также о раскопках в Олимпии, начатых другим немецким археологом Э.Куртисом в
2. В этот период времени в разных странах уже складывались свои системы физического воспитания: немецкая (И.Гутс-Мутс, Г.Фит, А.Шписс, Ф.Ян и др.), английская (Д.Локк, Т.Арнольд, Г.Спенсер), французская (Ж.-Ж.Руссо, Д.Ф.Аморос, Ж.Демени), шведская (П.Х.Линг, Я.Линг), чешская (М.Тырш), русская (Е.А.Покровский, Е.М.Дементьев, П.Ф.Лесгафт).
3. В 1860-
4. В-четвертых, с выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных соревнований. Появились предложения о включении спортивных организаций в программы международных ярмарок. Мысль о возрождении Олимпийских игр в конце ХIХ в. витала в воздухе. Эту идею и смог воплотить в жизнь французский просветитель Пьер де Кубертен (1863-
2.2. Олимпийский конгресс (
В январе
На конгрессе присутствовали 79 делегатов от 49 спортивных организаций 12 стран, включая США, Италию, Испанию, Россию, Венгрию, Аргентину, Новую Зеландию, Бельгию, Швецию, Богемию. В парадном лекционном зале Сорбонны в Париже Пьер де Кубертен прочитал лекцию «Олимпийский ренессанс». Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: «Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!»[13]
И перед изумленными слушателями он нарисовал прекрасную картину эллинской цивилизации, целью которой было воспитание гармонично развитого, красивого и умного человека. Древние эллины возводили в культ гармонично развитого человека, недостатки физического воспитания считались столь же постыдными, как и изъяны в интеллектуальном образовании. Платон называл хромым и того, кто не умеет писать, и того, кто не умеет бегать и плавать.
История сохранила имена выдающихся граждан древнего мира, которые соответствовали термину «гармоничный человек». Пифагор, теорема которого известна школьникам всего мира, был могучим кулачным бойцом. Отец медицины древнегреческий врач Гиппократ был неплохим борцом и наездником. Обладателями различных наград за спортивную доблесть были философы Платон и Сократ, поэты-трагики Софокл и Еврипид.
- И мы наследники этой цивилизации – воскликнул Пьер де Кубертен.
Итак, призыв был брошен.
Накануне конгресса, 15 июня Кубертен в "Ревю Парижа" опубликовал статью "Возрождение Олимпийских игр". Поэтому обсуждение принципов олимпизма свелось в основном к тем пунктам, которые обозначил в своей статье Кубертен. Все эти пункты были единогласно приняты:
1. Как и древние фестивали, современные Олимпийские игры следует проводить каждые 4 года.
2. Возрожденные Игры (в отличие от древних Олимпиад) будут современными и международными. В них войдут те виды спорта, которые культивируются в ХIХ веке.
3. Игры будут проводится для взрослых.
4. Будут введены строгие определения "любителя". Деньги будут использоваться только для организации, строительства сооружений и проведения торжеств.
5. Современные Олимпийские игры должны быть "передвижными", т.е. проводиться в разных странах. Наиболее важной частью работы второй секции явилось создание Международного олимпийского комитета (МОК), члены которого должны пропагандировать принципы современного олимпизма и представлять МОК в своих странах[14].
2.3. Создание МОК и его Хартия
Создание МОК на конгрессе следует считать одним из главных шагов в деле возрождения Олимпийских игр. Список его членов был подготовлен Кубертеном. Ими стали 15 чел. из 12 стран, в том числе Эрнест Каллет из Франции, генерал Бутовский из России, капитан Виктор Бальк из Швеции, профессор Уильям Слоан из США, юрист Гут Ярковский из Богемии, Ференц Кемени из Венгрии, Чарльз Герберт и лорд Эмптхилл из Англии, доктор Хосе Бенхамин Субнар из Аргентины, Леонард Кафф из Новой Зеландии, граф Луккези Палли и Дьюк Андрея Карафи из Италии, граф Максим де Буене из Бельгии.
Француз Эрнст Каллет возглавлял союз гимнастических обществ Франции, потом союз французских обществ атлетических видов спорта. С 1894 по 1909 год он был казначеем МОК, а в повседневной жизни занимался литературоведением, переводил античные трагедии на французский и английский языки. Основатель любительской атлетической ассоциации Новой Зеландии Альберт Кнафф, хотя и не был на Учредительном конгрессе, но за два месяца до его открытия направил Кубертену письмо, в котором гарантировал поддержку будущим решениям со стороны спортивных организаций Австралии и Новой Зеландии (до начала ХХ века они были единой колонией Англии)
Другие члены также были единомышленниками Кубертена. В том числе и «отец шведского спорта» Виктор Густав Балк. Еще задолго до парижского конгресса он был известен в Швеции как организатор различных соревнований. В
В числе тринадцати попал и представитель России – Алексей Дмитриевич Бутовский, который тогда работал в Главном управлении военных учебных заведений Российской империи. С 1897 года Бутовский становится генералом для особых поручений при этом учреждении. У Алексея Дмитриевича было много печатных трудов – работы по истории, гигиене, проблемам обучения пению, музыке, письму…Но основу его педагогической деятельности составляли вопросы физического воспитания. В
Генеральным секретарем МОК был избран Кубертен, а президентом МОК - Д.Викелас, (1835-1908) - греческий поэт и филолог. на этой исторической фигуре следует остановиться поподробнее. В МОК Викелас участвовал в качестве представителя греческого гимнастического союза. При обсуждении на конгрессе вопроса об организации Игр I Олимпиады отстоял предложение об их проведении в
На I Олимпийском конгрессе была принята Олимпийская Хартия. Основные положения Хартии были разработаны Пьером де Кубертеном. Согласно этому важному международному документу «цели олимпийского движения заключаются в содействии развитию тех прекрасных физических и моральных качеств, которые приобретаются в соревнованиях на других полях любительского спорта, и в объединении молодежи мира раз в четыре года на великом спортивном празднике, тем самым создавая международное доверие и добрую волю и помогая создавать лучший и более спокойный мир»[15]. Также в Хартии записаны цели задачи МОК, его организация, структура, основные принципы Олимпийского движения. Кубертен прежде всего заботился о том, чтобы МОК оказался по настоящему интернациональным. Не случайно в его названии сначала стоит "Международный", а затем уже "Олимпийский". Кроме того, многих из членов этого комитета он знал лично. Кубертен нашел понимание у делегатов конгресса, который закончился триумфально.
I-е Олимпийские игры было решено провести в
Ясно, что Кубертен использовал древние обычаи как источник вдохновения с тем, чтобы лучше служить современному миру. Он разработал организацию и процедуру проведения Олимпийских игр, добавив элементы, которые, по его мнению, были необходимы для удовлетворений чаяний современного человечества. К ним следует отнести: интернациональный характер Игр, включение в программу большого количества соревнований и видов спорта, добровольное участие спортсменов-любителей, содействие дружбе к сотрудничеству между народами, развитие связей и обмен мнениями с целью укрепления мира во всем мире и уничтожение дискриминации и, наконец, создание МОК, который стал гарантом олимпизма. Кубертен, как гуманист и просветитель, надеялся, что образование способно сыграть роль фактора примирения и позволит избежать социальных столкновений. Он мыслил олимпизм, как средство познания народами друг друга, как носитель ценностей, позволяющих людям уважать друг друга. Кубертен не подвергал сомнению основы своего общества. Он просто хотел, чтобы существование в нем проблемы и противоречия решались мирно без войны и кровавых конфликтов. Для достижения этой цели он ратует за олимпизм как воспитательное движение, как средство взаимопонимание между людьми и странами.
Пьер де Кубертен обратил внимание на то, что на Древних Олимпийских играх атлеты давали клятву о честности и справедливой борьбе за победу. "Клятва античных атлетов была публичным проявлением их духовной красоты. Мы должны вернуться к чему-то подобному. Мы должны это сделать, иначе станем свидетелями упадка современного спорта, которому угрожает коррупция", - писал Кубертен. Идея разработки клятвы спортсмена была поддержана в руководстве МОК. Слова этой клятвы впервые были произнесены на Играх
По инициативе Кубертена латинское изречение "Быстрее, выше, сильнее", красовавшееся на входе в доминиканский лицей в Париже становится олимпийским девизом. С 1901 по
Пьер де Кубертен был сторонником либеральной демократии и нес в себе гуманистический заряд эпохи Возрождения. Он пытался средствами педагогики, и в первую очередь через физическое воспитание и спорт, реформировать межчеловеческие и международные отношения.
2.4. Вступление России в Олимпийское движение
Еще в эпоху Руси наши предки были неплохо информированы об олимпийских играх. Свидетельством тому является русский список болгарского перевода сочинений древнегреческого философа Дионисия Ареопагита, хранящийся в отделе рукописей Государственного исторического музея в Москве. В отрывке, где упоминается город Олимпия читаем следующее: «Олимпиады называют пять видов состязаний. Первое – бой кулаками! Второе – борьба! Третье – бегать и ездить на колесницах! Четвертое – прыгать! Пятое – метать камни! И это было как праздник каждого пятого года, когда из всех стран собиралось множество людей и устраивались игры. И кто побеждал, принимал венок победы. Один – венок из оливкового дерева, второй – иное, третий – что-то соответствующее победе»[16]
Подобного сообщения об Олимпийских играх нет в сочинениях самого Дионисия, нет его и в переводе, который сделал болгарский писатель XIV века Исайя. Как же попал рассказ об олимпийских играх в старинную рукопись? В Москву труд Исайи весте с другими ценными книгами был вывезен в начале XV века из захваченной турками-османами Болгарии, вызвал большой интерес на Руси и вскоре разошелся среди читателей в нескольких списках. И вот в один из них рукой русского переписчика был внесен комментарий.
Древние Олимпийские игры вызывали интерес у представителей российской общественности. В конце XVII начале ХVIII веков в России создается Славяно-Греко-Латинская Академия в которой изучались греческий язык, философия и литература. В литературе по учебным дисциплинам имеются ссылки на древние Олимпийские праздники. Проведение таких праздников в России стало реальностью, когда Екатерина II в
Победители турниров награждались специальными золотыми и серебряными медалями с надписью: "С алфеевых на невские берега". Известно, что древние Олимпийские игры проходили в долине реки Алфей, следовательно можно говорить о существовании прямой связи между древними Олимпийскими играми и турнирами в Санкт-Петербурге. Как отмечает профессор В.В.Столбов, в статье "Русско-советская Олимпийская Одиссея", к понятию "Олимпийские игры" в России неоднократно обращались ученые (Ломоносов М.В.), поэты и писатели (Баратынский Е.А., Жуковский В.А.), просветители и общественные деятели (Назарян С., Тиханович П.), в конце ХIХ в. многие художники в своих работах отражали тему Олимпийских игр (В.Верещагин, К.Гун, Н.Дмитриев), скульптор И.П.Панфилов в
Известные ученые в своих работах также обращались к теме Олимпийских игр. Так выдающийся ученый начала ХХ века основатель русской оригинальной системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт много внимания уделил древним Олимпийским играм. В работе "Исторический очерк" он отмечал их важное значение для эстетического и нравственного воспитания молодежи.
Развитие научно-теоретических вопросов связанных с Олимпийскими играми способствовало созданию базиса для вступления России в Международное Олимпийское движение. Помимо теоретических вопросов в России со середины ХIХ века бурно начинают развиваться такие виды спорта как большой теннис, парусный, конькобежный, велосипедный спорт, легкая атлетика. Появляются первые чемпионы мира, такие как Н.Струнников - неоднократный чемпион мира и Европы по конькобежному спорту, прозванный зарубежными специалистами "славянским чудом", П.Заковорот - чемпион Мира по фехтованию, неоднократными победителями разных международных соревнований по велосипедному спорту были Сергей Уточкин и Алексей Бутыжкин и многие другие.
Видные государственные и общественные деятели России принимали активное участие в Олимпийском движении. На I Олимпийском конгрессе в
С момента создания Российского Олимпийского комитета (
Хотя в официальных документах МОК среди участников вторых олимпийских игр фигурируют три представителя России – два конника и один стрелок. Никаких других данных об участии российских спортсменов в Играх второй Олимпиады нет. Есть, правда, в журналах
Лишь в
После образования РОК начинают создаваться его филиалы на местах. Так в тот период времени были созданы Петербургский, Киевский, Одесский и Прибалтийский олимпийские комитеты. Впервые Россия официально принимала участие на Играх V Олимпиады в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В данной работе были показаны основные моменты связанные с процессом возрождения Олимпийских игр. Слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, не забыты по сей день. Не забыты потому, что Олимпийские состязания, проводившиеся на заре цивилизации, благодаря деятельности Пьера де Кубертена продолжают жить в памяти человечества. Каждые Олимпийские игры превращались в праздник для народа, своего рода конгресс для правителей и философов, конкурс для скульпторов и поэтов.
Дни олимпийских торжеств – дни всеобщего мира. Для древних эллинов игры были инструментом мира, облегчавшим переговоры между городами, способствовавшим взаимопонимания и связи между государствами. Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.
Таким образом, история Олимпийских игр – одна из самых удивительных историй, которые вот уже не одно столетие привлекают внимание поэтов, писателей, ученых. Ведь Олимпийские игры – это всемирный праздник молодости, красоты, физического совершенства. Олимпийские игры именно та арена, на которой человек неопровержимо доказывает неисчерпаемость своих сил, еще и еще раз подтверждает, что нет предела человеческим возможностям.
Эмблема Олимпийских игр – пять переплетенных колец – символизирует дружбу и братство, неразрывную связь пяти материков.
Приложение
Источник: www.tonnel.ru
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.
1. Агеевец В.У. …И генерал Бутовский для России. - М., 1994.
2. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. / Под ред. В.В. Столбова. - М.: Радуга, 1982.- 400с.
3. Любомиров Н. И. От Афин до Рима. М., 1960
4. Мягкова С.Н., Стеблецов Е.А. Золотые узоры России. Исторический очерк о первом российском олимпийском чемпионе Н.А. Панине-Коломинкине. - Воронеж, 1998.
5. Новоскольцев В. А. Переплетенная радуга. М., 1964
6. Новоскольцев В. А. Пылающая эстафета. М., 1977
7. Олимпийская хартия. - М., 1996.- 96с.
8. Романов А.О. Международное спортивное движение. - М., 1973.
9. Самокатов В. Н. «Крестный отец» Олимпиады. М., 2004
10. Суник А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX-XX веков. - М., 2001.
11. Хавин Б.Н. Всё об олимпийских играх. – М,1979.
12. Фроден Ж. Приглашение в олимпийский мир. - М., 1935.
13. Штейнбах В. Олимпийский век. Книга 1. 1896 – 1963. – М., 2002
[1] Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. / Под ред. В.В. Столбова. - М., 1982 – С. 5.
[2] Штейнбах В. Олимпийский век. Книга 1. 1896 – 1963. – М., 2002 – С. 24
[3] Новоскольцев В. А. Пылающая эстафета. М., 1977 – С. 12
[4] Самокатов В. Н. «Крестный отец» Олимпиады. М., 2004 – С. 7
[5] Цит по: Новоскольцев В. А. Указ.соч. – С. 14
[6] Цит по: Хавин Б.Н. Всё об олимпийских играх. - М.,1979 – С. 59
[7] Цит. по: Новоскольцев В. А. Переплетенная радуга. М., 1964 – С. 28
[8] Там же – С. 24
[9] Цит по: Новоскольцев В. А. Переплетенная радуга. М., 1964 – С. 25
[10] Самокатов В. Н. Указ. соч. - М., 2004 – С. 7
[11] Фроден Ж. Приглашение в олимпийский мир. - М.:, 1935.
[12] Цит по: Новоскольцев В. А. Переплетенная радуга. М., 1964 – С. 15
[13] Цит по: Штейнбах В. Указ. соч. – С. 25
[14] Романов А.О. Международное спортивное движение. - М., 1973. – С. 74
[15] Олимпийская Хартия – М., 1996 – С. 3
[16] Цит по: Штейнбах В. Указ. соч. – С. 28