Курсовая

Курсовая Социально-политическая мысль белорусского ренессанса

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.11.2024





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. А.С. ПУШКИНА»
Кафедра философии
Курсовая работа
СОЦИАЛЬНО−ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

БЕЛОРУССКОГО РЕНЕССАНСА


г. Брест 2011


Введение
Эпоха Возрождения − одна из самых ярких в истории мирового искусства. Она охватывает XVI − первую половину XVII вв. В этот период Беларусь входила в состав Великого княжества Литовского. Своё название − Возрождение (или Ренессанс) − эта эпоха в развитии культуры получила в связи с возрождением интереса к античному искусству, обращением к нему как к прекрасному идеалу и образцу.

Культура и философия эпохи Возрождения вызывает неослабевающий интерес у исследователей. Это объясняется не только целями и задачами, которые стоят перед наукой, но и гуманистическим пафосом ренессансных духовных ценностей, их огромным значением для мировой и национальной культуры. В последние десятилетия существенно изменяется традиционный взгляд на Возрождение. Обсуждается концепция регионального и национального восточного Ренессанса, в самой западноевропейской культуре выделяется регион Северного Возрождения, поднимается и решается проблема восточноевропейского Ренессанса, в орбиту которого вместе с Украиной и Литвой входит Беларусь. Какими бы дискуссионными не были названые постановки вопросов, они научно плодотворные, потому что стимулируют исследовательскую активность, позволяют выявлять новые аспекты этой глобальной проблемы.

Правомерно говорить о конкретной методологии исследования философской культуры Белоруссии. В общеметодологическом плане наше исследование базируется на основополагающем  диалектико-материалистическом принципе конкретно-исторического подхода к духовной жизни, классовости, социальной детерминации, относительной самостоятельности явлений духовного порядка.

Изучение философской мысли Белоруссии выдвигает такие проблемы:

а) более или менее строгое выделение предмета национальной историко-философской науки, непосредственно связанное с выявлением специфики философской и общественно-политической мысли Белоруссии;

б) раскрытие истоков философской мысли;

в) периодизация;

г) изучение процесса взаимовлияния философских культур;

д) преемственность и исследование явления «прерыва» культурной традиции;

е) выработка принципов мировоззренческого анализа произведений художественной культуры, а также раскрытие своеобразия проявления принципа конкретной социальной детерминации определенных идей.

В нашей работе решаются  2 основные задачи: во-первых, анализируется материальный и духовно-культурный контекст, в котором зарождалась и развивалась отечественная  ренессансно-гуманистическая мысль; во-вторых, исследуется в этическом и социально-политическом аспектах развитие самой философской и общественно-политической мысли эпохи Возрождения в Беларуси.

Объектом  исследования является социально-философская, нравственно-гуманистическая, а также эстетическая  проблематика, а в качестве предмета исследования выступают духовные явления философского порядка.

Отечественной наукой накоплен значительный опыт в исследовании  историко-философского процесса в Беларуси. Подготовлен ряд коллективных обобщающих трудов: «Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии: Избранные произведения XVIXIX в.»; « Идеи гуманизма в общественно-политической и философской  мысли Белоруссии», « Мысліцелі  і асветнікі Беларусі” и  другие. Опубликованы монографии, исследующие отдельные периоды истории общественной  мысли, взгляды отечественных мыслителей.

Однако многие издания по проблеме стали малодоступными, изучающие историю отечественной философской мысли сталкиваются с отсутствием учебной литературы, учитывающей результаты новейших научных исканий.

В последние годы заметен возрастающий интерес к отечественной истории и культуре. В значительной степени этот интерес объясняется новыми реалиями общественной жизни, процессом становления  государственного суверенитета Беларуси. Новые социальные процессы требуют осмысления через призму национальных традиций, духовного наследия народа. Поэтому для исследования была выбрана именно эта проблема.

Планомерное углубленное изучение проблемного содержания последовательных исторических периодов и этапов процесса становления философской и общественно-политической мысли Беларуси, которая формировалась в напряженной идейной борьбе противоположных мировоззренческих ориентаций, в благотворных творческих взаимосвязях с философской культурой соседних братских народов, прежде всего русского и украинского, - залог успешной выработки цельной и продуктивной концепции национального духовного развития и создания систематической истории философской мысли белорусского народа.


1. Общественная и философская

мысль эпохи Возрождения
1.1 Возрождение в конкретно-историческом значении

В конкретно-историческом значении Возрождение, или Ренессанс, - эпоха становление раннебуржуазной культуры; развитие духовной культуры в период от Средневековья до Нового времени, которая характеризовалась гуманистическим мировоззрением, подъемом светской науки и искусства, становлением национального языка, литературы и национального самосознания. Возрождение было обусловлено качественными изменениями в социально-экономической и политической жизни передовых стран Европы, развитием городов, формированием национальных государств и абсолютистских монархий, усилением религиозных исканий. Возрождение сопровождалось великими географическими открытиями, развитием техники, книгопечатания, астрономическими и физико-математическими теориями, что способствовало преодолению средневекового провинциализма, подтвердило шарообразность Земли, утвердило единство земного мира и представление о Земле как части солнечной системы и бесконечного бытия, а не центра конечного космоса; становлением технических наук, биологии, медицины, экспериментальных исследований, высоким уровнем гуманистических наук, светской философией, взлетом реалистического искусства.

В результате складывалась новая, преимущественно светская культура, социальным оплотом которой становились города, а выразителями - представители творческой интеллигенции, общественные и политические деятели. На базе этой культуры формировалось новое ренессансно-гуманистическое мировоззрение, в котором отразились изменения, происходившие во взглядах на мир, природу, человека. Основы гуманизма эпохи Возрождения составили:

1. представление о самодовлеющей ценности человеческой жизни, или возрожденческий антропоцентризм. Человек не только мыслится важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Своего рода антропоцентризм был свойственен и средневековому сознанию с идеями грехопадения, искупления и спасения человека, для которого был создан мир. Человек понимался высшим творением Бога, но рассматривался не сам по себе, а в своих отношениях к Богу. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека в его прежде всего земном предназначении, решение его проблем главным образом исходя из реальных условий бытия. «Наличный мир, - писал Гегель, - опять стоял перед человеком, как достойный того, чтобы интересоваться им»;

2. учение об абсолютной духовной свободе, т.е. о неограниченных возможностях человека в его отношении к самому себе, познанию, творчеству, миру. Утверждалась ценность гармонической, всесторонне развитой личности - мастера, художника, ученого, философа;

3. натурализм как универсальный способ интерпретации человека и природно-социальной реальности. Создается пантеистическая картина мира, тяготеющая к отрицанию божественного творения, к отождествлению Бога и природы, к обожествлению природы и человека. Бог философии Возрождения − не бог ортодоксальной религии. Ли­шаемый свободы, он не творит мир "из ничего", а "со-вечен" миру. Природа из творения Бога превращается в обожествленное, наде­ленное всеми необходимыми силами первоначало вещей;

4. постепенное преодоление догматизма, схоластики, становление критической мысли.

Характерная особенность эпохи Возрождения─обращение к культуре Античности, возрождение классической древности, что и дало наименование эпохи. Вызванные к жизни усилиями гуманистов творения философов Древней Греции и Рима дали огромной силы толчок развитию философской мысли. Вместе с тем речь шла не только об усвоении, но и об оригинальной переработке античной традиции, что стало способом формирования новой культуры. Вместе с тем не были отброшены некоторые достижения христианской философии. Именно из христианства в европейскую культуру пришла идея  всечеловечности, абстрактного равенства людей. Христианское равенство, разумеется, есть равенство перед Богом, а не реальное земное. Однако эта идея дала возможность идеологам гуманизма поставить проблему равенства в условиях реальной, мирской жизни.

Культура эпохи Возрождения неоднородна  и противоречива. Светские и натуралистические элементы переплетались с религиозно-мистическими, гражданственность − с крайним индивидуализмом и аморализмом, учение о высоком достоинстве человека − с осознанием его бессилия.
1.2 Особенности ренессансной культуры Беларуси.

В разных странах Ренессанс не совпадал хронологически и типологически. В отличие от классического итальянского Возрождения ренессансную культуру к северу от Альп называют северным Возрождением, особенностями которого были связь с Реформацией, национально-культурное движение, компромисс с  феодально-религиозной традицией. С культурно-типологической точки  зрения, Возрождение в Беларуси относится к восточноевропейскому, которое, в свою очередь, входит в состав северного Возрождения.

В XV-XVI веках сложились предпосылки для становления отечественной культуры Возрождения, среди которых - рост городов как центров ремесла, торговли и общественно-политической деятельности, шляхетское движение за "исправление" общества и государства, политическая централизация и стабилизация общества, формирование старобелорусского языка, белорусской народности и национального самосознания, расширение международных связей с передовыми странами Запада, в частности с Италией, гуманистическое и реформационное движение, развитие образования, появление книгопечатания, развитие искусства (в архитектуре, например, наряду с готикой складывается ренессансный стиль (замки-дворцы в Мире, Несвиже и др.), в живописи наблюдается иконопись с заметными реалистическими и этно-бытовыми чертами), развитие правовой теории и практики.

Наличие в Беларуси XVI-XVII веках ренессансного гуманизма и соответствующей культуры доказали белорусские исследователи 1970-х –

1980-х годов (прежде всего С.А. Подокшин, В.М. Конон и др.). Споры ведутся только о том, насколько глубоко проникла новая культура в тогдашнюю жизнь общества. По мнению С.А. Подокшина, Возрождение в Беларуси следует понимать в единстве общеевропейского и регионально-национального, обладавшем общими и специфическими чертами. Возрождение и ренессансный гуманизм в Беларуси обладали определенными особенностями:

·       меньший удельный вес светского начала в культуре в силу того, что в экономике были менее выражены буржуазные (прокапиталистические) проявления, существовала большая зависимость городов и местечек от феодалов;

·        столкновение "восточной" и "западной" культурно-философских и религиозно-церковных традиций, что обусловлено геополитическим положением белорусских земель;

·        становление культуры в условиях полиэтнических и поликонфес­сиональных государственных образований (Великое княжество Ли­товское, Речь Посполитая);

·        влияние идеи генетического и историко-культурного родства рус­ского, белорусского и украинского народов; осуществляется станов­ление русской, украинской, белорусской, литовской, польской культур и в силу этого − переплетение тенденций национально-культурного и интеграционного характера;

·        созидание ренессансной культуры в неблагоприятной обстановке феодально-католической реакции и Контрреформации (со второй половины XVI века);

·        связь не только с антифеодальным, но и с национально-религи­озным движением;

·        патриотическая и демократическая культурно-просветительская тенденция ряда деятелей и мыслителей эпохи Возрождения;

·        социально-политическая и религиозно-этическая направлен­ность философской культуры;

·        проявление в большей степени синтеза натурализма и теологизма, безрелигиозных и религиозно-христианских ценностей, в связи, с чем отечественный гуманизм нередко принимал форму так называемого хрис­тианского гуманизма, т.е. духовного феномена, не порывавшего с ре­лигиозно-христианским мировоззрением, но подвергающего его оп­ределенной ревизии с позиций Ренессанса;

·        проявление не столько философского пантеизма, сколько рели­гиозного рационализма и свободомыслия, частично атеизма и мате­риализма;

·        восточноевропейскому гуманизму, в том числе ренессансному процес­су в Беларуси, свойственно утверждение естественной природы че­ловека, но при этом гуманисты (Ф. Скорина, А. Волан и ряд других) не отрицали ее божественной сущности. Человек рассматривался как представитель божественно-природного мира. В отличие от средневеково-христианской трактовки устанавливалась точка зрения, что "естественная природа" в человеке представляет такую же ценность, как и его "божественная природа", что задача заключается не в про­тивопоставлении, а в гармоническом развертывании этих человечес­ких сущностей;

·        во взглядах на предназначение человека идея индивидуальной, субъективной свободы в большей степени, чем в западноевропей­ской мысли, ограничивалась интересами общественного блага ("посполитое доброе" у Ф.Скорины). Определяла это в значительной сте­пени (наряду с более низким уровнем городской культуры) мощная общественно-культурная древнерусская традиция в силу специфики исторического развития белорусских земель. Поэтому в отечествен­ном ренессансном гуманизме практически не встречается его "обрат­ная сторона", абсолютизация свободы. Человеческая индивидуаль­ность не игнорировалась (иначе это не являлось бы гуманизмом), но ставилась на службу обществу;

·        проявлялась тесная связь отечественного гуманизма с Рефор­мацией, главным образом с ее радикальными течениями. Реформа­ция, как известно, является движением за религиозно-церковное, со­циально-политическое и духовно-культурное обновление общества. Гуманизм идейно подготовил Реформацию, которая, в свою очередь, оказала большое влияние на развитие философской и общественно-политической мысли. Почти все ренессансные гуманисты Беларуси и Литвы были или близки Реформации (Ф. Скорина, М.Литвин, Л.Зизаний), или являлись ее непосредственными участниками (С.Будный, В.Тяпинский, А.Волан и др.). Многие идеи, концепции представлены в религиозно-реформационном виде.

·        в философской культуре Беларуси до 70-х годов XVI века при наличии религиозно-христианской теологической (православной, ка­толической, протестантской) практически не существовало философско-схоластической традиции, отсутствовали учебные заведения, где бы преподавалась "школьная философия" в качестве специального предмета. Философско-схоластическое знание было в основном при­внесенным, его носителями являлись светские и духовные лица, ко­торые учились в университетах Западной и Центральной Европы. Поэтому ренессансно-гуманистическая мысль Беларуси и Литвы пер­воначально столкнулась главным образом с ортодоксальной религи­озно-христианской традицией. Борьба шла преимущественно на ос­нове религиозно-философских, а не собственно философских идей, то есть предметом рассмотрения были христианские догматы, мо­рально-этические и социальные концепции.

В ренессансно-гуманистической философской мысли Беларуси XVIXVII веков не было идейного единства. В ней выделяют три направления: радикальное реформационно-гуманистическое, умеренное реформационно-гуманистическое и атеистическо-гуманистическое (в зависимости от отношения к предыдущей культурно-философской и религиозно-теологической традиции).

Первое направление было представлено идеологами отечественной народной Реформации и частью демократической оппозиции в православии (Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц, Феодосии Косой, Стефан Зизаний и др.). Большинство из них отрицательно относилось к античной философии, авторитетам теологии, схоластики, официального церковного учения. Неизменными для них оставались личная вера и Священное писание. Человек, считали они, постигает истину либо религиозно-интуитивно, либо посредством индивидуального осмысления Библии. Радикальными мыслителями актуализировались такие социально-нравственные ценности, как равенство, братство, человеколюбие, миролюбие, которые провозглашались основными принципами духовного возрождения человека и общества.

Второе направление (Франциск Скорина, Николай Гусовский, Михалон Литвин, Сымон Будный, Андрей Волан, Беняш Будный, Лаврентий Зизаний, Симеон Полоцкий и др.) социальной базой имело как протестантское, так и православное шляхетско-мещансткое сословие. Умеренным гуманистам были свойственны компромиссные формы согласования античной, средневеково-христианской и ренессансно-гуманистической культурно-философской традиции. Теоретическое обоснование своей деятельности они находили в концепциях античной философской мысли, текстах Библии. В античной философии их интересовали преимущественно этический и политический аспекты, в меньшей мере − онтологический и гносеологический. Новые идеи онтологии и гносеологии умеренные гуманисты разрабатывали главным образом на основе религиозного рационализма и свободомыслия. Для них характерен взгляд на философию как прикладную дисциплину, имеющую значение для совершенствования социально-политических и религиозно-церковных институтов, морали, общества.

Третье направление, атеистическо-гуманистическое (Стефан Лован, Каспер Бекеш, Казимир Лыщинский и др.) порывает со схоластикой, теологией, религией, обратившись к материалистической и атеистической философской мысли античности и эпохи Возрождения. С этим направлением в отечественной философской мысли связано материалистическо-атеистическое решение проблемы происхождения мира и соотношения материи и сознания; утверждение естественного характера основ человеческой нравственности; признание индивидуального разума и чувств в качестве основных средств познания; представление о религии как сознательном обмане; убежденность в лживости как теологии, так и всякой зависимой от религии философии.
2. Выдающиеся деятели эпохи Возрождения.

2.1 Политико-правовые и этические  взгляды Франциска Скорины

Ф. Скорина стоял у истоков зарождения так называемого буржуазного юридического мировоззрения. Он понимал, что религия является мощным регулятором общественной жизни. Однако в условиях формирования новых общественных отношений она уже явно не справлялась с ролью безусловного социального регулятора, каким была в средневековье. Новые социально-экономические условия требовали и новых механизмов управления обществом. Таким механизмом должно быть, считал Ф. Скорина, право.

Ученый различал законы неписаные и писаные. Сначала люди жили по неписаным законам взаимодоверия и справедливости. Лишь с усложнением общественных отношений возникают законы писаные. Из сказанного можно сделать вывод, что Ф. Скорина является сторонником теории «естественного права», под которым понималась совокупность вечных и неизменных принципов, правил, ценностей, вытекающих из самой человеческой природы. Эти естественные, неписаные законы фигурируют у него под названием «прироженый закон». По мысли Ф. Скорины, «прироженый закон» должен быть фундаментальным основанием писаного права, которое, являясь человеческим установлением, формируется у народов не одновременно и в первую очередь зависит от уровня развития форм государственной жизни. Само право он рассматривает во взаимосвязи и единстве с моралью, поскольку у них единая основа − «прироженый» закон, написанный Богом «в серци единого кажного человека» и запечатлённый в его разуме.

 Следуя традиции античной философии: для мудреца право излишне потому, что он делает по собственному убеждению то, что другие под страхом закона, Ф. Скорина утверждал, что человек нравственный может обходиться и без правовых предписаний. Он пишет: «праведнаму закон не ест положен, так как он живёт по извечному «прироженому» закону. Реальная же жизнь, однако, требует правового вмешательства: «И вчинены в суть права, или закон, для людей злых, абы боячися казни, усмирили смелость свою и моци не мели иным ушкодити, и абы добрыи межи злыми в покои житии могли…»[14.С 64].

К законам и праву Ф. Скорина выдвигал ряд обязательных критериев, актуальных и для современного законотворчества. Закон будет уважаться в обществе, если он будет справедливым. Несправедливый же закон озлобляет человека, позволяет его перманентно (постоянно) нарушать. Справедливость таким образом, у Скорины приобретает статус универсальной этико-правовой категории.

Закон должен быть также прагматичным и работающим, соответствовать времени и обстоятельствам, открытым, направленным на достижение общего блага.

Основная задача права − гармонизация отношений между всеми слоями и классами общества. Право − не воля господствующего класса, а особый надсоциальный институт, учитывающий интересы всех людей.

Справедливость и общее благо у Ф. Скорины, таким образом, − не только этические понятия, но и фундаментальные юридические категории.

Ведущее место в произведениях Скорины занимают вопросы этики. Человека мыслитель рассматривает главным образом в трех измерениях: как существо разумное, нравственное и общественное. В основе его этической концепции лежит мысль о необходимости возможности совершенствования человеческой природы. Признавая приоритет «духовных» ценностей, Скорина не отвергает ценностей «плотских». Он не противопоставляет эти два начала в человеке, а пытается отыскать возможности для их примирения, гармонического сосуществования [11.С.30]. Справедливость у мыслителя неразрывно связана с человеколюбием как наивысшей добродетелью, без которой «ничто проспешно ест» [14.С.112]. На основе этих критериев должны, по убеждению Скорины, строиться не только нравственные взаимоотношения, но и политическая, и правовая жизнь, и, что особенно важно, общественная «згода», или социальная стабильность.

Франциску Скорине принадлежит приоритет в постановке и разрешении одной из важнейших философско-этических проблем – проблемы «человек – общество», или соотношения индивидуального и общественного блага в отечественной ренессансно-гуманистической этики [7.С.124]. Понятия «посполитое доброе» (общественной благо) и «пожиток посполиты» (общественная польза) являются важнейшими категориями этики Скорины. Лишь в обществе, полагал мыслитель, жизнь человека наполняется истинным смыслом, поэтому люди должны научиться «вкупе житии». Отметим, что Скорина не абсолютизирует общественное благо в ущерб благу индивидуальному, а пытается сгармонизировать взаимоотношения между ними: чтобы быть полезным обществу, человек должен развивать духовность, воспитывать необходимые для общественной жизни моральные качества. Из рассуждений мыслителя вытекает, что человек – существо не только разумное, нравственное, бого- и законопочитающее, общественное, но и национальо ориентированное, уважающее свои традиции, культуру, язык, любящее свой родной город, свою «малую» и «большую» родину, готовое честно и преданно служить им, а если потребуется – пожертвовать ради них жизнью. Служение «посполитому доброму», «людем простым посполитым», «своему прироженому рускому» была посвящена и собственная жизнь, и деятельность белорусского просветителя, что им неоднократно подчеркивалось во всех предисловиях и послесловиях к издаваемым книгам.
2.2 Общественные и философские идеи Николая Гусовского

Являясь представителем средних и бедных слоев населения Великого княжества Литовского, Н. Гусовский выступает против феодальных порядков, сложившихся в стране, когда сильные мира сего с сомнительным правом на власть и господство борются за них, используя любые средства [2.С.136].

Н. Гусовский высказывает сомнение в том, может ли Бог в та­ких обстоятельствах находить еще верящих в справедливость. Беря под сомнение роль религии в установлении гражданского мира в обществе, Н. Гусовский выступает как ее критик. Скептически относясь к способности христианской религии установить классовый мир в Великом княжестве Литовском, он отдает ей приоритет в духовном становлении человека, последовательно осуждает языческие суеверия.

Поэт с восхищением говорит о народе, его природной смекалке, смелости и трудолюбии. Природа, человеческий труд и справедливый государь создают славу своей отчизне. Мощь государства зависит также от добродетели и образованности граждан. Идеал руководителя государства у Гусовского — князь Витовт, годы правления которого в истории Великого княжества Литовс­кого, считает он, были самым прекрасным периодом. Наряду с прославлением воинской доблести, строгости и властности мыслитель выделяет справедливость и стремление к правдивому рассмотрению государственных вопросов как существенных и необходимых черт правителя.

Н. Гусовский вместе с тем считает, что государство и народ имеют полное право и нравственный долг защитить всеми средствами, в том числе и военными, свой край от иноземных захватчиков.

Как поэт эпохи Ренессанса Николай Гусовский создает образы активных, верных друг другу смелых по духу, мужественных людей. В истинно ренессансном духе он лично присутствует в центре событий, показанных в своих произведениях, утверждает деятельный и нравственно-рационалистический характер человеческой жизни.
2.3 Социально-политическая теория Льва Сапеги
Свобода – фундаментальное понятие социально-политической теории канцлера Великого княжества Литовского, главного редактора Статута 1588 года Льва Ивановича Сапеги. Сущность свободы, по его мнению, составляют некоторые неотчуждаемые права человека: собственности, личной безопасности, свободы религиозного и политического выбора и др. Эти права должны быть закреплены в законодательстве и поддерживаться государственной властью. То общество, где правит своеволие и беззаконие, не может считаться гуманным. Сапега считал, что человек может и должен определить такие правовые нормы своего поведения, которые согласуются с нравственной красотой и свидетельствуют о его мудрости, и возможно это благодаря разуму. Подобно Волану, канцлер выступал сторонником конституционной монархии. В предисловиях к Статуту ВКЛ им было заявлено: «…то есть наша свобода, которой все мы между иными народами христианскими хвалимся, что пана, чтобы согласно воли своей, а не согласно правам нашим управлял, над собою не имеем … господу Богу благодарны, что под властью королей их милости и великих князей, панов наших ту власть и вольность в руках своих имеем, а права сами себе создаем, как наиболее можем вольность свою во всем оберегаем». «…Сам государь пан наш, – пояснял Сапега далее, – никакого верховенства над нами употреблять не может, единственно столько, сколько ему право допускает [16.С.350].

Концепция правового общества и государства канцлера охватывала все сословия Великого княжества Литовского. Защищая идею правового всесословного равенства белорусско-литовского общества, Сапега, разумеется, не считал, что для всех должны существовать одни и те же уравнивающие их правовые нормы. Он являлся сторонником сословного, а не общественного права. Однако обязательным условием общественным согласием должна быть жизнь в соответствии с законом.

2.4 Учение Сымона Будного о человеке и обществе

Взгляды С. Будного на человека и общество коррелируют с основными направлениями ренессансно-реформационного антропоцентризма, где человек является не просто объектом философствования, но и оказывается центральным звеном вселенского бытия.

Человек, по С. Будному, разумен, свят, праведен и самовластен. Ему как главной ценности на земле подчиняется живая и неживая природа.

Однако, будучи по природе самовластным, человек впадает в грех. С. Будный разработал целое учение о путях избавления от греха. Он исходил из дуалистической (материальной и духовной одновременно), на его взгляд, природы человека. Человек состоит из двух частей — тела, впавшего в грех, и души. Если умирает тело, душа теряет свое индивидуально-личностное содержание. Реализовав себя в конкретном человеке при жизни, она навсегда перестает быть его душой после смерти. С. Будный не говорит, что с телом умирает и душа. Душа деиндивидуализируется и уже ничего не знает о себе, ни об окружающем мире, не вмешивается больше в земные дела, не может переместиться в другое тело. Поэтому человек может преодолеть грех только праведной жизнью, добрыми делами, исполнением христианских моральных заповедей. Несмотря на свой первородный грех, он не должен терять веры в спасение. Учение о душе и теле, отрицавшее бессмертие индивидуальной души, было серьезным философским достижением мыслителя. Из единства души и тела, в котором она (душа) зависит от тела, является его атрибутом, а не самостоятельной субстанцией, позже вытекал европейский материализм.

С. Будный вел активный образ жизни, реагировал на общественно-политические события, происходившие в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой. Являясь сторонником и идеологом протестантской доктрины во взглядах на пути общественного развития, он выступал за право частной собственности. Причём учёный ратовал за равные возможности для всех сословий: и феодалов, и крестьян, и горожан. Добросовестный труд на основе частной собственности станет позднее доктринальной основой теории и практики становления западного общества, его экономического процветания.

С. Будный подчеркивал, что собственность должна доставаться справедливо: «Абы каждый маетность свою мел у моцы своей. А один у друга абы хитростью, здрадою, пеняньем и коем ли иным обычаем не брал» [1.С.56].

В целом С. Будный выступал против насилия в решении межгосударственных вопросов. Вместе с тем он считал, что войны, в которых защищается родина,− справедливы. Несправедливыми считаются те, в которых война ведется за чужие земли, ради удовлетворения притязаний правителей. Он выступал за мир между народами и социально-классовую гармонию в государстве. Идеи же, которые разрушают общество, необходимо рассматривать как  богоправные.

2.5 Идея национально-культурного самоопределения Василия Тяпинского

В. Тяпинский в «Предисловии» выступает страстным защитником народной культуры и родного языка. Свой народ он не ставит выше других народов, но и не считает хуже их. А поэтому имеет право слушать слово Божье, читать, писать и учиться на родном языке, который, как никакой другой, формирует человеческий разум, развивает способности к наукам.

Тяпинский был глубокого обеспокоен состоянием национальной духовной культуры, и в частности упадком просвещения на родном языке. Чуждающихся «наук в слове своем» мыслитель призывает вспомнить славные культурные традиции славянства, гордиться предками, которые заботились о благополучии и процветании отчизны. Ныне же, по мнению мыслителя, воцарилось «марнотррацства», народ доведен до «неумеетности». Выход из создавшегося положения Тяпинский усматривал в поддержке просвещения, национальной культуры со стороны «зацных панов», поднятии морального и образовательного уровня духовенства. Последующее развитие культурно-политической ситуации показало историческую правоту мыслителя. Высказанные им идеи о необходимости просвещения и богослужения на родном языке, создании национальных школ оказали благотворное воздействие на становление культуры и национального самосознания белорусского народа.

Василий Тяпинский утверждает свою принадлежность к «зацной монархии словенской», его нередко рассматривают «первым глашатаем» славянского единства в Беларуси, возрождения Руси, ее просвещения и консолидации. «Где бы бо не рекучи, – писал он, имея в виду древнерусские княжества, – в часы давние посмотрели, яко то был зацный, славный, довстипный народ их у умеетности, и яко многокрот посторонние учоные народы их мудрость мусели похвалят и овшем се от них учат…».

Исторической заслугой В.Тяпинского является, таким обра­зом, решительная и смелая защита и пропаганда родного языка, культуры своего народа.

2.6 Учение Волана о соотношении свободы, закона и власти

В учении Волана о соотношении свободы, закона и власти моральные и социально-политические понятия тесным образом взаимосвязаны. Право выступает одним из существенных звеньев, обеспечивающих человеку неприкосновенность жизни и собственности, «возможность пользоваться всеми благами», мир и общественное согласие – все то, что составляет «земное счастье». Правопорядок является залогом свободы. «Чтобы быть свободными, мы должны быть рабами законов» – приводит Волан известное изречение Цицерона. Право, по Волану, есть наивысший разум, заложенный в природе , который предписывает то, что нужно делать, и запрещает обратное. Человек несовершенен, в своей жизни он руководствуется не только разумом, но и аффектами души. Законы же корректируют человеческую деятельность, направляют ее на разумный, нравственный путь. По мнению мыслителя, «в человеческом обществе ничто не должно иметь силу закона, ничто не должно устанавливаться, если его разумное и природное основание не исходит из добра и справедливости». Волан подчеркивает не только природное, но и божественное происхождение права. Право рассматривается мыслителем как надсоциальный институт, выражение разумной, коллективной воли народов. В представлении Волана шляхта – главное привилегированное сословие феодального общества, которому «за исключительные заслуги перед государством давались разного рода награды», и прежде всего право на неограниченную власть в отношении собственности, полное освобождение собственности от налогов, исключительное право власти и управления государством. За всеми другими сословиями этого права мыслитель не признает.

Политическим идеалом Волана является монархия, которая «руководит и правит народом с помощью законов». Закон – «властитель граждан и короля». Монарх же, по мнению мыслителя «должен быть ничем иным, как говорящим законом».




Заключение

В данной курсовой работе мною было осуществлено исследование такой темы как Социально-политическая мысль белорусского ренессанса. Рассмотрев основной материал по данной теме, мы пришли к ряду выводов.

Белорусские мыслители эпохи Возрождения обогатили отечественную философскую культуру многими гуманистическими идеями, наметили перспективы дальнейшего развития философской и общественно-политической мысли в Беларуси. Например, в этической мысли наблюдается переоценка духовно-моральных ценностей. Обосновывается идея самодостаточности земной жизни, формируется ренессансно-гуманистический идеал личности, человек рассматривается в своем мирском, светском предназначении. В центре внимания - проблема "человек - общество", отодвигающая на второй план проблему "человек - Бог". В качестве идеала утверждается деятельная, социально активная жизнь, направленная на достижение общего блага, а в качестве важнейших добродетелей человека − мудрость, способность морального самосовершенствования, гражданственность, предприимчивость, трудолюбие и др.

Важнейшим результатом развития отечественной ренессансно-гуманистической общественно-философской мысли является скорининская идея приобщения народа к духовно-культурным ценностям.

Идея Скорины, Будного и других о возможности достижения морального идеала собственными усилиями, без церковного посредничества, являлась проявлением важнейшего принципа ренессансного мировоззрения − свободы. Идеологи радикального гуманизма утверждали новую социальную общность людей, основанную на принципах равенства, братства, человеколюбия, социальной справедливости.

Важной являлась проблема совершенствования общества и государства. История стала рассматриваться не только как результат божественного вмешательства, но и как арена свободной деятельности человека. Получает развитие естественная теория происхождения права и морали, общедоговорная теория происхождения общества и государства. В политической мысли приобретают распространение  идеи свободы личности, равенства перед законом, правового общества и государства.

Важнейшим результатом духовно-культурного развития белорусского общества в эпоху Возрождения стало становление национального самосознания, что отражалось в общественно-философской мысли. Как наиболее значимые обосновывались идеи интеллектуального и нравственного совершенствования человека в контексте его принадлежности к христианской культуре, конкретной родине, народу; гражданского и религиозного мира и согласия; синтеза идеалов Востока и Запада; ценности природы родного края, национальной духовной культуры и языка, мощный импульс которым дали идеология Ренессанса и Реформации, и в первую очередь деятельность Франциска Скорины, его современников и последователей - Василия Тяпинского, Сымона Будного, Николая Гусовского и др.

Получили обоснование идеи государственного суверенитета, верховенства закона, религиозной свободы, прав человека, веротерпимости (великокняжеские грамоты 60 - 80-х годов, Статуты ВКЛ, произведения С.Будного, Л.Сапеги, А.Волана и др.). Традиционно актуальной продолжала оставаться идея генетического родства со славянским миром и его культурой, духовной, религиозно-церковной общности белорусского, украинского и русского народов. Если попытаться представить основополагающие компоненты белорусского самосознания этого периода в качестве триады, то это: христианский гуманизм, национальная культура, конституционная монархия.

Вместе с тем следует отметить, что общественно-политическое сознание данного периода отягощено грузом сословно-корпоративных, классово-иерархических представлений. Права, свободы распространялись, прежде всего, на светских и духовных феодалов, частично − на мещанское сословие. Процесс национальной консолидации белорусского этноса был осложнён во второй половине XVI века в связи с образованием Речи Посполитой. Политическая уния с Польшей положила начало полонизации части феодального сословия, создала неблагоприятных условий для развития духовной культуры белорусов. В то же время она побуждала к поискам новых форм защиты и сохранения политического и национально-культурного суверенитета.

Очевидна необходимость широкого и всестороннего изучения и сохранения национального культурного наследия во всем его богатстве – фольклора и языка, древней книжности, традиций просветительства и гуманизма, величественных идей свободы и равенства, идеалов революционной освободительной борьбы, высоких примеров самоотверженного труда во имя возвышения и благополучия народа, развития его культуры. И активизация работы в этом направлении есть необходимая предпосылка нового этапа формирования национальной культуры. Вместе с тем следует подчеркнуть, что сами возможности развития национальной культуры в современных условиях находятся в прямой зависимости от успешности реализации задач по кардинальному преобразованию нашей жизни.


Список использованных источников

1. Будный Сымон. Катехизис. Несвиж, 1562.

2. Гусоўскі М. Песня пра зубра: на лацінскай, беларускай, рускай мовах. Мн., 1980.

3. Идеи гуманизма в общественно-политической и философской мысли Белоруссии / К.П. Буслов [и др.]. – Минск: Наука и техника, 1977. – 280 с.

4. Козел А.А. Философская мысль Беларуси: учебное пособие / А.А. Козел. – Минск: Амалфея, 2004.352с.

5. Майхрович А.С. Поиск истинного бытия и человека: Из истории философии и культуры Беларуси / Под ред. Д.И. Широканова – Минск: Навука i тэхника, 1992. – 247 с.

6. Мысліцелі і асветнікі Беларусі: Энцыкл. даведнік / Сачанка (гал. рэд.) [і інш.]. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 1995. – 671 с.: іл.

7. Падокшын С.А. Фiласоўская думка эпохi Адраджэння ў Беларусi / С.А. Падокшын. – Мiнск: Навука i тэхнiка 1990. – 286 с.

8. Памятники философской мысли Белоруссии XVII – первой половины XVIII в./В.В. Дубровский, М.В. Кушуба, С.А.Подокшин и др. – Мн.:Навука i тэхнiка, 1991. – 319 с.

9. Подокшин, С.А. Возрождение // Франциск Скорина и его время: Энциклопедический справочник. – Минск, 1991.

10. Подокшин, С.А. Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы (вторая половина XVI – начало XVII в.). – Минск, 1970.

11.Подокшин С.А  Скорина и Будный. Мн., «Наука и техника»,1974.− 176с.

12. Саверчанка,І.В. Сымон Будны – гуманіст і рэфарматар / І.В. Саверчанка. – Мн.: Універсітэцкае, 1993. – 222 с.

13. Скарына Францыск. Прадмовы і пасляслоўі. Мн., 1969.

14. Скарына Францыск. Творы: Прадмовы, сказанні, пасляслоўі, акафісты, пасхалія / уступ. арт., падрыхт. тэкстаў, камент., слоўнік А.Ф. Коршунава, паказальнікі А.Ф. Коршунава, В.А. Чамярыцкага. –  Мн., 1990.

15. Старостенко В.В. Общественная и философская мысль в Беларуси X-XVII вв: учебное пособие / В.В. Старостенко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2005. – 216 с.

16. Статут Великого княжества Литовского 1588 года. – Минск, 1960.

17. Философская и общественно-политическая мысль Белоруссии и Литвы: Дооктябрьский период: Закономерности развития, проблемы исследования / Под редакцией А.С. Майхровича, Р.М. Плечкайтиса. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1987. – 336 с.

18. Цукерман, А.Я. Философская мысль в Беларуссии середины XVIII века / науч. ред. Н.С. Купчин. – Мн.: Наука и техника, 1980. – 112 с.



1. Курсовая Мероприятия антиинфляционной политики государств
2. Доклад на тему Монастырь Жупа Никшичская
3. Реферат Малоизвестные возможности и особенности Windows
4. Биография на тему Солоухин ВА
5. Реферат на тему Why Iq Tests Don
6. Статья на тему Компании мирового класса
7. Диплом Кредитная система Республики Казахстан
8. Реферат на тему Християнство епохи вселенських соборів
9. Реферат Позиционирование кинотеатра Октябрь как культурно-развлекательного центра
10. Реферат Банковская система Российской Федерации 8