Курсовая

Курсовая Образ семьи в представлении студентов и школьников

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 23.11.2024





                                              КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Социология»

на тему:

«Образ семьи в представлении студентов и школьников»

                                                     

                                                       

                                                 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СЕМЬИ. РОЛИ. ПРОБЛЕНЫЕ СЕМЬИ.

1.1.Определение семьи. Функции, структура,  формы семьи.

1.2. Современная семья: распределение ролей. Проблема лидерства в семье.

1.3. Проблемная семья.

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

2.1.Формирование нравственных ценностей в семье.

2.2.Основные  проблемы  формирования семейных ценностей.

2.3.Традиционные семейные ценности.

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: «ОБРАЗ СЕМЬИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ УЧЕНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ И СТУДЕНТОВ.

3.1.Программа  и методический аппарат и исследования

3.2.Анализ данных исследования.

3.3. Выводы по исследованию. 

Заключение

Список литературы


                                                
                                                         ВВЕДЕНИЕ

   В последние годы существенно возрос интерес к семье специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. Семья в настоящее время является сферой полидисциплинарных исследований. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а, следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью, семья очень чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость.

  Поддержка семьи и усиление ее воспитательного потенциала требует от специалистов, работающих с семьей, глубоких системных знаний, умений определять точки приложения профессиональных усилий, находить адекватные средства и способы взаимодействия с ней.[7]

      Актуальность состоит в том, что семья это социальный институт общества, придающий ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества[1]. Следовательно, от стабильности и сплоченности семей зависит будущее России и улучшение демографического положения.

Цель работы: Изучить понятие семьи, ее роль в жизни общества.

Задачи работы:

1. Изучить понятие семьи.

2.Изучить функции, структуру семьи.

3.Рассмотреть проблемную семью.

4.Рассмотреть формирование и способы формирования образа семьи в представлении школьников и студентов.

5.Организовать и провести исследование образ семьи в представлении школьников и студентов.

6.Сравнить результаты исследования образ семьи в представлении школьников и студентов. 

Объект исследования - школьники старших классов и студенты.

Предмет исследования – образ семьи в представлении школьников и студентов.

Методы исследования: анализ литературы по теме, эмпирические методы, методы статистической обработки данных.

Гипотеза: Я предполагаю, что образ семьи в представлении школьников старших классов имеет свои отличительные черты, по сравнению со студентами.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СЕМЬИ. РОЛИ. ПРОБЛЕНЫЕ СЕМЬИ.

1.1.Определение семьи. Функции, структура.

Существует  несколько определений семьи.

          Семья - это группа живущих вместе близких родственников (словарь русского языка С.И.Ожегова).

          Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями (супружество, родительство, родство); общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства); эмоциональной близостью; взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу.

          Семья- это социокультурная система, состоящая из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых или детей, связанная обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически и объединенная во времени, пространстве и экономически.

         Таким образом, семья - это сложное социальное, комплексное, многофункциональное понятие, форма жизнедеятельности людей, обусловленная существующими общественно - экономическими и юридическими нормами. Это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. Она тесно связана с обществом, государством и развивается одновременно с ним.[11]

Соотношение понятий «брак» и «семья».

        В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят про­явление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Общество заинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет вне­шний социальный контроль за оптимальным функционированием брака с помощью системы общественного мнения, средств социаль­ного воздействия на индивида, процесса воспитания.

       Выделение супружества как структурной единицы произошло в историческом аспекте сравнительно недавно в результате серьезных социально - экономических преобразований современного общества, сформировавших условия для равноправного (социального, юриди­ческого, нравственного) мужчины и женщины. Супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральны­ми принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями.[2]

     В обыденном сознании понятия «брак» и «семья» могут отождествляться, но в науке принято их разграничивать. В первом термине находят отражение социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений. Брак является общественным институтом, регулирующим отношения между полами. Мужчина и женщина выступают в нем и как личности, и как граждане государства. Социальный характер брака проявляется в публичной форме его заключения, в контролируемом обществом выборе брачных партнеров, в наследовании семейного имущества.

   Философский энциклопедический словарь трактует брак как исторически обусловленную, санкционируемую и регулируемую обществом форму отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающую их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Санкционируя брак, общество берет на себя обязательства по его охране и налагает на партнеров ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а тем самым — за будущее семьи. Общество может оказывать материальную помощь семье, что является составной частью социально-демографической политики любого государства.[7]

 Семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родствен­ников или просто близких супругам и необходимых им людей.[2]

 Понятие «семья» предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников.

 Семья является открытой, постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье.[7] Также семья  занимает ключевое положение среди социальных институтов по своей экзистенциальной сущности - по поддержанию существования членов семьи и по рождению - социализации детей.[12]

Семья как социальный институт.

       Семья — один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы. Так, от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировались социальные нормы, предписывающие правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место поселения молодой семьи. Под влиянием экономического и политического развития общества, культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи. Но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве. Каждая семья - это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях. Семья играет огромную роль в общественном прогрессе.[13]

   Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь своего ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание.

Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря его общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большой мере влияет на его представление о себе самом.

  Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонности.

 Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требования социума. Институт семьи - важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Общество и личность заинтересованы в укреплении семьи. [7]

      Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как часть общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития. Общество и государство заинтересованы в благополучии семьи, они выполняют совместную деятельность, взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга. Но семья имеет и свою автономную сущность, которая в положительном смысле транслирует традиции, обычаи фундаментальных ценностей человечества от поколений к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводство рабочей силы, становления гражданских отношений.[11]

Семья как малая группа.

 Малая группа - это малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

  Семья относится к разряду первичных групп. Ей присущи интимные, лицом к лицу, отношения между людьми. Такая группа обеспечивает процесс первичной социализации и опосредует вхождение индивида в другие группы. Мнения и представления членов первичной группы имеют особое значение в формировании сознания и самосознания ребенка. Можно рассматривать процесс формирования человеческого «Я» как результат социального взаимодействия.

 Первичная группа является неформальным объединением. Решающая роль в ее возникновении и функционировании принадлежит симпатиям и антипатиям людей, общности их интересов, взглядов на жизнь, их мироощущению. В неформальных группах многие вопросы решаются совместно. Каждая неформальная группа отличается своей особой, неповторимой культурой. Имеются специальные значения, выражения, обращения и жесты, разделяемые только внутри данного круга. Используется своя символика, понятная, как правило, только тем, кто принадлежит к этой группе. Именно так складывается своеобразный «язык семьи», освоить который бывает непросто новому члену семьи, появившемуся в ней, например, в результате повторного брака. Таким путем формируется прочное чувство «мы» - психологическая целостность группы и стремление ее членов идентифицировать себя с сознанием и психологией группы, полностью разделяя присущие ей взгляды, ценности, идеалы.

  Первичная группа предполагает высокую степень интимности и доверительности отношений, эмоциональной вовлеченности членов группы в ее дела. По мере развития отношений интимность обычно растет. Самораскрытие будет затруднено, если ответной реакцией на него окажется критика или отвержение со стороны других членов семьи. Желание поделиться сокровенным в сочетании с принятием этого желания партнером укрепляет чувства любви и симпатии. Доверительный и интимный стиль отношений может стимулировать более четкое и ответственное выполнение членами группы своих обязанностей.[7]

Функции семьи.

Основными  функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова, являются:

- репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

- экономическая (общественное производство средств к жизни,
восстановление истраченных на производстве сил своих взрос­лых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета,
организация потребительской деятельности);

- воспитательная (формирование личности ребенка, системати­ческое воспитательное воздействие семейного коллектива на
каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное вли­яние детей на родителей и других взрослых членов семьи);


- коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искус­ством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха). [1, 2]

Структура семьи.

Существует множество различных вариантов состава, или струк­туры, семьи:

- «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

-«пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз:
супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений,
например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе
или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру
семьи;


-«смешанная семья» является «перестроенной» семьей, обра­зовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная
семья включает неродных родителей и неродных детей, так
как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу
семьи;


-«семья родителя - одиночки» является хозяйством, которое ведет­ся одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода
или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был за­ключен.[2]

Жизненный цикл семьи.

  Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, т.е. разводом. Многие семьи, их называют стабильными или крепкими, имеют только один момент (заключения брака) и не имеют другого, а именно развода. Неразведенные супруги проходят все стадии жизненного цикла.

     Жизненный цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой, или начальной, стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадий роста семьи.

     Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка до того времени, когда  из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей. 

     На третьей стадии процесс отселении взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие друг за другом по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети, и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки.  Постаревшие родители, которым уже за 50, становятся бабушками и дедушками. Внуки занимают опустевшее после отъезда взрослых детей место. Отчий дом вновь наполняется детским гомоном и заботами о подрастающем поколении. Но теперь это отношения между внуками и прародителями. 

     В разных семьях и в разных странах третья стадия продолжается неодинаковое время. Она заканчивается, как только внуки покидают дом своих бабушек и дедушек.  Они взрослеют, а дом прародителей вновь пустеет. Начинается четвертая стадия – одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов. Семья, из которой ушли все дети, называется «пустым гнездом».

     Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет  первую – брачная пара остается наедине с собой.  Разница лишь в возрасте.  Вначале  это молодая пара, теперь она состарилась, отчий дом покинула молодежь. [1]

Психологический климат в семье.

       Психологический климат в семье - это устойчивый эмоциональный настрой, который возникает в результате совокупности настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, другим людям, работе, окружающим событиям. Он неразрывен с идейно - нравственными ценностями семьи, является показателем качества межличностных отношений ее членов. Психологический климат творят члены семьи, от них зависит, каким он будет. Исходной основой благоприятного психологического климата семьи является супружеская совместимость, в первую очередь общность нравственных взглядов мужа и жены. Для благоприятного психологического климата в семье характерны коллективистская сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, доброжелательность, требовательность друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за свою семью, высокая внутренняя дисциплинированность, принципиальность, ответственность.

       Члены семьи с благоприятным психологическим климатом с любовью, уважением и доверием относятся друг к другу, к родителям – с почитанием, к слабым – с готовностью помочь. Здесь законом жизни является желание и умение понимать другого человека, каждый свободно выражает свое собственное мнение по любому вопросу и все относятся к нему серьезно. При этом хорошо развиты самокритика, доброжелательная критика в отношении любого другого члена семьи, взаимная терпимость и корректность в случаях несовпадения мнений. Такая семья способна переносить житейские трудности.

         Важный показатель благоприятного психологического климата в семье - стремление ее членов проводить свободное время вместе. И еще один признак благоприятного психологического климата - открытость семьи, добрые отношения с родственниками, соседями, друзьями и знакомыми. На благоприятный климат в семье в сильной степени влияет внутрисемейное общение.

       Благоприятный психологический климат в семье ведет к тому, что наиболее притягательными для каждого члена ее становятся совместно созидаемые духовные ценности, а престижность материальных благ хотя и остается высокой, но отодвигается на второй план.

       Неблагоприятный психологический климат в семье ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.[11]
1.2.Современная семья: распределение ролей. Проблема лидерства в семье.

Современная семья: распределение ролей.

      По мере того, как общество переходит от доиндустриальной  к индустриальной и постиндустриальной  стадиям развития, традиционная многопоколенная  семья все больше  вытесняется современной двухпоколенной.  Она называется нуклеарной семьей.

      Анализируя стадии социального развития общества, можно заметить, что и нуклеарная семья также претерпевает определенную эволюцию. На ранней стадии ей была присуща однокарьерная модель. Это означает, что отец был занят в общественном производстве, зарабатывал деньги и содержал семью, а мать была занята только в домашнем хозяйстве, следила за порядком в доме, обстирывала семью и готовила пищу. На более поздней стадии для нуклеарной семьи  характерна двухкарьерная модель, согласно которой отец и мать оба работают и поровну делят домашние заботы. Такие семьи называют еще двухдоходными  и семьями с двумя кормильцами.

      Семьи  стали разнообразнее по составу, это вызвано участившимися разводами и повторными браками, а также решением женщин иметь детей не выходя замуж.

      Россия – страна с большим числом семей  с обоими работающими супругами. Этот показатель изменятся в зависимости от экономической ситуации и типа семьи. Например, большинство одиноких женщин, чтобы прокормить семью, идут работать.  В полных семьях этот показатель ниже.

       Работа не только экономически, но и социально необходима для многих женщин. Они не хотят быть оторванными от коллектива и общения с людьми. Быт засасывает, а работа позволяет ей всегда быть в «форме».

        Занятость на работе не освобождает женщин от домашних дел. Поэтому у работающих женщин по сравнению с работающими мужчинами трудовая нагрузка  возрастает в два раза. И неизвестно, где она устает больше.

         Социологи говорят не о двух, а о  трех основных ролях, которые приходится выполнять женщине: супружеской, профессиональной, родительской. А психологи добавляют, что в результате у нее может возникать чувство неудовлетворенности одной из них, что иногда ведет к депрессии.  Работа вне дома, как, оказалось, компенсирует стресс. Общество же  традиционно закрепило за ней роль хозяйки и воспитателя. Главным добытчиком все равно остается мужчина. 

        Таким образом, у большинства женщин неудовлетворенность жизнью наступает, когда они не справляются с родительской и супружеской ролями, а у мужчин – с профессиональной.

         Мать гораздо чаще, чем отец, является для подростков авторитетом. У матерей подростки ищут сочувствия и поддержки,  с ними обсуждаются учебные дела, взаимоотношение с товарищами, свои занятия в свободное время.

          Для женщины удовлетворенность браком значительней сильнее связана с помощью мужа в уходе  за ребенком, нежели с его помощью по дому.

          Сравнивая  разные  страны, ученые пришли к выводу: если в уходе за детьми американские и российские  отцы участвуют  меньше, чем матери, то в процессе социализации, нравственного воспитания,  развития социальных навыков  отцы и матери вносят равный вклад.[1]

Проблема лидерства в семье.

           В отечественной литературе долгое время употреблялся термин «глава семьи».  Эта институциональная характеристика  обозначала лицо, которому подчинялись другие члены семьи. Обычно муж или старший член семьи. В индустриальном обществе власть мужа держится в основном на общем социальном статусе, успехах в профессиональной деятельности и заработке. В современном обществе супруги,  отвечая на социологическую анкету, затрудняются ответить, кто из них глава.

           В принятии решений в семье во всех странах главную роль играет материальный фактор:  тот супруг,  который больше зарабатывает, имеет и больше власти в семье.    Также на статус в семье влияет образование и профессиональный статус. У жен обычно более низкий доход, после появления детей они становятся зависимыми от мужа.   

          Супружеская власть – весьма сложное явление.  Сила  любви одного партнера к другому, как и степень потребности одного в другом могут сыграть решающую роль. Ученые выяснили: тот из супругов, кто в меньшей мере заинтересован  в  другом,  и будет  доминировать в браке.  Если женщина сильнее испытывает потребность в любви, а чаще всего так и происходит,  то она  займет подчиненную позицию. Зависимость жены от мужа  во многом объясняется ее  терпимость  к фактам насилия.

             Роль женщины в принятии решений явно сегодня возрастает. Практически во всех сферах семейной жизни жена чаще, нежели муж, принимает решения. В молодых семьях решение чаще принимаются на демократической основе.

             Женщины, в силу своей эмоциональной природы, в большей мере самораскрываются в браке, чем мужья.

             Структура власти в семье, сложившая на первом этапе ее жизненного цикла, возможно, позже претерпевает незначительные изменения. Одни привыкают командовать, другие – подчиняться.[1]
1.3. Проблемная семья.

Сущность психологического содержания понятия «проблемная семья» традиционно имеет как широкое, так и узкое толкование в специальной литературе. В узком значении этого понятия «проблемной семьей» называются те семьи, которые не способны продуктивно решать задачи развития на той или иной стадии жизненного цикла семьи. Например, к проблемным семьям в этом случае можно отнести молодую семью, не решившую задачу дифференциации от родительской семьи, не разрешившую конфликты между личными и кооперативными потребностями. Сюда же можно отнести семью с маленьким ребенком, в которой супруги не способны освоить и согласовать новые роли отца и матери.

В широком значении этого понятия в «проблемный тип» семей включаются еще и следующие типы семей.

Дисфункциональная семья — семья, плохо или вовсе не выполняющая основные семейные функции. Термин «дисфункциональная» семья используется также для характеристики такой семейной системы, которая является причиной дисфункционального, дезадаптированного поведения одного или нескольких членов семьи.

Неблагополучная семья — семья, характеризующаяся низким состоянием психологического комфорта внутри семейного пространства. Такая семья не удовлетворяет полностью или частично потребность членов семьи в эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви.

Таким образом, к «проблемным» семьям можно отнести все семьи с нарушением функционирования, обладающие низким потенциалом для решения задач развития на той или иной стадии своего жизненного цикла, не обеспечивающие личностного роста каждого из своих членов.

В отличие от проблемной семьи, гармоничная (здоровая) семья характеризуется гибкой иерархической структурой власти, ясно сформулированными семейными правилами, сильной родительской коалицией, гибкими межпоколенными границами. Здоровая семья — система в движении. Семейные правила открыты, служат позитивными ориентирами для роста. Допускается смена одних внутрисемейных «треугольников» и коалиций другими без возникновения чувства ревности или ненадежности. Друзья членов семьи свободно входят в семейное пространство без страха быть отвергнутыми.

В гармоничной семье между поколениями существует четкая дистанция. Здоровая семья основывается не на доминировании родителей над детьми, а на том, что сила первых обеспечивает безопасность вторых (родителям нет необходимости постоянно доказывать свою силу детям и самим себе).

Целесообразно выделить следующие типы проблемных семей:

1.семья с больным ребенком (психически или соматически);

2.семья в разводе;

3.неполная семья;

4.семья алкоголиков.[7]
Семья с больным ребенком.

К проблемным семьям можно отнести семью с психически и соматически больным ребенком. Рождение больного ребенка может быть деструктивным фактором, который нарушает привычное функционирование семьи и в конечном итоге приводит к трансформации ее структуры. Чаще всего эта трансформация выражается в распаде супружеской подсистемы, когда отец, не выдержав нервно-психической и физической нагрузки, возникающей в связи с особым уходом и воспитанием ребенка-инвалида, уходит из семьи. Однако болезнь ребенка может выступать в роли фактора, стабилизирующего семейную систему, поскольку супруги не «позволяют» себе выяснять супружеские отношения и предъявлять друг другу претензии как мужу и жене в присутствии больного ребенка. Семья с больным ребенком превращается в проблемную в том случае, когда болезнь становится единственным стабилизатором, сохраняющим брак. Внутренние реальные проблемы членов семьи будут маскироваться преувеличенной заботой о ребенке, поддерживая в нем желание, остаться навсегда больным. Накопившееся, но тщательно скрываемое эмоциональное раздражение родителей может приобретать неожиданные формы проявления: скандалы «на пустом месте», депрессия, нахождение утешения одним из родителей в увлечении разнообразными околонаучными и религиозными учениями и т. п.

Д.Н. Исаев исследовал семьи, имеющие в своем составе физически или психически неполноценного человека (причем таким мог быть и ребенок, и родитель). Автор подчеркивает, что физическая и психическая неполноценность может оказывать неблагоприятное воздействие как на общее самочувствие членов семьи, так и на всю систему взаимоотношений в целом.[7]

Семья в разводе.

        К еще одному типу проблемных семей можно отнести семью, находящуюся на грани развода, а также семью с разведенными родителями. Все члены такой семьи переживают стрессовое состояние, связанное с разрушением стабильности жизни и необходимостью прерывать эмоционально значимые отношения. [7]

Развод родителей предполагает серьезные изменения в маленьком мире ребенка. Это травмирующий процесс, в результате которого дети испытывают целый спектр негативных эмоций: злость, тревогу, страх, грусть и т.п. Возраст ребенка существенно влияет на восприятие им развода и понимание структуры семьи.[14]

В начале ХХ века расторжение брака было редким явлением, сегодня  оно стало массовым.

Неполная семья.

    Неполная семья - группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Возникает в силу разных причин:

-рождения ребенка вне брака,

-смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей;

-соответственно выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи.

Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей. Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

 Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца.

 Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца.

      Причины увеличения числа семей с одним родителем

  Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

-изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;

-распространение добрачных связей, изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;

-утрата семьей своей производственной функции; - неподготовленность молодежи к браку;

-завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

-алкоголизм и наркомания.

Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.[15]

Семья алкоголиков.

К особому типу проблемной семьи следует отнести семью, где мать и (или) отец злоупотребляют алкоголем. К сожалению, такого рода патогенные аномальные семьи представляют собой достаточно распространенное явление российской действительности, и их количество не убывает.

Развитие детей, живущих в «алкогольной семье», протекает с тяжелыми психическими отклонениями. Дети характеризуются синдромом «педагогической запущенности», заниженной самооценкой, часто пребывают в состоянии депрессии, страха и горя.[7] Дети страдают физически, эмоционально, духовно, страдания накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. [16]

В целом, «алкогольные семьи» отличаются редукцией родительских обязанностей мужа и жены, сужением круга интересов и контактов с социальным окружением, поверхностностью эмоционального взаимодействия, отсутствием временной перспективы. У детей алкоголиков часто возникает ощущение собственной ненужности (несформированное базовое доверие к миру) и чувство безысходной тоски по лучшей жизни в лучшей семье.[7]

    В алкогольной семье жизнь неупорядочена, непредсказуема. Вся жизнь семьи зависит от того, будет или нет пьяным кто-то из родителей, или они оба. И из-за этой непредсказуемости, отсутствия постоянного внимания и заботы, а также постоянных и разумных требований дети, как правило, не знают, что нормально, а что нет. Они не знают, какие их чувства приемлемы, а какие нет, и в результате теряют "твердость психологической почвы под ногами". Эта двойственность, которая касается многих сторон жизни семьи, приводит к нечеткости границ личности ребенка.

 Разговоры в семье ведутся только на самом поверхностном уровне. Никто обычно не интересуется, как дела у ребенка в школе, как у него прошел день, с кем он дружит и чем он увлекается. Ребенок чувствует себя одиноким, ничего не значащим и никому не нужным. [16]

 


         Вывод: Семья является одним из самых важных институтов. Данный институт возник в условиях первобытного общества и развивается сегодня. Под влиянием экономического и политического развития общества, культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи, но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. Каждая семья - это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях. Семья играет огромную роль в общественном прогрессе.

        Семья относится к разряду первичных групп и  в данной группе обеспечивается процесс первичной социализации. Мнения и представления членов первичной группы имеют особое значение в формировании сознания и самосознания ребенка.

        Для правильного формирования личности, физического и  психологического здоровья ребенка требуется благоприятный психологический климат в семье.  Гармоничная и здоровая семья создает такие  условия внутри себя, что члены семьи спокойны, целеустремленны, наполнены счастьем и любовью  друг к другу, чувствуют себя комфортно и целостно, развиваются и наслаждаются жизнью.

   Неблагоприятный психологический климат, в отличие от благоприятного, ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Возникают конфликты.

 Причины и мотивы семейных конфликтов: ревность, сексуальная неудовлетворенность, конфликты ценностей, несоответствие идеалу, домашнее насилие, алкогольная зависимость,  наркотическая зависимость, материальные проблемы, вмешательство родителей в дела супругов, отсутствие нормальных жилищных условий, несходство характеров, супружеская неверность  – все это может привести  к распаду семьи, что негативно отражается на детях.

 Также  в связи с изменением моральных норм в области взаимоотношений полов, распространением добрачных связей, неподготовленности молодежи к браку, завышении требований к брачному партнеру увеличивается число детей, рожденных вне брака.

 Экономические, психологические, физические проблемы, девиантное поведение приводят к распаду семей; психологическим нарушениям у детей; нежеланию молодых людей вступать в брак и заводить детей, что негативно отражается на обществе, культуре, экономике и  демографии.  

 Поэтому, чтобы избежать кризиса института семьи, требуется готовить подрастающее поколение к семейной жизни дома и в школе. К детям из проблемных семей и самим семьям требуется привлекать социальных педагогов,  социальных работников, психологов, чтобы социальный институт семьи развивался правильно и положительно отражался на обществе.

                  


       ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

        Воспитание будущего семьянина –   задача,  которая  в  последнее  время стала очень актуальной. От того, какое внимание  уделяется  этой  задаче,  зависит будущее института  семьи.  Всестороннее  гармоничное развитие ребенка немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться с общественным и подкрепляться им. Семья является одним из самых  многогранных  явлений  общественной  жизни,  сопровождающих человечество с древнейших времен и до наших дней. Систему  семейных  ценностей  определят  как  совокупность  позитивных  установок  на  семью  и  брак, базовыми  из  которых  являются  любовь,  рождение  и  воспитание  детей, доверительное общение в семье. Формирование  семейных  ценностей    целенаправленный  процесс подготовки к вступлению в брак, рассчитанный на воспитание позитивных установок и решение проблем молодой семьи. Молодая семья стала объектом внимания  ученых  в  связи  с  ростом  числа разводов, две трети которых приходится на молодые браки. Подготовка молодежи  к  семейной жизни – это  такая же важная проблема,  как  подготовка  к  профессиональной,  политической,  духовной,  производственной  и  коммерческой  деятельности.  Ценности  семьи  необходимо формировать как в семье, так и в школе и других образовательных  учреждениях,  в молодежных  организациях.  Далеко  не  все  родители  осознают свою  ответственность  за  подготовку детей  к  браку  и  семье.  Все  связанное  с  этим  представляется  им  малозначительным,  тем  более  что  брак и  семья    дело  далекого  будущего.[8]

       Вопрос  формирования  установок  на семью  и  семейный  образ  жизни  ученые начали  исследовать  недавно. Прежде  всего, это связано  с изменением самого типа семьи,  а  также  системным  кризисом  института  семьи  в  современных  российских условиях.  Отечественные  исследователи  связывают  нынешний  кризис  семьи,  деформацию многих  семейных ценностей  среди различных  категорий населения  не  только с  изменением  ценностных  ориентаций  современной  молодежи,  но  и  с  общемировыми  тенденциями. 

        В  современной  российской  семье  главной функцией  становиться  не  ведение  совместного хозяйства, не физическое рождение детей, а отношения между супругами. В  современных  условиях,  где  отношения  между  супругами  являются  решающим фактором стабильности молодой семьи,  необходимо  формировать  и  толерантное  отношение  к  различным  типам  и видам  семьи  среди  старшего  поколения  и среди самой молодежи.

        В  последнее  время  уделяют  особое внимание  кризисным  явлениям  в  сфере семейных отношений: падение жизненного уровня  большинства  российских  семей  с детьми,  снижение  воспитательной  функции  семьи,  увеличение  числа  разводов, социальное  сиротство.  Это  негативные явления возникают в том числе из-за того, что  специальная  поддержка  семьи  не  находит должного внимания ни у государства, ни у общества в целом.

2.1. Формирование нравственных ценностей в семье.

       Ребенок не рождается на свет нравственным и безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает. Идеалами воспитания является гармоничное развитие детей, которое осуществляется главным образом в семье. Первые годы жизни проходят под воздействием близких людей, родственников, семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них нормам поведения. Основой устойчивого поведения и отношения субъекта к окружающему современная педагогика и психология считают ценностные ориентации.

       Высшая общечеловеческая ценность – личность человека, его неповторимая, индивидуальность. Система нравственных ценностей должна ориентироваться на благо человека – на жертвенную и деятельную любовь к людям, на добро, мир, свободу, совесть, истину, на семью, труд. Вопросами формирования нравственных ценностей в семье занимались многие педагоги и психологи. Джон Локк полагал, что первейшая цель воспитания ребенка в семье – добродетель, воспитание нравственного человека. К.Д. Ушинский подчеркивал, что сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения. Задачи воспитания в семье – научить ребенка любить красоту нравственных поступков.

       Семья является могучим воспитательным средством. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Именно в семье усваиваются, копируются образцы реагирования на различные ситуации, по отношению к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего копирование проходит на бессознательном уровне. Родители не только стихийно приобщают детей к нравственным ценностям, но и осмысливают различные методы и приемы посредством чтения книг, просмотра мультфильмов с обсуждением нравственных или безнравственных качеств героев, бесед на нравственные темы, игр. [17] А на основе нравственных ценностей ребенок лучше усвоит семейные ценности.

2.2. Основные  проблемы  формирования семейных ценностей.

       Формирование  семейных  ценностей должно  начинаться  еще  в  детстве.  Формирование должно стать целенаправленным процессом, направленным как на общество в целом,  так и на  семью и молодое поколение,  целью  которого  является  воспитание позитивных  установок  на  семью  и  брак, подготовку  к  вступлению  в  брак  и  решению проблем молодой семьи.  Подготовка молодежи  к  семье    это  такая  же  важная проблема,  что  и  подготовка  к  профессиональной  деятельности,  адаптация  к жизни в  обществе.  Ценности  семьи  необходимо формировать  еще  в родительской  семье,  а затем  в  школе  и  других  образовательных учреждениях, в молодежных организациях и  трудовых  коллективах.                   К проблемам  современной  семьи  необходимо  привлечь внимание  средств  массовой  информации (через  социальную  рекламу).  Особенно важно формирование  общественного  мнения   сторону повышения  статуса молодой семьи,  материнства  и  отцовства,  роли  и места  детей  в жизни  российского  общества. В современной  России  формированию  должного отношения к семье не уделяется внимание. Особую  остроту  приобретают  вопросы сексуального поведения российской молодежи,  репродуктивного  здоровья  юношей и девушек. Также присутствует низкая правовая грамотность среди россиян, в том числе и среди молодого поколения. В обществе не разработаны меры для повышения правовой  грамотности населения. Достаточно  низкая  активность  и  заинтересованность  самой  молодежи  в  вопросах  семейных  отношений. Мотивами вступления в брак остаются базовые супружеские ценности – любовь,  рождение  и  воспитание  детей  в  семье,  доверительное  общение с  близким человеком.  Низкий уровень знаний о семейной жизни,  низкая  культура  населения  в  целом, включая правовую, приводят к появлению проблем и  большому количеству разводов.

        С  решением  уже  известных проблем  семьи,  связанных  с  повышением  ее уровня жизни, а также ценности института  семьи  для  государства  и  общества, укрепление  семьи   как  социального института,  профилактика  деструктивных  тенденций,  важно  формировать  должное  позитивное  отношение  среди  различных  категорий молодежи к семье и браку. Помимо  социальной  рекламы  в  СМИ,  различных  мероприятий,  посвященных  проблемам  молодой  семьи,  необходима  целенаправленная  подготовка  молодого  поколения  к  вступлению  в  брак  еще  задолго  до создания семьи. Однако важны не только знания. Необходимы должные позитивные установки на  семью  и  брак,  готовность  реализовать заявленные  установки  на  практике  в  повседневной  семейной  жизни.  В  современных условиях, когда внешний социальный контроль  за  поведением  молодежи  ослабел, а силы внутреннего еще не сформированы,  необходимо   воспитание  культуры чувств и умения жить в семье.[9]

2.3.Традиционные семейные ценности.

         Традиционные  семейные  ценности  во всех  сообществах  формировались  на  протяжении  длительного  времени и, явились  результатом  эволюции  разнообразных форм  и  видов  общественных  объединений:  от  первобытного  человеческого  стада, через  родоплеменные  отношения,  полигамную и моногамные типы семьи, религиозные основы  отношений между мужчиной и женщиной  к  государственному  регулированию семейно-брачных отношений. 

         Механизм формирования семейных ценностей совершенно совпадает с масштабным механизмом  формирования  любой  национальной  традиции  вообще:  трудовой,  бытовой, обрядовой, художественной и т. д. Накопление  социального  опыта,  его тщательный  естественный  отбор,  стереотипизация элементов, их последующее воспроизведение  и  передача  от  поколения  к  поколению –  вот  краткая  схема  этого  процесса, занимающего в реальной жизни тысячелетия, в  котором  участвуют  десятки  тысяч  поколений людей.

        Материалом для анализа русских семейных ценностей служит прежде всего русский фольклор и отдельные памятники древнерусской литературы.

Система  семейных  ценностей  в  русском фольклоре  прослеживается  практически  во всех  жанрах,  но  наибольший  интерес  представляют следующие: семейные обряды и их поэзия,  сказки,  былины;  лирические  внеобрядовые  песни;  материнский  фольклор;  пословицы и поговорки. Анализируемая  проблема  детально  раскрывается в жанре, имеющем наиболее обобщенное содержание, – в русских пословицах и поговорках.  Именно  они  обладают  ярко  выраженной мировоззренческой концептуальностью,  затрагивающей  все  стороны  народной жизни, в т. ч. семейный уклад. Пословицы  русского  народа,  касающиеся  организации  уклада,  представляют  собой своеобразный регламент построения семьи и семейных отношений.

       Такой  достаточно  большой  свод  позволяет  выделить основные  семейные ценности русского народа.  Во-первых,  эти пословицы  в  совокупности  создают  модель  формирования  национального  уклада жизни  человека  как  уклада семейного.  Процесс его создания  выглядит  следующим  образом:  1) обоснование семейного уклада; 2) последовательность  создания  семьи; 3)  семейная  иерархия; 4) семья и общество; 5) собственность и  территория  семьи; 6)  эмоционально-психологические основы семейных отношений. Во-вторых,  семейные  ценности,  отобранные  опытным  путем  в  результате  исторического  процесса формирования моногамной семьи, в дальнейшем обретают социальную  роль  юридических  и  нравственных норм, функционирующих в виде устных бытовых установок. Их исполнение  становится теперь  основным  условием  продуцирования и жизнедеятельности семьи как особой социальной ячейки. Национальная идеология сознательно культивирует эти установки в виде пословиц  и  поговорок.  Пословицы  и  поговорки в таком случае служат базовой ценностью,  охраной  которой  по  устному  обыденному  праву  занимается  общество  в  целом  и каждый человек отдельно.

         Семья сложилась как главная социальная и  биологическая  модель  существования  и репродукции человека. Она обрела все функции накопления и передачи цивилизационного опыта ее членами. Эта форма сама по себе стала  традиционной  ценностью,  ее  репродуктивная  функция  и  результат  функции –  дети – есть  основной  показатель  семьи.  Поэтому дети  также  входят  в  разряд  основных  ценностей. В традиционных обществах воспитание  детей представляет  собой процесс передачи  опыта.  Опыт  в  определенном  смысле есть  сакральное  знание.  Поэтому  он  имеет ценностное  значение.  Всякий  опыт  в  виде устных установок и материальных предметов есть преемственный материал  традиционной крестьянской  культуры,  культуры,  прежде всего, как знания прошлого. Ценностный  ряд  поддерживается  всей иерархией родственников, входящих в состав рода. Таким  образом, понятия «семья», «дети», «родня» и жизненный опыт, которые реализовывались  в  сфере «дом    двор    хозяйство»  через  трудовую  и  досуговую  деятельность,  составляли  основные  традиционные семейные ценности.[10]

      


       Вывод: Вопрос  формирования  установок  на семью  и  семейный  образ  жизни очень важен, но изучается совсем недавно. Данная проблема стала актуальной в результате большого количества разводов, нежелания молодых людей создавать семью, брать ответственность за рожденных вне брака детей, также нежелание связано с большим количеством материальных проблем, которые появляются в молодых семьях. Деформация  многих  семейных ценностей  среди различных  категорий населения и изменение  ценностных  ориентаций  современной  молодежи также присутствуют в данной проблеме. Для формирования установок на семью и семейный образ жизни требуется готовить молодежь еще со школы с помощью формирования семейных ценностей.

         Формирование  семейных  ценностей должно  начинаться  еще  в  детстве.  Формирование должно стать целенаправленным процессом, направленным как на общество в целом,  так и на  семью и молодое поколение,  целью  которого  является  воспитание позитивных  установок  на  семью  и  брак, подготовку  к  вступлению  в  брак  и  решению проблем молодой семьи.  Ценности  семьи  необходимо формировать  еще  в родительской  семье,  а затем  в  школе  и  других  образовательных учреждениях, в молодежных организациях и  трудовых  коллективах и начинать именно с традиционных семейных ценностей.                   

          Для достижения положительных результатов особенно важно формирование  общественного  мнения  в сторону повышения  статуса молодой семьи,  материнства  и  отцовства,  роли  и места  детей  в жизни  российского  общества.

         Механизм формирования семейных ценностей совершенно совпадает с масштабным механизмом  формирования  любой  национальной  традиции  вообще:  трудовой,  бытовой, обрядовой. Материалом для анализа русских семейных ценностей служит, прежде всего, русский фольклор и отдельные памятники древнерусской литературы.

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: «ОБРАЗ СЕМЬИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ УЧЕНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ И СТУДЕНТОВ.

3.1.Программа  и методический аппарат и исследования

Цель исследования: Проанализировать и сравнить образ семьи в представлении  школьников и студентов.

Задачи исследования:

1. Организовать и провести исследование образ семьи в представлении школьников и студентов.

2.Проанализировать и сравнить результаты исследования образ семьи в представлении школьников и студентов. 

Объект исследования - школьники старших классов и студенты.

Предмет исследования – образ семьи в представлении школьников и студентов.

Методы исследования: эмпирические методы, методы статистической обработки данных.

Гипотеза: Я предполагаю, что образ семьи в представлении школьников старших классов имеет свои отличительные черты, по сравнению со студентами.

Базы исследования: МОУ «Общеобразовательный эколого-биологический лицей» и Северный Федеральный Университет М.В.Ломоносова.

Испытуемые: учащиеся 10-11-ых классов и студенты, в количестве 76 человек.

Основной метод исследования: письменный опрос.

3.2.Анализ данных исследования.

         Школьникам и студентам было предложено написать сочинение на тему «Идеальная семья».



Рисунок.1 Семейные ценности.

         По рисунку №1  можно сделать такой вывод, что для студентов «любовь» важнее других семейных ценностей, а для школьников важнее «взаимопонимание». Такие ценности как уважение, доверие, поддержка, гармония являются обязательными в семейной жизни для студентов и для школьников. Такая ценность как «забота о близких»  была указана только в сочинениях студентов, а в сочинениях школьников было указано такое качество как «ответственность».


Рисунок.2  Семья.

       Из рисунка №2 следует, что как студенты, так и школьники считают, в «идеальной семье» должно быть много детей и двое родителей. Семья должна быть полной, целостной. Также учащиеся указали, что в семье должны присутствовать  прародители.



Рисунок.3  Интересы. Совместное провождение времени.

          По рисунку № 3 можно сделать вывод, что члены семьи должны много времени проводить вместе и иметь общие интересы.



Рисунок.4 Материальные ценности.

       Из рисунка № 4 следует, что у «идеальной семьи» должен быть большой, уютный  дом и семья должна быть обеспеченной.

3.3. Выводы по исследованию. 

       По диаграммам можно сделать такие выводы: ученики и студенты считают что любовь, взаимопонимание, поддержка являются наиболее значимыми ценностями в семье. А также много детей и двое родителей, по мнению старшеклассников и студентов, являются характерными чертами «идеальной семьи» семьи.

        В процессе исследования цель была достигнута, задачи выполнены. Гипотеза подтвердилась.

                                                   Заключение  

                                                     

         Анализирую научную литературу по теме курсовой работы, мы пришли к выводу, что среди молодежи «бытует» искаженное представление о семье, а также существующие проблемы приводят к отрицанию этого социального института. Изменились духовно-нравственные ориентиры молодежи на получение образования, престижную работу, отодвинулся возраста вступления в брак. Повлияло также повышение культуры отношений между полами: личное счастье, удовлетворение семейными и интимными отношениями становятся жизненными приоритетами молодежи. Социально-экономическая ситуация в стране не способствуют укреплению брачно-семейных отношений. Проблема трудоустройства молодого специалиста, низкая зарплата, работа, связанная с длительным отсутствием дома, не способствует укреплению семьи, созданию в ней атмосферы любви, взаимопонимания, доброжелательности.

         Все выше перечисленное  приводит к уменьшению количества заключенных браков, увеличению числа разводов, росту количества одиноких матерей, внебрачной рождаемости, росту количества несовершеннолетних матерей.

         Отношение молодежи к семье как основной ячейке общества очень важно определить, так как на молодежи строится наше будущее. Устойчивость семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни. Семья является основной ценностью для молодежи. При этом рассматривается как семья родителей, в которую они входят, так и их собственная будущая семья.

        В практической части данной курсовой работы отражены результаты исследования.  При создании идеального образа семьи и, прежде всего своей собственной, в качестве основных ценностей студенты и школьники указали взаимопонимание, любовь, гармонию в отношениях,  поддержку, доверие и наличие детей.

         В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. Все это важно, но в настоящей жизни процесс передачи таких знаний уже недостаточно удобен. Поэтому психологам и социальным педагогам необходимо подготовить школьников к их будущей семейной жизни. При этом необходимо обратить внимание на следующее: 1.Учиться ответственности, уступчивости, осознавать моральные основы семейных отношений; 2.Школьника необходимо познакомить с основами законодательства о браке и семье, с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу; 3.Школьник должен понимать основы брака и семейной жизни, психологию других людей, должен учитывать развитие чувства, должен владеть навыками общения; 4.Школьник должен получить знания о физиологических особенностях мужского и женского организмов, правдивую информацию о половых отношениях в соответствии с возрастом; 5.Подростка с раннего возраста надо приобщать к домашнему труду, приучать выполнять семейные обязанности. Детей нужно учить проводить досуг вместе с семьей, отдыхать в выходные вместе с родителями.  Воспитывая детей, надо прививать им такие черты: терпеливость, чуткость, тактичность, недопустимость злых насмешек. Ребенка нужно учить тому, чтобы он умел строить свои отношения с людьми.

     


                                     Список литературы

1.А.И.Кравченко. Социология/учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2009.

2. Андреева Т. В. Семейная психология/ учебное пособие [Электронный вариант]. //KooB.ru, свободная библиотека. – Режим доступа: http://www.koob.ru/andreeva_t/ , свободный.

3. Н. Козлов. Формы и виды семейных отношений. [Электронный ресурс] /Брак и семья. Семейные отношения и психология. – Режим доступа: http://www.vbrake.info/2009/05/08/formy-i-vidy-semejjnykh-otnoshenijj.html, свободный. – Дата обращения: 12.06.2011.

4. Марк Сандел. 10 фактов о домашнем насилии, которые должен знать каждый социальный работник [Электронный ресурс] // socfaqtor  – Режим доступа: http://socfaqtor.wordpress.com/2009/06/15/марк-сандел-10-фактов-о-домашнем-насили/, свободный. – Дата обращения: 12.06.2011.

5. Семейные конфликты и их причины [Электронный ресурс] // Zalogzdorovya – Режим доступа: http://zalogzdorovya.ru/view_psy.php?id=1, свободный – Дата обращения: 15.06.2011.

6. Семья / Википедия [Электронный ресурс] // Википедия, свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Семья,

свободный – Дата обращения: 12.06.2011.

7. Посысоев Н. Проблемные семьи [Электронный ресурс]// Основы психологии семьи и семейного консультирования http://www.syntone.ru/library/books/content/5035.html?current_book_page=all,

свободный – Дата обращения: 15.06.2011.


8. Семья / БСЭ [Электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия, свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/семья/БСЭ/Семья/,  свободный. – Дата обращения: 15.06.2011.

9. З.У. Царахова-Салбиева. Уроки этнопедагогики / Роль семьи, традиций  и обычаев в формировании семейных ценностей  подрастающего поколения. Владикавказ: 2010.

10. А.Б. Беляева. Традиционные семейные ценности. Особенности формирования  семейных ценностей у современной российской молодежи [Электронный ресурс] // Научный журнал «Современные проблемы науки и образования»  №2, 2007. – Режим доступа: www.rae.ru, свободный. – Дата обращения: 18.06.2011.

11.Сущность семьи, структура, функции, семейные взаимоотношения [Электронный ресурс] // Социальная работа – Режим доступа: http://soc-work.ru/article/744, свободный. – Дата обращения: 18.06.2011.

12.Социальная сущность семьи. [Электронный ресурс] // pravo.vuzlib.  свободная библиотека. – Режим доступа: http://www.pravo.vuzlib.net/book_z763_page_13.html, свободный. Дата обращения: 18.06.2011.

13. Нейл Смелзер. Социальные институты [Электронный ресурс]  // scepsis. – Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_611.html, свободный. Дата обращения: 19.06.2011.

14.Как дети воспринимают развод [Электронный ресурс]  //  mama.sarbc. Режим доступа: http://mama.sarbc.ru/articles/kak-deti-vosprinimayut-razvod.html, свободный. Дата обращения: 19.06.2011.

15. Неполная семья - что это? [Электронный ресурс]  //  женский журнал.- Режим доступа: http://sungirls.ru/index.php?newsid=435, свободный. Дата обращения: 19.06.2011.

16.Наталья Власихина. СЕМЬЯ АЛКОГОЛИКА: ИГРЫ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ [Электронный ресурс]  // gazeta.mirt. - Режим доступа: http://gazeta.mirt.ru/?2-23-188--1, свободный. Дата обращения: 19.06.2011.

17. Хайруллина Эльвира. Формирование нравственных ценностей в семье [Электронный ресурс]  // salpk.clan. - Режим доступа: http://salpk.clan.su/publ/2-1-0-23, свободный. Дата обращения: 19.06.2011.

18. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты         [Электронный ресурс]  //   Библиотека социального работника - Режим доступа: http://ru.belbsi.by/rights/library/, свободный. Дата обращения: 20.06.2011.

19. Г.Т.Хоментаускас. Семья глазами ребенка. Педагогика / учебное пособие – М.: Академический проект, 1989.

20. Э. Г. ЭЙДЕМИЛЛЕР  В. В. ЮСТИЦКИЙ. Семейная   психотерапия. [Электронный ресурс] // KooB.ru, свободная библиотека. – Режим доступа: http://www.koob.ru/eydemiller_e_g/semeynaya_psihoterapiya, свободный. Дата обращения: 19.0.2011.

21. Робин Скиннер, Джон Клииз. СЕМЬЯ И КАК В НЕЙ УЦЕЛЕТЬ. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994.

22.Социология: учебник для вузов / под редакцией профессора В.Н.Лавриненко. - 3-е издание  - М.: Юнити, 2005.

23. Семейный климат и воспитание ребенка [Электронный ресурс]  // femy.ru. - Режим доступа: http://femy.ru/categories/266/articles/9, свободный. Дата обращения: 19.06.2011.


1. Доклад Amon Duul
2. Реферат на тему Сравнительный анализ иконы Богоматерь Донская Феофана Грека и картины Рафаэля Сикстинская мадонна
3. Реферат на тему Plato Essay Research Paper There are many
4. Реферат Конкурентоспособность фирм и пути её повышения
5. Доклад Foreigner
6. Реферат Аналіз прибутку підприємств в умовах перехідної економіки
7. Реферат Расстройства ощущений
8. Доклад Акцентный стих
9. Реферат Эдуард Норичский, 2-й герцог Йоркский
10. Реферат Сущность и признаки государственной власти