Курсовая

Курсовая Право, признаки и сущность права и нормы

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 11.11.2024






Федеральное агентство по образованию РФ Томский государственный университет Новосибирский юридический институт

Кафедра Теории государства и права

Тема: Понятие, признаки и сущность права

Курсовая работа

по теории государства и права

Студента первого курса

Очного отделения

91-обп группы

Научный руководитель:

Городилова Инна Александровна

Новосибирск 2010



Оглавление


 2

Оглавление 2

 3

Введение 4

1. 5

2.Понятие права   в  общесоциальном   и   юридическом смысле слова 5

3.Признаки позитивного права 9

3.Сущность права: основные концепции сущности права 15

4.Социальное назначение и функции права 20

 28

Заключение 29

 32

Список литературы 33





Введение



Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Ведь главное назначение права состоит в регулировании особенно важных общественных отношений, в организации управления обществом. И чтобы осуществить свое назначение право должно соответствовать тому обществу, которое оно регулирует. Из выше сказанного следует, право изменятся (эволюционирует) от простого (в первобытном обществе) к сложному (в современном обществе). Таким образом, на разных стадиях развития общества и государства были разные подходы к правопониманию, пониманию сущности, принципов, функций, ценности права.

Тема правопонимания ключевая, в ней необходимо разобраться, чтобы верно представлять что есть «право». Для этого следует учитывать исключительную сложность и многогранность права как общественного явления, которое очень трудно охватить в рамках одного определения. Известные ученые-правоведы дают множество определений права, каждое из которых позволяет глубже и многостороннее отобразить природу и наиболее важные признаки и принципы права. Существуют нескольких концепций правопонимания, и дискуссии по этому вопросу – признак и отражение не только зрелого правоведения, но и развитого правосознания гражданского общества, стройной системы законов и других источников права, обширной и стабильной судебной и другой юридической практики.

Исходя из выше сказанного, основная цель данной работы - проанализировать и сопоставить различные подходы к правопониманию, дать наиболее общее понятие права, уяснить признаки, сущность и социальную ценность права.
  1. 

  2. Понятие права   в  общесоциальном   и   юридическом смысле слова


Для юриста ответить, что такое право, так же сложно, как Логике, что такое Истина.

Э. Кант1.
Право — явление сложное, многогранное, по ряду характеристик даже противоречивое. По словам известного древнеримского юриста Ульпиана, «изучающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит слово "право" (jus), оно получило свое название от правосудия (justitia) ... право есть наука (ars) о добром и справедливом.» В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.

Если рассматривать право в общесоциальном смысле, тогда под понятием право понимается широкое общесоциальное явление, сформировавшееся вне юридических механизмов. Из этого следует, что право имеет более глубокие исторические истоки, оно связано с законами жизни и общества. В данном случае речь идет о социальных притязаниях, обусловленных природой и сформировавшихся в обществе еще до государства как отражение закономерностей жизни общества. Эти социальные притязания нашли обоснование в различных социальных нормах – в правилах поведения общего характера, которые являются результатом социально волевой деятельности людей и выступают в качестве регуляторов общественных отношений в интересах общества, коллектива или индивида. То есть право как рациональная мера допустимого. Ф.В Тарановский подчеркивает, что право есть ничто иное как один из видов социальной нормы.2 Последние, в свою очередь, необходимы 

для поддержания мирного сожительства и сотрудничества людей. Ограничивая непомерные притязания каждого отдельного человека, они дают возможность установить общественный порядок, защитить слабого от притеснений сильного и приучить людей к обдуманному, выдержанному поведению; повинуясь этим правилам, люди постепенно привыкают не попирать чужих интересов, считаться с правами и благом ближних и согласовать свое поведение как с основными задачами человеческого общежития, так и с высшей целью человеческой жизни вообще. Эти правила приучают человека обуздывать свои страсти и влечения и воспитывают в нем умение жить с людьми согласною, творческою жизнью. Именно поэтому люди давно уже признали в них могучее средство для усовершенствования личного характера и общественного строя3.

То есть право в общесоциальном смысле- это признаваемая в обществе, социально оправданная возможность (свобода) определенного поведения, возможность совершать какие-то социально значимые действия, притязать на что-то, требовать соответствующего поведения от других. Право в общесоциальном смысле по сути своей является естественным правом. Оно возникает само по себе, естественным путем и никем не устанавливается. Это право, рождаемое самой жизнью, вытекающее из общественных потребностей.

Сформировавшись в системе общественных отношений, естественное право закрепляется в обычаях, нормах морали, религиозных и других нормах. Может оно закрепляться и в юридических нормах, т.е. нормах, устанавливаемых государством.

Если рассматривать право в юридическом смысле слова, то нужно выделить связь права с государством, как среды функционирования права и с 

государственной организацией общества. Государство выступает в качестве формирующего и обеспечивающего (гарантирующего) фактора.

Оно придает определенным нормам поведения людей общеобязательный характер и в связи с этим поддерживает их действие, функционирование, обеспечивает в случае необходимости претворение их в жизнь принудительным путем.

. По определению Бирлинга, профессора университета в Грейфсвальде "право в юридическом смысле есть вообще все, что люди, живущие в каком бы то ни было общении между собой, взаимно признают как норму и правило этого общежития". Приведенное определение строится, прежде всего, на утверждении, что целью всякого права является внешнее отношение человека к человеку. Средством к достижению указанной цели служат нормы или императивы, обращенные к воле человека. По заявлению Бирлинга, все право выражается в нормах; что не может быть выражено в норме, то не может быть и правом. Поэтому нормы - это ближайшее родовое понятие, видом которого является право.4

Право под рассматриваемым углом зрения есть явление в известном смысле государственное. В нем зримо или незримо присутствует государственный компонент, на нем лежит «отпечаток» государственной власти как раз с той ее стороны, которая характеризуется возможностью использования принуждения.5

Но помимо норм, выраженных в законах («можно» то, что закреплено в юридических нормах, в нормативных актах общественных объединений или в нормах морали), есть и права, которые напрямую, непосредственно вытекают из социальной жизни, независимо от каких-либо идеальных (идеологических), организационных, нормативных форм опосредования и с которыми мы уже встречались при рассмотрении первобытнообщинного строя.



Такие права могут быть названы непосредственно-социальными. Они являются непосредственными в том смысле, что существуют и действуют безотносительно к тому, объективированы ли они в каких-то опосредствующих внешних формах или нет.

Именуют указанную группу прав естественными, т.е. такими, которые являются выражением натуральной жизни общества, напрямую даны естественным ходом вещей, а не выдуманы, не изобретены людьми. По отношению к ним право как юридическое явление и выступает в качестве позитивного права — права, которое создается людьми, выражено в писаных нормах, содержится в нормативных документах. 6

Следовательно, позитивное право не тождественно естественному праву. Во-первых, они не совпадают, поскольку естественное право может закрепляться не только в нормах позитивного права, но и, как только что было отмечено, в других социальных нормах. Во-вторых, та свобода, возможность поведения, которая закреплена в нормах позитивного права, не всегда есть социально оправданная свобода или возможность. Не нужно забывать, что нормы позитивного права устанавливаются или санкционируются государством. Государство же закрепляет в своих нормах или санкционирует только такую свободу, которая отвечает интересам государства. А интересы государства – это не обязательно интересы общества. Более того, в нормах позитивного права может закрепляться не только свобода, но и несвобода и даже произвол. Поэтому в нормах позитивного права закрепляется не столько социально оправданная свобода, сколько свобода, установленная или признанная государством. А такая свобода не равнозначна естественному праву.

Учитывая все вышеуказанное, можно вывезти следующую дефиницию : право – это система общеобязательных, формально-определённых норм, генетически и функционально связанных с государством, призванная 

регулировать общественные отношения и обеспечивать достижение компромисса в обществе.
  1. Признаки позитивного права


Позитивное право, как было выше указано, связано с государственной жизнедеятельностью общества.

В Советское время, данное понятие именовалось как положительное право, и подчеркивались две его грани

  • Право, положенное государственной властью, то есть право наличное, реально и официально существующее, «сделанное» людьми и связанное с их деятельностью, с деятельностью официальных государственных органов.

  • Право, рассчитанное на достижение положительного результата

В современное время, говоря о позитивном праве, следует четко разграничивать:

субъективное право — право в субъективном смысле, то есть юридическая дозволенность поведения для конкретного субъекта (гражданина, данной фирмы);

объективное право (право в объективном смысле) трактуется как система норм, закрепленных в юридических источниках, существующая независимо от каждого члена данного общества. То есть нормативный регулятор юридически дозволенного, «говорящий» о субъективных правах, иными словами, нормативный критерий юридически дозволенного и недозволенного, запрещенного, предписанного (римское право, право Финляндии, российское право, гражданское право).

Ф.В. Тарановский в субъективном праве делает акцент на право как поведение, в которое не входят субъективные обязанности.



Правда, как бы ни были близки к объективному праву связанные с ним субъективные права, они явления разнопорядковые, занимающие в правовой действительности свои, особые места. Здесь важно не потерять из виду специфику объективного права как институционного нормативного образования. Субъективные права – не основание юридического регулирования, не источник юридической энергии, а результат ее претворения в жизнь, последствие конкретизированного воплощения нормативных предписаний в виде точно определенной юридической свободы, ее меры для данного лица. К тому же субъективные юридические права существуют в нераздельности с юридическими обязанностями, неотделимы от них.

Близость субъективных юридических прав к объективному праву высвечивает одно из глубинных оснований юридического регулирования, значение права как институционного нормативного выражения классово определенной социальной свободы, призванного обеспечивать условия и простор для самостоятельного, инициативного поведения участников общественных отношений, для развертывания их социальной активности. 7

Основные особенности позитивного права связаны с тем, что оно, в отличие от других форм социальной регуляции, получило внешнее объективированное выражение, опредмечивание в письменных источниках, признаваемых государством и в силу этого приобретающих характер официальных, входящих во всю систему государственно-политических отношений.

Разумеется, нужно держать в поле зрения то обстоятельство, что позитивное право, особенно на начальных фазах своего существования и в некоторых своих разновидностях, далеко не всегда выступает в одном лишь писаном виде. Но дело-то в том, что тогда право может быть охарактеризовано как неразвитое, и оно, сливаясь с правосознанием и обычаями, в полной мере не проявляет свои свойства и достоинства особого социального феномена, 

нормативного институционального регулятора.8

Именно эта черта права обусловливает его социальный смысл и социальный статус как явления социальной реальности, которое имеет свои объективные закономерности и свойства, изучаемые наукой и используемые в практической деятельности людей.

Родовые признаки права в объективном смысле :

Нормативность. Это свойство приобретает рядовые особенности такие, как общеобязательность и авторитет государства. Под этими свойствами подразумевается то, что право через свою документальную форму способно делать те или иные общие правила (нормы, принципы) обязательными для всех в стране, на данной территории; общеобязательность означает, что все члены общества непременно выполняют требования, содержащиеся в нормах права. Общеобязательность нормы права возникает вместе с ней. Вместе с ней развивается, изменяется и прекращается.9 При этом Норма права игнорирует индивидуальную оценку личности на это правило поведения. Например, согласно статье 90 Конституции РФ, Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Нормам положительного права, противополагается свободно развивающееся субъективное правосознание10

  1. Общеобязательность – признак, тесно связанный с нормативностью. Нормы права являются правилами поведения не только общего, но и общеобязательного характера. Общим характером, в принципе, обладают любые правила поведения ( и обычаи, и нормы морали, и технические нормы), а вот общеобязательность присуща только праву. 

  2. Нормы права в отличие от других норм поведения обязательны для тех, кому они адресуются. Всякий, кто подпадает под действие правовой нормы, должен поступать в соответствии с её предписанием, иначе может быть наказан. Так же общеобязательность распространяется на государство, которое обязано:

    • осуществлять правотворческую деятельность в порядке установленном законом;

    • не нарушать права и свободы граждан;

    • обеспечивать законность органов государства

Например, глава 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ» содержит основные положения для обеспечения законности в деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ.

  1. Формальная определенность права. Данный признак имеет два компонента: Формализованный характер и определенность права. Последний компонент говорит о том, что, право должно четко указывать на варианты должного поведения и на вид общественных отношений, в которых должна реализоваться та или иная норма. Формализованный характер указывает на то, что писаное право дает возможность строго фиксировать в письменных документах содержание прав и обязанностей, условия их возникновения, возможные последствия несоблюдения норм и т.д. При этом часть права формируется в устной форме, то есть право существует в общественном сознании.

Формальная определенность права достигается с помощью различных приемов юридической техники, в том числе с помощью терминов и правовых дефиниций. Примером может послужить статья 785 ГК РФ: По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза 

лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

  1. Государственно-волевой характер позитивного права выражается в том, что оно в отличие от права в общесоциальном смысле возникает не само по себе, а по воле государства. Нормы позитивного права либо непосредственно устанавливаются государством, его органами, либо возникают в результате государственного санкционирования, когда государство или признаёт в качестве правовых какие-то неправовые нормы (например, обычаи), или разрешает устанавливать нормы права определенным негосударственным организациям. Во всех случаях позитивное право появляется по воле государства и выступает в качестве государственного регулятора общественных отношений. Кроме того, волевой характер позитивного права проявляется еще и в том, что в его нормах в качестве государственной выражена воля или всего общества, или какой-то его части. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм11

  2. Государственная гарантированность. Только нормы, принципы, закрепленные в письменных документах, получают надлежащую государственную гарантию, могут быть оснащены — тоже через письменные документы — процедурами и механизмами их действительной, гарантированной реализации. Также этот признак подчеркивает генетическую и функциональную связь права с государством, которое сопудствует реализации права, поддерживает и участвует в процессе его применения, а в случае необходимости, обеспечивает реализацию права мерами государственно-правового принуждения. Системность права. Право представляет собой весьма сложную целостную систему. Нормы, из которых состоит позитивное право, находятся в определенном единстве, в системе и тесно связаны между собой. Они регулируют общественные отношения не в 

  3. одиночку, не каждая сама по себе, а в комплексе, во взаимодействии друг с другом, объединяясь в институты и отрасли права. Системность в право привносится именно законодательством. Существующие в сознании, в поведении нормативные правовые установки этим свойством не обладают. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно согласовывает их с уже существующими.12

Примером двух последних вышеуказанных признаков является Контитуция РФ, в частности статья 44, часть 1 : Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Наиболее важные общие черты права как системного явления таковы:

право принадлежит к особому классу системных объектов, сочетающих черты неорганичных и органичных систем, причем в зависимости от развитости права данного государства, его особенностей как структурной общности, обусловленных, в частности, кодифицированностью законодательства, уровень органичности права как системы возрастает; в данной плоскости праву присущи и некоторые черты логической системы

право – функциональная социальная система: ее возникновение, существование и развитие подчинено классовым целям и сообразно этому для нее и ее подразделений (отраслей) характерен ряд специфических функций;

право – система формализованная: юридическая материя объективируется в правовых актах, придающих праву четко выраженный институционный характер;



право, отличаясь стабильностью, в то же время имеет особенности динамической системы, и даже некоторые механизмы для своеобразной саморегуляции (1.19.5.);

право – социальная система, существование и функционирование которой связано с индивидуально-правовой деятельностью компетентных органов (правосудием);

и, наконец, для права характерна сложная, многоуровневая структура.13
  1. Сущность права: основные концепции сущности права


Сущность права не так-то просто выявить, установить, поэтому чисто методически при рассмотрении сущности права важно учитывать две стороны - формальную и содержательную. С формальной точки зрения любое право по своей природе есть, прежде всего, регулятор и стимулятор общественных отношений. Однако если при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества. Например, рабовладельческое право Древнего Рима и современное право Италии далеко не тождественны по своей сущности.

Поэтому необходимо обратиться к содержательной стороне, позволяющей ответить на следующие вопросы: чьи интересы обслуживает в первую очередь данный регулятор, какие функции осуществляет в приоритетном порядке?

История, социальная практика убедительно показывают, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых и других интересов.14



Исходя из этого, можно выделить и соответствующие подходы к сущности права. Хронологически первым является классовый подход: в советской литературе под сущностью права понималась возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни данного класса. Это понимание, в основе которого лежала формулировка « Манифеста коммунистической партии», выражало одну из сторон содержания ряда правовых систем, но при последовательном развитии вело к выводу, что нет сущности права вообще, а есть лишь сущности исторических типов права различных общественно-экономических формаций со специфическими для каждой из них качествами, абстракциями и категориями.

При исследовании классовой сущности права речь идет не столько о сущности, сколько о причинах возникновения права (оно возникло вместе с классовым делением общества) и о его содержании (право выражает преимущественно или исключительно волю и интересы политически господствующей части общества). Классовое содержание права допускает конкретизацию по частям класса, по периодам развития общества, по отраслям и институтам, не переставая быть оценочной характеристикой права. 15

В чем заключается противоречие, заложенное в сущности права данного подхода, раскрыв которое можно выявить более глубокое основание права, лежащее в сфере материальных отношений?

Противоречие состоит в том, что воля господствующих при данных производственных отношениях индивидов оказывается конституированной в качестве общеобязательного масштаба поведения для всего населения страны, масштаба, который, представлен благодаря государству как волеизъявление и интерес всего общества. Иначе говоря, потребности и интересы меньшинства 

обращены ко всем, принимая форму общественных потребностей и общественных интересов. Именно поэтому под юридической оболочкой скрывается не только противоречие между господствующим и угнетенным классами, но и неизбежное при частной собственности и общественном разделении труда противоречие между интересом личности и обществом. Противоречие, заложенное в самой сущности права, носит во всех формациях, связанных с частной собственностью, антагонистический характер и потому в принципе может разрешаться только в процессе революций, а в пределах одной формации частично преодолевается благодаря государственному принуждению, на которое опирается воля господствующих индивидов. Лишь после социалистической революции, ликвидации, частной собственности и эксплуататорских классов создаются условия, при которых исчезает антагонистический характер противоречия сущности права, но само противоречие в видоизмененном виде продолжает существовать, поскольку еще нет полного совпадения общенародной воли с волей каждого индивида, сохраняется грань между общественным и личным интересом, существенное различие между общественными и личными потребностями (сохраняется имущественное неравенство). Полное и окончательное преодоление противоречия, заложенного в сущности права, произойдет на высшей фазе коммунизма, но тогда исчезнет и необходимость государственной охраны общезначимых масштабов поведения, т.е. отпадет необходимость и в самой юридической форме.16

Существует также общесоциальный подход, который рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право применяется в более широких целях - как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма 

и т.п

Право построено на трех «китах». Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность, силу; экономика — основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.

Нравственность, государство и экономика — внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер — духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, .не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы.

Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отрамсает его истинную природу и назначение в обществе
.
Регулятивная природа права определяется тем, что оно отличается волевым характером. В истории правовой мысли это обстоятельство 

подмечено уже давно. Так, уже Гуго Гроций, голландский государственный деятель и философ эпохи Просвещения, отмечал, что "право имеет своим источником волю". Эта конструктивная мысль поддерживается и в современной юридической литературе.

Если учесть, что в понимании психологов воля есть сознательная целеустремленность, активность человека, проявляющаяся в действиях, то можно заключить, что признание волевого характера права позволяет наиболее точно отобразить социально-психологический механизм действия права. Принципиально важным в связи с этим является уяснение того, чья воля находит выражение в праве, интересы каких социальных групп и слоев населения оно защищает, сущность права, таким образом, отражает основную, решающую его связь с социальной структурой и материальными производственными отношениями, социально-культурными условиями, приоритетами и ценностями человеческой личности.

Менее заметным для правоведов, а между тем весьма примечательным по своему значению, является высказанное уже в работах Ж.-Ж. Руссо суждение о том, что право заключает в себе общую волю Категория "общая воля", следовательно, может быть признана первоосновой права, его сущностью Такой подход позволяет более точно связать право с приоритетами и ценностями человеческой личности ее интересами и потребностями Надо лишь уточнить, что общая воля не есть механическое сложение индивидуальных воль Общая воля есть результат их (индивидуальных воль) согласования, сочетания, результат достигнутого общественного компромисса различных специфических интересов.

Итак, сущность права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в 

законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.17
  1. Социальное назначение и функции права


Социальное назначение права формируется, складывается из потребностей общественного развития, оно есть «продолжение» этих потребностей, выраженное в виде государственного акта. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование и охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, нагляднее, чем острее ощущается потребность (необходимость) именно в его соответствии социальной роли – закрепить, защитить или направить развитие определенных общественных отношений.

Право способно, так сказать, совместить несовместимое, соединить с большим и только праву присущим социальным эффектом два момента – быть организующим и дисциплинирующим фактором и одновременно выражением и олицетворением классово определенной социальной свободы, активности, ответственности. При прогрессивных социальных условиях оно способно дать простор для активности участников общественных отношений на основе строгого и жесткого порядка этих отношений. Иными словами, право имеет ценность упорядоченной активности. И отсюда – оно может внести в жизнь людей такие высокозначимые блага, как безопасность человека в людских взаимоотношениях, стабильность сложившихся отношений, гарантированность прав, социального долга, торжество правды, справедливости, истины в конфликтных ситуациях.



Вот тут-то и раскрывается наиболее важный момент собственной ценности права.

Даже в условиях, когда право «работает» не на полную, определяемую этими условиями мощность, и, более того, даже в условиях эксплуататорского общества, когда право имеет не соответствующее нуждам прогресса содержание, оно все же является некоторым социальным плюсом по сравнению с тем, что противостоит праву, – по сравнению с просто случаем и просто произволом, в том числе беззаконием, своеволием, субъективизмом отдельных индивидуумов и групп. Ведь социальная активность, не связанная правом, вне права – это активность, которая без преград может перерасти в произвол. В праве же социальная активность, в той или иной мере отражая единство свободы и ответственности, заложена в субъективных правах, существует в связанном виде, в очерченных законом рамках18.

Упорядоченность общественных отношений, их системность и динамизм являются необходимыми условиями функционирования и развития общества. Поэтому социальное назначение права состоит в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной стабильности, единства и динамизма, иначе говоря, создании необходимых правовых условий для нормального и прогрессивного развития общества, торжества свободы, автономии и индивидуальности человека.

Правовое воздействие – это такая категория, которая характеризует пути, формы, способы влияния права на общественные отношения. Это реализация правовых принципов, установлений, запретов, предписаний и норм в общественной жизни, деятельности государства, его органов, общественных объединений и граждан.



Направление воздействия является результатом познания потребностей общественного развития, она строится в соответствии с законодательной политикой, которая концентрирует эти потребности и трансформирует их в право.

Раскрывая понятие «функция права», следует обратить внимание на соотношение таких категорий, как «правовое воздействие» и «правовое регулирование».

Правовое регулирование – это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, юридических фактов, правовых отношений, индивидуальных предписаний и др.) воздействие на общественные отношения.

В юридической литературе справедливо отмечается, что правовое воздействие «включает в себя регулирование как один из способов проявления творческой роли права».

Следовательно, правовое воздействие и правовое регулирование соотносятся как целое и часть, где последнее является одной из форм первого. К числу других форм правового воздействия обычно относят:

1) информационное воздействие, состоящее в том, что участники общественных отношений получают Информацию о норме права, о правомерных и неправомерных средствах достижения необходимых результатов, о последствиях нарушения юридических норм и т.д.;

2) ценностно-ориентационное воздействие, состоявшее в том, что право способствует формированию и утверждению в сознании людей ценностных представлений, воспитанию у них должного образа поведения влияет на принятую систему ценностей.

По нашему мнению, ценностно-ориентационное воздействие является частью более общего ориентационного воздействия права и соответственно не может комплексно охватывать иные стороны этой формы воздействия. 

Рассматривая их как единую форму, С. С. Алексеев раскрывает ее в конечном счете через ценностное воздействие, в то же время при этом упускает из виду такую ее сторону, как негативное ориентационное воздействие права.

Ориентационное воздействие права образуется из совокупности различных правовых установок, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

Ценностно-ориентационное правовое воздействие образуется из позитивных правовых установок и полностью ими охватывается. С этой точки зрения, рассматриваемую форму правового воздействия правильнее определить как ориентационное воздействие, в котором в свою очередь можно выделить позитивное и негативное направление.

Существование различных форм правового воздействия позволяет более четко проводить различие между собственно юридическим (правовое регулирование) и не юридическим воздействием права (информационное и ориентационное). В понятие функции права, естественно, входят оба названных вида воздействия.

Таким образом, функции права можно определить как обусловленные социальным назначением направления правового воздействия на общественные отношения.

Функции права – это проявление его специфических свойств. В функции аккумулируются такие признаки права, которые вытекают из его качественной самостоятельности, а не вообще любые признаки, свойственные не только праву, но и другим явлениям общественной жизни.

Функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно в зависимости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.

Если следовать широкому значению функций права, то среди них можно выделить, например, такие:

  • 

  • экономическая: право, устанавливая "правила игры" в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.; (ст. 260 Гк РФ о Общие положения о праве собственности на землю)

  • политическая: право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы. ( ФЗ «О политических партиях »)

  • воспитательная: право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения;

  • коммуникативная: право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим "посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами.

Выделяют следующие собственно-юридические функции: охранительная и регулятивная.

Суть регулятивной функции заключается в главном социальном назначении права – регулировать общественные отношения:

1) фиксировать субъективный состав правонарушений;

2) определять круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий;

3) формировать права и обязанности участников (субъектов) правоотношений.

В основе регулятивной функции права лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы.



Регулятивная функция права реализуется через две свои разновидности: регулятивную динамическую и регулятивную статическую19. В основе регулятивной динамической функции находятся правовые нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов (например, кредит, сделка).

Регулятивная статическая функция реализует ту часть социального назначения права, которая заключается в закреплении статусов в обществе, обеспечении стабильности и неизменности социально-правовых ценностей (например, глава №1 конституции РФ закрепляет форму правления, государственного устройства, принципы политической системы).

Содержанием охранительной функции заключается в правовом воздействии, которое направлено на охрану (защиту) общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные, государственно-политические сферы деятельности людей и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия. В основе охранительной функции находятся в основном запрещающие нормы права. Содержание этой функции включает установление санкций и составов деяний, образующих основания, для юридической ответственности (гражданской, дисциплинарной, административной, уголовной). Например, статья 264 УК РФ говорит о том, что нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств влечет за собой уголовную ответственность.

Следует иметь в виду, что разграничение регулятивной и охранительной функций как самостоятельных направлений правового воздействия имеет определенную теоретическую условность, так как обе функции реализуют основное социальное назначение. В этом смысле через охранительную функцию право определенным образом охраняет социальные ценности, 

указывая, в частности, гражданам и организациям на законные и целесообразные пути реализации их интересов

Внешним объективным критерием классификации функций права являются различные социальные факторы, определяющие назначение права.

Общество как сверхсложное целое подразделяется на определенные сферы общественных отношений. Обычно выделяют три основные сферы, или системы – экономическую, политическую и воспитательную. Эти функции права называются социальными. Как правило, их определяют как направления обратного правового воздействия на соответствующие сферы общественной жизни.

Заканчивая рассмотрение системы функций права, отметим, что не следует рассматривать их как неизменное образование. Потому что, как только какая-либо сфера общественной жизни становится особенно значимой, то она начинает регулироваться нормами права – правомерно ставить вопрос о существовании соответствующей функции20.



Заключение


Таким образом, право очень многообразное явление, имеющее форму и содержание. Право выступает как сложная многофункциональная система, которая имеет свое назначение и цель.

И.А. Ильин считал, что цель права, как и других норм общественного поведения, состоит, прежде всего, в том, чтобы сделать возможным мирное сожительство людей. Право достигает этого тем, что указывает людям обязательные для них пределы в их внешней деятельности. В деле обуздания людских страстей и ограничения непомерных претензий право довольствуется тем, что устанавливает порядок во внешних поступках, предоставляя каждому узнать, посредством чтения и изучения правовых норм, сущность и черты этого обязательного порядка. Совершать те внешние поступки, которые правом предписаны, и не совершать тех внешних поступков, которые правом воспрещены, людей побуждает: во-первых, простое сознание того, что так велит правовая норма, во-вторых – сознание того, что уклонение от этого порядка должно повлечь за собою неприятные принудительные последствия. Для тех, кто признает, что повиновение праву необходимо ради поддержания мирного сожительства, достаточно простого сознания: «так велит правовая норма»; они повинуются праву и в том случае, если оно почему-нибудь решает спор не в их пользу; мало того: такие люди, обнаруживающие истинную зрелость правосознания, повинуются даже тем правовым нормам, которые кажутся им несправедливыми. Это следует понимать так: если право решает их спор не в их пользу, и притом несправедливо, то они спокойно и мужественно переносят это несправедливое решение, подчиняясь ему; если же несправедливое решение обращается во вред другому, то они по доброй воле вознаграждают несправедливо потерпевшего соседа. Но как в том, так и в другом случае они стремятся сделать все, что в их силах, для того, чтобы заменить устаревшую, или неудачную, или несправедливую норму – новою, справедливою и верною.



При анализе научных работ. Можно выдвинуть окончательную дефиницию: право – это система общеобязательных, формально-определённых норм, генетически и функционально связанных с государством, призванная регулировать общественные отношения и обеспечивать достижение компромисса в обществе.

Под сущностью права понимается обусловленная материальными и социальными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и вступающая вследствие этого, общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

А социальное назначение права в том, что право есть могучее средство воспитания людей к общественной жизни. Правовые нормы и повиновение им должны научить человека считаться с существованием других людей и с их интересами. Каждый человек должен приучить себя к тому, чтобы доброю волею ограничивать свои притязания, принимая во внимание, что другие также имеют право жить и осуществлять свои интересы. Ограничивая свободу каждого известными пределами, право обеспечивает ему за то беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т.е. гарантирует ему свободу внутри этих пределов. Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, право содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе.21

Основная функция права регулировать общественные отношения, для поддержания стабильности в обществе.



Список литературы





  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.

  2. Лейст О. Э. Три концепции права // Советское государство и право. 1991. № 12.

  3. Тарановский Ф.В. Учебник энциклопедии права / Ф.В Тарановский . - Юрьев, 1917

  4. Ильин И.А. Понятия права и силы. Общее учение о праве и государстве. О сущности правосознания. / И.А. Ильин.- М., 2000.

  5. Общая теория государства и права. Академический курс: В двух т. /Под ред. И.Марченко.-М.,1998.Т.2.

  6. Лазарев В.В. Теория права и государства. / В.В. Лазарев - М., 2002

  7. Радько Т. Н., Функции права. / Т. Н. Радько, Толстык В.А. - Н. Новгород, 1995

  8. Алексеев С.с. Теория права / С.С Алексеев –М., Юристъ ., 1994

  9. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 1,2. / Г.Ф Шершеневич.- М.,: издание Бр. Башмаковых, 1910 г

  10. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права / Н.М. Коркунов. - СПб. 1988.

  11. Явич Л. С. Общая теория права. / Л.С. Явич – Л., Изд-во ЛГУ, 1976.

  12. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. /О.Э. Лейст - М, 2002




1 Галанза П.Н., Учение И. Канта о государстве и праве, М., 1987

2. Тарановский Ф.В. Учебник энциклопедии права. - Юрьев, 1917.-С. 196

3 Ильин И.А. Понятия права и силы. Общее учение о праве и государстве. О сущности правосознания. М., 2000. 447 с.7z

4 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 1,2. Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г.

5, Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. С. 78,100

6 Алексеев С.С. Теория права.— М.: Издательство БЕК, 1995. С.118

7 Алесеев С.С.. Общая теория права. В двух томах. Т. I – М.: Юрид. лит. 1981. – 361 с.

8 Лейст О.Э. Три концепции права//Сов. государство и право. 1991. № 14. С. 4

9 Марченко М.Н. Теория государства и права.- М., 2002.- С. 352

10 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права / Н.М. Коркунов. - СПб. 1988, С. 281

11 Матузов Н.И. Теория государства и права.- М., 2002.-

12 Теория государства и права. Учебник. Под ред. В.К. Бабаева. 2-е изд., перераб. и доп. М., ЮРИСТЪ, 2006. С 637

13 Алесеев С.С.. Общая теория права. В двух томах. Т. I – М.: Юрид. лит. 1981. – 361 с.

14Матузов Н.И., Малько А.В/ Теория государства и права// Матузов Н.И., Малько А.В –М., Юристъ 2004.

15 Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М, 2002

16 Общая теория права. Явич Л. С. – Л., Изд-во ЛГУ, 1976. С. 86

17 Лазарев В.В. Теория права и государства.- М., 2002.- С. 112

18 Алесеев С.С.. Общая теория права. В двух томах. Т. I – М.: Юрид. лит. 1981.

19 Алексеев С.С. Теория права. С.80

20 Общая теория государства и права. Академический курс: В двух т. /Под ред. И.Марченко.-М.,1998.Т.2.С.58

21 Ильин И.А. Понятия права и силы. Общее учение о праве и государстве. О сущности правосознания. М., 2000. С 81

33

1. Реферат Автоматизация как способ совершенствования аудита
2. Реферат на тему Santa Claus Hero Or Hellspawn Essay Research
3. Реферат Туристско-рекреационная деятельность
4. Курсовая Банкет для туристов из Франции
5. Реферат на тему Traditions In American Culture Essay Research Paper
6. Сочинение на тему Детство опалённое войной
7. Реферат на тему Abortion Essay Research Paper In Thomas
8. Контрольная работа Применение контроля в управлении организацией
9. Сочинение на тему Шукшин в. м. - Рецензия на рассказы в. м. шукшина
10. Реферат на тему Procrastination Essay Research Paper Procrastinationthe act or