Курсовая

Курсовая Знакомство с народной культурой школьников при работе с берестой на кружковых занятиях

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-25

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024



Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Красноярского края

Филиал Красноярского государственного педагогического университета им.В.П.Астафьева в г.Канске

Факультет «Технологии и предпринимательства»

Курсовая работа

Знакомство с народной культурой школьников

при работе с берестой на кружковых занятиях


Выполнила:

студентка Т-09Ф группы

Чечина Л.И.
Проверила:

Преподаватель

Журавлева Л.Р.
г.Канск

2010

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы работы с берестой 8

1.1. История бересты 8

1.2. Основные центры берестяных ремесел 12

Рис.16 16

1.3. Сроки и особенности заготовки бересты 17

1.4. Инструменты и приспособления 20

Глава 2. Особенности ознакомления школьников основам художественной обработке бересты на кружковых занятиях 21

2.1. Организация работы на кружковых занятиях 21

2.2. Знакомство школьников с основными видами работ с берестой 28

2.3. Методическая программа занятий по художественной обработке бересты на кружковой работе 37

2.3.1 Пояснительная записка 37

2.3.2. Вводное занятие 38

2.3.3. Программа занятий. Первый год обучения 40

Заключение 41

Литература 44

Введение


Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом применении, но и не забывал о красоте. Из самых простых материалов – дерева, металла, камня, глины, создавал он истинные произведения декоративно – прикладного искусства, раскрывающие поэтические представления об окружающем мире. В народном искусстве всегда находила отражение родная природа. Скромные хорошо знакомые с детства цветы и травы, преображенные фантазией художника, превращались на поверхности расписного изделия в яркий выразительный орнамент. Обычный ковш в руках резчика принимал красивую и удобную форму утицы, а охлупень, венчавший крышу крестьянской избы, скульптурно обрабатывался в виде крутогрудого коня.

Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Но, создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых поколений, но и старался найти свое оригинальное решение, одухотворяя каждое изделие своей личностью и талантом. От того каждое изделие народного мастера как бы хранит тепло его рук. Народная пословица гласит: «без ремесла – без рук». Ремесло это широкое понятие. В это понятие входит и домашнее ремесло, к которому обычно относят производство таких изделий. Которые удовлетворяют нуждам семьи.

Домашнее ремесло являлось неотъемлемой частью натурального хозяйства и с развитием промышленности постепенно отмирало. И вот сейчас нам хочется вновь обратить внимание на значение народного ремесла, так как оно заключает в себе одно из активных средств воспитания детей не только в школе, но и в семье, приобщения их посильному труду по созданию нужных и красивых изделий. В такой форме воспитания именно сейчас ощущается большая необходимость. Дело в том что, создается впечатление, будто бы в городских домашних условиях не остается мужской работы. Действительно, воду носить не надо – она сама приходит в дом, как в сказке. Не надо пилить и носить дрова – квартиру обогревает центральное отопление. Нет необходимости заготовлять сено для коровы – молоко можно купить в ближайшем магазине. В результате мужчины перемещаются на диван и срастаются с экраном телевизоров. Глядя на них, отвыкают от труда и подрастающие сыновья. Таким образом, выявились существенные потери в трудовом и нравственном воспитании. Раньше практически во всех семьях мужчины умели мастерить по дому, «по хозяйству», и сыновья перенимали опыт от старших. Особенно наглядно это можно проследить на примере семей, где занимались художественными ремеслами. И в таких семьях, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание подрастающих поколений всегда было поставлено на самом высоком уровне, хотя об этом никто там и не задумывался. Все получалось само собой.

Так было практически во всех семьях, где отцы с детства приобщали сыновей к своему делу. Но время шло, и постепенно домашнее ремесло ушло из нашего быта. Вместе с ним во многом нарушились духовные связи поколений, прервалась духовная и деловая преемственность, произошел невидимый глазу разрыв между поколениями. Наблюдая за равнодушным, а порой и варварским отношением к окружающему миру у нас возникла необходимость в создании данного проекта, где сотворчество параллельно с образовательным процессом поможет изменить отношение ребят в положительную сторону.

Народные художественные промыслы занимают видное место в отечественном декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры. Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы.

Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей и особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей. В детском саде существуют занятия по ИЗО, дополнительные занятия, такие как, кружок «Умелые руки» и другие, на которых детей учат работать с бумагой. Бумага является, как бы подготовительным этапом перед началом работы с берестой. Детей учат различным приемам работы с бумагой таким как, аппликация - вырезание правильных контуров по обозначенным линиям их компоновка с последующим наклеиванием на какую либо основу, будь то бумага или другой материал. Оригами - детей учат складывать из бумаги различные фигуры. Плетение из бумажных полосок. Данные примеры позволяет прививать детям основы пространственного мышления, развивать у них мелкую моторику - готовит руку ребенка к более сложной деятельности, развивает воображение. И конечно, это первоначальный этап, что бы почувствовать интерес к познанию нового, испытывать чувство радости от результатов своей работы.

Работа с берестой нередко связана с кропотливой, тонкой проработкой деталей, декоративных композиций, поэтому только самые усидчивые и трудолюбивые дети могут заинтересоваться этой работой и заниматься ею в течение долгого времени. Если младших школьников обучают азам этого ремесла - первым ступенькам работы с берестой, то старшие школьники в состоянии выполнить уже более сложные работы, воплощать в некие декоративные образы обычные материалы. О русском народном искусстве, включая и промыслы, существует довольно обширная литература, посвященная как общим вопросам, так и отдельным частным проблемам их развития.

Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие со школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.

Цель курсовой: выявить особенности ознакомления школьников основам художественной обработке бересты на кружковых занятиях.

Реализация содержания программы осуществляется через учебные задачи:

  1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.

  2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия. Воспитывать восприятия красоты природы и бережного отношения к ней.

  3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

  4. Развитие творческого воображения учащихся, зрительного восприятия окружающих предметов (формы, величины, расположение частей, цвета), сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствование координации движений, гибкости, и точности в выполнении движений.

  5. Знакомство с основами мастерства и профессиональной подготовки в декоративно-прикладном творчестве.

Доступность, легкость в обращении с берестой притягивает внимание детей всех возрастов. Работы, изготовленные из бересты руками ребят не, только украшают дом, но и создают уют. Ребенок, выбирая бересту для работы, присматривается к ней, обращает внимание на цвет, форму, толщину. Все это развивает эстетический вкус, наблюдательность, пространственное мышление. В процессе занятий учащиеся знакомятся с новыми понятиями и словами. При подведении итогов они активно обсуждают выполненные работы, что способствует развитию речи и навыков общения, проявления интереса друг к другу. В ходе занятий дети получают положительный эмоциональный настрой. Труд по изготовлению работ из бересты способствует развитию личности ребенка, воспитанию характера, воли. Самостоятельное выполнение работ формирует такие качества как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Доступность природного материала – бересты, его привлекательность, быстрота получения результатов, делает работу над программой актуальной и необходимой.

Глава 1. Теоретические основы работы с берестой


1.1. История бересты


Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь ногой – мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой останется береста. Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению. Бересту подкладывали под нижний венец рубленой избы, что бы в него не проникала сырость. Плели из бересты влагоустойчивую обувь, обшивали лодки берестянки, делали знаменитые теперь туеса, в которых в жару молоко и квас оставались холодными. В Древней Руси бересту использовали как бумагу. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древне русской письменности, позволившие ученым заглянуть в далекое прошлое.

История берестяного ремесла уходит корнями в далекое прошлое. Первобытный человек жил в полном единении с природой. Вся его жизнь зависела от нее: природа давала пищу, строительные материалы и орудия труда. С деревом, которое его укрывало, обогревало, охраняло и кормило, у человека были особенные отношения. У каждого народа были свои почитаемые деревья. У живших в так называемом таёжном поясе Земли, чаще всего среди священных и любимых деревьев встречается, береза. В русском ритуале с березой во время Троицы сохранилось много тотемических элементов. Исключительность, которая принадлежит березке, объясняется, по-видимому, тем, что это первое, наиболее раннее дерево, одевающееся в яркую, нарядную зелень, тогда как другие едва начинают распускать почки. Отсюда возникает представление, будто именно березка обладает особенной силой роста. Средоточием этой силы считаются верхушки и ветки - от них идет рост и, следовательно, здесь находится их сила. Эту силу надо использовать. Такова простейшая мыслительная основа, приводящая к различным обрядам, связанным с березкой.

Береста легко снимается со ствола, обрабатывается с помощью простейшего инструмента. Она легкая, прочная, водонепроницаемая. Прекрасный подсобный строительный материал, подобного которому трудно найти в тайге. Археологические раскопки принесли немало находок, которые проливают свет на то, как использовали бересту. Торф хорошо сохранил остатки жилища, мастерской, ямы-хранилища. Внутри строений обнаружены очаги, устроенные из камней или на песчаной подсыпке. Прослежены остатки полов, выстеленных берестой или сосновой щепой. Сверху конструкцию могли покрывать корой, берестой, плетеными из трав или камыша матами... На поселение Веретье обнаружены ямы-хранилища, вырытые в песчаной почве около холодных ключей у леса. Они были выложены деревянными плашками и берестой, в них находились остатки рыбы. У берега на специальных площадках обрабатывали древесину, а мастерская по обработке камней обнаружена около одного из жилищ, у выхода к лесу. Здесь у стены дома стояла наковальня из зеленого валуна, на которой делали каменные орудия, и рядом берестяная емкость или туес, внутри которого было 23 кремневых предмета. Туес состоял из полого листа бересты, концы сворачивались вверху, как крышка... Интересны грузила для сетей или ловушек, сделанные из камней или нуклеусов и обернутые берестой... Резцы бобра вместе с челюстной частью использовались в качестве резака, при этом удаляли острые отростки кости и сохранившуюся часть обертывали полосой бересты, превращая в рукоять. Как видим, с далекого прошлого человек использовал бересту для покрытия крыш, полов, стен, изготовления простой утвари и как подсобный материал для связывания, обертывания. Благодаря этому качеству мы можем заглянуть в жизнь наших далеких предков. Порой непонятно, как использовался тот или иной предмет из бересты, но ясно, что пользу она им приносила. Раскопки в древнем Новгороде принесли тысячи деревянных предметов, в том числе свыше 4000 фрагментов берестяных изделий, многие из которых были декорированы тиснением, резьбой, росписью. Берестой покрывали крыши, стены. Из нее делали утварь, обувь. Берестой обшивали лубяные короба. На бересте писали и рисовали. На крышках коробов иногда давалась космогоническая картина: центральная часть изображала землю, представленную усложненными знаками плодородия, земля вокруг омывалась водой, а все это вместе, земля и вода, было окружено солнечными знаками в виде косого креста (без кругов). Орнамент покрывал весь короб сверху донизу, что, очевидно, было связано с идеей полноты.

Интересные археологические находки, связанные с берестой, были обнаружены во многих регионах земного шара. Упомяну только две: берестяные изделия из гробницы Тутанхамона (14 в. до н. э.) и прорезная береста на колчанах скифских воинов в виде накладок (сложный растительный орнамент) - 2-е тысячелетие до н. э.1 1. Накладки из бересты хранятся в Волгоградском областном краеведческом музее.

Но самое удивительное - это берестяные грамоты, на которых писали наши предки в Новгороде, Смоленске, Рязани в XI-XIV веках. На мягкой податливой поверхности буквы легко процарапывались острой костяной палочкой. Другой конец палочки часто украшался головками коней, львов и имел отверстие, через которое ее подвешивали на поясе.

Новгородцы знали такой способ предварительной обработка бересты, который делал ее мягкой и эластичной. Обработанная береста становилась податливой и не коробилась. Возможно, крестьяне заготавливали писчую бересту не только для своих нужд, но и на продажу. Жители Великого Новгорода покупали ее в торговых рядах так же, как и мы теперь покупаем бумагу в магазине.

Писали на бересте не только взрослые, но и дети. В Новгороде была найдена даже настоящая берестяная книжка, очень маленькая, из двенадцати страниц, написанная во второй половине двенадцатого века, содержащая текст вечерней молитвы. Древние новгородцы, конечно, не подозревали еще об одном необыкновенном свойстве бересты - ее способности сохраняться долгие годы. Новгородские письма на бересте, пролежав в земле больше восьми столетий, дошли до нас. Хотя бумага заменила бересту, но нет-нет, да и вспоминают люди о древнерусском папирусе, например известны случаи, когда в Великую Отечественную войну, при отсутствии бумаги, партизаны печатали на бересте свою боевую газету.

Бытовые предметы из бересты украшали ажурным прорезным орнаментом. Больше, чем где-либо, резьбой по бересте занимались мастера в Великом Устюге и окрестных деревнях. В наши дни, в деревне Кузино под Великим Устюгом, работает цех прорезной бересты, продолжающий традиции старых умельцев. Его берестяные кружева славятся на всю страну.

В прошлом береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту. В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники, перекрытия дольше служили, если между деталями конструкции прокладывали бересту. Вот что писал Петрей Петр в начале XVII века, описывая Московское государство: "...они умеют так ловко и плотно класть бревна одно на другое, что на дом не потратят ни одного гвоздя, они покрывают эти дома досками, а всего лучше корой березы...".

В некоторых деревнях и сейчас покрывают баньки и подсобные строения берестой из-за дороговизны рубероида. Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. Разбитые горшки получали "вторую жизнь" после обвивания их берестяной лентой. Во дворе можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на рыбацких сетях - поплавки. Все, начиная с обуви и кончая шляпой, можно было сплести или сшить из бересты. В 1882 году на Всероссийской выставке в Петербурге в финском отделе был выставлен костюм, где шляпа, пиджак, штаны, сапоги были сплетены из бересты.

Прочно вошла береста в "мир детства" в виде игрушек. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. В дальнейшем его окружали плетеные из бересты игрушки в виде животных, людей, предметов быта. Простейшие игрушки: мячики, лодочки и другие - ребенок мог сделать сам. У народов Сибири повсеместно бытовала берестяная колыбель, которая была переносной. Бересту использовали для изготовления музыкальных инструментов: пастушьих рожков и жалеек. Много пословиц и загадок связано с берестой, по которым можно судить о том, какое место занимала она, в крестьянском быту.

1.2. Основные центры берестяных ремесел


На холмогорский берестяной промысел большое влияние оказало искусство косторезов. Ажурные узоры, сказочные птицы и неведомые звери легко перенеслись на берестяные шкатулки и портсигары. Кость стоила дорого, а из бересты золотые руки резчиков делали дешевые, но не менее красивые и изящные вещи. Грифонов, сказочных животных, любили изображать на Руси. Грифоны украшали шлем князя Мстислава, сына Юрия Долгорукого.

По всему русскому Северу исстари была известно очень простая, но выразительная техника украшения предметов берестяными полосками с зубчатым краем, которые набивались маленькими деревянными гвоздиками. Иногда для усиления декоративного эффекта их раскрашивали в красный, синий или зеленый цвет.

Современные мастера тоже используют эту технику. Олонецкий промысел. Один из интересных берестяных промыслов Олонец находился в западном районе русского Севера. В 17 веке на реках Выг и Лекса поселились старообрядцы, скрывающиеся от царского преследования. Их туеса из бересты с большими розетками из ажурных лучиков, под которые подложена слюда и цветная бумага, выделяются изысканностью узора, превращающего изделия в легкие, сверкающие солнышками шедевры. Их делали в 18 столетии мастера Выголексенского старообрядческого монастыря. Со временем здесь сложился уникальный центр культуры и художественных ремесел - писали и украшали книги знаменитой поморской вязью, расписывали деревянную мебель, рисовали лубки, процветало медное литье. О том, что здесь существовал и берестяной промысел, стало известно из документа первой трети 18 века, в котором говорится о запрете вольной продажи и выделки, художественно оформленных туесов: "...делают же сия не по чину пустынному, но с прикрасами мирскими слюду полагают, басмами басмят. Еще же и делают, и раздают неведомо куда без благоволения настоящих и поставленных над ними надзирателей".

Среди северных народных промыслов красочным многоцветием выделяются росписи Северной Двины. Здесь на берегу великой реки в деревнях с центром в селе Пермогорье крестьяне занимались тем, что расписывали изделия из дерева, в основном - предметы быта и посуду. Среди этих изделий были и берестяные туеса, или, как их здесь называли, бураки. На туесках изображали сладкоголосую птицу-деву Сирин. Спускаясь на землю, птицы пленяли людей чудными голосами, райским пением. Этот сюжет пришел с древнего Востока. Еще Гомер писал о морских девах-сиренах, завлекавших пением мореходов. Птицу Сирин часто можно было видеть на предметах крестьянского обихода, в деревянной резьбе, на расписных прялках и посуде, в народной вышивке и кружеве. Роспись названа пермогорской, ее отличает тонкий графический рисунок и красочная гамма узоров, сплошным ковром покрывающих предметы. Это орнаментальное узорочье берет свое начало в живописной традиции древнего Новгорода, в ярком искусстве 17 века.

Одним из богатейших городов в старину был Великий Устюг. Этот древний русский город, основанный в 1192 году, стоит у подножия горы Гледень. Раньше Великий Устюг и его окрестности были центром производства художественных изделий из бересты. Когда устюжские резчики брали в руки бересту, они превращали ее в тончайшее кружево, и получался дорогой на вид ларчик, совсем как из кости, с блестящим фоном от подложенной фольги. Другие мастера делали берестяные изделия, которые очень напоминали узорное просечное железо. Испокон веков Устюг славился на всю Россию, и даже за ее пределами, сундучками, окованными полосами фигурно высеченного железа.

О
Рис.11
дним из крупнейший берестяных промыслов на Севере было Шемогодье. Здесь крестьяне деревень, раскинутых по берегам извилистой Шемоксы, издавна занимались изготовлением изделий из бересты. Возник промысел не без влияния Великого Устюга, который с 16 века был средоточием культуры и художественных ремесел. В Шемогодских изделиях, как правило, нет сюжетных изображений, только цветочный и растительный орнамент. Основным его мотивом является плавный побег со спиральными завитками и крупными розетками с мелкой прорезью.

Важно и то, что более 200 лет деревня Куров Наволок, центр берестяного производства, принадлежала Великоустюжскому Михайло-Архангельскому монастырю. Богатейший монастырь привлекал к себе талантливых архитекторов, резчиков, мастеров различных художественных профессий. Это не могло не оказать определенного влияния на формирование художественных вкусов крестьян деревень, принадлежавших монастырю и тесно с ним связанных.

Изделия резчиков с берегов Шемоксы и их назначение были продиктованы спросом крестьянского быта: бураки, коробки, табакерки. Все они отличаются большой устойчивостью и традиционностью формы. В конце 19 века, после того, как промысел приобрел известность, среди его изделий появляются папиросницы, платочницы, шкатулки для перчаток, рамки для портретов - все, что могло найти спрос в городе.
Рис.12
Резьба шемогодских мастеров отличается неповторимым своеобразием. Для шемогодской бересты характерен блестящий подцвеченный фон: под ажурную прорезь подкладывается металлическая фольга разных цветов, цветная бумага или же фон просто подкрашивается в другой, контрастный с берестой, цвет.

В рязанских землях процветали различные ремесла: гончарное, кузнечное, ювелирное, резьба по кости. Но, конечно же, в "стране березового ситца" особым уважением пользовалась береста.
Рис.13
Рязанскую бересту трудно спутать с северной. В ней уже не встретишь ажурной прорези, ее заменяет тиснение и гравировка. Но сюжеты настолько выразительны и многообразны, что невольно привлекают к себе внимание. Здесь сцены охоты, фигуры зверей и птиц, множество жанровых сцен, портреты исторических лиц. Источником этих многочисленных и разнообразных изображений была книжная иллюстрация 18-19 веков.
Рис.14
Известны даже иконы на бересте. В первой половине 19 века их изготавливали в Рязанской губернии. Центр берестяного промысла находился недалеко от Николо-Радовицкого монастыря. Поэтому особенно почитаемыми были иконы, посвященные Николе Радовицкому, любимому местному святому. Центр берестяного промысла находился недалеко от Николо-Радовицкого монастыря. Монастырь был основан еще при Иване Грозном иноком ИоноюРогожей в месте явления ему образа святого Николая. В 1825 году там был построен новый Никольский собор, привлекавший многочисленных богомольцев. Для них изготавливались иконы и образки, в том числе и берестяные, с изображением святого Николая Радовицкого.

На Урале сложилась особая художественная культура, в которой сочетались разные потоки. Это берестяной промысел Нижнего Тагила. Он впитала в себя искусство и быт русского Севера и Поволжья, которые принесли с собой переселенцы из этих земель в 17 веке, горнозаводских промыслов и декоративной росписи Среднего Урала и Прикамья 18-19 столетия. Бурачное производство на Урале известно издавна. Изготовлением бураков занимались целыми семьями. Мужчины заготавливали сырье и делали сами бураки, а женщины их расписывали. Бураки украшались тисненым узором. Самыми распространенными мотивами были розетки, полоски, бусинки. Из них составлялись геометрические затейливые композиции, которые затем раскрашивались в яркие цвета.

В Нижнем Тагиле сочетали тиснение с росписью. Существовал даже особый тип бурака под названием "крестьянский". Он был расцвечен ярким цветочным узором. Особенно любили букеты из больших цветов и роз. Они повторяли многочисленных вариантах излюбленные мотивы прикладного искусства 18-19 веков. Таким нарядным букетом на ярком зеленом фоне украшали даже простую рыбацкую принадлежность - мормышницу для червей.

Рис.16

Часто тисненая береста сочеталась с росписью. Тиснение - наиболее старый тип украшения бураков на Урале. В его геометрических узорах сохранялись древние мотивы с космогонической символикой. Строгие монументальные формы больших бураков соответствовали суровой и могучей природе Урала. В больших берестяных туесах солили грибы, хранили мед.

Б
Рис.18
ереста широко использовалась в хозяйстве якутов. Из нее делали посуду и утварь: ведра для воды и молока, плоские чашки для еды, туеса для жира, ведра для сбора ягод. Эти предметы украшались ярким якутским орнаментом. Коробочка имеет сложную форму, традиционную для якутской утвари и посуды. Изготовлением посуды обычно занимались женщины. Якутские мастера выполняли изделия из бересты также в комбинации с тальником и конским волосом. При изготовлении туеса или короба на сколотень сначала надевали свободно скользящие широкие берестяные кольца и укрепляли их на нем с помощью обручей из прута тальника. Эти обручи искусно оплетали черным или темно-коричневым конским волосом крест-накрест. Иногда коробочки из бересты украшались ажурной резьбой с подкладкой из слюды.

О
Рис.9



плетка волосом характерна для якутских изделий, а сочетание прорезной бересты со слюдой, возможно, пришло с русского Севера вместе с переселенцами. В таких сосудах хранили молоко, воду и рыбий жир. Эти предметы украшались традиционным якутским орнаментом. Для него использовались различные приемы: аппликация из кожи, раскрашивание в разные сажи. Черную краску получали из обычной сажи. Плоскодонные коробки делались из простого куска бересты, белым слоем наружу, углы складывались конвертом. Внутри их часто украшали легкой гравировкой. Они служили тарелками, чашками, ковшиками для воды. Изготовлением такой посуды обычно занимались женщины.

В
Рис.21
последнее время возникают и новые промыслы художественной обработки бересты. Творческий коллектив "Прокопьевская береста" был создан в 1988 году художниками-профессионалами. Особый колорит прокопьевской бересте придает ее обращение к национальным орнаментам и формам искусства народов Сибири.


1.3. Сроки и особенности заготовки бересты


Для изготовления изделий из бересты необходима береста, ровная, гладкая, без сучковатых наплывов и наростов. Сразу скажем о том, что заготавливать бересту можно только во время плановых рубок деревьев. Растущие деревья для заготовки бересты ни в коем случае нельзя: снятие коры с живого дерева ведет к его гибели. Заготавливают бересту в конце мая начале июня. В это время береста увлажняется от тока воды внутри дерева, и легко отслаивается без срывов и трещин. В другое время снять бересту практически невозможно. Если ее снимать умело, не повреждая следующий слой коры - зазелень, то это не вредит дереву, и через несколько лет на нем вырастет снова нарядная белая одежда. Береста по своим качествам бывает, различна, По наблюдениям специалистов - берестянщиков, качество ее зависит: от возраста дерева, от местности, где она произрастает, от здоровья березы. На молодых березах (3-4 года) бересты совсем нет. На березах 12-15 лет береста тонкая, чистая и мягкая. На очень старых березах и близ комля береста бывает с наростами, с трещинами и толщиной 75-100 см. в обхвате. С берез, растущих на слишком сырых болотистых местах, береста получается не прочная, с шероховатостями, с множеством мелких и крупных черточек.

На открытых солнечных местах береста молорастяжима, непрочна. Лучше взять бересту с берез, растущих на умеренно тенистых лесах. Березы, пораженные болезнями, насекомыми грибами, дают очень плохую бересту. Хороший материал дают совершенно здоровые деревья, и при этом береста должна сниматься на некоторой высоте от земли. Бересту с деревьев снимают в зависимости от назначения; узкими лентами, листами и пластами.

Для прорезной бересты понадобится листовой или пластовый материал, он проще снимается со стволов деревьев. Делается разрез вдоль всей гладкой части ствола. Резец или нож вводится на глубину толщины бересты, и плавным движением делают надрез. Надрез нужно делать в том месте, где больше на бересте неровностей и шероховатостей. Что бы при работе с листом все неровности находились с краю листа, а не в центре. После от концов надреза делают еще надрезы поперек всего ствола. Подцепив края пласта ножом, легонько поднимают и, ухватив пальцами, плавно начинают отслаивать лист. По мере снятия могут попадаться наросты, вросшие во внутренний слой березы, от этого береста рвется. Поэтому ее нужно по мере снятия подцеплять их ножом и выковыривать, чтобы она не слоила бересту.

Бересту для изящных, художественных изделий надо хранить особенно тщательно, для этой цели необходимо прохладное помещение. Сложенная в сырых помещениях береста покрывается плесенью, от чего на ней появляются бледные и беловатые пятна. От солнечных лучей у бересты через 4-5 дней ухудшается окраска, она становится красноватой. От продолжительного лежания на свету береста становится совершенно белой. Все изменения в цвете бересты, сопровождаются ухудшением прочности гибкости, растяжимости. Для хранения бересту кладут в пачки между двумя досками, прижав их с верху грузом, что бы береста ни сворачивалась.

Сколотни для туесков можно заготовить в прок. Для сколотня бересту снимают со ствола целиком. На стволе делают кольцевые разрезы, отстоящие друг от друга на 40-50 см. Затем в нижний разрез под слой бересты нужно просунуть сочалку и отслоить от ствола берестяной цилиндр. Чтобы сколотни не деформировались и не занимали много места, в самый большой сколотень нужно последовательно вставлять сколотни меньших размеров. Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях (чердак, подвал, сарай, кладовка). Бересту после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента, пролежавшая не скрученная несколько часов становится непригодной для работы. Хорошее правило при скручивании - с одной берёзы один клубок. Однако если береста тонкая и количество сучков и трещин на берёзе не позволяют снимать бересту в полный рост, то клубки можно скручивать из лент разных деревьев. Необходимо проследить за тем, чтобы между пластами оставалось некоторое расстояние для просушки. В клубках и пластами береста может храниться годами. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свойство: старую бересту размачивают в воде определённое время, после чего её можно использовать в работе.

1.4. Инструменты и приспособления


Бересту очень легко обрабатывать, и самыми простыми инструментами можно с успехом выполнять различные декоративные изделия. Основной инструмент для работы над прорезной берестой - резак. Потребуется и пробойники – их изготавливают из трубок различного диаметра. Трубкам придают разнообразные профили – треугольника, круга, овала, ромба и т. д. Трубки нужно вбить в деревянные рукоятки и заточить с внешней стороны. Вместо трубок можно использовать листовую сталь. Неплохо сделать и чеканы для теснения. Они изготавливаются из палочек (стержней, брусков) круглой, квадратной или прямоугольной формы. Древесина, для штампиков выбирается твердая, дуб, вяз, берёза, клён. Хорошие чеканы получаются и из древесины яблони и груши. Длинна палочек, выбирается такая, чтобы в процессе работы их было удобно держать: примерно 80-100 мм. Заготовив необходимое количество палочек, тщательно зачищают их от заусенцев и других неровностей. Затем одному из торцов, который будет рабочим, придают какой-нибудь элемент. Будущего орнамента: круг, квадрат, ромб, розетка, полоска. Чем разнообразней форма штампика, тем интересней композиция.

Рабочий торец с задуманной формой или элемента штампика обрабатывается с помощью ножа, стамески, напильника, других инструментов. Вот, пример того, как делается розетка. В торце круглой палочки необходимого диаметра засверливается небольшое углубление. Диаметр сверла подбирается такой, что бы ширина кольца оставалась не менее четверти (лучше даже трети) радиуса палочки. Затем с помощью трехгранного напильника делают радиальные углубления. Расстояния между ними и ритм расположения может быть самым разнообразным. Более сложные чеканы, с элементами простительного орнамента, вырезают с применением небольших стамесок, для резьбы по дереву. Более сложные по форме штампики с элементами, например, растительного орнамента вырезаются небольшими стамесками, которые используются в резьбе по дереву.

Необходимо в работе и шило. Особенно там, где нужно нанести пунктирный рисунок или провести линии. Шило нужно притупить, что бы оно не царапало древесину. Для работы с берестой нужно изготовить подрезную доску, лучше всего из липы или осины. Для первого раза пока не преобретется опыт изготовления чеканов можно использовать металлические пуговицы с различным тесненным узором.

Глава 2. Особенности ознакомления школьников основам художественной обработке бересты на кружковых занятиях


2.1. Организация работы на кружковых занятиях



Основным принципом педагогики является единство обучения и воспитания. Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.

Организация кружка начинается с подготовки помещения, приобретения материалов и оборудования. От этого во многом зависит успешная деятельность творческого коллектива. Материальное оснащение кружковых занятий постоянно должно быть в поле зрения педагога. Основу учебно-материальной базы, на которой в массовой школе можно осуществлять занятия декоративно-прикладным искусством, составляют учебные мастерские (по обработке дерева и металла) и их учебное оборудование. Помещение для занятий должно быть светлым, теплым и по объему и размерам полезном площади соответствовать числу занимающихся учащихся. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам промышленной санитарии и безопасности работы школьников. Особое внимание следует уделить рабочему месту ученика. Наиболее удобными для занятий являются универсальные столы – верстаки. На них можно выполнять любые операции, делать эскизы и другие графические работы. Столы и верстаки должны быть прочными, устойчивыми, надежно закрепленными. На каждом рабочем месте должно быть сидение, так как эскизирование, рисование, вычерчивание, а также ряд технологических операций по художественной обработке материалов выполняются сидя. Так как художественная обработка дерева нередко связана с кропотливой, тонкой проработкой деталей декоративных композиций, для уменьшения зрительного напряжения при таких операциях нужно позаботиться об освещении. Можно использовать как люминесцентное освещение, так и лампы накаливания. Когда требуется разбираться в тончайших цветовых оттенках (как это имеет место в работе по патинированию чеканного рельефа), рекомендуется объединять оба типа ламп. Общая мощность световых точек должна быть такова, чтобы на высоте столов освещенность составляла не менее 300 лк. При дневных занятиях, освещение должно быть спереди, так как в работе участвуют обе руки и при боковом освещении, будет тень на рабочем месте.

Серьезного внимания со стороны руководителя кружка требуют инструменты, которыми пользуются учащиеся. Руководителю кружка необходимо, подготовить вместе с учащимися удобные, технологически оправданные инструменты, по весу и размеру соответствующие возрастным возможностям школьников и характеру профессиональных движений. В кружке должны быть и принадлежности для зарисовок. В этом случае, если возникнет необходимость работы над композицией, учащиеся не будут терять время на поиски бумаги, карандашей, резинок и других материалов и инструментов. Как уже отмечалось, для занятий со школьниками совершенно не обязательны кондиционные, дефицитные материалы. При работе с производственными отходами и бросовыми материалами учитель имеет больше возможностей для воспитательного воздействия на учащихся. Поэтому руководителю кружка в условиях конкретной школы необходимо заготовить доступный материал, привлекая к этому и членов кружка.

В помещении, где проводятся занятия декоративно-прикладного творчества, должны быть сосредоточены следующие материальные средства обучения: справочно-информационная и искусствоведческая литература; комплекты журналов; картотека с рисунками-образцами для первых учебных работ и с вариантами рисунков по каждому из заданий (для учащихся, не владеющих рисунком); методические плакаты (большая часть которых создается силами учащихся совместно с учителем); методические стенды с образцами материалов, инструментов, инструкции по технике безопасности (непосредственно около оборудования).

Учитель должен располагать определенным объемом наглядных пособий. В качестве наглядных средств могут быть использованы образцы народного декоративно-прикладного искусства (в материале, репродукциях, слайдах, кинофильмах), изделия учителя, работы учащихся прежних лет. Исключительный воспитательный эффект дает демонстрация цветных диапозитивов, выполненных с работ учащихся - нынешних кружковцев. Рисованные плакаты (со стадиями исполнения декоративных работ, образцами учебных заданий и др.) как дидактический наглядный материал дают больший воспитательный эффект, если изготовлялись совместно с учащимися. Учебно-наглядные пособия - плакаты, таблицы, иллюстративный и дидактический материал - будут в большей степени способствовать усвоению школьниками изучаемого материала, их трудовому и эстетическому воспитанию, если их оформить технически грамотно, на высоком эстетическом уровне, в соответствии с общим эстетическим оформлением помещения. Использование средств наглядности вызывает более активное восприятие учащимися изучаемого материала, улучшает качество знаний, повышает эффективность процесса трудового и эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства. Конкретные примеры и образцы народного декоративно-прикладного искусства помогают школьникам глубже осваивать абстрактные положения и понятия из области этого искусства. Если учитель при объяснении школьникам даже самых сложных понятий подкрепит их конкретными фактами и образами (демонстрация диапозитивов, репродукций, плакатов, образцов выполненных работ), восприятие учащимися материала будет положительным. Кроме этого, при использовании учебно-наглядных пособий у школьников повышается интерес к работе, они прослеживают связь декоративно-прикладного искусства с жизнью.

В кружке должно быть не более 13-15 человек, иначе руководитель не может вести работу с учащимися, основанную на индивидуально-психологических особенностях детей разных возрастных групп. Весьма важно, особенно на первых занятиях, систематически контролировать работу учащихся, предупреждать или вовремя устранять ошибки. А это возможно лишь при условии, что кружок не перегружен учащимися, иначе руководитель не сможет вовремя помочь каждому из них, особенно на первых занятиях в кружке. Однако методика проведения занятий при направленности в сторону большей индивидуализации учебно-воспитательного процесса должна основываться на сохранении коллективного характера обучения и воспитания.

В кружок школьники приходят с различной степенью подготовленности в графической грамоте, с различным уровнем умений и навыков в обработке материалов. Чтобы у каждого из них занятия шли успешно и слабые не тормозили наиболее подготовленных, чтобы непосильность слишком сложных заданий не оттолкнула тех, у кого нет запаса в знаниях и навыках, можно в пределах кружка организовать несколько групп учащихся с различным уровнем подготовки. Режим работы кружка, а также степень возрастания сложности учебных заданий зависят не только от возраста и способностей учащихся, но и от характера самого кружка. Эффективность воспитательного воздействия на учащихся средствами декоративно-прикладного искусства зависит от правильного и своевременного планирования работы детского творческого коллектива. План учебно-воспитательной работы на полугодие и на каждый месяц составляется на основе годовой программы. Составными частями в него должны войти тематический план занятий (с количеством учебных часов по темам), программа, цель работы кружка.

Задача руководителя - ориентировать учащихся на глубокое самостоятельное изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства и создание на этой основе собственных изделий. Следование образцам на начальном этапе обучения позволяет учащимся усвоить, что и как можно сделать в том или ином материале, в той или иной технике. Не всегда образцом для повторения может служить резное, чеканное или инкрустированное произведение, так как нередко кружки не располагают таким наглядным материалом. В этом случае можно воспользоваться фотографиями или репродукциями с декоративных произведений.

В работе по образцам на первом этапе обучения неизбежно наблюдается в определенной степени подражание образцу. Нужно добиваться, чтобы у школьников было не слепое копирование, а сознательное подражание, связанное с изучением, познанием законов построения композиции, приемов исполнения и др., т.е. даже в процессе повторения образца может быть заложен элемент творчества. Работа по образцам - один из этапов творческого роста учащихся. Но этот этап не должен быть самоцелью. Учащиеся должны понять, что через копирование образцов идет освоение приемов работы инструментами, понимание пластических свойств материала, особенностей композиционных решений декора.

Учащиеся приходят в кружок с настроением поработать. Поэтому, когда руководитель начинает объяснения, знакомит их с правилами и приемами работы, т.е. проводит вводный инструктаж, их терпения хватает ненадолго. Они становятся невнимательными, нетерпеливыми, желая поскорее приступить к работе. Все это объяснимо с психологической точки зрения. От руководителя требуется учитывать это и проводить инструктаж кратко, целенаправленно, соединяя различные сведения в общую систему. Однако, хотя занятия должны носить в основном практический характер, в начальный период обучения должен соблюдаться принцип решающей роли теоретических занятий. На теоретические сведения выделяется в среднем 20% учебного времени. Теоретические сведения могут быть переданы школьникам в форме тематических бесед. При проведении инструктажа и бесед необходимо применять различные варианты сочетаний слова с демонстрацией наглядных пособий.

Очень много зависит от первого задания, которое руководитель предложит кружковцам. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему и его можно было бы выполнить за одно-два занятия. При объяснении первого задания учитель акцентирует внимание школьников не только на конечном результате работы. Не менее важно ясно, четко осветить все этапы, а также цели и задачи, которые стоят перед школьниками в процессе исполнения первоначальных приемов художественной обработки бересты. Это способствует развитию самостоятельности школьников, когда им будет ясна последовательность этапов исполнения изделия от эскиза до завершающих отделочных операций, они будут меньше ожидать подсказки от руководителя, проявляя самостоятельность в творческой деятельности.

Первое задание в кружке может быть общим для всех учащихся. Рисунки для него руководитель должен подготовить сам. При этом возможно использование репродукций декоративных изделий, публикуемых в журналах, книгах, на открытках. Их можно увеличить до нужного размера через эпидиаскоп или давно известным способом по клеточкам. Чтобы не расчерчивать на клетки рисунок в книге, можно аккуратно перевести на кальку его контуры и основные подробности и уже кальку расчертить на клеточки для дальнейшего увеличения. Можно кальку расчертить на клетки и, наложив на рисунок, перерисовать его, увеличивая или уменьшая. С переведенного рисунка делается необходимое количество раздаточных карточек заданий (через копирку).

Отличительной особенностью индивидуально-творческой деятельности в кружке является то, что у каждого ученика свой темп работы, свои сроки реализации различных этапов выполнения одних и тех же заданий. Одни мучительно долго бьются над рисунком, у других трудно обстоит дело с навыками ручной обработки материалов, у третьих возникают сложности в процессе декорировки изделия. Поэтому, как правило, на задания общего характера даже выполняемые по одному и тому же образцу, у каждого кружковца уходит различное количество времени. Причем это различие может быть довольно значительным: пока одни едва доводят до конца первую композицию, другие успешно завершают несколько работ.

Для первых занятий у руководителя должны быть подготовлены инструменты. Через несколько занятий, когда учащиеся войдут во вкус работы, можно выделить день для самостоятельного изготовления необходимых инструментов. Такие "токарно-слесарные дни" можно периодически повторять. С самого начала надо приучать кружковцев к самостоятельной работе. Получив от учителя рисунок первого задания, ученик должен самостоятельно перевести его на выбранный материал и приступить к работе.

Обсуждение выставки в присутствии представителей управления образования, администрации школы, родителей, товарищей по классу, школе, успех индивидуальной деятельности учащихся, ее общественное признание в значительной степени способствует трудовому и эстетическому развитию личности авторов, их самоутверждению. Наряду с итоговой выставкой творческих работ учащихся можно провести конкурс на лучшее изделие декоративно-прикладного искусства, выделить и отметить наиболее удавшиеся работы. Это будет способствовать привлечению к занятиям декоративно-прикладным искусством новых и новых школьников.

2.2. Знакомство школьников с основными видами работ с берестой


Многие мастера для украшения изделий часто использует резьбу. Украшением служат простые геометрические и растительные орнаменты, сложные сюжетные композиции из жизни людей, птиц, зверей. Часто узор накладывают на фон из фольги, ярко окрашенной бумаги или бересты различных оттенков. Особым изяществом отличаются изделия, украшенные тонким прорезным геометрическим орнаментом.

Техника резьбы по бересте не отличается особой сложностью. Инструменты для резьбы просты и могут быть изготовлены в домашних условиях. Для работы потребуется: нож-резак, шильце (притупленное и ошлифованное), линейка, угольник и циркуль для разметки рисунка, подкладочная дощечка, на которой выполняют резьбу. Изготовление берестяных изделий с резьбой состоит из изготовления заготовок, изготовления орнамента, монтажа, в процессе которого берестяная полоска с готовым прорезным орнаментом соединяется с поверхностью изделия. Изготовление заготовок включает расслоение бересты, нарезка полосок, разметка рисунка под орнамент.

Перед резьбой бересту необходимо очистить хорошо с обеих сторон и срезать до толщины 2 мм, подготовить инструмент для резьбы, заточенный карандаш и ластик. Высохшую бересту можно распарить в горячей воде в течение 3-4 часов и лишь, потом расслоить. При этом придется пользоваться деревянным ножом: в местах «прилипания» одного слоя к другому им удобно отделять слои, не опасаясь их повредить. Внутреннюю сторону бересты называют лицевой, на ней режут орнамент. Следует использовать заранее приготовленные шаблоны для повторяющихся деталей орнамента. Резьбу обычно выполняют на ровной, чисто обструганной и отшлифованной дощечке. Подготовленную бересту вырезают по шаблонам изделия и наносят на заготовку рисунок. Сначала режут кайму, а потом центральную часть рисунка. Крупные детали рисунка обязательно вырезают по нанесенному контуру, а мелкие, при определенном навыке, можно резать и наглазок. После того как вырезан весь рисунок, основные его части гравируют шильцем и прорезкой очень мелких деталей рисунка.

Чтобы выработать определенные навыки резьбы, надо начинать с простых несложных рисунков. Для этого на полосках бересты, подготовленных для резьбы, проводят шилом несколько параллельных линий на расстоянии 10 мм друг от друга. Внутри этих полосок вырезают простые фигуры, сначала прорези по 2-3мм длиной и 0,3-0,5мм шириной, а затем полулунки, ромбики ит.д., далее постепенно усложняя рисунок. Чтобы успешно резать сложные растительные орнаменты, необходимо научится выполнять их элементы в упрощенном варианте. После того как вырезан основной узор, его элементы отделывают прорезкой: это мелкие прорези на ягодках, растительные прожилки на листочках и многое другое. Если под прорезную бересту готовят фон из цветной бумаги или фольги, то их сначала наклеивают на прокладку, а затем приклеивают к основе. Резная береста не лакируется, она должна сохранять свой естественный цвет.

Аппликация относительно новый способ художественной обработки бересты. Бархатистая, с сеткой ровных тонких полосок, поверхность бересты красива в изделиях сама по себе, даже без росписи и резьбы. Характерные для окраски бересты оттенки золотисто- медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют между собой. Эти особенность бересты можно использовать при выполнении различных картин и панно методом интарсии, то есть подбором пластинок бересты, отличающихся друг от друга цветом и текстурой. При занятиях аппликацией по бересте необходимо знать некоторые особенности и свойства бересты. Так, светлые части рисунка на темном фоне обычно кажутся крупнее, а темные на светлом фоне - мельче истинных размеров. Если на однотонную поверхность бересты нанести рисунок яркого, интенсивного цвета, то цвет фона приобретет оттенок, близкий к цвету рисунка. Взаимовлияние цветов снижается, если границы между различными тонами бересты обвести темным или светлым контуром. Темный контур создает впечатление тени, а светлый - выделяет рисунок.

Плетение изделий из бересты были раньше очень популярны в крестьянском быту. В технике плетения изготовлялось большое количество разнообразных изделий. Самыми распространенными были корзины разных форм и размеров, короба-чемоданы, заплечные кошели с лямками, короба для хранения продуктов. Для детей шли берестяные мячики, погремушки. Плетеные изделия нередко украшали теснением, резьбой росписью, использовали берестяные ленты разного цвета, благодаря чему получалась своеобразная мозаика. Ленточное плетение из бересты бывает двух видов: прямое – подобное полотняному переплетению в ткачестве и косое – с расположением лент под углом в 45 градусов. Оба эти вида плетения вполне могут быть освоены как взрослыми так детьми. Рассмотрим приемы работ в этой технике на конкретных изделиях. Прежде чем приступать к плетению того или иного изделия, необходимо определить его назначение и форму. Желательно сделать эскиз, рисунок, чтобы верно рассчитать размеры и необходимое количество лент. Красота изделия от правильного подбора толщины и цвета бересты. Нужный цвет определяют по целому куску березы, так как по тонкой ленточке трудно определить цвет будущего изделия. Правильная форма, плотность и устойчивость изделия зависят исключительно от точности нарезки лент. Если одно из десяти лент будет шире или уже остальных, изделие потеряет устойчивость и форму.

Приступая к изготовлению изделий, необходимо особенно тщательно подготовить материал, качественно его обработать, правильно и умело использовать. Например, если для маленькой вазочки или солонки требуются ленты длиной 400мм, то не следует брать более длинные, иначе в обрезки уйдет много качественного материала. Для того чтобы нарезать берестяные ленты, необходимо рулоны раскрутить и выгнуть в обратном направлении. На стол или верстак кладут доску с рейкой и упором в один конец, бересту протирают тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле, равно обрезают ленторезом одну сторону и укладывают изнаночной стороной, чтобы береста плотно прикасалась к рейке на доске. Затем плотно прижимают берестяной пласт плотно к рейке, придерживая его левой рукой, а правой отрезают ленту ленторезом. При этом надо следить, чтобы нож на доске проходил по одному и тому же месту, тогда ленты будут одинаковой ширины. Ширину лент тщательно выверяют, а затем ножницами заостряют с обеих сторон. Для плетения конкретного изделия не следует заготавливать лишние ленты: они высохнут и будут не пригодны в работе.

Первые сведения о технике обработки бересты, известные нам, относятся к 18 столетию. Их сообщает Андрей Болотов /Незаурядный человек, принадлежавший к числу просвещенных людей своего времени, Болотов почти всю свою жизнь прожил в деревне. Двадцать семь лет он вел дневник, который был опубликован под названием "Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные им самим для своих потомков". Для современных историков эта книга является своеобразной энциклопедией жизни 18 века. Болотов писал обо всем - об обычаях, нравах, быте, о хозяйственной жизни, политических событиях того времени/ в своем дневнике: "Никакая работа и мастерство мне так не полюбилась, как одна особливая - производить из простой бересты табакерки, стаканчики, кружечки". Болотов научился украшать их резьбой и тиснением, которое еще называется чеканкой. Он подробно объясняет, как это делается: "Сия чеканная работа производится маленькими палочками, у коих на концах вырезаны разные фигуры и расположенные так, чтобы при наставлении палочки на бересту и при ударении в другой конец ее молотком выпечатывалась на бересте довольно возвышенная фигурка".

Эти техники просты, но дают возможность для достижения большого разнообразия узоров, обогащают поверхность выразительным рельефным рисунком. Эскиз поможет выбрать наиболее выразительный рисунок для тиснения.

Перед тиснением бересту размечают на полоски или квадраты, в которых штампиками будет, оттиснут рисунок. Для того чтобы сделать оттиск штампика на бересте, ее располагают на дощечке внутренним слоем вверх. В объемные изделия нужно вложить деревянные бруски. Приложив необходимый по рисунку штампик, по нему сильно ударяют молотком. В результате на бересте получается отпечаток. Таким образом, делается весь рисунок. В процессе тиснения качество рисунка зависит от силы удара, от правильного прикладывания штампика к бересте.

Выскабливание (гравировка) выполняется следующим образом. Составив эскиз будущего узора на бумаге, его переносят на готовое изделие с помощью разметочных инструментов; циркуля, линейки, шаблона. Затем, слегка подрезав контур элементов узора ножом, им же выскабливают слой бересты. Можно использовать и плоскую стамеску, если ширина элементов одинаковая. Кроме выскабливания, можно использовать гравировку. Подрезанный с двух сторон край элементов с двух сторон поддевают ножом. Благодаря слоистому строению бересты. Эти слои легко слоятся. В результате отслоится другой слой, отличающийся по цвету. Кроме готовых работ, тиснением и выскабливание (гравировкой) можно украсить полоску бересты, которую можно использовать в место закладки для книг или обложки для записной книжки.

Приобретая некоторые навыки в работе с берестой, можно попробовать самостоятельно изготовить туес. Этот небольшой сосуд, поражающий простотой мудростью конструкции, изобретен очень давно. До сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туеске, никогда не волгнет. А соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают такой аромат, что не просвещенному, порой трудно поверить, что в соление не добавлены пряности.

Устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается воздушная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей. Когда туес стоит, например, на столе, между столешницей и его донышком образуется воздушная прослойка. Внутренняя стенка должна быть без единой трещины ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная – быть красивой и нарядной. Не даром ее называют рубашкой. Одни рубашки украшались яркой сочной росписью, другие – кружевным прорезным орнаментом. Для внутренней части туеса ну жен сколотень – это береста снятая со ствола целиком. Лучше всего снять бересту весной и ранним летом. В это время она легко отслаивается от ствола. С длинного кряжа можно снять поочередно несколько сколотней. С коротких один или два.

Пропорции и размеры будущих туесков будут зависеть от заготовленных сколотней. Выбрав подходящий сколотень, необходимо сделать по нему выкройку рубашки из плотной бумаги с таким расчетом, чтобы ее верхний и нижние края отступали от краев сколотня на 3-5 сантиметров. Затем обернуть бумагой сколотень так, чтобы один край перехлестнул другой край. Этот запас необходим для изготовления замка. Если выкройка плотно прилегает к сколотню. А края не перекошены – выкройка рубашки сделана правильно. Наложить выкройку на кусок пластовой бересты и обвести ее шилом с закругленным концом или карандашом. Положить бересту на доску, и резаком с помощью металлической линейки сделать прорези по намеченным контурам. Рубашка готова, но при желании ее можно сделать нарядной. Надев готовую рубашку на сколотень, распарить его выступающие края в кипятке. Затем из ивового прута согнуть два обруча и скрепить концы нитками. Обручи должны плотно прилегать к сколотню. Теперь завернуть распаренные края сколотня вокруг ивовых обручей, напустив их на рубашку. Обручи придают краям стенок округлую форму и делают конструкцию жесткой, закрепляя донышко и удерживая крышку туеска.

Из еловой или кедровой древесины нужно выпилить донышко, диаметр донышка должен быть на несколько миллиметров больше внутреннего диаметра туеска. Перед тем как вставить донышко, края стенок вновь необходимо распарить. После этого донышко легко вставится, а когда стенки высохнут, донышко прочно закрепится в туеске, одновременно исчезнут щели между ним и стенками. Крышку выпилить из еловой или кедровой доски с небольшим запасом, за тем осторожно срезая ножом края, необходимо подогнать ее к туеску, чтобы края крышки плотно прилегали к стенкам туеска. Крышка должна входить в туес с некоторым усилием. Форму ручки надо выбрать, учитывая назначение туеса. Если туес предназначен для хранения каких-либо продуктов, а не для переноски, ручку можно сделать в виде тычка. Тычок необходимо вырезать ножом или выточить на токарном станке, вставить в просверленное в крышке отверстие и с нижней стороны забить для крепости короткий деревянный клин.

Если же туес предназначается для переноски продуктов на дальние расстояния, нужно обязательно сделать ручку дужку. Простая дужка делается так. В крышке просверливается под углом друг к другу два отверстия. Затем в кипятке распаривается слегка проструганный с одной стороны ивовый прут. Согнув прут дугой, вставить его концы в отверстия. После высыхания прут станет жестким и прочно закрепится в крышке. Для надежности торцы ручки можно расклинить. Но самой надежной и красивой получается ручка-дужка с замком. Не зависимо от размеров туеса такая ручка имеет довольно постоянные пропорции и размеры. Чаще всего делают по руке взрослого человека. Из ивовой древесины необходимо выстругать заготовку ручки. В крышке выдолбить два прямоугольных отверстия. При разметке отверстий обратить внимание на то, чтобы древесные волокна на крышке шли поперек линии, на которых размечены отверстия. Заготовку ручки-дужки распарить в кипятке, осторожно согнуть в дугу и вставить концы ручки в отверстия крышки. В выступающих снизу концах ручки, нужно просверлить два отверстия, и стамеской придать им форму под клин. Из ели выстрогать клин и заколотить его в отверстие дужки. Клин прочно свяжет крышку с ручкой. Но он имеет еще и другие значение – располагаясь поперек волокон крышки, он не даст ей коробиться, особенно если в туес будет наливаться жидкости.

Чтобы испытать туес нужно налить в него воду и плотно закрыть крышкой. Взяв туес за ручку, сильно потрясти его, раскачать, перевернуть верх дном. Если крышка подогнана правильно, туес с водой с честью выйдет из этого испытания. Из него не выльется ни капли воды. Крышка, и туес прочно соединяются друг с другом благодаря силе трения и давления воздуха. Соединение это настолько прочно, что в туесе можно выдержать тяжести намного больше, чем весит налитая в нем вода. По этой же причине довольно трудно открыть крышку, не расплескав содержимое туеска. Лишь тот, кто знает «секрет» может быстро и без особых усилий открыть туес. А секрет очень простой. В место того чтобы тянуть ручку вверх. Ее нужно осторожно наклонить, и как только между крышкой туеса и стенкой появится щель, крышка легко снимется.

Следует упомянуть еще об одном виде туесов. Предназначенных только для сыпучих продуктов или для сбора ягод. Хранить и переносить в них жидкости нельзя. Техника изготовления туеска состоит из работы над одной рубашкой. Поэтому в качестве заготовки берутся пластины бересты, на которых размечается высота и длинна окружности будущего туеска. По краям делается запас для замка. Замки бывают разных видов. Для того чтобы сделать их точно. Нужно нарисовать их на бумаге, положить их на бересту. Обвести и вырезать. Можно использовать и сшивной замок. Для этого на краях берестяных пластин разметить места отверстий и пробить их с помощью сечки. Через эти отверстия края туеска сшить тонкой берестяной лентой. Донышко и крышку изготовить по той же технологии что и для туесов предназначенных для жидкости.

Одной из интересных и доступных техник украшений берестяных изделий может служить расписная береста. Расписная береста - один из самых самобытных видов народного искусства. В разных областях России бытовали свои, особые приемы росписи берестяных изделий. Сегодня чаще всего расписываются берестяные туески и посуда. Традиционно в росписи используют красный, желтый, реже зеленый, коричневый, голубой или синий цвета. В росписи по бересте народные мастера использовали небольшое количество красок. Большое значение имел цвет фона, но довольно часто фон оставался чистым, при этом не скрывалась характерная фактура бересты. Среди расписанных берестяных изделий выделяются северодвинские туески из Пермогорья, устюжские туески и уральские бураки из Нижнего Тагила.

Сделанный вами туесок можно красиво расписать. Сначала следует попробовать рисовать на бумаге (чтобы неуверенной линией или мазком не испортить сделанной вещи), а затем уже переходить к работе на бересте. Перед тем, как расписывать поверхность берестяного изделия, место под роспись необходимо загрунтовать. Грунтовку готовить из смеси мела со столярным клеем и доводить до состояния густой сметаны. Грунт нанести тонким слоем на наружную поверхность, тщательно разгладить его в углублениях. Для этого использовать не большой шпатель. Затем берестяное изделие посушить при комнатной температуре в течение 6-8 часов, после чего зачистить мелкой шкуркой, чтобы поверхность была ровной. Затем следует окраска белилами, сначала жидкими, потом более густыми, и сушка, после чего берестяное изделие расписывается и лакируется. Лакировать бересту необходимо дважды, просушивая каждый слой в течение суток.

Для росписи применяют клеевые и водорастворимые краски: темперу, гуашь. В качестве мотивов росписи могут быть те же цветы, бутоны, ветви, плоды, которые окружают вас на садовом участке. Все это придает рисунку большую живопись, выразительность и законченность. Для росписи обычно используют темперу или гуашь, а для закрепления росписи - масляные лаки. Для окраски и лакировки нужны две беличьи кисточки № 10-16., а для росписи три- четыре беличьи или колонковые № 1-3.

2.3. Методическая программа занятий по художественной обработке бересты на кружковой работе

2.3.1 Пояснительная записка


В наше время технологического прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой цивилизованной стране мира (раз уж речь идёт о времени технологического прогресса) государство заботится, оберегает традиции своего народа, не говоря уже о странах «третьего мира». Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности. Одной небольшой частью такого культурного наследия является художественная обработка бересты.

Работать с берестой могут дети, начиная с 6 лет. С повышением возрастной категории сложность работы увеличивается. Дети младшей группы (от 6 до 9 лет) занимаются простым плетением украшений, ковриков, корзинок. Дети средней группы (от 10 до 13 лет) начинают осваивать бересту с простого плетения и в последующем формы предметов усложняются (солонки, конфетницы, бутылочки, лапти). Старшая группа (от 14 до 17 лет) занимается по сокращённой программе средней группы, и продолжение составляет плетение сложных форм изделий, требующее определённых навыков работы с берестой (сплетение стеклянных предметов, игрушки, туеса).

Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. В целях упрощения освоения приёмов плетения на первом году обучения предполагается использовать бумагу ватман как заменитель бересты. Поэтому работу с детьми по данной программе можно начинать с любого времени года без заготовленной бересты. Если у Вас заготовлен материал летом - замечательно, но рекомендуется знакомить детей с плетением из бересты начиная, работать с заменителем природного материала. Данный подход обеспечит более быстрое освоение работать сразу несколькими пальчиками с переплетением лент, различная расцветка сторон бумаги помогает лучше освоить плетение, в отличии от бересты, где зачастую лицевая и обратная стороны ленты очень близки по цвету. И ещё один плюс работы с бумагой - за один тот же промежуток времени можно освоить большее количество изделий, поскольку при работе с берестой 50 % времени уходит на её обработку.

2.3.2. Вводное занятие


Когда-то почти вся Русь была деревянной. Испокон веков русский человек селился в лесистых местах, по берегам озёр и рек, лесные чащи давали ему приют, кров и пищу. Из дерева крестьянин рубил себе избы, строил города, возводил храмы и крепости. Из подручного материала мастерил всё, что было необходимо, от сохи до посуды. Использовалась не только древесина, камни, кость, металлы, но и кора деревьев (липы, берёзы). Человек всегда старался сделать своё жилище уютным и красивым. Народные традиции переходили из поколения в поколение.

На наших занятиях с вами мы будем осваивать древнее народное ремесло, непрерывно связанное с традиционной культурой нашей Родины, - плетение из бересты (художественная обработка бересты). Долгими зимними вечерами крестьянские умельцы резали из дерева миски и ложки, плели хлебницы, солоники, пестери, мастерили из бересты туеса для ягод, грибов и мёда. Рыболовы изготовляли берестяные поплавки и оплетали грузила для сетей. В древние времена, не было обувных фабрик, и народ снова обращался к бересте - прочному, эластичному и доступному материалу. Небогатые люди обувались в лапти, ступни, а порой и в берестяные сапоги. Старики рассказывают, что удобно ходить в лаптях по болоту, когда ступаешь - вода набирается, а когда ногу поднимаешь - вода уходит.

Крестьяне давно заметили долговечность бересты, её способность не поддаваться гниению. При строительстве избы пласты бересты подкладывали под нижний венец сруба, чтобы в древесину не проникала влага (наглядный пример - церковь воскрешения Лазаря, 14 век, о. Кижи, из Муромского монастыря). Обшивали берестой лодки-берестянки и использовали её в качестве бумаги. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности (новгородские берестяные грамоты).

Как правило, все вещи изготовлялись по потребности и использовались в повседневном быту. Но крестьянин создавал самую I простую вещь не только удобной и практичной, но и радующей глаз своей формой, линией, цветом. Известно, что береста обладает лечащими свойствами - берегиня (оберег) снимает головную боль. В составе коры присутствуют антисептические компоненты, позволяющие использовать её при порезах и ссадинах.

На ярмарках и народных праздниках, постоянно проходимых в различных уголках России, наряду с такими ремёслами как резьба по дереву, кости, гончарное дело, кружевоплетение, вышивка, лоскутное шитьё, были богато представлены берестяные изделия - очешники различных видов, портсигары, абажуры, куклы и игрушки, подстаканники, оплетенные стеклянные предметы, украшения, шкатулки, головные уборы и многое другое.

Далее проходит рассказ о бересте, её заготовке, хранении, обработке, инструменте изложенном выше. Рассказывается программа с показом изделий и об участии в выставке в заключение года.

2.3.3. Программа занятий. Первый год обучения





Кол-во час.

Содержание занятий

1



3

Октябрь

1

2

Вводное занятие. Направление кружка. История ремесла. Материал. Инструмент. Техника безопасности

2

2

Работа с одной полоской. Изготовление бусины 3-х и 4-х граненой.

3

2

Использование и применение отходов /обрезков и полосок бересты/. Плашка и круглая бусина.

4

2

Работа с шаблоном. Розочка. Сборка деталей в букет.

Итого

8 часов

Ноябрь

1

2

Знакомство с понятием оберег и его изготовление. Работа с четырьмя полосами. Оберег плоский - звезда.

2

2

Оберег-колоток. Работа по шаблону.

3-4

4

Плоские плетенки и их разновидности. Изготовление закладки для книг.

Итого 

8 часов

Декабрь

1

2

Плетение квадратной основы со скошенными углами. Подставка по "горячие предметы", 8*8 лент.

2

2,5

Плетение кубика и его применение. Секрет мастерства - заплетение углов.

3

2,5

Плетение солонки. Секрет мастерства - заплетение края.

4

2

 

Использование дополнительных лент в плетении для изготовления ножек. 

Итого 

9 часов

Январь

1-2

4

Использование приобретенных навыков для изготовления игрушек. Поросенок. Предметы - заменители

3

2

Изготовление птички. Секрет мастерства - заплетение клювика.

4

2

Изготовление заготовок для воображаемого изделия.

Итого 

8 часов

Февраль

1-2

4

Изготовление рыбки. Принцип китайского узла.

3-4

4

"Паук» - композиция из рыбок или птичек с использованием ранее изготовленных на занятиях заготовок и изделий (бусинки, плашки)

Итого 

8 часов

Март

1

2

Петух. Преобразование птицы путем дополнения.

2-4

6

Кот. Плетение с использованием приобретенных навыков

Итого 

8 часов

Апрель

1-2

6

Корзинка. Способ косого плетения.

2-3

4

Составление и изготовление пасхальной композиции с использованием природных материалов.

Итого

10 часов

Май

1-4

10

Подготовка к отчетной выставке.

Итого

10 часов

Всего занятий за год

32 часа

Всего учебных часов за год

69 часов

Заключение


История берестяных ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть и в народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы способна принести радость творчества и пользу особенно для детей.

В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа. Оно неоднородно и сегодня. Его произведения разнообразны: от маленькой брошки, сувенирной фигурки- игрушки, до громадных ковров, крупных кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, мебели, уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.

Также необходимо отметить что, одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с младшими школьниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями.

И все-таки в своей работе с детьми младшего школьного возраста мы сделали вывод, что им еще сложно плетение из бересты, у них ещё недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук, координация движений для работы с этим материалом. Мы считаем, что на самом начальном этапе необходимо брать бумагу и делать изделия из неё, постепенно переходя к работе с берестой. Если ребенку интересно, если его увлечь и заинтриговать, помочь вообразить будущее изделие, создать стимул, то он (ребенок) будет заниматься этой деятельностью долго, упорно и порой забывая про время и про то, что изделие может не получиться. Ребенок натура увлекающаяся, и воспользовавшись этим качеством, можно научить его и воображать и творить воображаемое изделие, но для этого его нужно вдохновить, вдохнуть в него искорку какого то замысла, какой то идеи, а в дальнейшем он все это разовьет сам. Но только в том случае, если это ему интересно.

Литература



1. Анов Н.В. Живая старина. (Очерки Великого Устюга). Советское

краеведение. 1936. № 9.- 82c

2. Анов Н.В. Шемогодская резьба. Народное творчество. 1938. № 8. - 52c

3. Анов Н.В. Шемогодская резьба. Стахановец. 1937. № 6. - 40c

4. Арнина Н.Л. Уроки прекрасного.- М.: 1983.-35c

5. Арсеньев Ф.А. Очерк кустарных промыслов Вологодской губернии.

- Вологда: 1882.- 36c

6. Благовещенский И.И., Грязин А.П. Кустарная промышленность в Донецкой губернии. - Петрозаводск: 1895.- 71с

7. Богомолов В.Б. Изделия из бересты барабинских татар. Проблемы

происхождения и этнической истории тюркских народов Сибири. - Томск: 1987. - 114с

8. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов.- Л.: 1981.- 41с

9. Богуславская И.Я. Резьба и роспись по дереву. Русское народное искусство. – Л.: 1959.- 45с

10. Богуславская И.Я. Творческое развитие традиций. Художник. 1985. № 6. -19c

11. Буданов С.М. Шемогодская прорезная береста. Русская народная резьба и роспись по дереву. – М.: 1956.- 56с

12. Василенко В.М. Народное искусство первой половины XIX века. История русского искусства. Т. 2. Кн. 2. - М.: 1965. - 86с

13. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву. Изд.

Московского ун-та. – М.: 1960. – 98с

14. Виппер Б.Р. Очерки о живописи  эпохи расцвета. – М.: 1962. – 45с

15. Вишневская В.М. Вологодская резьба по бересте. Русская народная резьба и роспись по дереву. – М.: 1961.- 94с

16. Воронов В.С. Шемогодская прорезная береста. Народное искусство СССР в художественных промыслах. Т. 1. - М.: 1940. – 48с

17. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте».

Психологический очерк. – М.: 1967. – 59с

18. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций», - М.: 1960. – 96с

19. Жижина С.Г. О неизвестных памятниках северной резьбы. – М.: 1956.

– 437с

20. Жижина С.Г. Северная резная береста XVIII-XX вв. Автореферат: 1955. -13с

21. Жижина С.Г. Северная резная береста. (Из истории крестьянских...). – М.: 1958. – 92с

22. Иванов В.С. Традиционное искусство финно-угорских народов. - Будапешт: 1975. - 127с

23. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб. Пособие. – М.: Высш.школа, 1980. - 98с

1. Статья на тему Я только что с панихиды Гончарова Свидетельство ДС Мережковского
2. Реферат Семь этапов процедуры бенчмаркетинга. Попытка приложить американские и западноевропейские схемы
3. Реферат на тему Paradise Lost And Satan Essay Research Paper
4. Реферат на тему Case Study On Being Bilingual In America
5. Реферат Субкультуры типология признаки виды 2
6. Реферат на тему Thelma And Louise Essay Research Paper Hailey
7. Реферат на тему Luther Halsey Gulick Essay Research Paper Luther
8. Реферат Фитодизайн
9. Реферат Трагедия украинского села 20-30-х в творчестве В. Барки и У. Самчука
10. Реферат Планирование природоохранных мероприятий