Курсовая на тему Особенности проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2014-12-13Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО «Хакасский государственный университет им. Катанова»
МПСИ
Кафедра психологии
020400 – Психология
Курсовая работа по дисциплине
«Социальная психология»
Особенности проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы
Выполнила: студентка 4 курса
группа П – 03
Овчаренко Т.В.
Проверила: научный руководитель:
Небыкова С.В.
Минусинск
2007 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Проблемы эмпатии в социальной психологии
1.1 Понятие эмпатии
1.2 Факторы, влияющие на эмпатийность личности
Глава 2. Диагностика эмпатии у педагогов
2.1 Программа исследования
2.2 Результаты диагностики проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы
2.3 Результаты диагностики проявления эмпатии у педагогов общеобразовательной школы
2.4 Сравнительная характеристика результатов диагностики проявления эмпатии у педагогов коррекционной и общеобразовательной школы
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Актуальность исследования:
Психологическое благополучие учителя – одна из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. Исследования педагогической деятельности показали, что она обладает рядом особенностей, позволяющих характеризовать ее как потенциально эмоциогенную. Высокая эмоциональная напряженность вызвана наличие большого числа факторов стресса, постоянно присутствующих в работе учителя. Это такие особенности деятельности, как высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, ролевая неопределенность, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д. эмоциональные особенности педагогической деятельности могут препятствовать возникновению глубокой и достоверной эмпатии, способствуют развитию эмоционального выгорания учителей.
Объектом исследования: эмпатия.
Предметом исследования: особенности проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы.
Цель исследования:
Выявить особенности проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме эмпатии.
2. Выявить показатели эмпатии у педагогов коррекционной школы.
3. Выявить показатели эмпатии у педагогов общеобразовательной школы.
4. Сравнить показатели эмпатии у педагогов коррекционной и общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования:
Предположим, что существуют различия в эмпатийности педагогов общеобразовательных и коррекционных школ.
Методы исследования:
1. Изучение литературных источников.
2. Психодиагностические методы: методики «Эмоциональное выгорание», «Ваши эмпатийные способности».
3. Методы математической обработки: критерий U – угловое преобразование Фишера.
Глава 1. Проблемы эмпатии в социальной психологии
1.1 Понятие эмпатии
Эмпатия – (греч. en –в, внутри + pathos – страдание, болезнь), ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека [26].
Есть много попыток определить понятие «эмпатия», вот несколько из них.
Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость и боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь из причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации [12].
В повседневной жизни под эмпатией врачи подразумевают генетически врожденную, развитую в той или иной степени у разных людей, способность человека представлять себя на месте другого индивидуума с психологическим проникновением в его чувства, желания, идеи и поступки. Теория «вчувствования» в объект находит подтверждение и получает все большее распространение и в других сферах человеческой деятельности [5].
Данный термин был введен в 1909 году американским психологом Э. Титченером, который обобщал близкие ему по содержание философские и этические концепции симпатии и сострадания (Юм, Смит, Шопенгауэр и др.). Наиболее очевидный пример – актер или певец, искренне переживающий исполняемую роль. При соприкосновением с произведением искусства зритель, путем интроекции, может чувствовать себя вовлеченным в то, что он видит и воспринимает [24].
Ряд авторов сопоставляли эмпатию с другими близкими ей процессами. В отличии от интуиции как непосредственной перцепции идей, эмпатия включает чувства и мысли. Эмпатию отличают от индетификации, которая является бессознательной и сопутствует процессу взаимоотношений «психотерапевт – пациент». Эмпатия может быть сознательной и подсознательной и возникает в ответ на непосредственную интеракцию. Следует различать жалость («мне жаль вас»), симпатию («я сочувствую вам») и эмпатию («я с вами»). Эмпатия как одна из характеристик психотерапевта (триада Роджерса) при клиент – центрированной психотерапии является важным условием для конструктивных изменений личности [11].
Первоначальный соотнесенный с эстетическими переживаниями, термин «эмпатия» из сферы искусства перекочевал в медицину, затем в психологию обыденной жизни, и, наконец, вообще в сферу познания. Использование эмпатиии является важной составной частью всех методов психологического консультирования и воздействия. Данные современной психологии позволяют выделить в качестве основы эмпатической реакции процесс моторно-кинестетической индетификации – неосознанное уподобление мышечных и тонических состояний субъекта выразительным особенностям объекта восприятия. Только несведущий человек может вообразить, что ученый или писатель пишет исключительно «мозгами». На самом деле процесс творчества происходит всеми внутренностями организма, со всеми вытекающими отсюда медицинскими последствиями: учащенным сердцебиением, повышением давления, всевозможными гримасами тела и души и т. п. Посмотрите в зоопарке, с каким самозабвением обезьяна пытается достать с помощью ветки подвешенный к потолку банан – не такие же муки творчества испытывает шахматист, решающий сложную этюдную задачу? Или врач устанавливает контакт с больным? Или мужчина пытается понять женщину, а женщина мужчину при общении? [15].
В силу закономерной связи качества переживаемых эмоций с моторикой субъекта создается возможность как прямого сопереживания людей, возникающего в результате неосознанного воспроизведения одним человеком выразительных мимических действий другого, так и с более сложной предметно-опосредованной искусственной средой. В произведении искусства аффекты проецируются создателем в объективированных формах: интонации, экспрессии, линии, фигуре, композиции, мелодии, музыкальной фразе, контрапункте. Еще более впечатляюще действует на человека замысел Творца природы и разума. Неосознанность механизмов эмпатического реагирования определяет зависимость качества переживания от индивидуального опыта и врожденной способности к восприятию. Один чрезвычайно чувствителен к укусу комара, а у другого кожа как у носорога, и видит он плохо, компенсируя нечувствительность значительной массой и инерцией – у него другие проблемы.
Эмпатические реакции, таким образом, позволяют:
1) получать удовольствие от восприятия общности между самим собой и объектом переживания;
2) осуществлять самопознание в результате объективации собственного «Я» в предмете восприятия.
Эмпатические реакции лежат в основе альтруистического поведения людей за счет соучастия в эмоциональных переживаниях себе подобных. Исходя из определений, в упрощенном виде можно даже выписать следующую простую формулу: эмпатия + симпатия = любовь [9].
Акт творчества немыслим без эмпатии: изобретателя – к своему изобретению, ученого – к теории или объекту исследования, художника – к произведению искусства. В конце концов, любой человек «обязан полюбить хоть дверную ручку, иначе он не человек» (П. Пикассо), с которой он может себя идентифицировать – добавляют ученые. Художник запросто может испытывать эмпатию к зловещему персонажу, но не любить его, потому что всеми фибрами души понимает, но не одобряет его действия. Ради неких нравственных убеждений Гамлет посылает к чертям (собственно, обрекает на смерть) Офелию, потому что эмпатия – жажда мести – для него становится превыше любви [7].
Понятие «индетификация», означающие отождествление себя с другим человеком, либо с идеей, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания является уподобление. В положительном общении между людьми это, разумеется, не единственный способ достижения взаимопонимания, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека и окружающего мира. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения ее роли в процессе общения и познания. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией.
В применении к эмпатиина первый план выступает не рациональное осмысление внешних проблем и людей, а стремление эмоционально откликнутся на них. Термин эмпатия противостоит «пониманию» в строгом смысле слова и используется метафорически: эмпатия есть аффективное «понимание». Эмоциональная природа проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, идея не столько «продумываются», сколько «прочувствуются». Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и здесь и там присутствует умение занять место другого, взглянуть на вещи с чужой точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения означает отождествление. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я выстраиваю свое поведение таким образом, как строит его этот «посторонний». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения, однако сам поступаю по-своему. Эмпатия означает временное проживание в жизни другого человека или в идее, осторожное перемещение в ней без того, чтобы делать какие-либо глобальные оценки; эмпатия означает ощущение смыслов, которые он или она едва ли осознают, но без стремления раскрыть неосознаваемые чувства, поскольку это могло бы быть слишком угрожающим. Эмпатия к объекту (в т.ч. к человеку) означает частую сверку с ним в отношении точности ощущений и руководство теми реакциями, которые вы получаете от него. В своем участии мы обязаны быть надежным спутником человека в его или ее внутреннем мире [5].
Теория вчувствования в объект берет начало на границе 19 – 20 веков. Основоположники этой теории Р. Фишер и Ф. Фишер в основу положили принцип, согласно которому имеется особая связь внутреннего переживания с созерцанием внешней формы, проецирование чувств на воспринимаемые субъектом образы (пусть даже мысленные). Отсюда, например, возникают «веселые» и «грустные» мелодии, пейзажи, ситуации. В психологических теориях Лотце и Липпса устанавливалась связь эстетического чувства с органическими переживаниями человека и утверждалось, что ощущение эстетической ценности возникает лишь в тех чувственных образах, где человек находит отражение самого себя, причем отражение непосредственное, положительное и возвышающее дух. Согласно выражению Липпса, «вчувствование есть объективированное самочувствие». Карл Гросс отмечал активную роль воображения и фантазии в формировании чувственных представлений путем внутреннего подражания им. В эстетических концепциях Воррингера и Ли Вернон сближают теорию вчувствования с формалистическими исканиями абстракционистов и импрессионистов. Так, Воррингер убежденно полагал, что потребность человека к одухотворению дополняется противоположным стремлением к абстракции, исходящим из чувства страха и беспокойства как источника творчества. Роль способности вчувствования в художественном, научном и любом другом акте «фантазии» подчеркивал Л.С.Выгодский, а в целом идеи теории вчуствования легли в основу дальнейшего учения об эмпатии [14].
Входя в образ, желательно сохранять спобность в нужное время выйти из него. Иначе может произойти непредвиденное сумасшествие. Как показал Фрейд, регулирующие функции разума могут быть приведены в хаотичное состояние актами подавления, т.е. неискренностью индивидуума с самим собой. Возникающие в подсознании инстинктивные побуждения Фрейд выразительно сравнил с бурлящим котлом темного подсознания, где возникают самые разнообразные инстинктивные порывы, аппетиты и желания. Именно в этой адской кастрюле зарождаются фантастические видения, претворяющиеся затем в великие произведения искусства и творческие замыслы. Здесь мы имеем дело с внутренними стремлениями, живительными, как артезианская струя, что поднимается из глубин и наполняет нашу жизнь смыслом и творчеством. Будучи иррациональными, они, как дикие звери, противятся дрессуре. Людей пугает власть бессознательных страстей. Они ощущают опасность, скрытую в тайных побуждениях, которые заставляют их любить и ненавидеть, добиваться сексуального обладания и насиловать, воевать и убивать, исполняться честолюбивым стремлением покорить мир и вознестись над людьми. Мы осознаем, что скрытые в таких страстях тенденции разрушительны как для окружающих, так и для нас самих. Люди предусмотрительно опасаются своих инстинктов, в которых угадывают возможность творить не только добро, но и зло.
По утверждению Юнга, каждый из нас несет в себе свою форму жизни, ту неподдающуюся определению форму, которую невозможно вытеснить другой. Эта форма жизни, истинное «Я», охватывает глубины человеческого разума, проникая далеко за пределы обыденного сознания. Отыскать самого себя можно, только соединив сознательное «Я» с различными уровнями подсознания. В функциональном плане мы представляем себе подсознание как огромный доисторический склад, хранящий разнообразное психическое содержимое. Может быть, это даже не склад, а скорее биологическая машина – джинн-динозавр, воспроизводящий желания и побуждения, направленные сознанием. «Великие решения, как правило, скорее связаны с инстинктами и другими загадочными факторами подсознаниями, чем с сознательной волей и осознанной целесообразностью», - заключает Юнг.
Чем глубже мы проникаем в подсознание, тем больше мы обнаруживаем материала, общего для всех индивидуумов. Для этих более глубоких корней Юнг придумал удачное определение «коллективное подсознание» - знания, общие для всех представителей нашей культуры, национальности, расы. Еще глубже располагается опыт, выборочно усвоенный представителями западного и восточного миров. Наконец, в индивидуальном подсознании есть определенные структуры, общие для всего человечества. Юнг называет их «архетипами», или «изначальными образами». Это мыслительные структуры, которыми люди владеют в силу того, что они просто человеческие существа. Архетипы имеют отношение к структурной основе разума. Здесь следует искать объяснение тому, что мифология разных народов, рас и исторических периодов имеет много общего [2].
Откуда берется коллективное подсознание? Наследуется или впитывается с национальной культурой? Юнг дает четкий ответ: «Под коллективным подсознанием мы понимаем определенный психический вклад, созданный механизмом наследственности». С этой точки зрения нельзя отрицать, что основополагающий опыт, выраженный в детском мифотворчестве, является чем-то более глубинным и гармоничным, чем опыт приобретенный, что дает индивидууму образование. Великая поэзия, искусство, философия и религия берут свое начало в коллективном подсознании человечества. Классическое произведение литературы или искусства – это выражение психических образов, общих для всех отдельных представителей человечества. В этой связи понятие «совесть» следует толковать гораздо шире, чем то, чему нас учат родители, чем просто целостность общества. Оно берет начало в глубинах и таинственных истоках нашего бытия. Короче говоря, коллективное подсознание отдельного индивида уходит корнями в созидающую структуру Вселенной, т.е. в бесконечность [2].
Альфред Адлер отмечал, что для невротика особенно характерна неспособность устанавливать связи с людьми и окружающим миром. Он утверждал, что нельзя сохранить душевное здоровье, отгораживаясь от своей социальной группы, поскольку сама структура личности зависит от общества. Это переплетение взаимозависимостей включает теоретически каждого живущего или когда-либо жившего индивидуума. Адлер называет эту взаимозависимость «любовью и логикой, которые связывают нас всех в одно целое». Предельная целостность человеческой личности не только невозможна, но и нежелательна. Полное устранение конфликтов приведет к застою. Нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные[4]. ГОУВПО «Хакасский государственный университет им. Катанова»
МПСИ
Кафедра психологии
020400 – Психология
Курсовая работа по дисциплине
«Социальная психология»
Особенности проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы
Выполнила: студентка 4 курса
группа П – 03
Овчаренко Т.В.
Проверила: научный руководитель:
Небыкова С.В.
Минусинск
2007 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Проблемы эмпатии в социальной психологии
1.1 Понятие эмпатии
1.2 Факторы, влияющие на эмпатийность личности
Глава 2. Диагностика эмпатии у педагогов
2.1 Программа исследования
2.2 Результаты диагностики проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы
2.3 Результаты диагностики проявления эмпатии у педагогов общеобразовательной школы
2.4 Сравнительная характеристика результатов диагностики проявления эмпатии у педагогов коррекционной и общеобразовательной школы
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Актуальность исследования:
Психологическое благополучие учителя – одна из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. Исследования педагогической деятельности показали, что она обладает рядом особенностей, позволяющих характеризовать ее как потенциально эмоциогенную. Высокая эмоциональная напряженность вызвана наличие большого числа факторов стресса, постоянно присутствующих в работе учителя. Это такие особенности деятельности, как высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, ролевая неопределенность, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д. эмоциональные особенности педагогической деятельности могут препятствовать возникновению глубокой и достоверной эмпатии, способствуют развитию эмоционального выгорания учителей.
Объектом исследования: эмпатия.
Предметом исследования: особенности проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы.
Цель исследования:
Выявить особенности проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме эмпатии.
2. Выявить показатели эмпатии у педагогов коррекционной школы.
3. Выявить показатели эмпатии у педагогов общеобразовательной школы.
4. Сравнить показатели эмпатии у педагогов коррекционной и общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования:
Предположим, что существуют различия в эмпатийности педагогов общеобразовательных и коррекционных школ.
Методы исследования:
1. Изучение литературных источников.
2. Психодиагностические методы: методики «Эмоциональное выгорание», «Ваши эмпатийные способности».
3. Методы математической обработки: критерий U – угловое преобразование Фишера.
Глава 1. Проблемы эмпатии в социальной психологии
1.1 Понятие эмпатии
Эмпатия – (греч. en –в, внутри + pathos – страдание, болезнь), ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека [26].
Есть много попыток определить понятие «эмпатия», вот несколько из них.
Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость и боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь из причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации [12].
В повседневной жизни под эмпатией врачи подразумевают генетически врожденную, развитую в той или иной степени у разных людей, способность человека представлять себя на месте другого индивидуума с психологическим проникновением в его чувства, желания, идеи и поступки. Теория «вчувствования» в объект находит подтверждение и получает все большее распространение и в других сферах человеческой деятельности [5].
Данный термин был введен в 1909 году американским психологом Э. Титченером, который обобщал близкие ему по содержание философские и этические концепции симпатии и сострадания (Юм, Смит, Шопенгауэр и др.). Наиболее очевидный пример – актер или певец, искренне переживающий исполняемую роль. При соприкосновением с произведением искусства зритель, путем интроекции, может чувствовать себя вовлеченным в то, что он видит и воспринимает [24].
Ряд авторов сопоставляли эмпатию с другими близкими ей процессами. В отличии от интуиции как непосредственной перцепции идей, эмпатия включает чувства и мысли. Эмпатию отличают от индетификации, которая является бессознательной и сопутствует процессу взаимоотношений «психотерапевт – пациент». Эмпатия может быть сознательной и подсознательной и возникает в ответ на непосредственную интеракцию. Следует различать жалость («мне жаль вас»), симпатию («я сочувствую вам») и эмпатию («я с вами»). Эмпатия как одна из характеристик психотерапевта (триада Роджерса) при клиент – центрированной психотерапии является важным условием для конструктивных изменений личности [11].
Первоначальный соотнесенный с эстетическими переживаниями, термин «эмпатия» из сферы искусства перекочевал в медицину, затем в психологию обыденной жизни, и, наконец, вообще в сферу познания. Использование эмпатиии является важной составной частью всех методов психологического консультирования и воздействия. Данные современной психологии позволяют выделить в качестве основы эмпатической реакции процесс моторно-кинестетической индетификации – неосознанное уподобление мышечных и тонических состояний субъекта выразительным особенностям объекта восприятия. Только несведущий человек может вообразить, что ученый или писатель пишет исключительно «мозгами». На самом деле процесс творчества происходит всеми внутренностями организма, со всеми вытекающими отсюда медицинскими последствиями: учащенным сердцебиением, повышением давления, всевозможными гримасами тела и души и т. п. Посмотрите в зоопарке, с каким самозабвением обезьяна пытается достать с помощью ветки подвешенный к потолку банан – не такие же муки творчества испытывает шахматист, решающий сложную этюдную задачу? Или врач устанавливает контакт с больным? Или мужчина пытается понять женщину, а женщина мужчину при общении? [15].
В силу закономерной связи качества переживаемых эмоций с моторикой субъекта создается возможность как прямого сопереживания людей, возникающего в результате неосознанного воспроизведения одним человеком выразительных мимических действий другого, так и с более сложной предметно-опосредованной искусственной средой. В произведении искусства аффекты проецируются создателем в объективированных формах: интонации, экспрессии, линии, фигуре, композиции, мелодии, музыкальной фразе, контрапункте. Еще более впечатляюще действует на человека замысел Творца природы и разума. Неосознанность механизмов эмпатического реагирования определяет зависимость качества переживания от индивидуального опыта и врожденной способности к восприятию. Один чрезвычайно чувствителен к укусу комара, а у другого кожа как у носорога, и видит он плохо, компенсируя нечувствительность значительной массой и инерцией – у него другие проблемы.
Эмпатические реакции, таким образом, позволяют:
1) получать удовольствие от восприятия общности между самим собой и объектом переживания;
2) осуществлять самопознание в результате объективации собственного «Я» в предмете восприятия.
Эмпатические реакции лежат в основе альтруистического поведения людей за счет соучастия в эмоциональных переживаниях себе подобных. Исходя из определений, в упрощенном виде можно даже выписать следующую простую формулу: эмпатия + симпатия = любовь [9].
Акт творчества немыслим без эмпатии: изобретателя – к своему изобретению, ученого – к теории или объекту исследования, художника – к произведению искусства. В конце концов, любой человек «обязан полюбить хоть дверную ручку, иначе он не человек» (П. Пикассо), с которой он может себя идентифицировать – добавляют ученые. Художник запросто может испытывать эмпатию к зловещему персонажу, но не любить его, потому что всеми фибрами души понимает, но не одобряет его действия. Ради неких нравственных убеждений Гамлет посылает к чертям (собственно, обрекает на смерть) Офелию, потому что эмпатия – жажда мести – для него становится превыше любви [7].
Понятие «индетификация», означающие отождествление себя с другим человеком, либо с идеей, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания является уподобление. В положительном общении между людьми это, разумеется, не единственный способ достижения взаимопонимания, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека и окружающего мира. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения ее роли в процессе общения и познания. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией.
В применении к эмпатиина первый план выступает не рациональное осмысление внешних проблем и людей, а стремление эмоционально откликнутся на них. Термин эмпатия противостоит «пониманию» в строгом смысле слова и используется метафорически: эмпатия есть аффективное «понимание». Эмоциональная природа проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, идея не столько «продумываются», сколько «прочувствуются». Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и здесь и там присутствует умение занять место другого, взглянуть на вещи с чужой точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения означает отождествление. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я выстраиваю свое поведение таким образом, как строит его этот «посторонний». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения, однако сам поступаю по-своему. Эмпатия означает временное проживание в жизни другого человека или в идее, осторожное перемещение в ней без того, чтобы делать какие-либо глобальные оценки; эмпатия означает ощущение смыслов, которые он или она едва ли осознают, но без стремления раскрыть неосознаваемые чувства, поскольку это могло бы быть слишком угрожающим. Эмпатия к объекту (в т.ч. к человеку) означает частую сверку с ним в отношении точности ощущений и руководство теми реакциями, которые вы получаете от него. В своем участии мы обязаны быть надежным спутником человека в его или ее внутреннем мире [5].
Теория вчувствования в объект берет начало на границе 19 – 20 веков. Основоположники этой теории Р. Фишер и Ф. Фишер в основу положили принцип, согласно которому имеется особая связь внутреннего переживания с созерцанием внешней формы, проецирование чувств на воспринимаемые субъектом образы (пусть даже мысленные). Отсюда, например, возникают «веселые» и «грустные» мелодии, пейзажи, ситуации. В психологических теориях Лотце и Липпса устанавливалась связь эстетического чувства с органическими переживаниями человека и утверждалось, что ощущение эстетической ценности возникает лишь в тех чувственных образах, где человек находит отражение самого себя, причем отражение непосредственное, положительное и возвышающее дух. Согласно выражению Липпса, «вчувствование есть объективированное самочувствие». Карл Гросс отмечал активную роль воображения и фантазии в формировании чувственных представлений путем внутреннего подражания им. В эстетических концепциях Воррингера и Ли Вернон сближают теорию вчувствования с формалистическими исканиями абстракционистов и импрессионистов. Так, Воррингер убежденно полагал, что потребность человека к одухотворению дополняется противоположным стремлением к абстракции, исходящим из чувства страха и беспокойства как источника творчества. Роль способности вчувствования в художественном, научном и любом другом акте «фантазии» подчеркивал Л.С.Выгодский, а в целом идеи теории вчуствования легли в основу дальнейшего учения об эмпатии [14].
Входя в образ, желательно сохранять спобность в нужное время выйти из него. Иначе может произойти непредвиденное сумасшествие. Как показал Фрейд, регулирующие функции разума могут быть приведены в хаотичное состояние актами подавления, т.е. неискренностью индивидуума с самим собой. Возникающие в подсознании инстинктивные побуждения Фрейд выразительно сравнил с бурлящим котлом темного подсознания, где возникают самые разнообразные инстинктивные порывы, аппетиты и желания. Именно в этой адской кастрюле зарождаются фантастические видения, претворяющиеся затем в великие произведения искусства и творческие замыслы. Здесь мы имеем дело с внутренними стремлениями, живительными, как артезианская струя, что поднимается из глубин и наполняет нашу жизнь смыслом и творчеством. Будучи иррациональными, они, как дикие звери, противятся дрессуре. Людей пугает власть бессознательных страстей. Они ощущают опасность, скрытую в тайных побуждениях, которые заставляют их любить и ненавидеть, добиваться сексуального обладания и насиловать, воевать и убивать, исполняться честолюбивым стремлением покорить мир и вознестись над людьми. Мы осознаем, что скрытые в таких страстях тенденции разрушительны как для окружающих, так и для нас самих. Люди предусмотрительно опасаются своих инстинктов, в которых угадывают возможность творить не только добро, но и зло.
По утверждению Юнга, каждый из нас несет в себе свою форму жизни, ту неподдающуюся определению форму, которую невозможно вытеснить другой. Эта форма жизни, истинное «Я», охватывает глубины человеческого разума, проникая далеко за пределы обыденного сознания. Отыскать самого себя можно, только соединив сознательное «Я» с различными уровнями подсознания. В функциональном плане мы представляем себе подсознание как огромный доисторический склад, хранящий разнообразное психическое содержимое. Может быть, это даже не склад, а скорее биологическая машина – джинн-динозавр, воспроизводящий желания и побуждения, направленные сознанием. «Великие решения, как правило, скорее связаны с инстинктами и другими загадочными факторами подсознаниями, чем с сознательной волей и осознанной целесообразностью», - заключает Юнг.
Чем глубже мы проникаем в подсознание, тем больше мы обнаруживаем материала, общего для всех индивидуумов. Для этих более глубоких корней Юнг придумал удачное определение «коллективное подсознание» - знания, общие для всех представителей нашей культуры, национальности, расы. Еще глубже располагается опыт, выборочно усвоенный представителями западного и восточного миров. Наконец, в индивидуальном подсознании есть определенные структуры, общие для всего человечества. Юнг называет их «архетипами», или «изначальными образами». Это мыслительные структуры, которыми люди владеют в силу того, что они просто человеческие существа. Архетипы имеют отношение к структурной основе разума. Здесь следует искать объяснение тому, что мифология разных народов, рас и исторических периодов имеет много общего [2].
Откуда берется коллективное подсознание? Наследуется или впитывается с национальной культурой? Юнг дает четкий ответ: «Под коллективным подсознанием мы понимаем определенный психический вклад, созданный механизмом наследственности». С этой точки зрения нельзя отрицать, что основополагающий опыт, выраженный в детском мифотворчестве, является чем-то более глубинным и гармоничным, чем опыт приобретенный, что дает индивидууму образование. Великая поэзия, искусство, философия и религия берут свое начало в коллективном подсознании человечества. Классическое произведение литературы или искусства – это выражение психических образов, общих для всех отдельных представителей человечества. В этой связи понятие «совесть» следует толковать гораздо шире, чем то, чему нас учат родители, чем просто целостность общества. Оно берет начало в глубинах и таинственных истоках нашего бытия. Короче говоря, коллективное подсознание отдельного индивида уходит корнями в созидающую структуру Вселенной, т.е. в бесконечность [2].
Тенденция к упрощению проявляется и при обсуждении проблемы чувства вины. Некоторые психотерапевты стараются полностью стереть чувство вины, считая его симптомом заболевания, и упрекают религию за то, что у многих людей чувство вины приобретает патологическую форму. Можно согласиться с ними в том, что чрезмерное чувство вины часто связано с неврозом, а незрелое религиозное чувство слишком часто порождает в его носителях болезненное чувство вины. Однако стоит ли полностью освобождаться от чувства вины? Зачастую такое чувство являет обратную сторону духовного начала в человеке и может быть здоровым и конструктивным. Чувство вины – это осознание разницы между тем, какова реальность на самом деле, и тем, какой она представляется в нашем воображении. Если для нас мир не более чем иллюзия, прежде всего, следует наводить порядок в собственной голове, а не пытаться исправить мир. Внутренняя напряженность личности необходима для работы духовного начала.
Возвращаясь к учению об эмпатии, можно подчеркнуть, что именно неспособность одного человека понять другого становится камнем преткновения на пути познания истины. Эмпатия – чувство, передающее такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается чувствами другого, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы растворяясь в нем. Именно в этом глубоком и несколько загадочном процессе эмпатии возникает взаимное понимание, воздействие и другие значительные отношения между людьми. Эмпатия составляет ключевой момент в работе психотерапевтов, преподавателей, священнослужителей и представителей других профессий, имеющих главным содержанием воздействия людей [8].
Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывания в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого – к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. Вы доверенное лицо для другого. Указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществлять только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят [25].
1.2 Факторы, влияющие на эмпатийность личности
Глубокой и достоверной эмпатии препятствуют различные обстоятельства, связанные как с эмпатирующей стороной, так и с эмпатируюмой[1].
Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно, лет 20 тому назад. В последнее время оно широко используется в научных текстах и лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов, звучит с экранов телевизоров и мелькает на станицах популярных изданий. Дело в том, что представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения. Прежде всего, это касается врачей, педагогов, воспитателей, работников торговли и сферы обслуживания. Если к этому ряду представителей массовых профессий прибавить руководителей, менеджеров и командиров, работников милиции, прокуратуры и судов, обслуживающий персонал железной дороги и аэрофлота, всякого рода инструкторов, экскурсоводов и переводчиков, интервьюеров, библиотекарей и артистов, то получается, что каждый второй подвержен опасности эмоционального выгорания [22].
Термин «эмоциональное выгорание» не строго научный. Быть может, поэтому само явление освещается несколько упрощенно и популистский как в зарубежной, так и в отечественной литературе. На самом же деле за ним стоят очень серьезные психологические и психофизиологические реалии, имеющие свои причины, формы проявления и коммуникативные следствия.
Прежде всего, эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами – свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями.
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижая их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В тоже время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами [15].
Внешние факторы, провоцирующие «выгорание», таковы:
· хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность
· дестабилизирующая организация деятельности
· повышенная ответственность за исполняемые функции и операции
· неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности
· психологически трудной контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения
Внутренние факторы, обуславливающие эмоциональное выгорание:
· склонность к эмоциональной ригидности
· интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности
· слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности
· нравственные дефекты и дезориентация личности эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса [11].
В социально-психологической науке феномен эмпатии личности тесно связан с такими методологическими категориями как: взаимодействие, взаимопонимание и межличностное восприятие. Отечественные ученые А.А. Бодалев, Л.А. Петровская, Л.П. Буева, М.Г. Андреева, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровская подчеркивают ведущую роль эмпатии в межличностных отношениях, понимания знаков, при помощи которых выражается чувствование в общении, играющих важную роль в процессе взаимопонимания людьми друг друга [26].
Категория общение является базовой для социально-психологической науки, рассматриваемое как необходимое условие социализации личности человека, познания на теоретическом и эмпирическом уровне самого себя и окружающих, развития коммуникативных навыков. Общение, по определению А.В. Петровского, есть «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Являясь условием любой деятельности, общение связано с активным получением и передачей информации различными средствами коммуникации. Так, Б.М. Парыгин акцентирует на системном понимания сущности общения, подчеркивает его деятельностную природу. Сложный и многогранный процесс общения одновременно выступает и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как взаимное влияние людей друг на друга, а также как отношение людей друг к другу [15].
Повседневное существование современного человека подразумевает непрерывный поток получаемой им информации, контактов, встреч и непосредственного взаимодействия – общения с другими людьми.
Во всех сферах своей деятельности человек ориентирован на достижение успеха, психологического и эмоционального комфорта, что невозможно без продуктивного и успешного общения с другими, также заинтересованными в своем благополучии личностями. Происходит неизбежное столкновение представлений, стремлений и интересов, жизненных установок, моральных и нравственных норм. В процессе общения может быть достигнуто взаимопонимание, дружеское расположение друг к другу, способность к прогнозированию поведения или, наоборот, могут возникнуть конфликты, вызванные неспособностью к предугадыванию поведения партнера по общению. Важно подчеркнуть, что, предсказывая собственное, либо чужое поведение, человек в первую очередь ориентируется на собственные представления и переживания [3].
Анализируя сферу общения, А.А. Бодалев изучил функции эмпатии в коммуникативной деятельности. Ученым было установлено, что, будучи по своей природе социальным явлением, эмпатия в процессе общения предстает в виде единства трех процессов: обмена информацией, познания людьми друг друга, формирования и развития межличностных отношений.
Выполняя функцию обмена информацией, эмпатия участвует в процессе познания людьми друг друга, делает возможным понимание внутреннего состояния собеседника, расшифровки его эмоционального настроя. Выступая мощным инструментом взаимопонимания, сосуществования с окружающими людьми и происходящими событиями, эмпатия в наибольшей степени позволяет реализовывать функцию познания людьми друг друга. Также эмпатия помогает строить открытие, доверительные взаимоотношения между людьми.
Такому аспекту эмпатии в процессе общения, как установление взаимопонимания, уделяется особое внимание в социальной психологии. Парыгин Б.Д. считает, что эмпатическом взаимопонимании можно говорить в различных смыслах: при совпадении, сходстве или созвучии взглядов на мир, понимании индивидуальных особенностей друг друга, мотивов поведения в различных ситуациях, при взаимном понимании самооценки своих возможностей и способностей, при принятии исполняемых по отношении друг к другу ролей.
Целостный процесс взаимопонимания как познание другого, включает в себя также понимание его внутреннего мира. Проявление эмпатии в общении представляет собой понимание не только сказанного, но и вчувствование в скрытый смысл произнесенного, в эмоциональное состояние собеседника, отражаемое всеми средствами [19].
В процессе взаимопонимания человека человеком ведущую роль играют психические процессы мышления и воображения, окрашенные эмоциональным состоянием воспринимающего субъекта. Это взаимопонимание эмоциональных и познавательных процессов на восприятие и понимание человека в межличностном общении представляет собой предикативную эмпатию, обозначенную А.А. Бодалевым как способность индивида с помощью воображения и интуиции проникать в состояние другого человека. Предикативная эмпатия выступает как прогностическая способность индивида по отношению к эмоциональным и поведенческим реакциям партнера процесса взаимодействия. Эмпатия личности играет важную роль «расширения» вариантов интерпретации поведенческих реакций собеседника, проникновения в его внутренний мир, а также и собственных переживаний.
А.А. Петровский, называя эмпатию важным механизмом взаимопонимания и межличностного восприятия людей, отмечал, что активное вмешательство субъекта эмпатии в конфликтную ситуацию способно устранить фрустрационные тенденции собеседника, наладить доверительные взаимоотношения [5].
Межличностное восприятие, по мнению Г.М. Андреевой, является одним из важнейших характеристик общения. Эмпатийное восприятие собеседника носит безоценочный, децентрализирующий личность характер, обусловленный стремлением познать и понять партнера по общению, разделить его внутренний мир, отличный от собственного. Адекватное, эмпатийное восприятие человеком человека повышает уровень социальной перцепции и саморегугяции поведения человека.
Пользуясь эмпатией, индивид на основе внешнего облика, поведения и знакам экспрессии человека судит о его возможных чертах личности, вероятных поступков и заранее настраивается на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку. По А.А. Бодалеву, основная функция эмпатии личности – быстро получить впечатление о человеке, не тратя много времени на то, чтобы понять, кем является партнер по общении. Эмпатия, служит эффективным средством предсказывания поведения человека, то есть его мотивационно – когнитивного объяснения [17].
Также эмпатия играет ведущую роль в процессе взаимодействия людей. А.А. Бодалев делает акцент на необходимости установления «Успешного общения», главными характеристика которого является правильный выбор способов взаимодействия с другим человеком. Кроме того, к условиям «успешного общения» А.А. Бодалев относит ориентировку на положительные качества собеседника, способность анализировать поступки и определять поведение человека в различных ситуациях, видеть за ними мотивы, которые руководят им, также развитие интуиции, воображения; воспитанность эмоциональной сферы, а именно: способность к эмпатическому переживанию [19].
В процессе эмпатического взаимодействия субъекты коммуникации формируют некий отражаемый образ своего собеседника, основанный на прошлом опыте взаимоотношений с людьми. Эмпатия выполняет функцию отражения такого образа, заключающуюся в воспроизводстве личностью признаков, характеристик и отношений других людей.
Передаваемый и наблюдаемый образ могут не совпадать, так как социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации. Интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка. У познающих сторон формируется субъективный, идеальный образ с наложением на него личностных характеристик, деятельности центральной нервной системы, а также предыдущего опыта взаимодействия [5].
Как заключает А.А. Бодалев, построение образа познаваемого человека на основе характеристик его внешности оказывается не достаточным, чтобы сделать окончательный вывод о субъекте взаимодействия. В этом случае эмпатия обеспечивает познание другого на основе системы заключений о личностных качествах, отношении к действительности субъекта взаимодействия [17].
Из теории отражаемой субъективности А.А. Петровского следует, что представление о себе через представления о другом формируется обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Эмпария участвует в создании индивидуумом мысленного образа другого человека для себя и образа себя для другого.
Эмпатия, отражая образ другого человека как субъекта взаимодействия, обуславливает более или менее осознаваемое переживание присутствия другого в значимых для личности ситуациях. Эмпатия также определяет готовность личности внести в этот отражаемый образ что-то свое и тем самым произвести изменения в системе отношений к другому человеку, миру. Как специфическая форма отражения субъекта (другого) в человеке, эмпатия выступает активным деятельным началом, изменяющим взгляд на вещи, формирующим новые побуждения, ставящим новые цели. Тем самым эмпатия регулирует и изменяет стратегию поведения личности, наделяя личностным смыслом последствия своих действий. Следует отметить, что эмпатия, как децентрализирующий личность фактор, не позволяет отражаемому образу определять поведение слишком и глубоко проникать в духовный мир субъекта, осуществляемого отражения.
В ходе эмпатического познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять смысл его поступков, и основанная на этом стратегия изменения поведения, и построение стратегии своего собственного поведения, и последовательное взаимоотражение, содержанием которого являются воспроизведения внутреннего мира партнера по взаимодействию.
Взаимодействуя с окружающими, каждый человек видит большое колличество реакций людей на него самого. И все же особенности конкретного человека предопределяют некоторые особенности реагирования на него окружающих. Эмпатия позволяет раскрыть эти особенности и впоследствии использовать это знание в собственных конструктивных целях, изменяя свой образ в глазах других людей.
Известно, что люди различаются между собой субъективными моделями в представлении мира. Так как субъект разрабатывает уникальную модель мира с целью интерпретации окружающего и регулирования своего поведения, опираясь на прошлый опыт, эмпатия позволяет понять особенности психологических процессов и предсказать поступки этого человека. Располагая высоким эмпатическим потенциалом, умея оценивать других людей, человек лучше может определить, каким он представляется им, и выбрать для себя способ поведения, чтобы произвести положительное впечатление на других людей.
Характер взаимодействия субъектов и результаты их совместной деятельности напрямую зависят от того, как люди отражают и понимают облик, поведение и возможности друг друга. При этом достижение положительного результата в общении, связано с эмпатическими способностями личности, с адекватным отражением, накоплением и правильным обобщением информации друг о друге. Адекватному отражению образа субъекта общения способствует эмпатия личности, в принятии другого человека, имеющего свои цели и мотивы [15].
Итак, эмпатия личности, или ее эмпатический потенциал, имеет социально-психологическуцю природу и играет важную роль в общении, выполняя функции познания, отражения людьми друг друга и установления взаимопонимания в процессе взаимодействия. Эмпатия способствуют адекватному отражению и восприятия образа собеседника, регулирует поведение личности, делая возможным доверительные, открытые и продуктивные отношения между людьми [26].
Глава 2. Диагностика эмпатии у педагогов
2.1 Программа исследования
Исследование проводилось с двумя группами педагогов по 10 человек в каждой группе. В первой группе педагоги работают в коррекционной школе, из них: 5 человек имеют стаж педагогической деятельности 0-5 лет, 5 человек имеют стаж педагогической деятельности 15-25 лет. Вторую группу составляют педагоги, работающие в общеобразовательной школе, из них: 5 человек имеют стаж педагогической деятельности 0-5 лет, 5 человек имеют стаж педагогической деятельности 15-25 лет. Все педагоги имеют высшее или неоконченное высшее педагогическое образование.
Выявив педагогов, работающих в коррекционной и общеобразовательной школах, мы можем разделить их на группы (см. Табл.1.).
Таблица 1 - Группы испытуемых, работающих в коррекционной и общеобразовательной школах
Педагоги, работающие в коррекционной школе | Педагоги, работающие в общеобразовательной школе | ||
Педагоги, имеющие стаж педагогической деятельности 0-5 лет | Педагоги, имеющие стаж педагогической деятельности 0-5 лет | ||
№ | № | ||
1 | П.О.А. | 1 | Г.М.В. |
2 | Д.Е.В | 2 | Ч.М.В. |
3 | З.Е.С. | 3 | Ш.М.А. |
4 | З.Т.В. | 4 | К.И.В. |
5 | О.Т.В | 5 | Л.Е.П. |
Педагоги, имеющие стаж педагогической деятельности 15-25 лет | Педагоги, имеющие стаж педагогической деятельности 15-25 лет | ||
1 | П.Л.Ф. | 1 | С.Н.В. |
2 | К.Т.Д. | 2 | Б.Т.В. |
3 | П.П.С. | 3 | Б.С.Н. |
4 | Д.Т.В. | 4 | А.А.П. |
5 | О.М.М. | 5 | Ф.И.К. |
В методику «Ваши эмпатические способности» включены 6 каналов эмпатии:
1. Рациональный канал эмпатии. Он характеризует направленность внимания и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека – на его состояния, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.
2. Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, сочувствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становятся средством «вхождения» в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать, возможно, только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируему. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.
3. Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.
4. Установки, способствующие или препятствующие эмпатии. Облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать леченых контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относится к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.
5. Проникающая способность. Расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует инфррмационно - энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.
6. Идентификация. Непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживания, постановки себя на место партнера. В основе индетификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.
Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии. По предварительным данным можно выделить: низкий уровень эмпатии, средний уровень эмпатии и высокий уровень эмпатии [2].
Методика «Эмоциональное выгорание» дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Она позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокорркции. Освещаются следующие вопросы:
· Какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
· Объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;
· Какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
· В каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
· Какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам [2].
2.2 Результаты диагностики проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы
Результаты методики «Ваши эмпатические способности» у педагогов коррекционной школы представлены в Таблице 2.
Таблица 2 - Уровни эмпатии у педагогов коррекционной школы
Уровни | Испытуемые | ||
кол-во | % | ||
низкий уровень | 0 | 0 | |
средний уровень | 10 | 100 | |
высокий уровень | 0 | 0 | |
Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Рациональный канал эмпатии» у педагогов коррекционной школы представлены в Таблице 3.
Таблица 3 - Уровни показателей рационального канала эмпатии у педагогов коррекционной школы
Уровни | Испытуемые | ||
кол-во | % | ||
низкий уровень | 2 | 20 | |
средний уровень | 7 | 70 | |
высокий уровень | 1 | 10 | |
Таблица 4 - Уровни показателей эмоционального канала эмпатии у педагогов коррекционной школы
Уровни | Испытуемые | ||
кол-во | % | ||
низкий уровень | 1 | 10 | |
средний уровень | 6 | 60 | |
высокий уровень | 3 | 30 | |
Таблица 5 - Уровни показателей интуитивного канала эмпатии у педагогов коррекционной школы
Уровни | Испытуемые | ||
кол-во | % | ||
низкий уровень | 1 | 10 | |
средний уровень | 7 | 70 | |
высокий уровень | 2 | 20 | |
Таблица 6 - Уровни показателей установок, способствующих эмпатии у педагогов коррекционной школы
Уровни | Испытуемые | ||
кол-во | % | ||
низкий уровень | 1 | 10 | |
средний уровень | 9 | 90 | |
высокий уровень | 0 | 0 | |
Таблица 7 - Уровни показателей проникающих способностей в эмпатии у педагогов коррекционной школы
Уровни | Испытуемые | ||
кол-во | % | ||
низкий уровень | 0 | 0 | |
средний уровень | 9 | 90 | |
высокий уровень | 1 | 10 | |
Таблица 8 - Уровни показателей идентификации в эмпатии у педагогов коррекционной школы
Уровни | Испытуемые | ||
кол-во | % | ||
низкий уровень | 5 | 50 | |
средний уровень | 4 | 40 | |
высокий уровень | 1 | 10 | |
Таблица 9 - Уровни эмпатии у педагогов коррекционной школы с различным стажем педагогической деятельности
Уровни | Испытуемые | ||||
со стажем пед. Деятельности 0-5 лет | со стажем пед. деятельности 15-25 лет | ||||
кол-во | % | кол-во | % | ||
низкий уровень | 0 | 0 | 0 | 0 | |
средний уровень | 5 | 100 | 5 | 100 | |
высокий уровень | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Из полученных данных можно сделать вывод, что у педагогов коррекционной школы с различным стажем педагогической деятельности преобладает сформировавшаяся фаза эмоционального выгорания.
2.3 Результаты диагностики проявления эмпатии у педагогов общеобразовательной школы.
Результаты методики «Ваши эмпатические способности» у педагогов общеобразовательной школы представлены в Таблице 10.
Таблица 10 - Уровни эмпатии у педагогов общеобразовательной школы
Уровни | Испытуемые | ||
кол-во | % | ||
низкий уровень | 4 | 40 | |
средний уровень | 5 | 50 | |
высокий уровень | 1 | 10 | |
Таблица 11 - Уровни показателей рационального канала эмпатии у педагогов общеобразовательной школы
Уровни | Испытуемые | ||
кол-во | % | ||
низкий уровень | 3 | 30 | |
средний уровень | 7 | 70 | |
высокий уровень | 0 | 0 | |
Таблица 12 - Уровни показателей эмоционального канала эмпатии у педагогов общеобразовательной школы.
Уровни | Испытуемые | ||
кол-во | % | ||
низкий уровень | 1 | 20 | |
средний уровень | 8 | 80 | |
высокий уровень | 1 | 20 | |
Таблица 13 - Уровни показателей интуитивного канала эмпатии у педагогов общеобразовательной школы
Уровни | Испытуемые | ||
кол-во | % | ||
низкий уровень | 2 | 20 | |
средний уровень | 6 | 60 | |
высокий уровень | 2 | 20 | |
Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Установки, способствующие эмпатии» у педагогов общеобразовательной школы представлены в Таблице 14
Таблица 14 - Уровни показателей установок, способствующих эмпатии у педагогов общеобразовательной школы
Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Проникающие способности в эмпатии» у педагогов общеобразовательной школы представлены в Таблице 15.
Таблица 15 - Уровни показателей проникающих способностей в эмпатии у педагогов общеобразовательной школы
Результаты методики «Ваши эмпатические способности» у педагогов общеобразовательной школы с различным стажем педагогической деятельности представлены в Таблице 16
Таблица 16 - Уровни эмпатии у педагогов общеобразовательной школы с различным стажем педагогической деятельности
Из полученных данных можно сделать вывод, что у педагогов общеобразовательной школы с различным стажем педагогической деятельности преобладает средний уровень эмпатии.
2.4 Сравнительная характеристика результатов диагностики проявления эмпатии у педагогов коррекционной и общеобразовательной школы
Проведем статистическую обработку для уточнения гипотезы: проверим, существуют ли различия в эмпатийности педагогов общеобразовательных и коррекционных школ при помощи критерия U – углового преобразования Фишера (см. Приложение 1.).
При обработке данных, полученных при помощи методики «Эмоциональное выгорание», с помощью критерия U – углового преобразования Фишера между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ существуют различия по уровню эмпатийности.
Проверим, существуют ли различия в формировании стадий эмоционального выгорания педагогов общеобразовательных и коррекционных школ при помощи критерия U – углового преобразования Фишера (см. Приложение 2.).
При обработке данных, полученных при помощи методики «Эмоциональное выгорание», с помощью критерия U – углового преобразования Фишера между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ не существует различий по уровню формирования стадий эмоционального выгорания.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. для педагогов коррекционной школы характерно:
· низкий уровень эмпатии имеют – 0 человек (0%)
· средний уровень эмпатии имеют – 10 человек (100%)
· высокий уровень эмпатии имеют – 0 человек (0%)
· не сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 4 человека (40%)
· фазу эмоционального выгорания в стадии формирования имеют – 1 человек (10%)
· сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 5 человек (50%)
2. для педагогов общеобразовательной школы характерно:
· низкий уровень эмпатии имеют – 4 человека (40%)
· средний уровень эмпатии имеют – 5 человек (50%)
· высокий уровень эмпатии имеют – 1 человек (10%)
· не сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 3 человека (30%)
· фазу эмоционального выгорания в стадии формирования имеют – 4 человека (40%)
· сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 3 человека (30%)
3. существуют различия по уровню эмпатийности между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ.
4. между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ не существует различий по уровню формирования стадий эмоционального выгорания.
Заключение
В данной курсовой работе исследовалась тема: «Особенности проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы». В теоретической части рассматривалось: понятие эмпатии, факторы, влияющие на эмпатийность личности. В практической части проводилось исследование при помощи методик: «Ваши эмпатические способности», «Эмоциональное выгорание». При анализе полученных данных выяснилось, что: для педагогов коррекционной школы характерно:
· низкий уровень эмпатии имеют – 0 человек (0%)
· средний уровень эмпатии имеют – 10 человек (100%)
· высокий уровень эмпатии имеют – 0 человек (0%)
· не сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 4 человека (40%)
· фазу эмоционального выгорания в стадии формирования имеют – 1 человек (10%)
· сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 5 человек (50%)
Для педагогов общеобразовательной школы характерно:
· низкий уровень эмпатии имеют – 4 человека (40%)
· средний уровень эмпатии имеют – 5 человек (50%)
· высокий уровень эмпатии имеют – 1 человек (10%)
· не сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 3 человека (30%)
· фазу эмоционального выгорания в стадии формирования имеют – 4 человека (40%)
· сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 3 человека (30%)
Существуют различия по уровню эмпатийности между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ.
Между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ не существует различий по уровню формирования стадий эмоционального выгорания.
Выдвинутая в начале курсовой работы гипотеза: «Предположим, что существуют различия в эмпатийности педагогов общеобразовательных и коррекционных школ» подтвердилась частично.
А именно: существуют различия в эмпатийности педагогов общеобразовательных и коррекционных школ:
1) по уровню эмпатийности между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ существуют различия.
2) по уровню формирования стадий эмоционального выгорания между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ различий не существует.
Список литературы
1. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб, 1994. 455 с.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., 1996. 285с.
3. Иовлев Б.В. Неврозы и проблема психологических механизмов эмоционального стресса. – В кн.: Актуальные вопросы медицинской психологии. – Л., 1974. 153 с.
4. Канн М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. – СПб, 1997. 487 с.
5. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Минск, 1993. 369 с.
6. Консторум С.И. Опыт практической психотерапии. – М., 1959. 581 с.
7. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек – оркестр. Микроструктура общения. – М., 1993. 479 с.
8. Кулагина Е.И., Корнинова Т.В. Мотивация, рациональность и готовность к риску в личностном профиле риэлторов // Вопр. психол. 2005. №5. С. 105-108.
9. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. 387 с.
10. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. – Л., 1983. 276 с.
11. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии: Сб. науч. Трудов /Под ред. А.В. Карпова. Ярославль: Изд-во: ЯрГУ, 1999. С. 76-97.
12. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ре. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1999. 587 с.
13. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стерессоустойчивости учителей // Ворп. психол. 1997. №1. С. 45-55.
14. Ромэн А.С. Самовнушение и его влияние на организм. – Алма-Ата, 1970. 481 с.
15. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1993. 372 с.
16. Руковишников А.А. Опросник психического выгорания для учителей: Руководств. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1997. 593 с.
17. Руковишников А.А., Соколова М.В. Шкала эмоциональной возбудимости: Руководство. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика»,1996. 487 с.
18. Руководство по психотерапии. Под ред. В.Е. Рожнова. – Ташкент, 1985. 474 с.
19. Соложенкин В.В. Принципы групповой психотерапии личностно-средового взаимодействия. – Вестник гипнологии и психотерапии, 1992, «2, с. 56-57.
20. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983. 533 с.
21. Ташлыков В.А., Фробург И. Исследование «вербализации» (эмпатической коммуникации в психотерапии) в связи с задачами учебного тренинга психотерапевтов. – В кн.: Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрафилоктической работы. – Л., 1985. с.178.
22. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопр. психол.. 1994. №6. С. 57-64.
23. Цыцарев С.В. Мотивы обращения к психотерапевту. – В кн.: Психотерапия: от теории к практике. – Спб, 1995, с. 174.
24. Эверли ДЖ., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. – М., 1985. 376 с.
25. Энциклопедия психологических тестов / Под ред. А. Карелина. М.: АСТ, 1997. 721 с.
26. http://lesena.ru/read/chzal?r=025gv=143gmod=read.
Приложение 1
Выявление различий по уровню эмпатийности между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ критерием U – углового преобразования Фишера.
U = (100 – 40) * 10 * 9 = 3,142 – 1,369 * 90 =1,773 * 4,7 = 1,773 * 2,167 = 10 +9 19= 3,84
U = 1,64 (p 0,05) 2,31 (p 0,01)
U U
Ответ: педагоги коррекционной школы по уровню эмпатийности отличаются от педагогов общеобразовательной школы.
Приложение 2
Выявление различий по уровню формирования стадий эмоционального выгорания между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ критерием U – углового преобразования Фишера.
U = (50 – 30) * 9 * 6 = (1,571 – 1,159) * 54 = 0,412 * 3,6 = 0,412 * 1,89 = 9 + 6 15= 0,778
U 1,64 (p 0,05)2.31 (p 0,01)
U U
Ответ: педагоги коррекционной школы не отличаются от педагогов общеобразовательной школы по уровню формирования стадий эмоционального выгорания.
Таблица 14 - Уровни показателей установок, способствующих эмпатии у педагогов общеобразовательной школы
Уровни | Испытуемые | ||
кол-во | % | ||
низкий уровень | 1 | 10 | |
средний уровень | 6 | 60 | |
высокий уровень | 3 | 30 | |
Результаты методики «Ваши эмпатические способности. Проникающие способности в эмпатии» у педагогов общеобразовательной школы представлены в Таблице 15.
Таблица 15 - Уровни показателей проникающих способностей в эмпатии у педагогов общеобразовательной школы
Уровни | Испытуемые | ||
кол-во | % | ||
низкий уровень | 0 | 0 | |
средний уровень | 8 | 80 | |
высокий уровень | 2 | 20 | |
Таблица 16 - Уровни эмпатии у педагогов общеобразовательной школы с различным стажем педагогической деятельности
Уровни | Испытуемые | ||||
со стажем пед. деятельности0-5 лет | со стажем пед. деятельности 15-25 лет | ||||
кол-во | % | кол-во | % | ||
низкий уровень | 2 | 40 | 2 | 40 | |
средний уровень | 3 | 60 | 2 | 40 | |
высокий уровень | 0 | 0 | 1 | 20 | |
Из полученных данных можно сделать вывод, что у педагогов общеобразовательной школы с различным стажем педагогической деятельности преобладает средний уровень эмпатии.
2.4 Сравнительная характеристика результатов диагностики проявления эмпатии у педагогов коррекционной и общеобразовательной школы
Проведем статистическую обработку для уточнения гипотезы: проверим, существуют ли различия в эмпатийности педагогов общеобразовательных и коррекционных школ при помощи критерия U – углового преобразования Фишера (см. Приложение 1.).
При обработке данных, полученных при помощи методики «Эмоциональное выгорание», с помощью критерия U – углового преобразования Фишера между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ существуют различия по уровню эмпатийности.
Проверим, существуют ли различия в формировании стадий эмоционального выгорания педагогов общеобразовательных и коррекционных школ при помощи критерия U – углового преобразования Фишера (см. Приложение 2.).
При обработке данных, полученных при помощи методики «Эмоциональное выгорание», с помощью критерия U – углового преобразования Фишера между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ не существует различий по уровню формирования стадий эмоционального выгорания.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. для педагогов коррекционной школы характерно:
· низкий уровень эмпатии имеют – 0 человек (0%)
· средний уровень эмпатии имеют – 10 человек (100%)
· высокий уровень эмпатии имеют – 0 человек (0%)
· не сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 4 человека (40%)
· фазу эмоционального выгорания в стадии формирования имеют – 1 человек (10%)
· сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 5 человек (50%)
2. для педагогов общеобразовательной школы характерно:
· низкий уровень эмпатии имеют – 4 человека (40%)
· средний уровень эмпатии имеют – 5 человек (50%)
· высокий уровень эмпатии имеют – 1 человек (10%)
· не сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 3 человека (30%)
· фазу эмоционального выгорания в стадии формирования имеют – 4 человека (40%)
· сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 3 человека (30%)
3. существуют различия по уровню эмпатийности между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ.
4. между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ не существует различий по уровню формирования стадий эмоционального выгорания.
Заключение
В данной курсовой работе исследовалась тема: «Особенности проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы». В теоретической части рассматривалось: понятие эмпатии, факторы, влияющие на эмпатийность личности. В практической части проводилось исследование при помощи методик: «Ваши эмпатические способности», «Эмоциональное выгорание». При анализе полученных данных выяснилось, что: для педагогов коррекционной школы характерно:
· низкий уровень эмпатии имеют – 0 человек (0%)
· средний уровень эмпатии имеют – 10 человек (100%)
· высокий уровень эмпатии имеют – 0 человек (0%)
· не сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 4 человека (40%)
· фазу эмоционального выгорания в стадии формирования имеют – 1 человек (10%)
· сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 5 человек (50%)
Для педагогов общеобразовательной школы характерно:
· низкий уровень эмпатии имеют – 4 человека (40%)
· средний уровень эмпатии имеют – 5 человек (50%)
· высокий уровень эмпатии имеют – 1 человек (10%)
· не сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 3 человека (30%)
· фазу эмоционального выгорания в стадии формирования имеют – 4 человека (40%)
· сформированную фазу эмоционального выгорания имеют – 3 человека (30%)
Существуют различия по уровню эмпатийности между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ.
Между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ не существует различий по уровню формирования стадий эмоционального выгорания.
Выдвинутая в начале курсовой работы гипотеза: «Предположим, что существуют различия в эмпатийности педагогов общеобразовательных и коррекционных школ» подтвердилась частично.
А именно: существуют различия в эмпатийности педагогов общеобразовательных и коррекционных школ:
1) по уровню эмпатийности между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ существуют различия.
2) по уровню формирования стадий эмоционального выгорания между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ различий не существует.
Список литературы
1. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб, 1994. 455 с.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., 1996. 285с.
3. Иовлев Б.В. Неврозы и проблема психологических механизмов эмоционального стресса. – В кн.: Актуальные вопросы медицинской психологии. – Л., 1974. 153 с.
4. Канн М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. – СПб, 1997. 487 с.
5. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Минск, 1993. 369 с.
6. Консторум С.И. Опыт практической психотерапии. – М., 1959. 581 с.
7. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек – оркестр. Микроструктура общения. – М., 1993. 479 с.
8. Кулагина Е.И., Корнинова Т.В. Мотивация, рациональность и готовность к риску в личностном профиле риэлторов // Вопр. психол. 2005. №5. С. 105-108.
9. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. 387 с.
10. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. – Л., 1983. 276 с.
11. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии: Сб. науч. Трудов /Под ред. А.В. Карпова. Ярославль: Изд-во: ЯрГУ, 1999. С. 76-97.
12. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ре. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1999. 587 с.
13. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стерессоустойчивости учителей // Ворп. психол. 1997. №1. С. 45-55.
14. Ромэн А.С. Самовнушение и его влияние на организм. – Алма-Ата, 1970. 481 с.
15. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1993. 372 с.
16. Руковишников А.А. Опросник психического выгорания для учителей: Руководств. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1997. 593 с.
17. Руковишников А.А., Соколова М.В. Шкала эмоциональной возбудимости: Руководство. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика»,1996. 487 с.
18. Руководство по психотерапии. Под ред. В.Е. Рожнова. – Ташкент, 1985. 474 с.
19. Соложенкин В.В. Принципы групповой психотерапии личностно-средового взаимодействия. – Вестник гипнологии и психотерапии, 1992, «2, с. 56-57.
20. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983. 533 с.
21. Ташлыков В.А., Фробург И. Исследование «вербализации» (эмпатической коммуникации в психотерапии) в связи с задачами учебного тренинга психотерапевтов. – В кн.: Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрафилоктической работы. – Л., 1985. с.178.
22. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопр. психол.. 1994. №6. С. 57-64.
23. Цыцарев С.В. Мотивы обращения к психотерапевту. – В кн.: Психотерапия: от теории к практике. – Спб, 1995, с. 174.
24. Эверли ДЖ., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. – М., 1985. 376 с.
25. Энциклопедия психологических тестов / Под ред. А. Карелина. М.: АСТ, 1997. 721 с.
26. http://lesena.ru/read/chzal?r=025gv=143gmod=read.
Приложение 1
Выявление различий по уровню эмпатийности между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ критерием U – углового преобразования Фишера.
группы | N1 | % | N2 | % |
1 | 0 | 0 | 10 | 100 |
2 | 4 | 40 | 5 | 50 |
U = 1,64 (p 0,05) 2,31 (p 0,01)
U U
Ответ: педагоги коррекционной школы по уровню эмпатийности отличаются от педагогов общеобразовательной школы.
Приложение 2
Выявление различий по уровню формирования стадий эмоционального выгорания между педагогами общеобразовательных и коррекционных школ критерием U – углового преобразования Фишера.
Группы | N1 | % | N2 | % |
1 | 4 | 40 | 5 | 50 |
2 | 3 | 30 | 3 | 30 |
U 1,64 (p 0,05)2.31 (p 0,01)
U U
Ответ: педагоги коррекционной школы не отличаются от педагогов общеобразовательной школы по уровню формирования стадий эмоционального выгорания.