Курсовая на тему Роль природоведческих праздников в воспитании у детей положительного отношения к природе
Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-05-05Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
от 25%
договор
ГЛАВЛЕНИЕ
1. Определение игровых приемов обучения. Общие требования к их разработке и применению
2. Виды игровых приемов, применяемые в обучении детей изобразительной деятельности
3. Методика использования игровых приемов в разных структурных частях занятия
4. Своеобразие использования игровых приемов в разных типах занятий
5. Особенности игровых приемов и их применение в разных возрастных группах
6. Значение использования игровых приемов для становления изобразительной деятельности и развития творчества у детей
Практическая часть
Список используемой литературы
1. Определение игровых приемов обучения. Общие требования к их разработке и применению
Развитие творческой личности ребенка – современное требование общества к системе образования. В дошкольный период ведущим видом деятельности, той деятельности, в которой интенсивно развиваются все стороны личности ребенка, и, прежде всего, творческие способности, является игра. Поэтому использование игры в обучении детей дошкольного возраста является неоспоримой истиной.
Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, лепка, аппликация и конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер срывает листья с ветвей и т.д.
То, что дети легко обучаются "играючи", заметили и доказали многие педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, З.М. Богуславская и многие другие. Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно поэтому игру можно использовать "…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка" (И.Л. Божович)
В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфичную для детского сада группу приемов составляют игровые приемы. В них соединяется применение наглядности и использование слова.
Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка, и воспитателя на данном занятии.
Прием обучения — более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.
Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приема и не определять направление работы на занятии в целом. Например, если чтение стихотворения (рассказа) в начале занятия имело цель лишь вызвать интерес к заданию, привлечь внимание детей, то в данном случае чтение служило приемом, помогающим воспитателю в решении узкой задачи — организации начала занятия.
Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.
Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Отличительной особенностью этих приемов является то, что они построены с учетом овладения детьми способами сюжетно – ролевой игры.
Именно достоинства сюжетной игры в младшем дошкольном возрасте и послужили основанием для того, чтобы использовать их для решения двух основных задач в обучении детей аппликации:
во-первых, благодаря игре превратить обучение в осознанное и интересное для ребенка дело;
во-вторых, обеспечить детям естественный переход от обучения к игре и содействовать формированию игры.
При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.
Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:
Ø от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;
Ø от возраста детей и их развития;
Ø от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.
На занятиях, где в центре внимания стоят задачи по закреплению представлений об окружающем, в основном применяются словесные методы: беседа, вопросы к детям, которые помогают ребенку восстановить в памяти виденное.
В разных видах изобразительной деятельности приемы обучения специфичны, так как образ создается разными средствами. Например, задача обучения композиции в сюжетных темах требует в рисований объяснения по картине, показа в рисунке того, как отдаленные предметы рисуются выше, а близлежащие ниже. В лепке эта задача решается расположением фигур согласно их действию: рядом или отдельно друг от друга, друг за другом и т. п. Здесь не требуется какого-либо специального объяснения или показа работы.
Ни один прием нельзя использовать без тщательного продумывания стоящих задач, программного материала занятия и особенностей развития детей данной группы.
Отдельные методы и приемы — наглядные и словесные — совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.
Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого.
2. Виды игровых приемов, применяемые в обучении детей изобразительной деятельности
Преподаватель по изобразительной деятельности должен знать существенные особенности игровых методов и приемов обучения, их принципиальное отличие от других методов и приемов, учитывать знания детей об окружающем мире, их интересы к различным явлениям жизни, игровой опыт детей. Одновременно он должен четко представлять задачи руководства изобразительной деятельностью, а, следовательно, конкретные задачи использования игровых приемов на каждом занятии.
Какова же специфика игровых приемов? С одной стороны, они должны быть направлены на решение дидактических задач, с другой – по своему характеру, должны быть максимально похожими на настоящую игру, обладать ее существенными признаками. Это тем более важно, что в отличие от "настоящей" свободной игры игру на занятии предлагает педагог. Поэтому одним из признаков игрового приема должна быть игровая задача.
Игровая задача в этих приемах – своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. Например, воспитатель говорит детям: "Поможем белочке сделать запасы на зиму" или: "Подумайте, на чем можно отправиться в космос"; "Построим кошке дом".
В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла. Однако необходимо помнить о том, что за постановкой игровой задачи непременно следуют игровые действия. Так, чтобы отправиться в космос необходимо стать космонавтом, "построить" ракету, при этом "ремонтировать" неровные корпуса ракет, "отмыть" грязные стекла иллюминаторов, наметить свой маршрут, изобразив звезды и планеты и т.п.
В условиях игрового действия рождается мнимая (воображаемая) ситуация "как будто". Внешнее выражение действий может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием (машет руками, как птица крыльями); изобразительным действием (ритмичные движения кистью – мазки, изображающие листопад); звукоподражанием (я – шофер, я везу зерно… би-би-би).
Таким образом, игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Преподавателю по основам изобразительной деятельности надо помнить, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. Поэтому в ходе своей работы педагог должен ориентироваться на требования программы , базовой программы детского сада, и планировать свои занятия в тесном взаимодействии с другими специалистами и педагогами, осуществляя идею комплексного сопровождения ребенка. Важнейшим при этом является опора на внутренний потенциал ребенка (ключевое положение "педагогики успеха"). Предпочтения, интересы ребят, как правило, проявляются в детских играх. Соответственно у дошкольников есть любимые темы игр, игрушки, роли. Поэтому содержание игровых приемов строиться с использованием содержания игр детей конкретной группы и их любимых игрушек.
При разработке игровых приемов важно думать не только о содержании и логике игровых действий, но и о соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Иначе эти приемы надуманны, неестественны. Так, выглядит нелогичной и поэтому неоправданной ситуация, когда на занятие приходит кошка и приносит корзинку с лентами, после рассматривания которых, дети их рисуют. Было бы правильнее, интереснее, если бы рисовать ленты предложили куклы, собираясь на праздник и надевая новые праздничные платья. Тогда детям были бы понятны просьбы нарисовать ленты разноцветные, немятые, ровные, как будто утюгом выглаженные.
Хорошее знание воспитателем содержания отражаемых явлений, возможной логики развития событий важно для быстрого придумывания разнообразных игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для крайне необходимой педагогу игровой импровизации в условиях занятий. Это требует порой непредвиденное развитие рисунка, неожиданное качество детской работы. Например, ребята ритмичными мазками рисуют падающий снежок. Воспитатель, проходя мимо ребенка, робко работающего кистью, почти не останавливаясь, ласково говорит: "Ну, Женечка, подсыпь, подсыпь снежку, а то даже на санках прокатиться нельзя". Удивленный и обрадованный "ожившему" рисунку малыш не только "подсыпал" снега, но нарисовал горку, дорожку и метель. Опытный педагог быстро обыграл детский рисунок, "прокатив" по горке зайца. Такая легкость и свобода воспитателя в развитии игрового замысла позволяют ему успешно решать не только изобразительные задачи, но и развивать воображение, творчество детей, делают обучение радостным и интересным.
Кроме того, очень важно чтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересовано (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль. При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот, т.е. необходима культура выражения чувств.
Воспитателю следует помнить, что игру на занятии он использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества.
Учитывая своеобразие игровых действий детей и особенности игры, воспитатели применяют на занятиях по изобразительной деятельности следующие игровые приемы: обыгрывание предметов, игрушек, картин; обыгрывание выполненного изображения; обыгрывание незаконченного изображения; игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
Игровые действия в изобразительной деятельности дошкольника – явление полезное, помогающее ему развивать свой творческий замысел. Если у ребенка систематически формируются изобразительные умения, то он легко находит и изобразительные способы выполнения задания. То есть у него формируются такие умения и навыки, которые можно самостоятельно использовать для изображения разных предметов и явлений, умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. На этой основе детей подводят к поиску своих способов, всячески развивая их творческие способности.
Игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетическое развитие детей, повышают у дошкольников интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самостоятельные формы ее проявления, когда ребенок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать. При этом у детей проявляются смелость, уверенность в своих силах.
3. Методика использования игровых приемов в разных структурных частях занятия
В игровых приемах можно ставить разные по содержанию задачи и по-разному их реализовывать: через имитирующие действия с предметами, через ролевые действия и взаимодействия. Например, под влиянием фольклора (потешек, загадок, сказок) детям становятся близкими и понятными образы петушка, матрешки и др. Обыгрывая игрушечного петушка, для которого дети будут рисовать зернышки, воспитатель выполняет с ним определенные действия: петушок гуляет, ищет зернышки, разгребает землю и т. п. Кроме того, ребенок сам может показать (ему это интересно), как петушок ходит, клюет зернышки, передать его взаимоотношения с другими персонажами (лисой, котом и т. п.).
Воспитатель в процессе обыгрывания предлагает свое понимание образа и побуждает ребенка играть, фантазировать, например, говорит: "Посмотри, какая дорожка длинная получилась". Затем на этой дорожке появляется зайка. Педагог имитирует его движения и приговаривает: "Зайка скачет по дорожке, прыг-скок, прыг-скок. Вот какая длинная дорожка".
Большие возможности для обогащения образа представляют рисунки детей, которых интересует движение, ритм, и они смело черкают на листе. В таком нагромождении линий можно увидеть и дорожку, и крышу домика, и пр. Например, зайчик бежит по дорожке и, удивленный, останавливается: "Что это такое? Кажется, крыша. Это домик? Кто там живет? Тук-тук, кто-кто в домике живет, кто-кто в невысоком живет?". Подобное обыгрывание вызывает интерес у ребенка, сосредоточивает его внимание на самом рисунке (лепке), что очень важно для становления изобразительной деятельности.
Задача воспитателя – подвести детей к изображению "по замыслу". С этой целью он как бы включается в процесс "черкания" и, обыгрывая его, побуждает малышей самостоятельно ставить изобразительную задачу.
Обыгрывание детских рисунков особенно полезно использовать в работе с детьми робкими, не уверенными в себе: в условиях игры они раскрепощаются и нередко сами ставят изобразительную задачу, охотно идут на повторное изображение.
Так на игровой основе педагог осуществляет формирование способности видеть образ в рисунке, развитие интереса к деятельности, закрепление элементарных технических навыков.
Например, под известную песенку "В лесу родилась елочка" появляется силуэтное или полуобъемное изображение елки. Воспитатель и дети разговаривают с елочкой, приглашают ее на праздник, предлагают украсить: повесить разноцветные игрушки, "зажечь" фонарики и т. п.
Затем обыгрывается выполняемый рисунок. Воспитатель показывает способ ритмичного рисования мазками: "зажигает" на елке фонарики, еще один, еще. Этот процесс представляет собой игровое упражнение. Такие игровые упражнения наиболее приемлемы, так как они позволяют в увлекательной форме закреплять элементарные изобразительные действия, но усвоение которых необходимо и возможно только при многократном их повторении.
В конце занятия обыгрываются готовые рисунки. Это может быть хоровод вокруг елочки: "Теперь она, нарядная, на праздник к нам пришла…" Или инсценирование песни: дети изображают трусишку-зайку, серого волка и т. п. Использование элементов движений из хороводных, подвижных игр облегчает образное восприятие рисунка.
Изобразительная деятельность не только может завершаться игрой, но и нередко с нее начинается. Например, перед занятием воспитатель зеркалом пускает по стене солнечные "зайчики", а малыши ладошками ловят их. Вдруг зайчик "прыгнул" на большой лист бумаги, прикрепленный к мольберту. Воспитатель набрал на кисть желтой краски – и "поймал" солнечного зайчика. Потом зайчиков "ловили" дети, сначала на этом же листе, а затем каждый на своем. В конце занятия педагог говорит: "Как много солнечных зайчиков на листочках, как стало от них светло и красиво в комнате. Так красиво, что настоящий солнечный зайчик еще раз заглянул в группу и побегал по вашим рисункам".
1. Определение игровых приемов обучения. Общие требования к их разработке и применению
2. Виды игровых приемов, применяемые в обучении детей изобразительной деятельности
3. Методика использования игровых приемов в разных структурных частях занятия
4. Своеобразие использования игровых приемов в разных типах занятий
5. Особенности игровых приемов и их применение в разных возрастных группах
6. Значение использования игровых приемов для становления изобразительной деятельности и развития творчества у детей
Практическая часть
Список используемой литературы
1. Определение игровых приемов обучения. Общие требования к их разработке и применению
Развитие творческой личности ребенка – современное требование общества к системе образования. В дошкольный период ведущим видом деятельности, той деятельности, в которой интенсивно развиваются все стороны личности ребенка, и, прежде всего, творческие способности, является игра. Поэтому использование игры в обучении детей дошкольного возраста является неоспоримой истиной.
Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, лепка, аппликация и конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер срывает листья с ветвей и т.д.
То, что дети легко обучаются "играючи", заметили и доказали многие педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, З.М. Богуславская и многие другие. Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно поэтому игру можно использовать "…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка" (И.Л. Божович)
В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфичную для детского сада группу приемов составляют игровые приемы. В них соединяется применение наглядности и использование слова.
Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка, и воспитателя на данном занятии.
Прием обучения — более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.
Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приема и не определять направление работы на занятии в целом. Например, если чтение стихотворения (рассказа) в начале занятия имело цель лишь вызвать интерес к заданию, привлечь внимание детей, то в данном случае чтение служило приемом, помогающим воспитателю в решении узкой задачи — организации начала занятия.
Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.
Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Отличительной особенностью этих приемов является то, что они построены с учетом овладения детьми способами сюжетно – ролевой игры.
Именно достоинства сюжетной игры в младшем дошкольном возрасте и послужили основанием для того, чтобы использовать их для решения двух основных задач в обучении детей аппликации:
во-первых, благодаря игре превратить обучение в осознанное и интересное для ребенка дело;
во-вторых, обеспечить детям естественный переход от обучения к игре и содействовать формированию игры.
При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.
Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:
Ø от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;
Ø от возраста детей и их развития;
Ø от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.
На занятиях, где в центре внимания стоят задачи по закреплению представлений об окружающем, в основном применяются словесные методы: беседа, вопросы к детям, которые помогают ребенку восстановить в памяти виденное.
В разных видах изобразительной деятельности приемы обучения специфичны, так как образ создается разными средствами. Например, задача обучения композиции в сюжетных темах требует в рисований объяснения по картине, показа в рисунке того, как отдаленные предметы рисуются выше, а близлежащие ниже. В лепке эта задача решается расположением фигур согласно их действию: рядом или отдельно друг от друга, друг за другом и т. п. Здесь не требуется какого-либо специального объяснения или показа работы.
Ни один прием нельзя использовать без тщательного продумывания стоящих задач, программного материала занятия и особенностей развития детей данной группы.
Отдельные методы и приемы — наглядные и словесные — совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.
Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого.
2. Виды игровых приемов, применяемые в обучении детей изобразительной деятельности
Преподаватель по изобразительной деятельности должен знать существенные особенности игровых методов и приемов обучения, их принципиальное отличие от других методов и приемов, учитывать знания детей об окружающем мире, их интересы к различным явлениям жизни, игровой опыт детей. Одновременно он должен четко представлять задачи руководства изобразительной деятельностью, а, следовательно, конкретные задачи использования игровых приемов на каждом занятии.
Какова же специфика игровых приемов? С одной стороны, они должны быть направлены на решение дидактических задач, с другой – по своему характеру, должны быть максимально похожими на настоящую игру, обладать ее существенными признаками. Это тем более важно, что в отличие от "настоящей" свободной игры игру на занятии предлагает педагог. Поэтому одним из признаков игрового приема должна быть игровая задача.
Игровая задача в этих приемах – своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. Например, воспитатель говорит детям: "Поможем белочке сделать запасы на зиму" или: "Подумайте, на чем можно отправиться в космос"; "Построим кошке дом".
В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла. Однако необходимо помнить о том, что за постановкой игровой задачи непременно следуют игровые действия. Так, чтобы отправиться в космос необходимо стать космонавтом, "построить" ракету, при этом "ремонтировать" неровные корпуса ракет, "отмыть" грязные стекла иллюминаторов, наметить свой маршрут, изобразив звезды и планеты и т.п.
В условиях игрового действия рождается мнимая (воображаемая) ситуация "как будто". Внешнее выражение действий может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием (машет руками, как птица крыльями); изобразительным действием (ритмичные движения кистью – мазки, изображающие листопад); звукоподражанием (я – шофер, я везу зерно… би-би-би).
Таким образом, игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Преподавателю по основам изобразительной деятельности надо помнить, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. Поэтому в ходе своей работы педагог должен ориентироваться на требования программы , базовой программы детского сада, и планировать свои занятия в тесном взаимодействии с другими специалистами и педагогами, осуществляя идею комплексного сопровождения ребенка. Важнейшим при этом является опора на внутренний потенциал ребенка (ключевое положение "педагогики успеха"). Предпочтения, интересы ребят, как правило, проявляются в детских играх. Соответственно у дошкольников есть любимые темы игр, игрушки, роли. Поэтому содержание игровых приемов строиться с использованием содержания игр детей конкретной группы и их любимых игрушек.
При разработке игровых приемов важно думать не только о содержании и логике игровых действий, но и о соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Иначе эти приемы надуманны, неестественны. Так, выглядит нелогичной и поэтому неоправданной ситуация, когда на занятие приходит кошка и приносит корзинку с лентами, после рассматривания которых, дети их рисуют. Было бы правильнее, интереснее, если бы рисовать ленты предложили куклы, собираясь на праздник и надевая новые праздничные платья. Тогда детям были бы понятны просьбы нарисовать ленты разноцветные, немятые, ровные, как будто утюгом выглаженные.
Хорошее знание воспитателем содержания отражаемых явлений, возможной логики развития событий важно для быстрого придумывания разнообразных игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для крайне необходимой педагогу игровой импровизации в условиях занятий. Это требует порой непредвиденное развитие рисунка, неожиданное качество детской работы. Например, ребята ритмичными мазками рисуют падающий снежок. Воспитатель, проходя мимо ребенка, робко работающего кистью, почти не останавливаясь, ласково говорит: "Ну, Женечка, подсыпь, подсыпь снежку, а то даже на санках прокатиться нельзя". Удивленный и обрадованный "ожившему" рисунку малыш не только "подсыпал" снега, но нарисовал горку, дорожку и метель. Опытный педагог быстро обыграл детский рисунок, "прокатив" по горке зайца. Такая легкость и свобода воспитателя в развитии игрового замысла позволяют ему успешно решать не только изобразительные задачи, но и развивать воображение, творчество детей, делают обучение радостным и интересным.
Кроме того, очень важно чтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересовано (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль. При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот, т.е. необходима культура выражения чувств.
Воспитателю следует помнить, что игру на занятии он использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества.
Учитывая своеобразие игровых действий детей и особенности игры, воспитатели применяют на занятиях по изобразительной деятельности следующие игровые приемы: обыгрывание предметов, игрушек, картин; обыгрывание выполненного изображения; обыгрывание незаконченного изображения; игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
Игровые действия в изобразительной деятельности дошкольника – явление полезное, помогающее ему развивать свой творческий замысел. Если у ребенка систематически формируются изобразительные умения, то он легко находит и изобразительные способы выполнения задания. То есть у него формируются такие умения и навыки, которые можно самостоятельно использовать для изображения разных предметов и явлений, умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. На этой основе детей подводят к поиску своих способов, всячески развивая их творческие способности.
Игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетическое развитие детей, повышают у дошкольников интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самостоятельные формы ее проявления, когда ребенок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать. При этом у детей проявляются смелость, уверенность в своих силах.
3. Методика использования игровых приемов в разных структурных частях занятия
В игровых приемах можно ставить разные по содержанию задачи и по-разному их реализовывать: через имитирующие действия с предметами, через ролевые действия и взаимодействия. Например, под влиянием фольклора (потешек, загадок, сказок) детям становятся близкими и понятными образы петушка, матрешки и др. Обыгрывая игрушечного петушка, для которого дети будут рисовать зернышки, воспитатель выполняет с ним определенные действия: петушок гуляет, ищет зернышки, разгребает землю и т. п. Кроме того, ребенок сам может показать (ему это интересно), как петушок ходит, клюет зернышки, передать его взаимоотношения с другими персонажами (лисой, котом и т. п.).
Воспитатель в процессе обыгрывания предлагает свое понимание образа и побуждает ребенка играть, фантазировать, например, говорит: "Посмотри, какая дорожка длинная получилась". Затем на этой дорожке появляется зайка. Педагог имитирует его движения и приговаривает: "Зайка скачет по дорожке, прыг-скок, прыг-скок. Вот какая длинная дорожка".
Большие возможности для обогащения образа представляют рисунки детей, которых интересует движение, ритм, и они смело черкают на листе. В таком нагромождении линий можно увидеть и дорожку, и крышу домика, и пр. Например, зайчик бежит по дорожке и, удивленный, останавливается: "Что это такое? Кажется, крыша. Это домик? Кто там живет? Тук-тук, кто-кто в домике живет, кто-кто в невысоком живет?". Подобное обыгрывание вызывает интерес у ребенка, сосредоточивает его внимание на самом рисунке (лепке), что очень важно для становления изобразительной деятельности.
Задача воспитателя – подвести детей к изображению "по замыслу". С этой целью он как бы включается в процесс "черкания" и, обыгрывая его, побуждает малышей самостоятельно ставить изобразительную задачу.
Обыгрывание детских рисунков особенно полезно использовать в работе с детьми робкими, не уверенными в себе: в условиях игры они раскрепощаются и нередко сами ставят изобразительную задачу, охотно идут на повторное изображение.
Так на игровой основе педагог осуществляет формирование способности видеть образ в рисунке, развитие интереса к деятельности, закрепление элементарных технических навыков.
Например, под известную песенку "В лесу родилась елочка" появляется силуэтное или полуобъемное изображение елки. Воспитатель и дети разговаривают с елочкой, приглашают ее на праздник, предлагают украсить: повесить разноцветные игрушки, "зажечь" фонарики и т. п.
Затем обыгрывается выполняемый рисунок. Воспитатель показывает способ ритмичного рисования мазками: "зажигает" на елке фонарики, еще один, еще. Этот процесс представляет собой игровое упражнение. Такие игровые упражнения наиболее приемлемы, так как они позволяют в увлекательной форме закреплять элементарные изобразительные действия, но усвоение которых необходимо и возможно только при многократном их повторении.
В конце занятия обыгрываются готовые рисунки. Это может быть хоровод вокруг елочки: "Теперь она, нарядная, на праздник к нам пришла…" Или инсценирование песни: дети изображают трусишку-зайку, серого волка и т. п. Использование элементов движений из хороводных, подвижных игр облегчает образное восприятие рисунка.
Изобразительная деятельность не только может завершаться игрой, но и нередко с нее начинается. Например, перед занятием воспитатель зеркалом пускает по стене солнечные "зайчики", а малыши ладошками ловят их. Вдруг зайчик "прыгнул" на большой лист бумаги, прикрепленный к мольберту. Воспитатель набрал на кисть желтой краски – и "поймал" солнечного зайчика. Потом зайчиков "ловили" дети, сначала на этом же листе, а затем каждый на своем. В конце занятия педагог говорит: "Как много солнечных зайчиков на листочках, как стало от них светло и красиво в комнате. Так красиво, что настоящий солнечный зайчик еще раз заглянул в группу и побегал по вашим рисункам".
4. Своеобразие использования игровых приемов в разных типах занятий
В соответствии с методикой в начале занятия используется игровая мотивация изобразительной деятельности: рисунок (лепка, аппликация) выполняется для какого-то персонажа (игрового, сказочного). Создаваемая до занятия или в начале его игровая ситуация делает понятным необходимость выполнения рисунка (лепки). Это дает возможность подвести детей к самостоятельной постановке изобразительной задачи.
Можно привлечь детей к показу способа изображения, от имени вводимого игрового персонажа, напомнить требования к технике рисования красками.
В процессе изображения используется прием обыгрывания создаваемого рисунка, а по окончании работы уже готового, с конкретным анализом и оценкой.
Дошкольник осваивает технику работы с материалом, поэтому важно дать возможность почувствовать ее влияние на выразительность рисунка, поделки. Для этого воспитатель придумывает такое содержание игровых действий, которое не только интересно детям, но и помогает им увидеть качество рисунка. Например, петушок прыгает на лесенку и едва не падает со "сломанной" ступеньки. Малыши объясняют, почему она получилась кривая. Показывают петушку, на какую лесенку можно встать. Безусловно, подобный анализ должен быть непродолжительным, предельно тактичным, без называния имен, без демонстрации неудавшихся рисунков.
Таким образом, игровая мотивация направлена на регуляцию деятельности детей в течение всего занятия: от принятия или самостоятельной постановки задачи изображения, через осознание и элементарный контроль необходимых способов изображения, до понимания оценки полученного результата, данной воспитателем.
В реальных условиях дошкольного учреждения в развитии изобразительной деятельности детей обнаруживаются разные уровни. Особенно ярко это проявляется в самостоятельной деятельности дошкольников. В такой ситуации основной акцент должен быть сделан на индивидуальной работе.
Приведем ряд примеров. В группе всегда есть дети, которым плохо дается даже элементарное изображение. Надо поупражнять их, добиваясь достаточно быстрого выполнения трудных, а может быть, и не очень интересных для них изобразительных действий. Как это сделать? Можно использовать игрушки и с их помощью обыграть законченный, по мнению детей, рисунок. Например, ребенок с большим трудом нарисовал одно яблоко. Воспитатель инсценирует ситуацию: прибежала мышка-норушка и "ам-ам" – съела яблоко. Педагог закрывает рисунок. Прибежала лягушка-квакушка: "А мне?" Прибежал зайчик-побегайчик: "А мне?" Воспитатель спрашивает: "Где же мышке и лягушке взять яблоко?" Если ребенок не догадывается, взрослый сам ставит конкретную игровую задачу, требующую изобразительного решения: "Угости мышку и лягушку яблоками". Подобные игровые приемы направлены на стимулирование повторных изобразительных действий.
Однако есть дети, рисующие смело и уверенно. Они не только охотно повторяют изображение, но и "оживляют", обыгрывают его: девочка закрашивает часть яблока красным цветом. Затем уверенно рисует красные яблоки, но меньшей величины: "Вот еще, еще, еще!" Обращается к мальчику, сидящему рядом: "Хочешь попробовать яблоко? Оно вкусное". Тот отказывается. "Тогда я сама съем! Ам-ам-ам! Ой, как вкусно!" Подносит рисунок к лицу, чмокает губами, будто ест. Ребенок играет легко, так как владеет разными способами выполнения игровых действий. Кроме этого,
у девочки сформирован навык изображения округлых предметов. Нужно ли в данном случае вмешательство воспитателя, и если нужно, то какое? Руководство взрослого поможет усложнить изобразительно-игровой образ, придать ему большую выразительность. Например, воспитатель жестом как бы пытается взять яблоко за черенок (который ребенок не нарисовал): "Ой, черенка нет. Все яблоки без черенков и без листочков". Такой прием нацеливает на усложнение, расширение образа.
В том случае, если дошкольник относительно хорошо овладел способом изображения, его можно нацелить на создание других образов, объединяя их одним сюжетом. Путь воздействия – постановка игровых задач, не только развивающих сюжетно-игровой замысел, но и определяющих изобразительный способ их решения, подведение к сюжетному рисунку.
Ребенок нарисовал солнышко. Воспитатель говорит: "Ой, как жарко! Кого греет солнышко? (Кузнечика.) Как он быстро прыгает! Притаился, спрятался, боится птицы, наверное. Где он прячется?
В травке, под цветочком?" В результате рисунок усложняется, становится более выразительным.
Вот так в игре, интересно и увлекательно можно прививать детям и желание рисовать, и изобразительные навыки.
5. Особенности игровых приемов и их применение в разных возрастных группах
Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель — сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: "Это бегает по дорожке мальчик", "Так бабушка мотает клубок" и т. д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.
Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в младшей группе продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла, и они лепят ей угощение: блины, пироги, печенье. В процессе этой работы малыши овладевают умением расплющивать шар.
В средней группе дети рисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно удачно обыграть. Мишка стучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его. В конце занятия он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет и вешает его в игровом уголке.
Даже с детьми шести лет возможно применение игровых приемов, конечно, в меньшей степени, чем в младшей группе. Например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, "делают снимки", а придя в детский сад, "проявляют и печатают их", изображая воспринятое на рисунке.
Младший дошкольный возраст – период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.
Дети младшего дошкольного возраста, в изобразительной и конструктивной деятельности могут передать строение предмета из нескольких частей, для этого необходимо их знакомить с обозначением пространственных отношений – выше, ниже, внизу, слева и т. д. Эту способность следует развивать постепенно, с первых шагов обучения изобразительной деятельности. С этой целью изготавливаются дидактические игры "Разрезные картинки", разные наборы мозаики: геометрической, сюжетной.
Игры-занятия проводятся с подгруппой из пяти – шести детей. Под руководством педагога дети учатся раскладывать фигуры в определенном порядке, составлять изображение предмета из двух-трех частей, соотносить их по форме, окраске, величине, пространственному расположению.
Основная цель этих упражнений: воспитать у детей интерес к действиям с вырезанными фигурами, вызвать желание самостоятельно сделать из них какие-то предметы, составить простейшие комбинации, формируется сенсорный опыт, обогащается знания об окружающих предметах и средствах их образной передачи.
Полученный детьми в младшем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах.
Сформированные в младшем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.
Основные задачи младшего возраста включают обучение приемам выкладывания, вырезывания и наклеивания форм на бумагу. Когда мы говорим об обучении, то знаем что дети, не всегда проявляют интерес именно к учебному содержанию, процесс изображения эмоционально не затрагивающих ребенка объектов и явлений лишен для ребенка смысла, и он действует без старания и интереса, ребенку во всей его деятельности нужна мотивация.
Для детей старшего дошкольного возраста характерно сочетание игровых и изобразительных средств передачи образа. Желая стать активным участником изображаемых событий, ребенок испытывает потребность в игровом отношении к образу. Содержание игровых приемов в этом возрасте определяется как игровое общение. Процесс коллективной изобразительно-творческой деятельности успешно осуществляется в условиях игры. При этом игровой прием создает положительную мотивацию деятельности, в которой раскрываются взаимоотношения детей, осуществляется "обучение" игровых персонажей, разгадываются загадки.
Сюжетный мотив, определяя игровой характер общения детей, объединяет коллектив единой творческой задачей. Ролевые нагрузки распределяются так, что каждый участник свободен в воплощении творческого замысла. Формирование замысла на основе сюжетного мотива осуществляется в процессе знакомства детей с шедеврами детской литературы, посещения спектаклей, экскурсий.
На занятиях дети выступают в роли художников - мультипликаторов. Этот игровой прием вводится с учетом интереса детей к мультипликационным фильмам, а также их активности, жажды деятельности, наличия опыта в изобразительном творчестве.
На этапе подготовки к занятию задача педагога - актуализировать опыт эстетического восприятия произведения искусства. Организуя беседу, педагог делится с детьми своими впечатлениями, стимулирует активность детей, желание высказать свое отношение к героям произведения, умение через слово определить художественный образ.
В вводной части занятия игровой прием помогает формированию замысла коллективной работы: дети получают письмо, в котором их приглашают принять участие в конкурсе мультфильмов. Впервые им предложена увлекательная, но незнакомая роль. Почувствовав некоторую неуверенность детей, педагог помогает детям обрести уверенность. Чтобы фильм по сказке получился интересным, все вместе обсуждают и создают сюжетный мотив. Каждый ребенок в группе - это неповторимая творческая личность, поэтому он выбирает тот момент в сюжетной канве, который ему близок, сокровенный смысл которого он смог бы раскрыть доступными изобразительными средствами.
Наступает момент воплощения замысла. Его успешному осуществлению помогает прошлый опыт творческой деятельности детей в сюжетном рисовании. Но в данной ситуации игровой мотив предъявляет особые требования к передаче сюжета - его смысловую связность. У каждого участника творческой деятельности образы персонажей, воплощенные в композиционном решении, получают личностное преломление. В этой противоречивой ситуации заложен глубокий воспитательный смысл. Испытывая потребность быть участником столь ответственной работы, каждый ребенок, с одной стороны, переживает свою сопричастность миру искусства, с другой, - только ему понятному, близкому миру переживаний, предпочтений, симпатий. На этом этапе рождается "личностный смысл" искусства и творчества (А.Н.Леонтьев).
В конце занятия педагог приглашает творческую группу / режиссера, мультипликаторов, оператора / осуществить "монтаж" фильма. Первое обсуждение может вызвать споры, несогласие в группе. В процессе "монтажа" фильма на длинной ленте из плотной бумаги анализ результатов творчества органично вписывается в игровую ситуацию, активность детей проявляется в предложениях, дополнениях, оценках. Затем фильм "демонстрируют" с помощью телевизора, выполненного детьми на занятиях по конструированию. После просмотра и обсуждения фильм упаковывают в коробку и отправляют на конкурс. Целесообразно этап "монтажа" и просмотра фильма осуществлять в свободное время, после занятий.
Задача развития изобразительного творчества может мотивировться пробуждением у детей сопереживания, сочувствия, желания прийти на помощь. Экскурсия в богатый свежими весенними красками лес обогащает эстетический опыт детей. Грусть на лицах детей появляется, когда они подходят к засохшему дереву на опушке. После экскурсии на занятии педагог поведает детям о чудесном дереве, которому сейчас плохо, его заколдовал злой волшебник, и оно потеряло листья. Дереву помогут все, кто станет его другом. Педагог приоткрывает детям тайну: ведь листья на дереве совсем не такие, как в лесу, они волшебные. Дерево живет потому, что на нем сохранился один волшебный лист. Дети подходят к мольберту, замирают перед "портретом" волшебного дерева, замечают один лист и взволнованно смотрят на педагога. Педагог снимает с ветки дерева волшебный листок, всматривается внимательно в него, предлагает детям потрогать его. Обращаясь ко всем доверительно, он говорит, что знает разгадку волшебства. Это волшебная палочка, которой нужно уметь правильно пользоваться, чтобы творить добро. Взмахом увлажненной кисти педагог "оживляет" лист, под тонким слоем акварели проступает портрет персонажа знакомой сказки. Дети вспоминают технику "волшебных" рисунков, выполненных восковыми прозрачными мелками или свечкой.
Оказывается, художники могут быть добрыми волшебниками, если своими рисунками смогут взволновать, пробудить добрые чувства у каждого из нас. Конечно, дети знают, как помочь дереву, и они готовы это сделать. На столах уже лежат листья (листы белой бумаги, выполненные в виде листьев), волшебные карандаши из свечки, кисти и акварель. Чем больше друзей будет у волшебного дерева, тем быстрее можно победить злого волшебника. Дети рисуют на листах портреты персонажей любимых сказок, а затем взмахом "волшебной палочки" - кисти с краской оживляют листья. Дети дарят листья дереву сказок, и оно обретает много новых друзей. Звучит музыка, возвещая о победе над злым волшебником, дети подходят к дереву, радуются его возрождению.
Эвристический характер изобразительной деятельности детей стимулирует игровой прием, реализуемый по принципу: отгадай и дорисуй. Поисковая творческая деятельность сопряжена с успешным решением изобразительной загадки. На этапе предварительной работы педагог проводит викторину на тему "Мои любимые сказки". Цель данного этапа - активизировать работу памяти, воображения, формировать положительный эмоциональный отклик на характер образов произведений.
Вводная часть занятия начинается с изобразительной загадки, которую педагог задает группе. Внимательно всматриваясь в незавершенный рисунок, дети стараются узнать в нем знакомый образ. Тот, кто отгадал первым, получает право дорисовать, завершить рисунок и открыть конверт. Оказывается, это веселый медвежонок Винни. Он принес детям целую книжку загадок. Если каждый правильно сможет дорисовать свой рисунок, а затем объединить их вместе в нужной последовательности, то все вместе дети смогут назвать сказку. Дети всматриваются в незавершенные рисунки, выполненные простым карандашом, а затем с помощью фломастеров рисуют отгадки. Когда все рисунки готовы, их раскладывают на столе так, чтобы Винни смог увидеть свою книжку в картинках. Дети называют сказку и получают в подарок от веселого медвежонка Винни книжку с этой сказкой, красочно иллюстрированной художником, а свою дарят Винни.
6. Значение использования игровых приемов для становления изобразительной деятельности и развития творчества у детей
Приоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребенком. Обучение изобразительному искусству активизирует творческую и познавательную деятельность детей и, следовательно, оказывает положительное влияние на формирование их эстетической культуры в целом.
Как известно, игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она оказывает огромное воспитательное влияние на его развитие и в последующие возрастные периоды, потребность в игре - одна из важнейших и в дошкольном, и в дошкольном возрасте. В игре растущая личность удовлетворяет свои самые разнообразные потребности - общение, познание, движение, самоутверждение, игра отвечает разносторонним интересам ребенка, его потребностям в красоте.
Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на занятиях по изобразительной деятельности обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Игровая ситуация для детей младшей группы на занятии по рисованию на тему "Курица с цыплятами"( в первой части занятия).
Воспитатель читает стихотворение В.Берестова " Курица с цыплятами"
Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
Показывает детям иллюстрацию к стихотворению.
2. Игровая ситуация для детей средней группы на занятии лепкой на тему "Мышка-норушка"( во второй части занятия).
Накануне занятия воспитатель рассматривает с детьми картинки, где нарисована мышка, беседует о ней. Дети сами определяют, какой она формы, цвета, вспоминают, где она живет, что может есть. Воспитатель спрашивает, какие сказки про мышку знают дети, подводит их к выделению характерных свойств животного: мышка маленькая, быстрая, с острыми зубками и длинным хвостиком.
Начиная занятие, воспитатель спрашивает детей:
— А про кого это говорят — норушка?
- Про мышку.
— Правильно. Мышка-норушка. Она маленькая, живет в норке. (Достает игрушку и показывает детям.) Вот она! Сегодня мы ее будем лепить. Давайте подумаем, с чего надо начинать лепку.
— С туловища.
- Правильно! А какой оно формы?
— Овальное.
— Да, только там, где у мышки голова, немного острее. Вот посмотрите, как это сделать. У меня ком глины, я немного отделю глину на ушки и хвостик. Из большого куска сначала скатаю шар, а потом слегка раскатаю его. Теперь один конец еще слегка раскатаю ладонями. Вот так. (Располагает ладони под углом друг к другу.) А сейчас пальцами сделаю кончик не таким острым. Что еще есть у мышки?
- Ушки.
— А какой они формы?
- Круглые.
- Как их сделать? А вот так. Надо скатать два маленьких шарика и расплющить в ладонях. (Шарики приготовлены заранее. Воспитатель только расплющивает их.) Сейчас их нужно прижать к туловищу по бокам заостренного конца, где у мышки мордочка. А какой у мышки хвостик?
— Длинный.
- Он весь одинаковый?
- Нет, у туловища толще.
- Правильно. Догадайтесь сами, как слепить хвостик.
3. Игровая ситуация для детей старшей группы на занятии по аппликации на тему сказки "Федорино горе".
Перед сюжетной аппликацией проводится несколько занятий по аппликации посуды. За день-два до занятия воспитатель читает детям произведение К. Чуковского "Федорино горе", показывает иллюстрации к нему, беседует о прочитанном. Начиная занятие, воспитатель говорит, что сегодня дети будут делать аппликацию на тему известного им стихотворения "Федорино горе".
— О чем там рассказывается, Таня? Правильно, о том, как посуда убежала от грязнули и неряхи Федоры. А еще о чем?
— Федора сказала, что будет мыть посуду, и посуда пожалела ее и вернулась.
- А про какую посуду там говорится?
— Про тарелки, стаканы, чашки, чайник.
— Верно! Вот я сделала вам фигурку Федоры, приклейте её. А вы сейчас сделайте посуду. Подумайте сначала, кто какую посуду будет вырезать. Оля, ты придумала, что будешь вырезать?
- Чашки с блюдцами.
— А Игорь?
— Стаканы.
- Можно вырезать разную посуду. Давайте сразу договоримся, что мы изобразим: как посуда убегает от Федоры или как возвращается назад. (Просит сказать нескольких детей.) Все хотят, чтобы мы изобразили, как посуда убегает от Федоры. Она грустная, плачет, бежит за своей посудой.
В ходе занятия воспитатель помогает детям советом, показом.
В конце воспитатель одобряет действия детей, показывает интересные, правильно выполненные работы. Воспитатель говорит, что вечером они покажут эту работу ребятам других групп и родителям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л.И. Очерки психологии детей. - М., 2006.
2. Гин С.И. Мир фантазии (методическое пособие для учителей начальных классов). - Гомель, 2003.
3. Григорович Л.А. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема. - Челябинск, 2006.
4. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1969.
5. Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2008.
6. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., 2007.
7. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М: Просвещение, 1977 г.
8. Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. - МГПИ, 2002.
9. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 2007.
10. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду.-
11. М.:Просвещение, 1978 г.
В соответствии с методикой в начале занятия используется игровая мотивация изобразительной деятельности: рисунок (лепка, аппликация) выполняется для какого-то персонажа (игрового, сказочного). Создаваемая до занятия или в начале его игровая ситуация делает понятным необходимость выполнения рисунка (лепки). Это дает возможность подвести детей к самостоятельной постановке изобразительной задачи.
Можно привлечь детей к показу способа изображения, от имени вводимого игрового персонажа, напомнить требования к технике рисования красками.
В процессе изображения используется прием обыгрывания создаваемого рисунка, а по окончании работы уже готового, с конкретным анализом и оценкой.
Дошкольник осваивает технику работы с материалом, поэтому важно дать возможность почувствовать ее влияние на выразительность рисунка, поделки. Для этого воспитатель придумывает такое содержание игровых действий, которое не только интересно детям, но и помогает им увидеть качество рисунка. Например, петушок прыгает на лесенку и едва не падает со "сломанной" ступеньки. Малыши объясняют, почему она получилась кривая. Показывают петушку, на какую лесенку можно встать. Безусловно, подобный анализ должен быть непродолжительным, предельно тактичным, без называния имен, без демонстрации неудавшихся рисунков.
Таким образом, игровая мотивация направлена на регуляцию деятельности детей в течение всего занятия: от принятия или самостоятельной постановки задачи изображения, через осознание и элементарный контроль необходимых способов изображения, до понимания оценки полученного результата, данной воспитателем.
В реальных условиях дошкольного учреждения в развитии изобразительной деятельности детей обнаруживаются разные уровни. Особенно ярко это проявляется в самостоятельной деятельности дошкольников. В такой ситуации основной акцент должен быть сделан на индивидуальной работе.
Приведем ряд примеров. В группе всегда есть дети, которым плохо дается даже элементарное изображение. Надо поупражнять их, добиваясь достаточно быстрого выполнения трудных, а может быть, и не очень интересных для них изобразительных действий. Как это сделать? Можно использовать игрушки и с их помощью обыграть законченный, по мнению детей, рисунок. Например, ребенок с большим трудом нарисовал одно яблоко. Воспитатель инсценирует ситуацию: прибежала мышка-норушка и "ам-ам" – съела яблоко. Педагог закрывает рисунок. Прибежала лягушка-квакушка: "А мне?" Прибежал зайчик-побегайчик: "А мне?" Воспитатель спрашивает: "Где же мышке и лягушке взять яблоко?" Если ребенок не догадывается, взрослый сам ставит конкретную игровую задачу, требующую изобразительного решения: "Угости мышку и лягушку яблоками". Подобные игровые приемы направлены на стимулирование повторных изобразительных действий.
Однако есть дети, рисующие смело и уверенно. Они не только охотно повторяют изображение, но и "оживляют", обыгрывают его: девочка закрашивает часть яблока красным цветом. Затем уверенно рисует красные яблоки, но меньшей величины: "Вот еще, еще, еще!" Обращается к мальчику, сидящему рядом: "Хочешь попробовать яблоко? Оно вкусное". Тот отказывается. "Тогда я сама съем! Ам-ам-ам! Ой, как вкусно!" Подносит рисунок к лицу, чмокает губами, будто ест. Ребенок играет легко, так как владеет разными способами выполнения игровых действий. Кроме этого,
у девочки сформирован навык изображения округлых предметов. Нужно ли в данном случае вмешательство воспитателя, и если нужно, то какое? Руководство взрослого поможет усложнить изобразительно-игровой образ, придать ему большую выразительность. Например, воспитатель жестом как бы пытается взять яблоко за черенок (который ребенок не нарисовал): "Ой, черенка нет. Все яблоки без черенков и без листочков". Такой прием нацеливает на усложнение, расширение образа.
В том случае, если дошкольник относительно хорошо овладел способом изображения, его можно нацелить на создание других образов, объединяя их одним сюжетом. Путь воздействия – постановка игровых задач, не только развивающих сюжетно-игровой замысел, но и определяющих изобразительный способ их решения, подведение к сюжетному рисунку.
Ребенок нарисовал солнышко. Воспитатель говорит: "Ой, как жарко! Кого греет солнышко? (Кузнечика.) Как он быстро прыгает! Притаился, спрятался, боится птицы, наверное. Где он прячется?
В травке, под цветочком?" В результате рисунок усложняется, становится более выразительным.
Вот так в игре, интересно и увлекательно можно прививать детям и желание рисовать, и изобразительные навыки.
5. Особенности игровых приемов и их применение в разных возрастных группах
Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель — сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: "Это бегает по дорожке мальчик", "Так бабушка мотает клубок" и т. д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.
Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в младшей группе продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла, и они лепят ей угощение: блины, пироги, печенье. В процессе этой работы малыши овладевают умением расплющивать шар.
В средней группе дети рисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно удачно обыграть. Мишка стучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его. В конце занятия он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет и вешает его в игровом уголке.
Даже с детьми шести лет возможно применение игровых приемов, конечно, в меньшей степени, чем в младшей группе. Например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, "делают снимки", а придя в детский сад, "проявляют и печатают их", изображая воспринятое на рисунке.
Младший дошкольный возраст – период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.
Дети младшего дошкольного возраста, в изобразительной и конструктивной деятельности могут передать строение предмета из нескольких частей, для этого необходимо их знакомить с обозначением пространственных отношений – выше, ниже, внизу, слева и т. д. Эту способность следует развивать постепенно, с первых шагов обучения изобразительной деятельности. С этой целью изготавливаются дидактические игры "Разрезные картинки", разные наборы мозаики: геометрической, сюжетной.
Игры-занятия проводятся с подгруппой из пяти – шести детей. Под руководством педагога дети учатся раскладывать фигуры в определенном порядке, составлять изображение предмета из двух-трех частей, соотносить их по форме, окраске, величине, пространственному расположению.
Основная цель этих упражнений: воспитать у детей интерес к действиям с вырезанными фигурами, вызвать желание самостоятельно сделать из них какие-то предметы, составить простейшие комбинации, формируется сенсорный опыт, обогащается знания об окружающих предметах и средствах их образной передачи.
Полученный детьми в младшем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах.
Сформированные в младшем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.
Основные задачи младшего возраста включают обучение приемам выкладывания, вырезывания и наклеивания форм на бумагу. Когда мы говорим об обучении, то знаем что дети, не всегда проявляют интерес именно к учебному содержанию, процесс изображения эмоционально не затрагивающих ребенка объектов и явлений лишен для ребенка смысла, и он действует без старания и интереса, ребенку во всей его деятельности нужна мотивация.
Для детей старшего дошкольного возраста характерно сочетание игровых и изобразительных средств передачи образа. Желая стать активным участником изображаемых событий, ребенок испытывает потребность в игровом отношении к образу. Содержание игровых приемов в этом возрасте определяется как игровое общение. Процесс коллективной изобразительно-творческой деятельности успешно осуществляется в условиях игры. При этом игровой прием создает положительную мотивацию деятельности, в которой раскрываются взаимоотношения детей, осуществляется "обучение" игровых персонажей, разгадываются загадки.
Сюжетный мотив, определяя игровой характер общения детей, объединяет коллектив единой творческой задачей. Ролевые нагрузки распределяются так, что каждый участник свободен в воплощении творческого замысла. Формирование замысла на основе сюжетного мотива осуществляется в процессе знакомства детей с шедеврами детской литературы, посещения спектаклей, экскурсий.
На занятиях дети выступают в роли художников - мультипликаторов. Этот игровой прием вводится с учетом интереса детей к мультипликационным фильмам, а также их активности, жажды деятельности, наличия опыта в изобразительном творчестве.
На этапе подготовки к занятию задача педагога - актуализировать опыт эстетического восприятия произведения искусства. Организуя беседу, педагог делится с детьми своими впечатлениями, стимулирует активность детей, желание высказать свое отношение к героям произведения, умение через слово определить художественный образ.
В вводной части занятия игровой прием помогает формированию замысла коллективной работы: дети получают письмо, в котором их приглашают принять участие в конкурсе мультфильмов. Впервые им предложена увлекательная, но незнакомая роль. Почувствовав некоторую неуверенность детей, педагог помогает детям обрести уверенность. Чтобы фильм по сказке получился интересным, все вместе обсуждают и создают сюжетный мотив. Каждый ребенок в группе - это неповторимая творческая личность, поэтому он выбирает тот момент в сюжетной канве, который ему близок, сокровенный смысл которого он смог бы раскрыть доступными изобразительными средствами.
Наступает момент воплощения замысла. Его успешному осуществлению помогает прошлый опыт творческой деятельности детей в сюжетном рисовании. Но в данной ситуации игровой мотив предъявляет особые требования к передаче сюжета - его смысловую связность. У каждого участника творческой деятельности образы персонажей, воплощенные в композиционном решении, получают личностное преломление. В этой противоречивой ситуации заложен глубокий воспитательный смысл. Испытывая потребность быть участником столь ответственной работы, каждый ребенок, с одной стороны, переживает свою сопричастность миру искусства, с другой, - только ему понятному, близкому миру переживаний, предпочтений, симпатий. На этом этапе рождается "личностный смысл" искусства и творчества (А.Н.Леонтьев).
В конце занятия педагог приглашает творческую группу / режиссера, мультипликаторов, оператора / осуществить "монтаж" фильма. Первое обсуждение может вызвать споры, несогласие в группе. В процессе "монтажа" фильма на длинной ленте из плотной бумаги анализ результатов творчества органично вписывается в игровую ситуацию, активность детей проявляется в предложениях, дополнениях, оценках. Затем фильм "демонстрируют" с помощью телевизора, выполненного детьми на занятиях по конструированию. После просмотра и обсуждения фильм упаковывают в коробку и отправляют на конкурс. Целесообразно этап "монтажа" и просмотра фильма осуществлять в свободное время, после занятий.
Задача развития изобразительного творчества может мотивировться пробуждением у детей сопереживания, сочувствия, желания прийти на помощь. Экскурсия в богатый свежими весенними красками лес обогащает эстетический опыт детей. Грусть на лицах детей появляется, когда они подходят к засохшему дереву на опушке. После экскурсии на занятии педагог поведает детям о чудесном дереве, которому сейчас плохо, его заколдовал злой волшебник, и оно потеряло листья. Дереву помогут все, кто станет его другом. Педагог приоткрывает детям тайну: ведь листья на дереве совсем не такие, как в лесу, они волшебные. Дерево живет потому, что на нем сохранился один волшебный лист. Дети подходят к мольберту, замирают перед "портретом" волшебного дерева, замечают один лист и взволнованно смотрят на педагога. Педагог снимает с ветки дерева волшебный листок, всматривается внимательно в него, предлагает детям потрогать его. Обращаясь ко всем доверительно, он говорит, что знает разгадку волшебства. Это волшебная палочка, которой нужно уметь правильно пользоваться, чтобы творить добро. Взмахом увлажненной кисти педагог "оживляет" лист, под тонким слоем акварели проступает портрет персонажа знакомой сказки. Дети вспоминают технику "волшебных" рисунков, выполненных восковыми прозрачными мелками или свечкой.
Оказывается, художники могут быть добрыми волшебниками, если своими рисунками смогут взволновать, пробудить добрые чувства у каждого из нас. Конечно, дети знают, как помочь дереву, и они готовы это сделать. На столах уже лежат листья (листы белой бумаги, выполненные в виде листьев), волшебные карандаши из свечки, кисти и акварель. Чем больше друзей будет у волшебного дерева, тем быстрее можно победить злого волшебника. Дети рисуют на листах портреты персонажей любимых сказок, а затем взмахом "волшебной палочки" - кисти с краской оживляют листья. Дети дарят листья дереву сказок, и оно обретает много новых друзей. Звучит музыка, возвещая о победе над злым волшебником, дети подходят к дереву, радуются его возрождению.
Эвристический характер изобразительной деятельности детей стимулирует игровой прием, реализуемый по принципу: отгадай и дорисуй. Поисковая творческая деятельность сопряжена с успешным решением изобразительной загадки. На этапе предварительной работы педагог проводит викторину на тему "Мои любимые сказки". Цель данного этапа - активизировать работу памяти, воображения, формировать положительный эмоциональный отклик на характер образов произведений.
Вводная часть занятия начинается с изобразительной загадки, которую педагог задает группе. Внимательно всматриваясь в незавершенный рисунок, дети стараются узнать в нем знакомый образ. Тот, кто отгадал первым, получает право дорисовать, завершить рисунок и открыть конверт. Оказывается, это веселый медвежонок Винни. Он принес детям целую книжку загадок. Если каждый правильно сможет дорисовать свой рисунок, а затем объединить их вместе в нужной последовательности, то все вместе дети смогут назвать сказку. Дети всматриваются в незавершенные рисунки, выполненные простым карандашом, а затем с помощью фломастеров рисуют отгадки. Когда все рисунки готовы, их раскладывают на столе так, чтобы Винни смог увидеть свою книжку в картинках. Дети называют сказку и получают в подарок от веселого медвежонка Винни книжку с этой сказкой, красочно иллюстрированной художником, а свою дарят Винни.
6. Значение использования игровых приемов для становления изобразительной деятельности и развития творчества у детей
Приоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребенком. Обучение изобразительному искусству активизирует творческую и познавательную деятельность детей и, следовательно, оказывает положительное влияние на формирование их эстетической культуры в целом.
Как известно, игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она оказывает огромное воспитательное влияние на его развитие и в последующие возрастные периоды, потребность в игре - одна из важнейших и в дошкольном, и в дошкольном возрасте. В игре растущая личность удовлетворяет свои самые разнообразные потребности - общение, познание, движение, самоутверждение, игра отвечает разносторонним интересам ребенка, его потребностям в красоте.
Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на занятиях по изобразительной деятельности обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Игровая ситуация для детей младшей группы на занятии по рисованию на тему "Курица с цыплятами"( в первой части занятия).
Воспитатель читает стихотворение В.Берестова " Курица с цыплятами"
Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
Показывает детям иллюстрацию к стихотворению.
2. Игровая ситуация для детей средней группы на занятии лепкой на тему "Мышка-норушка"( во второй части занятия).
Накануне занятия воспитатель рассматривает с детьми картинки, где нарисована мышка, беседует о ней. Дети сами определяют, какой она формы, цвета, вспоминают, где она живет, что может есть. Воспитатель спрашивает, какие сказки про мышку знают дети, подводит их к выделению характерных свойств животного: мышка маленькая, быстрая, с острыми зубками и длинным хвостиком.
Начиная занятие, воспитатель спрашивает детей:
— А про кого это говорят — норушка?
- Про мышку.
— Правильно. Мышка-норушка. Она маленькая, живет в норке. (Достает игрушку и показывает детям.) Вот она! Сегодня мы ее будем лепить. Давайте подумаем, с чего надо начинать лепку.
— С туловища.
- Правильно! А какой оно формы?
— Овальное.
— Да, только там, где у мышки голова, немного острее. Вот посмотрите, как это сделать. У меня ком глины, я немного отделю глину на ушки и хвостик. Из большого куска сначала скатаю шар, а потом слегка раскатаю его. Теперь один конец еще слегка раскатаю ладонями. Вот так. (Располагает ладони под углом друг к другу.) А сейчас пальцами сделаю кончик не таким острым. Что еще есть у мышки?
- Ушки.
— А какой они формы?
- Круглые.
- Как их сделать? А вот так. Надо скатать два маленьких шарика и расплющить в ладонях. (Шарики приготовлены заранее. Воспитатель только расплющивает их.) Сейчас их нужно прижать к туловищу по бокам заостренного конца, где у мышки мордочка. А какой у мышки хвостик?
— Длинный.
- Он весь одинаковый?
- Нет, у туловища толще.
- Правильно. Догадайтесь сами, как слепить хвостик.
3. Игровая ситуация для детей старшей группы на занятии по аппликации на тему сказки "Федорино горе".
Перед сюжетной аппликацией проводится несколько занятий по аппликации посуды. За день-два до занятия воспитатель читает детям произведение К. Чуковского "Федорино горе", показывает иллюстрации к нему, беседует о прочитанном. Начиная занятие, воспитатель говорит, что сегодня дети будут делать аппликацию на тему известного им стихотворения "Федорино горе".
— О чем там рассказывается, Таня? Правильно, о том, как посуда убежала от грязнули и неряхи Федоры. А еще о чем?
— Федора сказала, что будет мыть посуду, и посуда пожалела ее и вернулась.
- А про какую посуду там говорится?
— Про тарелки, стаканы, чашки, чайник.
— Верно! Вот я сделала вам фигурку Федоры, приклейте её. А вы сейчас сделайте посуду. Подумайте сначала, кто какую посуду будет вырезать. Оля, ты придумала, что будешь вырезать?
- Чашки с блюдцами.
— А Игорь?
— Стаканы.
- Можно вырезать разную посуду. Давайте сразу договоримся, что мы изобразим: как посуда убегает от Федоры или как возвращается назад. (Просит сказать нескольких детей.) Все хотят, чтобы мы изобразили, как посуда убегает от Федоры. Она грустная, плачет, бежит за своей посудой.
В ходе занятия воспитатель помогает детям советом, показом.
В конце воспитатель одобряет действия детей, показывает интересные, правильно выполненные работы. Воспитатель говорит, что вечером они покажут эту работу ребятам других групп и родителям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л.И. Очерки психологии детей. - М., 2006.
2. Гин С.И. Мир фантазии (методическое пособие для учителей начальных классов). - Гомель, 2003.
3. Григорович Л.А. Развитие творческого потенциала как актуальная педагогическая проблема. - Челябинск, 2006.
4. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1969.
5. Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2008.
6. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., 2007.
7. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М: Просвещение, 1977 г.
8. Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. - МГПИ, 2002.
9. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 2007.
10. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду.-
11. М.:Просвещение, 1978 г.