Курсовая

Курсовая на тему Кальвинисты во Франции при Людовике XIII и Людовике XIV

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2013-11-04

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024


Содержание
Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Усиление нажима на кальвинистов в 20-е – 60-е гг. XVII в.   4
Глава 2. Положение французских кальвинистов в царствование Людовика XIV …………………………………………………………... 7
Глава 3. Отношение общества к отмене Нантского эдикта ………… 18
Глава 4. Эмиграция французских кальвинистов в германские земли 20
Заключение …………………………………………………………….. 23
Список источников и литературы ……………………………………. 25
Примечания ……………………………………………………………. 26

Введение
Столько крови стоила католической Европе XVI и XVII
вв. система охраны государством чистоты и единства веры! Еще в конце XVII в., когда многие умы выработали план других отношений церкви к государству, сильнейший государь Западной Европы возобновил ужасы полного проявления старой
системы. Мы говорим о политике Людовика XIV относительно гугенотов.
Особенно интересно изучение этой ситуации в рамках эмиграции французских кальвинистов в Прусиию. Цель данной работы – изучение и анализ положения французских кальвинистов в условиях усиления абсолютистской власти во Франции.
В связи с поставленной целью задачи формулируются следующим образом:
1) проанализировать эволюцию отношения властей к протестантам с Алесского эдикта до отмены Нантского;
2) оценить шаги католического духовенства по искоренению «ереси» и давлению на королевскую власть;
3) изучить отношение Людовика XIV «к гугенотской проблеме»;
4) охарактеризовать отношение французского общества к отмене Нантского эдикта.

Глава 1. Усиление нажима на кальвинистов
в 20-е – 60-е гг. XVII в.
20-е годы XVII века прежде отмечены завершением Религиозных войн. французские кальвинисты – гугеноты - были сторонниками швейцарского церковного реформатора Жана Кальвина, выступавшего, как и Мартин Лютер  в Германии, против догматов Католической церкви. Большинство протестантов являлись выходцами из «третьего сословия» – провинциальной буржуазии и ремесленничества, но примыкала к ним и часть дворянства юга и юго-запада Франции, недовольная централистской политикой королевской власти.
У военных чиновников и юристов из окружения Людовика XIII (многие из которых – Католики) не вызывает сомнения тот факт, что протестанты хотят создать во Франции государство в государстве со своими начальниками, структурой и политикой. Уже в 1610 году насчитывается около 200 крепостей протестантов, возглавляемых комендантами. Каждый такой город – крепость располагает военным корпусом, в котором командиры выполняют приказы аристократов - гугенотов. А по необходимости города, участвующие в движении R.P.R. (Religion Pretendue Reformee), согласно католической терминологии, могут выставить против короля свои гарнизоны, дворянские формирования и народное ополчение в количестве 25 тысяч человек, что намного превышает численность регулярных королевских войск.[1]
Крепость Ла-Рошель, насчитывающая 20 тысяч жителей, выглядит настоящей столицей протестантов и является последним оплотом гугенотов в самом сердце монархии. Таким образом, королевское государство оказывается в состоянии войны с государством протестантским, отдельные права и свободы которого (как, например, права на политическое собрание, на укрепление своих городов, на существование своих гарнизонов) были признаны в секретных статьях и приложениях к Нантскому эдикту, подписанному весной 1598 года.
Начиная с 1621 года на юго-западе королевства и в Лангедоке проходят многочисленные военные кампании. Большая часть из них возглавляется Людовиком XIII, который лично участвует в сражениях. Окончание Религиозных войн связано со знаменитым историческим эпизодом – взятием Ла-Рошели 29 октября 1628 года после 11 месяцев осады крепости. Военными операциями руководит сам Ришелье. По его приказу строится впечатляющая по тем временам плотина, чтобы изолировать город со стороны моря.[2]
Капитуляция крепости гугенотов, часто называемой "столицей ереси", сопровождается интенсивной кампанией по прославлению Людовика XIII Справедливого, как короля карающего и прощающего. Доказательство тому - торжественный въезд короля - победителя в Париж 23 декабря 1628 года: поздравительные речи, триумфальные арки, военные концерты, несмолкаемые овации и салюты следуют в этот день один за другим.
Подписанный 28 июня 1629 года Алесский эдикт выражает королевскую волю к милосердию и прощению после тревожного десятилетия. Этот документ действительно сохраняет все религиозные и юридические положения Нантского эдикта и принцип "сосуществования" в частности. Однако аннулируются все секретные статьи и приложения Нантского эдикта 1598 года, касающиеся политических привилегий протестантов. Любое политическое собрание впредь запрещено. Ришелье аннулирует военные статьи Нантского эдикта и ведет политику систематического разрушения крепостных стен гугенотских городов.

Глава 2. Положение французских кальвинистов в царствование Людовика XIV
Царствование Людовика XIV, чье заявление - "государство - это я" достаточно выразительно говорит об утвердившейся во Франции классической форме абсолютизма. Его торжество сопровождается огромным ростом влияния на политику государства католической церкви. Духовенство оставалось первым в государстве сословием, самым могущественным в политическом отношении и самым богатым. Оно использует оказавшуюся в его руках неограниченную власть в области идеологии для подавления любой склонности к свободомыслию и расправы с "вероотступниками". Масштабы преследований, которым подвергаются протестанты, все больше возрастают и с ними обращаются все более жестоко.
В 1673 году итальянский авантюрист Жан Батист Прими Висконти характеризует в своих мемуарах Людовика XIV как правителя, желающего "все знать и уметь": король обращается с вопросами к министрам, чтобы лучше разбираться в государственных делах, к председателю парламента, чтобы научиться управлять, к судьям, чтобы не упустить ни одной мелочи, и к дамам, чтобы не отстать в галантных науках. На поверхностный взгляд время Людовика XIV представляется эпохой "короля – государства", воплощающего могущество этого государства. Ведь политическая власть находится в руках монарха: начиная с 1673 года парламенту запрещается представлять свои замечания до подписания эдиктов и указов его величеством. Дворцовый церемониал, разворачивающийся вокруг фигуры короля, постепенно усложняется и переносится сначала в Фонтенбло, в Париж, затем в Версаль.
Итак, энергичное намерение Ришелье принудить всех французских подданных к исполнению их долга, дало свои долгожданные результаты. В то время уже не было ни предприимчивых гугенотов, ни значимых лиц судейского звания, ни таких мятежных принцев, с которыми нужно было бы бороться. Кроме того Людовик XIV замечал со всех сторон нечто в роде безмолвного согласия общественного мнения на усиление королевской власти. Фронда действительно была чем‑то в роде усиленной работы, посредством которой Франция подготовила чудесное царствование Людовика. К тому же король, по словам Сен‑Симона "был окружен выдающимися людьми всякого рода". Талантливые полководцы, министры Тюренн, Конде, Ле Теллье, Лионн, Кольбер составляли для него такую свиту, которая не имела ничего себе подобного в Европе.
Сен‑Симон также заметил, что начиная с царствования Людовика XIV уже не говорилось о пользе государства, об интересах государства, о чести государства, а говорилось только о пользе короля, об интересах короля, о чести короля. "Богу угодно, чтоб всяких, родившийся подданным, повиновался без всяких рассуждений… Нет другого более твердо установленного христианством правила, чем такая смиренная покорность подданных тем, которые поставлены во главе их". (Мемуары Людовика XIV). Впоследствии понятие о всемогуществе короля господствовало в сознании людей до такой степени, что заключения в тюрьму без суда и следствия на основании только lettre de cachet никогда никого не удивляли и не вызывали жалоб даже со стороны жертв такого личного произвола. Личные прихоти короля превратились в государственные интересы, и ни для чьих человеческих прав не было никакого обеспечения.
С таким монархическим режимом было несовместимо существование парламента, имевшего право вносить королевские повеления в свои протоколы и предъявлять против них протесты, и даже было несовместимо существование Генеральных Штатов. Произошло упразднение Генеральных Штатов и превращение парламентов в простые судебные органы. В 1665 году Людовик XIV заменил название парламентов "верховные палаты" названием "высшие палаты". Когда парижский парламент обнаружил в 1666 году намерение обсуждать эдикты, внесенные в его протоколы в присутствии короля, старший президент получил приказание немедленно созвать палаты и повторить им формальное запрещение короля. А в 1673 году король приказал вносить все королевские распоряжения в протоколы и немедленно приводить их в исполнение, и только после этого дозволял их обсуждать.
Король был единственным собственником всей территории и народного богатства: имения его подданных были в сущности имениями короля. По словам Вольтера, французский король мог тратить деньги своих подданных. Кроме всего этого король считал себя Божьим уполномоченным. "Тот, – говорил он, – кто дал человечеству королей, желал, чтобы их утверждали, как его наместников, предоставляя одному себе право обсуждать их поведение". Это была та самая теория, которую отстаивала католическая церковь и в особенности галликанская. Ведь сказал же апостол Павел: "Omnis potestas a Deo" (Всякая власть исходит от Бога). В качестве наместников Христа папы предъявляли свои права на верховную власть над королями, на что короли отвечали, что они также получили свою власть от Бога.
Людовик XIV не ограничился тем, что стал пользоваться наследством, оставшимся после Ришелье и Мазарини: он окончательно организовал систему монархического управления с помощью советов, государственных секретарей и интендантов, а из королевского дворе сделал нечто вроде настоящего органа королевской власти. "Я твердо решился, – говориться в "Мемуарах", – не допускать, чтобы кто‑либо исполнял обязанности короля, между тем как я сам буду только носить королевский титул". Это была руководящая цель личного управления Людовика XIV; он не хотел иметь при себе первого министра, а хотел сам быть своим первым министром. Хотя эти слова так ясны, что не нуждаются ни в каких объяснениях, однако не лишним будет более близкое знакомство с вызванной ими радикальной переменой в системе управления.
В век Людовика XIV во Франции было уже невозможно проявление ультрамонтанских идей о преобладании духовной власти над светской, какое было еще во время лиги; галликанское учение о независимости королевской церкви взяло окончательный верх,
будучи усилено еще учением о «внешнем епископате государей».
Тем более почитал себя Людовик вправе и обязанным охранять католическое единство своей страны и принялся за изгнание гугенотства.
Во французском королевстве эпохи Людовика XIV насчитывается около миллиона приверженцев протестантизма. И с самого начала правления короля о гугенотах регулярно упоминается в докладных записках епископов и отчетах интендантов. Протестанты представлены в этих документах как потенциальные "республиканцы", "плохие французы" и противники единства государства и церкви. Все эти обвинения являются достаточными для объявления приверженцев этого направления в христианстве изгоями общества. Это было время преследования гугенотов и их насильственного обращения в католическую веру.
Преследование гугенотов Людовиком XIV
современные клерикалы хотят объяснить чисто политическими целями, говоря, что Людовик преследовал не разноверие, но политическую оппозицию. Но слова самого Людовика
XIV служат опровержением этому уверению. В 1666 году он писал курфюрсту бранденбургскому, что он будет соблюдать все привилегии протестантов, потому что он обязан королевским словом, а также благодарностью за те доказательства верности, которые они дали в последние движения.
При явной и открытой поддержке власти гонения, которым власти подвергают протестантов, все усиливаются. Католические ученые мужи добиваются того, чтобы эти гонения стали еще более жесткими. Николь в работе "Законные предубеждения против кальвинистов", Мембур в книге "История кальвинизма" теоретически обосновывают преследования гугенотов и призывают отменить Нантский эдикт.
Протестантские авторы отвечали на эти выступления своих противников в работах, проникнутых такой же нетерпимостью. Иначе поступает разве что Бейль. В своей книге "Общая критика "Истории кальвинизма" Мембура" (1682) он не чернит иноверцев, не выгораживает "своих". Он не отвечает оскорблениями 43 на оскорбления Мембура, а лишь старается восстановить историческую истину, извращенную Мембуром, и показывает пристрастность, необъективность, научную несостоятельность подхода последнего к истории.[3]
Во время Людовика XIV гугеноты
уже не составляли государства в государстве, ни политической партии, и однако ж духовенство побуждало к их истреблению. Уже в 1651 году собрание французского духовенства заклинало короля положить конец религиозному разделению и указывало
на старые законы, по которым ересь есть преступление.
Но то время духовенство не считало удобным для решительного шага. «Мы не просим у вашего величества, —
говорили духовные, — чтоб вы в настоящее время изгнали из вашего царства несчастную свободу совести, которая разрушает истинную свободу детей божьих, потому что не считаем этого делом легким. Мы желали бы, по крайней мере, чтобы зло не усиливалось и чтобы, если ваша власть не может подавить его сразу, то
чтоб она ослабила его и довела до погибели постепенно, ограничениями и уменьшением его силы».
В дальнейших событиях 1660, 1665, 1670, 1680, 1685 гг.
духовенство решительно требовало уничтожения ереси и даже (1670 г.) решилось отказать в должной субвенции государству, заметив его колебания относительно гугенотов.[4]
С 1661 года начались религиозные гонения и преследования гугенотов, последствия которых оказались чрезвычайно пагубными. В 1665 году католическое духовенство составило первую из своих записок, в которой была изложена программа религиозных гонений. Людовик XIV отнесся благосклонно к этой программе духовенства, и в 1666 году была издана декларация, установившая правила, которыми должны были руководствоваться реформаторы. Людовик XIV говорил в этой декларации, что исполняя настоятельные просьбы духовенства, он уничтожал в Нантском эдикте принцип свободы, объясняя не в пользу реформаторов все, чего нельзя было объяснить содержанием эдиктов. Королевский совет стал извращать содержание законов и с тех пор гугеноты были отданы в руки своих врагов, хоть и пытались оборонятся. Самым знаменитым из отстаивающих права реформаторской религии был протестантский пастор Клод.
В 1673 г. шарантонскому синоду французских гугенотов
были предложены переговоры о присоединении к католической церкви, но гугеноты не приняли этого предложения. С 1675 г. правительство Людовика XIV стало систематически уничтожать привилегии протестантов. Сначала были отменены
смешанные камеры в парламентах, установленные Нантским эдиктом для разбора общих дел у католиков и протестантов. В 1680 г. воспрещен был переход из католицизма в протестантство на том основании, что права даны были только родившимся от протестантских родителей. На том же основании воспрещены были
смешанные браки.
Было также повелено, чтоб каждое дитя крестилось в течение 24 часов после рождения, причем в случае удаленности протестантского пастора крещение должен был совершать католический священник. Детям мужского пола 12 лет и
женского 7 лет было предоставлено право переходить в католицизм, причем родители обязаны были выдавать им пенсию. Протестанты были устранены от службы и даже от ремесел.
Католики и реформаторы тщетно вели горящую полемику в течение целого столетия. Только усиливавшееся с каждым днем желание Людовика XIV восстановить единство католической церкви могло вызвать последние горячие споры между богословами католическими и протестантскими. Отец Клод доказывал, что реформация имела целью лишь восстановление первоначального евангельского учения, от которого отклонилась римская церковь.
В 1682 году было обнародовано "Пастырское предостережение галликанской церкви реформаторам с целью склонить их к обращению в католичество…". Это был предъявленный еретикам ультиматум.
Епископы уверяли короля, что его полному счастью мешает только упорство реформатов и его единственное огорчение заключается в том, что в числе его подданных находятся враги его религии. В своих посланиях к архиепископам Людовик XIV решительно одобрил проект духовенства. Время богословских прений уже прошло, и католическое духовенство готовилось к исполнению своих угроз. Впрочем протестанты до последней минуты не теряли надежды, что Людовик XIV снова будет руководствоваться требованиями веротерпимости и справедливости.
Людовик XIV в своем наивном высокомерии верил во все, что ему говорили тогда священники, как будто их слова исходили из уст Божьих. Он полагал, что его личное могущество должно служить орудием для обеспечения победы католичества над протестантством, а в этом убеждении его поддерживали окружавшие его в Версале придворные, в среде которых пользовались большим влиянием госпожа де Ментенон, Ле Теллье, прелат Гарлэ и священник Ла Шез.
Скоро затем интендант Фуко представил королю,
что в Беарне слишком много протестантских церквей — 20, а потому из них необходимо закрыть 15. Пять оставлены были таких, которые всего легче могли быть закрыты, сообразно крючкам из толкования Нантского эдикта, что и совершено было непосредственно за сокращением церквей.[5]
Вслед за этим закрытием протестантских церквей явились иезуитские миссии; патер Лашез, Фуко, Лувуа с драгунами и силой обращали беарнских протестантов в католицизм, так что из 21 000 их осталось только 1000. По тому же способу совершилось обращение и в других частях южной Франции. Ввиду такого сокращения
протестантизма Нантский эдикт, как ненужный, уничтожили 22 октября 1685 г.
В 1685 г. Людовик XIV окончательно отменяет Нантский эдикт. Кальвинистов, отказывающихся отречься от своей веры, бросают в тюрьмы, с ними обращаются бесчеловечно. Протестантское исповедание не было воспрещено формально, но зато было
воспрещено всякое богослужение и религиозное собрание протестантов; проповедники должны были выселиться из Франции.[6]
Но, кроме них, эмиграция была воспрещена всем гугенотам. Несмотря на то, во время этих преследований выселилось в разные страны 600 000 богатого и трудолюбивого протестантского
населения.[7] К ним впервые на международном юридическом языке был применен термин «рефюжиэ», т. е. ищущий убежища.
Гонения протестантов сопровождались нечеловеческой жестокостью. По приказу короля в области, где было много гугенотов, направились полки драгунов, этих «миссионеров в сапогах», которые не останавливались не перед чем, желая угодить королю.

Глава 3. Отношение общества к отмене Нантского эдикта
Насколько преследование гугенотов было делом
популярным во Франции, можно видеть из языка, которым говорили о нем знаменитейшие писатели того времени, не только духовные, но и светские.
Боссюэт называет уничтожение гугенотства во Франции «чудом наших дней». «Возьмите священные ваши перья, — восклицает он, — вы, которые пишете летописи церкви,
поспешите поставить Людовика подле Константина и Феодосия!».[8] С таким же экстазом говорят об этом событии Флешье, Бурдалу
и другие современные светила церкви французской. Янсенист Арнольд, забывая преследования, которым подвергались его единомышленники, говорит, что меры, употребленные против гугенотов, немного насильственны, но не несправедливы.
Мадам де Севинье  пишет своему знакомому: «До сих
пор драгуны были очень хорошими миссионерами — проповедники которых посылают теперь закончить дело. Вы видели, без сомнения, эдикт, которым король уничтожает Нантский. Нет ничего лучше того, что он содержит, и никогда ни один король не сделал и не сделает ничего более славного». Спустя несколько недель
она писала: «Теперь всякий сделался миссионером, особенно чиновники и правители провинций, поддерживаемые некоторым количеством драгунов: это — величайшее и
прекраснейшее дело, какое когда-либо было выдумано и исполнено».[9]
Лабрюйер, считавшийся либералом, восхвалял Людовика XIV за «изгнание ложной религии, подозрительной, враждебной монархии»; благодушный Лафонтен написал стихотворение в честь эдикта, благодаря которому «побеждено заблуждение и истина царствует над всей Францией».
Из светил века Людовика XIV только
фортификатор Вобан  представил Лувуа мемуар, в котором выставлял
печальные последствия отмены Нантского эдикта и предлагал немедленно восстановить его, но мемуар этот остался гласом вопиющего в пустыне.

Глава 4. Эмиграция французских кальвинистов в германские земли
В атмосфере религиозной нетерпимости многие гугеноты предпочитают отправиться в изгнание. Их бегство значительно усложняет экономическую ситуацию во Франции, ведь страну покидают в основном буржуа и ремесленники. Скрываются они в Швейцарии, в курфюршестве Бранденбург, а также в Англии, Голландии и даже в английских колониях Америки.
Как уже говорилось, эмиграция была воспрещена всем гугенотам, кроме проповедников. Однако во время религиозных преследований из Франции выселилось в разные страны 600 000 богатого и трудолюбивого протестантского населения.[10] К ним впервые на международном юридическом языке был применен термин «рефюжиэ», т. е. ищущий убежища.
В то же время в Берлине и Бранденбурге великий курфюрст Фридрих Вильгельм (1620 – 1688 гг.) гарантировал религиозные свободы своим указом еще в 1685 году в так называемом Потсдамском эдикте. Этот документ распространялся нелегально и в Париже, чтобы привлечь гуге-нотов на территорию будущей Пруссии, страдающей от последствий Тридцатилетней войны и малочисленности населения. (К слову, и сегодня в Бранденбурге на площади в 29 479 кв. км проживают всего 2,6 млн. человек.) Великий князь предоставил французским гугенотам убежище, дал им многие права и привилегии. Так, беженцы получали бесплатные стройматериалы и участки для возведения домов, кредиты на создание предприятий и даже полицейскую защиту, поскольку чужакам здесь не все были рады.
20 000 переселенцев – часовщики, ювелиры, парикмахеры, шляпники и кожевники, торговцы и ученые – принесли с собой многие тогда еще незнакомые пруссакам технологии. С их помощью курфюрст рассчитывал добиться подъема в экономике страны, что и удалось со временем сделать. Тем самым, по мнению некоторых историков, была заложена основа экономического и культурного расцвета будущей политической силы Европы – королевства Пруссии. А в обиходе берлинцев появились французские слова: «манекен», «бутик», «бульон», а на их столе – новые сорта овощей: цветная капуста, спаржа и артишоки. Своих единоверцев позднее прославили внуки и правнуки: математик Леонард Эйлер, график и живописец Даниель Ходовецкий, писатель Теодор Фонтане, последний премьер-министр ГДР  Лотар де Мезьер  и др.
На территории Бранденбурга образовалось около 50 колоний гугенотов и еще две в Берлине, где для их детей в конце XVII века была открыта французская гимназия, существующая, кстати, и по сей день. Как и одна из колоний – Franzoesisch-Buchholz в столичном районе Pankow. Сын курфюрста, прусский король Фридрих I, выделил колонистам участок земли для возведения церкви на нынешней Gendarmenmarkt в Берлине. Своему названию эта площадь обязана королевскому элитному эскадрону кирасиров (по-французски – жандармов, т. е. «вооруженных»), имевшему когда-то здесь свои казармы и конюшни.

Заключение
Положение кальвинистов во Франции с каждым десятилетием XVII в. ухудшалось, пока в конце столетия не стало совершенно нетерпимым, что повело за собой эмиграцию сотен тысяч кальвинистов, многие из которых осели в Восточной Пруссии.
Уже подписанный 28 июня 1629 года Алесский эдикт, хотя и сохраняет все религиозные и юридические положения Нантского эдикта и принцип "сосуществования" в частности. Однако аннулируются все секретные статьи и приложения Нантского эдикта 1598 года, касающиеся политических привилегий протестантов. Любое политическое собрание впредь запрещено.
В царствование Людовика XIV торжество абсолютизма королевской власти сопровождается огромным ростом влияния на политику государства католической церкви. Духовенство решительно требовало уничтожения ереси и в 1670 г. даже  решилось отказать в должной субвенции государству, заметив его колебания относительно гугенотов.
С 1675 г. правительство Людовика XIV стало систематически уничтожать привилегии протестантов. Сначала были отменены смешанные камеры в парламентах, установленные Нантским эдиктом для разбора общих дел у католиков и протестантов. В 1680 г. воспрещен был переход из католицизма в протестантство и
смешанные браки. Было также повелено, чтоб каждое дитя крестилось в течение 24 часов после рождения, причем в случае удаленности протестантского пастора крещение должен был совершать католический священник. Протестанты были устранены от службы и даже от ремесел. Протестантские церкви закрывались.
В 1685 г. Людовик XIV окончательно отменяет Нантский эдикт. Кальвинистов, отказывающихся отречься от своей веры, бросают в тюрьмы, с ними обращаются бесчеловечно. Протестантское исповедание не было воспрещено формально, но зато было
воспрещено всякое богослужение и религиозное собрание протестантов; проповедники должны были выселиться из Франции.

Источники и литература
1.     Гражданские войны во Франции: Методические разработки. / Сост. Эльфонд И. Я. Челябинск, 1982.
2.     История Европы. Т. 3. М., 1993.
3.     История Франции. Т. 1. М., 1979.
4.     Лозинский С. Г. История папства. М., 1986.
5.     Плешкова С. Л. Французская реформация (Спецкурс и переводы источников): Учебно-методическое пособие. М., 1993.

Примечания


[1] История Франции. Т. 1. М., 1979. С. 249.
[2] Там же. С. 251.
[3] Плешкова С. Л. Французская реформация (Спецкурс и переводы источников): Учебно-методическое пособие. М., 1993. С. 98.
[4] История Франции. Т. 1. М., 1979. С.  263.
[5] Там же.
[6] Там же. С. 265.
[7] Там же. С. 267.
[8] Плешкова С. Л. Указ. соч. С. 96 – 97.
[9] Там же. С. 101.
[10] История Франции. Т. 1. М., 1979. С. 267.

1. Реферат Стратегический маркетинговый план
2. Статья Когнитивный диссонанс и социальная атрибуция
3. Реферат Учет затрат на производство и реализацию продукции 2
4. Реферат Влияние диет на обмен веществ
5. Биография на тему Металлов Василий Михайлович
6. Реферат Фальсификация товаров. Основные понятия, виды, средства
7. Сочинение на тему Воробьев к. д. - Трагическая судьба народа во второй мировой войне
8. Реферат на тему The Ideological Origins Of The American Revolution
9. Реферат Оздоровительна ценность бега
10. Отчет по практике на тему ОАО Ижевский мотозавод Аксион холдинг 2