Курсовая

Курсовая на тему Профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2013-11-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024


Содержание
  Введение. 3
Глава 1. Понятие, структура и виды правосознания. 6
§ 1. Понятие, структура правосознания. 6
§ 2. Виды правосознания. 16
§ 3. Взаимосвязь права и правосознания. 18
Глава 2. Профессиональное правосознание сотрудников ОВД.. 21
§ 1. Составляющие профессионального правосознания сотрудника ОВД.. 21
§ 2. Профессиональное мышление работника ОВД.. 22
Глава 3. Особенности деформации правосознания у сотрудников ОВД.. 26
§ 1. Понятие и виды деформации правосознания. 26
§ 2. Деформация правосознания сотрудников ОВД.. 31
Заключение. 34
Список используемой литературы.. 36


Введение

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания.
Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание – одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия, – правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально «перестроить» и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания.
Проблема правового нигилизма и правового идеализма в учебной литературе по теории государства и права до сих пор не рассматривалась. В научном плане она также в должной мере пока не исследована. Между тем потребность в ее изучении давно назрела, так как названные социально-юридические феномены широко распространились в практической жизни, сознании людей, политике, культуре, законотворчестве, государственной и общественной деятельности, среди юристов. Студентам необходимо иметь хотя бы общее представление о сути этих аномалий, их деструктивной роли, причинах, формах проявления, путях устранения.
Современное российское общество характеризуется множеством различных противоречий, среди которых наблюдается и такое, как причудливое переплетение, с одной стороны, тотального правового нигилизма, а с другой, – наивного правового идеализма. Как ни странно, оба эти явления, казалось бы разно-векторные и несовместимые, мирно уживаются и образуют вместе общую безрадостную картину юридического бескультурья.
В первом случае законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают; во втором, напротив, им придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов чуть ли не по каждому вопросу. Указанные крайности – следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.
Профессиональному правосознанию сотрудника ОВД присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующих областях профессиональной деятельности. Вместе с тем, каждая юридическая профессия имеет свою специфику, что обусловливает особенности правовой культуры различных ее представителей. Причем, уровень профессиональной культуры, например, сотрудников милиции различен. Различия наблюдаются в правовой культуре рядового и начальствующего состава, офицеров различных подразделений милиции: уголовной, общественной безопасности, транспортной, государственной автомобильной инспекции, охраны, специальной милиции. Профессиональная культура работников автомобильной инспекции отличается от аналогичной культуры сотрудников подразделения уголовной милиции и т. д. Имеет место общая закономерность: уровень профессиональной культуры сотрудников милиции, как правило, тем выше, чем ближе они находятся к деятельности, осуществляемой в сфере права.
Главное в профессиональном правосознании сотрудника ОВД – высокое место права, его верховенство и соответствующее этому положение дел в правовом поле государства: роль юридических служб во всех сферах общественной и государственной жизни, положение суда, адвокатуры, прокуратуры, нотариата, милиции; развитость научных юридических учреждений, эффективность работы юридических профессиональных общественных организаций и т. д.

Глава 1. Понятие, структура и виды правосознания

§ 1. Понятие, структура правосознания

Правосознание – весьма независимое, целостное и как бы даже «рядоположенное» праву явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории, через которое теория права «выходит» на такие сокровенные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной патологии и т. д.
Правосознание наиболее полно и разносторонне отражает идеальную, духовную сущность права как элемента культуры, своеобразной архетипической инварианты жизненного уклада данного народа. Замечено, что в разных типах цивилизации, различных культурно-исторических сообществах существуют весьма неоднозначные представления о нормах поведения, о должном, о способах регулирования тех или иных ситуаций и т. д.
Речь идет об этноправовых закономерностях социального регулирования, выявить которые можно, только рассматривая правосознание как феномен, «подчиняющийся» определенной внутренней логике своего развития, которая детерминируется не приказами государственной власти и экономическими решениями, а прежде всего накопленным культурой духовным, мыслительным потенциалом мирового и национального права.[1]
Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры правосознания. Структурно правосознание складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.
Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации. Правовая психология – своего рода стихийный, «несистематизированный» слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены.
Радость или огорчение по поводу принятия нового или отмены старого закона, чувство удовлетворения или недовольства практикой применения юридических норм, действий правоохранительных органов, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям юридических запретов – все это правовые чувства (эмоции) и в совокупности они образуют в общественном сознании сферу правовой психологии.
Не следует думать, что правовая психология как отражение обыденного уровня жизни играет второстепенную роль в структуре правосознания. Отнюдь нет. Правовая психология – наиболее «распространенная» форма осознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента.[2]
Именно в среде психологических реакций право осуществляете ведущие определения своей социальной сущности – гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т. д. Эти характеристики права выражают человеческие чувства и оценки: от их адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом зависит эффективность действующих актов, всей правореализационной практики.
Более того, правовая психология – наиболее глубинная, «скрытая» от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения, которая дает подчас такие типы индивидуальных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. Невосприятие в психологии населения тех или иных запретов как реально упречных, а дозволений – как социально оправданных ведет, как правило, к серьезным проблемам в реализации нового законодательства, порождает многочисленные трудности в деятельности правоохранительных органов. Игнорирование юридической психологии населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей часто общественно полезных (борьба с самогоноварением, с отдельными противоправными традициям и обычаями и т. д. ).
Кроме этого, юридическая психология, будучи сама по себе сложносодержательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного – целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правового (стереотипы, привычки, автоматизмы и т. д. ), так и противоправного поведения.[3]
Бессознательное как явление правовой психологии находит выражение в таких формах познания действительности, как интуиция, психологический аффект (при совершении тех или иных противоправных поступков), привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также в стремлениях, действиях и установках, причины которых не осознаются человеком.
Таким образом, правовая психология – принципиально значимая для правового регулирования сфера общественного сознания, на изучение которой направлены усилия как теоретиков права, так и специалистов отраслевых юридических наук.
Кроме правовой психологии в структуру правосознания включается правовая идеология, которая, в отличие от психологического восприятия окружающего мира, соответствует уровню научно-теоретического отражения и освоения действительности.
Правовая идеология – это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.
По сравнению с правовой психологией, первичной «субстанцией» которой выступают психологические переживания людей, идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т. д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).[4]
В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы прежде всего социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми –учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием многих также конкретных людей, которые достигают в своем сознании системного целостного отражения государства и права.[5]
Однако правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.[6]
Примерами правовой идеологии как способа правового осознания действительности могут служить гегелевская философия права, естественно-правовая, позитивистская, марксистская доктрина государства и права, многие современные концепции правопознания. Кроме этого, сфера наибольшего «применения» правовой идеологии – не индивидуальные и стихийно-массовые отношения людей, что характерно для правовой психологии, а нацеленность на выражение интересов, потребностей достаточно оформленных, институционализированных социальных сообществ: классов, политических партий, общественных движений, государства, межгосударственных объединений.
Так, те или иные политические организации, участвующие в современных властеотношениях, создаются, как правило, на основе какой-либо политико-правовой идеологии – консервативной, либеральной, марксистской, христианской и т. д. В этом случае правовая идеология выполняет свое основное предназначение: она служит своеобразным социальным планом-программой деятельности организованных в партию, движение, в целом политическую систему людей, позволяет им поступать осознанно и целесообразно для достижения определенных социальных и правовых идеалов.[7]
Примером конкретной, весьма сложной, противоречивой деятельности целого сообщества людей может служить постепенный процесс формирования в России правового государства, которое должно соответствовать как общечеловеческим, так и национальным представлениям о демократии, обеспечении прав человека, гуманном и справедливом правопорядке. В данном случае доктрина правового государства служит идеологической основой для развития российской государственности.[8]
Наличие демократической и социально-, культурно-, исторически обоснованной государственно-правовой идеологии является жизненно важным условием деятельности любого общества. Так, одним из фундаментальных выводов уже десятилетнего периода реформ в России является то, что страна не может жить без ясной и осмысленной национальной государственно-правовой идеологии. Шестьдесят девять лет диктата одной – коммунистической – идеологии породили на этапе «перестройки» нигилистическое отношение к идеологии вообще, создали иллюзию полезности деидеологизации общества, политики, права.
Однако существует неписаный закон: сознание, в том числе и правовое, не терпит пустоты – какая-то, часто далеко не лучшая, система взглядов его всегда заполнит. В результате механической деидеологизации возникло опаснейшее, даже в сравнении с последствиями экономического кризиса, положение: усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои населения. В нашем «деидеологизированном» сознании усиливается тенденция к социальному примитивизму, массовым аберрациям, утрате и до того слабых иммунитетов от харизматического, националистического популизма.
На такой зыбкой духовной почве правовое государство и прочный правопорядок невозможны. Поэтому сейчас нарастает общественная потребность в новой, демократической государственно-правовой идеологии для России, которая не будет иметь ничего общего с диктатом, навязыванием и установлением в качестве государственной и единственно верной. Принципы и механизмы воспроизводства такой идеологии в общественном сознании должны быть отличны от прошлого.[9]
Как отмечается в современной отечественной литературе, действительный выбор для будущего России сейчас заключается не в том, жить ли с идеологией или без нее, ибо какая-то идеология будет в любом случае, а в том, какая идеология наиболее адекватна России, ее сущности, духу, перспективам развития.[10]
Без политико-правовой идеологии немыслимо современное цивилизованное общество. Примерами высокоидеологичных документов могут служить Конституция США, Конституция ФРГ, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., которые выступают идеологическим фундаментом демократий и правовых систем западных стран.[11]
Для России в переходный период правовая идеология приобретает особую значимость. Национальная правовая идеология позволяет человеку, классам, партиям так или иначе ориентироваться в новой политической обстановке. Никакая, даже самая детальная, пропаганда действующего законодательства этого дать не может. В отличие от конкретных и утилитарных программ, лозунгов, планов и обещаний правовая идеология ориентируется на долговременные процессы, нормы поведения, в силу чего она способна соединять поколения, концентрировать смысл их деятельности (в частности, молодежи) на социальные, созидательные цели.
Правовая идеология есть такой синтез правовых знаний, в целом правовой культуры, который в концептуальном виде доступен не только специалистам, но и широким слоям населения, конкретно каждому человеку, пропагандируя смысл жизни, работы, ориентируя их в сложном и противоречивом мире.[12]
В конечном счете национальная правовая доктрина – показатель высоты правового сознания общества, она характеризует важнейшие культурно-правовые ценности, которые служат своего рода «пропуском» в семью цивилизованных народов мира, позволяя занять подобающее России, ее нравственному и историческому потенциалу место.
Какая же правовая идеология актуальна для современной России? Теория отечественного права в последние семь десятилетий строилась на марксистской доктрине и классовом подходе. Надо сказать, что марксистская методология государства и права и сейчас сохраняет и будет сохранять в будущем научную ценность как почтенная и классическая теория, определившая многие процессы не только в России, но и в мире в XX в. Однако сегодня Россия находится в кардинально новой социально-экономической, духовно-нравственной и геополитической ситуации, которая требует нового осмысления исходных начал нашего правового уклада, в том числе на уровне его идеологического и культурологического обоснования.[13]
Можно назвать самые примерные общие параметры будущей целостной и систематизированной концепции правового развития России.
1. Отечественная правовая идеология не должна строиться на идее социального и политического раскола, противопоставления одной социальной группы – другой. Наоборот, теория должна стремиться к максимальному духовному объединению страны, достижению ею состояния нравственной и духовной соборности, необходимой степени политической консолидации. Страна уже достаточно пережила войн, революций, контрреволюций, расколов и реформаций и теперь нуждается в собирании своих интеллектуальных и материальных сил для трудной восстановительной и созидательной работы. Право должно в максимальной степени способствовать реализации этой задачи.
2. Правовая идеология должна быть достаточно открытой для учета и восприятия исторического опыта, какой бы идеологической принадлежности он ни был. Правовая идеология должна вбирать все конструктивное и полезное для России из теории и практики прошлого и настоящего.
3. Не принцип «суверенизации» личности по отношению к обществу и государству в его индивидуалистическом варианте; не огосударствление человека и подавление его самостоятельности и инициативы: все эти крайности не могут служить методологическими основами правовой идеологии в России. Индивидуальность возможна . только через социальность. Необходимо рациональное сочетание интересов личности и общества, а не доминирование одного над другим. Полноценное развитие личности, обеспечение гармонии прав и обязанностей реализуются через интеграцию человека в общество, его культуру.
4. Правовая идеология должна опираться на принцип укрепления и защиты Российского государства, которое должно быть демократическим, федеративным, обслуживающим общество, а не стоящим над ним, сильным и эффективным. Надо ясно представлять, что отказ от административно-командных методов в условиях правовой государственности совершенно немыслим и влечет лишь массовый произвол, разрушение правопорядка. Без грамотных и компетентных администраторов, без эффективной исполнительной власти с армией, с оснащенными правоохранительными органами и органами, защищающими внешнюю безопасность, ни одно правовое государство мира не может существовать. Государственное управление без угрозы применения насилия или применения насилия в случай угрозы национальной безопасности страны не может сохраниться.[14]
Таким образом, правовая психология и правовая идеология как структурные компоненты правового сознания общества каждая своими средствами служат осуществлению функций правосознания в правовом регулировании и в целом правовой культуре общества. Какие же это функции? Согласно устоявшемуся мнению юридической науки, основные функции правосознания, т. е. направления воздействия этого явления на общественные отношения, – познавательная, оценочная, регулятивная.
Познавательная функция правосознания заключатся в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни – социальной или даже естественной, природной. Задачи такого познания (на уровне обыденной практики) состоят не в выявлении и изучении общих закономерностей и связанных с ними научных истин, а в установлении относящихся к правовой реальности событий, действий, состояний, признаков и т. д. Субъектом такого познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.[15]
Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка – это деятельность субъектов права как граждан, так и правоприменителей по установлению (отождествлению) различных жизненных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того чтобы идентифицировать (оценить) то или иное поведение с позиций права, необходимо иметь достаточный уровень правового сознания.
Регулятивная функция правосознания реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Так, информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание (в форме правовой психологии) выступает как мотив конкретного вида поведения.[16]
Через правосознание происходит усвоение и определенных ценностных ориентацией субъектов в обществе, когда, в частности, та или иная конкретная личность, социальная доктрина становится основой устойчивой моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному поведению. В этом смысле правосознание, как социальный регулятор, выступает мощным средством социально-юридического контроля за поведением.
Особую значимость в реализации регулятивной функции правосознания имеет правовая установка – готовность, предрасположенность субъекта к правомерному или противоправному поведению, складывающаяся под влиянием ряда социальных и психофизиологических факторов. Правовая установка сообщает устойчивый, постоянный, целенаправленный характер той или иной деятельности, выступая своего рода стабилизатором в меняющейся социальной среде. Положительная правовая установка позволяет упорядочивать процесс правового воздействия, освобождая субъекта от необходимости каждый раз заново принимать решения в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях.

§ 2. Виды правосознания

В теории правоведения различаются следующие виды правосознания. Обыденное правосознание – массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.
Профессиональное правосознание – понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм, и от ее демократической и гуманистической адекватности зависит стиль и дух правовой практики. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм, равнодушное отношение к человеческой беде и т. д. ).
Понятия, идеи, убеждения юристов и в частности работников ОВД формируются на основе прежде всего юридической практики и во многом под влиянием юридической науки (идеологии), которая, в свою очередь, выделяет профессиональное сознание юристов в предмет специального анализа.[17]
Правосознание сотрудника ОВД неотделима от правовой культуры общества. Уровень правовой культуры общества существенно зависит от профессиональной культуры работника ОВД. С другой стороны, от профессионального уровня работника ОВД зависит состояние правовой культуры общества и гражданина.
Уровень правосознания профессиональной группы определяется степенью развитости правосознания каждого из его членов, т. е. степенью общего образования, уровнем его квалификации. Работник ОВД на своем рабочем месте должен соответствовать своей профессии и соответственно укреплять свой престиж и престиж сообщества юристов.
Сотрудник ОВД – личность, которая призвана стать выше своих привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества. Правонарушители – часто личности сильные, целенаправленные, вести поединок, с которыми не просто. Нередко работа над раскрытием и расследованием преступлений – схватка между личностями, характерами. Человек формируется в личность в процессе социальной практики. Юридическое образование – первый шаг к утверждению себя как личности в области реализации права. Юридическое образование должно обеспечить знание и понимание речи и мастерства, необходимых для практикующего работника, включая понимание правовых и этических обязанностей, прав и основных свобод человека, признанных законодательством страны и международным правом.
Научное правосознание – идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства, политико-конституционных отношений[18]. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы, работающие, как правило, в специализированных НИИ юридического профиля (Институт государства и права Российской академии наук, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ), государственных и общественных фондах, центрах (Исследовательский центр частного права в Москве).

§ 3. Взаимосвязь права и правосознания

Правосознание – неизбежный спутник права. Существование права нераздельно с реализацией воли и сознания людей. Требования и нормы общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических прав и обязанностей субъектов до тех пор, пока они не «пройдут» через сознание человека. С другой стороны, реализация права, по сути дела, есть процесс интеграции норм в правосознание народа, конкретных социальных групп.
Связь права и правосознания носит характер взаимодействия, т. е. такого соотношения, в котором между этими явлениями возникает встречная зависимость.
С одной стороны, развитие и состояние правосознания во многом обусловлено законодательством. Будучи мощным средством нравственного и интеллектуального воздействия, право «в текстах» активно способствует развитию тех или иных правовых представлений и чувств. С другой – право и законодательство как позитивные феномены государственного правопорядка находятся в не менее сильном и мощном «силовом поле» сложившегося уровня и характера правосознания общества, ограничены этим правосознанием, испытывают зависимость от него в процессе как правотворчества, так и правореализации.[19]
Роль правосознания в правотворческой деятельности заключается прежде всего в том, что сознание в форме правовой идеологии выступает ведущей детерминантой современного правообразования. Формирование права через специально разработанную правотворческую процедуру предполагает четко выраженные стадии подготовки законопроектов, среди которых принципиально важное значение имеют такие, как предварительное изучение мнения граждан и правоприменителей о необходимости и характере регулирования данного вопроса, сферы общественных отношений; разработка концепции будущего нормативного акта, которая в систематизированном виде определяет цели, задачи, средства, способы и возможные результаты правового регулирования.
Понятно, что на этих стадиях правосознание играет ведущую роль – как в виде психологических ожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в форме исповедуемых законодателем философских, социально-экономических и политических принципов и представлений о должном упорядочении той или иной сферы общественных отношений. Таким образом, правосознание дает единственно возможный для генезиса права «строительный материал» в виде помыслов, чувств, представлений различных субъектов законотворческого процесса – физических и юридических лиц – всей духовной культуры общества. Государство, формулируя юридические нормы, в первую очередь должно опираться на правосознание и правовую культуру народа, дифференцировать и стимулировать лучшие их образцы, стремиться не к абстрактно-оторванному от жизни и духа страны «творчеству» закона, а объективированию в действующем праве уже интегрированных в общественное сознание эталонов и регуляторов поведения.[20]
В последние годы в связи с процессом демократизации в России, созданием представительных органов государственной власти, обладающих реальными полномочиями в сфере правотворчества, роль общественного мнения по вопросам юридической политики заметно возросла. Законодатель – депутатский корпус, избираемый свободными демократическими выборами на альтернативной основе, в своей деятельности стремится опереться на действительные интересы и потребности различных социальных групп, мнение которых выступает побудительными мотивами при подготовке тех или иных законопроектов. Существенно возросло значение юридической науки в работе правообра-зовательного механизма, что накладывает на отечественную правовую теорию, в целом научное правосознание большую ответственность за обоснованность и качество своих рекомендаций.
Не менее значима роль правосознания в нормальном функционировании аппарата ОВД. Статус правосознания в этой сфере определяется двумя направлениями.
1. Правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами юридических норм. Развитое чувство права и законности, интегрированности в действующий правопорядок и правовую культуру является ведущей гарантией массового соблюдения требований правовых предписаний.
2. Правосознание выполняет важные функции в процессе применения правовых норм сотрудниками ОВД. Трудно представить случай применения юридической нормы вне контекста правосознания судьи, прокурора, следователя и др. Сотрудники ОВД обязаны понять, уяснить, разобраться в смысле права, его требований и дозволений. Без развитого правосознания сделать это невозможно. На основе правосознания делается оценка доказательств по делу.[21]
Таким образом, правосознание как бы пронизывает весь механизм правового регулирования и правового воздействия на общественные отношения: оно не только предшествует созданию юридических норм, но и «сопровождает» их на всем протяжении действия норм и даже после отмены. От специфики правосознания общества, уровня его зрелости во многом зависят сила права, эффективность всего правового регулирования.

Глава 2. Профессиональное правосознание сотрудников ОВД

§ 1. Составляющие профессионального правосознания сотрудника ОВД

Профессиональное правосознание сотрудника ОВД включает:
– знание законодательства и возможностей юридической науки.
Тот, кто не знает закона, не может быть его блюстителем, охранять права и свободы граждан;
– убежденность в необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов, в ценности права как меры свободы и справедливости.
Общество и государство не может и не должно терпеть невежд, зазнаек, дилетантов на должностях, которые связаны с вопросами укрепления правопорядка, законности, охраной и защитой прав и свобод граждан;
– умение пользоваться правовым инструментарием – законами и другими правовыми актами в повседневной деятельности, юридической техникой, достижениями юридической науки и практики.
Профессионализм и справедливость торжествуют в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель закона честно, исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает мастерство и находится на уровне последних достижений теоретической и практической юриспруденции.[22]
Исключительно важное значение имеет проблема преодоления правового нигилизма сотрудника ОВД, его некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения. Необходимо отказаться от подготовки работников-середнячков, от выпуска дипломированных специалистов, не имеющих надлежащего уровня в своей профессии. Будущим профессионалам целесообразно излагать юридические науки на основе плюрализма мысли ученых, юридических школ, уделять внимание развитию творческого понимания правовых проблем, возникающих в обществе, давать им необходимые практические навыки: выступать публично, общаться с людьми, грамотно составлять юридические документы и др.
Разумеется, что культура профессионала должна быть более высокой по сравнению с правовой культурой иных граждан.[23]

§ 2. Профессиональное мышление работника ОВД

Мышление – опосредованное и обобщенное отражение существенных закономерных связей действительности. Для познания закономерностей явлений, выявления связей и отношений между вещами необходима мыслительная деятельность, ибо связи в окружающем мире не может быть познаны органами чувств человека. Деятельность человека разумна благодаря мышлению. Мышление дает ответ на вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного чувственного отражения. Благодаря мышлению человек ориентируется в окружающем мире, поскольку использует полученные ранее обобщения в изменяющейся ситуации.
Профессиональное мышление сотрудника есть обобщенная ориентация и конкретных профессионально-правовых ситуациях действительности, или иначе – система информационно-правовой насыщенности, сложившаяся благодаря установкам профессионального назначения.
В профессиональном мышлении работника устанавливается отношение условий его деятельности к цели, осуществляется перенос юридических знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему. Умение профессионально мыслить означает целенаправленно оперировать понятиями в условиях возникшей юридически значимой практической задачи.[24] Мышление судьи, адвоката, следователя – это практическое мышление, оно на каждом этапе связано с определенными практическими проявлениями.
Осматривая место происшествия, следователь находит следы прошедшего события. Устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между событиями, следователь, путем логического мышления реконструирует целостную картину возможного хода события. Эта реконструкция происходит опосредованным путем – через понимание связей между внешними проявлениями и сущностью того, что происходило в действительности. Такое логическое отражение возможно на основе обобщения и знаний.[25]
Сущность профессионального мышления работника может быть выражена через составляющие:
– установление всеобщих взаимосвязей в профессионально – правовой сфере
– обобщение свойств однородной группы правовых явлений
– понимание сущности конкретного правового явления как разновидности определенной группы таких явлений
Формы мышления:
Суждение
Умозаключение
понятие
Суждение – форма мышления, в которой отражаются связи предметов и их признаков или отношения между предметами. Суждение юриста должно иметь нормативность, точность, формализованность выводов. Суждение специально обосновывается ранее проверенными фактами, закономерностями, системой умозаключений.
Умозаключение – вывод нового суждения из других суждений; это получение нового знания из имеющихся знаний. Умозаключение юриста не должно выходить за рамки норм, установленных в законах.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов или явлений. Применяя понятие, мы отвечаем на вопрос: Что это такое? Давая квалификацию тому или другому явлению через понятие (кража, подлог, покушение на убийство и др.) Сотрудник ОВД подводит итог творческой мыслительной деятельности, ориентируясь на закрепленное в законе понятие.
Итак, в мышлении сотрудника моделируются объективные свойства и взаимосвязи между правовыми явлениями, их существенные общие особенности, которые выражаются в форме суждений, умозаключений и понятий. Весь процесс мышления базируется на соотнесении ситуативной информации (о конкретном событии, факте) с обобщенной информацией, хранящейся в памяти индивида.[26]
Динамика (процесс) правового мышления может быть представлена через следующие этапы:
1. выявление, создание и формулировка ситуации, связанной с определенным объектом мышления, получение его фактической и правовой характеристики, формулирование задачи;
2. анализ возможностей использования правовых средств и способов решения задачи с учетом последствий и существующих ограничений;
3. выбор оптимального варианта решения, определение возможных результатов и негативных последствий.
Профессиональное мышление работника связано с выполнением общественных и государственных задач с помощью юридических средств и способов, действий и операций, вынесенных решений и актов их реализации, придания конкретным общественным отношениям и ситуациям правовой формы. Мышление юриста прагматично по своему характеру, т. к. для него важен, прежде всего, процесс практического осуществления принятых решений, их законности, соответствие компетенции и задачам органа, который он представляет.[27]
Содержание профессионального мышления сотрудника составляют установки на:
– высокую нормативную культуру, которая предусматривает веру в святость буквы и духа закона, склонность к порядку и законопослушности;
– обостренное чувство справедливости, которое выражается в умении критически оценить поведение окружающих людей и самокритическом отношении к собственным действиям;
– общий и специально-профессиональный интеллект, эрудированность, оперативная информационная насыщенность не только в узкой сфере своей деятельности, но и в смежных с ней областях. Так, судья не может не знать фактов рассматриваемого дела, игнорировать информацию о его различных деталях или рассчитывать на длительность поиска необходимых данных;
– приоритет прав человека, уважение к личности, проявляющееся в соблюдении принципа презумпции невиновности, обеспечении режима благоприятствования честному и добросовестному человеку и исключения безнаказанности правонарушителя. Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления. Обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях. Все сомнения относительно доказанности вины лица истолковываются в его пользу.[28]
Мышление сотрудника ОВД должно основываться на принципе презумпции порядочности (невиновности) каждого подследственного, пока его вина не будет доказана в судебном порядке.
Лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда.

Глава 3. Особенности деформации правосознания у сотрудников ОВД

§ 1. Понятие и виды деформации правосознания

Анализ и обобщение имеющегося опыта научного исследования феномена деформации правового сознания, проведенного отечественными учеными в тече­ние XX века, приводят автора к выводу о том, что в правоведении и философии до сих пор не сложилось единой теории этого явления и отсутствует четкое опреде­ление его понятия. Связано это с отсутствием единообразного подхода к изуче­нию деформации правового сознания как сложного социально-правового явления, а также с рассмотрением его в отрыве от состояния положительного правосозна­ния. Едины исследователи проблемы лишь в одном – в негативном, отрицатель­ном характере деформации правового сознания граждан России.[29]
Плодотворным в уточнении природы деформации правового сознания является рассмотрение этой проблемы с позиций философской теории отраже­ния. Согласно этой теории человеческое сознание определяется бытием и толь­ко во вторую очередь само опосредует его. Учитывая, что в отдельно взятой социальной системе правосознание индивидов может соответствовать общест­венному бытию (в том числе и позитивному праву) и в то же время противоре­чить общечеловеческим ценностям, автор предлагает различать относитель­ную и абсолютную деформации правосознания.
Относительная деформация правового сознания – это несоответствие структуры правосознания реально существующей в данном обществе правовой действительности. Абсолютная деформация правосознания – это несоответст­вие структуры правосознания тем правовым координатам, которые выработаны человеческой цивилизацией.
Автор придерживается сложившегося в научных кругах мнения о том, что в функционировании правосознания важную роль играют различные его состояния, под которыми понимаются определенные виды его настроенности и направленности под влиянием доминирующих в нем идей и взглядов, пред­ставлений и чувств.[30] Деформация правосознания – это одно из его состояний, противоположное положительному (позитивному). Взяв за основу эти исход­ные данные, можно проследить различия между ними. Это позволяет выработать понятие деформации правового сознания, выделить важнейшие ее признаки и отграничить от смежных явлений (деформации других видов соз­нания, полного отсутствия правосознания, правонарушения),
Таким образом, деформация правового сознания – это социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юриди­ческую действительность и выражают отрицательное отношение к дейст­вующему праву, законности и правопорядку.
Деформация правового сознания как сложное и многоплановое явле­ние требует комплексного к себе подхода, то есть изучения с позиции пра­воведения с одновременным философским, психологическим и социологи­ческим обоснованием, с использованием адекватных методов научного ис­следования.
Назрела необходимость формулирования общей теории деформации пра­вового сознания и ее отдельного компонента – деформации правового сознания граждан России.
Виды деформации правового сознания в современном российском обществе таковы.
В связи с отсутствием единого взгляда на понятие «форма деформации правового сознания» можно сформулировать следующее определение. Под формами деформации правового сознания понимаются способы ее проявления. которые отличаются друг от друга различной степенью искаженности ком­понентов правосознания в отражении правовой действительности и которые в совокупности раскрывают сущность и содержание этого явления– Наиболее распространенные из них в современной России – это правовой инфантилизм. правовой нигилизм, правовой фетишизм и перерожденное правосознание. Они, прежде всего, касаются деформации индивидуального правосознания, что не исключает их проявления на групповом и общественном уровнях.
Самой «мягкой» формой деформации правового сознания является правовой инфантилизм, заключающийся в недос­таточной сформированности и пробелъности правовых взглядов, знаний, ус­тановок, представлений. Правовой инфантилизм проявляется прежде всего в недостаточной сформиро­ванности правового сознания. Другим проявлением правового инфантилизма выступает пробел правового сознания, возникающий «лишь на основе полного отсутствия знания о каком-либо элементе правовой действительности либо на основе забывания таких знаний».[31] Можно выделить два вида пробельности правосознания: 1) «первичная» пробельность, когда индивиду изначально не была известна информация о данном элементе правовой действительности, 2) «вторичная» пробельность, которая характеризуется либо наличием в право­вом сознании субъекта определенной информации о том или ином элементе правовой действительности и последующем его забывании, либо отсутствием ситуации ее припоминания и получения данной информации.
Правовой нигилизм – следующая и весьма распространенная форма де­формации правового сознания граждан России.
Среди отечественных ученых нет единого подхода к пониманию его сущности. Одни[32] относят к нему все факты нега­тивно-отрицательного отношения к праву, в том числе и связанные с соверше­нием преступлений и иных правонарушений. Другие[33] к нему причисляют только те случаи осознанного игнорирования требо­ваний закона, которые сопровождаются отсутствием противоправного умысла. Будем исходить из того, что правовой нигилизм – это форма деформации правового сознания, которая выражается в наличии у носителей пренебре­жительного, отрицательного или безразличного отношения к праву и право­вой действительности при отсутствии умысла на совершение правонаруше­ний. Такой подход дает возможность выделить важнейшие признаки правового нигилизма, раскрывающие его сущность и позволяющие отличать его от дру­гих форм деформации правового сознания, от критики права и от правовой демагогии. Харак­терные его черты: широкая распространенность, подчеркнуто открытый характер, специфическая региональная или национальная окраска, соприкосновение и слияние с политическим, государственным, экономическим, нравственным и некоторыми другими видами нигилизма.
Правовой фетишизм – еще одна форма проявления деформации правово­го сознания граждан России. Правовой фетишизм — форма деформации право­вого сознания, выражающаяся в абсолютизации роли права и правовых ин­ститутов в регулировании общественных отношений.
Самой тяжелой формой деформации правового сознания является фено­мен его перерождения, под которым П.П. Баранов понимает случаи осознанно­го отрицания законов, сопровождающиеся наличием у лица преступного умысла, а также корыстного, алчного мотива.[34] Под перерожденным (перерожденческим) правосознанием по­нимается такая форма его деформации, которая проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона и сопровождается наличием у носителей умысла на совершение правонарушений.
Перерожденное правосознание проявляется в различных формах и, преж­де всего, в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных пра­вонарушений.[35]
Социальная опасность различных видов деформации правового соз­нания неодинакова и зависит от их распространенности и соответствия поступ­ка носителя интересам развития личности и общества. Самым опасным выступает перерожденное правосознание, что не исключает вредности правового ни­гилизма, фетишизма и инфантилизма.
Общественно опасны не только отдельные формы деформации правового сознания, но и само это явление в целом. Поэтому примиренческое отношение к деформации правового сознания, наблюдаемое у отдельных граждан и долж­ностных лиц современной России, ослабляет нравственные и правовые уста­новки других членов общества и тем самым способствует дальнейшему ее рас­пространению.
Инфантилизм, нигилизм, фетишизм и перерождение как формы дефор­мации правового сознания находятся в органической взаимосвязи и единстве. Диалектика их соотношения состоит в том, что, во-первых, они взаимосвязаны структурно и функционально, а во-вторых, каждая из них обладает качествен­ным своеобразием и несводимостью к другим формам.[36] Структурная их взаимо­связь выражается в том, что каждая предшествующая по степени регрессивно­сти форма в определенной степени включается в последующую более регрес­сивную, но не исчерпывает ее содержание. Так, например, перерождение как наиболее регрессивная форма деформации правового сознания включает в себя свойства нигилизма, инфантилизма, фетишизма и в известной мере основыва­ется на них, но отражает при этом и свои специфические черты, отличительные признаки.

§ 2. Деформация правосознания сотрудников ОВД

На основе вышеизложенного и с учетом специфика работы в ОВД, можно предположить следующие направления деформации правосознания юристов-профессионалов, в том числе и сотрудников ОВД. Так, интенсивность, степень выраженности, острота проявления правовых знаний, правовых установок и ценностных ориентаций, т. е. качественная характеристика отличает профессиональное правосознание от правового сознания законопослушных граждан и преступников. Все это имеет по результатам социально-психологического исследования следующее конкретное выражение:
1.                Принадлежность к профессиональной или активно законопослушной группе вызывает не только осуждение посягательств на охраняемые законом ценности, но и понимание объективной необходимости борьбы с такими посягательствами, строгого и неуклонного соблюдения законности, убеждение в справедливости и полезности права, недопустимости нарушений его предписаний.
2.                Уровень престижных оценок права как формы социального контроля и регуляции поведения, а также обеспечиваемого им правопорядка и законности в этой группе выше, чем у законопослушных граждан и тем более у правонарушителей.
3.                Для юристов-профессионалов характерна резкая и активная отрицательная реакция на преступность, оценка ее как серьезного социального зла, подлежащего последовательному и поступательному сокращению, уменьшению степени тяжести или общественной опасности, т. е. имеет место высокая оценка актуальности проблемы борьбы с преступностью.[37]
4.                Поскольку актуальность проблемы борьбы с преступностью отражает действительность мотивов поведения, то расхождения с общегосударственными ценностями, закрепленными в правовых законах, создает у юристов опасность для их лично значимых ценностей. Ведущими оказываются интересы и цели, соответствующие общегосударственным ценностям.
5.                Уровень оценок преступлений юриста-профессионала может не во всем соответствовать оценке их законом, а уровень карательных притязаний у них различаться с законопослушными гражданами. Уровень карательных притязаний юристов-профессионалов по сравнению с законом и законопослушными гражданами имеет тенденцию к ужесточению наказания и расширению средства и методов борьбы с конкретными преступлениями путем уменьшения объема прав и свобод личности, ее неприкосновенности, тайны переписки, телефонных и телеграфных сообщений и пр.
6.                Престижные оценки собственной деятельности и соответственно деятельности других правоохранительных органов у юристов-профессионалов, работающих в разных ведомствах, и среда сотрудников органов внутренних дел (в одном ведомстве) различны. Оценка деятельности своего ведомства чаще более высока, чем оценка деятельности других ведомств.
7.                Солидарность с пределами правового регулирования, в частности, с пределами криминализации и декриминализации, у представителей юридических профессий разных ведомств (пpoкуpaтуры, суда, юстиции и органов внутренних дел) различаются: существуют "ведомственные" тенденции на расширение или сужение криминализации и декриминализации порицаемых действий.
8.                Если у законопослушных граждан имеется недооценка процессуальных гарантий по сравнению с материальными, то у юристов процессуальные гарантии оцениваются столь же высоко или даже выше, чем материальные, но часто все же недооцениваются по сравнению с законом.
9.                Уровень престижных оценок функционирования различных общественных институтов неодинаков у представителей юридических профессий разных ведомств и применительно к различным формам участия общественности в борьбе с преступностью и правонарушаемостью в целом.[38]
Помимо распространенности в российском обществе правового нигилизма, о чем речь шла выше, дают о себе знать деформации (нежелательные изменения) правового сознания и мышления как граждан, так и у работников правоохранительных органов и других государственных служащих. В результате предпочтение отдается политической и иной целесообразности, а не законности.
В целом правовое сознание юристов – работников правоохранительных органов по сравнению с законопослушными гражданами и тем более правонарушителями отличают противоположные тенденции: типично положительные характеристики, строгий непреклонный образ мысли и специальные профессиональные ориентации, более высокий уровень профессионального усмотрения, одной стороны, высокий уровень карательных притязаний, завышенная самооценка, более критический подход к оценке правовой действительности, недооценка роли и значения общественного мнения – с другой.

Заключение

Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и т. п.
Немалую роль играет и знание зарубежного полезного правового опыта, когда в правосознании формируется представление «у них» и «у нас», причем «у них» со знаком «плюс», «у нас» со знаком «минус».
Такое правосознание также может в определенных исторических условиях выступать фактором правового развития. Однако при этом всегда надо исключать механическое копирование чужого опыта, сопоставлять его с национальными традициями, собственным правовым опытом. Правосознание и право могут находиться и в конфликте. На это оказывает влияние взаимодействие правового и морального, политического, эстетического сознания. Так, пока «пить» считалось моральным, в правовом сознании это обстоятельство при совершении бытового преступления фигурировало как смягчающее вину обстоятельство – «по пьяни», «в нетрезвом состоянии» и т. д.
Но уголовное законодательство расценивает это как отягчающее обстоятельство. Правосознание находилось в конфликте с правом.
Правосознание в своих пластах, уровнях, видах «работает» на устранение пробелов в праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (законах, постановлениях) положения, которые могут усовершенствовать законодательство. В правоприменительной деятельности развитое правосознание направляют гражданина для разрешения спора в суд, а не в редакцию газеты, что, впрочем, тоже иногда полезно.
«Если человек обладает развитым правосознанием, – писал французский юрист Ж. Карбонье, – то так ли уж нужна ему информация о законе. При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным».[39]
Нигилистическое отношение, т. е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка – это «менты», когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен, когда появляются герои – «воры в законе», авторитеты преступного мира.
Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.
Таким образом, правовой нигилизм – это, во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права.
Профессия юриста – широкая область трудовой деятельности, требующая юридических знаний и навыков, необходимых для выполнения определенной работы в правовой сфере социальных услуг. Она определяется специфическими условиями деятельности данной сферы и выражается в высокой правовой культуре юридического работника этой сферы. Повышение правосознания и правовой культуры является неотъемлемой частью самовоспитания сотрудника ОВД.

Список используемой литературы

1.     Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. – Н. Новгород. 1998.
2.     Баранов П.П. Правовая демагогия: природа, формы проявления, социальная опасность // Северо-Кавказский юридический вестник. – 1998. – № 4.
3.     Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. – М., 1991.
4.     Белканов Е. А. Лояльность правосознания. // Российский юридический журнал. 1996. – № 3.
5.     Васильев А. М. Правовые категории. – М., 1976.
6.     Гойман В.И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Сов. юстиция. – 1990. – № 9.
7.     Желтова В.П. Философия и буржуазное правосознание. – М., 1977.
8.     Ильин А. И. О сущности правосознания. – М., 1992.
9.     Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания, – М., 1974.
10.            Кистяковский Б. А. В защиту права. // Вехи. Из глубины. – М., 1996.
11.            Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. – СПб., 1995.
12.            Лебедев А. Общая теория права. – СПб., 1993.
13.            Лукашова Е.А., Социалистическое правосознание и законность. – М., 1973.
14.            Мапельман В.М., Пеньков Е.М. Политические и правовые формы общественного сознания // Философские науки. – 1980. – № 5.
15.            Муромцев Г. И. Источники права (теоретические аспекты проблемы). // Правоведение. – 1999. – № 2.
16.            Нерсесянц В. С. Право и закон. – М., 1993.
17.            Общая теория права и государства // Под ред. В.В. Лазарева. – М., 1994.
18.            Покровский И.Ф. Формирование правосознания личности. – Л., 1972.
19.            Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. –М.: ПРОСПЕКТ, 1999.
20.            Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая культура и преступное поведение. – Красноярск. 1988.
21.            Реан А. А. Психология изучения личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999.
22.            Розин В. М. Юридическое мышление. // Вопросы методологии. – 1999. – № 1.
23.            Сабо И. Основы теории права. – М., 1984.
24.            Соколов Н.Я Про­фессиональное сознание юристов. – М., 1988.
25.            Теория государства и права. / Курс лекций под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М., 1998.
26.            Уледов А.К. Структура общественного сознания. – М., 1968.
27.            Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. – М., 1963.
28.            Юридическая психология. Учебник. Под ред. В. Л. Васильева. – СПб.: Питер, 1997.


[1] Васильев А. М. Правовые категории. – М., 1976. – С. 82.
[2] Ильин А. И. О сущности правосознания. – М., 1992. – С. 11.
[3] Белканов Е. А. Лояльность правосознания. // Российский юридический журнал. 1996. – № 3. – С. 44.
[4] Уледов А.К. Структура общественного сознания. – М., 1968. – С. 62.
[5] Лебедев А. Общая теория права. – СПб., 1993. – С. 182.
[6] Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. – СПб., 1995. – С. 125.
[7] Муромцев Г. И. Источники права (теоретические аспекты проблемы). // Правоведение. – 1999. – № 2. – С. 41.
[8] Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. – М., 1963. – С. 55.
[9] Нерсесянц В. С. Право и закон. – М., 1993. – С. 24.
[10] Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. –М.: ПРОСПЕКТ, 1999. – С. 205.
[11] Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания, – М., 1974. – С. 81.
[12] Сабо И. Основы теории права. – М., 1984. – С. 73.
[13] Желтова В.П. Философия и буржуазное правосознание. – М., 1977. – С. 112.
[14] Общая теория права и государства // Под ред. В.В. Лазарева. – М., 1994. – С. 283.
[15] Кистяковский Б. А. В защиту права. // Вехи. Из глубины. – М., 1996. – С. 214.
[16] Теория государства и права. / Курс лекций под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М., 1998. – С. 210.
[17] Мапельман В.М., Пеньков Е.М. Политические и правовые формы общественного сознания // Философские науки. – 1980. – № 5. – С. 72.
[18] Теория государства и права. / Курс лекций под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М., 1998. – С. 221.
[19] Розин В. М. Юридическое мышление. // Вопросы методологии. – 1999. – № 1. – С. 30.
[20] Лукашова Е.А., Социалистическое правосознание и законность. – М., 1973. – С. 29.
[21]
[22] Соколов Н.Я Про­фессиональное сознание юристов. – М., 1988. – С. 42.
[23] Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. – М., 1991. – С. 63.
[24] Розин В. М. Юридическое мышление. // Вопросы методологии. – 1999. – № 1. – С. 31.
[25] Юридическая психология. Учебник. Под ред. В. Л. Васильева. – СПб.: Питер, 1997. – С. 262.
[26] Юридическая психология. Учебник. Под ред. В. Л. Васильева. – СПб.: Питер, 1997. – С. 263.
[27] Соколов Н.Я Про­фессиональное сознание юристов. – М., 1988. – С. 49.
[28] Реан А. А. Психология изучения личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. – С. 219.
[29] Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. – М., 1991. – С. 81.
[30] Соколов Н.Я Про­фессиональное сознание юристов. – М., 1988. – С. 92.
[31] Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. – Н. Новгород. 1998. – С. 87.
[32] См.: Гойман В.И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Сов. юстиция. – 1990. – № 9. – С. 3 – 4.
[33] См.: Баранов П.П. Правовая демагогия: природа, формы проявления, социальная опасность // Северо-Кавказский юридический вестник. – 1998. – № 4. – С. 13 – 31.
[34] См.: Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. – М., 1991. – С. 87.
[35] Покровский И.Ф. Формирование правосознания личности. – Л., 1972. – С. 42.
[36] Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая культура и преступное поведение. – Красноярск. 1988. – С. 70 – 71.
[37] Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. – М., 1991. – С. 89.
[38] Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников ОВД. Теоретические проблемы. – М., 1991. – С. 90.
[39] Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания, – М., 1974. – С. 122.

1. Реферат ЗАгрязнение атмосферы 13
2. Реферат Правовое регулирование иностранных инвестиций в странах Союза Независимых Государств
3. Сочинение на тему Литературный герой АННА КАРЕНИНА
4. Реферат Проблемные ситуации в управлении персоналом предприятия
5. Реферат Теория государственного регулирования экономики Дж.М. Кейнса
6. Реферат на тему Wed2viewA Essay Research Paper Legalization of Marijuana
7. Реферат на тему Временные аспекты морфогенетических процессов Эволюция путем гетерохронии
8. Реферат Влияние хрома, никеля, кремния и алюминия на жаростойкость сталей
9. Реферат Рынок как форма организации общественного хозяйства
10. Контрольная_работа на тему Великая Отечественная война в рамках 2-й мировой войны