Лекция

Лекция Оппозиционное движение в Украине в конце 50-х 80-х гг XX века

Работа добавлена на сайт bukvasha.net: 2015-10-29

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024


План-конспект урока Истории

Оппозиционное движение в Украине в конце 50-х – 80-х гг. XX века

Цель: рассмотреть оппозиционное движение в Украине в конце 50-х – 80-х гг. XX века.

Обучающая задача:

повторить, закрепить и обобщить материал по теме “Оппозиционное движение в Украине в конце 50-х – 80-х гг. XX века”.

Развивающая задача:

развивать умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, сравнивать и анализировать историческую информацию, совершенствовать навыки логического мышления, образной речи.

Воспитательная задача:

воспитывать чувство толерантности, неравнодушное отношение к украинской истории.

Тип урока: урок проверки знаний, умений и навыков в форме пресс-конференции.

Методы обучения: словесный метод (беседа, рассказ), отгадывание кроссворда, аналитический метод.

Средства обучения: портреты диссидентов; плакат “Демократические процессы в современном государстве”; таблички с названиями телеканалов, изданий периодической печати, профессиями выступающих, плакат с кроссвордом “Имена диссидентов”; диск с записью фрагмента песни группы “Океан Эльзы”, плакат с высказыванием историка И. Лысяка-Рудницкого.

План урока

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний. Мотивация.

Повторение и закрепление изученного материала.

Игра “Цепочка ассоциаций”.

Пресс-конференция “Диссидентское движение против “советского Левиафана” – поражение или победа?”.

Разгадывание кроссворда “Имена диссидентов”.

IV. Итог урока. Оценивание работы учеников.

V. Домашнее задание.

Ход урока

I Организационный момент.

Учитель настраивает учеников на работу, приветствует их (Добрый день, дети! Я рада вас всех видеть. Готовы ли вы к нашему уроку? Хорошо, садитесь.).

II. Актуализация опорных знаний. Мотивация.

Слово учителя. Оппозиционное движение, представленное тремя основными течениями диссидентов, – непростая страница в истории Украины.

Посмотрите на лица этих людей – всем им была уготована нелегкая, часто трагическая судьба. (Учитель обращает внимание учеников на портреты диссидентов). Их методы сопротивления были мирными, но добились ли диссиденты каких-либо результатов? Обратите внимание на точку зрения историка Ивана Лысяка-Рудницкого: “Пока живет человек несогласный – живет и человечество в целом”. (Учитель обращает внимание учеников на плакат с высказыванием историка). Согласны ли вы с этим?

Тема диссиденства настолько важна и сложна с морально-этической точки зрения, что достойна обсуждения на пресс-конференции.

Ключевой вопрос, на который мы сегодня должны ответить, уже обсуждался на городском турнире историков. Итак: “Диссидентское движение против “советского Левиафана” — поражение или победа?”.

В библейской мифологии Левиафан означает огромное морское чудовище, пожирающее все вокруг... На вопрос, справились ли с ним диссиденты, нам предстоит сегодня ответить.

Пресс-конференция объявляется открытой!

III. Повторение и закрепление изученного материала.

1. Игра “Цепочка ассоциаций”.

Слово учителя. Наша пресс-конференция – не совсем обычная: сегодня встречаются представители советского времени и XXI века. Им предстоит попытаться найти ответ на поставленный нами вопрос.

Но для начала я предлагаю всем присутствующим небольшую игру-разминку “Цепочка ассоциаций”: по предложенным ассоциациям вам необходимо будет определить ключевое слово, имеющее непосредственное отношение к зарождению диссидентского движения.

Игра:

Ассоциация № 1

Включается музыкальный фрагмент песни “А за вікном майже весна...” группы “Океан Эльзы”.

Ассоциация № 2

Ученикам предлагается анекдот, популярный в среде интеллигенции советского времени:

Сюрреализм – это то, что я чувствую;

реализм – это то, что я вижу;

соцреализм – это то, что я слышу”.

Ассоциация № 3

Внимание учеников обращается на плакат “Демократические процессы в современном государстве”, где перечислены признаки демократического общества.

Ассоциация № 4

Реальный случай из жизни школьников 80-х годов XX века.

...Школьная линейка перед рождественскими праздниками. Выступает представитель администрации: “Дети! Я и так знаю, что вы будете щедровать, но только не говорите, из какой вы школы!...”

Ассоциация № 5

Это фамилия известного писателя: Илья Эренбург.

Слово учителя. На какие же мысли натолкнули вас предложенные ассоциации? Какое слово ключевое?

(Ответ: № 1 – весна; №2 – принцип соцреализма в культуре; № 3 – отсутствие демократии в советский период; №4 – атеизм; №5 – повесть И. Эренбурга “Оттепель”. Ключевое слово – “оттепель”.)

Пресс-конференция “Диссидентское движение против “советского Левиафана” – поражение или победа?”.

Слово учителя. Действительно, период “оттепели”, который был основным содержанием десталинизации, способствовал духовному обновлению в жизни общества; как почки на деревьях, возникали произведения представителей интеллигенции, в которых просматривалась попытка расширить “границы соцреализма”, ответить на замалчиваемые вопросы...

У кого из присутствующих есть вопросы по этому поводу?

Корреспондент газеты “Голос України” (XXI век):

У меня вопрос к известному адвокату 70–80-х годов XX века: каковы причины возникновения диссидентского движения в Украине? В чем особенности украинского диссиденства?

Адвокат (70–80-е гг. XX века):

Я думаю, слово “оттепель” очень точно отражает общественные процессы, происходящие в СССР, а значит, и в Украине с приходом к власти уникального, сложного по характеру человека Никиты Сергеевича Хрущова.

Я прекрасно помню тот шок, который вызвали у меня сообщения о XX съезде КПСС, разоблачившем преступления сталинских времен. Это дало толчок к духовному пробуждению в СССР, а в Украине это произошло даже чуть раньше: первой ласточкой пересмотра позиций соцреализма в культуре стала статья А. Довженко в “Литературной газете” – “Искусство живописи и современность”.

Раньше других на изменения в обществе отреагировали поэты и писатели: Василий Симоненко, Николай Руденко, Лина Костенко, Николай Винграновский, Иван Драч. Литературную критику представляли Иван Дзюба, Евгений Сверстюк, Иван Светличный, Вячеслав Черновил, Валентин Мороз и другие. Появляется целая плеяда молодых, энергичных представителей интеллигенции, разрушающих стереотипы – так называемые “шестидесятники”.

Таким образом, среди причин появления украинского диссидентства можно назвать следующие:

1. Десталинизация;

2. Реабилитация многих культурных и государственных деятелей Украины;

3. Нерушимость основ властных структур;

4. Критическое отношение к коммунистическому режиму, недовольство незавершенностью десталинизации;

5. Интерес к украинской культуре и культуре стран Запада.

Особенностью украинского диссиденства можно считать то, что это было общеукраинское явление, охватывающее все регионы Украины.

Так же, как и в других республиках СССР, украинские диссиденты характеризовались:

мирными, ненасильственными формами протеста;

четкой организацией (кружки, объединения);

участием в оппозиционном движении самых разных слоев населения.

Шестидесятники” в своем развитии прошли стадии от “этнографической”, “культурно-просветительской” до стадии “политического противостояния системе”.

...Это были яркие личности...

Подруга художницы Аллы Горской (советское время):

Но это все слова. А я хотела бы рассказать о судьбе моей подруги, прекрасного человека, талантливой художницы. Это Алла Горская.

Она сама украинка, но родилась в Ленинграде, и все у них в семье говорили по-русски. Учиться она уехала в Киев, в художественный институт, где организовала клуб творческой молодежи.

Однажды у Аллы и ее единомышленника, художника Опанаса Заливахи, возникла идея создать необычный, монументально-декоративный витраж в вестибюле Киевского университета. На витраже был изображен Тарас Шевченко в виде Прометея. Получилось очень красиво! Но сразу после установки, ночью 1964 года витраж был разбит...

Алла была исключена из Союза художников Украины за “идейно вредное” произведение. А в 1970 году Горская погибла при загадочных обстоятельствах: ее нашли убитой на даче ее свекра, в подвале. Следствие установило, что свекор убил ее, а сам бросился под электричку... Но позже стало ясно, что к гибели Аллы причастны органы КГБ.

Когда хоронили Аллу, 7 декабря 1970 года, стихийно возникла акция протеста, выступали разные люди, знавшие ее. Над могилой Горской Василий Стус прочитал стихи, а потом выступил украинский хор “Гомін”.

Хор сразу же был распущен... Василий Стус арестован...

А что касается художника Опанаса Заливахи – он еще в марте 1966 года был осужден на пять лет сурового режима...

Корреспондент газеты “Комсомольская правда в Украине” (XXI век):

Я хочу обратиться к сторожу библиотеки Академии наук УССР: что вы знаете о пожаре в фонде украинских рукописей?

Сторож киевской публичной библиотеки Академии наук УССР:

В тот день, 24 мая 1964 года, я, как обычно, заступил на смену. Все проверил, не обнаружил ничего подозрительного и сел отдохнуть. Я вспомнил, как два дня назад проходил мимо памятника Шевченко и стал свидетелем празднования шевченковских дней: люди читали стихи Тараса Шевченко, пели украинские песни, ведь именно в этот день в 1861 году гроб с телом Шевченко был перевезен из Петербурга в Канев. Но то, что я увидел потом, меня поразило… Площадь оцепила милиция, люди из КГБ; многие были арестованы… Я сидел, размышляя над всем этим и вдруг почувствовал запах гари. Когда я бросился туда, то увидел, что горит фонд украинских рукописей! Как это могло произойти? Не знаю… Так и не удалось ничего спасти… Но этот случай вызвал широкую волну протестов среди украинских диссидентов…

Журналист телеканала “Интер” (XXI век):

У меня вопрос к человеку, входившему в Украинский рабоче-крестьянский союз. Организатор вашего союза – Левко Лукьяненко – жив до сих пор, он известный человек в Украине. Но я хотел бы спросить именно у вас: что вы можете рассказать о “Деле юристов” и судебном процессе, проходившем во Львове в 1961 году?

Заведующий клубом, входивший в УРКС (советское время):

Как вы сами знаете, Левко Лукьяненко – блестящий юрист, неутомимый борец за права украинцев и возрождение украинской культуры, родом с Черниговщины. В 1959 году он организовал Украинский рабоче-крестьянский союз (УРКС), сразу же ставший объектом пристального внимания со стороны КГБ. Это и понятно, ведь УРКС был единственной организацией, добивавшейся независимости Украины. Хотя, если подумать, мы не выходили за рамки Советской Конституции, которая гарантировала каждой нации право на самоопределение, вплоть до отделения. Вот мы и решили воспользоваться этим правом. Но был в нашей организации некий Ващук – слушатель областной партийной школы, оказавшийся провокатором КГБ.

Вскоре было заведено “Дело юристов”, суд состоялся в мае 1961 года, во Львове. Нас обвиняли по статье 56 “Измена Родине”, а когда Левко Лукьяненко объяснил следователю, что мы действовали в рамках Конституции, следователь ответил: “Конституция существует для заграницы!”

...Левка Лукьяненко приговорили к расстрелу, остальным дали от 10 до 15 лет лагерей. Уже потом, после кассационных жалоб, смертный приговор Левку Лукьяненко был заменен на 15 лет заключения в лагерях...

Корреспондент газеты «Голос України» (XXI век):

У меня вопрос к известному адвокату 70–80 годов XX века: каковы причины возникновения диссидентского движения в Украине? В чем особенности украинского диссиденства?

Советский прокурор (60–70-е гг. XX века):

Я хочу дополнить! У нас в СССР в полной мере соблюдаются права человека. Как вы слышали, Лукьяненко, возглавлявший антисоветскую националистическую организацию с целью создания “самостийной Украины”, был приговорен к смертной казни. Но гуманный советский суд заменил смертный приговор 15 годами исправительных работ. Но вместо благодарности Лукьяненко вместе с сообщниками распространяют возмутительную “самиздатовскую” литературу о нашем советском строе через зарубежных агентов по радиостанции “Свобода”.

Я думаю, он все-таки заслужил смертный приговор, так как абсолютно не исправился, более того – вошел в новую антисоветскую группу диссидента Николая Руденко.

Корреспондент газеты “Аргументы и факты” (XXI век):

Не так давно в Украине умер известный диссидент-правозащитник Николай Руденко, организатор Украинской хельсинской группы содействия выполнению хельсинских соглашений (УХГ). Что вы можете рассказать об этой группе?

Историк, входивший в УХГ:

Когда СССР подписал в августе 1975 года в Хельсинки документ о соблюдении гражданских прав и свобод своего народа, повсеместно стали возникать легальные группы с целью контроля за соблюдением прав человека.

Первый Хельсинский комитет был основан в Москве в мае 1976 года, потом подобные объединения возникли в Литве, Грузии, Армении. А 9 ноября 1976 года по инициативе Николая Руденко в Украине была создана группа способствования выполнению Хельсинских соглашений (УХГ), куда вошли Левко Лукьяненко, Иван Кандыба, Оксана Мешко, Олекса Тихий, Петр Григоренко, Святослав Караванский и другие, всего 36 человек.

Целью УХГ было: ознакомить украинский народ с Декларацией прав человека, поддерживать связь с зарубежной прессой, информировать мировую общественность о фактах нарушения прав человека в Украине.

В СССР действовало еще пять подобных групп, среди которых УХГ была самой активной. Главное то, что она действовала в рамках закона и относилась с глубоким уважением к людям других национальностей.

Но все это не помешало советской системе учинить погром УХГ: до 1980 года большинство членов УХГ были арестованы и осуждены в среднем на 12 лет лишения свободы...

В лагерях погибли В. Стус, В. Марченко, О. Тихий, Ю. Литвин.

Представитель телеканала “1+1”, программа “Иконостас” (XXI век):

Несмотря на эти трагические факты, инакомыслие в Украине не исчезало. Меня интересуют причины и деятельность еще одного течения несогласных – религиозного диссиденства?

Работник музея (70–80-е гг. XX века):

Причиной появления религиозного диссиденства была антирелигиозная кампания конца 50-х – начала 60-х годов.

В течение 1957–1964 годов в Украине было закрыто 46% всех православных храмов. Причем больше пострадала не Западная Украина, где церковные традиции были очень прочные, а центр и юго-восток Украины, где люди особо не сопротивлялись.

В Крыму осталось 14 храмов, а в Запорожской области – всего 9.

Я терпимо отношусь и к верующим, и к атеистам – это личное дело каждого. Но зачем же навязывать свое отношение к религии?

...Особенно пожилые люди страдали, ведь для них молитва, икона были смыслом жизни (не для всех, конечно...).

Ну а в Западной Украине не терпели. Там же подпольно существовала греко-католическая церковь – УГКЦ. Диссидент Иосиф Тереля создал Комитет защиты УГКЦ, его поддерживал представитель православного духовенства Василий Романюк. Да... Посидели они в психушках, но это их не остановило. Ну вы же сами видите, что они не зря старались – ведь в XXI веке – свобода вероисповедования.

Корреспондент газеты “Зеркало недели” (XXI век):

Так победили диссиденты или проиграли? Канадский историк Орест Субтельный (его семья родом из Украины) четко написал в книге “Украина. История”: “Диссиденты проиграли”. Может, и правда никому такие жертвы не были нужны?

Литератор (70-е гг. XX века):

На этот вопрос нет однозначного ответа. Многие диссиденты говорят, что они “не боролись, а просто жили”, а жизнь – это уже победа.

Слово учителя. Давайте вспомним о цели диссидентского движения: открыть возможности для свободного развития украинской культуры, обеспечить гражданские права украинцам. То, что сегодня мы живем в независимой Украине, наверное, смогло произойти и благодаря диссидентскому движению.

Разгадывание кроссворда “Имена диссидентов”.

Слово учителя. А теперь – для всех участников конференции – эксклюзивный кроссворд “Памятные имена диссидентов”. Давайте попробуем разгадать кроссворд и еще раз вспомним имена людей, не побоявшихся бросить вызов существующему строю.

1. Один из “шестидесятников”, поэт-переводчик, издавший 1000-страничный “Словарь рифм украинского языка”, активно выступал против арестов украинской интеллигенции. Пробыл в заключении в общей сложности 30 лет. (Караванский)

2.Диссидент, которому смертная казнь была заменена 15-летним заключением. (Лукъяненко)

3. Фамилия украинского писателя, подвергшегося гонениям за произведение “Собор”. (Гончар)

4. В конце 1950-х годов в Харькове вокруг этого российского поэта образовался кружок передовой творческой молодежи (подобные кружки были в Киеве – “Спутник”: И. Драч, Е.Сверстюк, А. Горская и др.; во Львове – “Пролисок” во главе с М. Косовом). А в брежневские времена этот человек считался “неудобным” поэтом. (Чичибабин)

5. Фамилия украинской поэтессы, писавшей красивые, но непонятные многим стихи. (Костенко)

6. Этот человек имеет непосредственное отношение к фильму “Тени забытых предков”. (Параджанов)

7. Фамилия человека, издававшего “самиздатовскую” литературу. Он также выпустил сборник материалов о судьбе 20-ти осужденных интеллигентов “Лихо з Розуму”. Его называли “лагерный генерал”. (Черновил)

8. Фамилия одного из самых активных борцов за права греко-католической церкви в Украине, бывший узник лагерей и “спецпсихушек”. (Тереля)

9. Идеалом этого поэта был Григорий Сковорода. Свою жизнь он закончил в лагере особого режима... (Стус)

10. Человек, отказавшийся от своих взглядов, автор работы “Интернационализм или русификация?”. (Дзюба)

11. Фамилия активного правозащитника-диссидента, арестованного за эссе “Моисей”, “Хроника сопротивления”, “Репортаж из заповедника им. Берии”. (Мороз)

12. Основатель Украинской Хельсинской Группы. Умер в 2004 году. (Руденко)

Слово учителя. Ключевое слово кроссворда – тоталитаризм, так как опыт диссиденства – это опыт существования человека в несвободной стране.

Обратимся еще раз к словам Ивана Лысяка-Рудницкого: “Пока живет человек несогласный – живет человечество в целом”.

IV. Итог урока. Оценивание работы учеников.

Слово учителя. Наша конференция завершилась. Всем нам есть о чем поразмыслить...

После выступления и участия детей на уроке, их деятельность оценивается. Выставляются баллы. (Сегодня вы очень хорошо поработали, все ребята были задействованы и никто не остался без внимания. Я считаю, что мы всем сегодня должны поставить оценку отлично.)

V. Домашнее задание.

Подготовиться к тематическому оцениванию по теме “Украина в послевоенный период 1945 – 1964 гг. ”

По желанию написать статью-размышление “Кто же победил: власть или диссиденты?”


1. Реферат Радіоактивне випромінювання та його вплив на людину
2. Реферат на тему Julius Ceaser Essay Brutus Character Analysis Essay
3. Реферат на тему Нормативно правове забезпечення стратегічної адаптації вітчизняни
4. Лекция на тему Экономическая оценка инвестиций
5. Курсовая на тему Управление собственным капиталом коммерческого банка
6. Доклад на тему Роль наблюдателя в квантовой механике
7. Контрольная работа Происхождение жизни 4
8. Реферат на тему TV Violence Essay Research Paper TV
9. Сочинение на тему Толстой л. н. - Образ светского общества в романе л. н. толстого война и мир
10. Курсовая Ипотечное кредитование в РФ 2